Основные структурные элементы человеческой деятельности. Понятие «деятельность»

Тема Деятельность человека, ее основные формы

Деятельность - способ отношения человека к внешне­му миру, состоящий в преобразовании и подчинении его це­лям человека.

Деятельность – это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.

Деятельность человека имеет определенное сходство с ак­тивностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Деятельность человека Активность животного
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Че­ловек сохраняет свою природ­ную организацию неизменной, поменяв в то же время свой об­раз жизни. Приспособление к условиям среды прежде всего путем пере­стройки собственного организ­ма, механизмом которой явля­ются мутационные изменения, закрепляемые средой
Целеполагание в деятельности Целесообразность в поведении
Сознательная постановка це­лей, связанных со способно­стью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следст­венные зависимости, предви­деть результаты, продумывать наиболее целесообразные спо­собы их достижения) Подчинение инстинкту, дейст­вия изначально запрограмми­рованы

Основные компоненты деятельности (структура деятельности)

Субъект деятельно­сти - это тот, кто осуществляет дея­тельность (человек, коллектив, общество)

Объект деятельности - это то, на что направлена де­ятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состоя­ние человека). Объект молния. Установка молниетвода. Молниеотвод - устройство, устанавливаемое на зданиях и сооружениях и служащее для защиты от удара молнии. Объект – атмосфера, земля.

Мотив - совокупность внешних и внутренних условий вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Это то что стимулирует нас к деятельности. Какой потребностью вызвана деятельность? В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Каков желаемый результат деятельности?

Методы, средства. Как, с помощью чего происходит деятельность?

Процесс.

Результат (продукт). Что получилось после всех действий?

Деятельность состоит из цепи действий. Действие - это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Социальное действие включает себя два момента: субъективную мотивацию индивида; ориентацию на других, которую Вебер называет «ожиданием» и без чего действие не может рассматриваться как социальное.

Его основным субъектом является индивид. Виды действий (Классификация немецкого социолога, философа, историка М. Вебера (1864-1920) в зависимости от мотивов действий ):

Вид Его сущность
Ценностно-рациональное действие Характеризуется осознанным определени­ем своей направленности и последователь­но планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д. (Спасение человека из чувства долга, понимания ценности человеческой жизни, необходимости помощи людям). Капитан, который утонул, отказавшись покинуть свое судно при крушении.
Аффективное (лат. affectus - душев­ное волнение) действие Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аф­фекта, если стремится немедленно удов­летворить свою потребность в мести, на­слаждении, преданности и т. д. (Боец вступил в бой против превосходящего по силе по противника под влиянием желания отомстить за смерть боевых товарищей на войне). Мать может ударить ребенка, потому что тот невыносимо себя ведет.
Традиционное действие Основано на длительной привычке. Действие совершается в повторяющихся условиях и по твердо установленной модели (обряды, ритуалы). Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда ус­военной установки.

Аффективное и традиционное действия не являются в строгом смысле социальными, поскольку мы не имеем здесь дела с осознанием смыслом аффективного и традиционного поведения.

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального разви­тия: игра, общение, учение (познание), труд.

Игра - это особый вид деятельности», целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситу­ации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; наце­лена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками (через игру происходит освоение социальных ролей, норм – соблюдение правил игры, формирование личностных качеств – развитие терпеливости (следовать цели в течение длительного времени) при игре в прятки, концентрация внимания, честности).

Общение - это вид деятельности, при котором проис­ходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [матери­альную или духовную (информационную)].

Линии сравнения Общение Информационная коммуникация
1. Общее Обмен информацией
2. Различия Получатель инфор­мации - человек Получатель информации - человек, животное, машина
Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта Однонаправленный поток информации при отсутст­вии или при формальном характере обратной связи
Усиление общности участников Участники остаются обо­собленными
Субъект - тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
Цель - это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
Структура общения Содержание - это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому
Средства - это способы передачи, перера­ботки и расшифровки информации, переда­ваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)
Получатель информации

Существует несколько классификаций общения.

