Создание эмоционального настроя. Регулярное создание позитивного эмоционального настроя

1. Психологический настрой «Все в твоих руках».

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Задача учителя – в организации системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший критерий психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это и многое другое оказывает воздействие учителя на учащихся и на их отношение к нему.

Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату. Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем .

Начинайте урок энергично .

Приёмы:

1. Утренняя зарядка.

Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком делаем утреннюю зарядку под музыку.

2. Точечный массаж лица.

Кто до сих пор не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица).

3. «Паутинка-разминка» или блиц-опрос, используя мяч:

«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:

За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

4. Вхождение в тему.

Метод «Ассоциации»:

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт» ? (Слова должны начинаться с букв данного слова.)

Другие методы: эффект удивления, неожиданности, противоречивости информации.

Например:

  • Земля плоская, как блин. И не смейтесь. Я знаю это точно…. И т.д.

5. Для закрепления или проверки знаний – математический диктант вида «ДА (НЕТ)».

Если верно, ставим + , если неверно –.

  1. Если в числе 10 переставить цифры местами, то получится 01. Верно? (01 – номер пожарной службы.)
  2. Оказывается, пожарных учат надевать штаны за 3 сек. Успеет ли хорошо натренированный пожарный за 9 сек. надеть 9 штанов?
  3. У 4-х палок 8 концов. А у 5 с половиной палок 12 концов. Верно?
  4. 1 кг железа тяжелее 1 кг ваты. Верно?
  5. Шел муж с женой
    Да брат с сестрой
    Да шурин с зятем.
    А всего их трое. Верно?
  6. Маленький мальчик Миша нашел во дворе 12 котят. Скольких друзей может осчастливить Миша, даря каждому другу по 3 котенка. Ответ: 4. Верно?

Самопроверка (+ – + – + +).

Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове.

Другие приемы: «Перфокарты», «Компас» и т.д.

6. Релаксация (под музыку звуков природы).

Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

7. Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).

(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

Рефлексия «Все в твоих руках».

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

- Большой – для меня было важным и интересным…

- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец – для меня было недостаточно…

В конце урока вопрос учащимся:

За что бы вы себя могли похвалить?

Советы учителям.

Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?

Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия

Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.

И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.

Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.

Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!

Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он – пример для подражания! Если плохо себя чувствуете, разрешите себе выйти на больничный. Оставьте чувство долга – ничего со школой и с учениками не произойдет!

А вот это повторяйте по утрам много раз, до полного усвоения пройденного материала!!!

В каждый момент своей жизни человек что-то чувствует. Он то бодр, то весел, то грустен, то спокоен. Эмоциональное самочувствие человека во многом определяется с соответствием или несоответствием происходящего его интересам. Поэтому, воздействие на эмоции, в сущности, есть своеобразное напоминание партнеру о его же собственных интересах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА УРОКА

В каждый момент своей жизни человек что-то чувствует. Он то бодр, то весел, то грустен, то спокоен. Эмоциональное самочувствие человека во многом определяется с соответствием или несоответствием происходящего его интересам. Поэтому, воздействие на эмоции, в сущности, есть своеобразное напоминание партнеру о его же собственных интересах.

Если нам кажется, что поведение собеседника расходится с тем, каким оно должно бы быть, и не идет ему на пользу, мы упрекаем (стыдим, укоряем). Настроение собеседника портится, и чаще всего активность его затухает. А в идеале и сама направленность его поведения меняется.

Если же какая-то деятельность, по нашему мнению, соответствует интересам партнера, а он этого не видит и потому не активен или, придавая излишнее значение чему-то постороннему, действует слишком робко и нерешительно, мы ободряем его (подбадриваем, сочувствуем, жалеем)

Этими воздействиями мы стремимся изменять самочувствие окружающих либо в сторону его улучшения, либо ухудшения. Различают два вида воздействия на чувства-ободрять и укорять. Педагог начинает ободрять , когда он стремиться укрепить в сознании ученика уверенность в том, что в своих действиях и намерениях ему не нужно сомневаться, медлить, тянуть, раздумывать, колебаться. При этом в любых текстах типичным подтекстом являются: «Смелей!», «Решительней!», «Веселей!».

Действием укорять педагог как бы будоражит в сознании ученика то, что должно было бы определять, но не определяет его поведение. Типичные подтексты при этом: «Как же тебе не стыдно!», «Одумайся!», «Устыдись!», «Опомнись!».

Учителю вредно постоянно корить и одергивать учеников. Это ведет к укоренению в педагоге опасного мнения о себе, как о человеке всезнающем, никогда не ошибающимся в том, что хорошо и что плохо. Педагогу желательно следить за тем, чтобы действие упрекать не занимало существенного места в способах воздействия.

Если учитель постоянно упрекает, ворчит, проявляет недовольство, то это значит, что он потерял контакт с детьми и явно заблуждается в том, что можно, а чего нельзя требовать от них и от себя. Ворчание может оказаться тревожным сигналом профессиональной непригодности человека к педагогической деятельности.

Противоположный способ воздействия, обращенный к чувствам, эмоциям, самочувствию- одобрять . Мы говорим: «Ну!, Ну!», «Хорошо!», «Молодец!», «Умница!», «Не бойся!»- для того, чтобы поддержать его решимость, закрепить что-то хорошее. В оттенках одобрения просвечивает то, что люди называют добротой. Добрые глаза- это ободряющие глаза, то есть, ждущие чего-то хорошего, правильного от того, к кому они обращены. Добрый голос-это голос поддержки.

Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение субъекту, становится для него фактором развития.

Педагог должен позаботиться о том, что переживание в жизни равно как и счастье во многом зависит от удовлетворения, получаемого человеком в ходе его деятельности. «Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни». /Глассер У. Школа для неудачников- М-1991/

Ощущение успеха рождается у ученика, сумевшего преодолеть свой страх, свое неумение, застенчивость, непонимание, робость, растерянность, затруднение и прочее. Ситуация успеха-некий взлет для человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своем личностном развитии.

Ситуация успеха- это победа как по-беда, т.е. после беды, по окончании беды, сопротивление беде, то, что человек чувствует, когда преодолевает трудности. Переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудачи заставляют его сворачиваться, замыкаться от сознания своей второсортности.

Авансирование -принцип отношения к ученику, подход к нему с оптимистической гипотезой, с верой в его успехи, достижения и способности. Педагогический прием оглашения достоинств ребенка, которые он еще не успел проявить, но непременно проявит в будущем. В качестве принципа авансирование выступает как характеристика устойчивой педагогической позиции воспитателя: доброжелательность, ожидание успеха, забота о ситуации успеха, оглашение положительных качеств как постоянная черта отношений.

Вытеснение - метод психотерапевтического воздействия, который применяется с целью вызвать другое, более благоприятное состояние, заменяющее негативное переживание. Используется, когда необходимо устранить отрицательные проявления через включение ребенка в деятельность.

Игнорирование - метод психотерапевтического воздействия, состоящий в том, что предусматривается фиксирование педагогом неблагоприятного состояния субъекта (ребенка), но внешне инструментуется не замечание того, что происходит. Применяется с целью постепенного угасания накала состояния.

Концентрация на положительном -метод психотерапевтического воздействия, направленный на снятие неблагоприятного состояния. Он основывается на сосредоточении на позитивном, самом ребенке и переориентации его внимания на положительное в другом человеке. Цель данного метода- научит воспитуемого саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения.

