Определение лень в психологии. Лень - это болезнь или черта характера? Отсутствие интеллектуальной нагрузки

Дата создания: 25.09.2001
Дата обновления: 15.05.2015

Самое точное определение лени – это отсутствие мотивации. Вариант бессознательного сопротивления самого человека, который в глубине души вдруг начинает ощущать, что вроде как не совсем туда идёт и не совсем то делает. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие - в частности, те, кому необходимо, чтобы он выполнял работу, которую ему делать не хочется...

Что такое лень – вроде бы известно всем. В сети вообще огромное количество определений этого слова, но ещё большее количество – советов, "как победить лень". Причём в основном чужую, но иногда и свою. Хотя чужую лень побеждать проще: взять в руки кнут… или тот самый засохший пряник, которым, по известному выражению, у нас тоже бьют. Так как лень – понятие социально осуждаемое и даже входит в список основных пороков. Посему у многих людей ничто не дрогнет, если нужно будет отлупить или предать остракизму кого-то за лень.
Однако не всё так просто, как и в большинстве случаев с "вроде бы всем известными понятиями".

Бывает ли лень у животных? Вроде есть даже целое животное – ленивец, но его назвали так люди исходя из своих критериев, а вовсе не другие животные. А у животных расклад такой: чем выше уровень обмена веществ у особи и чем менее калорийна поедаемая ею пища – тем больше и быстрее она должна бегать за едой, та же землеройка, например.
Если же пища животного высококалорийна, а обмен не быстрый – то режим дня у него иной: например, лев охотится/бодрствует всего 4 часа в сутки, а остальные 20 даже не то чтобы полноценно спит, а скорее дремлет. Или как сказал бы сторонний наблюдатель – ленится.

Примерно то же было и с нашими предками: генетическая программа постоянной деятельности у приматов в принципе есть, но она поддерживает любую деятельность, а не только целенаправленно приложенную "к общественно полезному труду". А с переходом на мясную, причём обработанную огнем пищу наши предки вообще стали жить как львы.

Вообще чем теплее климат – тем менее активна деятельность: во-первых, жарко (много не наработаешь), во-вторых – всё само растёт, а в-третьих - если много наберёшь, где и как это все потом на жаре хранить? То же самое в очень-очень северных местах, где ничего не растёт. И здесь мы подошли к значимой для человечества вехе: возникновению ручного земледелия, а вместе с ним – неравному распределению ресурсов и к возникновению иерархии .

На собранный урожай теперь претендует не только тот, кто сажал и собирал, а ещё и представители власти, а с тех трясёт дань уже их начальство, и так по нарастающей. Иными словами, появление в зоне работы земледельца "отнимающего человека с палкой" вынуждало конечное звено – того, кто всё выращивал – трудиться не разгибая спины, чтобы после удовлетворения аппетитов всех нахлебников хоть что-то осталось самому. И в результате сформировалось правило: нужно работать больше, больше, как можно больше! А как определить, много или мало поработал? А мало не бывает, поэтому никто не смеет сидеть сложа руки каждую свободную минуту. Чтобы выжить, нужно что-то делать, делать, делать! А не работать – это плохо, это презираемо, это опасно для жизни.

Так возник оценочный, иерархический термин "лень". Формально это термин для тех, кому нужно, чтобы некий подчинённый никогда не останавливал трудовой процесс, иначе будет подвергнут общественному осуждению. Обратите внимание: когда некто говорит "ты лентяй" – он фактически ощущает себя вашим начальником. Он решает, работаете вы или нет. По своим критериям. Он подсчитывает, много или мало вы наработали, и насколько качественно. А вот когда человек говорит "Я лентяй", "Мне лень" – это соответствует его собственному ощущению начальника: "Мне мою работу делать лень, а потому сбегай-ка, подчинённый Сидоров, по моим делам за меня!"

Сейчас нередко встречаются гневные высказывания от старшего поколения: мол, современные подростки совсем охамели, в открытую смеют говорить родителям – "Мне лень!" И логически эта агрессия понятна тогда, когда известно: в иерархической системе с бинарным распределением "ты Начальник - я Дурак, я Начальник - ты Дурак" лень – для Начальников. А подросток в такой системе - Дурак, он ещё для Начальника возрастом не вышел.

Чем выше индивид на иерархической лестнице – тем больше у него прав сидеть в праздности/ничего не делать. И в итоге "на низших слоях" это прошивается в цензуру с детства: "Плохо сидеть сложа руки". И те мамы и бабушки, которые шпыняют своих дочек "Что сидишь сложа руки, в доме всегда есть работа" – по своим представлениям часто действительно желают ребёнку добра: потому что если ребёнок сам, по зову внутреннего контролёра, не привыкнет постоянно что-то делать – иерархическое общество его съест и не подавится. Так говорит опыт мам, бабушек и прочих старших членов мегасемьи. Но любопытно то, что по умолчанию это значит: старшие видят ребёнка в будущем только в низу иерархии. Особенно девочку.

