Игры по обучению правильного звукопроизношения. Игры для формирования правильного звукопроизношения: автоматизация и дифференциация различных звуков

Жигайло Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-Д/сад № 116" г.Сыктывкара
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека дидактических игр по коррекции звукопроизношения"
Дата публикации: 12.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Картотека дидактических игр по коррекции звукопроизношения
(методическая разработка)
Составил: воспитатель Жигайло Елена Михайловна (высшая категория)
Картотека дидактических игр по коррекции произношения

шипящих звуков

Игры подготовительного этапа

«Веселый язычок»

Цель:
развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.
Ход:
ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков
2. «Как Буратино за грибами ходил»

Цель:
подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков.
Ход:
воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел за грабами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения.
2.

«Футбол»

Цель:

Ход:
дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.
4. «Самый большой мыльный пузырь»

Цель:
развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход:

5. «Светофор»

Цель:

Ход:
детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом воспитателем ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично про водится игра со словами.
6. «Где звук?»

Цель:

Ход:

7. «Волшебные кубики»

Цель:

Ход:

8. «Мяч в воздухе»

Цель:

Ход:

9. «Оркестр»

Цель:

Ход:

Игры на формирование правильного произношения шипящих звуков

1. «Тишина»

Цель:

Ход:
водящий стоит у стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом громком движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным произношением звука Ш.
2. «Лес шумит»

Цель:
формировать правильное произношение звука Ш.
Ход:
воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев. Деревья качаются и шумят: ш-ш-ш. воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, как деревья, когда на них дует ветер.
3. «Гуси»

Цель:
формировать правильное произношение звука Ш.
Ход:
ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к цыпленку, котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным шипением.
4. «Пчелы и медвежата»

Цель:

Ход:
дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая – медвежата. Пчелы собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав сигнал «пчелы, за медом!», дети разбегаются, перелетая с цветка на цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал «медведи идут» пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж. при повторении игры дети меняются ролями.
5. «Мухи в паутине»

Цель:
формировать правильное произношение звука Ж.
Ход:
часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж, влетая и вылетая с круга. По сигналу логопеда дети, изображающие паутину берутся за руки. Те которые не успели выбежать из круга попадают в паутину и выбывают из игры. Воспитатель следит за правильным произношением звука.
6. «Пчелы собирают мед»

Цель:
формировать правильное произношение звука Ж.

Ход:
одна группа детей изображает цветы. На головы им одевают веночки. Другая группа детей – пчелы, которые собирают мед. Пчелы летаю т вокруг цветка и жужжат. По сигналу воспитателя они летят в улей. За тем дети меняются ролями.
7. «Поезд»

Цель:

Ход:
дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз. Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ч-ч-ч. Дав поезду немного проехать ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход. На красный – поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается.
8. «Воробушки»

Цель:
формировать правильное произношение звука Ч.
Ход:
дети (воробушки) сидят на стульчиках (гнездышках) и спят. На слова логопеда: в гнезде воробушки живут и утром рано все встают дети раскрывают слова и громко повторяют: чирик-чик-чик, чирик-чик-чик. После этих слов дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя «кошка близко» возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько раз.
9. «Договори словечко»

Цель:
формировать правильное произношение звука Ч.
Ход:
воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кирпи…, цирка…, скрипа…., и т.д.).
Игры на закрепление правильного произношения шипящих звуков

1. «Поймай рыбку»

Цель:
автоматизация шипящих звуков в словах.
Оборудование:
металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом.
Ход:
дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
2. «Помоги Маше»

Цель:

Ход:
воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.).
3. «Одень ребятишек»

Цель:
автоматизация звука Ш в словах.
Ход:
на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.).
4. «Назови ласково»

Цель:
автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах.
Ход:
воспитатель говорит: Захотелось ласковых нам слов. Кто из звуков нам помочь готов? Ч (Ш) – наш самый нежный звук Не откажемся мы от его услуг. Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно ласкательным суффиксом (Юля-Юлечка, Соня-Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух- петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т.д.).
5. «Родители и детки»

Цель:
автоматизация звуков Ж, Ч в словах.
Ход:
воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок, медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.).
6. «Большущие слова»

Цель:
автоматизация звука Ч в словах.
Ход:
воспитатель бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени: у кошки – усы, а у тигра - …. у птички – глаза, у дракона - …. у гномика – дом, а у великана ….
7. «Колечко-колечко»

Цель:
закрепить правильное произношение звука Ч во фразах.

