Русская фразеология: стилистическая окраска фразеологизмов; функциональная характеристика фразеологизмов. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

Вариативность фразеологических единиц;

Основные свойства фразеологизма и виды фразеологических единиц;

Литературные нормы в области фразеологии

Лекция № 5

План:

Не менее важным является умение широко использовать в речи фразеологические обороты.

Фразеологизм – это такое устойчивое сочетание слов, в котором смысл целого не равен смыслу отдельных, входящих в него слов. Смысл целого не складывается из отдельных, образующих его элементов.

Это устойчивое по своему употреблению объединение слов, которое говорящим извлекается из памяти в готовом виде. Устойчивость – это мера, степень семантической слитности и неразложимости элементов, образующих фразеологизм как целое.

Фразеологизм обладает особым, фразеологическим, значением. Специфика фразеологического значения заключается в том, что это:

· целостное значение, воспринимаемое нерасчлененно

· обобщенное

· образное

· иносказательное

· эмоционально-экспрессивное

Фразеологическое значение обладает в высшей степени абстрактным содержанием, направлено на образное и обобщенное восприятие мира в отвлеченных представлениях:

Ø выворачивать душу (сильно тревожить, волновать)

Ø чтоб ни дна ни покрышки (пожелание неудачи несчастья)

Ø довести до белого каления (привести в состояние исступления, полной потери самообладания)

Ø тёртый калач (об очень опытном человеке, которого трудно провести).

Фразеологизм отличается от слова и от обычного словосочетания. От слова отличается тем, что это такое сочетание слов, которое извлекается из памяти в готовом виде и не является, как слово, одноударным.

От словосочетания отличается тем, что его общее, целостное значение не равняется простой сумме входящих в него компонентов.

Основными признаками фразеологизма, таким образом, становятся следующие:

· неразложимость

· воспроизводимость

· устойчивость

· экспрессивность

Фразеологизмы по своей семантике весьма разнообразны. Принято выделять основные типы фразеологизмов по семантической спаянности компонентов: фразеологические сращения, фразеологические единства и фразеологические сочетания.

· фразеологические сращения – значение одного или нескольких из его элементов полностью затемнено, непонятно; часто в их составе есть архаизмы; здесь есть «мёртвые» с точки зрения современного языкового сознания слова или не поддающиеся объяснению смыслы. Значение фразеологического сращения ни в какой степени не выводится из значений образующих его компонентов и даже не находит в них никакой мотивированности притча во языцех

вот так клюква!

волынку тянуть



· фразеологические единства – фразеологическим единством называется такое устойчивое словосочетание, которое тоже обладает семантически неделимым значением, но в котором в отличие от фразеологического сращения это целостное значение является мотивированным. Связь между отдельным и общим, цельным значением ещё просматривается; её легко обнаружить, если перевести сочетание из иносказательного в план буквального:

лодыря гонять

мелко плавает

пушкой не прошибёшь

ждать у моря погоды

ложка дёгтя в бочке мёда

· фразеологические сочетания содержат в своей структуре, помимо слов с фразеологически связанным значением и ограниченным употреблением, и слова со свободными значениями.

битый час

обложной дождь

отказаться наотрез

беспросыпное пьянство

Два или несколько фразеологизмов могут выступать в речи как синонимы, т. е. близкие по значению выражения. о тяжёлой изнурительной работе: гнуть спину (разг.) / ломать спину (прост.) / мозолить руки (прост.) / набивать мозоли (прост.) / пот проливать (разг.) / тянуть лямку (разг.);

Ø о чрезмерно болтливом, неделовом, пустом человеке: длинный язык (разг., неодобр.) / бесструнная балалайка (разг., неодобр.) / слаб на язык (разг., неодобр.) / язык без костей (разг., ирон.);

Ø стараться изо всех сил: лезть из кожи (разг.) / разбиваться в лепёшку (прост.) / вытягиваться в нитку (разг.) / тянуться из последнего (разг.) / разрываться на части (разг.) / разрываться пополам (разг.).

Фразеологические синонимы отличаются друг от друга оттенками своих значений или сферой употребления, т. е. теми же свойствами, что и обычные синонимы, поэтому употреблять их в речи нужно разборчиво и осторожно. Этому способствуют специальные словари, в том числе и «Словарь фразеологических синонимов русского языка» под ред. В. П. Жукова, в котором содержится около 730 синонимических рядов.

Многим фразеологизмам свойственна вариантность. При вариативности несколько меняется форма выражения устойчивого оборота, а смысл остаётся общим для обоих из них:

Ø оставаться безнаказанным: выходить сухим из воды – вылезать сухим из воды;

Ø держаться высокомерно, важничать: задирать нос – подымать нос – драть нос;

Ø очень близко к чему-л.: на волоске – на волосок – на волос;

Ø заниматься чем-л. бесполезным: носить воду решетом – таскать воду решетом – черпать воду решетом;

Ø совершенно не касается кого-л.: моя хата с краю – моя изба с краю – твоя хата (изба ) с краю – его хата (изба ) с краю…

В речи фразеологические обороты используются очень часто. Особенно они свойственны разговорной речи. Фразеологизмы делают речь богатой и выразительной, яркой и эмоциональной. Это излюбленное языковое средство выразительности, используемое в публицистическом и художественном стиле. Не избегает его и научный стиль, но в таких жанрах, которые больше относятся к научно-популярным подстилям: научно-популярные статьи, публичные выступления типа лекции и т. п. Официально-деловой стиль фразеологизмов не использует.

В связи с тем что фразеологизмы обеспечивают такие качества культуры речи, как богатство речи, выразительность речи, и в связи с тем что они весьма многообразны и вступают друг с другом в сложные системные отношения (синонимы, антонимы, варианты), они должны использоваться в речи безошибочно. Неграмотное их использование приводит к речевым ошибкам.

Так, фразеологизму свойственно постоянство состава его компонентов, поэтому произвольно менять один компонент на другой нельзя. Никому в голову не придёт сказать вместо козёл отпущения – *осёл отпущения / *коза отпущения …; вместо куда Макар телят не гонял – *куда Антон / Пётр / Иван… телят не гонял .

Большинство фразеологизмов не допускает включения новых слов или изменения входящей в них словоформы, т. е. «взлома» их формы:

У фразеологизмов строго закреплённый порядок расположения компонентов, поэтому их нельзя менять местами:

Чаще всего в речи сталкиваются с таким явлением, как смешение двух фразеологизмов, которое называется контаминацией. Контаминация в области фразеологии – это ошибочное объединение в речи двух фразеологизмов, известных языку, и как результат порождение совершенно нового (третьего) фразеологизма, которого в языке нет:

Ø имеет место (быть, происходить, совершаться) и имеет быть (произойдет тогда-то: торжество имеет быть 2 октября) → *имеет место быть

Ø надоел хуже горькой редьки и пристал как банный лист надоел как банный лист ;

Ø списать в архив и сбрасывать со счетов списывать со счетов ;

Ø играть роль и иметь значение иметь роль .

Итак, строгая закреплённость компонентов, постоянство состава, образное устойчивое значение фразеологизмов, казалось бы, не даёт простора для творчества. Но это не так.

