Кто сделал блоху в сказе левша. Чем левша отличается от правши: особенности, интересные факты, рекомендации

Левши - уникальные люди, в этом ни у кого не осталось никаких сомнений. Они составляют 10% от населения Земли, но иногда кажется, что о них забывают: вспомним все “праворукие” гаджеты, не для всех удобно скомплектованные рабочие столы, а также столовые приборы, которые предназначены для пользования правой рукой.

Что является причинами “леворукости” человека?

Ученые не дают на этот вопрос точного ответа, однако исследования свидетельствуют о тесной взаимосвязи генетики и внешнего окружения человека. Нет точных данных о наличии у человека “левых” ген, однако есть подтверждение тому факту, что левши обычно имеют больше “леворуких” родственников, чем правши. К тому же ученые нашли отличия в строении мозговых полушарий у левшей и правшей.

Не важно, что заставляет людей пользоваться преимущественно левой рукой – неутомимые исследователи обнаружили ряд качеств, свойственных исключительно левшам.

Предлагаем вниманию всех левшей, а также правшей с замашками «леворукости» и «равноруких» (или же с функцией амбидекстрии).

Обзор фактов и мифов о левшах


1. Левши более склонны к психическим расстройствам

Левши составляют 10% от населения. Однако по данным исследований, в группе людей с психическими расстройствами данный показатель выше. Недавние исследования показали, что 20% людей, склонных к психическим расстройствам, предпочитают пользоваться левой рукой.

Исследователи Йельского университета (Нью-Хейвен, штат Коннектикут) и Университета при Техасском Юго-Западном Медицинском Центре в Далласе обследовали 107 пациентов в амбулаторных психиатрических клиниках. В группе с легкими расстройствами, подобно депрессии или биполярному аффективному расстройству, левшей оказалось 11 %. Однако в группе с тяжелыми расстройствами психики, подобно шизофрении и шизоаффективному расстройству, процент левшей достиг 40 %. Как полагают ученые, в данном случае имеет значение межполушарная асимметрия.

2. Здоровье может зависеть от более развитой руки

Согласно выводам исследования, опубликованному в 2010 году в журнале «Pediatrics», левши больше подвержены дислексии (неспособности к обучению чтению и письму), синдрому дефицита внимания и гиперактивности и некоторым другим неврологическим расстройствам. Исследователи не могут объяснить подобный феномен, но связывают его с взаимодействием нейронных связей в мозге человека. Человеческий мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Большинство людей (как правшей, так и левшей) используют левое полушарие для овладения речью.

Однако около 30% левшей при этом либо задействуют частично и правое полушарие, либо не имеют доминантного полушария вообще. Согласно данным ученых, важно, чтобы доминирующим было только одно полушарие, вот почему у левшей могут встречаться подобные умственные расстройства.

Зато левшам больше повезло в остальном. По данным исследования, опубликованным в журнале “Laterality”, левши подвергаются меньшему риску заболеть артритом или язвой.

3. Левши воспринимают речь по-другому

По данным исследования Медицинского центра Джорджтаунского университета, левши легче воспринимают быстро меняющиеся звуки, чем правши.

Исследователи обнаружили, что левое и правое полушария по-разному реагируют на различные звуки. Левое полушарие, которое контролирует правую руку, отвечает за распознавание быстро чередующихся звуков, подобно согласным, в то время как правое полушарие, управляющее левой рукой, ответственно за распознавание интонационных модуляций и медленно чередующихся звуков, подобно гласным.

Если верить исследователям, то когда вы размахиваете флагом во время торжественной речи какого-нибудь политика, его речь будет вами восприниматься по-разному в зависимости от того, в какой руке у вас находится флаг.

Данное исследование может оказать ценную помощь в излечении заикания или расстройств речевого аппарата.


4. И в первобытном веке левши были в меньшинстве

«Праворукость» не является тенденцией нашего времени: человек пользовался правой рукой увереннее, чем левой, еще более 500 тыс. лет назад.

Исследователи из Канзасского университета недавно определили “рукастость” древнего человека по его челюсти (что звучит довольно странно, не правда ли?). Исследование, результаты которого были опубликованы в журнале “Laterality”, показало, что когда наши пра-пра-пра – ну, вы поняли – прадедушки обрабатывали животные шкуры, они держали один край шкуры рукой, а другой – зубами. Проанализировав износ доисторических челюстей, ученые смогли определить, какой рукой наши предки пользовались активнее всего. “Достаточно одного зуба, чтобы определить, кем является человек – левшой или правшой”, - сообщил журналу “LiveScience” исследователь Дэвид Фрейер.

И каков же вердикт?

"Доисторические существа, подобно современным людям, пользовались преимущественно правой рукой”.

5. Левши – более утонченные и артистичные

Левши уже многие годы гордо утверждают, что они более креативные, чем правши. Но соответствует ли это действительности? На самом ли деле быть левшой означает быть более творческим и инициативным человеком?

Согласно данным исследования, опубликованным в журнале «American Journal of Psychology», левши действительно имеют, по крайней мере, одно преимущество в плане творческого развития: у них лучше развито дивергентное мышление – образ мышления, при котором в мозгу одновременно генерируются различные решения.

Чтобы определить, насколько успешнее в творчестве левши по сравнению с правшами, представители «Left-Handers Club" провели опрос среди более, чем 2 000 левшей, правшей и людей с одинаковым владением обеими руками. Исследование подтвердило, что левши действительно более успешны в плане построения карьеры в искусстве, музыке, спорте и в области информационных технологий.


6. Голосуем за левшей!

Оказывается, не имеет никакого значения, «правые» у нас политики или «левые»: неожиданно самый высокий процент президентов США придерживается «левой» стороны – не в плане политики, конечно же.

