Что такое фальклор на белорусском языке. Белорусское музыкальное творчество. Народное музыкальное творчество

Ещё задолго до того, когда художественное слово было зафиксировано в памятниках письменности, народ выражал свои настроения и думы в песнях, сказках, легендах и преданиях, которые были первыми проявлениями его художественного творчества. Они передавались на протяжении многих лет и веков своего бытования, становились прекрасными произведениями искусства. В них отражались все важнейшие особенности народной жизни с самых далёких времён: борьба человека с природной стихией, его мечты, мнения, любовь к родине и ненависть к врагам, глубокий оптимизм.

В настоящее время факультет обучает будущих специалистов по следующим специальностям и специальностям: белорусская филология; Белорусская филология со специализацией на английском языке; Белорусская филология со специализацией в литературной издательской деятельности в газетах и ​​журналах; Русская филология; Русская филология со специализацией на белорусском языке и литературе; Русская филология со специализацией в компьютерной лингвистике.

Для обеспечения учебно-методического процесса на факультете были созданы офисы польского языка, синологии, изучения иврита, областного центра изучения русского языка, литературно-образовательного центра «Патриотика» студенческая фольклорная исследовательская лаборатория, языковая лаборатория, компьютер классы, класс языковой подготовки беженцев и литературного музея «Алма-матер».

Многие фольклорные произведения создавались и бытовали при определенных обстоятельствах - во время праздников, работы. Они сопровождали трудовую деятельность человека (трудовые песни), помогали в воспитании детей (песни-колыбельные, детские песни, загадки, сказки), передавали новым поколениям жизненный опыт и мудрость (легенды, предания, поговорки, пословицы и др.). Расширяясь и в более позднее время, фольклорные произведения влияли даже на развитие письменной литературы. Устная поэзия народа всегда была неиссякаемым источником идей, образов, способов художественного отображения жизни белорусского народа.

На факультете жизнь студента активна и интересна. Конкурс «Лучший читатель», славянский вечер, народные фестивали не только в кафедре, но и в славянских и региональных библиотеках в городских районах хорошо организованы. Творческое объединение поэтов, романистов и критиков «Крыница», члены которых выпускают сборник своих произведений, уже много лет работает на факультете. Новаком, является не только центром сбора материалов в фольклорно-этнографических экспедициях, но и активным пропагандистом духовного наследия Полесья.

Факультет проводит регулярные встречи с учеными и культурными объединениями города, региона, страны, с ведущими учеными высших учебных заведений республики и за рубежом. Ученые факультета проводят исследования по истории, лексикологии, лексикографии белорусского языка; речевая культура и стилистика; способы формирования культуры, этнография и фольклор Беларуси; новые явления в современной белорусской литературе, литературные традиции и братские писания и другие. Результаты исследований обсуждаются на ежегодных Международных и Республиканских научно-практических конференциях по актуальным вопросам белорусско-русской лингвистики, фольклора и культуры, проблемам литературной критики.

Устное народное творчество — важнейшая часть духовной культуры народа - чрезвычайно хорошо сохранилось не только в памяти белорусов, но и в активном быту, сыграло большую роль в национальном самосознании, в развитии литературы и искусства; оно плодотворно влияет и сегодня на процессы национального возрождения.

