Проверочные работа номер 4 по чтению

Варианты проверочных/ контрольных работ по литературному чтению за 2 класс, УМК Перспектива. Задания отчасти на знание программы, отчасти на логику и внимательность.

Тесты помогут в подготовке к единой проверочной работе в 4 классе, поскольку она тоже дается в форме тестов.

Проверочная работа по литературному чтению №1

1. Что является устным народным творчеством?

Вопросник, представленный преподавателям, ответственным за заявку

Полиции удалось добраться до компьютера, который возник из общин, от одноклассника от Алисы. Между ними было только одно отношение: Алиса была лучшим другом тогдашнего автора автора киберзапугивания. Теперь вас просят написать письмо в газету, которая опубликовала его, с намерением выразить себя в связи с тем, что привлекло ваше внимание к предмету. Вы можете, например, выражать себя в связи с темой, комментировать ее, сообщать о своем собственном опыте и т.д. а также в отношении фокуса, данного субъекту, хвалить или критиковать обращение, данное ему газетой; Напишите свой текст, следуя структуре этого типа письма. Определите тему по названию или названию журналиста.; Дайте твердое, но вежливое мнение, всегда основанное на аргументах. Если вы сделаете отрицательный отзыв, обязательно укажите некоторый положительный момент; Поскольку вы напишите для газеты, придерживайтесь языка: используйте стандартный языковой стандарт, нет сленга и интернет, даже если ваше письмо было отправлено по электронной почте.

  • Вы отметили, что эта история была опубликована в газете.
  • Дайте понять, с самого начала, дату газеты и предмет, к которому вы обращаетесь.
Анкета-опросник о применении предлагаемой деятельности.

 пословицы
 рассказы
поговорки

2. Собери пословицы (соедини начало и конец):

Жизнь дана и та горькая рябина.
Дружбу помни на добрые дела.
В сентябре одна ягода, а зло забывай.

3. Определи (соедини начало и конец):

Папирус кора берёзы
Пергамент травянистое растение Древнего Египта
Береста специально обработанная кожа животных

После подачи заявки преподаватели ответили на вопросник с целью записи впечатлений, которые они имели до, во время и после того, как занятия проводились учащимися. Согласно опросу, полученному от учителей, получены следующие результаты: учитель, который подал заявку А, был в день подачи заявления, в котором участвовало 25 учеников, и все выполняли задание. Отвечая на вопрос о том, что студенты нашли из предложения, когда она все еще представила свою деятельность, ответила, что только немногие из немногих писали, что самая сложная проблема, с которой большинство из них были написаны, наиболее успешно завершилась, большинство учеников с трудом понимали предложение этой работы.

4. На чём писали наши предки – восточные славяне?

 пергамент
береста
 папирус

Рукописная книга – изображение, поясняющее или дополняющее текст.

Иллюстрация – сопоставление одного предмета (явления) с другим.

Сборник – текст, написанный от руки.

Сравнение – ряд произведений одного или нескольких авторов.

Учитель не ответил, что изменится в предложении, которое ей было представлено. На вопрос о том, что студенты думали о предложении, все еще представляя эту деятельность, она ответила, что ей это больше всего понравилось. Когда он начал производство, он ответил, что большинство писали сразу. Во время производства он ответил, что никто не испытывает затруднений, и в конце производства ответил, что каждый смог успешно выполнить задачу. По мнению учителя, который руководил классом, ни один студент не испытывал затруднений.

На вопрос о том, что она изменит в своем предложении, она ответила: «Это не изменит это предложение, поскольку оно послужило отправной точкой, которая способствовала производству текста учащихся и поощряла их, поскольку это была тема, которую они испытывают». Мурики, 7 августа, День.

 А. Пушкин

 С. Есенин

 А. Плещеев

7. Кто не является художником-иллюстратором?

 Владимир Лебедев

 Алексей Пахомов

 Сергей Есенин

8. Какое имя отчество у Пушкина?

 Александр Сергеевич

 Евгений Иванович

 Борис Степанович

9. Где происходит действие произведения Н. Сладкова «Осень»

И человек в конечном итоге смущен чувствует себя униженным, не хочет покидать дом. На самом деле молодые люди страдают от насилия и насилия в виртуальном мире и часто по незначащим причинам, таким как раса, религия и т.д. Потому что есть люди, которые очень заботятся о внешности и забывают узнать, что человек внутри, и знать лучше.

Хотя учащиеся группы А структурировали текст в соответствии с жанром, они не делали этого так, как должны, потому что вокатив в приведенном выше примере был написан как название текста. Все ученики ссылались на опубликованный материал, на дату, и они позиционировали себя по этому вопросу, что очень актуально для жанра, о котором идет речь, поскольку это письмо читателя. Чтобы ученик мог писать удовлетворительно, поскольку это то, что ожидается от уроков португальского языка, необходимо, чтобы учитель предлагал ему дидактико-педагогические условия, способные заставить его приобрести такую ​​компетенцию.