Подавление - метод психотерапевтического воздействия, предусматривающий жесткое пресечение и ограничение действий ребенка с целью избежать тех из них, которые могут нанести ущерб. Применение подавления наиболее целесообразно, когда негативные проявления поведения ребенка грозят нанести вред его здоровью или возникает явная угроза жизни для окружающих.

Подкрепление положительное - самого разного рода воздействие, вызывающее у воспитанника удовлетворение происшедшим или произведенным. Конечная цель положительного подкрепления- формирование отношения к социальным и культурным ценностям и закрепление психологических новообразований. Способы положительного подкрепления: поощрение, психологическое поглаживание, положительная оценка, предоставление новых прав, возложение новых обязанностей, изменение формы обращения, признание симпатий, сувениры, подарки, символические знаки внимания и т.д. Подкрепление может быть мимическим (улыбка, добрый взгляд, любовное выражение лица), пластическим (дружеский жест, восторженный взмах рук, нежное поглаживание), вербальным (доброе слово, комплимент), предметным (вручение цветов), действенным (протягивание руки, предложение чего-то уступка…). Следует помнить, что потребность в любви не насыщаема. Нельзя перелюбить ребенка, переласкать его. Он всегда будет испытывать нужду в добром расположении, признании его достоинств, нежности, внимании.

Ситуация успеха - субъективно воспринимаемые личностные достижения в какой-либо деятельности в контексте развития индивидуальности, приносящие ей глубокое удовлетворение как ходом, содержанием, так и результатом деятельности. Ситуация успеха обеспечивается доброжелательностью группы или отдельного лица, с которым взаимодействует ребенок, скрытой инструкцией, которую посылает ребенку педагог, снятием страха перед конкретными действиями, авансированием в адрес ученика, усилением мотивации, а также инструментовкой персональной исключительности ребенка в данной ситуации деятельности.

Шутка - очень эффективный и эффектный способ воздействия, снимающий психологическое напряжение, подчеркивающий доброжелательные взаимоотношения, приносящие маленькую радость, затмевающую унылое или агрессивное состояние духа, а следовательно, высвобождающий активный разум и помогающий решить ясно какой-то вопрос. Шутка активизирует, отвлекает, расслабляет, рождает эмпатию.

Методы педагогической поддержки здоровья. Выделено три группы методов педагогической поддержки здоровья. Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:

Метод радостной перспективы –это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;

Метод «увлечения весельем» -юмор всегда помогает преодолеть трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;

Метод поощрения и похвалы- этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше путем одобрения (мимикой, взглядом, жестом, словом);

Метод самонаблюдения за своими эмоциями-метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.

Личностные установки и принципы работы учителя.

Истинность, открытость. Она предполагает открытость учителя своим собственным мыслям, чувствам и переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися. Эта установка на личностное поведение в классе рассматривается как альтернатива столь типичной для традиционного учителя установке на сугубо ролевое поведение.

Поощрение, принятие, доверие-является выражением внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося. Эмпатическое понимание –это видение учителем поведения учащегося, его разнообразных реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося, его глазами.

Психологические аспекты урока:

Соотношение положительного стимулирования, побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, поощряющие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и отрицательного стимулирования, принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации)

Психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт)

Эмоциональность изложения материала (интонация может нести до 40% информации).

Принципы педагогической деятельности:

Любить ребенка

Очеловечить среду, в которой живет ребенок

Прожить в ребенке свое детство.

ЗАПОВЕДЬ Ш.А.АМОНАШВИЛИ УЧИТЕЛЬ, БУДЬ СОЛНЦЕМ, ИЗЛУЧАЮЩИМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕПЛО, БУДЬ БЛАГОДАТНОЙ ПОЧВОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ И СЕЙ ЗНАНИЯ НЕ ТОЛЬКО В ПАМЯТИ И СОЗНАНИИ ТВОИХ УЧЕНИКОВ, НО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ В ИХ ДУШАХ И СЕРДЦАХ.

Букатов В., Ершова А Словесные воздействия в работе учителя./Педагогам о мастерстве общения с классом\ Библиотечка «Первого сентября» Классное руководство №1 2007

Щуркова Н. Новые технологии воспитательного процесса М.1994

Краткий справочник по педагогической технологии Под ред. Щурковой Н. М.1997


Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Приемы психологического настроя на

Изюминки психологического настроя

1.Эмоциональные разрядки на уроках

Современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников

концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках

вызвана спецификой предметов: необходимостью в большом количестве тренировочных

упражнений. Дляучителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является

основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности

урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной

деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на

высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и

психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые

снимали быусталость. Первые признаки утомления могутпроявляться в двигательном

беспокойстве детей на 12 -14 мин. урока. Устранить утомление можно, если

оптимизировать физическую, умственную иэмоциональную активность. Для этого

следуетактивно отдохнуть, переключиться на другие видыдеятельности, использовать

всевозможные средства восстановления работоспособности.

Для этой цели необходимо повышение эмоционального наполнения учебных занятий, их

привлекательности, смена деятельности учащихся, оптимизация процесса взаимодействия

взрослого иребенка на занятиях позволят увеличить число положительно переживаемых

эмоций, помогут снятьфизическое и психоэмоциональное напряжение школьников,

приведут к повышению умственной ифизической работоспособности в режиме учебного

дня учащихся.

Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:

Оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости,

улучшает память и тем самым повышает работоспособность;

Способствует психическому здоровью.

Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся давать ощущение

радости.Прием переключения внимания основан на свойственной детям школьного

возраста подвижности нервных процессов и непроизвольности характера психической

деятельности. Переключение внимания является важным приемом эмоциональной

регуляции, если осуществляется целенаправленно, предварительно планируется

педагогом, используется как с дидактической целью, так и для временной эмоциональной

разрядки. С указанной целью можно использовать разнообразные игровые ситуации,

звуковые сигналы, задания со сменой деятельности, задания на быстрое реагирование. К

группе вербально - стилистических приёмов можно отнестифольклор, юмор, крылатые

слова. Учёныеуказывают, что использование таких приемов помогает активизировать

любую деятельность,предупредить или безболезненно ликвидировать сложный

конфликт, снять эмоциональное напряжение.

Переключение деятельности для коррекции эмоций скуки или боязни может

осуществляться как при помощи слов, так и при использовании цвета, музыки, жестовых

сигналов, включения в работу предметов, наглядных пособий. К формам переключения

использоватькрылатые фразы, мудрые мысли, игры - разминки, кричалки, музыкальные

физминутки, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная

картинка,которые доступны и могут быть использованы в работе с детьми школьного

возраста.

снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения

релаксации –снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные

эмоции, хорошее настроение, что ведет кулучшению усвоения материала.

Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед

учениками запомнить учебный материал. Релаксация должна освобождать ученика от

умственного напряжения.

Очень полезно для снятия эмоционального напряжения использование музыки. Музыка

позволяет без волевых усилий активизировать работу на уровне непроизвольной

регуляции выполняемых движений, облегчает выполнение работы, избавляет от опасных

психофизических перенапряжений. Музыка формирует положительные эмоции,

воспитывает чувство ритма, музыкальность, оказываеттерапевтический эффект.

