Согласно концепции айзенка эмоционально неустойчивый интроверт. Тест Айзенка (темперамент, эмоциональная устойчивость, экстраверсия)

1. Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом она рассказывает, что в детстве подвергалась сексуальной агрессии со стороны своего дяди-алкоголика – событие, о котором в сознательном состоянии она совершенно не помнит.

Отрицание

2. В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум осеннего водопада, умрет. Ни один представитель племени никогда не слышал шума падающей воды. Интроекция

3. Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает туда явиться. Проекция

4. Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой патронажной сестрой. Всемогущий контроль

5. Студенту, который с удовольствием «смошенничал» бы на экзамене, кажется, что все на него смотрят так, как если бы он «мошенничал» взаправду. Интроекция

6. Агрессивный молодой человек становится «звездой» регби или футбола. Диссоциация

7. Маленькая девочка так сильно «любит» своего младшего брата, что все ночи проводит у его изголовья на тот случай, если он вдруг «перестанет» дышать. Интроекция

8. Агрессивность женщины по отношению к мужу выражается в том, что она непроизвольно прячет принадлежащие ему вещи. Всемогущий контроль

9. Некто убежден, что ему изменят жена, хотя подсознательно он сам хочет изменить ей. Интроекция

10. Студент оправдывает свой провал на экзамене недостатком времени для ответа или тем, что в билете были вопросы «на засыпку». Проективная идентификация

Задача № 17

1. Все поведение человека, по А. Адлеру происходит в социальном контексте, что порождает… а) социофобию, б) социальный интерес, в) фикционный финализм, г)чувство неполноценности.

2. В феноменологической теории личности способность принимать во внимание свои ощущения называется… а) креативностью, б) эмпирической свободой, в) оргазимическим доверием, г) открытостью к переживанию.

3. Дж. Келли считал, что у каждого человека уникальная система своих личностных конструктов, благодаря которой человек может… а) претендовать на уникальность собственного восприятия, б) добиваться своего, в) демонстрировать уникальность своей личности, г) устанавливать межличностные отношения.

4. Одна из ценностных ориентаций выделенных в диспозициональной теории личности – ориентированность на полезность, выгодность, прагматичность – называется… а) теоретическая ориентация, б) экономическая ориентация, в) социальная ориентация, г) религиозная ориентация.

5. Отражение способности индивида приспосабливаться к жизни, противостоять стрессовым ситуациям в теории типов личности называется… а) интроверсией, б) психотизмом, в) нейротизмом, г) экстраверсией.

6. Согласно аналитической теории К. Юнга, рациональной психической функцией называется… а) ощущение, б) интуиция, в) мышление, г) воображение.

7. Возврат к детским моделям поведения – это механизм психологической защиты, который называется… а) рационализацей, б) проекцией, в) сублимацией, г) регрессией.

8. Психической энергией, имеющей властное начало либидо называл… а) З. Фрейд, б) А. Адлер, в) К. Юнг, г) К. Хорни.

9. Комплекс психологической неполноценности, по А. Адлеру, развивается, в частности из-за этой причины… а) чрезмерной опеки родителей, б) зависимости мнения человека о себе от мнения других, в) фиктивного финализма, г) из-за неправильной идентичности.

10.Психологические свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки, согласно теории… а) когнитивной теории личности, б) диспозиционной теории личности, в) когнитивно-поведенческой теории личности, г) аналитической теории личности.

Задача № 18

Выберите правильные ответы (обведите в кружок) из предложенных вариантов.

1. Ключевое понятие аналитической психологии – это… а) артефакт, б) архетип, в) знак, г) символ.

2. Влияние интеллектуальных процессов на поведение человека подчеркивает теория личности… а) аналитическая, б) гуманистическая, в) когнитивная, г) диспозиционная.

3. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это… а) холерик, б) меланхолик, в) сангвиник, г) флегматик.

4. Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел … а) К. Юнг, А. Адлер, З. Фрейд, К. Роджерс.

5. Рассматривая психическую структуру человека, З. Фред показал, что принципом удовольствия руководствуется… а) «Оно», б) «Я», в) «Сверх-Я», г) «Супер-эго».

6. Замещение действия с недоступным объектом на действие с доступным называется… а) рационализацией, б) вытеснением, в) забыванием, г) переносом.

7. У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс… а) Электры, б) Афродиты, в) Медеи, г) Фрейда.

8. Понятие «сублимация» введено в научный словарь а) К. Юнгом, б) А. Адлером, в) З. Фрейдом, г) К. Хорни.

Семинарское занятие №5. Тема Мотивационная сфера личности.

1) Схема «Система ценностных ориентаций личности»

Личностный опросник Айзенка - серия из нескольких авторский опросников, по заявлению Айзенка, направленных на диагностику личности, хотя на самом деле опросник выявляет темпераментные характеристики. По классификации Q-L-T относятся к Q-данным.

История создания

Первый личностный опросник MMQ

MMQ (Maudsley Medical Questionnaire, от названия клиники, где работал Айзенк) - методика, предложенная в 1947 году. Он предназначался для диагностики нейротизма. Опросник состоит из 40 утверждений, с которыми обследуемому предлагается согласиться (да) или не согласиться (нет).