 в городе
 в деревне
 в лесу

10. Что означают слова (соедини начало и конец):

Залпом – глаза.
Очи – неуклюжий, неловкий человек.
Недотёпа – сразу, без передышки.
Быль – то, что было в прошлом.

11. Определи (соедини начало и конец):

Поэзия – ритмически связанная речь (рифма).
Проза – обычная форма устной и письменной речи.

Невозможно подготовить текст, не зная его характеристик, его социальной функции, ее целей и средств обращения, среди других факторов, которые являются частью производства выступлений с целью взаимодействия между носителями определенного общества. За пределами сферы действия нет заявлений, а это означает, что они определяются конкретными условиями и целями каждой сферы. Эти сферы деятельности приводят к появлению определенных типов заявлений, которые стабилизируются неустойчиво и которые изменяются в результате изменений в этих сферах деятельности.

Проверочная работа по литературному чтению №2.

1. Верно ли утверждение: сказки бывают: о животных, бытовые, волшебные?

□ да  □ нет

2. Сказка – это произведение народного устного творчества

□ да  □ нет

3. Сказочный персонаж – это вымышленный герой

□ да  □ нет

4. Кто не является собирателем сказок?

□А. Афанасьев □В. Даль  □С. Есенин

Именно эти сферы действия должны быть предоставлены студентам, поскольку они представляют собой реальную возможность для контакта с различными текстовыми жанрами. Чтение, написание и знакомство с языковыми навыками глухих учеников начальной школы: проверка компьютеризированных тестов.

Слушания в области чтения, письма и жестов с глухими учениками в начальной школе: оценка компьютеризированных тестов. Исследование подтвердило компьютеризированную батарею из 11 тестов для оценки чтения, написания и жестового языка с 44 глухими учениками 5-го и 6-го классов начальной школы. Он нашел положительные корреляции между 10 из 11 тестов, за исключением словарного словаря.

5. Определи (соедини начало и конец):

Зимовье – обманщица, хитрая, лукавая

Смекнуть – место, где зимуют животные

Плутовка – сообразить, догадаться о чём-нибудь

6. Из какой сказки эти слова:

«Битый небитого везёт»?

Хитрая лиса □Лисичка-сестричка и волк □Зимовье

7. Из какой сказки эти слова:

«Ты – человек. С тобой никто ничего сделать не сможет. Человек – везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь».

Исследование подтвердило компьютеризированную батарею из 11 тестов для оценки чтения, письма и жестового языка с учащимися глухоты 44 5-го и 6-го классов. Он обнаружил значительные положительные корреляции среди 10 из 11 тестов. Единственным исключением был тест на распознавание жестового языка.

Глухие студенты представляют значительные трудности в чтении и письме, что ставит под угрозу их уровень школьного образования. Школьные трудности, которые глухие, присутствующие в различных дисциплинах, в большинстве случаев связаны с плохо развитой лингвистической структурой, которая влияет на образование в целом.

□ Кукушка □Идэ  □Айога

8. Из какой сказки эти слова:

«Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. То в медный таз смотрится, то на своё отражение в воде. Совсем ленивой стала».

□ Кукушка □Идэ  □Айога

9. Из какой сказки эти слова:

«Жила на свете бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера».

Согласно Карноппу и Перейре 1; педагогическая практика мало изучила языковые возможности глухих студентов. Предполагается, что этот ученик полностью зависит от учителя и слушателя, чтобы извлечь смысл текста. Изучая учебные материалы, используемые этими учениками, можно понять, что они, как правило, неадекватны. Среди этих недостатков выделяются плохо адаптированные или инфантилизированные тексты. Авторы подчеркивают необходимость пересмотра и лечения этих материалов.

Разработка инструментов оценки и процедур педагогического вмешательства может помочь понять трудности этих студентов и создать новые и более эффективные образовательные стратегии. Информация об использовании этих инструментов позволяет выявлять и измерять различные потребности и возможности этих студентов, что может помочь преподавателю-переводчику более эффективно преподавать чтение и письмо.

□ Кукушка □Идэ  □Айога

10. В сказке «Лиса и журавль» чем угощали друг друга:

лиса _______________________________

журавль____________________________

Контрольная работа по литературному чтению №3 по разделу "Чудеса случаются"

1 вариант

Слон сильный и умный.

Слон большой, слон сильный и умный, это все знают. Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже нянчит маленьких детей.

Компьютеризированные инструменты, направленные на глухое население Бразилии, были разработаны различными группами исследователей из разных теоретических подходов. Такие инструменты способствовали расширению сферы чтения и письма у глухих и слушающих студентов посредством уточненных и конкретных данных о результатах работы этих студентов. Компьютеризированные инструменты для оценки академических и познавательных способностей глухих людей имеют некоторые преимущества перед традиционными бумажными и карандашными версиями, такими как более низкая стоимость подготовки материала, большая стандартизация применения и автоматический анализ результатов.

