Что описывает произведение бедная лиза. В чем смысл трагедии героев в рассказе бедная лиза

1. Исторические корни имени.

В древности само имя служило оберегом, было олицетворённым, значимым и обладало большой силой.

“Я утверждаю, – писал известный учёный А.Ф. Лосев, – что сила имени в теперешней жизни, несмотря на её полное удаление от живой религии, нисколько не уменьшилась. Мы перестали силою имени творить чудеса, но мы не перестали силою имени завоёвывать умы и сердца: объединять ради определённых идей тех, кто раньше им сопротивлялся”.

Общеизвестно, что имена у различных народов являются одной из важных составляющих народного духа и всегда преисполнены глубокого смысла.

Народная память связала определённые черты характера отдельных людей с именами, отметив наиболее яркие их проявления в метких высказываниях. “Реестр” таких характеристик сохранился в фольклорных произведениях русского народа:

Постоянная дама Варвара,
Великое ябедство Елена,
Толста да проста Афросинья,
Хороший голос Домна,
Взглянет – утешит Арина,
Обещает не солгать Софья,
С поволокой глаза Василиса,
Наглая спесь Маримьяна,
Песни петь Дарья,
Худое соврать Агафья,
Промолвит – накормит Марина,
Чёрные глаза Ульяна.”

Священник П. Флоренский писал: “Имя – тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность… Поэзия, письменная и изустная, держится на именах… Имена распределяются в народном сознании на группы. Если священник даст крещаемому имя преподобного, это обещает ему счастливую жизнь. А если имя мученика – и жизнь сойдёт за одно сплошное мучение”.

2. Имя Лиза в историческом и символическом контекстах.

“Мировой” контекст имени Лиза/Елизавета начинается с библейских текстов. Этим именем называлась жена первосвященника Аарона (Исход VI. 23), а также другая женщина из Ааронова рода – жена священника Захарии и мать Иоанна Крестителя (Лука I, 5). Святая праведница Елизавета, благочестивая матерь Святого Иоанна Предтечи, сестра Святой Анны, родительницы Пресвятой Девы, скончалась в пустыне, где скрывалась с Иоанном от воинов царя Ирода.

Имя Елизавета древнееврейского происхождения (Elisheba, с последующей греко-латинской адаптацией) и из этого языка объясняется (впрочем с некоторыми вариантами – “почитающая Бога”, “Бог есть клятва её”, “Божья помощь”). Святая Елизавета – следующая важная фигура этого контекста; в России известна подвижница благочестия монахиня Кашинского Сретенского монастыря Елисавета Преподобная Чудотворица. Она вела строгую монашескую жизнь, сестёр своего монастыря поучала остерегаться лжи, лукавства и злоязычия, молитвами изгоняла бесов и исцеляла больных”.

В своём значении имя Лиза несёт следующее: рождена для преданной любви, и для её душевного благополучия очень большое значение имеет мир в семье. Она так растворяется в своей любви, что её невозможно не полюбить в ответ.

Н.М. Карамзин в своём произведении обращается к имени Лиза. Имя Елизавета было известно у нас со времени перевода библейских текстов, эта “известность” носила вполне отвлечённый характер, имя стало модным не ранее царствования Елизаветы Петровны, но, конечно, в определённом социальном кругу. Проникновение этого имени в другие слои общества началось далеко не сразу и происходило медленно. Внедрение имени шло “сверху”: первая волна моды была связана с правлением Елизаветы, вторая – с Елизаветой Алексеевной, женой императрицы Александра I. Елизаветы – Лизы первой четверти-трети XIX века стали в это время не только многочисленными, но, что важнее, само это имя начинает восприниматься как вполне русское, “своё”.

Важно отметить то, что в I половине XVIII века одними и теми же именами пользуются крестьянки и пренебрегают дворянки – Василиса, Мавра, Федосья, Фёкла; другие – в почёте у дворянок и неупотребительны у крестьянок – Александра, Елизавета, Ольга, Екатерина.

