История и всемирное значение пакта рериха. Документальные фильмы о Пакте Рериха. Литература о Пакте Рериха

Идея создания международной организации по охране культурных ценностей возникла у Н. К. Рериха еще до революции, в 1904 году, в Петербурге.

Замысел проекта сформировался в общественный договор всех стран мира под названием «Пакт Рериха» только к 1929 году. Николай Константинович начал активно привлекать к осуществлению своего плана видных общественных деятелей Америки.

Ответственность художника. Из всего сказанного до сих пор возлагается большая ответственность за искусствоведов. В принципе, качество работы художника зависит от его способности и его сознания. Художник занимает ключевое и посредническое положение в качестве посредника послания Всевышнего, самого прекрасного, о неизменных закономерностях. Какая очень ответственная задача! Какая проблема в нашей собственной переписке!

Художник должен принести наивысшую возможную красоту или гармонию - да, всю свою любовь - в произведение искусства, чтобы иметь возможность производить сильную и максимально возможную гармоническую вибрацию в глазах своих работ. Таким образом, в человеке поощряется не только любовь к самому искусству, но и любовь ко всей жизни. - Красота обладает мощной, привлекательной и творческой силой!

Зинаида Лихтман в 1929 году написала в своем дневнике: «Затем пришли Николай Константинович и Светик. Н. К. говорит, что интересно, что [Уильям] Бора ответит на план of Art Treasures Protection [Защиты сокровищ искусства], который они оставили у него» .

Задуманный Николаем Константиновичем Пакт сразу нашел поддержку у многих конгрессменов и политиков. Было решено обнародовать проект и дать о нем информацию, но многие газеты не захотели печатать текст рериховского Пакта, считая его несерьезной забавой известного художника. Зинаида Лихтман 12 февраля 1930 года с сожалением писала:

Каждый мотив произведения искусства требует тщательного отбора. Его необходимо продумать и разработать с максимально возможным совершенством и обязательно должны выразить идею, согласно которой основное условие красоты должно быть выполнено. Сама работа должна говорить сама за себя и ясно выражать ум художника, не требуя дополнительных объяснений; он должен получить индивидуальное прикосновение и дать зрителю или слушателю прочное эстетическое удовольствие. На первый взгляд или с первым чувством зритель или слушатель должны иметь возможность записывать, какую идею следует перевозить в среде произведения искусства.

«Хотя Фрэнсис и дала вчера в пять газет „Roerich Pact“, сегодня ни в одной из них ничего об этом не появилось. Николай Константинович очень огорчен этим отношением прессы» .

И только одна газета, «New York Times» , в этот день напечатала заметку о «Пакте Рериха».

За время пребывания Николая Константиновича в Европе его проекты обрели последователей во многих странах, и уже начиная с 1929 года можно было писать историю создания Пакта.

Настоящий художник не только представляет свою особую область, но и проявляет интерес к искусству. Только при этом условии художник может дать конкретное выражение своей работе, поскольку это позволяет ему объединить различные влияния других артефактов в его собственный синтез.

Художник или искусство должны быть особенно полезны для молодого поколения, чтобы найти путь к красоте, который наиболее важен для выживания, чтобы принести эту красоту в мир, выраженный в основном своей радостью и энергией мысли, красивыми и энергичными мыслями, чувствами, словами и мыслями дела! В связи с этим очень важно особенно поощрять детей и вводить соответствующие учебные предметы в школах, чтобы помочь им развить свою способность ценить красоту. Красота, а также музыкальность и многое другое нуждаются в образовании и образовании. - Значит, все еще дремлющие таланты должны пробудиться уже у маленьких детей!

В Нью-Йорке первые комитеты учредили в 1929 году, а в Париже и Брюгге - в 1930 году.

Из разных государств стали поступать приветственные письма, выражавшие восхищение идеей создания «Знамени Мира» и одобрение Пакта. Это движение породило многих энтузиастов. Поэт Марк Шено (Chesneau) и писатель Александр Лемариес (Lesmaries) совершали турне по городам Франции, призывая всех присоединиться к благородной миссии Н. К. Рериха. Две французские академии, «Academic des Baux-Arts» и «Academic des Sciences Morales et Politiques», одни из первых поддержали проект «Знамени Мира», были написаны докторские диссертации, посвященные рериховскому движению.

Соответствующая склонность имплантируется во всех людей, но без их развития они будут лгать только перед собой. Если человек никогда не научился усовершенствовать свою способность к восприятию, то эффекты, например, мышечной терапии при заболеваниях, которые часто и успешно применяются в терапевтических целях в наши дни и которые могут быть очень значительными сами по себе, относительно малы.

Наконец, значительное подтверждение: люди - и в особенности художники - никогда не должны забывать природу, потому что это устроено по красивым и гармоничным принципам, всегда стремясь к совершенству! Люди должны научиться ценить все, что ведет к красоте. Красота должна быть основой всего мышления, чувства, слов и всех дел!

