Многотысячелетняя история водных путей Евразии. «повесть временных лет» о призвании варягов

Фирсов А.

Вас интересует, когда и как образовалось русское государство?
Какие события определили природу русского народа?
Статья именно об этом.

Существует две основных версии происхождения русского народа – Норманистская (варяжская), и Антинорманистская (славянская).
Обе, как это не покажется странным, идут от «Повести временных лет» (далее – Повесть). Дело в том, что этот документ в отдельных местах противоречит сам себе, о чем я говорил в предыдущей статье .
Посмотрим на эти версии внимательнее.

Норманистская версия

Норманистская версия опирается на слова Повести о призвании варягов:

«Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью , как другие называются шведы, а иные - норманны и англы, а еще иные готы - вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой - Синеус, - на Белом озере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля» .

Тут по тексту и русь – варяги, и живут они, судя по тому, куда их прогнали, за морем варяжским.

Есть в Повести еще один довод в пользу норманистской теории:

«В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и ряд между греками и русскими, и послал, говоря:

«Согласно другому уряжению, бывшему при тех же цесарях - Льве и Александре. Мы от рода русского - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид - посланные от Олега, великого князя русского…» .

Как мы видим, в списке представителей от России практически нет и одного славянского имени. Имена в договоре между Россией и Византией записываются варяжские.

То же самое в другом договоре, подписанном через 33 года:

«В год 6453 (945). Прислали Роман, и Константин, и Стефан послов к Игорю восстановить прежний мир. Игорь же говорил с ними о мире. И послал Игорь мужей своих к Роману. Роман же созвал бояр и сановников. И привели русских послов и велели им говорить и записывать речи тех и других на хартию:

«Согласно другому уряжению, заключенному при цесарях Романе, Константине и Стефане, христолюбивых владыках. Мы - от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря, Искусеви от княгини Ольги, Слуды от Игоря, племянник Игорев, Улеб от Володислава, Каницар от Предславы, Шихберн Сфандр от жены Улеба, Прастен Туродов, Либиар Фастов, Грим Сфирьков, Прастен Акун, племянник Игорев, Кары Тудков, Каршев Туродов, Егри Евлисков, Воист Войков, Истр Аминдов, Ятвяг Гунарев, Шибрид Алдан, Кол Клеков, Стегги Етонов, Сфирка..., Алвад Гудов, Фудри Тулбов; Мутор Утин, купцы Адунь, Адолб, Ангивлад, Улеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Турьбрид, Фурьстен, Бруны, Роальд, Гунастр, Фрастен, Ингелд, Турберн и другой Турберн, Улеб, Турбен, Моны, Руальд, Свень, Стир, Алдан, Тилий, Апубкарь, Свень, Вузелев, Синько бирич, посланные от Игоря, великого князя русского, и от всех князей, и от всех людей Русской земли».

Как мы видим, и здесь славянских имен очень мало – в основном имена варяжские.

Другим важным аргументом в пользу норманистской теории является первое упоминание россов в иностранных источниках.

Таким источником является книга, приписываемая византийскому императору Константину VII Багрянородному (Порфирородному) (908-959 гг. н.э.) «Об управлении империей», а именно - её глава 9 «О росах, отправляющихся с моноксилами из Росии в Константи-нополь».

Эту главу документа имеет смысл привести полностью:

9. «О росах, отправляющихся с моноксилами из Росии в Константинополь. »