Список президентов-левшей оказался довольно впечатляющим. Приведем в пример хотя бы последних четверых из семерых главнокомандующих США – это президенты Барак Обама, Билл Клинтон, Джордж Буш и Джеральд Форд (и вспомним в добавок о Джеймсе Гарфилде и Гарри Трумэне). Ходили слухи, что Рональд Рейган родился левшой, однако в школе строгие учителя переучили его на правшу. Возможно ли допустить мысль о том, что президенты-правши просто притворяются левшами?

Вероятно, растущее количество президентов-левшей - простое совпадение. Однако данные недавнего исследования голландских ученых свидетельствует о том, что политики-левши имеют несомненное преимущество в телевизионных дебатах. Догадайтесь, почему? Обычно простые люди ассоциируют жестикуляцию правой рукой как «правильные жесты», «жесты добра». Так как телевизионная передача работает как зеркальное отображение, жестикуляция левой рукой в глазах телезрителя отображается как движения в положительную сторону (в «сторону добра»).


7. Левши побеждают в спорте

Легенда гольфа Фил Микельсон, звезда тенниса Рафаель Надаль, чемпион по боксу Оскар де ла Гойа – вы не представляете, сколько наших спортивных фаворитов являются левшами!

Если верить данным книги Рика Смитса «Многогранность мира левшей», преимущество в спортивном единоборстве у левшей действительно имеется. Но только при условии соревнования один на один. Для правшей часто «леворукость» оппонента оказывается сюрпризом, к которому они не готовы: по большей части, это касается тенниса, бокса и бейсбола.

8. Левши пугаются чаще

По данным Британского общества психологии, левши более подвержены влиянию страха, чем правши.

По условиям исследования, участники смотрели 8-минутный эпизод из кинофильма «Молчание ягнят». После просмотра левши демонстрировали больше признаков посттравматического стрессового расстройства, чем правши, и делали больше ошибок в описании увиденного.

"Оказывается, левши после переживания стресса (даже если стрессовая ситуация была в кинофильме), ведут себя также, как и люди после посттравматического стрессового расстройства», - сообщила глава исследователей Каролина Чаудгерри. Она считает, что причины кроются в мозговой активности. «Очевидно, что два полушария мозга по-разному реагируют на стресс, и правое полушарие больше реагирует на фактор страха. Однако требуется провести дополнительные исследования, прежде чем утверждать что-то однозначно», - при этом добавляет она.

9. Левши злятся больше

Если у вас возникают размолвки с вашим «праворуким» партнером (возможно, он и прав во многом), вероятной причиной может оказаться ваша «леворукость». По данным блиц-исследования журнала «Journal of Nervous and Mental Disease», левши более склонны к ощущению негативных эмоций, к тому уже они склонны дольше переживать и тянуть с примирением.

10. Левшей легче обескуражить

Левши гораздо более склонны к самоуничижению. Исследователи из Университета Абертай в Шотландии обследовали 46 левшей и 66 правшей на предмет проявлений импульсивности и проявления самоконтроля. Выяснилось, что левши болезненнее реагируют на утверждения типа «Я боюсь допустить ошибку» и «На меня действует критика или насмешки». Совокупность ответов левшей привела исследователей к мнению о том, что левши более уязвимы, застенчивы и не уверены в себе по сравнению с правшами.

«Левши склонны к колебаниям, раздумьям, в то время как правши более решительны и безрассудны в своих решениях и поступках», - сообщил службе BBC News исследователь Линн Райт.


11. Левши охотнее закладывают за воротник

В следующий раз, когда вы застряли в баре с подвыпившим другом, обратите внимание на то, какой рукой он сжимает бокал с виски: наверняка, эта рука окажется левой.

Издавна считалось, что левши больше склонны к алкоголизму. Никаких достоверных фактов или убедительных доказательств на это счет не существовало. И только недавно исследование, проведенное в 12 странах с участием 25 тыс. человек, немного прояснило ситуацию. Левши не составляют большинство алкоголиков – однако они действительно пьют больше и чаще, чем правши.

По словам Кевина Денни - исследователя, проводившего изучение склонности левшей к алкоголизму, результаты которого опубликованы в журнале «British Journal of Health Psychology», главной целью исследования была задача развенчать миф о повальном алкоголизме левшей. «Нет никаких оснований утверждать, что левши обязательно склонны к чрезмерному потреблению алкоголя», - замечает он в официальном пресс-релизе. «И нет никаких оснований утверждать, что чрезмерная тяга к выпивке обусловлена дисгармонией в работе полушарий мозга или стрессовыми ситуациями из-за социального статуса левшей в качестве общественного меньшинства».

12. У левшей есть собственный день

Левши по всему миру отмечают этот день, который с легкой руки «Клуба Левшей» в Великобритании в 1992 году стал официальным праздником с целью привлечь внимание к особенностям образа жизни левшей и их проблемам.

Согласно заявлению на сайте инициативной группы, «этот праздник является днем, когда левши гордятся свою «леворукостью» и пытаются донести до остальных сограждан все ее преимущества и недостатки».

Каким образом могут отмечать этот день правши? Создайте зону для «левшей»: если вы занимаетесь бизнесом, в котором возможна узкая линейка для левшей – сделайте это, разработайте ее, пусть даже это будет мелочь вроде офисных столов для сотрудников-левшей или столовые приборы для левой руки.

«Левша» — трогательная история о мастере, всю свою жизнь посвятившем работе на благо родины. Лесков создаёт множество литературных образов, живущих и действующих в обстановке давно минувших дней.

В 1881 году в журнале «Русь» публикуется «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе». Позже автор включит произведение в сборник «Праведники».

Вымышленное и действительное переплетаются в едином целом. В основу сюжета положены правдивые события, позволяющие адекватно воспринимать описанные в произведении характеры.

