Могут ли хронические заболевания стать причиной лени. Как бороться с ленью

Лень - распространенная и удобная отговорка собственному бездействию. Ее причины объективны или выдуманы нами? Можно ли бороться с ленью?

Когда я села за этот материал, мне захотелось заглянуть в словари и посмотреть, какое определение дается этому понятию. Большой толковый словарь определял лень, как «отсутствие желания работать или делать что-либо; нелюбовь к труду».

Толковый словарь Даля давал следующее определение: «Лень - неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству».

«Отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью» - так определял лень Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Я продолжила изучать лень и встретила информацию, в которой указывалось, что отношение к лени в давние времена было сугубо отрицательным, в Средневековье она рассматривалась как зло, а в христианстве лень названа грехом. Только последние столетия лень считается отрицательной чертой характера.

Существует четыре подхода к изучению природы лени:

Итак, подход первый

Лень как отрицательное свойство личности человека. Начну издалека.

Я - мама двух сыновей с разницей в возраст девять с половиной лет. Я постоянно невольно наблюдаю за ними. Мои наблюдения явным образом свидетельствуют, что лень как отсутствие желания действовать, склонность к безделью у младшего напрочь отсутствовала до четырехлетнего возраста. То есть примерно до четырех лет ребенок активно включался в любую деятельность, начиная от уборки игрушек, заканчивая покупками в магазине, - ему было интересно и увлекательно абсолютно все!

Первые попытки лениться (уклоняться от деятельности) стали проявляться, когда сын стал активно посещать детский сад. Он ленился самостоятельно одеваться, а также рисовать на заданную тему, резать ножницами.

Он просто не приступал к деятельности. Причем, если одеваться нужно в гости к бабушке - ребенок опережал взрослых, а если в детский сад (он очень трудно привыкал к саду), то он сидел в кресле, обложенный одеждой и, например, пел. Если рисовать нужно было не кружочки и линии, а фантазировать с кистью в руках (просто размазывать краски по бумаге), то такое рисование выполнялось настолько быстро, что я не успевала подавать чистые листы. А если ему предлагалось нарисовать что-то конкретное, например, солнышко, ребенок отвечал: «Нет, давай лучше ты нарисуешь». А с ножницами сын просто не умел обращаться…

Как вы уже догадались, ребенок стремился избежать работы, в которой он чувствовал себя неуспешным, либо работы, которая приведет к нежеланному результату. При этом я хорошо понимала, что только в действии рождается успех: не будешь регулярно пользоваться ножницами, так и не научишься вырезать, не будешь рисовать кружочки - не нарисуешь круглый предмет. А ребенок просто останавливался у черты под названием «у меня не получается» и не решался ее переступить.

Такая модель поведения повторяясь, закрепляется и становится чертой характера.

Итак, первая причина лени - страх неудачи. Если в ваших убеждениях есть причинно-следственная связь «не делай - может не получиться», нужно сознательно ее преодолевать. Ведь нам с вами понятно: не возьмешь в руки ножниц - не научишься ими вырезать; первый кружок никогда не бывает таким же ровным, как у того кто прекрасно владеет ножницами.

Стоит ли останавливаться, если вы действительно хотите иметь какие-то значимые результаты?

Недавно мой старший сын, который сейчас находится в возрасте подростка, задал мне сложный вопрос: «В чем смысл человеческой жизни?». Я, конечно, сначала задумалась, как ему ответить. Начала рассуждать, с точки зрения биологии, философии, религии. Вдруг меня осенил очень прозрачный вывод, что смысл жизни, как ни крути, - в развитии! И если с позиции развития посмотреть на лень - она его огромный тормоз! В этом смысле я согласна с христианской философией, считающей лень грехом.

Я продолжаю наблюдать за своими детьми. Мой старший сын - школьник. Стоит ли говорить, что проблем, решать которые лень, очень много. В первую очередь, лень делать уроки. Но не все. Иногда он громко вопрошает: «Какой в этом смысл, только время тратить?!» Я понимаю, что школьники - заложники системы. И отвечаю, что это проверка на прочность, сможешь, преодолеешь - ты молодец! Я так говорила и себе, когда на работе (а мне нравилась моя работа) случались бессмысленные задания, приступать к которым было даже не лень, а скорее тоскливо.

Вывод: нелюбимое дело, бессмысленная работа вызывают не просто лень, а включают внутреннюю блокировку на их выполнение.

Работать с ленью такой природы можно только двумя способами: не заниматься тем, что вызывает категорический протест сознания, либо придумать собственный мотив по принципу «сделаю - я молодец». Опасность в том, что такие игры с сознанием (сделаю - я молодец) не могут быть постоянными, оно устанет играть. Лучший вариант - сменить нелюбимое занятие на любимое!

Еще один вид «тоскливой лени» случается тогда, когда человеку способному и амбициозному становится неинтересно заниматься деятельностью, в которой достигнут потолок. В детских коллективах детям, чей уровень развития опережает сверстников, становится лень выполнять задания вместе со всеми.

Преодолеть этот вид лени можно только выходом за пределы «потолка» на новый уровень развития.

Подход второй

Лень - защитный механизмом организма. Это качество, которое проявляется лишь определенные моменты жизни и необходимо для отдыха. Когда человек много работает, организм сам начинает отказываться от работы.

Конечно, здравый смысл здесь есть. Человеку необходим отдых от работы. Если лень дозирована и не переходит в хроническую форму, ничего страшного нет. Но, на мой взгляд, разумнее научиться организовывать себя таким образом, чтобы работа и отдых осознанно и здраво чередовались, чтобы отдых вызывал жажду к работе, а работа награждалась отдыхом.

Такой подход поможет предотвратить «выгорание» на работе, влекущее серьезные психологические, а в запущенной форме и психические проблемы.

Что осознаешь, то контролируешь; что не осознаешь, контролирует тебя.

