За что царь морской одарил садко рыбами. Анализ древнерусской былины садко

Доклад 6 класс.

Всемирно известная былина «Садко» относится к былинам новгородского цикла. Это былины, повествующие о жизни и бы­те Великого Новгорода, второго по значению города средневеко­вой Руси, и его жителей. Ученые считают, что былина «Садко» - одна из древнейших (если не самая древняя) из сохранившихся и дошедших до нас былин.

В центре былины - новгородский купец Садко, талантливый гусляр. По его имени и названо произведение русского фольклора. Образ Садко жизненно достоверен и многогранен, очень неодно­значен. «Садко, - пишет известный исследователь В.Г. Мирзоев, - истинный представитель Великого Новгорода, воплотивший его характерные черты».

В начале былины Садко предстает перед нами как обыкно­венный гуселыцик (играющий на гуслях - старинном русском музыкальном инструменте), без знатного происхождения, богат­ства, достатка, «несчетной золотой казны». Однажды он встреча- 18 ется с морским царем, который награждает его за искусную игру на гуслях богатством.

В результате своей предприимчивости, ловкости и удачи Садко становится купцом и вскоре бросает вызов всему купе­честву Великого Новгорода. Однако в этом поединке Садко терпит поражение, - иначе в былинах и быть не могло: победа одного человека, Садко, была бы принижением второго по мо­гуществу города Древней Руси - Господина Великого Новгоро­да. Вскоре после этого Садко отправляется в путь. Это был долгий и сложный путь. Волхов, Ладожское озеро, Нева, сине море, Золотая Орда - вот вехи этого пути (интересно, что в этой былине о Садко Золотая Орда рисуется неизвестным авто­ром не как враждебная сила; Садко получает там даже большие барыши).

На обратном пути Садко ожидают большие испытания: в мо­ре царь Морской потребовал у него жертвоприношения. И вот в этой ситуации раскрывается непростой характер Садко: он эгои­стичен и расчетлив, недобр и несправедлив. Садко готов пожерт­вовать своей дружиной ради собственного спасения. Садко предлагает выбрать жертву - «живую голову» - в результате же­ребьевки. Вот здесь и проявляются такие черты его личности, как хитрость, коварство, непорядочность. Садко делает жребий себе из тяжелого металла - золота, а дружине - из дерева: он по­нимает, что золото тяжелее и сразу пойдет на дно, а это означает спасение - не он будет выбран в качестве жертвы.

Ай же ты, дружина хоробрая! А-й возьмите-тко уж как делайте А-й да жеребья да себе, волжаны. А-й как всяк свои имена вы пишите на жребьи, А спущайте жеребья на сине море; ч - А я сделаю себе-то жребий на красное-то на

А-й как спустим жеребья теперь мы на сине море, А-й как чей у нас жребий теперь ко дну

А тому идти как у нас да в сине море.

В былине «Садко» нашли отражение древнейшие верования, обычай принесения человеческой жертвы морским богам. Здесь отражен еще сохранившийся у людей Древней Руси страх перед морем, страх далеких путешествий на непрочных ладьях. Вот здесь проявились другие стороны личности Садко, не побоявше­гося отправиться в далекое и опасное морское путешествие, - храбрость, смелость, отвага.

Интересен в былине еще один образ - образ Морского царя, в котором нашли воплощение такие черты, которые особенно це­нились новгородцами в те далекие времена: щедрость, широта натуры. Морской царь восхищается игрой Садко и щедро его одаривает, требует его к себе, на дно морское; он пляшет широ­ко, по-русски, под гусли новгородского купца Садко:

А-й как начал играть Садко как во гусли во яровчаты,

А как начал плясать уже Морской теперь в сине мори,

А от него сколебалося все сине море,

А сходилася волна да на синем мори,

А-й как стал он разбивать много черных кораблей

да на синем мори, А-й как много стало ведь тонуть народу

да в синем море, А-й как много стало гинуть именьица

да в сине море.

Лишь в самом конце былины сказители ввели образ Святите­ля Николая, святого Николая-угодника, одного из самых почи­таемых на Руси святых, который вызволяет Садко из плена. Как пишет В.Г. Мирзоев в своем исследовании, «Сочная, красочная былина «Садко», обнаруживая полнокровную жизнь Древнего Новгорода, сохранила нам дохристианские верования его насе­ления (в другом варианте спасительницей Садко была русалка Чернавка. - М.Г.), а также ясно обрисовала детали местной жиз­ни, психологию средневекового новгородского купца. Былина о Садко - живая картина с натуры, живой рассказ о жизни древне­го города».

В былине о Садко ярко и выразительно описывается талант­ливая игра главного героя, новгородского купца, на гуслях: 20

А-й как пошел Садке Ильменьда ко озеру,

А-й как он садился на синь горюч камень да об озеро,

А-й как начал играть во гусли во яровчаты,

А-й как ведь опять играл он с утра до вечера,

А волна уж как в озере сходилася,

А вода ли с песком да смутилася;

А тут осмелился Садке да новгородский

А сидеть играть как он об озеро.

А-й как тут вышел царь водяной топерь со озера,

А-й как сам говорит царь водяной да таковы слова:

«Благодарим-ка, Садко да новгородский!

А спотешил нас теперь да ты во озере,

А у меня было да как во озере,

А-й как у меня столованье да почестен пир,

А-й как всех развеселил да на честном пиру,

А-й любезных да гостей моих.

А-й как я не знаю топерь, Садка, тебя да чем

Пожаловать.

В былине «Садко» выразились взгляды народа на прекрасное, на значение прекрасного в жизни.

Народные представления о жизни, о прекрасном, о добре и зле, выраженные в былине, вдохновили спустя много веков замечательного русского композитора XIX века Н.А. Римско- го-Корсакова на создание оперы с одноименным названием по мотивам известного памятника русского эпоса - были­ны «Садко».

Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить формирование навыков и умений сравнительного анализа:
  • находить сходства и отличия в сюжете произведений литературы и киноискусства;
  • выявлять основные качества героев произведений исравнивать персонажи;
  • выявлять художественное своеобразие произведений литературы и кино;
  • делать выводы в своей работе.

Развивающие:

Воспитательные:

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Урок рассчитан на 2 часа.

1. Вступительное слово учителя.

На уроке литературы мы с вами познакомились с произведениями устного народного творчества - былинами. Одна из них - былина новгородского цикла "Садко". Также мы с вами посмотрели одноимённый фильм-сказку режиссёра А. Птушко "Садко". Сегодня нам предстоит нелёгкая, но очень интересная задача - сравнить произведение устного народного творчества с произведением киноискусства.

