Социальная реальность как совместный опыт в повседневной жизни. Социальный опыт личности как главный источник её формирования

Многие слышали об этой программе, но, как говорят, боялись спросить. Я попробую описать, с чем можно сто

лкнуться во время добровольного социального года в Германии.

Итак, я прошла стандартный путь от Au-pair до «Чем бы еще здесь заняться». Мой год я проработа в компании, занимающейся подборов кандидатур для социального года. Вот такой вот fsj‘ler, подбирающий других волонтеров. В мои обязанности входило принятие и регистрация Bewerbung-ов, распределение их по группам, приглашение на собеседования и, собственно, выдача контрактов. Так что, если вы делали ваш год в Stuttgart‘e, в Вашем контракте вполне может стоять моя подпись.

С самых моих любимых занятий было сопровождение семинаров. Так как каждый волонтер должен посетить 25 дней курсов, и у меня было 2 группы рабочих, и 1 моя (я ведь тоже волонтер), в общей сложности 75 дней я провела вне офиса FSJ.

Мой совет - не воспринимайте эти курсы как «работу». Это отличная возможность отдохнуть от Ваших обязанностей, научиться чему-то новому или даже найти друзей! Главное - mitmachen, а не сидеть в уголке и думать, когда уже домой.

Если вы решительно настроены делать фсй - не ждите! Посылайте свои документы во все возможные инстанции, предварительно просмотрев их требования и подправив под них свой Motivationsbrief. Советую также перед отправкой посоветоваться со знакомыми немцами, дать им почитать ваше резюме и мотивационное письмо. Аргумент, который часто приводят мне: «Они же знают, что я не немец. Лучше напишу с ошибками, но самостоятельно».

Мой совет: лучше самостоятельно, но без ошибок!

Это сразу улучшает впечатление от Вас, и дарит доп. Возможности выбора. Также не бойтесь спрашивать. На самом деле, есть много замечательных мест, где можно делать соц.год. Главное, вовремя отправить документы, и написать, почему именно ВЫ подходите на это место. Скопированное от подружек письмо с «Люблю детей, есть опыт работы Au-Pair обеспечит вам место в садике, но не более!

Чтобы не писать огромных романов, скажу только: Пробуйте! Все в Ваших руках! Этот год не будет легким, но также интересным, полным впечатлений и новых знакомств!

О формальной информации:

Документы:

1. Резюме
2. Мотивационное письмо
3. Заполненная анкета организации.
4. Подтверждение немецкого
5. Рекомендации (если есть)

Документы нужно прислать по почте (часто с марками для обратной связи), или по электронной почте. Но на письма отвечают быстрее

Сроки

Сроки у каждой организации разные. Стандартный набор - с 1 сентября, то есть надо подавать документы где-то в марте и до июля, можно пробовать подать осенью - некоторые места освобождаются с 1 февраля.

Условия проживания:

многие организации предоставляют общежития, или доплачивают немного, если мест нету. Я брала их доплату и снимала себе жилье со знакомыми.

Ксения Бережна,

Социальный опыт - это, если выражаться в научном стиле, устойчивая система привычек, чувств, знаний и умений, которая формируется у человека в течение его жизни. Тема не только интересная, но ещё и актуальная. Стоит только подумать: на Земле проживает чуть меньше 7 400 000 000 людей. И каждый человек по-своему особенен и уникален. Кем бы он ни был. И становится он таковым именно в ходе обретения социального опыта. Что ж, для большего понимания темы стоит рассмотреть её более подробно.

Общая информация

Например, жизненной целью одного индивида может быть состояние. Он любит деньги и хочет жить богато, чтобы ни в чём себе не отказывать. Потому он работает, организовывает бизнес - строит для себя то, что для него действительно является настоящим искренним счастьем.

Для других людей целью жизни может быть семья. Некоторые готовы всё своё время тратить на развлечения, так как в этом - счастье для них. Другие чувствуют себя полноценными, когда занимаются саморазвитием. В общем, целей жизни может быть много. Все они возникают из желаний. У которых, как говорил индийский гуру Шри Шри Рави Шанкар, цель одна - счастье.

Откуда же возникают наши желания? Они появляются тогда, когда человек даже не осознаёт своего Бытия. Он просто счастлив в тот момент. И хочет в нём остаться. Именно чтобы испытывать это ощущение постоянно, мы делаем всё возможное - ставим цели, идём к ним, добиваемся желаемого. После чего становимся счастливыми.

