Все страдания. Освобождение от страданий

Страдание - это не что иное, как постоянный процесс прокручивания в уме событий или происшествий, имевших место в прошлом. Страдание - это не что иное, как умственный перенос прошлых событий жизни в настоящее. Вся цель жизни же состоит, чтобы проживать ее миг за мигом.

Страдание возникает только тогда, когда наш ум предается ненужным мыслям о прошлом или будущем, вместо того, чтобы жить в настоящем. Этот диалог постоянно происходит в уме и является причиной страданий, когда даже по окончании событий оно продолжается внутри нас, когда мы про себя без умолку говорим, например, с тем, кого считаем своим обидчиком.

Люди не осознают страданий, которые грызут их изнутри, подобно тому, как прокаженный не чувствует, как крысы обгрызают ему руки и ноги. Внутри нас так много всего, чему мы никогда не уделяем внимания. За кулисами происходит много того, о чем мы даже не имеем представления, что остается неосознанным нами.

Увидьте темницу, в которую мы заточены. Мы сами делаем себя несчастными и в большинстве страдаем оттого, что сами сотворили. Жизнь идет своим чередом, в ней случается разное, но мы делаем из всякого пустяка проблему, раздуваем муху до размеров слона. И пока ум имеет над нами власть, нам не остается ничего, кроме как вести с ним изматывающие беседы и уживаться с порожденными им образами, тем самым, создавая себе страдания.

Страх осуждения, злость, непримиримость, недовольство, чувство безнадежности у всех одни и те же, но страх сам по себе, как особого рода переживание - один и тот же в каждом человеке. Есть только один ум - в тисках которого род людской позабыл о любви, о Боге. Испытывать Любовь и присутствие Бога возможно, только избавившись от ума. Любовь, которую выказывают, и прощение из вежливости не могут быть искренними, они не настоящие. Освободиться от ума - стать просветленным.

Каждый момент жизни может стать моментом Истины. Все, что для этого нужно - уметь РАСПОЗНАТЬ в нем истинную природу реальности, воочию увидеть, что все объекты нашего восприятия есть украшения нашего изначального чистого ума. Когда мы научимся быть необусловленными внешними и внутренними причинами, когда мы входим в контакт со своим духовным сердцем и продолжаем находиться в этом контакте естественно и расслабленно, ум меняется.

Ум и материя взаимосвязаны и становятся тем, о чем ты думаешь. Мир - это проявление нашего внутреннего состояния. Люди, с которыми мы встречаемся, ситуации, с которыми мы сталкиваемся, проблемы, которые встают перед нами, и все многообразие того, что мы испытываем в жизни - все это внешние проекции того, что есть внутри нас. Мы сами создаем нашу реальность. Мы - архитекторы своей судьбы, мы становимся проявлением своих мыслей, мы встречаемся с тем, на что настроено наше восприятие.

Мысль обладает огромной силой, она способна творить. Мысль, которой вы дали ход, теперь материализовалась в события, и вы пожинаете то, что посеяли. Если вы выпускаете страх, осуждение, предательство, ненависть, то возникает соответствующая ситуация. И здесь вы выступаете и причиной и Творцом. Ваша мысль и ее воплощение могут разделять недели, месяцы, годы и более.

Весь процесс материализации мысли в действие - это кармический цикл, а наша жизнь - серия кармических циклов. У нас есть Сила Мудрости и Свобода выбора, чтобы пересмотреть свою жизнь и внести в нее изменения, но мы можем это сделать не ранее, чем тот или иной цикл завершения. У нас так много ненужных мыслей, что они лишают нас энергии и заставляют страдать. Когда мы говорим в гневе, то наши слова оставляют шрамы. Гнев - это естественная реакция на страх, страх - это порождение ума.

Карма является результатом нашего гнева, ибо гнев причиняет боль, и чем больше грехов мы накапливаем, тем больше и страдаем. Живите настоящим, ощущайте прекрасное каждое мгновение. Очистите свою жизнь и свой разум от всех негативных, разрушительных и полных страха мыслей. Откажитесь от разрушительных эмоций.

Спрашивает Ольга
Отвечает Виктор Белоусов, 04.11.2015


Ольга спрашивает: "Сколько бы и что я не читала, я не могу понять почему страдания очищают душу. При страданиях люди даже могут ожесточаться, и я таких знаю. Очистить душу может только Любовь. , я так рассуждаю. Но хотелось бы понять, почему пишется всё же о том, что страдания душу очищают. Спасибо."

Мир Вам, Ольга!

Таких слов нет в Библии. Соответственно, нужно понять - кто именно так считает, что страдания очищают душу.

Страдания - они есть в жизни любого человека. Но вот отношение к страданиям и последствия - разные. Также может отличаться понимание "нормы", некоего среднего приемлемого образа жизни.

