В парке плакала девочка. Повторение основных фактов биографии И.Северянина

На вопрос анализ стиха "В парке плакала девочка" и заданный автором Просохнуть лучший ответ это с тебя 10 баллов 🙂
5. Анализ стихотворения.
– Можно ли назвать стихотворение лирическим? Почему?
(Да, в нём выражены чувства.)
– Чьи чувства?
(Отца и девочки.)
– Можно ли в стихотворении выделить отдельные части?
(Да, в первой части говорится о чувствах девочки, во второй – о чувствах отца.)
– Постарайтесь при помощи цитат из текста озаглавить части.
(1. “В парке плакала девочка”
2. “ И отец призадумался”.)
– Сколько всего предложений в стихотворении?
(Два. Первое – предложение с прямой речью, второе – сложное.)
– Как они связаны в один поэтический текст?
(Темой, идеей, союзом И, смежной рифмой.)
– Одновременно ли происходят события, которые вызвали изображённые в стихотворении чувства героев?
(Нет, сначала происходит событие, взволновавшее девочку, а затем изображена реакция отца на её чувства.)
– Прочитайте, какова эта реакция.
(“И отец призадумался, потрясённый минутою”.)
– Какое чувство он испытал?
(Потрясение.)
– Раскройте лексическое значение этого слова через подбор слов-синонимов.
(Шок, сильное волнение, удивление, перемена в настроении.)
– Чем же вызвано потрясение отца? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем первую часть стихотворения. В ней раскрываются чувства девочки, создаётся её образ.
Какие средства может использовать автор для создания образа героя?
(Имя, портрет, речь, авторская характеристика, самохарактеристика, характеристика другими персонажами …)
– Какие средства использованы здесь?
(Только речь.)
– Прочитайте слова автора в этом предложении.
(“В парке плакала девочка”.)
– Каким глаголом вводится прямая речь?
(Плакала.)
– В стихотворении есть ещё одно слово, характеризующее состояние девочки.
(Зарыдавшая – от глагола “зарыдать”.)
– А когда люди плачут, даже рыдают?
(От горя, радости, страданий, то есть от сильных чувств, которые на них нахлынули, от потрясений.)
– Откуда мы узнаём, что вызвало потрясение у ребёнка?
(Из речи девочки. Она говорит: “У хорошенькой ласточки переломлена лапочка”.)
– Что передают эти слова?
(Состояние ласточки.)
– А как вы представляете себе эту птичку?
(Маленькая, юркая, быстрая при полёте, стремительная, весёлая.)
Показ картинки.
– Включите своё воображение. Какой увидела птичку девочка?
(Не может лететь, бьёт по земле крылышками, испуганная, беспомощная.)
– Охарактеризуйте одним словом состояние раненой птички.
(Страдание, мучение, физическая и душевная боль.)
– Какие чувства вызвали страдания ласточки в душе девочки?
(Сочувствие, сострадание, соболезнование, сопереживание, жалость.)
– Каково значение приставки со– в этих словах?
(Совместность, объединение.)
– А как вы поняли, что именно эти чувства она испытывает?
(Она обращается к отцу за сочувствием, в речи использует слова с суффиксами уменьшительно-ласкательной оценки, хочет помочь птице: “я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…)
– Обратите внимание на эту строчку. Какие слова в ней ключевые?
(Возьму и укутаю.)
– Какая это часть речи? Что обозначает? В какой форме употреблена?
(Это глагол, употреблён в форме будущего времени.)
– То есть в словах девочки отразилось только её желание. А сделала ли она это? Проэкспериментируем: изымем эту строку. Изменится ли смысл стихотворения, его логика?
(Да, отец не испытал бы потрясения, если бы девочка не действовала.)
– Но ведь в стихотворении нет описания действий ребёнка, Как мы догадываемся, что поступок совершён?
(Огромную роль в стихотворении играют многоточия. Они могут означать, что у девочки перехватило дыхание от слёз, не хватило слов, чтобы выразить свои чувства. Автор намеренно выпустил слова: за ними конкретные действия.)
– Как вы думаете, что сделала девочка?
(Погладила птичку, завернула в платочек, прижала к себе, попросила отца помочь ласточке, взять её домой.)
– Какое определение можно дать её поступку?
(Добрый, милосердны

– Можно ли назвать стихотворение лирическим? Почему?

