Что определяет нашу индивидуальность. Характер и темперамент

Каждый человек – индивидуальность. Обладает ли он неистовой харизмой и силой воли или он безропотный и незаметный, красавец он или безобразен, олимпийский чемпион или клерк, ведущий малоподвижный образ жизни – все равно он такой единственный и неповторимый. Человека делает индивидуальным внешность, физические данные и характер. Причем все эти качества очень тесно взаимосвязаны и всегда оказывают влияние друг на друга.

Что такое характер ? Слово «характер» происходит от греческого????????, и означает отличительную черту, примету, индивидуальный знак. Характер человека - это система устойчивых, сравнительно постоянных психологических черт, которые определяют индивидуальность личности и последовательность его поведения.

Существует также такое понятие, как типология характеров. Полностью раскрыл этот вопрос швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг еще в 1921 году. Он определил, что основой типологии является выделение доминирующей психической функции, т.е. как индивидуум, думает, размышляет, чувствует, каково его восприятие окружающего, что происходит на уровне его интуиции. Он проводил исследования, приглашая и опрашивая многих людей, а потом сравнивал эти показания, обобщал и подразделял. В итоге получилось классифицировать людей по преобладающей направленности на внешний или внутренний мир, отсюда определение типов характеров: экстраверт и интроверт. Современная психология дает определение этим типам характеров.

Экстраверт - это очень общительный, открытый человек, любитель путешествий и вообще смены обстановки. Такие люди не терпят одиночества, им необходимо делиться своими мыслями, изливать их вовне, поэтому они часто становятся душой любой компании. У них много друзей, приятелей и знакомых. Такой тип людей успешно организовывает любые мероприятия, вечеринки, встречи. Экстраверты открыты, не закомплексованны, не слишком озабочены своим здоровьем и вообще ко многому относятся с легкостью. В повседневной жизни почти всегда поступают по обстоятельствам и не всегда в соответствии с опытом прошлых поступков.

Интроверт - это человек внутренне сосредоточенный, скорее замкнутый, склонный к размышлениям, весь обращённый внутрь себя, Такие люди часто отгораживаются от мира, становятся нелюдимыми, любят тщательно анализировать события, при этом видят в действиях других двойное дно, подтекст, второй смысл. У них может не быть настоящих друзей, или их очень мало, т.к. интроверты сложно идут на новые контакты, однажды приобретенные привычки чаще всего остаются у них навсегда, одиночество им ближе, они не склонны менять жилье, работу привычные места времяпровождения. Интроверты бывают мнительны и закомплексованы, они тревожатся о своем здоровье и любят прислушиваться к своим внутренним ощущениям.

Среди всех представителей человечества не так часто встречаются типы характера, которые полностью бы соответствовали определениям экстраверт и интроверт. Гораздо чаще встречаются характеры, которые в той или иной степени содержат черты обоих типов. Если такие черты присутствуют приблизительно в равной степени, то такой тип характера называют амбиверт. Для того, чтобы определить свой тип характера существует множество психологических тестов, которые помогают оценить наличие тех или иных черт интроверта и экстраверта в характере

Если продолжить путешествие по миру психологии в области определения индивидуальностей, то следующим этапом определяется темперамент.

А что же такое «темперамент»? Темперамент происходит от латинского temperamentum, что означает буквально, надлежащее соотношение частей или достаточно устойчивое соединение индивидуальных особенностей личности, связанных с подвижными, динамическими видами ее деятельности.

Первым классифицировал типы человеческих темпераментов знаменитый отец медицины, древнегреческий врач Гиппократ, и было это почти 2500 лет назад. Он описал это в своем учении о соках организма и типах телесного строения. Гиппократ разделил типы людей на: меланхолик (черная желчь) - «мелайна холе»; холерик (желтая желчь) - «холе»; сангвиник (кровь) - «сангвис», флегматик (слизь) - «флегма».

Темперамент не предопределяет в целом характер, но имеет влияние на отдельные его черты и свойства психологического поведения. Между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь.

Как выглядят четыре перечисленных выше темперамента? Помимо общих черт характера, приведу в пример высказывание другого знаменитого врача Антона Павловича Чехова, который обладая еще и писательским талантом и зоркостью, тоже дал свои определения типам психологического темперамента.

Меланхолик – это человек очень чувствительный, впечатлительный в сторону ранимости, обидчивый, консервативный, перемены расстраивают его, потому что он видит в них ухудшение. Он скорее замкнутый и отчужденный от внешних проявлений, чем любитель общения. У меланхоликов всегда в глазах затаенная грусть или тоска, движения замедленны, речь не быстрая, они быстро устают. У таких людей часто ослаблена воля, они во всем видят осложнения для себя, очень мнительны и склонны к плаксивости.

А.П. Чехов

«Глаза серо-голубые, готовые прослезиться. Склонен к ипохондрии. С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих близких, что валерьяновые капли ему уже не помогают. Завещание у него давно уже готово. Женщина-меланхолик - невыносимейшее, беспокойнейшее существо. Как жена - доводит до отупения, отчаяния и самоубийства. Тем только и хороша, что от нее избавится нетрудно.»

Холерик – это человек весьма деятельный, решительный, упорный в достижении цели. В следствии этого, быстро наживает жизненный опыт. Холерики подвижны, иногда не в меру энергичны, быстро принимают решения и сразу начинают действовать. Из недостатков - они часто бывают не уравновешены, раздражительны, язвительны, склонны к интригам и лукавству. Зато схватывают все на лету, и щедры к тем, кто им нравиться. В жизни им все время нужно стремиться к вершинам. Из людей с такими чертами типа психологического темперамента получаются полковые командиры и рисковые коммерсанты.

А.П. Чехов

«Желчен и лицом желто-сер. Глаза ворочаются в орбитах, как голодные волки. Раздражителен. Глубоко убежден, что зимой «черт знает, как холодно», а летом «черт знает, как жарко». Шуток не понимает. Как мера и приятель - невозможен, как подчиненный - едва ли мыслим, как начальник - невыносим и весьма нежелателен. Женщина-холерик - черт в юбке, крокодил».

