Йотированные гласные обозначают. Урок «Йотированные гласные в начале слова (Е, Ё, Ю, Я)

Йотированные гласные в начале слова (Е, Ё, Ю, Я)

Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.

Организационный момент

Основная часть

Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.

Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.

Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/

По дороге к дому они собирали ягоды.

Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе

Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/

Домой они взяли наловленных ершей.

Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.

Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.

Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/

А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.

Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/

Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.

Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями. Рассказали, что видели по дороге. /Предложения записываются на доске/

Мы собирали ягоды.

Мы наловили ершей.

Мы встретили ёжика.

Мы видели юрких мышей.

Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я. /Разбор на доске и в тетрадях/

[й] [э] [й] [о] [й] [у] [й] [а]

А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.

В начале слова (приведите примеры слов)

После гласной буквы (приведите примеры слов)

После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)

Потренируемся.

Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.

Ягоды, ершей, ёжика, юрких.

В тетрадях, с раскладыванием гласных на два звука (Й - пишем зеленой ручкой, гласную рядом - красной):

1) Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.
Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…

2) Запись в тетрадь предложений с последующим разбором наших гласных на звуки.

Яна и Юля пошли за ягодами.

Егор ест яблоки и абрикосы.

Яша наряжает ёлку.

Елисей едет на автобусе.

Ящерица очень юркая.

Елене купили яркую юбку.

3) Выкладывание слов из разрезных букв.

4) Разделить слова на два столбика: 1 - где наши гласные будут обозначать один звук, 2 - обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.

Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…

III. Подведение итогов
- О каких буквах говорили?
- В каких случаях они образуют два звука?

Большинство букв русского алфавита являются знаками одного звука. Буквы Е, Я, Ё, Ю обозначают два звука: соглас­ный Й и гласный, например: Й + Э = Е; Й+А=Я; Й + О = Ё; Й + У=Ю.

Для правильного звучания этих гласных надо знать положение речевого аппарата при звуке Й и каждой из гласных Э, А, О, У.

Звук Й. При произнесении звука Й кон­чик языка касается нижних зубов, а спинка сильно напряжена и поднята к передней ча­сти твердого нёба, голосовые связки вибри­руют, мягкое нёбо поднято.

Звук Й произносится только с гласными звуками.

Попробуйте поочередно произнести гласные в следующих парах: А-Я, О-Ё; У-Ю; Э-Е, и вы почувствуете, как при переходе к йотированным звукам спинка языка напрягается и поднимается к передней части твердого нёба; губы же, нижняя челюсть и кончик языка следуют тем движениям, какие были при произнесении А, О, У, Э.

  1. Положение речевого аппарата при образовании согласных звуков.

Звуки Б, П. Губы плотно сомкнуты. Язык лежит свободно, кончик - у нижних резцов; при звуках П и Б нёбная занавеска поднята; струя выдыхаемого воздуха, направленная в рот, разрывает сомкнутые губы, отчего образуются звуки Б и П. При звуке Б голосовые связки вибрируют.

Рис. 9. Артикуляция П, Б: а - снаружи; б - внутри.

Звуки В, Ф. Нижняя губа своим внутренним краем слегка касается верхних зубов, нёбная занавеска поднята, язык лежит свободно - кончик у нижних передних, зубов. Продуваемый между зубами и губой воздух и образует звуки В и Ф. При звуке В связки вибрируют.

Рис. 10. Артикуляция Ф, В: а - снаружи; б - внутри.

Звуки Д, Т, Н. Язык слегка поднят к нёбу и передней своей частью плотно прижимается к верхним передним зубам. При звуке Д и Н связки вибрируют, при звуке Д и Т нёбная занавеска поднята; при звуке Н нёбная занавеска опущена.

Рис. 11. Артикуляция Д, Т, Н: а - снаружи; б - внутри.

Опущенное нёбо при Н.

