Напишите как называются эмоционально окрашенные предложения. Виды предложении по эмоциональной окраске

Предложения по эмоциональной окраске делятся на:

- восклицательные;

- невосклицательные

Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения могут иметь эмоциональную окраску, т. е. выра­жать отношение говорящего. Если эмоциональность передает­ся с помощью интонации или специальных служебных слов, то такое предложение является восклицательным .

С помощью восклицательной интонации могут передавать­ся чувства радости, восхищения, гнева, страха, презрения, удивления и т. п.

Например:

Ах, как ты горько, до зарезу, по­позже, молодость, нужна! (Тв.) - предложение по цели вы­сказывания повествовательное, в нем заключено сообщение, и с помощью восклицательной интонации, а также междометия выражено чувство горечи, сожаления;

Ну же, Таня, говори! (М. Г.) - предложение побудительное, эмоциональное по интонации - восклицательное, в нем выражено нетерпение, досада;

«Ты чего, - кричит он зло и грубо, - ты чего, дев­чонка, скалишь зубы?» (М. Г.) - в предложении выражается вопрос с эмоциональной оценкой (ярости, злобы)

В восклицательных предложениях эмоциональность создается также с помощью восклицательных частиц как, какой, что за, вот, вот так, же, ну и др.

Например:

Как дорог мне в родном народе тот молодеческий резон, что звал всегда его к свободе, к мечте, живущей испокон! (Тв.)

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет изучения синтаксиса русского языка

Место дисциплины в учебном процессе.. дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин опд и.. основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин стилистика и..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Пояснительная записка
В разделе «Синтаксис. Пунктуация», согласно Государственному образовательному стандарту, должны изучаться следующие темы: - предмет синтаксиса; - словосочетание;

Дисциплины
Вид работы Трудоемкость, ч. Общая трудоемкость Аудиторная работа

Понятие синтаксиса
Разделсинтаксисаявляется последним, завершающим разделом курса современного русского языка. Как известно, в науке о языке принято выделять пять основных языковых ур

Предмет изучения синтаксиса русского языка
Однозначного ответа на впрос о том, что является предметом синтаксиса русского языка не существует. По этомувопросу в науке о русском языке известно четыре научных направления.

Синтаксические средства русского языка
Синтаксические средства русского языка, с по­мощью которых строятся предложения и словосочетания, раз­нообразны. Основными являются формы сл


Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий правила сочетания слов в связной речи; это наука о связи слов. Предметом синтаксиса являются слово в

Понятие о словосочетании как номинативной единицы языка
Термин «словосочетание» понимался и понимается линг­вистами по-разному. Для одних он означает любое грамма­тическое сочетание полнозначных слов, включая и предло­жение. Такого взгля

Состав словосочетания
Словосочетание является двучленным. В нем выде­ляется грамматически господствующий член и грам­матически зависимый, подчиненный член. Так, в слово­сочетании:

Синтаксические отношения между членами словосочетания
Слова в словосочетании вступают друг с другом не только в грамматические связи, но и в с мысловые отношения. Отношения между господствующим и подчиненным чле­нами словосочетания можно в общем виде

Типы связи слов в словосочетании
Зависимость подчиненного члена от господствующего вы­ражается в словосочетании формальными средствами: - флек­сиями; - служебными словами; - положением (позицией) слов от

Типы словосочетаний в зависимости от морфологического выражения стержневого слова
Структурные и семантические особенности словосочета­ния во многом зависят от того, какой частью речи выражен господствующий член. Поэтому в синтаксисе рассматривается классификация

Глагольные словосочетания
В глагольных словосочетаниях господствующий член мо­жет быть выражен той или иной глагольной формой, а именно: 1. формой инфинитива (читать

Субстантивные словосочетания
В субстантивных словосочетаниях господствующий член выражается существительным или субстантивированным сло­вом (большой дом, случайный прохожий, п

Адъективные словосочетания
В адъективных словосочетаниях господствующий член представлен прилагательным (довольный успехом, красный от загара, способный к музыке). Завис

Словосочетания с числительным в роли главного слова
Словосочетания с числительными обозначают определен­ное или неопределенное количество предметов (семеро друзей, второй слева). Разными структурными свойствами обладают т


Упражнение 1 Выпишите из предложения все словосочетания: В жанровом отношении научный стиль довольно разнообразен.


Словосо­четание – это сочетание двух или более знаменатильных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Простые

Понятие о предложении
Предложение является основной единицей синтаксиса. Предложение - главное средство выражения и сообще­ния мысли. Его основная функция в языке - коммуника­тивн

Предикативность
Предикативность - это отнесенность содержаще­гося в предложении высказывания к действительности, уста­навливаемая и выражаемая говорящим. Предикативность проявляется и раскрыва

Интонация сообщения
Интонация предложения имеет замкнутую структуру: - на­чало; - развитие; - завершение. Без этих элементов интонации построить реальное предложение

Грамматическая организованность
Наряду с предикативностью и интонацией сообщения как основными признаками предложение характеризуется грамматической организованностью. Она проявляется как в наличии связи слов (это

Актуальное членение предложения
Актуальное (или коммуникативное) чле­нение предложения, имеющее иную природу, нежели грам­матическое, осуществляется в процессе речи, в определенной ситуации общения, с учетом связи

Типы предложений по цели высказывания
Предложения по цели высказывания делятся на: - повествова­тельные; - вопросительные; - побудительные.