13 сентября 1931 года в Бельгии в городе Брюгге открылась Первая Международная конференция Пакта, которая вызвала большой резонанс в культурных кругах. В том же году, в издательстве Музея Рериха, вышел первый том сборника приветствий и документов «Roerich Banner of Peace».

Теперь каждый день, в разных газетах появлялись сообщения о конференции в Брюгге.

«Там, где есть мир, есть культура, где есть культура, есть мир». Флаг мира - это мощный универсальный символ, который был адаптирован фантастическим художником Николаем Рерихом, чтобы служить эмблемой стремления человеческой культуры подняться над войной. Этот флаг был поднят во всем мире, как знак мира и культуры, с тех пор.

Флаг Завета и мира Рериха является международным договором, подписанным 22 американскими странами, включая США, Индию и страны Балтии. Рериховский мирный договор установил международное соглашение, которое позволяет любой нации защищать свое культурное и художественное наследие символическим флагом, флагом мира.

Так, газета «New York Times» сообщала о принятых на конференции документах и о ходе самих заседаний:

«BRUGES, Бельгия, 12 сентября древний город Брюгге готовится к конференции Рериховского Пакта. Здесь собралось 400 делегатов из многих стран, в том числе и из Соединенных Штатов. Конференция начнется завтра с праздничной мессы в соборе и официальной церемонии во Дворце правительства провинции.

Флаг содержит три красных круга, окруженных большим красным кружком на белом фоне. Красный цвет флага - темно-красный или пурпурный цвет, который символизирует цвет нашей крови, который является одним и тем же цветом во всех расах. Верхний круг представляет духовность и охватывает истину всех религий, мы все можем объединиться независимо от наших разных убеждений. Два круга внизу представляют искусство и науку.

«Мост Славы» Репродукция картины Николая Рериха. Вот почему еще есть время, чтобы его можно было уважать и выполнять, и для этой цели мы предлагаем: работать так, чтобы Пакт мира Николая Рериха, который является самым полным документом о Планете для установления мира во всем мире, через союз наций, наконец, станет реальностью.

В понедельник начнет работу Генеральная Ассамблея. Секции конференции рассмотрят возможность защиты картин и художественных объектов в военное время.

Одна секция поднимет вопрос о подземных хранилищах при музеях, в то время как другая будет обсуждать проблемы защиты библиотек и коллекций монет… Ассамблея рассмотрит программы воспитания детей, программы по организации лекций в военных академиях, школах местной полиции и пожарных командах, о необходимости защиты произведений искусства.

Позднее он также был подписан другими странами. В связи с закрытием подписания президент Рузвельт сделал следующее сообщение в международной трансляции: Очень хорошо известно, что в этот день, назначенный в качестве Панамериканского дня исполнительными главами всех республик американского континента, правительства Панамериканский - подписать Договор, который делает шаг вперед в сохранении культурных достижений народов этого полушария. Открывая этот Пакт для присоединения народов мира, мы пытаемся сделать универсальное применение одного из принципов, жизненно важных для сохранения современной цивилизации.

Делегат от Бельгии, археолог Камилл Тюльпинк, организатор и президент конференции, заявил, что главная ее цель состоит в том, чтобы научить людей предпринимать необходимые меры для сохранения ценных предметов искусства прежде, чем начнутся военные действия… Почетным президентом конференции был избран Николай Рерих, всемирно известный художник и основатель „Roerich Pact of Peace“» .

Этот трактат имеет более глубокий духовный смысл, чем текст самого инструмента. Впоследствии другие страны также присоединились к Пакту и подписали его, но, к сожалению, он не достиг поставленных целей. Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения будут считаться нейтральными и как таковые будут уважаться и защищаться воюющими сторонами. Такое же уважение и защита будут связаны с сотрудниками вышеупомянутых учреждений. Такое же уважение и защита будут связаны с историческими памятниками, музеями, научными, художественными, образовательными и культурными учреждениями во время войны, как в мирное время.

На следующий год 8 августа в том же городе Брюгге состоялась Вторая Международная конференция «Пакта Рериха», в результате которой основали новую международную организацию «Fondation Roerich pro Расе, Arte, Scientiae et Lahore».

Следующий шаг был сделан в 1933 году, когда 17–18 ноября в Вашингтоне состоялась Третья Международная, теперь уже, конвенция «Пакта Рериха», в которой участвовали дипломатические представители из 36 государств. Отчет Конвенции, которую директор Панамериканского союза признал «одной из самых удачных конвенций, когда-либо состоявшихся в Вашингтоне», был напечатан в виде отдельной книги, названной вторым томом «The Roerich Pact and Banner of Peace».

Нейтралитет и уважение, связанные с памятниками и учреждениями, упомянутыми в предыдущей статье, признаются во всей совокупности территорий, подпадающих под суверенитет каждого из подписавших и согласованных государств, без какой-либо дискриминации в отношении лояльности каждого государства к таким памятникам или учреждениям. Соответствующие правительства соглашаются принять необходимое внутреннее законодательство для обеспечения защиты и уважения.

