Вольнолюбивая лирика.

А. С. Пушкин - великий русский национальный поэт, основоположник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихотворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирских руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «вольность». В первый период своего творчества - период окончания лицея и проживания в Петербурге - до 1820 года - понятие свободы у него было связано с понятием политической свободы.

В 1817 году он пишет оду «Вольность», которая явилась примером гражданской витийственной лирики. Ода продолжает традиции классицизма, но развивает их в декабристском направлении. Она делает Пушкина одним из первых поэтов-декабристов. В первой части поэт обращается к певице свободы и просит у нее вдохновения для создания стихов, чтобы «воспеть свободу миру, на тронах поразить порок». Выступая против тирании, поэт призывает угнетенных восстать:

Тираны мира! трепещите!

А вы. мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы.

Затем автор размышляет о том, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Граждане должны быть равны в своих правах и обязанностях. Он пишет об убитом Людовике XVI - «мученике ошибок славных», указывая при этом не только на то, что неповинующиеся закону должны быть наказаны, но и проводит мысль, что путем революций и бунтов к свободе тоже не прийти. Смерть Людовика он сравнивает с убийством Павла I. Воспевая конституционную монархию, в конце оды он призывает царей:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную закона.

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Продолжая мысли оды «Вольность», в 1818 году Пушкин пишет стихотворение «К Чаадаеву», в котором идеи вольности сливаются с идеями патриотизма и любви к родине. Жанр стихотворения - дружеское послание - приобретает черты послания политического. В нем возникает два образа: «власть роковая» и «Отчизна». В сопоставлении этих образов прослеживается мысль о тяжелом положении родины, народа «под гнетом власти роковой». В обращении «товарищ» появляется новый оттенок - соратник в борьбе, единомышленник. В стихотворении много политической лексики и архаизмов, что соответствует высокому гражданскому пафосу произведения. Стихотворение проникнуто боевым, революционным духом и пламенным патриотизмом, заканчивается оптимистически: восход звезды символизирует победу дела освобождения.

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

В 1819 году мысли Пушкина более конкретизировались, и в стихотворении «Деревня» он уже не предается абстрактной идее свободы, а рисует конкретные картины современной ему России. «Деревня» - это выступление поэта по одному из важнейших вопросов того времени - вопросу о крепостном праве. Оно выражало чаяния передовой дворянской молодежи. Стихотворение построено по принципу антитезы. В первой части поэт рисует идиллическую картину природы, в которой отсутствует борьба и противоречия. Это детально выписанный пейзаж. В нем легко угадываются окрестности Михайловского.

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

Везде следы довольства и труда…

Без закона,

Здесь барство дикое, без чувства.

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время

Земледельца.

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все

Влекут…

Возникающие образы «барства дикого» и «рабства тощего» - это обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян. Стихотворение заканчивает риторическим вопросом:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Во время южной ссылки мысли поэта о свободе претерпели изменения. В этот период Пушкин находился в плену романтизма и поклонялся, как все тогдашние молодые люди, великим личностям: Байрону и Наполеону. Понятие «свобода» приобрело абсолютное, абстрактное значение. Поэт, увлеченный идеями революций в Греции и Италии, пишет стихи о побеге в «мир вольных стихий». В стихотворении «Узник» мы видим мотив побега. Здесь же присутствуют постоянные романтические символы: море, отдаленные берега, ветер, ночь, звезды, облака. Эти «вольные стихии» противопоставлены несвободному миру с его «темницами сырыми» и «решетками». В элегии «К морю» поэт прощается со свободной стихией - океаном, который воплощает в себе могучие силы природы, идеал абсолютной свободы:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

В 1823 году поэт переживает мировоззренческий кризис, изменивший его свободолюбивые идеалы. Он разочаровывается в освободительных движениях. Результатом этого явилось стихотворение «Свободы сеятель пустынный», в котором ярко показано отношение автора к людям, не способным к борьбе за свободу и не желающим быть свободными:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

В произведениях этого периода появляется и новое, приземленное понятие свободы - свободы материальной. Так, в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» он высказывает такую истину: «В наш век жестокий без денег и свободы нет».