3. Лиза: “свойственность” и “несвойственность”, “собственность” и “нарицательность” в имени главной героини повести “Бедная Лиза”.

Выбирая для своей героини, какой она была задумана и какой её знают читатели, имя Лиза, Карамзин сознательно пошёл на ломку некоего стереотипа, на преодоление канона, сложившегося в литературе и предопределившего как бы заранее, какой быть Лизе. Этот стереотип сложился во французской литературе XVII–XVIII веков, прежде всего драмой, т.к. в ней достаточно чётко распределялись типы-амплуа, с которыми были связаны определённые функции. Отсюда он распространялся в другие жанры и в другие европейские литературы.

Образ Лизы, Лизетты (Lizette) – комедийный. Лиза во французской комедии обычно служанка – горничная (камеристка), наперсница своей молодой госпожи (например, комедия Грибоедова “Горе от ума” и её героини – Софья и Лиза). Она молода. Хороша собой, но бойка, развязна, всё понимает с полуслова, особенно когда дело идёт о любовной интриге. Лиза помогает в любовных делах своей госпоже и сама не чужда романтическим приключениям. Чего в Лизе меньше всего, так это наивности, скромности, невинности”. Тем не менее, исходя из всего вышесказанного, Карамзин свою героиню называет Лизой и даёт ей все те качества противовес Лизе – драматической героине.

В произведении Н.М. Карамзина Лиза – крестьянская девушка, и её имя вовсе не соответствует её статусу в обществе, если говорить о том, что всех знатных особ называли Елизаветами, Лиза и не служанка, как её тёзки из европейских комедий, Лиза и не святая мученица. Образ Лизы вобрал в себя и царственность гордой крестьянки, и любящую служанку, и святую мученицу (страдалицу), которая, как бы “расплачивается” за все грехи “царицы” и “крестьянки”.

Так как повесть “Бедная Лиза” была написана в 1792 году в эпоху сентиментализма, то это время привнесло свои особенности в произведение. Во-первых, писатель называет свою героиню Лизой, а не Елизаветой, потому что Лиза, с одной стороны, звучит более подходяще, скромно для крестьянки и, с другой, – снижено для царского имени; во-вторых, его героиня – крестьянка, что не противоречит поэтике сентиментализма: человек на лоне природы (должна быть красивая простота во всём); в-третьих, к имени Лиза Карамзин даёт эпитет “бедная”. Нужно обратить внимание на то, что, может быть, этот эпитет закрепился за Лизой потому, что она сама себя называет “бедной” и так её называет мать. В связи с этим Ю. Айхенвальд пишет: “Реализму дороги собственные имена, сентиментализм удовлетворяется нарицательными (нас не должны вводить в заблуждение карамзинские Натальи, Лизы, Марфы: внутренне эти имена нарицательны)”. С этим мнением можно согласиться, если имя героини стало нарицательным, значит начинается бытование в народе (сюжет и имя становятся народными). Имя Лиза стало нарицательным благодаря своей героине.

В повести эпитет “бедная” является не единственным: Лиза и нежная, и любезная, и робкая, и милая. Для нас интересна преемственность “сентиментальных эпитетов” от матери Лизы к самой Лизе. Сначала автор даёт такие эпитеты к образу матери: чувственная, добрая старушка, бедная вдова, горестная.

Эпитет “бедная” отмечает в образе Лизы две стороны: материальную и духовную, она бедна не только материально, но и духовно (“Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!”, “Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?”).

Обратим внимание на то, что образ Лизы связан с цветами (белые ландыши), белый цвет символизирует чистоту, искренность, а ландыши – красоту, “утро года” – любовь. Но красота ландышей так же быстро увядает, как счастье Лизы.

Образ главной героини Лизы поражает своей чистотой, искренностью. Крестьянская девушка больше похожа на сказочную героиню. В ней нет ничего будничного, повседневного, пошлого. Натура Лизы возвышенна и прекрасна, несмотря на то что жизнь девушки сказочной не назовешь. Лиза рано лишилась отца, живет вместе со старой матерью.