А вот увидеть стадо диких слонов не каждому удается. У слона почти нет врагов. Но если слон почует опасность, он крадется тихо, как мышка.

Бывает, у слоновой тропы свернется кольцами гигантская змея питон и набросится на маленького слоненка, который отстал от стада. Слоненок затрубит, завизжит. Вмиг кинутся слоны спасать слоненка. Все стадо бегает кругом и топчет питона, как будто пляшет на нем. А уж когда спасут слоненка, попадет ему от слонихи – матери, чтобы слушался взрослых и не отставал от стада.

Тем не менее, мало исследований эффективности компьютеризированных инструментов для оценки навыков чтения, письма, словарного запаса и жестового языка у глухих бразильцев. Дальнейшие исследования необходимы для улучшения процессов обучения и повышения шансов на успех для глухих студентов в грамотном мире.

Батарея находится в процессе тестирования на валидацию и стандартизацию, и предварительные результаты со слушателями уже опубликованы. Мы оценили 44 глухих студентов 5-го и 6-го классов начального образования, из трех регулярных государственных школ, с ресурсной комнатой для глухих. Средний возраст участников составлял 16 лет, составляя половину каждого пола. Было 24 студента с глубокой потерей слуха, 9 со значительной потерей, 8 с умеренной потерей и 3 с легкой потерей слуха.

Г. Снегирёв

1. Отметь лишнее утверждение. Слон:

1) большой 3) умный

2) сильный 4) слабый

2. Отметь верное утверждение. Если слон почует опасность, он:

1) убегает

2) зовёт слонёнка

3) крадётся тихо, как мышка

4) крадётся тихо, как кошка

3. Как вы понимаете словосочетание «гигантская змея»?

1) большая

2) очень большая

Письменный элемент может быть словом или псевдословным словом, и слово может соответствовать или не соответствовать изображению. Задача ученика состоит в том, чтобы отклонить слова, которые не соответствуют фигуре, а также псевдословы и принять слова, соответствующие этой фигуре. Тест 2: Тест компетенции чтения предложений оценивает понимание чтения предложений, то есть способность извлекать смысл предложений переменной сложности. Он представляет 40 письменных предложений с длиной, лексикой и переменной синтаксической сложностью и требует, чтобы выбор оценки среди пяти альтернативных цифр наилучшим образом соответствовал этому значению.

4) сильная

4. К какому жанру относится этот текст?

1) Рассказ 3) Загадка

2) Басня 4) Сказка

5. Какую работу может выполнять домашний слон? Коротко запишите.

__________

2 вариант

Прочитайте текст. Выполните задания.

Брат и младшая сестра.

Идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

Что же ты, Саня… - говорит бабушка. – Маленькая – то больше набрала!

Тесты 3 и 4: каждая из двух версий теста именования выбора содержит 36 элементов, каждая из которых состоит из одной фигуры и четырех написанных слов. Задача состоит в том, чтобы выбрать слово, которое наилучшим образом соответствует рисунку. Он оценивает развитие компетенции чтения и анализирует участие хроматических, орфографических и семантических процессов, связанных с выбором письменных слов.

Тесты 7 и 8: каждая из двух версий теста подписи подписи на выбор письменных слов содержит 36 элементов, каждая из которых состоит из знака и четырех письменных слов. Задача состоит в том, чтобы выбрать слово, которое наилучшим образом соответствует сигналу. Вычисляются ошибки, вызванные хиропрактиками, орфографическими и семантическими дистракторами.

Ещё бы, - отвечает Санька. – Она к земле ближе, вот и набрала.

Во второй раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмёт и подсыплет.

Идём обратно. У Вари ягод больше. У Саньки – меньше.

Встречается бабушка.

Тесты 9 и 10: каждая из двух версий теста именования письменного знака содержит 36 элементов, каждый из которых состоит из сигнала и пробела для имени оценщика в письменной форме. Оценивает развитие совместных навыков письма на португальском языке и понимание знаков в фунтах.

Тесты были применены в компьютерной лаборатории группами по 5 человек. Порядок выполнения тестов определялся случайным образом, чтобы избежать эффекта последовательности приложений. Форма информированного согласия была направлена ​​родителям или опекунам. Данные были записаны как: личная идентификация ученика, школьное образование, тип глухоты, использование оборудования, оранизация, знаки и данные родителей. Сбор данных происходил в течение двух сеансов в течение последовательных дней. Тесты были применены к учащимся, которые уже занимались компьютерными классами и уже знакомы с использованием компьютеров.

Что же ты, - говорит, - Саня? Малина- то высоко растет!

Высоко,- соглашается Санька.

Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

Ещё бы! – отвечает Санька. – Варя у нас молодец. Варя у нас работница. За ней не угонишься!

