Первая научная станция на южном полюсе. Открытие Южного полюса

А чем же занимается все эти годы Роберт Скотт? Подобно многим морским офицерам ее величества, он делает обычную флотскую карьеру.

В 1889 году Скотт произведен в лейтенанты; через два года поступает в минно-торпедное училище. Закончив его в 1893 году, некоторое время служит на Средиземном море, а затем по семейным обстоятельствам возвращается к родным берегам.

К тому времени Скотт знает не только навигацию, лоцманское и минное дело. Он также освоил геодезические инструменты, научился съемке местности, хорошо разбирается в основах электричества и магнетизма. В 1896 году его назначают офицером на эскадру, располагающуюся в Ла-Манше.

Именно в это время и происходит вторая встреча Скотта с К. Маркхэмом, который, став уже президентом Королевского Географического общества, упорно побуждал правительство направить экспедицию в Антарктиду. Во время бесед с Маркхэмом офицер постепенно увлекается этой идеей... чтобы не расстаться с ней уже никогда.

Впрочем, прошло еще около трех лет, прежде чем Скотт принял судьбоносное для себя решение. При поддержке Маркхэма он подает рапорт о своем желании возглавить экспедицию на крайний юг Земли. После многомесячного преодоления разного рода препятствий, в июне 1900 года, капитан второго ранга Роберт Скотт наконец-то получает командование Национальной антарктической экспедицией.

Итак, по удивительному стечению обстоятельств, на рубеже ХІХ и ХХ веков два главных участника будущего грандиозного состязания практически одновременно были готовы к своим первым самостоятельным полярным экспедициям.

Но если Амундсен собирался отправиться на Север, то Скотт намеревался покорить крайний Юг. И в то время, как Амундсен в 1901 году предпринимает пробное плавание на своем судне в северной Атлантике, Скотт уже направляется к Антарктиде.

Экспедиция Скотта на судне «Дискавери» прибыла к берегам ледяного континента в начале 1902 года. На зимовку корабль был поставлен в море Росса (южная часть Тихого океана).

Она прошла благополучно, и антарктической весной, в ноябре 1902 года, Скот впервые отправляется в поход на юг с двумя спутниками - военным моряком Эрнстом Шеклтоном и ученым-натуралистом Эдуардом Уилсоном, втайне надеясь дойти до Южного полюса.

Правда, несколько странным выглядит то, что, собираясь сделать это с помощью собак, они не сочли нужным заранее приобрести необходимый опыт обращения с собачьими упряжками. Причиной тому были представления англичан (оказавшиеся впоследствии роковыми) о собаках, как не слишком важном транспортном средстве в условиях Антарктиды.

Об этом свидетельствует, в частности, такой факт. Впереди основной группы Скотта некоторое время шла вспомогательная партия с дополнительным запасом продовольствия, собственноручно таща несколько саней с грузом, и с флагом, на котором была гордая надпись: «В услугах собак не нуждаемся». Между тем, когда 2 ноября 1902 года Скотт со своими товарищами выступили в поход, они были удивлены быстротой, с которой собаки потащили их груженые сани.

Впрочем, довольно скоро животные утратили первоначальную резвость. И дело было не только в необычайно трудной дороге, многочисленных неровностях, покрытых глубоким рыхлым снегом. Главной причиной быстрого упадка сил у собак стал некачественный корм.

При неполноценной помощи собак экспедиция продвигалась медленно. К тому же, нередко свирепствовали метели, вынуждая путешественников останавливаться и пережидать непогоду в палатке. В ясную же погоду белоснежная поверхность, легко отражавшая солнечные лучи, вызывала у людей снежную слепоту.

Но, несмотря на все это, группа Скотта смогла дойти до 82 градуса 17" южной широты, туда, где никогда еще не ступала нога человека. Здесь, взвесив все «за» и «против», первопроходцы приняли решение повернуть назад. Это оказалось своевременным, поскольку вскоре собаки одна за другой стали дохнуть от истощения.

Наиболее ослабевших животных убивали и скармливали остальным. Кончилось тем, что люди, опять-таки, сами впряглись в сани. Огромные физические нагрузки в чрезвычайно неблагоприятных природных условиях быстро истощали силы.