Приведу в качестве примера некоторые виды разрядки, которые можно применить на

Разрядка с использованием различного вида движения

Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки

вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Действия, совершаемые учащимися,

могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием.

Педагоги знают: как начнешь урок, так он и продолжится. В самом начале задаются

темп, динамика, увлеченность детей. Включить ребят в работу -важная задача педагога.

В этом помогает правильно подобранный и проведенный психологический настрой. Этот

игровой метод формирует у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут

чувствовать себя «как дома». Задачаучителя –в организации системы мер по созданию

психологического комфорта младших школьников на уроке. С одной стороны, таким

образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой –появляется

дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому

высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку

зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной

мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление –

вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к

раскрытию способностей каждого ребенка.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Учителю важно

помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока.

урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями,

другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает

свои эмоциональные чувства, как он ими владеет –все это и многое другое оказывает

воздействие учителя на учащихся и на их отношение к нему.

Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату.

Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем.

Организационный этап, очень кратковременный, определяет весь психологический

настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной

рабочей обстановке в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали.

Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются

условием выполнения задач данного этапа.

2.Тренинг- настройвначалеурока.

Начинайте урок энергично.

1. Утренняя зарядка.

Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для

бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком делаем утреннюю зарядку под музыку.

2. Точечный массаж лица.

Точечный массаж для повышения иммунитета. Проговаривая текст, дети массируют точку

ХЭ –ГУ, расположенную между большим и указательным пальцами руки.

Есть волшебная точка у нас,

Будем крутить ее каждый час.

От простуды помогает,

От инфекции спасает.

От безделья, лени –тоже

ХЭ –ГУ –точка всем поможет.

Стало скучно, не грустите –

ХЭ –ГУ –точку покрутите.

Утром, днем и перед сном

Дружно с точкой мы живем.

Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний. Проговаривая текст, дети

одним –двумя пальцами производят вращательные движения по часовой стрелке по 8 -9

на каждой точке.

У нас на теле точки есть-

Столько много, что не счесть.

Очень плавно по спирали

Эти точки мы нажали.

Пальчик в ямку опустился

И немного покрутился.

(Дети массируют точку в яремной ямке, расположенной между ключицами)

Под губой и над губой

Помассируем с тобой.

А теперь два пальца сразу

Из носа выгонять заразу.

(Указательными пальцами дети массируют точки с наружной стороны ноздрей, затем

тщательно растирают крылья носа)

Руки в кулачки сожмем,

Крылья носа разотрем.

Точка есть и в центре лба –

Помассируй для ума.

Возле уха и внутри

Точки хорошо потри.

(Дети делают массаж точек с обеих сторон ушной раковины и внутри)

Большим пальцем вниз пойдем

И ангину уберем.

(Большими пальцами дети делают плавные движения под подбородком)

Эти точки без сомненья, -

От простуды избавление.

- Кто до сих пор не проснулся –включаем в работу энергетические точки (биологически

активные точки лица).

3. Вхождение в тему. Метод «Ассоциации»:

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт» ? (Слова должны

начинаться с букв данного слова.)

4.Другие методы:эффект удивления, неожиданности, противоречивости

информации.

Например:

Земля плоская, как блин. И не смейтесь. Я знаю это точно…. И т.д.

5. Для закрепления или проверки знаний –математический диктант

вида «ДА (НЕТ)».

Если верно, ставим + , если неверно –.

1.Если в числе 10 переставить цифры местами, то получится 01.

Верно? (01 номер пожарной службы.)

2.Оказывается, пожарных учат надевать штаны за 3 сек. Успеет ли хорошо

натренированный пожарный за 9 сек. надеть 9 штанов?

3. У 4 -х палок 8 концов. А у 5 с половиной палок 12 концов. Верно?

4.1 кг железа тяжелее 1 кг ваты. Верно?

5. Шел муж с женой

Да брат с сестрой

Да шурин с зятем.

А всего их трое. Верно?

6.Маленький мальчик Миша нашел во дворе 12 котят. Скольких друзей может

осчастливить Миша, даря каждому другу по 3 котенка. Ответ: 4. Верно?

–красота…

–органичность…

–фантазия…

–отдых…

–радость…

–тепло…

Самопроверка (+ – + – + +).

- Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове.

Другие приемы:«Перфокарты», «Компас» и т.д.

6. Релаксация (под музыку звуков природы).

Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в

волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с

хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу?

Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело

посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в

осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается

свежестью и чистотой.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство,

забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту

рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к

себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» –вы откроете глаза. Окружающий вас

мир –большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю

красоту окружающей природы.

7.Рефлексия «Все в твоих руках».

надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…

В конце урока вопрос учащимся:

- За что бы вы себя могли похвалить?

Психологический настрой

1.Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость,

общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в

школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все

замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я

работаю.»

2.Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего

вам настроения и успехов!

3.Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души

прекрасными чувствами.

4.Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И , конечно, жду той минуты,

когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете?

Тогда вперед!

5.Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.

Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

Учитель: Тогда вперед!

6.Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как

вы думаете, почему?

Дети:Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.

–Потому что наступила настоящая весна.

–Сегодня светит солнце.

Может быть, потому что скоро каникулы?

Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и

солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое

настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

7.Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты

желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.Я

рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и

увлекательно.

8. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу,

пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на

меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что- то новое.

9.Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость

общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых

открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

11.Какое сейчас время года?Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и

расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите,

как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые

снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным

настроением мы поработаем сегодня на уроке.

12.Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с

больших пальцев и говорят:

1.желаю (соприкасаются большими пальцами);

2.успеха (указательными);

3.большого (средними);

4.во всём (безымянными);

5.и везде (мизинцами);

6.Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

13.Приветствие.

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

14."Обмен настроением".

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

(У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке

прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока

новых открытий.

- А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу

- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок математики, мы всегда такие интересные

задания выполняем.

- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что

начинается мой любимый урок.

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня

сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в

очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!

15.Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья,

мира и добра.

Положите руку на сердце и повторяйте за мной:

Я есть любовь,

Я есть воля,

Я есть сила,

Я есть добро,

Я есть всё прекрасное.

Я есть Человек,

Всё зависит от меня,

Всё в моих руках.

16. Психологические настрои под музыку:

Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают

головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает

за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка

семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки

тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот

наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх,

показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он

тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка).

17.Вдохните…Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем

друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам

радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам,

раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу.

18.Психологический настрой, подходящий для всех уроков.

- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.

- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек

разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное,

зелёная хорошее, синяя так себе.

- Я тоже покажу вам своё настроение.

- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш

урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

19. Вводно - психологический настрой для урока математики:

Науке посвящается,

Что математикой всегда

В школе называется

Она поможет воспитать

Такую точность мысли,

Чтоб в нашей жизни все познать,

Измерить и исчислить.

И прекрасна, и сильна –

Математики страна.

Уравненья и задачи,

Пожелаю вам удачи!

За работу! В добрый час!.

К уроку математики

Готовьте ум и глаз.

Расставлены для вас.

20.Вводно -психологический настрой для урока русского языка:

Эмоциональный настрой

Эмоциональный настрой характеризует особенности реагирования человека в ответ на эмоциональную атмосферу, возникающую в процессе совместной деятельности.