Кстати, отсюда же – частое неприятие мамами, бабушками, тётушками домашней бытовой техники типа посудомоек и стиральных машин. Они пытаются как-то рационализировать это неприятие псевдо-доводами вида "не экономит воду и порошок, портит белье и посуду" и так далее. Но в основе чаще всего – все тот же страх: машинка будет мыть-стирать, а я что в это время буду делать? Сложа руки сидеть? И за то, чтобы я ощутила себя лентяйкой, я должна заплатить такие огромные деньги?..

А если вспомнить, что в иерархической системе кроме понятий "Начальник и Дурак" дополнительной основой является ещё и бинарность – то в этих критериях ленью считается всё, что не работа. То есть не такая работа, которую видно оценщику и которую он согласен учитывать. Если человек сидит, думает, или даже отдыхает между двумя сложными задачами – внешне ему могут сказать, что он лентяй и бьёт баклуши. А если человек сперва таскает нечто туда, а потом обратно, причём совершенно без пользы – со стороны его могут похвалить. Вот-де, не сидит сложа руки, работает!

То есть опять получается, что даже то, работаете вы или нет, лучше всего знаете именно вы. А не некий оценщик со стороны, который пришёл высказаться о вашем времяпрепровождении. Но тем, кому с детства старшие вбивали в цензуру "не сиди сложа руки", в результате имеют внутри мощного контролирующего Родителя, который в принципе не даёт им отдыхать. Стоит только сесть почитать книжку, посмотреть фильм или просто посидеть, включается этот внутренний контроль: "Лентяй(ка)!"
Ещё бы, человек же сидит, не работает. А то, что есть такая важная деятельность, как рекреация – во время зарождения понятия "лень" никто и не учитывал. Тогда семьи были большими, поэтому экономить на здоровье и работоспособности отдельных людей никого не приучали: работал-надорвался-помер, следующий!..

А ещё то, что называется ленью, может быть и охранительным торможением (и полезно бывает сперва отдохнуть, а потом работать). Такой "ленью" страдают чаще всего те, кого принято называть "трудоголиками" : по той или иной причине они трудятся, как говорится, 25 часов в сутки. А когда организм защищается от такой деятельности, трудоголик говорит себе: "Что-то я нынче разленился, это нехорошо". И постепенно зарабатывает как минимум чувство вины в том, что он "лентяй". А некоторые особо волевые личности "борются с собой", заставляя себя в такие периоды встать с кровати и работать. При этом продуктивность и качество работы резко падают (неудивительно), недовольство собой растет, что опять приводит к падению продуктивности и так далее.
То же самое происходит, когда организм пытается восстановиться хотя бы частично: то есть рабочий процесс идет, но со сниженной интенсивностью. И человек опять начинает себя корить, засиживается сверхурочно, чтобы наверстать свой медленный темп, от усталости делает все еще медленнее, допускает больше ошибок и т.п. Вроде работает, а результатов нет. Получается одна "имитация бурной деятельности", причем откровенно вредная для здоровья.

А вот еще несколько причин "лени":

Лень может быть связана с несоответствиями характера деятельности и структуры личности. Например, если демонстративного человека ограничить работой только по дому, а интроверта заставить постоянно работать с разными людьми - у них вскоре пропадет желание делать такую работу. Им будет отчетливо некомфортно работать в условиях, не соответствующих их структуре личности.

Лень (точнее, апатия) может быть признаком так называемой циклоидности (периодической смены активности и депрессии), причем именно в депрессивной фазе. Циклоид в фазе активности может делать несколько дел подряд, а в фазе депрессии не выполняет даже то, что обязан делать по договорам (которых нахватал в активной фазе).

Лень (апатия) часто может говорить о наличии собственно депрессии, а точнее – ощущения "что бы я ни делал для решения своих проблем, все равно ничего не изменится". Такая апатия часто характерна для состояния различных кризисов. Ведь чтобы для выхода из кризиса, согласно известной притче, "сбить из молока масло, чтобы не утонуть" – нужно прежде всего знать, куда именно "колотить ногами": потому что можно последний остаток сил растратить впустую. Особенно если ваша кризисная ситуация всяко сложнее горшка с молоком. Посему для преодоления такой "лени" тоже необходима помощь в диагностике – как минимум в ответе на вопрос "как быть и что делать, чтобы получить желаемый результат". Потому что сделать что-то для изменения ситуации можно практически всегда, важно знать – что именно делать и в каком направлении двигаться.

Но в любом случае лень – это отсутствие заметной значимой деятельности по оценкам кого-то другого. И даже если вы вкалываете в поте лица, создавая какой-то крайне важный проект, за который вы получите много денег, а к вам приходит, допустим, ваша мама и говорит "Вот ты тут за компьютером прохлаждаешься, а посуда не мыта" – переубеждать ее бесполезно. Потому что А – она изначально присвоила себе право оценивать полезность вашей деятельности, Б – делать это она будет по своим незыблемым критериям, и В – вы будете лентяй(ка) только потому, что смеете не делать то, что вам велела делать мама. Сказано вымыть посуду – извольте подчиниться и мыть. Прежде всех ваших дурацких проектов.

