Музыкальное воспитание детей овз в детском саду. Музыкально-коррекционная деятельность для всестороннего развития ребенка с овз с использованием методики карла орфа

Игровые формы работы с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ

Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Цель - помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических тем.

Задачи :

1. Развитие музыкальных, творческих способностей дошкольников, формирование у них опыта взаимодействия с музыкальными произведениями.

2. Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми.

3. Развитие в театрализованной деятельности на занятиях всех компонентов устной речи.

4. Воспитание умения ритмично двигаться, сопровождая движения речью.

5. Развитие слухового внимания и памяти.

6. Формирование просодических компонентов речи: речевого дыхания, правильной артикуляции, дикции на материале фонопедических упражнений, чистоговорок, логопедических распевок, народных закличек.

7. Расширение и активизация словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

8. Развитие речи как средства коммуникации, практическое овладение детьми возрастных нормативов речи.

9. Развитие психических процессов: восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.

Среди проблем можно назвать:

непроизвольность движений;

боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

речевые нарушения или отсутствие речи;

замкнутость, не активность детей;

неустойчивые внимание и память у дошкольников.

Особенность работы с такими детьми состоит:

не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;

не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Главное и самое важное на занятиях - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров - детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом может участвовать в игре. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехам и удачным находкам. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают.

Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение - музыкотерапия.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей используются следующие виды музыкально-двигательной терапии:

психогимнастика – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах;

логоритмические занятия (с подгруппой или группой детей) – вариант двигательной терапии, используемой в работе с дошкольниками, систему музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных одним общим сюжетом и игровой формой;

систему музыкально-дидактических игр, эффективных в работе с детьми, имеющими определенные проблемы в развитии.

Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание Предпочтение отдается активным формам. Рассмотрим их подробнее.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Включая психогимнастику в работу с детьми, (книга М.И. Чистяковой, которая учит, как помочь детям, имеющим отклонения):

игры на развитие внимания:

игры на развитие памяти:

игры на преодоление двигательного автоматизма:

подвижные игры:

игры, способствующие успокоению и организации:

игры на выражение различных эмоций:

Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются музыкой. Я считаю, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Следующий вид музыкально-двигательной терапии в коррекционной работе с детьми с разными отклонениями – логоритмические занятия, каждое из которых является сюжетным. Используются: игровая мотивация, пантомима, музыкальные рассказы и импровизации.

Музыка на этих занятиях является организующим началом движений. Каждый музыкальный сигнал вызывает немедленную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, способствует коррекции речевых нарушений, например, фонематического слуха. Дети легко справляются со всеми заданиями логоритмики, поскольку их увлекает игровая форма.

Занятия строятся согласно определенной последовательности:

ритмическая разминка;

упражнение на развитие внимания;

упражнение, регулирующее мышечный тонус;

упражнение на развитие чувства темпа и ритма;

упражнение для развития координации слова с движением;

слушание;

упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;

упражнение для развития речевых и мимических движений;

заключительное упражнение на релаксацию, цель его – успокоить детей, переключить их внимание на другие виды деятельности.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Особое место в работе отводится музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий. Работа с дошкольниками с пониженным интеллектом имеет свои особенности, обусловленные характером имеющихся у детей нарушений. Занятия с использованием психогимнастики, логоритмики и музыкально-дидактических игр дают свои результаты. Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те дейcтвия, на которые не способны на других занятиях. Очевидно, что у детей появилось желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т.е. ребенок не просто играет на музыкальном инструменте, а только когда звучит музыка, выполняет просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, а главное – повышается активность малышей. Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, двигается рядом с другими детьми, не сталкиваясь с ними, развивается общая и мелкая моторика. Дети осваивают все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук: ложки, треугольник и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять движения в соответствии с музыкальным звучанием.

Решаются и задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т.е. заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова,в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью.появляется песенный репертуар, который расширяется дальше. Дети способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной. Планирование и подбор материалов для утренников и развлечений осуществляется совместно музыкальным руководителем, логопедом и воспитателями. При этом учитываются возраст детей. Уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого ребёнка. В проведении праздников для детей есть своя специфика. На начальных этапах обучения на утреннике основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Дети принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах. Дети участвуют в небольших сценках, где их действия сопровождаются комментариями воспитателя. Для активизации речи возможны хоровые односложные ответы детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок. Каждому ребенку даём возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Сценарии утренников и развлечений занимательные по форме, с обязательным наличием сюрпризных моментов, непродолжительными по времени (от 20 до 30минут).

При подготовке праздников и развлечений: Логопед, музыкальный руководитель и воспитатель совместно подбирают стихи, песни, инсценировки и другой речевой материал; Логопед первоначально отрабатывает тексты, добиваясь правильного звукопроизношения; Воспитатель проводит словарную работу, закрепляет речевой материал в свободное время; Музыкальный руководитель разучивает песни, танцы, хороводы. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.

Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных игр в позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.

Екатерина Скоробогатова
Перспективно-тематическое планирование музыкально-оздоровительной работы с детьми ОВЗ в старшей группе ДОУ

Формирование здорового образа жизни на музыкальных занятиях

в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Перспективно-тематическое планирование музыкально-оздоровительной работы

с детьми ОВЗ в старшей группе ДОУ.

Тема недели: Сентябрь «До свиданья, лето! Здравствуй детский сад!»

Элемент ЗОЖ: Психоэмоциональная регуляция «Мы рады всех видеть»

Задача: развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад Е. Котышева

"Утро начинается, вместе мы встречаемся"

Логоритмическое упражнение О. Н. Арсеневской «Я иду»

Пение: В. Герчик «Песенка друзей»

Игровое пособие №8 «Музыкальный клубок» программа «Здравствуй»

М. Л Лазарев

Беседа «Что было бы если бы…»

Пальчиковая гимнастика «Поссорились подружились»

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой упражнение основного комплекса

«Люблю себя»

Эксперементирование со звуками; Муз. ритм. движения:Т. Суворова «Буги-вуги», «Если нравиться тебе»

Взаимодействие с родителями: Родительское собрание «Значение музыки для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром»

Создание буклета «Музыка нас сближает»

Тема недели: Октябрь"Осенняя пора очей очарованье"

Элемент ЗОЖ: Культурно-гигиенические навыки. Гигиена полости рта. Внешний вид.

Образовательная деятельность: Задача: сохранять и укреплять дыхательный аппарат.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой упражнения основного комплекса «Ладошки», «Погончики», «Насос»

Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»

Комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей «Паровоз привёз нас в лес»

Пение: «Эхо» обр. С. Железновой.

Оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла.

«Таня плачет».

Слушание (релаксация): Чайковский «Осень» из цикла «Времена года»

Самостоятельная деятельность: Массаж биологически активных зон:

«Неболейка»

Инструментальная импровизация «Осенняя сказка» на музыку П. И.

Чайковского.

Музыкально-ритмические движения с осенними листочками «Ах, какая осень»

Музыкально-дидактическая игра «Ветер и дождинки», Т. Ткаченко «Капуста»

Взаимодействие с родителями: Родительское собрание на тему «Организационные требования к внешнему виду и форме одежды детей на музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках в ДОУ.»

Анкетирование на тему «Какую музыку слушает ваша семья»:

Тема недели: Ноябрь:1-2 неделя: «Мы живем в России»

Элемент ЗОЖ: Двигательная деятельность "Движение - это жизнь". Значение движений для здоровья

Образовательная деятельность: Задача: формировать правильную осанку

Музыкально-ритмические упражнения: Г. В. Свиридов «Марш», Т. Ломова «Плясовая».

Ритмопластика «Веселые путешественники» муз. М. Старокадомского

Самостоятельная деятельность: Игры на формирование правильной осанки и усиление мышечного корсета позвоночника О. Н. Арсеневская «Кто быстрее»,

«Мы гимнасты»

Взаимодействие с родителями: Информационная корзина «Рекомендации для родителей по слушанию классической музыки в семье» Рекомендовать игру «Ожившие статуи»

Тема недели: Ноябрь:3-4 неделя: «Предметы ближайшего окружения»

Элемент ЗОЖ: Двигательная деятельность"Движение - это жизнь"

Полезные и опасные движения

Образовательная деятельность: Задача: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности, соблюдение элементарных правил во время проведения игр, хороводов, конкурсов.

Артикуляционная гимнастика В. Емельянов «Озорной язычок»

Игра «Сколько нас»

Речевые игры с музыкальными инстр О. Н. Арсеневская: «Матрешка и Петрушка», «Кухонный оркестр»

Самостоятельная деятельность: Музыка для пробуждения после сна: Э. Григ «Утро», П. И. Чайковский «Вальс цветов»

Взаимодействие с родителями: Буклет о правилах проведения музыкально-ритмических движений в домашних условиях.

Тема недели: Декабрь: 1-2 неделя «Животный мир»

Элемент ЗОЖ: Медицинская активность. Профилактика заболеваний

Образовательная деятельность: Задача: формировать правильную осанку через проведение упражнений корригирующей гимнастики на тему «Животный мир», осуществлять самоконтроль по удержанию позы ног, рук, спины через игровое перевоплощение в образы животных и птиц.

Упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельникова "Ладошки", «Насос», "Кошка"

Речевые упражнения «Ходит кот» Коррекционные упражнения по рекомендациям врача ортопеда под музыку "Медведь" р. н. м.