Правительства, подписавшие и согласующиеся с этим договором, во время подписания или соглашения или в любое время после этого направляют Панамериканскому союзу список памятников и учреждений, для которых они желают защиты, согласованной в этой работе. Панамериканский союз, уведомляя правительства, которые подписывают или соглашается, также направляет список памятников и учреждений, упомянутых в настоящей статье, и информирует другие правительства о любых изменениях в указанном списке.

Международная конвенция утвердила Постоянный комитет, избрав почетными президентами академика Николая Константиновича Рериха и его супругу Елену Ивановну Рерих, а почетным председателем и покровителем Пакта - министра земледелия Генри Уоллеса. Председателем Пакта стал Луис Хорш. Вице-председателем - журналистка и сотрудник рериховских учреждений Фрэнсис Грант, а генеральным секретарем - профессор Нью-Йоркского университета археолог Ральф Макгоффин.

Государства, которые не подписывают этот договор, в день, когда он открыт для подписания, могут делать это или присоединяться к нему в любое время. Документы о соглашении, а также ратификация и нарушение этого договора сдаются на хранение Панамериканскому союзу, который передает уведомление о сдаче на хранение другим подписавшим его государствам.

Настоящий договор может быть разорван в любое время любыми подписавшими его или согласованными государствами, а нарушение должно быть совершено через три месяца после того, как запрос был направлен другим подписавшим или согласованным государствам. В удостоверение чего нижеподписавшиеся Полномочные представители, сдав на хранение свои полномочия в надлежащей и надлежащей форме, подписали этот договор от имени своих соответствующих правительств и приложили сюда свои печати в сроки, указанные в их подписях.

Постоянный комитет размещался, как и все учреждения Рериха, в высотном здании «Мастер-дома». В декабре 1933 года в городе Монтевидео в Уругвае состоялась Седьмая конференция Панамериканского союза, объединившего страны двух американских континентов. Ее участники единогласно приняли «Пакт Рериха» и рекомендовали своим правительствам подписать этот договор. В течение 1934 года руководители 21 государства Северной, Центральной и Южной Америк назначили своих делегатов, дав им полномочия подписать международный договор. Своим представителем президент Соединенных Штатов Америки выбрал министра земледелия Генри Уоллеса.

Рузвельт, президент Соединенных Штатов Америки, сделал Договор обнародованным, чтобы все статьи и положения могли соблюдаться и добросовестно выполняться Соединенными Штатами Америки и его гражданами. Пакт Рериха и «Флаг мира» были созданы и продвинуты Николосом Рерихом, плодовитым и уважаемым русским художником, чтобы защитить сокровища человеческой культуры, установить образовательные, художественные, научные и религиозные учреждения, а также места культурного значения, должны быть объявлены неприкосновенными и уважаемыми всеми народами, как во время войны, так и в мирное время.

Вот одно из его выступлений в переводе В. А. Шибаева, личного секретаря Н. К. Рериха, напечатанное сразу в нескольких газетах:

« Я считаю, что „Пакт Рериха“ является неизбежной ступенью в развитии международных отношений. Никогда еще раньше не было такой необходимости в этом идеале. В то время, когда отдельные нации работают над своими индивидуальными экономическими и национальными проблемами, также важно, чтобы они признали свою ответственность, как члены мировой общины наций. Я не один из тех, который предложил бы туманные мечты вместо творческого действия, и именно поэтому я утверждаю, что настало время всем идеалистам создать действительность завтрашнего дня и собраться вокруг символа международного культурного единения. Настало время произнести зов к признанию красоты, науки и образования, которые идут поверх национальных ограничений, чтобы укрепить то, что мы ценим каждый в своей форме управления и обычаях. Именно ввиду этого я считаю ратификацию „Пакта Рериха“ таким значительным шагом вперед. Принятие Пакта знаменует наступление новой эпохи, когда все, кто действительно любят свою собственную страну, в добавление к этому признают также и необычайные вклады в Культуру, приносимые другими странами, и будут почитать то общее духовное начало, которое объединяет в одно братство всех художников, всех ученых, всех воспитателей и всех истинно религиозных людей, какова бы ни была их вера. Я чувствую, что наш теперешний век является крупным должником по отношению к академику Рериху, благодаря созданию им этого идеала - ибо только такие идеалы дают реальность нашим попыткам создать и материальное благо, и выработать усовершенствованную общественную организацию для его распределения. И в то время, когда мы работаем над этими мириадами индивидуальных проблем, мы должны иметь объединяющий принцип, которому все наши сердца могут дать свою высшую клятвенную верность. Только так можем мы работать с верою и в ожидании той духовной и культурной деятельности, символом которой является „Пакт Рериха“» .

