Афганистан 70 годы. Афганистан — как это было (цветные фото)

В 1969 году Афганистан был совсем не похож на то растерзанное войной и террористами место, каковым является сегодня. Французский фотограф Франсуа Поммери снял эти кадры во время неоднократных визитов в Афганистан в 1969 и 1974 годах. Эти фотографии показывают край завораживающих пейзажей, приветливых и дружелюбных людей, которые с радостью разговаривали с фотографом и позировали для него.

Франсуа Поммери проехал автостопом путь из Франции в Афганистан в 1969 году. Также он, потратив всю свою стипендию после учебы в Невере, побывал в регионе Нуристан, куда редко ступает нога путешественника.

Фотограф вернулся в Афганистан в 1974 году с женой и друзьями. В 1974 году Кабул был дружелюбным и оживленным городом. Поммери вспоминал: "Мы пробыли там месяц. Ничего не изменилось с тех пор, как я был здесь последний раз в 69-м, кроме того, что премьер-министр сверг короля, своего двоюродного брата".

Женщины с покрытой головой у повозки в Герате - третьем крупнейшем городе Афганистана.

Знания переходят из поколения в поколение: мужчина учит мальчика, как работать на ткацком станке.

Мальчик на улице Герата в 1974 году.

Пара на улице деревни Вайгал, провинция Нуристан, 1969 год.

Мужчина и женщина в Вайгале. Фотограф рассказывал, что все люди, которых он встречал, с радостью соглашались сфотографироваться.

Жители Нуристана обитают на высоте 1800 м в деревянных хижинах.

По легенде, жители Нуристана являются потомками Александра Великого. Примечательно, что среди местных иногда встречаются блондины с голубыми глазами.

Местный житель отдыхает на солнце.

Фотографа не испугала неприступность региона: "Мои друзья были в Афганистане в 1965 году и упомянули красивейшее место - Нуристан, куда их не пустили, так как нужно было специальное разрешение. В поисках приключений я отправился именно туда".

Стеклодув за работой, Герат.

Мастерская на дороге, ведущей в Бамиан.

На улицах Кабула.

Спокойствие гор и прозрачных озер.

Во время второго визита в страну Поммери отправился в Бамиан, чтобы полюбоваться на скульптуры Будды, вырезанные в скалах.

Статуи были уничтожены в 2001 году боевиками "Талибана".

Статуи Будды в Бамиане издалека.

Природный парк Банди-Амир - первый в Афганистане.


Поммери: "Люди называли нас французскими врачами и просили вылечить их болезни и травмы. Мы могли дать им лишь мазь, которая была в сумке".

Из-за языкового барьера фотографу приходилось общаться с местными с помощью рисунков в блокноте.

Автобус из Кабула остановился на заправочной станции.

Мужчина и мальчик отдыхают на пути в Бамиан.

Украшенный грузовик, 1974 год.

Пересохшая река, которая тянется через весь Кабул. Мост через реку местные используют для сушки ковров.

Франсуа Поммери в Нуристане, 1969 год.


Афганистан – это страна, граничащая с СССР на юге. Протяженность границы составляет 2348 километров. Исторически с Афганистаном у России складывались добрые отношения. Южный сосед первым в мире признал Советскую Россию, а наше руководство в мае 1919 года заявило о готовности обменяться посольствами с Афганистаном. В Кабуле 28 февраля 1921 г. был подписан советско-афганский дружественный договор, явившийся первым равноправным договором Афганистана с великой державой. 24 июня 1931 г. Афганистан с СССР заключили договор о нейтралитете и взаимном ненападении, который продлевали четырежды, каждый раз на 10 лет. Последние подписание этого договора состоялось в декабре 1975 г. В последующем, особенно в 50-е годы, по просьбе афганских руководителей на территории дружественного нам государства силами советских специалистов сооружались электростанции, оросительные комплексы, хлебозавод, домостроительный комбинат и другие объекты. Совместными усилиями была проложена автомагистраль через перевал Саланг, связавшая северные провинции страны с Кабулом. Военное сотрудничество Афганистана и России также, имеет большую историю. Например, победе афганского народа в англо-афганской войне в значительной степени способствовали признание 27 марта 1919 года суверенитета Афганистана молодой советской Россией и разгром Красной Армией английских интервентов в Закаспийском крае, также Россия, в виде безвозмездной помощи передавала Афганистану миллион рублей золотом, стрелковое оружие, боеприпасы и несколько боевых самолетов. В 1924 г. СССР вновь оказала Афганистану военную помощь, поставив ему стрелковое оружие и самолеты и организовав в Ташкенте подготовку кадров для афганской армии. На регулярной основе советско-афганское военное сотрудничество осуществлялось с 1956 г., после подписания соответствующего двустороннего соглашения. На Министерство обороны СССР были возложены задачи по подготовке национальных народных кадров, а с1972 г. – и по командированию в вооруженные силы Афганистана советских военных консультантов и специалистов в количестве до 100 человек. В мае 1978 г. Было подписано межправительственное соглашение о военных советниках, численность которых была доведена до 400 человек.