И социальный опыт людей касается всего этого непосредственным образом. Поскольку именно в ходе его обретения каждый образованный человек понимает смысл личностно определенных объектов, которые входят в систему ценностей. Причем не только в его, но и остальных. Действительно разумный, опытный в социальном плане человек способен обосновать как свои ценности, так и другие, чуждые ему.

Социально-психологические особенности

Пару слов стоит сказать о таком феномене, как избирательность мышления. Суть его в том, что далеко не каждое восприятие переводится на уровень суждений и понятий. Более того, индивиды, порой, даже не допускают мысли о чём-либо. Простой пример: влюблённая девушка видит в молодом человеке только хорошее. И когда кто-то из её близких пытается предупредить о его не лучших чертах характера, она даже не допускает того, что это может быть правдой.

Такая избирательность зависит как от объективных, так и от субъективных условий. К первым можно отнести индивида. Если человек относится к простому рабочему классу, то ему сложно составить действительное представление о процессах, происходящих в высших слоях населения.

Вот пример: юная девушка мечтает стать актрисой. Она видит всё в ярких красках, и думает, что жизнь артиста легка и забавна. И вот она добивается желанного, после чего сталкивается с шокирующей реальностью - нужно сидеть на строжайшей диете для той или иной роли, заучивать целые тома текста, переписывать каждый дубль до тех пор, пока не понравится режиссёру и делать всё, что скажет продюсер. Вот оно, проявление узкого избирательного мышления, ориентированного на те явления, которые окружают лишь индивида.

К субъективным условиям относятся установки, потребности, интересы и ценности индивида.

Предпосылки

Приобретение социального опыта определяется не только условиями, в которых находится человек, но и его личностными особенностями. Кое-что, способствующее этому, в нём заложено на генетическом уровне. И это - врожденный потенциал. Он и определяет, собственно говоря, предрасположенность человека в развитии. Можно ли сказать, что уже заранее определено, какими мы будем? Нет. Но «почва» в виде потенциала имеется. Будет он реализован или нет - другой вопрос.

Существует как позитивные, так и негативные предрасположения. К первым относятся задатки, стимулирующие человека в процессе социализации. Благодаря их наличию индивид может добиться достойных результатов в плане самореализации и совершенствовании себя.

Негативные предрасположения - то, что ограничивает человека в социальном развитии. Хуже всего, когда из-за этого становится невыносимым характер.

Кстати, такая наука, как социальная педагогика, выделяет био- и социогенетические направления. Именно они определяют специфику перспектив того или иного индивида в плане его развития.

Сторонники биогенетического направления уверяют, что все определено заранее наследственностью. Именно от этого зависит то, какой личностью станет человек. А приверженцы социогенетического направления уверены, что каждый индивид динамичен. И он может стать кем угодно.

Вторая версия правдоподобней и имеет больше научных оснований и жизненных примеров. Сколько случаев знает наша реальность, когда в вырастал абсолютно адекватный ребёнок. И обратные ситуации тоже имеют место быть. Нередко из хороших и благополучных семей выходит абсолютный маргинал. Кстати, эта же ситуация - яркий пример получения социального опыта. Пусть и неблагоприятного. Так, например, ребёнок с родителями-алкоголиками с детства видит, к чему приводит зависимость.

Дети

Отдельным вниманием стоит отметить такую тему, как социальный опыт ребенка. В первую очередь на его приобретение влияет семья. Во вторую - образовательные учреждения (детский сад и школа). Именно там происходит включение ребёнка в И это вызывает определенные проблемы. Поскольку объединяется индивидуальный социальный опыт ребенка с общественным.

И здесь очень важно не погубить в нём личностные особенности, которые едва начали зарождаться. К сожалению, обычно так и происходит. В результате целенаправленного обучения и воспитания «априорная» сущность ребёнка беднеет. Он становится таким, каким его хотят видеть, теряя индивидуальность.

Даже Лев Толстой об этом говорил. Великий русский мыслитель и писатель уверял: дети знают о жизни намного больше, поскольку они воспринимают всё душой и сердцем. А взрослые уже давным-давно утратили эту способность. Во всяком случае, большинство.

