Война в представлении князя андрея. «Небо Аустерлица» – полная перемена взглядов князя Андрея

Анна Ахматова в стихотворении “Он любил” писала:
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
В лирическом герое этого стихотворения легко узнается поэтический профиль Николая Гумилева. Если вы были внимательными и вдумчивыми читателями, то заметили, что лирике Гумилева присущи возвышенные, экзотические мотивы, навеянные “музой дальних странствий”. Три путешествия в Африку определили основные темы его поэтических сборников “Романтические цветы”, “Жемчуга”, “Чужое небо” и др. Полный тайн и экзотики, жаркого солнца и неведомых растений, удивительных птиц и животных, африканский мир в стихах Гумилева пленяет щедростью звуков и буйством красок. Отголоски африканских впечатлений слышны и в поздних стихотворениях автора с философской, религиозной и социальной проблематикой. Так, в книге стихов “Шатер” экзотика из внешней декоративности незаметно перетекает во внутреннюю лирическую тему. В центре поэтического мира Гумилева – образ независимой и свободной личности. Лирический герой поэта не пассивный созерцатель жизни, а волевая и дерзкая натура, которой чужды серость и обыденность существования. В стихотворении “Старый конквистадор” герой-воин не отступает даже перед лицом смерти. Изнемогая от голода и усталости, он не утратил прежнего азарта, отваги, остался покорителем, завоевателем: “Как всегда, был дерзок и спокоен И не знал ни ужаса, ни злости…”. Риск, испытания, приключения – смысл жизни романтического героя Николая Гумилева. Его душа стремится ко всему необыкновенному, прекрасному, изысканному. Так романтика подвига, приключений, преклонение перед отважными завоевателями новых земель звучит в небольшом цикле “Капитаны”: “Ни один пред грозой не трепещет, ни один не свернет паруса”. Мужественная интонация, волевое начало являются доминирующими в лирике Гумилева.
Особенности акмеистической поэзии ярко отразились в лирике Николая Степановича Гумилева. Многоцветная декоративность, живописность композиции, повествовательность описания, стремление к “вещности” образа, предметная детализация, совершенство формы – все это подтверждает принадлежность стихотворений Гумилева к акмеизму.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Н. С. Гумилев начал свой путь в литературе в период расцвета символистской поэзии. Его первое стихотворение было опубликовано в 1902 г., а первый сборник стихов “Путь конквистадоров” вышел в свет в 1905 г. Неудивительно, что в его ранней лирике (кроме Read More ......
  2. Роль поэзии в жизни – ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два “лагеря”: на тех, кто считает Read More ......
  3. Творчество, личность и судьба Николая Степановича Гумилева вызывают в наше время особый интерес. Его стихи привлекали еще при жизни поэта своей новизной, смелостью, яркостью образов. На мой взгляд, каждый из героев Гумилева характеризуется мужеством и силой духа. Гумилев на протяжении Read More ......
  4. Поэт Николай Степанович Гумилев. “Угрюмый и упрямый зодчий”. Удивителен, ярок, неповторим его творческий путь, трагична судьба. Две особенности определили, по сути, все его творчество. Он очень русский поэт самой революционной эпохи в жизни России. Но как же можно гово­рить “русский” Read More ......
  5. Николай Гумилев в своей ранней поэзии выстраивал своеобразную “египетскую пирамиду”, к которой не так-то легко подступиться. У начала этой пирамиды лежит один из самой ранней его поэзии сборник стихотворений под названием “Путь конквистадоров”. Сильное начало, мужественная интонация отличают его. После Read More ......
  6. Роль поэзии в жизни ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два лагеря: на тех, кто считает поэзию Read More ......
  7. Есть Бог, есть мир – они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в себя вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога. Н. Гумилев Лирика русского поэта Николая Гумилева – одно из самых сильных и Read More ......
  8. Многие десятилетия мы питались лишь слухами о судьбе Николая Гумилева, о его жизни, и уж тем более об обстоятельствах гибели. В час, когда он родился, морская крепость Кронштадт сотрясалась под натиском шторма. Старая нянька увидела в этом своеобразный знак, сказав, Read More ......
Своеобразие лирики Николая Гумилева

Сочинение

Анна Ахматова в стихотворении «Он любил» писала:
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стёртые карты Америки.