Сангвиник – это человек живо реагирующий на события, подвижный, улыбчивый, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. По натуре сангвиник - весельчак и неунывающий оптимист, его трудно сильно прогневить. Они щедры как на положительные эмоции, так и на подарки. Сангвиники быстро адаптируются к жизненным ситуациям, умеют создать вокруг себя хорошее настроение. Самый уравновешенный и стойкий тип психологического темперамента.

А.П. Чехов

«Постоянен в своем непостоянстве. Все впечатления действуют на него легко и быстро. Отсюда происходит его легкомыслие. Или вовсе никогда ничего не читает, или все. Читает запоем. Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно. Вечно воюет с тещей. Женщина-сангвиник - самая сносная женщина, если она не глупа.»

Флегматик – это человек медлительный, не слишком эмоциональный, с вялыми, неторопливыми движениями, с несколько замедленной реакцией на события, невозмутимый и склонный к апатии, любитель поспать. Флегматики не сразу ориентируется в новой обстановке, трудно привыкают к новинкам, но вникнув в суть дела, весьма последовательны и медленно, но верно достигают цели. Они настойчивы в принятых решениях и бывают довольно упорны, если не сказать упрямы, их сложно переубедить. Их речь всегда спокойна, без лишних эмоций, мимика невыразительна, вообще их трудно раскачать. Уравновешенный, но замедленный тип нервной деятельности.

А.П. Чехов

«Наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести. Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен, не ропщет, покладист. На службе - счастлив. Женщина-флегматик - родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей - ее идеал.»

В жизни встречаются как выраженные типы психологических темпераментов, которые большинством своих черт подходят к вышеизложенным описаниям, так и типы, которые называются смешанными и могут содержать черты разных темпераментов в разных пропорциях. Кроме того типичные черты темпераментов могут находить разное выражение или выражаться с разной степенью силы. В соответствии со своими чертами темперамента человек выбирает работу, увлечения, круг общения, сферу своей деятельности.

У каждого из типов темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства.

Воспитание, образование, умение контролировать себя даёт возможность проявления в меланхолике возможным творческим началам, сопереживанию, способным доносить свои эмоции до других; холерики незаменимы для принятия быстрых и необходимых решений и успешных воплощений их в жизнь, например, Суворов был в большей части холериком; сангвиники отзывчивы, оптимистичны, и не только сами хорошо умеют держать удары судьбы, но и помогут другим; флегматики тщательно и последовательно будут выполнять служебные поручения и ошибаться будут редко.

При этом отрицательные свойства темперамента могут проявиться не лучшим образом: у меланхолика – замкнутость, обидчивость; у флегматика – безразличие, вечная сонливость и вялость; у сангвиника – отсутствие сосредоточенности, непостоянство, поверхностность; у холерика – необдуманная горячность, поспешность решений, легкость в нанесении обиды другому.

На способности человека типы темперамента не влияют. Тип темперамента определяет, как будет развиваться его талант и какое направление в итоге примет. Одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие – другого.

Самый характерный пример различных темпераментов, который я не могу не вспомнить, это произведения А.Дюма – трилогия о мушкетерах. Д’Артаньян – холерик, Арамис – меланхолик, Атос – сангвиник, Портос – флегматик. Или еще один красочный пример, уже из детской сказки про Буратино. Сам Буратино, конечно, холерик, Пьеро – меланхолик, Мальвина – флегматик, а Артемон – сангвиник (не смотря на то, что он пес, Буратино ведь тоже всего лишь полено, которому повезло оказаться у Карло). Как видно, все эти темпераменты вполне способны уживаться в одной компании и добиваться поставленных целей.

Осталось только определить черты темпераментов в себе и употребить их с пользой.

Павел Цыпин

Типирование героев мультфильма «Приключения Буратино» (1959 г.)

Буратино . PT, Джек. Всегда жизнерадостен, ни в каких ситуациях не унывает - позитивист, внешне - полная противоположность мрачному Пьеро. Буратино никогда долго не задумывается над альтернативами действий, а тут же не только принимает решение, но и начинает активность. Например, когда его соблазняет обогащением Лиса Алиса или когда летучая мышь предлагает следовать в страну дураков. Решительность Буратино не только соционическая, но и бытовая.

Энергозатратность Буратино не подлежит сомнению, как и то, что он мотивируется событиями окружающего мира, а не внутренними переживаниями; Буратино - явный экстраверт.

Пока получается, что этот герой может быть либо FR, либо PT. Проясним ситуацию.

Власть как таковая и влияние на людей Буратино не интересуют; себя он не выпячивает. Он становится стихийным лидером в действии - когда надо спасаться от Карабаса или освобождать друзей из лап сыщиков. К этическим правилам, которые всё время транслирует Мальвина, у Буратино отношение по-детски капризное и несколько наивное. В любом случае, сам он этих правил не выдумывает, а просто принимает их как есть.

Буратино исключительно находчив, например, в харчевне, где догадывается напугать Карабаса страшным голосом из кувшина, а затем использует петуха не только для спасения от преследования, но и для бомбардировки тюремщиков, охраняющих повозку с пленными друзьями. Это классическое проявление демонстративной I, которая включается в трудные, критические моменты без рассуждений и колебаний.

Наконец, характерен жгучий интерес Буратино к технологиям зарабатывания денег и к их преумножению. Это характерно для всех ТИМов 3-й квадры, но более всего - для PT.

Папа Карло . TE, Есенин. Больше всего бросается в глаза его житейская и финансовая непрактичность: он «не знает, как на хлеб заработать». Старый шарманщик тих, пассивен, скромен в потребностях, но любит помечтать (во сне!) о вкусном обеде (с этой сцены начинается мультфильм). Это явный интроверт с очень уязвимой P. За советом по этому аспекту он и приходит к другу Джузеппе.

Однако, изготовив деревянного человечка, Карло, вопреки совету столяра, не собирается его продавать - из этических соображений, под влиянием прилива эмоций к своему детищу. План финансового спасения выполнен не был, и Карло пришлось продавать пальто. Шарманщик не отличается находчивостью и предприимчивостью, он не видит никаких конструктивных возможностей улучшить своё положение; видимо, I находится в ограничительном канале модели А.