Часто в речи фразеологические обороты подвергаются обыгрыванию. «Значение фразеологизма невыводимо из значения составляющих его единиц, однако первичное, несвязанное значение «слабо мерцает» в нём и может «реанимироваться» говорящими для создания комического эффекта» (Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры, с. 297):

Ø Жизнь бьёт ключом – и всё по голове

Ø Кто лучше зайца знает, что такое волчий аппетит?

Ø Стоит ли есть поедом подчинённого, если его не перевариваешь?

Ø Студент ради зачёта идёт на всё, даже на занятия

«Эффект от фразеологизма значительно возрастает, если автор обыгрывает буквальный смысл его компонентов, изменяет его лексический состав, включает его в новые, необычные для него сочетания» (Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи, с. 153). Но этого мастерства нужно достичь. Всякий говорящий должен в идеале стремиться к такому уровню общей культуры и культуры языковой, чтобы, зная значение того или иного слова, того или иного оборота, свободно и умело использовать его. В случае же самовыражения необходимо учитывать ту тонкую грань, которая пролегает между правильным и неправильным, истинно талантливым и вычурным или даже пошлым.

С помощью фразеологизма можно сказать о немногом многое. «Фразеология привлекает говорящих своей экспрессивностью, потенциальной способностью положительно или отрицательно оценивать явления, выражать одобрение или осуждение, ироническое, насмешливое или иное отношение к нему» (Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи, с. 154).

Всё это позволяет сделать речь не только богатой и выразительной, но и ещё в определенном смысле экономной и достигающей прагматических целей говорящего.

Редактор должен различать фразеологическое новаторство и непроизвольное изменение состава фразеологизмов, искажение их значения из-за непонимания устойчивого выражения, неуместные каламбуры, возникающие при употреблении свободных словосочетаний, омонимичных фразеологизмам.

Например, критик в статье о новом спектакле пишет: Может быть, найдутся и такие зрители, которые со мной не согласятся... Ну что ж, да будет им земля пухом. Употребив фразеологизм без учета семантики, он «похоронил» своих оппонентов. Оратор возмущается беспорядками на строительной площадке: Трижды ассигновали деньги на ондулин для крыши спортивного комплекса, а пришло время, и крыть нечем! (последние слова воспринимаются не в их прямом значении, а как фразеологизм, означающий «нечего сказать в ответ», «нечего возразить»).

Неуместная контаминация фразеологизмов придает речи комизм, делает высказывание абсурдным: Он был тертый воробей, и разоблачить его было нелегко; Вот и остался я за бортом разбитого корыта... (в последнем примере возникает и реализация метафоры).

Особенно часто редактору приходится сталкиваться с ошибками при употреблении фразеологизмов в спортивных репортажах. Обращение к фразеологизмам бывает стилистически не оправдано, порой оно свидетельствует не о мастерстве, а о беспомощности автора, о незнании им языка. Далеко не правы те, кто считает, что достаточно вставить в репортаж поговорку, пословицу или любой другой фразеологизм, и изложение станет художественным, эмоциональным, живым. Фразеологизм по своей эмоционально-экспрессивной окраске может и не подходить к стилю авторской речи. Стилистически неуместным оказывается книжный, несколько устаревший фразеологизм в таком предложении: В некоторых видах программы шла борьба между опытом и молодостью, но все-таки было больше таких номеров, где бразды правления оказались в руках молодых спортсменов. Употребление его придает речи ироническую окраску, которая совершенно не оправдана содержанием информации. Еще пример такого же немотивированного смешения стилей при употреблении фразеологизмов: В спорте, как и в жизни, счастлив тот, кто «и жить торопится, и чувствовать спешит» по большому счету. Строки из стихотворения П.А. Вяземского «Первый снег», известные как эпиграф к первой главе «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, не следовало ставить рядом со штампом, их несовместимость вызывает улыбку читателя.

Стилистически не мотивировано и увлечение журналиста фразеологизмами в таком, например, сообщении: Первый блин комом получился у чемпиона Европы, который не смог найти общего языка с «банановым мустангом» и не взял начальную высоту. Соединение фразеологизмов с шутливой перифразой, которую автор закавычил, приводит к излишней перегрузке текста образными средствами, к тому же они даются в сочетании со специальной и книжной лексикой, а эта стилистическая пестрота языковых средств также создает неуместный комизм.

О низкой речевой культуре пишущего свидетельствует искажение привычной языковой формы фразеологизма без специального стилистического задания. Пишут, пренебрегая установившимися языковыми нормами: Не за горой тот день, когда начнутся новые соревнования (в этом выражении существительное закрепилось в форме множественного числа: не за горами); Этим богатырям, пусть даже и семи пядей во лбах и косых саженей в плечах, такая задача оказалась непосильной (а здесь выделенные слова следовало употребить в единственном числе); Туристы расположились отдыхать и первым делом заморили червячков (сколько же их было, этих «червячков»?); Чтобы добиться успеха, надо трудиться не покладая руки (руки или рукй?). В первом случае не оправдана форма множественного числа винительного падежа, во втором - единственного числа родительного падежа, так как нужна только форма родительного падежа множественного числа - не покладая рук.

Нельзя в составе фразеологизмов искажать формы глаголов, потому что это может придать высказыванию нежелательный смысловой оттенок. Например, не странно ли такое утверждение: Более двадцати лет переступает порог заводского спортивного клуба Илья Трофимович? Фразеологизм переступить порог употребляется лишь в значении «совершить какой-либо важный поступок» и исключает многократное повторение действия.

Потому-то так важно употребление глагола в форме совершенного вида, замена же ее на противоположную приводит к абсурду. Иногда авторы не умеют правильно ввести фразеологизмы в предложение. Ведь устойчивое сочетание должно вписываться в контекст, правильно соединяться с другими словами. Но порой встречаются случаи нарушения сочетаемости фразеологизма со словами, с которыми он связан. Например: Это замечание до глубины души удивило юношу (юноша мог быть «до глубины души» тронут, потрясен, но не удивлен); До открытия чемпионата - рукой подать (выделенное выражение уместно лишь при определении пространственных, а не временных границ; здесь можно было написать: остались считанные дни); Вначале гордиев узел этой пары был кауфман, но наконец он покорился («гордиев узел» нельзя покорить, его разрубают. Да и подходит ли этот фразеологизм для выражения авторской мысли?).

Иногда пытаются усилить экспрессию фразеологизмов, добавляя в них слова. Однако не всякое расширение состава фразеологизма стилистически оправдано. Вряд ли его следует приветствовать в таком, например, случае: Будем надеяться, что Волков скажет свое большое слово и в тренерской работе. Не украшает авторский стиль данный «прием» в высказывании: В этот раз наши игроки были на высоте стоящих перед ними задач. Неуместный комизм речи придает расширение состава фразеологизма в такой фразе: Она бросилась бежать со всех своих длинных ног. А в другом случае результатом подобной же ошибки автора явилась абсурдность утверждения: Выбирая музыку к программе, фигурист идет в одну ногу со своим временем.

