Гуманизм сатиры гоголя шинель. Сочинение на тему социальный гуманизм гоголя

При изображении обездоленных «маленьких» людей Гоголь нередко использует, как уже отмечалось, сочувственный юмор. Но комический элемент здесь сливается с трагическими началами. Создавая образы «власть имущих», писатель нередко рисовал мнимую трагичность переживаний отдельных героев. Мнимая трагедия отражена, например, в «скорбно-патетических» монологах Сквозник-Дмухаиовского в пятом акте «Ревизора», с подобной «трагедией» мы встречаемся в описании невероятных происшествий, приключившихся с майором Ковалевым. «Драматизм» положений, переживаний этих героев развенчивается посредством освещения тех целей, к которым они стремятся.

Совсем по-иному изображены «маленькие» люди; их жизнь заключает в себе подлинную трагедию. Она не всегда осознается «маленьким», униженным человеком, но от этого не становится менее глубокой. И самые формы ее выявления разнообразны.

Характерная особенность «Тараса Бульбы» состоит в том, что героика здесь сплетается с трагическими мотивами и одновременно с комическим элементом. Источником комизма в исторической эпопее служат прежде всего некоторые стороны «широкого» проявления вольных характеров. Гоголь избегал ригоризма и аскетической строгости в изображении своих героев, и это усиливало их жизненную, психологическую убедительность. В отличие от петербургских повестей трагедийные начала «Тараса Бульбы» обусловлены не обездоленностью действующих лиц, а теми тяжелыми утратами, которые приносит с собой суровая борьба за национальное освобождение. Трагические испытания, выпадающие на долю Тараса Бульбы и его соратников, выступают в эпопее как историческая неизбежность, как одна из сторон их жизни, героических деяний.

Переходя к более подробному рассмотрению основных путей и способов реалистического обобщения жизни в произведениях Гоголя, следует подчеркнуть неправомерность сведения творческого метода писателя к одной, двум особенностям. Так, например, произошло с характеристикой исследователями бытового окружения, предметного мира как средства обрисовки героев. Нередко этот подход оценивается как главный и едва ли не единственный способ изображения характеров у Гоголя. Однако бытописателем в собственном смысле этого слова он никогда не был. Придавая существенное значение обрисовке условий жизни, бытовой среды для раскрытия духовного облика действующих лиц определенного склада, писатель вместе с тем широко использовал и другие художественные средства.

Поэтому нельзя согласиться, например, с Л. Мышковской, которая определяющую особенность реалистического искусства Гоголя видит в том, что своих героев ОН рисует прежде всего посредством изображения окружающего их предметного, бытового мира. «Именно в нем и через него,- отмечает Л. Мышковская, они больше всего и познаются». «Предметное окружение героев у Гоголя, вещи у него не просто фон, где развивается действие, как у многих писателей; они у него часто те же обличители, одно из сильнейших орудий его негодующей сатиры»

При дифференцированном подходе к произведениям Гоголя нельзя не увидеть односторонности и неправильности этой точки зрения. Несомненно, что в таком произведении, как «Старосветские помещики», материально-бытовое «окружение» играет важную роль в характеристике действующих лиц, но уже с иным способом изображения жизни мы встречаемся в петербургских повестях, особенно в «Невском проспекте» и «Шинели». Здесь на первый план выступает не быт как таковой, а контрасты действительности, с которыми сталкивается герой. Бытовой уклад уступает здесь место полному противоречий социальному «окружению».

Гоголя-художника отличало глубокое чувство жизненной правды. Он был суровым обличителем фальши, лжи, лицемерия. За внешним и кажущимся писатель раскрывал истинную сущность событий и людей. Писатель беспощадно развенчивал мнимо значительное, срывал покровы, в которые облачались низменные стремления, действия, социальные пороки. «Эти ничтожные люди,- писал Гоголь о героях «Мертвых душ»,- однако ж, ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты от тех, которые считают себя лучшими других, разумеется, только в разжалованном виде из генералов в солдаты» (VIII, 294). В «Театральном разъезде» относительно «Ревизора» говорится, что в нем «сильнее и глубже поражено смехом лицемерие, благопристойная маска, под которой являются низость и подлость, плут, корчащий рожу благонамеренного человека».