1. Что Санька и Варя собирали в лесу?

1) грибы маслята 3) малину

2) грибы рыжики 4) рябину

2. Подберите синоним к слову тащат.

1) толкают 3) ползут

2) несут 4) везут

3. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

1) зимой 3) летом

2) весной 4) осенью

4. Что вам помогло определить время года?

_____________

_________________________

5. Согласны ли вы с таким высказыванием: «Автор восхищается своим героем Санькой»?

1) да 2) нет

Вариант 3

Прочитайте текст. Выполните задания.

Щенок и Змея

Обиделся Щенок на старых друзей и побежал новых искать. Вылезла из-под гнилого пенька Змея, свернулась кольцом и смотрит Щенку в глаза.

Вот ты на меня смотришь и молчишь…А дома на меня все ворчат, рычат и гавкают! – сказал Щенок Змее. – Все меня учат, ругают: и Барбос, и Шарик, и даже Шавка. Надоело мне их слушать!..

Пока Щенок жаловался, Змея молчала.

Пойдёшь ко мне в друзья? – спросил Щенок и спрыгнул с пенька, на котором сидел.

Развернулась Змея и ужалила Щенка. Молча…

С.Михалков

1. Почему Щенок побежал искать новых друзей?

1) потому что все его бросили 3) потому что никто с ним не играл

2) потому что все его учили 4) потому что не было старых

2. Что понравилось Щенку в поведении Змеи?

1) она молчала 3) она ему сочувствовала

2) она играла с ним 4) она хотела с ним подружиться

3. Согласны ли вы с таким утверждением: «Автор смеётся над своим героем»?

1) да 2) нет

4. Отметьте названия произведений С.Михалкова.

1) «Дядя Стёпа» 3) «Музыкант»

2) «Щенок и Змея» 4) «Ребята и утята»

5. Отметьте предложение, выражающее главную мысль текста.

1) Кого уважают, того и слушают

2) Без хорошего друга человек не знает своих ошибок.

3) Другу сколько можно – помогай.

4) Добрый пример лучше ста слов.

Ответы к контрольной работе по разделу «Чудеса случаются»

Вариант 1:

  1. Носит тяжелые грузы, таскает воду, нянчит маленьких детей.

Вариант 2

  1. То, что дети собирали ягоду

Вариант 3

Комплексный анализ текста.

Предлагаемый тест по литературному чтению позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся вторых классов соответствуют основным программным требованиям новых ФГОС. Тесты составлены таким образом, что показывают уровень сформированности учебных умений – воспринимать и выполнять учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения заданий. Время выполнения тестовой работы – 40 минут. Желаю успеха и отличных результатов.

Вы сидите за уроками в тёплой комнате осенью и замечаете, что запотели стёкла в окнах. Что же случилось?

Тёплый воздух комнаты коснулся охлаждённого стекла, водяные пары сгрудились и превратились в крохотные капельки воды. Так бывает не только в комнате, но и на улице, в лесу, над рекой, над лугом и полями, когда охлаждаются пары.

Вот закончился тёплый летний день. Село солнце, и над рекой или болотом начал стелиться туман. Откуда взялся этот туман?

Земля нагрелась за день, а к вечеру стала охлаждаться. Влажный воздух над рекой сделался холоднее и уже не может впитывать водяные пары. Они сгустились и стали видимыми. Как и на охлаждённом стекле в тёплой комнате, они кажутся белыми.

Туман – это сгустившиеся водяные пары.

Туманы бывают не только весной, летом и осенью – их можно наблюдать и зимой, когда дуют слабые тёплые ветры. Часто образуются они над незамёрзшей рекой, прорубью.

Ранние весенние туманы защищают посевы от холода.

1. Определи стиль речи.

1) художественный

2) научный

3) публицистический

2. Что в тексте происходит сначала, а что потом?

А. водяные пары сгрудились

Б. водяные пары превратились в капельки воды

В. тёплый воздух касается охлаждённого стекла

3. В какое время года бывают туманы?

1) во все времена года

2) только летом и осенью

3) только весной, летом и осенью

4. При каком условии зимой бывает туман?

1) когда температура воздуха очень низкая

2) когда светит яркое солнце

3) когда дуют слабые тёплые ветры

5. Укажи слово, противоположное по смыслу слову охлаждается.

1) холодает

2) нагревается

6. Укажи, какое объяснение правильно раскрывает смысл слова сгрудились.

1) собрались в тесную группу, в кучу

2) встали грудью вперёд

3) стали грустными

7. Какую пользу приносят ранние осенние туманы? Выпиши ответ из текста.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

8. Определи порядок пунктов плана.

А) Как появляется туман над рекой и болотом?

Б) Что такое туман?

В) Почему запотевают окна?

Г) Чем полезен ранний весенний туман для молодых посевов?