У Шеклтона все отчетливее стали проявляться симптомы цинги. Он кашлял и харкал кровью. В меньшей степени кровоточивость проявлялась у Скотта и Уилсона, которые и стали тащить сани вдвоем. Шеклтон, ослабленный своей болезнью, кое-как плелся за ними. В конце концов, спустя три месяца, в начале февраля 1903 года все трое вернулись на «Дискавери».



В Антарктиде неподалеку от южного полюса прошла церемония официального открытия нового комплекса сооружений станции Амудсен-Скотт. Впервые американская станция на южном полюсе появилась в 1956 году к международному геофизическому году (к нему был приурочен и запуск первого советского спутника).
При открытии (в 1956 году) станция располагалась точно на Южном полюсе, однако на начало 2006 года из-за движения льдов, станция находилась примерно в 100 метрах от географического южного полюса.
Станция получила своё название в честь первооткрывателей южного полюса - Р. Амундсена и Р. Скотта, достигнувших цели в 1911-1912 гг.

В 1975 году вступил в строй новый комплекс сооружений, главным из которых стал купол, под которым находились жилые и научные помещения. Купол был рассчинан на работу до 44 человек летом и до 18 - зимой. Но со временем вместимость купола и пристроенных к нему сооружений стала недостаточной, и в 1999 году началось сооружение нового комплекса.

Алюминиевая неотапливаемая «палатка» - достопримечательность полюса. В нём были даже почтовое отделение, магазин и паб.
Любое здание на полюсе быстро окружается снегом и конструкция купола была не самой удачной. Тратилось гигантское количество топлива для удаления снега, а доставка литра топлива стоит 7 долларов.
Оборудование 1975-го года совершенно устарело.
Главной особенностью стала модульность и регулируемая высота - основные модули возвышаются на гидравлических опорах. Это позволит оградить станцию от засыпания снегом, как это произошло с первой станцией и частично с куполом. Имеющегося запаса высоты должно хватить на пятнадцать зим, а при необходимости опоры могут подняться еще на 7,5 метров
Персонал станции переселился в новые постройки еще в 2003 году, однако еще несколько лет ушло на завершение строительства дополнительных объектов и модернизацию имеющихся. 15 января в присутствии руководства Национального научного фонда США и других организаций американский флаг был спущен со станции-купола и поднят перед новым комплексом. По проекту, станция сможет принимать до 150 человек летом и около 50 - зимой. Исследования будут вестись по целому комплексу, от астрофизики до сейсмологии.
никальная конструкция на сваях позволяет не скапливаться снегу у здания, а проходить под ним. А скошенная форма нижней части здания позволяет направить ветер под здание, что дополнительно выдувало бы снег. Но рано или поздно снег засыпет сваи и тогда можно будет дважды поднять станцию домкратами, что увеличило срок службы станции от 30 до 45 лет.
Строительные материалы доставлялись самолётами «Геркулес» со станции МакМердо на берегу и только в светлое время. Было сделано более 1000 рейсов.
В комплексе построены 11-километровая низкочастотная антенна для предсказания небесных и космических бурь, самый высокий на полюсе 10-метровый телескоп, поднявшийся на 7 этажей вверх и весящий 275 тыс. кг. и буровая установка (до 2,5 км) для изучения нейтрино.
15 января 2008 г. в присутствии руководства Национального научного фонда США и других организаций американский флаг был спущен со станции-купола и поднят перед новым современным комплексом. Станция сможет принимать до 150 человек летом и около 50 - зимой.

В декабре 1911 года, знаменитый норвежский путешественник Руаль Амундсен первым достиг Южного полюса. В честь этого дня мы решили посмотреть, как в наше время живут полярники.

Рассказывает фотоблогер Сергей Доля: «Станция «Амундсен - Скотт», названная в честь первооткрывателей Южного полюса, поражает своим размахом и технологиями. В комплексе зданий, вокруг которых на тысячи километров нет ничего, кроме льда, находится прямо-таки свой отдельный мир. Нам не раскрыли всех научных и исследовательских секретов, однако провели интереснейшую экскурсию по жилым блокам и показали, как живут полярники…»

3. Первоначально, при строительстве, станция располагалась ровно на географическом Южном полюсе, однако из-за движения льда за несколько лет база сместилась в сторону на 200 метров.