По используемым средствам общения:

Непосредственное - с помощью естественных органов - рук, головы, голосовых связок и т. д.

Опосредованное - с по­мощью специально при­способленных или изо­бретенных средств - га­зета, компакт-диск, след на земле и т. д.

Прямое - личные кон­такты и непосредствен­ное восприятие друг друга

Косвенное - через по­средников, которыми могут выступать другие люди

По субъектам общения:

Между реальными субъек­тами

Между реальным субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются не­свойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)

Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний го­лос»), в диалоге с образом другого человека

Между воображаемыми парт­нерами - художественны­ми образами произведений

Функции общения

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением.

Общение - это элемент любой деятельности, а деятельность - необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

Общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

Общение и деятельность - это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение - это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

- труд - это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;

- труд - один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Труд - это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека.

Труд даёт средства к существованию, позволяет чувствовать себя нужным обществу (значимым), позволяет развивать способности, поддерживает интеллектуальное здоровье, приносит радость общения с другими людьми.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30

2.3. Деятельность. Структура деятельности. Виды деятельности

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение , которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия.

Рис. 2. Структура деятельности

Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Наконец, ярчайшим специфическим признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат. Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов. Ведущая – это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития .

Столь же фундаментальным и общим является разделение индивидуальной и совместной деятельности. Совместная деятельность реализуется в отличие от индивидуальной так называемым коллективным субъектом, т. е. двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компонента – либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную – «деятельность вместе» и опосредствованно-совместную – «деятельность рядом».

Наиболее традиционной является, видимо, классификация видов деятельности по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности. В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий.

Производной от предыдущей, но значительно более обобщенной является классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым, в целях организации профориентационной работы. Согласно данной классификации, выделяется пять основных типов профессиональной деятельности: «человек – техника», «человек – человек», «человек – природа», «человек – знак», «человек – художественный образ».

Предельно общим является дихотомическое разделение видов деятельности на внешнюю и внутреннюю. При этом под внешней деятельностью понимают все виды, типы и процессы деятельности которые сопровождаются эксплицированными, т. е. объективированными, проявлениями ее исполнительских компонентов – движениями, действиями, экспрессией, коммуникациями и пр. Внутренняя деятельность развертывается в интрапсихическом плане, а в качестве ее синонима часто используется термин «психическая деятельность», что, однако, не вполне корректно. Принято считать также, что между внешней и внутренней деятельностями существует генетическая связь, поскольку вторая формируется в процессе онтогенеза на основе первой посредством механизма интериоризации.

Все большее значение придается сегодня еще одной – общей дифференциации деятельности на два типа – субъект-объектный и субъект-субъектный. Важность такого разделения обусловлена тем, что оно осуществляется по основному признаку деятельности – ее предмету. В субъект-объектном типе деятельностей предметом выступает неодушевленный объект, а в субъект-субъектном типе им является «другой человек» (социальный объект, согласно определению Дж. Брунера), т. е. личность, субъект, точнее, ряд субъектов (например, деятельность руководителя, педагога и др.).

Деятельность принято разделять также на исполнительскую и управленческую (организационную). Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обычно не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархичность их соподчинения. Управленческая деятельность обозначается понятием «метадеятельность» – это «деятельность с деятельностями».

С практической точки зрения целесообразно дифференцировать деятельность в зависимости от условий ее выполнения. По данному основанию различают деятельность в комфортных, нормальных (допустимых), параэкстремальных и экстремальных условиях. В зависимости от изменения условий существенно меняется так называемая психофизиологическая цена деятельности, ее напряженность, а также результативные параметры.

В прикладном отношении важным является также разделение деятельности на непосредственную и опосредствованную. В первом случае субъект труда непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию о его состоянии. Во втором случае нет ни того, ни другого: информация о предмете труда представляется человеку через опосредствующие звенья – чаще всего в знаковом виде на табло, пультах, индикационных устройствах. Свои воздействия на предмет труда человек также осуществляет не прямо, а путем определенных органов управления. Наиболее типичным примером опосредствованных – дистанционных деятельностей является деятельность операторского типа.