События 14 декабря 1825 года очень повлияли на Пушкина. Среди декабристов было много его друзей и товарищей. После поражения восстания Пушкин вновь задумывается над тем, что такое свобода и какой ценой она достается. Он пишет ряд стихотворений, адресованных друзьям-декабристам. Среди них послание в Сибирь «Во глубине сибирских руд», отправленное с отъезжающей к мужу Муравьевой. В нем Пушкин хотел поддержать моральный дух своих друзей. Он верил, что дело свободы победит и тогда «оковы тяжкие падут, темницы рухнут». Он остался верен делу декабристов, говоря о том. что их «скорбный труд» не пропал, на их место пришли новые борцы. В стихотворении «Арион» поэт как бы воссоздает ход событий до и после декабрьского восстания. В основу стихотворения положен известный миф о древнегреческом поэте и певце Арионе. Пушкин изменил ситуацию античной легенды. Певец окружен друзьями, а не врагами, дружно плывущими к единой цели, направляемые твердой рукой «кормщика умного». Поэт поет песни «беспечной веры полн» в торжество общего дела. Затем появляется образ «грозового вихря», в результате которого «погиб и кормщик, и пловец», но «таинственный певец» «выброшен на берег волною». Он остается верен своим идеалам и помыслам:

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

В конце двадцатых годов у Пушкина появляется ряд стихотворений, посвященных свободе творчества. Поэтическая свобода - это независимость поэта и его деятельности от мнения толпы «непросвещенной», и добиться этого можно, лишь следуя своему вдохновению, «велению Музы». Это особенно ярко прослеживается в стихотворениях «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830).

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум,

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

В зрелые годы у Пушкина - происходит новая переоценка ценностей. У него возникает новый образ свободы - свободы личной, внутренней. Он хочет покоя в жизни, отказываясь от прежних идеалов революционной свободы. «На свете счастья нет, но есть покой и воля», - пишет он в стихотворении «Пора, мой друг, пора!» (1834), а в стихотворении «Из Пиндемонти» (1836) лишь подтверждает эту мысль:

Иная, лучшая потребна мне свобода…

…себе лишь самому

Служить и угождать,

По прихоте своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам.

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) является в определенном смысле поэтическим завещанием поэта, в котором он подводит итог своему творчеству. Главную свою заслугу он

Видит в том,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Итак, идеалы свободы постоянно претерпевали изменения на протяжении всей жизни поэта. Это было обусловлено как обстановкой в стране, так и личными фактами биографии поэта. Но несмотря ни на что, Пушкин всегда оставался великим вольнодумцем и проповедником свободы во всех ее проявлениях.

Понятие «свобода» находит свое отражение в творчестве многих поэтов, в том числе и у Александра Сергеевича Пушкина. Отметим, что Пушкин ее возводит в Абсолют, он исследует разные виды свободы, сопоставляет их содержание.

Большое влияние на становление Пушкина как поэта оказали годы, проведенные в Царскосельском лицее. Именно под влиянием юношеских идей автор создает «Лицинию», потому что Александр Сергеевич питает большой интерес к древнеримской истории. И не случайно, ведь в годы республики и империи в римском государстве царил рабовладельческий строй и сам понимание свободы для варварских племен в призме римского права не предусматривалось. Поэт отмечает, что Рим креп и рос во времена свободы, а крушение империи произошло при торжестве рабства.

В 1817 году Пушкин пишет «Вольность», где выдвигает постулат неразделимости таких понятий как «закон» и «свобода». На следующий год он пишет «К Н.Я. Плюсковой» и обозначает свое место в обществе, декларируя свою значимость и назначение не в развлечении монархов, а в служении и любви к народу и его отражением в литературной деятельности. В 1819 году молодой Пушкин пишет стихотворение «Деревня». В нем находится отражение мыслей Пушкина касательно того, что человек может разрушить уклад окружающего мира, ведь он нарушает ее законы, появляясь на свет свободным.

Спустя 4 года Пушкину суждено будет пережить душевный застой, отражением которого станет стихотворение «Свободы сеятель пустынный». Поэт осознал преждевременность своих взглядов и идей. Они не могли правильно восприниматься страдающим от закрепощенния народом. Он осознавал безнадежность своих призывов. Исчерпав все средства к пробуждению в людях чувств, подобных своим, он сузил понятие «свобода» до небольшого радиуса вокруг себя.