Не меньший ущерб стилю может нанести и неоправданное усечение состава фразеологизмов, немотивированная замена в них слов. В заметке о баскетболистах читаем: Те, кто должен болеть за успех команды, на все эти безобразия смотрят с закрытыми глазами. Здесь спутаны, видимо, два фразеологизма: смотреть сквозь пальцы и закрывать глаза (на что-либо). С автором этого материала «полемизирует» другой пишущий: Никто не закрывает глаза при виде недостатков в снабжении спортсменов инвентарем (снова нелогичность, потому что искажен цитированный уже фразеологизм).

При употреблении фразеологизмов случаются такие ошибки, которые свидетельствуют о небрежности авторов: Этой инициативе надо дать широкую улицу (вместо: зеленую улицу)’, иные уличают авторов в плохом знании классических источников: Мы долго ждали, когда наши фигуристки пробьют окно в Европу. (У Пушкина: В Европу прорубить окно.) К тому же вряд ли эти крылатые слова подходят по значению для информации о спортивных соревнованиях. Но опаснее всего те ошибки, которые дают повод превратно толковать авторскую мысль. «Спортсмен понимал, что товарищи оказали ему наивысшую меру доверия», - говорит комментатор, не подозревая, что в его реплике намек на высшую меру наказания. Употребив фразеологизм в непривычном для него значении, другой горе-рассказчик «хоронит» своих героев: Все были уверены, что, проводив товарищей в этот последний путь, скоро узнают о новой победе покорителей горных вершин. Подобная же ошибка, связанная с искажением значения фразеологизма, вкралась и в такое повествование: Нужно было прощаться. Участники похода собрались у костра, чтобы спеть свою лебединую песню.

Рассматривая ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологизмов, следует упомянуть и те случаи, когда в речи возникают невольные каламбуры из-за того, что пишущий использует слова в их прямом значении, а читатель воспринимает их сочетание как образное выражение фразеологического характера. При этом высказыванию придается совершенно неожиданное значение. Часто подводит авторов так называемая внешняя омонимия фразеологизмов и свободных сочетаний слов. Из-за нее высказывание может утратить ясность, например: Нашей группе в турпоходе досталась географическая карта с белыми пятнами. Выделенные слова, очевидно, указывают на то, что карта была с браком (на ней оказались непропечатанные места), но их можно истолковать и как фразеологизм: белые пятна на карте - неоткрытые земли.

Таким образом, фразеология, являясь источником образности и выразительности речи, может создавать и значительные трудности при невнимательном отношении к слову.

Фразеологизмы следует отличать от свободных словосочетаний.

Важнейшей особенностью фразеологизмов является их воспроизводимость: они не создаются в процессе речи (как словосочетания), а используются такими, какими закрепились в языке.

Фразеологизмы всегда сложны по составу, они образуются соединением нескольких компонентов (попасть впросак, вверх тормашками, кровь с молоком). Компоненты фразеологизмов несут на себе ударение.

Многие фразеологизмы эквивалентны одному слову (ср: раскинуть умом - подумать, кот наплакал - мало, пятое колесо в телеге - лишний). Однако есть и такие, которые можно приравнять к целому описательному выражению (ср.: садиться на мель - попадать в крайне затруднительное положение, нажимать на все педали - прилагать все усилия для достижения цели или выполнения чего-либо).

Фразеологизмы характеризует постоянство состава. Постоянство состава фразеологизмов позволяет говорить о «предсказуемости» их компонентов. Так, зная, что в фразеологизме используется слово закадычный, можно предсказать другой компонент - друг; слово заклятый подсказывает используемое вместе с ним слово враг и т.д. Фразеологизмы, которые не допускают никакого варьирования, относятся к абсолютно устойчивым сочетаниям.

Большинству фразеологизмов свойственна непроницаемость структуры: не допускается включение в них новых слов. В некоторых фразеологизмах возможен пропуск одного или нескольких компонентов. Например, говорят пройти сквозь огонь и воду, отсекая конец фразеологизма и медные трубы, или выпить чашу до дна вместо выпить горькую чашу до дна. Редукция фразеологизмов в таких случаях объясняется стремлением к экономии речевых средств и специального стилистического значения не имеет.

Фразеологизмам присуща устойчивость грамматического строения, в них обычно не меняются грамматические формы слов. Перестановка компонентов обычно допускается во фразеологизмах, состоящих из глагола и зависящих от него именных форм.

Неоднородность структурных признаков фразеологизмов объясняется тем, что фразеология объединяет довольно пестрый языковой материал, причем границы фразеологических единиц очерчены недостаточно определенно.

Незнание точного значения фразеологизма, его лексико-грамматического состава, экспрессивно-стилистических особенностей, сферы употребления, сочетаемости, наконец, невнимательное отношение к образной природе фразеологизмов приводят кречевым ошибкам. При употреблении фразеологизмов ошибки могут быть не связаны со спецификой фразеологических единиц как воспроизводимых устойчивых оборотов. Неудачный выбор фразеологического синонима, употребление фразеологизма без учета его семантики, нарушение сочетаемости фразеологического оборота со словами окружающего контекста и т.д. - все эти ошибки, по существу, не отличаются от аналогичных речевых ошибок при использовании отдельных слов.

Употребление фразеологизма без учета его семантики искажает смысл высказывания. Использование фразеологизма с определенной стилистической окраской может вступить в конфликт с содержанием и стилем произведения. Недопустимо также сочетание экспрессивно окрашенных фразеологизмов с официально-деловой лексикой.

Незнание точного значения фразеологизма, его лексико-грамматического состава, экспрессивно-стилистических особенностей, сферы употребления, сочетаемости, наконец, невнимательное отношение к образной природе фразеологизмов приводят к речевым ошибкам. При употреблении фразеологизмов ошибки могут быть не связаны со спецификой фразеологических единиц как воспроизводимых устойчивых оборотов. Неудачный выбор фразеологического синонима, употребление фразеологизма без учета его семантики, нарушение сочетаемости фразеологического оборота со словами окружающего контекста и т.д. - все эти ошибки, по существу, не отличаются от аналогичных речевых ошибок при использовании отдельных слов.

Употребление фразеологизма без учета его семантики искажает смысл высказывания. Так, А.С. Пушкин, прочитав «Ответ Гнедичу» К.Н. Батюшкова, против строк Твой друг тебе навек отныне с рукою сердце отдает заметил: «Батюшков женится на Гнедиче!». Использование фразеологизма с определенной стилистической окраской может вступить в конфликт с содержанием и стилем произведения. Например: Он метался, искал спасения. Придумал трогательную историю в свое оправдание, но она прозвучала как лебединая песня этого прожженного негодяя. Фразеологизм лебединая песня, в котором заключена положительная оценка, сочувственное отношение к тому, о ком говорится, стилистически неуместен в данном контексте. Нельзя соединять в одном предложении фразеологизмы с контрастной стилистической окраской, например, сниженные, разговорные, и книжные, торжественные: Он обещал, что не ударит в грязь лицом и будет трудиться под стать кадровым водителям степных кораблей. Недопустимо также сочетание экспрессивно окрашенных фразеологизмов с официально-деловой лексикой. Председатель осыпал меня золотым дождем на сумму восемьдесят тысяч рублей; эмоционально ярких, поэтических фразеологизмов-с речевыми штампами, восходящими к «канцелярскому красноречию»: Счастлив тот, кто и жить торопится и чувствовать спешит по большому счету. Возникающее при их соединении смешение стилей придает речи пародийное звучание.

