Зимняя дорога что вы увидели глазами поэта. Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина

А. С. Пушкин одним из первых среди отечественных поэтов удачно сочетал в своих произведениях пейзажную лирику с личными чувствами и переживаниями. Примером этого служит знаменитое стихотворение «Зимняя дорога». Оно было написано поэтом во время поездки в Псковскую губернию (конец 1826 г.).

Поэт совсем недавно был освобожден из ссылки, поэтому находится в печальном настроении. Множество бывших знакомых отвернулось от него, свободолюбивые стихотворения не пользуются популярностью в обществе. К тому же Пушкин испытывает значительные финансовые затруднения. Окружающая поэта природа также наводит тоску. Автора совершенно не радует зимняя поездка, даже обычно веселый и ободряющий «колокольчик… утомительно гремит». Заунывные песни ямщика обостряют грусть поэта. Они представляют собой чисто русское оригинальное сочетание «разгулья удалого» с «сердечной тоской».

Нескончаемые российские версты, отмечаемые путевыми столбами, утомительно однообразны. Кажется, что они могут тянуться всю жизнь. Поэт ощущает необъятность своей страны, но это не приносит ему радости. Слабый огонек представляется единственным спасением в непроглядном мраке.

Автор предается мечтам об окончании путешествия. Возникает образ таинственной Нины, к которой он и едет. Исследователи не пришли к единому мнению, кого Пушкин имеет в виду. Некоторые считают, что это дальняя знакомая поэта С. Пушкина, с которой его связывали любовные отношения. В любом случае автора согревают воспоминания о женщине. Он представляет себе жаркий камин, интимную обстановку и уединение с любимой.

Возвращаясь к действительности, поэт с грустью отмечает, что скучная дорога утомила даже ямщика, который уснул и оставил своего барина в полном одиночестве.

В каком-то смысле «зимнюю дорогу» Пушкина можно сравнить с его собственной судьбой. Поэт остро чувствовал свое одиночество, он практически не находил поддержки и сочувствия своим взглядам. Стремление к высоким идеалам – вечное движение по необъятным русским просторам. Временные остановки в пути можно считать многочисленными любовными романами Пушкина. Они никогда не были долгими, и поэт был вынужден продолжать свое утомительное путешествие в поисках идеала.

В более широком смысле стихотворение символизирует общий исторический путь России. Русская тройка – традиционный образ отечественной литературы. Многие поэты и писатели вслед за Пушкиным использовали его в качестве символа национальной судьбы.

Мало кому из поэтов удавалось гармонично переплетать личные чувства и мысли с описаниями природы. Если читать стих “Зимняя дорога” Пушкина Александра Сергеевича вдумчиво, можно понять, что тоскливые нотки связаны не только с личными переживаниями автора.

Стихотворение было написано в 1826 году. С момента восстания декабристов прошел год. Среди революционеров было немало друзей Александра Сергеевича. Многие из них были казнены, некоторые – сосланы на рудники. Примерно в это время поэт сватается к своей дальней родственнице, С.П. Пушкиной, но получает отказ.

Это лирическое произведение, которое проходят на уроке литературы в четвертом классе, можно назвать философским. Уже с первых строк понятно, что автор пребывает отнюдь не в радужном настроении. Пушкин любил зиму, но дорога, по которой ему приходится ехать сейчас, безрадостна. Печальная луна озаряет своим тусклым светом печальные поляны. Лирический герой не замечает прелести уснувшей природы, мертвая зимняя тишина кажется ему зловещей. Его ничто не радует, звук колокольчика кажется унылым, в песне ямщика слышится созвучная мрачному настроению путника тоска.

Несмотря на грустные мотивы, текст стихотворения Пушкина “Зимняя дорога” нельзя назвать полностью меланхоличным. По мнению исследователей творчества поэта, Нина, к которой мысленно обращается лирический герой – это избранница сердца Александра Сергеевича, Софья Пушкина. Несмотря на ее отказ, влюбленный поэт не теряет надежды. Ведь отказ Софьи Павловны был связан только со страхом перед нищенским существованием. Желание увидеть любимую, посидеть рядом с ней у камина придает герою силы продолжать свое безрадостное путешествие. Минуя “версты полосаты”, напоминающие ему о переменчивости судьбы, он надеется, что вскоре его жизнь изменится к лучшему.