Теперь свободой для поэта являлась его независимость, возможность жить так, как он хочет. В стихотворении «Анчар» поэт не использует конкретизации мест и времени, отождествляя покорного раба с русским народом и его тяжелой судьбой.

Со временем понятие свободы у поэта изменяется до критерия независимости нравственной жизни. С этим пониманием и уйдет из жизни величайший поэт России.

Сочинение Свободолюбивая лирика Пушкина

Пушкин - великий русский поэт, в творчестве которого нашли отражение многие проблемы, волнующие каждого человека и актуальные по сей день. Одной из таких является тема свободы. Она звучит в его произведениях на протяжении всего его творческого пути.

В разные периоды своей жизни поэта волновали различные стороны этой проблемы: социально-политическая свобода, личная свобода человека и свобода слова и творчества.

Для раннего творчества Пушкина характерна тема социально-политической свободы. Писатель выражал свое несогласие с политическим порядком того времени, а именно, неограниченной власти царя и крепостной зависимости. Решение данных проблем он видел в идее просвещенной монархии. Это отразилось в стихотворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Пушкин хотел свободы для каждого человека, независимо от слоя населения, к которому он принадлежит. Он считал, что все люди должны обладать равными правами и привилегиями, и чтобы воля одного человека не ограничивала свободу другого. Свобода для Пушкина – не своеволие и анархия, а осмысленное подчинение разуму и справедливому закону («Вольность»).

В зрелом возрасте для поэта становится наиболее важна свобода личности. В этот период происходит переосмысления им темы социально-политической независимости, и он начинает задаваться вопросом о том, кто достоин свободы, всем ли она необходима. Данная мысль лежит в основе произведений «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти». На первый план в его творчестве выходит свобода самовыражения, которая тесно связана с темой поэта и поэзии. Пушкин считает, что настоящий деятель искусства не должен следовать за мнением толпы, а должен творить от души и сердца, независимо от оценки окружающих. Также под свободой творчества он понимал отсутствие ограничений со стороны власти, снижение цензуры. Примерами стихотворений, содержащих данную проблему являются «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг…» и др.

Итак, можно сделать вывод о том, что тема свободы – одна из главных в творчестве А. С. Пушкина. Поэт освещает множество граней этой проблемы, но в основе каждой из них стоит гуманность и уважение к человеку и людям в целом.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Петра Гринева из повести Капитанская дочка Пушкина сочинение 8 класс

    Петр Гринев является главным и положительным героем повести «Капитанская дочка». Он молодой дворянин из состоятельной семьи. Целыми днями мальчик гонял голубей и играл с дворовыми мальчишками.

Россия по праву может гордиться величайшими талантами, которые были рождены на ее земле. Одна из таких уникальных личностей, имя которой известно, кажется, почти любому человеку на Земле, разве что за исключением людей, которые продолжают жить в первобытных условиях, - это Александр Сергеевич Пушкин. Этот человек - великий русский поэт, который за свою короткую, но яркую жизнь успел подарить нам много сокровищ, вошедших в

Свободолюбивая лирика Пушкина

Александра Сергеевича не зря называют поэтом свободы. Очень много свободолюбивых понятий сквозит в его поэзии. Его по праву признали основателем реализма в русском языке и литературе. В своих произведениях он дает читателю свое понимание понятия свободы, которое находит отклик в миллионах сердец читателей. Однако тема вольности претерпевала немалые изменения в творчестве великого поэта. Каждому русскому человеку, несомненно, следует знать об этой важной стороне творчества великого сына России. Вот почему в российских школах отдельной темой идет "Свободолюбивая лирика Пушкина" - урок в 9 классе, которому обычно уделяют немалое внимание, ведь он участвует в процессе формирования мировоззрения подрастающего поколения.

Что есть пушкинская свобода?

Прежде чем переходить к сочинениям Александра Сергеевича, попробуем разобраться, что он подразумевал под такими понятиями, как "свобода" и "вольность".