Традиционно использующимся, но достаточно устаревшим и условным является разделение деятельности на «умственную» (интеллектуальную) и «физическую». Суть этого разделения понятна без комментариев; отметим лишь, что наряду с двумя указанными существует обширный класс разновидностей деятельности, включающих и физический, и интеллектуальный компоненты одновременно, хотя и в разной пропорции.

Наряду с отмеченными существуют и многочисленные иные способы систематизации видов деятельности. Например, ее разделение на «творческие» и «репродуктивные» (рутинные) виды; дифференциация на так называемые добровольную (инициативную) и навязанную (принудительную) деятельность; разделение деятельности по характеру итогового продукта – «парциальная» (частичная) и «полная» деятельность .

Важным следствием принципа множественности описаний и классификаций видов деятельности является то, что любая отдельно взятая деятельность может и должна быть охарактеризована набором, точнее, симптомокомплексом ведущих параметров, каждый из которых конкретизирует по отношению к ней то или иное рассмотренное выше основание классификации. Например, деятельность руководителя – это одновременно и трудовая, и интеллектуальная, и «субъект-субъектная», и прежде всего индивидуальная деятельность.

Из книги Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя автора Сацков Н. Я.

Из книги Закон Кармы автора Торсунов Олег Геннадьевич

Из книги Педагогическая психология: конспект лекций автора Есина Е В

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

1. Структура и функционирование деятельности учения Учение является деятельностью там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные умения, знания, навыки.Исходным моментом в учении является потребностно-мотивационный аспект.

Из книги Стрессоустойчивый менеджер автора Альтшуллер А А

3.1. Виды профессиональной деятельности педагога-психолога Согласно «Общей характеристике специальности 031000 Педагогика и психология» (см. Приложение 2) основными видами деятельности педагога-психолога являются коррекционно-развивающая, преподавательская,

Из книги Эффект визуализации автора Наст Джейми

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Предложенные виды деятельности Вы ознакомились со многими вариантами применения техники картирования идей с использованием ПО Mindjet Pro 6. На рис. 7.9 представлена карта идеи этой главы. Задание для вас – загрузите демоверсию ПО Mindjet (www.mindjet.com) и составьте как минимум одну

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

автора Войтина Юлия Михайловна

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

18. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек.У каждого человека есть на это какие-то свои собственные

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

32. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ И ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выделяют три основных вида деятельности: игра, учение, труд.Специфическая особенность игры состоит в том, что ее целью является сама игра как деятельность, а не те практические результаты,

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

15. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под педагогической деятельностью по главным своим показателям понимают сознательно избираемую и осуществляемую деятельность взрослых, старших, граждан, разных должностных лиц и специалистов (это могут быть родители, учителя,

Из книги автора

Методика «Структура мотивации трудовой деятельности» Методика разработана К. Замфир. Структура мотивации трудовой деятельности включает три компонента: внутреннюю мотивацию (ВМ), внешнюю положительную мотивацию (ВПМ) и внешнюю отрицательную мотивацию (ВОМ).

Из книги автора

§ 2. Структура волевой регуляции деятельности Деятельность осуществляется системой действий. Действие - структурная единица деятельности. Различаются перцептивные, умственные, мнемические и практические действия. В каждом действии можно выделить ориентировочную,

Из книги автора

29. Виды деятельности Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям

Итак, мы выяснили, что деятельность – это та форма активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная связь между человеком и миром, окружающим его. Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, других людей. Рассмотрим, из каких элементов состоит деятельность


В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность. В качестве субъекта могут выступать отдельные люди, группа людей, организация, государственный орган.

