Иоганн вольфганг гете его произведения. Биография Иоганна Вольфганга фон Гёте

Творческий путь Гете, охвативший шестьдесят пять лет, ознаменовался созданием высочайших образцов поэзии, прозы и драматургии, тесно связанных с немецкой культурной традицией и достигших общечеловеческой духовной и эстетической значимости. Эта разнонаправленность является одним из свидетельств универсальности и пластичности гетевского гения.

Творческое становление писателя протекало под влиянием движения «Буря и натиск», которое выразило протест против несправедливого общественного устройства и стремление к освобождению от «отцовских» догм и норм, сковывавших естественное духовное развитие молодого поколения. Центральным в этом движении было понятие «бурного гения», олицетворением которого стал молодой Гете. Важное значение для начинавшего поэта имело и его общение с Гердером, внушившим ему идею неразрывной связи художественного творчества с национальной народной культурной традицией.

Путь Гете к вершине мировой литературы начался со стихов, сочинению которых он предавался еще в годы ранней юности. В течение жизни им было написано около 1500 стихотворений. Раскрывая разные грани богатой личности поэта и отражая разные этапы его внутреннего развития, лирика Гете являет собой своеобразную летопись его духовной автобиографии.

Во второй половине 1870-х годов Гете пробует силы в многообразных литературных жанрах. Всеевропейскую славу ему приносит близкий к сентиментализму роман «Страдания юного Вертера», написанный от лица тонко чувствующего, мечтательного и глубоко одинокого юноши, покончившего жизнь самоубийством из-за несчастной любви. Письма Вертера к другу и фрагменты из его дневника, из которых состоит роман, представляют эмоциональный «конспект» событий, раскрывающий трагическую жизненную неустроенность героя, наделенного богатым душевным потенциалом, которому, однако, не суждено реализоваться.

Переезд автора «Вертера» в Веймар совпал с его отходом от «Бури и натиска», к тому времени уже проявлявшего признаки исчерпанности. Для Гете этот отход означал переход от замкнутого на внутреннем мире творчества к художественному познанию объективной реальности. Десятилетняя государственная служба в Веймаре отодвинула литературную деятельность на второй план, но даже в таких условиях Гете урывал часы для творчества. В этот период он, в частности, работал над романом «Театральное призвание Вильгельма Мейстера», в котором рассказал об усилиях героя создать национальный театр в Германии. Образ Вильгельма во многом отличался от пассивного меланхоличного мечтателя Вертера: Мейстер был выписан как энергичный, деятельный, стремящийся принести пользу обществу молодой человек.

Вскоре по возвращении из Италии Гете вступил в период так называемого «веймарского классицизма». Начало этого этапа ознаменовалось появлением, в частности, цикла «Римские элегии», выразившего настроение упоения земными радостями, а также воспитательного романа «Годы учения Вильгельма Мейстера», в котором был изображен герой, познающий мир, преодолевающий свои умозрительные представления о действительности и приобретающий мудрую человечность в отношении к людям. Материал с сайта

Главным достижением веймарского периода, как и всего литературного творчества Гете, стала трагедия «Фауст», в которой воплотились итоги его духовных и художественных исканий, важнейшие открытия просветительской мысли XVIII в., а также культурный опыт всей эпохи. Позаимствовав образ Фауста из предыдущей литературно-театральной традиции, Гете придал ему мощное философское значение, символическую объемность и титанический размах, благодаря чему тот вырос в фигуру, олицетворяющую самый дух новой европейской цивилизации.

По сути, Гете заложил фундамент всей последующей немецкой литературы, проявил возможности синтеза разных национальных культурных традиций и внес весомый вклад в утверждение основ западного гуманизма. Предсказав дальнейшее формирование всемирной литературы, он своим творчеством проложил ей путь и явил собой пример писателя мирового масштаба.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • особенности творчества гете
  • творчество гёте
  • сочинение по творчеству гете
  • вклад гете в литературу
  • характеристика творчества гетте

Иоганн Вольфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe). Родился 28 августа 1749 года в Франкфурте-на-Майне - умер 22 марта 1832 года в Веймаре. Немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

Родился в старом немецком торговом городе Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера Иоганна Каспара Гёте (1710-1782). Отец его был императорским советником, бывшим адвокатом. Мать, Катарина Элизабет Гёте (урождённая Текстор, нем. Textor, 1731-1808), была дочерью городского старшины. В 1750 году в семье родился второй ребёнок, Корнелия. После неё родилось ещё четверо детей, умерших в младенчестве.

Отец Гёте был педантичным, требовательным, неэмоциональным, но честным человеком. От него сыну впоследствии передались тяга к знаниям, скрупулёзное внимание к деталям, аккуратность и стоицизм.

Мать была полной противоположностью Иоганна Каспара. Она стала женой человека, к которому не питала особой любви, в возрасте семнадцати лет, а в восемнадцать родила первого ребенка. Однако Катарина искренне любила своего сына, который звал её «Frau Aja». Мать привила своему сыну любовь к сочинению историй, она была для Гёте образцом сердечной теплоты, мудрости и заботы. Катарина поддерживала переписку с Анной Амалией Брауншвейгской.

Дом Гёте был хорошо обставлен, там была обширная библиотека, благодаря которой писатель рано познакомился с «Илиадой», с «Метаморфозами» Овидия, прочитал в оригинале сочинения Вергилия и многих поэтов-современников. Это помогло ему восполнить пробелы в несколько лишённом системы домашнем образовании, которое началось в 1755 году с приглашением в дом учителей. Мальчик выучился, кроме немецкого языка, ещё французскому, латыни, греческому и итальянскому, причём последнему, слушая то, как отец обучает Корнелию. Иоганн также получил уроки танцев, верховой езды и фехтования. Его отец был из тех, кто не удовлетворив собственные амбиции, стремился предоставить больше возможностей детям и дал им полноценное образование.