Но прежде давайте прослушаем два сообщения учащихся: первое - о былине "Садко", второе - о фильме-сказке "Садко".

2. Сообщения учащихся о былине "Садко" (Ю.М. Соколов и В.И. Чичеров. Онежские былины. - М., 1948) и фильме-сказке "Садко" (Мосфильм. А. Птушко.Фильм-сказка "Садко". - www.mosfilm.ru ).

3. Слово учителя.

А теперь приступим к сравнительному анализу былины и киносказки. Нашу работу мы построим следующим образом: сначала сравним сюжеты произведений, затем сопоставим их героев и в конце попытаемся выявить художественное своеобразие былины и фильма-сказки.

Итак, приступим к сравнению сюжета произведений.

4. Беседа с учащимися.

Сколько условно частей можно выделить и в былине, и в фильме? Давайте их озаглавим.

На доске записывается план сюжета.

  • Садко в Новгороде.
  • Путешествие Садко.
  • Садко на море.
  • Садко в подводном царстве у Морского Царя.

Весь класс мы разделим на 4 рабочие группы. Каждой группе предстоит сравнить сюжеты одной из частей былины и фильма-сказки согласно нашему плану.

5. Работа по группам.

Задание для группы 1.

Дайте краткий пересказ сюжета былины и фильма-сказки первой части - "Садко в Новгороде".

Кем был Садко в начале былины и фильма?

Как удалось разбогатеть Садко в былине и в фильме? Кто в этом ему помогает в былине? А кто в фильме-сказке?

С какой целью строит Садко корабли и отправляется в путешествие в былине? А в фильме?

Задание для группы 2.

Дайте краткий пересказ сюжета былины и фильма-сказки второй части - "Путешествие Садко".

Сделайте вывод, ответив на следующие вопросы:

Куда отправляется Садко с дружиною в былине? Что сказано о его путешествии?

В фильме-сказке путешествие занимает значительное место. Как вы думаете, почему?

Какие испытания выпали на долю Садко и его дружины в фильме?

К какой мысли приходит Садко в конце своего путешествия в фильме? В чём он видит счастье?

Задание для группы 3.

Дайте краткий пересказ сюжета былины и фильма-сказки третьей части - "Садко на море".

Сделайте вывод, ответив на следующие вопросы:

Почему на море разыгралась буря?

Как ведёт себя Садко в былине, прежде чем отправиться к Морскому Царю? Почему?

Какое решение принимает Садко в фильме-сказке?

Задание для группы 4.

Дайте краткий пересказ сюжета былины и фильма-сказки четвёртой части - "Садко в подводном царстве у Морского Царя".

Сделайте вывод, ответив на следующие вопросы:

Как выглядит Морской Царь в былине? А как в фильме?

Почему Садко начинает играть на гуслях в былине? А в фильме-сказке?

От кого Садко узнаёт о том, что на море тонут корабли? Кто помогает ему попасть на землю в былине? А в фильме?

6. Выступления групп со своими сообщениями.

Группа 1.

И в фильме, и в былине Садко вначале был бедным гусляром, услаждавшим слух прекрасным пением и игрой на гуслях. И в былине, и фильме разбогатеть Садко помогает потусторонняя сила. Но если в былине помощником выступает сам Морской Царь, то в фильме это прекрасная дочь морского царя - Морская царевна. Оба они награждают Садко за прекрасное пение и игру на гуслях рыбами с золотыми перьями, на которых советуют гусляру бить об заклад с купцами на спор.

В былине Садко, разбогатев, становится богатым купцом и зазывает всех к себе на пир, где хвастает, что скупит на свои деньги все товары новгородские. Однако это ему не удаётся, так как каждый день в Новгород привозят всё новые и новые товары со всех концов земли. Тогда Садко делает вывод, что славный Новгород богаче его будет и, построив тридцать кораблей, собирается в морское путешествие торговать новгородскими товарами.

В фильме Садко, получив новгородские товары, раздаёт их бедным людям. В морское путешествие он со своей дружиной собирается на поиски Птицы-Счастья для бедного люда и чтобы прославить новгородские товары, а с ними и Великий Новгород. Строит он всего три корабля, на которых и отправляется в путешествие.

Итак, и в былине, и в фильме Садко отправляется в путешествие на своих кораблях.

Группа 2.

И в былине, и в фильме Садко с дружиной совершают путешествие по морю.

В былине морское путешествие описывается очень кратко, упоминается только, что Садко через Ладожское озеро попадает в реку Неву, а затем едет по морю. Направляется он в Золотую Орду, где торгует новгородскими товарами и получает великие барыши.

В фильме же путешествие занимает значительное место, описывается ряд приключений Садко и его дружины в поисках Птицы-Счастья: встреча с воинственным народом, с хитрым индийским правителем Магараджа. Отовсюду Садко выбирается живым: русская смекалка, смелость выручают молодца и его дружину. Садко находит Птицу Феникс, но счастье оказывается не в ней. В результате своего путешествия Садко понимает, что лучше родной земли, любимых родных и близких нет в мире ничего - и в этом он видит счастье.

И в былине, и в фильме Садко с дружиной направляются домой в Новгород.

Группа 3.

И в былине, и в фильме Морской Царь требует дани - живой головы, причём самого Садко.

Но если в фильме Садко сразу принимает решение самому отправиться к подводному Царю, не желая жертвовать другими жизнями, то в былине Садко три раза со своей дружиной бросают жребий, чтобы выяснить, кому отправляться на дно морское - нелегко ему расстаться со своей жизнью. Перед тем как отправиться к Морскому Царю, Садко-купец пишет завещание, в котором отписывает своё именьице церквам, бедным людям и молодой жене.

В былине Садко засыпает на дощечке, которая плывёт по морю, и попадает в морское царство. В фильме же Садко просто опускается на морское дно при разыгравшейся буре.

Группа 4.

В фильме-сказке и в былине царь выглядит по-разному. В былине образ очень неопределённый:у царя голова похожа на кучу сенную. В фильме же он приближён к реальному человеческому облику: у Морского Царя длинная и густая борода, на головекорона, царь в красивом наряде.

В фильме-сказке, в отличие от былины, царь морской не приказывает Садко играть на гуслях - Садко сам начинает играть, а царь плясать. В былине же Царь Морской приказывает Садко играть на гуслях.