Рузвельт, представителями всех независимых стран Америки в результате нескольких предыдущих Международных конгрессов. Его глубокий смысл и дух универсального единства в культурном разнообразии человека представляют собой договор, открытый для присоединения всех стран мира и создавший всемирное движение в поисках глобального единства, которое спасло ценности и достижения человеческого творчества.

Пакт Рериха и «Флаг мира» представляют собой вклад в улучшение мировых условий, поскольку он представляет собой путь и призыв к международному единству и миру во всем мире. Их самым важным вкладом было введение нового видения: что сознание всего человечества расширяется с каждым творческим актом человеческого гения; что в истории есть периоды, когда новые идеи внедряются на благо всех; и что, хотя человек становится все более сознательным работником в области культуры, искусства, науки, религий и многих бесконечных конструктивных областей мира, становится необходимым, чтобы мы обращали на них внимание только, что мы поддерживаем те движения, которые улучшают качество жизни.

Председателем комитета в Париже стал член Гаагского Верховного Международного трибунала барон М. А. Таубе, а генеральным секретарем доктор международного права Г. Г. Шклявер. Комитетом в Брюгге руководил вице-консул Греции Камил Тюльпинк. Покровителем Пакта в Бельгии избрали М. Адачи, председателя Гаагского Верховного Международного трибунала. Город Брюгге предоставил в распоряжение комитета целый дом для организации музея, посвященного деятельности «Fondation Roerich».

В дизайне «Флага мира» изображены три сферы, окруженные кругом, в пурпурном цвете на белом фоне. Этот символ представляет собой глубокое понимание «триединого» характера существования; и для целей Флага Мира Рерих описал три момента как круг как всю Культуру, содержащий три момента, представляющие религию, искусство и науку как аспекты Культуры. Он также описал это как осуществление человечества в прошлом, настоящем и будущем, в кругу Вечности. Обе интерпретации представляют собой синтез жизни, который является истинным и справедливым руководящим принципом.

В 1934 году были основаны комитеты «Пакта Рериха» в Харбине, в Манчжоуго, в состав которого вошел архиепископ Нестор, председателем стал Н. Л. Гондатти, а вице-председателем назначили профессора Г. К. Гинса. Появился комитет и в Брюсселе, руководимый председателем М. де Мунком и генеральным секретарем Гендриксом, членом Верховного суда. Почетными членами этого комитета были избраны - министр граф де Виарт и губернаторы Люксембурга и Западной Фландрии. Местные комитеты образовались и в Балтийских странах под председательством К. И. Стуре. Появились они практически во всех странах Европы за исключением Германии и СССР.

Культура не принадлежит ни к одному человеку, группе, нации или возрасту. Его собственность принадлежит всему человечеству и поколениям, которые наследуют его. Это конструктивное создание человеческой деятельности. Культура превосходит все препятствия, предрассудки и нетерпимость. Культура - это самое высокое восприятие красоты и знаний. Без Культуры нет Истины, нет Единства, нет Мира. Творческий ум и его сторонники, в равной степени важны, осознают вездесущность Культуры как единственного инструмента достижения мира во всем мире.

Точно так же Культура должна использоваться и поддерживаться всем человечеством и всеми поколениями. Культуру следует считать священным и неприкосновенным для человеческого разума и рук. Именно для реализации этой благотворной цели человечество должно решить себя, поскольку Николай Николаевич Рерих сказал.

15 апреля 1935 года в Вашингтоне в Белом доме «Roerich Pact» подписали все члены Панамериканского союза: США, Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Коста-Рика, Куба, Доминиканская Республика, Эквадор, Эль-Сальвадор, Гватемала, Гаити, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Колумбия, Уругвай и Венесуэла. Считалось, что «Пакт Рериха» впервые по-настоящему объединил страны Северной и Южной Америк.

Ожидалось, что в скором будущем к этому культурному договору присоединятся и другие государства. Центральные газеты Соединенных Штатов Америки печатали статьи, посвященные этому событию, приводился полный текст обращения президента, речи представителей правительств и иностранных министров. По всему миру газеты отдавали целые полосы под статьи об этом историческом дне.

Подписание «Пакта Рериха» происходило в кабинете президента Рузвельта, где собрался весь дипломатический корпус. В присутствии министра иностранных дел Корделла Холла, министра земледелия Генри Уоллеса, директоров Панамериканского союза д-ра Лео Роу и д-ра Гиль Боргеса и членов правления Музея имени Рериха, представителей Постоянного комитета, за большим круглым столом «Roerich Pact» был подписан. Министр Уоллес, покровитель Пакта, передал перо Луису Хоршу, председателю Постоянного комитета, как исторический сувенир. На торжестве не было самого главного человека, инициатора этого международного договора Николая Константиновича Рериха.