В лирическом герое этого стихотворения легко узнаётся поэтический профиль Николая Гумилёва. Если вы были внимательными и вдумчивыми читателями, то заметили, что лирике Гумилёва присущи возвышенные, экзотические мотивы, навеянные «музой дальних странствий». Три путешествия в Африку определили основные темы его поэтических сборников «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо» и др. Полный тайн и экзотики, жаркого солнца и неведомых растений, удивительных птиц и животных, африканский мир в стихах Гумилева пленяет щедростью звуков и буйством красок. Отголоски африканских впечатлений слышны и в поздних стихотворениях автора с философской, религиозной и социальной проблематикой. Так, в книге стихов «Шатёр» экзотика из внешней декоративности незаметно перетекает во внутреннюю лирическую тему.В центре поэтического мира Гумилёва - образ независимой и свободной личности. Лирический герой поэта не пассивный созерцатель жизни, а волевая и дерзкая натура, которой чужды серость и обыденность существования. В стихотворении «Старый конквистадор» герой-воин не отступает даже перед лицом смерти. Изнемогая от голода и усталости, он не утратил прежнего азарта, отваги, остался покорителем, завоевателем: «Как всегда, был дерзок и спокоен // И не знал ни ужаса, ни злости…». Риск, испытания, приключения - смысл жизни романтического героя Николая Гумилёва. Его душа стремится ко всему необыкновенному, прекрасному, изысканному. Так романтика подвига, приключений, преклонение перед отважными завоевателями новых земель звучит в небольшом цикле «Капитаны»: «Ни один пред грозой не трепещет, ни один не свернёт паруса». Мужественная интонация, волевое начало являются доминирующими в лирике Гумилёва.

Особенности акмеистической поэзии ярко отразились в лирике Николая Степановича Гумилёва. Многоцветная декоративность, живописность композиции, повествовательность описания, стремление к «вещности» образа, предметная детализация, совершенство формы - всё это подтверждает принадлежность стихотворений Гумилёва к акмеизму.

Тема: «Жизнь и смерть глазами Андрея Болконского»

Г. Москва 2011г.

Болконский – один из самых значимых и неразгаданных до конца персонажей романа-эпопеи «Война и мир». Он относится к числу вымышленных героев, что позволяет автору вкладывать в него свои размышления о мире, делать его глубоким, разносторонним, противоречивым человеком, содержащим в себе самые противоположные и загадочные качества, не обязывая себя перед историей. В то же время князь Андрей не оторван от реального мира и исторических событий своей эпохи, он живёт в реальной России того времени, служит реальному императору Александру и даже участвует в реальных сражениях: Шенграбенском, Аустерлицком и Бородинском. Эта связь вымышленного персонажа с настоящей жизнью и историей, свои неповторимые и однозначные взгляды на которую непрерывно доносит до читателя, позволяет глубоко погрузиться в понимание и непонимание мира автором, людьми того времени и самому задуматься о неразрешимых загадках вечного и преходящего.

Андрей Болконский, кроме того, относится к ищущим смысл жизни героям. Подобно Пьеру Безухову и Наташе Ростовой, он постоянно находится в поисках самого себя и истины, совершает ошибки, внутреннее развивается. О князе Андрее нельзя сказать, что он готов бескорыстно любить окружающих его людей, что открыт миру и живёт состраданием, самопожертвованием, как княжна Марья и Платон Каратаев. О нём нельзя сказать и того, что слава, положение в обществе и личная выгода стали для него целью жизни навсегда, как у Берга или Бориса Друбецкого. Андрей Болконский удивительно радикально меняется на протяжении романа. Князь Андрей сталкивается с двумя самыми противоречивыми сторонами бытия , подобными войне и миру, – жизнью и смертью. Ничья жизнь не была так наполнена поисками, ничья смерть не вызвала столь разных реакций.