И в фильме, и в былине море бушует, и много хороших и праведных людей гибнет. А Садко и не догадывается об этом и продолжает играть. В фильме с известием о гибели людей и кораблей прилетает голубь, которого присылает Садко Любава.После того как Садко узнаёт о несчастье, он придумывает, как ему успокоить Царя и, следовательно, разбушевавшееся море, а также попасть на землю. В этом ему помогает Морская царевна, та, которая одарила его в своё время. Таким образом, Садко помогает сила любви женщин - Любавы и Морской царевны.

В былине же с известием о гибели кораблей появляется святой Микола Можайский. Он помогает Садко выбраться из моря своими советами: сломать гусли и жениться на Чернавушке. Таким образом, в былине Садко помогает святая сила в образе Миколы Можайского.

7. Беседа.

Теперь нам предстоит сравнить героев былины и фильма-сказки. Сначала перечислим основные персонажи былины и фильма.

На доске заполняем таблицу:

Какие герои встречаются в обоих произведениях?

(Садко, купцы новгородские, дружина Садко, Морской Царь, Морская царевна (она же в фильме Владычица Ильмень-озера).

Какие персонажи есть только в былине?

(Микола Можайский, упоминается жена Садко).

Какие персонажи есть только в фильме?

(Любавушка, Царица-Водяница, воинственный народ, восточный правитель Магараджа, Птица Счастья Феникс).

Несомненно, главным героем и былины, и фильма является Садко. Давайте сравним образы одного и того же героя, но разных произведений искусства.

Садко

Дано ли портретное описание Садко в былине? Что мызнаем о нём? Почему Садко в былине часто приглашают на почестные пиры?

Как выглядит Садко в фильме? Что мы знаем о нём? С какой целью Садко идёт к новгородским купцам? Только ли о богатстве он помышляет? Какие качества проявляет Садко в этих сценах?

Какие качества Садко помогли разбогатеть ему и в фильме, и в былине?

С какой целью Садко отправляется в морское путешествие в былине? А в фильме? О каких качествах характера Садко это говорит?

Каким мы видим Садко в сценах фильма во время встречи с воинственным народом, с восточным правителем Магараджа?

Как ведёт себя Садко, когда узнаёт, что Морской Царь требует его к себе на дно морское в былине? А в фильме?

Какие качества помогли Садко выбраться живым на сушу от Морского Царя и в былине, и в фильме?

Как относится Садко к своей жене в былине? К невесте Любавушке в фильме?

Что самое главное понял Садко во время своего путешествия в фильме-сказке? Как Садко относится к своему народу и родной земле? Как его это характеризует?

Почему в былине Садко не прельщают морские богатства и красивые царевны, а он стремится на землю?

Зачем Садко в былине строит церковь Миколе Можайскому после возвращения на родину?

Итак, какие же человеческие качества роднят главных героев двух произведений? А где образ Садко получился более ярким и характерным?

Учащиеся должны прийти к следующим выводам.

Если мы сравним образы главного героя Садко в фильме и былине, то отметим во многом схожесть их характера: смелость, настойчивость, гордость, смекалка, любовь к родному краю. Оба они - мастера своего дела, их талант помогает разбогатеть бедным гуслярам. Но в фильме образ Садко получился более ярким и характерным. Садко никогда не сомневается, он решительнее, смелее в своих поступках. В нём больше развито чувство долга, ответственности и любви к родному краю, Любаве и своему народу.

8. Работа по группам

Остальные персонажи вам предстоит охарактеризовать самостоятельно.

Каждая группа получает карточку с заданием.

Задание для группы 1.

Проанализируйте женские образы былины и фильма-сказки: в былине - Чернавушки и жены Садко; в фильме - Владычицы Ильмень-озера и Любавы Буслаевны.

Задание для группы 2.

Проанализируйте образы Морского Царя (Нептуна) в былине и фильме-сказке, Царицы-Водяницы в фильме.

Какую роль они выполняют в былине и в фильме?

Задание для группы 3.

Дайте характеристику купцам новгородским, дружине Садко в былине и фильме-сказке, Миколе Можайскому в былине.

Какую роль они выполняют в былине и в фильме?

Задание для группы 4.

Дайте характеристику воинственному народу, восточному правителю Магараджа, Птице Феникс в фильме-сказке.

С какой целью режиссёр вводит эти персонажи в фильм?

9. Выступления групп со своими сообщениями.

В результате работы учащиеся должны прийти к следующим выводам.

И купцы новгородские, и дружина Садко, и Морской Царь - персонажи, которые встречаются как в былине, так и фильме-сказке. Все они играют одну и ту же роль. С купцами новгородскими - богатыми высокомерными торговцами - Садко вступает в спор. Дружина - храбрая, преданная Садко помощница в сложных ситуациях. Морской Царь - владыка моря, он выступает и в качестве помощника-дарителя (в былине одаривает Садко рыбками с золотыми перьями), и хитреца, всеми силами старающегося заполучить к себе Садко, чтоб гусляр веселил его своей игрой.

Если в былине помощь Садко оказывает святой Микола Можайский, то в фильме-сказке - Морская царевна, влюблённая в гусляра.

Так как в былине путешествие Садко описывается очень кратко, там нет таких персонажей, как воинственный народ и восточный правитель Магараджа. В фильм данные персонажи режиссёр вводит, чтоб подвергнуть Садко испытаниям, поставить в сложные ситуации. Садко же преодолевает все испытания, становясь только сильнее и выносливее.

10. Беседа с учащимися.

Теперь попробуем выявить художественное своеобразие произведений.

Былина "Садко"

Как и во всех былинах, в былине "Садко" есть зачин, который определяет место и время действия; заключение, подводящее итог. Найдите зачин и заключение в былине "Садко".

Троекратность является одним из главных приёмов изображения в былинах. Найдите такие повторы в былине "Садко".

Используется ли в былине приём гиперболы? Где?

Найдите в былине устойчивые эпитеты, устойчивые суффиксы.

Фильм-сказка "Садко"

Удалось ли режиссёру воссоздать в фильме народный дух? Как это ему удалось?

В фильме есть сказочные мотивы. Вспомните их.

А сможете ли вы найти троекратные повторы в фильме?

В фильме звучит музыка композитора Н. Римского-Корсакова. Какую роль она играет? Как музыка помогает передать сюжет произведения, чувства героев?

Есть ли в фильме юмористические сцены? Вспомните их.

Что вы можете сказать о речи героев фильма?