В этот же день президент США Франклин Рузвельт обратился к американцам по радио со следующей речью:

«Можно приветствовать, что именно в этот день, обозначенный как День Пан-Америки всеми правительствами республик Американского континента, членами Пан-Американского союза был подписан договор, отмечающий еще одну ступень к охранению культурных достижений наций этого полушария. Открывая этот договор для присоединения к нему всех наций мира, мы предоставляем этот насущный принцип сохранения современной цивилизации к всемирному признанию. В основе этого договора лежит гораздо более духовное значение, нежели это явствует из самого текста Пакта. Это лишь одно из многих выражений основной доктрины континентальной ответственности и солидарности, столь важной для настоящего и будущего… По случаю празднования Дня Пан-Америки, снова посвятим себя задаче проведения в действие основных общих интересов всех наций этого материка. Провозгласим снова нашу приверженность к этим высоким принципам международного сотрудничества и взаимопонимания, которые, как я уверен, явятся великим приношением Америки для цивилизации» .

После президента Рузвельта по радио выступили министр Уоллес, министр Панамы доктор Рикардо Альфаро и президент Музея Рериха Луис Л. Хорш.

Генри Уоллес в своей речи провел параллель между «Пактом Рериха» и «Красным Крестом» и говорил о необходимости «охранения тех культурных сокровищ, которые признаются просвещенными умами всех стран достойными для охранения, несмотря на всю напряженность и озлобленность борьбы в физическом и экономическом мире… Сегодня нам приличествует выразить признание гению академика Николая Рериха, в уме которого впервые возникло это Знамя и Договор. Желательно, в переживаемое нами время, поднять над миром этот идеал единства человеческого сердца вне национальностей, в преклонении перед красотою, культурою, религией, наукой и просвещением. В каждой стране имеются тысячи людей, воодушевленных этими высшими, широкими человеческими устремлениями, и они приветствуют „Пакт Рериха“, как средство проявления на земле этих неосязаемых сил, которые издавна были признаны ими, как истинные путеводные светочи международного дружелюбия… Я верю, что „Пакт Рериха“ находится в полной гармонии с глубочайшими и самыми сокровенными законами Вселенной и что он стал реальностью в особо значительное время!»

Луис Хорш тоже отдал дань уважения инициатору Международной конвенции:

«Договор, который был заключен сегодня в Белом доме между двадцатью одной нацией Америки подписанием „Пакта Рериха“, ввел в жизнь соглашение о ненарушимости произведений человеческого гения - таким образом, сохраняя истинное достояние человечества для потомства. Это светлое событие ставит значительную веху в деле международного понимания и дружелюбия, а также полагает новую ступень для духовного и культурного прогресса человечества» .

Все говорили о мире и, конечно, о Н. К. Рерихе. Так, министр Панамы, доктор Рикардо Альфаро, сказал, что «совершившийся сейчас исторический акт является знаменательной победой в вечной борьбе лучших чувств человека против разрушений войны… И тогда великий идеалист, и ревностный апостол мира, академик Николай Рерих дал миру план международного договора о признании нейтральности и об охранении культурных ценностей человечества. И сегодня республики Западного полушария достигли великой чести провести высокий проект к успешному заключению. Конференция в Монтевидео поддержала „Пакт Рериха“, и сегодня все страны Америки подписали этот договор, открытый для подписи всех наций мира. Таким образом, впервые в истории мира нейтральность и охранение Культуры включены в единый и цельный закон международного права. Глубокое значение этого события было подчеркнуто любезным гостеприимством, оказанным президентом США Рузвельтом всем уполномоченным наций, подписавших Пакт, приглашением их утвердить этот исторический акт в Белом доме» .

Жаль, что Николай. Константинович не смог услышать восторженную речь министра иностранных дел США Корделла Холла, произнесенную вечером в помещении Панамериканского союза, в которой он восхищался гением Н. К. Рериха.

Индия также поддержала идею «Пакта Рериха», но ратифицировала его только через много лет, когда перестала быть колониальным государством. Среди поддержавших Н. К. Рериха и выступавших в его поддержку были: Рабиндранат Тагор, Джагадис Боше, Радхакришнан, Ч. В. Раман, Джэмс Казинс, Калидас Наг, Сунити Кумар Чаттерджи, Кашияп, С. Ф. Рамасвами Мудельяр, О. С. Ганголи; художники: Асит Кумар Халдар, Биресвар Сэн, Н. С. Мехта, Шри Девамитга Дхармапалла и многие другие. Поддержали «Пакт Рериха» и общественные, и государственные учреждения: Индийский институт исторических исследований, Аллахабадский музей, Бхарат-Кала-Бхаван в Бенаресе, Общество Маха-Бодхи, Союз женщин Индии, Союз буддистской молодежи на Цейлоне, Маданапалле колледж, Траванкорское культурное общество. Известный индийский писатель Свами Джагадисварананда (Swami Jagadiswarananda) говорил:

«Академик Рерих, основатель и водитель единственного в своем роде гуманитарного движения, сам является олицетворением мирового Искусства и мировой Культуры. Правильно доктор Казинс признал его „от Гималаев в духе“, ибо он действительно пророк нового человечества и вестник нового мира культуры, Рерих - наш вождь - открыл новую знаменательную главу в истории человечества тем, что основал движение Пакта. Да докажет предстоящая Конвенция культуры всем воинствующим народам мира, поднимая Знамя Мира Рериха, что искусство и культура являются божественными проявлениями - мировым сокровищем всего человечества, и да будет написано на вратах всех учреждений мира: „Не вражда - но Помощь! Не разрушение - но Утверждение Гармонии и Мира! Не ненависть - но Единение!“»

План
Введение
1 История создания Пакта
1.1 Авторы Пакта
1.2 Предыстория создания Пакта Рериха

2 Пакт Рериха как международный договор
2.1 Пакт в истории международного права защиты культурных ценностей
2.2 Уникальность Пакта Рериха

3 Пакт Рериха как комплекс мер по защите культуры
3.1 Всемирная Лига Культуры и Всемирный День Культуры
3.2 Идеи Пакта Рериха в наши дни

4 Картины Николая Рериха, посвященные Пакту
5 Мероприятия посвященные Пакту Рериха
5.1 Научные конференции
5.2 Выставки

Список литературы

Введение

Пакт Рериха (лат. Pax Cultura , англ. The Roerich Pact ), также известный как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (англ. Treaty on the Protection of Artistic and Scientific Institutions and Historic Monuments (Roerich Pact) или Вашингтонский Пакт (англ. Washington Pact )) - первый в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, подписанный в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики 15 апреля 1935 года в 12 часов дня.

1. История создания Пакта

1.1. Авторы Пакта

Автор идеи и инициатор этого международного договора - русский художник Николай Рерих. Официальный проект Пакта Рериха был подготовлен доктором Г.Г. Шклявером в 1928 году.

1.2. Предыстория создания Пакта Рериха

Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н. К. Рериха ещё в 1899 г. Художник, проводя раскопки в Санкт-Петербургской губернии, начал говорить о необходимости защиты памятников археологии, которые передают нам мироощущение древних людей.

1903 - Н. К. Рерих вместе с женой Еленой Ивановной совершает путешествие по 40 древнерусским городам. Среди них: Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской, Смоленск, Вильна, Изборск, Псков и другие. Продолжив экспедицию в 1904 году, Н. К. Рерих побывал в Угличе, Калязине, Кашине, Твери.

Во время путешествия Николай Рерих создает большую серию архитектурных этюдов, насчитывающую около 90 произведений. Многие храмы впоследствии были разрушены и остались только на картинах художника.

Подводя итог своему путешествию 1903 года, восхищаясь красотой памятников старины, художник в статье «По старине» (1903 г.) с болью пишет об отношении к их охране. «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг неё».

1904 - Н. К. Рерих выступает в Императорском Русском Археологическом обществе с докладом о плачевном состоянии исторических памятников и о принятии срочных мер по их охране.

Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. у Н. К. Рериха оформилась мысль о необходимости специального соглашения по охране просветительских учреждений и памятников культуры.

В течение ряда лет после своего путешествия 1903-1904 гг. Н. К. Рерих вновь и вновь обращается к состоянию памятников старины. Художник пишет несколько статей, посвященных плачевному состоянию храмов. Так в статье «Тихие погромы» (1911 г.) речь идет о неумелой реставрации храма Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль): «Кто же защитит прекрасную древность от безумных погромов? Печально, когда умирает старина. Но ещё страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной…».

2. Пакт Рериха как международный договор

2.1. Пакт в истории международного права защиты культурных ценностей

Исследователи международного права, касающегося защиты культурных ценностей (в том числе во время войны), ведут его историю, начиная с середины 19 века:

· Пункты о защите объектов культурных ценностей в Декларациях 1874 года (Lieber code и Брюссельская конференция) и 1880 годов (, Art.52, 53).

· Гаагские конвенции 1899 и 1907 имели конкретные пункты по защите культурных объектов, которые обязывали обозначать такие объекты отличительными знаками. Однако опыт Первой мировой войны показал недостаточность данных пунктов для предотвращения разрушений культурных объектов.

· В 1935 году 21 страна Панамериканского союза подписывает Пакт Рериха, из них 10 стран его ратифицирует. Для объектов охраны предложен знак - Знамя Мира.

· В 1939 году правительства Бельгии, Испании, США, Греции и Нидерландов под покровительством Лиги Наций выпустили проект Декларации и проект Международной Конвенции о Защите Памятников и Произведений Искусства во время войны. Как и Пакт Рериха эти усилия Лиги Наций быстро сошли на нет с началом Второй мировой войны, в которой были изменены технологии, тактика и стратегия ведения войны и появилась новая концепция «тотальной войны».

· Разрушения и мародерство Второй мировой войны побудило в 1948 году правительство Нидерландов вновь поднять в появившемся ЮНЕСКО вопрос о необходимости принятия Конвенции по защите культурных объектов. Генеральная Конференция ЮНЕСКО 1951 года приняла решение созвать комитет для составления проекта конвенции. Комитет собрался в 1952 году и впоследствии представил на рассмотрение проект Генеральной конвенции.