Девушке приходится много работать. Но она не ропщет на судьбу.

Лиза показана автором как идеал, лишенный каких-либо недостатков. Ей не свойственна тяга к наживе, материальные ценности не имеют для нее какого-то значения. Лиза больше похожа на чувствительную барышню, выросшую в атмосфере праздности, с детства окруженную заботой и вниманием. Подобная тенденция была характерна для сентиментальных произведений. Главная героиня не может восприниматься читателем грубой, приземленной, прагматичной.

Она должна быть оторванной от мира пошлости, грязи, лицемерия, должна являть собой образец возвышенности, чистоты, поэтичности. В повести Карамзина Лиза становится игрушкой в руках своего возлюбленного. Эраст - это типичный молодой повеса, привыкший получать то, что считает нужным. Молодой человек избалован, эгоистичен. Отсутствие нравственного начала приводит к тому, что он не понимает пылкой и страстной натуры Лизы.

Чувства Эраста вызывают сомнения. Он привык жить, думая только о себе и своих желаниях.

Эрасту не дано было увидеть красоту внутреннего мира девушки, ведь Лиза умна, добра. Но достоинства крестьянки ничего не стоят в глазах пресыщенного дворянина.

Эраст, в отличие от Лизы, никогда не знал лишений. Ему не нужно было заботиться о хлебе насущном, вся жизнь его - это сплошной праздник.

И любовь он изначально считает игрой, способной украсить несколько дней жизни. Эраст не может быть верным, его привязанность к Лизе всего лишь иллюзия. А Лиза глубоко переживает трагедию. Показательно, что когда молодой дворянин соблазнил девушку, грянул гром, сверкнула молния. Знамение природы предвещает беду.

И Лиза чувствует, что за совершенное ей придется заплатить самой страшной ценой. Девушка не ошиблась. Прошло совсем немного времени, и Эраст охладел к Лизе. Теперь он забыл о ней. Для девушки это стало страшным ударом. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень любима читателями не только из-за занимательности сюжета, который рассказывал о красивой истории любви.

Читатели высоко оценили мастерство писателя, который сумел правдиво и ярко показать внутренний мир влюбленной девушки. Чувства, переживания, эмоции главной героини не могут оставить равнодушным. Парадоксально, но молодой дворянин Эраст не воспринимается в полной мере как отрицательный герой.

После самоубийства Лизы Эраст раздавлен горем, считает себя убийцей и тоскует по ней всю свою жизнь. Эраст не стал несчастным, за свой поступок он понес суровое наказание.

Писатель относится к своему герою объективно. Он признает, что молодой дворянин обладает добрым сердцем и разумом.

Но, увы, это не дает права считать Эраста хорошим человеком. Карамзин говорит: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».

Немудрено, что при подобном отношении к жизни любовь не стала для молодого человека чем-то заслуживающим внимания. Эраст мечтателен. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провожали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало».

Что можно сказать об Эрасте, если проанализировать характеристику Карамзина? Эраст витает в облаках. Вымышленные истории важнее для него, чем настоящая жизнь. Поэтому ему все быстро наскучило, даже любовь столь прекрасной девушки.

Ведь реальная жизнь всегда кажется мечтателю менее яркой и интересной, чем жизнь придуманная. Эраст решает отправиться в военный поход. Он считает, что это событие придаст смысл его жизни, что он почувствует свою значимость. Но, увы, слабохарактерный дворянин во время военного похода только проиграл в карты все свое состояние.

Мечты натолкнулись на жестокую действительность. Легкомысленный Эраст не способен на серьезные поступки, развлечения для него важнее всего. Он решает выгодно жениться, чтобы вновь обрести желаемое материальное благополучие.

Эраст при этом совсем не думает о чувствах Лизы. Зачем ему бедная крестьянка, если перед ним встал вопрос материальной пользы.