В 1765 году отправился в Лейпцигский университет, круг своего высшего образования завершил в Страсбургском университете в 1770 году, где защитил диссертацию на звание доктора права.

Занятие юриспруденцией мало привлекало Гёте, гораздо более интересовавшегося медициной (этот интерес привёл его впоследствии к занятиям анатомией и остеологией) и литературой. В Лейпциге он влюбляется в Кэтхен Шойнкопф и пишет о ней весёлые стихи в жанре рококо. Кроме стихов Гёте начинает писать и другое. Его ранние произведения отмечены чертами подражательности. Стихотворение «Höllenfahrt Christi» (1765) примыкает к духовным стихотворениям Крамера (круг Клопштока). Комедия «Die Mitschuldigen» (Совиновники), пастораль «Die Laune des Verliebten» (Каприз влюблённого), стихотворения «К луне», «Невинность» и др. входят в круг литературы рококо. Гёте пишет ряд тонких произведений, не открывающих, однако, его самобытности. Как и у поэтов рококо, любовь у него - чувственная забава, олицетворенная в резвом амуре, природа - мастерски выполненная декорация; он талантливо играет присущими поэзии рококо поэтическими формулами, хорошо владеет александрийским стихом и т. п.

Во Франкфурте Гёте серьёзно заболел. За полтора года, которые он из-за нескольких рецидивов пролежал в постели, его отношения с отцом сильно ухудшились. Скучая во время болезни, Иоганн написал криминальную комедию. В апреле 1770 года отец потерял терпение и Гёте покинул Франкфурт, чтобы закончить учёбу в Страсбурге, где и защитил диссертацию на звание доктора права.

Перелом в творчестве намечается именно там, где Гёте встречается с Гердером, знакомящим его со своими взглядами на поэзию и культуру. В Страсбурге Гёте находит себя как поэта. Он завязывает отношения с молодыми писателями, впоследствии видными деятелями эпохи «Бури и натиска» (Ленц, Вагнер). Заинтересовывается народной поэзией, в подражание которой пишет стихотворение «Heidenröslein» (Степная розочка) и др., Оссианом, Гомером, Шекспиром (речь о Шекспире - 1772), находит восторженные слова для оценки памятников готики - «Von deutscher Baukunst D. M. Erwini a Steinbach» (О немецком зодчестве Эрвина из Штейнбаха, 1771). Ближайшие годы проходят в интенсивной литературной работе, чему не может помешать юридическая практика, которой Гёте вынужден заниматься из уважения к отцу.

14 октября 1806 года Иоганн узаконил отношения с Кристианой Вульпиус. К этому времени они уже имели несколько детей.

Произведения Гёте:

«Клавиго» (1774)
«Страдания юного Вертера» (1774)
«Ифигения в Тавриде» (1779-1788)
«Торквато Тассо» (1780-1789)
«Лесной царь» (1782)
«Эгмонт» (1788)
«Опыт о метаморфозе растений» (1790)
«Рейнеке-лис» (1792)
«Герман и Доротея», (1794)
«Фауст» (1774-1832)
«К теории цвета» (нем. Zur Farbenlehre), (1810)
«Западно-восточный диван» (1819).

Семья Гёте:

У Иоганна Вольфганга Гёте и его супруги Кристианы родилось пятеро детей. Дети, родившиеся после старшего сына Августа, не выжили: один ребёнок родился мёртвым, остальные умерли в течение нескольких дней или недель. У Августа родилось трое детей: Вальтер Вольфганг, Вольфганг Максимилиан и Альма. Август умер за два года до смерти своего отца в Риме. Его супруга Оттилия Гёте родила после смерти мужа от другого мужчины дочь Анну Сибиллу, которая умерла спустя год. Дети Августа и Оттилии не вступали в брак, поэтому род Гёте по прямой линии прервался в 1885 году.

Гёте, Иоганн Вольфганг – один из величайших европейских поэтов и писателей, род. 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне, умер 22 марта 1832 в Веймаре. Его отец, юрист, занимавшийся частными делами, жил в собственном доме на Франкфуртском Гиршграбене. Честолюбивое стремление занимать почетное место среди своих сограждан побудило отца Гёте приобрести во время Войны за Австрийское наследство от императора Карла VII звание имперского советника, а 1748 он женился на 17-летней дочери шультгейса (старосты) Иоганна Вольфганга Текстора, Катарине Елизавете. Поэт был первым сыном от этого брака. Отец Гёте, холодный, серьезный, даже педантичный и жесткий, но обладавший неустрашимым мужеством, энергическим правдолюбием и неутомимым стремлением к образованию, представлял резкую противоположность веселому, живому темпераменту и теплой сердечности своей жены, имевшей в этом отношении весьма благотворное влияние на сына.

Портрет Иоганна Вольфганга фон Гёте. Художник Й. К. Штилер, 1828

Ранняя молодость Гёте протекала при условиях и отношениях, рано возбудивших фантазию ребенка и способствовавших быстрому развитию его духовных дарований. Стремление к полному фантазии изображению и меткому усвоению внешнего мира, бывшее характерною особенностью Гёте и впоследствии, замечается уже в сохранившихся сочинениях его школьных лет. Французская пьеса, роман в письмах нескольких братьев и сестер, живущих в разных странах и ведущих переписку на различных языках, поэма в прозе «Joseph» и многочисленные стихотворения свидетельствовали о рано пробудившемся стремлении к поэтическому творчеству (сохранилось только «Höllenfahrt Christi» [«Сошествие в ад»], 1765).