Усвоение социального опыта у ребёнка происходит стихийно. Чему бы его ни учили, что бы ни говорили - у него есть своё мышление и мироощущение. Многие взрослые скептично усмехаются - о чём идет речь? Ведь ребёнок толком даже не пожил! Но не в этом дело. Как раз такое восприятие показывает взрослых необразованными людьми. Ребёнок - не машина, которую можно запрограммировать. Всё увиденное и сказанное он воспринимает по-своему. Многим интересуется. Таким образом, его усвоение социального опыта происходит не пассивно, а намеренно.

О восприятии

Стоит отметить, что формирование социального опыта происходит также через нашу реальность. А если быть точнее, её восприятие.

Для простоты понимания можно привести пример. Допустим, человеку пришло предложение о крайне выгодной удалённой работе. Но для того чтобы ему дали заказ, нужно оплатить «страховку», которой работодатель возместит убытки в случае невыполнения задания. Человек отправляет деньги и в результате, естественно, остаётся ни с чем. Поскольку он просто попался на уловки мошенников. Он допустил ошибку - доверился. Вот только в следующий раз подобные предложения он будет сразу отметать. Поскольку, ошибившись, он обрёл социальный опыт жизни, который он применит ещё во многих других ситуациях. В любом случае будет всегда требовать гарантий, всё перепроверять, искать лучшее и даже давать советы другим.

Люди по своей природе доверчивы, что редко играет им на руку. Ведь социальный опыт деятельности и мировоззрение каждого из нас зависит напрямую от манеры восприятия окружающей действительности.

В психологии есть такой феномен. Он определяется как процесс формирования образа того или иного предмета с помощью сенсорных органов чувств. Вот только в это ещё вмешивается наш социальный опыт, ожидания и интерпретация, при помощи которых восприятие корректируется.

Применение опыта

Продолжая начатую тему о восприятии, можно привести пример. Допустим, человек, знающий достаточное количество людей разных слоёв общества, в компании друзей замечает молодого привлекательного (если судить объективно) парня, одетого в брендовые вещи, с золотыми часами на руках и дорогим телефоном, который он не выпускает из рук и всячески демонстрирует остальным. Ему лет 18. Внешне он действительно хорош. Вот только опыт общения человеку подсказывает, что характер у такого парня не самый лучший. Анализируя его поведение и сопоставляя внешний образ, можно догадаться - скорей всего, в нём слишком много пафоса. Не исключено, что этот парень считает себя лучше других и кичится своим состоянием, которое, на деле, даже не его. Вследствие всего этого делается вывод - от такого человека стоит держаться подальше. Или близко не подпускать к себе. В нём мало искренности.

Вот оно и проявление применения социального опыта. Что и говорить, даже в мире животных встречаются похожие примеры. Если человек будет любить своего кота, проявлять к нему заботу, любить и кормить - тот ни за что не станет прятаться. Даже наоборот. Будет встречать по приходу, обтираться хвостом и проситься на руки. Если с животным обойтись плохо, то и реакция у него окажется соответствующей - укусы, царапины и побег. Больше он не подойдёт к человеку. Опыт ему подсказывает, что хорошим это не закончится.

Содействие человека самому себе

Важно отметить, что организация социального опыта лежит на плечах индивида, а не только общества, в котором он существует. Это как самообразование. Только в ином плане.

Нужно научиться из всего происходящего вокруг извлекать для себя пользу и знания. Социальный опыт лучше приобретать не только на ошибках.

Вокруг очень много раздражителей разных видов. Потому нужно контролировать своё внимание. И обращать его только на то, что действительно имеет значение. Если не научиться этому, то к «Я» человеку раздражители присосутся, будто пиявки.

Важно ставить на первое место своё самосознание, чувство личной индивидуальности и достоинства. Здоровый эгоизм - это хорошо. О себе думать надо. Ведь сколько людей сокрушаются: «Вот, вечно я только о других и думаю! Когда уделять время себе?» Так что мешает изменить ход дела? Вот он, опыт социальной работы над собой во плоти! А, точнее, полное её отсутствие. В обществе ведь как построено: используют тех людей, которые позволяют это с собой делать.

О сущности

Все формы социального опыта направлены, по сути, на одно - на адаптацию человека к тому обществу и окружению, в котором он находится. А также на обучение его тем навыкам, которые помогут индивиду жить легче и проще. Опять-таки, всё лучше продемонстрировать на примерах.