На самом деле свобода для Пушкина - это основополагающая ценность всего его бытия. Именно в условиях свободного самоощущения он мог творить. С юных лет он познал вкус и сладость независимости, мог сравнивать разные состояния человеческой жизни, что и нашло отражение в его собрании сочинений. поэт был фаталистом и верил в превратности судьбы, говоря, что человек весь находится в ее власти. Поэтому в его творчестве окрашена в более темные и мрачные оттенки. Там же, где проникает луч надежды и свободы, все творчество будто бы озаряется невидимым ярким светом, который несет радость и мир читателям. Вот почему, если читатель захочет понять, что есть свободолюбивая лирика Пушкина, стихи - это самый верный путь познания этого.

Раннее творчество

Тема свободы явно прослеживается уже с самых юных лет великого поэта. Атмосфера лицея, где Александр Сергеевич провел молодые годы своей жизни, очень повлияла на начало формирования всего его творческого пути. Именно здесь ему вложили в душу само понятие о свободе, о силе и значении ее в жизни человека, о высоких жизненных принципах. Именно здесь в 1815 году он и написал свое первое свободолюбивое сочинение "Лицинию". В этой небольшой поэме он раскрывает сюжетную линию, за основу которой взята судьба Рима. Древняя история всегда интересовала поэта, а особенно тема воли и неволи, которая была особенно актуальна уже в древности.

Кроме этого, раннее творчество Пушкина отмечено одой "Вольность", которая была написана им в 1817 году, за сто лет до революции в России. Уже здесь проявилась особенно полно свободолюбивая лирика Пушкина. Сочинение "Вольность" - это обращение ко всему миру, призыв к свободе, равенству и братству. Он скорбит, что мир живет неправильно и продолжает идти не тем путем, и призывает всех обратиться к свободе, начав жить по иному.

Продолжение творческого пути

В лицее Александр Сергеевич обучался до 1920 года. Все годы учения он продолжал формироваться как поэт-декабрист. Именно ода "Вольность" - самая первая свободолюбивая лирика Пушкина, стихи которой призывают угнетенных восстать против угнетателей. В этой оде великий поэт обращается к певице свободы для одарения его вдохновением, а потом выступает против тирании. Он вспоминает мучеников, невинно убиенных, и заставляет читателей трепетать от несправедливости этого мира.

В 1918 году великий русский сын написал стихотворение "К Н. Я. Плюсковой", которая была фрейлиной императрицы. В этом коротком стихотворении поэт открыл читателям свое политическое мировоззрение тех лет, которое отличалось свободомыслием. Он говорит о простоте русского народа, которая пленит его, а императорский шик и помпезность, напротив, отвращают. Он размышляет о своей стране, о ее исторической судьбе, о великом русском народе.

Стихотворение "К Чаадаеву"

Это стихотворение является еще одним произведением, где проявилась свободолюбивая лирика Пушкина. Краткое содержание этого короткого, но столь емкого по смыслу стихотворения - в его призыве к другу юности. Призыв стряхнуть негу молодости и утех, чтобы воспрять душой к свободе и посвятить жизнь отчизне. Это личное послание другу, которое на самом деле оказалось политическим призывом. Теперь уже Чаадаев не просто друг его юности, разделяющий его развлечения, а соратник и единомышленник.

Все стихотворение дышит патриотизмом и духом революции и заканчивается на оптимистической ноте: символичности восхода звезды, что говорит о победе духа свободы в борьбе с неравенством и угнетением.

Стихотворение "Деревня"

Александр Сергеевич написал в 1819 году, еще будучи в стенах лицея, после поездки в село Михайловское. Свободолюбивая лирика Пушкина нашла огромное отражение в этом двухчастном стихотворении.

Первая часть очень гармонична и описывает красоту русской деревни, ее природу, простор. Именно в таких местах особо вдохновлялся поэт и лицезрел красоту. Везде угадываются красоты села, где поэт проводил столько времени. Однако вторая часть этого стихотворения не столь безмятежна, как первая. Здесь затронута тема рабства русского народа, крепостничество и угнетенность. Он сопоставляет народ "тощий" и барство "дикое". Чувствуется, что душа великого поэта мечется, не находя успокоения. "Здесь тягостный ярем до гроба все влекут", - гласят строки, а в конце вопрос, который остался без ответа: "Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный?"

