Годы жизни мономаха. Великий князь Владимир Мономах

Князь Владимир Всеволодович Мономах, в крещении Василий (рожд. 26 мая 1053 – смерть 19 мая 1125), - один из самых знаменитых князей Древней Руси.

О судьбе и подвигах князя Владимира Всеволодовича до наших дней дошло сведений больше, чем о жизни любого другого русского правителя домонгольской эпохи. В исторических летописях он предстает в первую очередь князем-воином, правившим городами и землями, не сходя с седла. Князь страстно любил охоту, прославился большим дипломатическим талантом и крупными государственными преобразованиями…

Мало кто помнит, что Владимир Всеволодович был канонизирован в чине святого благоверного князя и имя его вошло в «Собор всех святых, в земле Российской просиявших». Однако для современников и ближайших потомков Владимир Мономах был в первую очередь образцом христианского правителя, а уж после все остальное - полководцем, дипломатом, великим охотником и т. д. И его личность осталась в русской истории как пример государя, подчиняющего интересы своего рода, своей земли да и собственные интересы той истине, которую принесло на Русь Крещение.

Он родился у переяславского князя Всеволода Ярославича, по линии матери приходился внуком византийскому императору Константину IX Мономаху. Отсюда и звучное прозвище - Мономах.

Князю Владимиру Мономаху довелось жить в ненастную эпоху. Ему назначен был долгий век, 72 года - очень много по меркам русской древности! Вся молодость, все зрелые годы Владимира пришлись на смутное время: Русь погружалась в бесконечный лабиринт кровавых междоусобных войн, а окраины ее терпели страшный урон от степных пришельцев-половцев.


Виднейшие князья Рюрикова рода поделили между собой города и области Руси. В Киеве, на великокняжеском престоле, восседал старший из Рюриковичей, но полновластия у него не было. В его распоряжении были громадные доходы от богатейшей Киевщины, сильная дружина да право номинального первенства. Но действительное старшинство следовало поддерживать силой оружия, умными союзами с влиятельной родней, добрыми отношениями с киевской городской общиной. Великий князь, если он оказывался слишком слабым или же слишком нерасчетливым, мог быть выбит из Киева ближайшими родственниками.

Смерть любого из старших Рюриковичей доводила до передела богатых княжеских столов внутри семейства. Кроме Киева большой доход сулили Чернигов, Переяславль-Южный, Смоленск, Муром, Ростов и т. д. Право на княжение в любом из этих городов возможно было обосновать двумя способами: местом в лестнице старшинства Рюриковичей или военной мощью.

Князья Рюрикова рода в такого рода случаях не стеснялись скрещивать мечи с племянниками, дядьями, не говоря уже о дальней родне. То один из них, то другой обращался за поддержкой к половцам и приводил их на Русь, вышибая соперников с богатых столов. В особенности прославился по этой части князь Олег Святославич, прозванный «Гориславичем» за лютую привычку «аргументировать» свои претензии при помощи половецких сабель.

Приходя половцы, грабили, жгли, уводили «полон», разоряли крестьян. Не один, не два и не три - десятки половецких походов наносили раны ослабевшему телу Руси. Пришельцы с удовольствием пользовались княжескими раздорами, то и дело являясь к Киеву, Чернигову, Переяславлю по приглашению русских князей и при почетном «эскорте» их дружин.

Между тем из-под пера Владимира Мономаха выходит поучение, адресованное сыновьям, где он цитирует Псалтирь библейского …царя Давида…:

«Оружие извлекают грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».

А к своему горчайшему неприятелю и убийце сына князю Олегу Святославичу он обращается в письме со словами, исполненными христианской мудрости: «Кто молвит: „Бога люблю, а брата своего не люблю“, - ложь это. И еще: „Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит Отец ваш небесный“… Но все наущение дьявола! Были ведь войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой… прислал он ко мне мужа своего и грамоту, говоря в ней так: „Договоримся и помиримся, а братцу моему Божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим“.