Утверждения отбирались из уже известных к тому времени опросников, при этом автор опирался на клинические описания невротических расстройств. MMQ стандартизировался на материале обследования двух групп: «невротиков» (1 тыс. человек) и «нормальных» (1 тыс. человек). Детальный анализ ответов, полученных по каждому утверждению MMQ (при учете различий в психиатрических диагнозах), показал, что с помощью опросника могут быть дифференцированы два типа невротических расстройств – истерические и дистимические. Исходя из этих результатов Г. Айзенк предположил, что ответы на утверждения MMQ позволят сделать заключение и о позиции обследуемого на шкале другого измерения личности, постулируемого этим исследователем,- экстраверсии – интроверсии. Этим была начата работа по конструированию нового личностного опросника. В итоге MMQ в психодиагностических исследованиях применения не нашел.

Второй личностный опросник MPI

MPI (Maudsley Personality Inventory) - личностный опросник, опубликованный в 1956 году. Он состоит из двух внутренних шкал: экстраверсии-интроверсии и нейротизма, на каждую шкалу по 24 вопроса. Позднее также были добавлены 2 пустых «маскировочных вопроса» и 20 вопросов, формируюющих шкалу искренности испытуемого. Предусмотрено три варианта ответа: Да (2 балла), Не знаю (1 балл) и Нет (0 баллов). Практическое использование MPI показало значительные расхождения между получаемыми данными и теоретическими предсказаниями автора (особенно в клинических группах).

Третий личностный опросник EPI

EPI (Eysenck Personality Inventory) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов.

Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

В России адаптирован А.Г. Шмелёвым.

Четвёртый личностный опросник EPQ

EPQ (Eysenck Personality Questionnaire) является результатом дальнейшей исследовательской работы Ганса и Сибиллы Айзенк. EPQ создан в 1968 году на основании предложенной авторами модели PEN (Psychoticism, Extraversion, and Neuroticism - психотизм, экстраверсия и нейротизм). Таким образом, к двумерной структуре предыдущих опросников был добавлен третий фактор «психотизм», не изменяющий первоначальную «двухосевую концепцию.

EPQ состоит из 91 утверждения, к которым могут быть добавлены ещё 10 «пустых» утверждения (пункты с 92 по 101).

Теоретические основы

Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.

Первый из этих факторов биополярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

Второй фактор - невротизм (или нейротизм) - описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

Пересечение этих 2 биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат - достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех 4 темперамента.

Третий фактор - психотизм - был добавлен в четвёртной версии опросника и представляет собой характеристику склонности к асоциальному поведению и неадекватности эмоциональных реакций. Этот фактор не биполярен, его высокие значения могут свидетельствовать о затруднении в социальной адаптации, хотя чёткое обоснование правомерности выделения данной категории отсутствует, и она оспаривается многими зарубежными исследователями.

Обработка результатов

Ключ MPI

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 2 балла, «Не знаю» - в 1 балл, не совпадающие - в 0 баллов.

Ключ EPI

Ключ EPQ

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения
Экстраверсия - интроверсия 1, 5, 10, 15, 18, 26, 34, 38, 42, 50, 54, 58, 62, 65, 70, 74, 77, 81, 90, 92, 96 22, 30, 46, 84
Нейротизм 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98
Психотизм 14, 23, 27, 31, 35, 47, 51, 55, 71, 85, 88, 93, 97 2, 6, 9, 11, 19, 39, 43, 59, 63, 67, 78, 100
Шкала лжи 13, 21, 33, 37, 61, 73, 87, 99 4, 8, 17, 25, 29, 41, 45, 49, 53, 57, 66, 69, 76, 80, 82, 91, 95

Интерпретация результатов

MPI

Экстраверсия:

  • от 32 до 48 - «чистый» экстраверт
  • от 16 до 32 - амбивалентность, неопределённость
  • от 0 до 16 - «чистый» интроверт

Нейротизм:

Ложь:

  • более 20 - абсолютная недостоверность результатов
  • от 16 до 20 - сомнительный результат
  • от 5 до 15 баллов - достоверный результат
  • 4 балла и менее - сомнительный результат

EPI

Экстраверсия:

  • больше 19 - яркий экстраверт,
  • больше 15 - экстраверт
  • 12 - среднее значение,
  • меньше 9 - интроверт,
  • меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,
  • больше 14 - высокий уровень нейротизма,
  • 9 - 13 - среднее значение,
  • меньше 7 - низкий уровень нейротизма.

Ложь:

  • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
  • меньше 4 - норма.

EPQ

Экстраверсия:

  • более 15 - «чистый» экстраверт
  • от 7 до 15 - амбивалентность, неопределённость
  • от 0 до 6 - «чистый» интроверт

Нейротизм:

  • более 16 - ярко выраженный нейротизм
  • от 8 до 16 - средний балл
  • от 0 до 7 - эмоциональная устойчивость

Психотизм:

  • более 10 - работа с людьми противопоказана
  • от 6 до 10 - есть склонность к эмоциональной неадекватности
  • от 0 до 5 - отсутствует

Ложь:

  • более 10 - недостоверный результат

Описание шкал

Экстраверсия - интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.