Кризис мировоззрения поэта

1923 год был годом кризиса взглядов и убеждений поэта. Любые революционные и освободительные течения не оправдывают его надежд и ожиданий, разочаровывая его. Вот почему свободолюбивая лирика Пушкина этих лет уже существенно изменилась. Первым произведением, отразившим новые взгляды поэта, было стихотворение "Свободы сеятель пустынный". В нем он обращается к народам, которые приспособились к условиям несвободы и рабства. Также в строках этого стихотворения проскальзывает новое понимание свободы, а именно - материальное. Он осознает, что век жесток, "мирные народы" довольствуются минимальными материальными благами, и это также угнетает его.

Подавление также глубоко повлияло на Александра Сергеевича. Он был знаком лично со многими декабристами и пытался через свою поэзию поддержать их моральный дух и вселить в их сердца надежду. Можно понять, как изменилась лирика Пушкина, кратко пробежав по строкам тех нескольких стихотворений, которые были обращены к декабристам, отправленным в ссылку. Его стихотворение "Арион" - прототип восстания, в котором он подтверждает свои вольные взгляды. Он верит, что дела свободы победят и "оковы тяжкие падут".

Конец двадцатых годов

Александр Сергеевич - борец по натуре, всегда находился в размышлениях. В конце двадцатых годов он обращается к новому виду свободы - свободе творчества. Этому он также посвящает несколько своих произведений. Ему важна "поэтическая свобода", которая отделяет его от тех, кто ничего в этом не смыслит. Если следовать "вдохновенью Музы", то можно добиться этой цели. Эта линия четко прослеживается в стихотворениях "Поэт", " Поэт и толпа".

Зрелые годы

Свободолюбивая лирика Пушкина претерпевает переоценку ценностей в годы зрелости поэта. Образ вольности приобретает новые формы, а именно - предстает как свобода внутренняя, личная. Он отказывается от прежних революционных вольнодумских идеалов, предпочитая им покой и душевный мир. В 1834 году в стихотворении "Пора, мой друг, пора!" он пишет, что на земле нет счастья, но есть покой и воля. В 1836 году Александр Сергеевич пишет стихотворение "Из Пиндемонти", в котором снова ссылается на новое видение свободы, которая далека от внешних идеалов.

В том же году великий поэт пишет стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", в котором словно подвел итог всему своему творчеству. Это произведение считается его творческим завещанием: "Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал".

Заключение

На тему "Свободолюбивая лирика Пушкина" - доклад обычно готовят учащиеся Без знания жизни и творчества великого русского поэта трудно себя назвать русским человеком, вот почему каждый должен знать об основных вехах его жизни.

Несомненно, Александр Сергеевич - проповедник свободы и ее идеалов, которые тем не менее претерпевали немалые изменения на протяжении всей его яркой, но столь короткой жизни. Это было обусловлено политическими изменениями в стране, событиями, которые происходили с поэтом на протяжении его жизни.

Можно с уверенностью сказать, что свободолюбивая лирика Пушкина, стихи, список любимых миллионами читателей произведений - это огромное творческое наследие поэта. И русские люди по праву могут гордиться этим богатством.

Основные мотивы лирики А. С. Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений.

ПЛАН ОТВЕТА

1. Слово о поэте.

2. Вольнолюбивая лирика.

3. Тема поэта и поэзии.

4. Философская лирика.

5. Пейзажная лирика.

6. Тема дружбы и любви.

7. Значение лирики А. С. Пушкина.

1. В историю России А. С. Пушкин вошел как явление необычайное. Это не только величайший поэт, но и основоположник русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы. «Муза Пушкина», по словам В. Г. Белинского, «была вскормлена и воспитана творениями предшествующих поэтов». На протяжении всего своего творческого пути поэт был с «веком наравне», оставаясь великим оптимистом, светлым жизнелюбцем, великим гуманистом, объединяющим людей высокой нравственности, благородства, возвышенных чувств.

Поэзия, драматургия, проза, критические статьи, заметки и письма - все виды литературы, к которым прикасался А. С. Пушкин, несут на себе печать его гения. Поэт оставил потомкам неувядаемые образы вольнолюбивой, философской, любовной, пейзажной лирики. Но никто не писал так много в прозе и стихах о Поэте, о его гражданской позиции, об отношениях с миром, как Пушкин. Он первый показал читающей публике «поэзию во всей ее очаровательной красоте», научил уважать и любить литературу.

Вольнолюбивая лирика.