Таким образом лень – это мало того что насквозь оценочное понятие, так ещё и крайне выгодное и лёгкое для манипуляции. И желательно иметь это в виду всякий раз, когда кто-то снаружи или изнутри назовёт вас лентяем или лентяйкой.

Часто говорят, что якобы "лень - двигатель прогресса". Данное выражение употребляется как бы с иронией - мол, оправдание для лодырей. Да, безусловно, человек, которому лень вставать и переключать те же каналы на ТВ, так или иначе явился "потребителем и заказчиком" того же пульта дистанционного управления. И для этого "ленивого заказчика" тысячи инженеров изучали (и изучают) физику инфракрасных волн, электронику, кибернетику, химию кристаллов – чтобы изобрести и все время совершенствовать этот пульт; десятки тысяч рабочих паяли и паяют эти кристаллы и делают сами пульты, чтобы "ленивый заказчик" мог переключать ТВ-каналы, лежа на диване.
А если серьезно – то капитализм в его примитивно-рыночной вариации постепенно приходит к противоречию с прогрессом. Потому, что прогресс продвигают люди умные и как раз не ленивые (прежде всего не ленивые интеллектуально): рассчитывая при этом заработать на людях "более ленивых", продавая им плоды своего труда для облегчения их жизни. Но со временем объем товара достигает таких значений, что ленивые уже не в состоянии компенсировать вложенный в эти товары труд деньгами: они просто такого количества денег не заработали. Поэтому прогресс наиболее активно развивается в тех странах, где лениться в основной своей массе не принято.

Безусловно, по жизненным и потребительским мотивациям люди все разные: среди потребителей и производителей есть те, кто ориентирован только на сегодняшние потребности (по принципу "день прошел – и слава богу"), ничего не делая "для завтра"; а есть те, кто хочет завтра жить лучше – и сегодня готов для этого вкалывать, улучшая как свою жизнь, так и жизнь других.
А если уж говорить о двигателе прогресса – то любой конструктивный подход к решению проблемы правильнее называть не ленью, а желанием решить конкретную проблему оптимальным способом, без лишних трудозатрат. Точно так же бессмысленно называть лентяем человека, который, получив какое-то задание (на работе, в школе, в семье), не спешит его выполнять - но не потому, что ленится; просто вначале ему хочется избрать наиболее разумный, адекватный и результативный способ выполнения, а потом уже приступить к непосредственным действиям.

Полагаю, что самое точное определение лени – это отсутствие мотивации. Вариант бессознательного сопротивления самого человека, который в глубине души вдруг начинает ощущать, что вроде как не совсем туда идёт и не совсем то делает. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие - в частности, те, кому необходимо, чтобы он выполнял работу, которую ему делать не хочется. Скажем, родители жалуются на ленивого ребёнка, который им не помогает, не хочет учиться и т.п; муж обвиняет жену, что она запустила дом; жена ругает мужа, который целыми днями на диване валяется и ей ни в чем не поможет… А уж про начальника, который гневается на подчинённых за недостаточное рвение на рабочем месте, и говорить нечего.

Но в таком случае следует разобраться: а самому человеку нужна та работа, которую его принуждают делать? Скажут ли ребёнку за помощь хотя бы простое спасибо? Понимает ли подросток, зачем лично ему надо учиться, или делает это из-под палки только для родителей? Хочется ли жене наводить порядок в доме, в котором она не хозяйка? Приятно ли мужу быть у жены "на посылках"?
Что касается лени на рабочем месте, так нередко подчинённым распоряжения начальника кажутся откровенно бесполезными, или сотрудники не имеют никакой заинтересованности в выполняемой работе (мол, все равно пойдёт в корзину, или за это явно не заплатят соответственно вложенному труду).

Строго говоря, ведя речь об "отсутствии мотивации", следует различать мотив и стимул. Это вещи разные.
Стимул в его изначальном значении – это острая палочка, которой древнеримский погонщик тыкал волов, когда они недостаточно быстро тащились с поклажей по древнеримским улочкам. Сейчас этот термин употребляют в самых разных значениях, но как правило, "стимулирование" на поверку означает как раз именно это: когда вас, простите, "тыкают острой палочкой" в какое-нибудь мягкое место, чтобы заставить вас сделать то, чего вы не хотите. И основной принцип стимулирования – "Если ты не сделаешь это, тебе будет хуже".
А мотив – это положительная заинтересованность в процессе и результате, это уверенность в том, что совершив какую-то работу, человек сможет к своему удовольствию воспользоваться плодами своего труда. Основной принцип мотивирования – "Если ты сделаешь это, тебе будет лучше".

Лень является противоположностью таких качеств человека, как трудолюбие, усердие. Синонимичны лени - праздность, тунеядство. В различных словарях, лень (леность) определяется сходным образом: в Словаре древнерусского языка - как нерадение, беспечность; в Словаре русского языка XI–XVII веков - как отсутствие желания; в Словаре В. И. Даля - как неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, как наклонность к праздности, тунеядству; Д. Н. Ушаков рассматривает лень как отсутствие желания выполнять работу, а С. И. Ожегов пишет, что лень - это отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью. Лень в Психологическом словаре (1996) определяется как немотивированное уклонение от поручений. Сходные определения лени даются и в зарубежных словарях. Так, Оксфордский толковый словарь английского языка Хорнби трактует лень как нежелание работать или быть активным, делать как можно меньше, не затрачивать много энергии, демонстрировать недостаточные усилия.