И я видел смирение сына моего, сжалился и, Бога устрашившись, сказал: „Он по молодости своей и неразумению так смиряется, на Бога возлагает; я же - человек, грешнее всех людей“». Владимир Мономах совсем недавно узнал о кончине сына, о том, как другой его сын, вошедший в русскую историю под именем Мстислава Великого, бился с Олегом Святославичем и одолел его. Мстислав, победитель, просит безутешного отца: «Помилосердствуй, да будет мир!» И Владимир Мономах смиряет гнев, смиряет гордыню, сам написал обидчику: «Помиримся».

Когда, в какое время он написал эти слова?! Ведь еще не так давно кровная месть была разрешена по закону! «Русская Правда» несколько ограничила ее, но отнюдь не запретила. Языческий обычай, уповающий на право силы, говорил: отомсти! А христианский, только-только набирающий силу на Руси, требовал другого: прости, откажись от мести! На того, кто выбирал второй путь, будь он сколь угодно храбр, смотрели как на человека, проявившего непонятную слабость. Не отомстил? Глупец! Тряпка!

Владимир Мономах научился прощать. Научился ставить мир превыше любой выгоды, которую только можно добыть мечом. Научился отстранять от себя соображения прямой и очевидной корысти, если для их осуществления требовалось очертя голову бросаться в очередное междоусобие.

Не всю жизнь он провел в праведниках. Да это и немыслимо для князя! По собственным словам князя, он с 13-ти лет принял на себя бремя княжеских трудов: принимал участие в 83-х больших военных предприятиях, не вылезал из сражений с половцами, 19 раз заключал с ними мир, в разные времена захватил в плен несколько сот знатных степняков, из них около сотни пощадил, а 220 утопил или иссек мечом.

Ему доводилось лить чужую кровь постоянно. Да и в междоусобных войнах, со своими, с единоплеменниками и единоверцами, бывало, Владимир Мономах проявлял большую жестокость. Вот его собственные слова: «…На ту осень ходили с черниговцами и с половцами… к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины». Сказано - красноречивей некуда.

Но не напрасно дал Бог Владимиру Мономаху столь долгую жизнь. Чем больше видел он вокруг себя свирепости, чем больше сам склонялся к жестоким мерам против своих врагов, тем больше понимал: доброго итога душегубство дать не способно. Пролил кровь - прольют и твою, а не твою, так близких тебе людей. Обманул - будешь обманут. Не пожалел врага - и сам жалости не увидишь. Собрал большую силу - найдется еще ббльшая. Потому в зрелые годы князь смог побороть свою гордыню и с делами большой политики управлялся, покорившись смирению.

В течении длинной политической карьеры Владимир Всеволодович занимал то один, то другой княжеский стол. Правил в Ростове, Владимире-Волынском, Турове, Смоленске, Чернигове, Переяславле-Южном. Несколько раз мог занять Киев, но отказывался. Основной причиной отказа становилось нежелание сражаться с родней. В военной-то силе недостатка он не испытывал.

Так, однажды великий князь Святополк оказался замешанным в скверной истории: на его княжьем дворе, с его согласия, схватили князя Василька Ростиславича. Поздней несчастный Василько подвергся ослеплению. Такого прежде не происходило в роду Рюрика! Владимир Мономах со своей дружиной и войсками двух других князей поступил к Киеву, требуя от великого князя дать ответ за его злодеяние.

Святополк намеривался бежать из города. Однако, согласно летописи, «не дали ему киевляне бежать, но послали вдову Всеволодову и митрополита Николу к Владимиру, говоря: „Молим, княже, тебя и братьев твоих, не погубите Русской земли. Ибо если начнете войну между собой, поганые станут радоваться и возьмут землю нашу, которую собрали отцы ваши и деды ваши трудом великим и храбростью, борясь за Русскую землю и другие земли приискивая, а вы хотите погубить землю Русскую“.

