Что такое внутренняя и внешняя деятельность. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь

Внешняя (поведенческая) и внутренняя стороны деятельности

Внутренняя сторона деятельности представлена психическими образованиями, направляющими внешнюю активность.

Внешняя активность и направляющее ее психическое возникают и развиваются в филогенезе в неразрывном единстве друг с другом, как две стороны общей жизнедеятельности. Вместе с тем следует подчеркнуть, что первичной всегда является внешняя активность. В процессе эволюции усложнение условий среды обитания обусловливало соответствующее усложнение внешней жизнедеятельности, что сопровождалось формированием отвечающих ей процессов психического отражения.

В работах Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина и ряда других отечественных и зарубежных исследователей показано, что в онтогенезе психики человека осуществляется переход от внешних, материальных, действий к действиям во внутреннем плане, т. е. "внутренние психические деятельности происходят из практической деятельности". Этот переход от внешних материальных действий к действиям во внутреннем плане получил название интериоризации.

Таким образом, несмотря на неразрывное единство внешней и внутренней сторон жизнедеятельности, первичной всегда является внешняя практическая деятельность.

Внешняя деятельность и сопряженное с ней психическое отражение, входя в структуру общей деятельности, единой связи индивида с окружающей средой, одновременно выступают, как было сказано выше, двумя ее сторонами и в некотором отношении являются эквивалентными друг другу. И подобно тому, как внешняя деятельность направлена на достижение того или иного предмета потребности, психическое отражение приводит к тому или иному результату. Результат психического отражения - важный элемент структуры деятельности, показатель уровня психического развития.

Результат психического отражения имеет внутренний и внешний аспекты. Так, на уровне сенсорной психики (у кольчатых червей, иглокожих, улиток и др.) результатом психического отражения является ощущение. Например, при зрительном ощущении (цвета, интенсивности освещения и т. п.) внутренний результат психического отражения представляет собой, по выражению Л.М. Веккера, "отпечаток" в субстрате соответствующего рецептора (сетчатки глаза), а внешний - собственно ощущение воздействующего раздражителя как свойства внеположенного объекта, характеристики внешней среды. На уровнях психики наиболее высокоразвитых животных и человека результатом психического отражения становится знание. Оно также имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Операциональный аспект деятельности

Он связан с собственно активной фазой деятельности, наступающей после "опредмечивания" потребности (появления мотива).

А.Н. Леонтьев выделил в структуре деятельности действия и операции. Действия являются "основными составляющими" отдельной деятельности. Под операцией понимается способ выполнения действия. Это "особая сторона" действия, отвечающая условиям, в которых оно осуществляется.

Согласно А.Н. Леонтьеву, действием можно назвать процесс, подчиненный сознательной цели. В соответствии с этим действия возникают в филогенезе только в человеческом обществе, т. е. в антропогенезе, и неразрывно связаны с целеполаганием.

В то же время, как указывает А.Н. Леонтьев, операции появляются в структуре деятельности уже на перцептивной стадии, т. е., исходя из современных данных, на уровне жизнедеятельности членистоногих, низших позвоночных и ряда других животных. Например, у высокоразвитых насекомых (осы, пчелы, муравьи и др.) программы инстинктивного поведения имеют жестко закрепленную последовательность звеньев, но внутри каждого звена животное действует гибко, пластично, меняя способ его выполнения в зависимости от условий. Иными словами, отдельные звенья инстинктивного поведения могут выполняться с помощью различных операций.

В инстинктивной деятельности животных сознательные цели отсутствуют. Однако поведение животного подчинено биологической целесообразности, "биологическому смыслу" (А.Н. Леонтьев), что явилось результатом его формирования в филогенезе. Функции целеполагания здесь тоже в некотором смысле выполняются, но не отдельным животным, а как бы эволюционирующим видом в целом.

Отмеченное обстоятельство, а также наличие операциональной стороны деятельности позволяют уже на перцептивном уровне развития выделять в ее структуре действия. На более низком сенсорном уровне жизнедеятельность животных состоит из однообразных рефлекторных актов, основой которых являются те или иные ощущения. Осуществляемые ими деятельности всегда имеют только одно звено (один рефлекторный акт) и, что самое главное, всегда выполняются одним и тем же способом. У животных перцептивного уровня отдельные деятельности иногда тоже состоят только из одного звена, но это звено может быть выполнено посредством различных операций.

Итак, в структуре деятельности выделяются действия, направляемые целями. Как отмечал А.Н. Леонтьев, "подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия".

В простейших случаях, когда деятельность состоит только из одного действия, цель может совпадать с мотивом. Например, при появлении жажды мы наливаем в стакан воду. Здесь цель (стакан воды) совпадает с мотивом (утоление жажды), а действие, направленное на достижение цели, целиком составляет содержание деятельности. Обычно же цели не совпадают с мотивами. Так, мальчик для привлечения к себе внимания нравящейся ему одноклассницы может совершать самые разные действия, направленные на различные цели: хорошо приготовить уроки и ответить на "пятерку"; написать любовную записку; пройтись на перемене на руках; дернуть свою симпатию за косу; затеять в ее присутствии драку; дерзко вести себя на уроке и т. д.