Первая четверть XIX века - время появления новых политических идей, зарождения декабристского движения, подъема общественной мысли после победы в войне 1812 года.

В 1812 году А. С. Пушкин поступает в Царскосельский лицей. Именно здесь начинается творческая жизнь юного поэта. Настроения, вызванные войной 1812 года, идеи освободительного движения были близки Пушкину и находили благодатную почву в среде лицеистов.

На развитие свободомыслия Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева, сочинения французских просветителей XVIII века, встречи с Чаадаевым, беседы с Карамзиным, общение с друзьями-лицеистами - Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом.

Лицейские стихи Пушкина проникнуты пафосом свободы, мыслью о том, что народы благоденствуют только там, где нет рабства. Эта идея ярко выражена в стихотворении «Лицинию» (1815).

Свободой Рим возрос, а рабством погублен!

В петербургский период лирика Пушкина особенно насыщена свободолюбивыми политическими идеями и настроениями, ярче всего выраженными в оде «Вольность», в стихах «К Чаадаеву» и «Деревня». Ода «Вольность» (1817) с сокрушительной силой обличала самодержавие и деспотию, властвовавшие в России:

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе

Печать проклятия народы,

Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты Богу на земле.

Поэт призывает «на тронах поразить порок» и к воцарению Закона:

Владыки! вам венец и трон

Дает Закон - а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас закон.

Ненавидя тиранию, он восклицает:

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Ода «Вольность» написана стихом, близким к одам Ломоносова и Державина,- это высокий, торжественный стих, подчеркивающий важность темы. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) внутренний сюжет развивает мысль о гражданском взрослении человека. Любовь, надежда, тихая слава, одушевляющие юношу, уступают место самоотверженной борьбе с «самовластьем»:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Пушкин видит силы, препятствующие освобождению отчизны. «Гнет власти роковой» противостоит порывам «нетерпеливой души». Лучшее время жизни поэт призывает посвятить отчизне:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

В стихотворении «Деревня» (1819) Пушкин страстно заклеймил основы крепостного строя - беззаконие, произвол, рабство, обнажил «страдание народов». В стихотворении контрастно противопоставлены идиллическая первая часть и трагическая вторая. Первая часть «Деревни» - приготовление к гневному приговору, который произнесен во второй части. Поэт поначалу замечает «везде следы довольства и труда», так как в деревне поэт приобщается к природе, к вольности, освобождается «от суетных оков». Безграничность горизонта - естественный символ свободы. И только такой человек, которому деревня «открыла» свободу и которого сделала «другом человечества», способен ужаснуться «барству дикому» и «рабству тощему».Поэт негодует:

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Этот «грозный дар» мог бы заставить очнуться Россию, разбудить народ, приблизить свободу, которой достоин человек.

Не призывом, а вопросом завершается стихотворение

«Деревня»:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Свобода уже видится поэту не далекой «звездой пленительного счастья», а «прекрасной зарей». От пылкого послания «К Чаадаеву» и горького гнева «Деревни» Пушкин движется к сомнению, продиктованному нетерпением («Кто, волны, вас оставил...»), к кризису 1823 года («Сеятель»), вызванному тем, что Пушкин оказывается свидетелем подавления и гибели европейских революций. Он не уверен в готовности народов к борьбе за свободу:

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя -

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды...

К петербургским годам относятся и эпиграммы Пушкина на Аракчеева и других реакционных деятелей александровского царствования. Именно в эти годы Пушкин становится выразителем идей передовой молодежи своего времени, прогрессивных национальных чаяний и антикрепостнических народных настроений. В период южной ссылки поэзия Пушкина отразила подъем революционных настроений в среде декабристов, она полна откликов и намеков, связанных с освободительным движением. В послании «Дельвигу» (1821) Пушкин подтверждает:

Одна свобода мойкумир...

В послании «В. Л. Давыдову» (1821) он выражает надежду на близость революции. В том же году поэт пишет стихотворение «Кинжал». Призывающее к борьбе с самовластием путем прямого, революционного насилия:

Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона,

Свершитель ты проклятий и надежд,

Ты кроешься под сенью трона,

Под блеском праздничных одежд.

……………………………………

Немое лезвие злодею в очи блещет,

…………………………………

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.

И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец...