Одна из особенностей Афганистана – это многонациональность: здесь проживает более 20 народностей, принадлежащих к различным языковым группам. Наиболее крупная из групп – афганцы (пуштуны). Насчитывает около 9 млн. человек. Далее следуют таджики (более 4 млн.), узбеки (1,5 млн.) хазарейцы (1,4 млн.), туркмены (более 1,1 млн.) и др. Во второй половине ХХ века в Афганистане складывалась тяжелая обстановка. В то время экономическое положение в стране оставалось крайне тяжелым. Это вызвало рост антиправительственных настроений, особенно среди молодежи и зарождающейся национальной буржуазии, что, в свою очередь, привело к созданию различных оппозиционных партий и группировок, втянувших её народ в серию правительственных заговоров, государственных переворотов и в итоге ввергнувших их в пучину гражданской войны, что ещё больше усугубило экономическое положение. Афганистан ещё до начала гражданской войны входил в число самых отсталых с точки зрения экономического потенциала стран мира, занимая по уровню национального дохода на душу населения (160 долл. в год) 108-е место из 120 развивающихся стран. Промышленность страны составляла 23% валового национального продукта, сельское хозяйство - 58%. В пятидесятых годах Афганистан лавировал во внешней политике между СССР и США. Из–за конфликтной ситуации между Пакистаном и Афганистаном по поводу пуштунских областей США постепенно прекратили свою экономическую помощь Афганистану. В это же время СССР полностью стал на сторону Афганистана в вопросе его территориальных притязаний.

Благодаря экономической поддержке США и СССР в Афганистане была отстроена сеть дорог. Советский Союз отстраивал обе оси Кушка – Герат – Кандагар и Термез – Мазари–Шариф – Кабул – Джелалабад, до пакистанской границы (с бетонным покрытием для нагрузок до 60 тонн), а США провели линию Кабул – Кандагар.

Еще одной особенностью страны стала ее внутриполитическая нестабильность. В январе 1965 года в Афганистане была нелегально образована Народно-демократическая партия Афганистана под руководством Нур Мухаммед Тараки и с названием Хальк (народ). В 1967 году партия раскололась на две части Хальк и Парчам (знамя). Просоветской фракцией Парчам руководил сын генерала афганских вооруженных сил Бабрак Кармаль. 17 июня 1973г. монархия была ликвидирована: государственный переворот совершил Мухаммед Дауд Хан, двоюродный брат короля. 27 апреля 1978г. Дауд был свергнут в результате военного путча, проведенного фракциями коммунистической партии, объединившимися под названием «Народно-Демократическая Партия Афганистана». Дауд и 30 членов его семьи были казнены. В результате этой «апрельской революции» президентом стал коммунист Тараки. Бабрак Кармаль стал вице–президентом.

В том же году обе фракции снова разделились. Бабрак Кармаль был отправлен послом в Чехословакию. Тараки получил экономическую и финансовую помощь от СССР. Тысячи советских советников прибыли в Афганистан. Коммунистическое правительство хотело быстро превратить Афганистан в современное социалистическое государство. Декретами были проведены земельные, социальные и образовательные реформы. Но эта ускоренная программа не была осуществлена. Ни фракции Хальк, ни фракции Парчам не удалось создать себе базу среди верующего мусульманского населения. Члены партии вместе с симпатизирующими составляли менее половины процента населения Афганистана. Весной 1979 г. был провозглашен «Свободный Нуристан», а в августе возник исламский Хазарджат со своим войском – «Союзом исламских воинов». В апреле 1979 года, через год после апрельской революции, одновременно во всех провинциях началось восстание против коммунистического режима, в результате которого многие районы страны оказались под полным контролем мятежников, которые начинали учреждать свои органы власти в лице «исламских комитетов». Окрепшие вооруженные формирования оппозиции перешли в наступление и в городах Герат, Кандагар, Джелалабад, Хост. В июле неоднократно предпринимались попытки поднять мятеж в Кабуле и его окрестностях, захватить столичный аэродром. По сути дела, в 1978 и 1979 гг. в стране бушевала самая настоящая гражданская война. Причем не одна из сторон не могла рассчитывать на быструю победу без существенной помощи извне. В этих условиях правящие круги, несмотря на их частую смену, более всего рассчитывали на помощь со стороны Советского Союза. Ещё в декабре 1978 года в Москве между СССР и ДРА был заключен договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, который позволял афганскому правительству обращаться к СССР с просьбой о вводе войск в страну и который затем стал юридическим основанием для этого. Вопрос о вводе советских войск в Афганистан поднимался ещё при правительстве Тараки весной и летом 1979 года, которое таким образом стремилось обеспечить свою безопасность и повысить эффективность борьбы с мятежниками.