Самостоятельная деятельность:

Пение Л. Книппер "Раз морозною зимой"

Танцевальная импровизация и игровое творчество по рассказу «Зимовье зверей»

Взаимодействие с родителями: Провести консультации по комплексу коррекционной гимнастики на тему «Животный мир»

Тема недели: Декабрь: 3-4 неделя "Покормите птиц зимой"

Элемент З

ОЖ: Медицинская активность. Профилактика заболеваний

«Волшебные звуки зимы»

Образовательная деятельность: Задача: развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видах детской деятельности и двигательной активности.

Распевка с элементами самомассажа «Наступили холода» М. Картушиной

Самомассаж «Птичка» по А. Уманская

Муз. ритм. упр. «Снегири на ветке» Упражнение для развития мелкой моторики рук «Снежинки и комочки» Слушание Г. Свиридова «Вальс» из повести А. С. Пушкина «Метель»

Самостоятельная деятельность: Игровое и танцевальное творчество: «Кого мы встретили в лесу»

Танцевальная импровизация «Птицы и птенчики» муз. В. Моцарт «Первый скрипичный концерт»

Взаимодействие с родителями: Предложить семейный поход в зимний лес. Послушать звуки зимнего леса, голоса птиц. Рассказать, почему и чем можно заболеть зимой. Буклет упражнения на дыхание «Вдыхая хвои аромат»

Оздоровительный досуг «Птичий праздник»

Публикации по теме:

Перспективно-тематическое планирование по OO «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация Перспективно-тематическое планирование по OO «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация Тема недели Непосредственная образовательная.

Перспективно-тематическое планирование по природному миру в подготовительной группе по программе «Детство» (1 Часть) Сентябрь 1неделя Тема недели: «Детский сад и школа» Тема НОД: «Беседа о лете» Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных.

Перспективно-тематическое планирование по природному миру в подготовительной группе по программе «Детство» (2 Часть) Февраль 1неделя Тема недели: «Зима. Зимующие птицы» Тема НОД: «Как живут наши пернатые друзья зимой» Обобщить знания детей, полученные.

Перспективно-тематическое планирование по развитию речи (I полугодие) Сентябрь. «Мой любимый детский сад» «Моя группа, игрушки» Программное содержание: Младшая подгруппа. Адаптация детей в группе (игровой,.

Перспективно-тематическое планирование в младшей группе. Тема: Осень Общая тема квартала - ОСЕНЬ Я и детский сад Хорошо у нас в детском саду экскурсия Игровая ситуация «С новосельем» Рассмотр. Картины «Дети.

Перспективно-тематическое планирование в младшей группе. Тема: Весна. Общая тема квартала ВЕСНА. март 1-2 неделя Семья. Родословная 8 Марта Рассматривание фото семей Беседы о мамах, бабушках Игры по развитию.

Перспективно-тематическое планирование в младшей группе. Тема: Зима. общая тема квартала - ЗИМА. Декабрь Начало зимы. Я и моё здоровье. Новый год. 1неделя Образ Я. Одежда. Здоровый образ жизни «День и ночь».

Перспективно-тематическое планирование в первой младшей группе по ОО «Художественно-эстетическое развитие». Рисование ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование. Планирование в I младшей группе по Т. С. Комаровой с элементами И. А. Лыковой Задачи:.

Перспективно-тематическое планирование взаимодействия с родителями Перспективно – тематическое планирование взаимодействия с родителямина 2012 – 2013 гг. Старшая группа № Тема Формы и методы Участники Сроки.

Модели музыкально-оздоровительной работы с детьми разных возрастных групп Цель музыкально-оздоровительной работы: обеспечение каждому ребенку укрепление психофизического и физического здоровья, развитие и выявление.

Библиотека изображений:

Т. М. Фель

Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад КВ "Теремок" п. фёдоровский.

(из опыта работы)

Музыкальное воспитание в нашем детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Среди проблем можно назвать:

  1. непроизвольность движений;
  2. боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
  3. речевые нарушения или отсутствие речи;
  4. замкнутость, неактивность детей;
  5. неустойчивые внимание и память у дошкольников.

Переосмыслив свой опыт, я пришла к выводу, что особенность работы с такими детьми состоит:

  1. не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;
  2. не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;
  3. не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Главное и самое важное на моих занятиях - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров - детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом может участвовать в игре. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехам и удачным находкам. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают.

Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение - музыкотерапия.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

  1. помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
  2. помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
  3. музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
  4. косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей, я решила использовать в своей работе следующие виды музыкально-двигательной терапии:

  1. психогимнастику – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах;
  2. логоритмические занятия (с подгруппой или группой детей) – вариант двигательной терапии, используемой в работе с дошкольниками, систему музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных одним общим сюжетом и игровой формой;
  3. систему музыкально-дидактических игр, эффективных в работе с детьми, имеющими определенные проблемы в развитии.

Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание Предпочтение отдается активным формам. Рассмотрим их подробнее.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Включая психогимнастику в работу с детьми, опиралась на книгу М.И. Чистяковой, которая учит, как помочь детям, имеющим отклонения. Я отобрала материал, предназначенный для дошкольников, и включаю его в перспективный план в соответствии с программными задачами на каждый месяц:

  1. игры на развитие внимания:
  2. игры на развитие памяти:
  3. игры на преодоление двигательного автоматизма:
  4. подвижные игры:
  5. игры, способствующие успокоению и организации:
  6. игры на выражение различных эмоций:

Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются музыкой. Я считаю, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Следующий вид музыкально-двигательной терапии в коррекционной работе с детьми с разными отклонениями – логоритмические занятия, каждое из которых является сюжетным. Используются: игровая мотивация, пантомима, музыкальные рассказы и импровизации.

Музыка на этих занятиях является организующим началом движений. Каждый музыкальный сигнал вызывает немедленную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, способствует коррекции речевых нарушений, например, фонематического слуха. Дети легко справляются со всеми заданиями логоритмики, поскольку их увлекает игровая форма.

Занятия строятся согласно определенной последовательности:

  1. ритмическая разминка;
  2. упражнение на развитие внимания;
  3. упражнение, регулирующее мышечный тонус;
  4. упражнение на развитие чувства темпа и ритма;
  5. упражнение для развития координации слова с движением;
  6. слушание;
  7. пение;
  8. упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;
  9. упражнение для развития речевых и мимических движений;
  10. игра;

Заключительное упражнение на релаксацию, цель его – успокоить детей, переключить их внимание на другие виды деятельности.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Особое место в своей работе я отвожу музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий. Работа с дошкольниками с пониженным интеллектом имеет свои особенности, обусловленные характером имеющихся у детей нарушений, поэтому пришлось внести коррективы в подбор музыкально-дидактических игр.

Занятия с использованием психогимнастики, логоритмики и музыкально-дидактических игр дают свои результаты.
Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те дейcтвия, на которые не способны на других занятиях. Очевидно, что у детей появилось желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т.е. ребенок не просто играет на музыкальном инструменте, а только когда звучит музыка, выполняет мои просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, а главное – повышается активность малышей. Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, двигается рядом с другими детьми, не сталкиваясь с ними, развивается общая и мелкая моторика. Дети осваивают все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук: ложки, треугольник и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять движения в соответствии с музыкальным звучанием.

Решаются и задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т.е. заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью. появляется песенный репертуар, который расширяется дальше. Дети способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной.
Планирование и подбор материалов для утренников и развлечений осуществляется совместно музыкальным руководителем, логопедом и воспитателями. При этом учитываются возраст детей. Уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого ребёнка. В проведении праздников для детей есть своя специфика.
На начальных этапах обучения на утреннике основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Дети принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах.
Дети участвуют в небольших сценках, где их действия сопровождаются комментариями воспитателя.
Для активизации речи возможны хоровые односложные ответы детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок.
Каждому ребенку даём возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи.
Сценарии утренников и развлечений занимательные по форме, с обязательным наличием сюрпризных моментов, непродолжительными по времени (от 20 до 30минут).

При подготовке праздников и развлечений:
Логопед, музыкальный руководитель и воспитатель совместно подбирают стихи, песни, инсценировки и другой речевой материал;
Логопед первоначально отрабатывает тексты, добиваясь правильного звукопроизношения;
Воспитатель проводит словарную работу, закрепляет речевой материал в свободное время;
Музыкальный руководитель разучивает песни, танцы, хороводы.

Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.

Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных игр в позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.

На основе занятий по коррекционной ритмике, совместно с дефектологом, психологом и музыкальным руководителем на базе компенсирующей группы детей с ОВЗ “Ромашка” создана детско-родительская студия “Вместе нам лучше ”.

Цель работы Студии: гармонизация личности ребенка посредством коррекционной ритмики.

Основными задачами Студии являются: улучшение обще-эмоционального состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность); знакомство родителей воспитанников с образцами классической музыки, в этом ключе развитие понимания родителями важной роли классической музыки в полноценном развитии ребенка.

Занятия Студии проводятся 1 раз в два месяца. Работа проводится по плану, по желанию родителей и детей план может корректироваться. работа ведётся в виде: игровых досугов, консультаций, презентаций мультимедиа. дети стали более активны, раскрепощены, эмоциональны. Родители с великим удовольствием принимают участие в развлечениях, праздниках. нужно отметить особое отношение родителей к нашим занятиям. Приобретённые знания и умения они применяют в повседневной жизни.

Мы верим, что внутренняя сила, вера в себя может победить любые недуги. И пусть эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые, но они двигаются, они поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, они дарят радость окружающим, близким. они понимают, что нужны людям, нужны обществу. Они верят в себя!

Литература

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-

развивающее обучение и воспитание: Программа. – М.: Просвещение, 2003.

  1. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для

дошкольников. – М.: Просвещение, 1982.

  1. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии

/ Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  1. Скрыпник И. Логоритмические занятия // Дошкольное

воспитание. – 1996. –№ 5–9.

