Среднеквадратичное больше среднего. Дисперсия, среднеквадратичное (стандартное) отклонение, коэффициент вариации

Многообразие факторов, способных затруднить ход политической кампании, ведет к появлению различных видов рисков. Риски могут возникнуть в связи с изменением экономической ситуации в стране, появлением новых сильных политических игроков, принятием законов, меняющих конфигурацию политического нормативного порядка и т.д. В зависимости от типа фактора риски в политической кампании можно классифицировать на экономические, социокультурные, политические, административные, внешнеполитические и т.п.

Однако для политического менеджера важно осознавать нс только характер и специфику внешней угрозы, по и какие проблемные ситуации эти угрозы могут создавать в самой политической кампании. В этой связи предлагается классификация рисков, основанная на выделении проблемных зон в развитии политической кампании. Такая классификация позволит не только увидеть угрозы, но и сформулировать задачи по преодолению возникающих трудностей (рис. 13.1).

Рис. 13.1.

Стратегические риски. В гл. 14 мы будем подробно анализировать содержание стратегии политической кампании. Однако в гл. 7 мы уже говорили о значении концепции информационного воздействия, о том, насколько важен выбор основной темы политической кампании. Если тема оказалась неактуальной, если она не находит отклика у населения, то все усилия, связанные с реализацией запланированных мероприятий, не дадут желаемого результата. Смысл стратегического риска заключается в просчете при выборе основной темы политической кампании.

Главными факторами стратегического риска являются:

  • во-первых, отсутствие или недостаток информации о настроениях людей, являющихся объектом управленческого воздействия, их ожиданиях, установках, ценностных ориентациях. Поскольку получить такую информацию в полном объеме невозможно, то всегда есть риск того, что заложенная в основу информационной концепции тематика окажется невостребованной определенной частью населения;
  • во-вторых, изменение социально-политической ситуации в стране, влекущее за собой смену приоритетов в умонастроениях масс. Резкое обострение социальной напряженности в стране, возникновение угрозы безопасности, стихийные бедствия могут кардинальным образом изменить представления людей о значимости проблем социального бытия. И даже если темы информационной концепции первоначально воспринимались массами как значимые, то изменившаяся ситуация может их быстро переориентировать на иные приоритеты. Однако запущенная машина политической кампании будет по инерции отрабатывать ранее выбранную проблему, все больше и больше увеличивая зазор между тем, что ожидают, к чему стремятся люди, и тем, что предлагает сегодня политическая сила.

Основной путь минимизации стратегического риска – всестороннее исследование ожиданий, настроений, ценностных ориентаций тех людей, от которых зависит достижение поставленных политических целей, а также мониторинг окружающей среды, позволяющий фиксировать происходящие в ней изменения. В этой связи нельзя экономить на информационно-аналитических технологиях и следует приглашать специалистов, которые решат исследовательские задачи на высоком научном уровне с использованием соответствующих методик. Кроме того, необходимо неукоснительно требовать, чтобы материалы этих исследований не лежали мертвым грузом, а использовались в креативной работе над информационной концепцией политической кампании.

Главная проблема возникает в условиях неопределенности предпочтений граждан, когда социально-экономическая и (или) политическая ситуация в стране меняется так быстро, что даже профессионально проводимые исследования не позволяют быстро выявить тренды массовых настроений. В таких условиях желательно в информационной концепции предусмотреть "запасные варианты" развития темы политической кампании с учетом возможных изменений в общественных приоритетах.

21. Политический риск.

1. Понятие и сущность политического риска

Термин «риск» происходит от латинского «risicare», означающего «решиться». В теории и практике понятие риска имеет многосторонний и многозначный характер.

Под политическим риском понимается “вероятность неблагоприятных последствий политических решений, принимаемых в условиях неопределенности, дефицита ресурсов (времени, информации и т.д.), что ведет к ущербу для участников политических действий и вероятности осуществления нежелательных событий” .

В. Вестон и Б.Сорж определяют политический риск как действия национального правительства, которые мешают проведению деловых операций, изменяют условия соглашений, приводят к конфискациисобственности иностранных компаний. .

Политический риск представляет собой вероятность возникновения политических факторов в стране (регионе), которые могут оказать благоприятное или отрицательное влияние на управленческую, экономическую и другие виды деятельности. К числу таких политических факторов относятся, например, уровни стабильности политического режима, политических беспорядков, коррупции, преступности, безработицы .

Под политическим риском в узком смысле слова понимается вероятность финансовых потерь для фирмы в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в стране размещения инвестиций .