С другой стороны, одна и та же цель может возникнуть в связи с самыми различными мотивами. А.Н. Леонтьев приводит следующий пример: "Допустим, что ребенок занят приготовлением уроков и решает заданную ему задачу. Он, конечно, сознает цель своего действия. Она состоит для него в том, чтобы найти требуемое решение и записать его. Именно на это и направлено его действие. Но... какой смысл имеет для ребенка данное действие? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, в какую деятельность включено данное действие ребенка или, что то же самое, в чем состоит мотив этого действия. Может быть, мотив состоит здесь в том, чтобы научиться арифметике; может быть, в том, чтобы не огорчать учителя; может быть, наконец, просто в том, чтобы получить возможность пойти играть с товарищами. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить заданную задачу. Но смысл этого действия для ребенка будет всякий раз различным; поэтому психологически различными, конечно, будут и сами его действия".

Добавим, что в зависимости от того, какой реализуется мотив, такой будет и характер самой деятельности. За одним и тем же действием, направленным на достижение одной и той же цели, могут стоять самые различные по характеру мотивы. В соответствии с этим полнота действий, тщательность его выполнения, полученный результат также во многом определяются мотивом, точнее говоря, той степенью вышеперечисленных качеств, которая необходима и достаточна для его достижения.

Схематически структуру деятельности можно представить следующим образом:

Как следует из приведенных выше примеров, цель всегда имеет смысловое отношение к мотиву.

При рассмотрении структуры деятельности необходимо иметь в виду, что потребность- источник, первопричина деятельности - может быть удовлетворена посредством различных предметов (мотивов). Например, потребность в пище можно удовлетворить с помощью самых разнообразных продуктов питания, потребность в физической активности - с помощью различных видов спорта или физкультуры, эстетические потребности - посещением выставок,

концертных залов и т. д. Таким образом, одна и та же потребность может порождать различные деятельности, направленные на реализацию различных мотивов. Каждый мотив, в свою очередь, может быть реализован, как было отмечено выше, посредством различных целей, достигаемых соответственно с помощью различных действий (рис. 1.1).

Рис. 1.1.

В приведенной схеме каждый блок целей, направленных на один и тот же мотив, представляет собой возможные варианты одной и той же деятельности (состоящие из соответствующих целям действий), а совокупность этих блоков - возможные варианты различных деятельностей по удовлетворению данной потребности.

А.Н. Леонтьев обращал внимание на то, что "сколько-нибудь развернутая деятельность предполагает достижение ряда конкретных целей, из числа которых некоторые связаны между собой жесткой последовательностью. Иначе говоря, деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели".

Последовательность связанных между собой действий отмечается уже в деятельности наиболее высокоразвитых животных, при решении так называемых двухфазных задач. Например, вне клетки, в которой находится шимпанзе, лежит приманка, а немного ближе - палка, которой можно пододвинуть приманку к клетке. В клетке имеется короткая палка, которой нельзя дотянуться до приманки, но можно достать длинную палку. Обезьяна без труда решает задачу: вначале достает длинную палку, а затем с ее помощью - приманку.

Человекообразные обезьяны способны также выбирать наиболее целесообразные цели и действия, ведущие к достижению предмета потребности. Один из курьезных случаев, когда обезьяна выбрала из двух возможных последовательностей действий наиболее выгодный для нее вариант, описан К. Лоренцом:

"Профессор Вольфганг Келер, чьи исследования интеллекта шимпанзе принесли ему мировую известность, как-то поставил перед молодым самцом-шимпанзе классическую задачу с подвешенной к потолку гроздью бананов, которую обезьяне полагалось достать, придвинув под бананы стоящий в углу ящик. Шимпанзе осмотрелся, потом повернулся не к ящику, а к профессору и схватил его за руку. Надо сказать, что мимика и жесты шимпанзе на редкость выразительны. Желая позвать куда-нибудь другого шимпанзе или человека, который пользуется их расположением, они испускают пронзительные звуки и тянут его за руку. Прибегнув к этому методу, молодой шимпанзе повел профессора Келера в противоположный угол комнаты. Профессор подчинился настояниям животного, потому что хотел узнать, чем оно так заинтересовалось. Он не заметил, что его ведут прямо к бананам, и разгадал истинное намерение шимпанзе, только когда тот вскарабкался по нему, точно по древесному стволу, энергично оттолкнулся от его лысины, схватил бананы и был такое. Шимпанзе решил задачу новым и более остроумным способом".

Деятельность человека, обычно несравненно более сложная, чем деятельность животных, нередко содержит множество связанных между собой действий, направляемых соответствующим

количеством целей. Схематически структура такой сложной деятельности в ее различных вариантах может быть представлена на рис. 1.2.