Психотизм

Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричное, эгоистичности, равнодушию. Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

Типология личности

По Айзенку

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

По Суходольскому

С другой стороны, как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко. Именно поэтому Г.В. Суходольский считает, что необходимо выделять не четыре («чистые» типы – это абстракция), а девять типов личности: норму и восемь акцентуаций. Помимо четырех «чистых» типов Г.В. Суходольским предложены четыре «промежуточных»:

  • холерически-сангвинический (т.е. «чистый» экстравертированный в сочетании со средним баллом нейротизма)
  • сангвинически-флегматический, (т.е. «устойчивый» тип в сочетании с амбивалентностью экстраверсии-интроверсии)
  • флегматико-меланхолический, (т.е. «чистый» интравертированный в сочетании со средним баллом нейротизма)
  • меланхолически-холерический, (т.е. «нейротический» тип в сочетании с амбивалентностью экстраверсии-интроверсии)
  • нормальный тип.

По мнению Г.В. Суходольского, типологию Г. Айзенка, можно представить в виде матрицы, строки которой характеризуют направленность (интроверсия; средние значения; экстраверсия), столбцы соответствуют уровням эмоциональной устойчивости (нейротизм; средние значения; стабильность), а элементы – статистически нормальный и уклоняющийся от него типы.

Каждому типу личности соответствуют следующие внешние проявления:

  • Холерик (X) – агрессивный, вспыльчивый, меняющий свои взгляды/импульсивный.
  • Холерически-сангвинический (ХС) тип – оптимистический, активный, экстравертированный, общительный, доступный.
  • Сангвиник (С) – говорливый, быстро реагирующий, непринужденный, живой.
  • Сангвинически-флегматический (СФ) тип – беззаботный, лидирующий» стабильный, спокойный, уравновешенный.
  • Флегматик (Ф) – надежный, владеющий собой, миролюбивый, рассудительный.
  • Флегматико-меланхолический (ФМ) тип - старательный, пассивный, интроверт, тихий, необщительный.
  • Меланхолик (М) – сдержанный, пессимистический, трезвый, ригидный.
  • Меланхолически-холерический (MX) тип – добросовестный, капризный, нейротичный, обидчивый, неспокойный.
  • Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) / Альманах психологических тестов - М., 1995. С.217-224.

1. Личность представляет собой результат взаимодействия способностей, прошлого опыта и ожиданий индивидуума, с одной стороны, и окружающей среды – с другой, по мнению:

а) бихевиористов;

б) гештальтистов;

в) психоаналитиков;

д) когнитивистов.

2. Личность человека в значительной мере определяет оценку им ситуации, а также то, откуда исходит контроль за его поступками, по мнению:

а) бихевиористов;

б) гештальтистов;

в) фрейдистов;

г) когнитивистов.

3. Влияние интеллектуальных процессов на поведение человека подчеркивает теория личности:

а) аналитическая;

б) гуманистическая;

в) когнитивная;

г) деятельностная.

4. Дж. Келли считает, что когнитивно сложная личность отличается от когнитивно простой тем, что:

а) имеет лучшее психическое здоровье;

б) хуже справляется со стрессом;

в) имеет более низкий уровень самооценки;

г) менее адаптивна к социуму.

5. Основным в когнитивной теории личности является понятие:

а) «схема»;

б) «модель»;

в) «конструкт»;

г) «установка».

6. Ключевое понятие аналитической психологии – это:

а) артефакт;

б) архетип;

а) Э. Эриксон;

б) Г. Айзенк;

в) К. Роджерс;

г) Дж. Келли.

8. Метод семантического дифференциала предложен:

а) К. Спирменом;

б) Г. Айзенком;

в) Ч. Осгудом;

г) Дж. Келли.

9. Метатеория, явившаяся основанием для исследований «имплицитных теорий личности», стала:

а) теорией когнитивного диссонанса;

б) концепцией личностных конструктов Дж. Келли;

в) теорией баланса;

а) Л. Фестингер;

б) К. Левин;

в) У. Джемс;

г) П.В. Симонов.

11. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:

г) его индивидуально-психологических особенностей.

12. Принцип функциональной автономии обоснован:

а) К. Роджерсом;

б) А. Маслоу;

в) Г. Олпортом;

г) К. Юнгом.

13. Теория личности, отрицающая наличие общего фактора, детерминирующего поведение, называется теорией:

а) символического интеракционизма;

б) мультифакторной;

в) социотехнических систем;

г) индетерминизма.

14. Теория личности К. Спенса – это теория личности:

а) бихевиористская;

б) психоаналитическая;

в) гуманистическая;

г) ассоционистская.

а) однофакторной;

б) двухфакторной;

в) трехфакторной;

г) четырехфакторной.

16. Интеракционизм как направление в современной западной психологии основывается на концепции:

а) Р. Бернса;

б) Э. Берна;

в) Дж. Мида;

г) Дж. Морено.