Лиза бросается в пруд, самоубийство становится для нее единственно возможным выходом. Страдания любви настолько измучили девушку, что она не хочет больше жить.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; В чем смысл трагедии героев в рассказе бедная лиза? уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Работа с повестью «Бедная Лиза» рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…” От эпиграфа переходим к размышлениям о сущности любви. Ребята читают заранее подготовленные высказывания о любви, отражающие их жизненные позиции, аргументируют свою точку
    Поэтика сентиментализма отличалась от поэтики классицизма, стиля, который предшествовал сентиментализму. В произведениях классицизма за героями закреплена определённая роль: они либо положительные, либо отрицательные. В "Бедной Лизе" герои наделены и теми, и другими чертами. Лиза добра, любит мать и заботится о ней, искренне любит Эраста, но не следуют христианской традиции, не может соблюсти свою целомудренность и впадает в грех (с точки зрения церкви). Эраст чувствителен, добр, но ветрен, непостоянен. Однако он не
    Татьяна Алексеевна ИГНАТЕНКО (1983) - учитель русского языка и литературы. Живёт в станице Новоминская Каневского района Краснодарского края. Работа с повестью «Бедная Лиза» рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…” От эпиграфа переходим к размышлениям
    Н. М. Карамзин является ярким представителем сентиментализма - течения, возникшего в европейской культуре во второй половине XVIII века. К тому времени стало понятно, что невозможно переделать мир по законам разума, что между действительностью и мечтой чаще всего возникает конфликт, который человек преодолеть не в силах. Сентименталисты верили в то, что все пороки человека коренятся в негативном влиянии общества, а личность изначально морально чиста и нравственна. Прислушиваясь к себе, наблюдая за
    Николай Михайлович Карамзин вошел в историю русской литературы как основоположник нового литературного направления - сентиментализма. Это направление пришло на смену классицизму в конце восемнадцатого - начале девятнадцатого века. Оно получило свое название от французского слова sentiment, что переводится на русский язык как "чувство", "чувствительность". В отличие от классицизма, требовавшего от писателя изображения людей выдающихся, живущих в сфере государственных интересов и идей, сентиментализм сосредоточился на описании обыкновенного, ничем не выделяющегося из
    Сцена прощания Лизы и Эраста очень трогательна. Она пронизана горечью разлуки, нежностью. В этом эпизоде чувствуются переживания героев, их любовь, но в то же время и то, что их счастье уже не вернуть. В описании этой сцены Н. М. Карамзин немногословен. Герои перед разлукой полны отчаяния, и это читатель видит в их действиях: "Лиза рыдала - Эраст плакал - оставил ее - она упала - стала на колени, подняла руки к
    Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал повести свидетельствовал о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза» 1792, в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в отношении героев

Именины Эраста

Именины Эраста 23 ноября. Покровителем мужчин с этим именем является святой Ераст, апостол от 70-ти, епископ, Панеадский.

Значение имени Эраст

Эраст означает «любящий» (это перевод имени Эраст с древнегреческого языка).

Происхождение имени Эраст

Анализ тайны имени Эраст имеет смысл начать с его происхождения. История имени Эраст имеет греческие корни. Произошло оно от древнегреческого слова «???????» (эрастес), которое переводится как «любящий».

Что означает имя Эраст по Б.Хигиру

В соответствии с толкованием имени Эраст по Б.Хигиру в детстве носитель этого имени часто болеет. Это капризный и беспокойный ребенок, которому домашние во всем потакают. Вместе с тем он не по годам любознателен и умен; рано начинает сочинять стихи.

Несмотря на одаренность, жизнь не балует Эраста, ему все приходится брать с боем, но энергии ему не занимать. Эраст – человек дела, а не слова, он не способен лгать и не терпит людей лживых, увертливых. Уличив человека в неискренности, он может без сожаления порвать с ним. Особенно принципиален он, если речь идет о работе. Характер имени Эраст такой, что его обладатель чаще всего тактичный в частных отношениях с людьми, он не остановится перед выбором средств, когда вопрос коснется интересов дела, не станет миндальничать с тем, кто стоит у него на дороге. Если у Эраста есть автомобиль, он будет сам вводить его и холить, как любимую девушку, не доверяя никому его ремонт.