Проанализируем ошибки, которые встречаются при неправильном употреблении устойчивых оборотов речи и связаны с неоправданным изменением состава фразеологизма или с искажением его образного значения.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка - М., 1997 г.

Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

ЯЗЫК И РЕЧЬ

Язык неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе. Принадлежащий обществу язык и его использование каждым отдельным человеком - два разных, хотя и тесно взаимосвязанных явления: с одной стороны, это общественное явление, некая совокупность единиц, правила

употребления которых хранятся в коллективном сознании носителей языка; с другой стороны, это индивидуальное использование какой-то части этой совокупности. Сказанное позволяет разграничивать два понятия - язык и речь.

Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка.

Язык - это совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств; язык как сущность находит свое проявление в речи.

Речь представляет собой использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей, поэтому речь может быть определена как функционирование языка.

Таким образом, язык и речь тесно взаимосвязаны. Язык необходим, чтобы речь была понятной. Без языка речь перестает быть собственно речью и превращается в набор бессмысленных звуков.

Несмотря на то что язык и речь, как уже говорилось, образуют единый феномен, каждый из них имеет свои,

противоположные, особенности:

Язык - это средство общения; речь - это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию;

Язык абстрактен, формален; речь материальна, в ней корректируется все, что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом;

Язык стабилен, статичен; речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность;

Язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа; речь индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;

Для языка характерна уровневая организация, которая вносит в последовательность слов иерархические отношения; речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке;

Язык независим от ситуации и обстановки общения - речь контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которые в языке у них отсутствуют (пример - начало одного из стихотворений С. Есенина: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком»).

Понятия язык и речь соотносятся, таким образом, как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка). Являясь важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, обеспечивает накопление и хранение информации, являющейся результатом

исторического опыта народа и личного опыта индивида, формирует сознание индивида (индивидуальное сознание) и сознание общества (общественное сознание), служит материалом и формой художественного творчества. Таким образом, язык тесно связан со всей человеческой деятельностью и выполняет разнообразные функции.

Функции языка - это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т. е. его характеристики, без которых язык не может существовать. Главнейшие базовые функции языка - коммуникативная и когнитивная, имеющие разновидности, т. е. функции более частного характера. Коммуникативная функция означает, что язык является важнейшим средством человеческого общения (коммуникации), т. е. передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью. Язык существует именно для того, чтобы обеспечивать общение (коммуникацию). Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает им возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.

Коммуникативная функция языка играет ведущую роль. Но язык может выполнить эту функцию благодаря тому, что он подчинен строю мышления человека; поэтому возможен обмен информацией, знаниями, опытом.

Из этого неизбежно следует вторая основная функция языка - когнитивная (т. е. познавательная, гносеологическая), означающая, что язык - важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека.

Помимо перечисленных язык выполняет еще ряд функций:

- фатическая (контактоустанавливающая) - функция создания и поддержания контакта между собеседниками (формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т. п.). Общение происходит ради общения и в основном неосознанно (реже - сознательно) направлено на установление или поддержание контакта. Содержание и форма фатического общения зависят от пола, возраста, социального положения, взаимоотношений собеседников, однако в целом такое общение стандартно и минимально информативно. Стандартность, поверхностность фатического общения помогают устанавливать контакты между людьми, преодолевать разобщенность и некоммуникабельность;

- эмотивная (эмоционально-экспрессивная) - выражение субъективно-психологического отношения автора речи к ее содержанию. Она реализуется в средствах оценки, интонации, восклицании, междометиях;

- конативная - функция усвоения информации адресатом, связанная с сопереживанием (магическая сила заклинаний или проклятий в архаическом обществе или рекламные тексты - в современном);

- апеллятивная - функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения);

- аккумулятивная - функция хранения и передачи знаний о действительности, традициях, культуре, истории народа, национальном самосознании. Эта функция языка связывает его с действительностью (фрагменты действительности, выделенные и обработанные сознанием человека, закрепляются в единицах языка);

- метаязыковая (речевой комментарий) - функция истолкования языковых фактов. Использование языка в метаязыковой функции обычно связано с трудностями речевого общения, например при разговоре с ребенком, иностранцем или другим человеком, не вполне владеющим данным языком, стилем, профессиональной разновидностью языка. Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке - на уроках и лекциях, в словарях, в учебной и научной литературе о языке;



- эстетическая - функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза начинают нравиться или не нравиться. Эстетическое отношение к языку означает, таким образом, что речь (именно сама речь, а не то, о чем сообщается) может восприниматься как прекрасное или безобразное, т. е. как эстетический объект. Эстетическая функция языка, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в ее ритмичности, образности.

Таким образом, язык полифункционален. Он сопровождает человека в самых различных жизненных обстоятельствах. С помощью языка человек познает мир, вспоминает прошлое и мечтает о будущем, учится и учит, работает, общается с другими людьми.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Прежде чем говорить о культуре речи, нужно знать, что такое культура вообще. Язык - это не только важнейшее средство общения между людьми, но и средство познания, которое позволяет людям накапливать знания, передавая их другим людям и другим поколениям. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности называется культурой. Поэтому можно сказать, что язык является средством развития культуры и средством усвоения культуры каждым членом общества. Культура речи - важнейший регулятор системы «человек - культура - язык», проявляющийся в речевом поведении.

Под культурой речи понимается такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Согласно этому определению культура речи включает три компонента: нормативный, коммуникативный и этический. Важнейшим из них по значимости является нормативный аспект культуры речи.

Нормативный аспект культуры речи – это участие в формировании и установлении языковых норм. Языковые нормы - явление историческое. Их появление обусловило формирование в недрах национального языка обработанной и закрепленной на письме разновидности - языка литературного. Национальный язык - общий язык всей нации, охватывающий все сферы речевой деятельности людей. Он неоднороден, поскольку в его составе присутствуют все разновидности языка территориальные и социальные диалекты, просторечие, жаргон, литературный

язык. Высшей формой национального языка является литературный - язык нормированный, обслуживающий культурные потребности народа; язык художественной литературы, науки, печати, радио, театра, государственных учреждений.

Понятие «культура речи» теснейшим образом связано с понятием «литературный язык»: одно понятие предполагает другое. Культура речи возникает вместе со становлением и развитием литературного языка. Одна из основных задач культуры речи - сохранение и совершенствование литературного языка, который имеет следующие признаки:

1) письменная фиксация устной речи: наличие письменности оказывает влияние на характер литературного языка, обогащая его выразительные средства и расширяя сферы применения;

2) нормированность;

3) общеобязательность норм и их кодификация;

4) разветвленная функционально-стилистическая система;

5) диалектическое единство книжной и разговорной речи;

6) тесная связь с языком художественной литературы;

Под нормой понимают общепринятое употребление языковых средств, совокупность правил (регламентации), упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида. В соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств выделяются следующие типы норм:

1) орфоэпические (произносительные), связанные со звуковой стороной литературной речи, ее произношением;

2) морфологические, связанные с правилами образования грамматических форм слова;

3) синтаксические, связанные с правилами употребления словосочетаний и синтаксических конструкций;

4) лексические, связанные с правилами словоупотребления, отбора и использования наиболее целесообразных лексических единиц.