17. В схеме личности Г. Айзенка выделяются два измерения: стабильность/ нестабильность и:

а) подвижность/уравновешенность;

б) экстраверсия/интроверсия;

в) экстрапунитивность/интропунитивность;

г) психотизм/депрессия.

18. Интроверсия и экстраверсия, по Роршаху:

а) непротивоположные и невзаимоисключающие свойства личности;

б) сходные свойства личности;

в) необходимые условия для заболевания неврозами;

г) тенденции, более или менее присущие каждому.

19. Нейротизм как свойство личности входит в структуру личности:

а) по К. Хорни;

б) по З. Фрейду;

в) по Г. Айзенку;

г) по Э. Берну.

20. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

а) холерик;

б) меланхолик;

в) сангвиник;

г) флегматик.

21. Личность рассматривается как совокупность особенностей поведения в концепции:

а) Дж. Кеттелла;

б) К. Леонгарда;

в) Э. Берна;

г) А. Маслоу.

22. Центр сознания и один из ключевых архетипов личности, по теории личности К. Юнга, – это:

а) эго;

б) персона;

г) самость.

23. Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел:

б) А. Адлер;

в) З. Фрейд;

г) К. Роджерс.

24. Любое поведение определяется своими последствиями:

а) по Б. Скиннеру;

б) по Дж. Уотсону;

в) по А. Бандуре;

г) по В. Кёлеру.

25. Бихевиористский подход рассматривает человека как результат:

а) постижения им последствий своего поведения;

б) когнитивной интерпретации различных ситуаций;

в) конфликтов между познавательными силами и реальностью;

г) взаимодействий между людьми.

26. Направление в психологии, сконцентрировавшее основное внимание в исследовании не на связи между стимулом и реакцией, а на характере их отношений, называется:

а) необихевиоризмом;

б) интербихевиоризмом;

в) социальным бихевиоризмом;

г) нейролингвистическим программированием.

27. Строгое соответствие между определенными биологическими структурами человека и его определенными личностными свойствами пытается установить направление диспозиционной теории личности:

а) жесткое;

б) мягкое;

в) формально-динамическое;

г) структурно-содержательное.

28. Среди «жестких» структурных моделей личности наиболее известной является модель личности, построенная:

а) А. Маслоу;

б) Г. Оллпортом;

в) Г. Айзенком;

г) К. Роджерсом.

29. Основоположником теории черт является:

а) Г. Олпорт;

б) Г. Айзенк;

в) К. Роджерс;

г) К. Левин.

30. Основоположником психодинамической теории личности является:

б) А. Адлер;

в) З. Фрейд;

г) Э. Фромм.

31. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:

а) его физической конституции;

б) тех моделей, которым он подражает;

в) факторов, контролирующих его поступки;

г) индивидуальных особенностей субъекта.

32. Психоаналитическая концепция личности З. Фрейда относится:

а) к теориям черт личности;

б) к теориям типов личности;

в) к теориям инстанций личности;

г) к факторным теориям личности.

33. Рассматривая психическую структуру человека, З. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

а) «Оно»,

в) «Сверх-Я»;

г) «Супер-эго».

34. По З. Фрейду, бессознательное являет собой инстанцию психики:

а) асоциальную;

б) аморальную;

в) алогичную;

г) здоровую.

35. В теории З. Фрейда не рассматриваются как принцип регуляции психической жизни личности принципы:

а) реальности;

б) удовольствия;

в) постоянства;

г) отражения.

36. Многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавляющимися в детстве, согласно:

а) ассоцианизму;

б) бихевиоризму;

в) когнитивизму;

г) психоанализу.

37. З. Фрейд полагал, что Эдипов комплекс развивается на стадии:

а) оральной;

б) анальной;

в) фаллической;

г) генитальной.

38. Принцип, что чувства и поведение человека следует считать неадекватными, когда истолкование им ситуаций основано на иррациональных мыслях, лежит в основе подхода:

а) бихевиорального;

б) когнитивного;

в) деятельностного;

г) психоаналитического.

39. Проблема механизмов психологической защиты Я была впервые разработана:

а) в гештальтпсихологии;

б) в гуманистической психологии;

в) в бихевиоризме;

г) в психоанализе.

40. Гарантом психологической защищенности не является:

а) адекватная самооценка;

б) чувство принадлежности к группе;

в) склонность к надситуативной активности;

г) ригидность мышления.

41. Психологическую защиту как следствие противоречий в структуре «Я» рассматривает(ют):

а) неофрейдизм;

б) персоналистские теории;

в) отечественная психология;

г) когнитивная психология.

42. Замещение действия с недоступным объектом на действие с доступным называется:

а) рационализацией;

б) вытеснением;

в) забыванием;

г) переносом.

43. Замещение не может проявляться:

а) в изменении чувств;

б) в изменении мотивов;

в) в изменении отношений личности на противоположные;

г) в регрессии.

44. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

а) рационализацией;

б) идентификацией;

в) сублимацией;

г) вытеснением.

45. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:

а) отрицанием;

б) регрессией;

в) вытеснением;

г) подавлением.

46. Понятие «сублимация» введено в научный словарь:

а) К. Юнгом;

б) А. Адлером;

в) З. Фрейдом;

г) Г. Гельмгольцем.

47. Суть проекции заключается:

а) в приписывании другим людям собственных чувств;

б) в ориентации поведения на доступную цель;

в) в отрицании реальных фактов;

г) в выборе поведения, противоположного подавленному.

48. Более зрелым психологическим механизмом защиты считается:

а) отрицание;

б) вытеснение;

в) проекция;

а) проекция;

б) вытеснение;

в) сублимация;

г) подавление.

50. Справиться с комплексом Эдипа помогает одна из форм психологической защиты. Это:

а) вытеснение;

б) проекция;

в) идентификация;

г) сублимация.

51. У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс:

а) Электры;

б) Афродиты;

г) А.Фрейд.

52. По А. Адлеру, комплекс неполноценности не является:

а) следствием дефекта;

б) универсальной движущей силой развития личности;

в) следствием фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств;

г) силой, тормозящей развитие.

53. По А. Адлеру, склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение выступает следствием:

а) комплекса неполноценности;

б) комплекса превосходства;

в) чувства неполноценности;

г) неадекватно разрешившегося Эдипова комплекса.

54. Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана:

а) с комплексом превосходства;

б) с самоуважением;

в) с переоценкой собственного «Я»;

г) со способностью любить.

55. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:

а) гештальтистов;

б) фрейдистов;

в) бихевиористов;

г) когнитивистов.

56. Поведение человека в проблемной ситуации, базирующееся на переборе «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху, объяснил(а):

а) психология сознания;

б) гештальтпсихология;

в) бихевиоризм;

г) психоанализ.

57. В качестве элементов личности бихевиористская теории личности называет:

а) задатки;

б) рефлексы или социальные навыки;

в) способности;

г) темперамент.

58. Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является:

а) Дж. Уотсон;

б) Б. Скиннер;

в) А. Бандура;

г) К. Хорни.

59. По мнению А. Бандуры, формирование уверенности в том, что человек может и чего не может сделать, определяют:

а) 3 основных условия;

б) 4 основных условия;

в) 5 основных условий;

г) 6 основных условий.

60. В соответствии с типологией Э. Шелдона человек эктоморфного типа бывает:

а) застенчивым, предпочитает умственную работу;

б) сильным, мускулистым, динамичным и склонным к доминированию;

в) толстым, круглым, веселым и общительным;

г) маленьким, хрупким и чаще всего экстравертированным.

61. Истоки неврозов в тревожности, возникающей в межличностных отношениях, усматривает:

а) К. Хорни;

б) Г. Салливан;

в) Э. Фромм;

г) Э. Эриксон.

62. В основе человеческой природы лежит намерение, которое и определяет цели и ожидания каждого человека, согласно:

а) Э. Эриксону;

б) К. Бюлер;

в) Э. Шелдону;

г) А. Валлону.

63. «Расцвет» личности зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни, согласно:

а) Э. Эриксону;

б) К. Бюлеру;

в) А. Валлону;

г) А. Маслоу.

64. Природу человека можно познать только благодаря аффективному опыту, через который она выражается «в данном месте и в данное время», согласно теориям личности:

а) бихевиоральным;

б) гуманистическим;

в) психоаналитическим;

г) когнитивистским.

65. Личность рассматривается как совокупность Я-состояний в концепции:

а) К. Роджерса;

б) А. Бандуры;

в) Э. Берна;

Тест Айзенка (характер, эмоциональная устойчивость, тип личности)

Опросник, публикуемый здесь как образец психологического теста , составлен английскими психологами Г. Айзенком и С. Айзенк в 1964 году. Это и сегодня наиболее распространенный тест для оценки основных свойств личности. Из 57 вопросов 24 направлены на выявление степени интровертности или экстравертности человека. Оба эти понятия введены швейцарским психологом К. Г. Юнгом. Термины образованы от латинских корней "экстра" - "вне", "интра" - "внутрь" и "верто" - "обращаю". Экстраверты - это личности, в силу организации их нервных процессов обращенные наружу, требующие постоянной стимуляции со стороны внешней среды. Им свойственна тяга к новым впечатлениям, такие люди нуждаются в компании; для них характерна раскованность поведения, они общительны, беззаботны, разговорчивы и в то же время импульсивны, иногда даже агрессивны. Их чувства и эмоции не всегда поддаются контролю.

Интроверты обращены внутрь. Им не нужна значительная внешняя стимуляция, и это свойство формирует специфику поведения такого человека. Он малообщителен, друзей у него немного, но он предан им надолго. Интроверт избегает шумных компаний, медлителен, серьезен, планирует свои действия и поступки, достаточно хорошо контролирует эмоции.

"Чистых" экстравертов и интровертов практически не бывает, но все мы занимаем в этом диапазоне позицию ближе к тому или иному полюсу.