Всеволодова же вдова и митрополит пришли к Владимиру, и молили его, и поведали мольбу киевлян - заключить мир и блюсти землю Русскую и биться с погаными. Услышав это, Владимир расплакался и сказал: „Воистину отцы наши и деды наши соблюли землю Русскую, а мы хотим погубить“. И уступил Владимир мольбе княгини, которую почитал как мать… Владимир был полон любви». Мог бы занять место Святополка? Мог. Все шло к тому. Но не стал грязнить душу.

В конце концов, великокняжеский престол сам упал к нему в руки, как перезрелый плод, который задержался на ветке.

1113 год, 16 апреля — скончался князь Святополк Изяславич. После похорон «устроили киевляне совет, послали к Владимиру Мономаху, говоря: „Пойди, князь, на стол отчий и дедов“. Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате», - а больше того опасаясь, возможно, нового междоусобия. «Повесть временных лет» рассказывает о волнениях, охвативших столицу Руси: «Киевляне… разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали снова киевляне к Владимиру, говоря: „Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри“. Услышав это, Владимир пошел в Киев… Сел он на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж утих».

«Владимир Мономах на совете князей»

Успокоение мятежного Киева произошло не само собой. Владимир Мономах знал причину, вызвавшую волнения: горожане страдали от ростовщичества, которое приняло небывалый размах и покрываемого старой властью. Князь устроил в Берестове, под Киевом, государственное совещание. Там присутствовали его старшая дружина, тысяцкие из Киева, Белгорода, Переяславля-Южного, а также местное боярство. На совещании приняли решение: ограничить проценты («резы») по долгам, то есть ввести прибыль, получаемую ростовщиками, в разумные пределы. Свод законов «Русская Правда» обогатился новыми статьями на сей счет, они получили общее название «Устав Владимира Всеволодовича». Лишь тогда порядок в городе был полностью восстановлен.

С высоты изрядного возраста и огромного опыта - нравственного, политического, военного - Владимир Мономах мог поучать детей:

«Убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, потому как нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней… Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело… А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего».

Собственные соблазны, собственные грехи и собственные беды, следовавшие за грехами, дали ему понимание: не убивай, не гордись, не клянись, а если все же поклялся - соблюдай клятву ради души своей.

Эта смиренная мудрость Владимира Всеволодовича в результате привела и к самому большому успеху всей его жизни: одолению половцев. Не за один год и не за один поход, но сила степняков была сломленной.

Пока между русскими князьями шли свары, пока они не оказывали друг другу помощь, эта задача была нерешаема. Даже когда они собирались в единое войско, но не могли управлять им в добром согласии, случалось, терпели ужасающие поражения. Так, 1093 г. принес черную весть всей Руси: общие силы князей Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и его брата Ростислава разбиты половцами на реке Стугне. Горе! Сколько дружинников полегло! Сам князь Ростислав Всеволодович погиб. А причина одна: не установилось «лада» в княжеской коалиции.

Три раза собирались князья на большие «съезды» - в Любече (1097), Уветичах (1100) и Долобске (1103). Учились договариваться друг с другом. Получалось с трудом…

Каждый раз Владимир Мономах говорил остальным о выгодах согласия, мира, объединения сил. В конце концов Долобский съезд проломил стену всеобщей вражды. После него русские князья, собравшись вместе, нанесли половцам несколько тяжелых поражений. Их натиск на Русь ослаб.

Как верный сын Церкви, Владимир Всеволодович строил новые храмы в Киеве, Ростове, Смоленске. Судя по археологическим данным, при нем появилась церковь Спаса на Берестове под Киевом. Он же возвел Борисоглебскую церковь на реке Альте поблизости Переяславля-Южного - там, где когда-то принял смерть святой Борис.

