“Твердое” основание законов. О юридической ничтожности отречения Императора Николая II

Святые Царственные мученики стали жертвами ритуального убийства, организованного и проведенного жидами. Было совершено убийство не просто семьи Романовых, христоненавистники стремились уничтожить символ установленной Богом православной монархии. Однако, если сегодня ни одному здравомыслящему человеку не придет в голову оспаривать факт мученической кончины Государя и его семьи, то политической деятельности Николая II до сих пор даются самые противоречивые оценки.

На протяжении десятилетий средства массовой информации и “официальные” историки обрушивали на личность Николая II потоки лжи и клеветы. Возможно, по этой причине и сегодня многие искренние патриоты России недоумевают - почему Царь не проводил более жесткую политику? Почему не применил решительных мер по отношению к революционерам и к разлагающей русское общество интеллигенции, не разогнал все масонские ложи и не депортировал в районы Крайнего севера всех иудеев?

Ответы на эти непростые вопросы может дать здравая оценка событий российской истории. Очевидно, что переворот 1917 года явился лишь кульминацией процессов разрушения русской государственности, неразрывно связанных с все более усиливающимся отступлением народа от веры в Бога. Известно, например, что знаменитый временщик Сперанский, обвиненный русскими патриотами в предательстве в пользу Наполеона и в планах уничтожения русской монархии, перед Отечественной войной 1812 г. был отправлен в ссылку. При этом своих планов Сперанский не скрывал и подготовил проект перехода к конституционному правлению. Через много лет, уже после восстания декабристов этот масон загадочным образом всплыл снова, когда Николай Павлович поручил ему составить Свод Законов Российской Империи. За успешное выполнение задания Сперанский получил орден Андрея Первозванного - высший орден Империи. В Российской империи XIX в. комиссия Сперанского стала исполнять роль независимого от Императора органа законодательной власти. Затем эта функция перешла к Сенату. Свод законов, составленный Сперанским - это колоссальное многотомное собрание, разобраться в котором и сделать вывод о том, как применить его на практике, Императору в каждом конкретном случае не хватало времени. Ведь Государь нес чрезвычайную нагрузку, единолично осуществляя исполнительную и военную власть. Возможно, поэтому Николай Павлович не обратил внимания на статью 84: “Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке”.

Очевидно, что эта статья адресована только одному человеку, тому, кто управляет Российской Империей. По воле масона Сперанского Император попал в очень жесткие рамки. Очень скоро любое действие внутри этих рамок стало приводить к результатам, противоположным задуманным. Воля Императора осуществлялась в порядке, установленном кликой масонов и изменников, притом, что передача этой клике всех рычагов реальной власти была предусмотрена Сводом Законов Российской Империи. Сочиняя “установленный порядок” управления Империей, законотворцы ориентировались на самый передовой зарубежный опыт, объединяя прусскую бюрократию с французским либерализмом и соревновательностью сторон и британским культом “неотъемлемых прав”. Последствия такого “законного” порядка управления Империей были трагическими и, в конце концов, привели к крушению Русской Монархии.

Тест № 10

Вариант № 2

Часть А

Часть В

АБВАВ

электорат

Часть С

Статья №47 Основных государственных законов Российской империи (1906 г.) гласила: «Российская империя управляется на твердом основании законов, уставов и учреждений, от самодержавной власти исходящих». Какая форма правления закреплена в приведенном фрагменте законов? Приведите два характерных признака этой формы правления.

В ответе должна быть

1) указана форма правления : абсолютная (неограниченная) монархия;

2)приведены два признака , характеризующих данную форму правления, например:

– верховная власть не ограничена законом;

– верховная власть сама является источником закона;

– монарх обладает всей полнотой как законодательной, так и распорядительной и судебной власти.

Могут приводиться и иные верные аргументы.