Термин фольклор, который возник в середине XIX в., в переводе означает народную мудрость. Фольклор в его узком значении — один из видов народного искусства, отражающий действительность в образах, созданных при помощи поэтических слов. Фольклорный процесс всегда происходит в рамках традиции, опирается на предыдущий опыт, использует художественные ценности, которые принадлежат всему народу. Фольклор возник раньше, чем письменность и, естественно, бытовал только в устной передаче. Но и с появлением письменности долгое время передача из уст в уста также была единственным путём распространения фольклора. Народ знакомился не только с песней, сказкой, пословицей, поговоркой, легендой, но и с образцами лучшей письменной литературы. Коллективность, устное бытование, вариантность — черты, присущие только фольклору и которыми он принципиально отличается от художественной литературы. Фольклорные произведения отличаются от произведений письменной литературы и некоторыми особенностями художественной формы. Это в первую очередь традиционная поэтика, выработанная народом на протяжении веков. Традиционная народная символика, разнообразные формы, постоянные эпитеты, метафоры, сравнения и другие виды троп, особенности композиции придают устной поэзии специальный колорит. Фольклор несёт идеи справедливости и социального равенства, передаёт отношение народа к важнейшим событиям, выражает интересы трудящихся. Произведения отражали и прославляли борьбу против угнетения, против иноземных захватчиков. В творчестве каждого народа есть свои неповторимые черты, которые образуют народную специфику фольклора. Вместе с тем многие произведения, сложенные разными народами, похожи. Белорусский фольклор представлен почти всеми жанрами: календарная и семейно-обрядовая поэзия, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки, загадки, заговоры, народный театр в разных его видах, социально-бытовая лирика. Не было в белорусском фольклоре таких произведений, как былины или думы, специфичных для русского и украинского фольклора. Но белорусский народ тоже создал свой героический и исторический эпос, который хотя и не обрёл единую жанровую форму, однако довольно полно отражал многие героические старания нашего прошлого. Национальный колорит белорусскому фольклору придают поэтические образы богатырей и силачей, отдельные художественные средства, поэтический язык. Фольклор явился первой поэтической школой многих выдающихся писателей. Творчество В. Дунина-Марцинкевича, Ф. Богушевича, Я. Лучины, А. Гуриновича, М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа и многих других известных белорусских поэтов и прозаиков неразрывно связана с народной поэзией и по сути опирается на неё.

Смотреть что такое "фольклор" в других словарях

Преподаватели факультета готовят и редактируют ежегодный научный журнал «Труды Гомельского государственного университета». Подготовка научных кадров осуществляется через аспирантуру на белорусском и русском языках; Белорусской и русской литературе. Кафедра белорусского языка.

Народная инструментальная музыка

Заведующий - кандидат филологических наук. Кафедра имеет двух докторов филологических наук, профессора, 14 кандидатов филологических наук. Кафедра проводит ежегодную международную и республиканскую научную конференцию. «Традиции материальной и духовной культуры Востока Полесья: проблемы изучения и сохранения в постчернобыльский период» «Скорина в настоящее время» «Чтения Некрашевицкой литературы». Кафедра белорусской литературы.

Разделить устные народные произведения по времени их появления невозможно, так как в одном и том же произведении можно найти что-то от разных времён, связь прошлого с нынешней жизнью. Поэтому лучше рассматривать раздельно виды устного народного творчества.

Одним из самых ценных сокровищ духовной культуры белорусского народа, созданной за многие столетия, является устное поэтическое творчество. В нем отразились думы и чаяния трудящихся, их героическая борьба против социального и национального гнета, многогранная жизнь народа, передовые идеи своего времени. Белорусскому фольклору присуще высокое художественное мастерство. Благодаря глубокому обобщению трудового опыта и явлений общественной жизни> устное поэтическое творчество в течение многих веков было для широких масс источником знаний об окружающем мире и своеобразным кодексом морально-бытовых, этических норм. Вся история белорусской культуры - свидетельство огромной роли фольклора в развитии национальной литературы, театра, других видов искусства. Ярким примером этому может служить творчество классиков белорусской литературы Я. Купалы и Я. Коласа.

Руководитель - доктор филологических наук, профессор Штайнер Иван. Недавно Председатель провел две международные научные конференции. «Национальные и универсальные в славянских литературе», в память общенационального писателя Ивана Шамякина; «Региональная, национальная и всеобщая в славянских литературе», в память национального писателя Беларуси Ивана Науменко. Основные образовательные дисциплины.

Этапы развития белорусской музыкальной культуры

Основные направления научных и педагогических школ. Определение роли регионального духовного фактора в развитии национального способа художественного толкования действительности; Анализ многожанровой системы белорусской литературы в славянском и европейском контексте. На кафедре работает аспирантура «Белорусская литература». . Кафедра белорусской культуры и фольклора.