У большинства людей отношение к труду положительное. Однако некоторая часть людей отлынивают от трудовой деятельности (так называемые тунеядцы ). Но понятие лени связано не только с этими людьми, но и с теми, кто ходит на работу, выполняет те или иные поручения. При этом представления о лености того или другого человека весьма субъективны. Например, трудоголикам нормальные работники кажутся лентяями, лодырями. Отсутствие работы воспринимается трудоголиком как безделье и лень.

В определениях лени можно выделить два аспекта: как мотивационное состояние и как свойство личности (любовь к безделью, наклонность к праздности, тунеядству).

Д.А. Богданова дает расширенное определение: «Лень - это реакция личности на несоответствие требований ситуации, деятельности субъективному смыслу этих требований, ситуаций, своей роли в ситуации, внешне проявляющаяся как отказ или уклонение от этой деятельности, взаимодействия с ситуацией, а внутренне - как переживание невозможности установить требуемое соответствие вследствие нарушения или недостаточной информированности механизмов саморегуляции». Это определение слишком сложное, а главное - под него можно подвести любой отказ от деятельности, обусловленный плохой информированностью человека о ее сути.

Е.Л. Михайлова выделяет три компонента лени (в отношении учебной деятельности):

  1. Мотивационный компонент: отсутствие мотивации или слабая мотивация к учебной деятельности;
  2. Поведенческий компонент: невыполнение необходимой деятельности;
  3. Эмоциональный компонент: равнодушие или положительные эмоции по поводу невыполнения требований в учебной деятельности.

Различное отношение к лени. Можно выделить четыре подхода к лени: отрицательное, положительное (защитный механизм), как к болезни и как к мифу.

C давних пор отношение к лени было сугубо отрицательным. А с появлением христианства лень была названа грехом. В Средневековье она рассматривалась как зло, а в последующие столетия - как отрицательная черта характера. Одни считают, что это недостаток, с которым нужно бороться, другие рассматривают лень как незначительную слабость, которую время от времени можно себе позволить.

Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Лень, проявляемая в некоторые моменты жизни, считают некоторые авторы, необходима для отдыха. Поэтому лень является защитной реакцией организма, когда человек много работает, - организм сам начинает отказываться от работы (наблюдается у трудоголиков). М. Берендеева указывает и другую причину появления лени: когда на человека оказывается сильное давление (со стороны родителей, начальства), подавляющее его волю, желание, - тогда лень является защитой от психотравмирующих факторов.

В медицине лень рассматривается как многообразное, с не до конца выясненной этиологией заболевание. Выделяют три ее разновидности:

  1. Лень здоровая; она эпизодически поражает все население. Основной симптом - спячка, длящаяся от 12 часов и больше;
  2. Лень нездоровая, которая может перетекать из здоровой лени, но может возникать как самостоятельное заболевание. Страдающий нездоровой ленью полностью не адекватен окружающей действительности. Поведение такого больного приобретает циклически-агрессивный характер. Этот вид лени практически не поддается лечению;
  3. Лень хроническая; это конечная стадия нездоровой лени. У больных выражено стремление заставлять что-то делать других, велика страсть к сочинительству.

На вопрос: «На ваш взгляд, лень - качество отрицательное или положительное?» 60% опрошенных независимо от своей половой принадлежности ответили, что отрицательное, 20% - что положительное, остальные нашли его как положительным, так и отрицательным. Отрицательным качеством считают ее в основном люди до 30 лет, т. е. в возрасте, когда делается карьера и требуется активность. Ленивыми считают себя 1/3 опрошенных, мужчины с небольшим перевесом, среди остальных 1/3 - не ленивые (таких поровну мужчин и женщин) и 1/3 - и да и нет. По социальному статусу самый неленивый народ - служащие. Возрастной ценз одинаков для всех лентяев. Ругают себя за лень и борются с ней 70% респондентов, журят иногда - 8%, остальные благосклонны к своей слабости, особенно мужчины. Ругают себя за лень, как правило, до 30 лет, потом успокаиваются, особенно после 50 лет.

Лукьянова А.И. 2010. С. 172.

Наконец, существует точка зрения, что лень - это миф. Мел Левин утверждает, что человеку не присуще такое качество, как лень. Те, кого называют лентяями, страдают от дисфункции нейроразвития, такими как нарушение памяти, речи, внимания, моторики. Он выделяет восемь общих форм нарушения нейроразвития, которые отрицательно сказываются на активности человека: языковые дисфункции, дезорганизованность, недостаточный уровень умственной энергии, чрезмерная общительность, слабость управления продуктивной деятельностью, недостаточное развитие памяти, неэффективность моторных действий, недостаточные способности восприятия и генерирования идей. Кроме того, Левин отмечает роль родителей и педагогов, которые должны приучать детей к постоянному труду.

