Что такое смена дня и ночи. Почему день и ночь сменяют друг друга

День и ночь сменяют друг друга потому что Земля вращается вокруг своей оси и Солнце освещает то одну то другую ее половину, а той стороне Земли, которая повернута Солнцу, наступает день. А на противоположной – неосвещенной – в это время наступает ночь.

Ночью люди спят, а днем работают и развлекаются. А вот среди животных есть немало таких созданий, которые целый день спят, а ночью выходят на поиски пищи. Таких животных называют ночными. К ним относятся, например, совы.

За сутки Земля совершает полный оборот вокруг своей оси. В сутках 24 часа, поэтому земной шар разделен на 24 часовых пояса. В каждом часовом поясе – свое время, ведь где-то солнце только взошло, где-то солнце только взошло, где-то оно стоит высоко в небе, а где-то уже наступила ночь.

День сменяется ночью.
Главное условие опыта: в комнате должно быть темно. Попроси кого-нибудь из друзей подержать в руке глобус и посвети на него фонариком. Свет фонарика освещает только одну сторону глобуса, а другая остается в тени. Теперь пусть твой друг медленно вращает глобус вокруг оси. Та сторона, которая была в тени, поворачивается к свету: раньше там была “ночь”, а теперь наступает “день”.

Почему день сменяется ночью? На этот вопрос нам поможет ответить небольшой эксперимент, который мы сейчас с вами проведем. Возьмите небольшой резиновый или пластмассовый мячик. Пусть он будет как бы нашей планетой. Положите этот мячик на краешек стола, а на другой край поставьте ночную лампу. Пусть эта лампа будет Солнышком. Теперь включите лампу и вы увидите, что наша лампа-Солнце освещает всего лишь один бок мячика-Земли. На этом боку светло и тепло, потому что тут – день. А вторая половина мячика осталась в тени. Выходит там – .

А как нам сделать, чтобы на другой половине мячика-Земли? Все очень просто – необходимо всего лишь повернуть мячик другой стороной. Теперь эта сторона освещена нашей лампой-Солнцем и выходит что на ней теперь день, а на первой половине мячика, наоборот – ночь. Просто?

Просто-то просто, а на самом деле совершили мы с вами настоящее открытие: день сменяется ночью, потому, что наша любимая планета непрестанно вращается, как волчок, и попеременно освещает то один ее бок, то другой. Вот поэтому, на нашей планете день всегда сменяет ночь, и наоборот.

Но и это еще не все. А вы знаете, почему зима сменяет ? Нет? Тогда давайте разберемся и в этом «непростом» вопросе.

Почему бывает лето и зима?

Вы когда-нибудь стояли у , когда она топиться? Вот раскрыли дверцу топки, подбросили туда сухие дрова, и языки пламени охватили их. Вы стоите прямо перед дверцей, и вам жарко. Это прямые пламени пекут-припекают. Но стоит отодвинуться в сторону – и сразу станет не так жарко. Косые лучи не такие горячие. Это очень важное наблюдение – прямые и косые лучи. Запомните его.

Все бегут вокруг Солнца, каждая по своим орбитам-дорожкам. Они бегут и одновременно вращаются вокруг своей оси. Так и и бежит вокруг Солнца. Но бежит она, слегка наклонившись. Поэтому прямые солнечные лучи падают в одну половину года на одно полушарие, а в другую – на другое. Когда горячие прямые лучи падают на Северное полушарие, там – лето. Южное же полушарие в это время года освещается только косыми, не такими жаркими лучами, и потому там зима. Но в следующую половину года Земля находится уже с другой стороны Солнца, и прямые южное полушарие. Тогда в Южном полушарии – лето. В Северном же полушарии в эту половину года – зима.

Дети это маленькие почемучки, которым всегда все интересно. Я предлагаю вам небольшой, легкий наглядный опыт на дому, почему день сменяет ночь. Который ребенок сможет повторить самостоятельно.

Дети это маленькие почемучки, которым всегда все интересно. Ребенок растет и все больше и чаще задает вопрос почему. Многие родители, наверняка сталкивались с подобными вопросами: почему не может быть всегда день? Почему днем светло, а ночью темно? Объяснять с научной точки зрения еще вроде рано, ребенок все равно не поймет. Я предлагаю вам небольшой, наглядный опыт на дому, почему день сменяет ночь. Сначала, надо объяснить ребенку, что земля крутится вокруг своей оси и это очень важно. Так как если она остановится, то и жизнь на земле прекратиться, так как с одной стороны, в одном полушарии будет страшно жарко, а с другой стороны, в другом полушарии все заледенеет, так как солнечные лучи туда не будут попадать. Поэтому в природе заложена такая закономерность, земля крутится вокруг своей оси и на земле ночь сменяет день. За день все хорошо прогревается, а за ночью немного остывает. Поэтому людям, животным, растениям не чего не угрожает и они могут жить и радоваться.