Старая психология имело дело только с внутренними процессами - с движением представлений, их ассоциацией в сознании, с их генерализацией и движением их субститутов - слов. Эти процессы, как и непознавательные внутренние переживания, считались единственно составляющими предмет изучения психологии.

Начало переориентации прежней психологии было положено постановкой проблемы о происхождении внутренних психических процессов. Решающий шаг в том отношении был сделан И.М.Сеченовым, который еще сто лет тому назад указывал, что психология незаконно вырывает из целостного процесса, звенья которого связаны самой природой, его середину - «психическое», противопоставляя его «материальному». Так как психология родилась из этой, по выражению Сеченова, противоестественной операции, то потом уже «никакие уловки не могли склеить эти разорванные его звенья». Такой подход к делу, писал далее Сеченов, должен измениться. «Научная психология по всему своему содержанию не может быть ничем иным, как рядом учений о происхождении психических деятельностей»66.

Дело историка - проследить этапы развития этой мысли. Замечу только, что начавшееся тщательное изучение филогенеза и онтогенеза мышления фактически раздвинуло границы психологического исследования. В психологию вошли такие парадоксальные с субъективно- эмпирической точки зрения понятия, как понятие о практическом интеллекте или ручном мышлении. Положение о том, что внутренним умственным действиям генетически предшествуют внешние, стало едва ли не общепризнанным. С другой стороны, т.е. двигаясь от изучения поведения, была выдвинута гипотеза о прямом, механически понимаемом переходе внешних процессов в скрытые, внутренние; вспомним, например, схему Уотсона: речевое поведение -> шепот -> полностью беззвучная речь67.

Однако главную роль в развитии конкретно-психологических взглядов на происхождение внутренних мыслительных операция сыграло введение в психологию понятия об интериоризации.

Интериоризацией называют, как известно, переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. Это, если воспользоваться краткой формулировкой Ж.Пиаже, - переход, «ведущий от сенсомоторного плана к мысли»68.

Процесс интериоризации детально изучен сейчас в контексте многих проблем - онтогенетических, психолого-педагогических и общепсихологических. При этом обнаруживаются серьезные различия как в теоретических основаниях исследования этого процесса, так и в теоретической его интерпретации. Для Ж.Пиаже важнейшее основание исследований происхождения внутренних мыслительных операций из сенсомоторных актов состоит, по-видимому, в невозможности вывести операторные схемы мышления непосредственно из восприятия. Такие операции, как объединение, упорядочение, центрация, первоначально возникают в ходе выполнения внешних действий с внешними объектами, а затем продолжают развиваться в плане внутренней мыслительной деятельности по ее собственным логико-генетическим законам69. Иные исходные позиции определили взгляды на переход от действия к мысли П.Жане, А.Валлона, Д.Брунера.



В советской психологии понятие об интериоризации («вращивании») обычно связывают с именем Л.С.Выготского и его последователей, которым принадлежат важные исследования этого процесса. Последние годы последовательные этапы и условия целенаправленного, «не стихийного» преобразования внешних (материализованных) действий в действия внутренние (умственные) особенно детально изучаются П.Я.Гальпериным70.

Исходные идеи, которые привели Выготского к проблеме происхождения внутренней психической деятельности из внешней, принципиально отличаются от теоретических концепций других современных ему авторов. Идеи эти родились из анализа особенностей специфически человеческой деятельности - деятельности трудовой, продуктивной, осуществляющейся с помощью орудий, деятельности, которая является изначально общественной, т.е. которая развивается только в условиях кооперации и общения людей. Соответственно Выготский выделял два главных взаимосвязанных момента, которые должны быть положены в основание психологической науки. Это орудийная («инструментальная») структура деятельности человека и ее включенность в систему взаимоотношений с другими людьми. Они-то и определяют собой особенности психологических процессов у человека. Орудие опосредствует деятельность, связывающую человека не только с миром вещей, но и с другими людьми. Благодаря этому его деятельность впитывает в себя опыт человечества. Отсюда и проистекает, что психические процессы человека (его «высшие психологические функции») приобретают структуру, имеющую в качестве своего обязательного звена общественно-исторически сформировавшиеся средства и способы, передаваемые ему окружающими людьми в процессе сотрудничества, в общении с ними. Но передать средство, способ выполнения того или иного процесса невозможно иначе, как во внешней форме - в форме действия или в форме внешней речи. Другими словами, высшие специфические человеческие психологические процессы могут родиться только во взаимодействии человека с человеком, т.е. как интерпсихологические, а лишь затем начинают выполняться индивидом самостоятельно; при этом некоторые из них утрачивают далее свою исходную внешнюю форму, превращаясь в процессы интрапсихологические71.