Ход:
дети встают в круг, сложив ладони лодочкой. В ладонях водящего колечко. Обходят детей, водящий незаметно оставляет колечко из одного из играющих, затем выкрикивает: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Играющий с колечком, если его не успеют удержать выбегает из круга и становится водящим.
Игры на дифференциацию шипящих звуков

1. «Прогулка в лес»

Цель:
дифференциация звуков Ш – Ж.
Ход:
в одном углу группы стоят дети, в другом – стульчики, это лес. Воспитатель говорит: «Мы идем на прогулку в лес там посидим отдахнем и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Воспитатель просит их изобразить, качающиеся верхушки деревьев (ш-ш- ш), жужжат жуки (ж-ж-ж), шипят змеи и т.д.
2. «Жадный кот»

Цель:
дифференциация звуков Ш-Ж.
Ход:
выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети мышки. Они проходят мимо кота и шепчут: «тише-тише, кот все ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот ловит мышей. Кто попался коту в лапы должен произнести слова со звуками Ш – Ж.
3. «Слово заблудилось»

Цель:
дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж – Ш).
Ход:
Заблудится может каждый, Даже очень, очень важный, Бизнесмен или ребенок, Белка, мышка и котенок, Вот и слово заблудилось, Не в том месте очутилось, Испугалось и закрылось, Между слов других забилось. Ты найди его скорей, Успокой и пожалей.
Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком. Например, шуба, шайба, санки, шарф.
4. «Мяч в кругу»

Цель:
упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими звуков.
Ход:
дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком С, а другой со звуком Ш, следующий – со звуком С и т.д. (аналогично играют и с другими парами звуков).
5. «Звенит – жужжит»

Цель:
дифференциация звуков З – Ж.
Ход:
водящий выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают по одному слову, в названии которого есть звук З или Ж. водящий, вернувшись слушает придуманные слова и говорит: звенит, если слышит звук З, и жужжит, если слышит звук Ж.
6. «Умей слушать»

Цель:
закреплять умение детей дифференцировать звуки.
Оборудование:
макет четырехэтажного домика, предметные картинки с изображением животных.
Ход:
дети должны расселить зверей и птиц по квартирам: на первом этаже – животные и птицы, в названиях которых есть С, на втором – звук Ш, на третьем З, на четвертом Ж.
7. «Закончи словечко»

Цель:
дифференциация звуков З-Ж в словах.
Ход:
ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).
8. «Замени звук»

Цель:
дифференциация звуков С-Ш.
Ход:
воспитатель называет слово, а ребенок заменяет свистящий звук на шипящий, произносит получившееся слово (сок-шок, сутки-шутки, сайка- шайка, сила-шило, миска-мишка и т.д.).
Игры по коррекции произношения звуков Л – ЛЬ

Игры подготовительного этапа

1. «Веселый язычок»

Цель:

2. «Фишечный диктант»

Цель:
упражнять детей в определении позиции звука в слове.
Ход:
у каждого ребенка по 8-10 фишек. Логопед произносит слова со звуком Л в разных позициях, а ребенок раскладывает фишки по карточкам с указанием начала, середины или конца слова. После диктанта провидится проверка.
3. «Звуковая мозаика»

Цель:
учить выделять заданный звук в ряду других звуков.
Ход:
у каждого ребенка имеется игровое поле разделенное на 9 квадратов. Воспитатель произносит звуки, а дети отмечают фишкой на игровом поле звук Л. В итоге на поле получается какой либо узор (количество клеток на игровом поле может увеличено до 16).
4. «Волшебные кубики»

Цель:
закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Ход:
ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречаются звуки Л-ЛЬ. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.
5. «Мяч в воздухе»

Цель:
упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Ход:
дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.
6. «Слушай и хлопай»

Цель:
выделение заданного звука на фоне слова.
Ход:
взрослый зачитывает слоги, ребенок повторяет их за взрослым. Затем медленно и четко зачитывает слова, а ребенок хлопает в ладоши, услышав слово, где нет заданного слога. Например, кла-кла-кла – клад, закладка, класс, клык, кукла.
Игры для формирования правильного произношения звуков Л – ЛЬ.