Объект это то, на что деятельность направлена . В качестве объекта могут выступать отдельные предметы, процессы, явления, внутренне состояние человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Наконец, деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием и т. д.). Например, средневековый красильщик (субъект деятельности) воздействует на ткань; бригада строителей-отделочников может рассматриваться как субъект строящегося дома, а Министерства образования – как субъекта управленческой деятельности по отношению ко всем учебным заведениям страны

Цель это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность . Например, художник, гончар или оружейник сначала придумывают образ, каким может быть пейзаж, или горшок, или клинок. Его образ может быть показан в рисунке, объемной модели, но прежде он возникает в сознании выше перечисленных профессий. Государственный деятель, начиная реформы, должен ясно представлять себе их результат. Учитель должен осознавать, какие знания и умения получат ученики в результате его педагогической деятельности.

Итак, цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности.

Может ли человек ставить любую цель, какую вздумается? Имея кремний, можно задаться целью изготовить наконечник стрелы, но нельзя сделать из него лук. Следовательно, целью деятельности может быть не любой образ желаемого, а лишь тот, который соответствует реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта деятельности. Цель определяется тем точнее, чем лучше субъект деятельности знает, каковы реальные средства и условия ее достижения. «Кого считать умным?»- спрашивал сирийский мыслитель XIII в. Абу-аль-Фарадж. И отвечал: «Того, кто стремится лишь к достижимой цели».

Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств . Чтобы построить дом, нужны строительные материалы, механизмы, орудия труда и другие средства производства. Чтобы вырастить урожай, нужны семена, орудия труда, система приемов агротехники и т. д. Чтобы научить учеников читать и писать, нужны учебники, тетради, эффективные приемы учебной работы и т. п. Средства должны соответствовать цели. Когда говорят: «Палить из пушки по воробьям», это значит, что средства не соответствуют цели. Вспомним и басню: медведь, чтобы избавить хозяина от досаждавшего ему комара, прихлопнул первого дубиной.



В этой связи возникает вопрос: достижима ли цель нечестными средствами? Цель оправдывает средства ? Русский писатель Н. С. Лесков писал: «Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья». Значит, для достижения благородной цели годятся не любые меры, а только благородные. Доброй цели нельзя добиться недостойными, недобрыми средствами. Недобрые средства приводят к тому, что результат существенно отличается от поставленной цели: он тоже становится недобрым. В справедливости этих выводов убеждает многовековой опыт человечества.

Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Напомним, что действие это осмысленное проявление активности человека во внешней среде . Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и т. д. Деятельность космонавтов включает в себя наблюдения за Землей, наладку приборов, проведение экспериментов, ремонтные работы, тренировки и т. д. Деятельность земледельца - вспашку, посев, прополку, уборку урожая.

Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920), говоря о социальных действиях, разделил действия в зависимости от их мотивов на целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные.

Целерациональное действие характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и возможные побочные результаты его действий. В этом случае индивид рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, условия достижения задуманного. Внутренним стержнем целерациональной деятельности является достижение полезного, выгодного для субъекта результат.

Ценностно-рациональное действие характеризуется тем, что человек сообразует свои действия не с соображениями полезности или выгоды, а собственными представлениями о чести, долге, о том, что хорошо и что плохо. Такое действие подчинено принципам, заповедям, требованиям. Оно основано на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения.

Традиционное действие формируется на основе следования традиции, то есть подражания тем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, а потому практически не подлежащим рациональному осмыслению и критике. Такое действие совершается во многом чисто автоматически, по сложившимся стереотипам, оно характеризуется стремлением ориентироваться на привычные образцы поведения, сложившиеся на основе собственного опыта и опыта предшествующих поколений. Несмотря на то, что традиционные действия отнюдь не предполагают выработку ориентации на новые возможности (а может быть, как раз поэтому), пожалуй, именно оно составляет львиную долю всех поступков, совершаемых индивидами. В какой-то степени приверженность людей к совершению традиционных служит основой стабильности существования общества и предсказуемости поведения его членов.

Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием индивида – вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т.п.