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика. –М.: Просвещение,

1990.

  1. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева «Логопедическая работа в специализированном детском саду», М. Просвещение.1987 г.

Теперь, когда мы научились летать

по воздуху, как птицы, плавать под водой,

как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди.

Инклюзивная практика с детьми с

особыми возможностями здоровья

в музыкально-образовательной деятельности.

По данным Всероссийской диспансеризации 2002 г. количество детей с ОВЗ, к которым относятся дети с нарушением зрения, слуха, речи, интеллекта, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и трудностями в обучении, значительно возросло. В 2008 г. были опубликованы два новых документа, которые стали базовыми для интегрированного воспитания и инклюзивных процессов в образовательном пространстве РФ. В письме Министерства образования и науки от 01.01.2001 3АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» говорится: «Получение детьми с ОВЗ и детьми инвалидами образования является одним из основных неотъемлемых условий социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в разных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации прав детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».

Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзивное образование помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Они способствуют формированию у детей с ОВЗ положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения.

Наиболее распространённой формой получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является специальное (коррекционное) образование. Одной из основных его задач - осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом или психическом развитии ребёнка. В настоящее время инклюзивное образование детей с ОВЗ в дошкольные учреждения России активизируется, апробируются разнообразные формы и модели взаимодействия специального и массового образования, предпринимаются различные попытки создания адекватных условий для наиболее полной социализации и адаптации таких детей.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознается, что не все дети, имеющие нарушения в развитии могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса обучения и воспитания.

Музыкальное воспитание является частью системы коррекционно-педагогической работы , проводимой с детьми ОВЗ (с задержкой психического развития и нарушением интеллекта). Органично вписывается в эту систему, а именно в ее эстетический блок. Умение подражать действиям взрослого формируется постепенно, на протяжении всех этапов обучения, и является одним из основных направлений коррекционной работы на музыкальных занятиях.

Инклюзивное образование, основанная на идеях инклюзии, является одним из актуальных направлений деятельности современной системы образования. Эта идея в ДС № 000 «Облачко» более 7 лет успешно реализуется на практике в музыкальной деятельности. В нашем детском саду (корпус № 1) шесть норма групп, четыре группы с задержкой психического развития и две группы детей с нарушением интеллект. Целью работы музыкального руководителя является создание условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему и их социализацию, и формирование толерантного отношения к ним всех детей детского сада. Для реализации идеи были выявлены и обозначены следующие проблемы:

· Неготовность воспитанников детского сада к взаимодействию с детьми с иными физическими психическими способностями

· Отсутствие контактов детей ОВЗ со сверстниками норма групп

· Недоверие родителей, переживающих за своих детей, опасающихся, что их ребенка могут обидеть недобрым словом, назойливо рассматривать. Данная проблема существует и сейчас.

Вовлечение детей с ОВЗ в детский социум – процесс очень болезненный , связанный с предвзятостью и непониманием даже со стороны родителей здоровых детей. Своими некорректными репликами они культивируют негативное отношение к детям с ОВЗ у своих детей. В такой ситуации мы можем говорить о нравственных и духовных изъянах нашего общества, ибо нравственный человек никогда не обидит другого ни взглядом, ни словом.

Цели:

Ø Создание оптимальных условий для успешной постепенной адаптации детей с ОВЗ в детский социум с помощью музыкальной деятельности

Ø Обеспечение коррекционно-образовательного процесса обучения детей с ОВЗ.

Задачи:

Ø Формирова ние толерантного отношения к детям с ОВЗ у детей норма групп

Ø Развитие творческих способностей детей с ОВЗ с помощью детей норма групп

Ø Создание атмосферы гуманного доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, доброжелательными, способными помочь ближнему, стремящихся к совместному творчеству

Ø Максимальное использование разнообразных видов музыкальной деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса

Ø Творческая организация музыкальной деятельности детей норма групп и ОВЗ

Ø Вариативное использование музыкального материала, позволяющее развивать творческие способности каждого ребенка

Ø Уважительное отношение к результатам совместного творчества

Ø Развитие коммуникативных навыков и культуры общения , создание позитивного эмоционального настроя в музыкальной деятельности

Основные этапы и формы работы с детьми ОВЗ для решения обозначенных проблем.

1 этап: годы 2008 – 2010

Организация и проведения музыкальных развлечений и праздников совместно с детьми норма групп

В планомерной работе по формированию толерантного отношения к детям ОВЗ исключительную роль играет инклюзивное образование. Не подлежит сомнению, что именно совместное обучение способствует пробуждению чувства сострадания, формирует в детях жизненные ценности и высокую нравственность.