1. «Пароход»

Цель:

Ход:
воспитатель предлагает детям отправится в путешествие на пароходе и погудеть: ы-ы-ы. А потом положить язык между зубами и слегка погудеть: л-л-л. Каждый ребенок гудит как пароход, катая зайчика, матрешку и т. д.
2. «Самолет»

Цель:
формирование правильного произношения звука Л.
Ход:
воспитатель показывает детям рисунок самолета, который может прятаться за облака, тогда ему не видно, а только слышно. Дети имитируют гул самолета протяжно произнося звук Л.
3. «Пускаем кораблики»

Цель:
формирование правильного произношения звука Л.
Ход:
ребенку показывается картинка, на которой звери пускают кораблики. Чтобы помочь доплыть кораблику до места назначения, необходимо провести по дорожке пальцем, произнося звук Л.
4. «Веселые музыканты»

Цель:
формирование правильного произношения звука Л.
Ход:
воспитатель предлагает детям поиграть на балалайках. Дети левой рукой как будто держат гриф, а правой ударяют по струнам и произносят слоги, которые на карточках показывает дирижер (ла, ло, лу, ал, ол, ул).
5. «Магнитофон»

Цель:
формирование правильного произношения звука Л.
Ход:
воспитатель предлагает детям послушать и точно повторить ряд слогов, интонационно выделяя ударный слог (ла-ла-
ла
), (лу-
лу
-лу и т.д.).
Игры на закрепление правильного произношения звуков Л – ЛЬ

1. «Лягушачий концерт»

Цель:

Ход:
дети «превращаются» в лягушат, которых зовут ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ. Воспитатель – жаба-дирижер. Указывая рукой на лягушат по очереди он предлагает каждому лягушонку спеть свою песню, многократно повторяя соответствующий слог.
2. «Лягушки и комары»

Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
перед ребенком находится картинка, на которой изображено болото с кочками. Чтобы лягушонок мог поймать комара ему необходимо перепрыгивать с кочки на кочку. Перепрыгнуть он может, если ребенок правильно прочитает или повторит за воспитателем слоги со звуком Л.
3. «Кладовка бабы Клавы»

Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
воспитатель объясняет, что у бабы Клавы много старых вещей хранится в кладовке. Ребенок должен выбрать и назвать только те предметы, в названии которых есть звук Л (пластинки, глобус, слоники, полотенце, флаконы и т.д.).
4. «Путешествия в сказку»

Цель:
автоматизация звука Л в словах и словосочетаниях.
Ход:
воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением сказочных героев. Каждый ребенок выбирает себе картинку, в названии которой есть звук Л и называет сказку (колобок, золушка, оловянный солдатик и т. д.).
5. «Один – много»

Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово в единственном числе. Ребенок возвращает мяч и называет слово во множественном числе (стол-столы, дятел-дятлы, пила-пилы и т.д.).
6. «Лесная школа»

Цель:
автоматизация звука Л в словах и предложениях.
Ход:
воспитатель предлагает детям школу для зверей. Дети должны отобрать и назвать картинки с животными, которые будут учиться в школе, с школьными принадлежностями, с цветами в названиях которых есть звук Л. После чего дети должны составить рассказ о лесной школе.
7. «Неудачная рыбалка»

Цель:
автоматизация звука ЛЬ в слогах.
Ход:
воспитатель предлагает ребенку перечислить, что попалось на крючок лягушонку вовремя рыбалки. Ребенок называет слова с правильным звуком ЛЬ (лейка, колесо, туфля, кошелек и т.д.).
8. «Вещи, которые нас окружают»

Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
Много есть вещей полезных, Деревянных и железных, Что помогут нам всегда, Нам без них ни как нельзя. Воспитатель называет действие, а дети образуют слова со звуком Л (качаться-качалка, вешать-вешалка, точить-точилка, косить-косилка и т. д.).
9. «Составь слово»

Цель:
автоматизация звука Л в словах.
Ход:
воспитатель раздает детям карточки с написанными на них слогами. Задача детей сложить и прочитать слова (жи-лы, лы-ко, ла-ма и т.д.).
10. «Угадай, чего не стало»

Цель:

Ход:
воспитатель предлагает определить самого внимательного из детей. перед детьми раскладываются картинки в названиях которых встречается звук Л (ЛЬ). Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Задача детей вспомнить и назвать картинку.
11. «Посмотри и назови»

Цель:
автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход:
воспитатель предлагает рассмотреть карточку с цифрами и подставить в пустые окошки любые картинки из предложенных. После чего ребенок должен правильно назвать картинки, согласовывая существительные с числительными. Например, один стол, три ландыша, пять иголок и т.д.
12. «Подружи слова»