Так, император Александр I, сопровождаемый казаком Матвеем Платовым, действительно посещал Англию. В соответствии с его саном ему были оказаны должные почести.

Правдивая история Левши разворачивалась в 1785 году, когда два тульских оружейника, Сурнин и Леонтьев, по распоряжению императора отправляются в Англию с целью ознакомления с оружейным производством. Сурнин неутомим в приобретении новых знаний, а Леонтьев «погружается» в беспорядочную жизнь и «теряется» на чужбине. Спустя семь лет первый мастер возвращается домой, в Россию, и внедряет новшества с целью усовершенствования оружейного производства.

Считается, что мастер Сурнин является прототипом главного героя произведения.

Лесков широко использует фольклорный пласт. Так, фельетон о чудо-мастере Илье Юницыне, создающем крохотные замочки, по размеру не превышающие блохи, положен в основу образа Левши.

Реальный исторический материал гармонично встраивается в повествование.

Жанр, направление

По поводу жанровой принадлежности существуют разночтения. Одни авторы отдают предпочтение повести, другие – сказу. Что касается Н. С. Лескова, он настаивает, чтобы произведение определялось как сказ.

«Левшу» также характеризуют как «оружейную» или «цеховую» легенду, которая сложилась среди людей данной профессии.

По словам Николая Семеновича, истоком сказа является «баснословие», услышанное им в 1878 году от какого-то оружейного мастера в Сестрорецке. Легенда стала той отправной точкой, которая легла в основу замысла книги.

Любовь писателя к народу, восхищение его талантами, смекалкой нашло своё воплощение в рельефных персонажах. Произведение насыщено элементами волшебной сказки, крылатыми словами и выражениями, фольклорной сатирой.

Суть

Сюжет книги заставляет задумываться о том, может ли Россия по достоинству оценить своих талантов. Основные события произведения явно указывают на то, что и власть, чернь одинаково слепы и равнодушны по отношению к мастерам своего дела. Государь Александр I посещает Англию. Ему показывают изумительную работу «аглицких» мастеров — танцующую металлическую блоху. Он приобретает «диковину» и привозит её в Россию. На некоторое время о «нимфозории» забывают. Затем «шедевром» англичан заинтересовался император Николай I. Он отправляет к тульским оружейникам генерала Платова.

В Туле «мужественный старик» приказывает трем мастерам сделать что-нибудь более искусное, нежели «аглицкая» блоха. Умельцы благодарят его за государево доверие и приступают к работе.

Спустя две недели приехавший за готовым изделием Платов, не разобравшись, что именно сделали оружейники, хватает Левшу и везет его во дворец к царю. Представ перед Николаем Павловичем, Левша показывает, какую работу они выполнили. Оказалось, что оружейники подковали «аглицкую» блоху. Император счастлив, что русские молодцы его не подвели.

Затем следует распоряжение государя отослать блоху обратно в Англию, дабы продемонстрировать мастерство русских оружейников. Левша сопровождает «нимфозорию». Англичане радушно его принимают. Заинтересовавшись его талантом, делают все возможное, чтобы русский умелец остался на чужбине. Но Левша отказывается. Он тоскует по родине и просит отправить его домой. Англичанам жалко его отпускать, но силой не удержишь.

На корабле мастер знакомится с полшкипером, говорящим по-русски. Знакомство заканчивается попойкой. В Петербурге полшкипера отправляют в госпиталь для иностранцев, а Левшу, больного, заключают в «холодный квартал» и обворовывают. Позже привозят умирать в простонародную Обуховскую больницу. Левша, доживая последние часы, просит доктора Мартын-Сольского сообщить государю важную информацию. Но до Николая I она не доходит, так как граф Чернышев слушать ничего об этом не желает. Вот, о чем говорится в произведении.

Главные герои и их характеристика

  1. Император Александр I – «враг труда». Отличается любознательностью, очень впечатлительный человек. Страдает меланхолией. Преклоняется перед иноземными чудесами, считая, что создавать их могут только англичане. Жалостлив и сердоболен, строит политику с англичанами, аккуратно сглаживая острые углы.
  2. Император Николай Павлович – честолюбивый «солдафон». Обладает прекрасной памятью. Не любит ни в чём уступать иностранцам. Верит в профессионализм своих подданных, доказывает несостоятельность иноземных мастеров. Однако простой человек его не интересует. Он никогда не задумывается, каким трудом достигается это мастерство.
  3. Платов Матвей Иванович донской казак, граф. От его фигуры веет героизмом и размашистой удалью. Поистине легендарная личность, являющаяся живым воплощением храбрости и отваги. Обладает огромной выдержкой, силой воли. Безмерно любит родное отечество. Человек семейный, на чужбине скучает по родному хозяйству. Бесчувственно относится к чужеземным творениям. Верит, что русские люди все смогут сделать, на что ни взглянут. Нетерпелив. Не разобравшись, может избить простолюдина. Если же не прав, то непременно просит прощения, так как за образом жесткого и непобедимого атамана скрывается великодушное сердце.
  4. Тульские мастера – надежда нации. Они сведущи в «металлическом деле». Обладают смелым воображением. Прекрасные ружейники, верящие в чудо. Люди православные, полны церковного благочестия. Надеются на божью помощь в решении сложных задач. Чтят милостивое слово государево. Благодарят за оказываемое им доверие. Они олицетворяют русский народ и его хорошие качества, которые подробно описываются здесь .
  5. Косой левша – искусный оружейник. На щеке — родимое пятно. Носит старенький «озямчик» с крючочками. В скромном облике великого труженика скрывается светлый ум и добрая душа. Прежде чем взяться за какое важное дело, идет в церковь получить благословение. Характеристика и описание Левши подробно изложены в данном сочинении. Терпеливо переносит издевательства Платова, хотя не сделал ничего дурного. Позже прощает старого казака, не тая обиды в сердце. Левша искренен, говорит просто, без лести и хитрости. Безмерно любит отечество, ни за что не соглашается променять родину на благополучие и комфорт в Англии. Тяжело переносит разлуку с родными местами.
  6. Полшкипер – знакомый Левши, владеющий русским языком. Встретились на судне, направляющемся в Россию. Много пили вместе. После прибытия в Петербург проявляет заботу об оружейнике, пытаясь вызволить его из ужасных условий Обуховской больницы и найти человека, который бы передал государю важное сообщение от мастера.
  7. Доктор Мартын-Сольский настоящий профессионал своего дела. Пытается помочь Левше преодолеть болезнь, но не успевает. Становится тем доверенным лицом, которому Левша сообщает секрет, предназначенный для государя.
  8. Граф Чернышев – недалекий военный министр, обладающий огромным самомнением. Презирает простой народ. Его мало интересует огнестрельное оружие. Из-за своей недалекости, узости мышления подставляет русское войско в сражениях с противником в Крымской войне.