Учить стихотворение очень легко. Скачать его или читать онлайн можно на нашем сайте.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Пейзажи А. С. Пушкина - не только воплощенные в художественную форму образы природы, но и инструмент для передачи собственных переживаний. Стихотворение, о котором рассказывается в статье, изучается в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Зимняя дорога» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1826 г., впервые появилось в печати в журнале «Московский вестник» за 1828 г.

Тема стихотворения – печальное очарование зимней природы и «сердечная тоска».

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Стихотворение состоит из семи катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «пробирается луна на печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик».

Эпитеты «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «черная хата», «версты полосаты».

История создания

Стихотворение появилось из-под пера Александра Сергеевича в 1826 г. Оно имеет автобиографическую основу. Существуют две версии истории создания произведения. Одни исследователи считают, что оно посвящено дальней родственнице автора - Софии Пушкиной. Немногие знают, что поэт собирался жениться на ней. Зимой 1826 г. он сделал девушке предложение. Согласно этой гипотезе, под образом таинственной Нины скрывается София.

Другие ученые утверждают, что произведение было написано после поездки в Москву. В сентябре 1826 г. Пушкина уведомили, что в Москве его ожидает Николай I. Император пообещал поэту свое покровительство и освобождение от контроля со стороны цензуры. Известно, что разговор с императором был напряженным.

Впервые «Зимний вечер» увидел мир в 1828 г. в журнале «Московский вестник».

Тема

В русской литературе многие поэты развивали зимнюю тематику. У Пушкина она тесно связана с душевными переживаниями. Автор раскрывает две темы - красоты зимней природы и «сердечной тоски». В центре произведения лирический герой, второстепенные образы - Нина и ямщик.

Лирический герой едет по зимней дороге, наблюдая за природой. Уже начальные пейзажные зарисовки дают читателю понять, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные поляны. Дорога кажется мужчине скучной и даже колокольчик на борзой тройке не звенит, а гремит, утомляя слух.

Лирический герой стихотворения прислушивается к песням ямщика. Напевы вызывают у него смешанные чувства веселья и тоски. По пути ничего не радует глаз, вокруг пустынно: ни огня, ни «хаты» . Глушь еще больше угнетает героя.

Скука героя немного развеивается, когда он вспоминает о скорой встрече с Ниной. Воображение начинает рисовать прекрасные минуты в обществе девушки. Заметно, что мужчина влюблен в нее, ведь говорит: «Я забудусь у камина, загляжусь не наглядясь» . Героя радует то, что полночный час не разлучит его с возлюбленной.

В последней строфе путник оставляет грезы и возвращается в реальность. Ему снова становится грустно. Мысленно обращаясь к Нине, он рассказывает о скучном пути и дремлющем ямщике.

После прочтения произведения становится понятно, какова его главная мысль: даже веселые зимние пейзажи могут превратиться в унылые картины, если рядом нет близкого человека; природа способна отражать все чувства человека.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения простая. По смыслу стихотворение условно делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Картины зимней природы обрамляют обращение к девушке. Стихотворение состоит из семи катренов. Разбор формальной и смысловой организации стиха помогает проследить, как автор реализует идею произведения.

Жанр

Жанр произведения - элегия. Поэт описывает природу, постоянно подчеркивая свою печаль, в стихах, обращенных к Нине, вместе с радостными нотками чувствуется тоска. Стихотворный размер - четырехстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Зимний пейзаж создается помощи средств выразительности. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Преобладают в тексте эпитеты : «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «черная хата», «версты полосаты» . Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают метафоры : «пробирается луна на печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик» . Сравнения поэт не использует. Смешанные чувства лирического героя передаются при помощи антитезы , например, описывая песню ямщика, он говорит, что в ней чувствуется: « То разгулье удалое, то сердечная тоска» .