Организация развлечений - одна из самых простых и доступных форм музыкальной деятельности, огромный мир положительных эмоций и радостных переживаний. Участниками этих мероприятий были дети норма групп и ОВЗ (с задержкой психического развития и с нарушением интеллекта). Особенно успешно дети ЗПР включались в игровые и танцевальные формы, «болели» не только за своих, но и за других детей. Зато дети с нарушением интеллекта – это благодарные слушатели и зрители. Они с удовольствием наблюдали и проявляли эмоциональную отзывчивость, в конце развлечений многие из них с большим желанием танцевали со всеми детьми. Развлечения проводились на темы «День защиты детей», «День юмора и смеха», «День знаний» и т. д.

Организация и проведение праздников - одна из форм музыкальной деятельности, где все виды (игра на музыкальных инструментах, пение, слуховое восприятие, музыкально-ритмические движения) составляют основное ее содержание. Очень успешно были организованы совместные праздники «Новый год», «Здравствуй осень», «Весна красна» и т. д.. При подготовке к праздникам возникла необходимость в совместных музыкальных встречах. Дети ЗПР с интересом наблюдали за пением и игрой на музыкальных инструментах детей норма групп и с большим желанием приняли участие в совместных танцах: гораздо быстрее они научились двигаться змейкой, водить концентрический круг, двигаться парами и тройками по показу своих сверстников.

Ежегодно в преддверии международного дня толерантности в нашем детском саду проходит городская акция «Добротой согреты!» в рамках городского сетевого проекта «Тольятти – город толерантности». Именно детский сад № 000 «Облачко» в 2012 г. по инициативе заведующего стоял у истоков этого движения. Методистами детского сада был разработан план взаимодействия детей норма групп с детьми ОВЗ. Дети ходили друг к другу в гости, проводились совместные занятия по продуктивной деятельности, прогулки, игры. Итогом этой недели был большой музыкальный праздник «Мы вместе», где впервые взаимодействовали дети подготовительной норма группы и дети с нарушением интеллекта. В ходе совместных встреч у многих воспитанников появились новые друзья, они помогали им, чувствовали за них ответственность, совместно пели, играли на музыкальных инструментах и танцевали. Однако следует отметить, что не все дети готовы взаимодействовать с детьми инвалидами.

В ноябре 2014 г. в этом движении приняли участие и другие детские сады: МБУ № 000 «Радуга», МБУ № 000 «Сказочный», МБУ № 000 «Солнечный», № 000 «Гвоздичка». В сентябре 2015 г. к проекту «Тольятти – город толерантности» присоединилась МОУ СОШ №73, а итоговое концертное мероприятие для всех детей ОВЗ и их родителей проводилось в малом концертном зале дворца Детского и Юношеского Творчества (МОУДОД ДДЮТ).

2 этап: годы 2010- 2013

Разработка и реализация адаптивной образовательной программы дополнительного образования для детей ОВЗ (с задержкой психического развития) и норма групп.

В детском саду «Облачко» существует несколько услуг по дополнительному образованию, в том числе и кружок «Шумовой оркестр». Впервые эта услуга была предложена в 2010 г. Родители детей ОВЗ с большим энтузиазмом восприняли эту информацию и записали их почти всей группой в этот кружок. Уже более 5 лет дети ОВЗ занимаются по авторской программе музыкального руководителя

Основная идея программы – это ребенок дирижер. Одна из ведущих задач – воспитание оркестрового мышления, умение сочетать ритмически и темброво различные группы детских музыкальных инструментов. Кредо нашего репертуара – это лучшие образцы классической музыки.

В кружке «Шумовой оркестр» две группы детей: первая – подготовительная норма 10человек, вторая – подготовительная ЗПР 9 человек. Следует отметить, что все приемы игры отрабатываются на обычных музыкальных занятиях. В кружке идет творческая работа над репертуаром, причем берется один и тот же музыкальный материал для всех детей (например: марш из балета «Щелкунчик», Л. Моцарт «Катание на санях»). Есть общие и совместные занятия, когда дети взаимодействуют друг с другом, поэтому нет проблем с концертными выступлениями.

Итогом этой работы становится выпускной праздник, где один из детей (самый активный) занимает место музыкального руководителя и дирижирует оркестром.

Результатом этой творческой работы является очень успешное выступление всех воспитанников кружка «Шумовой оркестр»:

· 2012 -2014 г. г. - Благодарственные письма школы №69 за участие в концертных выступлениях в благотворительном марафоне «Спешите делать добрые дела» городской акции «За жизнь без барьеров»

· 2012 г. – Диплом 3-й степени конкурса инструментальных оркестров и фольклорных ансамблей городского фестиваля детского творчества для детей с особыми возможностями здоровья «Солнечный круг»

· 2010-2015 г. г. – Дипломы лауреатов областного Рождественского фестиваля детского и юношеского творчества «Вифлеемская звезда» в номинации «Шумовой оркестр»

· 2010-2015 г. г. – Дипломы лауреатов областного Рождественского фестиваля детского и юношеского творчества «Пасхальная капель» в номинации «Шумовой оркестр»