(Да, в нём выражены чувства.)

– Чьи чувства?

(Отца и девочки.)

– Можно ли в стихотворении выделить отдельные части?

(Да, в первой части говорится о чувствах девочки, во второй – о чувствах отца.)

– Постарайтесь при помощи цитат из текста озаглавить части.

(1. “В парке плакала девочка”

2. “ И отец призадумался”.)

– Сколько всего предложений в стихотворении?

(Два. Первое – предложение с прямой речью, второе – сложное.)

– Как они связаны в один поэтический текст?

(Темой, идеей, союзом И, смежной рифмой.)

– Одновременно ли происходят события, которые вызвали изображённые в стихотворении чувства героев?

(Нет, сначала происходит событие, взволновавшее девочку, а затем изображена реакция отца на её чувства.)

– Прочитайте, какова эта реакция.

(“И отец призадумался, потрясённый минутою”.)

– Какое чувство он испытал?

(Потрясение.)

– Раскройте лексическое значение этого слова через подбор слов-синонимов.

(Шок, сильное волнение, удивление, перемена в настроении.)

– Чем же вызвано потрясение отца? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем первую часть стихотворения. В ней раскрываются чувства девочки, создаётся её образ.

– Какие средства использованы здесь?

(“В парке плакала девочка”.)

– Каким глаголом вводится прямая речь?

(Плакала.)

– В стихотворении есть ещё одно слово, характеризующее состояние девочки.

(Зарыдавшая – от глагола “зарыдать”.)

– А когда люди плачут, даже рыдают?

(От горя, радости, страданий, то есть от сильных чувств, которые на них нахлынули, от потрясений.)

– Откуда мы узнаём, что вызвало потрясение у ребёнка?

(Из речи девочки. Она говорит: “У хорошенькой ласточки переломлена лапочка”.)

– Что передают эти слова?

(Состояние ласточки.)

– А как вы представляете себе эту птичку?

(Маленькая, юркая, быстрая при полёте, стремительная, весёлая.)

– Включите своё воображение. Какой увидела птичку девочка?

(Не может лететь, бьёт по земле крылышками, испуганная, беспомощная.)

– Охарактеризуйте одним словом состояние раненой птички.

(Страдание, мучение, физическая и душевная боль.)

– Какие чувства вызвали страдания ласточки в душе девочки?

(Сочувствие, сострадание, соболезнование, сопереживание, жалость.)

– Каково значение приставки со– в этих словах?

(Совместность, объединение.)

– А как вы поняли, что именно эти чувства она испытывает?

(Она обращается к отцу за сочувствием, в речи использует слова с суффиксами уменьшительно-ласкательной оценки, хочет помочь птице: “я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…)

– Обратите внимание на эту строчку. Какие слова в ней ключевые?

(Возьму и укутаю.)

– Какая это часть речи? Что обозначает? В какой форме употреблена?

(Это глагол, употреблён в форме будущего времени.)

– То есть в словах девочки отразилось только её желание. А сделала ли она это? Поэкспериментируем: изымем эту строку. Изменится ли смысл стихотворения, его логика?

(Да, отец не испытал бы потрясения, если бы девочка не действовала.)

– Но ведь в стихотворении нет описания действий ребёнка, Как мы догадываемся, что поступок совершён?

(Огромную роль в стихотворении играют многоточия. Они могут означать, что у девочки перехватило дыхание от слёз, не хватило слов, чтобы выразить свои чувства. Автор намеренно выпустил слова: за ними конкретные действия.)

– Как вы думаете, что сделала девочка?

(Погладила птичку, завернула в платочек, прижала к себе, попросила отца помочь ласточке, взять её домой.)

– Какое определение можно дать её поступку?

(Добрый, милосердный)

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Жанр: лирическое стихотворение; тема – детство; основная идея: желание стать взрослой, чтобы познать мир любви. Лирический герой – сама автор,...
  2. Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот,...
  3. Стихотворение «Моя Россия» написано Игорем Северяниным. Оно очень красиво и содержательно. Автор хочет показать всю Родину: и ее природу («равнины...
  4. В последние годы жизни Афанасий Фет практически полностью отказался от пейзажной лирики, полностью сосредоточившись на своих личных переживаниях. Поэт не...

 Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе. ТЕМА: Восприятие, истолкование и анализ стихотворения И.Северянина "В парке плакала девочка". Цели: научить адекватно воспринимать поэтический текст; научить оценивать поэтическое произведение с точки зрения языка и содержания; воспитывать внимание к слову; воспитывать милосердие. Форма урока: аналитическое чтение. Тип урока: беседа. Наглядность: портрет И.Северянина, репродукция картины И.И.Шишкина "Парк в Павловске". Ход урока: Эпиграф у уроку записан на доске...Я природой живу и дышу, Вдохновение и просто пишу, Растворяясь душой в простоте, Я живу на земле в красоте! ("На земле в красоте",1925) -Ребята, сегодня мы продолжим чтение и анализ стихотворений поэта Игоря Северянина, посвященные природе. -Что вы уже знаете об этом поэте? Ученик. Настоящая фамилия И.Северянина - Лотарев, а Северянин - псевдоним, который он присоединил к имени. Возможно, он хотел подчеркнуть влюбленность в северную природу и Россию, северную страну. Поэт как будто предчувствовал разлуку с Родиной. В 1918 году он выехал в Эстонию, и больше не пришлось ему жить в Петербурге. Но сердцем он был неразрывно связан с русской землёй. Ей посвящал он свои лирические стихотворения. Учитель. У И.Северянина много стихотворений -пейзажных зарисовок, стихотворений о парке. -Что привлекает поэта в парке, как вы думаете? (тишина, покой, пение птиц, возможность думать, творить...) -Посмотрите на репродукцию картины И.И.Шишкина "Парк в Павловске". -Что на ней изображено? -Какое настроение появляется? Ученик. Сообщение о парке в Павловском (две минуты.). -Вы также часто гуляете в парке с родителями, сами. А недавно у нас была экскурсия в парк. -Напишите небольшое сочинение-воспоминание о парке: -Что вы испытывали, оказавшись в парке? - Зачем туда пришли, что ожидали от его посещения? Музыкальный фон поможет нам создать в какой-то мере атмосферу парка. Звучит музыка. Ученики пишут мини-сочинение (пять минут). -Прочтем несколько работ. Читаем три-четыре работы. После прочтения приходим к общему мнению: у всех с парком связаны восторг, радость, бурные эмоции. Все ожидали радости, чего-то необычного. -Перед вами стихотворение И.Северянина "В парке плакала девочка". -Задумаемся над заголовком. -Предположите, о чем может быть стихотворение. С девочкой что-то случилось. Случилось что-то необычное, наверное, неприятное. -Вспомним, что такое инверсия. -Где она используется в названии стихотворения? Инверсия - обратный порядок слов, при котором самое важное слово ставится на необычное для него место с целью выделения. Автор выделяет слово "в парке", и мы чувствуем беду, ведь в парке веселятся, радуются. А девочке плохо, она плачет. -Прочитаем стихотворение. Чтение, погружение в текст. -Какое впечатление оставило у вас стихотворение? Кто его герой? (Девочка, отец, птичка). -Сбылись ли ваши предположения относительно случившегося с девочкой? -Обратим внимание на слова девочки, обращенные к отцу. Как построена её реплика? -Что необычного в ней? -Как через слова раскрывается характер девочки? Она нежна, добра: в её речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые передают отношение девочки к отцу и несчастной птице. Она называет её "хорошенькой ласточкой", у которой "переломлена лапочка". В её словах и горе, и боль. Она сочувствует птице, принимает её боль как свою. Нам симпатична девочка за её умение переживать, сочувствовать, сострадать. -Поэт все слова взял из нашей жизни. -Как мы называем птичек, зверюшек? (Конечно, "какой хорошенький"! А всех попавших в беду - бедный, бедненький), так мы жалеем. А кто из нас не говорил "посмотри-ка" своему другу, показывая котёнка, собачку, тем более, если им надо помочь? Вот как просто и сердечно пишет И.