Языковая норма имеет следующие особенности:

Устойчивость и стабильность, обеспечивающие равновесие системы языка на протяжении длительного времени;

Общераспространенность и общеобязательность соблюдения нормативных правил (регламентации) как взаимодополняющие моменты «управления» стихией речи;

Культурно-эстетическое восприятие (оценка) языка и его фактов; в норме закреплено все лучшее, что создано в речевом поведении человечества;

Динамический характер (изменяемость), обусловленный развитием всей системы языка, реализующейся в живой речи;

Возможность языкового «плюрализма» (сосуществование нескольких вариантов, признающихся нормативными) как следствие взаимодействия традиций и новаций, стабильности и мобильности, субъективного (автор) и объективного (язык), литературного и нелитературного (просторечие, диалекты).

Нормативность, т. е. следование нормам литературного языка в процессе общения, справедливо рассматривается как основа, фундамент речевой культуры.

С вопросами норм, их вариантности тесно связано понятие кодификации (от лат. codificatio) - лингвистически достоверного описания фиксации норм литературного языка в специально предназначенных для этого источниках (учебниках грамматики, словарях, справочниках, пособиях). Кодификация предусматривает сознательный отбор того, что предписывается употреблять как правильное.

Вторым по значимости после нормативности является коммуникативный аспект культуры речи.

Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное), и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая), и, следовательно, стилистически оправданное, как заметил в свое время С.И. Ожегов.

Язык выполняет ряд коммуникативных задач, обслуживая разные сферы общения. Каждая из сфер общения в соответствии со своими коммуникативными задачами предъявляет к языку определенные требования. Коммуникативный компонент играет решающую роль в достижении целей общения. Соблюдение норм языка, всех правил этики общения не гарантирует создание удовлетворительных текстов. Например, многие инструкции по использованию бытовой техники перенасыщены специальной терминологией и поэтому непонятны неспециалисту. Если какая-либо лекция читается без учета того, что реально известно слушателям о предмете лекции, у лектора мало шансов быть «принятым» аудиторией.

Язык располагает большим арсеналом средств. Главнейшее требование к хорошему тексту - использование таких языковых средств, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленные задачи общения (коммуникативные задачи). Изучение текста с точки зрения соответствия его языковой структуры задачам общения получило в теории культуры речи название коммуникативного аспекта культуры владения языком.

Соединение знания языка с опытом речевого общения, умение конструировать речь в соответствии с требованиями жизни и воспринимать ее с учетом замысла автора и обстоятельств общения обеспечивают совокупность коммуникативных качеств речи. К ним относятся: правильность (отражение соотношения «речь - язык»), логичность («речь - мышление»), точность («речь - действительность»), лаконизм («речь - общение»), ясность («речь - адресат»), богатство («речь - языковая компетенция автора»), выразительность («речь - эстетика»), чистота («речь - нравственность»), уместность («речь - адресат», «речь - ситуация общения»). Совокупность коммуникативных качеств речи в речевой жизни индивида объединяется в понятие речевой культуры отдельной личности, а также социального и профессионального сообщества людей.

Еще один аспект культуры речи - этический . В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Этика общения, или речевой этикет, требует соблюдения в определенных ситуациях некоторых правил языкового поведения. Этический компонент проявляет себя главным образом в речевых актах - целенаправленных речевых действиях: выражение просьбы, вопроса, благодарности, приветствия, поздравления и т. п. Речевой акт осуществляется в соответствии с особыми, принятыми в данном обществе и в данное время правилами, которые определяются многими факторами, не имеющими отношения к лингвистике, - возрастом участников речевого акта, официальными и неофициальными отношениями между ними и т. п.

Особая область этики общения - явные и безусловные запреты использования определенных языковых средств, например, в любых ситуациях категорически запрещается сквернословие. Под запретом могут находиться и некоторые интонационные языковые средства, например разговор на «повышенных тонах».

Таким образом, этический аспект культуры речи предполагает необходимый уровень этики общения в разных социальных и возрастных группах носителей литературного языка, а также между этими группами.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

Современный русский язык - один из богатейших языков мира - требует серьезного, вдумчивого изучения. Высокие достоинства русского языка создаются его огромным словарным запасом, широкой многозначностью слов, богатством синонимов, неисчерпаемой сокровищницей словообразования, многочисленностью словоформ, особенностями звуков, подвижностью ударения, четким и стройным синтаксисом, разнообразием стилистических ресурсов.

Следует различать понятия русский национальный язык и литературный русский язык. Национальный язык - язык русского народа - охватывает все сферы речевой деятельности людей, независимо от образования, воспитания, местожительства, профессии; он включает в свой состав диалекты, жаргоны, то есть русский национальный язык неоднороден: в его составе функционируют особые разновидности языка. Так, интеллигентный, воспитанный человек использует привычные для него слова и выражения; необразованный и грубый - пользуется набором иных речевых средств; речь академика или журналиста непохожа на речь деревенской старушки, владеющей местным говором; нежная мать подбирает для своего малыша самые ласковые, задушевные слова; раздраженная воспитательница в детском саду или рассерженный отец говорит с озорником по-другому... И все они пользуются одним, общенародным русским языком. В отличие от него литературный язык - более узкое понятие. Под литературным языком понимается язык, обработанный мастерами слова, учеными, общественными деятелями.

Можно выделить ряд особенностей литературного языка.

1. Литературный язык - это строго нормированная форма общенародного национального языка. В литературном языке обработке и нормализации подвергаются все стороны общенародного языка: лексика, произношение, письмо, словообразование, грамматика. Совокупность правил, регламентирующих употребление слов, произношение, правописание, образование слов и их грамматических форм, сочетание слов и построение предложений, называется литературной нормой. Норма - одно из важнейших условий стабильности, единства и самобытности национального языка. Литературная норма имеет важнейшее общественное значение: она ограждает национальный язык от привнесения в него всего случайного, частного. Без твердо установленных языковых норм люди плохо понимали бы друг друга.