Й. Пфеффер определил соотношение между риском и неопределенностью следующим образом: «Риск… представляет собой комбинацию нескольких видов азарта, он измеряется вероятностью; неопределенность измеряется уровнем веры. Риск – это состояние мира, неопределенность – состояние воображения». Политический риск как структурное явление включает в себя следующие основные компоненты. Особое место здесь занимают риски, обусловленные действующей в стране налоговой системой и законодательством. Это «правовой или законодательный риск». Он включает в себя потери и приобретения, связанные с изменениями в налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений, указов на различных уровнях власти, меняющих социально-политическую и экономическую обстановку в стране (регионе).

Помимо правового аспекта, политический риск включает в себя возможность потерь или приобретений по следующим обстоятельствам: смена правительства, кадровые перестановки в правительстве; невозможность осуществления экономической деятельности из-за революции, военных действий, конфискации имущества компаний; отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства; усиление политических беспорядков, социальной напряженности, повышения уровня коррупции, преступности и т. д.

Более полным и приемлимым, по моему мнению, является понятие политического риска как вероятности нежелательных последствий возможных политических и других решений, связанных с политическими событиями, способными принести тот или иной ущерб их участникам в реализации их интересов. Чаще всего о политическом риске говорят в ситуациях, когда при принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической обстановки, правящего режима или правительства, с политическими беспорядками .

К политическим рискам относятся:

а) невозможность осуществления деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, конфискации и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства и т.п.;

б) введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т.д.);

в) неблагоприятное изменение налогового законодательства;

г) запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа. В этом случае обязательно перед экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.

    Уровни политических рисков

Уровень риска – это количественная оценка ситуации (отражающая степень неопределенности в принятии решений) с учетом ущерба, обусловленного возможными нежелательными последствиями принимаемых решений. Практически уровень риска характеризует степень ответственности или безответственности того, кто выбирает пути решения задачи.

На практике оценки политического риска даются для различных временных горизонтов, выбор которых определяется спецификой решений, требующих учета оценок риска.

Политический риск оценивается на различных уровнях: глобальном, региональном (по группам стран), национальном, по отдельным регионам внутри некоторых стран (по краям, областям, республикам, например, в России). В последние годы вырос интерес к глобальному риску. Это видно, в частности, из тематики дискуссий на ежегодных конференциях Совета по управлению риском международного бизнеса. Это нашло отражение в тенденциях, связанных со стремлениями некоторых влиятельных кругов Запада к “глобальной координации” отношений между странами. Усилились тенденции к созданию “мирового поля доверия”. Однако здесь велика опасность усиления “уязвимости” некоторых государств от тех, кто будет контролировать это “поле” и определять нормы, которым должны следовать участники событий. В целом можно ожидать, что чем больше будет возрастать “координация” на глобальном уровне в сфере экономики, тем в большей степени будет снижаться уровень политической организованности на глобальном уровне за счет появления все большего числа малых государств, не находящих для себя места “под солнцем” в результате распада бывших великих держав. Уровень политического риска при этом должен повышаться.

При оценке политического риска на национальном уровне обычно используются сравнительные данные, когда количественные оценки, характеризующие уровень риска по стране, преобразуются в соответствующие рейтинги. Рейтинг страны – это ее место в общей совокупности сравнительных стран, отражающее степень желательности состояния соответствующей обстановки. Иногда говорят о различиях “политического климата”. Трудность состоит в том, что рейтинги обычно привязаны к конкретному числу рассматриваемых стран (а их число не является постоянным).

На практике рейтинг страны определяется с учетом ее места в группе стран, которые упорядочены в определенной последовательности с учетом соответствующих оценок уровня политического риска, которые определяются в баллах. Чаще всего используется 100-балльная шкала, где страны с минимальным уровнем политического риска получают наибольшие оценки в баллах. Политологи, которые привлекаются для оценки уровня политического риска при их использовании на практике, часто пользуются методами оценки риска, основанными на применении вероятностных моделей. Вероятностные оценки трансформируются в балльные, на основе которых определяется рейтинг страны (или другой стратегической зоны деятельности).

Оценки уровня политического риска и соответствующие рейтинги стран публикуются в периодической печати, например, в издаваемом в Лондоне журнале “Евромани” (Euromoney) – табл. 2 и 3. В табл.2 представлен рейтинг риска основных стран мира в 1995 году по 100 бальной шкале, а в табл. 3 только политический риск стран мира за 1997г. по 25 бальной шкале. Риск по 100 бальной шкале это общий (стрновой) риск страны, состоящий из: политического риска (25%), экономических данных (25%), долгового показателя страны (10%), не выплачиваемые долги (10%), оценки кредитоспособности (10%), доступа к банковским финансам (5%), доступ к краткосрочным финансам (5%), доступа к рынку капитала (5%), дискаунт по форфейтингу (5%).

