Грамматический словарь русского языка словоизменение. Значение слова грамматический в толковом словаре русского языка ушакова

Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признаётся.

М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

I. Печорин в системе мужских образов романа

После того как основное содержание романа уже осмыслено учениками, полезно провести несколько уроков-практикумов, на которых будут закреплены навыки анализа эпизода и выявлена роль второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Для этого необходимо сопоставление образа главного героя с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем (в группах).

Группа 1. Печорин и Максим Максимыч.

1. Какие чувства исповедь Печорина, начинающаяся словами «...у меня несчастный характер», вызвала у Максима Максимыча? Докажите, что опустошенность души Печорина — это веяние века.
дальше...
2. Как проявилось отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? Какими способами автор передает взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
3. Как Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Подберите к своим тезисам ключевые слова и под твердите каждое цитатой. (Максим Максимыч— удивление, непонимание, любовь, сочувствие, искренность. Печорин — безразличие, равнодушие.) Какова роль образа Максима Максимыча в романе?

Группа 2. Печорин и Грушницкий.

1. Как Печорин относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11, 16 мая, 5, 6 июня).
2. Какие чувства вызывал Печорин у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5, 12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?. Какова композиционная роль в романе образа Грушницкого?

Группа 3. Печорин и Вернер.

1. Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у Печорина и Вернера? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая).
2. Проанализируйте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

Группа 4. Печорин и Вулич.

1. Как в сцене заключения пари между Печориным и Вуличем отразился характер каждого из героев? Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при их сопоставлении?
2. Оцените поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака. Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем смысл такой авторской позиции?
3. Какова роль образа Вулича в романе?

В заключение урока возможно составление плана сопоставительного анализа мужских образов романа или опорной схемы.

Вариант плана сопоставительной характеристики героев

1. Место героев в системе образов (главный — второстепенный, мужской — женский, молодой — старый и т. п.) и их взаимоотношения.
2. Прошлое героев (происхождение, воспитание, образование, мировоззрение).
3. «Говорящий» смысл их имен и фамилий и обстоятельства первого появления в произведении.
4. Портреты, их схожесть, различие, эволюция; чьими глазами они даются.
5. Наличие пейзажей и интерьеров, связанных с героем (сходство — контраст).
6. Речевые характеристики героев; особенности внутренних монологов.
7. Поступки героев, раскрывающие их характер.
8. Функция снов, смыслообразующих художественных деталей.
9. Герои в оценке других персонажей (в оценке друг друга, в самооценке).
10. Прямые или косвенные способы авторских характеристик героев.

II. Дружба в жизни Печорина

Итог урока

Мужские образы романа — двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, ме нее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.

Домашнее задание

Пользуясь планом сопоставительной характеристики героев, составить сообщение на одну из тем: 1) Печорин в системе мужских образов романа; 2) Сравнительная характеристика двух мужских образов романа. Подготовить письменный ответ на проблемный вопрос «Можно ли отношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?» (по выбору). Отметьте, в чем состоит новаторство системы образов комедии «Горе от ума». а) соответсвие системе «амплуа»; б) количество действующих лиц – более

двадцати; в) в основу системы образов положен принцип типизации; г) отсутствие деления персонажей на положительные и отрицытельные; д) введение внесценических персонажей.

1.Как образ Печорина соотносится с другими персонажами романа-Максимом Максимычем, Вернером, Грушницким, Вуличем? Какие качества главного героя

проявляются во взаимодействии с ним?
2.Какова роль женских образов в романе "Герой нашего времени"? Почему женщины, любящие Печорина, неизбежно становятся жертвами собственного чувства? Что мешает Печорину обрести счастье в любви и дружбе?
3. Каковы нравственно-филосовские итоги лермонтовского романа? в чём заключается важность главы "Фаталист" для прояснения общей идеи автора? Является ли Печорин фаталистом?