· В мае 1954 года подписывается Гаагская конвенция, призванная устранить недоработки всех предшествующих международных договоров. Этой конвенцией установлен отличительный знак для идентификации объектов охраны - заостренный снизу щит, разделенный на четыре части синего и белого цвета.

· В 1972 году ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, в которой было введено обозначение «объект всемирного наследия» и впервые защита касалась не только культурного, но и природного наследия.

2.2. Уникальность Пакта Рериха

Пакту Рериха как международный договор является первым международным документом, который был полностью посвящён защите культурных ценностей, и который не содержит оговорки о военной необходимости.

3. Пакт Рериха как комплекс мер по защите культуры

3.1. Всемирная Лига Культуры и Всемирный День Культуры

В более широком смысле под Пактом Рериха понимают не только конкретный юридический договор, но и весь комплекс мер по защите культурных ценностей, предложенный Н. К. Рерихом. Таким образом, Пакт Рериха имеет не только юридическое, но и философское, просветительское и эволюционное значение, поскольку он отражает идею защиты культуры во многих её проявлениях.

Характеризуя Пакт Рериха, летчик-космонавт А. А. Леонов пишет:

«Если мы поднимаем культуру и духовность, то это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты. В этом и заключается современное значение Пакта Рериха. Чем больше времени проходит, тем большую актуальность для планеты он обретает…».

В развитие идей Пакта Н. К. Рерих высказывал мысли о роли общественности. Сами по себе законы по защите культуры работать не будут, если общественность не проявит активности и заинтересованности. Эту мысль впоследствии разделял академик Д. С. Лихачев, который утверждал:

«…Убежден, что лучшие свободно развивающиеся общественные формы культуры могут объединять творческие созидательные силы и оздоровлять жизнь общества, тем самым, помогая государству утверждать в людях высокие идеалы гуманизма и миролюбия…».

На первой международной конференции Пакта Рериха в бельгийском городе Брюгге (сентябрь 1931 г.) Н. К. Рерих выступил с предложением о создании Всемирной Лиги Культуры. Одна из основных задач Лиги должна была состоять в воспитании бережного отношения к природе.

«Зов о культуре, зов о мире, зов о творчестве и красоте достигнет лишь ухо, укрепленное истинными ценностями. Понимание жизни как самоусовершенствования во благо народное сложится там, где твердо почитание природы. Потому Лига Культуры среди основной просветительной работы должна всеми силами истолковывать разумное отношение к природе как источнику веселого труда, радости мудрой, непрестанного познавания и творчества», - писал художник в статье «Боль планеты» (1933 г.).

Культурная общественность высоко оценивает мысль Н. К. Рериха о проведении Всемирного Дня Культуры. Художник писал:

«…Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительских обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ…».

3.2. Идеи Пакта Рериха в наши дни

Активно продолжают развиваться идеи, заложенные в основу Пакта Рериха и сегодня.

Председатель Центрального совета Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК), академик Г.В. Маланичева, утверждает:

«Первая крупная неправительственная организация ВООПИиК в сфере сохранения культурного наследия возникла не случайно. Она была подготовлена и востребована Пактом Рериха, набирающим силу международным движением, возникшим в начале XX века в защиту ценностей культуры».

В России 12 февраля 1996 г. по инициативе Международного Центра Рерихов и крупных деятелей культуры была создана и начала свою деятельность Международная Лига защиты Культуры. Первым почетным президентом Лиги стал академик РАН Б. В. Раушенбах. В этой общественной организации активно работал академик Д. С. Лихачев, который высоко оценивал творческую и общественную деятельность Н. К. Рериха. Д. С. Лихачевым была разработана Декларация прав культуры. Изложенные в Декларации мысли очень созвучны идеям Н. К. Рериха.

«Я считаю очень важными эту конференцию и Пакт Рериха о сохранении культурного наследия, одобренный президентом Рузвельтом. Я думаю, что можно напомнить об этом замечательном документе и создать новые на основе существующих положений о культуре. Вот такой документ: „Декларация прав культуры“, потому что не только человек имеет права в этом мире, но и культура. Она должна поощряться государством, потому что всякая страна, и всякий народ, и всякое государство существуют только ради культуры…», - говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев в адрес Международной общественно-научной конференции «Защитим культуру», посвященной 60-летию Пакта Рериха.

Лига защиты Культуры выступила с инициативой праздновать 15 апреля - день подписания Пакта Рериха как День Культуры. Уже сегодня в Литовской республике День Культуры утвержден государственным праздником.

С 1995 г. День Культуры проводится во многих городах России при поддержке органов образования и культуры.

В 2005 году в России и в ряде стран прошли мероприятия, посвященные юбилею Пакта Рериха. В Музее имени Н. К. Рериха состоялась Международная научно-общественная конференция «70 лет Пакту Рериха». Конференция ещё раз подтвердила, что идеи, содержащиеся в Пакте Рериха, на сегодняшний день востребованы и актуальны.