Сенсорные навыки Карло ненулевые (он успешно шьет Буратино одежду, да и выстругивает его самого из полена), однако обеспечивать себя всем необходимым на регулярной основе не способен. Этот факт не дает нам возможности установить S в программный канал. Следовательно, Карло интроверт, этик, интуит с ограничительной I.

Столяр Джузеппе . PS, Штирлиц. Полная противоположность характеру Папы Карло: живой, предприимчивый, мастеровитый, любящий поучать (дает совет Карло, как заработать денег), немного самодовольный. И, самое главное, профессионал своего дела, который без куска хлеба никогда не останется. Он сам признается в потенциальности своей интуиции в конце фильма: «Ну не старый ли я дурак: отдать ТАКОЕ полено?!!».

Карабас-Барабас . FL, Жуков. Хозяин кукольного театра - персонаж, несомненно, отрицательный. Попытаемся, однако, отойти от его моральной оценки и беспристрастно продиагностировать его ТИМ.

Главное для Карабаса - власть, реальная физическая власть над куклами. Правит он своим театром железной рукой, не зная компромиссов и оговорок. Куклы висят на гвоздях и за малейшее непослушание подвергаются наказанию; Мальвина от такого отношения сбежала. Здесь явно просматривается программная F. У Карабаса-Барабаса совершенно неразвита этика отношений: он почти всегда груб, предельно откровенен, беззастенчиво выражает свои агрессивные планы. Вот характерные для его лексикона фразы: «клянусь бородой, эта носатая деревяшка будет неплохо гореть» или упрек в адрес трактирщика «вот ты смеешься, а вино у тебя - дрянь!». R у данного персонажа явно не в блоке Эго.

Карабас хорошо ориентируется в социальной иерархии, в частности, успешно даёт взятку начальнику города и тут же добивается ордера на арест Карло. В то же время Карабас лишен находчивости Буратино; он действует всегда шаблонно, добиваясь своих целей с помощью агрессии и репрессивно-полицейского аппарата.

Дуремар .TP, Бальзак. Дуремар - человек прежде всего деловой: он неустанно ловит в прудах пиявок и продает их лечебную силу страждущим. Он в своем деле высоко технологичен, ловлю пиявок и лечение с их помощью освоил в совершенстве (P в Эго). Дуремар всегда покорен воле Карабаса, декларирует: «Рад вам служить, Карабас-Барабас» (F в Суперид). Не имеет своих собственных этических оценок, добро и зло его мало беспокоит, он ориентируется на тех, кто сильнее, и делает для них то, что умеет. Сам по себе Дуремар спокоен, безынициативен, инертен. Это указывает на интроверсию.

Кот Базилио . SE, Дюма. В принципе - типичный кот: хитрый, жадный до лакомств, довольно артистичный (с успехом изображает слепого; видимо, E в блоке Эго). Он как сенсорик ловок (например, мгновенно взбирается на дерево, чтобы наказать за правду ворону). Как интроверт не слишком инициативен; пользуется идеями Лисы, он - только исполнитель её планов, младший соратник, компаньон, но никак не лидер.

Мальвина . RF, Драйзер. Исключительно рациональна: всё у нее по правилам, все вещи на своих местах, всегда царит чистота и порядок. Демонстративная S соответствует её яркой, всегда идеально ухоженной внешности. На наведение красоты и расходуется значительная часть её времени.

На всех, кто оказывается в пределах досягаемости, Мальвина транслирует непрекращающийся поток правил хорошего тона: мыть руки, чистить зубы, есть ложкой и вилкой, а не руками и т.д. В проповедовании этих правил Мальвина догматична. Она любит учить, в том числе арифметике, однако на примере Буратино видно, что её обучение носит нормативный характер и совершенно не учитывает особенностей конкретного ученика. Она просто вдалбливает ему без особого, кстати, успеха, очевидные истины. Видимо, её L находится в Суперэго, в нормативном канале модели А. Мальвина любит наказывать и повелевать, делает это легко и свободно, в частности, за «неспособность к обучению» отправляет Буратино в чулан. Свои этические правила она всегда подкрепляет волевым посылом, она не просит, а требует. Это потому, что F располагается в блоке Эго.

Мальвина как интроверт в целом пассивна и в критической ситуации склонна паниковать и доверяться более предприимчивым и смелым персонажам (таким как Буратино). Она, сбежав от неэтичного Карабаса, создала себе с помощью дружественных животных маленькое чистенькое королевство, и готова жить в нем сколько позволят внешние обстоятельства.

Пьеро . ET, Гамлет. Ярко выраженный негативист - всегда на грани слёз, в тоске: «Пропала Мальвина, невеста моя, она убежала в другие края, рыдаю, не знаю, куда мне деваться…». Пьеро как интуит непрактичен, живет возвышенным - пением, стихами, которым предпочитает даже хлеб насущный: «…я давно уже ничего не ем, я сочиняю стихи». Чувство Пьеро к Мальвине - это чувство «идеальное», крайне далекое от физического влечения, чисто поэтическое. Пьеро - послушный объект воспитания Мальвины, он покорно подчиняется чужой воле (F в блоке Суперид). Пьеро движим эмоциями, и только ими; никакие другие стимулы и соображения его не трогают.

Артемон . LF,Максим. Крайне дисциплинированный пес, всё делает как положено и чуть ли не по расписанию - рациональность, логика. При необходимости предприимчив, в частности, оперативно вызвал муравьев для перепиливания веревки, на которой висел Буратино, а затем пригласил докторов для его лечения. В то же время Артемон не инициативен, он воплощает в жизнь не свою волю, а пожелания хозяйки - интроверсия. Пудель весьма ухожен - демонстративная S. И, наконец, он проявил себя в неравном бою с двумя свирепыми псами Карабаса, продемонстрировав хитрость и смекалку, и умение драться нестандартно - не лоб в лоб, а творчески, в результате чего псы свалились в пропасть. Такие выраженные бойцовские качества в сочетании с гибкостью можно считать хорошим признаком творческой F.

