Виктор астафьев звездопад краткое содержание. Виктор петрович астафьев

В. Астафьев – повесть “Звездопад”. В центре сюжета повести – любовь простого солдата Миши, юного мальчиш­ки, лежавшего в госпитале, и медсестры Лиды. Однако исто­рия эта не закончилась счастливо: мама Лиды имела свой взгляд на эти отношения. Она деликатно просит героя оста­вить ее дочь: “Михаил, будьте умницей, поберегите Лиду… Не ко времени все это у вас, Михаил! Еще неделя, ну, месяц, а потом что? Потом-то что? Разлука, слезы, горе!.. Предполо­жим, любви без этого не бывает. Но ведь и горе горю рознь. Допустим, вы сохранитесь. Допустим, вас изувечат еще раз и несильно изувечат, и вы вернетесь. И что?.. Какое у вас обра­зование?..”. И он ее понимает, страдая, выполняет ее просьбу, навсегда расставшись со своей первой любовью. Драма в по­вести – драма несостоявшегося счастья. Она остро и пронзи­тельно звучит в произведении, напоминая нам, пожалуй, че­ховский “Дом с мезонином”. Автор здесь грустит вместе со своим героем, предлагая поразмышлять читателю о том, как бла­горазумный и рациональный взгляд на происходящее может ли­шить человека единственно возможного в жизни счастья.

Глоссарий:


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В. Астафьев – повесть в рассказах “Последний поклон”. В этой повести В. Астафьев рассказывает о своей малой роди­не – деревне, в которой он вырос, о...
  2. 1. Особенности конфликта, стиля, художественных средств в произведениях молодежной прозы. 2. Автор и герой. 3. Повесть В. П. Астафьева “Звездопад”. В середине 20-го столетия в...
  3. В. Астафьев – рассказ “Людочка”. В этом рассказе ав­тор представляет нам трагическую историю деревенской де­вушки. Рассказу предшествует эпиграф и вступление. Эпиг­раф стихотворный, во вступлении читаем...
  4. В.Астафьев – повесть “Пастух и пастушка”. Основной мотив повести – противостояние созидательной силы любви и разрушительной мощи войны. Эта антитетичность пове­ствования подчеркивается уже содержанием глав....

Астафьев Виктор Петрович

Звездопад

Виктор Астафьев

Звездопад

Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказала бабушка. Любовь моя родилась при свете лампы в госпи тале. Об этом я расскажу сам. О своей любви мне рассказывать не стыдно. Не потому, что любовь моя была какой-то уж чересчур особенной. Она была обыкновенная, эта любовь, и в то же время самая необыкновенная, такая, какой ни у кого и никогда не было, да и не будет. пожалуй. Один поэт сказал: "Любовь - старая штука, но каждое сердце обновляет ее по-своему".

Каждое сердце обновляет ее...

Это началось в городе Краснодаре, на Кубани, в госпитале. Госпиталь наш размещался в начальной школе, и возле нее был садик без забора, потому что забор свели на дрова. Осталась одна проходная будка, где дежурил вахтер и принуждал посетителей следовать только через вверенный ему объект.

Ребята (я так и буду называть солдат, потому что в моей памяти все они сохранились ребятами) не хотели следовать через объект, "пикировали" в город мимо вахтера, а потом рассказывали такие штуки, что у меня перехватывало дыхание и горели уши. Тогда еще не было в ходу слова "пошляки", и оттого, стало быть, я не считал похождения солдат пошлыми. Они просто были солдаты и успе вали с толком провести отпущенное им судьбой время.

Вам когда-нибудь приходилось бывать под наркозом, под общим наркозом, несколько раз подряд? Если не приходилось - и не надо. Это очень мучительно быть несколько раз под наркозом.

Я помаю, был маленький и играл с ребятами на сеновале. Они бросили на меня охапку сена, навалились, и я стал задыхаться. Я рвался, бил ногами, но они смеялись и не отпускали маня. А когда отпустили, я долго был как очумелый.

Когда мне давали первый раз наркоз, я досчитал до семи. Делается это просто: раз - вдох, два - вдох. Потом станет душно и захочется крикнуть, рвануться, вытолкнуть из себя тугой комок, стряхнуть тяжесть. И рванешься, и крякнешь. Рванешься - это значит слегка пошевелишь рукой, а крикнешь - чуть слышным шепотом.

Но неведомая сила внезапно вздымет тебя с операционнoro стола и бросит куда-то в бесконечную темноту, и летишь в глубь ее, как звездочка в осеннюю ночь. Летишь и видишь, как гаснешь.