Еще одна причина, когда лень проявляется как защитный механизм, кроется в отсутствии жизненной энергии. Происходит это, когда вы осознаете, что получите результат, если начнете что-то делать. Вас не пугает фиаско, у вас просто нет сил. Даже любимое дело начинает раздражать и вызывать сомнения. А все потому, что ваша нынешняя физическая форма не соответствует масштабу целей. А ваши источники энергии не дают достаточно сил, чтобы действовать. Значит, чтобы побороть лень. надо остановиться и отдохнуть, восстановить силы.

Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Я думаю, что здесь имеет место подмена понятий.

«Отсутствие желания работать или делать что-либо, нелюбовь к труду, отвращенье от труда, от дела, наклонность к праздности, к тунеядству, отсутствие желания действовать, склонность к безделью» - не одно и тоже, что поиск новых путей достижения результата. Если человек не просто ничего не делает, а находит способ и делает это по-другому - это уже не лень.

Третий подход

Лень - это болезнь.

Я не врач, и не возьмусь размышлять в этом направлении. Выскажу лишь предположение, что лень - не причина, а лишь следствие неправильного воспитания, неправильной самоорганизации, внутренней распущенности, которые со временем приобретают хронический характер, и делают человека хронически ленивым.

Четвертый подход

Лень - это миф! И мне эта точка зрения наиболее близка во всех отношениях. Единственная причина бездействия заключается только в том, что вы вовремя не смогли увидеть ложь, которая прописалась среди ваших убеждений. Эту ложь в минуты сомнений на блюдечке преподносит ваше сознание.

Например, сознание подсказывает моему ребенку: «Не бери в руки ножницы, все равно красивый кружок вырезать не получится». Но это ложь! Истина в том, что в деятельности с ножницами формируется навык владения ими!

Или сознание предупреждает меня: «Ты живешь не хуже других, успокойся! Зачем что-то менять?» Но можно ситуацию воспринимать иначе: «Ты живешь хуже собственных ожиданий, многие достигли того, о чем мечтаешь ты. Дерзай и у тебя все получится!»

Или такое убеждение: «Я бы сделал, я бы научился, и я бы... Но пока не готов и помочь мне некому…»

Это все примеры убеждений, живущих в нашем сознании. Они заставляют нас останавливаться и бездействовать. Но убеждения - это условность, миф!

Подавляющему числу людей знакомо вязкое расхолаживающее ощущение лени. Это ощущение может возникнуть вполне предсказуемо или внезапно; может касаться того, что сделать «надо», но «не хочется», и даже того, что, казалось бы, представляется нам желанным делом: например, прогулки в выходной день или посещения кафе после трудового дня. В этой статье мы заглянем за фасад явления под названием «лень» и попытаемся понять, что за ним скрывается и мешает нам бодрым маршем двигаться по намеченному пути наших целей и задач.

Причины лени и способы борьбы с ними

В статье « » обозначены такие причины прокрастинации, как отсутствие целей, перфекционизм, «проблемы с энергией», отвлечения на несущественное, «неподъемный большой проект».

Невозможно относиться к этому списку причин всерьез, так как он включает в себя несопоставимые друг с другом явления, которые сами по себе могут являться причинами и следствиями друг друга, а к лени не иметь прямого отношения. Все перечисленные «причины» не дают нам ключа к тому, чтобы посмотреть в глубину проблемы лени и внятно ответить на вопрос: «Почему в столь важных, нужных, желанных делах я ленюсь?!»

В лучшем случае, список этих «причин» можно использовать, чтобы попытаться в себе искоренить перечисленные проблемы, ведь если рассматривать каждое из описанных явлений по отдельности, то очевидно, что они снижают нашу эффективность. Думаю, мало кто будет спорить с тем, что лучше в жизни иметь внятные цели, не страдать перфекционизмом, грамотно чередовать периоды работы и отдыха, быть целеустремленным, не размениваться на мелочи, но в то же время не пытаться объять необъятное.

В результате поверхностной трактовки причин лени, способы борьбы с ленью, предложенные в той же статье, представляют из себя некоторые частные попытки задействовать силу воли, приёмы тайм-менеджмента, бихевиоральные техники, чтобы «обмануть свой мозг» и все-таки добиться от себя нужного усилия и результата.

Такой подход может быть эффективным в частном случае, но при постоянном применении способен не только потерять свою силу, но и навредить организму, привести к еще большему истощению, демотивированности и появлению всё новых и новых способов отлынивать от решения поставленных задач.

Глубинные причины лени

Если формулировать предельно кратко, то глубинная причина лени одна: несоответствие наших намерений, целей, задач, стремлений и т.п. – нашим истинным потребностям.

В контексте рассматриваемой проблемы лени и ее причин самое важное свойство потребностей заключается в том, что они представляют из себя источник энергии, как физической, так и психической. Когда наши деятельность и поведение согласованы с нашей актуальной в данный момент потребностью, у нас не возникает никаких проблем с тем, чтобы эту деятельность осуществить: ни лени, ни скуки, ни прокрастинации, ни каких-либо других форм отстраненности и попыток отсрочить неизбежное.

Если наша деятельность и наше поведение согласуются с нашей актуальной потребностью, мы просто делаем то, что задумали. Это действительно просто. На эту тему есть хорошая иллюстрация: «Самый целеустремленный человек – это человек, который хочет в туалет»

Согласитесь, сложно представить, что человек, который хочет в туалет, вдруг заленился и никуда не пошел.

Внутриличностный конфликт как глубинная причина лени

Согласно учению Ухтомского о доминанте, в один момент времени для человека актуальна одна потребность, и все поведение человека оказывается подчинено ее удовлетворению. Если в момент, когда актуальна некая потребность, человек ставит себе не согласующуюся с ней задачу, то «очаг доминанты» в коре головного мозга тормозит реализацию поставленной задачи. Например, в виде лени.

Другими словами, лень возникает тогда, когда вместо удовлетворения нашей истинной актуальной потребности мы пытаемся удовлетворить другую.

В психологии эта ситуация называется внутриличностным конфликтом. Конфликт потребностей – это частный случай внутриличностного конфликта (подробнее обо всех видах внутриличностного конфликта рекомендуем ознакомиться в книге Н.В. Гришиной «Психология конфликта»). Лень – это форма сопротивления нашего организма, с помощью которой он нам сигнализирует: «Стоп! Ты идешь не туда! Остановись и подумай: это ли сейчас тебе действительно нужно».