Нашел следующее: "По православному учению, для достижения спасения достаточно с благодарением претерпевать невольные скорби, находящие на человека, но монашествующие для достижения больших ступеней христианского совершенства накладывают на себя произвольные скорби. Эти скорби: болезненный пост, бдение, молитва, смирение, девство и прочее. Богословская основа такого поведения - противопоставление ветхого, плотского, человека - духовному (). Соответственно, при умерщвлении плоти и порабощении её духу можно достичь высших духовных состояний, что и является целью монашества". (Википедия)

"Христианин более чем кто-либо ощущает непостоянство и ничтожность временного и тленного. Его душа невольно рвется туда, где живет вечная Правда. Неся свой крест, он знает, что не напрасно он терпит напасти и гонения, скорби и лишения... Если удары учащаются, слышится как бы неперестающий гром, он знает, что именно тут-то и раскрывается вся нежность Божественной любви.

...Человек высокообразованный и почтенный имел двух красавиц-дочерей шестнадцати и девятнадцати лет. Он был горд отцовской гордостью, чувствуя, что возродился в детях. Но неожиданно младшая была скошена тифом; старшая заразилась от нее и пошла следом... Целую неделю отец не выходил из уединения... Вышел же другим человеком. Его счастье, что он был убежденный христианин. Он понял, что эти удары - ласка Божественной любви. Его взгляд на жизнь земную стал иным. Когда он умер и вознесся от этой жизни, две его красавицы-дочери встретили его, преображенные сиянием небесной славы. Бог разлучил их на мгновение, чтобы соединить в блаженстве вечного света.

Так христианский крест светлеет все ярче и ярче среди испытаний жизни. Драгоценные камни, изумруды все более и более украшают венец на главе того, кто смиренно несет свои страдания. Из этих страданий вытекают свет и красота, чистота и воздушность, которые возносят душу к Богу.

Очищаясь и возвышаясь страданиями, душа расширяется в любви. Страдание животворит и умножает пламень духовной крепости. "Сердце наше расширено" ( ,11), - говорит святой апостол Павел в послании к коринфским христианам. "Ты, страдание, производишь истинных людей", - говорит поэт. Мы видим самую великую и существенную причину страдания: оно расширяет душу и умножает любовь. Чуть было не сказал, что страдание вновь созидает душу, вкладывает в нее красоту глубоких чувств, трогательность, величие. Ни гений, ни слава, ни добродетель без страдания не могут дать человеку истинного величия. Вот почему все святые герои, гении, все великие души были воспитанниками страданий. Лавровый венок всегда покоился лишь на измученном челе. Никогда душа не раскрывает своих сил в более трогательной и истинной красоте, как перед лицом страданий, когда она забывает себя ради ближнего. Это высшие красота и величие. Один мыслитель сказал: "Знаете, в чем завидуют нам ангелы? Ни в чем, кроме того, что мы, люди, можем страдать ради Бога, а они никогда ради Него не страдали".

Величие и красота души расположены по ступеням, по силе страдания. На вершине те, у которых горит на челе пламя добродетели и страдания, ниже - менее страдающие и более легкомысленные, еще ниже встречаешь уже смеющихся. Высота страдания кладет на душу красоту серьезности как спутницу великих людей. Лицо, как и сердце, становится более прекрасным и одухотворенным."

В разных культурах и народах есть разное отношение к страданию . Интересно заглянуть именно в социокультурный пласт. Приведу цитаты из автореферата по диссертации "Плач как феномен русской культуры" Коныревой И.В. Сама диссертация была защищена в 2003 году в Комсомольске-на-Амуре. Текст написан не самым простым языком, но это интересно для понимания корней данной концепции :

" Специфика менталитета русской культуры обусловлена природно-географическими особенностями, своеобразием геополитического положения и религиозным двоеверием. В русской культуре осуществился значительный духовный синтез греко-византийской веры и славянского язычества. Поэтому, уникальный синтез христианских и языческих элементов существенно повлиял на формирование двух начал русской культуры: смехового и плачевого. Доминирование одного или другого начал в культурно-историческом процессе определяет тип мироотношения, ценностно-смысловые парадигмы и специфику поведенческих моделей.

Исследованная нами «подчеркнуто дуальная» (Н.А. Хренов) эпоха Средневековья была наиболее значимой в процессе формирования плачевой основы русского менталитета и культуры. В православной вере доминирует идея всеобщего греха и порочности земного мира. Истинный верующий должен всем сердцем и помыслами стремиться в мир чистоты и благости, туда, где нет зла и страдания, в мир, дающий избавление. Самое главное избавление - избавление от мучительного, порой трагического раздвоения души и плоти.Значительное влияние на процесс формирования русского «иррационального» и «чувствительного» (И.В. Кондаков) православного менталитета оказало византийское мистическое учение. Нравственно-психологические основы исихазма заложили в православной культуре «слезные» традиции. Согласно их учению, плач воспринимался как способ излияния глубинной печали, как возможность открытия души самому Богу, как слезная исповедь о своих прегрешениях. Начала духовной свободы и иррационального мироощущения, заложенные последователями исихазма - «нестяжателями», - во многом определили психологическую глубину переживаний, молчаливое «очищение сердца» слезами, способствовавшее формированию плачевой основы русской культуры.

Феномен двоеверия в Древнерусской культуре обусловил специфику «диссонансного» мировоззрения, основанного на остром ощущении дисгармонии и несовершенства земного мира. Это определило существование таких антропологических констант в русской культуре, как «экзистенциальная печаль», склонность к страданию и состраданию. Специфическое душевно-психологическое состояние тоски, рожденное ощущением богооставленно-сти, несбыточности идеала «должного», осмысляется в диссертационной работе как трансформированная форма плача.