Звуки К, Г, X. При звуках К и Г сильно выгнутая спинка языка касается твердого нёба. Нёбная занавеска поднята. Вы­дыхаемая струя воздуха прорывается между спинкой языка и нёбом, от этого образуются взрывные звуки К и Г, если же между нёбом и спинкой языка остается щель, то получается длительный звук X. Нёбная занавеска при образовании звуков К, Г, X поднята. При звуке Г голосовые связки вибрируют.

Рис. 12. Артикуляция К, Г, X: а - снаружи; б - внутри.

Звук Р. Образование звуков Р и Р мягкого вызывается час­тыми колебаниями кончика языка под действием выдыхаемой струи воздуха. При твердом звуке Р колебание происходит у альвеол верхних передних зубов. При Р мягком кончик языка колеблется у передних верхних зубов. Голосовые связки вибри­руют.

Рис. 13. А ртикуляция К в сочетании с разными гласными

Рис. 14. Артикуляция Р (внутри)

Звук М. Губы слегка сомкнуты, язык лежит свободно, как при звуке А; выдыхаемый воздух проходит через нос.

Рис. 15. Артикуляция М Рис. 16. Артикуляция Л

(снаружи) (снаружи)

Звук Л. Кончик языка прикасается к верхним передним зу­бам, корень языка приподнят, нёбная занавеска поднята, го­лосовые связи вибрируют.

При звуке Л мягком кончик языка прикасается к верхним альвеолам, весь язык более напряжен, чем при звуке Л твердом.

Звуки З, С. Широкий кончик языка касается нижних зубов и отчасти нижних десен, а передняя часть спинки языка с небольшим продольным желобком на ней приподнимается к верх­ним деснам и образует с ними узкую щель. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Выдуваемый воздух проходит по желобку языка между зубами и образует звуки 3 и С. Рот слегка раскрыт (на три миллиметра), нёбная занавеска поднята; при звуке 3 голосовые связки виб­рируют. При мягких 3 и С средняя часть спинки языка больше приближается к твердому нёбу, в звучании эта мягкость выражается в некотором повышении тона.

Рис. 17. Артикуляция 3, С:

а - снаружи; б - внутри

Звуки Ж, Ш. Широкий кончик языка поднят к верхним альвеолам, почти к краю альвеол, но не касается твердого нёба. Между языком и твердым нёбом образуется щель. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Задняя часть спинки языка также поднята и образует с твердым нёбом второе сужение. В языке создается впадина (ее иначе называют «ковшиком» или «чашечкой»). Зубы несколько раздвинуты, губы немного выдвинуты вперед. При звуке Ж связки вибрируют.

Рис. 18. Артикуляция Ш, Ж: а - снаружи; б - внутри

Марина Владимировна Чеканова
Конспект логопедического занятия «Йотированные гласные буквы»

Чеканова М. В., учитель – логопед

г. Нефтеюганск

Подготовительная группа

Тема : «Йотированные гласные »

Цель : систематизировать знания детей о йотированных гласных буквах ЕЁЮЯ в начале слова в сильной позиции.

Задачи :

Образовательная :

Умение определять звуки в начале слова в сильной позиции, обозначая сочетание звуков буквами .

Коррекционно-развивающая :

Развивать фонематический слух через дифференциацию йотированных гласных ;

Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику пальцев рук с помощью гимнастики с биоэнергопластикой.

Воспитательная :

Воспитывать умение отвечать полным ответом, слушать ответы товарищей.

Методы :

Словесные – беседа, объяснение.

Наглядные – мультимедийная презентация, камни-звуки, слогов , элементы букв , модели домов с буквами Е ,Ё,Ю,Я

Практические – выполнение артик. упражнений, заданий на определение последовательности звуков, слогов ; построение букв .

Технологии :

Здоровьесберегающие (артикуляционная, дыхательная гимнастика, физминутка)

Компьютерные технологии (слайдовая презентация)

Игровые (дидактические игры, словесные)

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Вводная часть.

К нам пришли гости, поздороваемся с ними.