К положению о том, что внутренние психические деятельности происходят из практической деятельности, исторически сложившейся в результате образования человеческого, основанного на труде общества, и что у отдельных индивидов каждого нового поколения они формируются в ходе онтогенетического развития, присоединялось еще одно очень важное положение. Оно состоит в том, что одновременно происходит изменение самой формы психического отражения реальности: возникает сознание - рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Но что такое сознание? Сознание есть со-знание, но лишь в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. В процессе материального производства люди производят также язык, который служит не только средством общения, но и носителем фиксированных в нем общественно-выработанных значений.

Прежняя психология рассматривала сознание как некую метапсихологическую плоскость движения психических процессов.

Но сознание не дано изначально и не порождается природой: сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание - не постулат и не условие психологии, а ее проблема - предмет конкретно - научного психологического исследования.

Таким образом, процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний «план сознания»; это - процесс, в котором этот внутренний план формируется.

Как известно, вслед за первым циклом работ, посвященных изучению роли внешних средств и их «вращивания», Л.С.Выготский обратился к исследованию сознания, его «клеточек» - словесных значений, их формирования и строения. Хотя в этих исследованиях значение выступило со стороны своего, так сказать, обратного движения и поэтому как то, что лежит за жизнью и управляет деятельностью, - для Выготского оставался незыблемым противоположный тезис: не значение, не сознание лежит за жизнью, а за сознанием лежит жизнь.

Исследование формирования умственных процессов и значений (понятий) как бы вырезает из общего движения деятельности лишь один, хотя и очень важный его участок: усвоение индивидом способов мышления, выработанных человечеством. Но этим не покрывается даже только познавательная деятельность - ни ее формирование, ни ее функционирование. Психологически мышление (и индивидуальное сознание в целом) шире, чем те логические операции и те значения, в структурах которых они свернуты. Значения сами по себе не порождают мысль, а опосредствуют ее - так же, как орудие не порождает действия, а опосредует его.

На позднейшем этапе своего исследования Л.С.Выготский много раз и в разных формах высказывал это капитально важное положение. Последний оставшийся «утаенным» план речевого мышления он видел в его мотивации, в аффективно - волевой сфере. Детерминистическое рассмотрение психической жизни, писал он, исключает «приписывание мышлению магической силы определять поведения человека одной собственной системой»72. Вытекающая отсюда положительная программа требовала, сохранив открывшуюся активную функцию значения, мысли, еще раз обернуть проблему. А для этого нужно было возвратиться к категории предметной деятельности, распространив ее и на внутренние процессы - процессы сознания.

Именно в итоге движения теоретической мысли по этому пути открывается принципиальная общность внешней и внутренней деятельности как опосредствующих взаимосвязи человека с миром, в которых осуществляется его реальная жизнь.

Соответственно этому главное различение, лежавшее в основе классической картезианско-локковской психологии, - различение, с одной стороны, внешнего мира мира, протяжения, к которому относится и внешняя, телесная деятельность, а с другой - мира внутренних явлений и процессов сознания, - должно уступить свое место другому различению; с одной стороны - предметной реальности и ее идеализированных, превращенных форм (verwandelte Formen), с другой стороны - деятельности субъекта, включающей в себя как внешние, так и внутренние процессы. А это означает, что рассечение деятельности на две части или стороны, якобы принадлежащие к двум совершенно разным сферам, устраняется. Вместе с тем это ставит новую проблему - проблему исследования конкретного соотношения и связи между различными формами деятельности человека.

Эта проблема стояла и в прошлом. Однако только в наше время она приобрела вполне конкретный смысл. Сейчас на наших глазах происходит все более тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности: физический труд, осуществляющий практическое преобразование вещественных предметов, все более «интеллектуализируется», включает в себя выполнение сложнейших умственных действий; в то же время труд современного исследователя - деятельность специально познавательная, умственная par exellence - все более наполняется процессами, которые по форме своей являются внешними действиями. Такое единение разных по своей форме процессов деятельности уже не может быть интерпретировано как результат только тех переходов, которые описываются термином интериоризации внешней деятельности. Оно необходимо предполагает существование постоянно происходящих переходов также и в противоположном направлении, от внутренней к внешней деятельности.

В общественных условиях, обеспечивающих всестороннее развитие людей, умственная деятельность не обособляется от практическо деятельности. Их мышление становится воспроизводящимся по мере надобности моментом в целостной жизни индивидов73.

Несколько забегая вперед, скажем сразу, что взаимопереходы, о которых идет речь, образуют важнейшее движение предметной человеческой деятельности в ее историческом и онтогенетическом развитии. Переходы эти возможны потому, что внешняя и внутренняя деятельность имеют одинаковое общее строение.

Открытие общности их строения представляется мне одним из важнейших открытий современной психологической науки.

Итак, внутренняя по своей форме деятельность, происходя из внешней практической деятельности, не отделяется от нее и не становится над ней, а сохраняет принципиальную и притом двустороннюю связь с ней.

