Личные формы глаголов в русском. Личные формы глагола

Урок 46

Тема: «Личные формы глаголов»

Дата проведения: 12.11.13

Цель: дать понятие о личных формах глаголов, учить различать начальную и личную формы глаголов.

Задачи: - повторить глаголы неопределенной формы, учить различать глаголы начальной и личной форм, вспомнить личные местоимения.

Развивать речь, внимание, наблюдательность.

Прививать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, карточки со словами.

Ход урока:

1.Орг.момент

Проверка готовности к уроку.

2. Минутка чистописания.

- Сегодня для чистописания мы возьмём замечательные слова уже известного нам баснописца И.А.Крылова.

Быть сильным хорошо. Быть умным лучше вдвое.

И.А. Крылов

Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы учащихся).

3. Актуализация знаний

Послушайте стихотворение, о какой части речи пойдет речь?

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет, -

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам … (глагол)

Сегодня мы продолжим пополнять наши знания о глаголе. Но помогут нам в этом сегодня слова другой части речи. (Слайд 1)

Я, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, МЫ, ОНИ, ОНО

Какие? (личные местоимения)

Нам нужно расселить личные местоимения по домикам: «Кто говорит», «Кто слушает», «О ком говорят».

Молодцы.

4.Изучение нового материала

Учиться, учусь, смотреть, смотрю, помогать, помогают, выполнять, выполняешь. (Слайд 2)

А теперь посмотрите на глаголы и определите, какие из них указывают на того (или тех), кто совершает действие? (учусь, смотрю, помогают, выполняешь)

Какие глаголы на это не указывают ? (учиться, смотреть, помогать, выполнять).

- В какой форме стоят глаголы смотреть, помогать, выполнять? (в начальной форме)

При помощи чего они образовались? (с помощью суффикса ть).

Выпишите глаголы в начальной форме, выделите основы и суффиксы. Что можете о них сказать? (суффикс не входит в основу глаголов ).

Подумайте как связаны глаголы первой группы с личными местоимениями? (к ним можно подставить личные местоимения)

В какой же форме стоят глаголы первой группы ? (в личной)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (личные формы глаголов).(Слайд 3)

Верно, сегодня мы будем учиться различать начальную и личную формы глаголов.

Сделаем вывод: (Слайд 4)

Глаголы в начальной форме не указывают на того (тех), кто совершает действие.

Глаголы в личной форме указывают на того (тех), кто совершает действие: я учусь, я смотрю, они помогают.

Отройте учебник Урок 41 (40) и прочитайте с соседом по парте друг другу правило в рубрике: Обрати внимание!

Выполним упражнение 1. Прочитайте задание. Какую подсказку нам дают для выполнения этого задания? (к глаголам в личной форме можно подставить слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они).

(2 человека у доски, остальные в тетрадях).

Физминутка (Слайд 6)

Зрительная гимнастика.

5. Закрепление изученного материала.

Выполните упражнение 2. Прочитайте задание. Например: я умею, ….

Проверка. (Слайд 7)

Какая часть слова глаголов помогла вам правильно подобрать ему пару ? (окончание)

С помощью чего образуются личные формы глаголов? (с помощью окончаний).

Игра «Займи свободное место»

У 7 учеников класса есть карточки с личным местоимением, у всех остальных учеников глаголы в неопределённой форме. Правила игры следующие: ученик, у которого карточка с местоимением занимает любое свободное место и называет свое местоимение товарищу, тот в свою очередь должен образовать подходящую личную форму глагола (в настоящем времени) в соответствии с названным местоимением.

6.Итог урока. Рефлексия .

Итак, все ли справились с заданием? У кого возникли сложности, выполняя это задание? Кто с лёгкостью выполнял все задания сегодняшнего урока. Оцените свою работу. Изобрази на полях соответствующий квадратик. (Слайд 8)

Какие формы может иметь глагол? (начальную и личную)

С помощью чего образуются глаголы в личной форме? (с помощью окончания)

7. Домашнее задание: (Слайд 9)

В учебнике:Ур. 41 (40) правила выучить, упр.4

вернуть

дарить

советовать

говорить

уйти

выучить

гулять

сломать

узнать

обедать

рисовать

учиться

мы

ты

вы

У английских глаголов есть три основные формы .