Повествовательные предложения
В повествовательном предложении выражается сообщение. Оно может представлять собой: 1) описание: Всадник сидел в седле ловко и небрежно(М. Г.); В Карантин

Побудительные предложения
Побудительное предложение выражает волеизъяв­ление, побуждение к действию. Оно адресовано собеседнику или третьему лицу. Объектом побуждения могут быть не­сколько (или множе

Вопросительные предложения
Вопросительное предложение служит для выраже­ния вопроса, обращенного к собеседнику. С помощью вопроса говорящий стремится получить новые сведения о чем-либо, подтверждение или отрицание какого-либ

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1 Прочитайте с правильной интонацией приведенные тексты: Текст 1 Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял м


Предложение - главное средство выражения и сообще­ния мысли. Его основная функция в языке - коммуника­тивная, т. е. функция сообщения. Предикативность

План темы
1. Понятие простого предложения. 2. Двусоставные предложения: - подлежащее; - сказуемое. 3. Односоставные предложения: - глагольные односоставные предло

Понятие простого предложения
В русском языке простое предложение разнообразно по структуре и семантике. Различия в структуре связаны со стро­ением предикативного ядра, с соотношением главных и второ­степенных ч

Двусоставные предложения
Главные члены, подлежащее и сказуемое, - это предикативная основа двусоставного предложения. Прежде всего, в них получают выражение основные категории предло

Подлежащее
В русском языке подлежащее - это абсолютно неза­висимый главный член двусоставного предложения. Грамма­тическими показателями независимости подлежащего являю

Сказуемое
Грамматическая зависимость сказуемого от подлежащего заключается в том, что сказуемому принадлежит актив­ная роль в выражении предикативной связи главных членов предложения. Формы с

Односоставные предложения
Односоставные предложения - это самостоя­тельный структурно-семантический тип простого предложе­ния, противопоставленный двусоставным. Специфика их за­ключается в том, что пред

Глагольные односоставные предложения
Глагольные односоставные предложения разнообразны по структуре и по грамматическим значениям. В выражении ос­новных элементов предикативности - модальности, времени, лица - решающая роль принадлежи

Определенно-личные предложения
В односоставных определенно-личных предло­жениях выражается действие (признак), соотнесенное с опре­деленным деятелем (носителем признака), который, однако, словесно не обозначен. Указание на конкр

Неопределенно-личные предложения
В односоставных неопределенно-личных пред­ложениях выражается независимое действие (признак). Де­ятель (носитель признака) не назван, но грамматически пред­ставлен как неопределенный. Напр

Обобщенно-личные предложения
В односоставных обобщенно-личных предложе­ниях выражается независимое действие (признак). Деятель словесно не обозначен, но грамматически представлен как обобщенный. Указание на отнесенность к обоб

Безличные предложения
В односоставных безличных предложениях выража­ется независимое действие безотносительно к деятелю. Гла­гольные формы главного члена предложения не указывают на деятеля и не способны делать это по с

Субстантивные односоставные предложения
Субстантивные односоставные предложения являются принципиально безглагольными, т. е. не только не содержат ни «физических» глагольных форм, ни нулевых форм, но и не предполагают про

Номинативные предложения
В односоставных номинативных предложениях выражается бытие предмета в настоящем времени. Как бы­тийное значение, так и указание на совпадение бытия с мо­ментом речи проявляются в главном члене, нез

Генитивные предложения
По основным значениям бытийности и настоящего вре­мени, выражаемым в главном члене, генитивные пред­ложения сходны с номинативными. Однако родительный квантитативный (количественный) вносит в них д

Нечлинимые предложения
Основным структурным типам простого предложения - двусоставным и односоставным - в русском языке противо­поставлены так называемые нечленимые предложения. Например:

Распространенные предложения
Основные структурные типы простого предложения: - двусоставные: Дети проснулись; Зима была снежная; Солнце начинало припекать; Учить детей - нелёгкое дело; -

Определение
Определение - это второстепенный член предложе­ния, выражающий общее значение признака, которое реали­зуется в многообразных частных значениях. В составе предло­жения определен

Обстоятельства
Данный тип второстепенных членов предложения очень разнообразен и разнороден по значению и по форме. Обсто­ятельственные второстепенные члены предложения характеризуют действие или

Полные и неполные предложения
Различение полных и неполных предложений очень важно для лингвистической теории и учебной практики. В теорети­ческом плане понятие полноты/неполноты связано с самой сущностью предло

Предложения, осложненные обособленными членами
Структура простого распространенного предложения, со­держащего то или иное число второстепенных членов, может быть еще более осложнена путем обособления одного (или не­скольких) из

Обособленные определения
Обособление определений является продуктивным прие­мом осложнения структуры простого предложения. Благода­ря обособлению выражаемый определением признак актуали­зируется, а все соде

Обособленные обстоятельства
Обособление обстоятельств определяется, в первую оче­редь, общими условиями. Однако немалое значение имеют частные и дополнительные условия. С учетом различных условий можно выделит

Сравнительные обороты
Специфика этого вида обособленных конструкций проявляется как в значении, так и в оформлении; особыми являются и условия обособления их. Сравнение, уподобление как специфич

Предложения, осложненные однородными членами
Простое предложение, как распространенное, так и нерас­пространенное, может быть осложнено однородными членами. Синтаксические отношения в таком предложении включают как сочинение, так и подчинение

Конструкции, не входящие в структуру предложения
Наряду с предложениями, заключающими сообщение, по­буждение или вопрос, в речи употребляются конструкции, не являющиеся самостоятельными предложениями и не входящие в структуру пред

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1 Определите следующие структурные про­тивопоставления в ряде предложений: - двусоставные - односоставные предложения; - нерасп


Подлежащее и сказуемое, - это предикативная основа двусоставного предложения. Прежде всего, в них получают выражение основные категории предло­жения - модальнос