При нем почитание святых князей Бориса и Глеба, долго и трудно складывавшееся в 70-80-х годах XI столетия, расцвело. В княжение Владимира Мономаха и, скорей всего, не без его влияния возникла окончательная редакция «Сказания» о святых братьях. В 1115 году он пригласил к себе князей Давыда и Олега Святославичей. По словам летописца, князья «решили перенести мощи Бориса и Глеба, ибо построили им церковь каменную, в похвалу и в честь и для погребения тел их. Вначале они освятили церковь каменную мая 1, в субботу; потом же во 2-й день перенесли святых. И было сошествие великое народа, сшедшегося отовсюду: митрополит Никифор со всеми епископами… с попом Никитою белогородским и с Данилою юрьевским и с игуменами…».

После этого три дня гулял народ киевский на княжеские деньги, три дня бесплатно кормили нищих и странников. Поздней Владимир Мономах «оковал» раки с мощами серебром и золотом.

Умер великий воитель тихо, от старости и хворей. Отправившись в богомолье к Борисоглебской церкви, князь встретил там свой последний срок 19 мая 1125 года. Останки его нашли упокоение в соборе Святой Софии Киевской.

Владимир Мономах, основные черты правления которого будут рассмотрены в этой статье, жил с 1053 по 1125 год. За свою жизнь он был князем смоленским, черниговским, переяславским, киевским. При крещении его назвали Василием, но всем он известен как Владимир. Его отец Всеволод был сыном Ярослава Мудрого, мать была дочерью Константина IX Мономаха, византийского императора.

Краткая биография

Свое детство будущий князь провел рядом с отцом в Переяславе-Южном. В 13 лет по желанию отца он начал постигать военное дело. В этом же возрасте он был направлен княжить в Ростово-Суздальские земли. Там он познавал на практике азы государственного управления.

Это пригодилось Владимиру Мономаху (даты правления в Смоленске 1073-1078 год) в дальнейшем. Будучи князем, ему приходилось постоянно воевать с половцами. Чтобы обезопасить свои земли, он помогал соседям. Вместе легче было бороться с агрессивными племенами.

В 1078 году Киев занял Всеволод Ярославович. Его сыну тогда исполнилось 25 лет, он стал княжить в Чернигове. Ему и здесь приходилось отражать опустошительные половецкие набеги. Более десяти лет он являлся правой рукой отца. Ему доверяли возглавлять великокняжеские дружины, которые уничтожали половцев и усмиряли непокорных князей.

В 1093 году Всеволод Ярославович умирает. Киевский престол получает Святополк Изяславович, двоюродный брат Владимира. Через год Мономах оставляет Чернигов на Олега Святославовича, а сам отправляется в Переяславское княжество. В многочисленных боях был убит старший сын и младший брат. Это было время проявления военной доблести князя.

Приход к власти в Киеве

В 1113 году Святополк умер. На трон претендовали Святославичи, но их не любили в Киеве, поскольку они имели отношения с половцами. На вече было принято решение просить Владимира переехать из Переяслава в Киев и занять место, которое когда-то принадлежало отцу и деду.

Еще до официальных годов правления, Владимир Мономах стоял во главе князей Руси. Но он не спешил принимать предложение. Пока он медлил, в Киеве начались беспорядки. Чернь начала крушить дворы богатых людей. Эти бесчинства мог прекратить только сильный правитель.

Князь покинул Переяслав, чтобы сесть на престол в Киеве. Беспорядки утихли, началось мудрое правление Мономаха, которому на тот момент исполнилось уже 60 лет.

Устранение княжеских усобиц


По словам летописца, правление Владимира Мономаха характеризует его как человека, который мирил всех враждующих. Он проявлял гостеприимство, подавал пример набожности, был доблестным воином.

Несмотря на то, что большинство князей приняли его за старшего, Мономаху не удалось избежать двух междоусобных войн. Первая произошла на Половецкой земле с Глебом Всеславичем. Вторая - на Волыни с Ярославом. Владимир стал победителем в обеих войнах, другие же князья не решались выступать против киевского правителя.