Преодоление лени через работу с потребностями

Психологическая работа с потребностями всегда непроста и сугубо индивидуальна. Однако можно выделить ряд общих рекомендаций, которые помогут разрешить внутриличностный конфликт, порождающий лень, и освободить полезную энергию для реализации намеченных целей.

Шаг 1. Осознание истинной актуальной потребности.

Нередко этого шага бывает достаточно, чтобы снизить напряжение, перестать «лениться» и приступить к выполнению имеющихся задач.

Вместо того, чтобы в приступе прокрастинации пятый раз подряд обновлять страницу новостей «ВКонтакте», попробуйте взять небольшую паузу и задать себе вопрос: «В чем я сейчас нуждаюсь?»

Ответить на этот вопрос бывает непросто, торопиться не нужно. Важно выработать привычку быть внимательным к своему внутреннему миру, и рано или поздно вы начнете отвечать на этот вопрос быстрее и правильнее.

Подчеркнем, что цель вопроса – не только в получении ответа. Задавая себе этот вопрос, вы берете свою лень под контроль, вы перестаете быть заложником своих состояний, вы начинаете сами решать: когда вам работать, а когда – лениться.

Шаг 2. Разрешение внутриличностного конфликта через осознанный выбор и принятие ответственности за его результаты.

Когда вы осознаете свою истинную актуальную потребность, вам придется сделать выбор: бросить все дела и приступить к ее удовлетворению или продолжать заниматься решением ваших задач, несмотря на то, что в данный момент вы нуждаетесь в другом.

Подчеркнем: чтобы ваш выбор оказался действенным и не привел к усилению лени, необходимо соблюдать два условия:

  1. Важно делать выбор осознанно . Необходимо не просто махнуть рукой на одну из сторон конфликта, а именно принять решение, сделать это уверенно, в полной мере понимая, что именно решаете и почему вы это делаете.
  2. Важно делать выбор ответственно . Необходимо в полной мере учитывать последствия вашего выбора и признавать, что источником этих последствий являетесь вы сами.

Делая свой выбор, помните о следующем:

  1. В случае выбора в пользу текущих задач, вы продолжаете игнорировать свою истинную потребность, что в последующем может привести к усилению напряжения, к появлению чувства отвращения к работе, к повышенной усталости. Все эти последствия вам придется компенсировать.
  2. Если же вы делаете выбор в пользу немедленного удовлетворения вашей потребности, которая спровоцировала лень, то вы столкнетесь с рядом других последствий: важно это понимать и наметить пути их нивелирования.

В целом практика осознанного и ответственного выбора избавит вас не только от лени, но и от многих других проблем, которые порождают наши внутриличностные конфликты.

Шаг 3. Применение поддерживающих техник.

После того, как вы 1) осознали свою истинную актуальную потребность и 2) сделали осознанный и ответственный выбор в пользу ее удовлетворения или в пользу текущей задачи, — и только после этого вы с высокой степенью осмысленности, безопасности и избирательности можете применить все те поддерживающие техники, которые подробно описаны в статье «Причины лени и способы борьбы с ними» и других материалах сайта.

Заключительные комментарии

В большинстве случаев, когда вы сталкиваетесь с ленью, вам, скорее всего, не понадобится такой глубокий анализ своей личности.

Во многих случаях вы сразу сможете перейти к шагу 3 (осознавая при этом как пользу применения к себе разнообразных техник и рецептов, так и возможный негативный эффект от их использования).

Иногда вам поможет шаг 1 (всего лишь внимания к своим истинным потребностям и их осознания в ряде случаев бывает достаточно, чтобы повысить чувство психологического комфорта и преодолеть свое сопротивление в виде лени).

Дата создания: 25.09.2001
Дата обновления: 15.05.2015

Самое точное определение лени – это отсутствие мотивации. Вариант бессознательного сопротивления самого человека, который в глубине души вдруг начинает ощущать, что вроде как не совсем туда идёт и не совсем то делает. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие - в частности, те, кому необходимо, чтобы он выполнял работу, которую ему делать не хочется...

Что такое лень – вроде бы известно всем. В сети вообще огромное количество определений этого слова, но ещё большее количество – советов, "как победить лень". Причём в основном чужую, но иногда и свою. Хотя чужую лень побеждать проще: взять в руки кнут… или тот самый засохший пряник, которым, по известному выражению, у нас тоже бьют. Так как лень – понятие социально осуждаемое и даже входит в список основных пороков. Посему у многих людей ничто не дрогнет, если нужно будет отлупить или предать остракизму кого-то за лень.
Однако не всё так просто, как и в большинстве случаев с "вроде бы всем известными понятиями".

Бывает ли лень у животных? Вроде есть даже целое животное – ленивец, но его назвали так люди исходя из своих критериев, а вовсе не другие животные. А у животных расклад такой: чем выше уровень обмена веществ у особи и чем менее калорийна поедаемая ею пища – тем больше и быстрее она должна бегать за едой, та же землеройка, например.
Если же пища животного высококалорийна, а обмен не быстрый – то режим дня у него иной: например, лев охотится/бодрствует всего 4 часа в сутки, а остальные 20 даже не то чтобы полноценно спит, а скорее дремлет. Или как сказал бы сторонний наблюдатель – ленится.

Примерно то же было и с нашими предками: генетическая программа постоянной деятельности у приматов в принципе есть, но она поддерживает любую деятельность, а не только целенаправленно приложенную "к общественно полезному труду". А с переходом на мясную, причём обработанную огнем пищу наши предки вообще стали жить как львы.

Вообще чем теплее климат – тем менее активна деятельность: во-первых, жарко (много не наработаешь), во-вторых – всё само растёт, а в-третьих - если много наберёшь, где и как это все потом на жаре хранить? То же самое в очень-очень северных местах, где ничего не растёт. И здесь мы подошли к значимой для человечества вехе: возникновению ручного земледелия, а вместе с ним – неравному распределению ресурсов и к возникновению иерархии .