Для того чтобы передать печаль героя А. С. Пушкин в трех катренах использует оборванные предложения.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.


Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога" для школьников

Данное произведение отражает реалии того века, в котором жил и создавал свои гениальные произведения великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение написано в 1825 году (одна тысяча восемьсот двадцать пятом году). Тогда ещё не были изобретены электричество, асфальтовое покрытие дорог и автомобили. Автор в своём гениальном произведении пишет о том, что его окружает, описывает путешествие в санях по зимней дороге. Читателю открываются образы, которые быстро сменяют друг друга.

Особенностью данного произведения является его быстрый ритм. Кажется, что гремящие переваливающиеся с бока на бок сани заставляют поэта метаться из стороны в сторону. И его взгляду открывается луна, затаившаяся за туманами, спины лошадей, ямщик. Тут же, как в странном сне, возникает образ Нины, к которой так спешит Александр Сергеевич. Это всё перемешивается в сознании автора и передаёт не только эмоциональное состояние автора, но и зимний пейзаж, где ветер, луна, печальные поляны.

  • эпитеты: "волнистые туманы", "печальные поляны", "скучная дорога", "колокольчик однозвучный", "разгулье удалое", "вёрсты полосаты", "отуманен лунный лик",
  • олицетворения: "печальные поляны", пробирается луна, лунный лик,
  • метафора: луна льёт печально свет,
  • повторения: "завтра, Нина, завтра, к милой возвратясь"..

Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

В этом четверостишии присутствует повторение - так автор обозначает утомление дорогой, которая изматывает и сбивает мысли, чувства. С желанием вырваться из этого неуютного путешествия, поэт погружается в воспоминания, но что-то опять заставляет его вернуться и услышать однозвучный колокольчик, увидеть как безмолвно дремлет ямщик.

Такой нелёгкой была зимняя дорога того времени, что сегодня является рассказом о каком-то неизвестном нам ином мире.

В произведениях Александра Сергеевича Пушкина предстают сюжеты из его жизни. Они яркие и доступные. Культура речи и мастерство поэта учат культуре общения и повествования.

Это стихотворение было написано поэтом в 1826 году. Поэт с большим мастерством изображает унылую зимнюю панораму, которая открывается с одиноко мчащейся по снежной дороге тройки. С первых же строк читатель заражается грустным настроением, навеваемым впавшей в спячку природой. Этому способствует и частое употребление эпитета «печальный».

Если сначала звон колокольчика и рассеивал как-то печаль, но со временем уже и это не помогает, а наоборот, утомляет: «Колокольчик однозвучный Утомительно гремит». Песни ямщика скрашивают долгий путь, но и он, как назло, переходит к тоскливым песням. На протяжении всего взора не видно ни света, ни черной хаты, только белый снег бежит на встречу. Все кругом облачено в грусть и печаль.

Лирический герой ищет спасения от тоски в своих грезах. Грустное настроение поэта забывается, когда мысли его уносятся к милой Нине, по которой он соскучился, и встречи, которой поэт ждет и не дождется: «Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь». Мысли о родном доме, как свет в конце туннеля.

Но вот замолкает ямщик и мысли поэта вновь возвращаются к скучной дороге, вновь монотонный звук колокольчика и отуманенный лунный лик.

Примечательно, что в этом стихотворении Пушкин выступает не с романтических позиций, несмотря на то, что тема дороги – излюбленная тема для романтиков. У них дорога символизирует постоянное движение, свободу, невозможность остановки, так как это сродни потере свободы. Совершенно иное отношение к дороге у поэта проявляется в этом стихотворении. Поэт неоднократно подчеркивает навеваемую ею скуку, тяготится долгой дорогой и что важно, стремится к остановке в уютном домашнем очаге. Пушкин совершенно по-другому переосмысливает тему дороги.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...