В периоды исторической нестабильности смех, наряду с плачем, становится выражением общественных настроений и поведения. Однако эсхатологическая сущность русской культуры не позволяет осмыслять смех кризисных эпох как жизнерадостный, он, скорее, «плачевый» («смех сквозь слезы»). Такая семантическая трансформация смеха нашла свое отражение в юродстве, в творчестве бродячих слепых певцов и, отчасти, скоморохов. Скоморошечий смех кризисного периода был нерадостным: его природа - сатирическая, а не комическая. «Двухполюсность» (Г.П.Федотов) русской ментальное™ во многом детерминирует «двухслойность» русского смеха, связанного с идеей фатализма. Восточные элементы (фаталистичность, покорность) русского менталитета пронизывают смех трагическим чувством. Итак, смеховая культура Древней Руси парадоксальным образом вбирает в себя плачевое начало.

В Средневековую эпоху плач проявился не только на уровне поведенческой модели, но и получил свое воплощение в культурных текстах: обрядовых, литературных, живописных, музыкальных. Плач рассмотрен нами как мотив, характерный для многих художественных произведений Древней Руси, и как жанр, сформировавшейся под воздействием фольклорных традиций и благодаря византийскому (исихастскому) влиянию.

Преобладание «женского» начала в русской ментальности, актуализирующее иррациональность, фатализм, покорность, склонность к жертвенности, страданию и состраданию, также определяет «плачевость» как укорененную основу русского менталитета."

Для сравнения мы можем прочитать понимание страданий и духовного роста из другой культуры - иудейской. Речь также идет о том, что в страданиях мы можем чему-то научиться, но взгляд чуть другой - страдания есть данность бытия, но не ставятся в качестве основного инструмента для духовного просвещения:

Есть вопросы, которыми человек задается на протяжении всей своей жизни. Почему в мире так много страдания? Что мы делаем в случае душевного или физического страдания? Почему Б-г допускает, чтобы праведные люди страдали от чрезмерной боли?

В самые тяжелые минуты отчаяния нельзя забывать, что именно глубокая вера дает нам силы как-то примириться с нашей болью, противостоять ей. В мире без Б-га боль, страдание абсолютно напрасны. Но в мире, которым управляет Б-г, боль, даже если она и не покидает нас, можно принять как средство познания жизни. Она толкает нас на поиск ответов, на выяснение наших отношений с Б-гом, на получение дальнейшего жизненного опыта.

Таково испытание, которое приносит с собой боль. Позволите ли вы ей ослабить вас или будете рассматривать ее как катализатор для более глубокого погружения в себя и свои верования? Дадите ли охватившим вас эмоциям исказить ваше внутреннее чувство правды или признаете боль тем горнилом, из которого сможете выйти более сильным, чем были ранее?

Один из главных вопросов, требующих нашего ответа, заключается не только в том, почему мы иногда испытываем большую боль, но и в том, чему мы можем у нее научиться.

Если вы рассматриваете жизнь как существование, ограниченное определенным пространством и текущим временем, непосредственностью материального бытия, вас непременно будет пугать все, что ему угрожает. И это, естественно, будет вас огорчать. Если же наряду с физической реальностью вы видите более широкую картину духовной реальности, боль оказывается лишь одним из компонентов этой реальности. Страдание, физическое ли оно, эмоциональное или духовное, имеет свои границы, тогда как жизнь бесконечна. И, что немаловажно, она оказывается полем вашего длительного участия в ней. В связи с этим вам следует познать ту положительную энергию, которую образует ваше страдание. Подобно тому как несколько капель драгоценного масла может быть извлечено лишь при раздавливании оливок, через страдание мы можем прийти к пересмотру смысла жизни, к более полной приверженности нашему духовному развитию.

На первый взгляд, цель нашей жизни сводится к достижению материального благополучия, обеспечивающего кратковременное счастье. В конце концов мы убеждаемся в том, что это неосновательная и не имеющая смысла цель. Истинная, высокая цель состоит в испытании своих сил совершенствовать материальный мир. Жизнь – это и есть испытание своих сил, возможности творить добро и зло, способности выбирать между тем и другим. Без этой способности жизнь потеряла бы независимость и, следовательно, смысл.

Боль и страдание являются итогами этой независимости, а также раздвоенности тела и души. Создавая гармонию между ними, переходя от физической, одномерной жизни к духовной, двухмерной, вы приступаете к преобразованию своей боли в поучительный опыт и положительную энергию.

Перестройка жизненной перспективы не может быть легко осуществлена. Она требует строгой дисциплины и сосредоточения усилий на учебе, молитвах и добрых делах. При этом в вашу жизнь внедряется система более высоких ценностей, что является достойным ответом на страдание. Даже если страдание и не будет облегчено, оно окажется кратковременным симптомом долговременной причины, которую вы теперь можете рассмотреть.

Задача состоит в том, чтобы установить, каким образом боль может стать скрытым благословением и как преодолеть боль, восстановить гармонию между телом и душой. Подумайте о неизбежном разочаровании, предшествующем созидательному росту, или о муках, испытываемых женщиной при родах. Независимо от того, как велико страдание, оно в конечном итоге поглощается той добротой, образованию которой способствует.