Намеченный отцом план жизни Гёте непоколебимо требовал юридического образования. Для этого был выбран университет Лейпцига. В октябре 1765 год. 16-летний Гёте приехал в Лейпциг. Занятия сначала шли прилежно, затем небрежнее. Его общее образование, по сравнению со скудостью тогдашнего университетского преподавания, ушло слишком далеко вперед. К школьной логике и философии он чувствовал непреодолимое отвращение. Даже с началами юриспруденции отец его, еще дома, настолько хорошо ознакомил, что юридические лекции казались Гёте скучными и бесполезными. Бериш, учитель одного знатного юноши, побудил Гёте к лирическому творчеству, причем требовал от него краткости и определенности выражений. Под впечатлением нескольких событий, пережитых Гёте в родном городе, написана первая комедия Гёте «Соучастники» (или «Совиновники», «Die Mitschuldigen»). Любовные приключения в Лейпциге тоже способствовали созреванию его поэтического таланта: они нашли себе выражение в маленькой пасторальной пьесе: «Die Laune des Verliebten», единственной работе, которую Гёте закончил во время пребывания в Лейпциге. Тяжелая болезнь заставила его в конце 1768 оставить этот город. В Лейпциге Гёте стал в более прочную связь с современной литературой и заменил слепое поклонение некоторым старым писателям сознательным почитанием Лессинга , Винкельмана , Виланда . Путешествие в Дрезден 1767 для ознакомления со знаменитой картинной галереей, много способствовало развитию его художественного чувства. Болезнь Гёте продолжалась в течение всего 1769 г. Отчасти под влиянием матери, сдружившейся между тем с пиетистической , склонявшейся к гернгутерству девицей Клеттенберг, отчасти благодаря личному знакомству с этой последней, Гёте на короткое время подчинился туманно-религиозному направлению и много занимался изучением книг по мистике и алхимии. Впоследствии, в «Фаусте», заметны отзвуки этих занятий.

Иоганн Вольфганг Гёте

Весной 1770 Гёте поступил в страсбургский университет, где по плану отца должен был закончить свое юридическое образование получением степени доктора. Здесь Гердер открыл перед ним новые взгляды на поэзию и литературу. Он уяснил Гёте значение народной поэзии, дал ему понять величие Гомера и Шекспира , познакомил с изданными Макферсоном песнями Оссиана. Уже в эту пору Гёте стоит на высокой ступени развития. Изучение Шекспира помогает ему выработать план для обработки в драму жизни Гёца фон Берлихингена . Он начинает писать первые наброски «Фауста»; собирает народные песни и со страстным интересом изучает старинное художество и искусство Германии. Могучего расцвета достигает юношеская лирика Гёте, благодаря его любви к Фридерике Брион. Однако когда в августе 1771 занятия были окончены диспутом на тезисы и приобретением звания лиценциата прав, Гёте расстался со своей возлюбленной, в сознании, что эта связь остановит его шествие вперед на открывшейся перед ним дороге.

По возвращении во Франкфурт, Гёте вступил в корпорацию адвокатов, но очень мало занимался этим делом, отдавшись всецело литературе. В октябре он начал первоначальную обработку пьесы «Готтфрид фон Берлихинген с железной рукой» («Gottfried von Berlichingen mit der eisernen Hand»), сохранившуюся и напечатанную чрез полстолетия. В мае 1772 он переехал в Вецлар, где по отцовскому плану поступил на службу практикантом при имперском камерном суде и где серьезной опасностью ему грозила новая вспыхнувшая любовь к Лотте Буфф, дочери вецларского окружного судьи, раньше невесте юриста Кёстнера, – любовь, плодом которой было несколько времени спустя сочинение «Вертера». Но он сбросил с себя и это увлечение и вернулся во Франкфурт. Здесь наступает теперь период наибольшего подъема поэтических дарований и почти неисчерпаемого творчества. В эту пору Гёте впервые решается выступить в печати. Появляется его статья «О немецком зодчестве Эрвина из Штейнбаха» (1772, с пометкой 1773); далее, брошюры: «Brief des Pastors zu *** an den neuen Pastor zu ***» и «Zwo wichtige, bisher uneröterte biblische Fragen» (1773)».

В первые месяцы 1773 г. Гёте окончил вторую обработку трагедии «Гёц фон Берлихинген», вышедшую из печати в июне. «Гёц» представляет сильную и проникнутую всей теплотой и свежестью самостоятельного поэтического таланта попытку дать немецкую драму по образцу шекспировских хроник . Сюжет, почерпнутый из волнующейся, мятежной эпохи, изображение характера, предоставленного в силу природных склонностей честной самопомощи, богатство поэтических деталей и колоритность – все это в одинаковой степени привлекало внимание и возбуждало удивление.

Чтобы избавиться после брака Кёстнера с Лоттой от мучительных воспоминаний и все еще не утихшей страсти, чтобы освободиться от тяги к самоуничтожению, волновавшей в ту эпоху «бури и натиска » почти все немецкое юношество, Гёте написал в несколько дней роман «Страдания юного Вертера» (Лейпциг, 1774). Глубина настроений, теплота и естественность деталей и ясная красота стиля превосходили все, что дала в поэтической прозе до того времени немецкая литература. Восторженный прием романа публикой соответствовал его достоинствам; появление его составило эпоху не только в литературе, но и в жизни тогдашнего общества в Германии и других странах, ибо удивительно верно выразило настроение умов всей интеллигентной молодежи. Между тем, появились его небольшие сатиры в драматической форме: «Пролог к последним откровениям Бога» (1774); «Neu eröffnetes moralischpolitisches Puppenspiel» (1774), включающее в себя «Земную участь художника», «Jahrmarktsfest in Plundersweilen» и «Pater Bery». Две других пьесы в этом жанре, «Сатир или Обоготворённый леший», сатира против проповедников первобытной жизни типа Руссо , и «Hanswurst Hochzeit», в то время остались не напечатанными. Триумф, который доставила Виланду его драма «Алкеста», дал повод к фарсу «Боги, герои и Виланд» (1774). В часы более высокого вдохновения разрабатывались наброски «Фауста» и были созданы планы и отрывки трагедий «Магомет» и «Прометей», и эпоса «Вечный жид». Первой крупной работой, последовавшей за «Вертером», была пьеса «Клавиго» (Лейпциг, 1774), обнаруживавшая, однако, при сравнении с прежними главными произведениями, некоторый упадок кипучей силы и духовного изобилия.