При взаимодействии с окружающими проявляются разные формы эмоциональной восприимчивости: резонирование, отстраненность и диссонирование. Соответственно, продуцируется положительная, нейтральная и отрицательная энергия.

Эмоциональное резонирование – способность личности откликаться на различные эмоциональные состояния партнеров. Эмоционально отзывчивый человек легко и быстро «настраивается» на любую эмоциональную волну окружающих, особенно если и они также эмоционально отзывчивы. Он непроизвольно входит в разные состояния партнеров: радости или печали, покоя или тревоги, обеспокоенности или страха, депрессии или эйфории. Случается, что эмоционально отзывчивые люди поглощены какими-либо проблемами, либо находятся в дискомфортном настроении, и тогда с ними трудно устанавливать эмоциональный контакт. Бывает так, что эмоционально отзывчивый человек оказывается во власти негативных эмоций партнеров, обладающих более сильной энергией, и тогда он сам страдает от своей реактивности. Вспомните, как очень возбудимые люди легко и быстро отвечают грубостью на грубость, резкостью на резкость, а, успокоившись, нередко сожалеют о случившемся. В этом случае посредством эмоционального резонирования распространяется поток негативной энергии.

Таким образом, способность к эмоциональному резонансу имеет свои плюсы и минусы. Тем не менее, свободный эмоционально энергетический обмен с окружающими обычно приносит облегчение как самому человеку, так и его партнерам. Это происходит даже в том случае, если выход получают отрицательные энергии.

Эмоциональный резонанс между партнерами вызывает сложение их энергий, заключенных в эмоциях, и стимулирует дополнительный психологический эффект взаимодействия – синергизм.

Напомним, что синергизм проявляется в том, что личность своей манерой взаимодействия с партнерами способствует объединению энергетических потенциалов и увеличению эффективности совместной деятельности. Такое поведение ассоциируется с положительной энергетикой. Унисон эмоционально-энергетических сил вызывает существенный психотерапевтический и целительный эффект. Именно этот феномен эксплуатируют новоявленные врачеватели масс, проводящие сеансы в больших аудиториях.

Если профессионал в сфере общения воспринимает и отзывается на эмоционально-энергетические состояния партнера, то происходит благотворное сложение энергий, повышается вероятность внушающего воздействия на него.

Эмоциональная отстраненность – следствие эмоциональной ригидности. Личность обычно слабо реагирует на эмоциональную атмосферу общения – в ответ на эмоциональные состояния окружающих проявляются невыразительные, приглушенные, неопределенные эмоции. Такое поведение ассоциируется с нейтральной энергетикой. При этом мало вероятно сложение энергетических сил партнеров и, следовательно, вряд ли возможен какой-либо синергический эффект. У эмоционально-ригидных резонанс с эмоциями окружающих возникает редко, например, только в общении с близкими или с теми, кто особенно понравился, вызвал доверие, чувство безопасности. Психологически комфортно могут чувствовать себя два или несколько партнеров, склонных к эмоциональной сдержанности: их энергетические поля созвучны и потому не возмущают друг друга.

Эмоциональное диссонирование характеризуется демонстративным выключением личности из эмоциональной атмосферы общения или проявлением эмоций, противоположных по смыслу ситуации взаимодействия. Например, если партнер испытывает подъем сил, радуется, то личность, склонная к эмоциональной сопротивляемости, в этот момент начинает раздражаться, капризничать или впадает в депрессию. У некоторых отмечается нечто вроде навязчивой потребности бросать эмоциональный вызов окружающим: если партнеру хорошо, то во что бы то ни стало надо что-то сказать или сделать, чтобы у него испортилось настроение; если окружающие грустят по какому-либо вполне объективному поводу, то эмоционально сопротивляющаяся личность заявляет: «Мне смешно, нашли чему радоваться». Есть люди, которым доставляет удовольствие чужое несчастье, страдания, слезы, беспомощность.

Эмоциональное диссонирование – признак аутичности в детском возрасте. Есть дети, которые не склонны проявлять эмоции «за компанию». Когда все веселятся, они держаться в стороне. Вовлечь их в круг сверстников не удается; всем хорошо, а они насупились. Случается, что энергетика общего ликования повергает их в депрессию, они начинают злиться, закатывают истерику.

Эмоционально диссонирующие, как правило, обращают на себя внимание тем, что выпадают из эмоционального контекста общения. С кислыми физиономиями они высиживают концерт юмориста. От них не дождется аплодисментов эстрадная звезда. Если шутка лектора вызывает громкий смех у присутствующих в аудитории, то эмоционально сопротивляющиеся индивиды едва растянут губы в улыбке. Им не по себе в веселой компании и они не охотно соглашаются принять участие в пикнике. Они не способны разделять чужие радости и успехи. В общем, от них всегда веет холодом.

Как правило, от таких людей стараются держаться подальше, их недолюбливают, порой с такими неприятно говорить даже о погоде. Особенно избегают того, кто не способен чем-либо компенсировать свой коммуникативный недостаток, например, при этом не обладает хорошим умом, профессиональными качествами, терпением или другими достоинствами.

Объединение личностей, склонных эмоционально сопротивляться групповой атмосфере, оказывает разрушительное воздействие на совместную деятельность. Унисон негативных эмоционально-энергетических сил обычно вызывает мощную волну агрессии и жестокости. Порой достаточно двум-трем персонам консолидировать свою негативную эмоциональную энергию и противопоставить ее групповой атмосфере, как будет дестабилизирована деятельность целого коллектива. Психика обычного человека не выдерживает мощного натиска негативных эмоционально-энергетических воздействий извне.

Эмоционально отзывчивый, резонирующий партнер, конечно, наиболее предпочтителен, поскольку он способен откликаться на состояния окружающих посредством установления и поддержания идентичных психоэнергетических состояний. Во взаимодействии с ним у партнеров больше шансов быть замеченными и оцененными, выше вероятность получить сочувствие и поддержку. Оказавшись в созвучном биопсихическом поле, партнер становится доверчивым, податливым на убеждение и внушение.

На эмоционально отзывчивого партнера рассчитывают муж и жена, воспитуемый, клиент, пациент, однако не следует забывать о том, что эмоциональная отзывчивость сопряжена с существенными энергетическими затратами. Например, врач, психолог, педагог отдает свою энергию партнеру – больному, пациенту, ученику. В этом заключается благородная жертва. Когда же профессионал в области человеческих отношений эмоционально «выгорает», включаются те или иные защитные механизмы: привыкание к страданиям, избирательное проявление сочувствия, избегание длительных и глубоких контактов, равнодушие. На ум приходят успокоительные философии, вроде: «всем не посочувствуешь», «надо беречь себя», «люди неблагодарны» и т. п.

Вы способны к эмоциональному резонированию, если у вас широкий диапазон восприятия эмоций партнеров. В силу разной организации сенсорной системы и интеллекта, люди по-разному реагируют на вариации эмоциональных проявлений других. Один человек имеет тонко организованную сенсорную систему и благодаря хорошему интеллекту легко улавливает оттенки всяких эмоциональных состояний партнеров. При этом он откликается на всевозможные нюансы эмоций: как наполненные силой, яркие, так и оттенки слабых, едва заметных эмоциональных состояний партнеров, как на эмоции, положительно действующие на психику, так и отрицательно действующие. Другой человек обладает менее совершенной сенсорной и интеллектуальной организацией и потому обычно весьма посредственно воспринимает и расшифровывает эмоциональные состояния окружающих.