Пробираясь ощупью, спотыкаясь по жизни, мы задаемся рядом вопросов. Обретем ли мы когда-нибудь подлинное счастье, покой в самих себе, удастся ли нам наполнить нашу жизнь смыслом? Или в ней навсегда поселились страх и неясность? Восторжествуют ли в этом мире добродетель и сердечность? И если нет, то как сможем мы оправдать перед собой и своими детьми необходимость следовать моральным и этическим принципам? Действительно, человеческая природа стремится к высшей цели, но какой смысл так тяжело трудиться над тем, чтобы придерживаться высокой духовности, если это никуда не приведет?

Ответом на эти вопросы служит только одно слово – избавление, символизирующее свет в конце туннеля нашей жизни. Избавление – это разговор Б-га с нами о том, что причина, по которой Он сотворил мир, будет в конце концов воплощена – добробудет править и наша жизнь может наполнится смыслом. Избавление – это неотъемлемая часть и плана Б-га, и человеческой жизни. Без избавления она оставалась бы бессмысленной, как никогда не кончающийся туннель в темноте, с незначительной осведомленностью об альтернативе и без надежды увидеть когда-либо свет.

Но что означает избавление, от чего нам необходимо избавиться? Мы нуждаемся в избавлении от опасности быть затянутыми в сети темноты материального мира, которая затрудняет наши поиски смысла жизни, делает ее вялой и бесцельной, наполняет сомнениями и страхом.

Б-г наделил нас Б-жественной искрой, которая, если ее раздувать, позволит осветить все вокруг и уверенно идти вперед.

Избавление – это не событие, которое происходит в конце нашей жизни на земле. Это нарастающий процесс, зарождающийся с нашим появлением в мире. Каждый добрый поступок поднимает нас на одну ступеньку, приближает к завершению этого процесса.

Мы понимаем, что мир совсем не идеален, но ищем идеала. Мы видим вокруг страдания и трудности, но мечтаем о спокойствии и благополучии.

То же самое происходит на коллективном и глобальном уровне. Во все времена люди отдавали свои знания, ум и сердце для того, чтобы облегчить жизнь человечества. Созданы новые политические и экономические системы, получили развитие промышленность и сфера предпринимательства, значительное внимание уделяется образованию. И все это имеет своей целью совершенствование мира, общества. Людей не покидает надежда на лучшее будущее.

Таким образом, все мы ждем избавления. Не надо бояться этого слова. Избавление – это не обязательно религиозное или духовное понятие. Оно означает свободу.

("К жизни, полной смысла" Менахем-Мендл Шнеерсон)

Что Библия говорит по поводу страданий, очищения и любви? Что приводит к духовному росту?

Любовь к Богу и всему, что связано с Богом - как действие:

2 Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!

8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.

97 Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем.

Принятие любви Божьей к нам:

1 На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего.

6 ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле.

7 Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, - ибо вы малочисленнее всех народов, -

8 но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского.

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Слушание Божьего Слова:

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;

5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.

6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.

7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;

8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,

9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.

Наша реакция на обличения и наказания:

4 Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха,

5 и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.

6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

9 Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

12 Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени

13 и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.

Все это работает в целостности. Кто-то может делать акцент на страданиях, кто-то на служении, кто-то - на любви. Но одно без другого невозможно. В любом случае мы сталкиваемся со страданиями и нам нужно реагировать, адаптироваться. Мы сталкиваемся перед нуждами других, чтобы помочь (или не помочь) и это тоже предмет роста. Через различные обстоятельства и веру мы переживаем Божью любовь и сами начинаем испытывать эту любовь к Господу - и это есть основополагающий мотив.

Благословений Божьих,

Читайте еще по теме "Нравственность выбора, этика":

29 окт Сегодня сорвался и с матерными словами спросил, обращаясь к Богу, в чем же Его помощь? (Сергей) Сергей спрашивает: Здравствуйте! Моя очень пожилая мать, да и сам я немолод, мучается от головных болей и не всегда понимает смысл того, что я ей объясняю. Лекарства практически не помогают. Сегодня сорвался и с матерными словами спроси... 18 29 апр Добрый день, Владимир!В данном случае я вижу, что это было неуместно, Иуда осознавал на что он идёт и какие есть гарантии. Он покончил жизнь самоубийством и слова обличения в его адрес, сомневаюсь что привели бы к изменению решения, а только...

Душевные страдания – это, своего рода, необходимый процесс, который возвращает современного человека к «человеческому». Душевные страдания идут с человеком из поколения в поколение и остаются всегда вопросом и загадкой.

Страдания души представляют собой комплекс тягостных ощущений и мучений человека, выливающиеся в стресс и в душевную боль. Страдание появляется в результате реализации человеком свободы. Душевные страдания лежат в основе других разновидностей страданий. Причиной таких страданий является – гордыня. Гордыня включает в себя такие душевные страдания как обман, похоть, тщеславие и зависть. Такие страдания являются последствием, так называемых, телесных страданий – это пьянство, блуд и объедание.