Развитие белорусского устного поэтического творчества, своими корнями уходящего в народное искусство Киевской Руси, неразрывно связано с зарождением и развитием белорусской народности, а затем нации. Общность происхождения восточных славян и их экономические, политические и культурные связи обусловили близость белорусского фольклора к творчеству русского и украинского народов. В то же время белорусский фольклор имеет много своеобразных, специфических черт в тематике, образах, в известной мере отличается жанровым составом и, конечно, своим поэтическим языком. Идейная направленность белорусского народного устного поэтического творчества, круг его тем, система образов в значительной мере определялись антикрепостнической борьбой, которая в условиях Белоруссии была неразрывно связана с национально-освободительным движением.

Заведующий кафедрой - доктор филологических наук, профессор Новак Валентин Станиславовна. Кафедра имеет шесть профессоров, среди них - 1 доктор филологических наук и 4 кандидата филологических наук. Заведующим кафедрой был профессор филологии Дмитрий Павловец.

Этапы развития белорусской музыкальной культуры с X по XIX вв

Направления научных исследований: изучение истории и культуры Гомельской и Гомельской областей и ее вклад в развитие национальной и мировой науки, региональное и местное фольклорное изучение границы Гомеля, Брянска-Гомель-Чернигов, вопросы совместимости, многообразие - этнические народные традиции, участие в мероприятиях, посвященных изучению национального наследия.

Жанровый состав белорусского фольклора складывался в течение многих столетий. Во второй половине XIX - начале XX в. бытовали и традиционные и новые произведения.

Наиболее древние жанры и виды белорусского фольклора - трудовые песни, заговоры, обрядовая поэзия, волшебные сказки, сказки о животных, загадки, пословицы и поговорки. Часть из них - заговоры, трудовые песни - еще в дореволюционное время начала исчезать из народного* репертуара, другие претерпели значительные изменения. В эпоху феодализма получили развитие социально-бытовая лирика, антикрепостнические сказки, народная драма. К середине XIX в. сформировался жанр частушки.

Перспективные направления научных исследований. Регионально местное фольклорное исследование Гомельской области и других регионов Беларуси; Белорусская народная мифология; Мифология и фольклор белорусов в контексте традиционной культуры славян; Исследования Этнофолк; Традиционная духовная культура белорусов; Этнолингвистика; Этнокультурные исследования; История белорусского языка, лексикология, научная терминология; Культурная история Гомельской области, Гомельская область и ее вклад в развитие национальной и мировой науки. Дисциплины: фольклор Славянская мифология Культурология Белорусские стили История и теория мировой культуры Белорусский язык Офисный этикет и документы Университет изучает русский язык как иностранный. Департамент русской, общей и славянской лингвистики.

Чрезвычайно богато песенное творчество белорусского народа. Календарная обрядовая поэзия имеет у белорусов некоторые отличия от обрядовых песен русских и украинцев. Академик Е. Ф. Карский отмечал, что в белорусском фольклоре, как и в украинском, очень широкое распространение получили колядные песни и щедровки, исполнявшиеся в канун Нового года, но нет характерных для русского фольклора песен подблюдных. Слабо сохранились также песни масленичные. Среди календарных песен весенне-летнего цикла обращают на себя внимание волочебные песни (исполнявшиеся в пасхальные дни), которых нет в песенном творчестве русского и украинского народов. Значительно полнее, чем в русском фольклоре, представлены в устном поэтическом творчестве белорусского народа купальские песни. В календарной поэзии белорусов особое место занимают многочисленные и разнообразные жатвенные песни. Часть их непосредственно связана с обрядами зажинок и дожинок, большинство же связано с жатвой тематически и временем исполнения.

Что будем делать с полученным материалом

Заведующий кафедрой, кандидат технических наук, профессор Владимир Коваль. На факультете работают 21 профессор, среди которых 1 доктор филологических наук, 2 профессора, 9 доцентов. Председатель регулярно проводит международную научную конференцию по славянской фразеологии и онмастике, а также конференции в рамках Общества Кирилла Турова.

Современная русская история русского языка Русская диалектология Введение в лингвистику Общее языкознание Славянская мифология Введение в славянскую филологию Старославянский современный польский Чешский язык Стиль и речь Риторика Обучение русскому языку Латинская когнитивная лингвистика Философия языка Русский как иностранный Основы китайского языка Исследования. Кафедра работает в научно-педагогическом училище «Русская, белорусская и славянская лексикология».