Темы и проблемы

  1. Тема русских талантов проходит красной нитью через все творчество Лескова. Левша без каких-либо стекольных увеличителей смог сделать маленькие гвоздики, чтобы с их помощью прибить подковы металлической блохе. Его фантазии нет предела. Но дело не только в таланте. Тульские оружейники – труженики, не умеющие отдыхать. Своим усердием они создают не только диковинные изделия, но и неповторимый национальный код, который передается из поколения в поколение.
  2. Тема патриотизма глубоко волновала Лескова. Умирая на холодном полу в больничном коридоре, Левша думает об отчизне. Он просит доктора найти возможность сообщить государю, что ружья чистить кирпичом нельзя, так как следствием этого станет их непригодность. Мартын-Сольский пытается передать военному министру, Чернышеву, данную информацию, но всё оказывается безрезультатным. До государя слова мастера не доходят, чистка же ружей продолжается до самой Крымской кампании. Возмутительно это непростительное пренебрежение царских чиновников к народу и к своему отечеству!
  3. Трагическая судьба Левши – отражение проблемы социальной несправедливости в России. Сказ Лескова носит одновременно и веселый, и печальный характер. Увлекает повествование о том, как тульские мастера подковывают блоху, демонстрируя самозабвенное отношение к труду. Параллельно с этим звучат серьезные размышления автора о непростых судьбах гениальных выходцев из народа. Проблема отношения к народным умельцам на родине и на чужбине волнует писателя. В Англии Левшу уважают, предлагают ему прекрасные условия для работы, а также стараются его заинтересовать различными диковинками. В России же он сталкивается с равнодушием и жестокостью.
  4. Проблема любви к родным местам , к родной природе. Родной уголок земли особенно дорог человеку. Воспоминания о нем пленяют душу и дают энергию для создания чего-то прекрасного. Многих, как и Левшу, тянет к отчизне, так как никакие иноземные блага не смогут заменить родительскую любовь, атмосферу отчего дома и искренность верных товарищей.
  5. Проблема отношения талантливых людей к труду . Мастера одержимы поиском новых идей. Это труженики, фанатично увлеченные своим делом. Многие из них «сгорают» на работе, так как на реализацию задуманного отдают всего себя без остатка.
  6. Проблематика власти . В чём проявляется истинная сила человека? Представители власти позволяют себе по отношению к простым людям выходить за рамки «дозволенного», кричать на них, пускать в ход кулаки. Народные умельцы со спокойным достоинством выдерживают подобное отношение господ. Истинная сила человека в уравновешенности и стойкости характера, а не в проявлении несдержанности и душевном обеднении. Лесков не может остаться в стороне от проблемы бессердечного отношения к людям, их бесправия и угнетения. Почему по отношению к народу применяется столько жестокости? Неужели он не заслуживает гуманного отношения? Бедного Левшу безразлично бросают умирать на холодном больничном полу, не сделав ничего, что могло бы ему хоть как-то помочь выкарабкаться из крепких уз болезни.

Главная мысль

Левша – символ талантливости русского народа. Еще один яркий образ из галереи «праведников» Лескова. Как бы ни было тяжело, праведник всегда выполняет обещанное, до последней капли отдает себя отечеству, ничего не требуя взамен. Любовь к родной земле, к государю творит чудеса и заставляет поверить в невозможное. Праведники возвышаются над чертою простой нравственности и бескорыстно делают добро – в этом их нравственная идея, их основная мысль.

Многие государственные деятели этого не ценят, но в памяти народа всегда остаются примеры самоотверженного поведения и искренних, бескорыстных поступков тех людей, которые жили не ради себя, а ради славы и благополучия своего Отечества. Смысл их жизни – в процветании Отчизны.

Особенности

Собрав воедино яркие вспышки народного юмора и народной мудрости, создатель «Сказа» написал художественное произведение, отразившее целую эпоху русской жизни.

Местами в «Левше» сложно определить, где заканчивается добро и начинается зло. В этом проявляется «коварство» стиля писателя. Он создает характеры подчас противоречивые, несущие в себе положительные и отрицательные черты. Так, мужественный старик Платов, являясь натурой героической, мог ни за что поднять руку на «маленького» человека.

«Волшебник слова» — так назвал Горький Лескова после прочтения книги. Народный язык героев произведения – их яркая и точная характеристика. Речь каждого персонажа образная и самобытная. Она существует в унисон с его характером, помогая понять персонажа, его поступки. Русскому человеку свойственна изобретательность, поэтому он придумывает необычные неологизмы в духе «народной этимологии»: «пустяковина», «бюстры», «потюкивают», «валдахин», «мелкоскоп», «нимфозория» и т. д.