План темы
1. Понятие сложного предложения. 2. Союзные сложные предложения: - сложносочиненные предложения; - сложноподчиненные предложения: - нерасчлененные сложноподчинен

Понятие сложного предложения

Союзные сложные предложения
Структура союзных сложных предложений определяется количеством предикативных частей и их строением, а грамма­тическая форма представлена союзными средствами: союза­ми, союзными (отн

Сложносочиненные предложения
Сложносочиненное предложение (ССП) выражает значе­ние грамматической равнозначности. Основным показателем этого значения, и одновременно средством связи частей

Соединительные предложения
В сложносочиненных соединительных предложениях значение однородности выражается в перечислении одно­типных событий, ситуаций, что оформляется соединительны­ми союзами. Основ

Противительные предложения
В сложносочиненных противительных предложениях вы­ражаются отношения противоположности, несов­местимости; их грамматическая форма создается союзами а, но, да, однако, же,

Присоединительные предложения
Сложносочиненные присоединительные предложения сочетают в себе значе­ние грамматической равнозначности и добавочности: первая часть семантически завершена, автономна, а вторая

Предложения усложненной структуры
Как мы видели, минимальный состав сложносочиненного предложения определяется содержанием отношений между его частями. Одни отношения обусловливают закрытую структуру (сопоставление, противопоставле

Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из двух неравнозначных предикативных частей; это его элемен­тарная структура: господствующая часть - «главное предло

Нерасчлененные сложноподчиненные предложения
В нерасчлененных сложноподчиненных предложениях придаточные являются присловными. Они поясняют, характеризуют определенные словоформы в составе главной части

Местоименно-соотносительные сложноподчиненные предложения
В местоименно-соотносительных предложениях контактное слово - указательное местоименное слово - выполняет одновременно несколько функций. Во-первых, оно организует

Изъяснительные сложноподчиненные предложения
Структура изъяснительных сложноподчиненных предло­жений определяется валентностью контактных слов, необхо­димостью их «распространения». Валентность формируется не столько г

Расчлененные сложноподчиненные предложения
Главный структурный признак расчлененных сложнопод­чиненных предложений - соотнесение предикативных час­тей (главной и придаточной) в целом; присловной связи меж­ду ними нет

Придаточные сопоставительные
К главной части сложноподчиненного предложения прида­точные сопоставительные присоединяются с помощью союзов в то время как, между тем как, если...то, тогда как.

Придаточные условные
К главной части сложноподчиненного предложения прида­точные условные присоединяются посредством союзов если (то), а также стилистически окрашенных ежели, коли, раз

Придаточные целевые
Придаточные целевые обозначают цель, мотив, объясняю­щий содержание главной части сложноподчиненного предло­жения. Они присоединяются посредством союзов чтобы, дабы (уст

Придаточные уступительные
Уступительные отношения имеют сложный характер. Для их объяснения говорят, что придаточная часть (уступительная) сложноподчи­ненного предложение обозначает обратное условие

Присоединительными
Это особый вид сложноподчиненного предложения, кото­рый не относится ни к нерасчлененным, ни к расчлененным. С одной стороны, сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительн


Термином «сложноподчиненное предложение» следует, строго говоря, обозначать только двухкомпонентное сложное предложение, т. е. состоящее из главной части и придаточной. Это элемента

Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзное сложное предложение - один из двух основ­ных структурных типов сложного предложения в русском языке, который выделяется по формальному критерию. Бессоюзи

Бессоюзные сложные предложения усложненной структуры
Сложные предложения с бессоюзной связью имеют гибкую структуру. Она может оформлять как отдельные виды отно­шений (перечисление, пояснение, обусловленность и др.), так и различные их комбинации. Пр

Многочленные сложные предложения
Термином «многочленные сложные предложения» обозна­чаются разнообразные конструкции, имеющие два общих признака: а) число предикативных частей более двух;

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1 Докажите, что данные предложения сложные. Что-то начало мне мерещиться, как если бы ночью снился сон, от которого оста


Сложное предложение представляет собой струк­турное, смысловое и интонационное объединение предикативных единиц, грамматически аналогичных простому предло­жению

Понятие речи и текста
Структурные средства языка, его единицы реально вопло­щаются в речевой деятельности человека. Рассмотренные на­ми единицы синтаксиса - словосочетание и предложение

Отличительные признаки текста
По мнению Л.М. Майдановой, в определение понятия «текст» входят три отличительных признака текста: - целостность;

ОРТ повернулось лицом к малышам
Первый канал намеревался вплотную заняться «детским вопросом» еще прошлой осенью. Трудно сказать, что именно помешало коллегам. Скорее всего, кризис. И вот снова осень, и теперь у них все получи

Виды и типы текстов
В лингвистической литературе проведена типология текстов, которая показала, что по единым основаниям возможна классификация всех известных текстов. Например, по вида

Построить свой дом
…Село Пронькино. Заметно молодеет оно. Появляются новые добротные дома. Сельчане сами их строят. Правление колхоза имени Фрунзе выделяет денежные ссуды, помогает транспортом

На орбите Марса пропал американский спутник
Нам придется подождать с новостями о марсианской погоде. Первый в мире межпланетный метеорологический спутник «Марс Клаймит Орбитер» потерялся при приближении к «красной планете». Специалисты НА

В Оренбурге появилась мисс-студентка
Вот и прошел межвузовский конкурс красоты «Мисс-студентка». В нем приняли участие девушки из четырех университетов: ОГУ, ОГАУ, ОГМА, ОГЮА. В зале дома культуры «Россия» атмосфера