Цель:
автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход:
ребенок должен составить как можно больше пар из предложенных картинок, обосновывая свой выбор. Например, ландыш и лук – это растение; стол и шакал – слова заканчивающиеся на звук Л и т д.).
Игры на дифференциацию звуков Л (ЛЬ)

1. «Назови, какого цвета»

Цель:

Ход:
на столе три круга – желтого, зеленого, голубого цвета. Ребенок называет, что изображено на картинке и какого цвета, и кладет картинку к нужному кругу (желтый лимон, голубое платье, зеленый салат и т.д.).
2. «Зоопарк»

Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
ребенку предлагается расставить так, чтобы за синим забором находились животные, в названии которых есть звук Л, а за зеленым – животные, в названии которых есть звук ЛЬ.
3. «Кто это?»

Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
воспитатель называет определение, а ребенок выбирает и называет соответствующую картинку (с хоботом – слон, с гривой – лев, с горбом – верблюд и т.д.).
4. «Садовники»

Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну клумбу цветы, в названиях которых есть звук Л, на другую клумбу цветы в названиях которых есть звук ЛЬ (ландыш, лютик, флокс, василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка).
5. «Четвертый лишний»

Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
воспитатель называет слова или показывает картинки среди которых одна не походит. Дети должны назвать лишнее слово или картинку. Например, кукла, неваляшка, лото, лопатка.
6. «Мяч в кругу»

Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком Л, а другой со звуком ЛЬ, следующий – со звуком Л и т.д.
7. «Слово заблудилось»

Цель:
дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
Заблудится может каждый, Даже очень, очень важный,
Бизнесмен или ребенок, Белка, мышка и котенок, Вот и слово заблудилось, Не в том месте очутилось, Испугалось и закрылось, Между слов других забилось. Ты найди его скорей, Успокой и пожалей. Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком (клубок, клумба, лыжник).
Игры по коррекции произношения звуков Р – РЬ

Игры подготовительного этапа

1. «Веселый язычок»

Цель:
развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков. Ход:
2. «Футбол»

Цель:
развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход:
дети садятся за стол напротив друг друга. На столе логопед ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.
3. «Самый большой мыльный пузырь»

Цель:
развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход:
детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом.
4. «Светофор»

Цель:
выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.

Ход:
детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом логопедом ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично проводится игра со словами.
5. «Где звук?»

Цель:
учить определять место звука в слове.
Ход:
детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.
6. «Волшебные кубики»

Цель:
закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Ход:
ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.
7. «Мяч в воздухе»

Цель:
упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Ход:
дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.
8. «Оркестр»

Цель:
развивать длительный, плавный выдох.
Ход:
по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки).
Игры на формирование правильного произношения звуков Р – РЬ

1. «Лошадка»

Цель:

Ход:
дети делятся на три группы. Одна группа изображает наездников, две другие лошадок. Дети, изображающие лошадок берутся по парно за руки и с цоканьем ездят управляемые наездником. По сигналу воспитателя наездник останавливает лошадок, говоря: тр-тр-тр. Потом дети меняются.
2. «Самолеты»

Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Оборудование:
гирлянда с флажками, три флажка (красный, синий зеленый).
Ход:
на одной стороне комнаты стоят стульчики, впереди натянута гирлянда с флажками – это аэродром. Летчики сидят на стульчиках и заводят моторы: д-д-д-дррр. Получив правильный звук Р, летчики разлетаются в разных направлениях. По команде возвращаются на аэродром. Если ребенок не сумеет перейти на звук Р, то его отправляют в ремонт к механику (логопеду).
3. «Цветные автомобили»

Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Оборудование:
цветные обручи по числу играющих, несколько цветных флажков.
Ход:
на стульях сидят дети. Они автомобили. Каждому дается обруч – это руль. Перед водящим на столе лежат несколько флажков. Он поднимает один из них и дети, у которых руль того же цвета бегут по комнате, подражая звуку мотора. По сигналу дети останавливаются и возвращаются на свои места.
4. «Будильник»

Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Ход:
все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок – будильник. Воспитатель говорит, в котором часу детей надо разбудить, и начинает медленно считать, когда он произносит назначенное время, будильник начинает трещать: р-р-р.
5. «Вороны»

Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Ход:
воспитатель делит детей на три группы: первая группа изображает елочку, дети становятся в круг и, опустив руки, говорят: как под елочкой зеленой скачут, каркают вороны; вторая – вороны, которые прыгают в круг и каркают. Первая группа детей говорит: из-за корочки подрались, во все горло разорались. Вторая группа каркает. Первая группа: вот собаки прибегают и вороны улетают. Третья группа детей, изображающая собак рычит и гонится за воронами. Пойманные становятся собаки.
6. «Договори словечко»

Цель:
формирование правильного произношения звука РЬ.