[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас. Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие Славинии - рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лёд вводят в находящиеся по соседству водоёмы. Так как эти [водоёмы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются к Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам. Росы же, купив одни эти долблёнки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти вёсла, уключины и прочее убранство... снаряжают их. И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Витичеву, которая является крепостью-пактиотом росов и, собравшись там в течение двух-трёх дней, пока соединятся все моноксилы, тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр. Прежде всего они приходят к первому порогу, нарекаемому Эссупи, что означает по-росски и по-славянски «Не спи». Порог [этот] столь же узок, как пространство диканистрия, а посередине его имеются обрывистые высокие скалы, торчащие наподобие островков. Поэтому набегающая и приливающая к ним вода, извергаясь оттуда вниз, издаёт громкий страшный гул. Ввиду этого росы не осмеливаются проходить между скалами, но, причалив поблизости и высадив людей на сушу, а прочие вещи, оставив в моноксилах, затем нагие, ощупывая своими ногами [дно, волокут их], чтобы не натолкнуться на какой-нибудь камень. Так они делают, одни у носа, другие посередине, а третьи у кормы, толкая [её] шестами и с крайней острожностью они минуют этот первый порог по изгибу у берега реки. Когда они пройдут этот первый порог, то снова, забрав с суши прочих, отплывают и приходят к другому порогу, называемому по-росски Улворси, а по-славянски Островунипрах, что означает «Островок порога». Он подобен первому, тяжек и труднопроходим. И вновь, высадив людей, они проводят моноксилы, как и прежде. Подобным же образом минуют они и третий порог, называемый Геландри, что по-славянски означает «Шум порога», а затем так же четвёртый порог, огромный, нарекаемый по-росски Аифор, по-славянски же Неасит, так как в камнях порога гнездятся пеликаны. Итак, у этого порога все причаливают к земле носами вперёд, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они неусыпно несут стражу из-за пачинакитов. А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах, проводят рабов в цепях по суше на протяжении шести миль, пока не минуют порог. Затем так же одни волоком, другие на плечах переправив свои моноксилы по сю сторону порога, столкнув их в реку и внеся груз, входят сами и снова отплывают. Подступив же к пятому порогу, называемому по-росски Варуфорос, а по-славянски Вулнипрах, ибо он образует большую заводь, и переправив опять по излучинам реки свои моноксилы, как на первом и на втором пороге, они достигают шестого порога, называемого по-росски Леанди, а по-славянски Веручи, что означает «Кипение воды», и преодолевают его подобным же образом. От него они отплывают к седьмому порогу, называемому по-росски Струкун, а по-славянски Напрези, что переводится как «Малый порог». Затем достигают так называемой переправы Крария, через которую переправляются херсониты [идя] из Росии и пачинакиты, на пути к Херсону. Эта переправа имеет ширину ипподрома, а длину с низа того [места], где высовываются подводные скалы, - насколько пролетит стрела, пустившего её оттуда дотуда. Ввиду чего к этому месту спускаются пачинакиты и воюют против россов. После того, как пройдено это место, они достигают острова, называемого Св. Григорий. На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие - кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай. Бросают они и жребий о петухах: или зарезать их, или съесть, или отпустить живыми. От этого острова росы не боятся пачинакита, пока не окажутся в реке Селина. Затем, продвигаясь таким-то образом от [этого острова] до четырёх дней, они плывут, пока не достигают залива реки, являющегося устьем, в котором лежит остров Св. Эферий. Когда они достигают этого острова, то дают там себе отдых до двух-трёх дней. И снова они переоснащают свои моноксилы всем тем нужным, чего им недостаёт: парусами, мачтами, кормилами, которые они доставили [с собой]. Так как устье этой реки является, как сказано, заливом и простирается вплоть до моря, а в море лежит остров Св. Эферий, оттуда они отправляются к реке Днестр и, найдя там убежище, вновь там отдыхают. Когда же наступит благоприятная погода, отчалив, они приходят в реку, называемую Аспрос, и, подобным же образом отдохнувши и там, снова отправляются в путь и приходят в Селину, в так называемый рукав реки Дунай. Пока они не минуют реку Селина, рядом с ними следуют пачинакиты. И если море, как это часто бывает, выбросит моноксил на сушу, то все [прочие ] причаливают, чтобы вместе противостоять пачинакитам. От Селины же они не боятся никого, но, вступив в землю Булгарии, входят в устье Дуная. От Дуная они прибывают в Конопу, а от Конопы - в Констанцию... к реке Варна; от Варны же приходят к реке Дичина. Всё это относится к земле Булгарии. От Дичины они достигают области Месемврии - тех мест, где завершается их мучительное и страшное, невыносимое и тяжкое плавание. Зимний же и суровый образ жизни тех самых россов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуются «кружением», а именно - в Славинии вервианов, другувитов, кривичей, севериев, и прочих славян, которые являются пактиотами россов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лёд на реке Днепр, возвращаются в Киав. Потом, так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы, они оснащают [их] и отправляются в Романию.
[Знай], что узы могут воевать с пачинакитами».

Цитата приведена из: Багрянородный Константин. «Об управлении империей.» М.: Наука, 1991. 496 с.

(То, что в квадратных скобках, добавлено переводчиком для восстановления смысловой связи предложения).

Как мы видим, названия порогов на Днепре являются не славянскими, а норманскими, что также может считаться аргументом в пользу норманистской теории.

Но у норманистской теории есть противники. Как ни удивительно, но они также полностью опираются на текст Повести временных лет, поскольку Повесть сама по себе полна противоречий.

Противоречия в Повести, касающиеся русских

Противоречий в Повести временных лет много. В данной статье коснемся тех из них, которые касаются происхождения русских.

Самое главное (первое) противоречие – о происхождении русских – варяжское или славянское – мы обсудим подробно и чуть позже. Пока же поговорим о некоторых других других противоречиях Повести.

«Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И те славяне разошлись по земле и назвались именами своими от мест, на которых сели. Как придя, сели на реке именем Морава, так назвались морава, а другие назвались чехи. А вот те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, то поселились среди них, и стали притеснять их. Славяне же другие пришли и сели на Висле и прозвались поляками, а от тех поляков пошли поляне, другие поляки - лютичи, иные - мазовшане, а иные - поморяне.

Также эти же славяне, придя, сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и прозвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, назывались своим именем и построили город, и назвали его Новгородом…

Как говорят, когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел пойти в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру… И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород

И после этих братьев стал род их княжить у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое

И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренные жители в Новгороде - славяне ».

Третье важное противоречие – место поселения варягов-руси – показано в Повести очень неопределенно:

«Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, - они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым… ».

Если мы посмотрим на самый главный абзац Повести, говорящий о приглашении варягов, то уже тут можно заметить четвертое противоречие – побив и изгнав за море варягов, новгородцы в тот же год попросили их взять правление над собой :

«В год 6367 (859). Варяги, приходя из-за моря, взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с веси, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма…

862 г. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к руси».