Перед вами тексты для анализа
Задание по тексту: Укажите черты описания и повествования в приводимом тексте. Около полувека назад в дачном посёлке Куоккала стоял неподалёку от


Текст - это конкретный продукт, результат речевой де­ятельности. Он строится по абстрактным грамматическим схемам, по обобщенным правилам, но заключает конкретн

Основные типы речевых ошибок
Среди качеств хорошей речи называются чистота, выразительность, богатство, уместность её. Для журналиста качества чистоты и уместности сольются с правильностью и понятностью. В реальном процессе об

Неправильным подбором слов в словосочетании и предложении
Для более точного выражения наших мыслей большую роль играет правильный подбор слов в словосочетании и предложении. Например: Большаяполовина студентов нашей группы явил

Речевые ошибки грамматического типа, связанные с нарушением согласования членов предложения
Например: Были даны консультации учителям, обратившихся за помощью. Время, выделенного на повышение квалификации учителей, было явно недостаточно.

Неправильным порядком слов в предложении
Речевые ошибки могут быть связаны с неправильным порядком слов и предложении. Например: Космодром согревает теплыми лучами солнце. Фраза получилась двусменной. Не

Некоторые особенности порядка слов в простом предложении
I.В русском языке широко распространены предло­жения с прямым порядком главных членов, когда подлежащее (или группа подлежащего, т. е. под­лежащее с зависимыми от него словами) стои

Порядок слов в предложениях с обособленными и необособленными распространенными определениями
I. Причастный оборот и прилагательное с зависи­мыми словами должны стоять до или после сущест­вительного, к которому относятся, и не должны вклю­чать его в свой состав. Нап

Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами
I.Причастный оборот близок по значению к определительному придаточному предложению. На­пример: Счастлив путешественник, попавший в нетрону­тые края

Материала
1. Перечислите основные типы речевых ошибок. 2. Расскажите о речевых ошибках, связанных с неправильным произношением и употреблением отдельных слов и словоформ. 3.

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1 Прочитайте, укажите случаи инверсии. 1. Сезон начался «Певцом из Палермо». Конечно, больше всех волновался я (Ф.

План темы
1. Понятие пунктуации. 2. Знаки препинания в конце самостоятельных предложений и между частями сложного предложения. 3. Употребление запятой между однородными членами предложения.

Понятие пунктуации
Пуктуация(позднелат. punctuatio, от лат. punctum - точка) – это - со­брание правил постановки знаков препи­нания; - расстановка знаков препи­нания в тексте;

Знаки препинания в конце самостоятельных предложений и между частями сложного предложения
I.В конце самостоятельных предложений (простых и сложных) ставится точка либо вопросительный знак, либо восклицательный знак. Точка ставится в том случае, если предложение повествовательно

Употребление запятой между однородными членами предложения
Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения. Например:

Предложения
При отсутствии глагола-связки в составном имен­ном сказуемом ставится тире: 1. если подлежащее и сказуемое выражены име­нами существительными в именительном падеже.

Словами при однородных членах
I.Между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами (и...и, ни...ни, да...да, или...или, либо...либо, то...то, не то...не то), ставится запятая. Наприме

Обособленные члены предложения
Обособленными членами называются члены предло­жения, выделяемые по смыслу и интонацией. Обособленными бы­вают: а) определения; б) приложения;

Обособление определений
1. Обособляются и отделяются на письме запятыми одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению. Например:

Предложения
Уточняющие члены предложения выде­ляются при произнесении интонацией, а на письме - запятыми. 1. Чаще всего обособляются уточняющие обстоя­тельс

Обособление дополнений
Обособляются дополнения с предлогами кроме, вместо, помимо, за исключением, включая, исключаяи др. Например: Кто, кроме охотника, испы­тал, как отрадно б

Сравнительные обороты
Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, начинающимися союзами как, словно, точно, будто, как будто, что, чем, нежелии др., выде­ляются запятыми.

Вводные слова и вводные предложения
Вводные слова - это слова (или словосочетания), с по­мощью которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. Чаше всего в качестве вводных слов

Знаки препинания в сложносочиненном предложении
I. 1.Каждое из предложений, входящих в сложно­сочиненное, отделяется от другого запятой. Напри­мер: Оба приятеля очень крепко поцеловались, и Мани­лов увел своего гостя

Одним придаточным
Придаточные предложения соединяют­ся с главным при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Союзы, соединяя придаточное предложение с главным, не яв­ляются, однако, чле

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Сложноподчиненные предложении с двумя или несколькими при­даточными бывают нескольких видов. 1. Сложноподчиненные предложения с последовательным подч

Знаки препинания при них
I. Употребление запятой и точки с запятой 1. Между предложениями, входящими в состав бес­союзного сложного предложения, ставится запятая в том сл


Когда говорящий в процессе речевой деятельности произ­водит текст, может возникнуть потребность передать чужую речь, включить ее содержание в информацию. Чужая речь -


Цитаты - это дословные выдержки из текстов, чьих-либо высказываний. Цитаты являются разновид­ностью прямой речи. Цитироваться могут как закончен­ные предложения, так и их части

Материала
1. Дайте определение пунктуации. 2. Какие основные направления выделяются при изучении пунктуации? Расскажите об особенностях каждого. 3. Что такое пунктограмма? 4. Когда

Понятие о пунктуации
Упражнение 1 А. Прочитайте, выделите в каждом предложении словосочетания, установите в них главное и зависимое слово и ука­жите способ их связи.