Люди, во время душевных страданий, наиболее глубоко оценивают какую – то потерю, либо другую жизненную ценность. Такая ценность измеряется продолжительностью и глубиной страдания. В душевных страданиях можно выделить цель. Целью, прежде всего, является оправдание, самооправдание или же привлечение внимания. Человек должен всяческими путями отдаляться от страдания, избегать его, а не получать удовольствие, так как душевное страдание – это такое качество человека, которое входит в привычку и в повседневную жизнь. Человек, по сути своей, такое существо, которое всегда желает большего и недостижимого. Именно это и является основной причиной душевных страданий. Не нужно никогда и никому говорить, что несчастен, что болен.

Пока человек живет на этом свете, он способен бороться абсолютно со всем. В этом случае необходимо найти в себе силы бороться со своим эгоизмом, который заставляет себя жалеть. Нужно оглянуться вокруг и понять, сколько людей, которые во много раз несчастнее или больнее и просто сравнить страдания. Возможно после таких сравнений, человек поймет, что в принципе нет смысла себя жалеть? Зачем причинять себе муки и боль, когда в мире и так полно негатива? Нужно бороться с собой, со своим характером, со своим пессимизмом и достичь душевного успокоения и покоя. Не нужно самому себя жалеть или заставлять это делать близких людей. Нужно помнить, о том, что человек – это высшее разумное существо на планете, и оно не должно себя втаптывать в землю переживаниями и страданиями. В мире есть много позитивного, светлого, доброго и теплого. Нужно довольствоваться тем, что есть и кто есть и говорить им спасибо.

Душевные страдания – это, пожалуй, самый распространенный недуг современных людей, которые бегут вслед за несбыточным и не реальным. Это болезнь и реакция эмоций на жизненные происшествия, которые в результате приносят боль. Целесообразнее сохранить силы для борьбы, а не для слез и мук.

Да, душевное страдание – это болезнь. Почему? А потому, что есть такая категория людей, которая испытав первое потрясение и стоя на пути выбора радостных ощущений или страданий, выбирают второе. Может быть от того, что нравиться самооправдание, а может быть от того, что просто нравится, когда жалеют. Человек сам хозяин своих эмоций и как с ними бороться решать только ему.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

"Каждое возрастание духа нуждается в отягощении обстоятельствами.

Существует старинное предание, что из страданий человеческих рождаются драгоценные камни.

Так оно и есть, и потому, когда говорю — нагружайте Меня, то не жертву приношу, но лишь умножаю силу духа".

(Иерархия, 38)

Смысл Страдания

Что такое страдание?

Причины возникновения страдания?

К чему приводят страдания?

Цель страданий

Может ли кто-нибудь избавить нас от страдания?

Как преодолевать страдания?

Сущность преодоления страдания?

Имеет ли страдание смысл?

Что такое страдание ?

Страдают все - и те, кто много зла сделал, и невинные дети, и молодёжь, не успевшая ещё вкусить жизни. Люди страдают телом - от голода, холода, болезней и непосильного труда.

Страдают душой от клеветы и зависти, от самих себя и от других, от соседства с ближними, исходят в тоске одиночества и непонятности, отравлены горечью разочарования, муками обманутой любви или скорбью об утрате близких.

Сколько тяжких минут причиняет нам сознание своего несовершенства, так же несовершенства окружающего мира.

Причины возникновения страдания ?

Вопрос человеческих страданий во все времена занимал умы лучших мыслителей человечества. Величайшие усилия предпринимались для его решения.

Лишь знание закона Причин и Следствий (Кармы) и закона Перевоплощений внесло ясность в эту трудную проблему.

Страданием мы называем чувство неудовольствия, которое мы испытываем в том случае, когда действительность не отвечает нашим желаниям. Под действительностью мы разумеем внешние обстоятельства, как бедность, болезнь, голод, холод и наши нравственные действия, наши поступки, которые нередко противоречат нашим высшим желаниям.

Источник страдания обычно заключается в уклонении человека от законов природы, как физической так и духовной. Или наши желания дурны, противоречат действительности, природе вещей, природе человека. Или наоборот, видимая действительность противоречит нашим хорошим желаниям, и мы страдаем, таким образом, из-за добра. Но это потому, что самую действительность извратили дурные желания человека.

Наши действия противоречат нашим высшим желаниям - "доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю", и мы испытываем тогда внутреннее страдание - мучение совести.

Поэтому, необходимо изучение Космических Законов Вселенной, которые открывают истинный смысл страданий.

Какие же эти законы?

На языке биологии и социологии - это законы жизни, сохранения рода и вида, общества и личности.

На языке этики - это космические законы-законы любви, чистоты, справедливости и почитания того, что выше нас.

На языке религии - это заповеди Бога.

Страдание, в большинстве случаев, является заслуженным следствием нарушения Космических Законов.

Итак, перечислим причины страдания:

- Невежество или Отсутствие желания чего-либо познавать.

Каждое горе или страдание является доказательством того, что нарушен тот или иной закон жизни.

По Закону Кармы мы страдаем в результате наших неразумных или негативных действий из прошлого.

Кроме того, человек забывает о своем Божественном Происхождении и о той высокой миссии, которую Христос выразил в словах: “Вы же должны стать совершенными, как совершенен Отец ваш Небесный”.

К этому состоянию следует стремиться во всех обстоятельствах жизни и во всех профессиях, будь то священник, миллионер или подсобный рабочий.