· Первая основная форма глагола – инфинитив (Infinitive ). Инфинитив –

это неличная форма глагола, которая только называет действие. Он не имеет ни лица, ни числа и соответствует неопределенной форме глагола в русском языке. В словаре глагол обычно дается в форме инфинитива. Формальным признаком инфинитива является частица “to ”, которая не имеет самостоятельного значения и не принимает ударения:

to ask – спрашивать, to write – писать.

· Вторая основная форма глагола – прошедшее неопределенное время

(Past Indefinite или Past Simple )

· Третья основная форма глагола – причастие прошедшего времени

(Past Participle или Participle II )

· Раличают также четвертую форму глагола - причастие настоящего

времени (Present Participle или Participle I ), которое образуется путем прибавления окончания “- ing ” к основе глагола.

По способу образования форм прошедшего неопределенного времени и причастия II все глаголы делятся на стандартные (правильные) и нестандартные (неправильные) . Большая часть глаголов принадлежит к стандартным глаголам, которые образуют форму прошедшего времени и причастия II одинаково, путем добавления суффикса “- ed” к основе глагола

(to use – used – used ).

Нестандартные глаголы образуют форму прошедшего неопределенного времени и причастия II особыми способами. Количество неправильных глаголов невелико, их рекомендуется за­учивать наизусть в трех основных формах по таблицам, прилагаемым к словарям и учебникам.

По характеру своей полнозначности глаголы можно подразделить на полнозначные, полувспомогательные и вспомогательные .

· Полнозначных (или смысловых) глаголов большинство. Они имеют

лексическое значение, могут быть простым сказуемым предложения и переводятся на русский язык. Среди них следует упомянуть глаголы to be, to have, to do со значениями: to be – быть, to have – иметь, to do – делать.

· К полувспомогательным глаголам относятся: a) связочные глаголы to

be, to become, б) модальные глаголы can, may, must , etc., в) фазисные глаголы to begin, to start, to stop, etc. Все они не имеют самостоятельного значения. Глаголы-связки употребляются только в составе составного именного сказуемого, а модальные и фазисные глаголы образуют составное глагольное сказуемое.

· Вспомогательных глаголов всего пять: to be, to have, to do, shall

(should), will (would). С их помощью образуются различные сложные формы глагола. Вспомогательные глаголы не имеют самостоятельного значения, на русский язык не переводятся, а являются лишь по­казателями времени, лица, числа, залога, образуют вопрос и отрицание.

В английском языке имеются три наклонения :

· изъявительное (The Indicative Mood), показывающее, что говорящий

рассмат­ривает данное действие как реальный факт;

· сослагательное (The Subjunctive Mood), показывающее, что говорящий

рассмат­ривает действие как предполагаемое или желаемое, а не как реальный факт;

· повелительное (The Imperative Mood), выражающее приказание, просьбу

или поже­лание.

Английские глаголы имеют два залога :

· действительный залог (The Active Voice) показывает, что подлежащее

является ли­цом или предметом, совершающим действие;

· страдательный залог (The Passive Voice) показывает, что подлежащее не

является действующим лицом, а является лицом или предметом, подвергающимся действию со стороны другого лица или предмета.

Различают четыре группы временных форм глагола :

· Indefinite (Simple) Tenses (неопределенные или простые времена),

· Continuous (Progressive) Tenses (длительные или продолженные),

· Perfect Tenses (перфектные или совершенные времена),

· Perfect Continuous Tenses (перфектно-длительные времена).

Каждая из этих групп содержит по четыре временных формы :

· настоящее время (Present Tense ),

· прошед­шее время (Past Tense ),

· будущее время (Future Tense ),

· будущее в прошедшем (Future-in-the-Past ), которое выражает будущее действие от­носительно прошедшего времени.


8.2. Неопределенные / простые времена в активном залоге

(Indefinite / Simple Tenses Active Voice)

Неопределенные времена употребляются для выра­жения действия, которое происходит в настоящем, прошлом или будущем времени, но не указывают на его характер, продолжительность, завершенность или предшествование иному действию или определенному моменту в прошлом или будущем. Глаголы в неопределенном времени могут перево­диться на русский язык глаголами в соответствующем времени совершенного или несовер­шенного вида.

PS См. таблицу «Simple Tense» стр. 71, 73.