Предложения
Упражнение 3 Прочитайте, укажите среди сложных предложе­ний сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Перепи­шите, подчеркивая грамматическую основу каждого простого пред­ложения

Членами предложения
Упражнение 7 Прочитайте, укажите однородные члены пред­ложения. Какими членами предложения они являются, как соеди­нены? Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания

Знаки препинания в простом предложении
Упражнение 13 Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор про­стых предложений, указав: 1) тип предложения по цели высказыва­ния (по

Употребление тире между членами предложения
Упражнение 14 Перепишите, обозначая подлежащее и сказуе­мое и ставя, где это нужно, тире. 1. Дон река капризная (Пауст.). 2.

Словами при однородных членах
Упражнение 18 Прочитайте, выделите однородные члены и укажите, чем они связаны. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания, подчеркните союзы, связывающие однородные члены, отметь

Знаки препинания при обособленных членах предложения
Упражнение 23 Прочитайте. Укажите обособленные члены предложения и объясните пунктуацию при них. 1. Пламя нашего костра освещает его [камень] со стороны, обращенно

Обособление определений
Упражнение 24 Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию при обособленных определениях. I. 1. За дом

Обособление дополнений
Упражнение 31 Прочитайте. Укажите обособленные обстоя­тельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборо­тами. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания

Сравнительные обороты
Упражнение 40 Прочитайте, укажите сравнительные обороты. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. I. 1. Свет

Знаки препинания в сложных предложениях
Упражнение 49 Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор сложных предложений указав: 1) тип предложения по цели высказывания (если сложное предл

Предложении
Упражнение 50 Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор сложносочиненных предложений. I. Я стал читать и

Предложении
Упражнение 57 Прочитайте. Укажите придаточные предложе­ния, отметьте, каким союзом или союзным словом каждое из них свя­зано с главным, какое значение имеет. Перепишите, ра

Препинания в них
Упражнение 64 Прочитайте и установите смысловые отноше­ния между простыми предложениями, входящими в сложное бес­союзное. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинани

Знаки препинания при прямой речи и диалоге
Упражнение 70 А. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания и заменяя, где нужно, строчные буквы прописны­ми. 1. Он поднял голову, взгл

Цитаты и знаки препинания при них
Упражнение 72 Данные высказывания оформите как цитаты, сопроводив их словами автора. Место, куда надо вставить эти слова, отмечено знаком ||. 1. Обращаться со слов


Пуктуация– это со­брание правил постановки знаков препи­нания; расстановка знаков препи­нания в тексте; то же, что знаки препи­нания.

Критерии оценки знаний, умений и навыков студентов
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине «Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация»является экзамен. Экзамен проводится устно, студенту предл

Фонд контрольных заданий по дисциплине
«Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация» (для студентов специальности «Журналистика») Примечание:Фонд контроль

Предложение как основная синтаксическая единица
Задание 24 Определите простое предложение: А) Я открыл глаза. В) В туманном небе на го

Простое предложение
Задание 32 Определите односоставное предложение: А) Светало. В) Мне придется вернуться? С) За стеклом все было снежно и безмолвно

Сложное предложение
Задание 62 Определите сложное предложение: А) Мне стало мерещиться. В) В эту ночь в саду шелестел дождь, и потом несколько

Пунктуация
Задание 88 Определите восклицательное предложение: А) Живее, кони, живее. В) Мы въехали в кусты. С) Дорога стала ухабистее.

Глоссарий
НОРМА (ЯЗЫКОВАЯ), норма литературная, - принятые в об­щественно-речевой практике образован­ных людей правила произношения, грам­матические и другие языковые средства, правила слово

Список условных сокращений
Абр. – Ф. Абрамов Аж. – В. Ажаев Акс. – С.Т. Аксаков А.К.Т. – А.К. Толстой Андр. – Л. Андреев А.Н.С. – А.Н. Со

Сведения об исследователях русского языка
АВАНЁСОВ Рубен Иванович [р. 1(14). 2.1902, г. Шуша (Нагорный Карабах) Азерб. ССР] - сов. языковед, чл.-корр. АН СССР (1958). Окончил МГУ (1925), проф. МГУ (с 1937), д-р филологич.

Сложносочиненное предложение (ССП)

Сложноподчиненное предложение (СПП)
1. По модальности: реальное или нереальное. 2. По характеру предикативных отношений: утвердительное или отрицательное. 3. По цели высказывания: повествовательное,

Бессоюзное сложное предложение (БСП)
1. По модальности: реальное или нереальное. 2. По характеру предикативных отношений: утвердительное или отрицательное. 3. По цели высказывания: повествовательное,

Многочленное сложное предложение (МСП)
1. По модальности: реальное или нереальное. 2. По характеру предикативных отношений: утвердительное или отрицательное. 3. По цели высказывания: повествовательное,

Как спасали Серого
Мы иногда оказываемся достойны наших честных и неподкупных собак. Этот серый пес разбередил души завсегдатаев Нижегородского рынка. Собака жалобно скулила, вместо передней лапки – к

Здоровые мужики рыдали как дети
Пятнадцать минут назад глубоко под землей прогремел взрыв. Но у входа в торговый центр – уже целая толпа зевак. Они мешают работе пожарных и сотрудников Центра экстренной медицинской помощи. “Что з

Связи Номинационная цепочка
1. Средства межфразовой связи 1. Структура номинационной це- смыслового типа: почки: а) средства связи межпонятий- а) базов

Понятие диалога
(отрывок из книги «Образовательные возможности общения в деятельности журналиста) Для журналиста особенно важным является понимание того, что успех его де

Бескрылые летуны
В теплые дни бабьего лета или чуть позже, но при хорошей погоде вы непременно увидите бескрылых маленьких летунов-путешественников. Сидит на сучке паучок, выпускает серебристую гибк

Поезд не может уйти без тебя
Мне кажется, что мы знакомы давным-давно, хотя прошло всего шесть лет с тех пор как на выставке под названием “Магический квадрат” в музее изобразительных искусств я впервые увидела

Выпиши предложения, которые ребята выкрикивали друг другу. Каким каждое является по интонации? Ставь в конце нужные знаки.