Были опубликованы рейтинги политического риска 100 стран мира, 50 из которых мы рассмотрели выше. Чтобы можно было провести аналогию с 1995 г. нужно сказать, что Россия в 1997г. заняла 96 место, поднявшись на 37 позиций за 2 года.

В табл.4 отображен общий (страновой) рейтинг страны и также отдельно рейтинг политического риска страны. Проведя анализ видно, что за 10 лет ситуация изменилась. Например, Россия с 96 поднялась на 58 место с уровнем риска ниже среднего (59,37). Украина занимает 80 место со средним уровнем риска (46,84), когда в 1997г. она и вовсе не входила в список 100 стран.

3. Управление политическим риском.

Оценки политического риска используются, прежде всего, на стадии принятия решений, но в последнее время они применяются и при их реализации, что нашло отражение в соответствующей целенаправленной деятельности - управлении риском. Речь идет о необходимости влияния на развитие событий таким образом, чтобы не допускать создания критических ситуаций, связанных с чрезмерным риском.

Управление рисками – это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.

Американский Институт управления проектами (PMI), разрабатывающий и публикующий стандарты в области управления проектами, значительно переработал разделы, регламентирующие процедуры управления рисками. В новой версии PMBOK (принятие которого ожидается в 2000 году) описаны шесть процедур управления рисками.

Процесс управления рисками проекта включает выполнение следующих процедур:

1) Планирование управления рисками – выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проекта.

2) Идентификация рисков – определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик.

3) Качественная оценка рисков качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех проекта.

4) Количественная оценка количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект.

5) – определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ.

6) Мониторинг и контроль рисков – мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.

Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что процедуры, представленные здесь, рассматриваются как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать.

Планирование управления рисками – процесс принятия решений по применению и планированию управления рисками для конкретного проекта. Этот процесс может включать в себя решения по организации, кадровому обеспечению процедур управления рисками проекта, выбор предпочтительной методологии, источников данных для идентификации риска, временной интервал для анализа ситуации. Важно спланировать управление рисками, адекватное как уровню и типу риска, так и важности проекта для организации .

Идентификация рисков определяет, какие риски способны повлиять на проект, и документирует характеристики этих рисков. Идентификация рисков не будет эффективной, если она не будет проводиться регулярно на протяжении реализации проекта.

Идентификация рисков должна привлекать как можно больше участников:

менеджеров проекта, заказчиков, пользователей, независимых специалистов.

Идентификация рисков - итерационный процесс. Вначале идентификация рисков может быть выполнена частью менеджеров проекта или группой аналитиков рисков.

Далее идентификацией может заниматься основная группа менеджеров проекта. Для формирования объективной оценки в завершающей стадии процесса могут участвовать независимые специалисты. Возможное реагирование может быть определено в течение процесса идентификации рисков .

Качественная оценка рисков – процесс представления качественного анализа идентификации рисков и определения рисков, требующих быстрого реагирования. Такая оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования.

Доступность сопровождающей информации помогает легче расставить приоритеты для разных категорий рисков. Качественная оценка рисков это оценка условий возникновения рисков и определение их воздействия на проект стандартными методами и средствами.

Использование этих средств помогает частично избежать неопределенности, которые часто встречаются в проекте. В течение жизненного цикла проекта должна происходить постоянная переоценка рисков .

Количественная оценка рисков определяет вероятность возникновения рисков и влияние последствий рисков на проект, что помогает группе управления проектами верно принимать решения и избегать неопределенностей. Количественная оценка рисков позволяет определять:

Вероятность достижения конечной цели проекта, - степень воздействия риска на проект и объемы непредвиденных затрат и материалов, которые могут понадобиться,

Риски, требующие скорейшего реагирования и большего внимания, а также влияние их последствий на проект,

Фактические затраты, предполагаемые сроки окончания.

Количественная оценка рисков часто сопровождает качественную оценку и также требует процесс идентификации рисков. Количественная и количественная оценка рисков могут использоваться по отдельности или вместе, в зависимости от располагаемого времени и бюджета, необходимости в количественной или качественной оценке рисков .

Планирование реагирования на риски - это разработка методов и технологий снижения отрицательного воздействия рисков на проект. Берет на себя ответственность за эффективность защиты проекта от воздействия на него рисков. Планирование включает в себя идентификацию и распределение каждого риска по категориям. Эффективность разработки реагирования прямо определит, будут ли последствия воздействие риска на проект положительными или отрицательными.

Стратегия планирования реагирования должна соответствовать типам рисков, рентабельности ресурсов и временным параметрам. Вопросы, обсуждаемые во время встреч, должны быть адекватны задачам на каждой стадии проекта, и согласованы со всеми членами группы по управлению проектом. Обычно требуются несколько вариантов стратегий реагирования на риски .