Войны с соседями


При правлении Владимира Мономаха земли Руси находились в абсолютной безопасности, и правитель смело отправлял своих сыновей в походы на соседние земли.

Мстислав, который был старшим сыном и князем Новгорода Великого, совершил поход на территорию Ливонской Чуди. В 1116 году ему удалось захватить город Оденпе.

Юрий (Долгорукий) правил в Ростовских землях. Он в 1120 году на судах по Волге пошел на территорию Камских Болгар, прибыл оттуда с хорошей добычей.

Ярополк ходил с войском за Дон. Там в 1116 году он громил половцев и другие племена. В походе третий сын Мономаха пленил аланскую княжну, которую сделал своей женой. Погром половцев позволил притесненным печенегам и торкам поднять свои восстания, но они были подавлены. Печенегам пришлось бежать на земли Руси.

Отношения с половцами

Половцы были одним из серьезнейших врагов славян в борьбе за территорию. Во время правления Владимира Мономаха в Переяславе произошло множество столкновений с ними. Княжество стояло у края Дикого поля. В то время эти земли еще называли Половецкой степью.

Известно, что с 1103 года князь стал возглавлять походы против половцев. Он смог одержать важные победы в следующих сражениях:

  • 1103 год – на Сутени;
  • 1107 год;
  • 1111 год – на Сальнице.

В 1116 году князь отправился во второй поход, он был не менее успешным. После этого половцы вынуждены были покинуть территорию русской границы.

Поход на Дунай

Мономах вынужден был отправить свои войска за Дунай, чтобы побороться за права своего внука Василия. Его отца Леона убили по приказу византийского императора. Войско возглавил Иван Войтишич. Но грекам удалось захватить Дористол. Тогда князь послал своего сына Вячеслава и воеводу Фому, который был потомком Ратибора. Но Дористол захватить не удалось. К концу правления его отношения с Византией вновь становятся дружескими. Об этом свидетельствует тот факт, что города были переданы греческому императору. Об этом упоминается и в летописях. Его внук Василий поселился в Киеве, он погиб в одном из сражений между князьями.

«Поучение детям»

Правление князя Владимира Мономаха отличается мудрыми взвешенными решениями. В своем труде он убеждает своих детей жить в мире, не поддаваться лени, не полагаться во время сражений на воевод, любить своих жен, но не давать им власти над собой, не забывать полученных знаний, учиться новому. Он вспоминает своего отца, который сидя дома знал пять языков. За это его почитали в других странах.

«Поучение» служит прекрасным доказательством ума князя, его благочестия, грамотности и начитанности. Это творение актуально и в наши дни. Оно входит в школьную программу в качестве примера нравственности.

Внутренняя политика


Во времена правления Владимир Мономах проводил больше времени вне дома. Он сам писал, что важных походов у него было 83, а неважных - не сосчитать. Тем не менее он не забывал про внутренние дела государства.

Основная деятельность князя:

  • Один из организаторов Любечского съезда, который состоялся в 1097 году. Князья собрались, чтобы объединить свои силы в борьбе с половцами. Они провозгласили принцип, по которому каждый из них «владеет отчиной своей».
  • Составил дополнение к «Русской правде». Оно известно как «Устав Владимира Мономаха». Князь ограничил власть ростовщиков, облегчив положение зависимых людей. Например, холопа больше не могли превратить в раба за долги. Он запретил убивать преступников в качестве наказания. Смерть заменялась денежным штрафом.
  • Поручил создать вторую редакцию «Повести временных лет». Задание выполнял монах Нестор.
  • Решение вопроса с евреями в Киеве. Князь прекратил погромы этого народа. На съезде в Выдобыче было принято решение о том, что имущество евреев останется при них, но они должны покинуть киевские земли под конвоем.
  • Заключал династические браки между Рюриковичами.