У некоторых людей сенсорная и интеллектуальная системы отражения работают вовсе грубо, вследствие этого диапазон восприятия чужих эмоций крайне узок, расшифровываются далеко не всякие эмоции партнеров и плохо различаются тонкости в их проявлении. Такие люди с большим опозданием реагируют на перемены в состояниях партнера, а то и вовсе не замечают каких-либо перемен. На таких людей сложно оказывать влияние при помощи эмоций и сопутствующих внешних выразительных средств – они плохо воспринимают полутона, и чтобы воздействовать на них, приходится перегружать эмоционально-энергетические сигналы: говорить громко, утрировать смысловую окраску голоса, пережимать в мимике, иначе до них, как говорится, не доходит.

В то же время в жизни любого человека бывают моменты, когда диапазон восприятия эмоций партнеров резко расширяется. Обычно это обусловлено приливом энергии. Такое случается, например, в состоянии душевного подъема в окружении приятных знакомых, а у некоторых людей после приема алкоголя. Расширение диапазонов эмоционального реагирования наблюдается в состоянии влюбленности. Влюбленный обычно тонко реагирует на перемены, происходящие в душе объекта увлечения. Угасают чувства и, увы, резко суживается диапазон эмоционального отражения. Обострение восприимчивости замечено также у многих родивших женщин. Мать, как правило, очень чутко реагирует на все перемены в состояниях грудного малыша. Очевидно, это связано с биологическим механизмом воспроизводства вида: потомству надо обеспечить безопасность и выживание.

Восприимчивость к эмоциональным состояниям партнера – профессионально необходимое качество для тех, кто работает с людьми.

Ограничимся примерами из медицинской практики. Эмоциональные состояния пациента и особенно перемены в них – важный источник информации для врача-специалиста любого профиля. Эмоции свидетельствуют о том, как больной относится к своей болезни, к врачу или сестре, к лекарствам и процедурам. Ведь не всегда он готов или хочет выразить свое отношение словами.

Наблюдая за эмоциями пациента, терапевт может фиксировать ухудшение здоровья, наступление кризисов болезни или начало выздоровления. Психиатр получает возможность предвидеть обострение некоторых психических заболеваний или наступление нового цикла болезни. Невропатолог по характеру эмоций может судить о функциональных нарушениях нервной системы. Специалист по детскому церебральному параличу из Санкт-Петербурга Т. И. Серганова (Серганова Т. И. Как победить детский церебральный паралич разумом специалиста, сердцем матери, 1995) разработала и запатентовала оригинальную диагностическую методику.

Изначальные признаки тяжкого недуга у грудных младенцев выявляются по особенностям их плача. С помощью компьютера выявлены акустические характеристики детского плача, которые свидетельствуют о развитии церебрального паралича. Задача состоит в том, чтобы педиатры и медсестры могли на слух улавливать ранние симптомы заболевания. Получится ли это у медика, который имеет ограниченный диапазон восприятия эмоций и, в конечном счете, лишен дара эмоциональной отзывчивости?

Вы способны к эмоциональному резонированию, если вы способны адекватно расшифровывать эмоциональные состояния партнеров. Здесь мы касаемся сигнальной функции эмоций – используя их, человек выражает свое отношение к тому, что ему небезразлично. Это могут быть беспокоящие внутренние ощущения, захватывающие мысли, насущные потребности, интересы и желания или какие-либо внешние значимые обстоятельства. С помощью эмоций он как бы кодирует свои отношения к происходящему, а партнеры декодируют его эмоции, то есть стараются понять, что же он хотел ими выразить.

Адекватно расшифровать эмоциональный сигнал партнера означает уловить в нем именно тот смысл, который в него был вложен.

Умение адекватно расшифровывать эмоциональные сигналы партнеров зависит от нескольких условий. Во-первых, личность должна иметь достаточный гуманистический опыт, то есть опыт общения с людьми разного возраста, разного психического склада, разной культуры, разных национальностей. Чем больше гуманистический опыт личности, тем более вероятно понимание эмоциональных состояний партнеров. Имеет значение многое: были у вас братья и сестры или вы росли единственным в семье ребенком, мало или много вы общались с родными, было это общение глубоким или поверхностным, есть у вас близкие друзья или вы предпочитаете замкнутый образ жизни, есть ли у вас собственные дети и сколько их, сколь чувствительно вы относитесь к ним и к брачному партнеру, приходилось ли вам жить или сотрудничать с людьми иной национальности.

В формировании гуманистического опыта большое значение имеет тесный контакт человека с домашними животными. Во взаимодействии с ними наши органы ощущений настраиваются на такой «диапазон частот» приема эмоций, которым люди между собой не пользуются. Лошадь, корова, собака, кошка и прочие соседствующие виды побуждают нас переходить от знаково-символической системы общения, к которой мы привыкли, к сенсорно-интуитивной. Взаимодействие происходит, главным образом, на энергетическом уровне, человек учит животное понимать отдельные слова, а животное учит человека воспринимать энергетику эмоций. Вспоминается радиорассказ одного пожилого ненца, сетовавшего на то, что редеет стадо северных оленей и беднеет человеческая личность. Наблюдения показывают, что дети, выросшие в постоянном общении с оленями, мягче характером, чувствительнее, отзывчивее. Исчезает, уничтожается олень – заглушается канал эмоционально-энергетического отражения живой природы.

Во-вторых, для адекватной расшифровки сигналов имеет значение объем оперативной эмоциональной памяти: сколь успешно вы запоминаете характер и оттенки эмоций в момент, когда их переживает партнер. Встречаются люди, у которых большой объем памяти на эмоции, непосредственно проявляемые партнерами. Но есть и такие, которые затрудняются запомнить демонстрируемую эмоцию и воспроизвести ее – эмоции партнера не оставляют заметного следа в их памяти.

В-третьих, важно не приписывать эмоциям партнера смыслы и оттенки, которых в них вовсе нет. Однако немало людей, которые по тем или иным причинам готовы находить в эмоциях партнера субъективное содержание. Их декодирующее устройство, очевидно, имеет какой-то дефект. Поэтому привносится «шум» в виде настроений или привычных эмоций. Иных подводит оперативная эмоциональная память. Порой бывает так, что отношение к партнеру диктует свою волю. Хуже всего, если у личности есть психические отклонения, которые и являются причиной искаженной интерпретации эмоций партнеров.

В-четвертых, большую роль играет опыт профессионального общения. Чем больше стаж работы медика с пациентами, учителя с учениками, следователя с преступниками, продавца с покупателями и т. д., тем доступнее расшифровка эмоциональных состояний субъектов профессиональной деятельности. Например, опытная медицинская сестра, наблюдая эмоциональные проявления пациента, предугадывает, как он переносит инъекцию, понадобится ли ему местное обезболивание при проведении операции и многое другое.

Вы способны к эмоциональному резонированию, если ваши эмоции достаточно яркие и сильные, чтобы их свободно воспринимали и расшифровывали партнеры. Здесь уместно подчеркнуть, что эмоциональное резонирование возможно при наличии обратных связей: вы откликаетесь на состояния партнера, а он, в свою очередь, воспринимает и оценивает вашу реакцию.