В элегии «К морю» жажда свободы-стихии сталкивается с трезвым сознанием «судьбы людей», которые живут по своим законам. А пока поэту остается только одно - сохранить память о прекрасной неукротимой стихии:

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Тема свободы в самых разных вариациях проявляется и в стихотворениях «Зачем ты послан был и кто тебя послал?», «К Языкову», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Заступники кнута и плети» и др. На протяжении всей жизни А. С. Пушкин был верен идеалам декабризма. Он не скрывал своей духовной связи с декабристским движением. И поражение декабристов 14 декабря 1825 года не подорвало преданности поэта свободе. Друзьям-декабристам, сосланным в Сибирь, он пишет послание «Во глубине сибирских руд» (1827), в котором выражает веру в то, что

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

А в стихотворении «Арион» свою преданность друзьям он подтверждает словами:

Я гимны прежние пою...

Хотя поэт и остался один, он верен друзьям, верен идеалам свободы.

В стихотворении «Памятник», подводя итог своей жизни, творчеству, поэт говорит, что потомки будут его помнить за то, что «в жестокий век восславил... свободу и милость к падшим призывал».

Посвященная проблемам воли, свободы в различных ее проявлениях, провозглашающая идеи гуманизма и стремления к независимости. В отечественной литературе, пожалуй, она наиболее богато представлена в творчестве великого русского поэта 19 века Александра Сергеевича Пушкина.

"Анчар"

В написанном в 1828 году стихотворении обличает проявления тирании, что позволяет говорить о том, что оно также относится к разделу "вольнолюбивая поэзия". Это произведение трагично по существу. Анчар стоит во вселенной один, как грозный часовой, в скупой и чахлой пустыне. Даже природа его отвергает, не приемлет это "древо яда", "древо смерти". Но вот к анчару послал "человека человек", и тот вернулся с ядом. Раб не протестует против воли своего владыки, приумножившего зло, использовав ядовитый сок дерева для своих стрел и разославшего их в соседние пределы.

Стихотворения 1829-1835 годов

Философские мотивы лирики, связаные с темой свободы, отражают такие вольнолюбивые стихи Пушкина, как "Брожу ли я..." (1829 год), "Элегия" (1830 год), "Вновь я посетил" (1835 год).

В первом стихотворении Пушкин думает о "дубе уединенном", которому суждено пережить его век, как он пережил уже "век отцов".

"Памятник"

Своеобразный итог своей творческой деятельности подводится поэтом в написанном в 1836 году стихотворении "Я памятник себе воздвиг...". И здесь уже несколько иначе звучит вольнолюбивая поэзия. Это произведение - перевод одной из од Горация. Александр Сергеевич отмечает свои заслуги перед потомками и народом в том, что он славил идеалы свободы и призывал "милость к падшим".

Жанровые особенности вольнолюбивой поэзии

Необходимо отметить жанровое многообразие лирики поэта, называемой вольнолюбивой: это и элегия, и ода, и сонет, и послания, и лирические стихотворения. В этих произведениях Пушкину удалось объединить книжные и разговорные на основе живого народного языка. В стихотворениях Александр Сергеевич исповедовал стиль призывной ораторской речи, и для этой цели включал в тексты обращения, а также глаголы в повелительном наклонении. Используются такие как символы (океан, море, звезда - символы свободы), сравнения, анафоры и др.

В лирике этого автора мотивы свободы многообразны и воплощены оригинально в художественной форме его стихотворений. Благодаря этому его произведения пережили столетия и обессмертили имя их создателя. Вольнолюбивая поэзия - это и есть, говоря коротко, призыв к свободе, мечта о ней.

Значение вольнолюбивой поэзии Пушкина

Жизнь и творчество Александра Сергеевича не прошли бесследно. Вольнолюбивая лирика Пушкина сыграла очень важную роль в общественно-политической жизни того времени. Его творчество сильно повлияло на дальнейшее развитие гражданской поэзии: дело Пушкина продолжили Михаил Юрьевич Лермонтов, Николай Алексеевич Некрасов и другие.

Вот что такое вольнолюбивая лирика Пушкина. В данной статье указаны не все стихотворения, относящиеся к этому разделу, поэтому изучение творческого наследия Александра Сергеевича можно продолжить, опираясь на другие источники.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...