Личные формы глагола служат в предложении в функции сказуемого и всегда употребляются при наличии подлежащего (существительного или местоимения) с которым глагол-сказуемое согласуется в лице и числе .

Личные формы глагола выражают следующие категории:

4 Вид/Форма

6 Наклонение

1,2 Лицо, число. (Person, Number)

Личные формы глагола употребляются в двух числах – единственном и множественном, и в трех лицах , причем форма 2-го лица единственного числа вышла из употребления, вместо нее пользуются формой 2-го лица множественного числа.

Говоря о согласовании глагола-сказуемого в лице и числе с подлежащим предложения, нужно отметить, что в английском языке формы лица и числа глагола сохранились лишь в немногих случаях, и очень часто разным лицам и числам соответствует одна и та же форма глагола. Например: I see я вижу, you see ты видишь, we see мы видим и т.д.

Поэтому в английском предложении лицо и число, которым следует переводить глагол, определяют по подлежащему, которое в 1-м и 2-м лицах выражается личным местоимением, а в 3-м лице – как местоимением, так и существительным.

В русском же языке они часто опускаются, так как лицо и число можно легко определить по окончанию самого сказуемого. Например:

What will they do tonight? Что они будут делать сегодня вечером?

They will go to the cinema. Они пойдут в кино. или Пойдут в кино. (можно ответить по-русски)

В русском варианте ответа: "Пойдут в кино" – опущенное подлежащее "Они" легко угадывается по форме глагола и поэтому, как правило, не произносится. Если по-английски сказать: "Will go to the cinema" (без "They" ), то опущенное подлежащее невозможно определить по сказуемому will go , так как с этой формой глагола согласуются и другие личные местоимения: he will go - он пойдет; you will go - ты пойдешь; we will go - мы пойдем и т.д.

3 Время. (Tense)

Настоящее время – это отрезок времени, включающий момент речи. Глагол в форме Present Tense обозначает одновременность действия по отношению к моменту речи.

Прошедшее время – это предшествующий настоящему отрезок времени, не включающий момент речи. Глагол в форме Past Tense обозначает действие, предшествующее моменту речи.

Будущее время – это отрезок времени, который последует после настоящего и тоже не включает момент речи. Глагол в форме Future Tense обозначает действие, последующее по отношению к моменту речи.

Кроме этого, в английском языке есть еще временная форма, которая указывает на будущие действия, рассматриваемые с точки зрения прошлого. Она так и называется – будущее в прошедшем (Future in the Past). Эта форма не имеет соотв. в русском языке.

4 Вид/Форма (Aspect/Form)

В русском языке различают глаголы несовершенного и совершенного вида. Такого различия в английском языке нет, где форма глагола не выражает законченность действия. Видовые формы в английском языке характеризуют глагол не с точки зрения законченности, а с точки зрения его протекания.

Категория вида (Aspect) включает в себя общий (Common) и длительный (Continuous) вид. Кроме этого в английском языке существует категория перфекта, которую относят к системе грамматического времени. Перфект (Perfect) обозначает действие, предшествующее какому-либо моменту или другому действию в прошлом, настоящем или будущем времени. Это понятие также может указывать и на результативность действия в момент речи.

Поэтому английский глагол может принимать 4 видо-временных формы:

Видо-временные формы каждой из этих групп могут употребляться в настоящем, прошедшем и будущем времени или относится ко времени "будущее с точки зрения прошедшего".

Неопределенные или Простые формы – Indefinite (Simple) Tenses: употребляются для констатации факта действия в настоящем, прошедшем или будущем без указания на его длительность, законченность и безотносительно к какому-либо другому действию или моменту.

Длительные или Продолженные формы – Continuous Tenses (брит.) илиProgressive Tenses (амер.): описывают действие в процессе его совершения, выражая таким образом незаконченное длительное действие в настоящем, прошедшем или будущем.

Совершенные или Перфектные формы – Perfect Tenses: выражают действие, совершенное к определенному моменту или до другого действия в настоящем, прошедшем или будущем.

Совершенно (Перфектно) - продолженные формы – Perfect Continuous (Progressive) Tenses: употребляются для выражения длительного действия, начавшегося до определенного момента в настоящем, прошедшем или будущем и продолжающегося в этот момент или закончившегося непосредственно перед этим моментом.