Мониторинг и контроль следят за идентификацией рисков, определяют остаточные риски, обеспечивают выполнение плана рисков и оценивают его эффективность с учетом понижения риска. Показатели рисков, связанные с осуществлением условий выполнения плана фиксируются. Мониторинг и контроль сопровождает процесс внедрения проекта в жизнь .

Качественный контроль выполнения проекта предоставляет информацию, помогающую принимать эффективные решения для предотвращения возникновений рисков. Для предоставления полной информации о выполнении проекта необходимо взаимодействие между всеми менеджерами проекта.

Целью мониторинга и контроля является выяснить, было ли:

Система реагирования на риски внедрена в соответствии с планом

Реагирование достаточно эффективно или необходимы изменения

Риски изменились по сравнению с предыдущим значением

Наступление влияния рисков

Необходимые меры приняты

Воздействие рисков оказалось запланированным или явилось случайным результатом.

Контроль может повлечь за собой выбор альтернативных стратегий, принятие корректив, перепланировку проекта для достижения базового плана. Между менеджерами проекта и группой риска должно быть постоянное взаимодействие, должны фиксироваться все изменения и явления. Отчеты по выполнению проекта должны формироваться регулярно.


Напечатано:
Проблемы анализа риска, том 8 2011№6 стр.46-55

Политический риск и прикладные модели его оценки

Введение

Одним из важнейших условий укрепления позиций России на международной арене и ее интеграции в мировое экономическое пространство является нормализация политической обстановки, которая в настоящее время характеризуется крайне высокой степенью нестабильности. Для зарубежных политиков и бизнесменов Россия представляется довольно интересным и перспективным, но весьма рискованным партнером. Более того, политический фактор несет в себе потенциальную угрозу экономической стабилизации: долгосрочные инвестиции в российскую экономику, являющиеся необходимым условием экономического подъема становятся затруднительными из-за высокого уровня риска, генерируемого политической средой.
Вопрос оценки политического риска вызывает интерес у исследователей, и появляются новые взгляды на процесс принятия инвестиционных решений в условиях риска. Предлагается множество альтернативных методов оценки политического риска, среди которых трудно выделить приемлемые и объективные методы решения этого вопроса. При этом все инвестиционные проекты не идентичны и каждый из них требует индивидуального подхода на всех стадиях его реализации. В условиях современного мирового кризиса существует реальная возможность развития событий по непредвиденным вариантам, а исход события зависит от того, какой именно вариант реализуется.
На сегодняшний день на практике не существует универсального метода принятия инвестиционного решения в условиях риска: все расчеты по оценке вероятности риска и степени его влияния на конечный результат носят прогнозный и вероятностный характер. Существующие методики и способы решения этой проблемы вынуждены претерпевать изменения, в зависимости от постоянно меняющихся экономических, политических и социальных условий в стране. Следовательно, совершенствование методов принятия управленческих решений по инвестированию средств в условиях риска, вызывает наибольший интерес среди отечественных исследователей теории принятия инвестиционных решений.