Тортилла . Большую часть времени проводит в пассивном состоянии на дне пруда - это признак восприимчиво-адаптивного темперамента. Встретив брошенного в пруд Буратино, не выказывает ему никакого эмоционального сочувствия, зато помогает делом, вручая золотой ключик, - это аргумент за логику. Далее становится известно со слов лягушонка, что Тортилла под угрозой расправы рассказала Карабасу-Барабасу, кому она отдала золотой ключик. Вероятнее всего, сломить волю интуита Карабасу оказалось не так уж сложно… Внешний облик Черепахи - её угрюмость, замкнутость, чопорность - указывают на негативизм. Так что черепаха, по всей видимости, TP (Бальзак).

Понятие "ТЕМПЕРАМЕНТА" (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) восходит ещё к "отцу медицины" Гиппократу. Именно он открыл нам, что людей можно обзывать меланхоликами, холериками, флегматиками и сангвиниками. А то, кого как обозвать зависит от преобладания в организме одного из четырёх типов жидких сред - желчи, чёрной желчи, слизи и крови.
Медицина давно уже отказалась от подобного взгляда на внутреннюю среду организма, однако сами типы темпераментов оказались чрезвычайно живучи из-за своей краткости и точности. Ими до сих пор оперируют психологи и, хотя давно известно, что чистых типажей каждого темперамента в реальности не встречается, в каждом из нас преобладает один или два из них.
Поэтому и на разные подарки мы реагируем по-разному. Если у холерика подаренное ружьё вызовет восторг (хотя дарить его холерикам не рекомендуется), то меланхолика оно способно навести на мысли о самоубийстве. Так что перед тем, как выбирать подарок не грех определиться с типом темперамента того вы хотите одарить, чтобы быть уверенным, что это принесёт ему радость или пойдёт на пользу.

Подарок для Пьеро

Темперамент МЕЛАНХОЛИКОВ (от греч. melas - черный, chole - желчь) характеризуется повышенной впечатлительностью, относительно незначительным внешним выражением чувств, быстрой утомляемостью.
Меланхолики-взрослые внутренне очень впечатлительные и эмоциональные, но внешне это почти никак не проявляется. Отрицательные эмоции у них преобладают, и любое событие они принимают близко к сердцу, окрашивая его в самые мрачные тона. У меланхоликов наблюдается тенденция к развитию повышенной требовательности к себе и заниженного уровня желаний. Им свойственна особого рода тревожность. У них это постоянное, неотъемлемое чувство, под воздействием которого они находятся 24 часа в сутки. Поэтому вполне естественно, что доминирующее настроение у них - пессимистичное. Но при благоприятных жизненных обстоятельствах, спокойной работе все эти негативные особенности нервной системы постепенно сглаживаются и видны только в особенно неблагоприятное для них время.
Подарки меланхоликам должны быть как можно более радостными, светлыми. Если вы хотите преподнести аудиокассету, пусть на ней будет записана веселая, энергичная музыка. Если видеофильм - то комедия или приключения. А выбирая для меланхолика что-либо из одежды, отдавайте предпочтения ярким солнечным тонам.

У меланхоликов-детей с раннего возраста развита повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность. Как правило, они постоянно одни, и игры их направлены только вглубь своего воображения. Они не любят выходить гулять во двор. Ненавидят школу из-за прессинга учителей и поддевок одноклассников. Меланхоликам свойственны робость, застенчивость, впечатлительность. И им подчас очень сложно находиться в энергичном коллективе своих сверстников. Меланхолики склонны очень подробно и долго анализировать и переживать прошедшие или предстоящие события. При этом у них развивается чувство собственной недостаточности, иными словами - комплекс неполноценности. С такими детьми нужно быть предельно внимательными, чуткими и ласковыми. Лучше всего на них действует доброе слово, похвала.
Подарки должны быть направлены на развитие у них групповых игр, чтоб ребенок не замыкался в себе, больше времени проводил в общении с другими детьми. И если ребенок вам говорил, что у всех его одноклассников есть, например, ролики, CD-плейер или рюкзак на одной лямке, то не пожалейте денег, купите эти вещи. Может, это как раз то, чего ему не хватает чтоб влиться в детское общество и чувствовать себя полноценным. Не стоит дарить детям-меланхоликам какую-нибудь вышедшую из моды одежду, мягкие игрушки с грустными глазами и книжки с печальным концом.

Подарок для Карабаса Барабаса
ХОЛЕРИКИ (от греч. сhole - желчь) - это люди, обладающие быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике. Но они могут быть взрывными и неуравновешенными.
Взрослый холерик склонен к резким сменам настроения - от бурного веселья к страшной депрессии, и наоборот. Он вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, т.к. воспринимает все с детским максимализмом. Иногда бывает даже агрессивен.
Холерики - это самые непредсказуемые из всех типов. Никогда нельзя наверняка сказать, какую реакцию вызовут у него ваши слова, действия или преподнесенный ему подарок. Могу лишь посоветовать, что точно не стоит дарить ему сразу две или три вещи. Это вызовет поток различных эмоций, что приведет к обострению нервного диссонанса, который у холериков всегда присутствует в меньшей или большей степени. Хорошо влияет на холериков всякого рода механика, например, замечательным подарком будут механические часы или ручная кофемолка.

Холерики-дети - очень нервозны, требовательны и безумно энергичны. Им не нужно веских причин для того, чтобы заплакать или засмеяться. Внутренне они постоянно на взводе, готовы к действию и от этого в компании они чаще всего играют роль негласного лидера. У них всегда в запасе огромное количество идей, которое они непременно хотят реализовать, причем все одновременно и немедленно. Своей неуемной жаждой деятельности и импульсивностью они и заражают друзей и знакомых. Для родителей и педагогов холерики - самая настоящая проблема. Они очень плохо поддаются дисциплине, а желание учиться у них появляется так же быстро, как и исчезает. Детям-холерикам бесполезно что-либо втолковывать и переделывать их нервную систему в принудительном порядке. От этого у них лишь возникает "эффект бумеранга". Когда ребенка вынуждают длительное время воспринимать информацию, направленную на изменение его установок, суждений и мнений. Но ребенок не только не изменяет свои исходные позиции, но и еще более в них укрепляется.
Холерики - большие любители экспериментов, они очень артистичны и в высшей степени самолюбивы. Поэтому постарайтесь их исследовательские способности направить в нужное русло. Например, подарите ему микроскоп или подзорную трубу, физическую или химическую лабораторию. Также хорошим подарком будет абонемент в тренажерный зал или бассейн.