Родственные союзы он заключал с различными государствами. Сам он был сыном византийской царевны. Был женат три раза. Одной из жен был Гида (дочь короля Англии Гарольда). Своего сына Мстислава он женил на шведской принцессе Христине, дочь Евфимию сделал супругой венгерского короля Коломана, но вскоре ее вернули отцу. Дочь Мария вышла замуж на византийского царевича Леона.

Итоги правления

Киевом Мономах правил с 1113 по 1125 год. Для человека преклонных лет это достаточно длительный срок. Несмотря на то, что в это время Русь уже начинала дробиться на отдельные княжества, во время правления Владимир Мономах смог удержать земли в единстве. На время прекратились набеги половцев и княжеские междоусобицы. В этот период времени Русь считалась полноправной частью европейского сообщества.

Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. Отцом его был Всеволод Ярославич. Еще в юношеских годах в своей биографии Владимир Мономах стал ростовским князем. Затем управлял Смоленском, позже – Черниговом.

После смерти Всеволода Ярославича уступил престол Святополку, своему брату. Большой заслугой князя Владимира Мономаха в биографии стал разгром половцев. Мономах уступил Чернигов Олегу Святославичу. Половцы регулярно нападали на Переяславское княжество, где поселился Мономах. На Любечских съездах Владимир пытался сплотить Русь для противостояния половцам. После нескольких поражений половцев Русь была освобождена.

Когда умер Святополк, Владимир Мономах подавил киевское восстание и возглавил правление страной. Тогда же вышел знаменитый «Устав Владимира Мономаха». Рассматривая краткую биографию Владимира Мономаха, нужно отметить, что период его правления был в целом благоприятным для Руси. Прекратились междоусобицы.

За всю биографию Владимир Мономах написал несколько произведений. Например, «Поучение», «Письмо Олегу Святославичу», «Молитва». Скончался великий князь 19 мая 1125 года.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), великий князь киевский (с 1113 г.).

Сын князя Всеволода Ярославича, по линии матери - внук византийского императора Константина IX Мономаха, отсюда и его прозвание.

Впервые получил самостоятельное княжение в 13 лет в Ростово-Суздальской земле.

В 1069 г. стал править Смоленской землёй.

После утверждения на великокняжеском престоле в Киеве Всеволода Ярославича Владимир Мономах получил Черниговское княжение. На протяжении всех 15 лет правления отца в Киеве (1078-1093 гг.) Владимир был главной его опорой в политических и военных делах. Многократно возглавлял воинские походы как против половцев, так и против мятежных князей, не желавших подчиняться великому князю.

Всеволод, умерший в 1093 г., видел своим преемником Владимира, но иначе решило киевское вече, с волей которого князья не могли не считаться. Формально старшим в роде Рюриковичей после смерти Всеволода Ярославича был Святополк Изяславич, внук Ярослава Мудрого.

Мономах во избежание междоусобной брани добровольно удалился в Чернигов, признав правившего до 1093 г. в Турове Святополка Изяславича великим князем на киевском престоле.

20-летнее правление Святополка Изяславича (1093-1113 гг.) было для Владимира Мономаха временем как великих побед, так и серьёзных неудач, личных трагедий. В 1093 г. он потерпел жестокое поражение от половцев на реке Стугне. Во время бегства разбитой русской рати прямо на глазах у потрясённого Владимира утонул его младший брат Ростислав.

В 1096 г. Владимир потерял старшего сына Изяслава, погибшего в Муроме во время боя с дружиной князя Олега Святославича, которому в 1094 г. Мономах добровольно уступил черниговское княжение. Сам он остался князем переяславским в Переяславле Русском на реке Трубеж.

С 1103 г. начались регулярные походы русских ратей в Половецкую степь. Крупнейшим стал поход 1111 г. Русская летопись утверждает, что ещё спустя десятки лет после этого половецкие матери пугали маленьких детей грозным именем Мономаха. Великим князем киевским Владимир Всеволодович стал в 1113 г.