Реформы либерального премьера Афганистана Дауда почти 60 лет назад придали стране подобие европейского пути развития. Однако модернизация в нищей и феодальной стране породила противостояние радикально левого пролетариата, руководимого интеллигенцией, и тёмной массы не менее радикальных исламских «консерваторов».

Некое подобие модернизации в Афганистане началось ещё в 1910-20-е годы. Представителей реформаторов было принято называть «младоафганцы». Они состояли из «прогрессивной» части королевской семьи, офицерства и нарождающейся буржуазии. Медленными темпами феодальный Афганистан обновлялся около 30 лет. Пока в 1950-е процесс не интенсифицировал член королевской семьи, премьер-министр Дауд. Он по примеру многих лидеров, практиковавших тогда или чуть позднее модернизацию в отсталом Третьем мире, стал слепо копировать Запад.

Норвежская писательница Осне Сейерстад в своей документальной книге «Книготорговец из Кабула» так описывала эти реформы:

«В 1956 году принц Дауд шокировал собравшихся на празднование Дня независимости тем, что его жена появилась на публике без паранджи. Принц убедил брата, чтобы тот приказал своей жене сделать то же самое, и попросил министров выбросить паранджи своих жён. Уже на следующий день на улицах Кабула можно было увидеть женщин в длинных плащах, темных солнечных очках и маленьких шляпах. Ранее эти женщины ходили полностью прикрытыми. Первыми, надев паранджу, высшие классы первыми от неё и отказались. Она превратилась в признак избранности среди бедных, многие домработницам и служанкам были отданы за ненадобностью шёлковые паранджи их хозяев.


(Младоафганец, падишах Захир, правивший страной 40 лет - с 1933-го по 1973 год)


Сначала прикрывались женщины, принадлежавшие к пуштунскому большинству, потом их примеру последовали остальные этнические группы. Но принц Дауд хотел полностью избавить Афганистан от паранджи. В 1961 году был принят закон, запрещавший ношение паранджи государственным служащим. Им было рекомендовано одеваться на западный манер. Прошло ещё несколько лет, прежде чем все начали соблюдать закон, но в 1970-е годы уже практически нельзя было найти учительницу или секретаршу, которая не была бы одета в блузку и юбку, а мужчины носили костюм.

Туризм, когда-то служивший одним из важнейших источников дохода для Афганистана, давно канул в прошлое. Дорога, по которой едут наши приятели, в свое время называлась «тропой хиппи». Сюда приезжали продвинутые и не очень молодые люди в поисках красивых видов, первозданной простоты нравов и лучшего в мире гашиша. Или опиум - для более искушённых. В 1960-1970-е годы в эту горную страну наведывались тысячи «детей цветов», арендовали старенькие «лады» и пускались в путь. Женщины тоже путешествовали в одиночку по горам».

(Заседание кабинета министров Афганистана, конец 1950-х; вверху на фото - парковка у кабульского отеля, 1967 год)

Наряду с «личным освобождением» в Афганистане открылись два вуза – Кабульский университет и Политехнический институт, в котором были даже преподаватели из Европы, а учебные программы были скопированы с советской и французской высшей школы. Армия реформировалась по западному образцу. Появились десятки предприятий. В стране открылись несколько газет – именно вокруг этих изданий и стали формироваться политические кружки разной направленности: от крайних и умеренных левых до либералов «австрийской школы». Впрочем, левые преобладали.


(Занятия в Кабульском Университете, начало 1960-х)


Но и через 10 лет реформ Афганистан представлял собой отсталую, полуфеодальную страну. Плодами либерализации воспользовались лишь 70-100 тысяч человек, и то в основном в Кабуле и северном, узбекско-таджикском Афганистане. Страна представляла из себя в социальном смысле следующее :

«В 1964 году 40 тысяч помещиков, у которых было больше 20 га земель, владели 73% обрабатываемых площадей, а 580 тысяч крестьянских семей всего 27%. Экономика развивалась слабо. Своей промышленности Афганистан почти не имел. Разные части государства не имели устойчивых экономических связей. Не было ни железных, ни даже автомобильных дорог, которые бы соединяли все части страны. Темпы экономического роста по сравнению с началом 1960-х замедлились. В стране в 1967 году существовало 90 фабрично-заводских предприятий, на которых работало всего 31 тыс. человек, что составляло всего 0,76% населения, 80 тыс. работало в сфере строительства и 30 тыс. на предприятиях связи и на транспорте. Между тем в мелкой и кустарной промышленности было занято до 300 тыс. человек».