Ряд сближений и дружеских связей с женщинами поддерживал в поэте неясное, смутную потребность в любви. С полною силою в нем вспыхнула снова страсть уже зимою 1774-1775, когда он познакомился с Елизаветой (Лили) Шенман, дочерью франкфуртского банкира. Гёте, с одной стороны, не мог преодолеть развившегося уже в нем отвращения к браку, с другой – не решался расстаться со своей возлюбленной. В это время, испытывая и другие сердечные разочарования, Гёте написал «Стеллу, пьесу для любящих» (Берлин, 1776), где цветущий юностью образ Стеллы – изображение Лили. Но внешнее обстоятельство вывело его из внутренней борьбы, которая отравила его существование. В сентябре 1775 он получил формальное приглашение к веймарскому двору и в начале ноября приехал в Веймар, бывший тогда средоточием всего, что было выдающегося в литературе, науке и искусстве. Молодой герцог Карл Август, полный силы и энергии, соединявший со свежей жизнерадостностью живейший интерес к явлениям умственной жизни, быстро сделал Гёте своим доверенным лицом и другом. 11 июня он подписал приказ о назначении Гёте тайным посольским советником, с правом заседания и голоса в тайном совете.

Однако уже в первые месяцы своей придворной жизни в Веймаре, поэт почувствовал, какой разлад существует между его стремлением к поэтическому творчеству и жизнью при дворе и служебною деятельностью. От удовольствий двора Гёте, уже после первого года, мог до некоторой степени уклоняться, но должностные обязанности держали его в своих цепях. Он был, если не по имени, то на деле первым министром Карла Августа. Дела комиссии путей сообщения, строительного ведомства, управления горными промыслами и лесами, военной комиссии постепенно перешли в его заведывание. В июне 1782 (за два месяца перед тем ему было пожаловано дворянство) Гёте назначили и председателем суда. В увлечении, с которым Гёте отдавался возложенным на него делам, несомненно, заключался большой ущерб творческому настроению, но оно во многом благотворно действовало на его внутреннее развитие. В первые годы жизни в Веймаре Гёте испытал несколько мимолетных сердечных привязанностей, но более глубокое чувство сблизило его с Шарлоттой фон Штейн. В 1776 Гёте уже был постоянным другом семьи Штейнов и общество талантливой, пробуждавшей в нем высшие стремления женщины стало для поэта необходимой потребностью. Дружба перешла в любовь и воспоминание о ней со всею прелестью сохранено навеки в письмах Гёте к Шарлотте. В это же время Гёте ревностно начинает заниматься естественной историей. Сначала он работает по минералогии и геологии, далее занимается ботаникой, анатомией, остеологией, и с особенной страстью – теорией красок.

Эти занятия еще более сокращают те немногие часы, которые могли бы быть посвящены поэтическому творчеству. В первый веймарский период 1776-1780, сначала казалось, что у поэта хватит силы и времени только для небольших пьес на разные случаи, удовлетворявших непосредственно поэтическим запросам дня. Хотя некоторые из этих пьес, например, жанровая драма «Die Geschwister» (1776) и поднимались над общим уровнем, а легкие комические пьесы с пением: «Лила» (1777): «Торжество чувствительности» (1778) дышали прежним богатством фантазии, все это не могло, однако, доставить самому поэту внутреннего удовлетворения. Он не решался преступить к разработке широко намеченных планов, привезенных в неоконченном виде из Франкфурта («Эгмонт», «Фауст», «Вечный жид»). Зато он начал 1777 роман «Вильгельм Мейстер», а 1779 написал в первой (прозаической) обработке драму «Ифигения в Тавриде». «Ифигения» была первым более явным признаком внутреннего поворота в его поэтическом творчестве.

В сентябре 1779 Гёте предпринял с герцогом путешествие в Швейцарию. По возвращении началась новая во всех отношениях жизнь. Поэтическое творчество испытывает новый подъем. Наряду с опереттами и пьесами с пением «Джери и Бателей», «Рыбачка», «Шутка, хитрость и месть», Гёте все время работал над «Вильгельмом Мейстером» и начал драму «Торквато Тассо». Трагедия «Эльпенор» и эпическая поэма «Тайны», начатые тогда же, не были окончены. Чем дальше, тем яснее становится для него невозможность выполнить целый ряд более крупных поэтических замыслов, без удаления от дел и полнейшего ухода в самого себя. Стремление к сосредоточению и уяснению, к расширению и исправлению воззрений своих на жизнь и искусство, некоторое недовольство веймарскими условиями – все усилило его желание уехать в Италию.

3 сентября 1786 Гёте выехал из Карлсбада и отправился «в горы». Он проехал через Регенсбург, Мюнхен, Иннсбрук и Бреннер, через Гардское озеро в Верону и Венецию. Уже по пути он начал переработку «Ифигении»; в Риме, где он в этот раз пробыл до февраля 1787, он ее окончил. Со страстной настойчивостью Гёте кинулся на занятия рисованием, лепкой и живописью. В марте 1787 поэт был в Неаполе, оттуда ездил в Сицилию, где создал план для неоконченной трагедии «Навзикая», вторично жил в Неаполе и в середине 1787 вернулся в Рим. Осенью и зимою 1787-88 Гёте свободно предался своим любимым и занятиям; в августе он окончил трагедию «Эгмонт», придал некоторым небольшим пьесам метрическую обработку и готовился окончить «Тассо», требовавшего сначала коренной переработки текста и вновь приступил к «Фаусту».

