В брюсов грядущие гунны читать. Валерий Яковлевич Брюсов

Стихотворение «Грядущие гунны» было написано в период социальных потрясений. Оно создавалось почти в течение года и является осмыслением происходящих событий. Окончательно оформилось стихотворение под влиянием событий 1905 г. Брюсов увидел напор, с которым к переменам шли устраивающие демонстрации, забастовки и стачки рабочие и крестьяне.

Зрелый поэт, которому на момент написания стихотворение 32 года, предвидел или предчувствовал, что усилиям этого потока ничто не сможет противостоять. С другой стороны, невозможно было, став свидетелем «Кровавого воскресенья», не отречься от действий старого мира во имя нового.

Стихотворение было закончено в 1905 г. и в 1906 г. издано в сборнике, название которого с греческого переводится как «Венок». Первая публикация состоялась в журнале «Вопросы жизни» № 3 за 1905 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Грядущие гунны» символист Брюсов наполнил символами и иносказаниями, новым смыслом. В современной жизни Брюсов находит аналог и диким племенам варваров, гуннов, и мудрецам античности. Сопоставляя события пятого и двадцатого веков, Брюсов предвидит дальнейший ход истории и заявляет о нём.

Стихотворение относится к жанру гражданской лирики, но оно не лишено философских обобщений.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – будущие социальные потрясения. Гунны в стихотворении – это не только символ определённых сословий, то есть новых людей, захватывающих власть, но и символ революционных перемен, которые никогда не бывают благоприятными для ныне живущих поколений.

Основная мысль: история ничему не учит человечество. Мудрецы знают о грядущих событиях, поэты предвидят их, но никто не в силах ничего изменить. Поэтому социальные потрясения происходят снова и снова. Это путь развития человечества, с которым нужно смириться.

Стихотворение состоит из 7 четверостиший. Первые 4 – это обращение к грядущим гуннам. Лирический герой предлагает им совершить ряд актов вандализма, как будто подсказывая, что можно сделать. Всё это уже было совершено в истории. Последние 3 строфы – судьба мудрецов и поэтов, к которым причисляет себя лирический герой, и их отношение к происходящему.

Эпиграф к стихотворению взят из стихотворения Вячеслава Иванова «Кочевники красоты», написанного в 1904 г. Аттила, предводитель гуннов, ещё в стихотворении из эпиграфа ассоциировался с новой грубой силой, которая видит красоту в пустоте.

Тропы и образы

Образ, который вынесен в заголовок, - это метафорический эпитет. Брюсов употребляет устаревшее причастие грядущие, то есть идущие, приходящие, ожидаемые в будущем. Аллитерация из звуков гр – гу передаёт гром и гул надвигающихся толп вандалов.

Лирический герой не боится этой толпы, он призывает грядущих гуннов, метафорически сопоставляя их с нависшей над миром тучей, а топот их называя чугунным (эпитет). Памир, который не был ещё открыт европейцами во времена гуннов, становится собирательным символом областей жизни, из которых внезапно появляются новаторы-разрушители. Они уничтожают то, о чём не имеют понятия.

Во второй строфе всё человечество представляется единым организмом. Тело старой цивилизации одряхлело (метафора), а опьянелая орда (эпитет) гуннов вливается в него «волною пылающей крови» (эпитет, метафора), оживляя старую цивилизацию (метафора).

Эту строфу можно понять и по-другому. Тёмные, непросвещённые души (метафорический эпитет тёмные становья ) способны побудить старое встрепенуться, ожить, только причинив ему боль, пустив кровь, заставив сражаться.

Оксюморон третьей строфы «невольники воли» раскрывает внутреннее противоречие всех бунтующих, всех завоевателей. Что они будут делать, завоевав и разрушив? Они не способны к созиданию, самая их гениальная постройка – шалаш на месте разрушенного дворца. Это символ того примитивного, что сменяет развитое во всех цивилизациях. Эпитет весёлое поле и метафора «всколосите весёлое поле» – не о выращивании хлеба, а о диком поле – месте обитания кочевников.

В этой строфе Брюсов предвидел проявление дикарских наклонностей рабочих и крестьян, которые в 1917 использовали вазы Зимнего дворца в качестве ночных горшков («на месте тронного зала»).