· 2012 г. – После выступление на гала концерте именно детей ЗПР с музыкальным номером И. Штрауса «Деревенские ласточки» зал аплодировал стоя, а педагог был отмечен грамотой «За исполнительское мастерство» (видео в приложении)

3 этап: годы 2014- 2015

Разработка и реализация музыкальных проектов, театрализованных представлений (сказок), формирование системы работы по социализации детей ОВЗ и духовно-нравственных отношений воспитанников детского сада

В ходе реализации проектной музыкальной деятельности отмечена большая заинтересованность детей ОВЗ (с задержкой психического развития)

Наиболее интересные из них:

· Проект с использованием интегрированного обучения «В мире волшебных шумовых звуков» для детей подготовительной группы с ЗПР (по принципам программы Карла Орфа). Здесь дети с большим интересом играли на хрустальных фужерах, чашках и блюдцах, озвучивая «Польку» С. Рахманинова. Экспериментировали с листом бумаги, создали шумовой оркестр, используя в игре различные приемы (щелчки, встряхивания и т. д.), озвучивали «Польку» М. Глинки. В продуктивной деятельности разрисовывали шаблоны в фантазийном стиле, изготовили инструменты-самоделки из половинок грецких орехов. На презентации была выставка шумовых инструментов и детский концерт.

· Проект «Придумай свой танец» - созданный с целью развития творческой фантазии у детей с задержкой психического развития и закрепления музыкальных жанров.

· Совместный театральный проект сказки «Красная шапочка да на новый лад». В нем участвовали дети подготовительной норма группы, подготовительной ЗПР и подгруппа детей с нарушением интеллекта. Родители с удовольствием включились в этот проект. Именно они придумали различные дополнительные персонажи. А музыкальный руководитель определил роли в соответствии с индивидуальными музыкальными способностями детей.

· Музыкальная сказка «Лягушка - путешественница». В постановке сказки ее полноправными участниками стали дети ЗПР и с нарушением интеллекта, включаясь в игровые эпизоды сказочного действия.

4 этап: годы 2015- 2016

Перспектива работы - составление карт индивидуального маршрута

Выводы.

В результате многолетней целенаправленной работы по музыкальному воспитанию удалось создать определенные условия, которые:

· Способствуют созданию музыкального пространства для всех детей, в том числе и для детей ОВЗ

· Дети с ограниченными возможностями здоровья получают качественное дополнительное образование в кружке «Шумовой оркестр» и награждены многочисленными дипломами лауреатов городских и областных конкурсов

· Многие воспитанники детского сада «Облачко» демонстрируют свое толерантное отношение к детям ОВЗ

Коллектив педагогов делает все возможное по разрушению стереотипного восприятия проблем инвалидов в детском социуме и привлекает всех своих воспитанников в совместные массовые мероприятия.

Программа для музыкальных занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья в группе "Особый ребенок" (с интеллектуальными нарушениями) на один учебный.

Реализация программы обеспечивается через использование на занятиях специальных методов и приемов, создание специальных условий, распределения содержания программы, исходя из психофизиологических особенностей ребенка: это прослушивание музыкальных произведений, соответствующего характера, прослушивание детских песенок, акустическое подражание звукам, словам, темпу, ритму музыкального произведения доступным способом, дыхательная гимнастика, логоритмика, движения в соответствии с текстом и музыкой с помощью учителя, приемы игры на элементарных музыкальных инструментах, развитие слухового восприятия и ориентации в основных базовых музыкальных характеристиках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 16

Пушкинского района г.Санкт-Петербурга

(структурное подразделение: Дошкольное)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ: «МУЗЫКА»

для детей дошкольного возраста

с ОВЗ групп «Особый ребенок»

3 -7 лет

на 2017 – 2018 учебный год

Разработчик программы: музыкальный руководитель

Лялене Надежда Анатольевна

Санкт-Петербург

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыкальные занятия в группе ОР проводятся два раза в неделю.

Еженедельно планируется проведение индивидуальных занятий.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Основной целью музыкально-коррекционной работы с детьми с ОВЗ является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка и направлена на преодоление нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к жизни в обществе.

Структура музыкально-коррекционных занятий

Для достижения оптимальных результатов музыкально-коррекционные занятия строятся, равномерно распределяя психофизическую нагрузку и проводятся по следующей схеме:

Приветствие.

Обязательный ритуал на протяжении всех занятий, оно способствует

развитию координации движений, артикуляции, воспитывает ритмический

слух и имеет огромное значение для эмоционального и психического

самочувствия детей.

Музыкально-ритмические упражнения (ритмо-пластика, логоритмика) – оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.

Игры и упражнения на дыхание.

Различные виды игр и упражнений на дыхание способствуют развитию интенсивного выдоха, навыков совместных действий. Чрезвычайно велика роль дыхательных упражнений в профилактике простудных заболеваний.

Игры с шумовыми музыкальными инструментами – увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику,речь, чувство ритма.

Музыкальные сюжетные игры - дарят радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, координации движений, быстроты реакции, ловкости.