Согласитесь, что очень маловероятно, чтобы новгородцы (по повести – это дважды оговоренные четыре народа: чудь, славяне, кривичи и весь) потратив силы и изгнав варягов за море, отказавшись платить им дань, вдруг пошли к тем же варягам с просьбой «Приходите княжить и владеть нами».

Это не поведение страны-победителя, а какая-то история города Глупова писателя Салтыкова-Щедрина.

Очевидно, что или варягов не прогоняли в 862-ом году, или с ними заключили определенный договор, который был не договором на княжение, а каким-то иным, который и был позднее расторгнут по инициативе россиян:

«В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов своих: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и овладел городом Смоленском и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и придя, взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам киевским…Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава» .

Перед нами серьезное противоречие (искажение) истории новгородцев, как по их происхождению, так и по их связи с варягами, которые, с одной стороны, только после смерти Ярослава Мудрого в 1054-ом году перестали платить дань варягам и перестали бояться их влияния, с другой стороны при жизни Ярослава значительные суммы платили Киеву.

Пятое противоречие (очень сомнительное утверждение) – все русские бросили свои земли и пришли в новгородские земли .

«Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам ».

Трудно поверить, что весь народ «русь» по указанию Рюрика снялся с места и пришел в Новгород чтобы править новгородскими народами (чудь, новгородцы, кривичи, весь).

Это утверждение лишает историков даже времен написания Повести найти следы некоего не новгородского народа "русь", который пришел на в новгородскую Русь.

Шестое противоречие - кому Новгород платил 155 лет дань по 1014-ый год - варягам или Киеву .

С одной стороны, мы знаем из Повести следующее:

«В год 6390 (882) Выступил в поход Олег... Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава» .

Т.е. с 882-го года по 1054 год в течение 172-ух лет Новгород платил варягам дань в 300 гривен ежегодно.

С другой стороны, мы знаем из Повести, что

«В год 6522 (1014). Когда Ярослав был в Новгороде, давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавал в Новгороде дружине. И так давали все новгородские посадники, а Ярослав перестал платить в Киев отцу своему» .

Т.е. получается, что несколько лет – приблизительно с 1011-го по 1014-ый Ярослав платил из Новгорода дань в две стороны, что выглядит абсурдно.

История Новгорода: происхождение жителей, происхождение руководства, платежи дани и другие моменты (сроки жизни Ярослава – отца Владимира Мономаха и т.п.) изложены автором Повести временных лет настолько противоречиво, что многие исследователи называют такое изложение или ложью, или, как минимум – тенденциозностью.

В словаре Даля приводится много слов с корнем «рус»:

Руса – «река» (Шафранек, Кнауэр).
Рус – сказочное чудовище днепровских порогов (Даль).
Русло – поток, вероятно, родственно лит. rusė́ti "течь", rusnóti "медленно течь" (Фасмер)
Руст – ручей, или поток. (Даль)
Руслица – в огороде, бороздки, для чигирной, напускной поливки. (Даль)
Русленый квас – означает чистый, сцеженный. (Даль)
Русленик – человек который делает квас. (Даль)
Руслиться – течь током, стремиться ручьем (Даль)
Руслина – быстрина, стрежень. (Даль)
Руслище – высохшая река (Даль)
Русалка – сказочное существо, жительница рек. (Даль)
Рось, Руса – название нескольких рек, включая Волгу (Иловайский, Кнауэр)

Перед нами версия происхождения термина русы/русичи/русские – как живущие у реки, или получающие средства для жизни от реки, а Русь – как страна рек.

Это – вполне логичная версия. Кстати, единственная версия, объясняющая, почему слово «русские» является прилагательным в своем родном языке – именно потому, что так сами себя называть могли русские только на своем языке – как живущие на русах – реках.

Вот только принять эту версию происхождения названия «русские» не мог автор Повести, поскольку она не позволяла Киеву претендовать на титул «матери городов русских».

Несколько слов о происхождении термина «россы», «Россия», «россияние» и написании через букву «О»

Название «росы» к русским также достаточно употребительно с древних времен. Почему же так получилось, что один и тот же
народ сам себя называли «россами», и «русскими»?

В этом нет никакого парадокса. Роса – это славянское название воды.

Вот что пишет об этом Даль:

«РОСА, туман, испаренья, опадающие влагою на землю и нередко стоящие каплями на растеньях, жемчужная роса, бисерная. Росою, да через серебро умыться, бела будешь. Слезы роса: взойдет солнце, и обсушит. На водяных жилах сильные росы. Заря зарянка, ключи потеряла, месяц пошел, не нашел, солнце взошло, ключи нашло (роса). Заря-заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, а солнце скрало (роса). Без росы и трава не растет. Роса мочит по зарям, дождь по порам. Покуда солнце взойдет - роса глаза выест. Медовая (сладкая) роса - к падежу на скот. Медовая роса - моровая пришла. Ни росиночки, ни порошиночки во рту не было. Как роса упадет, так и след пропадет. Пошли, Господи, тихую воду да теплую росу (при первом громе). На Марию сильные росы - льны будут серы и косы, 22 июля. На Св. Прокла, великие росы, 12 июля. Вечерняя роса хороша, а рога луны остры - к ведру. Коси, коса, пока роса, роса долой, и ты домой! Мать плачет - что река льется; жена плачет - что ручей течет; невеста плачет - как роса падет: взойдет солнце - росу высушит! Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе. | Роса, зап. праздник Ивана-купалы. Медвяная, медовая роса, болезнь растений, которые покрываются сладковатою жижей. Мучняная роса, также болезнь, растенья как посыпаны мукою. Каменная роса, папоротник Asplenium trichomanes. Солнечная роса, растен. Drosera, росичка, царевы очи, любимая, росянка. Росное лето, росистые ночи, обильные росою. Росной ладан, пахучая смолка стиракса, от дерева Styrax benzion. Росно ходить, мокро, от росы. Росинка и росинка, капля росы; | капелька, крупинка. Ни росиночки во рту не было! божба натощак. Росеник м. яросл. влад. май месяц. Росник и росница, растен. Alchemilla vulgaris, львова лапа, запольник, малый лапушник. Росопас (пасет росу? хранит), растен. росянка; | растен. росник; | растен. мотылек, анютины глазки, Viola tricolor; | недотыка, недотрога, прыгун, Impatiens noti tangere; | чистотел, желтомолочник, Chelidonium majus. Росить что, мочить росою, класть под росу. | По ночам ныне сильно росит, безличн. падает роса (моросить, от мрак и роса). Росинец пск. мельчайший дождь, морось, бус, ситник. Роситься или росеть, мокнуть на росе, мочиться росою. Дождем наросило траву, смочило немного. Оросить, орошать, поливать, смачивать. Поросило ночью немного. Росодавец, -датель, -податель, кто дает, ниспосылает росу, орошает землю. Росоточивая почва» .

Слово «роса» присутствует и в «Повести временных лет».

До сих пор выпадение воды утром на растениях мы называем «росой», что-то выросшее высоким и сильным, мы называем «рослым» - регулярно политое водой и потому выросшее большим и сильным.

Но росой, в отличие от Русы – реки, никогда не называли текущую воду, только чистую и стоячую.

Можно предположить, что когда-то, во время зарождение России, когда первые корабли пошли путем «из Варяг в Греки», в русских войсках было разделение на росичей/россиян – жителей озерной части новгородских и других земель (северян), и на русичей/русских – жителей рек (южан).

Россией (с ударением на первый слог) могли называться те территории России, которые находились под властью Новгорода и Ладоги (стоящие на цепи озер города), а Русью – те земли, которые подчинялись сначала Киевской, а потом Московской власти, и находились вдоль рек пути из Варяг в Греки.

Эти два различных названия для народа страны и самой страны существуют до сих пор, хотя их происхождение уже затерялось во времени.

(Примечание: Известно, что противостояние сначала Киев-Новгород, а потом Москва-Новгород, продолжалось с самого зарождения России и закончилось только тогда, когда Новгород потерял самостоятельность, и когда чеканка «копейки» - новгородской монеты с изображением всадника с копьем при Иване Грозном была перенесена из Новгорода в Москву, выпускавшую «сабельки» -монету, с изображением всадника с саблей.

Вот как об этом пишет летопись:

«Того же лета 7043 (1535 год) государь князь великий Иван Васильевич всея Руси, в третье лето государьства своего,… повеле делати денги сребряные новые на своё имя, без всякого примеса из гривенки и (з) скаловые триста денег Новгородских, а в Московское число три рубля Московская равно… а при великом князе Василье Ивановиче бысть знамя на денгах князь велики на коне, а имея мечь в руце, а князь велики Иван Васильевич учини знамя на денгах князь велики на коне, а имея копьё в руце, оттоле прозвавшееся деньги копейные»).

А как же корень «вод» от слова «Вода»?

В той же Повести есть упоминание слова «Вода». Это слово тоже существовало в русском языке для обозначения воды в его нынешнем понимании.

Но в русском языке глаголы и прилагательные с этим термином не обозначают народ, живущий у воды, хотя корень остался в словах, относящихся к движению по воде.

Мы до сих пор называем «поводырем» - человека, способного провести через неизвестные места, «водителем» - человека, везущего нас в правильном направлении, а «предводителем» - человека, обличенного властью вести людей к цели.

В русском языке осталось слово «завод», происходящее от слова «заводь»-место на реке, в котором сначала задерживали рыбу специальными частоколами, а позднее и разводили.

(Примечание: Словарь Даля:
Заводить: заводная снасть... Заводные ноги. арх. колья, вколачиваемые в дно реки, для установки плетня, тына и образования заводи, забора, где ловится семга.
Заводач м. сиб. вожак, водатарь, водырь
)

Русское государство

Теперь, когда мы немного разобрались с происхождением терминов «россияне» и «русские», «Русь», «Россия», можно поговорить о развитии государства.

Функционирование пути «из Варяг в Греки» и зарождение Российского государства

Начало функционирования пути «из варяг в греки» относят к самому началу X века. И в это время путешествие из Киева в Новгород и обратно становится невероятно частым для того времени.