4. Отметьте, в чём состоит новаторство системы образов комедии «Горе о ума»:

А) соответствие системе «амплуа»
Б) количество действующих лиц – более двадцати
В) в основу системы образов положен принцип типизации
Г) отсутствие деления персонажей на положительные и отрицательные
Д) введение внесценических персонажей
5. Соотнесите героя комедии и амплуа, которому он соответствует:
А) Чацкий
1) отец, не догадывающийся о любви дочери
Б) Фамусов
2) удачливый герой-любовник
В) Софья
3) субретка
Г) Лиза
4) героиня любовного треугольника
Д) Молчалин
5) герой-резонёр
6. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии:
А) Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова
1) главные герои
Б) князь Фёдор, Кузьма Петрович, Максим Петрович
2) второстепенные
В) Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов
3) эпизодические
Г) Г.Д.-Г.Н.
4) образ-пародия
Д) Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич, Репетилов
5) внесценические персонажи
Е) Репетилов
6) герои. Необходимые для связи сценического действия
7. Отметьте основные средства создания сатирических характеров в комедии:
Индивидуализация языка, афористичность, трагический пафос, авторская ремарка, гипербола, фарсовые детали,
катарсис, фразеологизмы, драматизм, просторечия, ирония, сарказм.
8. Назовите героя комедии «Горе от ума», речь которого афористична, заметно влияние манеры говорить других героев,литературная и разговорная формы речи переплетаются, присутствуют черты лакейства:
А) Молчалин Б) Репетилов В) Загорецкий Г) Лиза
9. Объедините внесценические персонажи, относящиеся к «веку нынешнему» и «веку минувшему»:
Князь Фёдор, Максим Петрович, трое из бульварных лиц, Татьяна Юрьевна, двоюродный брат Скалозуба, барон фон
Клоц, французик из Бордо, молодые люди – «кто путешествует, в деревне кто живёт», Кузьма Петрович, тётушка Софьи.
11. Где живёт Хлестова:
А) на Тверской Б) на Кузнецком мосту В) на Покровке Г) у Никитских ворот
12. Чей это портрет:
Курчавая! Горбом лопатки!
Сердитая! Всё кошачьи ухватки!
Да как черна! Да как страшна!
А) Хлестовой
Б) княжны Марии Алексеевны
В) Хрюминой
Г) арапки

Сопоставительный анализ Печорина и Максима Максимыча по плану

1. Место героев в системе образов (главный - второстепенный, мужской - женский, молодой - старый и т. п.) и их взаимоотношения.
2. Прошлое героев (происхождение, воспитание, образование, мировоззрение).
3. «Говорящий» смысл их имен и фамилий и обстоятельства первого появления в произведении.
4. Портреты, их схожесть, различие, эволюция; чьими глазами они даются.
5. Наличие пейзажей и интерьеров, связанных с героем (сходство - контраст).
6. Речевые характеристики героев; особенности внутренних монологов.
7. Поступки героев, раскрывающие их характер.
8. Функция снов, смыслообразующих художественных деталей.
9. Герои в оценке других персонажей (в оценке друг друга, в самооценке).
10. Прямые или косвенные способы авторских характеристик героев.

Проза Лермонтова невелика, но один небольшой по размеру роман «Герой нашего времени» поставил поэта в ряд с великими писателями-прозаиками. Историю русского романа не поймёшь и не расскажешь, минуя «Героя нашего времени». Это – веха крупнейшего значения, это - новый этап литературного развития, подготовивший появление мощного реализма Льва Толстого.

Книга вобрала в себя жгучую печаль многих сердец и наблюдения лучших, честных умов. Отсюда понятно отношение реакционной критики к роману – она встретила его ругательствами и обвинениями автора в разврате.

Главный герой книги Григорий Печорин – личность неоднозначная и незаурядная, вызывающая противоречивые чувства.

Но были и многие, кто останавливались перед Печориным, спорили с ним или повторяли его горестные раздумья, но все признавали притягательную силу образа.

Духовный мир Печорина раскрыт перед нами в сложной игре переживаний, в переплетении противоречивых чувств, в разнообразных поступках и проявлениях характера. Замечательна композиция романа: он состоит из пяти новелл, связанных единством главного действующего лица. Каждая из новелл – самостоятельное, прекрасное в своей законченности, произведение; соединенные, они образуют также цельное, стройное произведение. Эпизоды жизни и странствий Печорина так рассказаны, что в случайных как будто происшествиях отражён характер человека в его цельности.