5 Залог. (Voice)

Формы залога показывают, является ли подлежащее лицом (предметом), совершающим действие, или лицом (предметом), подвергающимся действию.

Действительный залог (Active Voice) употребляется если подлежащее, обозначает лицо или предмет, который сам совершает действие, выраженное сказуемым. В этой форме могут употребляться как переходные , так и непереходные глаголы.

Страдательный залог (Passive Voice) употребляется если подлежащее, обозначающее лицо или предмет, подвергается действию со стороны другого лица или предмета. Эту форму могут принимать только переходные глаголы.

St. Petersburg was founded by Peter I in 1703. Санкт-Петербург был основан Петром I в 1703 году.

6 Наклонение. (Mood)

Наклонение - это форма глагола, выражающая отношение действия к действительности. В английском языке имеются три наклонения.

Изъявительное наклонение (Indicative Mood) обозначает действие как реальный факт в настоящем, прошедшем или будущем. Эта форма является основной в передаче информации и в общении.

Повелительное наклонение (Imperative Mood) выражает побуждение к действию (приказание, просьбу, совет и т.д.)

Сослагательное наклонение (Subjunctive Mood) показывает, что говорящий рассматривает действие не как реальный факт, а как предполагаемое или желательное, а также возможное при известных условиях. На русский переводится глаголами прошедшего времени с частицей "бы" .

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

ПОСОБИЕ ПО ГРАММАТИКЕ ГЛАГОЛ И ЕГО ФОРМЫ

«АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Для студентов I и II курса геодезического факультета, факультета картографии и геоинформационных систем и факультета прикладной космонавтики и аэрофотосъемки

(I -IV семестр)

Москва 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное пособие представляет собой курс лекций по теме «Глагол и его формы» грамматики английского языка и предназначено для студентов I и II курса геодезического факультета, факультета картографии и геоинформационных систем и факультета прикладной космонавтики и фотограмметрии. Целью пособия является последовательное объяснение основ глагольной грамматики с учетом явлений, представляющих для студентов наибольшие трудности.

В отличие от традиционного подхода к объяснению грамматики, состоящего в описании явления и демонстрации его использования, данное пособие структурировано иначе:

1. сначала описываются формы глаголов и даются их определения, отличительные признаки и возможности – исходный материал для построения сказуемого и других глагольных образований;

2. затем описываются свойства сказуемого и глагольных образований, обеспечивающие возможности языка передавать смыслы;

3. наконец, объясняются правила, по которым формы глагола строят сказуемое и глагольные образования для выражения упомянутых свойств, а также описывается

логика этих правил для интуитивно-продуктивного использования этих правил и расширения языковых возможностей.

Таким образом, вместо подхода «Как выглядит и где используется?» предлагается подход«Что, для чего и как используется?» . Это позволяет изменить взгляд на грамматические правила: не традиционная сумма ограничений на высказывания, а набор инструментов для расширения возможностей передачи мысли.

Традиционный способ представления языкового материала в виде таблиц не может быть эффективным в силу того, что, в соответствии с принципом «куда положишь, оттуда и возьмешь», он скорее препятствует, чем помогает овладению грамматикой.

Предлагаемый в данном пособии подход, наоборот, ориентирован в соответствии с этим принципом.

Приходится отметить, что в пособие включены таблицы, одна из которых, таблица «Глагольные группы», является базовой и упрощает понимание принципов взаимодействия глагольных форм между собой.

Таблица парадигмы спряжения глаголов, данная в самом начале пособия, также является ключевой, однако ее цель состоит лишь в том, чтобы продемонстрировать студентам, что

в дальнейшем от нее можно отказаться в силу ее простоты.

Думается, что задачу повышения эффективности усвоения языкового материала могут выполнять сложные предложения упражнений, взятые из оригинальных текстов, представленных в хрестоматии, которая сопровождает данное грамматическое пособие. Преподавателям рекомендуется уделить внимание явлениям, представленным в таблицах, используя для этой цели тексты из хрестоматии.

В данном пособии используется преимущественно оригинальный, практически неадаптированный языковой материал. Предложения могут показаться сложными, местами перегруженными явлениями, не относящимися к изучаемой грамматической теме.

