Украинские казаки в 19 веке. Появление украинского казачества

УКРАИНСКИЙ КАЗАК. СТРУКТУРА УКРАИНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА. РЕГАЛИИ. СТАРШИНА


Храбростью своею имели удовольствие прославлять себя...

Из летописей

Версий происхождения слова «казак» существует несколько - слишком большую память они оставили в истории. Казачество впервые появилось в степях юга будущей Российской империи - на Днепре и на Дону.

Николай Сементовский писал в своем исследовании «Старина малороссийская, запорожская и донская», вышедшем в 1846 году в Санкт-Петербурге:

«В безграничных степях между Черным, Аральским и Каспийским морями от неизвестных времен появляется народ, носящий имя «казаки». О происхождении и начальной судьбе этого народа нет правдивого сказания ни в летописях, ни в истории. Истинно только то, что казаки в X веке существовали уже в землях Русских - Малороссии и далее по Днепру, Дону и Бугу.

Подобно началу истории всех политических обществ и история казаков начинается появлением витязей, дела которых переживают многие столетия, записываются в летописи и служат потом первыми страницами в истории народов».

Петр Симоновский писал в работе «Краткое описание о казацком малороссийском народе и военных его делах, собранное из разных историй иностранных, немецкой - Бишенга, латинской - Безольди, французской - Шевалье и рукописей русских 1765 года», вышедшей в типографии Московского университета в 1847 году:

«Довольно, что имя оное казак, есть древнее и всем вестимое. Сие слово, казак, есть сложено из двух наречий - Каспиум, то есть Каспийское море, и Саки, то есть скифский народ, ибо саками именовали их, по автору Плинию.

Малороссийские казаки, без сомнения, суть древнейшие от Донских, яко сии в 1579 году, в государствование царя Ивана Васильевича, стали быть известны, а оные начали быть еще в 1340 году, когда Польша Чермную Русь себе покорила».

Когда знаменитый князь литовский Гедимин, в 1320 году, татарскому владению над Киевом конец учинил, взял без малейшего сопротивления град Киев и учредил в нем воевод своих, что обывателей земли той привело в страх и многие из них принуждены были оставить дома свои и искать поселения себе внизу по Днепру, где как скоро поселились, то поляки, литва, татары, будучи теперь их соседями, беспрестанно делали на малороссиян нападения и обиды, от чего они, защищая себя, приобрели от мала до велика привычку к воинскому искусству.

Обыкновенно украинские казаки назывались тогда запорожцами, потому что по той стороне днепровских порогов все жили.

Король польский Сигизмунд I (1507-1548) взял оттуда некоторую часть того военного народа и поселил их в вершине днепровских порогов, для защиты границ от турецких и татарских нападений, когда те казаки размножились так сильно, что в состоянии были, в согласии с братиею своею запорожцами, разбивать на Черном море турок и татар.

Король Стефан Баторий, которому Польша, за многие добрые учреждения, много должна, рассуждая, как нужны и полезны казаки на войне, сделал из них в 1576 году воинский корпус, разделя его на 6 полков, в каждом полку по 1000 человек, а те полки разбил на сотни, с тем чтобы каждый казак, принадлежащий к полку, вписан был в сотню и, когда потребуется, в оной непременно должен быть. Всякой полк и всякая сотня имели себе определенного от короля начальника, который тогда по определению королевскому был без перемены. Над всеми же теми полками король сделал им главней него командира с титулом гетмана, которому для лучшего уважения и почитания, жаловал Королевское знамя, бунчук, булаву и печать с изображением казака, стоящего в поле, которою и ныне Малороссия печатается. Тогда же быть определил и войсковым старшинам - Обозному, Судье, Писарю, Есаулу».

М.А. Караулов 2-й писал в «Очерках казачьей старины» в 1910 году: «Слово «казак», несомненно, не русского происхождения. Слово это давало повод различным ученым и исследователям строить самые разнообразные догадки для выяснения его происхождения и первоначального значения. Некоторые пытались сопоставить его с названием племени касогов, живших в IX-XI веках в предгорьях Северного Кавказа и с Казахией, Закавказьем, пограничной грузинской областью, упоминаемой византийским императором X века Константином VII Багрянородным, и с хазарами, жившими на низовьях Дона и Волги в VIII-X веках. Производили это слово и от туркотатарского слова «коз» - «гусь», и от монгольских слов «ко» - «броня, латы, защита», и «зах» - межа, граница, рубеж, откуда «козах» должно бы означать «защитник границы». Историк Голубовский считает это слово половецким, словом «страж». Однако же, несмотря на все старания ученых, вопрос о происхождении слова «казак» остается все еще спорным и неясным. Не трудно заметить, что в русских исторических памятниках на первых же порах слово «казак» употребляется то в общем смысле «бездоленика», «изгнанника», то в более узком значении «одинокого вольного человека», служащего по доброй охоте государству или отдельным его членам.

Казачество является по духу и целям своим прямым продолжением богатырства святорусского, а потому его нужно считать столь же древним, как и самое русское государство. Можно смело сказать, что казачество - это Русь, но не безвольная холопская Русь, стонущая под иноземным игом и бессильно тонущая в междоусобной борьбе, а Русь свободная, победоносная, широко распространяющая свои орлиные крылья по стенному простору и смело смотрящая в очи соседям - врагам».