Подарок для черепахи Тортиллы
ФЛЕГМАТИКИ (от греч. phlegma - слизь) в отличие от холериков характеризуются низким уровнем психической активности, медлительностью, спокойствием, внешним слабым проявлением чувств - невыразительностью мимики, вялостью речи.
Флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Самое главное для них - привычка. Принимают пищу, засыпают и просыпаются они всегда в одно и то же время. У флегматиков преобладает ровное, спокойное настроение. Чувства их отличаются постоянством. Они хорошие исполнители, но почти никогда не занимают административных должностей. Их нервная система такова, что при размеренной тихой жизни у них может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычек.
Чтобы этого не произошло, старайтесь разнообразить их жизнь, дарите им билеты на концерт или в театр, палатку и походный рюкзак. Еще одним замечательным подарком будет велосипед.

Флегматики-дети очень медлительны, вялы и безынициативны. Но в отличие от меланхоликов они не капризны и не требовательны. Часами могут играть с одной игрушкой или слушать одну и ту же сказку в течение месяца. В школе флегматики обычно успевают по какому-нибудь одному предмету, а на другие не хватает времени. У них очень устойчивые эмоции и взгляды. Их трудно в чем-либо переубедить. Их ровное настроение является одновременно и плюсом и минусом. При отсутствии ярких впечатлений у маленького флегматика будет развиваться "тормозной процесс", ребенок не сможет соответствовать современному темпоритму, и это будет ставить барьер между ним и его сверстниками.
Чтоб развить у таких детей интерес к жизни, встряхнуть их как-то, необходимо дарить им спортивные подарки: лыжи, коньки, мопед или велосипед. Малышам - краски, кисточки, пластилин для развития воображения. Почаще покупайте им новую одежду и время от времени меняйте обстановку в их комнате.

Подарок для Буратино
САНГВИНИКИ (от лат. sanguis, род. п. sanguinis - кровь, жизненная сила) считаются самым положительным для здоровья типом темперамента. И это неудивительно: их характеризует самый устойчивый, уравновешенный и энергичный тип темперамента. Сангвиники-взрослые очень общительны, склонны оценивать все с позитивной точки зрения, т.е. оптимисты на 100 %. Достаточно легко переживают неудачи и поражения.
Люди этого типа обладают быстротой и живостью движений, богатством мимики, быстрым темпом речи. Очень работоспособны и деятельны, быстро находят выход из трудных ситуаций. Благодаря вышеуказанным качествам сангвиники чаще всего занимают руководящие места, как на работе, так и дома.
Подарки сангвиникам, в силу их покладистого и жизнерадостного характера, могут быть очень разными. Каждому подарку они найдут применение и одинаково будут рады и зажигалке, и телевизору. Главное, чтобы подарок был действенный, полезный. Не стоит сангвиникам дарить вазочки и статуэтки. Они терпеть не могут статичные вещи.

Сангвиники-дети этого типа очень любознательны, веселы, общительны и энергичны. У них самый психически устойчивый тип темперамента, поэтому они меньше всех доставляют хлопот родителям. Капризничают только в крайнем случае, и то скорее театрально. А в основном у них ровное, позитивное настроение. В школе такие дети являются стержнем коллектива, их выдвигают на ответственные задания, и, по мнению педагогов, на них все должны равняться. Учителя сангвиников обожают. Они легко усваивают материал, у них есть желание узнать что-то новое, и при этом проблем с дисциплиной практически не бывает.
Подарки ребенку-сангвинику должны быть подчинены определенной цели - развитию и укреплению их природных данных. Так как при неблагоприятных условиях у сангвиников могут проявляться поверхностность, отсутствие сосредоточенности, поспешность поступков. Нежелательные подарки - военная атрибутика (пистолеты, ножи, военизированная одежда) и музыка агрессивных направлений (металл, панк).

VIII районный конкурс творческих исследовательских работ учащихся

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТОВ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

Выполнила Рудненва Дарья,

ученица МКОУ СОШ №47,

7 класс

Руководитель:

Чернова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

г. Барабинск, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

I . Введение…………………………………………………………….3

II .Обзор литературы……………………………………………….....4

III .Организация исследования……………………………………….5

IV .Результаты исследования………………………………………....6

V .Выводы……………………………………………………………..11

VI .Литература………………………………………………………...12

VII .Приложение………………………………………………………13

    ВВЕДЕНИЕ

Все люди любят сказки. Каждому из нас мама читала их в детстве. Сказка – это путешествие в волшебную страну, знакомство со сказочными героями. Когда я была маленькой, мне хотелось, как Элли побывать в Изумрудном городе, как Карлсон полетать по крышам, как Незнайка покататься на газированном автомобиле. Моя сестра, наоборот, представляла себя заточенной в высокой башне принцессой, которую непременно спасет прекрасный принц.

Мне всегда было интересно, почему одни сказочные персонажи (как и люди) более подвижные, а другие − медлительные, одни храбро вступают в борьбу со злом, а у других в таких условиях возникает страх и неуверенность? Почему одни могут безразлично относится к страданиям ближних, а другим необходимо все время защищать кого-то?

Недавно я прочитала, что человеку с самого рождения присущ набор качеств, который определяет его реакцию на то или иное событие. Это – темперамент. Темперамент делает нас и наше поведение уникальными в своем роде. Мне захотелось узнать, каким темпераментом чаще всего обладают герои сказок. Ведь на примере сказочных персонажей возможно поближе познакомиться с особенностями поведения в различных жизненных ситуациях.

ЦЕЛЬЮ исследовательской работы явилось изучение типа темперамента у сказочных персонажей.

Мною были выдвинуты следующие ГИПОТЕЗЫ :

В сказке, как и в реальной жизни, представлены различные типы темперамента;

Положительные и отрицательные герои сказок имеют разные темпераменты.