Мишка побежал рядом и кричит:
- Жми педаль, жми давай!
Я доехал до Мишки и крикнул:
- Останавливай!
Я проехал еще круг:
-Останови машину, Мишка!
Он встречает меня и орет:
-Жми тормоз.
-Мишка, а где этот тормоз?
А он:
-Я забыл.
- Скорей вспоминай, Мишка!
поставьте знаки препинания и отметить предложения по интонации. выписать те предложения которые выкрикивают ребята друг другу.

По Тесту. 1. В каком порядке должны следовать предложения, обознаяенные буквами, чтобы получился

связаный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст:

А. Называется эта птица - дятел.

Б.Живет у нас в лесу птица.

В. Сядет на дерево и клювом по нему постукивает

Г. это дятел обедал - семена из сосновых и еловых шишек добывал.

Д.Иной раз на снегу под деревом много много шишек валяется.

2. укажи глагол ||спряжения

2)колоть

3)дышать

4)рисовать

3.

А. В высокой траве к нему крался кот.

Б. На её корнях сидел филин

В.Кот привстал и в испуге пополз в кусты.

Г.Вдруг филин выкрикнул длинную фразу

Д. В парке буря вывернула с корнем старую ель.

4. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связаный текст? допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

А. вдруг он заметил под березой норку.

Б. В лесу по ложбинке побежал первый ручеек.

В. Решил ручеек в нее заглянуть.

Г. В норке сладко спал ежик.

Д. Холодный ручеек разбудил его.

5. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связаный текст? допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

А. На лапке сочилась кровь.

Б. Под кустом дети нашли раненого зайца.

В. Дети острожно взяли его на руки и понесли домой.

Г. Когда лапка у зайца зажила, дети отнесли его в лес.

Д. Дома они промыли зайцу ранку и смазали её йодом.

6. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связаный текст? допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

А. Но оно было очень тяжелое.

Б. Муравей нашел зерно.

В. Муравей не мог его сдвинуть

Г. Только вместе смогли справится дружные муравьи с зерном.

Д. Тогда он позвал на помощь товарищей.

7. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связаный текст? допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

А. Побежденный забился под сарай и сидит там тихонько.

Б. Вдруг налетел ястреб.

В. Он схватил крикуна и унес себе на обед.

Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.

Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во все горло: <Ку-ка-ре-ку>

№496 Перед тобой предложение о том же котёнке - озорнике.придумай, как лучше закончить это предложение, и запиши1,4 его. Ребята называли котёнка

Суйнос, потому что он . . . . . . . .

◘ Разберись в стороении предложения, которое у тебя получилось, и подчеркни его главные члены, слова, нужные для связи, и запятую.

Помогите пожалуста! : (

Прежде чем попасть в наши буквари,буквы долго путешествовали из страны в страну. И претерпели много всяких изменений. Из Древней Греции буквы пропали в

Древний Рим, затем перекочевали в,Болгарию и только оттуда - всего тысячу лет назад - добрались до России. Хоть русские люди и стали пользоваться буквами, которые пришли из далека, но названия многим из них дали свои.А - "аз", Б - "буки", В- "веди", Г - "глагол", Д - "добро". Из древнего названия первых двух букв нашей азбуки - "аз" и "буки" - получилось хорошо всем знакомое слово"азбука".

Но и это еще не все. Если знать, что называли слова "аз", "буки" и другие, можно получить очень мудрое изречение. Попробуй заняться переводом. Итак, "аз" - я, "буки" - буквы, "веди" - ведать, знать, "глагол" - говорить, а слово "добро" в переводе не нуждается.

Напиши, почему наши предки именно так назвали первые буквы и какой смысл заложен в предложении, которое ты переведешь на современный язык?

Предложение - это минимальная единица человеческой речи, являющаяся группой слов (иногда одним словом), связанных друг с другом грамматически и по смыслу.

Состав предложения

Слова, входящие в состав предложения, подразделяются на главные (они образуют грамматическую основу) и второстепенные (служат для пояснения, дополнения, уточнения подлежащего и сказуемого) члены. К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое.

Подлежащее служит для указания для названия предмета, действующего лица, признак которого определяется сказуемым и отвечает на вопросы кто? что?. Подлежащее обычно выражается существительным в именительном падеже или местоимением:

Книга лежит. Он подошёл через час. Кто звонил?

Сказуемое служит для обозначения признака предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? каков? который? и пр. Сказуемое обычно выражается различными формами глагола, либо прилагательными:

Книга лежит. Мы будем идти до заката. Он неподвижен.

К второстепенным членам предложения относятся определение, дополнение и обстоятельство. Определение служит для пояснения слова с предметным значением и указывает на признак, качество или свойство предмета. Отвечает на вопросы какой? который? чей?. Как правило, определение выражается прилагательным либо существительным с предлогом:

Лежит новая книга. Она пришла в юбке.

Дополнение поясняет слово со значением действия, предмета или признака и обозначает объект в каком-либо отношении к действию или признаку. Выражается существительным в косвенном падеже:

Сегодня я закончу работу пораньше.