Ты уже во власти и воле людей, но для себя не существуешь.

Я почему-то думаю - так вот умирают люди. Может быть, и не так. Ведь ни один умерший человек не смог рассказать, как он умер.

Тогда я завидовал тем, кто быстро засыпал под наркозом. Очень тяжело засыпать долго. Минуло больше двадцати лет, а меня душит запахом больницы, в особенности хлороформом. Вот поэтому я не люблю заходить в аптеки и больницы.

Помню, в тот раз, с которого и началось все, я досчитал до семидесяти и канул во тьму.

Приходил в себя медленно. Где-то внутри меня происходила непонятная, трудная работа, словно диски сцепления в двигателе подсоединялись один к другому и мозг ненадолго включался. Я начинал чувствовать, что мне душно, что я где-то лежу. И снова все отдалялось, проваливалось. Но вот я еще раз почувствовал, что мне душно, что я лежу, и кругом тишина, и только пронзающий голо ву звон летит отовсюду.

Я напрягся и открыл глаза.

Посреди палаты было светло. Я долго смотрел туда, боясь закрыть глаза, чтобы снова не очутиться в темноте.

Горела лампа. Стекло на ней было прикрыто газетным абажуром, и я постепенно разглядел и увидел, что абажур повернут так, чтобы свет не падал на меня.

Мне почему-то стало приятно. Возле лампы спиной ко мне сидела девушка и читала книгу. Она в белом халате, поверх воротничка вроде бы темнела косынка. Волосы вытекали из-под белого платка на ее остренькие плечи.

Шелестели страницы. Девушка читала. А я смотрел на нее. Мне хотелось воды, чтобы омыть из горла тошноту, но я боялся вспугнуть девушку. Мне было до жалости приятно смотреть на нее и хотелось плакать. Я ведь был все равно что захмелелый, а хмельные русские люди всегда почему-то плачут или буянят.

И чем дольше я смотрел на девушку, тем больше меня охватывала эта умильная жалость и оттого, что лампа вот горит, и что вот девушка читает, и что я снова вижу все это, вернувшись невесть откуда. И, наверное, заплакал бы, но тут девушка обернулась. Я отвел глаза и полуприкрыл их. Однако я слышал, как она отодвинула стул, как повернула абажурчик, и мне стало светлее. Слышал, как она пошла ко мне. Я все слышал, но маскировался, сам не знаю, почему.

Виктор Петрович Астафьев

Звездопад

Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказала бабушка. Любовь моя родилась при свете лампы в госпи тале. Об этом я расскажу сам. О своей любви мне рассказывать не стыдно. Не потому, что любовь моя была какой-то уж чересчур особенной. Она была обыкновенная, эта любовь, и в то же время самая необыкновенная, такая, какой ни у кого и никогда не было, да и не будет, пожалуй. Один поэт сказал: «Любовь - старая штука, но каждое сердце обновляет ее по-своему».

Каждое сердце обновляет ее…

Это началось в городе Краснодаре, на Кубани, в госпитале. Госпиталь наш размещался в начальной школе, и возле нее был садик без забора, потому что забор свели на дрова. Осталась одна проходная будка, где дежурил вахтер и принуждал посетителей следовать только через вверенный ему объект.

Ребята (я так и буду называть солдат, потому что в моей памяти все они сохранились ребятами) не хотели следовать через объект, «пикировали» в город мимо вахтера, а потом рассказывали такие штуки, что у меня перехватывало дыхание и горели уши. Тогда еще не было в ходу слова «пошляки», и оттого, стало быть, я не считал похождения солдат пошлыми. Они просто были солдаты и успе вали с толком провести отпущенное им судьбой время.

Вам когда-нибудь приходилось бывать под наркозом, под общим наркозом, несколько раз подряд? Если не приходилось - и не надо. Это очень мучительно быть несколько раз под наркозом.

Я помаю, был маленький и играл с ребятами на сеновале. Они бросили на меня охапку сена, навалились, и я стал задыхаться. Я рвался, бил ногами, но они смеялись и не отпускали маня. А когда отпустили, я долго был как очумелый.

Когда мне давали первый раз наркоз, я досчитал до семи. Делается это просто: раз - вдох, два - вдох. Потом станет душно и захочется крикнуть, рвануться, вытолкнуть из себя тугой комок, стряхнуть тяжесть. И рванешься, и крякнешь. Рванешься - это значит слегка пошевелишь рукой, а крикнешь - чуть слышным шепотом.

Но неведомая сила внезапно вздымет тебя с операционнoro стола и бросит куда-то в бесконечную темноту, и летишь в глубь ее, как звездочка в осеннюю ночь. Летишь и видишь, как гаснешь.