Однако феодализм не мешал жить по западным стандартам вышеупомянутым 70-100 тысяч афганцев. Офицеры и чиновники, интеллигенция и буржуазия ходили в кинотеатры и театры (последних в Кабуле было 4), ездили на экскурсии в Европу (в 1970 году таковых было 15 тысяч человек). Дети «европейских афганцев» ходили в престижную Американскую международную школу.


(Афганский хипстер, конец 1960-х)


Далее история пошла по накатанной колее. Как в России в начале ХХ века или в Китае в то же время (или как в Анголе в 1970-е, и прочих отсталых странах, принявшихся модернизировать архаическое общество), либерализм вызвал реакцию двух сторон – левых и консерваторов. Первые были недовольные медленными темпами реформ и их «направлением», вторые считали, что реформы вообще не нужны, а нужна плётка и водка (а в афганском варианте – опиум). Фактически Дауд стал афганским Столыпиным, и к концу своего управления реформами он был как кость в горле для всех социальных слоёв (кстати, Дауд вешал и пытал «смутьянов» не меньше Столыпина).


(Демонстрация афганских большевиков, конец 1960-х)


К 1978 году афганское общество было уже таковым:

«Промышленные рабочие, которых к 1978 году было 334 тыс. человек, провели в 1960-70-х годах ряд крупных стачек и добились принятия правительством М.Дауда ряда законов, регламентировавших трудовые отношения (7,5-часовой рабочий день, право на отпуск и получение пенсий). За годы правления М.Дауда было построено более ста новых фабрик и заводов. Численность рабочего класса увеличивалась за счёт вынужденного ухода из деревни безземельных крестьян. Но процессом пролетаризации масс были охвачены только Кабульский район и таджико-узбекский север страны. В этих же районах получила распространение особая категория дефеодализированных крестьян - постоянные сельскохозяйственные рабочие, которых было 269 тыс. человек. Помимо фабрично-заводского пролетариата в Афганистане было около 150 тыс. рабочих в добывающей промышленности, в сфере энергетики, строительстве и на транспорте. Все рабочие также были заинтересованы в ликвидации остатков феодализма, дальнейшей демократизации и индустриализации, но влиять на события они могли только в Кабуле и в индустриальных центрах на севере страны. Особо стоит упомянуть о национальной промышленной буржуазии, также заинтересованной в расширении внутреннего рынка за счет ограничения помещика и развития капитализма в деревне.

Таким образом, если исходить из того, что в 1978 году в Афганистане в сфере материального производства было занято 3638 тыс. человек, то на долю капиталистического сектора приходилось около 750 тыс. человек или более 20% от общего числа, а на долю отсталого полуфеодального сектора, который включал крестьян, кочевников, ремесленников и помещиков, около 80%, т.е. всё остальное население, принимавшее участие в производстве материальных благ».


(Афганский князь Куропаткин осматривает солдатушек-бравых ребятушек, конец 1960-х)


Это соотношение 20:80, наверное, надо признать классическим для отстало-модернизируемых стран, находящихся сначала перед буржуазной, а затем социалистической революцией. К примеру, в России в 1917 году крестьян и прочего «отсталого» населения было тоже не менее 80%.

Далее в Афганистане также всё шло по пути, по которому в социальном отношении прошла та же Россия. Буржуазно-демократический переворот 1978 года, социалистическая республика Бабрака Кармаля, наступление сталинской реакции в виде Талибана, полное банкротство страны и её оккупация силами НАТО.

А нам сейчас лишь остаётся смотреть на потёртые снимки реформистского Афганистана 1950-60-х годов – примерно также советские люди рассматривали чудом уцелевшие фотографии дореволюционной «пасторальной» России.