Обрядовая поэзия семейного цикла представлена песнями, связанными с обрядами рождения ребенка («радзшныя», «хрэсьбшныя» песни), свадебными («вясельнымЬ>) песнями и похоронными причитаниями (хау- mypubiMi галашэннямх).

Социально-бытовая лирика белорусского фольклора включает в себя любовные и семейные, рекрутские и солдатские, чумацкие, бурлацкие, батрацкие, детские и колыбельные, шуточные и плясовые песни.

Кафедра русской и мировой литературы. В состав кафедры входят 11 учителей, в том числе - 6 кандидатов филологических наук, среди их - 5 профессоров; 3 старших учителя, 1 ассистент, 2 лаборанта. Представители кафедры трижды награждались высокими степенями лауреатов научных чтений Скорины в Гомельском государственном университете им. Франциска Скорины. Капшай, доцент, получил признание за исследование «Разработка и внедрение инновационных методов интегративного обучения в университетских и школьных курсах по истории русской, белорусской и мировой литературы».

Обрядовая поэзия календарного и семейного циклов, а также внеобряд- ные лирические песни ярко раскрывают духовное богатство народа, его трудолюбие, гуманизм, стремление к светлому будущему, ненависть к угнетателям, ко всякому проявлению несправедливости и лжи. В них созданы замечательные картины родной земли, глубоко правдивые образы простых людей, например обаятельный образ простой белорусской женщины, способной и на самопожертвование, и на героический поступок, и на большую любовь.

Должность: декан филологического факультета. Должность: заместитель декана по учебной работе. Ученая степень: кандидат филологических наук, доцент. Должность: заместитель декана по идеологической и образовательной работе. Мероприятие организовано под патронатом спикера Национальной ассамблеи Болгарии г-жи Цестки Цачевой и организовано совместно Министерством культуры, муниципалитетом Габрово и этнографическим комплексом Этара.

«У нас много новых экспонентов, которые удовлетворяют нас», - говорит Благовеста Божинова из архитектурно-этнографического комплекса: У нас почти 80 мастеров из почти всей страны, а также рекордное международное участие. Наши посетители будут видеть художников из Японии, Южной Кореей, Беларусью, Азербайджаном, Румынией, Россией, Шотландией, Украиной, Италией и Сирией, что сделает ярмарку в этом году очень яркой. Традиционный конкурс, который мы организуем в этом году, будет проходить между мастерами резьбы по дереву.

Многие жатвенные, рекрутские, батрацкие и другие песни отличаются социальной остротой. Работа от зари до зари, нужда, голод - эти картины безвозвратно ушедшего прошлого навсегда запечатлены в народной поэзии. Однако в этих песнях слышны не только стоны замученного и обездоленного крестьянина: народ выразил в них также гневный протест против помещичьего гнета и непоколебимую веру в освобождение:

Победитель получит Гран-при Серебряного короля и право экспонирования в музее. Мы также подготовили богатую фольклорную программу для гостей с такими известными художниками, как Николина Чакардакова и ансамбль танца «Неврокоп», ансамбль «Фракия». В программу также входит невероятное шоу народной магии Государственного театра кукол в Старой Загоре.

Что нового на ярмарке в этом году - это первое национальное собрание мастеров-постановщиков народных музыкальных инструментов с особым участием оркестра народной музыки Болгарского национального радио. Встреча будет носить конкурентный характер. Специальное жюри, в состав которого входят некоторые из лучших инструменталистов из Народного музыкального оркестра Национального радио, определит победителя в пяти категориях: волынка, пастушьи флейты, бубен, барабан и гадулка.

Шумщь, гудзщь дубровачка,-

Гразою гамоне:

На паншчыну - дарэмшчыну

Папбель гатове...................................... г .

Народные песни являются образцом высокого поэтического мастерства. В них мы находим весьма развитую систему средств художественного отображения действительности. Особенно богата символика, берущая начало в древних пластах русского песнетворчества. Многие символы, присущие белорусской поэзии, характерны также для творчества русского и украинского народов. В качестве примеров можно привести традиционные поэтические символы жениха и невесты: сокол и уточка (лебедь, пере- пелочка), селезень и уточка, голубь и голубка, явор (береза) и калина, месяц и солнце (заря) и т. д. Но и в этой несомненной общности есть некоторое своеобразие: белый лебедь чаще встречается в русском фольклоре, калина - в белорусском и украинском и т. д.