4. Картины Николая Рериха, посвященные Пакту

· «Святая Защитница»
(1933 г.)

· «София Премудрость»
(1932 г.)

· «Pax cultura»
(1931 г.)

· «Мадонна Орифламма»
(1932 г.)

5. Мероприятия посвященные Пакту Рериха

5.1. Научные конференции

· «Защитим культуру» Международная общественно-научная конференция, посвященная 60-летию Пакта Рериха. Российская государственная библиотека, октябрь 1995 года.

· Международная научно-общественная конференция «70 лет Пакту Рериха» (Международный Центр Рерихов, октябрь 2005 года).

· Конференция «Культура и наука», посвященная 73-й годовщине принятия Пакта Рериха (Дом дружбы народов Республики Татарстан,15 апреля 2008 года).

· Международная общественно-научная конференция «75 лет Пакту Рериха» (Международный Центр Рерихов, октябрь 2010 года).

5.2. Выставки

· В 2005 году выставки посвященные Пакту Рериха прошли в штаб-квартире ООН и в Госдуме Российской Федерации.

· 17 февраля 2006 года в Российском культурном центре при Посольстве России в США открылась фотовыставка «70 лет Пакту Рериха».

· 11 ноября 2009 года в рамках празднования 135-летия со дня рождения Н.Рериха в одном из крупнейших университетов индийской столицы «Джамия Миллия Исламия» состоялось торжественное открытие фотовыставки «Знамя Мира – Пакт Рериха», организованное Представительством Россотрудничества в Индии совместно с Академией стран третьего мира («Джамия Миллия Исламия»).

· 8 октября 2010 года в Музее имени Н.К.Рериха состоялось торжественное открытие трех выставок: «75 лет Пакту Рериха» , «Усадьба Лопухиных. Прошлое. Настоящее. Будущее» , «Гибнущая коллекция» . Они приурочены к Международной общественно-научной конференции «75 лет Пакту Рериха». Их объединяет актуальность идей Н.К.Рериха и проблемы сохранения культурного наследия в наши дни.

· 22 октября 2010 года в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург) состоялось открытие выставки «75 лет Пакта Рериха» .

· с 18 февраля по 3 апреля 2011 года в Национальной художественной галерее "Хазинэ" (г.Казань, Республика Татарстан) будет проходить выставка "Весть красоты" работ Николая Константиновича Рериха и его сына Святослава Николаевича Рериха, которая посвящена 75-летию Пакта Рериха.

Список литературы:

1. John Henry Merryman Two ways of thinking about cultural property // Thinking about Elgin Marbles Critical Essays on Cultural Prop. - Kluwer Law International, 2009. - ISBN 9789041128751

2. Patrick J. Boylan The Concept of Cultural Protection in Times of Armed Conflict: from the Crusades to the New Millennium // Illicit Antiquities. - London: Routledge, 2001.

3. American Society of International Law ASIL Guide to Electronic Resources for International Law.

4. Richard D. Rosen Targeting Enemy Forces in the War on Terror: Preserving Civilian Immunity // Journal Title: Vanderbilt Journal of Transnational Law. Volume: 42. Issue: 3. Publication Year: 2009. Page Number: 683+. - Vanderbilt University, School of Law, Gale, 2009.

5. Keith Suter Protecting the World’s Cultural Heritage // Magazine Title: Contemporary Review . Volume: 290. Issue: 1689. - Contemporary Review Company Ltd., Gale, Cengage Learning, 2008. - С. 193+.

6. Организаторы конференции - Казанскиое общество Рерихов, Министерство культуры РТ, Институт развития образования Республики Татарстан (ИРО РТ), Национальный музеем РТ, Академический Лицей им. Н. И. Лобачевского, Основная общеобразовательная школа имени Эртугрула Гази, Центр по культурным связям «Татарстан - Индия», Дом дружбы народов РТ.

7. Открытие Международной общественно-научной конференции «75 лет Пакту Рериха»- Международная общественно-научная конференция «75 лет Пакту Рериха»- Международная общественно-научная конференция «75 лет Пакту Рериха»

8. Новости радио ООН от 29 сентября 2005

9. Открытие выставки посвященной 70-летию Пакта Рериха в Госдуме РФ

10. Открытие в Вашингтоне выставки «70 лет Пакту Рериха» // «Культура и время». Общественно-научный и художественный журнал Международного Центра Рерихов, 3/4 (13/14) - 2004.

11. «Знамя Мира – Пакт Рериха» / Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)

12. Выставка «75 лет Пакту Рериха», портал «Музеи России».

13. Выставка «Усадьба Лопухиных. Прошлое. Настоящее. Будущее», портал «Музеи России»

14. Выставка «Гибнущая коллекция», портал «Музеи России».

15. Выставка «75-лет Пакта Рериха» в Российской национальной библиотеке, портал «Музеи России».



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...