Четвёртая строфа содержит анахронизм. Гунны не жгли книги (папирусы) античности, не понимая ни их ценности, ни их опасности для определённых идей. Да и идей, кроме идеи воли, у гуннов не было. Книги жгли первые христиане, они же разрушали античные статуи и языческие храмы. Причина вандализма была в несовпадении идей.

Брюсов предвидит поступки большевиков, уничтожающих тиражи неугодных книг. Так поступали и фашисты, о возникновении которых Брюсов догадаться не мог. Но он предвидел логику истории, как и то, что безбожие 20 в. приведёт к осквернению храмов.

Последняя строчка четвёртой строфы оправдывает гуннов. Лирический герой сравнивает их с невинными детьми.

Следующие три строфы проясняют такое снисходительное отношение лирического героя к варварам. Мудрецы и поэты, с которыми лирический герой ассоциирует себя, уходят от проблемы, самоустраняются. Эти символизирующие мудрость веков люди просто прячутся, унося то, чем они обладают и чего нет у гуннов: тайну и светы (знания), веру.

Когда идут орды кочевников, «буря летучая, гроза разрушений» (метафоры), можно только спрятаться, сохранив ценности цивилизации, «заветные творения». Вопрос лирического героя состоит в том, какая часть этих ценностей сохранится. Вопрос не праздный: большинство произведений античной культуры бесследно исчезло, было уничтожено или разрушено. От других древних цивилизаций осталось ещё меньше.

Играющий Случай (с большой буквы, он очень важен), а не логика или разум решают судьбу, будущее человечества.

В последней строфе лирический герой смиряется с возможной гибелью полностью, без остатка, всех ценностей его культуры. Но он радуется приходу грозных грядущих гуннов. Почему? Потому что, как мудрец и поэт, лирический герой понимает логику истории и не противостоит ей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником с тремя ударениями в каждой строке. Рифмовка перекрёстная. Рифмы женские.

1. Юному поэту – из цикла «Новые заветы», сб. «Me eum esse» («Это я»). Дата создания: 1896, опубл.: 1897.
Искусство, по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклоняется как божеству: «Поклоняйся искусству, / Только ему, безраздельно, бесцельно».
Поэту всего лишь 23 года, но стихотворение воспринимается как завещание, наставление следующим поколениям. Как видим, Брюсов, искренне считавший себя гением, изложил в стихотворении собственную программу, символически обратившись к себе самому.
О периоде первых сборников Брюсов впоследствии писал в зрелом стихотворении: «Мы были дерзки, были дети». ()

6. Кинжал – стихотворение написано в 1903 году.
Является декларацией, раскрывающей понимание Брюсовым сути и задач поэзии. И название, и эпиграф («Иль никогда на голос мщенья / Из золотых ножон не вырвешь свой клинок...») относят читателя к образу лермонтовского лирического героя . Лирический герой Брюсова – тоже горд, силен, уверен в себе: «Я – песенник борьбы, / я вторю грому с небосклона».
Брюсов – поэт интеллектуального характера, в его творчестве много рационального, идущего от ума, а не от чувства. «Кинжал» – логичное развитие мысли, тезиса «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, / И песня с бурей вечно сестры». Вторая и третья строфы объясняют уход лирического героя от «позорно-мелочной, некрасивой» жизни в историческую экзотику. Мещанской покорности герой противопоставляет борьбу на пике возможностей. (

Произведение относится к литературному направлению в виде гражданской лирики, написанное в стиле символизма, одним из основателей которого является поэт.

Основной мыслью стихотворения является изображение образа русского народа, готового к свершению революционных изменений в обществе, представленного в произведении в виде символического описания нашествия кочевой народности – гуннов.

Стихотворным размером произведения поэт выбирает трехударный дольник, который в сочетании с многочисленными средствами художественной выразительности в виде метафор, эпитетов, сравнений, аллитерации, оксюморона иллюстрирует ключевую тематику стихотворения, выраженную в негативном изображении людей, опьяненных жаждой власти.

Сюжетная линия стихотворения выстраивается вокруг описания в образах кочевников варварских черт людей, несущих беспощадную жестокость, разрушения и разорения. Авторский замысел демонстрирует утверждение революции как любого проявления злой силы, которой необходимо иметь противостояние, в противном случае общество превратиться в страну вандалов.