В этом году выставка посвящена дням европейского наследия. В этой связи была организована специальная Международная научная конференция по традиционным ремеслам - прошлым, настоящим и будущим. В нем примут участие 37 этнографов и историков из страны и за рубежом.

По ее словам, одним из самых любопытных иностранных ремесел и продуктов, которые будут видеть посетители, являются традиционные куклы ручной работы, заманчивые сладости итальянского мастера печенья, которые пришли специально для этого события и картины икон на стекле, ремесло, которое типичный и распространенный в Румынии, но неизвестный Болгарии.

Смысл многих символов раскрывается непосредственно в песнях:

Семь голубей - то сваты твои,

Сизой орел - то жених твой,

Черный шелк - то коса твоя,

Крупен жемчуг - то слеза твоя 1 .

Очень метки, глубоки по содержанию и поэтичны развернутые сравнения, характерные для белорусского народного устного поэтического творчества. В одной из многочисленных свадебных песен добрые пожелания невесте переданы в замечательной поэтической форме. Молодой желают, чтобы она была:

Франциск Скорина, великий белорусский реформатор, напечатал свои библейские переводы на древнем трутенинском языке в столетии. Распространение печати позволило продолжить разработку и стандартизацию народного языка. Татары, поселившиеся в Великом Герцогстве, также использовали древнебелорусский язык для своих текстов, но писали арабскими буквами. Эти книги, называемые Китаб, в наши дни являются уникальным лингвистическим и социокультурным явлением того времени.

Якуб Колас, Янка Купала и Максим Багданович, самые известные белорусские поэты столетнего рубежа, повлияли и сформировали нынешний белорусский язык своими произведениями. Тематические и филологические, они создали очень универсальный и живописный Оевр. Современная европейская литература не прошла белорусскую литературу. Выдающимся представителем был Максим Харезки. В своих работах он показал противоречивый период великих потрясений общества: Первая мировая война, Октябрьская революция, разделение территорий.

. . . Здарова, як 3iMa,

Да вясёла, як вясна,

Да рабоча, як лета,

Да багата, як восень 2 .

Широко используются олицетворения. В веснянках, которые исполнялись при «закликании весны», девушки зовут ее:

Одомкнуць зямлщу,

Выпусциць травицу На ранне лето,

На буйное жито 3 .

В песенном творчестве заметнее, чем в других жанрах белорусского фольклора, выражены областные особенности, вызванные некоторыми различиями в экономике и быте населения, степенью влияния культур соседних братских народов и другими причинами. Так, например, свадебные, каравайные песни были известны главным образом в районах распространения каравайного обряда, жатвенные песни Полесья некоторыми образами и особенно мелодией отличаются от песен Витебской губ.; в репертуаре южной части Белоруссии сильнее проявилось влияние украинского фольклора, а в восточной - русского и т. д. Следует отметить, однако, что белорусскому фольклору, как и многим явлениям материальной культуры белорусов, в большей мере, чем устному поэтическому творчеству русских и украинцев, присуща однородность.

Большое место в устном поэтическом творчестве белорусов занимали сказки. Жанровое и тематическое разнообразие, идейная глубина и художественное мастерство этих произведений сделали сказки популярнейшим видом народной поэзии. В белорусском фольклоре известны все основные группы сказочного эпоса: сказки о животных, волшебно-фантастические, социально-бытовые и др.

Сказочный эпос белорусского народа имеет много общих черт с рурскими и украинскими сказками, но в то же время отличен от них. Е. Карский, С. Савченко, И. Поливка утверждали, что в белорусском фольклоре полнее, чем в творчестве других восточнославянских народов, представлены сказки о животных; С. Савченко называл их настоящими перлами белорусского сказочного эпоса

Своеобразие белорусскому сказочному эпосу придают специфические образы богатырей (волатау, асЬлкау). Общественное значение этого жанра определяют антикрепостнические и антирелигиозные сказки, в которых звучит резкая критика самодержавно-крепостнического строя и религии. Белорусский народ использовал эти произведения как острое политическое оружие в борьбе с угнетателями.