Чему учит?

Н. С. Лесков учит справедливому отношению к людям. Все равны перед Богом. Нужно судить о каждом человеке не по его социальной принадлежности, а по христианским поступкам и душевным качествам.

Только тогда можно найти бриллиант, светящийся праведными лучами тепла и искренности.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема патриотизма часто поднималась в произведениях русской литературы конца XIX века. Но только в рассказе «Левша» она связана с мыслью о необходимости бережного отношения к талантам, облагораживающим лицо России в глазах других стран.

История создания

Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.

В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.

Описание произведения

Рассказ Лескова жанрово наиболее точно было бы назвать повестью: в нем представлен большой временной пласт повествования, есть развитие сюжета, его завязка и завершение. Рассказом писатель назвал свое произведение видимо для того, чтобы подчеркнуть особую «сказительную» форму повествования, использованную в нем.

(Император с трудом и интересом рассматривает подкованную блоху )

Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров - миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими. После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже», Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша, которые сумели подковать блоху и на каждой подкове имя мастера выставить. Левша же свое имя не оставил, потому что гвоздики выковывал, а «там уже никакой мелкоскоп взять не может».

(А вот ружья при дворе чистили всё по-старинке )

Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены. Все Левша и сам умел делать. Поразило его только состояние ружейных стволов - их не чистили толченым кирпичем, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой. Левша стал собираться домой, ему надо было срочно рассказать о ружьях Государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся». От тоски Левша всю дорогу пил с английским другом «полшкипером», заболел и по приезде в Россию оказался при смерти. Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет

Главные герои

Среди героев рассказа есть вымышленные и есть реально существовавшие в истории личности, среди которых: два российских императора, Александр I и Николай I, атаман Войска Донского М. И. Платов, князь, агент русской разведки А.И. Чернышев, доктор медицины М. Д. Сольский (в рассказе - Мартын-Сольский), граф К. В. Нессельроде (в рассказе - Кисельвроде).

(Левша "безымянный" мастер за работой )

Главный герой - оружейных дел мастер, левша. Имени у него нет, только мастеровая особенность - работал он левой рукой. У лесковского Левши был прототип - Алексей Михайлович Сурнин, работавший оружейником, бывший на учебе в Англии и передавший после возвращения секреты дела русским мастерам. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное- Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью. Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным.

Недаром единственный друг героя, о котором рассказано - представитель другой национальности. Это моряк с английского судна Полшкипер, сослуживший своему «камраду» Левше плохую службу. Чтобы рассеять тоску русского друга по родине Полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Большое количество выпитой водки и стало причиной болезни, а затем и смерти тоскующего героя.

Патриотизм Левши противопоставлен ложной приверженности интересам Отечества других героев рассказа. Император Александр I конфузится перед англичанами, когда Платов указывает ему, что и русские мастера могут делать вещи не хуже. У Николая I чувство патриотизма замешано на личном тщеславии. Да и самый яркий «патриот» в рассказе Платов таковым является только за границей, а приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником. Русским мастерам он не доверяет и боится, как бы они работу английскую не испортили и бриллиант не подменили.

Анализ произведения

(Блоха, подкованная Левшой )

Произведение отличается жанровым и повествовательным своеобразием. Оно напоминает по жанру русский сказ, основанный на легенде. В нем много фантазии и сказочности. К сюжетам русских сказкок есть и прямые отсылки. Так, император прячет подарок сначала в орешек, который кладет затем в золотую табакерку, а последнюю, в свою очередь, прячет в дорожную шкатулку, почти так же, как прячет сказочный Кащей иглу. В русских сказках цари традиционно описаны с иронией, как и в рассказе Лескова представлены оба императора.

Идеей рассказа становится судьба и место в государстве талантливого мастера. Все произведение пронизано мыслью, что талант в России беззащитен и не востребован. В интересах государства поддерживать его, оно же грубо губит талант, как будто это никому не нужный, повсеместно распространенный сорняк.

Другой идейной темой произведения стало противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны. Левша любит свое отечество самоотверженно и горячо. Представители знати ищут повод гордиться, но не дают себе труда сделать жизнь страны лучше. Это потребительское отношение и приводит к тому, что в конце произведения государство теряет еще один талант, который был брошен в жертву тщеславию сначала генерала, потом императора.

Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.

Простой тульский ремесленник Левша не отличается какими-либо особенными характеристиками. Мужчина живет в родном городе, заботится о пожилых родителях и проводит много времени за любимым делом. И даже получив возможно кардинально изменить собственную жизнь, герой не изменяет простым жизненным радостям.

История создания

В 1881 году на страницах журнала «Русь» вышла повесть под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», главная мысль которой была изложена в предисловии:

«В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке».

Последнюю фразу читатели и критики поняли буквально, и автора повести – – обвинили в простом пересказе забытой сказки. На самом деле, рассказ о Левше был написан Лесковым самостоятельно.


Иллюстрация к книге "Левша"

Возможным прототипом главного героя послужил ремесленник Алексей Михайлович Сурнин. Мужчина прожил два года в Англии, где проходил обучение на заводе. После возвращения Сурнин обучал российских мастеров и разрабатывал новые инструменты для работы с металлами.

Со временем имя главного героя приобрело нарицательное значение, а исследователи и биографа признали Лескова единственным автором патриотичной «легенды».

Сюжет


Мужчина по прозвищу Левша жил в городе Тула и прославился собственными металлолитейными работами. Внешность героя, как и мастерство, была выдающаяся:

«…на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны...».

Именно к Левше и двум его товарищам обратился донской казак Платов с царским поручением. Николай Павлович, взошедший на престол после , обнаружил в вещах брата металлическую блоху, которую царь привез из Англии.