Указания к оцениванию

Баллы

Правильно указана форма правления и приведены два признака

Правильно указана форма и приведен один признак ИЛИ приведены два признака, а форма не указана

Правильно указана форма или приведен признак

Ответ неправильный

Максимальный балл

Тест № 11

Вариант № 1

Часть А

Часть В
ААББ

БЕВДЖЗ

В ходе кампании по выборам главы областной администрации один из кандидатов, зарегистрированный избирательной комиссией, был снят с предвыборной гонки. Суд оставил решение Избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться Избирательная комиссия при отстранении кандидата? Укажите три основания

Элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе могут быть указаны следующие основания:

1) избирком выяснил в ходе проверки, что кандидат представил фальсифицированные списки с подписями

2) кандидат мог неверно указать сведения о своих доходах и имуществе

3) кандидат мог нарушить выборное законодательство во время проведения своей избирательной кампании, использовать недозволенные средства, административный ресурс

Указания к оцениванию

Баллы

Указаны три основания

Указаны два основания

Указано одно основание

Ответ неправильный

Максимальный балл

Тест № 11

Вариант № 2

Часть А

Часть В

ББАА

ЗЕЖДВА

Часть С

В день выборов депутатов Государственной Думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведенный пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам (укажите три) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?

Элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе могут присутствовать следующие позиции:

1) дана оценка , например: подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена, любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно

2) приведены правила , например:

– все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации;

одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений,

– средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд, расходование их должно быть прозрачно для общество и власти

Указания к оцениванию

Баллы

Дана оценка и приведены три правила

Дана оценка и приведены два правила ИЛИ оценка не дана, но приведены три правила

Дана оценка и приведено одно правило ИЛИ оценка не дана, но приведены два правила

Дана оценка ИЛИ приведено одно правило ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

Тест № 12

Вариант № 1

Часть А

Часть В

квалификация

Часть С

Укажите три основных цели юридической ответственности, предусмотренных российским законодательством.

Элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Должны быть приведены следующие цели:

    наказание правонарушителя в соответствии с тяжестью содеянного;

    перевоспитание правонарушителя, предупреждение совершения им правонарушений в будущем;

    предупреждение аналогичных правонарушений со стороны окружающих людей, то есть в назидание им.

Указания к оцениванию

Баллы

Указаны не менее трех целей

Разбиты на более мелкие элементы . Код разде-ла Код контроли -руемого элемента Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ... в работе Проверяемые элементы содержания Коды проверяемых элементов содержа-ния по коди - фикатору Коды проверяемых умений...

  • Кодификатор элементов содержания по немецкому языку для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2006 г

    Документ

    Во втором столбце указывается код элемента содержания, для которого... более мелкие элементы . НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК Код раздела Код контроли -руемого элемента Элементы содержания, проверяемые... сторона речи 5.3.1 Аффиксы как элементы словообразования: be-, ge-, ver ...

  • Кодификатор элементов содержания по английскому языку . АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Код раздела Код контроли -руемого элемента Элементы содержания, проверяемые заданиями... на более мелкие элементы . НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК Код раздела Код контроли -руемого элемента Элементы содержания, проверяемые заданиями...


  • 99. Прочитайте отрывок из обращения московских фабрикантов в 1840–х гг. в правительство:

    "…в условиях замены ручной потребности автоматическим действием механики от рабочего требуется не одна ручная ловкость , но и умственная способность, которую не проявляют обычные рабочие…"

    Явление, о котором идет речь, называется "__промышленный ___переворот".

    100. Часть крестьянской земли, перешедшая помещику в ходе крестьянской реформы 1861 г., получила название _________________отрезок_______________.
    101. Фамилия автора теории "официальной народности", министра народного просвещения в 1839–1844 гг. – ________________Уваров_____________________.

    102. Период работы I - IV Государственных дум в дореволюционной России:

    Г) 1906–1917 гг.

    104. В ходе революции 1905–1907 гг. произошло:

    В) учреждение Государственной думы

    105. Ко времени первой российской революции относится создание:

    В) Государственной думы

    106. Арендой называется:

    В) передача земли для самостоятельного использования за плату

    107. Фактор, тормозивший развитие капитализма в сельском хозяйстве России:

    А) аграрное перенаселение

    108. Цель Столыпинской аграрной реформы:

    109. Слова о том, что закон должен быть ориентирован на "разумных и сильных, а не слабых и пьяных. Нельзя ставить преграды обогащению сильного – для того, чтобы слабые разделили с ним нищету", – принадлежат:

    Б) П.А. Столыпину

    110. Монархическая партия, возникшая в ходе революции 1905–1907 гг.:

    А) "Союз русского народа"