Скажем, стереотипы. Они везде. Каждый знает об их существовании (многие даже уверяют, что они им не следуют), однако подавляющее большинство людей подвержено их влиянию. Стереотипы мешают быть беспристрастным. Они закрывают от нас реальность, устанавливают рамки и препятствуют рациональному размышлению. Даже страшно подумать, какое бесчисленное множество стереотипов закреплено в современном обществе XXI века. Ротвейлеры - собаки-убийцы, все женщины - неумелые водители, каждый мужчина изменяет, и всё дешевое - плохое. И это лишь самый безобидный пример. И даже когда опыт полностью разрушает тот или иной стереотип, которому следовал человек, всё равно в подсознании он сохраняется.

Также жизнь учит нас стремиться смотреть вглубь вещей, поскольку обманчиво. Нужно ставить всё под сомнение, обращать внимание на все мелочи и неувязки. Надо быть наблюдательным. И запомнить, что вокруг нас постоянно находятся тонны информации, которую мы просто игнорируем. А ведь это образование. Социальный опыт строится на наблюдениях, обдумывании, переживаниях и анализе. «Почву» для всего этого мы получаем ежедневно, вот только большинство пропускает всё мимо себя.

О ролях

Рассказывая об обществе и в целом затрагивая социальную тему, нельзя не поговорить и о ролях каждого индивида. Об этом, вообще, есть невероятное количество научной информации. З. Фрейд, Я. Морено, Т. Парсонс, Ч. Кули - эти и другие известные личности уделяли теории ролей личности огромное внимание.

Если постараться объединить наиболее популярные и авторитетные положения ученых, то получится определение: личность - это социальная система с внутренней структурой, состоящей из уровней. Их три. Биологический, психологический и социальный. Последний делится на подуровни. На собственно социологический (включает в себя опыт, интересы, мотивы поведения), специфически-культурный (ценности и нормы) и нравственный.

И каждый человек, являющийся такой системой, считается частью общества. С такими же индивидами. Поскольку общество - это тоже структура, в которой человек выполняет определенную роль. Причем какую именно - определяет он сам, основываясь на своём социальном опыте.

Достижение благополучия

Позицию в обществе для человека определяют его мировоззрение, ценности и потребности. Социальный опыт подсказывает индивиду, что ему надо делать для достижения благополучия. Нередко в основу берутся выводы, сделанные во время наблюдения за жизнью других и их ошибками. Ранее уже говорилось: надо быть внимательным, вокруг масса информации. И лучший её источник - другой человек.

Яркий пример: есть два брата. Старший, окончив школу, решил сразу пойти в армию, а по возвращении поступить в университет. Вот только на деле потом оказывается, что следовало бы сделать всё наоборот, так как за год знания растерялись, и теперь ему предстоит «возвращать форму» в умственном плане. Младший брат, проанализировав всё, решил, что он лучше сначала отучится и потом, получив диплом, пойдёт служить. Что произошло? Элементарное применение чужого опыта.

Как можно видеть, тема действительно очень интересная, многогранная и актуальная. Углубиться в неё можно надолго, но каждому в обязательном порядке нужно усвоить: впитывать всё происходящее вокруг в наших же интересах. Поскольку это даёт нам бесценный социальный опыт.

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ

важнейшая содержательная компонента культуры, представляющая собой исторически селектированные и аккумулированные в обществ. сознании членов сооб-в формы осуществления любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей, показавшие свою приемлемость не только с т.зр. непосредств. утилитарной эффективности, но и в поддержании требуемого в существующих условиях уровня социальной консолидированности сооб-ва и его функциональных сегментов и подсистем, устойчивости организационных форм и эффективности процессов регуляции коллективной жизнедеятельности.

С.о. накапливается в процессе реальной совместной деятельности людей для удовлетворения их групповых и индивидуальных интересов и потребностей, в ходе к-рой происходит постоянная стихийная отбраковка тех форм (технологий и результатов) их действий, поступков, коммуникативных актов, применяемых при этом средств, идейных и ценностных оснований и т.п., признающихся вредными или потенциально опасными для существующего уровня социальной интегрированности коллектива, оказывающихся неприемлемыми по своей социальной цене и последствиям. Нек-рые из этих нежелат. форм со временем попадают под институциональное табуирование (законодат., религ. и иные запреты, санкции и пр.) , другие остаются осуждаемыми в рамках обычаев (морали, нравственности) . Формы же, в краткосрочном и особенно долгосрочном плане показывающие себя вполне приемлемыми или даже желательными с точки зрения поддержания, воспроизводства, а порой и повышения уровня социальной консолидированности членов сооб-ва, их толерантности, качества их взаимопонимания и взаимодействия, так же стихийно, а со временем и институционально отбираются в качестве рекомендуемых, аккумулируются и закрепляются в социальных нормах, эталонах, ценностях, правилах, законах, идейных установлениях и пр.