Жизнь князя Андрея резко меняется, когда ему приходится пересмотреть ценности, поменять взгляды. События, такие как смерть жены, рождение сына, война, сражения при Шенграбене, Аустерлице и Бородине, любовь к Наташе, разговоры с Пьером и даже «встреча» со старым дубом сильно влияют на него. Князь Андрей совсем иначе рассуждал о жизни и смерти в начале романа, до того как ему пришлось впервые по-настоящему бороться за жизнь после ранения при Аустерлице. До этого ранения целью его жизни была слава, его лицо было испорчено гримасой, его взгляд был усталым и скучающим, окружающие его люди были ему неинтересны: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Мысли Андрея Болконского в этот период, отражающие его внутреннее состояние, пугают: «Никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена,- самые дорогие мне люди,- но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми...». Но, наблюдая за происходящим на поле боя, он видит, что истинные герои, как Тушин, за которого вступается князь Андрей, не находят признания; незаслуженная слава достаётся хитрым, пронырливым людям, таким как Жерков и Берг. Получив ранение в голову, он смотрит на небо и в этот момент осознаёт что-то вечное, значимое, после чего понимает ничтожность своего прошлого кумира и всего остального, земного по сравнению с этим небом: «Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». В этот момент жизнь и смерть кажутся ему одинаково ничтожными: «Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

Князь Андрей считал, что, ища славы, он жил для других и этим погубил свою жизнь. Но так ли это?

Андрей Болконский не верит в бога, ему смешна вера его сестры и навещающие её странницы. Но он согласен с тем, что добродетель имеет смысл только в случае существования бога и вечной жизни. После разговора с Пьером на пароме он впервые после Аустерлицкого сражения видит небо. После он встречает Наташу и, наконец, видит дуб в сочной тёмной зелени. С этого момента Андрей Болконский вновь готов жить и искать смысл жизни. Теперь он верит в возможность повлиять на будущее, увлекается деятельностью Сперанского. Но и это ненадолго.

Кульминационная во всех смыслах - война 1812 года - положила начало концу жизни князя Андрея. Теперь война не способ добиться славы, теперь он говорит о войне: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка». Теперь смерть подобралась к князю Андрею совсем близко, он видит её сразу, глядя на осколок гранаты: «Неужели это смерть?... Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь». Теперь наступает реальная борьба жизни и смерти, а не рассуждения о них, теперь они уже не ничтожны. Князь Андрей понимает, что любит жизнь и хочет жить, понимает всё то, что пытался понять всё это время, слишком поздно осознаёт то, что не мог осознать долгие годы. И христианскую любовь к людям княжны Марьи, и прощение врага. С этого момента начинается длинная, непонятная, загадочная борьба в сознании Андрея Болконского. Но он с самого начала знал, что смерть одержит в ней победу.

Каждый по-своему воспринял смерть князя Андрея, что ещё раз по-особенному характеризует этого персонажа: Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг. Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего из души перед осознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними». Ничья смерть в романе не описывается с такой подробностью, глазами и мыслями окружающих людей, с таким глубоким изучением затуманенного сознания умирающего. В конце концов, после долгого утомительного поглощения князя Андрея смертью он переворачивает всё с ног на голову. После своего последнего сна князь Андрей понимает, что для него смерть – пробуждение от жизни. «Да это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение!».

Внутренние монологи Андрея Болконского, его поступки, отношения с окружающими и его восприятие жизни и смерти во многом помогают понять восприятие автора романа. Его неоднозначная жизнь, противоречивые мысли, простой, но и загадочный, долгий путь к смерти - всё это отражение внутреннего мира множества людей, ищущих смысл жизни и ключ к разгадке тайн человеческого разума, такого, каким его видит.

Библиография:

http://**/default. asp? trID=295

http://slovo. ws/geroi/033.html

В романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе значение Отечественной войны 1812 года, помогает понять черты русского национального характера.
Любимые герои Толстого ищут ответы на вопросы, поставленные временем, они стремятся найти себе достойное место в жизни. К этим героям относится и князь Андрей Болконский. Впервые мы встречаемся с ним в салоне Анны Шерер. Его красивое лицо “с определенными сухими чертами” омрачено выражением скуки и недовольства. Толстой объясняет это тем, что “все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно”. Князь кажется окружающим холодным и недоступным. В разговоре с Шерер он резко выражает свою неприязнь к образу мысли и к нравственным нормам придворного общества. Андрей говорит: “Эта жизнь не по мне”. Он жаждет деятельности, мечтает совершить подвиг во имя людей.
Обладая не только блестящим умом и образованностью, но и сильной волей, Андрей Болконский полностью меняет свою жизнь - поступает на службу в штаб главнокомандующего. Мы видим, что у этого человека уже сформировался четкий взгляд на жизнь. Он знает, к чему стремиться - к “своему Тулону”. Ему нужны слава, власть. Его кумиром стал Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицкого сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном. Но совершив этот героический поступок, Андрей не испытывает счастья. Этот момент в его жизни можно назвать переломным, потому что князь Андрей по-новому оценивает все происходящее. Когда он лежал, тяжело раненный, его взору открылось бесконечное небо. Можно сказать, что он впервые увидел его, а вместе с ним - и ту простую правду жизни, которая заключается в любви человека к дому, семье, к природе.
Болконский глубоко разочаровывается в Наполеоне, который показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек приносит несчастье другим людям, окончательно “отрезвляет” Андрея Болконского. Он больше не верит, что исход сражения может зависеть от действий одного лица, от планов и диспозиций. После Аустерлица его представление не только о подвиге, но и о смысле жизни полностью меняется.
Поэтому он возвращается к семье, но там его ждет новое потрясение - смерть жены Лизы, к которой он в свое время охладел, и теперь хотел загладить свою вину. Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя. Но преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии.
Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея наступают с приездом Пьера, который старается внушить другу веру в существование добра, правды и счастья. В спорах Андрея с Пьером мы замечаем, что князь критически относится к себе. Он понимает, что “жизнь для себя” означает, что “в тридцать один год жизнь кончена”.
Настоящий душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию. Но ему не суждено быть счастливым с Наташей. Продолжая ощущать, что “просто существовать” он не может, Андрей едет в Петербург.
Там он принимает участие в работе комиссии Сперанского. И вновь вечный поиск, размышления о жизни приводят его к выводу о бессмысленности комиссии. Андрей Болконский отказывается от карьеры правительственного чиновника.
Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье с ней Андрея Болконского. Гордый князь не может простить Наташе ее ошибку. А она испытывает угрызения совести, считает, что недостойна такого благородного, идеального человека. Разрыв с Наташей вновь приводит героя к глубокому кризису.
Когда Наполеон вступает в пределы России и начинает стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после Аустерлица, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной работы при штабе императора. Князь Андрей становится обыкновенным полковым командиром. Солдаты любят его и называют “наш князь”. Андрей не мечтает больше о славе и подвиге. Он просто защищает свою страну. Теперь мы замечаем в нем ту же, что и у солдат, “скрытую теплоту патриотизма”.
Взгляды Андрея Болконского, сформировавшиеся за годы мучительных поисков своего места в жизни, раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Князь Андрей понял, что исход битвы зависит не от гениальности полководцев, а от “духа войска”, его уверенности в победе. В момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к жизни. Он задумывается, почему же ему так жаль расставаться с ней. Твердый и холодный характер Андрея Болконского не позволил ему в полной мере испытать простое человеческое счастье. Бородинское сражение можно назвать кульминацией и в жизни князя Андрея. Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал”.
Таким образом, Толстой приводит своего героя к ги- бели во имя жизни других, во имя будущего России, духовно же - он приводит его к постижению вечных нравственных ценностей. В образе Андрея Болконского отразились лучшие черты дворянина-патриота: ум, образованность, честность, совестливость, горячая любовь к Родине.

Андрей Болконский унаследовал от отца любовь к порядку, к деятельности и «гордость мысли». Но, как представитель нового поколения, князь Андрей смягчил многие отцовские замашки. Например, генеалогическое дерево вызывает у него улыбку: вместе с другими он освободился и от этого суеверия аристократизма. Он любил встречать людей, не имеющих на себе «общего светского отпечатка».

Женитьба Болконского. Светская жизнь.