9. Сформулируй тему произведения вопросительным предложением.

________________________________________________

________________________________________________

10. Используя текст произведения, допиши словосочетания.

стекло (какое) …

капельки (какие?) …

пары (какие?) …

11. Используя текст произведения, восстанови предложения.

Ответ _____________________ за день, а к вечеру стала ____________________________ . Влажный воздух над рекой _________________ холоднее __________________________________водяные пары.

12. Сформулируй и напиши полный ответ.

Какую новую информацию ты получил (получила) при чтении данного произведения?

Ответ: ________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

_______________________________________________________.

13. Подбери антонимы к словам.

1) в тёплой - …

2) охлаждённого - …

3) село (солнце) - …

4) сгустились (водяные пары) - …

Проверочные и контрольные работы по чтению
за II четверть для 1–4-х классов

Чтение

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец года.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для контроля можно предлагать только читающим детям. Не рекомендуется проводить строгий контроль оценки навыка чтения первоклассников – это может привести детей к стрессу. Текст для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть текст потому, что он уже «хорошо читает». «Ситуация успеха» должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1-й класс

У мамы рос сын Рома.
Рос сынок, рос... и вырос.
Стали Рому звать Роман.
Прошли годы, и стал Роман учителем.
Ученики зовут его Романом И-ва-но-ви-чем.
Вот так!

Вопросы и задания:

1. Вспомни, как звали мальчика, когда он был маленьким.
2. Как звали Рому, когда он пошёл в школу?
3. Как стали звать Рому, когда он вырос?
4. Отметь в тексте имя одним крестиком (+), а отчество –двумя крестиками (++).
5. Как бы ты назвал мальчика ласковым именем?
6. Напечатай это имя ______________ .

В лесу живёт лиса. Там под деревом у неё глубокая нора. В теплой норе – лисята. Лисица не покидает их. Мать лижет им мордочки, хвостики, животики. Шерсть лисят всегда чистая и пушистая.
Подросли лисятки. Настало время их к охоте приучать. Лиса тащит детям то мышку, то птицу, то зайца... Сядет лиса в сторонку и следит, как лисята добычу ловить учатся.

(По В. Чаплиной)

Вопросы и задания:

1. Отметь крестиком (+) название животного-мамы и двумя крестиками (++) название её детей.
2. Попробуй выбрать из текста предложения только про лису-мать . Прочитай эти предложения.
3. Какой показалась тебе лиса – доброй, злой, заботливой и т.д.?
4. Как ты понимаешь выражение: «Лисица
не покидает их »?
5. Расскажи, чему стала учить мать своих лисят, когда они подросли? Объясни выражение: «лисята учатся
ловить добычу ».
6. Найди и прочитай предложение, в котором встретились два слова, отличающиеся только одной буквой.

* * *

Стасик и Саша шли по лесу.
Тут и там росли сосны и ели.
– Смотри, Саша, какие шишки на ели!
– И на сосне тоже шишки!
Вышли малыши на опушку. На опушке рос куст.
– А вот и орешник! И орешки спелые!
– Сорви орешек! – просит Стасик Сашу.
Очень вкусны лесные орешки!
(Дать рисунок лесного букета из сосновых, еловых веток и орешника.)

Вопросы и задания:

1. Какие открытия сделали мальчики, гуляя по лесу?
2. Выбери и подчеркни слова, которые могут охарактеризовать друзей: ласковые, внимательные, смелые, наблюдательные, смешные, гордые, любознательные, умные, озорные.
3. Знаешь ли ты деревья, о которых ты прочитал в тексте? Составь рассказ о любимом дереве, используя предложения текста.
4. Придумай заголовок к рассказу.

2-й класс

ЛЕБЕДИ

На озеро прилетели лебедь и лебёдка. Они стали строить гнездо. Лебедь рвал камыши, подруга носила их в клюве в кучу. Скоро гнездо было готово.
Лебёдка отложила туда шесть яичек. День и ночь сидела она на яйцах.
И вот радость! Появились на свет лебедята. Теперь у родителей одна забота – растить детей, учить их уму-разуму.
Повели родители лебедят на воду. Плывут: лебедь впереди, лебёдка сбоку. Учат детей, как голову в воду опускать, как листик сорвать.
Устали малыши. Мать подставила им свою спину. Устроились птенцы на спине. Плывёт гордая лебёдушка, а отец дорогу прокладывает.

Вопросы и задания:

1. О чём говорится в первом абзаце (части) рассказа? Расскажи, как лебеди строили своё гнездо.
2. О чём говорится во второй части рассказа? Прочти предложение, в котором говорится о важном долге родителей-лебедей.
3. Как лебеди учили своих лебедят уму-разуму?
4. О чём говорится в последней части рассказа? Как бы ты озаглавил последнюю часть текста? Какой рисунок ты нарисовал бы к четвертой части рассказа?

