А ты не летчик…. Писателя сбил его горячий поклонник

Тайна гибели Сент-Экзюпери August 1st, 2016

31 июля 1944 г. погиб известный французский писатель, автор «Маленького принца», профессиональный летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Обстоятельства его гибели долгое время оставались загадкой для биографов. Тайна была раскрыта только в ХХI веке, когда один из участников трагедии сделал сенсационное признание.

Последние два года своей жизни Сент-Экзюпери состоял в эскадрилье разведчиков, и в 1942-1944 гг. не раз совершал опасные полеты над немецкими позициями, совершая аэрофотосъемку. 31 июля 1944 г. он не вернулся с очередного задания. Его самолет неожиданно исчез с радаров в районе Сен-Рафаэля – небольшого городка на Лазурном берегу Франции. Останки самолета и летчика не были обнаружены, и долгое время он считался без вести пропавшим.


Из-за полученных при авариях самолетов травм Экзюпери забирался в кабину с помощью механика | Фото: airpages.ru

Были разные версии его гибели. Больше всего греет сердце версия о похищении инопланетянами и о благополучном переселении на иную планету, где его конечно же встретил Маленький принц со своей розой. Роза - эмблема, восходящая к розенкрейцерам.

К более реальным причинам катастрофы относили такие: механическая неисправность, воздушный бой и даже самоубийство пилота (После нескольких серьезных катастроф здоровье Экзюпери было сильно подорвано, он страдал депрессией. Незадолго до рокового дня писателю вообще запретили летать). Самой распространенной была версия о том, что самолет Экзюпери сбил немецкий истребитель и он разбился в Альпах. Но в 1998 г. французский рыбак Жан-Клод Бьянко в Средиземном море недалеко от Марселя, в сети с рыбой нашел браслет, на котором было выгравировано имя писателя, его жены и адрес издателя, выпустившего «Маленького принца». Как оказалось, этот браслет действительно принадлежал Антуану де Сент-Экзюпери, что дало повод к проведению поисков в Средиземном море.

Экзюпери на *Локхид* F-5A-1-LO заруливает на стоянку после разведывательного полета весной 1944 года | Фото: airpages.ru

Ныряльщик и водолаз Люк Ванрель подтвердил эту версию, обнаружив в 2000 г. на 70-метровой глубине обломки самолета. После этого французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено лишь осенью 2003 г. Тогда со дна подняли фрагменты самолета, среди них был обломок кабины летчика с сохранившимся серийным номером: 2734-L. Информацию проверили в военных архивах и установили, что это был бортовой номер Lockheed Lightning P-38 – того самого самолета, которым управлял Экзюпери.


Браслет Сент-Экзюпери, найденный рыбаком

Останки самолета были рассеяны на достаточно большом пространстве – 1 км в длину и 400 м в ширину. На фрагментах не обнаружили следов от пуль и других признаков нападения, в военных архивах не было свидетельств о том, что в этот день велись обстрелы и воздушные бои. Поэтому решили, что самолет разбился в результате поломки. Также было установлено, что он вошел в воду вертикально на большой скорости, в момент столкновения с водой произошел взрыв. У пилота не было шансов выжить. Единственная вещь пилота, уцелевшая в этой катастрофе, – тот самый серебряный браслет, найденный рыбаком.


Писатель и военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери

Тайна гибели Экзюпери неожиданно раскрылась в 2008 г., когда бывший пилот Люфтваффе Хорст Рипперт признался в том, что именно он 31 июля 1944 г. сбил самолет Экзюпери. На тот момент он не знал, кто находится в кабине пилота, а после очень сожалел о том, что стал причиной смерти писателя. По словам Рипперта, он решил признаться, чтобы в 88 лет облегчить душу, и чтобы Экзюпери не считали дезертиром или самоубийцей: «Это произошло недалеко от Тулона. Я совершал разведывательный полет, когда увидел истребитель с французскими опознавательными знаками. Решил вступить в бой. Совершил маневр и оказался в хвосте у неприятеля. Атака была успешной, и я сбил самолет, который упал в воды Средиземного моря. Я надеялся и все еще надеюсь, что это был не он. В молодости мы все читали его книжки и обожали их». Записи в журналах отсутствовали, так как свидетелей воздушного боя, кроме самого Рипперта, не было, и этот самолет не был официально засчитан ему как сбитый. Обломков со следами пуль могли не найти, хотя попадания в кабину пилота было бы достаточно, чтобы загнать в пике практически неповрежденный самолет.

Памятник Сент-Экзюпери в Тарфае

Долгое время родственники писателя и поклонники его творчества не хотели верить в его смерть. Они говорили, что Сент-Экзюпери просто исчез, как Маленький принц, и повторяли его слова: «Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, – и ты услышишь, что все звезды смеются».

На основе собранных материалов французский журналист Жак Прадель написал книгу «Сент-Экзюпери: Последняя тайна». Обломки самолета Экзюпери сейчас находятся в Музее авиации и космонавтики в Бурже.

источники

Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944). Его служба в качестве пилота самолета-разведчика была постоянным вызовом здравому смыслу: Сент-Экзюпери с трудом втискивал в тесную кабину свое грузное, изломанное в многочисленных катастрофах тело, на земле он страдал от 40-градусной алжирской жары, в небе, на высоте десять тысяч метров, - от боли в плохо сросшихся костях. Он был чересчур стар для военной авиации, внимание и реакция подводили его - Сент-Экзюпери калечил дорогие самолеты, чудом оставаясь живым, но с маниакальным упрямством вновь поднимался в небо. Закончилось это так, как должно было закончиться: во французских авиационных частях зачитают приказ о подвиге и награждении бесследно исчезнувшего майора де Сент-Экзюпери.


Мир потерял удивительно светлого человека. Пилоты группы дальней разведки вспоминали, что весной и летом 1944 года Сент-Экзюпери казался "потерявшимся на этой планете" - он по-прежнему умел делать счастливыми других, но сам был глубоко несчастен. А друзья говорили, что в 44-м опасность была ему нужна, "как таблетка болеутоляющего"; Сент-Экзюпери и раньше никогда не боялся смерти, теперь же он ее искал.

Маленький принц бежал с Земли на свою планетку: одна-единственная роза казалась ему дороже всех богатств Земли. Такая планетка была и у Сент-Экзюпери: он постоянно вспоминал детство - потерянный рай, куда не было возврата. Майор все время просил дать ему для патрулирования район Аннесси и, окутанный облачками от разрывов зенитных снарядов, скользил над родным Лионом, над замком Сент-Морис де Реман, когда-то принадлежавшим его матери. С тех пор прошла не одна - несколько жизней, но только здесь он был по-настоящему счастлив.