В двух новеллах – «Бэла» и «Максим Максимыч» - Печорин изображён со стороны – со слов Максима Максимыча или автора путевых записок, - и самые события рельефно рисуют героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» образуют «журнал», то есть дневник Печорина, в котором духовный мир его раскрыт изнутри. В сжатые, напряженные действием, увлекательные новеллы Лермонтов вплёл тончайший психологический рисунок.

В «Бэле» рассказан эпизод жизни Печорина на Кавказе. Правдиво изобразил Лермонтов поведение русского офицера в завоеванной стране: Печорин, не задумываясь, похищает понравившуюся ему девушку-черкешенку, жертвами его прихоти гибнут родичи Бэлы, гибнет и сама бедняжка Бэла. Образ гордой, чистой сердцем Бэлы пленителен именно своей естественностью, в нём нет ни прикрас, ни сентиментальности, как нет ложной экзотики и «клеветы» в выразительной фигуре абрека Казбича.

Отношение Печорина к Бэле можно охарактеризовать словами его же дневника, где он сравнивает душу Бэлы с едва распустившимся цветком, которым надо насладиться и выбросить. Он называет обладание этой невинной душой необъятным наслаждением. Это циничное признание бросает яркий свет на Печорина – капризного барича. А Максим Максимыч в простоте душевной говорит: « таков уж был человек: что задумает, подавай, видно в детстве был маменькой избалован…»

В следующем за «Бэлой» рассказе Лермонтов ещё сильней выявил эгоистическую природу Печорина. После долгой разлуки он встречается с другом трудных дней – Максимом Максимычем и обнаруживает при этом такое небрежение и чёрствость души, что вызывает осуждение даже великодушного Максима Максимыча: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен…» Странно слышать простое это обвинение по адресу Печорина, а ведь он заслужил его. В Печорине писатель выявляет эгоизм, как постоянное свойство характера, а вместе с тем это характер волевой, действенный.

Судьба забросила Печорина в глухой приморский городишко, столкнула с «мирным кругом честных контрабандистов», он «встревожил их спокойствие» и едва сам не погиб. В эпизоде этом Печорин предстаёт отважным, находчивым.

Лермонтов в «Тамани» с особенной силой дал почувствовать одиночество своего героя. Он один не только в этом глухом городишке, среди «мирных» контрабандистов, он один во всём мире, и щемящей грустью звучат последние слова рассказа: «…какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!»

«Княжна Мери» - исповедь Печорина – сердце романа. Печорин предельно откровенен в своих порой трагических, порой циничных признаниях, они проливают свет на его поведение, изображённое в других новеллах.

Дневник Печорина не стенографическая запись чувств и переживаний, это – история мятущейся души, в которой каждый поступок, чувства, мысль прошли через строгую самокритику. Способность к самопознанию – черта драгоценная в Печорине, роднящая его с лучшими людьми того времени, близкая автору и высоко им ценимая.

Первые страницы дневника Печорина с их желчной характеристикой «водяного общества» свидетельствуют о том, что Печорин знает истинную цену дворянскому свету. Но он живёт только в нём, хотя общий язык нашёл с разночинцем доктором Вернером. Печорин привык жить «в большом свете и … баловать своё самолюбие»; задыхаясь в этой среде, он не только не способен из неё вырваться, но и задачи этой перед собой не ставит. Отсюда – противоречивость, извращённость чувств и поступков.