Российская энциклопедия конца XIX века писала: «Как один из видов избавления от гнета помещиков развивалось бегство крепостных. Крепостные крестьяне и беднейшее мещанство уходили в восточные, слабо заселенные степные районы, в низовья Днепра, где поступали на службу в пограничные замки, а также занимались охотой, рыболовством. Такие неоседлые люди стали называться казаками. Они фактически становились свободными людьми. Казаки становились организаторами походов против татар, которые были вызваны их постоянными набегами.

Во второй половине XVI века казачество за Днепровскими порогами создало свой военный центр - Запорожскую Сечь».

Казаки сами себя в документах называли Храбрыми Рыцарями, Христолюбивым войском.

В Гетманщине - Левобережной Украине - казаки имели дворянские права, выбирали гетмана, полковников, сотников, имели свой суд, закон, судей. Казаки владели переходившей по наследству землей, имели право винокурения и продажи вина, меда, право торговли. Суд мог исключить казака из сословия.

Казаки имели - лошадь, копье, ружье, пистоль, саблю. Оружие получали из Швеции, Польши, Турции. Часть казаков входили в реестр - были служащими.

Во время войны казаки получили жалованье, одежду, в дальних походах - продовольствие, фураж. Обязательная служба длилась до 7 лет, и почти всегда продолжалась добровольно. Добровольцы назывались товариществом. Товарищи имели преимущество при голосовании, при выходе из службы их именовали старшинами. В первый период казачества их одежда была простая - рубаха, шаровары, юфтовые сапоги, пояс, кафтан, свита (верхняя одежда), шапка из овечьего меха с суконным верхом.

Запорожцы были все неженатыми, православными. С времен короля Стефана Батория права их также были такими же, как у польской шляхты - дворянства.

Запорожцы избирали кошевого атамана, куренных, войскового судью. Собственности не имели. Одежда запорожцев состояла из козьей куртки, черкески с разрезанными рукавами - вылетами, суконных шаровар, шелкового пояса, очень широкого, сафьяновых сапог, шапки-кабардинки с галуном. Имели копье, саблю, четыре пистоля, перевязь с патронами, ружье. Были и пушки. Украинские казаки подбривали волосы на голове чуть выше ушей, подстригая их в кружок, носили длинные усы. Запорожцы всю головы брили, оставляя на макушке чуб - оселедец, по-русски хохол. Иногда чуб заплетали как косу и завертывали за левое ухо. Усы запорожцев, огромные, служили знаком казачества. Нереестровых казаков называли и охочекомонными, гайдамаками. Они собирались в большие отряды и под началом атамана делали набеги на Турцию, Крым. Питались пшенной кашей с толчеными сухарями. Турки, татары и поляки боялись казачьих набегов, ибо их невозможно было предупредить - по степи «казак шел в траве с травою ровен». Реки переплывали на скопах из тростника, держась за коня. При преследовании позади себя рассыпали «чеснок» - металлические шарики с четырьмя шипами, которые калечили лошадей врага. Если пеших становилось много, казаки возвращались и рубили противника. Все казаки любили свободу и рабству предпочитали смерть - поэтому их так боялись. «Сегодня пан, а завтра пропал», - говорили запорожцы.

Много украинских казаков жило по жилищам в селениях, по околицам, по хатам, называемым также и куренями. Селение казацкое состояло из шляхты куренной и околичной. Курень управлялась куренными атаманами. Несколько куреней составляли сотню, несколько сотен - повет. Были сотенные и поветовые атаманы. В сотнях и поветах знамена и войсковые значки хранили хорунжие, наблюдавшие и за военной службой. Они при необходимости собирали казаков в сборное место - в Батурин, Черкассы, Чигирин, Переяславль, Конотоп, Нежин, Чернигов. На общем сборе войска выбирали полковых старшин - походных.

2 "(шюрожская сечь 33

Запорожье имело около сорока куреней, в каждом из которых могло жить более полутора тысяч казаков. Главное место сбора запорожцев называлось Кошем - в Сечи, укрепленном городе, окруженном валом и палисадом с пушками.

На Левобережье, у Днепра, были построены караульные стоянки, вокруг которых на высоких местах располагались т.н. фигуры - по двадцать просмоленных бочек одна на другой - при приближении татар они поджигались, и население, оповещенное о враге, уходило в укрепленные места, которые охраняли казаки, сражавшиеся с татарами. Казаки хорошо знали военное дело, иначе не было бы их славных побед.

Если встречались большие группы войск, то казаки вместо каре строились треугольником в три шеренги, имея по углам пушки, в средине находились знамена и старшина.

В походе казаки шли колонной по трое в ряду, впереди знамя - хоругвь. Лагерь-табор был окружен возами, между которыми помещались пушки. Шатры стояли на пиках.

В начале XVI века Евстафий Рожинский, казачий гетман, разделил куренных и окольничих казаков на полки, каждому полку дал в резиденцию город, назвав по его имени и полк - около 2000 воинов. Двадцать полков были поделены на сотни; полковники и сотники избирались пожизненно. Баторий сократил количество полков вдвое.

Полковой город был укреплен валом, рвом, палисадом, внутри - укрепленный «замок» с частоколом, валом с пушками. Всегда в городе существовал подземный ход - выход к воде. Такая организация оставалась /ці правления Екатерины II. Богдан Хмельницкий провел і ногобразную перепись населению- нобилизацию,- Ні г побилированные (претендовавшие на казацкое дос-и инк то) и произведенные в казаки были вписаны в ре-I II* 1ры и приведены к присяге.