Каждая капля страдания есть результат наших собственных

отрицательных мыслей, слов, желаний, действий и усилий в прошлом.

- Желания и вожделения или Страсти человека

Человек наполнен всевозможными желаниями и вожделениями, причем наибольшая их часть направлена на достижение самых различных земных благ. Самые крутые машины, огромные особняки, норковые шубы, айфоны, крутые смартфоны и т.п.

Неумеренность в удовлетворении потребностей физической природы человека может стать причиной неизлечимых болезней.

- Плохие качества и привычки

Плохие качества и привычки, ведут к страданиям. Неумеренность в еде и питье, или, иначе, обжорство и пьянство. В этом случае люди создают себе страдания в виде болезней не только в этой жизни, но и на далекое будущее.

Не всегда болезни могут быть изжиты человеком в одной жизни, так же как не может быть изжита за одну жизнь совокупность всей негативной Кармы, щедро накопленной им в своих предшествующих жизнях. Следовательно, они могут проявиться затем в следующих инкарнациях. В настоящее время люди болеют многими болезнями, причины которых были заложены уже в минувших столетиях.

- Жажда собственности

Страсть к обладанию приводит человека к бесчисленным преступлениям, убийствам и войнам, обманам. И всё это для того, чтобы завладеть благами,

которые дают лишь краткий миг радости.

Человек должен осознать, что не материальные блага являются постоянной ценностью, но исключительно духовные богатства. И Христос учил: “Что пользы человеку, если он завоюет весь мир, но душу свою погубит”.

Земное бытие дано нам не с целью накопления материальных благ,

но для расширения и развития нашего сознания.

- Привязанности

Привязанности - одна из основных причин страданий человека!

Материя становится фактором страдания для того, кто привязан к ней. Избавление от привязанностей зависит от сознания и от отношения к вещам. Нищий тоже может страдать из-за желания иметь деньги.

“Учитесь владеть без чувства собственности”, - говориться в Учении Живой Этики. Кто смог достичь этого качества, может распоряжаться богатством, не будучи к нему внутренне привязанным. Никому не запрещено приобретать собственность, напротив, каждому рекомендуется жить по возможности в нормальных условиях.

Страдание - является космической необходимостью для развития человеческого сознания!

Лишь через страдание развивается человек. Только через напряжение может быть рост Духа.

Только, когда мы погружаемся в страдания и несчастья, в нас пробуждается элементарное стремление к блаженству и радости.

Человек, духовно мало развитый, испытывает преимущественно физические страдания - страдания своего тела.

Человек, который испытывает духовные и душевные страдания, например, угрызения совести, то это уже признак роста человеческого духа и проснувшегося сознания .

К чему приводит страдание ?

Страдание в этом мире не есть только зло: без него человек превратился бы в животное. Побеждать страдание человек может любовью и творчеством, а облегчается собственное страдание, когда человек начинает испытывать сострадание к другому.

Страдания учат нас тому, чтобы мы не делали другим того, чего не хотим себе.

Страдание является для нас источником нравственных ценностей и положительных духовных приобретений, оно приводит нас к вере, любви и духовной силе. Мы живём на этой земле для того, чтобы поработать над красотой нашей души, и жизнь есть огромная мастерская, в которой душа готовится для нового неба и новой земли.

Страдание ведёт не только к силе, но и к мудрости

Цель страданий

В Живой Этике указывается, что горе и страдание являются наилучшими очистителями. Они также наилучшим образом сокращают путь самосовершенствования.

Горе имеет для человека великое воспитательное значение и становится учителем, помогающим нам уверенно достичь конечной земной цели, а именно, подчинения низшего ”Я” высшему и проявлению Божественности в нас.

Испытывая из жизни в жизнь всевозможные страдания , человек постепенно понимает причину своих мучений и, в конце концов, начинает остерегаться повторения тех действий, которые порождают причины его мучений.

Таким образом, страдание является, стимулирующим средством, побуждающим человека к действию. Выстояв в страданиях, горестях и борьбе, душа выходит из них, обогащенная опытом и психической энергией.

И даже если в борьбе со своей низшей природой душа вновь терпит поражение, все же благодаря страданию она постепенно очищается и учится. Избегая повторных ошибок, мы освобождаемся тем самым от страданий

Как преодолевать страдания

Лучший метод преодоления страданий - Путь Золотой Середины. Это единственный путь, ведущий к постепенному уменьшению страданий и, в конечном итоге, освобождению от них. Поэтому Будда отказался как от королевского благосостояния , так и от монашеского аскетизма , ибо оба пути вели к крайностям и к неумеренности.

Человеку нужно учиться освобождаться от рабства своих желаний и страстей. Только тогда он придет к срединному пути, способному уменьшить человеческие страдания. Это путь отречения через постепенное, благоразумное преодоление желаний.

Никогда не следует насильственно отучать себя от чего-либо, так как рецидив страсти может быть сильнее, чем сама страсть до того.

Нельзя одолеть проявления инстинкта посредством аскетизма, так как они являются выражением жизненной энергии, которую следует постепенно трансформировать в духовную энергию , что, однако, лишь тогда приведет к желаемым результатам, когда человек идет Путем Золотой Середины .