ЗАЙЧИК

Был у Светланы зайчик. Не живой, не настоящий, но очень красивый. Серый, ушки в серединке розовые, а хвостик белый, пушистый, очень похож на снежинку.
Своего зайчика Светлана любила. Кормила его супом, спать с собой клала и другим детям давала поиграть.
Вот износился зайчик. Сначала хвостик у него оторвался, потом ушко. А шёрстка сбилась и вытерлась.
Увидал зайчика Юра и говорит:
– Какой некрасивый заяц!
Подошла Галя и спрашивает:
– Зачем тебе такой старый, такой бесхвостый?
Витя советует:
– Выкинь его!
А Наташа, Светланина старшая сестра, взяла иголку с ниткой, пришила заячий хвостик, потом ухо. Почистила его и сказала:
– Кто старых друзей в беде бросает, тот и новых не заведёт.

(В. Карасева)

Вопросы и задания:

1. Расскажи, какая любимая игрушка была у Светланы?
2. Что происходит с игрушками, которые долго живут в доме детей?
3. Какие советы давали дети Светлане?
4. Чей совет показался тебе самым правильным? На какое изречение похожи слова Наташи? Перечитай их и запомни!

ПРО УМНУЮ СОБАКУ

Когда я был маленький, у нас жила собака. Она была очень умная и очень любила маму.
Однажды мама пришла очень усталая, сняла туфли и прилегла на диван.
– Поставь чайник, – попросила мама.
Я сказал:
– Сейчас, – а сам стал приклеивать трубу к пароходу.
А собака взяла в зубы тапочку и принесла маме.
Мама сказала:
– Спасибо!
Потом собака принесла вторую тапочку.
Мама сказала:
– Умница, – и погладила собаку.
А мне она ничего не сказала.
Только посмотрела на меня и вздохнула.
Сейчас-то я понимаю, что когда человек устал, ему нужно помочь. А тогда не понимал... А жалко!

(А. Седугин)

Вопросы и задания:

1. Только ли про собаку этот рассказ? Попробуй одним предложением сказать, о чём этот рассказ.
2. Прочти предложение: Собака – друг человека . К какому слову тебе хотелось бы добавить слова, чтобы предложение стало более точным, правильным, полным?
3. Почему мама молча взглянула на сына и вздохнула? Когда сын осознал свой проступок?
4. Какими бы тебе хотелось видеть отношения людей в семье?
5. Думаю, что ты правильно разобрался в данной ситуации. Спасибо тебе за мудрые, тёплые высказывания о родителях, престарелых людях, маленьких членах семьи.

Текст для чтения про себя

ХА-ХА-ХА!

Если б не было смеха, люди умерли бы от скуки. В жизни без шутки не проживёшь. Кто умеет шутить – молодец!
А если пошутили над тобой... не обижайся, не отворачивайся – смейся в ответ.
Но бывают случаи, когда смех совсем не к месту.
Идут люди по улице, на дорожках скользко. Толстяк руками взмахнул и упал. Портфель в одну сторону, шапка в другую. Один сосед смеётся до слёз, а другой – может быть, ты – подойдёт, шапку поднимет, отряхнёт снег.
Ведь и так бывает!

(С. Иванов)

Вопросы и задания:

1. Как ты понимаешь выражение: «Он умеет шутить»?
2. Когда смех бывает к месту, а когда нет?
3. Про какого человека говорят, что он обладает чувством юмора?
4. Над чем заставил задуматься тебя этот небольшой рассказ?

3-й класс

* * *

На высоком берегу старинной русской реки стоял город, который, как и река, назывался Вяткой. А за рекой, на лугах, была слобода Дымково, известная тем, что в ней делали глиняную расписную игрушку – кладезь народную...
Маленькие игрушки лепить ничуть не легче крупных, даже труднее. Попробуй-ка слепи маленькую лошадку, завей-ка ей гриву, заплети-ка хвостик, обозначь ушки, уздечку не забудь, а потом кисточкой наведи маленькие узоры, чтобы глазок был выразительный и копыта звонкие. А волшебное дерево маленького роста! Да ещё наливные яблочки на нём. Попробуй слепи это рукотворное чудо!

(В. Куприн)

Вопросы и задания:

1. Чем известна слобода Дымково? Где она располагается?
2. О каких особенностях лепки маленьких дымковских игрушек ты узнал?
3. Какие слова ты выписал бы в сноску для разъяснения их значения?

*
**
***
****

СОРОКА И ОРЕХОВОЕ ДЕРЕВО

Щедрее всех,
Щедрее всех
Лесное дерево – орех.
На нём, не зная спешки,
Рождаются орешки.
В скорлупке спрятано хитро
Орешка каждого ядро,
Янтарное, душистое,
На вкус чуть маслянистое.