Серые стены, увитые плющом, высокая каменная башня - в раннем средневековье ее сложили из больших круглых валунов, а в XVIII веке перестроили. Когда-то господа де Сент-Экзюпери пересиживали здесь набеги английских лучников, рыцарей-разбойников и собственных крестьян, а в начале XX века изрядно обветшавший замок приютил овдовевшую графиню Мари де Сент-Экзюпери и ее пятерых детей. Мать и дочери заняли первый этаж, мальчики обосновались на третьем. Огромная входная зала и зеркальная гостиная, портреты предков, рыцарские латы, драгоценные гобелены, обитая штофом мебель с полустершейся позолотой - старый дом был полон сокровищ, но маленького Антуана (в семье все звали его Тонио) привлекало не это. За домом был сеновал, за сеновалом - огромный парк, за парком тянулись поля, все еще принадлежащие его роду. На сеновале рожала черная кошка, в парке жили ласточки, в поле кувыркались кролики и шныряли крошечные мыши, для которых он строил домики из щепок, - живность занимала его больше всего на свете. Он пробовал приручать кузнечиков (Тонио сажал их в картонные коробки, и они погибали), выкармливал птенцов ласточки смоченным в вине хлебом и рыдал над опустевшим мышиным домиком - свобода оказалась дороже ежедневной порции крошек. Тонио дразнил брата, не слушал гувернантку и вопил на весь дом, когда мать шлепала его сафьяновой туфлей. Маленький граф любил все, что его окружало, и все любили его. Он пропадал в поле, отправлялся в дальние походы вместе с лесником и думал, что так будет продолжаться вечно.

Детьми занималась гувернантка, на домашних праздниках они танцевали, одетые в камзолы XVIII века; их воспитывали в закрытых колледжах - образование Антуан завершил в Швейцарии...

Но мадам де Сент-Экзюпери знала цену этой благодати: положение семьи было отчаянным. Граф Жан де Сент-Экзюпери скончался, когда Тонио не было и четырех лет, состояния он не оставил, а имение приносило все меньший доход. Заботиться о своем будущем детям предстояло самим - взрослый мир, поджидавший разорившихся аристократов за воротами замка, был холоден, равнодушен и пошл.

До 16 лет юный граф жил совершенно беззаботно - Тонио притаскивал домой животных, возился с моделями моторов, дразнил брата и изводил учительницу сестер. Мыши все время разбегались - и он принес в замок белую крысу; зверюшка оказалась на удивление ласковой, но в один скверный день с ней разделался не переносивший грызунов садовник. Потом в нем проснулся Эдисон, и он принялся собирать механизмы. Телефон из жестянок и консервных банок работал отлично, а паровой двигатель взорвался прямо в руках - от ужаса и боли он потерял сознание. Затем Тонио увлекся гипнозом и терроризировал бонну, обожавшую сладкое, - наткнувшись на повелительный взгляд ужасного ребенка, несчастная старая дева замирала над коробкой вишни в шоколаде, как кролик перед удавом. Антуан был проказлив и очарователен - ладный, крепкий, со светло-русой кудрявой головой и мило вздернутым носом...

Детство кончилось, когда от лихорадки умер любимый брат Франсуа. Он завещал Антуану велосипед и ружье, причастился и отошел в мир иной - Сент-Экзюпери навсегда запомнил его спокойное и строгое лицо. Тонио уже семнадцать - впереди военная служба, а затем надо думать о карьере. Детство кончилось - и вместе с ним исчез прежний золотоволосый Тонио. Антуан вытянулся и подурнел: волосы распрямились, глаза округлились, брови почернели - теперь он был похож на совенка. В большой мир вышел нескладный, застенчивый, нищий, не приспособленный к самостоятельной жизни, исполненный любви и веры юнец - и мир тут же набил ему шишки.

Антуана де Сент-Экзюпери призвали в армию. Он выбрал авиацию и отправился служить в Страсбург. Мать давала ему денег на квартиру: сто двадцать франков в месяц (для мадам де Сент-Экзюпери это была очень большая сумма!), и у сына появилось пристанище. Антуан принимал ванну, пил кофе и звонил домой по своему собственному телефону. Теперь у него было время для досуга, и он не мог не влюбиться.

Мадам де Вильморен была настоящей светской дамой - молодая вдова со связями, состоянием и большими амбициями. Ее дочь Луиза славилась умом, образованностью и нежной красотой. Правда, она не отличалась крепким здоровьем и около года провела в постели, но это только добавляло ей очарования. Луиза, утопая в подушках, принимала гостей в тончайшем пеньюаре - и двухметровый здоровяк Сент-Экзюпери совершенно потерял голову. Он написал матери, что встретил девушку своей мечты, и вскоре сделал предложение.

Такая партия была бы идеальной для обедневшего аристократа, но мадам де Вильморен будущий зять пришелся не по вкусу. У юноши нет ни состояния, ни профессии, а вот странностей хоть отбавляй - и ее дочь всерьез собирается сделать эту глупость! Госпожа Вильморен плохо знала свое дитя: Луизе, конечно, нравилась роль невесты графа, но замуж она не спешила. Все кончилось, когда Сент-Экзюпери, взявшийся без ведома начальства испытывать новый самолет, рухнул на землю через несколько минут после взлета. Он пролежал в больнице несколько месяцев, и за это время Луизе надоело ждать, у нее появились новые поклонники; девушка подумала и решила, что мать, пожалуй, права.

Сент-Экзюпери будет помнить ее всю жизнь. Шли годы, но он все писал Луизе, что по-прежнему ее помнит, что она все так же ему нужна... Луиза уже жила в Лас-Вегасе: туда ее увез муж, занимавшийся торговлей. Он месяцами пропадал по своим делам, в городке то и дело бушевали пыльные бури, и когда Луиза выходила из дома, ковбои спешивались и свистели вслед. Ее жизнь не удалась, а Антуана, к этому времени уже известного писателя, изводили просьбами об автографах... Луизе это казалось странным недоразумением: бывший жених казался ей самым большим неудачником из всех, кого она знала.

Армейская служба подошла к концу, и Сент-Экзюпери отправился в Париж. Годы, последовавшие за этим, стали сплошной цепью неудач, разочарований и унижений. Он с треском провалил экзамен в Морскую академию и, по установленным во Франции правилам, потерял право на высшее образование. Бессмысленные и бесплодные занятия архитектурой, жизнь за счет матери (на этот раз она сняла ему очень плохую квартиру - деньги семьи кончались), обеды у знакомых, завтраки в дешевых кафе и ужины на светских раутах, удручающе однообразные Колетты и Полетты - вскоре Антуан устал и от них, и от себя самого. Он жил как птица небесная: поселившись у великосветских знакомых, граф мог уснуть в ванне, затопить нижний этаж и, проснувшись от яростного вопля хозяйки, спросить ее с трогательным укором: "Почему ты так ужасно ко мне относишься?" Антуан поступил на службу в контору черепичного завода и, уснув посреди рабочего дня, пугал сослуживцев криком: "Мама!" Наконец чаша директорского терпения переполнилась, и потомок рыцаря Святого Грааля, в чьем роду были управляющий королевским двором, архиепископы и полководцы, стал коммивояжером. И прежняя и нынешняя работа внушала ему глубокое отвращение; из дома по-прежнему приходили деньги, и он тратил их на частные уроки, которые брал у профессоров Сорбонны.