Т.о., первая культурная функция С.о. заключается в аккумулировании прямых (выраженных в императивных установлениях, ценностях, нормах) и опосредствованных (опредмеченных в предпочитаемых и допустимых технологиях и продуктах социально значимой деятельности) способов поддержания и обеспечения социальной интегрированности людей в более или менее устойчивых организационно-деятельностных формах. Следует отметить, что С.о. включает в себя прежде всего набор ценностных ориентаций, принятых в данном сооб-ве; а всякая ценность, с т.зр. ее социокультурных функций, - прежде всего то, что обеспечивает поддержание социальной консолидированности людей, снятие, понижение или недопущение социально опасных напряжений, противоречий, конфликтов, преодоление агрессивных, эгоистич. и иных социально безответств. проявлений человека, и одновременно имеет целью повышение взаимопонимания, толерантности, комплементарности, согласия, выработку общих оценочных критериев и конвенциональных интерпретаций и т.п. Эмпирически ни у одного народа невозможно выявить к.-л. ценностные установки, намеренно стимулирующие социальную деструкцию (разумеется, внутри сооб-ва, на социальное окружение этот принцип может и не распространяться) . С этой т.зр. , культура - это действительно совокупность позитивных, социально консолидирующих интенций человеч. существования, что неоднократно подчеркивалось многими мыслителями.

Вместе с тем разнообразие природных и истор. условий и обстоятельств, в к-рых существуют разные сооб-ва (а двух сооб-в с абсолютно идентичными истор. судьбами быть не может) , ведет к формированию структурной и содержат, специфики всякого конкретно-истор. коллектива людей, что в свою очередь является одним из осн. источников напряжений и конфликтов между разл. сооб-вами и их членами. Известно, что существ. часть межэтнич., межконфессиональных и межгос. противоречий и столкновений была связана с несовпадением систем ценностных ориентаций, мировоззрений, представлений о справедливости, достоинстве, нравственности и т.п., т.е. локального С.о. конфликтующих сооб-в. Вместе с тем в силу единства физич. и психич. природы людей, их антропол. и социальных потребностей и интересов многие элементы С.о. всех человеч. коллективов по существу совпадают, что и является основанием для взаимопонимания и взаимодействия между сооб-вами. Более того, всякий человеч. индивид помимо усвоенного им С.о. об-ва проживания (т.е. его культуры) обладает и уникальным личностным С.о., складывающимся в ходе его жизни и специфичным в соответствии с биографией данного человека. Поэтому процессы межличностного взаимодействия между людьми являются в известном смысле миниатюрными аналогами взаимодействий между сооб-вами и точно так же строятся на элементах сходства и различия их С.о. Т.о. выявляется вторая важнейшая социокультурная функция С.о. - аккумуляция локальных культурных черт и на уровне устойчивых социальных коллективов, и в личностной культурной специфике индивидов.

Третья культурная функция С.о. - социальное воспроизводство сооб-в - трансляция их культурных особенностей от поколения к поколению. В конечном счете содержание наследуемых традиций, норм, ценностей, паттернов и т.п. и есть С.о. данного сооб-ва, передаваемый посредством технологий воспитания, образования, обрядово-ритуальной практики и иных форм социализации и инкулыпурации нового поколения, т.е. набор устоявшихся в сооб-ве допустимых и предпочитаемых форм и рез-тов деятельности, поведения, взаимодействия, критериев оценок, интерпретаций и пр. Сам по себе процесс социализации и инкультурации индивида представляет собой динамику усвоения им именно элементов С.о. в виде накопленных сооб-вом знаний об окружающем мире, принципов, умений и навыков коллективного общежития и социально значимой продуктивной деятельности, критериев самоопределения в сооб-ве и технологий социального взаимодействия, а также общественно признаваемой идеологии, верований, форм творч. самовыражения.