Различают две формы деятельности : внешнюю (практическую, видимую для других людей) и внутреннюю (мыслительную, невидимую для посторонних). Долгое время психология занималась исключительно внутренней деятельностью. Считалось, что внешняя деятельность лишь выражала внутреннюю (или «деятельность сознания»). Потребовалось много времени, чтобы прийти к выводу о том, что обе эти формы деятельности представляют собой общность, через которую человек взаимодействует с окружающим его миром. Обе формы имеют принципиально одинаковое строение, т. е. побуждаются и , сопровождаются переживаниями и направляются целями. Внутреннюю деятельность отличает от внешней лишь то, что в нее включены не реальные предметы, а их образы. Кроме того, результат внутренней деятельности выражен не в реальном продукте, а в мысленной форме.

Единство этих двух форм деятельности проявляется и в их взаимных переходах друг в друга через процессы интериоризации и экстериоризации.

Процесс интериоризации выражает способность оперировать образами предметов и явлений, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения человека. Такая способность появляется у человека благодаря его предыдущему опыту оперирования с предметами, познанию закономерностей взаимосвязей между предметами и явлениями реального мира. В процессе оперирования с реальными предметами (внешняя деятельность) человек на практике осваивает опыт отношений с ними, или, иными словами, формирует свой внутренний план действий с подобными предметами. В таких случаях говорят, что внешнее оперирование (или действие) интериоризируется, «вращивается» в психику человека, становится психическим (внутренним) действием. В психологической литературе имеется удачный пример интериоризации, связанный с обучением ребенка счету. Сначала он считает палочки (реальный объект оперирования), перекладывая их на столе (внешняя деятельность). Затем он обходится без палочек, ограничиваясь лишь внешним наблюдением за ними. В конце концов палочки становятся совершенно ненужными и счет превращается в умственное действие (внутренняя деятельность). Объектом оперирования становятся числа и слова (мысленные объекты).

Благодаря интериоризации человек может прогнозировать, предвидеть будущие явления и состояния объектов окружающего мира. Тонкий механизм интериоризации в психологии еще не изучен. Но ясно одно, что внутренняя есть результат интериоризации внешней физической деятельности.

Экстериоризация деятельности характеризует способность человека осуществлять внешние действия (операции) на основе преобразования сложившихся замечет интериоризации внутренних закономерностей, за счет сформированного ранее внутреннего идеального плана действий. Экстериоризация - это воплощение предшествующего опыта в физические внешние действия. Таким образом, интериоризация и экстериоризация деятельности человека - это «улица с двусторонним движением», где происходит его реальная жизнь.

Деятельность внутренняя

Всякая умственная работа - не обязательно собственно мыслительный процесс, но и мысленное воспроизведение предстоящих действий, планирование. Оно имеет очень важную функцию: действия внутренние подготовляют действия внешние и экономизуют усилия по выбору нужных действий, а также позволяют избегать грубых и даже роковых ошибок.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "деятельность внутренняя" в других словарях:

    Внутренняя политика - совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию… … Политология. Словарь.

    См. речь внутренняя. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. внутренняя речь … Большая психологическая энциклопедия

    ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ - (англ. inner speech). 1. Беззвучная речь, возникающая, например, в процессе мышления. Особый вид беззвучной речевой деятельности человека, неоформленной в звуковом или графическом коде, характеризующийся предельной свернутостью грамматической… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Внутренняя македонская революционная организация - (Vatreshna Makedonska Revolutsionna Organizatsiya (макед.), Вътрешна македоно одринска революционна организация (болг.) ВМРО. Основана в нояб. 1893 в Ресене Дамианом Груевым, Готце Делчевым, Яном Санданским. ВМРО провозгласила лозунг: Македония… … Терроризм и террористы. Исторический справочник

    Внутренняя торговля - (англ internal trade) экономическая деятельность юридических лиц и граждан, связанная с реализацией товарной продукции на внутреннем рынке страны … Энциклопедия права

    деятельность теоретическая (внутренняя) - деятельность, цель которой – духовное производство; ее результат обычно идеален, хотя и отражается в материальных формах, явлениях (например, результат математических вычислений в форме записей и т.д.) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Внутренняя политика России в период президентства Владимира Путина - Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политическая система России Политическая система Конституция России … Википедия

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - активность человека, направленная или на преобразование внешнего мира (внешняя деятельность), или на самосозидание себя (внутренняя деятельность). Внешняя деятельность связана с созданием культурных артефактов и подчинением себе природных форм.… … Тематический философский словарь

    Деятельность - это активное поведение, проявляющееся во взаимодействии человека с другими людьми и окружающей его действительностью, а также внутри самого себя в виде нервной и психической деятельности. Внутренняя деятельность носит функциональный характер,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Внутренняя речь - – беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме. В наиболее отчетливой форме представлена… … Словарь-справочник по социальной работе

Книги

  • Внутренняя баллистика РДТТ , . Рассматриваются внутрикамерные процессы в твердотопливных ракетных двигателях различных конструкций. Изложены методы расчета внутрибаллистических параметров, напряженно-деформированного… Купить за 3570 руб
  • Пазл-1000 Энн Стоукс "Внутренняя сила" (39464) , . Пазл 1000 элементов входит в коллекцию "High Quality" . Название коллекции говорит само за себя: “высокое качество” пазлов строго контролируется производителем уже более 40 лет. Такие пазлы…

В процесс обсуждения положений теории деятельности могло создаться впечатление, что речь идет о внешней практической деятельности человека. Фактически так оно и есть, так как именно с анализа внешней практической деятельности началась разработка теории деятельности.