На собранный урожай теперь претендует не только тот, кто сажал и собирал, а ещё и представители власти, а с тех трясёт дань уже их начальство, и так по нарастающей. Иными словами, появление в зоне работы земледельца "отнимающего человека с палкой" вынуждало конечное звено – того, кто всё выращивал – трудиться не разгибая спины, чтобы после удовлетворения аппетитов всех нахлебников хоть что-то осталось самому. И в результате сформировалось правило: нужно работать больше, больше, как можно больше! А как определить, много или мало поработал? А мало не бывает, поэтому никто не смеет сидеть сложа руки каждую свободную минуту. Чтобы выжить, нужно что-то делать, делать, делать! А не работать – это плохо, это презираемо, это опасно для жизни.

Так возник оценочный, иерархический термин "лень". Формально это термин для тех, кому нужно, чтобы некий подчинённый никогда не останавливал трудовой процесс, иначе будет подвергнут общественному осуждению. Обратите внимание: когда некто говорит "ты лентяй" – он фактически ощущает себя вашим начальником. Он решает, работаете вы или нет. По своим критериям. Он подсчитывает, много или мало вы наработали, и насколько качественно. А вот когда человек говорит "Я лентяй", "Мне лень" – это соответствует его собственному ощущению начальника: "Мне мою работу делать лень, а потому сбегай-ка, подчинённый Сидоров, по моим делам за меня!"

Сейчас нередко встречаются гневные высказывания от старшего поколения: мол, современные подростки совсем охамели, в открытую смеют говорить родителям – "Мне лень!" И логически эта агрессия понятна тогда, когда известно: в иерархической системе с бинарным распределением "ты Начальник - я Дурак, я Начальник - ты Дурак" лень – для Начальников. А подросток в такой системе - Дурак, он ещё для Начальника возрастом не вышел.

Чем выше индивид на иерархической лестнице – тем больше у него прав сидеть в праздности/ничего не делать. И в итоге "на низших слоях" это прошивается в цензуру с детства: "Плохо сидеть сложа руки". И те мамы и бабушки, которые шпыняют своих дочек "Что сидишь сложа руки, в доме всегда есть работа" – по своим представлениям часто действительно желают ребёнку добра: потому что если ребёнок сам, по зову внутреннего контролёра, не привыкнет постоянно что-то делать – иерархическое общество его съест и не подавится. Так говорит опыт мам, бабушек и прочих старших членов мегасемьи. Но любопытно то, что по умолчанию это значит: старшие видят ребёнка в будущем только в низу иерархии. Особенно девочку.

Кстати, отсюда же – частое неприятие мамами, бабушками, тётушками домашней бытовой техники типа посудомоек и стиральных машин. Они пытаются как-то рационализировать это неприятие псевдо-доводами вида "не экономит воду и порошок, портит белье и посуду" и так далее. Но в основе чаще всего – все тот же страх: машинка будет мыть-стирать, а я что в это время буду делать? Сложа руки сидеть? И за то, чтобы я ощутила себя лентяйкой, я должна заплатить такие огромные деньги?..

А если вспомнить, что в иерархической системе кроме понятий "Начальник и Дурак" дополнительной основой является ещё и бинарность – то в этих критериях ленью считается всё, что не работа. То есть не такая работа, которую видно оценщику и которую он согласен учитывать. Если человек сидит, думает, или даже отдыхает между двумя сложными задачами – внешне ему могут сказать, что он лентяй и бьёт баклуши. А если человек сперва таскает нечто туда, а потом обратно, причём совершенно без пользы – со стороны его могут похвалить. Вот-де, не сидит сложа руки, работает!

То есть опять получается, что даже то, работаете вы или нет, лучше всего знаете именно вы. А не некий оценщик со стороны, который пришёл высказаться о вашем времяпрепровождении. Но тем, кому с детства старшие вбивали в цензуру "не сиди сложа руки", в результате имеют внутри мощного контролирующего Родителя, который в принципе не даёт им отдыхать. Стоит только сесть почитать книжку, посмотреть фильм или просто посидеть, включается этот внутренний контроль: "Лентяй(ка)!"
Ещё бы, человек же сидит, не работает. А то, что есть такая важная деятельность, как рекреация – во время зарождения понятия "лень" никто и не учитывал. Тогда семьи были большими, поэтому экономить на здоровье и работоспособности отдельных людей никого не приучали: работал-надорвался-помер, следующий!..

А ещё то, что называется ленью, может быть и охранительным торможением (и полезно бывает сперва отдохнуть, а потом работать). Такой "ленью" страдают чаще всего те, кого принято называть "трудоголиками" : по той или иной причине они трудятся, как говорится, 25 часов в сутки. А когда организм защищается от такой деятельности, трудоголик говорит себе: "Что-то я нынче разленился, это нехорошо". И постепенно зарабатывает как минимум чувство вины в том, что он "лентяй". А некоторые особо волевые личности "борются с собой", заставляя себя в такие периоды встать с кровати и работать. При этом продуктивность и качество работы резко падают (неудивительно), недовольство собой растет, что опять приводит к падению продуктивности и так далее.
То же самое происходит, когда организм пытается восстановиться хотя бы частично: то есть рабочий процесс идет, но со сниженной интенсивностью. И человек опять начинает себя корить, засиживается сверхурочно, чтобы наверстать свой медленный темп, от усталости делает все еще медленнее, допускает больше ошибок и т.п. Вроде работает, а результатов нет. Получается одна "имитация бурной деятельности", причем откровенно вредная для здоровья.

А вот еще несколько причин "лени":

Лень может быть связана с несоответствиями характера деятельности и структуры личности. Например, если демонстративного человека ограничить работой только по дому, а интроверта заставить постоянно работать с разными людьми - у них вскоре пропадет желание делать такую работу. Им будет отчетливо некомфортно работать в условиях, не соответствующих их структуре личности.