Т.о. , С.о., если он и не тождествен всей культуре во всем многообразии ее форм и артефактов, является квинтэссенцией ее содержания, продуктом истор. селекции разл. технологий удовлетворения человеч. интересов и потребностей, аккумулирующим наиболее приемлемые по социальной цене и последствиям способы осуществления коллективной жизнедеятельности людей, их социальной консолидации и регуляции, локализации культурной специфики сооб-в и их социального воспроизводства.

Лит.: Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978; Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

А. Я. Флиер

Культурология. XX век. Энциклопедия . 1998 .

Социальный опыт

☼ важнейшая содержательная компонента культуры, представляющая собой исторически селектированные и аккумулированные в обществ. сознании членов сооб-в формы осуществления любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей, показавшие свою приемлемость не только с т.зр. непосредств. утилитарной эффективности, но и в поддержании требуемого в существующих условиях уровня социальной консолидированности сооб-ва и его функциональных сегментов и подсистем, устойчивости организационных форм и эффективности процессов регуляции коллективной жизнедеятельности.

С.о. накапливается в процессе реальной совместной деятельности людей для удовлетворения их групповых и индивидуальных интересов и потребностей, в ходе к-рой происходит постоянная стихийная отбраковка тех форм (технологий и результатов) их действий, поступков, коммуникативных актов, применяемых при этом средств, идейных и ценностных оснований и т.п., признающихся вредными или потенциально опасными для существующего уровня социальной интегрированности коллектива, оказывающихся неприемлемыми по своей социальной цене и последствиям. Нек-рые из этих нежелат. форм со временем попадают под институциональное табуирование (законодат., религ. и иные запреты, санкции и пр.), другие остаются осуждаемыми в рамках обычаев (морали, нравственности). Формы же, в краткосрочном и особенно долгосрочном плане показывающие себя вполне приемлемыми или даже желательными с точки зрения поддержания, воспроизводства, а порой и повышения уровня социальной консолидированности членов сооб-ва, их толерантности, качества их взаимопонимания и взаимодействия, так же стихийно, а со временем и институционально отбираются в качестве рекомендуемых, аккумулируются и закрепляются в социальных нормах, эталонах, ценностях, правилах, законах, идейных установлениях и пр.

Т.о., первая культурная функция С.о. заключается в аккумулировании прямых (выраженных в императивных установлениях, ценностях, нормах) и опосредствованных (опредмеченных в предпочитаемых и допустимых технологиях и продуктах социально значимой деятельности) способов поддержания и обеспечения социальной интегрированности людей в более или менее устойчивых организационно-деятельностных формах. Следует отметить, что С.о. включает в себя прежде всего набор ценностных ориентаций, принятых в данном сооб-ве; а всякая ценность, с т.зр. ее социокультурных функций, - прежде всего то, что обеспечивает поддержание социальной консолидированности людей, снятие, понижение или недопущение социально опасных напряжений, противоречий, конфликтов, преодоление агрессивных, эгоистич. и иных социально безответств. проявлений человека, и одновременно имеет целью повышение взаимопонимания, толерантности, комплементарности, согласия, выработку общих оценочных критериев и конвенциональных интерпретаций и т.п. Эмпирически ни у одного народа невозможно выявить к.-л. ценностные установки, намеренно стимулирующие социальную деструкцию (разумеется, внутри сооб-ва, на социальное окружение этот принцип может и не распространяться). С этой т.зр., Культура - это действительно совокупность позитивных, социально консолидирующих интенций человеч. существования, что неоднократно подчеркивалось многими мыслителями.

Вместе с тем разнообразие природных и истор. условий и обстоятельств, в к-рых существуют разные сооб-ва (а двух сооб-в с абсолютно идентичными истор. судьбами быть не может), ведет к формированию структурной и содержат. специфики всякого конкретно-истор. коллектива людей, что в свою очередь является одним из осн. источников напряжений и конфликтов между разл. сооб-вами и их членами. Известно, что существ. часть межэтнич., межконфессиональных и межгос. противоречий и столкновений была связана с несовпадением систем ценностных ориентаций, мировоззрений, представлений о справедливости, достоинстве, нравственности и т.п., т.е. локального С.о. конфликтующих сооб-в. Вместе с тем в силу единства физич. и психич. природы людей, их антропол. и социальных потребностей и интересов многие элементы С.о. всех человеч. коллективов по существу совпадают, что и является основанием для взаимопонимания и взаимодействия между сооб-вами. Более того, всякий человеч. индивид помимо усвоенного им С.о. об-ва проживания (т.е. его культуры) обладает и уникальным личностным С.о., складывающимся в ходе его жизни и специфичным в соответствии с биографией данного человека. Поэтому процессы межличностного взаимодействия между людьми являются в известном смысле миниатюрными аналогами взаимодействий между сооб-вами и точно так же строятся на элементах сходства и различия их С.о. Т.о. выявляется вторая важнейшая социокультурная функция С.о. - аккумуляция локальных культурных черт и на уровне устойчивых социальных коллективов, и в личностной культурной специфике индивидов.