Следует различать лень как ситуативное проявление и как постоянное проявление, характеризующее наличие ее как личностное качество.

Ситуативное проявление лени определяется следующими ситуациями: отсутствием настроения; скукой; усталостью; болезнью; сонливостью; голодом; неинтересным, бессмысленным, неопределенным или трудным делом; перегрузками; внешним давлением; недостатком возможностей.

Причиной лености как личностного свойства обычно считается неправильное воспитание, когда у ребенка не формируется положительное отношение к труду, а, наоборот, вырабатывается потребительское отношение. Лень может развиваться и тогда, когда на ребенка возлагаются непосильные обязанности; ребенок убеждается, что с работой ему все равно не справиться, и поэтому либо стремится ее избежать, либо делает ее кое-как. То же будет, если цель ребенку неясна.

Однако, как уже говорилось выше, лень может быть обусловлена дисфункциями в развитии психических процессов, т. е. не только внешними, социальными факторами, но и внутренними биологическими факторами.

Исследования показывают, что для ленивых по сравнению с неленивыми более характерны следующие тенденции: низкая самооценка настойчивости; выраженное стремление к избеганию неудачи; низкая саморегуляция в деятельности; слабая нервная система; преобладание торможения по внутреннему балансу (последняя типологическая особенность свидетельствует о слабо выраженной потребности в активности); более низкая мотивация успеха.

Соответственно для неленивых более характерны: высокая самооценка настойчивости; высокий мотив достижения; высокая саморегуляция в деятельности; большая сила нервной системы; преобладание возбуждения по внутреннему балансу (что свидетельствует о высокой потребности в активности); более высокая мотивация успеха.

Таким образом, так называемая лень зависит и от мотивации, и от «силы воли», которые определяются наличием таких природных задатков, как сильная или слабая нервная система, преобладанием возбуждения или торможения по внутреннему балансу (выраженностью потребности в активности).

Ю.С. Ошемкова полагает, что лень является следствием отсутствия экзистенциальной мотивации. Автор полагает, что бытующее представление о лени как слабом развитии волевой сферы человека может быть расширено и пониматься как приверженность одним и тем же стереотипам в отсутствие изменений и развития. Такая интерпретация лени позволяет непосредственно противопоставить ее понятию самореализации: реализует себя не тот, кто постоянно делает одно и то же, а лишь тот, кто непрерывно развивается, движется вперед, что возможно только при наличии экзистенциальной мотивации. Отсюда борьба с ленью должна решаться путем психотерапии аутентификации, в ходе которой психолог помогает человеку освободиться от навязываемых ему обществом стереотипов и обрести подлинную экзистенциальную мотивацию - раскрыть неповторимость своей личности.

admin

Это ужасное слово «лень». Оно напоминает старую, обросшую мхом и пылью вещь. Слово появилось еще с момента возникновения мира. Им пугали малышей, им укоряли взрослых. Это неразделимая часть сущности человека. Но настолько ли она страшна?

Что такое лень. Ее разновидности

Чтобы разобраться, что такое лень, достаточно упомянуть героев известных народных сказок. Она вроде бы отрицательная черта, но и не совсем. Если имеется в виду «тунеядство», то смысл получается резко негативным. А существует лень, которая зависит от обстоятельств. Случается, что она относится к положительным качествам. Почему так получается? Лень неоднородна, она меняется от того, что за ней стоит.

Лень разнообразна. Встречается мыслительная лень, когда вы не желаете думать ни о чем. Эта лень заводит человека в тупик. Есть 2 главных типа мыслительной лени:

человек не желает думать о результате;
вы думаете о том, что хотите получить, но не предпринимаете эффективных действий.

Самым популярным типом лени является физическая. Организму . Проблема заключается в проведении границы, когда необходимость отдыха становится бездействием, затягивающим в болото лени. Эта лень соседствует с мыслительной. К примеру, появилось желание . Но посещают мысли о том, что нужно куда-то идти, проявлять активность. Физическую лень нужно уметь отличить от болезни, когда человеку приходится лениться. Существует 2 вида:

постоянная;
временная.

Она разнится по делам, которые требуется сделать, а также месту появления. Случается, что работать не хочется, но на поход в кино силы есть. У любого ленивца есть дела, которые сразу поднимут его с дивана. Такое встречается у тех, кто занят не своим делом, не имеет цели.

Эмоциональная лень – это когда запах мандаринов остался тем же, что в детстве, но новогоднего настроения нет. Затухание эмоций негативно являет на личность. Вам покажется, что вы не тратите зря силы, но на деле – воруете их у себя. Близкие , проявления чувств. Такие эмоции мотивируют просыпаться по утрам. А если их нет, то возникает апатия.

Первым видом лени является творческая. Многие творцы долгое время раздумывают над проблемой, а затем находят ясный ответ.