«Зимние» Эрасты обладают беспокойным и независимым характером. Они прочно стоят на земле, надеясь только на себя. «Летние», напротив, бесхарактерны, и им приходится в жизни особенно тяжело.

Характеристика имени Эраст Производные имени Эраст

Варианты имени Эраст: Ераст.

Уменьшительно-ласкательные имени Эраст: Эрастушка, Эрик, Эря, Эрастик.

Имя Эраст на разных языках

Знаменитые Эрасты:

  • Эраст Павлович Гарин – советский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени, Народный артист СССР.
  • Эраст Васильевич Каде – известный в своё время русский хирург.
  • Эраст Николаевич Гиацинтов – кадровый офицер Российской империи. Подполковник. Кавалер шести боевых орденов – полного комплекта орденов, доступных обер-офицеру Русской Императорской армии.
  • Эраст Степанович Цытович – генерал от инфантерии, комендант Брест-Литовской крепости, член Военного совета.
  • Эраст Александрович Галумов – генеральный директор ФГУП «Издательство Известия», российский учёный и общественный деятель.
  • Эраст Ксенофонтович Квитницкий – генерал от кавалерии, участник Туркестанских походов и русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
  • Эраст Петрович Янишевский – математик, профессор Казанского университета, городской голова Казани (в 1871-1881 годах). Дворянин, действительный статский советник.
  • Эраст Константинович Длотовский (Длатовский) – генерал от инфантерии, Витебский военный губернатор, председатель Главного Военного суда.

Словам и вкусам вопреки

И вопреки желаньям

На нас от выцветшей строки

Вдруг веет обаяньем.

Что вещь странна для наших дней,

Для нас отнюдь не тайна.

Но есть достоинство и в ней:

Она сентиментальна!

Строки из первого спектакля «Бедная Лиза»,

либретто Юрия Ряшенцева

В эпоху Байрона, Шиллера и Гете, в преддверии Французской революции, в накале чувств, характерном в те годы для Европы, но при еще сохранявшейся церемониальности и пышности барокко, ведущими направлениями в литературе были чувственные и чувствительные романтизм и сентиментализм. Если появление романтизма в России обусловлено переводами произведений указанных поэтов, а уже позже было развито собственными российскими сочинениями, то сентиментализм стал популярен благодаря произведениям русских писателей, одним из которых является «Бедная Лиза» Карамзина.

По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» – «сказка весьма незамысловатая». Повествование о судьбе героини начинается с описания Москвы и признания автора в том, что он часто приходит в «опустевший монастырь», где погребена Лиза, и «внимает глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных». Данным приемом автор обозначает свое присутствие в повести, показывая, что любое оценочное суждение в тексте – его личное мнение. Сосуществование автора и его героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе. Заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя, который при этом постоянно повторяет, что не властен изменить ход событий («Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»).