Для достижения поставленной цели, мне предстояло решить следующие ЗАДАЧИ :

Познакомиться с историей изучения темперамента и его типами;

Сравнить темпераменты главных героев, отрицательных и второстепенных персонажей.

Сделать выводы по теме исследования.

ОБЪЕКТ исследования: сказки.

ПРЕДМЕТ исследования: темперамент сказочных персонажей.

МЕТОДЫ исследования:

Изучение литературы по теме исследования;

Анализ сказок.

II . ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Проблема, которой мы посвятили данное исследование, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинают знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. В повседневной жизни мы замечаем, что одни из нас подвижные, веселые, настойчивые, а другие медлительные, застенчивые, неторопливые, что люди, попадая в одни и те же ситуации, ведут себя по-разному. Однако за этим большим разнообразием поведенческих реакций и поступков проступают некоторые общие схемы или типы поведения. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Большинство исследований темперамента посвящено изучению факторов, влияющих на его формирование, а также взаимосвязям темперамента с другими качествами . Некоторые авторы сопоставляли разницу внешности, поведения и движений . Особенно часто наблюдают за поведением учеников или студентов . Мы нашли работы по исследованию темперамента даже у младенцев . С типом темперамента связывают успехи в адаптации к школе. Так благополучными с точки зрения адаптации считаются общительные и имеющие высокую познавательную активность дети . Тип темперамента предлагают учитывать при устройстве на работу . Интересно, что среди руководителей (начальников цехов, участков, прорабов, мастеров) чаще встречаются сангвиники. Для этих же категорий наименее подходят меланхолики, для них – творческие профессии. Холерику подходят профессии, связанные с риском и быстрым реагированием (летчики, водители, машинисты). Флегматики, напротив, прекрасные бухгалтера.

Знание темперамента даёт возможность родителям лучше понять своего ребенка, учителю – учеников, одноклассников или друзей – друг друга.

Для изучения темперамента в школе часто используют сравнение типов с героями сказок и других литературных произведений, а также знаменитыми людьми. Классическим примером является сказка «Золотой Ключик»: Буратино – сангвиник, Пьеро – меланхолик, Арлекин – холерик, Черепаха Тортилла – флегматик . Сказка обладает воспитательным эффектом, формируя характер становящейся личности, повествуя знания о жизни, столь необходимые растущему человеку.

Таким образом, тема темперамента достаточно хорошо изучена. Однако, в литературе мы не нашли сведений о том, какие темпераменты чаще встречаются в сказках. Поэтому нами были выдвинуты две гипотезы: во-первых, в сказке, как и в реальной жизни, представлены различные типы темперамента; во-вторых, положительные и отрицательные герои сказок имеют разные темпераменты.

III . ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Непосредственно перед исследованием нам с мамой предстояло перечитать и выбрать из нашей домашней библиотеки сказки, в которых присутствуют персонажи, поведение которых можно как-то оценить. К примеру, мы не включили в работу сказку «Репка», поскольку не можем сказать про героев, какие они (добрые или злые, медлительные или активные и так далее). Таким образом, нами были выбраны 30 сказок.

А.Линдгрен. «Малыш и Карлсон».

Б.Заходер. «Винни Пух».

Линдгрен. «Пеппи – длинный чулок».

Н.Носов. «Незнайка».

Ш.Перро. «Ослиная шкура».

Э.Успенский. «Дядя Федор, пес и кот».

Ш.Перро. «Кот в сапогах».

А.Толстой. «Буратино».

Ш.Перро. «Золушка».

В. Катаев. «Цветик-Семицветик».

Ш.Перро. «Красная шапочка».

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города».

Г-Х.Андерсен. «Дюймовочка».

Л.Лагин. «Старик Хоттабыч».

Г-Х. Андерсен. «Огниво».

С.Михалков. «Дядя Степа».

Г-Х. Андерсен. «Дикие лебеди».

Т. Александрова. «Домовенок Кузя».

Г-Х. Андерсен. «Снежная королева».

А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

В. Гауф. «Карлик нос».

К.Чуковский. «Айболит».

Т.А.Гофман. «Щелкунчик и мышиный король».

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне». «Царевна-лягушка».

Дж. Родари. «Чипполино».

«Снегурочка».

Д.Р. Кипплинг. «Маугли».

«Колобок».

«По-щучьему веленью».

На втором этапе исследовательской работы мы в библиотеке и сети «Интернет» нашли информацию о том, что такое темперамент, об истории его изучения и исследованиях в этой области.

При чтении сказок (следующий этап) мы внимательно изучили поступки и поведение персонажей и попытались сопоставить их с отличительными чертами различных типов темперамента.

Методы исследования включали и изучение литературы по теме исследования и анализ сказок.

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием ПЭВМ: Intel Pentium 4, под управлением операционной системы Microsoft Word XP Professional , в программе Microsoft Excel . Для обработки результатов исследования нами использовался метод сравнения по процентам.

IV . РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Теоретическая часть.

ТЕМПЕРАМЕНТ (от латинского temperament - надлежащее соотношение частей) - это врожденные индивидуальные особенности человека, определяющие протекание его психических процессов и поведения (общая активность, двигательные проявления, эмоциональность).

История изучения темперамента .

Уже в Древнем Китае в 8-7 вв. до нашей эры медики делят людей на различные типы в зависимости от преобладания у них воздухо-подобного начала, желчи или крови, и, наконец, слизи. С преобладанием желчи или крови - сильный, храбрый, подобный тигру; с преобладанием воздухо-подобного начала - неуравновешенный, подвижный, подобный обезьяне; с преобладанием слизи - медлительный, малоподвижный.

Официально создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных "соков" организма - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, - входящих в его состав. Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» - крови (от латинского sanguis), флегмы (от греческого phlegma), желтой желчи (от греческого chole) и черной желчи (от греческого melaina), - входящих в его состав. Преобладание одной из них и определяет темперамент человека.

Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Каждая жидкость имеет особое свойство и особое назначение. Свойство крови – теплота. Назначение ее – согревать организм. Свойство флегмы – холод, а назначение – охлаждать организм. Свойство желтой желчи сухость. Назначение поддерживать сухость в организме, «подсушивать его». Свойство черной желчи – сырость. Назначение ее – поддерживать сырость, влагу в организме. Он описал основные типы темпераментов, которые и в наше время пользуются широкой известностью.

Открытие было забыто, но через две с лишним тысячи лет сделано вновь Клавдием Галеном (II век до н. э.). Он впервые дал развернутую классификацию темпераментов: она включала 13 типов. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием в организме одного из соков.

И.П. Павлов в 19 веке создал теорию о взаимосвязи темперамента и нервной системы. Он выделял 3 сильных типа темперамента и 1 слабый. Сильные: сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник; сильный, уравновешенный, неподвижный – флегматик; сильный, неуравновешенный, подвижный – холерик и слабый – меланхолик.

Итак, существует 4 типа темперамента : холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Они различаются между собой по быстроте возникновения и силе эмоциональных реакций .

Сангвиник - человек быстрый, веселый, живо и легко откликается на все, что его окружает, с живой мимикой и выразительными жестами. Он работоспособен, в работу включается легко. Быстро переключается с одного задания на другое - это не вызывает у него дискомфорта. Легко сходится с людьми.

«Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре…

Склонностью он обладает к наукам любым и способен,

Чтоб ни случилось, он не легко распаляется гневом.

Влюбчивый, щедрый, весёлый, смеющийся, румянолицый,

Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.»

Флегматик - человек медлительный, спокойный, неторопливый, его нелегко вывести из себя. Жесты и мимика его невыразительны. Флегматик с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, при этом очень работоспособен, терпелив.

«Флегма лишь скудные силы даёт, ширину, малорослость,

Лень порождает она и ленивое крови движенье,

Сну – не занятьям – своим посвящает флегматик досуги…»

Холерик - взрывной, порывистый, с бурными реакциями, вспыльчив. Но его чувства остывают так же быстро, как и возникают, поэтому он способен бросить дело на полпути просто потеряв к нему интерес.

«Желчь существует – она необузданным свойственна людям,

Всех и во всём превзойти человек подобный стремиться;

Много он ест, превосходно растёт, ко всему восприимчив,

Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам;

Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан,

Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.»

Меланхолик - тихий, тревожный, чувствительный. Глубоко переживает любое событие, принимает все близко к сердцу, легко утомляется. Жесты и мимика его невыразительны, голос тихий.

«Только про чёрную желчь мы ещё ничего не сказали.

Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.

Бодрствует вечно в трудах, и не предан их разум дремоте.

Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут ото всюду.»

В таблице 1 представлены свойства различных темпераментов .

Свойства различных темпераментов

Психические свойства

Виды темперамента и соответствующие им свойства высшей нервной деятельности

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

сильный, уравновешенный, подвижный

сильный, неуравновешенный, подвижный

сильный, уравновешенный, инертный

слабый, неуравновешенный, малоподвижный

Скорость психических реакций

Высокая

Очень высокая

Медленная

Средняя

Сила психических реакций

Средняя

Очень большая

Большая

Большая

Эмоциональная возбудимость

Умеренная

Высокая

Слабая

Высокая

Сила эмоций

Средняя

Очень большая

Слабая

Большая

Эмоциональная устойчивость

Устойчив

Неустойчив

Очень устойчив

Очень неустойчив

Чувствительность

Пониженная

Малая

Малая

Высокая

Активность

Повышенная

Высокая

Низкая

Пониженная

Темп реакции

Быстрый

Быстрый

Медлителен

Медлителен

Не бывает плохих и хороших типов темперамента. У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика - замкнутость и застенчивость; у флегматика - безразличие к людям, сухость; у сангвиника - поверхностность, разбросанность, непостоянство.

2. Практическая часть.

Оказалось, что в сказках представлены все 4 типа темперамента (рис.1).

Рис.1. Распределение типов темперамента среди сказочных героев.

При анализе темперамента положительных главных героев мы установили, что чаще это – сангвиники, чуть реже – меланхолики (рис.2).


Рис.2. Распределение типов темперамента среди положительных сказочных героев.

При этом имел значение пол главного героя. Оказалось, что если главный герой – мужского пола (искатель приключений, защитник), то это сангвиник. А если главный персонаж – женского пола (жертва) – то это меланхолик.

Например. Одним из ярких главных героев – сангвиников является Вини-пух. Его можно охарактеризовать как жизнерадостного, подвижного, общительного героя.

Примером героини – меланхолика может служить Дюймовочка – слабая, грустная, тревожная.

При анализе персонажей второго плана мы заметили, что среди них часто встречаются флегматики (рис.3).


Рис.3. Распределение типов темперамента среди персонажей второго плана.

Мы думаем, что использование этого темперамента (неподвижного, спокойного) еще больше выделяет активность главного героя. При этом можно выделить флегматиков-помощников главного героя, например, Черепаха Тартилла. Она рассудительная, спокойная, малоподвижная. Или же это флегматики – безвольные, безразличные, пассивные, как отец у Золушки.

Мы заметили, что отрицательные персонажи часто имеют темперамент холерика (рис.4). Выбор авторами сказок данного темперамента в качестве отрицательного можно объяснить следующим образом. Во-первых, чтобы противостоять сильному и подвижному положительному герою, необходим также сильный и подвижный темперамент. Во-вторых, среди эмоций холерика преобладает гнев, который к тому же он не умеет сдерживать (очень большая сила эмоций). Но это не значит, что холерик – плохой темперамент, а сангвиник - хороший. Сказка должна быть понятна для маленького читателя и поэтому автор выделяет наиболее яркие черты того или иного темперамента. Пример холерика – это Баба-Яга – активная, злая, беспокойная.

Рис.4. Распределение типов темперамента среди отрицательных сказочных героев.

Распределение сказочных персонажей с учетом темперамента представлено в приложении 1.

V. ВЫВОДЫ

В сказках можно встретить все 4 типа темперамента.

Главные положительные герои сказки чаще всего сангвиники (герои – искатели), а сказочные героини – меланхолики (герои – жертвы).