Щедрее всех,
Щедрее всех
Лесное дерево – орех.
Оно здесь белобокой
Посажено сорокой.
Однажды раннею весной,
Летя над чащею лесной,
Сорока клюв открыла
И в чащу леса непустой
В простой скорлупке золотой
Орешек обронила.
И вскоре дождик навесной
Прошёл над чащею лесной,
И выросло в нём дерево,
Макушка вроде терема,
Ореховое дерево.
И ведомо одно:
Что по весне сорокою,
Сорокой-белобокою
Посажено оно.

Вопросы и задания:

1. Какое чувство ты испытал, когда читал это стихотворение? Объясни почему.
2. Прочитай отрывок стихотворения, который показался тебе особенно ярким и эмоциональным. Назови красивые сочетания слов.
3. Отыщи строку, в которой автор употребил противоречивые признаки предмета. Для чего он это сделал?
4. Какие сюжеты стихов тебе особенно нравятся? Назови свои любимые стихи и их авторов.

СЛЕДЫ

Распахнулась дверь подъезда. Обгоняя людей, на улицу выбежал пёс. Его рыжий хвост вначале весело покачивался, потом вдруг замер.
Выпал снег. Первый снег в жизни пса.
Пёс чуть наклонил голову, будто хотел услышать, как опускаются на землю снежинки.
Одна попала ему в нос и тут же растаяла. Пёс мотнул головой и фыркнул. Не понравилось. Холодно.
Рып, рып – отозвался под лапами сухой наст. Пёс остановился, взглянул вверх и навострил уши. Тишина не понравилась ему, он трусцой припустил по дорожке.
Рып, рып – спешно и коротко разнеслось в морозном воздухе.
Наконец он понял, что скрипит снег под лапами. Пёс повернулся назад и остановился. Начал разглядывать свои следы. Они отпечатались на свежем насте так чётко, будто на снегу разбросали голубые пряники. Пёс смотрел, как снежинки засыпают ямочки, переступал с места на место и удивлялся новым следам.

(В. Бурлак)

Вопросы и задания:

1. Какую необычную и удивительную картину сумел подсмотреть автор и рассказать нам?
2. Как знакомился пёс с первым в его жизни снегом? Подтверди словами из текста.
3. Какие слова и выражения ты записал бы в сноску для разъяснения их значения?

*
**
***
****
и т.д.

4. Покажи своё умение пользоваться толковым словарём для разъяснения значений этих слов.

Текст для чтения про себя

ШКОЛА

Мне было всего лишь шесть лет, меня посылали в школу каждое утро вместе с восьмилетним братом.
В хорошую погоду мне было нетрудно дойти до школы, а потом пройти обратный путь домой. Но вот наступили холода, вода в канавах подёрнулась льдом, и скоро пошёл снег. Сначала нам было очень весело бродить по свежему снегу. Потом погода становилась всё холоднее и холоднее. Однажды в конце ноября по дороге домой я так озяб, что был не в силах двигаться дальше. Я лёг на снег.
У меня осталось об этом смутное воспоминание. Помню только, что сначала мне было очень холодно, а потом очень захотелось спать. Брат Артур понял, что моя жизнь в опасности. Он стал кричать на меня, всеми силами стараясь заставить меня дойти до дома.
В эту зиму меня больше не посылали в школу. Мал еще...

(Э. Сетон-Томпсон)

Вопросы и задания:

1. Какую историю рассказал нам автор?
2. Перескажи текст кратко.
3. Что испытывал малыш, когда сильно замёрз и не мог идти дальше?
4. Почему старший брат так себя вёл с замерзающим малышом?
5. Какие природные явления могут представлять опасность для людей? Как от них можно уберечься?

4-й класс

ВСТРЕЧА С ВОЛКАМИ

Первый раз я увидел волков, когда мне было чуть больше семи лет. Дело было зимой, я зачем-то вечером вышел на крыльцо и тут около ящика увидел двух больших собак. Собаки чутко сидели на снегу, сразу заметили меня, слегка подались назад. Из ящика легко выпрыгнула и встала рядом с ними ещё одна, точно такая же большая тёмная собака. Не знаю почему, но собак мне захотелось прогнать, я взял полено и что было сил кинул в них... И большие собаки тут же исчезли, как исчезают ночные тени...
О своей встрече я рассказал дома. Взрослые выслушали меня, вышли на улицу. Они отыскали на снегу следы моих «собак», и в один голос заявили, что это не собаки, а волки.
Ну, волки так волки, согласился я. Но оттого, что рядом с нашим крыльцом по ночам бродят волки, страшно не стало ни мне, ни взрослым. Двери в хлев, где стояли у нас коза и поросёнок, хорошо закрывались. Собаки у нас не было, и волкам нечего было у нас стащить.

(А. Онегов)

Вопросы и задания:

1. Расскажи о встрече мальчика и волков. Была ли опасна эта встреча и почему?
2. Как взрослые догадались, что это были волки?
3. Подумай: почему автор написал про волков – бродят волки , а не как-то иначе? Объясни смысл этого выражения.
4. Какое слово (слова) ты занёс бы в сноску для разъяснения их содержания?