Итак,действияэто элементарная часть деятельности, в которой достигается простейшая цель, не разлагаемая на более простые. Каждое действие имеет начало и конец, смысловое завершение и направлено на достижение относительно близких целей. Действие всегда в той или иной степени осознано. Поступками называются действия, которые подчинены нравственным принципам, морали. Социальное значение их осознается человеком. Поэтому поступки людей по своему содержанию бывают благородными и недостойными, положительными и отрицательными. Вместе с тем поступок - это еще и способ осуществления какого-либо конкретного действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных поступков.

Единство действий и поступков, совершающихся в игре, учении и труде, представляет собой деятельность человека. В ней человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознанием. К этому следует добавить, что влияние деятельности на формирование сознания конкретного человека во многом зависит от его профессиональной направленности.

Психические процессы являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Но при этом они не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Таким образом, всякая деятельность - это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и поступков.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками .

Умения это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере, в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки – это полностью автоматизированные, инстинктивные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности – это привычка . От умений и навыков она отличается тем, что представляет собой, так называемый, непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка, привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной.

Наконец, важнейший структурный элемент деятельности – это результат , которые можно описать как заключительное последствие последовательности действий или деятельности в целом. Важно подчеркнуть, что результат тесно связан с целью, но не тождественен ей, поскольку цель описывает желаемый , но еще не достигнутый результат. Более того, мы часто сталкиваемся с тем, что конечный результат нашей деятельности не соответствует первоначальному замыслу.

Кто в нашей стране не знает фразу, брошенную В.Черномырдиным: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда!»

Действительно, нередко действия людей приводят к иным результатам, чем те, к которым они стремятся. Философ Г. Гегель приводил такой пример. Человек из мести поджигает дом другого человека, от него загораются стоящие рядом дома, гибнет имущество других людей, а может быть, и сами люди. Такого результата своих действий преступник не ожидал. Результат усилил его вину, и таким образом он получил ответный удар. Использованное им средство породило совсем иные обстоятельства, чем было задумано.

ПОДУМАЙТЕ: Каковы причины несовпадения цели и результата деятельности

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, средства . Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы - со­вокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятель­ности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека - на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это - производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

Цель - это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача - это заданная в определенных усло­виях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процеду­ре. Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, кото­рой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; иско­мое - неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Однако в сложных видах деятельно­сти чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо спе­циальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т. е. ре­шить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т. е. решить ряд задач практической деятельности.

В качестве цели деятельности может выступать ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки,

приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы" и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход -экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Де́ятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека, носящая общественный характер, в значительной степени определяющаяся целями и требованиями общества.
Выделяются:
1. Игровая деятельность;
Игра - это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.
2. Учебная деятельность;
Учение - это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть как организованным в специальных учреждениях, так и неорганизованным и осуществляться спонтанно, совместно с другими видами деятельности.
3. Трудовая деятельность;
Труд занимает особое место в системе человеческой жизнедеятельности. Труд - это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека. Игра и учение это лишь подготовка к труду и произошли из труда, так как именно труд яляется решающим условием формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания. В труде развиваются те личные качества человека, которые в его процессе непременно и постоянно им проявляются. Труд развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность.
По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов:
- физический труд;
- интеллектуальный труд;
- духовный труд.

Структура деятельности :
Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат
1. субъектами деятельности могут выступать:
-человек
-группа людей
-организации
-государственные органы
2. объектами деятельности могут выступать:
-природа и природные материалы
-предметы (вещи)
-явления,
-процессы
-люди, группы людей и т.д.
-сферы или области жизни людей
-внутреннее состояние человека
3. мотивом к деятельности могут выступать:
-потребности
-социальные установки
-убеждения
-интересы
-влечения и эмоции
-идеалы
4. цель деятельности – формирование осознанного образа предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
5. средствами деятельности могут выступать:
-материальные и духовные орудия (предметы, явления, процессы), т.е. все то, что благодаря своим свойствам служит орудием действий.
6. процесс деятельности – действия, направленные на реализацию поставленной цели.
7. итог деятельности – результат (продукт), к которому стремился субъект.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...