11 ри гетмане Скоропадском было десять полковых городов Киев, Полтава, Нежин, Чернигов, Переяславль, Миргород, Гадяч, Лубны, Прилуки, Стародуб.

И период Руины, в середине XVI века, много казаков переселилось на Слободскую Украину, где были построены Харьков, Сумы, Ахтырка и получили наименование нилмжых городов. Позже звание полкового получил город И пом.

I г і мам И. Мазепа учредил в Батурине - своей став-|ч і ри к"рдюцких полка, личную гвардию.

111 >м К І"а іумот ком нее казаки получили одинаковую *| и 1 1 1 м\ "Ці і |\ ін рміин длинный кафтан- жупан, тем-

11111111 і кр.п 11 і.і м и щ порогами и обшлагами, белое су-

I інини пмлукафі .ип.с и белые суконные шаровары, красным пот кушак, польскую низкую шапку, разноцветную и каждом полку.

Нее предводители казаков были выборными.

Ясновельможный пан гетман в Гетманщине имел прано правителя страны, несмотря на нахождение Речи По-

Гетманы пользовались всеми своими правами - вер-хонного судьи, имевшего власть казнить и миловать, санкционирование выборов казацкой старшины, раздача земель и деревень, чеканка монеты, иностранные дела, объявление войны и заключение мира. Отчет гетман никому

не отдавал, но по общему казацкому суду он мог быть смещен, заключен в тюрьму, казнен - до 1654 года.

После смерти Богдана Хмельницкого власть гетмана постоянно ограничивалась Москвой - «чтоб явно было всему свету, что монарх, а не гетман землею владеет». Гетманство было ликвидировано в 1803 году, после смерти последнего гетмана Кирилл Разумовского.

Николай Сементовский писал: «Обряд избрания гетмана малороссийского был таков. Собиралось по повестке куренных атаманов среди обширного майдана рыцарство и соглашалось между собою, кого избрать на Гетманский уряд. Войсковой старшина отбирал голоса по полкам и имена названных произносил во всеуслышание, а тогда казачество, из двух или трех названных после долгих споров, а иногда и драк, избирало одного и выбранного выводили на средину площади, ставили на возвышение, и старшина, взявши со стола булаву и знамя, подавал новоизбранному, который по обычаю отказывался от уряда, говоря, что не достоин такой чести, что не может управлять рыцарством. Старшина и народ просил его принять булаву и в четвертый раз новоизбранный брал булаву и кланялся народу на четыре стороны. В радости казаки кричали, бросали вверх шапки и стреляли из ружей. По окончании выбора старшины вводили новоизбранного в церковь, где служили молебен и по окончании службы Божией гетмана окропляли святой водой и он прикладывался к кресту и иконам. Потом вводили его во дворец, и вслед за этим начиналось пиршество и в домах и на площадях, продолжавшееся несколько дней сряду».

После реформ Стефана Батория выборы гетмана стали намного торжественней. У гетмана появились булава, войсковая печать, -бунчук, хоругвь.

Гетманы владели на Украине ранговыми и поместьями «на булаву».

На войне гетманы пользовались шлемом, панцирем, латами. Вооружение - сабля и два кинжала.

Если гетман шел в военный поход, то оставлял за себя Наказного гетмана и наоборот.

На Запорожье обряд избрания кошевого атамана был таким же, только проще.

Регалии гетманские - клейноды - были такими.

Бунчук - самый важный штандарт казацкого войска - состоял из множества конских хвостов, сплетенных вместе и окрашенных красной, белой, черной краской. Навершием бунчука была искусно сплетенная из тонких волосяных веревок головка, на которую была сверху насажена большая позолоченная маковка. Малый бунчук давался Наказному гетману.

Бунчук означал власть и победы, использовался в торжественных случаях, при выходах гетмана, во время рад, во время походов. Бунчуки хранил Генеральный войсковой бунчужный и его помощники - бунчуковые товарищи, в период военных походов бывшие адъютантами гетмана.

На Запорожье бунчуки хранил хорунжий.

Булава являлась жезлом правления. Булавы были большие, малые, жезлы, шестоперы, перначи.

Гетмановская булава длиной менее полуметра состояла из палки орехового дерева, имела в навершии серебряный шар, и предмет другой формы, но всегда разнообразный. Шар серебряный был покрыт жемчугом, изумрудами, бирюзой, вызолочен. На булаве были и тексты из Священного Писания. Рукоять булавы также окантовывалась в серебряную оправу, а иногда была вся серебряная.

У полководцев были перначи или шестоперы - жупы, носившиеся за поясом.

Знамена - хоругви украинского казачества, делались из ярких шелковых материй, часто красного цвета. С одной стороны хоругви часто писали лик Богородицы, с другой - крест и название полка; изображались и святые, ангелы. Позднее на знаменах появились и орлы, львы, мечи. Сотни имели свои значки. Знамена охранялись хорунжими.

Казацкие печати были известны с XVI века: «На сей печати малороссийской войсковой герб: воин в кошаку перекривленном, на плечах мушкет, а при боку сабля и казацкий рог с порохом и пулями. Дан Войску от Короля Польского и Венгерского Стефана Батория в 1576 году». Потом были печати от московского царя. Войсковая печать находилась в ведении Генерального Войскового Писаря, запорожская печать - у Войскового Судьи. Полковники имели свои печати, которые хранились у есаулов.

В число регалий входили и литавры, трубы, тарелки, барабаны, которыми заведовали есаулы.