В конце апреля 1788 Гёте отправился домой; но дома уже не чувствовал себя своим. Узость веймарских отношений не соответствовала его новым римским впечатлениям. В это время он сводит знакомство с молодой девушкой, Христианой Вульпиус, дочерью веймарского чиновника и сестрою автора «Ринальдо Ринальдини». Её цветущая молодость и симпатичный характер увлекли поэта. Быстро произошло сближение, поведшее уже в июле 1788 к «браку на совесть». От этой связи в 1789 родился сын, Август, единственный оставшийся в живых из пяти детей Христианы и Гёте.

С возвращением из Италии начинается для Гёте новый период в его поэтическом творчестве – период, который Розенкранц охарактеризовал как период «классического идеализма». Но молодому поколенью, в котором еще в полной силе жили тревожные элементы «бури и натиски», не по сердцу пришлось это классическое, гармоническое спокойствие недавнего творца «Вертера», и они не могли мириться с мыслью, что автор «Гёца» и «Вертера» написал «Ифигению» и «Тассо». Гёте чувствовал себя одиноким, и им овладевало внутреннее недовольство, неблагоприятно отзывавшееся на его поэтической производительности. В это время удручающим образом подействовала на него вспыхнувшая французская революция. Гёте был слишком умен, чтобы не понять необычайного значения переворота и легкомысленно уверять себя, что его легко удастся подавить; но он был слишком тверд и непоколебим в убеждении, что лишь путь «спокойного развития» может двигать вперед нации, а особенно немецкий народ. Это поставило Гёте в глубокий разлад с духом времени. Правда, он пытался в поэтическом творчестве освободиться от мучительного душевного состояния, но такие комедии, как «Der Gross-Cophta» (1791) и «Der Bürgergeneral» (1793) не могли составить духовного противовеса могучему движению. Недовольство, господствовавшее в последние годы в жизни поэта, омрачило его второе путешествие в Венецию (1790), поэтическим результатом которого были «Венецианские эпиграммы».

В 1790 Гёте отправился с герцогом в лагерь при Рейхенбахе в Силезии, а осенью 1792 принял участие в походе во Францию, который окончился артиллерийским боем при Вальми и отступлением немецкой армии. 1793 он во время осады Майнца был занят новой обработкой поэмы «Рейнеке-Лис».

В этих условиях решающим образом на дальнейшую жизнь и деятельность Гёте подействовало сближение с Шиллером , начавшееся летом 1794 и вскоре перешедшее в искреннюю дружбу. До сих пор он скорее уклонялся от общения с Шиллером, с которым познакомился еще в Рудольфштадте, сразу по возвращении из Италии. Теперь он любезно пошел навстречу к попытке сближения, сделанной Шиллером при издании журнала «Оры»; в живом общении поэты открыли у себя многие точки соприкосновения, единогласие в воззрениях на жизнь и искусство. Горячее одобрение Шиллера вышедшему в это время роману «Годы учения Вильгельма Мейстера» (Берлин, 1795) дало новое возбуждение поэтическим силам Гёте. Шиллеровские «Оры» послужили для него толчком к напечатанию написанных тотчас по возвращении из Рима и частью относящихся к Христиане «Римских элегий». Для них же написаны «Беседы немецких эмигрантов» (заключ. «Märchen») и обработана автобиография Бенвенуто Челлини . В издававшемся Шиллером «Альманахе муз» были напечатаны написанные друзьями вдвоём «Ксении», резко нападавшие на все уродливое и ложное в тогдашней литературе (в «Альманахе муз на 1797», изд. 1796), далее элегии Гёте, напр. «Алексис и Дора» и «Эфросина», а также многие из его лучших баллад (особенно в «Альманахе муз на 1798 – 99»).

В полном сознании своей силы Гёте написал чудную поэму «Герман и Доротея» (Берл., 1797); после юношеских произведений Гёте, это было первое, встретившее непосредственное и живое участие во всех почти слоях общества. Далее, написана первая песнь поэмы «Ахиллеида», начавшая собою ряд произведений, завершившихся также неоконченной драмой «Дочь природы» (1803). Высшее значение, которое Гёте все больше и больше придавал классицизму во всех областях искусства, выражается в его статьях того времени по теории искусств, появившихся большей частью в журнале «Пропилеи» (1798 – 1800); таков и замечательный биографический труд, посвященный памяти знаменитого археолога: «Винкельман и его время» (1805). С 1796 по 1810 главная деятельность Гёте была посвящена управлению веймарским придворным театром. Стремления Гёте поддерживал Шиллер, как собственными пьесами, так и переделками: «Макбет», «Турандот» и «Федра» Не имея охоты к самостоятельному драматическому творчеству, Гёте снабдил свой театр переделками «Магомета» и «Танкреда» Вольтера .

19 октября 1806 Гёте обвенчался с Христианой Вульпиус, но через несколько месяцев ему пришлось тяжелой внутренней борьбой поплатиться за поздно принятое решение. К 1807-1808 относится глубокая склонность Гёте к Минне Герцлиб и отзвуком этих душевных потрясений явился роман «Избирательное сродство» (1809), последний роман Гёте, отличающийся высокой, даже слишком строгой художественной законченностью формы и скорбной трагической глубиной по содержанию. С 1806 Гёте начал издавать новое полное собрание своих сочинений. Для этого издания он закончил и первую часть «Фауста». В этом произведении поэтическое творчество Гёте достигло высочайшего подъема.