Лиза, вынужденная тяжело работать, чтобы прокормить старушку мать, однажды приходит в Москву с ландышами и встречает на улице молодого человека, который высказывает желание всегда покупать у Лизы ландыши и узнает, где она живет. На следующий день Лиза ждет появления нового знакомого – Эраста, никому не продавая свои ландыши, но он приходит только на следующий день к дому Лизы. На следующий день Эраст говорит Лизе, что любит ее, но просит сохранить их чувства втайне от ее матери. Долгое время «чисты и непорочны были их объятия», и Эрасту «все блестящие забавы большого света» представляются «ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Однако вскоре за Лизу сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни. Эраст возражает против их свадьбы, и говорит, что, несмотря на разницу между ними, для него в Лизе «важнее всего душа, чувствительная и невинная душа». Их свидания продолжаются, но теперь Эраст «не мог уже доволен быть одними невинными ласками». «Он желал больше, больше и наконец, ничего желать не мог... Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы.» Через некоторое время Эраст сообщает Лизе, что его полк отправляется в военный поход. Он прощается, дает матери Лизы денег. Через два месяца Лиза, придя в Москву, видит Эраста, следует за его каретой до огромного особняка, где Эраст, высвобождаясь из лизиных объятий, говорит, что по-прежнему любит ее, но обстоятельства изменились: в походе он проиграл в карты почти все свое имение, и теперь вынужден жениться на богатой вдове. Эраст дает Лизе сто рублей и просит слугу проводить девушку со двора. Лиза, дойдя до пруда, под сенью тех дубов, которые всего «за несколько недель до того были свидетелями ее восторгов», встречает дочь соседа, отдает ей деньги и просит передать матери со словами, что она любила человека, а он изменил ей. После этого бросается в воду. Дочь соседа зовет на помощь, Лизу вытаскивают, но слишком поздно. Лизу погребли возле пруда, мать Лизы от горя умерла. Эраст до конца жизни «не мог утешиться и почитал себя убийцею». Автор познакомился с ним за год до его смерти, от него и узнал всю историю.

Повесть произвела полный переворот в общественном сознании XVIII века. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить умеют» стали крылатыми. Неудивительно, что повесть была очень популярна. В дворянских списках разом появляется множество Эрастов – имя прежде нечастое. Пруд, находившийся под стенами Симонова монастыря (монастырь XIV века, сохранился на территории завода «Динамо» на улице Ленинская слобода, 26), назывался Лисиным прудом, но благодаря повести Карамзина был в народе переименован в Лизин и стал местом постоянного паломничества. По свидетельствам очевидцев, кора деревьев вокруг пруда была изрезана надписями, как серьезными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни»), так и сатирическими, враждебными героине и автору («Погибла в сих струях Эрастова невеста. / Топитесь, девушки, в пруду довольно места»).

«Бедная Лиза» стала одной из вершин русского сентименталима. Именно в ней зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы. Важное значение имело художественное открытие Карамзина создание особой эмоциональной атмосферы, соответствующей тематике произведения. Картина чистой первой влюбленности нарисована очень трогательно: «Теперь думаю, говорит Лиза Эрасту, – что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий…» Чувственность – высшая ценность сентиментализма – толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Характерно прорисованы и главные герои: целомудренная, наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой, меньше всего похожей на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романах; Эраст, несмотря на бесчестный поступок, корит себя за него до конца своей жизни.

Помимо сентиментализма, Карамзин дал Росии новое имя. Имя Елисавета переводится как «почитающая Бога». В библейских текстах это имя жены первосвященника Аарона и матери Иоанна Крестителя. Позже появляется литературная героиня Элоиза, подруга Абеляра. После нее имя ассоциативно связывается с любовной темой: историю «благородной девицы» Жюли д"Энтаж, полюбившей своего скромного учителя Сен-Пре, Жан-Жак Руссо называет «Юлия, или Новая Элоиза» (1761). До начала 80-х годов XVIII века имя «Лиза» почти не встречалось в русской литературе. Выбрав для своей героини это имя, Карамзин сломал строгий канон европейской литературы XVII-XVIII веков, в котором образ Лизы, Лизетты был связан прежде всего с комедией и с образом служанки-горничной, которая обычно достаточно легкомысленна и с полуслова понимает все, что связано с любовной интригой. Разрыв между именем и его привычным смыслом означал выход за рамки классицизма, ослаблял связи между именем и его носителем в литературном произведении. Вместо привычной для классицизма связки «имя – поведение» появляется новая: характер – поведение, что стало существенным завоеванием Карамзина на пути к «психологизму» русской прозы.