Патологическая лень целиком овладевает человеком, переходит все границы. Вы придумываете себе болезни, чтобы не вставать с постели. Выдумываете причины для лени. Философская лень проявляется в том, что по религиозным соображениям люди стремятся к ничегонеделанью. Это следствие неверного понимания религии, а не ее сущность.

Как бороться с ленью

А теперь разберемся с ленью обычных людей. Назовем главные причины, а значит, и варианты, :

низкая мотивация. Человек не уверен, дело стоит усилий. В таком случае требуется повышать мотивацию, осознать, зачем это нужно;
слабая сила воли. Вы понимаете, что вам необходимо сделать что-то, но не способны найти силы. В такой ситуации начните с простого, и работа сделается;
особый стиль, напоминающий лень. Человек может долго раздумывать, как проще выполнить, а затем быстро закончить задачу;
интуитивная лень. В итоге выясняется, что работу выполнять не стоило;
источник удовольствия. Вы радуетесь работе, но когда ленитесь – радуетесь лени;
страх ответственности. А вдруг я сделаю это не так, что будет? Такой подход формируется в детском возрасте, когда ребенка не научили ответственности. Нужно не бояться брать на себя ответственность, не у всех получается с первого раза, поймите это;
. Здесь важно отдохнуть, тогда лень пройдет;
от понимания неважности дела. В таком случае лень будет двигателем прогресса. Пульты дистанционного управления придумали ленивые люди, которым не хотелось каждый раз вставать, чтобы переключить канал. Найдите решение вашей задачи.

Часто лень возникает, когда требуется сделать трудное задание. И здесь сразу же возникает множество «срочных» дел, которые требуется закончить. Поделите сложную задачу на несколько простых этапов, выполняйте их постепенно.

Лень не возникает внезапно, ей требуется лазейка. Устраняйте их жестким планом действий. Перешагивайте через «не хочу». Это заразное состояние, потому старайтесь не общаться с «ленивцами». И запомните, если делать только то, что хочешь, то обязательно придет расплата. Если заняться интересным делом, то лень уходит. Выбирайте себе работу по душе, с мотивацией.

И еще пара советов:

перед стартом сложного дела послушайте бодрую музыку. Создайте правильную обстановку вокруг;
представьте, сколько хорошего произойдет после окончания работы;
выдумайте подарок после завершения дела, как стимул;
изменяйте вид работы каждые 15-20 минут, но если приходит вдохновение – ни в коем случае не отвлекайтесь.

Если лень пришла внезапно, и совесть не справляется, то не выполняйте работу. Придут крайние сроки, и вам придется все выполнить. При проявлении лени подумайте, в чем ее причина. Возможно, это желание расслабиться, или протест против работы. Если последнее, то измените условия.

5 февраля 2014

Утверждения о пользе или вреде лени человеческой разнятся от «Лень есть корень всех зол» до «Лень создала цивилизацию» .

И все же, несмотря на оптимизм заявлений о пользе лени, намного чаще мы встречаемся с этим состоянием как проблемой, препятствием для того, чтобы оставаться успешным и активным во всем. На вопрос о том, каковы истинные причины лени, разные ученые дают разные ответы. Вот только несколько из них.

Нейробиологические механизмы лени

Исследование с помощью сканирования мозга методом MRI (магнитно-резонансная запись активации мозговых зон) показало удивительные различия между людьми, которые легко переходят от принятия решения к активным действиям, и теми, для кого начать что-то делать, представляет затруднение. Дело в том, что за «скачок» от решения к действию отвечает определенный участок премоторной зоны коры больших полушарий головного мозга. В эксперименте выяснилось, что этот участок активизировался по-разному у «легких на подъем» и апатичных. У апатичных (или ленивых) очаг возбуждения на этом участке был «ярче», чем у активных испытуемых.

Следствие из такого наблюдения позволяет заключить, что причина лени имеет скорее биологическую природу, чем социальную : для того, чтобы активизировать переход от покоя к активности, апатичным приходится прикладывать значительно больше усилий, чем всем остальным. Вот она природа лени –переход от принятия решения к активным действиям требует от ленивых людей существенно больших усилий и в целом больше энергичности, чем от всех прочих. А любой нормальный организм, как известно, всячески стремится к сбережению своих ресурсов.

Как инстинкт самосохранения превращается в механизм саморазрушения

Пожалуй, самая распространенная форма лени получила название «прокрастинация» – устойчивая привычка откладывать дела на неопределенный срок .

Порою к этому действительно имеются реальные психофизиологические предпосылки:

  • высокая утомляемость и быстрая усталость после длительной болезни;
  • истощение организма вследствие непосильных нагрузок;
  • недостаток сил на основе гормональных расстройств (например, гипотериоза);
  • длительное пребывание в стрессовой ситуации.

Лень в таких случаях есть не что иное, как инстинкт самосохранения, и выполняет для человека очень экологичную функцию самозащиты. Однако, если такое отношение к делам и задачам затягивается, то физиологическая природа лени медленно, но верно сменяется на психологическую. Возникает привычка откладывать дела на потом, а, главное, человек привыкает к такому негативному статусу, как «безответственность». И лень остается даже после выздоровления и полного устранения всех симптомов соматического расстройства.