Украинское казачество - гетманское, правобережное, запорожское, - управлялось Генеральными старшинами - Вельможными панами, заседавшими и судившими в Генеральной Войсковой канцелярии, находившейся в ведении гетмана. Генеральный обозный был начальником обозов и артиллерии, ему подчинялись полковые обозные. Генеральный Войсковой писарь заведовал всеми войсковыми делами, исполнял повеления гетмана. Генеральный Войсковой есаул управлял полками. Генеральный судья вел гражданские дела, а иногда и военные. Зазе морожскими казаками управляли под началом кошевого атамана Войсковой судья, Войсковой писарь, Войсковой (ч аул.

Полк состоял из области с городами, местечками, сечами, деревнями, хуторами. Практически в руках полковников была вся военная сила, во многом от них зави- (ело избрание казачьей Генеральной старшины. Полком управляли полковые писарь, обозный, есаул.

Казачья сотня представляла большой уезд. Ей управляли есаул, хорунжий, обозный, атаманы сельские. Н. Се-ментовский писал: «На поле брани всякий казак летал на врагов в одном ряду со всеми, на поле битвы он искал как истинный рыцарь славы и только лично мог ее достигнуть. Воинская слава была главная цель, к которой все стремились, все старались заслужить, не щадили своей жизни».

«Украинские казаки, - писал Н. Березин, - представляли не только свободное, но собственным порядком устроенное войско, но войско своевольное. В казаки мог попасть всякий, так что ряды войска, особенно запорожского, пополнялись многими беглыми холопами, и потом их невозможно было оттуда извлечь. Казачество и тесно связанное с ним Запорожье являлось, таким образом, убежищем, укрыться в котором мог рассчитывать исякий. Своеволие казаков проявлялось в том, что они совершенно не считались с верховной властью. Они заключали договоры с московскими царями об охране их границ, гетман их вел переговоры с немецким императором, точно самостоятельный властелин».

· Майдан · Юрт · Паланка · Курень · Станица · Зимовник

Казачьи атрибуты Папаха · Нагайка · Шаровары ·Шашка

Украинские казаки - современное собирательное историографическое название казачества , проживавшего на территории нынешней Украины , под которым, прежде всего , понимается вольное казачество, появившееся в XV в. на южной Киевщине и восточной Подолии , позже называемое днепровским или запорожским . В украинском казачестве различают сечевых (низовых), реестровых (городовых ), надворных и слободских казаков. Термин малороссийские казаки официально появился в 1654 году для обозначения казаков, проживавших на Левобережной Украине (Гетманщине) после присоединения ее к России и имел широкое употребление в дореволюционный период.

История возникновения

Во времена Ордынского нашествия население разоренных земель Древней Руси спасалось от невзгод войны в малодоступных, пограничных землях. Так возникли первые казачьи общины, обитатели которых состояли как из простого люда, так и представителей старорусских княжеских и боярских родов.

С разрушением Монголами Киева, Чернигова, Галича и множества других сел и городов, знаменитейшая фамилия с немногими княжескими семействами удалились в Княжество Литовское, и вступили в родство с тамошними владетельными князьями и вельможами; Простой народ остался под игом завоевателей, и только горстке скитальцев безприютных, но не поддавшихся под власть Ханскую, удалилось с пепелищ своей родины на Днепровские острова, защищенные непроходимыми тростниками и никем не населенные, и в землю Древлянскую, именуемую ныне Полесьем. Там, без жен и детей, питаясь звериною и рыбною ловлею, тревожа набегами врагов веры и отечества, они приняли имя исчезнувшего, но знаменитого войска Казаков и Черкас. Эти имена напоминали им набеги, удальство и безприютность их предшественников. И когда некоторые из них, устаревшие в шуме тревог, возвращались в родные села свои, возникавшие из развалин, тогда, не снимая с себя звания казацкого, они приучали сыновей своих к такой же жизни свободной и боевой, и передавали им свое казачество. Так составилось славное впоследствии войско наше. Оно в то время не могло быть заметно, но чрез восемьдесят лет имело уже своих полководцев.

- Маркевич . История Малой России.

Запорожские казаки

Запорожские казаки, находящиеся на контролируемой Царством Русским территории Левобережной Украины , в ряде официальных документов, также, именовались малороссийскими казаками . Реестр малороссийских казаков в Московском царстве был ограничен 60 тыс. чел.

В результате расхождения политики руководства Гетманщины и кошевых атаманов Запорожской Сечи в конце XVII века , единство Войска Запорожского как целостного военно-политического организма было нарушено, что выразилось в появлении термина «Войско Запорожское Низовое », которым стали представляться сечевые казаки, обозначая непосредственно саму Сечь и подконтрольные ей территории.

Слободские казаки

Основная статья: Слободские казаки

Начиная с середины XVII века, покидая охваченной войной земли Правобережной Украины, значительная часть малороссийского населения Речи Посполитой и некоторые запорожские казачьи отряды переселились на приграничные пустующие южные окраины Московского государства (на территории современной северо-восточной Украины, а также смежных с ней приграничные регионы России), в результате чего возникло слободское казачество . Уже при царе Алексее Михайловиче эти переселенцы были причислены к Белгородскому разряду и стали именоваться «Слободскими украинскими казачьими полками », а край заселенный ими получил общее название «Слободской Украины » («Слободской украйны»), - в отличие от «Украины», состоявшей из Белгородского и Севского полков, - а её поселенцы, сохранившие свое казацкое устройство, гарантированное им жалованными грамотами московских государей, были названы слободскими казаками .