Былина - произведение устной поэзии русского народа. Она передаёт древнерусский быт, нравы народа. Былинный стих особенный, он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций, песенные строки легки и естественны. В былине есть зачин, концовка, повторы, преувеличения, постоянные эпитеты. Режиссёр фильма-сказки старался сохранить народный колорит поэтического произведения. В фильме "Садко" воссоздан дух старинного уклада русской жизни. Речь героев пересыпана народными словечками, шутками и прибаутками, ласковым обращением друг к другу в уменьшительно-ласкательной форме. Красоту фильму придаёт удивительная музыка, сопровождающая произведение. Таким образом, режиссёр старался приблизить киноискусство к фольклорному искусству. Получился яркий, интересный, захватывающий фильм.

11. Домашнее задание.

Ответьте письменно на вопросы:

Можно ли сказать, что в основе фильма-сказки "Садко" лежит сюжет былины "Садко"?

Что общего в сюжетной линии этих произведений? А в чём режиссёр отошёл от сюжета былины?

Что роднит главных героев произведений? Какие качества им присущи? Где образ Садко получился более привлекательным? Почему?

Как удалось режиссёру приблизить киноискусство к фольклорному искусству?

Что вы можете сказать об игре актёров фильма "Садко"?

Уводят нас из княжеского стольного Киева, из южных степей, где происходили богатырские сражения, на север - в средневековый Новгород, республику бояр и купцов, связанную торговыми узами с Европой. У Новгорода были свои герои и свои социальные конфликты. И хотя Садко - персонаж полностью вымышленный и ни о каком историческом его прототипе говорить не приходится, в образе его запечатлелись характерные черты новгородского общества XII-XV веков. В Древней Руси правда жизни нередко раскрывалась через фантастические ситуации и через необыкновенные дела героев.

Садко вначале - гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают на богатые пиры. Он беден.
Почему-то его перестают звать на пиры, и он идет к Ильмень-озеру и здесь играет на своих гуслях. Бытовая ситуация сменяется ситуацией фантастической: игру Садко слышит морской царь, «хозяин» озера, и решает наградить певца. Садко должен побиться с купцами «о велик заклад», что в озере живет чудесная рыба с золотыми перьями. В споре с гусляром несколько купцов закладывают свои лавки с товарами, а бедный Садко закладывает свою голову. С помощью морского царя Садко трижды вылавливает рыбок с золотыми перьями и становится богатым «гостем» - купцом. информация с сайта http://сайт
Казалось бы, судьба бывшего гусляра определилась - он вошел в состав новгородского купечества, завоевал себе место под солнцем. Но, согласно былинам, Садко не может жить «как все», в нем есть богатырское начало - только выражается оно не в воинских подвигах. Садко противопоставляет себя Новгороду и бросает ему вызов: он готов на свою «бессчетную казну» выкупить все новгородские товары.
Начинается необычное состязание: новгородские купцы несут и несут Садко свои товары, а он скупает их. Но наступает момент, когда Садко вынужден признать свое поражение.

Втройне товаров принавезено,
Подоспели товары московские
На тую на великую на славу
новгородскую.
- Не выкупить товара со всего бела
света:
Още выкуплю товары московские,
Подоспеют товары заморские.
Не я, видно, купеи богат новгородский
- Побогаче меня славный Новгород.
-
Так апофеозом мощи торгового Новгорода завершается состязание. Но в этом для Садко нет ничего унизительного - ведь он тоже участник общего торжества. Садко решает совершить торговое плавание:
новгородские купцы плавали с товарами к берегам соседних стран.

Построил Садко тридцать кораблей,
На тыи на корабли на черленые
Свалил товары новгородские,
Поехал Садко по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
А со Аадожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во сине море.
Как поехал он по синю морю,
Воротил он в Золоту Орду.

Маршрут Садко до определенного момента описывается с топографической точностью, и вдруг... Золотая Орда, - такие нарушения географии обычны для былин. Удачно расторговавшись. Садко плывет домой. Но здесь в свои права вступает былинное чудо. Поднимается буря, бьют волны, ветер рвет паруса, но корабли застывают на месте. Садко догадывается: «Видно, царь морской от нас дани требует, требует дани во сине море». Дружина спускает в море бочку с серебром, затем - с золотом, но ничего не помо-гает: «Видно, царь морской требует живой головы во сине море».
Садко предлагает бросить в море жребии - чей утонет, тому идти в сине море. Дважды бросают жребии - и всякий раз тонет жребий Садко. Он берет свои гусли и остается в море на «дощечке дубовой», а корабли уходят к Новгороду.

Заснул на дощечке на дубовой,
Проснулся Садко во синем море,
Во синем море на самом дне.
Сквозь воду увидел пекучись
красное солнышко,
Вечернюю зорю, зорю утреннюю,
Увидел Садко - во синем море
Стоит палата белокаменная,
Заходил Садко в палату белокаменну,
Сидит в палате царь морской.


По просьбе царя Садко играет на гуслях - и так хорошо, что царь расплясался, а от его пляски на море поднялась буря и стали гибнуть корабли и тонуть люди. Так продолжалось трое суток.
Как было остановить царя? Рядом с Садко неожиданно оказывается старичок: он советует порвать струны и выломать шпенечки у гуслей. Старичок этот - святой Микола Можайский (или Микола Мокрый), которого новгородцы почитали как своего покровителя, защитника от бурь и морских бедствий. Таким образом, как бы идет скрытая борьба языческого божества, духа моря (морской царь), с христианским святым. Благодаря святому Садко выходит из тяжелого положения. Но на этом его испытания не кончаются: информация с сайта http://сайт
он должен разгадать трудную загадку. В некоторых версиях ему приходится разрешать спор между царем и царицей.

Ты скажи-скажи и поведай мне,
Что у вас на Руси есть дорого?
У нас с царицею разговор идет,
Злато или серебро на Руси есть дорого
Или булат-железо есть дорого?
Ответ Садко:
- У нас злато-серебро на Руси дорого,
А булат-железо не дешевлея;
Потому оно дорого, Что без злата-серебра
сколько можно жить, А без булату-железа
жить-то неможно.

Мифологические, сказочные и былинные загадки всегда заключают в себе некоторую каверзу: простой и напрашивающийся ответ всегда будет ошибочным; верный же ответ, всегда скрытый, глубинный, известен только герою. По отгадке узнают героя, а он, давая правильный ответ, как бы подтверждает, что именно он - тот, кого ждали. Таким образом, Садко завлекают на дно морское не как жертву и не как искусного гусляра, у царя другие расчеты, и они проясняются из следующих его слов:

Ай не угодно ли тебе,
Садко, женитися в синем море
Ай на душечке
как на красной на девушке...
Ай заутра
выбирай себе девицу да красавицу
По уму себе да по разуму.