Существует ли «внутренняя» деятельность? И если да, то что такое «внутренняя деятельность» человека?

Представим содержание той работы, которая называется «умственной», которой человек занимается постоянно. Всегда ли это мыслительный процесс, т.е. решение интеллектуальных и научных задач? Нет, не всегда. Часто умственная работа носит характер размышлений, во время которых человек как бы проигрывает предстоящие действия. «Проигрывание» действий в уме входит и в обдумывание поступков (поступок – сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений). Что человек делает, когда думает, как поступить? Представляет какое-то действие свершившимся и смотрит на его следствия. По ним он и выбирает тот поступок, который ему кажется наиболее подходящим.

Зачастую функция внутренней работы заключается в том, что она подготавливает внешние действия, экономизирует условия, дает возможность субъекту выбрать нужные действия, возможность избежать грубых ошибок.

В отношении таких форм активности субъекта теория деятельности выдвигает 2 тезиса:

Во-первых, подобная активность – это деятельность, которая и имеет то же строение, что и внешняя, но отличается от нее формой протекания. Внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т.е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Психофизиологические функции в организации внутренней деятельности выполняют ту же роль, что и во внешней деятельности.

Разница состоит в том, что в случае внутренней деятельности, действия совершаются не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального материального продукта получается умственный, воображаемый результат.

Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации (Пиаже, Жане, Валлон, Брунер).

Интериоризацией называется переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания.

В результате интериоризации внешние процессы подвергаются специфической трансформации – обобщаются, сокращаются и становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. При этом отдельные действия и операции могут выпадать вовсе.

Однако передать средство, способ выполнения какого-либо процесса невозможно иначе, как во внешней форме – в форме действия или в форме внешней речи. Таким образом, высшие специфические человеческие процессы могут родиться во взаимодействии человека с человеком, т.е. как интерпсихологические, и лишь затем начинают выполняться самостоятельно. При этом, некоторые из них утрачивают свою исходную внешнюю форму, превращаясь в интрапсихологические.

Внешняя и внутренняя деятельности имеют тесное переплетение. Физический труд все более «интеллектуализируется» и требует выполнения сложнейших умственных действий и, наоборот, труд исследователя наполняется процессами, которые по своей форме являются внешними действиями. Такое единение описывается не только понятием интериоризации внешней деятельности. Оно необходимо предполагает существование переходов в противоположном направлении от внутренней к внешней деятельности. Это процесс экстериоризации.

Экстериоризация – процесс порождения внешней деятельности на основе ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней деятельности человека.

Сами переходы возможны только потому, что внешняя и внутренняя деятельности имеют одинаковое строение. Очень заманчиво отличать одну деятельность от другой, сравнивая их по целям, действиям и операциям. Однако, главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различении их предметов. Ведь именно предмет деятельности придает ей определенную направленность.

Основная литература :

1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 2005

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – С-Пб., 2006

3. Петровский А.В. Общая психология. – М., 2006

4. Крысько В.Г. Общая психология: в схемах и комментариях. – С-Пб, 2007

5.Столяренко Л.Д.Общая психология. – С-Пб, 2006

Работа на занятии

Задание 1.

Выпишите прилагательные, относящиеся к каждому из трех понятий: действие», «движение», «деятельность».

Теоретический, импульсивный, познавательный, предметный, практический, умственный, перцептивный, идеомоторный, внутренний, учебный, трудовой, речевой, врожденный, условно-рефлекторный, волевой, реальный, игровой, общественный, целенаправленный.

Задание 2.

Выпишите признаки навыка:

а) автоматизированность

б) сложность

в) целенаправленность

г) условно-рефлекторный характер

д) мотивированность

е) уменьшение зрительного контроля и увеличение роли двигательного контроля

ж) легкость выполнения.

Опираясь на выделенные признаки, определите, в каких примерах проявляется навык.

А. В цехе работает мостовой кран. Крановщик с помощью рычага заставляет крюк с грузом поднимается или опускается; другой рычаг передвигает кран поперек цеха, наконец, третий рычаг перемещает весь кран вдоль оси. С помощью этих рычагов можно перемещать груз по всем трем осям.

Б. Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: «Раз - повернуть налево, два - повернуть к себе, три - толкнуть от себя, четыре - повернуть налево». В результате тренировок спортсмен быстро и легко заряжает винтовку, рассматривая в это время мишень и оценивая расстояние до нее.

В. Переход улицу с односторонним движением и посмотрев налево навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя знаете, что оттуда транспорт идти не может.