А потом мать написала Антуану, что ей придется продать замок... И милый парижский шалопай, считавший себя законченным неудачником, ступил на путь, приведший его к славе.

Дидье Дора, директор авиакомпании "Лакоэтер", вспоминал, как в его кабинет вошел "рослый молодец с приятным голосом и сосредоточенным взглядом", "оскорбленный и разочарованный мечтатель", решивший стать пилотом. Дора отправил графа де Сент-Экзюпери к механикам, где тот с наслаждением принялся возиться с моторами, пачкая руки в смазке: впервые после замка Сент-Морис де Реман он чувствовал себя по-настоящему счастливым.

Молитвенная скамеечка, обтянутая потертым красным бархатом, кувшин с горячей водой, мягкая постель, любимый зеленый стульчик, который он повсюду таскал за собой, ища по замку мать, старый парк - все это снилось ему в Париже, а в аэропорту Кап-Джуби, зажатом песками Аравийской пустыни, как-то забылось. Он спал на двери, положенной на два пустых ящика, писал и ел на перевернутой бочке, читал при свете керосиновой лампы и жил в ладу с собой - для внутреннего равновесия ему были необходимы ощущение постоянной опасности и возможность совершить подвиг. Дидье Дора был мудрым человеком: он знал, что у него есть пилоты и получше Экзюпери, но никто из них не может повести за собой других людей. С Антуаном чувствовали себя легко и свободно самые разные люди: ему были интересны все, и к каждому он находил свой ключ. Дора сделал его начальником аэропорта в Кап-Джуби, и в написанном через несколько лет представлении к ордену Почетного легиона о Сент-Экзюпери говорилось: "...Пилот редкой смелости, отличный мастер своего дела, проявлял замечательное хладнокровие и редкую самоотверженность, провел несколько блестящих операций. Неоднократно летал над наиболее опасными районами, разыскивая взятых в плен враждебными племенами летчиков Рене и Серра. Спас раненый экипаж испанского самолета, едва не попавший в руки мавров. Без колебаний переносил суровые условия жизни в пустыне, постоянно рискуя жизнью..."

Когда Сент-Экзюпери уезжал в Африку, за плечами у него был один-единственный опубликованный рассказ. В пустыне он начал писать: его первый роман "Южный почтовый" принес ему известность. Во Францию он вернулся знаменитым писателем - с ним заключили договор на семь книг сразу, у него появились деньги. Из авиации он ушел, после того как потерял работу его друг и начальник Дидье Дора. К этому времени Антуан де Сент-Экзюпери был женатым человеком...

Они встретились в Буэнос-Айресе, куда Сент-Экзюпери перевели с повышением - техническим директором компании "Аэропоста Аргентина". Консуэло Гомес Каррило была крошечной, неистовой, стремительной и непостоянной - она успела дважды побывать в браке (ее второй муж покончил жизнь самоубийством), любила приврать и обожала Францию. Под конец жизни она и сама запуталась в версиях собственной биографии: существуют четыре версии, описывающие их первый поцелуй.

С буэнос-айресского аэродрома взмывает самолет и делает круг над городом: Сент-Экзюпери отрывается от штурвала, наклоняется к Консуэло и просит его поцеловать. В ответ пассажирка говорит, что: а) она же вдова, б) в ее стране целуют только тех, кого любят, в) некоторые цветы, если к ним приблизиться чересчур резко, сразу закрываются, г) она никого никогда не целовала против своей воли. Сент-Экзюпери пригрозил спикировать в реку, и она поцеловала его в щеку - через несколько месяцев Консуэло получила восьмистраничное письмо, заканчивавшееся словами: "С вашего разрешения ваш супруг".

Потом она прилетела к нему в Париж. Они поженились, а вскоре Антуана перевели в Касабланку - теперь он был по-настоящему счастлив. Консуэло была законченной мифоманкой и лгала так же естественно, как дышала, зато она могла увидеть в шляпе удава, проглотившего слона... Она была очаровательно непоседлива и, по словам друзей Сент-Экзюпери, "в беседе перепрыгивала с темы на тему, как козочка". Сутью этой верткой, слегка безумной девушки были ветреность и непостоянство, зато ее надо было опекать и защищать. Сент-Экзюпери чувствовал себя в своей стихии: в замке Сент-Морис де Реман он приручал кроликов, в пустыне - лис, газелей и пум, теперь ему предстояло опробовать свой дар на этом полудиком, неверном, прелестном существе.

Он был уверен, что у него получится: Сент-Экзюпери приручал всех, кто его окружал. Его обожали дети - он делал для них забавные бумажные вертолетики и отскакивавшие от земли мыльные пузыри с глицерином. Его любили взрослые, он славился как талантливый гипнотизер и виртуозный карточный фокусник; говорили, что последним он обязан своим необычайно ловким рукам, а разгадка между тем была в другом. Антуан моментально понимал, кто перед ним: скряга, ханжа или безалаберный добряк - и тут же чувствовал, какую карту тот загадает. Он никогда не ошибался, его суждения о людях были абсолютно верными - со стороны Сент-Экзюпери казался настоящим волшебником.

Он был необычайно добр: когда у него водились деньги, давал в долг направо и налево, когда они заканчивались - жил за счет друзей. Сент-Экзюпери мог запросто приехать к знакомым в полтретьего ночи, в пять утра позвонить семейным людям и начать читать только что написанную главу. Ему прощали все, ведь он и сам отдал бы другу последнюю рубашку. Возмужав, он стал необычайно привлекателен: чудесные глаза, фигура, словно сошедшая с древнеегипетских фресок: широкие плечи и узкие бедра образовывали почти идеальный треугольник... Такой мужчина, как он, мог сделать счастливой любую женщину - кроме Консуэлы Гомес Каррило.

Бедняжка вообще не могла быть счастливой: она постоянно жаждала новых приключений и потихоньку сходила с ума. Это еще больше привязывало к ней Сент-Экзюпери: за взрывами беспричинного гнева он видел скрытую нежность, за предательством - слабость, за безумием - ранимую душу. Роза из "Маленького принца" была списана с Консуэло - портрет получился точным, хотя и сильно идеализированным.

Первое время вид этой пары радовал душу: когда мсье и мадам де Сент-Экзюпери покинули Касабланку, местное общество словно осиротело. А Консуэло все позже приходила домой: у нее появились собственные друзья, и она стала завсегдатаем ночных клубов и артистических кафе. Она делалась все более странной: на прием графиня де Сент-Экзюпери могла прийти в лыжном костюме и горных ботинках. На одном из коктейлей она юркнула под стол и провела там весь вечер - на свет божий время от времени показывалась лишь ее рука с опустевшим бокалом.