Следует, однако, заметить, что в примерах само явление выделяется подчеркиванием, а сложный контекст показывает возможную среду, в которой данное явление может оказаться. Учение – не вопрос однократного выучивания, поэтому ранняя пассивная встреча с незнакомым, пусть непонятным явлением может способствовать более легкому усвоению этого материала в будущем. Кроме того, предположение и языковая догадка тоже способствуют успешному овладению иностранным языком. Преподаватель вполне может (и, в общем, должен) понизить степень требовательности к тому, чего студент пока не знает, не понимает и не умеет. Сказанное, учитывая то, что

языковой материал пособия имеет отношение к будущей специализации студентов;

к пособию приложен словарь и таблица неправильных глаголов;

пособие сопровождается хрестоматией;

наконец, избыточный материал (грамматический в том числе) предпочтительнее узко-тематического (мало учить – бесполезно и вредно),

позволяет предположить целесообразность такого подхода к подбору языкового материала.

Язык – это среда, каждая речевая манифестация которой не есть конечная цель, но вектор, направление для понимания, предлагаемое собеседнику. Следовательно, если цель предложения, высказывания или текста не определена, если вектор понимания не установлен, понимание текста невозможно. Качество же перевода зависит от того, насколько чуток студент к малейшим метаморфозам текста, меняющим направление вектора понимания.

Попыткой представить язык посредством такой системы координат и является данное пособие.

Личная форма глагола

Как и в русском языке, большинство предложений в английском языке строятся вокруг согласования сказуемого с подлежащим, при этом подлежащее называет тему высказыватия, а сказуемое – его цель. Такое базовое согласование по общим категориям (лицо и число) называется спряжением. В отличие от русской системы спряжения, в которой оно может затрагивать в сказуемом сразу несколько глагольных форм, английская система спряжения проще и последовательней: спрягается только первый глагол сказуемого , например, «Они бы ли должн ы приехать к воскресенью» (III л., мн. ч.,

прош. вр.) – “They should have come by Sunday” (3rd person, plural, Past tense). Этот первый глагол сказуемого называетсяличной формой глагола . Несмотря на простоту системы спряжения в английском языке, неправильное спряжение является наиболее типичной ошибкой студентов.

Следует заметить, что, помимо согласования в лице и числе, личная форма глагола определяется категорией времени. Более того, именно лфг и только она выражает формальное время предложения, а поскольку категория времени в английском языке подразумевает лишь две формы (Present и Past), то формально предложение может быть только в двух временах – Present и Past. На первый взгляд, такое положение дел может показаться странным: куда девалось будущее время, Future tense? Но ведь мы говорим о формальном (!) времени, о формах, которым дано общее название времени. При таком подходе в русском языке тоже два времени. Для убедительности обратимся к примеру в родном языке – проспрягаем глагол «делать»:

Не возникает ли подозрение, что форма, отнесенная нами к будущему времени совершенного вида, представляет собой на самом деле форму настоящего времени и лишь по смыслу передает будущее? А ведь несовершенный вид будущего времени еще откровеннее выдает свою формальную принадлежность настоящему времени: буд у – мог у , виж у , сиж у , пиш у . На первый взгляд, такой формализованный подход может показаться бесперспективным. Для грамматики английского языка, как мы увидим, это не так. Пока же достаточно сделать предварительный вывод: название формы не всегда содержит смысл этой формы; в любом случае, сама форма важнее, а смысл, будучи условным, – вторичен. Правильная интерпретация именно формы исчерпывающе обеспечивает качественный перевод иноязычного текста. Таким образом:

Лицо, число, время (Person, Number, Tense)

Личная форма глагола имеет I, II, или III лицо; единственное или множественное число, настоящее или прошедшее время. Эти три категории сказуемого выражаются только

(только!) личной формой глагола (лфг), то есть, первым глаголом сказуемого .Говорят,

что лфг спрягается , то есть, согласуется в лице и числе с подлежащим, и определяет формальное время предложения, например:

Настоящее время (Present)

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число

Starts

Прошедшее время (Past)

I и III лица

Started

В настоящем времени по модели глагола “start” спрягаются все английские глаголы, кроме модальных глаголов, у которых в настоящем времени все формы совпадают. Таким образом, важно запомнить

окончание “ -s ” в третьем лице единственного числа настоящего времени и

окончание “ -ed ” для правильных глаголов в прошедшем времени (список неправильных глаголов дан в конце пособия).