4. Это наш самолет DC-3. На самом деле он был сильно модифицирован компанией Basler, и практически вся начинка в нем, включая авионику и двигатели, стоит новая.

5. Самолет может садиться как на землю, так и на лед.

6. На этой фотографии хорошо видно, насколько близко стоит станция от исторического Южного полюса (группа флажков по центру). А одинокий флажок справа - это географический Южный полюс.

8. Оно стоит на сваях, так же как и многие дома на севере. Сделано это для того, чтобы здание не растапливало лед под собой и не «плыло». Кроме того, пространство снизу отлично продувается ветрами (в частности, снег под станцией не чистили ни разу с момента ее возведения).

9. Вход на станцию: необходимо подняться по лестнице два пролета. Из-за того, что воздух разрежен, сделать это непросто.

10. Жилые блоки.

11. На полюсе во время нашего посещения было –25 градусов. Мы прилетели в полном обмундировании - трех слоях одежды, шапках, балаклавах и т.д. - и тут нас вдруг встретил парень в легком свитерке и кроксах. Он сказал, что привыкший: пережил уже несколько зим и максимальный мороз, который застал тут, - минус 73 градуса. Минут сорок, пока мы ходили вокруг станции, он разгуливал в таком виде.

12. Станция внутри просто поражает. Начнем с того, что в ней есть огромный спортзал. Популярные игры среди сотрудников - баскетбол и бадминтон. Для обогрева станции используют 10 000 галлонов авиационного керосина в неделю.

13. Немного статистики: на станции проживает и работает 170 человек, зимой остаются человек 50. Кормят бесплатно в местной столовой. Работают 6 дней в неделю по 9 часов в день. В воскресенье у всех выходной. У поваров тоже выходной, и все, как правило, едят то, что осталось недоеденного в холодильнике с субботы.

14. Есть комната для музицирования (на заглавной фотографии), и кроме спортивного есть тренажерный зал.

15. Имеется комната для тренингов, конференций и тому подобных мероприятий. Когда мы шли мимо, там проходил урок испанского языка.

16. Станция двухэтажная. На каждом этаже ее пронизывает длинный коридор. Направо уходят жилые блоки, налево - научные и исследовательские.

17. Конференц-зал.

18. Рядом балкон, с него открывается вид на хозяйственные постройки станции.

19. Все, что может храниться в неотапливаемых помещениях, лежит в этих ангарах.

20. Это нейтринная обсерватория IceCube, с помощью которой ученые ловят нейтрино из космоса. Вкратце это происходит так: столкновение нейтрино и атома производит частицы, известные как мюоны, и вспышку голубого света, называемую излучением Вавилова - Черенкова. В прозрачных арктических льдах оптические датчики IceCube смогут его распознавать. Обычно для нейтринных обсерваторий роют шахту на глубине и заливают водой, но американцы решили не мелочиться и построили IceCube на Южном полюсе, где льда предостаточно. Размер обсерватории - 1 кубический километр, отсюда, видимо, название. Стоимость проекта - 270 миллионов долларов

21. Тема сделал лук на балконе с видом на наш самолет.

22. По всей базе висят приглашения на семинары и мастер-классы. Вот, например, писательский воркшоп.

23. Обратил внимание на гирлянды-пальмы, приделанные к потолку. Видимо, тоска по лету и теплу имеет место среди сотрудников.

24. Старая табличка станции. Амундсен и Скотт - два первооткрывателя, которые покорили Южный полюс практически одновременно (если смотреть в историческом контексте), с разницей в месяц.

25. Перед этой станцией была другая, называлась она «Купол». В 2010 году ее окончательно разобрали. На этой фотографии запечатлен последний день.

26. Комната для отдыха: бильярд, дартс, книжки и журналы.

27. Научная лаборатория. Нас туда не пустили, но приоткрыли дверь. Обратите внимание на мусорные ведра: на станции практикуется раздельный сбор мусора.