Северянин. - Обратите внимание на вторую часть ее реплики. Она вся состоит из инверсий. - Для чего? Все предыдущие характеристики ласточки неизбежно наводят нас на мысль о том, что эта птица несчастна, поэтому девочка называет её "птицей бедной". Инверсия помогает подчеркнуть отношения девочки к несчастной птице. Её сочувствие не на словах. Оно действенно, активно: она хочет "укутать в платочек" птицу. -Обратимся к словарю. Что значит слово "укутать"? В каком значении потребляет его автор? Слово "укутать" означает "закутать со всех сторон". -Нет ли у этого слова другого, переносного значения, в котором оно употреблено в данном стихотворении? В данном контексте слово "укутать" употреблено в значении "пожалеть", "обогреть". Девочка хочет обогреть ласточку, подарить ей тепло. Поэтому здесь и платочек пригодится. -Почему девочка почувствовала потребность обогреть ласточку? Многие люди проходили мимо и не обращали внимание на беду птички. И папа девочки тоже был равнодушен. Поэтому девочка начинает свои слова с обращения к отцу, который тоже мог равнодушно пройти мимо беды несчастной птички. Девочка столкнулась с холодным, равнодушным зачастую миром взрослых, которые не обращают внимания на мелочи жизни и недостойные, по их мнению, их внимания. -Зачем поэту понадобилось темой своего стихотворения брать самую обыденную ситуацию? Этот случай помог отцу по-новому взглянуть на свою дочку. Раньше он видел её только, возможно, капризной, шаловливой, непослушной, а сейчас увидел в ней хорошую душу. Одна минута перевернула в нем прежние представления о девочке. Он потрясён. -Обратимся к словарю и выясним значение слова "потрясение". Слово в словаре имеет два значения: 1.Глубокое, тяжело переживаемое волнение. 2.Полное изменение, коренная ломка чего-то. -В каком значении использует это слово И.Северянин? Докажите. Отец изменил свое мнение о дочери, по-новому взглянул на её капризы и шалости, заранее простил их. Значит, слово "потрясение" использовано во втором значении. -Обратите внимание на роль слов "и... призадумался...и простил". -Для чего автор использует многосоюзие? Этот прием используется для усиления описываемых чувств отца. Он, наверное, впервые призадумался над характером и душой своей дочери, а призадумавшись, простил её мимолетные шалости, потому что увидел в ней хорошую душу. Он называет её "милой", смог в ней разглядеть большое сердце. -Зачем автор уточняет "зарыдавшей от жалости"? Он добавляет детали к характеристике девочки. Раньше она плакала по пустякам, капризничала, а теперь причина её слёз иная - она в беде другого. -Как мы называем слова, близкие по лексическому значению? (синонимы). -Можно ли назвать эти слова "синонимами"? -Чем отличается синонимы "плакать-рыдать"? Случайно ли И.Северянин начинает стихотворение словом "плакала", а завершает глагольной формой "зарыдавшей"? Плакать - проливать слезы иногда по пустякам, а рыдать -это громко плакать, судорожно, не успокаиваясь. Слезы слезам рознь. В начале стихотворении мы ещё не знаем причину слез девочки, поэтому автор использует слово "плакать", то есть нейтральный глагол. Да и отец воспринимает её плач как очередной каприз. А в конце стихотворения мы поняли истинную, глубокую причину слёз девочки, вызванную трагедией, разыгравшейся в парке. -Как бы вы определили тему этого стихотворения? Это стихотворение о взрослых и детях, о непонимании взрослыми своих детей и о том, что одна минута может изменить представление о человеке. Надо уметь сочувствовать всему живому, уметь сопереживать. Самое важное качество в человеке - чувство милосердия. -Как вы думаете, каким надо быть человеком, чтобы написать такое стихотворение? Любить природу, животных, людей, уметь со-чувствовать и со-жалеть, со-переживать, воспринимать чужую беду и боль как свои. -Послушайте, как писал о себе сам поэт. Учитель читает эпиграф к уроку. -Что можно сказать о поэте по этим нескольким строчкам? Жил просто, любил природу, вдохновенно писал о красоте земли. -Но Игорь Северянин не просто "жил в красоте", любил природу, он ещё и заботился о её сохранении, призывал беречь и сохранять её. У него есть стихотворение, которое называется "Что шепчет парк". -Что же услышал поэт и мы вместе с ним в шепоте парка? Читает наизусть стихотворение ученик. -В заглавии есть слово "шепчет". Какое изобразительно-выразительное