Еще 24 вопроса выявляют эмоциональную неустойчивость или, напротив, стабильность, уравновешенность. Наконец, в тест входят 9 вопросов, позволяющих оценить, насколько искренне вы отвечали на него.

Отвечая на вопросы, лучше для удобства ставить возле них "да" в случае положительного ответа и "нет" в случае отрицательного.

1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы "встряхнуться", испытать возбуждение?
2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
3. Вы человек беспечный?
4. Не находите ли вы, что вам очень трудно отвечать "нет"?
5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-нибудь предпринять?
6. Если вы обещаете что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это вам или нет)?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?
10. Сделали бы вы почти все что угодно на спор?
11. Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичным лицом противоположного пола?
12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь?
13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?
14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?
16. Легко ли вас обидеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компаниях?
18. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?
19. Верно ли, что иногда вы полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
20. Предпочитаете ли вы иметь друзей поменьше, но зато особенно близких вам?
21. Часто ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?
26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
27. Считают ли вас человеком живым и веселым?
28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?
29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
30. Вы иногда сплетничаете?
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?
32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете об этом прочитать в книге, нежели спросить?
33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли вы?
39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действия?
40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?
41. Вы ходите медленно и неторопливо?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случай побеседовать с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46. Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?
49. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?
50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?
51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшучивать над другими?
57. Страдаете ли вы от бессонницы?

Чтобы судить по результатам теста о своем характере, необходимо сверить ваши результаты с ключом, приводимым здесь. Ставьте против своего ответа крестик, если ваш ответ совпадает с ответом ключевого списка.

1)1,3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44,46, 49, 53, 56 - да;
5, 15, 20, 29, 32, 34,41, 51-нет.

Эта шкала вопросов направлена на выявление степени экстраверсии-интроверсии. Если здесь вы заработали свыше 12 крестиков, можно считать, что вы выраженный экстраверт, если менее - интроверт.

2)2,4,7,9, 11, 14, 16, 19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43, 45,47, 50, 52, 55, 57-да.

Этот ряд вопросов направлен на выявление степени эмоциональной устойчивости или неустойчивости. Отрицательные ответы здесь не учитываются. Если здесь вы набрали менее 12 крестиков, то вы эмоционально устойчивы.

3)6, 24, 36-да;
12, 18, 30, 42, 48, 54-нет.

Это так называемая корректурная шкала, она позволяет проверить, насколько искренне вы отвечали на вопросы. Если здесь вы набрали свыше 4 крестиков, это означает, что вы были не совсем честны перед самим собой, отвечая на вопросы теста.

Классификация типов ВНД Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина.

Специфические особенности ВНД человека.

Классификация типов темперамента, по Гиппократу.

Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности.

Понятие об основных свойствах нервных процессов.

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип высшей нервной деятельности – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Согласно И.П.Павлову критериями типологических свойств нервной системы являются сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы позволили выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим факторам. Учение И.П.Павлова о типах ВНД – это учение о реактивности нервной системы, особенно ее высших отделов – коры большого мозга.

Под силой нервных процессов понимают работоспособность корковых клеток, которая определяется длительностью нервного напряжения, выражающегося в процессах возбуждения и торможения. Под уравновешенностью нервных процессов понимают соотношение процессов возбуждения и торможения по их силе. Подвижность нервных процессов – это способность нервных клеток в различных условиях существования быстро переходить из состояния возбуждения в тормозное или наоборот. Изучение в эксперименте типологических особенностей собак позволило выделить среди них четыре основных типа ВНД:

Животные сильные, уравновешенные, подвижные (живой тип);

Животные сильные и неуравновешенные (безудержный тип);

Животные сильные, уравновешенные, инертные (спокойный тип);

Животные слабые (оранжерейный тип).

Типы ВНД животных, описанные и научно обоснованные И.П.Павловым, оказались очень близки по свойствам к «темпераментам», описанным Гиппократом.

Древнегреческий врач, основатель медицины Гиппократ (460-377 до н. э.) объяснял неодинаковое течение одной и той же болезни у разных людей за счет различного состояния «соков тела» в организме человека: крови, слизи, желчи, черной желчи. Согласно учению Гиппократа различают четыре темперамента: сангвинический (от лат. sanguis – кровь), холерический (от лат. chole – желчь), флегматический (от лат. phlegma – слизь, мокрота), меланхолический (от греч. melanos + chole – черная желчь).

Сангвиник – человек решительный, энергичный, с быстрой возбудимостью, подвижный, впечатлительный, с ярким внешним выражением эмоций, легкой их сменяемостью.



Флегматик – спокойный медлительный, со слабым проявлением чувств, трудно переключается с одного вида деятельности на другой.

Холерик – вспыльчивый, с высоким уровнем активности, раздражительный, энергичный, с сильными, быстро возникающими эмоциями, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.

Меланхолик имеет низкий уровень нервно-психической активности, унылый, тоскливый, с высокой эмоциональной ранимостью, мнительный, склонный к мрачным мыслям и с угнетенным настроением, замкнутый и пугливый. В жизни такие «чистые» темпераменты встречаются редко, обычно комбинация свойств более разнообразна.