Ты уже во власти и воле людей, но для себя не существуешь.

Я почему-то думаю - так вот умирают люди. Может быть, и не так. Ведь ни один умерший человек не смог рассказать, как он умер.

Тогда я завидовал тем, кто быстро засыпал под наркозом. Очень тяжело засыпать долго. Минуло больше двадцати лет, а меня душит запахом больницы, в особенности хлороформом. Вот поэтому я не люблю заходить в аптеки и больницы.

Помню, в тот раз, с которого и началось все, я досчитал до семидесяти и канул во тьму.

Приходил в себя медленно. Где-то внутри меня происходила непонятная, трудная работа, словно диски сцепления в двигателе подсоединялись один к другому и мозг ненадолго включался. Я начинал чувствовать, что мне душно, что я где-то лежу. И снова все отдалялось, проваливалось. Но вот я еще раз почувствовал, что мне душно, что я лежу, и кругом тишина, и только пронзающий голо ву звон летит отовсюду.

Я напрягся и открыл глаза.

Посреди палаты было светло. Я долго смотрел туда, боясь закрыть глаза, чтобы снова не очутиться в темноте.

Горела лампа. Стекло на ней было прикрыто газетным абажуром, и я постепенно разглядел и увидел, что абажур повернут так, чтобы свет не падал на меня.

Мне почему-то стало приятно. Возле лампы спиной ко мне сидела девушка и читала книгу. Она в белом халате, поверх воротничка вроде бы темнела косынка. Волосы вытекали из-под белого платка на ее остренькие плечи.

Шелестели страницы. Девушка читала. А я смотрел на нее. Мне хотелось воды, чтобы омыть из горла тошноту, но я боялся вспугнуть девушку. Мне было до жалости приятно смотреть на нее и хотелось плакать. Я ведь был все равно что захмелелый, а хмельные русские люди всегда почему-то плачут или буянят.

И чем дольше я смотрел на девушку, тем больше меня охватывала эта умильная жалость и оттого, что лампа вот горит, и что вот девушка читает, и что я снова вижу все это, вернувшись невесть откуда. И, наверное, заплакал бы, но тут девушка обернулась. Я отвел глаза и полуприкрыл их. Однако я слышал, как она отодвинула стул, как повернула абажурчик, и мне стало светлее. Слышал, как она пошла ко мне. Я все слышал, но маскировался, сам не знаю, почему.

Она склонилась надо мной. И тут я увидел ее темные глаза с ослепительно яркими белками, разлетевшиеся на стороны брови, изогнутые ресницы, слепка припухлую, нравную губу, тоненькую шею, вокруг которой в самом деле была повязана цветная косынка. Нет, вру. Она не повязана была. Халатик на девушке был с бортами, и косынка спускалась с шеи вдоль этих бортов. Из кармана халата торчал градусник с обвязанной бинтом верхушкой. А одна пуговица на халате была пришита черными полинявшим я нитками. И еще на девушке была кофточка, тоже завязанная черной тесемочкой, как шнурок у ботинка - двумя петельками. А повыше петельки дышала ямка. Я видел, что она дышала, эта ямочка! Я все, все увидел разом, хотя в палате горела лампа, всего лишь семилинейная лампа. Наверное, был еще какой-то свет, который озарил мне всю ее!

Ну, как вы?

Я постарался бодро ответить:

Девушка озабоченно и смешно сдвинула брови, которые никак не сдвигались, потому что очень уж разбрелись они в разные стороны, и подала мне воды. Я потянулся к стакану, по девушка отстранила мою руку, ловко подсунула мне под голову ладонь и приподняла меня.

Я выдул полный стакан воды, хотя пить не особенно хотелось. Она опросила:

Вам дать снотворный?

Тогда лежите спокойно.

Oнa снова села за стол и раскрыла книгу. Но теперь я уже не решался долго смотреть на девушку. И только так, изредка, украдкой пробегал по ней глазами. Она сидела вполоборота, готовая прийти в любую секунду ко мне. Но я не звал ее, не решался.

В палате спали и бредили раненые солдаты. Некоторые скрежетали зубами, а Рюрик Ветров, бывший командир минометного расчета, все время невнятно командовал:

«Огонь! Огонь!.. Зараза! Вот зараза!.. Вот за-ра-за… Во-о-оза-ра-за-за-за…» Это уж всегда так: отвоюется наяву солдат, а во сне еще долго-долго продолжает воевать. Только во сне очень трудно стрелять. Всегда какая-нибудь неполадка стрясется: курок не спускается либо ствол змеевиком сделается. А у Рюрика, видать, мина в «самоваре» зависла, вот он и ругается. Мину из трубы веревочной петлей достают. Опасно! Вот он и ругается. Война во сне очень нелепая, но она всегда заканчивается благополучно. Иной раз за ночь убьют раз десять, но все равно проснешься. Во сне воевать ничего, можно.