Г. В начале обучения ученик думает над тем, поставить или нет запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает подходящие к данному случаю. По мере обучения ученик быстро ставит знаки препинания.

Задание 3.

Какая закономерная связь между психикой и деятельностью проявляется в следующем описании?

Изучение людей преклонного возраста и долгожителей показывает, что постепенное освобождение от обязанностей и связанных с ними функций приводит к сужению и нарушению личности. И наоборот, постоянная связь с окружающей жизнью способствует сохранению личности до самой смерти. Если человек по тем или иным причинам (например, в связи с уходом на пенсию) прекращает профессиональную, общественную деятельность, то это приводит к глубинным изменениям в структуре личности – личность начинает разрушаться. Это в свою очередь приводит к нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям.

Задание 4.

В каком из приведенных ниже примеров выделены операции, а в каком действия:

1. Чтобы сделать укол, медсестра подготавливает шприц, осуществляет забор лекарства, подготавливает участок тела, в который будет сделан укол.

2. При обучении медсестер делать уколы, учащиеся выполняют специальные задания по подготовке шприца, забора лекарства и на муляже выполняют укол.

3. Вам нужно позвонить в другой город. Вы можете осуществить данную процедуру следующим образом:

а) позвонить по коду

б) заказать разговор через телефонистку

в) пойти на переговорный пункт.

4. Чтобы остановить машину, шофер, отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза. Чтобы уменьшить скорость, шофер тоже отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза.

5. В гинекологическую клинику по скорой помощи доставлена женщина с маточным кровотечением. Врачу необходимо его срочно остановить. Что он совершает – действие или операцию?

Задание 5.

Задачи на психофизиологический уровень деятельности.

В приведенных ниже задачах определите, о какой способности организма идет речь.

1. К невропатологу на прием пришел больной. Врач ударяет молоточком по коленному суставу, нога дергается.

2. Вы чините электрическую розетку. У отвертки, которой вы пользуетесь, повреждена ручка, сделанная из диэлектрика. Вас ударяет током, вы испытываете боль и отдергиваете руку.

3. Один больной непрерывно зачитывал матери понравившееся ему место в книге, тут же забывая, что только что прочел его, и так повторял десятки раз подряд.

Задание 6.

Задачи на соотношение внутренней и внешней деятельности. В приведенных ниже задачах укажите, что относится к внутренней деятельности, а что к внешней. Какие процессы при этом имели место.

1. Вы учитесь ухаживать за больным: перестилать кровать, если больной не может встать; переворачивать больного, подставлять судно и т.д.

2. Вам принесли историю болезни больного, которому сделана операция. Завтра он должен быть переведен в палату, которую вы курируете. В соответствии с историей вы планируете весь перечень манипуляций, который вам нужно будет осуществить, после того как больной поступает в палату.

3. Больной (см. условие задачи 2) поступил к вам в палату. Вы проводите все необходимые манипуляции. О какой деятельности идет речь? Какой процесс имел место? Чем отличается данная деятельность от деятельности, описанной в задаче 1.

Упражнение на выявление координации движений. Когда говорят о координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп, направленную на достижение определенного двигательного эффект.

1. Проведите карандашом с помощью линейки две параллельные прямые длиной 30 см на расстоянии 2 мм друг от друга. Затем ручкой или карандашом другого цвета, не останавливаясь, постарайтесь не более чем за 20 секунд между ними линию без линейки.

Если она коснется верхней или нижней границы всего 2-3 раза –результат хороший; 4–10 – средний, а при большем количестве касаний результат неудовлетворительный.

2. Нарисуйте две параллельные ломаные (между ними 2 мм) так, чтобы они напоминали пилу с зубьями высотой 3 см и углом 45 градусом. Длина всей ломаной 30 см. Не более чем за 20 секунд проведите между ними свою линию. Измерьте общую длину отрезков касания.

Если длина всех отрезков не превысила в сумме 1см, результат хороший; 1-2 – средний, более 2см – неудовлетворительный.

3.Проведите с помощью линейки прямую и ломаную, длина каждой 30 см. Затем не более чем за 20 секунд проведите по этим линиям ручкой или карандашом другого цвета, но без линейки. По общей длине отрезков, вышедших за пределы схемы и количеству отклонений судят о координации движений рук.

Если вы отклонились не более 5 раз, а общая длина отклонений не превышает 2 см, то вы хорошо справились с заданием; 6–10 отклонений и 2,1 –3,5 см – средний показатель; если все цифры выше – не удовлетворительно.

Итоговый контроль

I. Заполнить пробелы:

1. Операцией называется способ выполнения .

2. Действие – это процесс, направленный не реализацию .

3. Действие, характеризующееся автоматизированностью на основе неоднократного поведения называется .

II. Верно или неверно?

1. Деятельность присуща только личности.

2. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности и переходить из одной в другую.

3. Деятельность имеет такие характеристики, как предметность, целенаправленность, социальность.