О скандалах, разыгрывавшихся в доме Сент-Экзюпери, судачил весь Париж: Антуан никому не говорил о своих личных проблемах, зато Консуэло сообщала о них каждому встречному. Знаменитая авиакатастрофа 1935 года, когда Сент-Экзюпери во время перелета Париж-Сайгон на скорости 270 километров врезался в песок Ливийской пустыни, тоже была результатом домашних склок: вместо того чтобы выспаться перед вылетом, он полночи искал Консуэло по барам. Сент-Экзюпери сбился с маршрута, упал в двухстах километрах от Каира, встретил Новый год среди раскаленных песков, шагая вперед - под палящим солнцем, без воды и пищи. Его спас случайно встретившийся арабский караван. В Париже победителя пустыни ждали восторженные газетчики и вечно недовольная жена.

К началу Второй мировой войны Антуан был уже надломленным человеком: его измотала личная жизнь. Он искал утешение у других женщин. Но оставить Консуэло не мог - ее он любил, а любовь всегда сродни безумию. Уйти он мог только на войну: в 1940 году Сент-Экзюпери пилотирует высотный разведчик "Блох" и снова наслаждается скоростью, свободой и облачками разрывов зенитных снарядов вокруг своего самолета.

Фронт прорван, немецкие танки рвутся к Парижу, дороги забиты толпами обезумевших беженцев. Сент-Экзюпери перегоняет в Алжир старый "Фарман", в который каким-то чудом уместились все летчики его эскадрильи. Из Африки он возвращается в Париж, а затем эмигрирует: Антуан не может жить в оккупированной стране. Но и в Нью-Йорке ему нет покоя - он пишет очень похожего на "последнее прости" "Маленького принца", не учит английский и тоскует по Консуэло. Жена приезжает - и возвращается ад: друзья рассказывают, как на одном из званых вечеров она битый час бросала ему в голову тарелки. Сент-Экзюпери с вежливой улыбкой ловил посуду, ни на секунду не прекращая говорить, - рассказчик он, как известно, был превосходный.

Консуэло всем и каждому жаловалась на его импотенцию: почему она должна расплачиваться за постоянные аварии мужа и его страсть к высоте?! Но других женщин это не смущало: у Сент-Экзюпери завязались романы с молодой актрисой Натали Пали, художницей Хеддой Стерни, бежавшей в Америку из Румынии; ему была готова посвятить жизнь юная Сильвия Рейнхардт. И хотя он не знал ни слова по-английски, а Сильвия не владела французским, им все же было хорошо вместе: она дарила ему тепло и покой, он читал ей свои рукописи, и то, в чем обвиняла мужа Консуэло, девушку совершенно не волновало. Сент-Экзюпери проводил у Сильвии все вечера, а на ночь возвращался домой и волновался, когда не находил там Консуэло, - он не мог с ней жить, но и обойтись без нее был не в состоянии.

На войну он отправился так же, как Маленький принц в путешествие по другим планетам, - ясно сознавая, что назад дороги нет. Понимало это и военное начальство, сделавшее все, чтобы Сент-Экзюпери не сел за штурвал самолета-разведчика, - в авиации его легендарная рассеянность стала притчей во языцех. Он и в молодости летал не по расчету, а по инстинкту, забывал захлопнуть дверцу, убрать шасси, подключал пустой бензобак и садился не на те дорожки. Но тогда его выручало исключительное внутреннее чутье, помогавшее спастись даже в самых безвыходных ситуациях, а теперь он был немолод, несчастен и очень нездоров - каждый пустяк превращался для него в мучение.

Пилоты эскадрильи любили Сент-Экзюпери так же, как и все, кто с ним сталкивался. Они тряслись над ним, как нянька над ребенком, к самолету его постоянно сопровождал встревоженный эскорт. На него натягивают комбинезон, а он не отрывается от детектива, ему что-то говорят, а он, по-прежнему не выпуская из рук книжку, поднимается в самолет, захлопывает дверь кабины... И летчики молятся о том, чтобы он отложил ее хотя бы в воздухе.

Грузный, стонущий во сне, с криво висящими орденом Почетного легиона и Военным крестом, в бесформенной фуражке - всем, кто был вокруг, хотелось его спасти, но Сент-Экзюпери слишком сильно рвался в воздух.

Он требовал, чтобы все вылеты в район Аннесси, где прошло его детство, остались за ним. Но ни один из них не прошел благополучно, и там же оборвался последний полет майора де Сент-Экзюпери. В первый раз он едва ускользнул от истребителей, во второй - сдал кислородный прибор и ему пришлось спуститься на опасную для безоружного разведчика высоту, в третий - отказал один из моторов. Перед четвертым вылетом гадалка предсказала, что он погибнет в морской воде, и Сент-Экзюпери, со смехом рассказывая об этом друзьям, заметил, что она скорее всего приняла его за моряка.

Пилот "Мессершмитта", патрулировавшего этот район, отрапортовал о том, что расстрелял безоружный "Лайтнинг П-38" (точно такой же, и у Сент-Экзюпери), - подбитый самолет отвернул, задымил и рухнул в море. Люфтваффе не засчитало ему победу: свидетелей боя не оказалось, а обломков сбитого самолета не нашли. И красивая легенда о сгинувшем в небе Франции писателе-летчике, человеке, которого арабы прозвали Капитаном птиц, продолжала жить: он исчез, растворился в средиземноморской лазури, ушел навстречу звездам - так же, как и его Маленький принц...

Французский аквалангист и фотограф Люк Ванрель утверждает, что обнаружил в море недалеко от Марселя обломки самолета Антуана де Сент-Экзюпери, потерпевшего катастрофу 31 июля 1944 года. Почему произошла трагедия? До поднятия наверх обломков этого самолета и определения идентификационного номера вопрос об обстоятельствах гибели прославленного писателя и авиатора остается открытым.

23 мая 2000 года в 10 часов утра после очередного погружения в морскую пучину Люк Ванрель увидел погибший самолет, о существовании которого в этом месте догадывался уже давно. Интуиция его не подвела. На глубине восьмидесяти метров в «чертовом» треугольнике, образованном мысом Круазет, островами Риу и Моргиу — месте многих авиационных аварий, Ванрель нашел самолет типа Lighting Р-38, идентичный крылатой машине, пилотируемой Антуаном де Сент-Экзюпери в роковой для него летний день.

Люк долго сомневался: тот ли самый самолет? Опытному аквалангисту было над чем поразмышлять, прежде чем опускаться на дно Средиземного моря, полного различных ловушек и загадок. Все сомнения были отброшены после того, как он побеседовал с американскими ветеранами Второй мировой войны, изучил исторические материалы. И обломки самолета, найденные французским исследователем на морском дне, «заговорили»...

Люк Ванрель начал поиски после того, как 26 сентября 1998 года марсельский рыбак Жан-Луи Бьянко, промышлявший в том самом «чертовом» треугольнике, разбирая сети, обнаружил запутавшийся в них серебряный браслет. На одной стороне была выгравирована фамилия Экзюпери и в скобках имя его жены, на другой — фамилия и адрес американского издателя, выпустившего книгу «Маленький принц». Уже только по этому браслету можно судить о том, какое значение придавал писатель своей книге.