Ход:
воспитатель начинает слово, а дети добавляют правильный звук РЬ (фона…, сниги…, буква…, сло… и т.д.).
7. «У медведя во бору»

Цель:
формирование правильного произношения звука Р.
Ход:
дети делятся на две группы. Группа детей тихонько подходят «к медведям» и говорит: У медведя во бору, Грибы, ягоды беру, А медведь не спит И на нас рычит. Группа медведей имитируют рычание и ловят детей.
Игры на закрепление правильного произношения звуков Р - РЬ

1. «Сороконожка»

Цель:

Ход:
перед ребенком кладется картинка сороконожки. Логопед говорит: Трудно жить сороконожке, Надевать самой сапожки. Вот помог бы кто-нибудь Сорок ножек ей обуть. Поможем сороконожке обуться? «Надевай» ей на ножки ботиночки и повторяй слоги. Ребенок проводит пальчиком от ботиночка к раскрашенной в тои же цвет части сороконожки и повторяет слоги, подписанные на ботинках. «Обувать» сороконожку следует с хвоста.
2. «Магазин»

Цель:

Ход:
на картинке изображен магазин, в котором морж продает предметы, в названиях которых есть звук Р (ватрушки, груши, виноград, гранаты и т.д.). в магазин пришел страус и сделал покупки. На второй картинке изображен магазин после покупок страуса. Задача ребенка назвать те предметы, которые купил страус.
3. «Африка»

Цель:
автоматизация звука Р в словах.
Ход:
перед ребенком лежит картина, на которой изображены африканские животные. Задача ребенка разделить животных на травоядных и хищников и правильно назвать их.
4. «Замени звук»

Цель:
автоматизация звука Р в слогах.

Ход:
воспитатель бросает мяч и называет слово, а задача ребенка заменить первый звук на звук Р и назвать новое слово (хобот-робот, пыжик-рыжик, нога-рога, мука-рука и т.д.).
5. «Ру-ру-ру»

Цель:
автоматизация звука Р в слогах и словах.
Ход:
воспитатель говорит: ру-ру-ру, ру-ру-ру, затеваем мы игру, руку другу тянет друг, встанем мы в широкий круг. Каждый ребенок по очереди называет слог ру, а рядом с ним стоящий заканчивает слово (ру-башка, ру- ка, ру-чей и т.д.).
6. «Подбери слова»

Цель:
автоматизация звука Р в словах.
Ход:
воспитатель предлагает найти в группе как можно больше картинок со звуком Р. после того как все картинки будут собраны логопед и дети пробуют зарифмовать слова между собой (топор-помидор, груша-каркуша, петрушка-ватрушка, тетрадка-кроватка и т.д.).
7. «На стройке»

Цель:
автоматизация звука Р в слогах.
Ход:
воспитатель предлагает детям помочь трем парасятам построить прочный дом. Дети должны выбрать строительный материал и инструмент необходимый для строительства, в названиях которых есть звук Р (кирпичи, рубанок, топор, мастерок, отвертка и т.д.).
Игры на дифференциацию звуков Р – РЬ (Л – Р)

1. «Самолет»

Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
воспитатель объясняет, что после постройки самолета его надо испытать. Детям предлагается завести мотор и порычать, а после набора высоты, когда самолета не видно погудеть звуком Л. По команде дети произносят звуки Р и Л попеременно.
2. «Перетягивание каната»

Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
перед ребенком находится картина на которой нарисованы тигренок с лягушатами перетягивающие канат. На карточках написаны слоги. Если тигренок перетягивает канат к себе, то ребенок читает слоги со звуком Р, если лягушки – то ребенок читает слоги со звуком Л.
3. «Договори словечко»

Цель:
дифференциация звуков Л – Р.