Лень (точнее, апатия) может быть признаком так называемой циклоидности (периодической смены активности и депрессии), причем именно в депрессивной фазе. Циклоид в фазе активности может делать несколько дел подряд, а в фазе депрессии не выполняет даже то, что обязан делать по договорам (которых нахватал в активной фазе).

Лень (апатия) часто может говорить о наличии собственно депрессии, а точнее – ощущения "что бы я ни делал для решения своих проблем, все равно ничего не изменится". Такая апатия часто характерна для состояния различных кризисов. Ведь чтобы для выхода из кризиса, согласно известной притче, "сбить из молока масло, чтобы не утонуть" – нужно прежде всего знать, куда именно "колотить ногами": потому что можно последний остаток сил растратить впустую. Особенно если ваша кризисная ситуация всяко сложнее горшка с молоком. Посему для преодоления такой "лени" тоже необходима помощь в диагностике – как минимум в ответе на вопрос "как быть и что делать, чтобы получить желаемый результат". Потому что сделать что-то для изменения ситуации можно практически всегда, важно знать – что именно делать и в каком направлении двигаться.

Но в любом случае лень – это отсутствие заметной значимой деятельности по оценкам кого-то другого. И даже если вы вкалываете в поте лица, создавая какой-то крайне важный проект, за который вы получите много денег, а к вам приходит, допустим, ваша мама и говорит "Вот ты тут за компьютером прохлаждаешься, а посуда не мыта" – переубеждать ее бесполезно. Потому что А – она изначально присвоила себе право оценивать полезность вашей деятельности, Б – делать это она будет по своим незыблемым критериям, и В – вы будете лентяй(ка) только потому, что смеете не делать то, что вам велела делать мама. Сказано вымыть посуду – извольте подчиниться и мыть. Прежде всех ваших дурацких проектов.

Таким образом лень – это мало того что насквозь оценочное понятие, так ещё и крайне выгодное и лёгкое для манипуляции. И желательно иметь это в виду всякий раз, когда кто-то снаружи или изнутри назовёт вас лентяем или лентяйкой.

Часто говорят, что якобы "лень - двигатель прогресса". Данное выражение употребляется как бы с иронией - мол, оправдание для лодырей. Да, безусловно, человек, которому лень вставать и переключать те же каналы на ТВ, так или иначе явился "потребителем и заказчиком" того же пульта дистанционного управления. И для этого "ленивого заказчика" тысячи инженеров изучали (и изучают) физику инфракрасных волн, электронику, кибернетику, химию кристаллов – чтобы изобрести и все время совершенствовать этот пульт; десятки тысяч рабочих паяли и паяют эти кристаллы и делают сами пульты, чтобы "ленивый заказчик" мог переключать ТВ-каналы, лежа на диване.
А если серьезно – то капитализм в его примитивно-рыночной вариации постепенно приходит к противоречию с прогрессом. Потому, что прогресс продвигают люди умные и как раз не ленивые (прежде всего не ленивые интеллектуально): рассчитывая при этом заработать на людях "более ленивых", продавая им плоды своего труда для облегчения их жизни. Но со временем объем товара достигает таких значений, что ленивые уже не в состоянии компенсировать вложенный в эти товары труд деньгами: они просто такого количества денег не заработали. Поэтому прогресс наиболее активно развивается в тех странах, где лениться в основной своей массе не принято.

Безусловно, по жизненным и потребительским мотивациям люди все разные: среди потребителей и производителей есть те, кто ориентирован только на сегодняшние потребности (по принципу "день прошел – и слава богу"), ничего не делая "для завтра"; а есть те, кто хочет завтра жить лучше – и сегодня готов для этого вкалывать, улучшая как свою жизнь, так и жизнь других.
А если уж говорить о двигателе прогресса – то любой конструктивный подход к решению проблемы правильнее называть не ленью, а желанием решить конкретную проблему оптимальным способом, без лишних трудозатрат. Точно так же бессмысленно называть лентяем человека, который, получив какое-то задание (на работе, в школе, в семье), не спешит его выполнять - но не потому, что ленится; просто вначале ему хочется избрать наиболее разумный, адекватный и результативный способ выполнения, а потом уже приступить к непосредственным действиям.

Полагаю, что самое точное определение лени – это отсутствие мотивации. Вариант бессознательного сопротивления самого человека, который в глубине души вдруг начинает ощущать, что вроде как не совсем туда идёт и не совсем то делает. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие - в частности, те, кому необходимо, чтобы он выполнял работу, которую ему делать не хочется. Скажем, родители жалуются на ленивого ребёнка, который им не помогает, не хочет учиться и т.п; муж обвиняет жену, что она запустила дом; жена ругает мужа, который целыми днями на диване валяется и ей ни в чем не поможет… А уж про начальника, который гневается на подчинённых за недостаточное рвение на рабочем месте, и говорить нечего.

Но в таком случае следует разобраться: а самому человеку нужна та работа, которую его принуждают делать? Скажут ли ребёнку за помощь хотя бы простое спасибо? Понимает ли подросток, зачем лично ему надо учиться, или делает это из-под палки только для родителей? Хочется ли жене наводить порядок в доме, в котором она не хозяйка? Приятно ли мужу быть у жены "на посылках"?
Что касается лени на рабочем месте, так нередко подчинённым распоряжения начальника кажутся откровенно бесполезными, или сотрудники не имеют никакой заинтересованности в выполняемой работе (мол, все равно пойдёт в корзину, или за это явно не заплатят соответственно вложенному труду).

Строго говоря, ведя речь об "отсутствии мотивации", следует различать мотив и стимул. Это вещи разные.
Стимул в его изначальном значении – это острая палочка, которой древнеримский погонщик тыкал волов, когда они недостаточно быстро тащились с поклажей по древнеримским улочкам. Сейчас этот термин употребляют в самых разных значениях, но как правило, "стимулирование" на поверку означает как раз именно это: когда вас, простите, "тыкают острой палочкой" в какое-нибудь мягкое место, чтобы заставить вас сделать то, чего вы не хотите. И основной принцип стимулирования – "Если ты не сделаешь это, тебе будет хуже".
А мотив – это положительная заинтересованность в процессе и результате, это уверенность в том, что совершив какую-то работу, человек сможет к своему удовольствию воспользоваться плодами своего труда. Основной принцип мотивирования – "Если ты сделаешь это, тебе будет лучше".