Обстоятельство поясняет слово со значением действия или признака и обозначающий, при каких обстоятельствах имело место действие или признак, либо в какой мере они были проявлены. Выражается наречиями, косвенными падежами существительных, деепричастиями, наречиями:

Завтра пойдём на рыбалку. Ходили купаться на озеро.

Таким образом, каждый из членов предложения несёт свою смысловую нагрузку.

Виды предложения по цели высказывания

Различают три вида предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные. Повествовательные предложения служат для выражения относительно законченной мысли. В разговорной речи это выражается понижением интонации в конце предложения.

Я пришёл ненадолго, чтобы забрать вещи.

Побудительные предложения служат, как правило, для того, чтобы заставить других выполнять какое-либо действие (реже, чтобы продемонстрировать намерение говорящего сделать что-либо). В них могут содержаться различные оттенки изъявления воли: просьба, пожелание, приказ, мольба, совет, угроза, пожелание, предупреждение и т.п.:

Сходите, пожалуйста, возьмите у него подпись.

Вопросительные предложения, как следует из названия, используются для того, чтобы задать вопрос: Куда ты пошёл после работы?

Виды предложений по эмоциональной окраске

По эмоциональной окраске предложения делятся на восклицательные и невосклицательные . Любое из предложений по цели высказывания может стать восклицательным, в случае, если говорящий придаёт своим словам дополнительную эмоциональность.

Восклицательные предложения выражают эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.

Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (повествовательно-восклицательное);

- Кто б Измаила смел спросить о том?! (вопросительно-восклицательное);

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (побудительно-восклицательное).

Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:

1) интонация , передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию) (Прощай, письмо любви, прощай!; Кума-то, видно, басурманка! Постой, голубушка моя!; Явись, вдохни восторг и рвенье полкам, оставленным тобой!);

2) междометия , например: Ах, этот человек, всегда причиной мне ужасного расстройства!; ...И, увы, мое шампанское торжествует над силою магнетических ее глазок!, Ух! хорошо здесь подают! Ахти, хорошо!; Тьфу, господи, прости! Пять тысяч раз твердит одно и то же!;;

3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, сообщающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др., например: Ну что за шейка! Что за глазки!; Ну вот вам и потеха!, Куда как мил!; Толь дело Киев! Что за край!; Фу ты, какая! Слова ей не скажи!.

Невосклицательное – предложение, не имеющее дополнительной эмоциональной интонации.

5. Система структурно-семантических типов простого предложения:

а) по модальности.

По характеру предикативных отношений предложения делятся на:

    утвердительные;

    отрицательные.

Предложение называется утвердительным , если устанавливаемая в нем связь между предметом речи и тем, что о нем высказывается, осознается как реально существующая (В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись – выражается наличие связи между представлением о делах как предмете речи и тем, что о них говорится, – продвинулись).

Предложение называется отрицательным , если эта связь отрицается, т.е. осознается как не существующая в реальности (К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены выражается отсутствие связи между предметом речи и его признаком, т.е. отрицается принадлежность данного признака данному подлежащему).

Грамматически отрицание обычно выражается частицей НЕ , а утверждение – ее отсутствием.

Отрицание может быть

  1. частичным.

Полное отрицание достигается постановкой частицы не перед сказуемым, такое предложение называется общеотрицательным .

Частица не перед другими членами предложения выражает частичное отрицание . Такие предложения называются частноотрицательными , так как в целом они заключают утверждение. Например, в предложении Но Кочубей богат и горд не долгогривыми конями, не златом, данью крымских орд, не родовыми хуторами, прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей (П.) утверждается принадлежность данного признака богат и горд данному подлежащему Кочубей и отрицается лишь то, что Кочубей богат златом и конями. В предложении Меж нами речь не так игриво льется (П.) отрицание относится к обстоятельству так и в определенном отношении ограничивает утверждение, выраженное предложением в целом.

Не лишает предложение общего утвердительного смысла и отрицание, стоящее перед подлежащим, например: «Здравствуй, племя младое, незнакомое! Не я увижу твой могучий поздний возраст...» (П.).

Таким образом, категория отрицания непосредственно связана с категорией сказуемости: «Именно только отрицание, стоящее при сказуемом, делает все высказывание отрицательным, отрицание же, стоящее при другом каком-либо члене, не колеблет общего утвердительного смысла высказывания» (А.М. Пешковский «Русский синтаксис в научном освещении»).

Однако частица не даже при сказуемом не всегда служит признаком отрицательного предложения. Предложение лишается отрицательного смысла ,

во-первых, при повторении частицы не, например: Я не мог не засмеяться (П.); - предложение с двойным отрицанием, т.е. оно утвердительное.

во-вторых, при приобретении частицей НЕ других оттенков значения, например: предположения - Обрыскал свет, не хочешь ли жениться? (Гр.); обобщения - Кто не проклинал станционных смотрителей?(П.); опасения - Как бы чего не вышло! (Ч.); одобрения - Ну чем не работа! ; необходимости - Как мне не плакать!

В качестве отрицательной частицы может выступать частица НИ , вносящая дополнительно усилительный оттенок значения: В гостиной ни души (Ч.) .

Усиление отрицания достигается и при помощи отрицательных местоимений и наречий: Ничто не предвещало непогоды.

Частица НИ не всегда выражает отрицательное значение: она может выступать и только как усилительная частица при передаче утвердительного смысла. Это характерно для частей сложного предложения, имеющих уступительный оттенок значения: Но как бы ни говорили девушки по всему белу свету, все становится милым в их устах (Фад.).

Грамматическим признаком отрицательного предложения может служить специальное отрицательное слово НЕТ , выполняющее функцию главного члена в безличном предложении: Сильнее кошки зверя нет (Кр.); Ему нет равной реки в мире (Г.).