Если варяги и были приглашены жителями новгородских земель, то вскоре соратники Рюрика – Аскольд и Дир оказались в Киеве.

Вот как пишет об этом Повесть:

«Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде» .

Олег (Вещий), считающийся соратником Рюрика (по Повести сказано так: «В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу- родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень молод» ) вскоре оказался в Киеве.

Вот как об этом пишет Повесть:

«В год 6390 (882). Выступил в поход Олег… . И пришли к горам киевским, и увидел Олег, что княжат тут Аскольд и Дир» .

При этом Олег распоряжался делами в Новгороде:

«Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава» .

При Игоре связь между Киевом и Новгородом также была развита. Так жену себе Игорь взял из под Пскова (это, если двигаться по пути из Варяг в Греки – еще дальше Новгорода. По легенде Игорь там во время охоты переправлялся через реку, а Ольга была перевозчицей).

Вот что об этом говорит Повесть:

«В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега, и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу» .

При этом руководил Русью Игорь из Киева:

«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве» .

После смерти Игоря Ольга, правя из Киева, изредка позволяла себе проходить путем «из Варяг в Греки». Вот как об этом пишет Повесть: «И пришла в город свой Киев с сыном своим Святославом и, пробыв здесь год, в год 6465 (947) отправилась Ольга к Новгороду… И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев и там пребывала с ним в любви» .

Сын Ольги Святослав тоже любил подниматься вверх по пути «из Варяг в Греки».

По повести это звучит так: «В год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых… И пошел на Оку реку и на Волгу, и набрел на вятичей, и спросил вятичей: «Кому дань даете?»… В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар… одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов, и пришел в Киев…» .

Наибольшее значение путь имел в X - 1-й трети XI вв., то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко.

Владимира Красное Солнышко отправлял править в Новгород отец – Святослав:

«В год 6478 (970)… И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира». И взяли к себе новгородцы Владимира».
Но Владимир после смерти брата Олега под конями во время битвы и после коварного убийства брата-Ярополка, приглашенного Владимиром во время осады Киева для переговоров сел княжить в Киеве. При этом не забывал Владимир Красное Солнышко и о Новгороде, который его дядя Добрыня «крестил огнем и мечом»
.

Во 2-й половине XI - начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Русь продвигалась все дальше на Восток, постепенно осваивая бассейны Волги и Дона. Но несколько веков формирования и существования российского государства сформировали матрицу поведения русского народа, которая и остается практически постоянной до наших дней.

Александр Фирсов

О том, что представляет из себя матрица поведения русских, мы поговорим в .