Очень часто на летние каникулы задают прочитать необходимые произведения и список прочитанного иногда достигает небывалых размеров. Многие, да и в принципе все учащиеся не охотно хотят тратить свое летнее время на прочтение книг. Именно для вас мы добавили краткое содержание произведения Астафьев - Звездопад . Прочитав данный материал вы с легкостью сможете понять суть и смысл книги и вам даже не придется читать полный формат книги. На данной странице вы можете прочитать краткое содержание по произведению

Астафьев - Звездопад

совершенно и без регистрации.

Конец Великой Отечественной войны. Девятнадцатилетний Миша Ерофеев лежит в Краснодарском госпитале. У него тяжёлое ранение руки — сломаны кости, порвано сухожилие — и парню делают сложную операцию. Наркоз Миша переносит плохо.

Неведомая сила внезапно вздымет тебя с операционнoro стола и бросит куда-то в бесконечную темноту, и летишь в глубь её, как звёздочка в осеннюю ночь. Летишь и видишь, как гаснешь.
После операции Миша с трудом приходит в себя и видит горящую лампу, а возле неё — молоденькую медсестру — Миша в палате дли «тяжёлых». Вокруг мечутся и бредят раненные. Уснуть он уже не может, и медсестра предлагает «пошептаться». Миша рассказывает, что вырос в Красноярске, медсестра Лида — местная, учится в медуниверситете. Затем Мише становится хуже, и он засыпает до утра.

Утром медсестры уже нет. Палата просыпается. Рюрик Ветров, друг и одногодка Миши, даёт ему закурить, после чего тому становиться совсем худо.

Этот день прошёл в каком-то зыбком полусне. Я ничего не ел, не курил больше, читать не мог, разговаривать тоже. Наркоз выдыхался медленно.
Главный врач Агния Васильевна, маленькая и сухонькая, как полководец Суворов, женщина, велит Мише два дня лежать смирно, но пролежать целых два дня он не может. Однажды вечером он закутывается в одеяло и выползает в коридор, но Лиду не находит. Миша даже пытается петь, надеясь, что Лида его услышит. Рюрик узнаёт, что девушку перевели в операционную, теперь она дежурит через сутки, и возле неё крутится какой-то офицер.

Чуть позже в их палату кладут новенького — танкиста. Он мечется в бреду, медсестёр не хватает, поэтому Миша и Рюрик дежурят возле него по очереди. Лида приходит посмотреть на танкиста и сообщает, что вокальные упражнения Миши покорили «заведующую культурой». После недолгих уговоров Миша соглашается «петь для народа», надеясь этим «кой-кого покорить».

Вскоре он уже выступает в палате для выздоравливающих под аккомпанемент баяниста-Рюрика.

Теперь он Лиду почти не видит. Миша считает, что она ласкова со всеми раненными, и проходит мимо девушки с гордым и независимым видом. Вскоре он видит рядом с ней офицера-лётчика с усиками и в кожаном пальто, и с горя заводит роман с медсестрой из электрокабинета.

Рана на руке Миши не заживает, пальцы не двигаются, потеряли чувствительность, и парню делают повторную операцию. Миша переживает: как он, бывший детдомовец, окончивший ФЗО, будет жить с одной рукой.

В ту ночь я почти не сомкнул глаз. Несколько раз ко мне подсаживался Рюрик, давал докурить и со вздохом уходил на свою кровать.
От наркоза Мише снова становится плохо. Он буйствует, и Рюрик привязывает его к кровати. Когда Миша приходит в себя, Ветров рассказывает, как он прямо при Лиде «крыл матом всю советскую медицину», а та его успокаивала.

Через два дня Мишу и Рюрика переводят в палату для выздоравливающих, где они занимают уютный уголок за печкой-голландкой. Рука Миши идёт на поправку, он постоянно тренирует её и ждёт Лиду. Она приходит в госпиталь прямо с занятий в медуниверситете, и Миша «случайно» сталкивается с ней в коридоре.