Понимая, что современный общественный строй нуждается в революционных переменах, лирический герой стихотворения выражает свою точку зрения на развитие страны, категорически не принимая возможность развязывания войн и катаклизмов, поскольку считает их катастрофами для человечества. Однако при этом герой не отрицает закономерность революционных событий. Для сохранения культурного наследия в период начала военных действий лирический герой, приравнивая себя к мудрецам, являющимся творческими людьми, придерживается позиции возможном спасении в горных пещерах и катакомбах с целью дальнейшего восстановления разрушенного мира, который поэт представляет в абстрактной форме.

Образ гуннов ассоциируется лирическим героем с нравами правящей власти того периода времени, которой поэт содержанием стихотворения бросает своеобразный вызов, ощущая приближение неминуемых политических изменений. В повествование включается саркастические высказывания лирического героя в форме принятия вражеского нашествия неприкрытым смехом и приглашения совместного празднования победы врага.

Финал стихотворения наполняется незримой нитью надежды, которая остается в душе лирического героя и символизируется со смирением, покоем и тишиной.

Вариант 2

Поэт Брюсов был известен своим равнодушием по отношению к разным революционным течениям, однако он понимал что обществу необходимы кардинальные изменения.

Тем не менее, поэт отрицал произведение изменений посредством войн и потрясений. Произошедшие в 1904-1905 году массовые забастовки и стачки, позже нахлынувшие на Россию еще с большей силой в 1917 году, подтолкнули Валерия Брюсова более детально разобрать происходящее, он решил изучить это общественное явление. Падение Российской империи поэт сравнивал с падением римской империи. Брюсов создал своё стихотворение "Грядущие гунны", предрекая им падение и низложение могучей Российской империи.

В понимании автора "грядущие гунны" - те самые люди выступавшие против Российской империи, союз рабочих и крестьян, который во имя своей идеи, готов был уничтожить давние традиции и культуру русского народа. Брюсов заранее знал, что эти варвары разрушат Российскую империю. Отличие состоит в том, что если в древности разрушительные набеги на державу совершали иные народы, то сейчас страну разоряют люди в ней родившиеся и выросшие. Страна уничтожается самими жителями, её разорение начинается изнутри. Для людей громящих страну, не важен тот факт что эта страна их вскормила и вырастила - они все равно разрушат всё то что создавалось продолжительное время, они сотрут с лица земли всё то что являлось гордостью Российской империи.

Своим произведением поэт Брюсов стремится показать, до чего могут опуститься люди, жаждущие власти. Валерий Брюсов осознает всю губительную сущность революции, он придерживается мнения, что любые вооруженные восстания и революции являются большим злом. Он стремится передать читателю, что против такого зла необходимо сражаться. Если не делать этого, страна станет варварской. В такой стране жизнь человека не имеет ценности.

Людей распространяющих революционные идеи, Брюсов сравнивает с маленькими детьми, которым в радость танцевать подле костра и взрывать храмы. Несмотря на всё это, беспощадному злу некому противостоять, поскольку все люди не зараженные революционными идеями постоянно вынуждены прятаться от варваров. Брюсов считал что у произошедших в Российской империи событий есть закономерность. Если народ сам не может устранить какие-либо проблемы, появляется сила, уничтожающая всё без разбора.

Анализ стихотворения Грядущие гунны по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Чужая Бунина

    Бунин испытал очень тяжелые разочарования и потери. Первое бракосочетание поэта не увенчалось успехом, да и еще хуже большим горем. Сын Бунина Николай заболел менингитом в пять лет

  • Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро 6 класс

    Год создания этого лирического стихотворения (1829), по мнению биографов, оказался для Александра Пушкина не самым простым. Поэт чувствовал себя под постоянным надзором полиции. Его мало кто понимал…

  • Анализ стихотворения Я вздрагиваю от холода Мандельштама

    Произведение относится к раннему творчеству поэта и по жанровой направленности является лирической поэзией, вошедшей во второе издание поэтического сборника «Камень».

  • Анализ стихотворения Бродского Не выходи из комнаты, не совершай ошибку

    Стихотворение было написано в 1970 году и отражало навязанные идеалы общества. Бродский попросту высмеивает двуличие, которым заразились праведные члены советского общества.

  • Анализ стихотворения Опять раскинулся узорно Есенина

    В стихе Опять раскинулся узорно мы видим диалог с возлюбленной, мечтания и грезы, которые перемежаются с основными аспектами миропонимания лирического героя. Вероятно, этот герой во многом соответствует характеру



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...