    111. В начале XX века продолжительность рабочего дня для взрослого рабочего на большинстве фабрик и заводов России составляла:

    В) более 10 часов

    В) введение политических свобод

    113. В начале XX века социалистическое движение в России представляли:

    114. Возникший в 1905 г. "Союз русского народа" выдвигал требование:

    А) сохранения самодержавия

    115. Явления, характеризовавшие процесс развития капитализма в России в конце XIX– начале XX в.:

    Б) высокие темпы развития промышленного производства

    Д) высокий уровень концентрации производства в промышленности

    116. В начале XX века в России была образована ранее других партия:

    Б) эсеров

    117. По идейной направленности либеральной партией начала ХХ века можно считать партию:

    Г) кадетов

    118. По идейной направленности социалистической партией начала ХХ века можно считать партию:

    В) меньшевиков

    119. По идейной направленности социалистической партией начала ХХ века можно считать партию:

    В) эсеров

    А) либеральной

    121. Причиной "третьеиюньского" государственного переворота стало недовольство царя и правительства позицией II Государственной думы по вопросу:

    Б) аграрному

    122. Проект по аграрному вопросу в I Думе, предполагавший выкуп части помещичьих земель "по справедливой оценке", принадлежал:

    В) трудовой группе

    123. Утверждение: "Империя Российская управляется на твердых основаниях положительных законов, учреждений и уставов, от Самодержавной власти исходящих…", – характерно для монархии:

    Б) абсолютной

    124. В начале ХХ века до 1905 г. в России:

    А) сохранялось помещичье землевладение

    125. В начале ХХ века лидером партии эсеров был:

    Г) В.М. Чернов

    126. Земское движение в начале ХХ века ставило целью:

    Г) создание высшего бессословного органа представительной власти

    127. Большинство мест в I Государственной думе получили:

    А) кадеты

    128. В I Государственную думу прошло больше всего депутатов от крестьянской курии , потому что:

    А) социал–демократы поддержали крестьянских депутатов

    129. Вставьте пропущенные слова. Из воспоминаний С.Ю. Витте:

    "…"Стадное управление" крестьянами через общину было для бюрократии самым удобным. Власти не надо было доходить до каждого отдельного крестьянина, те или иные повинности возлагались на общину… Особенно важно было то, что с общины, а не отдельного двора, взимались выкупные платежи. Все члены общины были повязаны ___круговая порука_ ".

    130. Прочитайте отрывок из речи и назовите имя ее автора: " Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному , буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель".

    Николай 2

    131. Установите правильное соответствие:

    42. Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке.

    43. Сила законов равно обязательна для всех без изъятия российских подданных и для иностранцев, в Российском Государстве пребывающих.

    44. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения Государя Императора.

    45. Во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные Государственные Законы, ни в Учреждения Государственного Совета и Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельною частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет.

    46. Законы, особенно изданные для какой-либо местности или части населения, новым общим законом не отменяются, если в нем именно такой отмены не постановлено.

    47. Каждый закон имеет силу только на будущее время, кроме тех cлучаев, когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется и на время предшествующее, или что он есть только подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего.

    48. Общее хранение законов полагается в Правительствующим Сенате. Посему все законы должны быть вносимы в подлиннике или в заверенных списках в Правительствующий Сенат.

    49. Законы обнародываются во всеобщее сведение Правительствующим Сенатом в установленном порядке и прежде обнародования в действие не приводятся.

    50. Законодательные постановления не подлежат обнародованию, если порядок их издания не соответствует положениям сих Основных Законов.

    51. По обнародовании, закон получает обязательную силу со времени назначенного для того в самом законе срока, при неустановлении же такового срока - со дня получения на месте листа Сенатского издания, в коем закон напечатан. В самом издаваемом законе может быть указано на обращение его, до обнародования, к исполнению по телеграфу или посредством нарочных.

    52. Закон не может быть отменен иначе, как только силою закона. Посему, доколе новым законом положительно не отменен закон существующий, он сохраняет полную свою силу.

    53. Никто не может отговариваться неведением закона, когда он был обнародован установленным порядком.