Ход:
воспитатель начинает произносить слова, а ребенок поднимает со слогом РА или ЛА и произносит слово полностью (игла, зебра, пчела, гора и т.д.).
4. «Садовники»

Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну клумбу цветы в названиях, которых есть звук Л - ЛЬ, на другую клумбу цветы в названиях которых есть звук Р - РЬ (ландыш, лютик, флокс, василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка, нарциссы, роза, сирень, ромашка, астра).
5. «Измени слово»

Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
воспитатель предлагает детям изменять первый звук в словах и получать новые слова (лак-рак, ложки-рожки, лама-рама и т.д.).
6. «Закончи слово»

Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
воспитатель предлагает закончить слово. Он называет начало слова, а ребенок поднимает карточку со слогом РЫ или ЛЫ и произносит получившееся слово (школы, ковры, узлы, заборы и т.д.).
7. «Ловишки из круга»

Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Оборудование:
фанты у детей.
Ход:
дети стоят в круге. Ловишка, назначенный воспитателем, находится в центре круга. Дети в круге ловят хоровод и говорят: мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну попробуй нас догнать. Раз-два-три – лови. На последнем слове дети разбегаются, а ловишка их ловит и забирает фанты. Чтобы продолжить игру ребенок должен отработать фант (придумать слова на звуки Р – Л).
8. «Найди себе пару»

Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
у детей в руках картинки, которые между собой образуют пары по противопоставлениям звуков Р – Л. Воспитатель просит их подобрать себе пару, как можно быстрее.
9. «Звериная лечебница»

Цель:
дифференциация звуков Л – Р.
Ход:
воспитатель предлагает вылечить животных разложив картинки с их изображениями на две группы. В первой группе должны оказаться животные, в названии которых есть звук Л, во второй звук Р. Придумать историю про успешное выздоровление животных.

Дидактические игры по звукопроизношению

для дошкольников с общим недоразвитием речи

МАДОУ Д/С 9 «Радуга» г. Белореченск

учитель-логопед Чич И.С.

Цель работы : Создать благоприятные условия стимулирующие процесс коррекции звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями с использованием разнообразных игр.

Одним из направлений логопедической коррекционной работы, является формирование правильного звукопроизношения. Порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после повторения этого слова от семидесяти до девяноста раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.

Как указывает Е.Ф.Архипова, этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лингвистическом материале до полного упрочнения навыка. Разработкой способов и этапов автоматизации звуков занимались М.Е.Хватцев, М.Ф.Фомичева, Г.В.Гуровец, С.И.Маевская и другие. И.А. Смирнова отмечает, что логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка.

Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра – ведущая деятельность для дошкольника. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Важным в коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу.

Дидактическая игра имеет определённую структуру (Е.В.Карпова). Структура – это основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие ДИ:

Дидактическая задача;

Игровая задача;

Игровые действия;

Правила игры;

Результат (подведение итогов);

При провидении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

В ситуации ДИ знания усваиваются лучше. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники данной игры. Нарушается это условие и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, ДИ – это игра только для ребёнка. Для взрослого- она способ обучения. В ДИ усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель ДИ и игровых приёмов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

В ДИ создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая самостоятельный действенный и чувственный опыт.

ДИ позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль ДИ в учебном процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить свой собственный опыт. Игры и упражнения, в которых дети действуют путём проб и измерений, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.

ДИ имеют большое познавательное значение, т.к. расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т.д.

В ходе игры развивается речевая активность детей, воспитывается выдержка (ребёнок должен отвечать тогда, когда его спрашивают). ДИ проводятся педагогом со всей группой, с подгруппой и индивидуально. В ДИ ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, они формируют его движения, внимание, умение сосредоточится, то есть развиваются способности, которые важны для успешного обучения в школе.

Игра – это сложное социально-психологическое явление. Являясь основным видом деятельности дошкольного периода, игра обеспечивает существенные достижения в физической, психической и личностной сферах, даёт эффект общего психического развития. В игре ребёнок учится управлять собой.

Предлагаю некоторые из использованных мною игр:

игры с мячом “Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой”, “Разноцветные мячи”, “Звуковая цепочка” с передачей мяча, “Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков, называй”, “Встречу слово на дороге – разобью его на слоги” Т.А.Воробьевой и О.И.Крупенчук “Мяч и речь” КАРО Санкт-Петербург 2003г
– игры с прищепками: “Собери звуковые бусы”, “Различай и называй”, “Сороки”. Эти и другие игры с прищепками вы можете найти в пособии Ю.А.Фадеевой, Г.А.Пичугиной, И.И. Жилиной “Игры с прищепками: творим и говорим” – М.:ТЦ Сфера, 2011.(Библиотека логопеда).