1.Политический риск: разъяснение понятия

Классическое определение политического риска относится к роли и действиям национальных правительств «возможность нежелательных последствий политической деятельности....». «Компании сталкиваются с тремя основными категориями политического риска следующим образом: принудительного изъятия капиталовложений, нежелательное регулирования и вмешательства в операции» . Политический риск, как правило, надо рассматривать с точек зрения правительственных вмешательств в деловые операции или политических актов, ограничений, накладываемых на фирмы правительством, или комбинация этих двух . Политические риски связаны с действиями правительства, которые отрицают или ограничивают право инвестора/владельца: (1) использовать выгоду/ свои активы; или (2), которые снижают стоимость фирмы. К наиболее известным из политических рисков относятся: войны, революции, государственные наложения ареста на имущество (экспроприация, национализация, или конфискации), и действия властей по ограничению движения прибыли или других доходов внутри страны... Политические риски, связаны с актами правительства, в то время как коммерческий риск включает неплатежеспособность покупателя или другие экономические причины неплатежей . Интерес к проблеме прогнозирования политических рисков возник еще в начале 50-х годов ХХ века. Однако до конца 70-х из-за отсутствия необходимого материала и недостаточной разработанности методов анализа и прогнозирования политического риска, в научной литературе ему отводилась подчиненная роль в общей оценке странового риска.
Вопросы оценки и прогнозирования политического риска привлекают внимание деловых и академических кругов и, появляются новые взгляды на процесс взаимодействия государства и бизнеса в условиях риска. Предлагается множество альтернативных методов оценки политического риска, среди которых трудно выделить приемлемые и объективные методы решения этого вопроса.
Существует разнообразие в определении политического риска. Некоторые аналитики относятся к политическим рискам, как к потерям, другие относятся к политическим рискам, как непредсказуемости и неопределенности, некоторые авторы ссылаются на политический риск, как на последствия политических изменений в бизнес-среде. Однако большинство авторов оценивают политические риски с точки зрения событий, происходящих в деловой среде, которые обычно связаны с актом правительства, который имеет нежелательные последствия для бизнеса .
Политический риск как структурное явление включает в себя следующие основные компоненты. Особое место здесь занимают риски, обусловленные действующей в стране налоговой системой и законодательством. Это «правовой или законодательный риск». Он включает в себя потери и приобретения, связанные с изменениями в налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений, указов на различных уровнях власти, меняющих социально-политическую и экономическую обстановку в стране (регионе). Помимо правового аспекта, политический риск включает в себя возможность потерь или приобретений по следующим обстоятельствам: смена правительства, кадровые перестановки в правительстве; невозможность осуществления экономической деятельности из-за революции, военных действий, конфискации имущества компаний; отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства; усиление политических беспорядков, социальной напряженности, повышения уровня коррупции, преступности и т. д.
Кроме того есть три причины расширения списка типов возможных потерь.
Во-первых, в этот список вошли только те действия, которые могут быть застрахованы (то есть они являются некоммерческими потерями). Есть много актов правительства, такие как операции вмешательства в позитивные действия установления квот найма, которые не являются страховыми. Коррумпированные правительства часто требуют взятки или занятости для родственников или друзей, что является политическим основанием дополнительных расходов для инвестора, которые не подлежат возмещению за счет страхования.
Во-вторых, многие акты в политической сфере, которые могут привести к потерям, не исходят от правительства. В военных рисках, например, гражданская война может возникнуть между этническими группами или племенами в стране, где правительство будет просто наблюдателем или бессильно вмешаться, даже если хочет. В некоторых конфликтах это даже трудно определить, с какой стороны на самом деле правительство.
Третья причина в том, что национальные правительства не всегда основной источник потерь. Все чаще региональные, областные, государственные и местные (в том числе сельские и племенные) правительства ведут борьбу с инвесторами таким образом, что национальные правительства могут и не знать об этом. Во Вьетнаме были случаи, когда городские власти занимались экспроприацией иностранных компаний, и правительство страны было не в состоянии контролировать деятельность местных властей.
Таким образом, потери, могут быть описаны как результат политических решений правительства страны, общественно-политических и социально-экономических условий, действий национального или регионального руководства, характеристик страны или характеристики фирм инвестирования, или комбинация всех типов. Любая модель, которая рассматривает только один из этих типов, вероятно, будет не эффективна для конкретного проекта.

2.Методология оценки политического риска

Оценка политического риска - это непрерывный процесс выявления и анализа рисковых событий, процесс которых носит циклический характер. Риски анализируются, как только они определились, выявляется, что приводит к появлению дополнительных рисков. Цель состоит в том, чтобы собрать как можно больше информации, чтобы можно было судить о вероятности возникновения и последствий риска.
Анализ политического риска обеспечивает основу для характеристики политических рисков, и составляет основу оценки политических рисков, с целью осуществления контроля и управления. Таким образом, необходимо спрогнозировать вероятность возникновения рисков. Результаты оценки риска являются основой для большинства действий риск-менеджмента. Анализ политических рисков дает лицам, принимающим решения, сигналы раннего предупреждения о серьезных последствиях политических рисков. Возможности управления политическими рисками должны включать в себя способность реагировать на риски, которые известны и хорошо изучены, и способность выявлять и предвидеть новые риски.
Основная цель оценки риска - это анализ и прогнозирование потерь; вторая цель, вытекающая из первой, предложение средств управления рисками и как, в сложившихся обстоятельствах, избежать потерь. Процесс оценки риска - это процесс выявления причинно-следственных связей между факторами риска. Это позволяет проводить единую политику по управлению риском и иметь выбор из различных возможностей для того, чтобы получить контроль над развитием процесса через общие выводы. Безусловно, выводы, которые относятся к будущему, должны быть обоснованы и подтверждены.
В следующем разделе рассмотрим подробнее несколько популярных индексов оценки политических рисков.