При этом Печорин – человек большой природной одарённости. Лермонтов внимательно, в рельефном психологическом рисунке выявил богатые духовные силы своего героя: он одарён сильным умом, живым воображением, чувством прекрасного, чутьём красоты душевной и красоты природы. Просты и прекрасные описания природы в «журнале» Печорина гармонически сочетаются с интимностью дневниковых записей. Многие из этих записей принадлежат человеку с «душой испытанной и высокой». А наряду с ними – циничные и страшные признания. Духовный облик Печорина искажён «мелкими слабостями, дурными страстями», «злой страстью мучить людей», извращённостью чувств, барской самовлюблённостью. Самое страшное и глубоко верное признание Печорина то, что он «ко всему равнодушен, кроме себя». Он мечтал о высоком жизненном назначении, чувствуя свои «силы необъятные», но не «угадал» этого назначения, «увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных». Область общественных запросов и борьбы неведома Печорину.

Лермонтов так полно выявил богатые духовные силы своего героя, чтобы показать: силы эти бесплодно гибнут, растрачиваются в мелких интригах, в жестоких забавах, если нет им действительно высокого, общественного приложения.

Сознавая историческую трагедию своего поколения, стало быть и Печорина, Лермонтов не прощал его позорного бездействия, равнодушия к общественному «добру и злу». В этом – величие Лермонтова. Его роман – суд над Печориным. В исповеди своего героя поэт раскрыл тайники души неудовлетворённого, мятущегося, но равнодушного ко всему, кроме себя самого, человека.

Знаменитый роман Лермонтова, как все действительно художественные произведения, имеет значение не только литературного памятника. «История души человеческой», рассказанная в нём с такой зоркостью и честностью «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», оказалась интересно поучительной не только для современников Лермонтова, но и для многих следующих поколений.

Использовалась литература:

Лермонтов М.Ю. Проза. Предисловие и примечания М.Юнович, ОГИЗ Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1941 год, тираж 100 000 экз, подписано в печать 1/04/1941, 526 стр

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-02-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Система персонажей в романе Лермонтова «Герой нашего времени» называется концетрической, поскольку все герои собираются вокруг главного – Печорина, и служат для него лишь неким фоном. Основной задачей каждого из них является не столько проявление собственных черт характера или чувств, сколько подчеркивание отдельных качеств Печорина.

Герои романа «Герой нашего времени»

Например, Казбич и Азамат в главе «Бэла» акцентируют внимание на том факте, что Печорину никто и ничего не нужно. Казбич и Азамат – цельные натуры, у них есть конкретная цель: получить коня. А у Печорина цели в жизни нет, он способен лишь переживать из-за неприятного общества.

Задача Максима Максимыча – подчеркнуть ум Печорина. Хотя этот герой довольно наблюдателен и внимателен (от его лица иногда ведется повествование), он не способен по-настоящему понять Печорина, поскольку он очевидно глупее него.

Доктор Вернер , который был секундантом на дуэли, оттеняет печоринское неумение дружить и быть верным. У Печорина нет друзей, поскольку ему никто не нужен. Он эгоистичен и высокомерен, он не способен на верность.

Здесь же стоит отметить образ офицера Вулича , с которым Печорин спорит о том, есть ли на том свете судьба (глава «Фаталист»). Вулич хочет застрелиться, но пистолет дает осечку; позже он все равно гибнет по вине пьяного, а Печорин обезвреживает этого преступника, спасая тем самым собственную жизнь. Следовательно, Вулич покорился своей судьбе, а суждено ему было погибнуть в этот день. Печорин же говорил ему, что судьбу можно переиграть. Выходит, что Вулич оттеняет непокорность Печорина судьбе.

Очень важны в романе женские образы: Вера, Бэла и княжна Мэри . Истории, связанные с ними, показывают, что Печорин уже не способен на настоящую любовь. Все три его романтических «приключения» заканчиваются очень печально: замужняя Вера покидает Печорина и уезжает вместе со своим мужем, Бэла умирает, а из-за ухаживаний за княжной Мэри между Печориным и Грушницким случается дуэль. Печорин убивает своего противника, и за это его ссылают в крепость. Таким образом, мы видим, что любовь буквально губит и самого Печорина, и любимых им женщин, и соперника (Грушницкого).