Бунт против варягов. Два следующих года, 860 и 861, в летописи обозначены, но под ними нет никаких сообщений. Зато далее говорится: «В лето 6370. Бывша (А - выгнаша) выряги из заморья (за море) и не да (А- Даша) им дани, и почаша сами собе володети, и не бе у них правды, и восташа род на род, и быша у них усобици, воевати почаша сами на Ся, и реша сами в себе: «Поищем себе князя, иже бы володел нами и рядил по праву». И идоша за море к варягомъ, к руси». То есть, три года (859-861) жители Руси Славян исправно платили дань, однако на четвертый год таким поборам возмутились. Можно предположить, что к тому времени обе страны-потребители восстановили свою экономику и дальнейшая их поддержка уже становилась себе в ущерб. Вместе с тем местной сильной власти здесь не было. Поэтому, прогнав варягов в качестве сборщиков налогов и тем самым объединившись против общей внешней угрозы, местные князьки далее вместо сохранения единения перешли к междоусобицам. А мудрый Рюрик не стал сопротивляться, а позволил своим морякам спокойно уйти восвояси. После ухода варягов за море выяснилось, что усобицы требуют много больших средств, чем взимали варяги, так что жизнь при них показалась Руси Славян более спокойной и гарантированной, чем без них. Ибо хотя варяги и взимали дань, но она была регулярной и не столь великой, как на поддержание усобиц. Так что обращение к варягам явилось не сиюминутным капризом Руси Славян, а единственно возможным выходом из сложившейся ситуации, что прекрасно понимал и Рюрик, просчитавший такой ход событий вперед и выжидавший время, чтобы быть приглашенным князем. Ибо хотя он мог и завоевать Русь Славян, но в ответ получил бы сопротивление.
Призвание Рюрика. Так что ожидания Рюрика оправдались. «Сице бо тии звахуся варязи рус(и), яко се друзии зовуться свие, друзии же урьмяне, инъгляне, друзии же готи. Тако и си». Обычный перевод этого места таков: «Те Варяги назывались Русью, как другие называются Шведы, а иные Норманны и Англы, и еще иные Готландцы, - вот так и эти прозывались». Замечу, что летописец тут абсолютно прав, варяги были русскими людьми, и это нам известно не только из чтения других источников, но и из чтения самой миниатюры № 13 Радзивилловской летописи.
«Реша руси чюдь, и словене, и кривичи, и вси: «Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да поидете у нас княжити и володети». - «Сказали Руси Чудь, Славяне, Кривичи и Весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Под словом наряд, как отмечают многие исследователи, понималось предписание о несении определенных видов деятельности, например, договор с воинами об охране города от врагов. До сих пор существует выражение: наряд милиции. Так что во времена усобицы прекратилась юридическая деятельность, были отменены наряды.
«И избрашася 3-е братья з роды своими, и пояша собе всю Русь, и приидоша словенам перьвое, и срубиша город Ладогу, и Сиде в Ладозе старей Рюрикъ, а другий Сиде у нас (А - Синеусъ) на Белеозере, а третий Труворъ въ Изборьску. И о (А - отъ) тех вярягъ (А - варягъ) прозвася Рускаа земля. Новгород, тии суть людие новгородци от рода варяжеска, преже бо беша словене». То есть «И избрались трое братьев со своими родами, и взяли себе всю Русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех Варягов прозвалась Русская земля. Новгород, его люди есть новгородцы от рода варяжского, но прежде были словенами». И опять я вынужден признать справедливость слов летописи. Но «избрание братьев» состоялось еще до обращения к ним конфедерации словен, чуди, кривичей и веси, и, как видно из миниатюры, Рюрик уже был князем в 859 году.
В некоторых переводах слова и пояша собе всю Русь передаются как и взяли с собой всю Русь. Все население с собой взять нереально, к тому же речь идет о том, что было еще до обращения конфедерации народов Руси Славян к Руси Яровой. Иными словами, до обращения к Яровой Руси там уже всей Русью владел Рюрик. Но если за счет сбора дани он владел фактически не только Руяном (Русью), но и всей Вагрией (которая тоже была Яровой Русью), а также Хазарией, то предложение стать князем еще и Северной Руси Славян ему было не только лестно, но и давно просчитано. А поскольку часть народов конфедерации говорила по-русски, а именно новгородцы и кривичи (о некотором различии в их диалектах мы сейчас говорить не будем), то было вполне логичным вернуть старое имя Руси Славян и этим народам. Но чудь и весь относились к угро-финнам, и в таком случае Русь Славян должна была бы получить название Русь Славян и Неславян - длинно и неточно, поскольку наверняка происходила славянизация неславянского населения. Гораздо проще было восстановить начальное слово этого имени - Русь, что Рюрик и сделал.
Иными словами, он объединил Русь Яровую (Руян и Вагрию) с Русью Славян в единое административное образование с общим названием Русь. Оно еще не было единым государством, поскольку слишком сильна была местная власть (усилившаяся за счет усобиц), поэтому летописец совершенно справедливо называет ее Русской землей. И правильно указывает на то, что именно от варяг это образование стало называться Русью. Все последующие недоразумения русской историографии основаны на двух вещах. Первое - наши историки не смогли прочитать на карте Евсевия старое название конфедерации вятичей, кривичей, словен и других славянских племен как Руси Славян - в силу незнания руницы. Второе - не отождествляли Вагрию с Варяжской Русью именно в качестве Русского государства, поскольку на гербе Пруссии не читали неявные надписи в силу неумения их читать, хотя они были написаны кириллицей. Таким образом, они не подозревали, что а) варяги - это настоящие русские люди, к тому же - московиты (вятичи), и что б) название Русь по отношению к Руси Славян - это просто восстановление старого имени (хотя и в расширительном смысле).