2. Только литературный язык существует в устной и письменной формах. Русский литературный язык функционирует в форме устной и в форме письменной речи. Обе эти речевые формы используют одни и те же единицы языка, но по-разному. Речь устная и речь письменная рассчитаны на разное восприятие и поэтому отличаются лексическим составом и синтаксическими конструкциями. Цель устной речи - быстрота передачи и восприятия определенного содержания. Она адресуется непосредственно собеседнику и рассчитана на слуховое восприятие. Устная речь использует разговорно-бытовую, просторечную, иногда диалектную лексику и фразеологию. Ее синтаксис характеризуется частым употреблением простых и неполных предложений; порядок слов не всегда обычный. Из сложных предложений употребляются чаще сложносочиненные, чем сложноподчиненные; причастные и деепричастные обороты в устной речи используются редко. Чаще всего устная речь является диалогической. Но она применяется также в лекциях, докладах, выступлениях и в этих случаях носит монологический характер, а по лексике и синтаксису приближается к письменной речи. В распоряжении устной речи кроме лексико-грамматических средств имеются и вспомогательные средства передачи мысли: мимика, жесты, интонация, паузы, возможность повторения. Письменная речь отличается от устной прежде всего сложной системой графики и орфографии, посредством которой передается то или иное содержание. В лексическом и грамматическом отношениях она характеризуется строгим соблюдением литературных норм языка - особым отбором лексики и фразеологии, обработанным синтаксисом. В письменной речи широко употребляется книжная лексика: официально-деловая, научная, общественно-публицистическая. Для синтаксиса письменной речи характерны сложные и осложненные предложения. В ней большое значение имеют порядок слов, строгая последовательность, стройность в изложении мыслей. Письменную форму речи отличает предварительное обдумывание высказываний, редакторская обработка текста, которую может выполнить и сам автор. Это обусловливает точность и правильность письменной формы речи.

3. Литературный язык подвержен стилистическому расслоению. Русский язык - понятие широкое, всеобъемлющее. На этом языке пишутся законы и научные труды, романы и стихотворения, газетные статьи и судебные протоколы. Наш язык обладает неисчерпаемыми возможностями для выражения самых разных мыслей, развития разнообразных тем, создания произведений любых жанров. Однако использовать языковые ресурсы нужно умело, учитывая речевую ситуацию, цели и содержание высказывания, его адресность. Как непохожи, например, частное письмо и заявление на имя начальника! Приведем пример: одна и та же информация получает разное языковое выражение в зависимости от адресности.

ЛИТЕРАТУРНАЯ НОРМА

Как уже отмечалось выше, литературные нормы классифицируются в зависимости от того, использование единиц какого уровня языка они регламентируют. Можно выделить следующие языковые нормы:

Лексические;

Орфоэпические;

Морфологические;

Синтаксические.

1. Лексические нормы – это нормы правильного словоупотребления, учитывающие правильность выбора слова, а также уместность применения его в общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях. Особая важность соблюдения лексических норм определяется

не только культурно-престижными факторами, но и необходимостью полного взаимопонимания между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим). Рассмотрим основные речевые ошибки в словоупотреблении:

Неточность словоупотребления . Человек с небогатым словарным запасом часто использует слова неправильно, не в свойственном им значении. Разновидностями этой ошибки являются:

1. Использование совершенно неподходящего слова, например: В душе Андрея накапливалось противоречие к войне (речь идет о раздражении по отношению к войне, ее неприятии, об отвращении к войне).

2. Подмена понятий, возникающая вследствие недостаточно четкой их дифференциации: Приближения дня премьеры коллектив театра ждет с особым волнением (ждут не приближения премьеры, а саму премьеру).

3. Смешение паронимов. Например, паронимы главный – заглавный . Использование прилагательного заглавный возможно в таком предложении: Заглавную роль в кинофильме «Анна Каренина» сыграла Татьяна Самойлова ; но нет заглавной роли в фильмах «Воскресение», «Война и мир» – в них могут быть лишь главные роли.

4. Неточное употребление синонимов, например: черный конь (вместо вороной), часы торопятся (вместо спешат), нарядный китель (вместо парадный).

5. Не устраненная контекстом многозначность слова, например: К 25-ти годам сын остепенился (получил ученую степень или стал степенным?). Мы прослушали все ваши замечания (то есть пропустили мимо ушей или выслушали?).

Чтобы избежать этих ошибок, необходимо не использовать в тексте слова, смысл которых неизвестен или не вполне понятен. В этом случае следует обратиться к словарю или заменить слово другим.

Несовместимость слов друг с другом. Данная ошибка возникает в тех случаях, когда используемое слово не сочетается с другими словами в тексте или с общим стилем текста, и может быть вызвана:

1. Нарушением предметно-логических связей слов. Например, нельзя сказать большая половина (так как половины равны), облокотиться плечом (любой частью тела, кроме локтя, можно прислониться или опереться).

2. Несоответствием слова стилистической окраске текста. Нарушение стилевого единства высказывания происходит в результате немотивированного использования: а) слишком низких для данного текста слов (разговорных, просторечных, жаргонных и т. д.); б) слишком высоких для данного текста слов (научных, архаичных, официально-деловых – так называемых канцеляризмов и др.), которые оказываются высокопарными и претенциозными.

3. Нарушением хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой (анахронизм): В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги (слово митинг появилось значительно позднее, причем в Англии).

Речевая недостаточность. Речевая недостаточность возникает в результате немотивированного пропуска слов и проявляется в лаконизме изложения в ущерб содержанию. Одной из причин речевой недостаточности в письменной речи является перенесение в нее особенностей разговорной: пропуск структурно и семантически значимых единиц. Немотивированный пропуск слов может привести к неясности, искажению смысла высказывания (объявление на двери рентгенкабинета: Ввиду холодов в помещении делаем только срочные переломы – т. е. рентгенологические снимки переломов; На стене висели разные писатели), к алогизму (т. е. сопоставлению несопоставимых понятий), например, в предложении: Язык Катерины – самый яркий из всех действующих лиц "Грозы" неоправданный эллипсис приводит к сопоставлению языка с действующими лицами. Широко известны речевые казусы в разного рода объявлениях: Вяжем варежки из шерсти заказчика .

Речевая избыточность. Речевая избыточность, или многословие, проявляется в немотивированном употреблении большего количества слов, чем требуется для выражения мысли. Многословие может быть вызвано плеоназмом; тавтологией; повторением одного и того же слова. Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов: лично я, ладонь руки, вздернутый кверху нос, рыбная уха, падает книзу, впервые знакомиться и т. п. Исключение! Закрепились в языке и стали нормативными: народная демократия, экспонаты выставки, букинистическая книга, монументальный памятник, реальная действительность, практика работы, частная собственность. Но если плеоназмы используются как средство усиления выразительности, он становится ярким стилистическим приемом. Тавтология (греч. tautologia, от tauto – то же самое и logos – слово) – повторение однокоренных слов (рассказать рассказ, масло масляное ) или соединение иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (странный парадокс, первый дебют, необычный феномен ). Тавтология оправдана, если однокоренные слова 1) нельзя заменить синонимами (варить варенье, закрыть крышкой, цветы цветут, тренер тренирует, редактор редактирует ); 2) входят в состав терминов (словарь иностранных слов, учащиеся педагогического училища ), наименований (букинистическая книга, черные чернила, красная краска; город Волгоград). Тавтология используется как стилистический прием в выражениях фразеологического характера: в конце концов, мал мала меньше, ходить ходуном, сиднем сидеть, видимо-невидимо и т. п. Повтор одного и того же слова – стилистически немотивированное употребление слова, свидетельствующее о неумении автора пользоваться синонимическими богатствами языка, четко и лаконично выражать мысль.

Употребление непонятных читателю слов. Данная ошибка выражается в немотивированном использовании слов ограниченной сферы употребления (иностранных слов, специальных терминов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов и др.). Нормы языка требуют избегать использования слов, которые могут быть непонятны слушателю или читателю.

Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Немотивированное изменение состава фразеологизма:

1) расширение состава фразеологизма в результате употребления уточняющих, избыточных слов (Со всех своих длинных ног она кинулась бежать );

2) сокращение состава фразеологизма в результате пропуска его компонентов (Тренер сделал хорошую мину – опущено при плохой игре );

3) искажение лексического состава фразеологизма (хоть кол на голове чеши (надо: теши ), провести вокруг пальца (надо: обвести );

4) обновление грамматических форм (Дети заморили червячков и развеселились – нельзя использовать множественное число вместо единственного), искажение предлогов (семи пядей на лбу );

2. Разрушение образного значения фразеологизма. Данная ошибка возникает в результате проявления в контексте буквального значения фразеологизма. Поэтому неудачны предложения, в которых писатель-фантаст, рисуя марсиан со щупальцами вместо рук, замечает, что инопланетянин взял себя в руки.

3. Контаминация (т. е. смешение) элементов разных фразеологизмов. Например, предпринять меры (правильно: принять меры и предпринять шаги ), играть главную скрипку (правильно: играть главную роль и играть первую скрипку ).

Лексические нормы отражены в толковых, фразеологических словарях, словарях сочетаемости, синонимов, паронимов.

2. Орфоэпические (греч. orthos – правильный + греч. epos – речь) нормы – нормы произношения и ударения. Их соблюдение облегчает и ускоряет взаимопонимание в процессе общения.

Правила произношения в русском языке можно разделить на три группы: произношение согласных, произношение гласных, произношение заимствованных слов. В произношении согласных звуков действуют законы уподобления (ассимиляции) по звонкости/глухости и оглушения звонких в абсолютном конце слова (напр., дуб – ду[п]). В сочетаниях звонкого и глухого согласных, так же как и глухого и звонкого, первый звук уподобляется второму: если первый звук звонкий, то он утрачивает звонкость и становится глухим (дорожка– доро[ш]ка); если первый звук глухой, то происходит его озвончение (сделать – [з]делать).В произношении гласных наиболее характерной чертой является их изменение в безударных позициях. Для русского литературного языка свойственно аканье, т. е. произношение о в безударном слоге, стоящем перед ударным, после твердых согласных как звука, близкого к [а], обозначаемого в транскрипции знаком α – альфа: к[а]рова – корова, с[а]бака – собака. В остальных безударных слогах изменяется произношение не только [о], но и [α]. Оба звука произносятся как неясный, 20 сокращенный (т. е. редуцированный) ы-образный звук, средний между [а] и [ы], условно обозначаемый знаком ер/ъ/. Например, пишем сковорода, а произносим скъвърада. Перечисленные фонетические нормы усваиваются русскоговорящими с детства и, как правило, не представляют трудностей. Рассмотрим те фонетические явления, которые входят в зону особого риска:

1. Произношение сочетания ЧН. Наличие вариантов произношения слов с чн связано с утратой правил старого московского произношения, диктующих произносить чн как шн, и появлением тенденции к сближению звучания с написанием. Проявлением побуквенного произношения становится фиксация современными орфоэпическими словарями обоих вариантов в качестве нормативных. Произношение [шн] требуется сохранять в: а) женских отчествах – Савви[шн]а, Фомини[шн]на, Ильини[шн]а, Кузьмини[шн]а; б) отдельных словах (горчи[шн]ый, коне[шн]о, пере[шн]ица, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]ица).

2. Переход ударного Е в О. Нормализация произносительных вариантов с Е и О приобрела сейчас особую сложность в связи с взаимодействием двух тенденций развития этого фонетического явления. С одной стороны, в русском языке существует исторически обусловленная тенденция перехода Е в О под ударением после мягких согласных. С другой стороны, в современном языке действует тенденция к побуквенному произнесению, обусловленная графическим восприятием напечатанного слова. Ситуация осложняется тем, что буква ё используется только в смыслоразличительной функции (ср. все и всё, небо и нёбо, падеж и падёж), но не служит для указания на правильное произношение читаемого слова. Поэтому правильное произношение слов с такого рода вариантностью нужно проверять по современным орфоэпическим словарям (например: желчь, маневры, головешка и т. п.).

3. Неравномерный процесс смягчения согласных перед гласным Е в заимствованных словах. В соответствии с законами русского произношения перед гласным Е произносится мягкий согласный звук. Этому правилу соответствует большинство давно и прочно вошедших в русский язык заимствований. Однако новые заимствованные слова ведут себя по-разному. Одни сохраняют твердое произнесение согласного перед е, как в языке, из которого они заимствованы: ан[тэ"] на, другие оказались более податливыми и стали произноситься со смягченными согласными: [т"е]pмин. В связи с отсутствием твердых правил в отношении подобных слов их произношение следует выяснять из новейших орфоэпических справочников.

Нормы ударения изучаются акцентологией (лат. accentus – ударение). Русскому ударению свойственны такие характерные черты, как:

1. Разноместность. В русском языке ударение свободное, так как оно не закреплено за определенным слогом во всех словах. В некоторых языках ударение в слове всегда падает на какой-то определенный слог: на первый – в эстонском, латышском и др., на предпоследний – в польском и грузинском, на последний – в армянском и французском и др. В этом случае говорят о фиксированном, или связанном, ударении.

2. Подвижность – способность ударения перемещаться с одной значимой части слова на другую в разных его формах и однокоренных словах. Ударение называется неподвижным, если при словоизменении оно не меняет своего места, и подвижным, если при словоизменении оно перемешается на другие слоги. В русском языке слова с неподвижным ударением преобладают.

Русское ударение выполняет несколько важных функций:

1) выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию;

2) играет роль важного смыслоразличительного средства.

С помощью ударения разграничивают:

а) семантические варианты (омографы): за мок – замо к, хло пок (волокно) – хлопо к (удар в ладоши), му ка – мука , острота (лезвия) – острота (остроумное выражение) и т. п.;

б) стилистические варианты: ше лковый (общеупотребительное) – шелко вый (поэтическое), лавро вый (нейтральный вариант) – ла вровый (в ботанике) и т. п.;

в) грамматические формы (омоформы): разре зал (сов.в.) – разреза л (несов. в.), руки (р. п.) – ру ки (и. п. мн. ч.).

Указанные особенности русского ударения объясняют как затруднения, испытываемые иностранцем при изучении русского языка, так и многочисленные орфоэпические ошибки людей, для которых русский язык является родным. Орфоэпические нормы отражаются в орфоэпических словарях.

3. Морфологические нормы – это нормы образования форм различных частей речи и их использования. Существующая в настоящее время вариантность грамматических форм имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений и глаголов свидетельствует о перестройке отдельных участков морфологической системы русского языка. Рассмотрим некоторые случаи колебания морфологических норм, вызывающие наибольшие затруднения.

Трудные случаи употребления имен существительных .

У имен существительных в большей степени вариантность наблюдается в категории рода и падежных формах.

1. Колебания в роде свойственны прежде всего:

1) Существительным, употребляющимся преимущественно во множественном числе (туфли, пимы, сандалии и т. д.).