В качестве существенной черты того реалистического направления, которое утверждал писатель, Белинский отмечал «уничтожение всего фальшивого, ложного, неестественного». В статье, посвященной «Мертвым душам», он подчеркивал, что это творение «столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, нервистою, кровною любовию к плодовитому зерну русской жизни»

Идея гуманизма в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Герой повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника - и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью». За человека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия...» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме.

Гоголь вводит в повесть образ молодого чиновника - может быть, имеющий автобиографический характер. Этот чиновник, поступив на службу, присоединился было к насмешкам над Баш-мачкиным, но, услышав его слова, вдруг остановился, «как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде... И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - ив этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». «Возлюби ближнего, как самого себя» - если эта истина попирается, человеческому миру не на чем держаться.

Шитье шинели явилось не просто спасением тела от холода, а возвышением души, утверждением человеческого достоинства. Это был не только подвиг Акакия Акакиевича, но еще и подвиг Петровича, портного-пьяницы, он душу свою в нее вложил, он каждый шов сделал любовно. Как истинный художник, Петрович деньги за шитье взял самые малые, зато, вручив бережно шинель, шел тайком за Акакием Акакиевичем, чтобы еще раз полюбоваться на свое творение.

История Акакия Акакиевича - своеобразная притча, иллюстрирующая слова Евангелия:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

  • Тарас Бульба. Историческая основа повести - -
  • Личность Н.В. Гоголя. Детские и юношеские годы жизни писателя - -
  • Тема и идея рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма» - -
  • Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» - -
  • Роль и место лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (на примере одного-двух из них). - -

Основная цель моего существования - это служение гуманистическим идеалам человечества (Из к/ф Курьер, 1986 год)

Если говорить о творчестве Николая Васильевича Гоголя, то, прежде всего, стоит обратить внимание не только на основные темы его сюжетов и замыслов, а на то, какой философский подтекст они несут.

Совершенно очевидно, что Гоголь безумно любил свою родную страну, людей, которые в ней живут и не мог спокойно наблюдать за тем, как жизнь в России становится невыносимой, а души и судьбы людей теряют ценность и значение для власти. Его произведения пропитаны тонкой и искусной сатирой по отношению к тому чиновничьему строю, который царил в России. Но помимо насмешки, в его повестях и рассказах слышится печаль, отчаяние и разочарование.

Двойной смысл произведений Гоголя

Почему литературные критики до сих пор говорят о гуманистическом идеале Гоголя? Прежде всего, по причине того, что многие знаменитые произведения Гоголя, с которыми знаком каждый, несут в себя двойной смысл. Помимо высмеивания государственного строя, Гоголь обращается к теме личности человека и его свободы. Гениальное произведение Гоголя «Мертвые души», главным образом, раскрывает образы человеческих личностей на тот период.

Писатель подчеркивает, насколько души людей опустели и омертвели, и в его прозе чувствуется его личное отношение к этому – он не может смотреть на это спокойно, его беспокоит безразличие и меркантильность большинства людей. Николаю Васильевичу, как и признанному гуманисту Л.Н. Толстому, присуща любовь к своим соотечественникам и желание показать то, на какое жалкое и бездушное существование они обречены.

В чем состоит гуманистический идеал Гоголя?

Гуманистический идеал Гоголя состоит в том, что писатель всегда обращается к теме человеческой свободы и высокой нравственности. Поэтому в «Мертвых душах», «Записках сумасшедшего», «Ревизоре» и «Шинели» писатель пытается обрисовать ту жестокую действительность, которой живут его современники, он описывает жизнь простого народа и чиновников, чтобы обратить внимание насколько различно их мышление и способ существования.