    54. Постановления по строевой, технической и хозяйственной частям, а равно Положения и наказы учреждениям и должностным лицам военного и военно-морского ведомств, по рассмотрении Военным и Адмиралтейств Советами, по принадлежности,

    непосредственно представляются Государю Императору, если только сии постановления, Положения и наказы относятся собственно к одним упомянутым ведомствам, не касаются предметов общих законов и не вызывают нового расхода из казны или же вызываемый ими новый расход покрывается ожидаемыми сбережениями по финансовой смете Военного или Морского Министерства, по принадлежности. В том же случае, когда новый расход не может быть покрыт указанными сбережениями, представление означенных постановлений, Положений и наказов на Высочайшее утверждение допускается лишь по испрошении в установленном порядке ассигнования соответственного кредита.

    § 20 Самодержавие

    Государственное устройство Российской Империи определяется двумя статьями Основных Законов: первою и сорок седьмою. Ст. 1 определяет свойства власти, принадлежащей монарху. “Император Российский, говорится в ней, есть монарх самодержавный и неограниченный. - Повиноваться верховной Его власти не только за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает”. Тут указаны три свойства: верховность, самодержавие, неограниченность. Обозначение власти монарха верховною показывает, что ему принадлежит высшая безответственная власть в государстве, как это имеется в каждой монархии. Самодержавие и неограниченность показывают, что вся полнота власти сосредоточивается у нас в руках монарха. Ст. 47 указывает, что осуществление самодержавной власти русского царя совершается согласно началу законности. “Империя Российская управляется на твердых основаниях положительных законов, учреждений и уставов, от Самодержавной Власти исходящих”. Самодержавием существующее у нас государственное устройство отличается от монархии ограниченной, законностью - от деспотии, где место закона заступает ничем не сдерживаемый личный произвол правителя.

    Самодержавие установилось в России издавна. Даже видящие в нем начало, занесенное к нам извне, с Востока или из Византии, а не самобытно развившееся у нас, относят установление его к эпохе татарского ига или по крайней мере не позже XVI века. Но подстатейные ссылки ст. 1 Осн. Зак. не восходят далее, как до XVIII века. Это объясняется, во-первых, теми рамками, какими было обставлено составление Свода Законов. Законодательный материал, которым пользовались его составители, был ограничен 1649 годом. Законодательные акты, появившиеся ранее Соборного Уложения царя Алексея Михайловича, вовсе не принимались в соображение. Во-вторых, найти общую формулировку такого исконного начала русского государственного быта, как самодержавие, в отдельных указах сравнительно поздней эпохи было делом не легким. Приходилось подыскивать в указах случайное выражение для всех бесспорного начала. И те узаконения, которые указаны составителями Свода, как источники ст. 1 Осн. Зак., не вполне соответствуют важности выраженного в нем начала. Источником второй части, указующей на религиозное освящение самодержавной власти, послужил духовный регламент, а именно то его место (ч. I, п. 2), где в доказательство превосходства коллегиального устройства для церковного управления указывается, что и монархи самодержавные не обходятся без советников. “Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться Сам Бог за совесть повелевает; обаче советников своих имеют, не токмо ради лучшего истины взыскания, но дабы и не клеветали непокорные человецы, что се или оно силою паче и по прихотям своим, нежели судом и истиною заповедует Монарх” (П. С. 3., № 3718, ч. I, п. 2, стр. 316). Первая часть ст. 1, устанавливающая собственно начало самодержавия, имеет своими источниками Воинский артикул 1716 г., Морской устав 1720 г., манифест Анны Иоанновны 1730 г. и Учреждение Императорской фамилии 1797 г. Из всех этих законодательных актов общее выражение начала самодержавия содержит только манифест Анны Иоанновны, потому, конечно, что ей одной пришлось противопоставлять самодержавие попытке его ограничить со стороны верховников. “Понеже верные Наши подданные, говорится в этом манифесте, все единогласно Нас просили, дабы Мы Самодержавие в Нашей Русской Империи, как издревле прародители Наши имели, восприять соизволили” (П. С. З., № 5509, февр. 28). В Воинском Артикуле и Морском уставе, которые дословно повторяют друг друга, говорится собственно не о самодержавии, а о самовластии и притом в объяснение того, почему за оскорбление величества положена смертная казнь (П. С. З., № 3006, арт. 20 толк., стр. 325 и № 3435, ч. V, ст. 2 толк., стр. 59). “Ибо Его Величество есть Самовластный Монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь во своей воле и благомнению управлять”. Это неудачное и нигде более в вашем законодательстве не встречающееся выражение: “самовластный”, как видно из немецкого текста артикула, употреблено там в смысле “суверенный” (ein souveräner Monarch). Наконец, в Учреждении Императорской фамилии, § 71, говорится только об отношении монарха к членам Императорской фамилии. “При всех сих данных преимуществах ненарушимым залогом поставляется иметь каждому из фамилии Нашей к Царствующему лицу совершенное почтение, повиновение и подданство, равномерное и миролюбивое отношение в сохранении семейной тишины и согласия. Царствующий, яко неограниченный Самодержец во всяком противном случае имеет право от назначенного Нами отрешать. (П. С. З., № 17906, § 71, стр. 585). Если, тем не менее, составители Свода на первое место поставили ссылку именно на учреждение Императорской фамилии, то это объясняется, вероятно, тем, что в одном этом акте встречается принятое в Своде сочетание определений: самодержавный и неограниченный.