III. Выбрать правильный ответ

1.Процесс накопления опыта личностью путем преобразования внешних элементов предметной деятельности во внутренний план называется:

а) воспитание

б) научение

в) интериоризация

г) экстрериоризация

2. Отношение к деятельности переживается человеком как:

а) успех или неуспех

б) утомление, безразличие

в) удовлетворение

г) все ответы верны

3. Деятельность это:

а) динамическая система взаимодействия субъекта с миром

б) активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект

в) специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями

г) все утверждения верны.

Тема: Личность

Цель: познакомиться с понятием о личности, о самосознании личности; сформировать понятие о социализации личности; отследить влияние личности пациента на возникновение и течение болезни.

После изучения указанной темы студенты должны

знать:

Понятие о личности;

Структуру личности;

Понятие о социализации, воспитании и самовоспитании личности;

Влияние личности пациента на возникновение и течение болезни;

уметь:

Различать биологическое и социальное в психическом развитии личности;

Соотносить понятия: личность, индивид, индивидуальность;

Пользоваться личностными тестовыми методиками.

Информационный материал:

Личность системное качество индивида, приобретаемое в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений.

Индивид – человек как представитель homo sapiens с совокупностью природных предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств.

В момент рождения человек еще не является личностью, он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Человеческое общество, чтобы существовать, должно заботиться о воспроизводстве своих членов, причем таких, которые способны поддержать его устойчивость и развитие. Человек становится личностью в зависимости от качества и масштабов тех ценностей и требований, которые он усваивает, включаясь в общество.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, которые составляют ее структуру. В отечественной психологии наиболее распространена структура личности, разработанная К.К.Платоновым.

Социально обусловленные Биологически обусловленные

подструктуры подструктуры


Направленность воспитание

(потребности, интересы,

идеалы, убеждения)


Биологические свойства

(темперамент, пол, возраст)


Характер и способности складываются из всех элементов подструктур личности и как бы опосредуют их взаимодействие. Все рассмотренные подструктуры тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом и всегда проявляются в комплексе.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, составляющим ее своеобразие, т.е. индивидуальность. Поскольку нет двух людей с одинаковым сочетанием особенностей, постольку личность неповторима в своей индивидуальности.

Поэтому понятие «индивид» представляет собой определение биогенетической основы личности, а понятие «индивидуальность» характеризует многосторонность личностных качеств и свойств.

Основная литература:

1. Платонов Н.К. Структура и развитие личности. – М., 2002.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2001.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2005.

4. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. – М., 2006.

5. Крысько В.Г. Общая психология: в схемах и комментариях. – С-Пб, 2007.

6. Столяренко Л.Д.Общая психология. – С-Пб, 2006

Работа на занятии

Задание 1.

Какие их данных особенностей характеризуют человека как личность, а какие как индивида? Выпишите слова в две группы.

Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, приятный голос, дикция, средний рост, вспыльчивость, моральная воспитанность, трудолюбие, плохая пространственная координация, темные глаза, хороший слух, подвижность, критичность ума.

Какие из данных свойств обусловлены главным образом социальными факторами, а какие – биологическими? Обоснуйте ответ.


темперамент

мировоззрение

инстинкты

убеждения

равнодушие

зрительные свойства

механическая память

мышление

внимание

музыкальный слух

тип нервной системы

гуманность

способности

Определите, в каком отношении находятся следующие пары понятий, и изобразите отношения круговыми схемами.

1) индивид – индивидуальность

2) человек – индивидуальность

3) человек – индивид

4) личность – индивид

5) общество – личность

6) способности – личность

7) творчество – индивидуальность

Прошлое Настоящее Будущее

Человеческую жизнь можно условно разбить на три периода: прошлое, настоящее и будущее. Представим каждый из этих периодов в виде кругов различного диаметра. Соотношение периодов и есть условная модель психо-

логического возраста

Какое поведение, образ жизни характерны для личности:

Психологический возраст, который старше хронологического;

Соответствует ему;

Психологический возраст меньше хронологического?

Задание 5.

Тест «Самооценка»

Инструкция

Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

2. Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качества выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их, каждый решает сам.

3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств.

Набор качеств личности



Последние материалы раздела:

Алексей васильевич кольцов Год рождения а в кольцова
Алексей васильевич кольцов Год рождения а в кольцова

Алексей Васильевич Кольцов родился 3 октября 1809 года в Воронеже, в зажиточной мещанской семье Василия Петровича Кольцова. С девяти лет Кольцов...

Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве презентация к уроку по геометрии (10 класс) на тему
Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве презентация к уроку по геометрии (10 класс) на тему

Презентация «Перпендикулярные прямые в пространстве» является наглядным пособием для демонстрации учебного материала при изучении одноименной темы...

Видимое движение планет в солнечной системе презентация
Видимое движение планет в солнечной системе презентация

«Неповторимая планета» - Теперь мы знаем, какова Земля сейчас. В чем уникальность планеты Земля? От путешественников. Гидросфера – водная оболочка...