Высокое художественное мастерство белорусских сказок, яркость образных средств, мастерство диалога и другие качества дали исследователям основание утверждать, что «по живости и красоте рассказа белорусские сказки не имеют себе равных. Даже лучшие сказки Онучкова и Соколовых им в этом отношении уступают, хотя превосходят их в строгости эпической конструкции» 2 .

Белорусский национальный героический и исторический эпос не является однородным в жанровом отношении. Героическая история белорусов, их борьба с иноземными захватчиками запечатлены в песнях, сказках, преданиях, легендах, пословицах. В этих произведениях белорусский народ высказал любовь к Родине, стремление к воссоединению с великим русским народом. Примерами могут служить песни о татарском и турецком полоне, предания оСеверной войне и Отечественной войне 1812 г. ш другие произведения.

Среди других жанров белорусского устного поэтического творчества следует выделить народную драму. Если в русской народной драме ведущее место принадлежало театру актера, то у белорусов самое широкое распространение получила батлейка-кукольный театр.

Эпоха капитализма внесла значительные изменения в устное поэтическое творчество белорусского народа. Хотя в этот период существовали все традиционные жанры белорусского фольклора, их место и роль в духовной жизни народа изменились. Как отмечали сами собиратели (Е. Романов, М. Федоровский), бытовые и сатирические сказки получили большое распространение; в то же время заметно ослабел интерес к волшебно-фантастическим произведениям. Аналогичные явления наблюдались и в других жанрах, например в батлейке, в репертуар которой широко вводились сатирические сцены из современной жизни. Критика существовавших порядков и религии приобретала такую остроту, что представители власти нередко запрещали представления и арестовывали батлеечников.

Новым в истории белорусского фольклора эпохи капитализма является зарождение и развитие в нем рабочей и революционной поэзии. В песнях и устных сказах рабочих, в пословицах, поговорках, частушках правдиво рисуются ужасы капиталистической эксплуатации и борьба народных масс за социальное освобождение. Революционная поэзия, распространявшаяся в Белоруссии различными путями, в большинстве своем бытовала на русском языке. Наряду с известными песнями международного рабочего движения - «Марсельезой», «Варшавянкой», «Интернационалом», «Красным знаменем» - значительную известность получили песни на стихи А. Пушкина, Н. Некрасова, М. Горького, Я. Купалы, Я. Кола- са, а также песни на слова русских и белорусских рабочих-революцио- неров.

Рабочая и революционная поэзия отражала рост классовой сознательности трудящихся. Она разоблачала реакционную политику царизма, призывала народные массы к сплочению, к организованной борьбе против буржуазии и помещиков.

Фольклор советской эпохи - качественно новый этап развития белорусского народного устного поэтического творчества. Это фольклор освобожденного народа, впервые за свою историю завоевавшего государственность. Устное поэтическое творчество советского периода отличается действенностью, активным вторжением в жизнь, социально-политической остротой. В нем нашли яркое отражение патриотизм белорусского народа, воинский и трудовой героизм, стремление к дружбе со всеми народами, интернационализм.

В белорусском советском фольклоре созданы новые образы народных героев - героев революции, гражданской и Великой Отечественной войн, героев борьбы и труда. Изменяется жанровый состав устного поэтического творчества. Исчезли заговоры, духовные стихи, отмирает та часть обрядовой поэзии, которая имела ярко выраженное ритуально-религиозное содержание. Ведущее место в устном поэтическом творчестве советской эпохи занимают песни и частушки, устный рассказ, пословицы и поговорки.

Характерной чертой развития устного поэтического творчества наших дней является усиление взаимовлияния фольклора и литературы. Многие литературные произведения, особенно советская массовая песня, прочно входят в народный репертуар. Белорусское народное устное поэтическое творчество впитывает в себя лучшее из того, что создают народы нашей многонациональной Родины. В то же время многие произведения белорусского фольклора пользуются большой популярностью за пределами республики. К ним в первую очередь нужно отнести сказку «Ленинская правда», а также прошедшую процесс фольклоризации и известную в вариантах песню на слова А. Русака «Бывайте здоровы» и некоторые другие произведения.