Нона самом ли деле браслет принадлежал писателю? Для ответа на этот вопрос французские и американские эксперты обратились к наследникам знаменитого писателя. Возникшая в связи с этим полемика не затихла и по сей день. В октябре 1998 года о существовании браслета заговорила пресса. Внучатый племянник писателя Фредерик де Жиро д"Аге подтвердил, что у Экзюпери действительно была такая вещь. Выяснилось, что писатель вообще любил браслеты: у него их было несколько штук.

В декабре 1998 года морская администрация Марселя передала найденный рыбаком серебряный браслет военным летчикам как личную вешь погибшего пилота. Военные отдали браслет на специальную экспертизу в лабораторию музеев Франции и Лувра. Дальнейшие исследования показали, что браслет подлинный. Однако чуть позже французская пресса стала писать, что браслет — не более чем фальшивка, а заключение экспертов основывалось лишь на их эмоциях. Возможно, что это была лишь журналистская «утка» для поднятия тиража изданий, но она побудила наследника Экзюпери, у которого к тому времени уже находился браслет, отдать эту вещь другим экспертам. Заключение парижской и американской лабораторий было единым — браслет подлинный! Правда, наследник писателя-пилота до сих пор отказывается публично рассказывать о «тонкостях» этой экспертизы, объясняя, что время для такого заявления еще не пришло. Наступит же оно только после того, как самолет Экзюпери поднимут со дна!

— Я ничуть не сомневаюсь в том, что браслет принадлежал Антуану, — говорит Люк Варнель. — Мне прекрасно были известны места, где браслет запутался в сетях рыбака. Тогда я и понял, физически ощутил, где находятся обломки самолета писателя.

Он достал фотографии из своего архива и пояснил:

— Эти снимки я сделал еще восемнадцать лет назад. Самолет на них не похож на Lighting Р-38 Экзюпери. Поначалу я подумал о том, что тогда плохо снял. С другой стороны, распознание — задача не из легких из-за разбросанности обломков самолета. К тому же они принадлежат сразу двум самолетам. Все перемешалось... Такое впечатление, что один самолет таранил другой, после чего оба рухнули вниз. Нужно было время, чтобы докопаться до истины. Находка же в этом месте браслета Экзюпери — неоспоримое доказательство того, что найденные мною обломки самолета являются крылатой машиной писателя. И я вновь стал исследовать этот район.

После целой недели погружений Люк Ванрель наконец обнаружил обломки самолета Lighting Р-38, находящиеся друг от друга на расстоянии почти 800 метров. Вот почти половина фюзеляжа, багажное отделение... К сожалению, было мало времени, чтобы оценить найденное. Он обследовал другие части самолета, уже изрядно «съеденные» ржавчиной. Сомнений не оставалось — они принадлежали самолету Lighting Р-38... Холод стал невыносим. Пора было подниматься наверх.

Вернувшись домой, Люк все хорошенько обдумал, почитал исторические материалы, посоветовался с коллегами. И два дня спустя обратился с офциальным заявлением в Департамент археологических подводных изысканий Марселя:

—Я нашел обломки самолета Lighting Р-38. Думаю, что это самолет Экзюпери.

В своих поисках Люк Варнель не одинок. На помощь ему пришли Жак Курти, ветеран американской армии, с которым Люк связан через Интернет, и французский историк Филипп Кастеляно, в прошлом военный летчик. Люк сравнил результаты своих поисков с данными коллег и убедился в том, что найденные обломки действительно принадлежат самолету Lighting модели Р-38, на котором летел в последний раз Экзюпери. Доказательством этого служат две части самолета, найденные Люком Варнелем в последующие погружения: часть блока питания от турбокомпрессора с клапаном и шасси.

— В тот период моих поисков Филипп Кастеляно дал мне список всех самолетов типа Р-38, разбившихся на юге Франции в период гибели Сент-Экзюпери, — рассказывает Люк. — Из сорока двух двенадцать машин упали в море. И только четыре из двенадцати соответствуют модификации самолета Р-38, на котором летел Сент-Экзюпери. Без сомнения, большой удачей оказалась находка браслета, невольно сузившая район поисков.

Но этой удачной находке предшествовала другая — в феврале 1983 года. В Пор-де-Бук один рыбак выловил... каркас самолета. Тогда предположили, что это и есть самолет Экзюпери. Но впоследствии по номеру на моторе выяснилось, что это был другой самолет, сбитый через несколько дней после исчезновения Сент-Экзюпери.

— Теперь известно, где и как разбились три самолета Р-38, аналогичных машине Экзюпери. 30 июля 1944 года разбился между Каннами и Корсикой майор Жене Мередит. 15 августа того же года самолет лейтенанта Меле упал в море, а 19 августа — майора Мелоне. Каркас его самолета и выловил почти через 39 лет рыбак в Пор-де-Бук, — сообщил Филипп Кастеляно.

Пока не все специалисты сходятся во мнении, что обломки, найденные Люком Варнелем на дне моря, принадлежат самолету знаменитого писателя и пилота. Основным его оппонентом стал автор многочисленных статей и книг, посвященных Тридцать третьей авиационной эскадрилье, в которой летал писатель, бывший военный пилот Патрик Эрхардт. Он считает, что собранных Люком доказательств мало. К тому же, по мнению Эрхардта, самолет Экзюпери не мог упасть возле Марселя, так как шел другим курсом. Вылетев с Корсики, он должен был оказаться над Греноблем, восточнее Марселя примерно на 150—200 километров. По мнению оппонента Варнеля, самолет рухнул в Альпах. Правда, документально Эрхардг это подтвердить не может.

У Люка Варнеля же все сходится: и браслет, и тот же тип самолета, и то, что пока неидентифицирован последний из самолетов Р-38, упавший в море и имеющий модификацию, совпадающую с самолетом писателя. Все прояснится на сто процентов тогда, когда обломки этого самолета поднимут на поверхность...

Французские ученые заявили, что место падения самолета легендарного писателя Антуана де Сент-Экзюпери, разбившегося 31 июля 1944 года, наконец найдено. Его самолет покоится на дне Средиземного моря недалеко от Марселя. Первым место катастрофы обнаружил французский рыбак Жан-Клод Бьянко. В сети с рыбой он случайно нашел браслет, на котором было выгравировано имя знаменитого писателя, имя его жены и нью-йоркский адрес издателя, выпустившего "Маленького принца".

Браслет был найден еще 7 сентября 1998 года, случайно в водорослях среди пойманной рыбы, был замечен блестящий предмет. Гравировка на металлической пластине содержала следующую надпись: "Antoine de Saint-Exupery (Consuelo) - c/o Reynal and Hitchcock Inc. - 386 4th Ave N.Y. City - USA)". (Консуэло - это жена Сент-Экзюпери, а адрес - это адрес нью-йоркского издателя "Маленького принца").