Надворные казаки

Среди казаков Украины в VIII веке известны надворные казаки . Так называли охрану польских магнатов и которые содержались за их счет (кошт). Надворные казаки нанимались из числа крестьян и, несмотря на свой статус, нередко принимали участие в народных восстаниях. Наиболее известным надворным казаком является Иван Гонта , уманский сотник надворных казаков графа Силезия Потоцкого .

Возрожденное казачество

Вольное казачество

В середине марта 1917 года крестьянин Смоктий из Русановки, на Белоцерковщине организовал Русаковскую сотню. Вскорости крестьяне решили собрать в Звенигородке казацкий съезд и там выработать статут организации. Этим занимался Ковтуненко, человек с высшим образованием. В начале апреля все выборные сотенные командиры прибыли на съезд и приняли статут организации под названием "Вольное казачество " (укр. "Вільне Козацтво" ) :

  1. Вольное Казачество организовывается для обороны вольностей украинского народа и охраны порядка;
  2. Вольное Казачество - территориальная военизированная организация, куда имеют право вступить граждане уезда не моложе 18 лет;
  3. В организацию не принимаются люди, "враждебные к Украине и люди, наказанные судом за уголовные преступления";
  4. Всеми делами организации ведают командиры и советы казачьей старшины;
  5. На командные посты старшина избирается народом. Избранные командиры сами назначают себе заместителей, писаря, казначея и библиотекаря.

Червоное казачество

Критика роли казачества

С казачеством движение за самостоятельность Украины связывал и такой критик идеи украинской нации, как Николай Ульянов , отрицательно оценивавший и украинское казачество: «казаки были воспитаны в духе отрицания государства… не только гетманский престиж ни во что не ставили, но и самих гетманов убивали с легким сердцем и были в любую минуту готовы к „розносу“ гетманских пожитков», а «казачья „демократия“ была на самом деле охлократией … Не создав своего государства, казаки явились самым неуживчивым элементом и в тех государствах, с которыми связывала их историческая судьба» .

См. также

Примечания

  1. Голобуцкий В. А. Украинские казаки // .
  2. Голобуцкий В. А. Украинские казаки // Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова. - М .: Советская энциклопедия, 1973−1982.
  3. - статья из Большого Энциклопедического словаря
  4. Договоры и постановления Прав и вольностей войсковых между Ясне вельможным Его милости Паном Филиппом Орликом новоизбранным войска Запорожского Гетманом, и между Енеральными особами Полковниками, и тым же войском Запорожским с полною з обоих сторон обрадою Утверженные При вольной Елекции формальною присягою от того же Ясне вельможнаго Гетмана Потверженные Року от рождества Христова αψίМесяца Априля ε: (5 апреля 1710г.)
  5. Антонович В. Уманский сотник Иван Гонта // «Киевская Старина» - К. , 1882. - Кн. 11. - С. 250−276; «Руська історична бібліотека» - Львов, 1897. - Т. XIX. (укр.)
  6. Голобуцкий В. А. Слободские казаки // Большая советская энциклопедия .
  7. Маркевич Н. История Малой России - М .: В типографии Августа Семена, при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1842. - T. 1. - Гл. 1.
  8. , Разд. 2.1. Реєстрові козаки на державній службі
  9. Шпиталев Г. Г. Запорожское войско периода Новой Сечи = Запорозьке військо періоду Нової Січі (укр.) // «Південна Україна» : Часопис. - Запоріжжя, 2002. - Т. 7. - С. 159−182.
  10. Запорожское войско // Данкир О., Кочиев Г., Ходов С., Юрив В. Казачий Порядник (Проверено 15 апреля 2012)
  11. «Ко Дню государственного флага Украины 23 августа 2010 года» // © ЦГЭА Украины (tsdea.archives.gov.ua) (Проверено 14 апреля 2012)
  12. Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией от 1 октября 1653 г. // Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. - М ., Юридическая литература, 1985. - Т.3. Акты Земских соборов.
  13. Акты, относящіеся к исторіи Западной Россіи, собранные и изданные Археографическою коммиссіею - СПб. : Типографiя Эдуарда Праца, 1853. - Т. 5. «1633−1699». - С. 93, 99, 100, 111, 122, 123, 125, 131, 137.
    Акты, относящіеся к исторіи Южной и Западной Россіи, собранные и изданные Археографическою коммиссіею - СПб. , 1872. - Т. 7. «1657−1663. 1668−1669». - Например, на С. 197: «Иванъ Выговской, гетманъ съ войскомъ вашего царского величества Запорожскимъ».
  14. , C. 368, цитата: "В целом же, по подсчетам Дмитрия Багалия, к 1780-м гг. на территории Слободской Украины на пустынных до этого просторах, проживало свыше 990 тыс. человек, среди которых абсолютное большинство составляли колонисты из Украины, причём около половины считалось вольными войсковыми обывателями, то есть бывшими казаками"

УКРАИНСКИЕ КАЗАКИ — собирательное название украинского казачества в 15-18 вв. (см. Запорожская Сечь, Реестровые казаки, Слободские казаки). После вхождения Украины в состав России официально именовались малороссийскими. В 1783 обращены в податное сословие, близкое к государственным крестьянам.