Родственные отношения Рюрика. В летописи они переданы как очень обобщенные - братья. Однако, как я выяснил, читая надписи на одном этрусском саркофаге, братьями были Рюрик и Трувор, тогда как Синеус являлся им отцом. Это абсолютно ничего не меняет в русской истории, но позволяет понять, почему он вскоре умер - вероятно, был уже в возрасте. Мог не перенести и смерть отца на чужбине младший брат, Трувор. Ибо, как говорит летопись, «По двою же лету умре Синеусъ и брать его Труворъ, и прия всю власть Рюрикъ один». Иными словами, «Через два же года умер Синеус и брат его Трувор, и принял всю власть Рюрик один». Таким образом, в 864 году умерли и Синеус, и его сын Трувор. О такой мелочи, как места их захоронений, не говорится ничего; однако можно понять, что за два года правления, к тому же, возможно, и неполных, оба правителя вряд ли могли успеть получить какую-то надежную опору среди местного населения. А оставить могилу среди людей, которые два года назад бунтовали именно против варягов, было небезопасно. Похороны в Вагрии, конечно, прошли бы с почетом, и место считалось бы надежным, однако возвращение праха властителя из завоеванной земли было бы сочтено за то, что его правление не удалось. Поэтому захоронение было произведено в надежном месте, не менее надежном, чем Вагрия, но весьма удаленном и от Руси Славян, и от Яровой Руси. Этим местом стала Этрурия.
Уточнение даты. А теперь обратимся к цифрам, которые я заметил на бороде у одного персонажа еще на рис. 1. Получается вроде бы немыслимая дата, 160367. Сначала я не обратил на нее особого внимания. Однако теперь мне бросилось в глаза, что три последние цифры совпадают с данными «от сотворения мира» (рис. 4).
Теперь я смогу уточнить дату. Она написана довольно необычно: читать следует сначала левый столбец снизу вверх, затем - правый. При этом в левый столбец в середине помещена еще буква В. Итак, читать следует В 6367 ГОД ЯРА. А линию шеи и самую нижнюю прядь волос сзади можно прочитать как слова РЮРИКОВ ЯРА ГОД. Из этого следует, что счет «от сотворения мира», принятый в христианстве, является просто переосмыслением более раннего летоисчисления по ГОДАМ ЯРА. Ничего подобного мне прежде читать не приходилось. Полагаю, что в данном случае речь идет о сенсационных строках, хотя данное открытие еще требует проверки.
Миниатюра № 14. В Радзивилловской летописи существует еще миниатюра № 14 (рис. 5). На ней изображен момент обращения людей к некому правителю (слева) и въезд правителя (справа); миниатюра подписана: И ЯША СОБЕ ОТ ВАРЯГ КНЯЗЬ.
В современном описании сказано: «Посольство славян к варягам; поход варяжских князей в славянские земли». Иными словами, слева якобы призвание варягов к словенам и кривичам, а справа поход варягов к ним же.
Посмотрим теперь, к кому именно было обращение представителей Руси Славян. Для этого рассмотрим в увеличенном изображении человека, сидящего на троне (рис. 6). Прядь волос возле уха может быть прочитана как слово РУСИ, а самая крупная надпись под шапочкой черной краской - как ЯРА. Слева под шапочкой читается слово ВОЖЬ, правее - ЖУПАН. Справа - ВАГРИИ ХАН. Таким образом, мы получаем полный титул сидящего человека как РУСИ ЯРА ВОЖЬ, ЖУПАН, ВАГРИИ ХАН. Понятно, что ВОЖЬ - это ВОЖДЬ, но не по-старославянски, а по-русски. А кто такой жупан? Словарь В.Д. Гладкого поясняет: «Главой жупы был жупан (первоначально родовой старейшина, позднее феодал)».
Сверху на шапочке также читаются слова РУСИ ЖУПАН, на лице в качестве глаз и носа - слово РУСЬ, в качестве правого уса - ЯРА, в качестве бороды и воротничка - ИМИР И ХАН. Справа коричневым, как бы передавая возглас самого хана, написано: АЗ КРАЯ ЯРА МОРЯК, а на левой линии кисти руки - КРОДО. Таким образом, посланцы Руси Славян вроде бы обратились к Николаю Кродо за тем, чтобы он им прислал князя.
Теперь попробуем прочитать надписи на посланцах Руси Славян. Если это те самые словене новгородские, чудь, кривичи и весь, то мы и должны прочитать соответствующие названия племен на головах персонажей, обращающихся к Николаю Кродо. Однако когда мы смотрим на рис. 7, где представлены головы и руки членов делегации, мы с удивлением читаем на голове первого слова МИР ЯРА, МОРЯ ЯРА МОРЯК, на голове другого посланца, чуть левее, МОРЯКИ ЯРА, наконец, на голове правого персонажа ПИРАТ, МИР ЯРА. Таким образом, призывали на княжение вовсе не посланцы Руси Славян и вовсе не кривичи смоляне, новгородцы, весь и чудь, а те же самые варяги. Иными словами, призвание князя Рюрика на княжение осуществляли его же собственные пираты, и на княжение в Руси Яра, а не в Руси Славян! Это можно понять так: князь по происхождению или по социальному статусу, глава пиратов Рюрик вовсе не был правителем Яровой Руси, и когда жители Руси Славян избавились от ежегодной выплаты дани (которая собиралась Рюриком и передавалась им хану Вагрии Кродо и хану Хазарии калифу Иусии), слава Рюрика несколько померкла. И вот тут его моряки и пираты стали требовать от Николая Кродо признания Рюрика в качестве правителя Яровой Руси, то есть не только носимого им титула князя, но и реальной княжеской власти надо всей Яровой Русью. Иными словами, призвание варягов - это дело сугубо прибалтийское, западноевропейское, а не восточноевропейское, хотя и имевшее последствия для Руси Славян. Речь идет о призвании наиболее ловкого пирата Яровой Руси, собиравшего в течение трех лет дань на территории Восточной Европы, в качестве правителя этой же самой Яровой Руси! И призвали его из-за моря, то есть, вероятно, какое-то время после прекращения взимания дани он мог переселиться, например, на берега Северного моря (моря Макоши). Но это означает чисто внутрирусское дело, вообще никак не связанное с Восточной Европой.
Дочитаем, однако, надписи на персонажах, теперь уже на простертых ими руках. На верхней читается: ЯРА ТРОН! На нижней - ЯРА ПОСОХ! Вот чего требовали от Николая Кродо для Рюрика: Яров (то есть царский всея Руси) трон и Яров посох (царский скипетр). Как известно, в восточнославянской Руси культ Яра после Рюрика не существовал, а Владимир, видимо, в противовес ввел на 8 лет культ Перуна, а затем и вовсе перешел к христианству. Полагаю, что так, на религиозной почве, была показана независимость Руси Славян от Яровой Руси.