    Сопоставление слов: самодержавный и неограниченный как бы указывает, что законодатель хотел ими обозначить два различных свойства власти. Выражение § 71 Учр. Импер. фамилии “неограниченный Самодержец” как бы предполагает, что может быть Самодержец и ограниченный. И действительно, Сперанский в своем Руководстве старался придать этим словам различный смысл. Двумя словами, говорит он, весьма многозначительными, выражается в наших законах полнота верховной власти: самодержавием и неограниченностью. Слово самодержавие имеет два разных смысла. Кода оно прилагается к государству, то оно означает независимость государства от всякой посторонней власти. В сем смысле все государства независимые могут быть названы государствами самодержавными. Когда оно прилагается к особе государя, то оно означает соединение всех стихий державного права во всей полноте их без всякого участия и разделения. Слово неограниченность власти означает то, что никакая другая власть на земле, власть правильная и законная, ни вне, ни внутри империи, не может положить пределов верховной власти Российского самодержца. Итак, если судить по форме изложения, Сперанский различает самодержавие и неограниченность. Но по содержанию он определяет их так, что понятия эти совпадают. В самом деле, “соединение всех стихий державного права”, очевидно, ничего другого означать не может, как то, что не существует никакой другой власти, которая бы ограничивала масть монарха. Следуя примеру Сперанского, Градовский и Романович-Славатинский также стараются различить самодержавие и неограниченность. Романович-Славатинский повторяет в сущности слова Сперанского. Градовский проводит это различие несколько иначе. Название “неограниченный”, по его мнению, показывает, что воля императора не стеснена известными юридическими нормами, поставленными выше его власти. Выражение “самодержавный” означает, что русский Император не разделяет своих верховных прав ни с каким установлением или сословием в государстве, т. е., что каждый акт его воли получает обязательную силу независимо от другого установления.¹* Однако, и в таком определении самодержавие и неограниченность сливаются воедино. Существование “юридических норм, поставленных выше воли монарха”, возможно, конечно, только под условием “разделения верховных прав между ним и другими установлениями”.

    Сопоставление статей первой и второй Осн. Зак. показывает, что и сам законодатель не придавал выражению “неограниченный” строго определенного значения. Ст. 2 постановляет, что когда наследство престола дойдет до лица женского, то Императрице принадлежит та же самая власть, что и Императору, но при этом власть эта, вместо “неограниченной и самодержавной”, называется “верховной и самодержавной”. Так как это та же самая власть, то, очевидно, “неограниченный” и “верховный” на языке Свода - синонимы. Из этого должно заключить, что, определяя власть монарха, как самодержавную, неограниченную, Свод Законов не обозначает этими словами различных ее свойств, а для большей ясности одно и то же свойство определяет двумя однозначащими словами.