Мотивационный дефицит или борьба мотивов?

Когда человек заставляет себя делать то, что делать ему, на самом деле, не хочется, это является результатом борьбы двух мотивов – «хочу» и «надо». Победа «надо» над «хочу» называется волевым усилием .

Если видимых физиологических причин для апатии нет, то психологи склонны рассматривать личностную черту «прокрастинация» как психологическое расстройство мотивационной сферы.

Ну, не хватает человеку волевых усилий, чтобы побудить самого себя сделать то, что требуется именно тогда, когда требуется! Если это результат такого устройства мозга, о котором говорилось в начале статьи, то мотивационный дефицит можно ослабить только специальными тренировками. Постепенно усложняя задачи, помогать человеку с подобным расстройством, преодолевать свою психическую болезнь.

Но намного чаще речь идет о том, что в борьбе мотивов мотив «хочу» побеждает лишь потому, что человек был так воспитан, а точнее не воспитан. Недаром много пишут о воспитании силы воли, о произвольном поведении, о волевой саморегуляции. Это все входит в обязательные задачи воспитания, которые решаются с самого детства, с момента, когда у ребенка формируются первые навыки произвольного поведения.

Наиболее частые причины такого проявления лени у взрослых:

  • недостаток воспитания трудовых навыков;
  • инфантилизм волевой сферы;
  • отсутствие навыка самоконтроля.

Стремление к удовольствию, возможность заниматься только приятными и легкими, не требующими усилий, делами рано или поздно формируют прокрастинацию и, в конце концов, закрепляют ее как устойчивую форму поведения.

В литературе часто встречаются истории, когда ленивый герой под влиянием обстоятельств или случая менялся до неузнаваемости, внезапно становился решительным и целеустремленным. Далеко ходить за примерами не придется, просто вспомните былину об Илье Муромце.

Итак, к изменению поведения приводят изменившиеся обстоятельства. До тех же пор, пока человек не испытывает реальной нужды или какой-либо опасности, потребности начать действовать вопреки своей лени не возникает.

С Викиум вы сможете побороть свою интеллектуальную лень. Занимайтесь онлайн

Лень как эхо нашей личности

Однако, часто у поведения, которое воспринимается окружающими, как патологическая лень, причины кроются в особенностях личности. Причем спектр личностных качеств, провоцирующих лень, необычайно широк и разнообразен.

Во-первых, очень большой друг лени – перфекционизм, то есть стремление все доводить до совершенства, до блеска. Под влиянием такой установки у человека есть только два выбора – сделать что-то лучше всех или… не делать этого вовсе. В результате, понимая, что справиться с задачей блестяще не получится, человек отказывается от выполнения этой задачи, следуя максималистскому принципу «Полюбить – так королеву, проиграть – так миллион». А в результате получается — «Лучшее – враг хорошего». Перфекционистские наклонности, как предпосылки лени, устраняются очень быстро, если у человека не остается выбора, и он оказывается лицом к лицу с простой дилеммой «Делай, как сможешь, либо останешься голодным».

Во-вторых, лень порождается противоположной крайностью – чрезвычайно низкой самооценкой и неуверенностью по типу «Мне ни за что не справиться с этим заданием». Подобная неуверенность в себе провоцирует стремление отодвинуть дела на более поздний срок или вовсе отказаться их выполнять. Человек и в этом случае, оказавшись перед выбором «сделать и опозориться» или «не делать и так избежать позора и провала», предпочитает второй вариант. Низкая самооценка в этой ситуации формирует сильную мотивацию избегания неудач, когда цель – не достичь результата, а уйти от негативных последствий своих действий. Стратегия бездействия в таком случае является наиболее эффективной.

В-третьих, причиной лени может стать элементарная недисциплинированность и неорганизованность. В таких случаях помогают разные приемы управления временем, самоменеджмента и планирования. Главное условие, при котором человек возьмет на вооружение все эти приемы, это наличие у него личностно значимого дела и очень привлекательной цели.

Ленивый интеллект, и как его спасти

Интеллектуальная лень – пожалуй, самый печальный и унылый вид лени . Активное восприятие здесь подменяется миросозерцанием:

  • некритичным;
  • пассивным;
  • однообразным;
  • лишенным выбора;
  • неэмоциональным.

Такое отношение к миру строится на базовом тезисе «Мне скучно и не интересно».

Леность ума не свойственна детям, напротив, они любопытны и активны в освоении нового. А вот у взрослых это развивается часто и приводит к нежеланию не то что докапываться до истины, а даже просто хотя бы поразмышлять над проблемой. Это весьма опасный жизненный опыт, поскольку мозг, как и другие органы, жаждет интеллектуальных тренировок и медленно, но верно деградирует в условиях слабой умственной работы.

Интеллектуальная лень, чаще всего, имеет социальную природу – человеку комфортно жить в условиях, когда за него принимаются важные решения, телевизор понятно и доступно разъясняет ему, что такое хорошо и что такое плохо, а на работе от него требуется выполнение стандартных задач по одному и тому же алгоритму.