В свете учения о типах ВНД стала понятной научная основа учения о темпераментах. Тип ВНД является физиологической основой темперамента. Свойства нервной системы не определяют свойства темперамента, а лишь способствуют или препятствуют их формированию. Сильный, неуравновешенный тип ВНД является физиологической основой для формирования холерического темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип – для формирования сангвинического темперамента. Сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов – для флегматического темперамента. Слабый тип – основа для формирования меланхолического темперамента.

Рис. 4. Типы ВНД у животных, по И.П.Павлову (I, II, III, IV).

Примечание . Типологическая классификация Гиппократа: сангвиник

(с преобладанием крови), флегматик (с преобладанием слизи), холерик

(с преобладанием желчи), меланхолик (с преобладанием черной желчи)

Рис. 5. Реакция человека с сангвиническим, флегматическим, меланхолическим и холерическим темпераментом на одно и то же событие (по Х.Бидструпу, 1974)

Кроме основных типов ВНД, общих для человека и животных, И.П.Павлов выделил еще три типа , характерных только для человека, в основе которых лежит различное соотношение I и II сигнальных систем.

Художественный тип – с незначительным преобладанием I сигнальной системы. Для людей этого типа свойственно образное восприятие окружающего мира, оперирование в процессе мышления чувственными образами. К их числу относятся большей частью художники и музыканты.

Мыслительный тип – с незначительным преобладанием II сигнальной системы (речевой). Эти люди с выраженной способностью к абстрактному мышлению. Их отличает способность к логическому построению, отвлеченному мышлению. Это ученые, философы.

Промежуточный тип – характеризуется уравновешенностью, равной степенью развития как I так и II сигнальных систем. К этому типу принадлежит основная масса людей. Им свойственно как конкретное, так и абстрактное мышление.

Гениальный тип – те редкие представители человеческого общества, которые имеют особое развитие и I и II сигнальных систем. Сюда И.П.Павлов относит гениальных личностей типа Леонардо да Винчи, способных одновременно и к художественному, и к научному творчеству.

Исследования Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина и других физиологов, проведенные в 50-60-е годы, показали, что классификация И.П.Павлова нуждается в коррекции. Оказалось, что нервные процессы могут быть уравновешенными или неуравновешенными не только по силе (как это считал И.П.Павлов), но и по их подвижности. Неуравновешенность по силе может быть с преобладанием не только возбуждения над торможением (как считал И.П.Павлов), но и с преобладанием торможения над возбуждением. Более того, оказалось, что «подвижность нервных процессов» не является отражением единого свойства нервной системы, а представляет собой совокупность ряда свойств. Оказалось, что существуют другие отчетливые типы ВНД (даже на основе трех свойств, выделенных И.П.Павловым). Например, сильный, неуравновешенный тип с преобладанием торможения над возбуждением.

Б.М.Теплов и В.Д.Небылицин пришли к выводу, что правильнее говорить не о типах ВНД, а о свойствах нервной системы, комбинация которых характеризует ту или иную индивидуальность.

Согласно Б.М.Теплову свойства нервной системы проявляют себя, главным образом, в динамическом аспекте поведения (скорость, темп, напряженность, вариабельность и т.д.), т.е. в темпераменте и в способностях человека. Именно по темпераменту и по способностям один человек существенно отличается от другого. В меньшей степени свойства нервной системы проявляются в содержательных аспектах деятельности (в побуждениях, мотивах, целях, знаниях и т.д.). Согласно трехфакторной гипотезе Б.М.Теплова темперамент человека можно оценить по эмоциональной возбудимости, по выражению эмоций и по общей быстроте движения.

Кроме того, Б.М.Теплов и В.Д.Небылицин пришли к заключению, что о силе и подвижности нервных процессов надо говорить раздельно по отношению к возбуждению и торможению, а перечень свойств нервной системы необходимо дополнить параметром динамичности, от которого и зависит скорость выработки положительных и тормозных условных рефлексов.

Эти авторы также отмечают, что методики исследования ВНД очень несовершенны, так как они отражают только частности. Например, тип ВНД, определенный по исследованию зрительного анализатора, может не совпадать с типом ВНД, определенным по исследованию кожного анализатора. Поэтому авторы выдвинули представление о том, что наряду с общетипологическими свойствами существуют парциальные (частичные) типологические свойства, отражающие функционирование отдельных областей коры (например, слуховой, зрительной, моторной), что имеет большое значение для определения специальных врожденных способностей человека.

В.Д.Небылицин ввел понятие об общих свойствах нервной системы, к числу которых он отнес два основных параметра – общую активность и эмоциональность. Общая активность (темперамент), согласно В.Д. Небылицину, обусловливает внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности и к самовыражению, она может варьировать от инертности и пассивной созерцательности до высших степеней активности (моторной, интеллектуальной и социальной). Эмоциональность – это комплекс качеств, отражающих динамику возникновения, протекания и прекращения различных эмоциональных состояний. В этом комплексе можно выделить три компонента:

1. Впечатлительность (эмоциональную чувствительность) , которая выражает эмоциональную восприимчивость индивида, его чувствительность к эмоциогенным стимулам (или ситуациям).