Желая доказать, что в России работают не менее искусные мастера, монарх отправил старого военного на поиски лучших мастеров. Мужчинам велено сделать из металла такую диковинку, которая поразит англичан.

Получив распоряжения от Платова, лучшие тульские мастеровые заперлись в доме Левши и несколько дней провели за работой. Когда же донской казак вернулся, то не проявил к стараниям мастеров должного уважения. Платов, решивший, что мужики его провели, закинул Левшу в карету и повез героя к монарху.


Иллюстрация к книге "Левша"

На аудиенции у царя казак признался, что не выполнил поручения и привез из Тулы одного из обманщиков. решил лично побеседовать с горе-мастером. Оказавшись в царских палатах, Левша, который не привык разговаривать со столь высокопоставленными чиновниками, в народных выражениях объяснил государю задумку мастеров.

Мужчины подковали блоху и выгравировали собственные имена на подковах. Только имени Левши там не значилось. Герой сделал самую тонкую работу – ковал гвозди для подков.

Российский двор без сомнений признал, что у мастера – золотые руки. Чтобы утереть нос англичанам, государь решает отправить подкованную блоху обратно и вместе с необычным подарком послать за границу Левшу. Так в биографии простого тульского кузнеца произошел невероятный поворот.


Отмыв сельского мужика и придав герою вид более презентабельный, Платов отправляет Левшу за рубеж. В Лондоне, куда вскоре прибыла российская делегация, искусного мастера рассматривали как небывалое чудо.

Местные кузнецы и прочие ремесленники задавали смелому герою вопросы об образовании и опыте. Левша же без стеснения признавался, что не знает даже азов арифметики. Впечатленные талантами простого русского мужика, англичане попытались переманить мастера на свою сторону.

Но Левша, верный родине и тоскующий по родителям, оставшимся в Туле, отказался от предложения переехать в Англию. Единственное, на что согласился мастер, – остаться в Лондоне, чтобы осмотреть местные фабрики и заводы.


Англичане показали Левше последние ремесленные чудеса, но ничего из новинок не впечатлило героя. Зато старые ружья вызвали у тульского жителя необоснованный интерес. После тщательного изучения пистолетов Левша попросился домой.

Так как мужчина не знал иностранных языков, решено было отправить ремесленника морем. Довольно быстро Левша нашел себе приятеля – английского полушкипера, который говорил по-русски. Всю дорогу до России героя съедало нетерпение. Что-то увиденное в Англии так заинтересовало Левшу, что мужчина считал минуты до аудиенции у государя.

Чтобы скоротать время, полушкипер и ремесленник решили провести состязание. Мужчины захотели проверить, кто кого перепьет. И к моменту схода на берег оба действующих лица были так пьяны, что не могли говорить.


Уже в России англичанина немедленно доставили в посольство, а Левшу, который забыл документы еще в Туле, выбросили на улице. Долго страдал смертельно пьяный ремесленник на холодной дороге, пока не подобрали несчастного и не доставили в больницу.

Героя обокрали и много раз роняли, пока везли в госпиталь, принимающий больных без документов. К моменту, когда о приключениях Левши стало известно высокопоставленным лицам, тульский ремесленник умер. Единственное, что успел сказать герой перед смертью врачевателю:

«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».

Но никто не послушал совета опытного мастера.

Экранизации и постановки


На территории СССР повесть Лескова воспринималась как произведение для детей. Неудивительно, что первая экранизация произведения представляет собой мультипликационный фильм. В 1964 году состоялась премьера мультфильма «Левша». Текст повести читает актер .

В 1986 году по мотивам повести Лескова снят фильм «Левша». Съемочный процесс занял много времени, и самые масштабные сцены снимались в Большом дворце Гатчины. Роль ремесленника исполнил Николай Стоцкий.


В 2013 году повесть об искусном мастере послужила основой для оперного произведения. Автором музыки для «Левши» выступил . Партию главного героя писали специально для тенора Андрея Попова.

Цитаты

«Горите себе, а нам некогда».
«Если государю угодно меня видеть, я должен идти; а если при мне тугамента нет, так я тому не причинен и скажу, отчего так дело было».
«Только так нашу работу и заметить можно: тогда все и удивление окажется».
«Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

Много ездил по Европе и осматривал тамошние диковинки. Сопровождал его атаман донских казаков Платов, которому не нравилось, что Государь падок на всё иноземное. Из всех наций англичане особенно старались доказать Александру, что они превосходят русских. Тут уж Платов решил: будет он всю правду монарху в глаза говорить, но русских людей не выдаст!

Лесков «Левша», глава 2 – краткое содержание

Как раз на следующий день поехали Государь с Платовым в кунсткамеру – пребольшое здание, со статуей «Аболона полведерского» в середине. Англичане стали показывать разные военные удивления: буреметры, мерблюзьи мантоны, смолевые непромокабли. Александр на всё это дивился, а Платов лицо отворотил и сказал, что его донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали .

В конце показали англичане царю пистолю неподражаемого мастерства, которую один их адмирал выдернул из-за пояса у разбойничьего атамана. Кто сделал пистолю, они и сами не знали. Но Платов покопался в своих больших шароварах, вытащил оттуда отвёртку, повернул ей – и вынул у пистоли замок. А на нём стояла русская надпись: сделал Иван Москвин во граде Туле.

Англичане страшно сконфузились.

Главные герои сказа Н. С. Лескова «Левша»

Лесков «Левша», глава 3 – краткое содержание

На следующий день Александр с Платовым поехал в новые кунсткамеры. Англичане, решив утереть нос Платову, поднесли там Государю поднос. Был он как будто пуст, но на самом деле лежала сверху маленькая, как сориночка, механическая блоха. Через «мелкоскоп» Александр Павлович рассмотрел рядом с блохой ключик. На пузе у блохи была заводная дырка. После семи оборотов ключа в ней стала блоха танцевать «кавриль».