Образ Грушницкого в романе особенно интересен: он представляет собой своего рода пародийного двойника Печорина, и именно этим так его раздражает. Грушницкий козыряет тем, что для Печорина является позором – не желая обнародовать свой юный возраст, он, объясняя должность прапорщика, называет себя разжалованным; на самом же деле разжалован Печорин, и очень этого стыдится. Лермонтов делает вывод, что такого двойника необходимо уничтожить ради спокойного существования самого Печорина. Это и происходит на их дуэли.

Выстраивая систему персонажей таким образом, Лермонтов хотел как можно более разносторонне раскрыть характер своего главного героя. Второстепенные же персонажи - лишь средства для этого. Помимо использования второстепенных героев для раскрытия образа Печорина Лермонтов также использовал

Образ Печорина - одно из главных открытий Лермонтова. Он поистине эпохален. В нем получили свое выражение коренные особенности последекабристской эпохи, в которой, по словам Герцена, на поверхности «видны были только потери», внутри же «совершалась великая работа... глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная».

Изображению и раскрытию образа Печорина как героя особой исторической эпохи и подчинена своеобразная композиционно-сюжетная структура романа. В читательском восприятии четко разграничивается на две части.

Одна представляет собою объективное повествование о Печорине «извне» - в записках странствующего офицера («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие» к «Журналу Печорина»); другая - субъективно-исповедальное самораскрытие героя изнутри в его «Журнале» («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). В каждой половине по три «главы». Однако сам Лермонтов счел нужным нарушить стройность подобной двучленной композиции. В отдельном издании романа «Тамань» из «Журнала Печорина» вместе с «Предисловием» к нему были отнесены к I части. Возможно, это было сделано, чтобы соблюсти между частями соразмерность (принимая во внимание размеры «Княжны Мери»). Но нельзя не заметить, что при таком «асимметричном» делении взаимопроникновение в романе двух композиционно-повествовательных форм стало более тесным. К тому же в I части Печорин предстает в кругу «естественных» людей, во II - в близкой ему современной «цивилизованной», дворянско-привилегированной среде, так и не найдя своего места в этих двух исконно противоставлявшихся литературой формах исторического бытия.

В «Герое нашего времени» Лермонтов, стремясь к наибольшей объективизации близкого ему героя, подчеркнуто отделяет его от себя, прежде всего особой структурой повествования: автор как бы уходит за «кулисы» романа, ставя между собой и героем «посредников», которым и передоверяет повествование. В качестве непосредственных субъектов повествования выступают странствующий офицер, ведущий свои путевые записи («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие» к «Журналу»), один из персонажей романа - штабс-капитан Максим Максимыч («Бэла») и, наконец, сам герой романа - Печорин («Журнал Печорина»). Благодаря такой полисубъектной организации повествовательной структуры герой стереоскопически просматривается с разных точек зрения. Вначале мы о нем слышим из уст Максима Максимыча. Затем о случайной встрече с героем рассказывает офицер-повествователь. И, наконец, повествование передается «в руки» самого героя.

Реалистически показывая в романе огромное значение среды и обстоятельств для формирования характера, Лермонтов в образе своего героя сосредоточивает внимание не на его противостоянии им, а на конечном итоге развития человеческой личности, на потенциальных возможностях ее внутренне суверенного развития. Отсюда глубокий психологизм романа - одна из главных его новаторских черт, определившаяся своеобразием творческой индивидуальности поэта и историческими условиями, когда, по словам Герцена, «бедность сил, неясность целей указывали необходимость... работы предварительной, внутренней». В «Герое нашего времени» писатель отразил повышенный интерес своих современников к «внутреннему человеку», что было отмечено Белинским в первой же рецензии на него: «В основной идее романа г. Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке». Внутреннее и внешнее в человеке у Лермонтова - две неразрывно связанные сферы. Этим обусловлено наличие в романе двух основных форм психологизма: «непрямого» раскрытия психологических процессов в их внешнем проявлении и непосредственного внутреннего анализа и самоанализа героя. Первая из этих форм основывается на рассмотрении внешнего как особого знака внутреннего. Но преимущественной в романе является вторая, непосредственная форма психологизма. Ведущим здесь выступает самоанализ героя, впервые так широко представленный в русской литературе. Самоанализ Печорина имеет в романе разные формы выражения: исповеди перед собеседником; «сиюминутной» внутренней речи героя, синхронной действию; ретроспективного осмысления своих психических состояний и мотивов поведения; «психологического эксперимента» над другими и собой.