подвижные игры: “Цветы и пчелки”, “Живая стрелка”, “Найди свой домик” и другие вы сможете познакомиться в статье Сотниковой В.Н. “Подвижные игры в работе с детьми ОНР” журнал “Логопед” №3/2011.

Подробнее хочу остановиться на дидактических настольных играх, основная цель которых автоматизация и дифференциация звуков; а так же развитие фонематического восприятия; формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Игры

(автоматизация звуков)

« День рождение Лунтика»

Цель: автоматизация звука [Л,Л] в слова, развивать словарный запас. Развивать внимание, память, зрительное восприятие.

Оборудование: картинка с изображением Лунтика; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры:

1) У Лунтика - День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Лунтику? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Л].

В ходе игры можно предложить ребенку:

Определить место заданного звука в словах(в начале, середине, конце)

Придумать предложение с названием любой картинки.

Разделить слово на слоги и посчитать их количество.

Выделить живое и неживое.

Назвать слова ласково.

Отгадать какой картинки не стало, закрыв ее карточкой.

«Холодильник» Э та игра очень нравится детям. В ней автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки, развивается память, пространственные представления.


Варианты игры:

    Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук С (или другой).

    Взрослый просит убрать на полку выше или ниже от предыдущего и т.п.

    Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.

    Дифференциация: на правую дверцу сложи продукты в названии которых есть звук С, на левую в которых есть звук Ш.

«Аквариум»

Варианты игры:

1 Очень нравится детям, так как никогда не знаешь, в каком аквариуме плавает больше рыбок. Чтобы это узнать взрослый произносит 10 слов (на примере звука Ш). Если звук Ш в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме .

2 Вариант игры со звуком Р. Ребенок вылавливает рыбку, проговаривает слово с автоматизированным звуком Р. Если звук Р в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме .

Взрослому очень легко проверить ребенка - в первом будут только синие рыбки, во втором- желтые, а в третьем зеленые. Эта игра очень нравится детям. В ней автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки, развивается память, пространственные представления.


«Мы со звуком “Р” играем» стихотворение в картинках позволяет быстро запомнить его, а так же автоматизировать звук [Р ].

«Веселые осьминожки» хороша тем, что она многофункциональна. С её помощью вы можете автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать лексико-грамматические категории, связную речь .


«Весенняя полянка»

Цель:

Закрепить правильное произношение звуков Ш - Ж, С –З.

Задачи:

Учить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные.

- учить определять место звуков Ш –Ж, С – З в словах.

Развивать координацию движения рук

Развивать память, внимание, мышление.

Материал: панно, на котором изображена весенняя полянка. Картонные пчелки с одной стороны с изображением предметов и животных, в которых встречается звуки С –З, и картонные бабочки со звуками Ш –Ж. Пластмассовый сачок, к которому прикреплен магнит.

Описание: ребенок берет сачок, ловит пчелку и переворачивает ее, называя картинку, изображенную на обратной стороне. В одно ведерко он складывает картинки со звуком С, в другое со звуком З.

Аналогично с бабочками. В ходе игры можно предложить ребенку: место заданного звука в слове, назвать слово ласково. Выбрать любую пчелку и составить предложение с этим словом.

Парные картинки” Игра яркая, красочная, карточки с картинками подобраны на каждый звук. С этой игрой, я не только автоматизирую поставленные звуки, но и упражняю детей в употреблении существительных в ед. и мн. числе; а так, же в согласовании числительных с существительными .

«Улитка». Я использую три варианта игры. Одна плоскостная на карточках, где используются кубик и фишки, а другая на детской пирамидки, на которой необходимо найти картинки с заданным звуком.


«Что приснилось Зайке?». В этой игре я автоматизирую и дифференцирую звуки З и ЗЬ. Ребенку предлагается взять облачко и сказать, что приснилось Зайке. Если он называет звук З правильно, картинка остается у Зайки, если нет, остается у логопеда. Второй вариант игры: необходимо найти и назвать только те картинки, в которых звук З - твердый или только те, в которых звук З – мягкий.

«Накорми Зину пирожками и конфетами.» Ребенку необходимо взять пирожок и назвать правильно и четко с чем он. Если ребенок называет правильно, то пирожок остается Зине, если нет, то пирожок остается у логопеда. Аналогично игра проводится с конфетами.