Казаки имели лошадь, ружья, копье, пистоли и саблю, оружие получали из Швеции, Польши, Турции. Служащие казаки получали жалованье и одежду, в походах - продовольствие и фураж для лошадей. Обязательная служба длилась до семи лет и почти всегда продолжалась добровольно. Добровольцы назывались товариществом. Товарищи имели преимущество при голосовании, при выходе из службы их часто именовали старшинами. В первый период казачества их одежда была простой - рубаха, шаровары, юфтевые сапоги, пояс, кафтан, верхняя одежда - свита, шапка из овечьего меха с суконным верхом.

Много украинских казаков жило в селениях, по околицам, по хатам, называемым и куренями. Курени управлялись куренными атаманами. Несколько куреней составляли сотню, несколько сотен - повет. Были сотенные и поветовые атаманы. В сотнях и поветах знамена и войсковые значки хранили хорунжие, наблюдавшие за военной службой. Они при необходимости собирали казаков в сборное место - в Батурин, Черкассы, Чигирин, Переяславль, Конотоп, Нежин, Чернигов. На общем сборе войска выбирали полковых старшин - походных.

Украинские казаки подбривали волосы на голове чуть выше ушей, подстригая их в кружок, носили огромные усы, служившие знаком казачества. Запорожцы всю голову брили, оставляя на макушке чуб - оселедец, по-русски хохол. Иногда чуб заплетали как косу и завертывали за левое ухо. Существует предание, что крымские татары, идя в набег на украинские земли хвастались, что привезут домой головы запорожцев. Именно для такого «удобства» запорожцы делали оселедец - «приди и возьми». Приходили многие, возвращались немногие. «Взять» получалось не очень.

В походах казаки питались пшенной кашей с толчеными сухарями. Турки, татары и поляки боялись казачьих набегов, ибо их невозможно было предупредить - по степи «казак шел в траве с травою ровен». Реки казаки переплывали на снопах из тростника, держась за коня. При преследовании позади себя рассыпали «чеснок» - металлические шарики с четырьмя шипами, которые калечили лошадей врага, приводя противника в ярость, что заставляло его делать ошибки. Если пеших преследователей становилось много, казаки возвращались и рубили противника. Все казаки любили свободу и рабству предпочитали смерть - поэтому их так боялись. «Сегодня пан, а завтра пропал» - говорили воины.

С подачи современных украинских историков, cловосочетание "украинские козаки" прочно вошло в наш лексикон и начало обрастать разными восторженными эпитетами: "самобытный национальный феномен", "исключительно – украинское явление" и т.д.

"Свидоми" не замечают даже тот факт, что казаки на Дону упоминаются в источниках на несколько лет раньше, чем в Запорожье, и уж если определяться: донцы – русские, запорожцы – украинцы, то казацкий приоритет уйдет к нашему северному соседу. За одной передержкой следует другая: уже все казаки без исключения объявляются украинцами и на этом основании появляются карты "Этнографических границ Украины", включающих Кубань, Дон, Ставрополье, Воронежчину. Ну, а если попробовать приглядеться повнимательней к "украинскому козацтву" – насколько оно было украинским?

В козацком реестре времен Хотинской войны 1621 г. среди полковников значится Мойсей Писарок и Цецюра Семрок. Спустя несколько лет, в 1625 г. на Украине прошло крупное козацкое восстание, которое возглавил гетьман Марк Измаил. В позднейшей исторической литературе его слегка украинизировали и теперь он проходит во всех учебниках как Марко Жмайло. Но в ранних источниках он значится именно как Измаил. Спустя еще несколько лет, возвращаясь из Крымского похода 1628 года, козаки вместо погибшего Дорошенко выбрали гетьманом Мойзерницу. В 1630-е среди реестровой козацкой старшины был известен Илья Караимович (гетьман в 1633 и 1637). Украинская национальность данных козацких лидеров вызывает у автора большие сомнения. На мой субъективный взгляд, они скорее принадлежали к еврейской нации.

Профессиональные историки хорошо знают, что знаменитый сподвижник Хмельницкого полковник Морозенко, прославленный в народной думе, на самом деле был польский шляхтич по имени Станислав Мрозовецкий. Многие историки, например, Костомаров, простое перечисление имен которых наводит на определенные размышления: Ян Оришовский, Войтех Чановицкий, Самуил Зборовский, Кирик Ружинский, Криштоф Косинский, Криштоф Нечковский, Николай Зацвилиховский, Арковский, Кремпский, Пырский и т.д. Их национальность не вызывает сомнения – это поляки.

В 1641 упоминается козацкий атаман Стенька Волошенин (волохами в то время называли молдаван). Известный в 1640-е гг. полковник Филон Джалалий – по происхождению татарин. Особо надо сказать о русских. В описываемый период (XVI – XVII века) вообще нельзя провести твердую разграничительную линию между русской и украинской народностями, ибо они попросту еще не сформировались. Да и вообще тогда национальность определялась более не по крови, а по взглядам, идеологии (вероисповеданию), так что все православные были "руськими" (слово "украинец" появилось лет на 200 позже). К тому же здесь мы сталкиваемся с проблемой источников. От Грушевского пошла гулять версия, что русские летописцы, записывая имена украинских деятелей, русифицировали их и для восстановления справедливости их надо обратно украинизировать. Вот так и получилось из летописного гетьмана Коленика Ондреева – Каленик Андриевич, а из первопечатника Ивана Федорова – Иван Федорович. Не будем отрицать возможность такого искажения, но в рамках плюрализма мнений, автор имеет право предположить, что среди козацких лидеров были и великоросы. Ивановы и Петровы с великоросскими же именами, которые летописцами так же и были записаны. И превращать их ныне в Ивановичей и Петренок не нужно. Тем более, есть примеры, когда в одном документе идут подряд: Степан Хоменко, Мойсей Авдеев, Василий Григорьев, Иван Васильев (запорожские реестровые козаки) или "Якушко Якимов да Филип Парашиленко". Источники сохранили нам достаточно чисто имена козаков: Ждан Коншин, Влас Иванкиев, Ондрос Телесов, Павел Беляев.