Его правление на Руси - время последнего расцвета её могущества как единого государства, простиравшегося от Нижнего Дуная до Ладоги и от Карпат до Волги. Не случайно в трагическом «Слове о погибели Русской земли» именно время Мономаха выделено как самое счастливое для Руси.

Владимир Мономах стал вторым, вслед за своим прадедом Владимиром I Святым, прототипом былинного Владимира Красное Солнышко. Славные деяния Ильи Муромца также восходят к эпохе Мономаха. В историю Древней Руси князь Владимир вошёл и как автор трёх незаурядных произведений литературы: письмо к Олегу Святославичу (1096 г.); рассказ о своей жизни, где описаны его воинские походы, которых, по словам Мономаха, «было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших»; а также Поучение, обращённое к сыновьям-восприемникам.

После кончины 19 мая 1125 г. Владимир Мономах оставил пять сыновей и третью жену. Первой его женой была королева Гита, дочь последнего саксонского короля Англии Гарольда II, погибшего в 1066 г. в битве с норманнами у Гастингса.

Наследником князя стал его сын Мстислав, который ещё семь лет, до самой смерти в 1132 г., следуя заветам отца, сохранял единство Руси.

Яркую фигуру князя-воина, умного и доброго администратора. С раннего возраста Владимир начал принимать участие в охотах на диких зверей и побывал, как он сам говорит в своем поучении детям, и на рогах у тура, и в лапах медведя, и под клыком кабана.

Бесстрашный и неутомимый, он рано начал и свое боевое поприще. В 1076 г. отец вверил Владимиру начальство над дружиною для похода в Силезию, на помощь польскому королю Владиславу III против чехов. В 4-месячном походе принимали участие еще дружины великого князя Киевского Святослава и Олега, князя Волынского. Войска дошли через Глогову (Глогау) до Чешского леса (Бемервальда).

Владимир Мономах на памятнике "Тысячелетие России"

В 1078 г. Владимир Мономах с дружиной отца своего ходил на поддержку его брата и союзника, великого князя Изяслава Киевского , против Всеслава, князя Полоцкого, и сжег Полоцк. Когда же союзники Всеслава, призвав половцев , вторглись в южную Россию, разбили войска князя Всеволода на реке Оржице и взяли Чернигов (куда Всеволод незадолго до этого перешёл княжить из Смоленска), Владимир поспешил на помощь отцу и обложил Чернигов. В происшедшей под стенами его битве пал Изяслав, и его место на великокняжеском столе в Киеве занял Всеволод, отец Владимира Мономаха.

Но против него шли, с одной стороны, сыновья Святослава, Олег и Роман, снова призвавшие половцев, а с другой – Всеслав Полоцкий. Владимир Мономах вначале обратился на Святославичей, шедших к Чернигову, и, переманив на свою сторону половцев, сокрушил братьев. Роман был убит, Олег бежал в Грецию. После этого он пошел на Всеслава, осаждавшего уже Смоленск. Всеслав не принял боя и, зажегши Смоленск, бежал в свою Полоцкую землю . Владимир Мономах преследовал его конницей и опустошил его владения. В 1079 г. он снова ходил в Полоцкую область и взял Минск.

В период 1080 – 1092 гг. Владимир Мономах совершил целый ряд удачных походов: против торков, живших в Переяславской области и против вятичей и половцев, грабивших южные русские области. В 1093 г. Всеволод умер, но Владимир Мономах уступил великое княжение в Киеве сыну Изяслава, Святополку . Половцы снова вторглись в русские пределы и угрожали Киеву. Владимир Мономах поспешил к нему на помощь и, уступая настояниям Святополка и его бояр, веривших в военные таланты Владимира, перешел реку Стугну и дал половцам сражение (26 мая 1093 г.) под стенами города Триполья. Киевская рать, составившая правое крыло русского боевого порядка, не выдержала натиска половцев, и отступила; центр и левое крыло пытались еще держаться, но были сброшены в Стугну. Владимир Мономах едва спасся от побоища и укрылся в Чернигове. Здесь его в следующем 1094 г. осадил вернувшийся из Греции Олег Святославович , снова приведший на Русь полчища половцев. Владимир Мономах оборонялся упорно, но должен был уступить силе и удалился в Переяславль.