С этого времени поэт начинает все более и более отдаляться от общества. Он продолжает неутомимо расширять круг своих познаний и обрабатывать их в художественной форме. Он исследует литературы иностранные и всех времен. Как раз в то время, когда немецкий народ восстал против иноземного французского владычества , Гёте обратился к созерцательному Востоку и углубился в изучение персидских и арабских поэтов. Здесь его лирика почерпнула свежее вдохновение, и результатом его был богатый поэтическими красотами сборник под заглавием «Западно-восточный диван» (1819). При этом не прекращались и научные исследования. «Учение о цвете» было окончено уже в 1810 после долгой и трудной работы. Поводом и почвой для минералогических исследований служили особенно путешествия в Карлсбад, предпринимавшиеся 1806-1813 почти ежегодно. Во время курортной жизни Гёте легче повиновалась и его поэтическая муза. Так был создан план для романа «Годы странствий Вильгельма Мейстера», в исполнении, однако, обратившийся в скопление небольших повестей, лишенных удовлетворительного внутреннего единства. В драматическом отрывке «Пандора» (1807) Гёте стремился «выразить символически вытекающее из живейшего воспоминания об испытанном счастье стремление к прекрасному и просветляющую все противоречия страсти надежду на возобновление счастья».

Чтобы способствовать пониманию его произведений и доказать их внутреннее единство, Гёте с 1810 г. начал писать историю своей жизни, под заглавием «Поэзия и правда: из моей жизни». Эта автобиография доведена до осени 1775 и имеет многочисленные дополнения, между прочим в «Анналах» и в «Итальянском путешествии». Уже в глубокой старости Гёте еще раз испытал борьбу между чувством и самоотречением: во время пребывания в Мариенбаде в августе 1823, он с юношеским жаром полюбил Ульрику фон Левецов и даже думал на ней жениться (Христиана Вульпиус умерла за несколько лет до того); эта страсть нашла себе поэтическое выражение в «Трилогии страсти». Затем в его душе и во внешних отношениях наступает уже спокойствие и тишина старости. Все больше и больше уединяясь, доживает Гёте свои дни, постоянно стараясь применить к делу ещё не ослабевшие жизненные и духовные силы. 7 ноября 1825 было торжественно отпраздновано пятидесятилетие его первого приезда в Веймар. В 1828 Гёте потерял своего друга, герцога Карла Августа, а вскоре умерла и герцогиня Луиза. Тяжелым ударом для Гёте была смерть его сына, последовавшая в Риме, в 1830. За два месяца до смерти Гёте окончил вторую часть «Фауста», план и отдельные сцены которого набросаны еще в эпоху дружбы с Шиллером. 22 марта 1832, на 83-м году жизни, Гёте тихо и безболезненно скончался.

Краткая биография Иоганна Вольфганга фон Гёте

Иоганн Вольфганг фон Гёте - выдающийся немецкий поэт, философ и мыслитель. Родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне в семье богатого бюргера, который являлся советником императора и бывшим адвокатом. Мать будущего писателя была дочерью городского старшины. Отец был человеком педантичным и честным. От него Иоганну передались тяга к знаниям и стоицизм, а от матери - любовь к сочинительству. Домашнее образование мальчика началось в 1755 году. С детства он читал «Метамарфозы» Овидия, «Илиаду» Гомера, сочинения Вергилия и других выдающихся писателей. А также его учили иностранным языкам (французскому, латинскому, греческому), верховой езде, фехтованию.

Родители Гёте всячески пытались обеспечить достойным образованием детей. Так, в 1765 году Иоганн был отправлен на обучение в Лейпцигский университет, а с 1770 года – в Страсбургский, где защитил свою докторскую диссертацию. Карьера юриста мало привлекала юношу. Его больше интересовали медицина и литература. Уже в Лейпциге он начал писать веселые стихи для своей возлюбленной. Помимо стихов начали появляться и более серьезные произведения. Среди них были комедия «Совиновники», пастораль «Каприз влюбленного». Стихотворения «К луне» и «Невинность» можно причислить к поэзии рококо.

Находясь во Франкфурте, Иоганн сильно болел и проводил много времени дома. За это время участились конфликты с отцом, и он уехал в Страсбург, чтобы окончить там учебу. Именно там открывается талант Гёте, как поэта. Там же он знакомится со многими молодыми писателями, например Ленцем и Вагнером, начинает увлекаться народной поэзией и памятниками готики. Появляются работы «Степная розочка», «О немецком зодчестве Эрвина и Штейнбаха». В 1775 году, по приглашению Карла Августа, Гёте едет в Веймар, где остается жить до конца своей жизни.

Именно в Веймаре он написал свои самые известные работы: «Эгмонт», «Ифигения в Тавриде», «Фауст», «Торквато Тассо». Там же он получает вначале должность тайного советника, а затем министра. Параллельно занимаясь физикой, ботаникой и естественными науками, он пишет трактат «Опыт метаморфозы растений» (1790). В возрасте почти шестидесяти лет он сочетается браком со своей возлюбленной и матерью его нескольких детей – Кристианой Вульпиус. Выдающийся немецкий писатель и общественный деятель умер 22 марта 1832 года в Веймаре.