Заметим, что никакого "железного занавеса" или каменной стены между Запорожьем и Доном никогда не было, между ними постоянно шел обмен населением; как свидетельствовал в 1626 г. полковник Шафран (да и многие другие) на Дону постоянно жило несколько сот запорожцев, а "в запорогах" – донцов. Один из первых донских атаманов – Мишка Черкашин (черкасами в то время звали украинцев). Казаки вместе ходили походами на турок, вместе бунтовали против польского или российского правительства (это тоже подтверждено многими документами).

Могут спросить, к чему все это пишется, ведь среди козаков все равно было полно Дорошенок, Томиленок да Орандаренок? Не отрицаем, их действительно было много, может быть, даже большинство. Но это не основание зачислять ВСЕХ казаков в украинцы. Казачество – не нация, а особое военно-служилое сословие. И, как всякое сословие, оно было по составу абсолютно интернациональным.

Казаком мог стать любой – русский, украинец, белорус, татарин, еврей. Ничто не мешало украинцам козаковать и даже, как видим, занимать командные посты (в среде рядовых козаков инородцев еще больше). Поэтому делить козацтво на "украинское" и "русское" – глупо и бессмысленно. Козацтво было либо одно единственное как сословие, либо невероятной смесью – по национальному составу. И уж если кому приспичило их делить – то только по географическому принципу: были казаки запорожские, кубанские, донские, яицкие, были даже рязанские и татарские (XV век), воевавшие между собой. А тем, кто любит ставить знак равенства между козаками и украинцами, рекомендуем перечитать "Летописное повествование о Малой России" А.Ригельмана, где подробно перечисляются различия малороссиян (украинцев) от запорожских козаков: "Сечевские козаки сделали на Днепре засеку и в ней поставили шалаши великие, назвав их куренями и жить стали...каждый по склонности промысла своего в рыбе, звере и меду изобильсвовал... многими своими самовольствами, бесчиниями. Бунтами и разбоями так имя свое оскаредили. Храбрость оную в бунтовское свирепство обратили, ибо у себя самих непрестанные делали смущения междоусобием и часто себя убивали, от чего кошевой и старшина в великом страхе всегда были при всем оном два устава которые имели Запорожье: безженное житье да жестокое наказание домашним татем... Они козаки везде грубы были. Напроти того украинские черкасы или малороссийский народ, как – то шляхетство, козаки и посполитые, ведут жизнь свою весьма инако. Они имеют порядочне селения в городах, местечках, селах и хуторах, производят хлебопашество, посев огородный, сады и багчи, делают всякое художество, ремесло и торги. В обхождени приятны и ласковы. Сей народ веселого нрава, любит музыку и прочие веселости. Они почти все плясать по-польски, а паче по своему черкаскому умеют...".

Юлий ФЕДОРОВСКИЙ – историк, доцент Восточно-украинского университета им. В.Даля, г. Луганск

Главной причиной возникновения казачества на украинских землях стал растущий социальный, национальный и религиозный гнет украинского народа. На защиту его прав стало казачество. "Казачество в Украине получило широкого развития и, сложившись в определенный общественный класс, из бытового явления, по сути разрушительного, даже антикультурного, стало представителем национальных интересов своего народа и взяло на себя государственное строительство Украины..." - писал М. Грушевский.

Малозаселенные просторы Юго-Восточной Украины граничили с землями, где кочевали татарские орды, которые постоянно опустошали этот край, на территорию Южной Киевщины (район Черкасс и Канева) и Брацлавщины (южное Побужье) бежали из далекой Галичины, Волыни и Подолья крестьяне и городская беднота от притеснений панов и шляхты, ксендзов и арендаторов. Они занимались земледелием, охотились на диких зверей, выращивали скот, ремісникували, основывали новые поселения и возрождали старые, разрушенные захватчиками. Беглецы, совершенствуя военное мастерство, приобретая организованности, начинали защищать Украину от национально-религиозного и социально-экономического гнета польской шляхты и становились казаками.

Первые сведения о походы украинских казаков появились в 80-е годы XV в. В польских хрониках 1489 г. е записи о казаках, которые помогали полякам бороться против татар. Первым письменным источником, подтверждающим использование слова "казак" в отношении украинцев, е "Польская хроника" Мартина и Иоахима Бельских. Рассказ о казаках датируется 1489 г. Ведя речь о походе королевича Яна Альбрехта на Восточное Подолье, польские хронисты Бельські отмечали, что польские войска могли успешно продвигаться в степях лишь благодаря тому, что путь им показывали тамошние казаки, которые хорошо знали местность. В российских источниках под той же датой вспоминают казаков, во главе с атаманами Богданом, Голубцем и Жилой сражались против татар у Таванської переправы на Днепре.