После Бьянко с версией гибели Экзюпери в море выступил профессиональный ныряльщик Люк Ванрель. В мае 2000 года он заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолета, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолета были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров. Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 года. Специалисты подняли фрагменты самолета. Один из них оказался фрагментом кабины летчика. Сохранился серийный номер самолета: 2734-L. По американским военным архивам ученые сравнили все номера самолетов, исчезнувших в этот период. Так выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолету, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету Lockheed Lightning P-38, на котором летел Экзюпери.

На самолете не было обнаружено следов пуль или других признаков нападения. В военных архивах нет никаких свидетельств того, что в этот день были обстрелы или воздушные бои. Единственное, что сейчас можно сказать точно, что самолет вошел в воду на большой скорости и практически вертикально. В момент столкновения с водой был взрыв. Самолет был совершенно разрушен. Его фрагменты рассеяны на огромном пространстве под водой. Также не нашли ни одного фрагмента человеческих останков. Единственная вещь Антуана де Сент-Экзюпери, уцелевшая в катастрофе, - это серебряный браслет, который был найден рыбаком. Браслет подняли со дна совсем рядом с местом катастрофы. Это было еще одно косвенное свидетельство того, что самолет пилотировал Экзюпери. Сейчас браслет писателя находится у его родственников.

31 июля Сент-Экзюпери предстояло совершить с аэродрома в Поретте (Бастия-Борга) на Корсике свой девятый боевой вылет, который должен был стать заключительным в его карьере военного летчика. Задание: фотосъемка района Гренобль-Шамбери-Аннеси над Провансом. В 8.30 пилот принял у техника самолет-разведчик F-5B «Лайтнинг» с бортовым номером «223» и расписался в полетном листе.

С помощью командира эскадрильи майора Гавуаля, «Сент-Экс» поднялся в кабину, запустил двигатели, вырулил на взлетную полосу и в 8.45 поднял машину в воздух. Какое-то время его полет отслеживает находящаяся неподалеку РЛС, но у французского побережья самолет «Сент-Экса» вышел из зоны ее обзора. В расчетное время (около 13.00) он не возвращается, и в 14.30, когда в баках «Лайтнинга» должно было закончиться горючее, исчезли последние надежды на благополучный исход. Вечером того же дня в штаб 3-й группы фоторазведки отправлен рапорт, в конце которого сухо отмечено: «пилот не вернулся, считать пропавшим без вести»...

По поводу его исчезновения со временем появилось много версий, а фраза «Сент-Экс не погиб, Сент-Экс не вернулся из полета» приобрела мистический оттенок. «Не вернулся» давало надежду на чудо, как будто через много лет над заброшенным полевым аэродромом может появиться и зайти на посадку самолет, когда-то взлетевший с заправкой горючим на шесть часов полета. Французы, и в особенности -суеверные родственники писателя, много лет лелеяли миф о том, что Сент-Экзюпери просто исчез подобно Маленькому принцу, и не переставали повторять слова этого сказочного героя: «Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются».

Впрочем, газеты периодически печатали и другие материалы - рассказы «свидетелей» гибели Экзюпери. То его тело якобы находили крестьяне Черногории (хотя летел он в противоположном направлении), то он, «схваченный после вынужденной посадки хорватскими усташами, стойко переносил нечеловеческие пытки и, наконец, был расстрелян в горах».

Однако наиболее правдоподобно выглядела гипотеза, что автора «Маленького принца» где-то над Францией сбил немецкий истребитель. К слову, отечественные историки-любители в меру сил и доступной им информации внесли свою лепту в развитие этой темы. Гибель Экзюпери подробно «разбиралась» в трех номерах «Справочно-информационного бюллетеня» Бакинского клуба историко-технического стендового моделизма за 1988 год. В одном из них автор статьи С.Дубровин воссоздал «послужной список» писателя с момента его прибытия в Тунис, выглядевший следующим образом.

«В Тунисе Сент -Экзюпери совершил свой первый и единственный полет на Ф-4а № 365 (на самом деле это был Lockheed F-4A-1 -LO Lightning №41-2363 с бортовым номером «363»; серийный номер фирмы -222-5581 - прим. авт.). В июне 1944 года группа переместилась на о. Сардиния, на аэродром Алжеро. Оттуда писатель вылетал на разведку 5 раз на Ф-5а (на 4-х разных машинах). В июле авиагруппа 2/33 оперировала уже с корсиканского побережья, аэродром Борго (правильнее - Бастия-Борга - прим. авт.).

Разведывательные полеты проводились, в основном над южной и средней Францией, в рамках подготовки десанта союзников на средиземноморском побережье Франции (проведен 15 августа), проходили на высоте 10000 метров и продолжались 3-5 часов. С Борго Сент-Экзюпери взлетел 2 раза. Первый -18.7.44 г. на самолете Ф-5а №292 (летал на нем и с Сардинии), а в свой последний полет 31 июля - на новой модификации Ф-56, с серийным номером 42-28223 (в действительности - Lockheed F-5B-1-LO Lightning, №42-68223 - прим. авт.). В этом полете, пилот фотографировал объекты и германские подразделения в областях Эннеси, Шамби, Гренобль. При возвращении около полудня у побережья (в районе Кастеллано-Сан-Рафаэль) на «Лайтнинг» напала пара истребителей «Фокке-Вульф-190Д-9», принадлежащих прибывшей из Германии свежей 4-й эскадрилье подразделения ИГ-3 «Удет» (4./JG3 - прим. авт.) с аэродрома в местечке Оранже, севернее г. Авиньон. С уверенностью можно сказать, что «фоккеры» пилотировали пилоты Хейшель и Хогель. После краткой погони, в которой невооруженный, менее скоростной и маневренный «лайтнинг»-разведчик имел мало шансов уйти, он был подбит и в 12 ч. 05 мин. упал в море недалеко о Агаи (Агэ - прим.. авт.) Пилот, вероятно, был убит, т. к. горящий самолет не покинул».

Несмотря на уверенность автора, ни указанный номер «Лайтнинга», ни фамилия немецкого летчика, ни модификация его истребителя не соответствовали действительности. Серийный номер USAF 42-28223, на самом деле принадлежал истребителю сопровождения P-47D-26-RA «Тандерболт», который к данной теме не имел никакого отношения. А «подозреваемым» летчиком из 4./JG3 являлся Р. Хайкель.

В книге Владимира Казакова «Вспомни облако» описание гибели Экзюпери было дано еще подробнее: «Немецкий истребитель барражировал на большой высоте и увидел, как из зоны огня береговой артиллерии вырвался самолет «Лайтнинг» и пошел над морем, курсом на Корсику. Выйдя в атаку со стороны солнца, фашист расстрелял из пушек практически безоружный разведывательный самолет. С пологого виража проследил, как «Лайтнинг» с большим креном упал в воду и моментально затонул. Это произошло в 12 ч. 05 мин., - отметил пунктуальный немец, - по местному времени, в десяти километрах к югу от города Сан-Рафаэль...».