В своих произведениях Гоголь стремился как можно тоньше и точнее осмеять все низменное и пошлое, и как можно более реально изобразить жизнь простых, обездоленных людей. Его гуманизм имел социальное направление, описывая судьбы людей, он делал акцент на том, в каких жизненных условия они оказались и какими идеалами живут.

Из трагедий «выше стоящих» Гоголь создавал смешные и остроумные картины действительности, а в неудачах его простых, но настоящих персонажей чувствуются подлинные трагедии. Гоголь подчеркивает глубину переживаемых ими несчастий в то время, как трагедии, приключившиеся с более высокими по рангу людьми, он высмеивает, тем самым высмеивая их стремления и жизненные приоритеты, которые и привели их к подобным происшествиям. Особо примечательной в данном случае можно назвать повесть «Нос».

Для того, чтобы привить своим современникам и будущим поколениям уважение к личности любого человека, независимо от его положения в жизни, Гоголь использовал эффектную и страстную сатиру. Для него было важен не только прогрессивный рост общества, но и место каждого человека в нем, проблемы так называемых «маленьких» людей часто поднимаются в его произведениях.

Гоголя заботило не только уровень развития социума, но и те условия, которые социум создавал для человеческой личности. Его произведения пронизана любовью к жизни и любовью к людям. Этот великий писатель был не только талантливым сатириком, но и настоящим гуманистом, о чем говорят гуманистические идеалы в его прозе.

Повесть «Шинель» была задумана Н. В. Гоголем еще в 1834 году. В основе сюжета произведения лежит «канцелярский анекдот» о бедном чиновнике, страстном охотнике, который накопил денег на покупку ружья и утопил его на первой же охоте, так и не сделав ни одного выстрела. От пережитого стресса чиновник заболел и был уже при смерти, но товарищи собрали по подписке деньги на новое ружье и таким образом спасли его.
Из этого анекдота и выросла «Шинель». Как можно увидеть, от первоначального сюжета практически ничего не осталось. В повести речь идет не о предмете роскоши, а о вещи первой необходимости, Башмачкин не теряет шинель, а подвергается нападению воров, и, самое главное, возникает трагический конец - никто не заступился за Акакия Акакиевича и не помог ему.
Итак, Гоголь изменил реальный материал таким образом, чтобы на первый план выступила гуманная идея. Он взял героя, занимавшего одно из последних мест в иерархической системе чинов, тихое и безобидное существо, никогда никому не причинявшее зла, покорно сносившее всяческие лишения и насмешки, не обнаруживавшее никогда никаких притязаний. И вот этого человека жизнь беспощадно наказывает и уничтожает, как злодея и преступника.
Гуманный смысл повести создается не только выбором персонажей и окружающих его обстоятельств, но и самой манерой повествования. Рассказ в основном ведется в шутливом тоне непритязательной свободной болтовни. Герой жалок, несчастен, а рассказчик, словно не замечая этого, смеется над ним. Он говорит, что чиновники, насмехаясь над Акакием Акакиевичем, отнимали у его вещи «благородное имя шинели и называли ее капотом», но затем герой и сам, словно позабывшись, тоже несколько раз называет ее капотом.
Рассуждая о происхождении фамилии героя, рассказчик нарушает логику повествования: «Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по одному имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого не известно. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки». Здесь Гоголь как будто говорит не сам, а перепоручает рассказ другому лицу, который своим обликом и биографией близок описываемым героям.
Но есть в повести и иной стиль повествования - там, где говорится об «одном молодом человеке», которого потрясли издевательства чиновников над Акакием Акакиевичем. «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу... И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! Даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным». Это уже другой тон, другая речь, в которой нет насмешки. Стиль торжественный, возвышенный, сокровенное слово, имеющее философский смысл. Причем, слово не обезличенное, оно принадлежит некоему молодому чиновнику, недавно попавшему в канцелярию, открытому голосу совести и сострадания. Встреча с Акакием Акакиевичем не только потрясла его, она оказала решающее воздействие на всю его жизнь, перевернула все понятия и представления. «Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей». Встреча с Башмач- киным открыла этому человеку суть человеческих отношений. Ведь для окружавших Акакия Акакиевича людей он был не человеком, а каким-то низшим существом. Молодой же чиновник впервые увидел в гонимом и всеми презираемом существе человека, «брата своего».
Возвышенная речь повествователя звучит не только в этом эпизоде. Например, в заключение жизнеописания Акакия Акакиевича рассказчик говорит: «Исчезло и скрылось существо никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обращающее на себя внимание и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху...» Здесь вновь звучит горькое негодование по поводу негуманного отношения к человеческому существу, низведенному в общественном мнении на уровень насекомого.
С помощью того же шутливого тона повествователь заставляет нас понять точку зрения тех, кто видит в Акакии Акакиевиче только смешное. Однако смех, вызываемый гоголевским персонажем, связан с сочувствием и состраданием. Смешна ограниченность Акакия Акакиевича, но ясно и то, что он незлой человек, ему чужды эгоистические расчеты, корыстные побуждения, волнующие других людей. И не одному читателю, по мере развития повести, очевидно, становилось не по себе, что он мог вначале посмеяться над причудами и недостатками этого гонимого и страдающего существа. Думается, что подобное читательское «раскаяние» входило в расчеты художника-гуманиста Гоголя.
Известна крылатая фраза: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»». Эту фразу записал французский литератор Мелькиор де Вогюэ со слов одного русского писателя. К сожалению, Вогюэ не сообщил, кто был его собеседником. Скорее всего, Достоевский, но мог это сказать и Тургенев. Так или иначе, фраза афористически точно характеризует влияние Гоголя на русскую литературу, осваивавшую тему «маленького человека», углублявшую свой гуманистический пафос.