Выбор невесты - последнее, самое важное испытание для Садко: три раза по триста девиц пройдут перед ним, и он должен остановить свой выбор на одной - его суженой, то есть предназначенной ему самой судьбой. Но Садко не хочет оставаться в морском царстве и, значит, не должен жениться. Снова на выручку приходит Микола Можайский: он указывает Садко ту, которую ему надо выбрать, чтобы вернуться домой, - девушку Чернавушку. Она и есть его суженая. Согласно одним версиям, Чернавушка - единственная земная среди невест, она вернет его на землю; по другой версии, она - воплощение реки, текущей близ Новгорода, и она вынесет его домой.
Все происходит так, как предлагал Микола. Когда Садко просыпается после бракосочетания, он видит себя лежащим на берегу реки Чернавы. В благодарность за спасение Садко сооружает церковь в честь Миколы Можайского. И больше не ездит на сине море. Итак, Садко причудливо совмещает в себе искусного музыканта, новгородского купца, совершающего заморские торговые плавания, - и былинного жениха, которому грозит брак с девушкой из подводного царства. В его жизнь то и дело вплетаются мифологические ситуации, он вступает в контакт с высшими силами, становится объектом борьбы между ними.
Садко совсем не похож на киевских богатырей - у него нет их невероятной силы и он не совершает воинских подвигов. Но - подобно им - Садко живет под знаком чего-то неведомого, ему многое предсказано, и он успешно проходит чудесные испытания, которые выпадают на его долю.
В образе Садко преломилась вера людей Древней Руси в наличие таинственной власти над человеком и в то, что человек, поступая правильно, пройдет свою жизнь достойно.

Садко - гусляр из Нижнего Новгорода, однажды его прогоняют с пира бояре, которым он не угодил своими песнями. Опечаленный и разгневанный он приходит на берег Ильмень-озера и играет там, чем привлекает Морского Царя. Растроганный и восхищенный искусством музыканта он советует Садко побиться с купцами об заклад: так он посрамит их и разбогатеет. Садко выигрывает спор и получает крупный выигрыш, но затем повторно бьется об заклад, после чего теряет почти все деньги. На оставшиеся монеты он покупает корабли, грузит на них товар и плывет в далекие деньги, где обогащается вновь.

По пути домой разыгрывается великий шторм, Садко выбрасывают за борт, чтобы утихомирить Морского Царя, но гусляр начинает играть такие веселые песни, что море продолжает волноваться долгие дни. Услышав молитвы людей, святой Микола Можайский наказывает Садко уничтожить гусли, а потом согласиться взять в жены одну из дочерей Морского Царя. Сделав так, Садко утром просыпается на берегу. Шторм стихает, он видит свои возвращающиеся корабли.

В былине "Садко" отразилась вера древних славян в сверхъестественные силы, управляющие судьбой человека. Но только от поступков и решений сами людей, сделанного ими выбора, зависит, насколько достойно и правильно они проживут свою жизнь.

Читать краткое содержание Садко

В стародавние времена жил-поживал в богатом купеческом городе Нижнем Новгороде бедный юноша по имени Садко. Всего капитала были у него одни гусли, ходил он с ними по домам, развлекал гостей на застольях. Вот как-то, не стали звать его бояре к себе на двор, глубокая обида овладела гусляром, потому что считал он себя очень искусным в своем деле. Пошел Садко к берегу озера, один стал играть и песни петь. Сидел так он долгое время, пока не показался на поверхности воды царь Морской.

По нраву пришлась ему красивая музыка гусляра, и стал он думать, чем помочь талантливому юноше. Предложил царь пойти Садко к самым именитым купцам новгородским и с ними спорить на все их богатства про то, что в Ильмене можно изловить рыбу с золотой чешуей. Так гусляру будет прибыток и почет. Возвратясь в город, Садко обращается к купцам, обещает отдать в заклад свою голову. Трое соглашаются с ним спорить, идут вместе к озеру, где три раза закидывает гусляр невод, вытаскивает из воды рыбу золотую. Приходится купцам отдать свою казну Садко.

Получив тьму денег, пускает их Садко в оборот: открывает свои лавки, начинает выручать хорошие барыши. Везет ему во всем, поэтому богатство его приумножается с каждым днем. Загорядсь, он строит для себя особенные палаты, в которых устраивает "как у Царя небесного". Садко начинает закатывать пиры, где собирается вся знать и деловые люди Нижнего Новгорода. Пьют, веселятся, устраивают состязания. Как-то во хмелю начинают гости хвастать друг пред другом у кого что есть самого ценного, только Садко отмалчивается. Его спрашивают, чем он более всего гордиться, чем превосходит остальных, тогда бывший гусляр отвечает, мол среди всех его гостей никто не может похвастать таким же богатством, как у него. И если бы он пожелал, то завтра же выкупил бы за свои деньги чего только ни на есть товаров из всех лавок в городе.

Немедленно его ловят на слове. Обиженные купцы предлагают ему спорить, и когда у Садко не получится осуществить задуманное, то должен он будет отдать богатый откуп. На том и порешили.

Рано утром созывает Садко своих людей, раздает им казну и приказывает отправляться по лавкам, да скупать все, что там найдут. Он и сам отправляется вместе с остальными, и до полудня еще пустеют торговые ряды. Садко торжествует, но следующим утром оказывается, что в городе продают еще больше товаров. Выкупает он все подчистую и на этот раз. Однако до победы далеко - третий день приносит новые разочарования. Садко вынужден отступиться перед богатством и мощью родного города, которых ни одному человеку не превзойти.

Получив хороший урок, Садко без возражений отдает купцам свой проигрыш. Те деньги, которые он еще не истратил, пускает на строительство тридцати кораблей, куда погружают товары, накупленные в Великом Новгороде. Вместе с личной дружиной Садко плывет в иные края, чтобы свет посмотреть и славу себе вернуть. Он все еще молод, в нем играет жажда к приключениям и всему новому. Проходит его флот по русским рекам, вдоль поселений знакомых, потом оказывается в широком море и направляется к югу,к берегам турецким.