Как ещё можно поприветствовать?

Добрый день, здравствуйте, привет, рад встречи

А йоги, например, здороваются в таком положении. (слайд)

А кто такие йоги?

Поработаем как йоги, только не ногами, а руками и своими языками.

Артикуляционная гимнастика

Основная часть.

1. Составьте предложение о йогах. (СХЕМА)

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов)

Как слова отделяются друг от друга? (Паузами. Сколько пауз, столько слов)

2. Назовите слово, в котором есть звук Й.

Назовите первый звук в слове ЙОГИ.

Какой он, вспомним.

Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков ?

Физминутка.

Разделитесь на две команды : Команда И-краткая, команда гласных .

Перед вами два дерева – с красными яблоками (модели артикуляции гласных ) и с зелеными. Чья команда быстрее сорвет яблоки.

Команды стоят напротив друг друга, в руках держат «звуки-яблоки»

Сможем ли мы объединить И –краткий звук с гласными ? (ответы детей)

Выясним

Посмотрите на экран. Назовите первый звук в слове ЯБЛОКИ, второй.

Звуки ЙА.

Выйдите те ребята, у которых в руках эти «звуки -яблоки» .

Аналогично с другими йотированными буквами

ЁЖИК, звук ЙО.

Юбка, звук ЙУ.

Ель, звук ЙЭ.

Вывод : Объединился ли и-краткий с гласными звуками в начале слова?

Что происходит, когда произносим два звука? (Сначала небольшое препятствие, запинка, а потом звук тянется)

Игра «Запинки»

В каких случаях мы услышали 2 звука в словах?

3. Игра «Заселим звуки в дом» .

У каждого дома своё название.

Какие звуки заселим в дом с буквой Я ? (ЙА, Ё (ЁО, Ю (ЙУ)

Вывод : С какими буквами «дружат» звуки ЙА буквой Я )

4. Игра «Назови слова»

Назовите слова, которые начинаются на звуки ЙА (яблоко, яхта, Яна, Яша)

ЙО (ёжик, ёж, ёлка, ёрш)

ЙЭ (ель, енот, еда, Емеля)

ЙУ (Юля, юла, Юра, юмор, юный)

Заключительная часть.

Какие буквы обозначаются двумя звуками в начале слова? (Е,Ё,Ю,Я)

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» Тема: "Гласные и согласные звуки". Игра в слова. Сказка "Куроч ка-Ряба". цель: закрепление знаний о звуках гласных и согласных, заучивание.

Отсутствие полного соответствия между фонетическим и графическим обликом слова создает трудности при морфемном анализе как в школьной, так и в вузовской учебной практике. Речь идет прежде всего о йотированных гласных буквах, которые, будучи расположены на морфемных швах, делают последние «непрозрачными».

Разграничение буквы и звука, получившее научное разрешение уже к концу XIX века, до сих пор не стало необходимым компонентом знаний образованной части носителей русского языка. Проблема, решенная фонетикой, фонологией и графикой и решаемая постоянно при преподавании этих разделов учебного курса, оказалась за пределами внимания при изучении фактов словообразования и морфологии как в вузе, так и в школе.

Несоответствие между фонетическим и графическим оформлением обнаруживает себя уже в самом способе письменного представления морфем. Так, например, при обозначении суффиксов причастий настоящего времени -ащ (-ящ), -ущ (-ющ) не принимается во внимание то, что взятые в скобки графические варианты наименования морфем отражают различные фонетические ситуации: с одной стороны, молящийся, борющийся, где йотированные буквы обозначают один звук (соответственно [а], [у]) и мягкость предшествующих согласных звуков (фонем); с другой стороны, стоящий, умеющий, где те же йотированные буквы обозначают два звука (соответственно [йа], [йу]).