средство использовал автор? (олицетворение). -Для чего? Чтобы показать, что парк живой; его шепот слышит поэт, ведь он "природой дышит и живёт". И сломанная ветка, и свежий пень больно отзываются в его душе. Эпитет "смертельно" говорит о трагическом состоянии человека, который видит, как ранят, калечат деревья в парке. "Тоскую я душой смертельно,/И так трагично-больно мне". И парк редеет, редеет, редеет. -Какое чувство вызывает у нас этот троекратный повтор? Да, грустное чувство утраты, мы как будто слышим утекающее время, которое губит парк, когда-то бывший леса гуще. -Что же погубило парк? Жестокость людей. "Топор разнес свой гулкий взмах...", "гул убийственного топора". -Верно. А почувствовали ли вы, как повторы звуков р, з, г, л передают скрежет пилы? И эпитет убийственный тоже пронзает нам душу. Видишь и слышишь, как со стоном тяжело и гулко валятся деревья - исполины. И сквозь этот гул поэт слышит горестную жалобу парка, прощающегося с жизнью: Вскоре я не буду. Но я ведь жил - была пора. -Услышали мы с вами тихую мольбу природы, которая гибнет от наших рук и нашей жестокости? -Как же связаны человек и природа? Зависит человек от природы, ведь он все берет у нее, чтобы жить. И если погибнет природа, то погибнет и человек. -Чтобы этого не произошло, что надо делать? Беречь, защищать; приумножать богатства... Уметь сочувствовать всему живому. Самое главное качество в человеке - чувство милосердия. -Об этом и писал поэт Игорь Северянин Я чисто русский сын природы, И мне закаты и восходы - Дороже городских услад! ("На зов природы", 1923). Домашнее задание (творческое). Напишите, какие чувства вызвало у вас стихотворение (одно из двух проанализированных), о чем заставило задуматься? План анализа стихотворения выдан детям. Итог. Оценки за урок. План анализа стихотворения. Единой схемы анализа стихотворения нет и быть не может, потому что каждое произведение искусства уникально, глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять секрет его очарования: или это неожиданная метафора, или певучая музыка, или оригинальная композиция, и этот - то доминирующий прием поместить в центр анализа, соотнося с ним все другие элементы формы. Даю ученикам следующий примерный план анализа стихотворения: 1. Дата написания. 2. Биографический комментарий с использованием фактического материала. 3. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т.д.) 4. Идейное содержание: а) Ведущая тема. б) Основная мысль. в) Эмоциональная окраска чувств. г) Внешние впечатления и внутренняя реакция на него. Структура стихотворения. 1. Основные образы. 2. Основные изобразительные средства (эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, ирония (как троп), олицетворение, сарказм и другие). 3. Речевые особенности в плане интонационно - синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора и другие). 4. Стихотворный размер, рифма. 5. Звукопись (аллитерация, ассонанс). 6. Строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, Онегинская строфа).


стихотворения

«В парке плакала

девочка…»


  1. Беседа по вопросам:
- Какие чувства вы испытали, когда слушали это стихотворение? Как бы вы определили тему этого стихотворения? Можно ли назвать это стихотворение лирическим? Назовите лирических героев. Зачитайте отрывок из стихотворения, в котором выражены чувства девочки.

Прочтите строки, в которых говорится о чувствах отца.

Озаглавьте части стихотворения, используя цитаты из текста. Одновременно ли происходят события в первой и второй частях? Что же испытал отец? Попробуйте раскрыть смысл слова потрясение через подбор синонимов.

Какие средства создания образа лирического героя использует автор?

Найдите ключевые слова в речи девочки. Какая это часть речи7

Демонстрация слайдов. Кто из изображённых детей мог бы также остро отреагировать на боль птички?

Эксперимент. Попробуйте изъять из стихотворения строчки: «Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю». Изменился ли смысл стихотворения.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...