Среди персонажей второго плана много флегматиков, пассивность которых более выделяет активность героев.

Отрицательные сказочные герои, как правило, холерики.

Подтвердились первая и вторая гипотезы.

Данная научно-практическая работа позволила мне узнать о темпераменте и его типах, а также лучше понять различия между ними на примере сказочных героев. Результаты исследования могут быть использованы на уроках или дома для изучения темперамента.

В дальнейшем я бы хотела изучить темпераменты моих друзей и одноклассников, и может даже сопоставить их с темпераментами сказочных героев.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 88 с.

    Галкина Т. Проблема выбора профессии на основе индивидуальной предрасположенности старшеклассников. – 28 с.

    Маклаков А.Г. Учебник Нового Века. Общая психология. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. – 198 с.

    Панферова О.В. Анферова О.В. Особенности индивидуальности и адаптация к школе ребенка. - Дис. ... канд. психол. наук: Москва, 1996. - 167 c.

    Русалов В. М.О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека. - Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 19 - 33.

    Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005. – 26 с.

    Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 1984. - 162 с.

    Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001. – 59с.

    Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия»). - Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2001.- 215с.

    Урок биологии в 8-м классе "Темперамент "+" или "–"? – Интернет. - .

    Цетлин М.М. Природа индивидуальных различий в темпераменте младенцев (Исследование близнецов) : Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01: Москва, 2000. - 167 c.

VII . ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Темпераменты сказочных персонажей

Сказочный герой

Сила

Уравновешенность

Подвижность

Темперамент

А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Малыш

Карлсон

Линдгрен «Пеппи – длинный чулок»

Пеппи

Ш.Перро «Ослиная шкура»

Принцесса

Ш.Перро «Кот в сапогах»

Кот

Хозяин

Ш.Перро «Золушка»

Золушка

Мачеха

Отец

Ш.Перро «Красная шапочка»

Красная Шапочка

Волк

Г-Х.Андерсен «Дюймовочка»

Дюймовочка

Г-Х. Андерсен «Огниво»

Солдат

Г-Х. Андерсен «Дикие лебеди»

Эльза

Г-Х. Андерсен «Снежная королева»

Герда

В. Гауф «Карлик нос»

Карлик Нос

Колдунья

Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

Мари

Дж. Родари «Чипполино»

Чипполино

Синьор Помидор

Д.Р. Кипплинг «Маугли»

Маугли

Балу

Багира

Б.Заходер «Винни Пух»

Винни Пух

Ослик

Сова

Н.Носов «Незнайка».

Незнайка

Знайка

Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

Дядя Федор

Пес

Кот

А.Толстой «Буратино»

Буратино

Пьеро

Карабас Барабас

Черепаха Тартилла

В. Катаев «Цветик-Семицветик»

Женя

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

Элли

Дровосек

Лев

Страшила

Колдунья

Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

Старик Хоотабыч

С.Михалков «Дядя Степа»

Дядя Степа

Т. Александрова «Домовенок Кузя»

Домовенок

К.Чуковский «Айболит»

Айболит

Бармалей

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Старуха

Старик

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

Царевна

Мачеха

«Царевна-лягушка»

Царевна-лягушка

Иван-царевич

Баба Яга

«Снегурочка»

Снегурочка

«Колобок»

Колобок

«По-щучьему веленью»

Емеля

Несмеяна


Холерик. Это вспыльчивые, раздражительные, невыдержанные люди, зато они могут страстно отдаваться какому-либо делу, мобилизоваться для решения проблемы, быстро выполняют работу, им не занимать смелости и решимости. Это вспыльчивые, раздражительные, невыдержанные люди, зато они могут страстно отдаваться какому-либо делу, мобилизоваться для решения проблемы, быстро выполняют работу, им не занимать смелости и решимости.


Они невозмутимы, медлительны, им трудно принимать решения. Многолюдные сборища их утомляют, флегматики теперь не могут делать что- либо впопыхах. Зато люди с этим типом темперамента обладают хорошей трудоспособностью, умеют рассчитывать свои силы, всегда выполняют работу до конца и не теряют голову в трудных ситуациях. Они невозмутимы, медлительны, им трудно принимать решения. Многолюдные сборища их утомляют, флегматики теперь не могут делать что- либо впопыхах. Зато люди с этим типом темперамента обладают хорошей трудоспособностью, умеют рассчитывать свои силы, всегда выполняют работу до конца и не теряют голову в трудных ситуациях. Флегматик.


Сангвиник. Весельчаки, шутники,»лёгкие» люди. Они активно противостоят трудностям, хорошо приспосабливаются к меняющимся условиям. Однако сангвиники не способны к кропотливой работе. Они быстро увлекаются, но и быстро теряют интерес. Весельчаки, шутники,»лёгкие» люди. Они активно противостоят трудностям, хорошо приспосабливаются к меняющимся условиям. Однако сангвиники не способны к кропотливой работе. Они быстро увлекаются, но и быстро теряют интерес.


Меланхолик. Им свойственно глубоко переживать неприятности, смену обстановки. Они легко впадают в уныние, испытывают трудности в общении. Эти люди нерешительны, подвержены страхам и паническим настроениям. Но высокая чувствительность позволяет им тоньше воспринимать окружающую действительность. Среди меланхоликов много творческих людей- поэтов, художников, музыкантов. Им свойственно глубоко переживать неприятности, смену обстановки. Они легко впадают в уныние, испытывают трудности в общении. Эти люди нерешительны, подвержены страхам и паническим настроениям. Но высокая чувствительность позволяет им тоньше воспринимать окружающую действительность. Среди меланхоликов много творческих людей- поэтов, художников, музыкантов.




Где встречаются эти типы! В основном примеры встречаются в литературе: Пьеро- это типичный меланхолик, Буратино- сангвиник, Карабас-Барабас – холерик, Тортилла - флегматик. В основном примеры встречаются в литературе: Пьеро- это типичный меланхолик, Буратино- сангвиник, Карабас-Барабас – холерик, Тортилла - флегматик. Темперамент- качество врождённое. Темперамент- качество врождённое. Характер- формируется, начиная с раннего возраста. Характер- формируется, начиная с раннего возраста.





Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...