Герой повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника - и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью». Зачеловека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия...» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме.Гоголь вводит в повесть образ молодого чиновника - может быть, имеющий автобиографический характер.

Этот чиновник, поступив на службу, присоединился было к насмешкам над Баш-мачкиным, но, услышав его слова, вдруг остановился, «как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде... И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - ив этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». «Возлюби ближнего, как самого себя» - если эта истина попирается, человеческому миру не на чем держаться.Шитье шинели явилось не просто спасением тела от холода, а возвышением души, утверждением человеческого достоинства.

Это был не только подвиг Акакия Акакиевича, но еще и подвиг Петровича, портного-пьяницы, он душу свою в нее вложил, он каждый шов сделал любовно. Как истинный художник, Петрович деньги за шитье взял самые малые, зато, вручив бережно шинель, шел тайком за Акакием Акакиевичем, чтобы еще раз полюбоваться на свое творение.История Акакия Акакиевича - своеобразная притча, иллюстрирующая слова Евангелия:«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Возможно это вас заинтересует:

  1. В своей повести «Шинель» Гоголь обращается к теме «маленького человека». Гоголь пишет о судьбе бедного, ничем не примечательного петербургского чиновника - «вечного титулярного советника». Лишенный...

  2. Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести». Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему «маленького человека», поднятую...

  3. «Шинель» - последняя из «петербургских повестей» Гоголя. Написанная в 1839-1841 годах, в пору высшего расцвета творческого гения писателя, «Шинель» продолжает тему «маленького человека», звучащую в...

  4. В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы....

  5. ОБРАЗ “МАЛЕНЬКОГОЧЕЛОВЕКА” В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “ШИНЕЛЬ”Это неправило, но в жизни нередко случается, чтожестокие и бессердечные люди, оскорбляющиеи унижающие достоинство других, выглядят вконечном счете...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 559 просмотров
    • - 11 060 просмотров
    • - 10 623 просмотров
    • - 9 772 просмотров
    • - 8 698 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...