Роман застает Андрея Болконского как раз на том моменте его духовной жизни, когда суеверие светских отношений ему стало особенно тягостно. Он молодой супруг, но в своей богато отделанной столовой, где все серебро, фаянс и столовое белье блестят новизной, он с нервным раздражением дает совет Пьеру никогда не жениться. Женившись, потому что все женятся, на доброй, очень хорошенькой девушке, Андрей должен был попасть, как все, в «заколдованный крут гостиных, сплетен, балов, тщеславия, ничтожества».

Болконский на войне.

Он постигает, что эта жизнь «не по нем» — и, чтобы только порвать с ней, решает идти на войну. Война, думает он, как все, есть что-то яркое, особенное, не пошлое, тем более война с таким полководцем, как Бонапарте.

Но Болконскому не суждено идти проторенным путем. Первая же победа, о которой он по должности адъютанта Кутузова, докладывал военному министру, навела его на мысли, мучившие его в великосветских гостиных. Глупая, притворная улыбка министра, оскорбительное поведение дежурного флигель-адъютанта, грубость рядового офицерства, тупость «милого православного воинства» — все это быстро заглушило интерес к войне и счастье новых, радостных впечатлений.

На войну уезжал князь Андрей противником всяких отвлеченных рассуждений. Фамильная черта, практическая деловитость, соединялась с насмешливо-презрительным отношением ко всему, что носило отпечаток метафизики. Когда сестра надевала ему на шею образок, страдая от его шуток над святыней, Андрей взял этот подарок, чтобы только не огорчить сестру, и «лицо его в одно и то же время было нежно и насмешливо». Под Аустерлицем Андрея тяжело ранили. Тогда-то, обессилевший от потери крови, выбитый из рядов своих товарищей, очутившийся перед лицом смерти, Андрей как-то ближе стал к религиозному миропониманию сестры. Когда над ним остановился Наполеон со своей свитой, ему все вдруг представилось в ином свете, нежели до тех пор.

Смерть жены и первое перерождение Болконского

Накануне сражения, после военного совета, оставившего очень путаное впечатление, князю Андрею на минуту пришла в голову мысль о бесцельности жертв из-за каких-то придворных соображений; но эта мысль была заглушена другими, привычными мыслями о славе; ему казалось, что самых дорогих ему людей он отдал бы за минуту славы, торжества над людьми. Но, видя около себя покрытого славой победителя, Наполеона, которого считал своим героем, раненый князь Андрей не мог отозваться на обращенный к нему вопрос. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его». Ему только хотелось постичь то божество, умиляющее и успокаивающее, о котором говорила ему сестра. Еще не вполне оправившись от раны, князь Андрей приезжает домой как раз к моменту рождения сына и смерти жены, не выдержавшей родов.

Умирающая детски-укоризненно взглянула на мужа, и «в душе его оторвал ось что-то». Еще так недавно ему казалось бесспорным, что эта женщина, «маленькая княгиня», привязывает его к пошлой жизни, стоит на пути его к славе и торжеству; а теперь он герой, увенчанный славой, удостоившийся внимания Наполеона и самых лестных отзывов Кутузова, так же бессилен, мелок и виноват перед умирающей женщиной, как там, на Аустерлицком поле, перед ним, лежащим в крови, был бессилен, мелок и виноват его герой Наполеон. И после смерти жены ему все чудится невысказанный упрек ее: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?»

Со своей непривычкой к отвлеченнастям князь Андрей не в состоянии примирить вызванных в его душе противоречий. Ему представляется, что нужно вовсе уйти от всякой общественной деятельности, и он года два ведет замкнутую жизнь в своей деревне, медленно оправляясь от последствий раны. Ему кажется, что ошибка прежней его жизни была в стремлении к славе. Но слава, думает он, это любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы. Значит, он жил для других и потому погубил свою жизнь. Нужно жить только для себя, для своей семьи, а не для так называемых ближних. Поэтому в разговоре с Пьером он горячо и убежденно возражает против всех его планов облагодетельствовать крестьян. Мужики — это тоже «ближние», «это главный источник заблуждения и зла».

Он не хочет служить в армии, отказывается и от выборной дворянской должности, он пытается целиком уйти в заботы только о себе, об отце, о своем доме. Не болеть и не чувствовать угрызений совести — вот основа счастья. Но без насмешливой улыбки, как было бы раньше, князь Андрей выслушивает Пьера, когда тот излагает ему учение масонства: жить для других, но не презирая их, как презирал князь Андрей тех людей, которые должны его прославить, нужно увидеть себя звеном, частью огромного, гармонического целого, нужно жить для истины, для добродетели, для любви к людям.