За эту блоху Государь тут же велел английским мастерам миллион дать и сказал им: «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».

На обратном пути с царём в Россию Платов больше молчал и только выпивал с досады на каждой станции квасной стакан водки, закусывал солёным бараночком и курил свою трубку, куда входил сразу целый фунт табаку Жукова.

Лесков «Левша», глава 4 – краткое содержание

Александр I вскоре умер в Таганроге, и на русский трон вступил его брат Николай . Вскоре нашёл он среди вещей Александра бриллиантовый орех, а в нём – диковинную металлическую блоху. Никто во дворце не мог сказать, для чего она служит, пока не узнал об этом недоумении атаман Платов. Он явился к новому Государю и рассказал ему, что было в Англии.

Блоху завели, и пошла она прыгать. Платов сказал, что это – работа тонкая, но наши тульские мастера наверняка смогут это изделие превзойти.

Николай Павлович от брата отличался тем, что был в своих русских людях очень уверен и никакому иностранцу уступать не любил. Поручил он Платову ехать к казакам на Дон, а по пути завернуть в Тулу и показать английскую «нимфозорию» тамошним умельцам.

Лесков «Левша», глава 5 – краткое содержание

Приехал Платов в Тулу и показал блоху местным оружейникам. Туляки сказали, что аглицкая нация довольно хитрая, но взяться против неё с Божьим благословением можно. Посоветовали они атаману пока на Дон ехать, а на обратном пути опять завернуть в Тулу, обещая к тому времени что-нибудь «государеву великолепию достойное представить».

Лесков «Левша», глава 6 – краткое содержание

Блоха осталась у трёх самых искусных тульских оружейников – из них один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны. Эти оружейники, ничего никому не сказывая, взяли сумочки, положили туда съестного и ушли куда-то из города. Иные подумали, что мастера набахвалили перед Платовым, а потом струсили и сбежали, унеся и бриллиантовый орех, бывший футляром для блохи. Однако такое предположение было совершенно неосновательно и недостойно искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации.

Лесков. Левша. Мульфильм

Лесков «Левша», глава 7 – краткое содержание

Трое мастеров пошли в город Мценск Орловской губернии, чтобы поклониться тамошней иконе Николая Угодника. Отслужив у ней молебен, оружейники вернулись в Тулу, заперлись в домике у Левши и принялись за дело в ужасном секрете.

Слышно было из дому только потюкивание молоточков. Все горожане любопытствовали, что же там делается, но искусники ни на какой спрос не отпирались. Пытались к ним проникнуть, делая вид, будто пришли попросить огня или соли, пробовали их даже пугать, что по соседству дом горит. Но Левша лишь высунул свою щипаную голову из окна и крикнул: «Горите себе, а нам некогда».

Лесков «Левша», глава 8 – краткое содержание

Атаман Платов возвращался с юга в большой поспешности. Доскакал он до Тулы и, не выходя из коляски, отправил казаков за мастерами, которые должны были англичан посрамить.

Лесков «Левша», глава 9 – краткое содержание

Казаки Платова, добежав до дома Левши, стали стучать, но им не открыли. Рванули они болты у ставень, но те были очень крепкие. Тогда казаки взяли с улицы бревно, поддели им на пожарный манер под кровлю – да всю крышу с домика сразу и своротили. А мастера закричали оттуда, что уже последний гвоздик заколачивают, а потом работу сразу и вынесут.

Стали казаки их торопить. Туляки отослали казаков к атаману, а сами побежали вслед, на ходу крючки в кафтанах застегивая. Левша нёс в руке царскую шкатулку с аглицкой стальной блохой.

Лесков «Левша», глава 10 – краткое содержание

Прибежали оружейники к Платову. Он открыл шкатулку и увидел: лежит там блоха, какая и была. Рассерчал атаман и стал туляков ругать. Но они сказали: пусть он их работу к Государю везёт – тот увидит, стоит ли ему своих русских людей стыдиться.

Боялся Платов, что мастера блоху испортили. Крикнул он, что одного из них, подлецов, с собой в Петербург возьмёт. Схватил атаман за шиворот косого Левшу, бросил в ноги к себе в коляску и помчал с собой, даже без «тугамента» (документа).

Сразу по приезде Платов надел ордена и пошёл к царю, а Левшу велел казакам при подъезде дворца караулить.

Лесков «Левша», глава 11 – краткое содержание

Войдя во дворец, Платов шкатулку с блохой поставил за печку и решил Государю о ней ничего не говорить. Но Николай Павлович ни о чем не забывал и спросил Платова: что же тульские мастера? Оправдали они себя против аглицкой нимфозории?

Платов ответил, что туляки ничего сделать не смогли. Но Государь этому не поверил и велел подать шкатулку, говоря: я знаю, что мои меня не могут обманывать!

Лесков «Левша», глава 12 – краткое содержание

Когда блоху ключиком завели, она лишь усами зашевелила, а кадриль танцевать не могла.

Платов от гнева даже позеленел. Выбежал он в подъезд и стал Левшу за волосы трепать, ругая его за то, что редкостную вещь испортил. Но Левша сказал: ничего он с товарищами не испортил, а на блоху надо в самый сильный мелкоскоп посмотреть.

Лесков «Левша», глава 13 – краткое содержание

Повели Левшу к Государю – прямо, в чём был: одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, а шиворот разорван. Левша поклонился, а Николай Павлович спросил у него: что они в Туле с блохой сделали. Объяснил Левша, что у блохи надо под мелкоскопом рассмотреть всякую пяточку, которой она ступает. Государь как только на блошиную пятку глянул, так весь и просиял – взял Левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, объявив придворным:

– Я знал, что мои русские меня не обманут. Глядите: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!