Чтобы информационно-энергетический круг замыкался, надо обладать двумя способностями: хорошо декодировать эмоции партнера и отчетливо подавать ему сигналы о своих состояниях.

Вы способны к эмоциональному резонированию, если ваши эмоции подвижны и легко переключаются на партнеров. Нормальным следует считать, если человек умеет проявлять свои эмоции соответственно ситуациям и по мере надобности направить их то на себя, то на партнеров, то на деятельность, которой он занят, то на предметы, с которым действует. Плохо, если эмоции жестко запрограммированы и чаще всего направляются по какому-либо конкретному адресу: на себя, на других, на дело или на предметы.

Односторонняя ориентация эмоций обедняет личность. Эгоист, эмоции которого находятся на услужении у собственного Я, не способен проявлять эмоционально-энергетическое созвучие с окружающими. Его энергетический контур замкнут на самого себя. Человек, для которого смысл существования только в занятиях любимым делом, как правило, не может дарить окружающим теплоту, заботиться о них, ему некогда соучаствовать и сопереживать. А если кого-то захватил вещизм, так эмоциональная черствость становится для него сопутствующим качеством. Безграничный и вездесущий альтруизм тоже сомнительное достояние личности. Можно ли глубоко и искренне посвящать эмоции другим, если при этом эмоции не касаются твоего Я?

Способность переключать эмоции на партнера – весьма ценное качество профессионала, работающего с людьми: концентрация эмоций на партнере – символ внимания к нему, знак субъектного отношения и проявление воспитанности.

Из книги Искусство любви автора Михалина Вислоцкая

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И ЧУВСТВЕННЫЙ МИР ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ Первая конфликтная фаза делится на два периода: первый - с начала полового созревания, то есть приблизительно с 12 лет, до 17 лет, когда отношения между представителями противоположных полов ещё неуклюжи и сложны. И второй -

Из книги Худеем естественно и просто автора Геннадий Петрович Малахов

Умственно-эмоциональный настрой Определяющим в человеке является сознание, а не физическое тело. Что собой представляет сознание? Это информационно-энергетическое поле, в котором происходят особые процессы, обеспечивающие жизнь, чувствование и мышление. Главным

Из книги Биоритмы или основы альтернативной психологии. Часть 1. автора Олег Вадимович Квятковский

Эмоциональный спад. Находяст наедине сам с собой - человек склонен переживать по поводу реальных или даже вображаемых событий, иногда просто каких-то мелочей которые имеют к нему какое-то косвенное отношение.Переживания эти имеют одну особенность: человек не переживает

Из книги Болезни нервных людей, или Откуда дует ветер? автора Светлана Чойжинимаева

Эмоциональный фактор Смирение тела, языка и души, бескорыстная милостыня, забота о чужих делах, как о своих, – вот предел возвышенного поведения. «Чжуд-Ши», тантра Объяснений С позиций тибетской медицины долголетие и здоровье невозможны без повседневного

Из книги Тайны нашего мозга автора Сандра Амодт

ЧАСТЬ 4. ВАШ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОЗГ

Из книги Энергия здоровья. 30 лунных дней автора Мария Борисовна Кановская

Эмоциональный биоритм Сила наших чувств, внутреннее и внешнее восприятие, интуиция и способность к творчеству находятся под влиянием эмоционального биоритма. Особенно это касается тех людей, чьи профессии связаны с общением. Работая в контакте с другими людьми, человек

Из книги Совершенное владение телом и разумом автора Дэн Миллмэн

Глава 5 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ Ничего великого никогда не достигали без энтузиазма. Ральф Уолдо Эмерсон Вы можете понимать, куда идете, и у вас может быть надежный транспорт для путешествия, но, лежит ли оно через спорт или повседневную жизнь, понадобится подходящее

Из книги Всё будет хорошо! автора Луиза Хей

Второй эмоциональный центр - подтверждение теории и практики Так же, как и в отношении других заболеваний, теория позитивного настроя, разработанная Луизой Хей, учитывает эмоциональные нюансы, которые есть в любых проблемах со здоровьем органов, относящихся ко второму

Из книги Совершенный мозг автора Дипак Чопра

Четвертый эмоциональный центр - сердце, легкие и молочные железы Четвертый эмоциональный центр имеет отношение к балансу между вашими потребностями и потребностями других людей, с которыми вас связывают тесные взаимоотношения. Если вы не способны это сделать, то ваше

Из книги Исцеляющий холод: домашняя криотерапия автора Геннадий Михайлович Кибардин

Пятый эмоциональный центр - полость рта, шея, щитовидная железа Здоровье в пятом эмоциональном центре свидетельствует о том, насколько хорошо вы умеете общаться. Если вы стараетесь общаться, а вам это трудно либо из-за неумения слушать, либо из-за неспособности хорошо

Из книги Бег и ходьба вместо лекарств. Самый простой путь к здоровью автора Максим Жулидов

Шестой эмоциональный центр - мозг, глаза и уши Шестой эмоциональный центр - это центр, в котором находятся мозг, глаза и уши. И здоровье в этом центре зависит от того, насколько хорошо вы способны воспринимать информацию во всех областях - как земных, так и мистических -

Из книги Беременность: только хорошие новости автора Наталья Владимировна Максимова

Седьмой эмоциональный центр в свете теории позитивного настроя и науки Когда речь заходит о седьмом эмоциональном центре, то установки, сформулированные Луизой Хей, нацелены на эмоции, лежащие в основе таких болезней, как рак, боковой амиотрофический склероз (или

Из книги автора

Глава 6 Эмоциональный мозг Страх и желание порождаются нашим инстинктивным мозгом при посредничестве эмоционального и интеллектуального мозга. Эти структуры встречаются с требованиями психики «обработать» сексуальное влечение, страстную влюбленность, гнев, жадность,

Из книги автора

Эмоциональный тон и хорошее здоровье Читатель может спросить: «Как обеспечить себе стабильно высокий эмоциональный тон, что нужно для этого сделать?» Все очень просто, выполняйте следующие рекомендации:1. Делитесь своим хорошим настроением с окружающими людьми. Улыбка

Из книги автора

Каждые полчаса – мощный эмоциональный и энергетический взрыв В одной из своих книг по оздоровлению Геннадий Петрович Малахов широко раскрыл тему бега. В ней, в частности, он утверждает, что оздоровление организма невозможно без физических упражнений, а бег является

Из книги автора

Эмоциональный фактор Считается, что беременные женщины часто становятся куда более эмоциональны, чем обычно: склонны взорваться без повода или всплакнуть без особой на то причины. Такой факт действительно имеет место. Особенно в первом триместре. Бороться с этим


При взаимодействии с окружающими проявляются разные формы эмоциональной восприимчивости: резонирование, отстраненность и диссонирование. Соответственно, продуцируется положительная, нейтральная и отрицательная энергия.