Неспроста же «глаголом» наши предки называли в принципе речь, так же это слово интерпретируется в словаре В. Даля. Примеры глаголов, их использование, изменение разберем в данной статье.

Глагол как часть речи

Часть речи, обозначающая действие и отвечающая на вопросы "что делать?", "что сделать?", - это и есть глагол. Относящийся к самостоятельным частям речи, он определяется общим грамматическим значением.

Для глагола это действие. Однако эта часть речи отличается оттенками смысла.

  1. Какой-либо физический труд: резать, рубить, вязать.
  2. Интеллектуальная либо речевая работа: наблюдать, говорить, думать.
  3. Перемещение предмета в пространстве: лететь, бежать, сидеть.
  4. Состояние субъекта: ненавидеть, болеть, спать.
  5. Состояние природы: похолодало, приморозило, вечереет.

Морфологические и синтаксические признаки

Что касается морфологических признаков - это всевозможные Примеры подробно разберем позже, а пока просто перечислим их. Наклонение, лицо, время, число, возвратность, род, вид и спряжение.

Что касается то чаще всего глагол используется в качестве сказуемого, он же вместе с подлежащим образует предикативную или грамматическую основу. Глагол в предложении может распространяться. Эту функцию выполняет существительное либо наречие.

Инфинитив

У каждого глагола имеется начальная форма, она и называется инфинитивом. Вопросы задаем следующие: "что делать?", "что сделать?". Примеры неопределенных глаголов: учить, рисовать (что делать?), выучить, нарисовать (что сделать?).

Глагола является неизменяемой, по ней не определяются время, лицо и число - сугубо действие. Сравним два примера: "Я работаю по специальности" - "Работать человеку необходимо для жизни". В первом примере глагол указывает, что действие происходит в настоящем времени, причем выполняет его сам говорящий (личное местоимение "я" указывает на 1 лицо, ед. ч.). Во втором обозначено действие в принципе, без указания числа и лица.

Между учеными-лингвистами до сих пор ведутся споры о том, что же такое -ть(-ти) у инфинитива: суффикс или окончание. Согласимся в данной статье с теми, кто позиционирует его как флексию. Если же глагол оканчивается на -чь (течь, печь, жечь), то это однозначно часть корня. Следует учитывать, что при изменении слова может происходить чередование: печь-пеку; течь-течет; жечь- жгу.

Инфинитив может выступать как в роли сказуемого, так и в роли подлежащего: "Читать - много знать". Здесь первый глагол "читать" - подлежащее, второй, "знать" - сказуемое. Кстати, подобные случаи требуют постановки особого знака препинания - тире.

Виды глагола

Вид глагола определяется вопросом, на который он отвечает. В русском языке существуют несовершенный (что делать? что делает? что делал?) и совершенный (что сделать? что сделает? что сделал?) виды глаголов. Примеры: говорить, говорит, говорил - несовершенный; сказать, скажет, сказал - совершенный.

Виды глагола различаются смысловым значением. Так, несовершенный обозначает некоторую продолжительность действия, его повторяемость. Например: писать - пишу. Действие имеет длительность, протяженность. Сравним со значением глагола совершенного вида: написать - напишу - написал. Здесь указывается, что действие завершено, у него есть какой-либо результат. Эти же глаголы определяют однократность действия (выстрелить).

Форма наклонения

Изменяются глаголы и по наклонениям. Их всего три: условное (сослагательное), изъявительное и повелительное.

Если говорить об изъявительном наклонении, то оно позволяет предикату иметь форму времени, лица и числа. Примеры глаголов этого наклонения: "Мы изготавливаем эту поделку" (настоящее время) - "Мы изготовим эту поделку" (будущее время) - "Мы изготавливали эту поделку" Или по лицам: "Я изготовил эту поделку" (1 лицо) - "Ты изготовил эту поделку" (2 лицо) - "Аня изготовила эту поделку" (3 лицо).

На выполнение действия при определенных условиях указывают глаголы сослагательного наклонения. Образуется эта форма путем прибавления к прошедшему времени частицы "бы" ("б"), которая всегда пишется раздельно. Такие предикаты изменяются по лицам и числам. Категория времени не определяется. Примеры глаголов: "Мы решили бы эту задачу с помощью преподавателя" (мн. ч., 1 лицо) - "Я изготовила бы эту поделку с помощью преподавателя" (ед. ч., 1 лицо) - "Аня изготовила бы эту поделку с помощью преподавателя" (ед. ч., 3 лицо) - "Ребята изготовили бы эту поделку с помощью преподавателя" (мн. ч., 3 лицо).