Противоположностью интеллектуальной лени считается высокий уровень познавательной активности, который складывается из:

  • любознательности;
  • заинтересованности;
  • стремления постичь суть вещей и событий;
  • критичности мышления;
  • искренним любопытством к тому, как устроен окружающий мир.

Для того, чтобы не утратить эту уникальную человеческую способность и потребность удивляться новым граням мира, надо постоянно предлагать своему мозгу все более и более сложные задачи.

Пусть это будут интеллектуальные игры или специальные развивающие упражнения, дискуссии или критический анализ событий – все равно. Главное – не позволять своему мозгу лениться, не давать ему ни малейшего шанса застыть в своем развитии.

В заключение еще раз хочется подчеркнуть, что лень – это не отдельный феномен, а всего лишь симптом, показывающий, что с человеком что-то не в порядке . Проявляясь одинаковым способом – нежеланием действовать или сдвиганием дел на потом, лень может иметь самые разные причины – от физиологических и до социальных.

Многие из нас считают лень безусловным злом, которое мешает жить. Ведь иногда лень буквально все: вставать по утрам с постели, идти на работу. Приходится заставлять себя заниматься какой-либо полезной деятельностью. Вот почему мы так отчаянно боремся с ленью, порой безуспешно.

Но так ли вредна лень? Может быть, лень каким-то образом помогает нам в жизни?

Лень сохраняет нашу энергию

Если природа что-то «встроила» в человеческий организм, значит, это для чего-то нужно. На самом деле, лень - это инстинктивная программа сохранения энергии, которая идет бок о бок с инстинктом самосохранения. Лень помогает нам не распыляться попусту, а беречь силы и энергию для действительно важных умственных и физических усилий. Кроме того, она помогает приспособиться к ситуациям, требующим пассивного поведения.

Лень делает нас более творческими

Безделье оказалось необходимым для здоровья мозга, также как кардиотренировки имеют решающее значение для здоровья сердца. Когда вы позволяете себе ничего не делать и ни о чем не думать, активизируется область мозга, ответственная за творчество. Ведь именно в такие мгновения нас посещают различные озарения.

Исследование Стэнфордского университета (США) показало, что неумение хотя бы иногда «отключать» мозг приводит к потере внимательности и неспособности отсеивать ненужную информацию. Поэтому ученые рекомендуют иногда специально «ставить» мозг на «автопилот» - например, глядя в окно или гуляя по улицам (без телефона!) и позволяя себе пойти туда, куда глаза глядят. Вас ждет бонус: прозрения, решение проблем и меньший уровень стресса.

Лень - двигатель прогресса

Зачастую лень выступает в роли двигателя прогресса, поскольку стимулирует мыслить творчески людей, не желающих напрягаться физически. Это и позволяет им при минимальных затратах энергии добиваться максимальных результатов. Практически все изобретения и были совершены именно таким способом: не хотел человек копать яму - придумал экскаватор, лень было ему ходить за водой - изобрел водопровод, и т.д.

Так что с некоторой долей иронии можно сказать и так, что без лени человечество не двигалось бы вперед, а практически топталось бы на месте.

Лень заставляет нас расти

Лень - стимул для каждого человека развиваться. Если, конечно же, использовать свою лень правильно. Ведь желание ничего не делать может привести человека на диван, а может и подтолкнуть на развитие: поиск новых решений в жизни и новой работы, на изменение себя, на личностный рост и духовное развитие.

Здесь речь идет о желании сделать что-то по-новому, чтобы не идти по уже протоптанной дорожке - найти собственное решение той или иной задачи. Лень стоит воспринимать как толчок к переменам. А какими они будут - это уже зависит от вас: или более результативная работа, или безделье, от которого человек начинает деградировать.

Лень бережет наше тело

Лень помогает находить легкие пути решения различных задач в жизни, и поэтому она бережет наше тело - как физические, так и моральные силы. И поскольку лень - один из наших инстинктов, когда мы ленимся, мы себя бережем, осознанно мы делаем это или нет. Например, исследования американских кардиологов показали, что люди, которые каждый день позволяют себе вздремнуть, отличаются более низким артериальным давлением.

Лень делает нас благополучнее

Греческие специалисты из Университета Македонии доказали, что родители зря считают бездействие подростков потерянным временем. Нередко они трактуют лень как сигнал, что в будущем сын или дочь станут неудачниками. На самом деле оценка своего здоровья и стрессоустойчивость у таких ребят, как показали опрос и детальное обследование 300 школьников, выше, чем у сверстников, в чьем графике нет места для лени. Это хорошие ресурсы на старте. Но самое главное, что именно у тинейджеров, которые считают ленивыми, выше показатели эмоционального интеллекта (EQ). А именно он помогает достигать успеха в будущем, как показали неоднократные исследования. Ученые объясняют высокие показатели EQ тем, что юные «ленивцы» чаще общаются с друзьями «от нечего делать», без всякой деловой цели. Но именно такая коммуникация учит находить общий язык с другими, темы для разговоров, развивать чувство юмора.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...