СНЕГУРКИН ДОМ

«Ты зачем в бору, Мороз,
Бродишь, ходишь ходуном?
Ты зачем промеж берёз
Бьёшь тяжёлым обухом,
Рубишь, тешешь топором?» –
«А затем, что строю дом».
«Дед Мороз, ответ держи:
Для кого твой дом? Скажи!» –
«Для Морозовой дочурки,
Для беляночки Снегурки
Строю домик изо льда.
В окнах – тонкая слюда,
А крылечко расписное,
Не простое: ледяное.
Крышу домика покрою
Я соломкой снеговою.
Я Снегурочку потешу –
Всю сосульками обвешу,
Подарю ей жемчуга –
Многоцветные снега,
Ледяное ожерелье.
Скоро справлю новоселье!
Приезжает завтра в ночь
К старику Снегурка-дочь».

(С. Северный)

Вопросы и задания:

1. Расскажи, из чего и как строил Мороз дом для Снегурки.
2. Выбери особенно удачные выражения и сравнения, которые использовал автор в стихотворении.
3. Как меняется интонация в словах автора и словах Мороза?
4. Сколько человек нужно для прочтения этого стихотворения по ролям?

БАЙКАЛ

Озеро Байкал. Немало сложено о нём песен, сказаний. Ведь это озеро самое глубокое на земле, самое древнее. Двадцать два миллиона лет живёт на белом свете озеро-море Байкал. Сквозь воду хорошо видны камни на дне. Вот какая она прозрачная. Камни близко, руку в воду сунул, выдернул – обжёгся. Такая холодная, оказывается, вода.
Стоит услышать слово «Байкал», и на память придёт старинная легенда. Будто бы единственная дочь старика Байкала – Ангара сбежала от отца к красавцу богатырю Енисею. Бросил отец вослед беглянке камень. Камень так и остался в реке. Называется он Шаманским камнем.
Легенда говорит, что у старика Байкала триста тридцать шесть сыновей, которые приносят ему воду. А раздаёт богатства единственная дочь – Ангара. Широким потоком вылетает Ангара, разрезает горы и леса, мчась к Енисею.

(М. Сергеев)

Вопросы и задания:

1. Расскажи, что тебе особенно запомнилось в рассказе? Что удивило и поразило тебя?
2. Раздели текст на смысловые части.
3. Составь план для пересказа текста:

А)
Б)
В)
Г)
...

4. Выдели в тексте слова, которые нуждаются в разъяснении, толковании. Какой словарь поможет тебе это сделать?

Текст для чтения про себя

ПУТЕШЕСТВИЯ ГУЛИВЕРА

Много недель и месяцев плыла «Антилопа» по Южному океану. Дули попутные ветры. Путешествие было удачное.
Но вот однажды, при переходе в Восточную Индию, корабль настигла страшная буря. Ветер и волны погнали его неизвестно куда.
А в трюме уже кончался запас пищи и пресной воды.
Двенадцать матросов умерли от усталости и голода. Остальные едва передвигали ноги. Корабль бросало из стороны в сторону, как ореховую скорлупку.
В одну тёмную, бурную ночь ветер понёс «Антилопу» прямо на острую скалу. Матросы заметили это слишком поздно. Корабль ударился об утёс и разбился в щепки.
Только Гулливеру и пяти матросам удалось спастись в шлюпке.
Долго носились они по морю и, наконец, совсем выбились из сил. А волны становились всё больше и больше, и вот самая высокая волна подбросила и опрокинула шлюпку.
Вода покрыла Гулливера с головой.
Когда он вынырнул, возле него никого не было. Все его спутники утонули.
Гулливер поплыл один куда глаза глядят, подгоняемый ветром и приливом. То и дело пробовал он нащупать дно, но дна всё не было. А плыть дальше он уже не мог: намокший кафтан и тяжёлые, разбухшие башмаки тянули его вниз. Он захлёбывался и задыхался.
И вдруг ноги его коснулись твёрдой земли.
Это была отмель. Гулливер осторожно ступил по песчаному дну раз-другой и медленно пошёл вперёд, стараясь не оступиться.
Идти становилось всё легче и легче.
Наконец вода и песок остались позади.
Гулливер вышел на лужайку, покрытую очень мягкой и очень низкой травой. Он опустился на землю, подложил под щёку ладонь и крепко заснул...

(По Дж. Свифту)

Вопросы и задания:

1. Расскажи о путешествии корабля «Антилопа».
2. Раздели текст на смысловые части. Озаглавь каждую часть.
3. Выдели слова, которые нуждаются в разъяснении их смысловых значений. Какой словарь поможет тебе в этой работе? Воспользуйся толковым словарём.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...