Третья культурная функция С.о. - социальное воспроизводство сооб-в - трансляция их культурных особенностей от поколения к поколению. В конечном счете содержание наследуемых традиций, норм, ценностей, паттернов и т.п. и есть С.о. данного сооб-ва, передаваемый посредством технологий воспитания, образования, обрядово-ритуальной практики и иных форм социализации и инкультурации (см. Инкультурация) нового поколения, т.е. набор устоявшихся в сооб-ве допустимых и предпочитаемых форм и рез-тов деятельности, поведения, взаимодействия, критериев оценок, интерпретаций и пр. Сам по себе процесс социализации и инкультурации индивида представляет собой динамику усвоения им именно элементов С.о. в виде накопленных сооб-вом знаний об окружающем мире, принципов, умений и навыков коллективного общежития и социально значимой продуктивной деятельности, критериев самоопределения в сооб-ве и технологий социального взаимодействия, а также общественно признаваемой идеологии, верований, форм творч. самовыражения.

Т.о. , С.о., если он и не тождествен всей культуре во всем многообразии ее форм и артефактов, является квинтэссенцией ее содержания, продуктом истор. селекции разл. технологий удовлетворения человеч. интересов и потребностей, аккумулирующим наиболее приемлемые по социальной цене и последствиям способы осуществления коллективной жизнедеятельности людей, их социальной консолидации и регуляции, локализации культурной специфики сооб-в и их социального воспроизводства.

Лит. : Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978; Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

А. Я. Флиер.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ - опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях и методах познания, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, традициях, обычаях, ритуалах, представлениях о должном. Социальный опыт отражен в культуре, во всей… …

    СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ИНДИВИДА - опыт участия индивида в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, наложивший отпечаток на понимание жизни и отношение к ее различным проявлениям, определивший содержание его знаний, уровень развития умений и навыков … Профессиональное образование. Словарь

    Система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и… … Википедия

    опыт - Человек в своем каждодневном опыте пользуется такими реакциями, которые замкнулись в чужом опыте. Я могу знать о Сахаре, ни разу не выезжая из <...> города, или знать многое о Марсе, ни разу не поглядев в телескоп. <...> опыт человека … Словарь Л.С. Выготского

    СОЦИАЛЬНЫЙ ЕВАНГЕЛИЗМ (Social Gospel) влиятельное религиозно общественное движение США кон. 19 нач. 20 в., выдвинувшее программу социального реформирования посредством “идей и духа Христа”. Сформировалось в обстановке роста противоречий… … Философская энциклопедия

    опыт - Совокупность усвоенных знаний, навыков; познания, основанные на пережитом, испытанном. О характере, размере, основе опыта. Богатый, большой, вековой, великий, всемирный, гигантский, громадный, дедовский, длительный, долгий, долголетний, душевный … Словарь эпитетов

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Социальный маркетинг это направление, использующее инструменты маркетинга для улучшения жизни как… … Википедия

http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=1852

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/661/СОЦИАЛЬНЫЙ

http://www.terme.ru/dictionary/172/word/socialnyi-opyt

Социальным опыт индивида - опыт участия человека в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия при исполнении комплекса социальных ролей, наложивший отпечаток на понимание жизни и отношение к ее различным проявлениям, определивший содержание установок и знаний человека, уровень развития его умений и навыков. Социальный опыт всегда является результатом активного взаимодействия человека с окружающим миром. Овладеть социальным опытом - значит не просто усвоить сумму сведений, образцов, а научиться тем способам деятельности и общения, результатом которых он (опыт) и является. Таким образом, каждому человеку предстоит не просто усвоить общественный социальный опыт, а необходимо присвоить его.

В сфере научного знания принято выделять, по крайней мере, два определения социального опыта. Различают объективированный социальный опыт и социальный опыт индивида.