Лень является противоположностью таких качеств человека, как трудолюбие, усердие. Синонимичны лени - праздность, тунеядство. В различных словарях, лень (леность) определяется сходным образом: в Словаре древнерусского языка - как нерадение, беспечность; в Словаре русского языка XI–XVII веков - как отсутствие желания; в Словаре В. И. Даля - как неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, как наклонность к праздности, тунеядству; Д. Н. Ушаков рассматривает лень как отсутствие желания выполнять работу, а С. И. Ожегов пишет, что лень - это отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью. Лень в Психологическом словаре (1996) определяется как немотивированное уклонение от поручений. Сходные определения лени даются и в зарубежных словарях. Так, Оксфордский толковый словарь английского языка Хорнби трактует лень как нежелание работать или быть активным, делать как можно меньше, не затрачивать много энергии, демонстрировать недостаточные усилия.

У большинства людей отношение к труду положительное. Однако некоторая часть людей отлынивают от трудовой деятельности (так называемые тунеядцы ). Но понятие лени связано не только с этими людьми, но и с теми, кто ходит на работу, выполняет те или иные поручения. При этом представления о лености того или другого человека весьма субъективны. Например, трудоголикам нормальные работники кажутся лентяями, лодырями. Отсутствие работы воспринимается трудоголиком как безделье и лень.

В определениях лени можно выделить два аспекта: как мотивационное состояние и как свойство личности (любовь к безделью, наклонность к праздности, тунеядству).

Д.А. Богданова дает расширенное определение: «Лень - это реакция личности на несоответствие требований ситуации, деятельности субъективному смыслу этих требований, ситуаций, своей роли в ситуации, внешне проявляющаяся как отказ или уклонение от этой деятельности, взаимодействия с ситуацией, а внутренне - как переживание невозможности установить требуемое соответствие вследствие нарушения или недостаточной информированности механизмов саморегуляции». Это определение слишком сложное, а главное - под него можно подвести любой отказ от деятельности, обусловленный плохой информированностью человека о ее сути.

Е.Л. Михайлова выделяет три компонента лени (в отношении учебной деятельности):

  1. Мотивационный компонент: отсутствие мотивации или слабая мотивация к учебной деятельности;
  2. Поведенческий компонент: невыполнение необходимой деятельности;
  3. Эмоциональный компонент: равнодушие или положительные эмоции по поводу невыполнения требований в учебной деятельности.

Различное отношение к лени. Можно выделить четыре подхода к лени: отрицательное, положительное (защитный механизм), как к болезни и как к мифу.

C давних пор отношение к лени было сугубо отрицательным. А с появлением христианства лень была названа грехом. В Средневековье она рассматривалась как зло, а в последующие столетия - как отрицательная черта характера. Одни считают, что это недостаток, с которым нужно бороться, другие рассматривают лень как незначительную слабость, которую время от времени можно себе позволить.

Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Лень, проявляемая в некоторые моменты жизни, считают некоторые авторы, необходима для отдыха. Поэтому лень является защитной реакцией организма, когда человек много работает, - организм сам начинает отказываться от работы (наблюдается у трудоголиков). М. Берендеева указывает и другую причину появления лени: когда на человека оказывается сильное давление (со стороны родителей, начальства), подавляющее его волю, желание, - тогда лень является защитой от психотравмирующих факторов.

В медицине лень рассматривается как многообразное, с не до конца выясненной этиологией заболевание. Выделяют три ее разновидности:

  1. Лень здоровая; она эпизодически поражает все население. Основной симптом - спячка, длящаяся от 12 часов и больше;
  2. Лень нездоровая, которая может перетекать из здоровой лени, но может возникать как самостоятельное заболевание. Страдающий нездоровой ленью полностью не адекватен окружающей действительности. Поведение такого больного приобретает циклически-агрессивный характер. Этот вид лени практически не поддается лечению;
  3. Лень хроническая; это конечная стадия нездоровой лени. У больных выражено стремление заставлять что-то делать других, велика страсть к сочинительству.

На вопрос: «На ваш взгляд, лень - качество отрицательное или положительное?» 60% опрошенных независимо от своей половой принадлежности ответили, что отрицательное, 20% - что положительное, остальные нашли его как положительным, так и отрицательным. Отрицательным качеством считают ее в основном люди до 30 лет, т. е. в возрасте, когда делается карьера и требуется активность. Ленивыми считают себя 1/3 опрошенных, мужчины с небольшим перевесом, среди остальных 1/3 - не ленивые (таких поровну мужчин и женщин) и 1/3 - и да и нет. По социальному статусу самый неленивый народ - служащие. Возрастной ценз одинаков для всех лентяев. Ругают себя за лень и борются с ней 70% респондентов, журят иногда - 8%, остальные благосклонны к своей слабости, особенно мужчины. Ругают себя за лень, как правило, до 30 лет, потом успокаиваются, особенно после 50 лет.

Лукьянова А.И. 2010. С. 172.

Наконец, существует точка зрения, что лень - это миф. Мел Левин утверждает, что человеку не присуще такое качество, как лень. Те, кого называют лентяями, страдают от дисфункции нейроразвития, такими как нарушение памяти, речи, внимания, моторики. Он выделяет восемь общих форм нарушения нейроразвития, которые отрицательно сказываются на активности человека: языковые дисфункции, дезорганизованность, недостаточный уровень умственной энергии, чрезмерная общительность, слабость управления продуктивной деятельностью, недостаточное развитие памяти, неэффективность моторных действий, недостаточные способности восприятия и генерирования идей. Кроме того, Левин отмечает роль родителей и педагогов, которые должны приучать детей к постоянному труду.

Следует различать лень как ситуативное проявление и как постоянное проявление, характеризующее наличие ее как личностное качество.