Эмоциональное резонирование – способность личности откликаться на различные эмоциональные состояния партнеров. Эмоционально отзывчивый человек легко и быстро «настраивается» на любую эмоциональную волну окружающих, особенно если и они также эмоционально отзывчивы. Он непроизвольно входит в разные состояния партнеров: радости или печали, покоя или тревоги, обеспокоенности или страха, депрессии или эйфории. Случается, что эмоционально отзывчивые люди поглощены какими-либо проблемами, либо находятся в дискомфортном настроении, и тогда с ними трудно устанавливать эмоциональный контакт. Бывает так, что эмоционально отзывчивый человек оказывается во власти негативных эмоций партнеров, обладающих более сильной энергией, и тогда он сам страдает от своей реактивности. Вспомните, как очень возбудимые люди легко и быстро отвечают грубостью на грубость, резкостью на резкость, а, успокоившись, нередко сожалеют о случившемся. В этом случае посредством эмоционального резонирования распространяется поток негативной энергии.

Таким образом, способность к эмоциональному резонансу имеет свои плюсы и минусы. Тем не менее, свободный эмоционально энергетический обмен с окружающими обычно приносит облегчение как самому человеку, так и его партнерам. Это происходит даже в том случае, если выход получают отрицательные энергии.


ия – синергизм.


Напомним, что синергизм проявляется в том, что личность своей манерой взаимодействия с партнерами способствует объединению энергетических потенциалов и увеличению эффективности совместной деятельности. Такое поведение ассоциируется с положительной энергетикой. Унисон эмоционально-энергетических сил вызывает существенный психотерапевтический и целительный эффект. Именно этот феномен эксплуатируют новоявленные врачеватели масс, проводящие сеансы в больших аудиториях.


вышается вероятность внушающего воздействия на него.


Эмоциональная отстраненность – следствие эмоциональной ригидности. Личность обычно слабо реагирует на эмоциональную атмосферу общения – в ответ на эмоциональные состояния окружающих проявляются невыразительные, приглушенные, неопределенные эмоции. Такое поведение ассоциируется с нейтральной энергетикой. При этом мало вероятно сложение энергетических сил партнеров и, следовательно, вряд ли возможен какой-либо синергический эффект. У эмоционально-ригидных резонанс с эмоциями окружающих возникает редко, например, только в общении с близкими или с теми, кто особенно понравился, вызвал доверие, чувство безопасности. Психологически комфортно могут чувствовать себя два или несколько партнеров, склонных к эмоциональной сдержанности: их энергетические поля созвучны и потому не возмущают друг друга.


Эмоциональное диссонирование характеризуется демонстративным выключением личности из эмоциональной атмосферы общения или проявлением эмоций, противоположных по смыслу ситуации взаимодействия. Например, если партнер испытывает подъем сил, радуется, то личность, склонная к эмоциональной сопротивляемости, в этот момент начинает раздражаться, капризничать или впадает в депрессию. У некоторых отмечается нечто вроде навязчивой потребности бросать эмоциональный вызов окружающим: если партнеру хорошо, то во что бы то ни стало надо что-то сказать или сделать, чтобы у него испортилось настроение; если окружающие грустят по какому-либо вполне объективному поводу, то эмоционально сопротивляющаяся личность заявляет: «Мне смешно, нашли чему радоваться». Есть люди, которым доставляет удовольствие чужое несчастье, страдания, слезы, беспомощность.

Эмоциональное диссонирование – признак аутичности в детском возрасте. Есть дети, которые не склонны проявлять эмоции «за компанию». Когда все веселятся, они держаться в стороне. Вовлечь их в круг сверстников не удается; всем хорошо, а они насупились. Случается, что энергетика общего ликования повергает их в депрессию, они начинают злиться, закатывают истерику.

Эмоционально диссонирующие, как правило, обращают на себя внимание тем, что выпадают из эмоционального контекста общения. С кислыми физиономиями они высиживают концерт юмориста. От них не дождется аплодисментов эстрадная звезда. Если шутка лектора вызывает громкий смех у присутствующих в аудитории, то эмоционально сопротивляющиеся индивиды едва растянут губы в улыбке. Им не по себе в веселой компании и они не охотно соглашаются принять участие в пикнике. Они не способны разделять чужие радости и успехи. В общем, от них всегда веет холодом.

Как правило, от таких людей стараются держаться подальше, их недолюбливают, порой с такими неприятно говорить даже о погоде. Особенно избегают того, кто не способен чем-либо компенсировать свой коммуникативный недостаток, например, при этом не обладает хорошим умом, профессиональными качествами, терпением или другими достоинствами.

Объединение личностей, склонных эмоционально сопротивляться групповой атмосфере, оказывает разрушительное воздействие на совместную деятельность. Унисон негативных эмоционально-энергетических сил обычно вызывает мощную волну агрессии и жестокости. Порой достаточно двум-трем персонам консолидировать свою негативную эмоциональную энергию и противопоставить ее групповой атмосфере, как будет дестабилизирована деятельность целого коллектива. Психика обычного человека не выдерживает мощного натиска негативных эмоционально-энергетических воздействий извне.

Эмоционально отзывчивый, резонирующий партнер, конечно, наиболее предпочтителен, поскольку он способен откликаться на состояния окружающих посредством установления и поддержания идентичных психоэнергетических состояний. Во взаимодействии с ним у партнеров больше шансов быть замеченными и оцененными, выше вероятность получить сочувствие и поддержку. Оказавшись в созвучном биопсихическом поле, партнер становится доверчивым, податливым на убеждение и внушение.

На эмоционально отзывчивого партнера рассчитывают муж и жена, воспитуемый, клиент, пациент, однако не следует забывать о том, что эмоциональная отзывчивость сопряжена с существенными энергетическими затратами. Например, врач, психолог, педагог отдает свою энергию партнеру – больному, пациенту, ученику. В этом заключается благородная жертва. Когда же профессионал в области человеческих отношений эмоционально «выгорает», включаются те или иные защитные механизмы: привыкание к страданиям, избирательное проявление сочувствия, избегание длительных и глубоких контактов, равнодушие. На ум приходят успокоительные философии, вроде: «всем не посочувствуешь», «надо беречь себя», «люди неблагодарны» и т. п.


Вы способны к эмоциональному резонированию, если у вас широкий диапазон восприятия эмоций партнеров. В силу разной организации сенсорной системы и интеллекта, люди по-разному реагируют на вариации эмоциональных проявлений других. Один человек имеет тонко организованную сенсорную систему и благодаря хорошему интеллекту легко улавливает оттенки всяких эмоциональных состояний партнеров. При этом он откликается на всевозможные нюансы эмоций: как наполненные силой, яркие, так и оттенки слабых, едва заметных эмоциональных состояний партнеров, как на эмоции, положительно действующие на психику, так и отрицательно действующие. Другой человек обладает менее совершенной сенсорной и интеллектуальной организацией и потому обычно весьма посредственно воспринимает и расшифровывает эмоциональные состояния окружающих.

У некоторых людей сенсорная и интеллектуальная системы отражения работают вовсе грубо, вследствие этого диапазон восприятия чужих эмоций крайне узок, расшифровываются далеко не всякие эмоции партнеров и плохо различаются тонкости в их проявлении. Такие люди с большим опозданием реагируют на перемены в состояниях партнера, а то и вовсе не замечают каких-либо перемен. На таких людей сложно оказывать влияние при помощи эмоций и сопутствующих внешних выразительных средств – они плохо воспринимают полутона, и чтобы воздействовать на них, приходится перегружать эмоционально-энергетические сигналы: говорить громко, утрировать смысловую окраску голоса, пережимать в мимике, иначе до них, как говорится, не доходит.