Насмотревшись на диковинки и многое узнав, Садко удачно распродает весь свой груз у чужеземцев, получает за товары щедрую плату. В конце концов, он может набить драгоценностями и мелкой монетой большие бочки. Что и делает, погружая прибыль на корабли. Веселый и довольный, отправляется он в обратный путь.

Вдруг погода портиться, налетает ураган, о дно кораблей начинают биться страшные волны, того и гляди погубят всех, кто на них плывет. Это морской Царь бушует, не получив подношения. Велит Садко бросить в воды меру серебра, чтобы утихомирить стихию. Но не принимает царь этот дар. Решает Садко откупиться золотом, но только пуще начинает бесноваться шторм, пугая людей. Хочет царь Морской человеческой жертвы.

Садко обращается к своим войнам, предлагает честно жребий кидать, на кого упадет, того судьба. Бросают дважды - оба раза выпадает самому Садко прыгать в бездну. Нечего делать, чтобы спасти всех, должен Садко пожертвовать собой. Он велит своим людям отвезти домой его наказы. По прибытии в Великий Новгород раздать деньги и земли свои церквам, часть пусть достается жене и беднякам, а что останется - все могут забирать себе. Взяв свои старые гусли, которые всегда были при нем, Садко спускается с борта корабля в морскую пучину на хрупком плоту. В тот же миг успокаивается море, дает судам идти дальше.

От усталости Садко засыпает, приходит в себя он уже на дне моря, где его встречает сам царь Морской. Владыка пучины злорадствует, потому что наконец Садко признал его власть. Он просит бывшего гусляра поиграть еще, в память старых дней. Садко принимается щипать гусли, выдавая заводной мотив. Царь, не выдержав, пускается плясать.

От его танца начинается на море великое волнение, которое не успокаивается три дня. Никто не может спустить лодку на воду, а люди, уже находящиеся в море, гибнут. Начинается везде великое моление. Услышав причитания людей, Микола Можайский является Садко, велит ему перестать. Тот отвечает, что не может сделать этого, пока царь сам не велит ему остановиться. Святой подсказывает тихонько надорвать струны. Потом, если пожалует его царь женой, соглашаться на брак, но из всех дочерей морских выбрать самую последнюю, но не прелюбодействовать с ней как нехристь.

Садко разламывает верные свои гусли. На радостях от хорошей пляски царь обнимает Садко, хочет назвать его своим зятем. Кличет он дочерей-красавиц и предлагает выбирать. Как ему было наказано, Садко останавливает выбор на младшей, Чернавушке. Идут они в спальню, но к новой жене Садко не прикасается.

Поутру он обнаруживает, что очутился на родном берегу, где видит людей своих и жену, вышедших справлять помин по нему. Он приветствует всех, на злато, привезенное из дальних земель, строит церковь в честь Миколы Можайского. В море он больше не ходит.

Картинка или рисунок былина Садко

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Лермонтов Демон

    Высоко в небе летал Демон. Он летал испокон веков и его не привлекало ничего внизу, а только вызывало бурю ненависти и злобы. Злой дух повсюду, где только видел, сеял ненависть в сердцах людей для собственного удовлетворения. Его власть была безгранична.

  • Краткое содержание Горький Старуха Изергиль кратко и по главам

    Однажды вечером после сборки винограда рассказчик и старуха Изергиль рассматривали силуэты людей, которые пошли на море. Старуха рассказала ему удивительную историю.

  • Краткое содержание Оле Лукойе Андерсена

    Оле-Лукойе – это волшебник. Он носит кафтан. Волшебник любит рассказывать сказки детям. Сказочник приходит к ним перед сном и рассказывает одну сказку за один раз.

  • Краткое содержание Гоголь Мертвые души кратко и по главам

    В произведении рассказ идет о господине, личность которого остается тайной. Этот человек приезжает в меленький городок, название которого автор не озвучил, что бы дать волю воображению читателя. Имя персонажа Павел Иванович Чичиков.

Садко - молодой гусляр из Великого Новгорода. В начале рассказа он беден, горд и самолюбив. Его единственное достояние - яровчатые гусли, на которых он играет, переходя с одного весёлого застолья к другому.

Однако наступает день, а за ним другой, третий, когда Садко не зовут на честной пир. Гордость богатыря задета, но он никому не показывает обиды. Он в одиночестве идёт к Ильмень-озеру, садится на бел-горюч камень на берегу и достаёт заветные гусли. Садко играет, отводя в музыке душу. От его игры вода в озере «всколыхалася». Не обратив внимание на это, Садко возвращается назад в город.

Вскоре история повторяется. Садко опять не зовут на пир - раз, другой, третий. Он вновь идёт к Ильмень-озеру, вновь садится на горюч камень и начинает играть. И опять вода в озере колышется, что-то предвещая.

Когда Садко приходит на Ильмень-озеро в третий раз, происходит чудо. После его игры на гуслях раздвигаются воды и из пучин озера показывается сам морской царь, который обращается к богатырю со следующими словами:

Ай же ты, Садко Новгородский!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать
За твои утехи за великия,
Аль бессчётной золотой казной?..

Морской царь даёт Садко совет: побиться об заклад с купцами, что он выловит в озере рыбу - золотые перья. Царь обещает подбросить этих рыб в невод к Садко.

На ближайшем же пиру музыкант следует этому совету. В кругу сильно подвыпивших купцов он предлагает спор, хвастаясь, что знает «чудо чудное в Ильмень-озере». Он предлагает своим соперникам, которые смеются над его рассказами:

Ударим-ка о велик заклад:
Я заложу свою буйну голову,
А вы залатайте лавки товара красного.

Трое из купцов соглашаются. Спор заканчивается полной победой Садко. Трижды закинув невод, он вытаскивает трёх золотых рыбок. Купцы отдают ему по три лавки дорогих товаров.

С этого момента Садко начинает стремительно богатеть. Он становится удачливым торговцем, получает «великие барыши». Жизнь его меняется, он обрастает роскошью, давая волю прихотливой фантазии. В своих белокаменных палатах Садко устраивает «все по-небесному»:

На небе солнце и в палатах солнце,
На небе месяц и в палатах месяц,
На небе звезды и в палатах звезды.

Он задаёт богатый пир, на который приглашает самых именитых новгородских граждан. На пиру все наедаются, напиваются и начинают похваляться друг перед другом - кто молодецкой удалью, кто бессчётной казной, кто добрым конём, кто знатным родством, кто красавицей женой. Садко хранит до поры до времени молчание. Гости наконец интересуются, почему же хозяин ничем «не похваляется». Садко важно отвечает, что превосходство его теперь слишком очевидно, чтобы пускаться в спор. И в доказательство своего могущества заявляет, что способен скупить все новгородские товары.