Для нашего опыта нам понадобится длинная палочка, свечка и мандарин. Желательно проводить этот опыт вечером, в сумерки, чтобы было интереснее.

Мандарин будет исполнять роль нашей планеты. По форме он слегка похож на землю, приплюснутый с двух сторон, как бы у полюсов и похож на эллипс. Рисуем на мандарине не большого человечка, объяснив ребенку, что это место, где он находится.

Зажигаем свечу, ставим ее на стол, желательно на специальной подставке, чтобы было устойчиво, и выключаем свет. Свеча это наше Солнце.

Протыкаем палочкой аккуратно мандарин, чтобы не повредить дольки, это у нас будет земная ось.

Подносим мандарин к свече, пламя освящает только одну сторону фрукта, как солнце освещает одно полушарие. Палочку можно слегка наклонить, земная ось тоже слегка наклонена. На нарисованного человечка падает свет, значит здесь день, а там где темно ночь. Затем поворачиваем палочку с мандарином, так чтобы другая половина мандарина осветилась. Получается, что мандарин, как и земля, поворачивается вокруг своей оси, и день сменяется ночью. Если у вашего ребенка будет желание, можно дать ему самому провести опыт от начала, до конца.

Объясняем ребенку на доступном для него языке, земля крутиться на своей оси, так же как наш мандарин. Поэтому на нашу планету, то падает солнечный свет, то нет. Мандарин, крутясь на палочке, поворачивался вокруг оси и свет от свечи то падал на одну половину, то на другую. Когда свет падал на человечка -у него был день, а когда падал на другую сторону, то у человечка была ночь.

План-конспект открытого урока

Окружающий мир, 2 класс

Образовательная система «Перспективная начальная школа»

Тема урока: « Почему на Земле день сменяется ночью?»

Тип урока : урок первичного предъявления новых знаний, УУД

Цели урока:

1. Дать общее представление о смене дня и ночи на Земле.

2. Объяснить связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.

2. Создать условия для развития УУД

- Личностные: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

- Познавательные УУД: развивать умение ориентироваться в своей системе знаний; выстраивать логическую цепочку рассуждений , находить ответы на вопросы , работая с разными источниками информации (учебник, тетрадь, словари), используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знаково-символические средства

3. Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.

Ожидаемые результаты:

- Предметные

    Знать, почему происходит смена дня и ночи.

    Объяснять взаимосвязь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.

    Пополнить словарный запас новыми терминами и понятиями.

- Метапредметные:

    • Уметь получать информацию из практической деятельности.

      Быть толерантным к мнению одноклассников.

      Уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические, (выполнение учащимися практических действий)

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование:

Раздаточный материал для проверки д/з, учебники, блокноты для записи опорных схем, карманные фонарики, глобус, настольная лампа, таблички с терминами,понятиями и словами для составления опорной схемы на доске.

Ход урока:

Ι. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Что вы ожидаете от этого урока?

    научиться…

    узнать…

-Давайте пожелаем друг другу удачи. ( Создание эмоциональной установки.)

ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

1. Актуализация знаний и проверка д\з

-Как называется глава с которой мы начали работать на прошлом уроке? («Планеты и звезды»)

-С какой интересной темой познакомились? (« Земля. Модель Земли»)

1.1 На доске с помощью табличек с названиями учащиеся восстанавливают опорную схему № 1 .

Восстановление схемы сопровождается устными ответами учащихся у доски по опорным сигналам.

** Земля – одна из планет Солнечной системы.ГЛОБУС (от лат. globus – шар). – это модель Земли, которую создали ученые ,чтобы лучше представить себе внешний вид нашей планеты. Глобус, как и Земля, имеет форму шара. Крайние неподвижные точки Земли, её « макушки» ,называют ПОЛЮСАМИ. Их у нас два- Северный и Южный. Посередине земного шара, на одинаковом расстоянии от Северного и Южного полюсов, проходит воображаемая линия, которую называют ЭКВАТОР. Экватор делит земной шар на два равных полушария – Северное и Южное, а его поверхность окрашена разными цветами: голубым, зеленым, желтым и коричневым. Голубой цвет на глобусе обозначает моря и океаны. А зеленый, желтый и коричневый – сушу.

1.2 Продолжаем проверять д/з. Организуется работа в парах с раздаточным материалом для проверки д\з с самопроверкой по эталону.