Лесков «Левша», глава 14 – краткое содержание

Все придворные дивились, а Левша пояснил: если бы был лучше мелкоскоп, то ещё бы увидели, что на каждой блошиной подковинке имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал. Одного только имени Левши там не было, потому что он мельче работал: гвоздики для подков выковывал. Поинтересовался Государь, как же туляки эту работу без мелкоскопа делали. А Левша сказал: по бедности мы мелкоскопа не имеем, но у нас и так глаз пристрелявши.

Атаман Платов у Левши прощения попросил, что за волосы его драл, и дал оружейнику сто рублей. А Николай Павлович приказал подкованную блоху обратно в Англию препроводить и послать вместе с курьером Левшу, чтобы знали англичане, какие у нас в Туле мастера есть. Обмыли Левшу в банях, одели в кафтан с придворного певчего и повезли за границу.

Лесков «Левша», глава 15 – краткое содержание

Рассмотрели англичане блоху в самый сильный мелкоскоп – и сейчас же в сейчас в «публицейских» ведомостях восторженный «клеветон» про неё написали. Три дня англичане Левшу вином накачивали, а потом спросили, где он учился и до каких пор арифметику знает?

Левша ответил, что арифметики он не знает нимало, а вся наука его – по Псалтырю да по Полусоннику. В науках, говорит, мы не зашлись, зато своему отечеству верно преданные.

Тогда стали зазывать туляка в Англии остаться, обещая ему большую образованность передать. Но Левша не хотел принять ихней веры, говоря: «наши книги против ваших толще, и вера у нас полнее». Англичане обещали его женить и уже хотели делать Левше «грандеву» со своей девицей. Но Левша сказал, что раз он к чужой нацыи обстоятельного намерения не чувствует, то зачем девушек морочить?

Лесков «Левша», глава 16 – краткое содержание

Стали англичане Левшу по своим заводам водить. Хозяйственные порядки их ему очень нравились: всякий работник у них постоянно в сытости, одет в тужурный жилет, работает не с бойлом, а с обучением. Перед каждым на виду висит долбица умножения, и он по ней подсчёты делает.

Но сильнее всего разглядывал Левша старые ружья. Совал он им палец в дуло, водил там по стенкам, вздыхал и удивлялся, что русские генералы в Англии так никогда не делали.

Потом затосковал Левша и сказал, что домой хочет. Посадили его англичане на корабль, и пошёл тот в «Твердиземное» море. На осенний путь дали Левше в Англии байковое пальто с ветряной нахлобучкою на голову. Он в нём на палубе сидел, смотрел вдаль и всё спрашивал: «Где наша Россия?»

На корабле сдружился Левша с одним английским полшкипером. Стали они вместе водку пить и заключили «аглицкое парей» (пари): если выпивает один, то непременно и другой, и кто кого перепьет, того и горка.

Лесков «Левша», глава 17 – краткое содержание

Пили они так до рижского Динаминде – и дошли до того, что оба увидели, как из моря чёрт лезет. Только полшкипер видел черта рыжего, а Левша – тёмного, как негр. Полшкипер взял Левшу на закорки и понёс за борт бросать, говоря: чёрт сразу тебя мне обратно подаст. На корабле это увидали, и капитан велел их обоих вниз запереть, но только горячего студингу им не подавать, потому что у них в нутре может спирт загореться.

Довезли их до Петербурга, тут расклали на разные повозки и повезли англичанина в посланнический дом, а Левшу – в полицейский участок.

Иллюстрация Н. Кузьмина к сказу Н. С. Лескова «Левша»

Лесков «Левша», глава 18 – краткое содержание

К англичанину в посольском доме сразу позвали лекаря и аптекаря. Посадили его в тёплую ванну, дали ему гуттаперчевую пилюлю, а потом положили под перину и шубу. Левшу же свалили в участке на пол, обыскали, забрали часы и деньги, которые дали англичане, а потом непокрытого по холоду повезли на извозчике в больницу. Но так как «тугамента» (документа) у него не было, то ни одна больница его не приняла. Таскали Левшу до утра по всем отдаленным кривопуткам – и наконец доставили в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают. Посадили там на пол в коридоре.

А англицкий полшкипер на другой день встал, как ни в чём не бывало, курицу с рысью (рисом) съел и побежал искать своего русского камрада Левшу.

Лесков «Левша», глава 19 – краткое содержание

Полшкипер скоро Левшу нашел. Тот так и лежал на полу в коридоре. Англичанин побежал к графу Клейнмихелю и зашумел:

– Разве так можно! У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина.

Англичанина за рассуждение о душе человечкиной сразу вон выперли. Посоветовали ему сбегать к атаману Платову, но тот сказал, что теперь уж получил отставку. Добился наконец полшкипер, чтобы послали к Левше доктора Мартын-Сольского. Но когда он приехал, Левша уже кончался, лишь выговорив напоследок:

– Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.

И с этою верностью Левша перекрестился и помер. Доктор передал его слова графу Чернышеву, однако тот сказал, чтобы он в военные дела не мешался. Чистка кирпичом так и продолжалась до самой Крымской кампании . А доведи слова Левши в свое время до государя, – в Крыму на войне совсем бы другой оборот был.

Лесков «Левша», глава 20 – краткое содержание

Лесков заключает свою повесть словами, что народный миф о Левше метко и верно передаёт дух минувшей эпохи. В век машин подобные умельцы перевелись даже в Туле. Однако не умирает вдохновенный мастеровой эпос – и притом с очень «человечкиной душой».



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...