Истоки процитированных историй уходят в 1972 год, когда издававшийся в ФРГ журнал «Ландзер» опубликовал статью о том, что Экзюпери был сбит немецким истребителем. За основу публикации были взяты служебный рапорт и письмо к приятелю летчика Р. Хайкеля, датированные 31 .07.44 г. Согласно этому рапорту, в последний день июля Хайкель в паре с другим летчиком вылетел на «Фокке-Вульфе» для патрулирования воздушного пространства между Марселем и Ниццей. В 11.55 они увидели «Лайтнинг», который, по словам Хайкеля, атаковал их. Немцы открыли ответный огонь. «Лайтнинг» загорелся и в 12.05 упал в море в 10 км. к югу от Сан-Рафаэля.

Этот материал позже перепечатал французский журнал «Икар». И вскоре отыскался «свидетель» - некий Робер Пулле, который якобы наблюдал 31 июля 1944 г. воздушный бой. Он рассказывал, что тогда ему было 15 лет и он жил с родителями в «южном городе Бриньоле». В тот день он видел, как на «Лайтнинг» напали два немецких истребителя. За самолетом, обстрелянным «фокке-вульфами», потянулся белый дым...

На это свидетельство «клюнули» не только газетчики и историки-любители, но даже члены Ассоциации друзей Сент-Экзюпери. Никто почему-то не удосужился глянуть на карту, чтобы понять, что Пулле из Бриньоля никак не мог видеть воздушного боя. Бриньоль расположен в добрых 100 километрах северо-восточнее района описываемых событий и в 40 - от ближайшего морского побережья!

Впрочем, на информацию «Икара» вскоре откликнулась влиятельная французская газета «Фигаро», в которой выражалось недоумение, почему же «бош» утверждал, что был атакован? Ведь «Лайтнинг» Экзюпери не нес никакого оружия!

Можно предположить, что «фокке-вульфы» тоже совершали разведывательный полет и им запретили вступать в бой. Мол, потому Хайкель и соврал, что самолет противника напал на них первым. Однако немец сам указал в рапорте, что он летал не в разведку, а на патрулирование, следовательно - имел полное право атаковать любого противника...

Генеральный секретарь Ассоциации друзей Сент-Экзюпери, бывший военный летчик Жан Израэль высказывался в том же духе: «... у нас существовали сомнения в отношении того, насколько достоверны изложенные в рапорте факты. Фашист утверждал, что «Лайтнинг» якобы атаковал его, но самолет Сент-Экзюпери был безоружен. Перепроверить версию Хайкеля невозможно, так как он погиб в августе 1944 г.».

Тем не менее, подозрительный рапорт погибшего немецкого летчика и еще менее достоверные «воспоминания» Пулле были признаны окончательным ответом на загадку исчезновения Сент-Экзюпери.

Похоже, то, что на самом деле случилось 31 июля 1944 года, так и останется последней загадкой Сент-Экзюпери. Однако, с учетом имеющихся данных, можно проанализировать наиболее вероятные версии произошедшего. И эти версии следующие:

1-я версия. Самолет Сент-Экзюпери все-таки был сбит.

То, что в обломках не обнаружили пробоин от пуль и снарядов, вовсе не означает, что их вообще не было. Во-первых, самолет при ударе о воду разрушился, а обломки были разбросаны на достаточно большой площади. Почти 60 лет их разносило подводными течениями и заметало донными отложениями, таким образом, их, наверняка, извлекли далеко не все. Ведь, прежде всего, поднимались те части, на которых должны были иметься шильдики с начеканенными номерами. Возможно, что пробоины имеются на обломках, так и оставшихся под водой.

Во-вторых, следует учитывать специфику конструкции «Лайтнинга». Ведь, например, на его тонкой хвостовой балке пробоину от снаряда вообще можно не найти - пушки «Фокке-Вульфа» были способны ее попросту перерубить, а последующий удар о воду и коррозия - «замаскировать» следы воздействия оружия.

В-третьих, немцы учитывали, что «стреляя в «раму» - попадаешь в дырку». Поэтому на «Лайтнинге» они старались поразить кабину пилота. А ситуация явно позволяла истребителям спокойно и тщательно прицелиться. Одного - двух удачных попаданий (в летчика, кислородный прибор в кабине и т.п.) было достаточно, чтобы загнать в последнее пике практически неповрежденный самолет.

Что же касается отсутствия упоминаний в немецких архивах, то это тоже не «стопроцентное алиби». Общеизвестно, что документы Люфтваффе за 1944 год полностью не сохранились и имеют большие пробелы. Поэтому нельзя однозначно сказать, что таких документов вообще не было.

Кроме того, журнал «Ландзер» утверждал, что использовал в публикации письмо Р. Хайкеля к другу. Это письмо, если оно существовало и было подлинным, наверняка было предоставлено редакции частным лицом. Естественно, что, не будучи официальным, оно, тем не менее, являлось историческим документом, отражающим сам факт боя 31 июля 1944 года. К сожалению, за давностью лет найти это письмо и проверить его подлинность уже вряд ли возможно.

2-я версия. Отказ кислородного оборудования по небоевым причинам. Вследствие утечки кислорода через шланги или уплотнения, либо возникшей неисправности дозатора-смесителя (если он был в конструкции прибора), летчику могла начать поступать обедненная смесь. Сразу это не замечается. В таких случаях сначала тяжелеет голова и клонит в сон, а затем следует потеря сознания...

Стоит отметить, что в одном из вылетов -15 июня 1944 года - у Сент-Экзюпери уже были проблемы с кислородным прибором. Но тогда все закончилось благополучно - в полуобморочном состоянии ему удалось удачно спикировать до 4000 метров и перевести самолет в горизонтальный полет. Возможно, что 31 июля подобное пике закончилось трагически.

3-я версия. Сент-Экзюпери потерял сознание сам, из-за состояния своего здоровья (на связь по радио он не выходил и не сообщал о ранениях при зенитном обстреле).

По летным меркам, он действительно был уже «староват». К полетам на высотных разведчиках его не хотели допускать, в частности, и по чисто медицинским соображениям. Врачи боялись, что он может просто не выдержать длительный высотный полет. Вполне вероятно, что они оказались правы. Возможна также и комбинация обеих причин из второй и третьей версий.

Кроме того, у «Сент-Экса» из-за старых травм плохо двигалась левая рука. Он не мог без посторонней помощи даже надеть летный комбинезон и парашют. Не исключено, что и это сыграло свою роль, когда на счету была каждая секунда.

4-я версия. Самоубийство.

Что касается версии о самоубийстве Сент-Экзюпери таким изощренным способом, то, естественно, на 100% ее отбросить нельзя, но вероятность ее, в сравнении с вышеперечисленными причинами гибели, ничтожно мала. Да, были проблемы с женой, сослуживцами, командованием, но такие периоды в жизни бывают почти у всех людей и очень редко приводят их к фатальному решению. А главное, в этой версии проглядывает явная бессмыслица: зачем надо было перед самоубийством летать более трех часов, фотографировать немецкие позиции, прорываться сквозь зенитный огнь, стремясь выполнить задание?