Задание для работы в паре : Дополните опорную схему по плану.

    Наклейте с соседом названия Северного полушария и Южного полушария, экватора. Вставьте пропущенные слова « глобус, полюсы, шар, вода, суша».

    Договоритесь, кто из вас будет дополнять схему словами на желтом фоне, кто на зеленом.

    Сосед пусть подпишет Северный полюс, а ты – Южный.

- Сверьте с доской правильность выполнения задания . Зеленой пастой зачеркните неверно подобранные названия.

2. Постановка учебной проблемы.

2.1 . Знакомство с темой урока. Организуется работа с оглавлением учебника (Уч. с. 3). Дети знакомятся с темой урока.

2.2. Дети с помощью учителя формируют цель(цели).

- О чём вы хотите сегодня узнать, что уточнить, обсудить? (высказывания детей)

2.3. Планирование учебной деятельности на урок по условным обозначениям. ( Уч. с. 20-21)

- Посмотрите на условные обозначения и определим план наших действий на уроке .

ΙΙΙ. Построение и реализация проекта выхода из затруднения (совместное открытие нового знания).

1. Введение нового материала .( Учитель организует беседу. Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения.)

- Ещё раз внимательно прочитайте тему урока. Значения каких слов вам понятны и вы можете их пояснить?

-Что такое день? Ночь? (День – это часть суток между утром и вечером. Ночь – это часть суток между вечером и утром).

-Какие ещё части суток вы знаете? Назовите каждую из них по порядку.

- Ребята, чем день отличается от ночи? (Днём светит солнце, поют птицы, а ночью на небе луна, звёзды, природа замирает)

- Почему днём светло? ( Потому, что на небе солнце.)

- Почему ночью темно? (На небе нет солнца.)

- Как вы думаете, а почему на смену дню приходит ночь? (дети высказывают свои предположения)

2 . Практическая работа. По ходу объяснения учитель организует наблюдение, эвристическую беседу

(по плану уч.с.21). Параллельно с объяснением идет составление опорной схемы №2 на доске.Новые понятия учащиеся проговаривают Учитель с помощью табличек фиксирует на доске « открытия» и « понятия» .

-Давайте смоделируем ситуацию с помощью предметов, которые есть у нас под рукой. И проверим правильность ваших предположений.( На демонстрационном столе располагаются лампа и глобус)

- Настольная лампа заменит нам ….( Солнце), глобус – …. (Землю)

-Опишите,что вы сейчас видите (Одна сторона освещена –и там день, другая в темноте – там ночь)

- А можно ли осветить шар со всех сторон? ( Нет.)

-Почему это происходит? (Солнце не может полностью осветить всю Землю).

- Почему вы так думаете?( Глобус,как и Земля – имеет форму шара.Шар- это объемная фигура, поэтому Солнце может осветить только ту его часть, которая обращена к нему).

-Что надо сделать, чтобы свет попал на другую половину глобуса.( Чтобы увидеть другую половину, надо повернуть глобус вокруг оси).

- Так, ребята, и Земля, постоянно вращаясь вокруг своей оси, подставляет солнечным лучам то одну свою сторону, то другую.

Ось Земли – это ВООБРАЖАЕМАЯ линия, вокруг которой происходит ее вращение.

3. ДМ (динамический момент). (первичное усвоение новых знаний) Организация работы в паре. Проведение опыта. Дети работают по картинному плану, уч. с 22.

ΙV. Включение в систему знаний и повторение.

1. Обобщающая беседа по результатам опыта (первичная проверка понимания) . Из табличек с опорными словами на доске начинается работа по составлению опорного конспекта. Конспект дополняется новыми понятиями (записывается цветными мелом.

2. Работа с учебником с. 23

-Прочитайте последние два абзаца на с.23 , они дополнят ваши знания.

3. Работа в блокнотах . Организуется работа по срисовыванию опорных сигналов в блокнот. Озвучивание, расшифровка символов основных понятий.

-Сверьте с доской правильность выполнения задания .

Сжатое изложение материала (оп.схема на доске)

** Земля вращается вокруг своей оси. Один оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 ч. За этот отрезок времени (мы называем его ЗЕМНЫМИ СУТКАМИ) на Земле сменяются утро, ДЕНЬ,вечер и НОЧЬ.

V. Домашнее задание. Работа с учебником и листом опорных сигналов. (Сх. № 2 .Уч.стр. 20-21 , РТ стр. 7-8 задания по выбору. )

VΙ. Итог и рефлексия учебной деятельности. (Учитель организует РУД по Методике «Букет»)

- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

- Какие цели были поставлены?

- Удалось ли нам с вами найти ответы на наши вопросы?.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...