Ситуативное проявление лени определяется следующими ситуациями: отсутствием настроения; скукой; усталостью; болезнью; сонливостью; голодом; неинтересным, бессмысленным, неопределенным или трудным делом; перегрузками; внешним давлением; недостатком возможностей.

Причиной лености как личностного свойства обычно считается неправильное воспитание, когда у ребенка не формируется положительное отношение к труду, а, наоборот, вырабатывается потребительское отношение. Лень может развиваться и тогда, когда на ребенка возлагаются непосильные обязанности; ребенок убеждается, что с работой ему все равно не справиться, и поэтому либо стремится ее избежать, либо делает ее кое-как. То же будет, если цель ребенку неясна.

Однако, как уже говорилось выше, лень может быть обусловлена дисфункциями в развитии психических процессов, т. е. не только внешними, социальными факторами, но и внутренними биологическими факторами.

Исследования показывают, что для ленивых по сравнению с неленивыми более характерны следующие тенденции: низкая самооценка настойчивости; выраженное стремление к избеганию неудачи; низкая саморегуляция в деятельности; слабая нервная система; преобладание торможения по внутреннему балансу (последняя типологическая особенность свидетельствует о слабо выраженной потребности в активности); более низкая мотивация успеха.

Соответственно для неленивых более характерны: высокая самооценка настойчивости; высокий мотив достижения; высокая саморегуляция в деятельности; большая сила нервной системы; преобладание возбуждения по внутреннему балансу (что свидетельствует о высокой потребности в активности); более высокая мотивация успеха.

Таким образом, так называемая лень зависит и от мотивации, и от «силы воли», которые определяются наличием таких природных задатков, как сильная или слабая нервная система, преобладанием возбуждения или торможения по внутреннему балансу (выраженностью потребности в активности).

Ю.С. Ошемкова полагает, что лень является следствием отсутствия экзистенциальной мотивации. Автор полагает, что бытующее представление о лени как слабом развитии волевой сферы человека может быть расширено и пониматься как приверженность одним и тем же стереотипам в отсутствие изменений и развития. Такая интерпретация лени позволяет непосредственно противопоставить ее понятию самореализации: реализует себя не тот, кто постоянно делает одно и то же, а лишь тот, кто непрерывно развивается, движется вперед, что возможно только при наличии экзистенциальной мотивации. Отсюда борьба с ленью должна решаться путем психотерапии аутентификации, в ходе которой психолог помогает человеку освободиться от навязываемых ему обществом стереотипов и обрести подлинную экзистенциальную мотивацию - раскрыть неповторимость своей личности.

Или нет желания браться за весьма конкретное задание, причем по сути совершенно беспричинно - потому что лень? Пожалуй, нет такого человека. Хроническое ли это явление, или временное, но оно имеет место быть. Нужно принять это как факт. Или?..

Как определяют лень?

Существует несколько толкований "ленивого" слова.

Лень - это нежелание выполнять работу и вообще делать что-либо.

Лень - это нелюбовь к труду в принципе.

Лень - это синоним слова "неохота", употребляется в значении "мне лень" (глагол в инфинитиве).

Все вышеперечисленное - обращение к старому доброму толковому словарю, дающему определения, но, в какой-то степени, мало что объясняющему. В конечном итоге, все равно становится неясно: лень - Или болезнь? Или черта характера?

Имеется также несколько мнений на этот счет.

В христианстве

Вначале было слово. А потом, слово за слово, была книга. Если, конечно, верить в христианские догмы. Но даже если не верить, для общего развития знать не повредит. Библия, как известно, говорит очень четко, что лень - это грех. Даже один из седьмой, если быть точнее (кроме нее: похоть, обжорство, жадность, зависть, гнев, гордыня). Синонимом лени в данном случае является скука или уныние. Христианство рассматривает ее как последствие праздности, что вызывает леность души и развращает ее. Греховность состоит в чрезмерной занятости собой, своими переживаниями и чувствами.

Интересно, что лень и остальные шесть грехов плотно вошли в культуру и используются в произведениях искусства в качестве основы для сюжета или загадки. Многие художники рисовали серии картин, показывая свое видение этого явления.

Это в очередной раз доказывает, как актуальна данная тема в настоящее время.

В исламе

Эта религия также считает лень и праздность грехом. Объяснение этого в исламе очень похоже на христианское. Лень - это грех, потому что она - признак слабого имана, так как человек сосредотачивается на себе, и его вера угасает.

Обратная сторона медали

Лень можно описать как бездействие тела и духа. Рассматривая проблему с этой стороны, легко понять, почему лень - это плохо. Бездействие греховно, ведь порой оно приносит гораздо больше беды, чем совершенные поступки. Не помочь, когда помощь требовалась, не приложить усилий, когда они были важны... Из-за чего так происходит? Врожденная ли это характеристика?

Причины

Почему человек ленится? Если брать за основу концепцию лени, как бездействия, а не праздности, можно прийти к выводам, что большинство несовершенных поступков остались таковыми, потому что на них не решились. Не хотели рисковать или просто боялись. Тогда лень - это страх.

Однако такое определение не подходит для праздности - беспричинной лености, не направленной как конкретный объект действия. По крайней мере, так кажется сначала.

А вдруг не получится?

Существует такое изречение: "Лень - растянутый во времени". Страх чего? Боязнь начать действовать. Боязнь боли, в какой-то степени - критики. Боязнь того, что не получится. Когда этот страх становится чем-то само собой разумеющимся, он растягивается во времени, начинает относиться к каждому возможному действию.

Страх ответственности

Некоторые психологи определяют лень как отсутствие мотивации, происходящее из страха ответственности. Другие считают, что это последствие давления из детства, заложенного в подсознании. Излишнее любопытство редко когда поощряется, вследствие чего выросший ребенок сам не разрешает себе этой "ненужной" активности.

Усталость

В основном усталость называют ленью люди, окружающие "бездельника". Иногда происходит не только на физическом, но и на моральном уровне, что гораздо менее заметно для любителей покритиковать чужие действия, а в конкретном примере - бездействие. Если подобное отношение продолжается, человек и сам начинает считать себя лентяем, и либо истязает себя еще больше, либо теряет вообще какую-либо мотивацию.