Медленно и трудно, как в сильной натуре, развивалось это зерно новой жизни в душе Андрея. Ему иногда хотелось даже уверить себя, что жизнь его кончена. Ему кажется, что он, оберегая отца, только для своего спокойствия берет на себя хлопоты по ополченским делам, что только из материальных интересов разъезжает по опекунским делам своего дальнего имения, что только от безделья следит за развивающимися политическими событиями и изучает причины неудач минувших военных кампаний. На самом деле в нем зарождается новое отношение к жизни: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год … Мало того, что я знаю все то. что есть во мне, … надо, чтоб все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь!». Решение с осени переехать в Петербург, чтобы принять активное участие в общественной деятельности, было естественным выходом из этого настроения.

Болконский на службе у Сперанского.

В 1809 году князь Андрей появляется в столице с репутацией либерала, созданной отпущением на волю крестьян. В кругу молодого поколения, примыкающего к реформационной деятельности Сперанского, князь Андрей сразу занимает видное место. Прежние знакомые находят, что за пять лет он изменился к лучшему, смягчился, возмужал, избавился от прежнего притворства, гордости и насмешливости. Самого князя Андрея неприятно поражает презрение одних людей к другим, что он видит, например, у Сперанского. А между тем Сперанский для него почти то же, что Наполеон до Аустерлица, и князю Андрею кажется, что он опять как будто перед сражением, но только уже гражданским. Он с увлечением принялся за работу над частью гражданского уложения, помолодел, повеселел, похорошел, но потерял всякое уменье обращаться со светскими дамами, очень недовольными, что он «связался со Сперанским».

Любовь к Наташе, которая в своей простоте была так не похожа на строгих противниц Сперанского, вырастает в сердце Болконского, но
вместе с тем ему хочется опять чего-то бесконечно великого, как Аустерлицкое небо, и ореол Сперанского для него блекнет. « … Он живо представил себе Богучарово, свои занятия в деревне, свою поездку в Рязань, вспомнил мужиков, Дрона — старосту, и, приложив к ним права лиц, которые он распределял по параграфам, ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такою праздною работой».

Болконский на войне 1812 года.

Разрыв со Сперанским совершился просто и легко; но тем тяжелее было Болконскому, не увлеченному каким-нибудь делом, перенести
неожиданную измену Наташи, уже условившейся с ним относительно срока свадьбы. Только из желания встретить в армии своего соперника и довести его до дуэли он поступает в действующую армию как раз перед началом Отечественной войны 1812 года. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество — все представляется теперь князю Андрею «грубо намалеванными фигурами». Война — «самое гадкое дело в жизни» и в то же время «любимая забава праздных и легкомысленных людей». «Цель войны — убийство … Сойдутся на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей Как Бог оттуда смотрит и слушает их!» Так рассуждает князь Андрей в разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения и заключает: «Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить … А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла … Ну, да не надолго!»

Наутро, нахмуренный и бледный, он сначала долго ходил перед рядами солдат, считая это нужным для возбуждения их мужества, «потом
он убедился, что ему нечему и нечем учить их».

Томительно тянутся часы и минуты, когда все силы души направлены на то, чтобы не думать об опасности … Среди дня разорвавшееся ядро сразило Андрея.

Примирение с жизнью и смерть Болконского.

И первой мыслью раненого было нежелание умирать и вопрос, почему так жалко расставаться с жизнью. На перевязочном пункте, когда его раздевали, перед ним на мгновение мелькнуло детство — няня, укладывающая в кроватку и убаюкивающая его. Он как-то умилился — и тут в страшно стонавшем человеке он вдруг узнал Курагина. того, что разбил его счастье с Наташей. Вспомнилась и Наташа. И он.глядя на когда-то ненавистное, теперь жалкое лицо с опухшими от слез глазами, сам «заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». Он понял то, чего раньше не понимал, — любовь ко всем, даже к врагам. « … Восторженная жалость к любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце».



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...