Одна из заслуг Лермонтова - в углублении представлений о сложности и многомерности человеческой личности. Для лермонтовской концепции личности и понимания общечеловеческой ценности романа существенна выраженная в нем ориентация на выявление в человеке не только природного и конкретно-социального, но и его общесоциального, родового, начала.

Исследуя личность Печорина прежде всего как «внутреннего человека», Лермонтов, как никто другой в предшествующей русской литературе, много внимания уделял отображению не только сознания, но и высшей, личностно-родовой его формы - самосознания. Поэтому Печорин в большей степени, чем Онегин, мыслитель, идеолог. Он органично философичен. И в этом смысле он - характернейшее явление своего времени, о котором Белинский писал: «... Наш век есть век сознания, философствующего духа...». Напряженные раздумья Печорина, его постоянный анализ и самоанализ по своему значению выходят, однако, за пределы его эпохи, имеют общечеловеческое значение как этап в жизни человека, вырастающего в личность. Вопреки распространенному мнению сама по себе рефлексия не недуг, а необходимая форма самопознания и самопостроения общественно развитой личности. Болезненные формы она принимает в переходные эпохи, тут выступая как условие развития личности, критически относящейся к себе и миру. Размышляя о душе зрелой, Печорин отмечает: такая «душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет». Печорин говорит о самопознании как о «высшем состоянии человека». Однако оно для него не самоцель, а предпосылка к действию.

В неукротимой действенности Печорина получила отражение другая сторона лермонтовской концепции человека - существа не только разумного, но и деятельного. «В разумном, нравственно свободном и страстно энергичном деянии, - писал Герцен в 1843 г. - человек... представитель рода и самого себя». Для Печорина страсти не единственный и не главный источник человеческих поступков, они «не что иное, как идея при первом своем развитии», и поэтому «глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться». На волю Печорина воздействуют как страсти, так и разум. Аффектно-волевым, импульсивным по своему характеру поступкам «детей природы» (Казбич, Азамат) противостоит интеллектуально-волевое действие Печорина. Без постоянного самоанализа и самоотчета нет подлинной свободы выбора, подлинной свободы действия.

Лермонтов впервые в русской литературе вывел на страницы своего романа героя, который прямо ставил перед собой самые главные вопросы сознательного человеческого бытия - о цели и смысле жизни человека, о его назначении. В ночь перед дуэлью с Грушницким он размышляет: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился? А верно она существовала, и верно было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Несмотря на то, что Печорин так и не нашел генерализующей цели в жизни - и в этом один из источников его трагизма, - неверно утверждать, что у него вообще не было значительных целей. Одна из них - в постижении природы и возможностей человека. Отсюда - нескончаемая цепь его психологических и нравственно-философских экспериментов над собой и другими. С этим связана и вторая его цель - самопостроение себя как личности, соизмеряющей свое поведение с неведомым герою «назначением высоким».



Последние материалы раздела:

Главные преступления власовцев во время войны 
Главные преступления власовцев во время войны 

А вот оценка их немцами: «Ведь почему они у нас служат? Из-за питания! Водки! Махорки! За штаны и сапоги! А пообещают им партизаны немного больше,...

Человеческий ген речи Foxp2 приводит к снижению уровня дофамина, увеличению длины дендритов и изменению поведения мышей Головастый Микки Маус
Человеческий ген речи Foxp2 приводит к снижению уровня дофамина, увеличению длины дендритов и изменению поведения мышей Головастый Микки Маус

Несмотря на разнообразные трюки, которые умеют проделывать лабораторные мыши, ученые всё пытаются расширить арсенал фокусов своих подопечных....

Самые удивительные железные дороги
Самые удивительные железные дороги

Ибрашева ДианаВ работе представлен материал и слайдовая презентация о самых необычных железных дорогах мира и самых интересных железнодорожных...