Этапы развития белорусского советского фольклора неразрывно связаны с историей построения социализма и строительства коммунизма в нашей стране. Белорусский фольклор не только отразил основные вехи нашего движения к коммунизму, но и явился важным средством воспитания масс.

Герои фольклора Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны - вооруженный народ и его прославленные полководцы Чапаев, Буденный, Щорс и др.

Белорусский народ в своем творчестве запечатлел не только, например, борьбу с белопольскими оккупантами, но и разгром Деникина, Юденича, Врангеля - то, что одинаково волновало всех трудящихся многонациональной России.

Эй, таварыш, паспяшай К мору Чорнаму,

Не давай ты аддыхнуць Белапагопнаму х.

С первых лет Советской власти в белорусском фольклоре получила развитие тема Партия - Ленин. С именем Ленина народ связывает историческую победу Великой Октябрьской социалистической революции, а также декреты Советской власти о мире, о земле.

Образ Ленина в белорусском фольклоре - это образ легендарного героя и вместе с тем простого, близкого народу человека. Скупыми штрихами в сказке «Ленинская правда», возникшей в годы довоенных пятилеток, создан образ бессмертного Ленина, чуткого и простого, великого и мудрого, вождя и учителя народа. В этом произведении особенно ярко выражена мысль о том, что ленинская правда - это народная правда, в борьбе за которую сплотились миллионы трудящихся.

Белорусский фольклор восстановительного периода и периода социалистической реконструкции народного хозяйства отразил жестокую классовую борьбу народа против нэпманов, кулаков, духовенства и те огромные успехи, которых достигли трудящиеся во всех областях хозяйственной, политической я культурной жизни.

В устном поэтическом творчестве довоенных пятилеток создан замечательный образ обновленной белорусской земли.

Большой вред развитию белорусского фольклора и фольклористики нанес культ личности Сталина. В эти годы было создано много псевдонародных и антиисторических произведений, наводнявших периодическую печать и фольклорные сборники. Но это не остановило развития устного поэтического творчества белорусского народа.

В годы Великой Отечественной войны значительно расширился в сравнении с предыдущими периодами жанровый состав белорусского фольклора. Фольклор этого времени представлен песнями, боевыми походными маршами, частушками, пословицами, поговорками, загадками, сказками, легендами, устными сказами, анекдотами, юморесками. В ярких патриотических произведениях народ воспел беспримерные подвиги партизан и их прославленных командиров - К. С. Заслонова, В. А. Тихомирова, Т. П. Бумажкова, А. С. Ковпака и др. Народные произведения рассказывают также о той огромной помощи, которую оказывало население временно оккупированных районов партизанам, подчеркивают всенародный характер борьбы с фашистами.

Белорусское устное поэтическое творчество послевоенных лет создавалось и создается в новых исторических условиях. В нем запечатлен небывалый творческий подъем, трудовой героизм современников:

За вайну ён, мне казал!,

Ардэны меу i медал1,

А цяпер каханы мой I у калгасе стау герой г .

Белорусский народ создал также острые сатирические произведения, бичующие лодырей, пьяниц, нерадивых руководителей, критикующие различные недостатки, которые мешают строительству коммунистического общества.

Белорусский народ в своем устном поэтическом творчестве славит беспримерный подвиг советских людей, смело покоряющих космические просторы. Частушки о первых искусственных спутниках Земли, о героях- космонавтах прочно вошли в народный репертуар:

У неба зорачка узнялася I спусцшася i3Hoy.

То злятау у космас смела Ci6ipan маёр Щтоу 2 .

Свои успехи в строительстве коммунизма народ связывает с мудрым руководством Коммунистической партии, политика которой находит полное одобрение и горячую поддержку масс. В белорусском фольклоре послевоенных лет отражены также важнейшие события международной жизни и особенно борьба за сохранение и упрочение мира между народами.

Устное поэтическое творчество советской эпохи - одно из ярких свидетельств расцвета духовных сил белорусского народа.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...