Ведь после исчезновения «Сент-Экса» сослуживцы не раз вспоминали его фразу: «Я никогда не покину мою эскадрилью!»...

Источники

  • Алексей Филиппов /журнал "КАРАВАН ИСТОРИЙ", июнь 1999/
  • По сообщениям информационных источников /апрель 2004/
  • Последняя загадка маленького принца /АМ 2006 №6, Вахрушев, Заблотский/

Найден браслет, принадлежащий известному писателю Антуану де Сент-Экзюпери

Французские ученые заявили, что место падения самолета легендарного писателя Антуана де Сент-Экзюпери, разбившегося 31 июля 1944 года, наконец найдено. Его самолет покоится на дне Средиземного моря недалеко от Марселя. Первым место катастрофы обнаружил французский рыбак Жан-Клод Бьянко. В сети с рыбой он случайно нашел браслет, на котором было выгравировано имя знаменитого писателя, имя его жены и нью-йоркский адрес издателя, выпустившего "Маленького принца". Вчера рыбак Жан-Клод Бьянко рассказал "Известиям", что сначала чуть было не выбросил цепочку за борт.



"После того как я нашел браслет, я прочитал "Маленького принца"

Да, я никогда не забуду этот день. Это было 7 сентября 1998 года. Мы были в море на "Горизонте". Это мой корабль, он довольно большой, - рассказал "Известиям" рыбак Жан-Клод Бьянко. - Был обычный день. Где-то ближе к полудню мы вытащили трал с рыбой. Матросы из моей команды стали разбирать рыбу. Одна из рыбин мне показалась странной, и я велел матросу выкинуть ее за борт. Он начал выпутывать эту рыбу из сети. Выпутал, взял в руки вместе с пучком водорослей. И стоит. Я ему говорю: "Выбрасывай" , а он мне: "Подождите, здесь что-то блестит" . Мы начали копаться в водорослях. И выудили оттуда цепочку-браслет. Он был очень грязный, весь в тине, но сквозь грязь было видно, что на металлической пластинке что-то написано, там была гравировка.

Мы долго отмывали этот браслет и в конце концов разглядели надпись. Там было написано буквально следующее: "Antoine de Saint-Exupery (Consuelo) - c/o Reynal and Hitchcock Inc. - 386 4th Ave N.Y. City - USA)" . Как я узнал потом, Консуэло - это жена Сент-Экзюпери, а адрес - это адрес нью-йоркского издателя "Маленького принца". Тут-то я наконец понял, что за волшебную находку я сделал. Браслет я, конечно, сохранил, но никак не мог понять, как он оказался в море недалеко от Марселя.

Чуть позже профессиональный ныряльщик и водолаз Люк Ванрель рассказал мне, что на дне он видел обломки самолета, он думает, что это не немецкий самолет, которых у нас на дне много. Он давно думал, что это самолет Сент-Экзюпери, а моя находка подтвердила его догадки. Потом он рассказал властям о том, что видел на дне, и о том, что я нашел цепочку, и тогда начались исследования. По-моему, в 2003 году поднимали некоторые из тех обломков, которые обнаружил Ванрель. А так как я нашел цепочку, ну или браслет, то меня держали в курсе. Поэтому, когда подняли фрагменты самолета, меня тоже позвали. Я видел эти обломки.

После этой находки, признается рыбак Жан-Клод Бьянко, он решил прочитать "Маленького принца".

Конечно, я знал Сент-Экзюпери и раньше, - говорит месье Бьянко, - я читал несколько книг о его жизни. Но только после того, как я нашел браслет, я прочитал "Маленького принца". Когда я начал читать книгу, в первые минуты мне казалось невероятным и нереальным, что вот я сейчас читаю книгу знаменитого Сент-Экзюпери, а совсем недавно я нашел цепочку с его именем. А потом мне стало очень приятно, и я подумал: наверное, это Сент-Экзюпери через меня подает знак людям.

"Несмотря на то что я был под водой, у меня выступили слезы на глазах"

31 июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери вылетел с Корсики примерно в 8.30. Он летел во Францию, в Прованс. У него была разведывательная миссия. Он должен был сделать аэрофотосъемку в районе Альп, между Греноблем и Лионом. Самолет-разведчик P-38 оставался на контроле американских радаров почти до самого побережья, он исчез с радаров неожиданно в районе Сент-Рафаэля, небольшого городка на Лазурном берегу.

С тех пор военные и гражданские исследователи безуспешно пытались раскрыть тайну исчезновения и гибели Антуана де Сент-Экзюпери. Долгое время главной была версия, что самолет писателя разбился в Альпах. И только случайная находка рыбака Бьянко дала повод для поисков в море. После Бьянко с такой же версией выступил ныряльщик Люк Ванрель. В мае 2000 года он заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолета, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолета были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров.

Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 года. Специалисты подняли фрагменты самолета. Один из них оказался фрагментом кабины летчика, сохранился серийный номер самолета: 2734-L. По американским военным архивам ученые сравнили все номера самолетов, исчезнувших в этот период. Так выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолету, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету Lockheed Lightning P-38 , которым управлял "отец" "Маленького принца".

С обломками этого Lockheed P-38 я работаю с 1997 года. Я исследовал все фрагменты. И только сейчас удалось найти номер, - рассказал "Известиям" Пьер Бекер, президент компании "Жеосеан", которая проводила подводную часть исследований. - Это была невероятная удача, действительно потрясающее чувство. Для меня этот самолет - особая история. Я с детства очень люблю Сент-Экзюпери. Я прочитал все его книги и очень глубоко их пережил. И можете себе представить, что я почувствовал, когда увидел этот номер. Несмотря на то что я был под водой, у меня выступили слезы на глазах. Я был так рад, что могу наконец рассказать всем, что самолет Антуана де Сент-Экзюпери найден. Но, к сожалению, мы так и не знаем, что же произошло 31 июля 1944 года.

На самолете мы не обнаружили следов пуль или других признаков нападения. В военных архивах нет никаких свидетельств того, что в этот день были обстрелы или воздушные бои. Вероятно, произошла какая-то поломка. Единственное, что мы знаем точно, это что самолет вошел в воду на большой скорости и практически вертикально. В момент столкновения с водой был взрыв. Самолет был совершенно разрушен. Его фрагменты рассеяны на огромном пространстве под водой. И конечно же, мы можем утверждать, что пилот погиб в той аварии. Мы не нашли ни одного фрагмента человеческих останков. Единственная вещь Антуана де Сент-Экзюпери, уцелевшая в катастрофе, - это серебряный браслет, который был найден рыбаком. Браслет подняли со дна совсем рядом с местом катастрофы. Это было еще одно косвенное свидетельство того, что самолет пилотировал Сент-Экзюпери. Но чтобы связать браслет и самолет, нам необходим был бортовой номер. Теперь он у нас есть.

Сейчас браслет писателя находится у его родственников. Рыбак Жан-Клод Бьянко надеется, что в ближайшее время его находку передадут в музей.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...