3.Инструментарий исследователя по оценке политического риска

Оценкой политических рисков, как отдельным видом деятельности, занимаются специализированные агентства, корпорации и аналитические центры. Продукт таких компаний - периодически обновляемые индексы или рейтинги, формируемые на основе интегрированной оценки групп показателей.
Наиболее известные корпорации и аналитические центры, занимающиеся оценкой политических рисков и основные модели оценки политических рисков перечислены в таблице 1.
Таблица 1 : Аналитические центры
и основные модели оценки политических рисков
Наименование организации Модель оценки Аббревиатура наименования модели
The Foreign Policy Research Institute (FPRI) Political System Stability Index PSSI
Knudsen"s Ecological Approach
Business Environment Risk Intelligence (BERI) S.A. Business Environment Risk Index BERI
Business Risk Service (BRS) Political Risk Index PRI
Operational Risk Index ORI
The Remittance and Repatriation Factor R-Factor
Economist Intelligence Unit (EIU) Country Risk Service ( CRS
Country Forecasts CF
The PRS Group Inc International Country Risk Guide ICR
Political Risk Services PRS

Остановимся на некоторых из них. Используя метод агрегированных статистических данных для обнаружения позитивных или негативных тенденций в стране, на ранней стадии были разработана модель: Political System Stability Index – PSSI. Эта модель основана на точных причинных взаимосвязях и опирается в первую очередь на эконометрические и другие объективные данные.
Разработчиками модели PSSI являются исследователей политического риска - Д. Хэндель, Г. Вест, Р. Мидоу. Измеряя напрямую серию дискретных компонентов политической и социальной среды, модель претендует на независимость от умозрительных заключений и искажений. Модель PSSI состоит из 15 дискретных показателей и разделена на три суб-индекса: социально-экономический, социальных конфликтов, и мер государственного регулирования. Рассмотрим их подробнее:
Социально-экономический индекс (Socio-economic Characteristics Index)
А. Этнолингвистическое фракционирование: основан на этнической и языковой неоднородности.
Б. Процент роста на душу населения национального продукта. Этот показатель отражает способность государства удовлетворять экономические потребности своих граждан, а также способность политической системы, обеспечивать политический климат, благоприятный для экономического роста.
C. Процент роста удельного потребления энергии. Этот показатель указывает развивающую способность страны для удовлетворения экономических потребностей своих граждан и служит предиктором будущего.
Индекс Социальных конфликтов (Societal Conflict Index )
А. Индекс общественных беспорядков. Содержит три показателя, отражающих общественное недовольство позволяют оценить уровень давления для изменения политической системы.
1. Количество демонстраций (демонстрация - мирное собрание, по крайней мере, 100 человек против политики правительства или власти).
2. Количество бунтов (бунт – демонстрация с использованием силы, с нанесением материального ущерба или кровопролития).
3. Уровень правительственного кризиса (правительственный кризис - быстро развивающаяся ситуация, грозящая привести к немедленному падению правительства).
В. Внутренний индекс насилия.
1. Количество вооруженных нападений (вооруженное нападение - является актом насильственного политического конфликта, осуществляется организованной группой, для уничтожения власти, другой организованной группы).
2. Количество убийств (политически мотивированное убийство высокого правительственного должностного лица или политика).
3. Количество попыток государственного переворота (государственный переворот – попытка вооруженными силами или политиками или членами правящей элиты свержения центрального правительства с помощью силы или угрозы силой).
4. Количество инцидентов партизанской войны (деятельность граждан или нерегулярных сил, направленных на свержение существующего правительства).
С. Индекс потенциала принуждения. Этот показатель измеряет возможность наказания. Количество внутренних сил безопасности на тысячу лиц трудоспособного населения.
Индекс государственного регулирования (Governmental Processes Index)
А. Индекс политической борьбы. Индекс строится на основе переменных, степени конкурентоспособности процесса выдвижения кандидатур, наличия законодательных коалиций, их законодательной эффективности, а также степени легитимности участников.
В. Законодательная эффективность. Эффективность кодируется следующим образом:
1. Нет законодательства: 0 баллов
2. Законодательный "Штамп": 1 балл
3. Исполнительная власть перевешивает законодательную: 2 балла
4. Законодательный орган значительно автономен: 3 балла