Всё это делает достаточно очевидным необходимость в таком правиле (алгоритме), которое бы помогало определять границы морфем звучащего слова в ситуации графического и фонетического несоответствия без обращения к справочной литературе. Это правило можно сформулировать следующим образом:

Йотированная гласная буква, расположенная на морфемном шве в графической позиции после гласной буквы и разделительного мягкого знака, обозначает -j-, относящийся к предшествующей морфеме.

Сфера применения данного правила – посткорневая часть слова, т.к. морфемные границы, находящиеся перед корнем, не затемняются.

С посткорневой частью связано формирование парадигмы слова и, следовательно, в первую очередь разграничение основы и флексии, для чего едва ли не единственным руководством является определение основы и флексии как, соответственно, неизменяемой и изменяемой части слова. Данное правило, обращенное к фонетической стороне слова, не содержит специальной оговорки на этот счет и применяется к графическому слову. В результате этого выделяются графическая основа и графическое окончание, которые могут совпадать или не совпадать с соответствующими фонетическими частями слова. Причина такого несовпадения в наличии в русском алфавите йотированных букв е, ё, и, ю, я, которые в зависимости от графической позиции по отношению к другим буквам в слове могут обозначать либо один звук (одну фонему), либо два звука (две фонемы). Так, например, в случаях во[л"]-я, во[л"]и, во[л"]-ей; ве[л"]-ю, ве[л"]-ишь, ве[л"]-ят графическая основа количественно соответствует фонетической, поскольку йотированные буквы, отнесенные к графическому окончанию, в графической позиции после согласной буквы обозначают мягкость предшествующего согласного звука (фонемы) и один гласный звук (фонему). По аналогии с приведенными выше фактами часто производят членение слово- и форм типа белъ-ё, бель-я, бель-ю, бель-ём, (о) белъ-е; по-ю, по-ёшь, по-ём, no -ют, не задумываясь над тем, что в данном случае и графическая основа, и графическая; флексия не равны соответствующим частям произнесенной словоформы, поскольку йотированные буквы, входящие в состав графической флексии, находясь в графической позиции либо после разделительного мягкого знака (бельё), либо после гласной буквы (пою), обозначают два звука (фонемы) – сочетание йота с тем или иным гласным звуком (фонемой). В подобной ситуации морфемная граница между фонетической основой и фонетической флексией пролегает «под буквой». Согласный [j] относится к неизменяемой части фонетического слова.

" /Для устранения «графической слепоты» следует рекомендовать как в устной, так,и в письменной речи пользоваться одним названием аффикса, тем, естественно, который в большей мере соответствует его фонемно-звуковому составу. На вопрос о том, какой суффикс или окончание имеется в словоформах поющий, полющий, должен последовать ответ: суффикс -ущ- в первом и втором слове; в земля, армия окончание и т. д. Некоторую трудность в этом смысле представляют аффиксы, начинающиеся с буквы е и не имеющие графического соответствия с буквой э, например, в словах типа море, значение, печенье, читаешь, читаете, исследуемый, увиденный и т. д. Видимо, допустимо написание типа -е, -ешь, -ете, -ем-, -енн-, но произносить следует соответственно -[э], -[э]шь, -[э]те, -[э]л, -[э]нк- (впрочем, на наш взгляд, все же предпочтительней рекомендовать написание, соответствующее произношению: -э, -эшь, -эте, -энн-).

Что касается буквы и, то она в этом плане проблем не создает, поскольку при отдельном написании или в абсолютном начале графического слова, к каковым относятся и наименования морфем, обозначает один звук (окончания существительных -им, -их, -ими, глаголов -ишь, -ите и т.д.). Непроизношение звука [j] ([и]) в начале наименования русских морфем соответствует их фонемно-фонетической структуре: в русском литературном языке практически отсутствуют морфемы, которые начинаются с указанного звука (хотя и имеется суффикс -j-: деревь- j - a ], коль- j - a ], зверь- и т.д.). Исключением является лишь окончание имен существительных 3-го склонения в творительном падеже, оно начинается со звука [j]: жизнь-ю(j)у]), мощь-ю, ночь-ю.