Однако, уже в 1095 г. Владимир Мономах и Святополк отомстили половцам, разорив их земли, а затем обратились против Олега, который бежал из Чернигова в Стародуб, оттуда пробрался на север, овладел Муромом, Ростовом и Суздалем, но был разбит на реке Клязьме сыном Владимира Мономаха, Мстиславом.

Русские князья заключают мир в Уветичах. Картина С. В. Иванова

Между тем, половцы снова подступили к Киеву и, в то время как Владимир Мономах со Святополком разбили одно их полчище на реке Трубеже (19 июня 1097 г.), другое овладело Киевом и разграбило его. Это несчастье побудило Владимира Мономаха обратиться ко всем русским князьям с предложением прекратить междоусобные брани, привлекавшие на Русь орды хищников, и на съезде в Любече (1097 г.) он уговорил их помириться и действовать сообща против половцев.

Хотя этот приговор князья и скрепили крестным целованием, междоусобия продолжались, и только в 1103 г., после съездов в Витичеве и у Долобского озера , Владимиру Мономаху удалось соединить князей в общем походе на половцев. В урочище Сутень, на Днепре, собрались конные и пешие дружины почти всех русских князей и 4 апреля наголову разбили половецкие войска. После этого, действуя сообща, под общим руководством Владимира Мономаха, русские одержали ряд побед над половцами под Лубнами, возле Переяслава, на Дону и на реке Сале. С тех пор, говорит летописец, «слава о русских подвигах прошла по всем народам: грекам, ляхам, чехам и дошла даже и до Рима». Половцы перестали тревожить русскую землю.

Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком. Картина А. Кившенко

В 1113 г. умер Святополк, и киевляне избрали своим князем Владимира Мономаха. Время правления Владимира считается самым цветущим в истории Киева. Набеги враждебных племен уже не беспокоили русские земли. Печенеги , торки, берендеи были изгнаны им из русских пределов, сыновья его успешно охраняли Русь от половцев, волжских болгар и чуди, совершая походы в Финляндию. Владимир Мономах был так силен и пользовался таким влиянием на младших князей, что никто из них уже не пытался оспаривать у него старшинство. Заняв киевский стол, Владимир Мономах обратил все свое внимание на внутреннее устройство своего княжества . Ему приписываются важные дополнения к кодексу «Русская Правда ». Месть за убийство была отменена и заменена платежом денежного штрафа; ограничено было взимание процентов при займе, значительно облегчено положение холопов, было запрещено обращать в холопство за долги и т. п.

Эпоха Владимира Мономаха была также расцветом художественной и умственной деятельности на Руси. В Киеве и других городах было воздвигнуто много больших и красивых храмов и переведено на славянский язык много греческих книг. Сам Владимир Мономах написал так называемое «Поучение» своим детям (см. его полный текст и краткое содержание), в котором, подробно излагая свою жизнь, дает детям советы, как вести себя. «Никого смертью не казнить», «все делать самим, во все вникать, не полагаться на тиунов и воевод», «в походе самим наряжать стражу, а проходя с войском по русским землям, не дозволять делать вреда жителям». Наконец, он велит своим детям учиться, указывая на своего отца, Всеволода, который, сидя дома, выучился пяти языкам.

Владимир Мономах скончался в 1125 г. близ Переяславля, 72 лет от роду. По собственным словам его в поучении детям, он совершил 83 крупных похода («маловажных не упомню»), заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более 100 их ханов, а более 200 казнил и потопил в реках. Имя Владимира Мономаха было так популярно, что впоследствии создалась легенда, будто византийский император прислал ему знаки царского достоинства, «венец и бармы».



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...