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe ) - крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

Свое творчество он называл «фрагментами огромной исповеди». Автобиографические его произведения, в т.ч. Поэзия и правда (Dichtung und Wahrheit), рассказывающая историю детства и юности поэта вплоть до 1775; Путешествие в Италию (Italienische Reise), отчет о поездке в Италию в 1786–1788; Французская кампания 1792 (Die Campagne in Frankreich 1792) и Осада Майнца в 1793 (Die Belagerung von Mainz, 1793), а также Анналы и Дневники (Annalen и Tag- und Jahreshefte), охватывающие период от 1790 до 1822, – все были опубликованы в твердой уверенности, что невозможно оценить поэзию, не поняв прежде ее автора.
Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. «В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу – нрав всегда живой / И к россказням влеченье» (пер. Д. Недовича), – писал он в одном из поздних стихотворений. Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. Специально сохранен был стихотворный сборник Аннетте (Das Buch Annette, 1767), посвященный Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия Капризы влюбленного (Die Laune des Verliebten, 1767).
В Страсбурге, где в 1770–1771 Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х.Готшедом (1700–1766) и теоретиками Просвещения.
В Страсбурге Гёте встретился с И.Г.Гердером (1744–1803), ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану, Памятникам старинной английской поэзии Т. Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться. Он написал Гёца фон Берлихингена (Götz von Berlichingen) и, используя шекспировские «уроки», начал работу над Эгмонтом (Egmont) и Фаустом (Faust); помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом. В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как Свидание и разлука (Willkommen und Abschied), Майская песнь (Mailied) и С разрисованной лентой (Mit einem bemalten Band); укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в Фаусте, Гёце, Клавиго и в ряде стихотворений. Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, – часть собственного жизненного опыта Гёте. Стихи к Лили Шёнеман, молодой красавице из франкфуртского общества, рассказывают историю его мимолетного увлечения.
Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775–1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее – государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода «Бури и натиска» отошли в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой «тройки» – Катулла, Тибулла и Проперция.
Многочисленные служебные обязанности Гёте серьезно препятствовали завершению начатых им крупных произведений – Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meister), Эгмонта, Ифигении (Iphigenie) и Тассо (Tasso). Взяв полуторагодичный отпуск, он едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И.И.Винкельмана (1717–1768).
По возвращении в Веймар (1789) Гёте не сразу перешел к «оседлому» образу жизни. В течение следующих шести лет он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвовал в военной кампании против Наполеона. В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф.Шиллером, который просил помощи в издании нового журнала «Оры», и после этого жил главным образом в Веймаре. Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над такими замыслами, как сатирические Ксении (Xenien, 1796) и баллады 1797, были для Гёте прекрасным творческим стимулом. Были опубликованы сочинения, лежавшие у него в столе, в т.ч. Римские элегии (Römische Elegien), плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 женой Гёте. Он закончил Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre, 1795–1796), продолжил работу над Фаустом и написал ряд новых произведений, в т.ч. Алексис и Дора (Alexis und Dora), Аминт (Amyntas) и Герман и Доротея (Hermann und Dorothea), идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий Французской революции. Что касается прозы, то Гёте написал тогда сборник рассказов Беседы немецких эмигрантов (Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten), куда вошла и неподражаемая Сказка (Das Märchen).
Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались – Наполеон перекраивал Европу. В этот период он писал сонеты к Минне Херцлиб, роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften, 1809) и автобиографию. В 65 лет, надев восточную маску Хатема, он создал Западно-восточный диван (West-östlicher Diwan), сборник любовной лирики. Зулейка этого цикла, Марианна фон Виллемер, сама была поэтессой, и ее стихи органично вошли в Диван. Притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озаряют стихи Западно-восточного дивана. Те же качества проявляются в Разговорах в прозе и в стихах (Sprüche in Prosa, Sprüche in Reimen), Орфических первоглаголах (Urworte. Orhisch, 1817), а также в Разговорах с И.П.Эккерманом, опубликованных в последнее десятилетие жизни поэта, когда он заканчивал Вильгельма Мейстера и Фауста.
Умер Гёте в Веймаре 22 марта 1832.
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН ГЁТЕ
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Гёц фон Берлихинген с железною рукою (Götz von Berlichingen mit der eisernen Hand, 1773), навеянный историческими хрониками Шекспира, дает яркую реалистическую картину Германии 16 в., рисуя конфликт старого имперского порядка, представленного его рыцарством и крестьянством, и новых сил, конфликт князей и городов, которым суждено определять современную жизнь. В основу пьесы Клавиго (Clavigo, 1774) положен эпизод из мемуаров П.О.К. Бомарше; в противоположность Гёцу это композиционно простая современная трагедия из жизни среднего сословия, поднятая Гёте на уровень проблемной пьесы, где каждый персонаж по-своему прав. Герой Эгмонта (Egmont, 1788) – нидерландский штатгальтер (наместник) времен Филиппа II, казненный испанцами во время борьбы Нидерландов за освобождение от испанского ига. Свобода – главная тема трагедии. Использование оркестра, сопровождающего в последнем акте аллегорическое видение богини Свободы, вызвало в то время резкую критику, но позднее к этому приему прибег и Шиллер – так был сделан первый шаг на пути к вагнеровским музыкальным драмам, увертюра Бетховена к Эгмонту продолжила эту традицию. Ифигения в Тавриде (Iphigenie auf Tauris, 1787) – поистине прекрасный гимн Гёте женщине. В противоположность Ифигении Еврипида, хитрой интриганке, героиня Гёте, поставив перед собой высокую цель снять семейное проклятие, достигает этой цели отказом от кровной мести, ни при каких обстоятельствах не изменяет себе и живет чистой безгрешной жизнью, уверенная в том, что боги одобряют ее человеколюбие. Торквато Тассо (Torquato Tasso, 1790) – потрясающая до глубины души и, при всех ограничениях, налагаемых возвышенностью стихотворного языка и классической формой, – реалистическая и убедительная трагедия гения, которому грозит безумие. Роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften, 1809) подробно и непредвзято разбирает проблемы развода.