Однако картина соотносительности графической и фонетической формы слова окажется неполной, если не продолжить разговор об особенностях фонемно-фонетического значения буквы и. Фонетическая ситуация в посткорневой части слова на месте этой буквы, находящейся на морфемных швах, несколько отличается от той, которая наблюдается на месте других йотированных букв в той же позиции. Так, например, в словах каяться, моешься, боюсь, поёшь при их произнесении мы достаточно четко ощущаем наличие звука [j] перед гласными звуками ([йа], [йэ], [йу], [йо]) на месте йотированных букв. А вот перед звуком [и] согласный йот не произносится. В форме именительного пад. мн.ч. местоимения мои буква и в графической позиции после гласной буквы, т.е. там, где все остальные йотированные гласные буквы обозначают два звука, обозначает лишь один. Возникает вопрос: куда исчез йот и исчез ли? В самом деле, он произносится в форме им.пад. ед.ч. мой, в других формах этого местоимения, ср.: моя, моё, моего. Выходит, что йот перед [и] ведет себя так же, как непроизносимые согласные в следующих словах: в поздно не произносится [д], в вестник [т], в солнце [л] и т.д. Чтобы правильно написать эти слова, мы обращаемся к проверочным словам: опоздать, весть, солнышко, в которых наличие перечисленных выше звуков не вызывает сомнения. Точно так же следует поступать и в случае с формой мои. Наличие йота в форме мой, обозначенного буквой и, позволяет ставить йот в ряд проверяемых непроизносимых согласных, от которых фонема йот отличается только тем, что она не обозначается отдельной буквой перед гласными.

У буквы и имеется еще одна индивидуальная особенность. Дело в том, что и в позиции после гласной буквы в отличие от остальных йотированных гласных букв не всегда обозначает йот, т.е. может в указанной графической позиции вообще не иметь бифонемного значения, поэтому предлагаемое в работе правило должно применяться к названной букве с учетом возможных исключений. Так, в производных словах с суффиксами типа -ист, -ирова-, -изм значение и определяется наличием/отсутствием йота у.мотивирующей основы, например: хоккеист (хоккей), лицеист (лицей), героизировать (герой), конвоировать (конвой), где и на границе морфем обозначает йот, ср.: эссеист (эссе), дзюдоист (дзюдо), интервьюировать (интервью), где и обозначает один гласный звук, хотя произношение в одном и другом случае совершенно одинаково. Буква и имеет монофонемное значение в словах со связанными корнями и теми же суффиксами: те-изм (ср. с производным от него: те-ист), альтруизм (ср.: альтру-ист), эваку-ироватъ (ср.: эваку-ация), репатри-ировать (ср.: репатри-ация) и т.д. Впрочем, случаи, когда и в рассматриваемой графической позиции на стыке морфем не обозначает йота, встречаются довольно редко, речь идет о сравнительно небольшом количестве преимущественно заимствованных слов.

И лишь в одной графической позиции – после разделительного ь буква и, наконец, «ведет себя» на морфемных границах совершенно так же, как все другие йотированные буквы, т.е. всегда обозначает фонему и его звуковую реализацию: воробь j -и], медвежь[ j -и], лись[ j -и]х, волчь[ j -и]м, попрыгунь[ j -к], варь[ j -и]ровать и т.п.

Таким образом, сфера применения предлагаемого в работе правила йотированной буквы при морфемном анализе очень широка. Оно позволяет, не прибегая к справочным пособиям, безошибочно устанавливать наличие на границах морфем, «закрытых» йотированными буквами на письме. В его основе хорошо известный позиционный (слоговой) принцип русской графики. Речь идет о способе актуализации знаний фонетики и графики при изучении фактов грамматики. Предлагаемое правило носит не теоретический, а методический характер и имеет своей целью установление преемственности в преподавании фонетики и грамматики как в школе, так и в вузе. Проблема не новая, но все еще относится к злобе дня.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...