Не успевает он вымолвить это, как все гости ударяют с ним «о велик заклад», оскорблённые столь непомерной гордыней. Решают, что, коли Садко не сдержит своего слова, он отдаст тридцать тысяч рублей купцам.

На другой день Садко просыпается на заре, будит свою храбрую дружину, каждому дружиннику даёт уйму денег и один-единственный наказ: отправляться в торговые ряды и скупать все подряд. Сам он тоже идёт в гостиный ряд, где покупает все без разбору.

На следующее утро богатырь опять встаёт рано и опять будит дружину. В торговых и гостиных рядах они находят товару вдвое против прежнего и опять скупают все, что попадается под руку. Лавки и развалы пустеют - но лишь до нового дня. Утром Садко и его дружинники видят ещё большее изобилие товаров - теперь здесь втрое, а не вдвое больше прежнего!

Садко ничего не остаётся, как призадуматься. Он понимает, что не в его власти повыкупить товары в этом замечательном торговом городе, признает - за товарами московскими подоспеют ещё и товары заморские. И как бы ни был богат купец, славный Новгород будет побогаче любого. Так тщеславный герой вовремя получает хороший урок. После проигрыша Садко смиренно отдаёт соперникам тридцать тысяч, а на оставшиеся деньги строит тридцать кораблей.

Теперь Садко - азартный и удалой - решает посмотреть мир. Через Волхов, Ладогу и Неву он выходит в открытое море, затем поворачивает на юг и доплывает до владений Золотой Орды. Там он успешно продаёт захваченные с собой новгородские товары, в результате чего его богатство снова умножается. Садко насыпает бочки золота и серебра и поворачивает корабли назад в Новгород.

На обратном пути караван судов попадает в страшный шторм. Волны бьют корабли, ветер рвёт паруса. Садко понимает, что это дурит его старый знакомый - морской царь, которому давно не плачено дани. Купец обращается к своей дружине с приказом бросить в море бочку серебра Но стихия не успокаивается. Корабли из-за бури не могут стронуться с места. Бросают бочку золота - тот же результат. Тогда Садко понимает: морской царь требует «живой головы в сине море». Он сам предлагает своим дружинникам кинуть жребий. Бросают дважды, и оба раза жребий выпадает на Садко.

И вот Садко-купец даёт последние распоряжения, перед тем как опуститься на дно. Он завещает свои имения - божьим церквам, молодой жене и нищей братии, а остальное - своим храбрым дружинникам. Попрощавшись с товарищами, он берет старинные яровчатые гусли и на одной доске остаётся на волнах. В тот же миг буря утихает, корабли срываются с места и исчезают вдали.

Садко засыпает на своём плоту прямо посреди моря. Просыпается он во владениях морского царя. В белокаменном подводном дворце он встречается с самим царём. Тот не скрывает торжества:

Век ты, Садко, по морю езживал,
Мне, царю, дани не плачивал,
А нонь весь пришёл ко мне во подарочках.

Царь просит гостя поиграть ему на гуслях. Садко начинает плясовую мелодию: царь, не выдержав, пускается в пляс, все больше входя в азарт. Садко играет сутки, потом вторые и третьи - без перерыва. Царь продолжает свою пляску. На море от этого танца поднялась страшная буря. Потонуло и разбилось множество кораблей, залило берега и села. Народ повсеместно молился Миколе Можайскому. Это он, святой, толкнул Садко в плечо, тихо и строго объяснив гусляру, что пора кончать пляс. Садко возразил, что у него приказ и он не может ослушаться царя. «А ты струночки повырывай», - научил его седой старик. И ещё он дал такой совет. Если морской царь прикажет жениться, не спорить с ним. Но из сотен предложенных невест выбрать самую последнюю - Чернавушку. Да в первую брачную ночь не творить с ней блуда, не то навсегда суждено ему будет остаться на дне моря.

И вот одним движением Садко рвёт заветные струны и ломает любимые гусли. Буря утихает. Благодарный за музыку морской царь предлагает Садко выбрать себе невесту. Рано утром Садко отправляется на смотрины. Он видит трижды по триста писаных красавиц, но всех их пропускает. Позади всех идёт, потупив очи, девица Чернавушка. Ее Садко и называет своей суженой. После свадебного пира они остаются одни, но Садко не прикасается к жене. Он засыпает рядом с Чернавушкой, а проснувшись, обнаруживает, что он в Новгороде, на крутом берегу реки Чернавы. На Волхове он видит свои подходящие целёхонькие корабли. Там его жена и дружина поминают Садко. Они не верят своим глазам, когда видят его живого, встречающего их в Новгороде.

Он обнимается со своей женой, потом здоровается с друзьями. Выгружает с кораблей свои богатства. И строит соборную церковь Николая Можайского - как просил о том его святой.

С тех пор «не стал больше ездить Садко на сине море, / Стал поживать Садко во Нови-граде».

  1. О произведении
  2. Главные герои
  3. Другие герои
  4. Краткое содержание
  5. Заключение

О произведении

Нужно быстро подготовиться к уроку по русскому фольклору? Рекомендуем читать былину «Садко» в кратком содержании на нашем сайте.

Былина «Садко» считается самым древним примером русского народного эпоса, дошедшего до наших дней. Произведение относится к Новгородскому циклу былин, повествующих о быте, жизни и верованиях жителей Великого Новгорода. Центральным персонажем былины является гусляр Садко, который благодаря своей удачливости и предприимчивости становится почитаемым человеком в Новгороде.

Главные герои

Гусляр Садко – был бедным музыкантом, играющим на пирах, но воспользовался советом морского царя, стал успешным купцом, а затем одним из самых богатых людей Новгорода.

Другие герои

Микола Можайский (Николай Чудотворец) – седой старик, который помог Садко выбраться из плена морского царя.

Морской царь – правитель подводного мира, помог Садко выиграть в споре с новгородскими купцами и получить три лавки с товаром.

В Новгороде жил гусельщик Садко, у которого кроме яровчатых гуслей ничего не было. Занимался он тем, что играл музыку на пирах, развлекая купцов и бояр. Но вдруг перестали его звать на пиры – день не зовут, второй, третий. Расстроенный Садко приходит к Ильмень-озеру, садится на «бел-горюч» и до самого вечера наигрывает на гуслях. Поздно вечером герой замечает, что «в озере вода всколыбалася» и, испугавшись, возвращается в город.