2) Существительным 2-го и 3-го склонения, оканчивающимся на Ь или шипящий (тюль, шампунь, мозоль, пемоксоль, аэрозоль, канифоль, выхухоль и др.), так как не имеют ярко выраженных родовых различий в форме именительного падежа единственного числа.

3) Существительным общего рода (размазня, невежа, разиня, сирота и др.). Род таких существительных определяется в зависимости от контекста (такая размазня и такой размазня ).

4) Аббревиатурам. Согласно существующему правилу род аббревиатур определяется по стержневому слову. Однако это общее правило непрерывно расшатывается речевой практикой, что обусловлено двумя причинами: 1) противоречием между содержанием и формой: этимологической (по стержневому слову) и формальной (по конечному звуку основы) мотивированностью рода (например: ЖЭК – контора, ВАК – комиссия); 2) сложностью этимологической расшифровки аббревиатуры и установления стержневого слова.

Норма для аббревиатур данного типа неустойчива (этим и объясняется несовпадение нормативных предписаний в различных словарях, справочниках). Здесь можно говорить лишь о тенденции ее развития – установлении грамматического рода у аббревиатур по формальному признаку.

5) Сложным словам типа диван -кровать . При употреблении данных слов возникают две грамматические трудности: а) изменяемость или неизменяемость первой части; б) определение общей родовой характеристики тех сложных слов, компоненты которых принадлежат к разному грамматическому роду. Так как в научной литературе нет твердых грамматических правил употребления таких слов, следует обращаться к словарям.

6) Несклоняемым именам существительным иноязычного происхождения. При определении рода несклоняемых имен существительных следует учитывать общее значение слова. Существительные, обозначающие:

Животных и птиц, обычно принимают форму мужского рода, если в контексте не подчеркивается их пол: забавный пони, красивый какаду . Но если они указывают на самку, то в контексте употребляются как существительные женского рода: Кенгуру прыгала медленно, так как в сумке у нее был детеныш . Исключение составляют слова иваси, цеце, колибри , которые употребляются в женском роде под влиянием общеродовых слов рыба, муха и птица ;

Географические названия, принимают форму рода в соответствии со словами «город», «река», «озеро», «столица», «гора» и т. д.: полноводное Онтарио (озеро), солнечный Сочи (город);

Лиц, в соответствии с полом относятся к мужскому или женскому роду: мадам, фрейлейн, фрау и др. Исключение: жюри (среднего рода, так как обозначает совокупность лиц). Двуродовые (род определяется в зависимости от контекста): визави, протеже и др. При обозначении лиц по профессии, должности, званию, традиционно связанных с мужским трудом (типа атташе , рефери ), относятся к мужскому роду;

Неодушевленные предметы, явления, как правило, относятся к среднему роду: пальто, манто, кино, интервью и др. Вариантность, а также исключения из правил объясняются активным влиянием слова с родовым понятием. Слова-исключения женского рода: кольраби (капуста), салями (колбаса), авеню (улица). Слова-исключения мужского рода, обозначающие названия языков (хинди, суахили, урду, бенгали ), ветров (сирокко, торнадо ). Слова с вариантностью в категории рода: пенальти (средний и мужской – одиннадцатиметровый штрафной удар), сулугуни (средний и мужской – сыр) и др.

2. Вариантность падежных окончаний.

Первое место по частоте колебаний занимают формы: 1) родительного падежа множественного числа, 2) именительного падежа множественного числа.

1) Родительный падеж множественного числа. Колебания в образовании данной формы наблюдаются у существительных мужского рода, оканчивающихся на твердый согласный и обозначающих: а) единицы измерения (ампер, ватт, вольт, герц, ньютон; гектаров; граммов (грамм), килограммов (килограмм), кулон, эрг и др.); б) овощи, фрукты, плоды (для таких существительных общелитературным является окончание -ов: апельсинов, баклажанов, бананов, лимонов и т. д. Исключение: яблок ); в) парные предметы (погон, эполет, мокасин, сапог, чулок; джинсов, гольфов; носков, рельсов и доп. рельс и др.); г) лица по национальности (румын, башкир, болгар, осетин, якутов, хорватов, бурят и бурятов, туркмен и туркменов и др.); д) прежние рода войск (гренадер(ов), гусар(ов), драгун(ов), кирасир(ов), улан(ов), гардемарин(ов) ).

2) Именительный падеж множественного числа. Классическое, традиционное окончание у существительных мужского рода – окончание -ы. Вместе с тем пришедшее в литературный язык из просторечия окончание -а в последние десятилетия становится все более распространенным и вытесняет окончание -ы. C точки зрения распространенности окончания -а существительные подразделяются на 3 группы:

Существительные, форма множественного числа которых образуется только с помощью окончания -ы (и): гербы, месяцы, лекторы, бухгалтеры, ректоры и др.;

Существительные, форма множественного числа которых образуется только с помощью окончания -а (я): профессора, доктора, директора, паспорта и др.;

Существительные, форма множественного числа которых образуется вариативно: слесарь, прожектор, трактор, свитер и др.

В случае вариантности окончания -ы(и) и -а(я) стилистически противопоставлены: первые закреплены за книжными стилями, последние более свойственны разговорной и профессиональной речи. Помимо стилистически дифференцированных вариантов, существуют смысловые варианты: образы (художественно-литературные) и образа (иконы), учители (идейные руководители) и учителя (преподаватели), цветы (растения) – цвета (окраска),

корпуса (здания) и корпусы (тела) и т. п.

3. Склонение фамилий

Склоняются:

1. Мужские нерусские фамилии, оканчивающиеся на согласную букву (Шмидт, Ремчук, Майер и др.). В двойных иноязычных фамилиях склоняется последняя часть (Конан Дойл, Тер-Гевондян и др.).

2. Нерусские фамилии на безударный гласный -а/-я (Творчество Пабло Неруды, песни Булата Окуджавы ).

Несклоняются:

1. Женские нерусские фамилии, оканчивающиеся на согласную букву (Шмидт, Ремчук, Майер и др.).

2. Нерусские фамилии, оканчивающиеся на ударный гласный -а/-я (романы Дюма ).

3. Иностранные фамилии, оканчивающиеся на гласные (Массне, Руставелли, Верди, Ананиашвили, Доницетти, Масканьи, Бюль-Бюль оглы и др.).

4. Фамилии на -аго, -яго, -ых, -их, -ово, -ко (Дубяго, Седых, Долгих ).

5. Мужские и женские фамилии, совпадающие с нарицательными существительными (Петух, Рысь, Волк, Крыса, Сало, Шило, Горло и др. ).

Фамилия употребляется во множественном числе:

1) с двумя мужскими именами (Петр и Андрей Макаревичи ),

2) со словами муж и жена (муж и жена Бирихи ),

3) со словами отец и сын (отец и сын Вайнерманы ).

Фамилия употребляется в единственном числе:

1) с двумя женскими именами (Светлана и Нина Ким ),

2) с женским и мужским именем (Ольга и Олег Бауэр ),

3) со словом супруги (супруги Шмидт),

4) со словами брат и сестра (брат и сестра Вульф ).



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...