2. Импульсивность, которая отражает степень легкости перехода эмоций в побуждение (мотив), к действиям без их предварительного обдумывания.

3. Эмоциональную лабильность характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому.

По мнению В.Д.Небылицина, в основе общей активности (темперамента) лежат индивидуальные особенности воздействия активирующего влияния ретикулярной формации ствола мозга на передние отделы коры больших полушарий, а в основе эмоциональности лежат индивидуальные особенности взаимодействия передних отделов коры больших полушарий с лимбической системой. Другими словами, темперамент (т.е. общая активность) отражает деятельность лобно-ретикулярного комплекса мозговых структур, а эмоциональность – активность лобно-лимбической системы мозга.

Таким образом, В.Д.Небылицин пришел к определенным выводам:

1. Свойства нервной системы определяются свойствами фронтальной коры, являющейся регулятором физиологических и психологических функций организма. Фронтальные отделы коры через связи с гипоталамо-гипофизарной системой регулируют вегетативные функции, а через связи с гипоталамо-лимбическими образованиями определяют уровень активного сознания, играют значительную роль в программировании действий, интеллектуальных операций и регуляции движений. Таким образом, В.Д.Небылицын, отводя свойствам фронтальной коры роль неспецифической регуляторной системы, рассматривал ее в качестве морфологического субстрата общих свойств нервной системы.

2. Предложил структурно-системный подход к анализу физиологических факторов человеческого поведения. Он полагал, что свойства нервной системы имеют многоуровневую организацию, в том числе уровень нервных элементов (нейронов) и уровень структурных комплексов мозга (поэтому роль и проявление одного и того же свойства нервной системы на разных уровнях могут быть совершенно различными). Уровень структурных комплексов мозга, составной частью которых является лобная кора, играет решающую роль в проявлении темперамента.

Английский исследователь Г.Айзенк с помощью специально разработанных тестов выделил три основных параметра мозговой деятельности человека. Экстравертивность и интровертивность, эмоциональную стабильность и эмоциональную нестабильность (нейротизм, или нейротицизм), психотизм, или психотицизм, противоположным полюсом которого является устойчивое следование социальным нормам. Таким образом, Г.Айзенк предложил концепцию базисной и факторной структуры личности, в том числе концепцию о трех базисных свойствах личности – об экстра-интроверсии о нейротизме и психотизме.

По Г.Айзенку, экстраверт – это открытый, общительный, социабильный, разговорчивый, активный, импульсивный, оптимистичный субъект, для которого характерен слабый контроль над эмоциями и чувствами. Интроверт – это спокойный, необщительный, замкнутый (он отдален от всех, кроме близких людей), застенчивый, пассивный человек, который планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем. Эта характеристика напоминает параметр активности в классификации В.Д.Небылицина. Г.Айзенк считает, что в основе экстра-интроверсии лежат индивидуальные особенности взаимодействия активирующей ретикулярной формации и передних отделов новой коры (у интровертов более развита система, тормозящая поведение, а у экстравертов – наоборот, развита система, побуждающая активность).

Высоконейроидный (невроидный) субъект, согласно Г.Айзенку, характеризуется как тревожный, озабоченный, легко склонный к гневу, эмоционально неустойчивый. Ему противостоит эмоционально устойчивая личность. Следовательно, нейротизм Г.Айзенка, по сути, аналогичен понятию «эмоциональность» В.Д.Небылицына. По Г.Айзенку, степень нейротизма определяется индивидуальными особенностями взаимодействия лимбической системы и новой коры. «Нейротическая» личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. Согласно Г.Айзенку высокие показатели по экстраверсии и нейротизму часто соответствуют психиатрическому диагнозу «истерия», а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии.

Высокопсихоидный тип, по Г.Айзенку, предстает как эгоцентричный, эгоистичный, малоконтактный, холодный, безразличный к окружающим и агрессивный субъект, а низкопсихоидный тип – как дружелюбный, сочувствующий и считающийся с правами других людей человек (альтруист).

В целом, по Г.Айзенку, экстраверсивность, нейроидность и психотицизм определяются индивидуальными особенностями взаимоотношений между отдельными структурами мозга, в том числе между ретикулярной формацией и передними отделами новой коры, а также между лимбической системой и новой корой. Согласно Г.Айзенку имеется связь между выраженностью выделенных им факторов и свойствами нервной системы, по И.П.Павлову. Нестабильный экстраверт соответствует холерику, т.е. сильному, неуравновешенному, подвижному типу, по И.П.Павлову; стабильный экстраверт – сангвинику, или сильному, уравновешенному, подвижному типу; нестабильный интроверт – меланхолику, или слабому типу; стабильный интроверт – флегматику или сильному, уравновешенному, инертному типу.

На основании всех этих наблюдений был составлен личностный опросник Г.Айзенка, который позволяет достаточно быстро оценить два базисных свойства личности (экстраверсивность и нейротизм) и тем самым – определить тип ВНД человека.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...