Плохие качества и склонности должны быть изжиты в сознании постепенно, без принуждения и без надежды на немедленные результаты.

В человеке должно вызреть понимание того, что потребности тела должны подчиняться потребностям духа, а не наоборот!

Чтобы освободиться от страдания, нужно прекратить порождать новые причины для его возникновения.

Легкомысленное бегство от страдания - это, когда люди, вернее большая часть людей стремятся минутным наслаждением заглушить горечь жизни, забыться безумием "пира во время чумы" или пляской на краю смерти. "Будем есть и пить, ибо завтра умрём".

Может ли кто-нибудь избавить человека от страданий?

Закон причин и следствий доказывает, что не существует возможности избавить другого человека от страданий, так как каждый должен сам искупить свои грехи и ошибки.

Не избегай ни страдания, ни радости! Учись страдать, не жалуясь!

Не будь пессимистом, несмотря на горе и нужду, но будь оптимистом и продолжай бороться!

Сомневающемуся в вечной Воздающей Справедливости Будда говорил следующее:

«Когда-то ты совершил такое же зло, какое причиняет тебе сегодня, вольно или невольно, твой враг. Итак, терпи безмолвно. Ты искупаешь только свою собственную вину».

Сущность преодоления страдания?

Сущность преодоления страданий заключается в преобразовании низших качеств в высшие .

Для преодоления страданий необходимо развить силу противостоять искушениям и слабостям. Необходимо научиться владеть собой, контролировать свои желания, страсти и отказываться от них.

постараться преобразовать их в хорошие .

Примерный список противоположных качеств, которые мы должны преобразовать в себе:

Ненависть - любовь и прощение.

Бессердечие и беспощадность - сострадание, доброта. Мстительность - благородство.

Зависть - великодушие.

Скупость - щедрость.

Эгоизм - альтруизм и любовь к ближнему.

Нетерпимость - терпимость.

Раздражение - спокойствие.

Придирчивость и критиканство - понимание, благожелательность.

Болтливость - молчаливость и сдержанность.

Имеет ли страдание смысл?

Для человека, вступившего на путь самосовершенствования, важно знать, что высокомерие, раздражительность, обидчивость, любопытство являются теми слабостями, которые доставляют наибольшие трудности на пути восхождения.

Все перечисленные качества являются источником человеческих страданий. Только их постепенное, последовательное преобразование в добродетели поможет превратить горе в счастье и радость. Но и в принятии страдания ещё не всё. Можно терпеть, стиснув зубы. А можно преодолевать и преображать страдание. Оно может быть камнем, давящим душу, но оно может сделаться скалою, на которую мы станем как на твёрдую опору.

Но поистине, всё великое входит в этот мир через врата страдания.

Мы любуемся жемчужиной. Как она рождается? В Индийском океане живёт моллюск в створчатой раковине. В раковину попадает песчинка, которая раздражает тело моллюска. Тогда он в целях самозащиты выделяет из себя перламутровую жидкость, которая обволакивает песчинку. Эта работа идёт годами. Так рождается жемчуг, красота венцов и ожерелий.

Однажды спросили Будду: "Отчего происходит страдание?". Он ответил рассказом: " Охотник в лесу упал поражённый стрелой. Стал ли он или окружающие спрашивать в этот момент, откуда стрела, или из чего она сделана? Конечно, нет. Но прежде всего постарались извлечь стрелу". Так и мы смертельно ранены стрелою страдания; и самое важное - это вынуть стрелу.

Необходимо знать причину страдания, чтобы избежать её в другой раз, нужно знать цель наших испытаний, потому что это укрепляет дух, делает его стойким в перенесении им боли. Ведь самое тяжёлое страдание - это его бесцельность.

Да будут благословенны страдания,

как великолепные ступени восхождения!

Из предложенной презентации, в интересной форме узнайте о смысле страданий

Улыбнемся! :)

Телесная, душевная и даже духовная боль появилась в жизни человека по попущению Божиему. Но приносит она не только страдания. Очень часто она положительно влияет на нашу жизнь, изменяя и наше поведение.

Конечно, философствовать и богословствовать о страдании легко. Несравненно тяжелее претерпевать его, правильно переносить боль, если приходится каждодневно испытывать ее. И человеку, самому не познавшему, что такое боль, говорить о боли очень дерзновенно. Но я думаю сейчас о наших братьях, во всех уголках земли страдающих телесно, душевно и духовно.

Обычно телесно страдают от различных болезней, голода и злоключений. Душевно же страдают от гонений и клеветы, от недостатка любви и когда на нашу любовь не отвечают те, кого мы любим, от не исполненных желаний, от болезней и смерти любимых нами, да и по множеству иных причин. Духовно страдают христиане, любящие Бога и человека, когда они с сожалением видят, как люди своими грехами «огорчают» Бога и уничижают Его образ и подобие - человека.

Почему же боль и страдание появились в жизни людей?

Конечно же, не по благоволению Божиему! Но по попущению Его, когда человек из-за своего эгоистического преслушания оказался вдали от Источника Жизни и своего Создателя. Потеряв радость и безболезненность существования в Царствии Божием, человек оказался в ином состоянии: истинная Жизнь сменилась жизнью, подверженной тлению, покрытой плотными облаками смерти, греха и страстей, не пропускающими света.