В то же время в жизни любого человека бывают моменты, когда диапазон восприятия эмоций партнеров резко расширяется. Обычно это обусловлено приливом энергии. Такое случается, например, в состоянии душевного подъема в окружении приятных знакомых, а у некоторых людей после приема алкоголя. Расширение диапазонов эмоционального реагирования наблюдается в состоянии влюбленности. Влюбленный обычно тонко реагирует на перемены, происходящие в душе объекта увлечения. Угасают чувства и, увы, резко суживается диапазон эмоционального отражения. Обострение восприимчивости замечено также у многих родивших женщин. Мать, как правило, очень чутко реагирует на все перемены в состояниях грудного малыша. Очевидно, это связано с биологическим механизмом воспроизводства вида: потомству надо обеспечить безопасность и выживание.

Ограничимся примерами из медицинской практики. Эмоциональные состояния пациента и особенно перемены в них – важный источник информации для врача-специалиста любого профиля. Эмоции свидетельствуют о том, как больной относится к своей болезни, к врачу или сестре, к лекарствам и процедурам. Ведь не всегда он готов или хочет выразить свое отношение словами.

Наблюдая за эмоциями пациента, терапевт может фиксировать ухудшение здоровья, наступление кризисов болезни или начало выздоровления. Психиатр получает возможность предвидеть обострение некоторых психических заболеваний или наступление нового цикла болезни. Невропатолог по характеру эмоций может судить о функциональных нарушениях нервной системы. Специалист по детскому церебральному параличу из Санкт-Петербурга Т. И. Серганова (Серганова Т. И. Как победить детский церебральный паралич разумом специалиста, сердцем матери, 1995) разработала и запатентовала оригинальную диагностическую методику.

Изначальные признаки тяжкого недуга у грудных младенцев выявляются по особенностям их плача. С помощью компьютера выявлены акустические характеристики детского плача, которые свидетельствуют о развитии церебрального паралича. Задача состоит в том, чтобы педиатры и медсестры могли на слух улавливать ранние симптомы заболевания. Получится ли это у медика, который имеет ограниченный диапазон восприятия эмоций и, в конечном счете, лишен дара эмоциональной отзывчивости?


Вы способны к эмоциональному резонированию, если вы способны адекватно расшифровывать эмоциональные состояния партнеров. Здесь мы касаемся сигнальной функции эмоций – используя их, человек выражает свое отношение к тому, что ему небезразлично. Это могут быть беспокоящие внутренние ощущения, захватывающие мысли, насущные потребности, интересы и желания или какие-либо внешние значимые обстоятельства. С помощью эмоций он как бы кодирует свои отношения к происходящему, а партнеры декодируют его эмоции, то есть стараются понять, что же он хотел ими выразить.

Умение адекватно расшифровывать эмоциональные сигналы партнеров зависит от нескольких условий. Во-первых, личность должна иметь достаточный гуманистический опыт, то есть опыт общения с людьми разного возраста, разного психического склада, разной культуры, разных национальностей. Чем больше гуманистический опыт личности, тем более вероятно понимание эмоциональных состояний партнеров. Имеет значение многое: были у вас братья и сестры или вы росли единственным в семье ребенком, мало или много вы общались с родными, было это общение глубоким или поверхностным, есть у вас близкие друзья или вы предпочитаете замкнутый образ жизни, есть ли у вас собственные дети и сколько их, сколь чувствительно вы относитесь к ним и к брачному партнеру, приходилось ли вам жить или сотрудничать с людьми иной национальности.

В формировании гуманистического опыта большое значение имеет тесный контакт человека с домашними животными. Во взаимодействии с ними наши органы ощущений настраиваются на такой «диапазон частот» приема эмоций, которым люди между собой не пользуются. Лошадь, корова, собака, кошка и прочие соседствующие виды побуждают нас переходить от знаково-символической системы общения, к которой мы привыкли, к сенсорно-интуитивной. Взаимодействие происходит, главным образом, на энергетическом уровне, человек учит животное понимать отдельные слова, а животное учит человека воспринимать энергетику эмоций. Вспоминается радиорассказ одного пожилого ненца, сетовавшего на то, что редеет стадо северных оленей и беднеет человеческая личность. Наблюдения показывают, что дети, выросшие в постоянном общении с оленями, мягче характером, чувствительнее, отзывчивее. Исчезает, уничтожается олень – заглушается канал эмоционально-энергетического отражения живой природы.

Во-вторых, для адекватной расшифровки сигналов имеет значение объем оперативной эмоциональной памяти: сколь успешно вы запоминаете характер и оттенки эмоций в момент, когда их переживает партнер. Встречаются люди, у которых большой объем памяти на эмоции, непосредственно проявляемые партнерами. Но есть и такие, которые затрудняются запомнить демонстрируемую эмоцию и воспроизвести ее – эмоции партнера не оставляют заметного следа в их памяти.

В-третьих, важно не приписывать эмоциям партнера смыслы и оттенки, которых в них вовсе нет. Однако немало людей, которые по тем или иным причинам готовы находить в эмоциях партнера субъективное содержание. Их декодирующее устройство, очевидно, имеет какой-то дефект. Поэтому привносится «шум» в виде настроений или привычных эмоций. Иных подводит оперативная эмоциональная память. Порой бывает так, что отношение к партнеру диктует свою волю. Хуже всего, если у личности есть психические отклонения, которые и являются причиной искаженной интерпретации эмоций партнеров.

В-четвертых, большую роль играет опыт профессионального общения. Чем больше стаж работы медика с пациентами, учителя с учениками, следователя с преступниками, продавца с покупателями и т. д., тем доступнее расшифровка эмоциональных состояний субъектов профессиональной деятельности. Например, опытная медицинская сестра, наблюдая эмоциональные проявления пациента, предугадывает, как он переносит инъекцию, понадобится ли ему местное обезболивание при проведении операции и многое другое.


Вы способны к эмоциональному резонированию, если ваши эмоции достаточно яркие и сильные, чтобы их свободно воспринимали и расшифровывали партнеры. Здесь уместно подчеркнуть, что эмоциональное резонирование возможно при наличии обратных связей: вы откликаетесь на состояния партнера, а он, в свою очередь, воспринимает и оценивает вашу реакцию.


оих состояниях.


Вы способны к эмоциональному резонированию, если ваши эмоции подвижны и легко переключаются на партнеров. Нормальным следует считать, если человек умеет проявлять свои эмоции соответственно ситуациям и по мере надобности направить их то на себя, то на партнеров, то на деятельность, которой он занят, то на предметы, с которым действует. Плохо, если эмоции жестко запрограммированы и чаще всего направляются по какому-либо конкретному адресу: на себя, на других, на дело или на предметы.


Односторонняя ориентация эмоций обедняет личность. Эгоист, эмоции которого находятся на услужении у собственного Я, не способен проявлять эмоционально-энергетическое созвучие с окружающими. Его энергетический контур замкнут на самого себя. Человек, для которого смысл существования только в занятиях любимым делом, как правило, не может дарить окружающим теплоту, заботиться о них, ему некогда соучаствовать и сопереживать. А если кого-то захватил вещизм, так эмоциональная черствость становится для него сопутствующим качеством. Безграничный и вездесущий альтруизм тоже сомнительное достояние личности. Можно ли глубоко и искренне посвящать эмоции другим, если при этом эмоции не касаются твоего Я?


му, знак субъектного отношения и проявление воспитанности.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...