Прощание. Обязательный ритуал, аналогичен разделу “Приветствие”.

Календарно – тематический план музыкальных занятий в группе ОЗ -1 и ОР-2

Тема

Кол-во занятий

Тип занятия

Элементы основного содержания

Задачи

Сентябрь

“Настроения и чувства в музыке”

Пальчиковая

Игра

Ритмопластика

Танцевальные

движения

«Ладушки-ладошки» Иорданского

« Где же наши ручки?» Ломовой

«Да-да-да» Тиличеевой

«Киска» Д. Костраба

Побуждать детей передавать ритм ходьбы и бега вместе с воспитателем. Учить детей выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя. Побуждать детей передавать простые игровые действия.

Октябрь

«Золотая осень»

Ритмопластика

Пальчиковая гимнастика

Танцевальные движения

Праздник осени

« Танечка, баю-бай» обр. Агафонникова

«Ах, вы сени» р.н.м. «Ходим-бегаем» Тиличеева, «Побежали» Тиличеевой «Погремушки» Раухвергера

«Солнышко и дождик» Раухвергера

Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. Учить детей начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Побуждать детей передавать игровые образы

Ноябрь

«Природа в музыке»

Игры с шумовыми музыкальными

Инструментами

Логоритмические

Упражнения.

Праздник “День мамы”

Тихо-громко» Тиличеевой «Гопачок» обр. Раухвергера «Маленький хоровод» обр. Раухвергера

«Мышки и кот» Т.Бабаджан

Игры и упражнения на дыхание

Пальчиковые игры

Логоритмические упражнения

Декабрь

«Здравствуй, Новый год!»

Музыкально-сюжетные игры

Ритмопластика

Новогодний праздник

«Новогодняя пляска»

Танец-игра «Со снежками»

«Маленький хоровод» обр. Раухвергера «Зима» Красев, «Наша елочка» Красева

«Дед Мороз» Филиппенко

Выполнять плясовые движения в кругу Учить выполнять притопы, «фонарики», «пружинки». Побуждать передавать игровые образы, ориентироваться в пространстве. Развивать умение подпевать повторяющиеся фразы. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Привлекать детей к посильному участию в празднике.

Январь

«Снежная сказка»

пальчиковая игра

«Мы идём» Рустамова»

«Приседай» обр. Роомере

«Игра в мяч» Красева. «Машина» Волков, «Моя лошадка» Гречанинова

«Наша елочка» Красева

«Как на ёлке у ребят» муз. Петровой

«Дед Мороз» Филиппенко

Побуждать малышей слушать веселые, подвижные песни, понимать их содержание. На музыкальное заключение прищелкивать языком и подражать гудку машины

Февраль

«Песня, танец, марш»

Музыкально-сюжетные игры

Ритмопластика

Игра с шумовыми музыкальными инструментами

.«Вот так, хорошо!» Попатенко, «Пирожок» Тиличеева.

«Мамочка милая» Тиличеевой

Побуждать детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием, ритмично ударять по бубну и двигаться с ним, отмечая двухчастную форму пьесы. Передавать разный характер музыки образно-игровыми движениями. Развивать способность детей следить за действиями игровых персонажей, сопереживать, активно откликаться на их предложения

Март

«Музыкальные инструменты и игрушки»

пальчиковая игра

музвкально-ритмические упражнения

Солнышко» Попатенко «Маму поздравляют малыши» Ю.Слонова «Ноги и ножки» Агафонников, «Прилетела птичка» Тиличеева.

«Кошка и котята» В.Витлина

Учить детей менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. Побуждать детей принимать активное участие в игровой ситуации. Эмоционально откликаться на контрастные произведения, познакомиться с песней ласкового характера.

Апрель

«Природа и музыка»

Музыкально-ритмические и танцевальные двиения

упражнения на дыхание

артикуляционные упражнения

открытое тематическое занятие

«Дождик» обр. Фере, «Березка» Рустамов

«Прятки» обр. Рустамова.

«Умывальная» АН. Александрова,«Цап-царап» С. Гаврилова

Двигаться в соответствии с характером и текстом песни, начинать движение после музыкального вступления. Выполнять простейшие движения с платочком. Передавать игровые действия, меняя движения на вторую часть музыки.

Май

«Потешные уроки»

Музыкально-сюжетные игры

Ритмопластика

Игра с шумовыми музыкальными инструментами

«Гуляем и пляшем» Раухвергер, «Жук» Карасевой, «Хорошо в лесу», «Теремок». «Паровоз» А. Филиппенко

Побуждать детей слушать и различать по характеру контрастные пьесы, Петь звукоподражания песни вместе с педагогом.Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки, меняя движения со сменой частей.

Итого

*В зависимости от целей, задач и возможностей воспитанников музыкальное наполнение занятий может варьироваться на усмотрение музыкального руководителя (см.планы музыкальных занятий).



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...