С. Количество конституционных изменений в год. Частые изменения указывают на отсутствие фундаментальных соглашений о правилах политической игры.
D. Количество нелегальных исполнительный изменений. Бессистемная смена высшего политического руководства.
Подход к политическим рискам с точки зрения оценки политической стабильности можно найти у Фейерабенд И.К. и Фейерабенд Р.Л. Он основан на отсутствии внутренних и гражданских конфликтов и насилия. Стабильная страна рассматривается как мирное, законопослушное национальное образование, в котором процесс принятия решений и социально-политических изменений происходит в результате принятых организационных процедур, а не в результате экономических процессов с использованием конфликтов и агрессии для решения вопросов. Индекс, разработанный Фейерабендом, используется для отражения уровня политической стабильности. Концептуально они определяют политическую нестабильность, как "степень или количество агрессии, направленной на отдельных лиц или групп в рамках политической системы против других групп или в отношении комплекса должностных лиц и отдельных лиц и групп, связанных с ними" .
В действительности они приравнивают политическую нестабильности к агрессивным политически актуальными событиями: забастовки, массовые беспорядки, государственный переворот, гражданская война, аресты или задержания лиц по политическим мотивам, политически мотивированное убийство или покушение на убийство политически значимых фигур, приостановление действия конституции или некоторых её части и введение военного правления и т.д.
Третий индекс, сформулированный Т. Гурром и С. Руттенбергом (1967), это Индекс гражданского насилия, который состоит из пяти основных уровней гражданского насилия и четырех композитных весовых количественных оценок гражданских беспорядков .
Еще одна модель, так называемый «экологический» подход Кнудсена (Knudsen"s Ecological Approach), основывается на предположении, впервые высказанном Т. Гурром , о том, что высокая степень национальной фрустрации будет существовать там, где существует разрыв между ожиданиями людей и их благосостоянием (динамические концепции). Взаимодействуя с видимым иностранным сектором, эта фрустрация может привести к интервенции или экспроприации, причем иностранные фирмы послужат объектом обвинения в неспособности существующего политического порядка удовлетворить экономические и политические ожидания активной части общества.
Отдельную группу составляют экспертные оценки, являющиеся обычно конечным продуктом многоступенчатого консультационного процесса, который может вовлекать или не вовлекать метод Дельфи. (Метод Дельфи – метод прогнозирования, в основе которого лежит многораундное агрегирование мнений экспертов.) Первой фирмой такого рода стала служба Business Environment Risk Intelligence (BERI) S.A. Наиболее известной моделью качественного подхода оценки политического риска, использующей метод Дельфи, является BERI (Business Environment Risk Index). . Для составления предварительного отчета по той или иной стране BERI периодически проводит опросы примерно 150 экспертов со всего мира. Данные опросы позволяют получить оценку делового климата в разных странах, а также оценить качество предварительных отчетов, составленных сотрудниками BERI. Опросы проводятся в двух направлениях: первое направление заключается в оценке политической среды в разных странах, второе - в оценке перспектив развития деловой среды. Оценка проводится методом Delphi, когда каждый участник опроса получает информацию об оценках, сделанных в ходе предыдущего опроса, а также о средней оценке каждого показателя.
Служба оценки деловых рисков - Business Risk Service (BRS) проводит мониторинг 50 стран мира, для этого используются 57 критериев оценки, на основе которых подсчитываются три индекса. Индекс политических рисков (PRI - Political Risk Index ), который отражает оценку социально-политических условий в той или иной стране, данную ей дипломатами и политологами по 7-балльной шкале (оценка «7» означает, что в области социально-политических условий страна не испытывает никаких трудностей, оценка «0» означает значительные трудности). Индекс операционных рисков (ORI - Operation Risk Index ) отражает оценку деловой среды и выявляет основные препятствия на пути развития бизнеса. Оценка проводится на основе 15 критериев по 4-балльной шкале (оценка «4» соответствует наиболее благоприятной деловой среде, оценка «0» означает неприемлемые условия для развития бизнеса). В рамках данной модели существует третий, дополнительный индекс the Remittance and Repatriation Factor (R-Factor), отражающий степень готовности страны позволить иностранным компаниям импортировать оборудование и сырье, а также переводить доходы к себе на родину. Данный индекс включает 4 суб-индекса, один из которых оценивает качество уставного права и действительной практики следования букве закона. Компоненты индексов PRI и ORI приведены ниже.
Индекс политических рисков (PRI)
Внутренние факторы политических рисков
1. Дробление политического спектра на фракции и власть, находящаяся в руках фракций
2. Различные способы мышления: ксенофобия, национализм, коррупция, готовность идти на компромисс, непотизм
3. Разделение на основе языка, этнической принадлежности и/ или вероисповедания; какую власть получат образовавшиеся группировки?
4. Социальные условия, включая плотность населения и распределения богатства
5. Ограничительные меры, необходимые для сдерживания власти
6. Концентрация и активизация сил для радикального управления
Внешние факторы политических рисков
7. Сила основной оппозиционной силы и зависимость от нее
8. Негативное влияние региональных политических сил
Симптомы политического риска
9. Общественные беспорядки, включая демонстрации, стачки и уличные беспорядки