Однако следующие три дня гусляра снова никто не звал на пиры, он вновь пошел к озеру и, снова испугавшись волнения на воде, вернулся в город. Когда герой пришел к Ильмень-озеру в третий раз, неожиданно из озера появился морской царь. Правитель решил поблагодарить героя за его «великие утехи» и «нежную игру» , и сказал гусляру, чтобы тот отправлялся в Новгород и поспорил с купцами на то, что в Ильмень-озере водится «рыба – золоты перья» .
По совету морского царя, Садко должен был заложить в споре свою «буйну голову» , а с купцов попросить «лавки товара красного» . Сам же морской царь выделит ему на это дело три золотых рыбы.

Как только вернулся гусляр в Новгород, позвали его на пир. В разгар веселья захмелевший Садко начал хвалиться купцам, что знает «чудо-чудное» – в Ильмень-озере водится «рыба – золоты перья» . Купцы не поверили гусляру, и тогда он предложил купцам, как советовал морской царь, поспорить. Тут же «связали невод шелковой и поехали ловить в Ильмень-озеро» . Три раза они забрасывали в озеро «тоню» и поймали три рыбы с «золотыми перьями» . Признали купцы победу Садко в споре и отдали ему три лавки с товаром.

Так стал гусляр новгородским купцом, начал торговать в Новгороде и других городах, быстро разбогател, «выстроил палаты белокаменны» , в которых «обделал все по-небесному» .

Созвал Садко к себе богатых купцов, настоятелей и мужиков на богатый пир. Насытившись, гости начали хвалиться кто чем: золотом, лошадьми, отечеством, силой-удачей, умные – родителями, безумные – молодой женой. Решили и у Садко спросить, почему все хвалятся, а он нет. Купец ответил:

«Чем мне, Садку, пахвалятися?»
«А похвастать – не похвастать бессчетной золотой казной:
На свою бессчетну золоту казну
Повыкуплю товары новогородские,
Худые товары и добрые!»

Не успел Садко договорить, как настоятели, возмущенные его самоуверенностью, решили поспорить с купцом на тридцать тысяч, что он не сможет этого сделать.

Рано утром Садко приказал своей дружине выкупить все товары в городе – «худые и добрые» . Но на следующий день купец обнаружил, что лавки Новгорода снова полны – за ночь товаров привезли вдвое больше. И снова Садко приказал все выкупить. На третий день пришел купец на «торговые улицы» и обнаружил, что товаров втрое увеличилось – «подоспели товары московские» . Задумался Садко, что если он эти выкупит, то скоро все равно привезут заморские – «не выкупить товара со всего бела света» .
Решив, что так будет разумней, купец отдал настоятелям проспоренных тридцать тысяч.

«На бессчетную золоту казну» построил Садко тридцать черных кораблей и, загрузив их новгородскими товарами, поехал через Волхову, Ладогу и Неву, а затем по синему морю в Золотую Орду. Торговля была прибыльной, и он возвращался с бочками-сороковками набитыми красным золотом и чистым серебром.

Однако по дороге домой корабли попадают в сильный шторм:

«А волной-то бьёт, паруса рвёт,
Ломает кораблики черлёные;
А корабли нейдут с места на синем море» .

Садко понял, что это морской царь требует дани, ведь они долго по морю ездили, а ничего ему не платили. Выбросили по приказу купца в море «бочку чиста серебра» , но ничего не изменилось. Спустили в море еще «бочку-сороковку красна золота» , но корабли продолжали стоять на месте.

Ясно стало Садко, что морской царь требует «живой головы» . Дважды купец с дружиной бросали в море жребии с написанными на них именами, и оба раза у людей «жеребья гоголем по воде плывут» , а у Садко «ключом на дно» .

Понял герой, что именно его «требует» царь морской. Купец быстро составил завещание, в котором вспомнил и о церквах, и о «нищей братии» , и о молодой жене, и о «хороброей дружине» . Прощаясь, попросил Садко подать ему гусли и дубовую доску, чтобы не так страшно было «принять смерть во синем море» . Как только купца спустили на воду, так сразу корабли поплыли, «полетели, как черные вороны» .

Оставшись в море, Садко вскоре заснул и проснулся, когда уже очутился на самом дне. В белокаменном дворце герой встречает морского царя, и тот просит его сыграть на гуслях. Только начал Садко играть, начал морской царь плясать. Гусляр три дня играет – три дня морской царь пляшет. А в это время на море началась страшная буря – много кораблей разбилось и людей погибло.

Взмолился народ к Миколе Можайскому (Николаю Чудотворцу), чтобы он спас их от стихии. Святой в образе седого старика явился к Садко и тронул за правое плечо, прося прекратить игру.
Ответил Миколе гусляр, что в море он подневольный и выполняет приказы морского царя. Старик посоветовал Садко «повырывать струночки» и «повыломать шпенечки» , сказав морскому царю, что других струн и шпенечек и у него нет, поэтому играть он больше не может.

Помимо того, старичок поведал, что морской царь предложит Садко жениться на красной девушке и гусляр должен согласиться. Утром Морской царь будет ему показывать невест, и если купец хочет вернуться домой, ему нужно пропустить триста первых и триста вторых девиц, а выбрать последнюю в третьей сотне – Чернавушку. А чтобы отблагодарить старца за помощь Садко должен будет по приезду домой построить соборную церковь Миколы Можайского.

Сделал Садко все так, как старец ему посоветовал. После свадебного пира купец сразу заснул и проснулся уже в Новгороде – у реки Чернавы «на крутом кряжу» . Увидел Садко, что как раз его корабли по Волхову подплывают. Обнаружив купца живым и невредимым, люди не могли поверить своим глазам. Поздоровался купец со своей дружиной, а после, зайдя в палаты, и со своей молодой женой.

Выгрузив с кораблей все свои богатства, построил Садко «церковь соборную Миколе Можайскому» .

«Не стал больше ездить Садко на сине море,
Стал поживать Садко во Нове-граде» .

Заключение

Былина «Садко» является единственным произведением русского эпоса, в котором главный герой не только отправляется в другую страну, но и попадает в иной, потусторонний мир – во владения морского царя. Указанная деталь сближает былину со сказочной народной традицией, при этом купеческий быт Новгорода изображен со значительной исторической точностью. Именно поэтому стиль произведения двойственен и соединяет в себе как сказочно-фантастические, так и ярко реалистические элементы.

Краткое содержание «Садко» |



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...