    Самодержавие имеет, как на это справедливо указал сам Сперанский, два различных смысла: им означается и внешний, международный суверенитет государства, и внутренняя безраздельность власти монарха. Первый официально принял наименование, самодержца Иван III, и тогда, как не без основания замечает Ключевский²* оно указывало именно на внешний, международный суверенитет, на внешнюю независимость. В таком значении самодержавие употреблялось еще в самом конце XVIII века, как это можно видеть из приведенного выше договора Екатерины II с царем Ираклием II. Когда в договоре этом говорится, что царь Ираклий не признает над собою иного самодержавия, крове власти и покровительства императрицы, то, очевидно, самодержавие употреблено здесь не в смысле абсолютизма, а именно в смысле суверенитета. Но, с другой стороны, уже Иоанн Грозный толкует самодержавие именно в смысле безраздельного сосредоточения всей полноты государственной власти в руках монарха, когда замечал Курбскому: “како же и самодержец наречется, когда не сам строит?” В таком смысле употребляется самодержавие и в манифесте Анны Иоанновны 28 февраля 1730 года, и в Екатерининском Наказе, ст. 9: “государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как соединенная в его особе власть не может действовать сродно с пространством толь великого государства”, и в манифесте 29 апреля 1881 года: “Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело правления с верою в истину Самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений”. В таком смысле это слово употребляется ныне в обыденной речи. Без сомнения, и в Своде Законов самодержавие означает не внешнюю самостоятельность власти, а внутреннюю ее безраздельность.

    Итак, следует признать, что понятие самодержавия объемлет собою понятие неограниченности, в смысле сосредоточения в руках монарха всей полноты государственной власти. Если Осн. Зак. наряду с самодержавием упоминает еще и о неограниченности власти, то только для большей ясности. Иначе неограниченность не могла бы быть опущена в определении власти Императрицы, во всем равной с властью Императора.

    Дополнение . Статья 4 действующих Основных законов (свод законов, т. I, ч. I, изд. 1906 г.) постановляет: “Императору Всероссийскому принадлежит верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти его не только за страх, но и за совесть нам Бог повелевает”. Из сравнения этого текста с текстом прежней ст. 1 Основных законов явствует, что в новой характеристике власти Императора Всероссийского опущен признак неограниченности и сохранены признаки самодержавия и верховности. Что касается верховности, то с точки зрения, принимаемой Н. М. Коркуновым, она не является решающим моментом для заключения о наличности в России той или другой формы монархического строя. Этим решающим моментом должно, напротив, считать исчезновение из характеристики императорской власти эпитета “неограниченный”, что вытекает из сопоставления статей 4, 7, 10, 11 и 86 основных законов.

    По смыслу их Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой; никакой новый закон не может воспоследовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения Государя Императора; указы и повеления в порядке верховного управления издаются Государем Императором в соответствии с законами, в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется подлежащим местам и лицам от Государя Императора согласно закону. Таким образом власть управления, осуществляемая или самостоятельно Государем, или по уполномочию от него и согласно закону иными органами государства, оказывается подчиненной иной, высшей форме проявления государственной власти, называемой властью законодательной; а эта последняя не может уже быть осуществляема самостоятельно Государем и предполагает совместные действия монарха, Государственного Совета и Государственной Думы. Поэтому-то начало неограниченности, или, по толкованию Н. М. Коршунова, сосредоточения всей полноты власти в руках монарха, и не могло быть сохранено в постановлениях основных законов о существе Верховной Самодержавной власти. И если Император Всероссийский и в настоящее время именуется неограниченным Самодержцем в Учреждении о Императорской Фамилии в ст. 222 Св. зак., т. I, ч. I, изд. 1906 г., то и из содержания этой статьи и из места, занимаемого ею в системе основных законов, ясно, что она имеет в виду власть царствущего Императора над членами Императорского Дома.

    При этих условиях, хотя власть Государя Императора по-прежнему называется самодержавной, самодержавие в современном государственном строе России не может быть понимаемо, как начало равнозначащее неограниченности. Государь Император при действии новых основных законов есть монарх ограниченный или, по установившемуся и употребительному выражению - конституционный, и государственный строй России есть строй ограниченной или конституционной монархии. Началу самодержавия должно быть, таким образом, дано иное толкование. Наиболее часто оно толкуется, как означающее внешний международный суверенитет государства, то есть так, как оно, по указанно Н. М. Коркунова, понималось иногда до конца Х VIII столетия.

    Примечания:

    ¹* Градовский . Начала I, стр. 1 и 2, (Собрание сочинений, т. 7).

    ²* Ключевский . Боярская дума, 2 изд. 1883, стр. 258.



    Последние материалы раздела:

    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

    Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...