28. Отделения для пожарных. Стандартная американская система: у каждого свой шкаф, перед ним полностью готовое обмундирование.

29. Надо только подбежать, запрыгнуть в ботинки и облачиться.

30. Компьютерный клуб. Наверно, когда строили станцию, он был актуален, но сейчас у каждого есть ноутбуки, и приходят сюда, я думаю, чтобы порезаться в игрушку по сети. На станции нет вайфая, но есть персональный доступ в интернет со скоростью 10 кб в секунду. Нам его, к сожалению, не дали, и мне так и не удалось зачекиниться на полюсе.

31. Так же как и в лагере ANI, вода - самое дорогое удовольствие на станции. Например, смыть в туалете стоит полтора доллара.

32. Медицинский центр.

33. Я поднял голову и посмотрел, как идеально уложены провода. Не так, как бывает у нас и уж тем более где-то в Азии.

34. На станции находится самый дорогой и самый труднодоступный сувенирный магазин в мире. Год назад тут был Евгений Касперский, и у него не было наличности (хотел расплатиться карточкой). Когда я поехал, Женя дал тысячу долларов и попросил выкупить все, что есть в магазине. Я, конечно, набил сувенирами сумку, после чего меня стали тихо ненавидеть попутчики, так как я создал очередь на полчаса. Кстати, в этом магазине можно купить пиво и газировку, но продают их только сотрудникам станции.


37. Каждый сотрудник имеет право воспользоваться прачечной раз в неделю. Сходить в душ можно 2 раза в неделю по 2 минуты, то есть 4 минуты в неделю. Мне сказали, что обычно все экономят и моются раз в две недели. Честно говоря, по запаху я и так уже догадался.

38. Библиотека.

40. А это уголок творчества. Тут есть все, что только можно представить: нитки для шитья, бумага и краски для рисования, сборные модели, картон и т.д. Теперь я очень хочу попасть на какую-нибудь нашу полярную станцию и сравнить их быт и обустроенность.

41. На историческом Южном полюсе стоит палка, которая не меняется со времен первооткрывателей. А указатель географического Южного полюса передвигают каждый год в связи с поправкой на движение льда. На станции есть небольшой музей набалдашников, накопленных за эти годы.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на нашу страницу в

(не на побережье материка).

Станция была построена в ноябре 1956 года для научных целей по приказу правительства США .

Фотография станции «Амундсен-Скотт» с воздуха, сделанная примерно в 1983 году. Виден центральный купол, а также различные контейнеры и вспомогательные строения

Главный вход в купол расположен ниже уровня снега. Изначально купол был построен на поверхности, но затем постепенно погрузился в снег

Алюминиевая неотапливаемая «палатка» - достопримечательность полюса. В нём были даже почтовое отделение, магазин и паб.

Любое здание на полюсе быстро окружается снегом, и конструкция купола была не самой удачной. Тратилось гигантское количество топлива для удаления снега, а доставка литра топлива стоит 7 долларов.

Уникальная конструкция на сваях позволяет снегу не скапливаться у здания, а проходить под ним. Скошенная форма нижней части здания позволяет направить ветер под здание, что способствует выдуванию снега. Но рано или поздно снег засыплет сваи, и тогда можно будет дважды поднять станцию домкратами (это обеспечивает срок службы станции от 30 до 45 лет).

Строительные материалы доставлялись самолётами «Геркулес » со станции Мак-Мердо на берегу и только в светлое время года. Было сделано более 1000 рейсов.

15 января 2008 года в присутствии руководства Национального научного фонда США и других организаций американский флаг был спущен со станции-купола и поднят перед новым современным комплексом. Станция может принимать до 150 человек летом и около 50 - зимой.

Минимальная температура на южном географическом полюсе Земли составила −82,8 °C, на 6,8 °C выше, чем абсолютный температурный минимум на планете и на станции «Восток» (там было −89,6 °C), на 0,8 °C ниже, чем неофициально зарегистрированный минимум в 1916 году в Оймяконе - самом холодном зимнем городе России и Северного полушария и был отмечен 23 июня 1982 года, через день после даты летнего солнцестояния. В нынешнем веке самый сильный мороз в «Амундсен-Скотте» наблюдался 1 августа 2005 года, -79,3 °C.