Насилие

Не надо себя насиловать. Это один из самых полезных советов, которые можно дать близкому. Или самому себе.

Порой подсознание лучше знает, что нужно каждой конкретной личности. И если чего-то откровенно не хочется, значит, это определенно не то, что нужно. Организм чувствует, что это занятие бесполезно, бессмысленно для того, кто пытается его осилить. Эта причина абсолютна верна. Так важно научиться доверять себе.

Есть у нее, конечно, и подводные камни. Ведь она - не единственное объяснение человеческой лени. Поэтому точно так же важно и научиться различать, когда что-то на самом деле не нужно, а что-то нужно, но придется развить в себе мотивацию к этому.

Больше вреда, чем пользы?

По многочисленным утверждениям, лень - это порок. Более того, лень - мать всех пороков.

Ленивому проще украсть, чем заработать. Лентяй лучше поплачется, чтобы пожалели, чем сделает сам. Бездельник скорее удачно сошлет все на преграды, чем увидит возможность и шанс. Любитель праздности лучше посетует на неблагосклонность фортуны, чем на недостаточно приложенные усилия.

Следовательно, ленивый человек становится алчным, завистливым, злым. Один грех влечет за собой остальные. Порочный эффект домино.

Или больше пользы, чем вреда?

Лень - это чувство ничего нехотения. В интересах ленивого человека - облегчить свою участь. Креативный разум не всегда выберет плохую дорожку. А может быть, он просто слишком горд, чтобы идти по уже пройденным легким путям.

Человеку было лень - и он придумал колесо. Затем велосипед, машину, самолет.

Человек не хотел сам поднимать тяжести, и вскоре в мир пришло новое чудо: подъемный кран.

Человеку было неохота самому делать вычисления - и он изобрел ЭВМ. Теперь каждый пользуется компьютером, ноутбуком, планшетом, смартфоном. Несмотря на то что именно из-за этих технических новинок большая часть человечества обленилась, они доказывают господство разума и его возможности. А управляет ли человек компьютером, или компьютер им, - это выбор каждого конкретного мужчины/женщины/ребенка.

Все эти примеры можно соотнести с уже известным установленным правилом: лень - это двигатель прогресса. Подводный камень этого высказывания - если оно используется также в качестве оправдания своего безделья. Ведь для того чтобы прогрессировать, разум должен, напротив, работать. "Душа обязана трудиться и день и ночь, и день, и ночь".

Прокрастинация: болезнь, оправдание или просто красивое слово?

Пока люди пытаются решить дилемму: лень - это хорошо или плохо, в психологии появился еще один термин, вносящий в их дискуссии определенные поправки.

Что же такое прокрастинация? И означает ли она, что лень - это болезнь?

Психологи определяют это дивное слово, как вечное откладывание дел "на потом". Сделать завтра, или послезавтра, или никогда. Никогда вас устроит?

Проблема этого бича современного мира в том, что прокрастинацию обожествляют: в соцсетях весело пишут о вечном ничегонеделании и наслаждаются собой.

В чем отличие от лени?

Коротко можно обозначить, что лень - это отложенное действие. Поленился, сделал, никого не подвел.

Прокрастинация же заложена в подсознании как постоянное, рекурсивное явление. Отложил, потом еще отложил, и еще...

Откладывают заядлые прокрастинаторы не только дела, но и решения - от мелких до важных, жизненных. Самое печальное то, что если в итоге руки до всей этой кучи и доходят, делается все абы как. Результат равен приложенным усилиям.

Проблема, как водится, остается незамеченной. Красивое слово становится оправданием. "Такой вот я, любите меня". Но прокрастинация - не не описание личности и даже не способ мышления, а задача, требующая решения, преграда, которую нужно преодолеть и идти дальше. "Сейчас или никогда" гораздо конструктивнее "потом и, скорее всего, никогда".

Как избавиться?

  • Очень важно уметь распределять свое время. Оставлять немного и для отдыха, лени, ничегонеделанья, в конце концов, для себя. Как уже было рассмотрено ранее, иногда именно усталость приводит к тому, что человек сидит в ступоре - его организм вовсю сигналит, кричит, чтобы он остановился, но он мучает себя, а главное, все равно безрезультатно.
  • План на день - отличный способ самоконтроля. Хорошо, если он - промежуточный этап, ведь в конечном итоге необходимо научиться бессознательному контролю, без бумажек и подсказок. Но для начала самый простой список на белой линованной бумаге - лучшее, что можно придумать. В плане следует учесть все: не только важные дела (стараться за один день воплотить в жизнь недельный план - глупая затея), но и каждодневные мелочи и, разумеется, передышку. Отделять под каждый пункт достаточное количество времени. Следовать плану четко.
  • Многие ошибочно советуют ставить максимально сжатые сроки. Это неправильно. Верно будет размышлять рационалистично: за какое время вы на самом деле способны выполнить то или иное задание.
  • Кроме того, важна нацеленность на результат. Очень тонкая грань между пессимизмом и оптимизмом: выложиться на полную, чтобы все было выполнено в лучшем виде, и в то же время предусмотреть возможность развития ситуации, если то, как было задумано, не выйдет.
  • Развитие мотивации - немаловажный фактор. Обычно рекомендуют обещать самому себе вознаграждение. Следует мыслить глобальнее: понять, что результат - уже огромная награда. Начать гордиться собой, своими достижениями, даже поначалу небольшими. Ведь чем может похвастаться тот, у кого в приоритете лень? Антоним к этому слову, "трудолюбие", ценится гораздо больше.

В заключение

Как и практически все на свете, лень можно воспринимать по-разному. Это не хорошо и не плохо. Это средство для достижения необходимого результата. Но если им не воспользоваться, оно затянет в себя, как болото, в путину тоски и скуки. Так ли это опасно, если уже знаешь, как с этим бороться?

Стоматология премиум качества "Практик"

Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...