«Дружные пингвины» увлекательная игра использую её для подгруппы детей. Игроки по очереди бросают кубик и делают нужное количество ходов. Если ребенок остановился на синем шестиугольнике, то придумывает слово, содержащее твердый звук (например, Р), если на зеленом, то требуется назвать слово, содержащее мягкий звук (например, Рь). Выигрывает тот, кто первым придет к финишу. Особенно интересно, если дети используют вместо фишек игрушки пингвинов из Киндер-сюрпризов.

«Собери чемодан и рюкзак». Комплексная логопедическая игра на автоматизацию звуков

В комплекте 2 фона - семья собирает чемодан на море и семья отправляется на пикник в лес и 72 качественные предметные картинки. Помоги собрать все вещи, которые пригодятся на море. Помоги сложить все вещи, без которых не обойтись в лесу. Называй картинки и выделяй звук Р, Л, С... (в зависимости от того, что автоматизируется). Речевой материал: шоРты, саРафан, поЛотенце, БЛуза, РЕмень, чаСы, кРуг, РасЧеска, зубная паСта, кРЕм, туфЛИ, плееР, Сланцы, Шлепанцы, пЛатье, зеРкало, Зонт, фотоаппаРат, Сандалии, РубаШка, купаЛЬник, кроССовки, дЖинсы, теЛЕфон, Лак, боСоножки, тРуСы, Сумка, коШелёк, БРИтва, биЛЕты, кЛЮч, Зубная щетка, батаРЕйки, Шляпа, оЧки, моЧалка, футбоЛка, науШники, таБЛЕтки, паСпоРт, ноСки, маСка, тРубка, ноЖик, фонаРИк, бинокЛЬ, бейсбоЛка, удоЧка, пЛастыРЬ, пЛЕд, туаЛЕтная бумага, котеЛок, Лодка, бутеРброд, мыЛо, компаС, каРта, коСынка, Лопата, СпиЧки, тороР, Ракетки, пиЛа, теРмос, веРЕвка, воЛанЧик, паЛатка, шаШлык, соЛЬ.

Игры

(тематические)

Дидактическая игра «Веселые поварята»

Цель:

Активизировать словарь по теме « Овощи»

Учить составлять распространенные предложения.

Материал: сотейник и кастрюля, вырезанные из картона. Картинки с изображением овощей.

Описание: перед ребенком выкладывают картинки кастрюли и сотейника.

Предлагается разложить овощи в сотейник, а фрукты в кастрюлю.

Предложить ребенку сварить борщ, рагу и компот, сделать салат.

Учить детей составлять предложение с заданным словом.

Усложнить: Что можно сделать с оставшимися овощами и фруктами? Как их можно приготовить? (баклажаны, кукуруза, огурец, помидор, ананас, банан и т.д.)


Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными. Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи. Например: Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок. Одна куртка, две куртки … пять курток. Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов). Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот: Чистые ботинки – … грязные ботинки; Новые сапоги – … старые сапоги; Широкая юбка – … узкая юбка; Длинное пальто – … короткое пальто; Белый пиджак – … черный пиджак.

Игра «Разложи по полочкам»

Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.


«Веселый поезд» существует много вариантов этой игры и в этом её достоинство; по принципу исключения лишнего, решаются многие задачи коррекционного процесса .


Речевая игра «Рассели по домикам»

В домиках "он", "она", "они", "оно" живут слова мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа. "Расселить" слова по домикам – интуитивно определить их род и число без названия терминов.


Игра «Посудка»

Цель:

Активизировать словарь по теме « Продукты» и «Посуда»

Учить составлять распространенные предложения.

Закреплять знания цветов и их оттенков.

Развивать память, внимание, мышления.

Материал: Посудка: кастрюли, сковороды, протвени, картинки с изображением овощей, сыпучие крупы (гречка, перловка и т.д.)

Ход игры. Детям предлагается открыть кастрюльку такого цвета, который называет логопед и сказать, что в ней готовится.(например: суп из рыбы-рыбный суп, из фасоли – фасолевый, из лука- луковый и т.д.)



Таким образом, использование игровых методов и приемов, позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.

В создании многих игр я использовала не только свои идеи, но и игры разработанные учителем-логопедом Матыкиной И.А. с её сайта http://logorina.rusedu.net/, а также материалы из научно-методических журналов: «Логопед в детском саду», «Обруч», «Логопед» с приложением «Библиотека логопеда», «Конфетка»; «Дошкольная педагогика».



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...