Фотографии Афганистана в 1950-1960-е годы. Собраны Мухаммедом Каюми:


(В кабульском кинотеатре)




(На автобусной остановке в Кабуле)




(Афганский центр исследования вакцин)




(Кабульский книжный магазин)




(Афганские девушки-скауты в мини-юбках)


Фотографии Афганистана, в основном Кабула, сделанные американским доктором Биллом Подличем в 1967-68 годах (вверху цветные фото также его):


(Пролетариат Кабула)




(На кабульском стадионе)




(Кабульский рейсовый автобус)




(Американская международная школа в Кабуле)




(Детский сад)

Эта статья доступна в высоком разрешении

Афганистан - государство на Среднем Востоке и одна из беднейших стран мира. Первые люди появились на территории Афганистана, по меньшей мере, 5000 лет назад. Это страна с древнейшей историей.

Сегодня мы отправимся в прошлое, на 50 лет назад и посмотрим, как жил Афганистан в середине XX столетия. Глядя на эти фотографии имейте ввиду, что что средняя продолжительность жизни афганцев в 1960 году была всего 31 год .

Мальчики, мужчины, женщины, некоторые босиком. На рынке в Кабуле, Афганистан, май 1964. (Фото AP Photo):

Торговцы на оживленной улице в Кабуле, Афганистан, ноябрь 1961-го. (Фото AP Photo | Henry S. Bradsher):

На улицах Кабула, Афганистан, ноябрь 1961 года. (Фото AP Photo | Henry Burroughs):

Автоколонна во время визита в Кабул 34-го президента США Дэвида Эйзенхауэра, Афганистан, 9 декабря 1959 года. Он приезжал встретиться с королем Афганистана Мухаммедом Захир-Шахом, чтобы обсудить влияние в регионе. (Фото Thomas J. O"Halloran, LOC):

Афганцы стоят вдоль маршрута движения колонны американского президента Эйзенхауэра, Кабул, Афганистан, 9 декабря 1959. (Фото AP Photo):

Американского президента Эйзенхауэра встречали не только жители, но и артисты. Кабул, Афганистан, 9 декабря 1959. (Фото AP Photo):

Продавец фруктов и орехов в Кабуле, ноябрь 1961 года. (Фото AP Photo | Henry S. Bradsher):

Кабульцы. Ноябрь 1961 года. (Фото AP Photo | Henry Burroughs):

Повозка с пассажирами идет по гористым дорогам, ноябрь 1959 года. (Фото Robert P. Martin, LOC):

Российский грузовик на единственном предприятии по изготовлению шасси для автомобилей, Кабул. (Фото AFP | Getty Images):

Электровоз с вагонетками выходит из угольного месторождения Каркар. (Фото AFP | Getty Images):

Караван мулов и верблюдов по пути в Кабул, 8 октября 1949 года. (Фото AP Photo | Max Desfor):

Король Афганистана Мухаммед Захир-Шах и президент США Джон Кеннеди в автомобиле. Правда, это не в Афганистане, а в Вашингтоне, по дороге в Белый дом, 8 сентября 1963 года. (Фото AFP | AFP | Getty Images):

Советский лидер Никита Хрущев (в черной шляпе) прибыл в Кабул, 15 декабря 1955 года. (Фото AP Photo):



Улицы Кабул в ноябре 1966 года. (Фото AP Photo):

Кабул, Афганистан, ноябрь 1961 года. (Фото AP Photo | Henry Burroughs):

Дворец Тадж-Бек на юго-западной окраине Кабула столицы Афганистана, на хорошо просматривающейся со всех сторон возвышенности, 8 октября 1949 года. (Фото AP Photo | Max Desfor):

В наши дни это заброшенное здание, Кабул, 2006 год. (Фото Claude Croteau):

Панорамный вид на Кабул с новыми и старыми зданиями. На вершине холма виден мавзолей, в котором похоронен король Мухаммед Захир-Шах. (Фото AP Photo):

Афганец с верблюдами и ослами в горах Афганистана, ноябрь 1959 года. (Фото Robert P. Martin, LOC):

Король Афганистана Мухаммед Захир-Шах едет в лимузине по центральной дороге Кабула, 1968 год. (Фото AP Photo | Handout, The Family of the King of Afghansitan):

Афганские мальчики играют с воздушными змеями, 1959 год. (Фото Robert P. Martin, LOC):

Продавцы фруктов и орехов на рынке в Кабуле, ноябрь 1961 года. (Фото AP Photo | Henry S. Bradsher):

Улицы Кабула, 1951 год. Видны женщины в традиционной парандже и персидских тапочках. (Фото AP Photo):

Одна из новых мечетей, построенных в пригороде Кабула, ноябрь 1961 года. (Фото AP Photo | Henry S. Bradsher):

Студентки факультета медицины в Кабуле с преподавателем (справа), 1962 год. Также смотрите статьи « », « », « ». (Фото AFP | Getty Images):



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...