Отрицание может быть выражено и без участия специальных лексических средств - с помощью интонации, словопорядка, некоторых эмоциональных частиц. Такие конструкции характерны для стиля разговорного, сопровождаются субъективно-модальными значениями. Они всегда экспрессивны. Например: Куда уж мне плясать (М. Г.); Как же, дожидайся, буду я молчать! (А. Остр.); Так и буду я вас ждать! Тоже мне командир нашелся!

б) по возможности синтаксической членимости;

По возможности синтаксической членимости простые предложения делятся на:

1) членимые , то есть имеющие члены предложения;

2) нечленимые (слова-предложения) , то есть лишенные способности выделять в своем составе члены предложения (Эх! Конечно. Ну. Да. Нет.) . Нечленимые предложения состоят или из одного незнаменательного слова, отсюда традиционное название «слова-предложения» , или из сочетаний частиц, модальных слов и междометий.

Среди нечленимых предложений различают:

    утвердительные (Да, Конечно);

    отрицательные (Нет, Еще чего) ;

    вопросительные (Неужели? Разве?,

    побудительные: Давай, Вон! Ну! Тш-ш!);

    эмоционально-оценочные (Ура! Увы! Э-э-эх!)

Среди нечленимых слов-предложений есть большое количество так называемых этикетных слов типа Спасибо, Пожалуйста, До свидания и т.п ., которые некоторыми учеными рассматриваются в составе междометий. Слова-предложения употребляются в диалогической речи. Они свойственны только разговорному языку.

Нечленимые предложения следует отличать от некоторых односоставных и неполных предложений. Например, предложения Весна. Вечер. Светает. не относятся к нечленимым, так как, во-первых, в их составе выделяются члены предложения, чего не наблюдается в составе слов-предложений, и, во-вторых, их образуют знаменательные слова, а не частицы, междометия и модальные слова, которые не являются членами предложения.

в) по наличию одного или двух главных членов предложения;

Вспомните, какие типы предложений по наличию одного или двух главных членов предложения вам известны из школы?

Членимые предложения по наличию одного или двух главных членов предложения могут быть:

    односоставными , то есть имеющими один главный член в качестве организующего центра предложения (Кому-то принесли от мастера ларец) ;

    двусоставными , то есть имеющими два главных члена в качестве организующих центров предложения (Люблю отчизну я , но странною любовью!).

г) по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения;

По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения выделяют:

    распространенные предложения;

    нераспространенные предложения.

Распространенные предложения – предложения, имеющие, наряду с главными, второстепенные члены (Ночною дымкою даль заволокло .).

Нераспространенные предложения – предложения, имеющие только позиции главных членов – подлежащего и сказуемого (Она не ответила и отвернулась . Бессонница .).

д) по структурной и семантической полноте;

В соответствии со структурной и семантической полнотой предложения делятся на:

1) полные;

2) неполные.

Полные предложения – предложения, включающие все необходимые члены данной структуры предложения.

Неполные предложения – предложения, в которых один или несколько необходимых членов данной структуры предложения опущены по условиям контекста или обстановки (Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я - довольно плохо, по обыкновению (И. Тургенев). Во второй части этого сложного предложения пропущено сказуемое стрелял, которое легко восстанавливается из предыдущего предложения).

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения.

Неполные предложения характерны прежде всего для разговорной речи и широко используются в художественной литературе при передаче диалога:

1) - А дом этот давно стоит?

- Давно. (И. Тургенев)

2) - Вы прочитали?

- Что?

- Записку (К. Федин).

Ответная реплика в первом примере - неполное предложение, в котором опущено подлежащее, сказуемое и определение.

Во втором примере все три реплики являются неполными предложениями: в первой реплике пропущено дополнение, в двух других - грамматическая основа.

е) по наличию или отсутствию осложняющих членов предложения.

По наличию или отсутствию осложняющих членов предложения бывают:

    осложненные;

    неосложненные.

Осложненные – предложения, имеющие осложняющие конструкции: однородные и обособленные члены, вводные слова, вставные конструкции, обращения (Деревья, дома, скамейки в парке были занесены снегом.).

Неосложненные – предложения, не имеющие осложняющих конструкций (И опять звезда играет в легкой зыби невских волн...) .












Словарная работа. Эмоция – душевное переживание, чувство. Эмоциональный – 1) насыщенный эмоциями, выражающий их; 2) подверженный эмоциям. Задание: составить со словом эмоции 2 словосочетания так, чтобы в первом слово эмоции было главным, а во втором – зависимым.


Конспект. Виды предложений по эмоциональной окраске Восклицательные -предложения, в которых выражаются … -произносятся … -в конце предложения ставится … Невосклицательные -предложения, в которых не выражаются … -произносятся … -в конце предложения ставится …


Конспект. Виды предложений по эмоциональной окраске Восклицательные -предложения, в которых выражаются какие-либо чувства -произносятся с эмоциональной интонацией -в конце предложения ставится! Невосклицательные -предложения, в которых не выражаются какие-либо чувства -произносятся без эмоций -в конце предложения ставится. ?




Задание: записать предложения, поставить в конце знак завершения, определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. 1.Откуда снег в эту пору 2.Хорошо в лесу 3.На долгие годы запомнился мне прощальный клич прекрасных птиц 4.Не разоряйте муравейников 5.Дослушайте фразу до конца Самостоятельная работа. Упражнение Найти границы предложений, поставить знак завершения. 2.Подчеркнуть грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). 3.Определить вид предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.




Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...