Летом отряды казаков отправлялись на Северский Донец, Оскол, где занимались промыслами и совместно с донскими казаками воевали против Ногайской орды. 1492 г. они напали на татарские корабли под Тягинкою на Днепре. В 1494, 1496 и 1498 гг. вместе с донцами они совершили несколько походов против татар. Нападали казаки и на турецкие крепости. 1521 г. они отправились в поход на Молдову; 1528 г. - разрушили в Крыму Очаков; в 1523 - 1524 гг. - ходили на Тавань, 1528 г. - опять под Очаков. А в 1645 г. казацкое войско еще раз напали на Очаков и получило его.

Украинское казачество возникло в те времена, когда Украина потеряла государственность, а ее богатые земли находились под властью нескольких государств, как правило, враждующих, поскольку украинские земли были расположены в зоне так называемого Большого границы - условной границы или линии, которая разделяла два мира: европейский (христианский) и азиатский (кочевой, мусульманский). Сказывалось и то, что после распада Золотой Орды в причерноморских степях хозяйничали татары, которые постоянно нападали как на украинские земли, так и на земли других государств-соседей Украины. Кровавые и опустошительные набеги татар на украинские территории особенно усилились после того, как Турция установила свою власть над Крымским ханством в 1478 г. Польско-Литовское государство оказалось неспособным защитить от нападений татарских орд как свои этнические земли, так и захваченные украинские. Начиная с 1482 г., когда крымчаки опустошили Подолье и Киевщину, приступы не прекращались: 1485 - 1487 гг. (Подолье), 1488 г. (Подолье), 1489 г. (Киевщина, Малая Польша), 1490 г. (Волынь и Галиция), 1493 г. (Киевщина), 1494 г. (Подолье, Волынь), 1497 г. (Волынь, Киевское Полесье, Брацлавщина), 1498 г. (Галичина, Подгорье, Подолье), 1499 г. (Белзчина, Подолье, Брацлавщина), 1500 р. (Берестейщина, Киевщина, Волынь, Галичина, Малая Польша), 1502 г. (Волынь, Берестейщина, Галичина, Малая Польша, Покутья) и т. д. Почти ежегодно татарские орды опустошали славянские земли, истребляя десятки тысяч людей, забирая молодежь в рабство. Это продолжалось вплоть до Второй русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг., разгрома Турции и Крымского ханства. Важную роль в борьбе с этими нашествиями играли украинские казаки.

На заселенных казачеством территориях постепенно сформировалась социальная организация, в которой не было принуждения, хотя существовала определенная социальная неравенство. Казацкая голытьба служила в зажиточных казаков, которых называли дуками. Они владели хуторами, угодьями и т.д. Были еще и городские казаки (в Чигирине, Корсуне, Черкассах). Казаки составляли общество - общину, которая на советах решала важнейшие вопросы, выбирала атаманов, есаулов, судей.

Казаки были глубоко верующими людьми и исповедовали православие. Они давали приют людям разных наций, но те должны были принимать православную веру. У запорожцев церковь стояла в центре площади, вокруг нее было расположено 38 куреней.

в Конце XVI в. польское правительство отдал реестровым казакам (которые были у него на службе и на которых был составлен реестр) городок Трахтемиров. Здесь они построили собственную церковь, которая стала первой приходом украинского казачества. Впоследствии, во времена крестьянско-казацких восстаний, она обветшала и приходом для запорожцев стал Межигорский Спасо-Преображенский монастырь в Вышгороде под Киевом.

К середине XVII в. Запорожская Сечь, ее церковь и духовенство, которое готовили в Межигорском монастыре, подчинялись киевскому митрополиту. А1688 г. патриарх Иоаким издал грамоту на имя межигорского игумена Феодосия, по которой запорожская церковь подчинялась прихода этого монастыря. Он находился в непосредственной зависимости от патриарха. Это позволило запорожцам сделать свою церковь независимой от митрополии, а поскольку патриарх находился далеко, то независимой вообще. Подчиняясь московскому патриарху номинально, запорожская церковь была в безусловном ведении Коша - органа управления в Сечи, который ведал административными, военными, финансовыми, судебными и другими делами.

Со временем казаки создали систему укреплений в низовьях Днепра, за порогами, на днепровских островах. До того они жили в районе Канева, Черкасс, Чигирина, на Восточном Подолье. Спрятаны в плавнях, густых зарослях лозы и камыша, их крепости были неприступными для татар и турок.

Двенадцать порогов - гранитные хребты высотой от 4 до 7 м - перерезали Днепр от правого до левого берега и тянулись вдоль реки (примерно от нынешнего Днепропетровска до Запорожья). За этими порогами казаки жили свободно, не зная панского гнета. Крупные феодалы-магнаты и пограничные королевские старосты и властители пытались распространить свою власть и за пороги. Еще большей была опасность нападений татар и турок. Поэтому казаки должны были жить по-военному, организовывались в общины, ватаги, всегда были вооружены, а для лучшей обороны строили в разных местах укрепления - городки, или сечи, сделанные из бревенчатых или рубленых бревен.

Название "Сич" происходит от слова "сечь", или "рубить". Иногда рядом с этой использовалось название "Киш". Слово "киш" тюркского происхождения, у татар оно означало местонахождение вождя, военную ставку. Первые казаки, создавая свои военные объединения, выбирая главарей, строя укрепления оборонного характера, использовали эти слова для обозначения столицы Войска Запорожского и его правительства.

Впоследствии, где-то в 40-е годы XVI в., отдельные сечи объединились в одну Запорожскую Сечь, или Киш. Первое письменное упоминание о ней найдено в "Польской хронике" (Краков, 1551) М. и И. Бельских.

Возникновение казачества оказало огромное влияние на всю последующую историю украинского народа.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...