Но вот вопрос: а благотворно ли страдание?

В этом новом для человека состоянии, думается, смерть и боль стали своего рода благостным фактором, как, несомненно, и другие, например кожаные хитоны, которыми Господь покрыл первозданных, когда они вынужденно покидали рай. Эти хитоны служили первозданным неким утешением в их изгнании. Смерть же положила предел злу, в противном случае зло было бы бессмертным на земле.

Боль помогает нам обрести чувство нашей тленности, которое избавляет нас от любого вида самообожения

Боль телесная сообщает, что тело человека одолевает какая-то болезнь и нужно предпринять соответствующее лечение. Врачи знают, насколько действие боли - благо. К тому же боли различного происхождения помогают нам обрести чувство нашей тленности, дающее нам познание нашей ограниченности, которое избавляет нас от любого вида самообо жения. Боль подталкивает к размышлениям о том, как идет наша жизнь, помогает направить ее к ее правильному центру - Богу-Троице. Боль очищает от «примесей» нашу любовь к Богу, помогает любить Его бескорыстно, любить не за какие-либо Его дары (например, здоровье, семейное счастье и т.д.), а именно Его Самого. Вспомните Иова: многострадальный, но обладавший терпением, крепким, как алмаз, он безропотно переносил болезни и другие тяжкие страдания - и доказал этим, что любит Бога как Личность, а не Его дары и благодеяния. Он любил Бога равно горячо и в благоденствии своем, и когда, покрытый язвами, оказался на гноище, и когда были убиты все десять детей его.

Нередко боль научает нас правильно относиться к нашим ближним, которых в благоденствии своем мы порой гнушаемся или же обижаем, заставляя их страдать от нашего эгоистичного поведения. Ведь часто только когда разражается катастрофа - следствие нашего бездумного погружения в греховные наслаждения, которое мучительно переживается нашими ближними, - мы наконец-то понимаем всю зловредность греха.

Очень часто люди, страдая от тяжкой болезни, очищаются ею, подобно золоту в горниле, обретают свое подлинное лицо, отбросив все ложные маски, славословят Бога за целительный дар боли, даже если их недуг неисцелим. Людям же духовно зрелым страдания помогают достичь высших духовных состояний, и, пребывая на этой высоте, они способны утешать и поддерживать множество страждущих душ. В пример я приведу вам блаженного старца Паисия, который с радостью принял тяжкую болезнь - рак, мысля, что миряне получают утешение, когда видят, как монахи болеют. И эта ужасная болезнь стала для старца благословением.

А что же такое болезнь с богословской точки зрения?

Мирского ответа на это “Почему?!” нет. Потому что ответ только таков: соучастие Бога в нашем страдании

Из уст тяжко страждущего человека часто вырываются восклицания, рожденные в глубине его души: «Почему, почему, Боже мой?!» Мне кажется, мирского, человеческого ответа на это «Почему?!» нет и быть не может. Потому что ответ только таков: соучастие Бога в нашей боли и нашем страдании. Крест Христов! Мы верим в Бога распятого, униженного, смирившегося перед Своими мучителями. На мечети Омара в Иерусалиме имеется надпись: «Да не говорит никто богохульства, что Бог имеет сына!» Между тем недалеко от этой мечети - сама Голгофа, где Христос пострадал за всех нас. Мы, христиане, нисколько не стыдимся верить в Бога «вочеловечшася, распятого за ны и воскресшаго». В Бога, Который от бескрайней любви стал причастен нашей немощи, облекся в тленную и страстную человеческую плоть, чтобы ее соделать бессмертной. А в Бога недоступного, закрытого в Самом Себе, необщительного, мы не верим, такого Бога мы не чувствуем и не принимаем. Однажды некая ученица гимназии сказала мне: «Я удивляюсь Сократу, принявшему с философским бесстрастием смерть, но Бога я люблю - за то, что Он принял смерть в человеческом естестве!» Давайте не будем забывать слова: «Боже мой, Боже мой, вскую оставил Мя еси?»

Божественную чуткость к любой боли, от которой страдает вся тварь, приобретают люди Божии. Они сопереживают ей в каждом ее проявлении. Авва Исаак Сирин пишет: «Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи человека источают слезы - от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению в сем Богу» .

Однако следует иметь в виду, что сопереживание святых всему созданию не похоже на буддийскую инертную симпатию - оно было деятельным участием в страдании брата. Так, авва Агафон желал найти какого-нибудь прокаженного, чтобы отдать ему свое здоровое тело, а самому облечься в его больную плоть.

Но всё же боль и страдание остаются для нас некоей тайной, «погруженной» в неизмеримую глубину человеческой свободы. В этой жизни нам только лишь «отчасти» приоткрывается эта тайна. Когда же наши очи очистятся, тогда уже все ясно «узрим». А пока давайте с уважением, вниманием, пониманием и братской любовью войдем в положение каждого страждущего брата и помолимся Распятому Господу нашему, чтобы Он ниспослал Свою благодать, силу и научение правильно и с достоинством переносить все скорби и болезни, которые попустит любовь Божия в этой временной жизни - на нашем пути на небо.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...