Говорящий побуждает к какому-либо действию с помощью глагола Чтобы запретить действие, также используются повелительные глаголы. Примеры: "Не кричите на меня!" (запрет) - "Мойте руки перед едой!" (побуждение) - "Пожалуйста, напиши письмо" (просьба). Разберем подробнее последний пример. Чтобы придать своему прошению вежливый тон, к глаголу повелительного наклонения стоит добавить слово «пожалуйста» («будьте добры», «будьте любезны»).

Следует помнить, что повелительные глаголы оканчиваются на причем он сохраняется и у тех, которые оканчиваются на -ся и -те. В этом правиле есть исключение - глагол "лечь" (лягте - приляг - прилягте).

Прошедшее время подразумевает, что к моменту говорения действие уже завершилось. Например: "Я покупала это платье в прошлом году". Обычно подобные глаголы образуются с помощью суффикса -л-, добавленного к основе инфинитива: покупать - покупал. Эти предикаты изменяются по числам, а в ед. числе - и по родам. Форма лица не определяется.

Форма настоящего времени характерна исключительно для несовершенного вида. Чтобы ее образовать, необходимо добавить глаголов. Примеры: мою - моешь - моет - моем - моете.

Форму будущего времени способны иметь глаголы обоих видов, совершенного и несовершенного. Она бывает двух типов: простая и сложная. Первая характерна для глаголов совершенного вида: построю, приклею, напилят и т.д. Будущее сложное образуют глаголы несовершенного вида. Сравним: буду строить, буду клеить, буду пилить. Таким образом, форма эта образуется с помощью глагола "быть", поставленного в будущее простое, и инфинитива.

В настоящем и будущем временах глаголы имеют лицо и число. О них и поговорим ниже.

Лицо и число

Если глагол стоит в первом лице, он показывает, что действие производит сам говорящий. Например: "Я закаляюсь каждый день, обливаясь студеной водой и обтираясь снегом".

О том, что действие исполняет собеседник говорящего, нам расскажет второе лицо глагола. К примеру: "Ты прекрасно знаешь, сколько будет дважды два". Глаголы в этой же форме могут иметь обобщенный смысл, обозначать действия, характерные для любого человека. Чаще всего это можно встретить в пословицах: "На чужой роток не накинешь платок". Отличить такие предложения просто: в них, как правило, отсутствует подлежащее.

Глаголы в третьем лице выражают действие, которое производит или производил предмет говорения. "Лермонтов был одинок всю жизнь." - "Ураган был такой сильный, что столетние деревья гнулись, как прутики".

Для каждого лица в единственном или характерно определенное окончание глаголов. Примеры: "Я лечу" - "Мы летим" - "Ты летишь" - "Вы летите" - "Она (он, оно) летит" - "Они летят".

Спряжение и личные окончания глагола

Спряжение глагола - форма, подразумевающая его изменение по лицам и числам. Оно характерно не для всех предикатов, а только для тех, которые стоят в изъявительном наклонении, настоящем или будущем времени.

Всего существует два спряжения. Представим их в таблице.

I спряжение

Все глаголы, кроме тех, что на -ить, плюс 2 исключения: брить, стелить

II спряжение (окончания)

Глаголы на -ить, кроме брить, стелить (они относятся к I спряжению), а также гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть

Примеры глаголов

Несем (I); говорим (II)

Несешь, несете (I); говоришь, говорите (II)

Несет, несут (I); говорит, говорят (II)

Безличные глаголы

Личные глаголы, примеры которых мы разобрали выше, - не единственные в русском языке. Им противостоят те, которые обозначают действие без действующего лица. Они так и называются - безличные.

При них никогда нет подлежащего, в предложении они выполняют роль сказуемого. Подобные глаголы не имеют категории числа. То есть у них определяется сугубо время, настоящее и будущее. Например: "Холодает" (наст. время) - "Ночью подморозит еще больше" (будущее), "Холодало. Ночью морозило еще больше" (прошедшее).



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...