Опубликованный в 1774 сентиментальный психологический роман в письмах Страдания молодого Вертера (Die Leiden des jungen Werthers) принес автору мировую славу. Первая его часть содержит более или менее точные обстоятельства несчастной влюбленности Гёте в Шарлотту (Лотту) Буфф, невесту его друга Г.К.Кестнера, летом 1772 в Вецларе. В основе второй части – незадачливая судьба К.В.Иерузалема, брауншвейгского полномочного секретаря: презираемый аристократическим обществом Судебной палаты, изводимый начальством и влюбленный в жену коллеги, он в октябре 1772 покончил с собой. Кристаллизация этих материалов и персонажей, однако, состоялась под действием тягостного инцидента, который случился с Гёте в феврале 1774 в доме ревнивого мужа Максимилианы Брентано.
Небывалый успех романа нельзя отнести лишь за счет непревзойденного искусства, с каким Гёте облекает заурядную историю любви в эпистолярную форму. Тут кредо целого поколения, восставшего против примитивного оптимистического рационализма отцов, которые в дивном изобилии природы усматривали действие умозрительных законов, в ее таинственном Творце – своего рода часовщика, в событиях жизни – набор моральных прописей, а в окольных тропах потерь и обретений – торный путь к счастью, достижимому разумным поведением. Вопреки всему этому Вертер провозгласил право сердца.
Вильгельм Мейстер – главный персонаж гётевской дилогии Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre) и Годы странствования Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Wanderjahre). По жанру это роман воспитания (Bildungsroman), раскрывающий органичное духовное развитие героя по мере накопления жизненного опыта. Первая редакция романа – Театральное призвание Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters theatralische Sendung, написана в 1777–1786) – обнаружилась в Швейцарии в 1910 и была опубликована в 1911. Роман замечателен реалистическим описанием актерского быта, жизни бюргеров и аристократов и поистине уникален в оценках немецких, французских и английских драматургов, в частности Шекспира. Годы учения Вильгельма Мейстера (1795–1796) были вдохновлены дружеским участием Шиллера; шесть книг Театрального призвания вошли в первые четыре книги новой редакции, но подверглись пересмотру с более зрелых позиций автора. Согласно новому плану, Мейстера нужно было привести к более универсальной, гуманистической жизненной концепции, которой можно было достигнуть, лишь общаясь с аристократами. Театр безусловно сохраняет свое воспитательное значение, но только как окольный путь в направлении идеала, а не как цель сама по себе. Годы странствования, написанные в последние годы жизни (опубл. 1829), вновь демонстрируют перемены в философии и манере письма, что характерно для Гёте, всегда стремившегося идти в ногу с меняющимся временем. Промышленная революция, по своим последствиям много более важная, чем скоротечная Французская революция, подтвердила, насколько радикально изменились времена с тех пор, как были завершены Годы учения. Примечательно, что по окончании своих европейских путешествий Вильгельм с семьей и группой друзей эмигрировал в Америку, где они намеревались создать демократическое братство тружеников.
Фауст – центральная фигура многих легенд, не раз встречающаяся в истории литературы. Гёте понадобилось более 60 лет, чтобы завершить обработку легенды по генеральному плану, составленному в 1770. Первая часть вышла в свет лишь в 1808. Вторая часть – за исключением величественной трагедии Елены в III акте, начатой в 1800 и опубликованной в 1827, – главным образом творчество последних лет жизни писателя (1827–1831); завершена незадолго до смерти Гёте и опубликована в 1833.
Два великих антагониста мистериальной трагедии – Бог и дьявол, а душа Фауста – лишь поле их битвы, которая непременно окончится поражением дьявола. Эта концепция объясняет противоречия в характере Фауста, его пассивную созерцательность и активную волю, самоотверженность и эгоизм, смирение и дерзость, – дуализм его натуры автор мастерски выявляет на всех этапах жизни героя.
Трагедию можно разделить на пять актов неравной величины, в соответствии с пятью периодами жизни доктора Фауста. В акте I, завершающемся договором с дьяволом, Фауст-метафизик пытается разрешить конфликт двух душ – созерцательной и деятельной, которые символизируют соответственно Макрокосм и Дух Земли. Акт II, трагедия Гретхен, завершающая первую часть, раскрывает Фауста как сенсуалиста в конфликте с духовностью. Часть вторая, уводящая Фауста в свободный мир, к более высоким и чистым сферам деятельности, насквозь аллегорична, это словно сновидческая пьеса, где время и пространство не имеют значения, а персонажи становятся знаками вечных идей. Первые три акта второй части образуют единое целое и составляют вместе акт III. В них Фауст предстает художником, сначала при дворе Императора, потом в классической Греции, где он соединяется с Еленой Троянской, символом гармоничной классической формы. Конфликт в этом эстетическом царстве возникает между чистым художником, занимающимся искусством для искусства, и эвдемонистом, ищущим в искусстве личного наслаждения и славы. Кульминация трагедии Елены – брак с Фаустом, в котором находит выражение синтез классики и романтизма, какого искал и сам Гёте, и его любимый ученик Дж.Г.Байрон. Гёте отдал поэтическую дань Байрону, наделив его чертами Эвфориона, отпрыска этого символического брака. В акте IV, завершающемся смертью Фауста, он представлен как военачальник, инженер, колонист, деловой человек и строитель империи. Он на вершине своих земных свершений, но внутренний разлад по-прежнему мучит его, потому что он не в силах достичь человеческого счастья, не разрушая человеческой жизни, равно как не в силах создать рай на земле с изобилием и работой для всех, не прибегая к дурным средствам. Дьявол, всегда присутствующий рядом, на самом деле необходим. Этот акт заканчивается одним из самых впечатляющих эпизодов, созданных поэтической фантазией Гёте, – встречей Фауста с Заботой. Она возвещает ему близкую смерть, но он надменно игнорирует ее, до последнего вздоха оставаясь своевольным и неблагоразумным титаном. Последний акт, вознесение и преображение Фауста, где Гёте свободно использовал символику католических небес, – завершает мистерию величавым финалом, с молением святых и ангелов за спасение души Фауста милостью благого Бога.
Влияние Фауста на немецкую и мировую литературу огромно. Поэтической красотой с Фаустом не сравнится ничто, а по цельности композиции – разве что Потерянный рай Мильтона и Божественная комедия Данте.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...