Продолжение следует.

На рисунках: Уточнение даты, прочитанной на миниатюре № 13.
Мое чтение надписей на левом персонаже.
Мое чтение надписей на головах и руках лиц, призывающих Рюрика.
Миниатюра Радзивилловской летописи № 14.

И сказали Чудь, Славяне, Кривичи и Весь Руси: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет; приходите княжить и владеть нами». И были выбраны три брата с родом своим, взяли всю Русь с собою и пришли. И старший брат, Рюрик, сел княжить в Новгороде8, второй, Синеус, на Белоозере, третий, Трувор, в Изборске. И от этих Варягов прозвалась русская земля, Новгородцы; это и есть Новгородцы, от крови варяжской; прежде Новгородцы были Славяне. Через два года умер Синеус и брат его Трувор, и Рюрик взял их земли и стал княжить один и разделил города между своими мужами: одному (дал) Полоцк, другому Ростов, третьему Белоозеро».

Таково младенчески простодушное повествование Нестора о начале русского государства. Для того, кто читает его без предвзятого мнения и ухищренных толкований, не может быть сомнения в том, что имя Варяги употреблено в смысле общего обозначения обитателей Скандинавии и что Русь есть имя одного отдельного скандинавского племени, пришедшего под предводительством Рюрика и его братьев из-за моря и положившего основание государству, столица которого некоторое время находилась в Новгороде; это государство и есть зерно, из которого выросла современная нам Российская Империя. Далее Нестор рассказывает, как в том же (862?) году двое из дружинников Рюрика, «не из его рода», Аскольд и Дир, отделились от него с целью проникнуть в Константинополь. Они отправились вниз по Днепру; но прибывши в Киев, главный город Полян, плативших в то время дань Хазарам, они предпочли остаться здесь и основали в Киеве независимое (от Новгорода) княжество. Спустя двадцать лет, в 882 г., это княжество было захвачено Олегом, преемником Рюрика: при помощи военной хитрости он овладел Киевом и умертвил Аскольда и Дира; с тех пор Киев, «матерь городов русских», как назвал его Олег, является столицей русского государства и центром народности, носящей имя Руси. По некоторым спискам (напр., Ипатьевскому и Радзивилловскому), Рюрик сперва уселся на Ладоге (на Волхове, близ впадения этой реки в Ладожское озеро) и только по смерти своих братьев переселился в Новгород. См. Летопись по Ипатьевскому списку, издание Археографической Комиссии, Спб., 1871. Белёвский, Monumenta Poloniae historica (Львов, 1864), I, 564. А. Л.

«В год 6370 (862). И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренные жители в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Те же ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили город этот и сгинули, а мы тут сидим, родичи их, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу— родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень молод.

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов своих: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и овладел городом Смоленском и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и придя, взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам киевским, и увидел Олег, что княжат тут Аскольд и Дир, спрятал он воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам приступил, неся отрока Игоря. И подошел к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря, Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и вынесли Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли <Аскольда> на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николая; а Дирова могила — за церковью святой Ирины. И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него славяне и варяги, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».

Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб.: Наука, 1997. — Т. 1: XI — XII века. Перевод О. В. Творогова.

Первые контакты норманнов со славянами относятся, вероятно, еще к VIII веку. В середине века на месте современного поселка Старая Ладога, расположенного на левом берегу реки Волхов, возникло скандинавское поселение. Но уже через несколько лет новоселов вытеснили ильменские словены. Им тоже довелось хозяйничать здесь не слишком долго - примерно через полвека поселение было вновь захвачено скандинавами. Земли эти переходили из рук в руки ; в конце концов, если верить «Повести временных лет», именно сюда чудь, славяне, кривичи и весь пригласили на княжение Рюрика, который взял «с собой всю русь» и «поставили город Ладогу».

«В год 6370 (862). И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: "Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону". Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - норманны и англы, а еще иные готы - вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой - Синеус, - на Белом озере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля» .

Вопрос о том, действительно ли славяне пригласили к себе варяжских князей с дружинами, или же скандинавы завоевали их земли, до сих пор не решен. К счастью для авторов настоящей книги, он не имеет прямого отношения к хазарам.

Так или иначе, Русь, то есть дружины варяжских князей, оказались на земле славян, смешались с ними, переняли их язык, но дали им свое имя. Последнее не должно удивлять - подобная история произошла чуть раньше на берегах Дуная, когда кочевники-болгары, смешавшись с местными славянами, образовали народ, названный по имени пришельцев. В обоих случаях пришельцы были сравнительно немногочисленны, они переняли язык и обычаи местного населения. Но систему управления, воинские традиции и название они сохранили и распространили на всех.

Впрочем, очень скоро славяне переняли боевой опыт варяжских воинов и стали входить в число русов - ведь так называли не этнос, а дружину. Уже про Олега, который сменил Аскольда и Дира на киевском троне (а точнее, убил их и завладел этим троном), летопись говорит: «И были у него славяне и варяги, и прочие, прозвавшиеся русью». Скоро это слово распространилось и на всех местных жителей. Летопись под 898 годом говорит про полян (обитавших на киевской земле еще до прихода варягов): «поляне, которые теперь зовутся русь»



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...