10. нестабильность, включая такие ее проявления, как неконституционные изменения, террористические акты и гражданские войны
Индекс операционных рисков (ORI)
11. Последовательность политики
12. Обеспечение соблюдения контрактов
13. Отношение к иностранным инвесторам и иностранной прибыли
14. Стоимость рабочей силы/ производительность труда
15. Степень приватизации
16. Профессиональные услуги и система подряда
17. Денежная инфляция
18. Коммуникации и транспорт
19. Баланс текущих платежей
20. Местное управление и партнеры
21. Бюрократические отсрочки
22. Краткосрочные кредиты
23. Экономический рост
24. Долгосрочные займы и венчурный капитал
25. Конвертируемость валюты
Модель BERI стала своеобразным эталоном для целого ряда других моделей, использующих схожую методологию, а именно экспертные оценки по методу Delphi.
Economist Intelligence Unit (EIU) является коммерческой организацией, занимающейся анализом и составлением политических, экономических и деловых прогнозов, выпускает две квартальные публикации, в которых содержится оценка двух аспектов государственного управления: Country Risk Service (Служба страновых рисков) и Country Forecasts (Страновый прогноз).
Country Risk Service (CRS) - приводит необходимую для иностранных инвесторов оценку рисков в странах с развивающейся рыночной экономикой по семи категориям: политика, экономическая политика, экономическая структура, ликвидность, денежное обращение, государственный долг, банковский сектор. Данная оценка делится на оценку политической стабильности и политической эффективности. Оценка политической стабильности основывается на том, присутствуют ли на политической арене внутренние или внешние игроки, представляющие угрозу для политической безопасности. Оценка политической эффективности измеряет качество государственного управления.
Country Forecasts (CF) - проводит оценку качества и привлекательности для иностранных инвесторов делового климата в странах. Оценка проводится по десяти критериям: политический климат, макроэкономический климат, рыночные возможности, политика, сориентированная на развитие конкуренции и свободного предпринимательства, политика привлечения иностранных инвестиций, контроль внешней торговли и иностранной валюты, налоги, финансирование, рынок труда и инфраструктура. Оценки учитывают именно те критерии, которые используются многими компаниями для разработки своей деловой стратегии. Для каждого критерия приводится две оценки: историческая (на основе данных за последние 5 лет) и прогноз на предстоящие 5 лет.
Индексы Economist Intelligence Unit:
Индекс политической стабильности
1 Война (вооруженный конфликт)
2 Социальные беспорядки (социальные беспорядки)
3 Мирная передача политической власти (смена правительства)
4 Политически мотивированное насилие (угроза терроризма)
5 Международные дебаты (международные дебаты)
Индекс политической эффективности
6 Ориентация на развитие бизнеса (правительственная политика)
7 Институциональная эффективность
8 Бюрократия (чиновничий бюрократизм)
9 Прозрачность/справедливость (правовая система)
10 Коррупция (коррупция)
11 Преступность (преступность)
Без скобок оценки CRS политических рисков, в скобках оценки CF политического климата.
The PRS Group Inc. Использует в своей работе две технологии по оценке политических, экономических и финансовых рисков для многих развитых и развивающихся стран. Это Political Risk Services (the Coplin-O"Leary Country Risk Rating System™) и International Country Risk Guide, которые используют следующие составляющие показателя политических рисков.
1. Правительственная стабильность
Оценка способности правительства реализовать намеченные программы, его способность сохранять свое положение у власти. Данная способность зависит от следующих факторов: тип правительства, сплоченность правительства и правящей партии или партий, период, оставшийся до следующих выборов, правительственное влияние на законодательную власть, общественное одобрение правительственной политики.
2. Социально-экономические условия
Приводит количественную оценку общественного одобрения политики правительства. Данная оценка учитывает такие факторы, как уровень детской смертности, медицинское обслуживание, снабжение жильем, уровень процентной ставки. Каждый из перечисленных факторов имеет в каждой стране свою значимость.
3. Инвестиционный портфель
Оценка операционных рисков (по шкале от 0 до 4, чем выше оценка, тем больше риски), оценка налогообложения (по шкале от 0 до 3 балов), оценка репатриации (от 0 до 3), репатриации (от 0 до 3) и стоимости рабочей силы (от 0 до 2). Данные факторы учитываются при оценке правительственного отношения к инвестициям.
4. Внутренние конфликты
Оценка политического насилия и его влияния на правительство. Наиболее высокие оценки получили те страны, в которых нет вооруженной оппозиции и в которых правительство не прибегает к явному или скрытому насилию. Самые низкие оценки получили страны, в которых идут гражданские войны. Средние оценки получили те страны, в которых существует угроза применения насилия против правительства или бизнеса. При этом учитываются следующие факторы: имеет ли применение насилия политические цели или нет, исходит ли оно от представителей меньшинств или нет, насколько хорошо организованы группы насилия и насколько они поддерживаются со стороны общественности, как часто случаются вспышки насилия, концентрируются ли они в определенных точках.
5. Внешние конфликты
Оценка правительственных рисков и рисков, связанных с иностранными инвестициями. При измерении данных рисков учитываются следующие факторы: ограничения на торговлю, эмбарго, геополитические споры, угроза вооруженных конфликтов, споры о границе, поддерживаемые внешними силами мятежи, полномасштабные войны.
и т.д.................



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...