Под социальным объективированным опытом понимается «опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, традициях, обычаях, ритуалах, представлениях о должном. Социальный опыт отражен во всей совокупности знаний, накопленных человечеством. Совокупный общественный опыт человечества «опредмечен» в его духовной культуре - как в вещно-предметных формах, так и в формах социальных отношений и общения, в формах и способах деятельности; зафиксирован посредством языка в общественном сознании, в формах и способах мышления, в общих и материальной и специфических знаковых системах, имеющих общественное значение в специальной деятельности людей. Одно и то же содержание может передаваться различными носителями, но обязательно формируется соответствующая информационная система (знаний, умений) и состоится передача, а затем и усвоение социального опыта (то есть речь идет о присвоении индивидом социальных способов и форм деятельности, форм отношений и общения, определенного содержания общественной информации, установок, норм, общественных ценностей). Социальный опыт - это накопленные за всю историю человечества и закрепленные в обществе (в форме определенных носителей) знания, умения, навыки, чувства, эмоции, рефлексы, языки, ориентиры, системы мировоззрений, точки зрения, взгляды. Одна из неосознаваемых целей нашей жизни - отмечают ученые - это передача социального опыта. Если бы этой передачи не было, мы бы до сих пор были первобытными людьми или не выжили. Интересный мысленный эксперимент провели ученые. Он заключался в следующем: если бы в наше время случилась трагедия, оставившая в мире детей в возрасте до 4 лет, то цивилизация вымерла. Почему? Потому что дети не смогли бы освоить все достижения человечества. Скорее всего, они бы вернулись в стадию первобытных людей, если не исчезли вообще. А почему им не удалось бы освоить социальный опыт? Потому что нет передачи социального опыта. Детям пришлось бы заново все открывать. А открывать что-то гораздо сложнее, чем получить это в готовом виде.

Элементы социального опыта2: *

знание представляет собой всю накопленную информацию о мире и способах выполнения различных видов деятельности; *

опыт осуществления известных способов деятельности включает готовность выполнять установленные нормы, правила деятельности в их проявлении, а также систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений; *

опыт творческой деятельности предполагает сформированное творческое отношение к деятельности и готовность личности к организации собственных творческих инициатив; *

опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека содержит совокупность социальных потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностноопределенных объектов, входящих в систему ценностей.

Структурная модель социального опыта индивида: *

аксиологический компонент составляют ценностные ориентации, определяющие социальные установки и направленность личности; *

познавательный компонент заключает в себе социальные понятия, представления, суждения, убеждения; *

действенный - содержит совокупность исторически накопленной практической деятельности: всевозможные реакции, умения, навыки; *

коммуникативный - включает в себя навыки социального взаимодействия, приспособленность, обладание культурой речи. Данный подход делает возможным построение базовой модели профессионально-ориентированного социального опыта, например, педагога. Социальный опыт индивида как некая целостность и интегральное образование имеет свою структуру. В. В. Краевским и И.Я. Лернером. выделены четыре элемента социального опыта:

Знание, которое представляет собой всю накопленную информацию о мире и способах выполнения различных видов деятельности;

Опыт осуществления известных способов деятельности включает готовность выполнять установленные нормы, правила деятельности в их проявлении, а также систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений;

Опыт творческой деятельности предполагает сформированное творческое отношение к деятельности и готовность личности к организации собственных творческих инициатив;

Опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека содержит совокупность социальных потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностноопределенных объектов, входящих в систему ценностей.

Все элементы социального опыта в представленной модели взаимосвязаны и взаимообусловлены, они обладают одинаковой значимостью. Данная модель представляет собой структуру общественного (объективированного) социального опыта, подлежащего усвоению, а не структурную модель социального опыта индивида.

Следует отметить, что социальный опыт включает в себя, прежде всего, набор ценностных ориентации, принятых в данном сообществе; а всякая ценность, с точки зрения ее социокультурных функций, прежде всего то, что обеспечивает поддержание социальной консолидированности людей, снятие, понижение или недопущение социально опасных напряжений, противоречий, конфликтов, преодоление агрессивных, эгоистических и иных социально безответственных проявлений человека, и одновременно имеет целью повышение взаимопонимания, толерантности, комплементарности, согласия, выработку общих оценочных критериев и конвенциональных интерпретаций и т.п.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...