Но времени у неё часто не оказывалось, и тогда я ждал её ещё сутки. Лишь иногда после вечернего обхода и после окончания процедур у Лиды выдавался свободный час-другой, и она приходила за печку.
В госпитале готовятся к Новому году. Агния Петровна, преподающая в медуниверситете, организовала выступление студенческого ансамбля. Ожидается и приезд «шефов» со швейной фабрики. «Культурницу» предупреждают о контуженных, которые не переносят музыку, но та не обращает на это внимания. Концерт проходит в главном коридоре госпиталя. В разгар представления у одного из контуженных начинается приступ. «Ходячие» бросаются усмирять его, свечи гаснут, и в темноте начинается паника. Миша прижимает Лиду к стене и загораживает собой. Когда всё успокаивается, «культурницу» выгоняют.

Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. После этой «битвы» отношения между мной и Лидой сделались такими, что мы вовсе перестали избегать друг друга и таиться.
Приближается весна. Рюрика комиссуют домой. Он одалживает Мише свою новенькую форму, сапоги, и тот отправляется в город. Подойдя к Лидиному дому, он боится зайти и мёрзнет на крыльце, пока из дому не выходит Лидина мама. Она приглашает вконец закоченевшего Мишу в дом. Отправив Лиду в магазин, женщина просит поберечь Лиду. Она не закончила институт, а Мишу скоро мобилизуют. Даже если он вернётся с войны невредимым — у него нет ни образования, ни профессии. Женщина не верит, что у этой любви есть будущее. Миша обижен, хочет уйти, но женщина его не отпускает.

Вечером Лида и Миша гуляют по Краснордару. Она выпытывает, о чём он говорил с матерью, но Миша не признаётся. Он полон душевной смутой, но пытается веселить Лиду, травит фронтовые байки. Потом они долго целуются под усыпанным звёздами небом.

Перед восьмым марта уезжает Рюрик, а на праздник выздоравливающих солдатиков приглашают «шефы» со швейной фабрики. В число «кавалеров» попадает и Миша. За него берётся красивая девушка свободного поведения. Миша приходится проводить её до общежития, за что он получает нагоняй от Леры.

Она выпрашивалась подменять сестёр и дежурила за них, забыв про сон и покой, чтобы только побыть со мною.
Последнюю ночь в госпитале Миша проводит с Лидой — они сидят возле печки и молчат. В любви они признаются друг другу только утром. Лида хочет записать в Мишиной истории болезни, что у него поднялась температура — тогда он останется в госпитале ещё на несколько дней. Миша отказывается.

Я, вероятно, ограбил нашу любовь, но иначе было нельзя. Стыдился бы я рассказывать о своей любви. Я презирал бы себя всю жизнь, если бы оказался слабей Лиды.
Пересылка размещается в бывших зерновых складах — «казарма не казарма, тюрьма не тюрьма». Целыми днями Миша сидит в уголке, обдумывает разговор с Лидиной мамой. Из-за ранения Мише осталась только нестроевая служба. На пересылку каждый день приходят «покупатели» выбирать работников, но Миша к ним не выходит. Постепенно он признаёт, что Лидина мать права. Когда Лида приходит на пересылку, он прогоняет девушку. На следующий день Миша уезжает с «покупателем» на Украину.

Больше они не встречались. Заканчивается война, а Миша всё надеется встретить случайно свою первую любовь, ведь для того, кто любил, сама память о любви — уже счастье.

В. Астафьев - повесть «Звездопад». В центре сюжета повести - любовь простого солдата Миши, юного мальчиш­ки, лежавшего в госпитале, и медсестры Лиды. Однако исто­рия эта не закончилась счастливо: мама Лиды имела свой взгляд на эти отношения. Она деликатно просит героя оста­вить ее дочь: «Михаил, будьте умницей, поберегите Лиду… Не ко времени всё это у вас, Михаил! Ещё неделя, ну, месяц, а потом что? Потом-то что? Разлука, слезы, горе!.. Предполо­жим, любви без этого не бывает. Но ведь и горе горю рознь. Допустим, вы сохранитесь. Допустим, вас изувечат еще раз и несильно изувечат, и вы вернетесь. И что?.. Какое у вас обра­зование?..». И он ее понимает, страдая, выполняет ее просьбу, навсегда расставшись со своей первой любовью. Драма в по­вести - драма несостоявшегося счастья. Она остро и пронзи­тельно звучит в произведении, напоминая нам, пожалуй, че­ховский «Дом с мезонином». Автор здесь грустит вместе со своим героем, предлагая поразмышлять читателю о том, как бла­горазумный и рациональный взгляд на происходящее может ли­шить человека единственно возможного в жизни счастья.

4.4 (88%) 15 votes

Здесь искали:

  • астафьев звездопад краткое содержание
  • виктор астафьев звездопад кратко


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...