Многих читателей поразила дерзость автора в стиле изложения. Один из критиков из круга Новикова, в который некогда входил и сам Карамзин, писал: «Я не знаю, сделал ли господин Карамзин эпоху в истории русского языка: но ежели сделал, так это очень худо». Далее автор этих строк пишет, что в «Бедной Лизе» «худые нравы названы благовоспитанностью»

Фабула «Бедной Лизы» максимально обобщена и сжата. Возможные линии развития лишь намечены, часто текст заменен многоточиями и тире, которые становятся его «значимым минусом». Образ Лизы также лишь намечен, каждая черта ее характера - тема для рассказа, но еще не сам рассказ.

Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. В мировом фольклоре и мифе герои зачастую способны активно действовать только в отведенном им пространстве и совершенно бессильны за его пределами. В согласии с этой традицией в повести Карамзина деревенский человек человек природы - оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Лизы говорит ей: «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город».

Центральной чертой характера Лизы является чувствительность – так определяли главное достоинство повестей Карамзина, подразумевая под этим умение сострадать, обнаруживать в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия», а также способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Лиза доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете именно пылкость и горячность и приводят ее к гибели, но нравственно она оправдана. Последовательно проводимая Карамзиным мысль о том, что для душевно богатого, чувствительного человека совершать добрые поступки естественно, снимает необходимость в нормативной морали.

Многими роман воспринимается как противостояние честности и ветрености, доброты и негативности, бедности и богатства. На самом деле все сложнее: это столкновение характеров: сильного – и привыкшего плыть по течению. В романе подчеркивается, что Эраст – молодой человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Именно Эраст, который с точки зрения лизиного социального слоя является «баловнем судьбы», постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст представлен эгоистом, которому кажется, что он готов измениться ради новой жизни, но как только ему становится скучно, он, не оглядываясь, меняет жизнь вновь, не задумываясь о судьбе тех, кого бросил. Иными словами, он думает только о собственном удовольствии, и его стремление жить, не обремененному правилами цивилизации, на лоне природы, вызвано лишь чтением идиллических романов и пересыщенностью светской жизнью.

В этом свете, влюбленность в Лизу выступает лишь необходимым дополнением к создаваемой идиллической картине – недаром Эраст называет ее своей пастушкой. Начитавшись романов, в которых «все люди беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало». Поэтому же он мечтает, что будет «жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!", и когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах.

При этом Эраст, будучи, как подчеркивает автор, «добрым от природы», не может просто так уйти: он пытается найти компромисс со своей совестью, и его решение сводится к откупу. Первый раз он дает денег лизиной маме, когда не хочет больше встречаться с Лизой и уходит в поход с полком; второй раз – когда Лиза находит его в городе и он сообщает ей о своей предстоящей женитьбе.

Повестью «Богатая Лиза» в русской литературе открывается тема «маленького человека», хотя социальный аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен.

Повесть вызвала множество откровенных подражаний: 1801г. А.Е.Измайлов «Бедная Маша», И.Свечинский «Обольщённая Генриетта», 1803г. «Несчастная Маргарита». Вместе с этим, тема «Бедной Лизы» прослеживается и во многих произведениях высокой художественной ценности, причем играет в них самые разные роли. Так, Пушкин, переходя к реализму в прозаических произведениях и желая подчеркнуть как свой отказ от сентиментализма, так и его неактуальность для современной ему России, взял сюжет «Бедной Лизы» и превратил «печальную быль» в повесть со счастливым концом «Барышня – крестьянка». Тем не менее, у того же Пушкина в «Пиковой даме» просматривается линия дальнейшей жизни карамзинской Лизы: судьба, которая ожидала бы ее, если бы она не покончила жизнь самоубийством. Отголосок темы сентиментального произведения звучит и в написанном в духе реализма романе «Воскресенье» Л.Т. Толстого. Соблазненная Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд.

Таким образом, сюжет, существовавший в литературе до и ставший популярным после, был перенесен на русскую почву, приобретя при этом особый национальный колорит и став основой для развития русского сентиметнализма. русской психологической, портретной прозы и способствовавший постепенному отходу русской литературы от норм классицизма к более современным литературным течениям.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...