Летом население станции составляет, как правило, более 200 человек. Большинство персонала уезжает к середине февраля, в результате чего остается всего несколько десятков человек (43 в 2009 году) зимующих , в основном это вспомогательный персонал плюс несколько учёных, которые содержат станцию во время нескольких месяцев антарктической ночи. Зимовщики изолированы от остального мира с середины февраля по конец октября, в это время их подстерегает много опасностей и стрессов . Станция является полностью самодостаточной в зимний период, снабжается электропитанием от трёх генераторов, работающих на авиационном топливе JP-8 .

Исследования на станции включают в себя такие науки, как гляциология , геофизика , метеорология , физика верхней атмосферы , астрономия , астрофизика и биомедицинские исследования . Большинство ученых работают в низкочастотной астрономии; низкая температура и низкая влажность полярного воздуха, в сочетании с высотой более 2743 м (9000 футов), обеспечивают гораздо большую прозрачность воздуха на некоторых частотах, чем обычно в других местах планеты, а месяцы темноты позволяют работать чувствительному оборудованию постоянно.

В январе 2007 года станцию посетила группа российских высоких должностных лиц, в том числе начальников ФСБ Николай Патрушев и Владимир Проничев . Экспедиция, под руководством полярного исследователя Артура Чилингарова , стартовала в Чили на двух вертолетах Ми-8 и совершила посадку на Южном полюсе .

6 сентября 2007 г. вышло в эфир ТВ-шоу Man Made компании National Geographic Channel с эпизодом о строительстве здесь нового здания .

9 ноября 2007 программа Today компании NBC , с соавтором Энн Кэрри сделали репортаж по спутниковому телефону, который транслировался в прямом эфире с Южного полюса .

На Рождество 2007 года два сотрудника базы в пьяном виде устроили драку и были эвакуированы .

Каждый год персонал станции собирается для просмотра фильмов «Нечто » и «Сияние »

Станция занимает видное место в ряде

Научные станции США

Первый американский научный поселок в Антарктиде - Литл-Америка I - появился на шельфовом леднике Росса в 1929 г., во время первой экспедиции Р. Бэрда. Американские длительно действующие станции стали появляться в Антарктике с 1955 г., в связи с подготовкой к МГГ; после проведения этого мероприятия число их значительно сократилось.

Амундсен-Скотт (90° ю.ш., Южный географический полюс, 2800 м над уровнем моря). Станция расположена на равнинной снежной поверхности ледникового Полярного плато на расстоянии 1276 км от берега. Сооружения станции после ее реконструкции, закончившейся в начале 1975 г., состоят из сборных домов и научных павильонов, соединенных между собой крытыми переходами. Часть зданий находится под большим куполом из алюминиевых конструкций. Вблизи станции оборудована взлетно-посадочная полоса для самолетов на лыжах. Снабжается авиацией с главной базы - Мак-Мердо. Открыта в январе 1957 г. Персонал состоит из 17-22 человек. На станции ведутся аэрометеорологические, геофизические, гляциологические наблюдения, а также ряд других исследований.

Мак-Мердо (77°51" ю.ш. 166°37" в.д., 26 м над уровнем моря), главная база антарктических экспедиций. Находится на берегу полуострова Росса (Земля Виктории). Сооружения станции размещены на выходах кореннных пород. В поселке насчитывается больше 150 различных сооружений, в том числе жилые дома, научные лаборатории, радиостанция, электростанция, хранилища жидкого топлива с трубопроводами и т.д. В районе станции оборудовано несколько взлетно-посадочных полос, создан причал. В прежние годы зимовочный персонал базы состоял из 200-250 человек, а в последнее время сократился: в 1975 г. на базе было около 100 человек. База Мак-Мердо существует с 1956 г. На ней ведутся аэрометеорологические, геофизические, океанологические и биологические наблюдения. Опираясь на нее, американские исследователи проводят маршрутные работы в Западной Антарктиде и осуществляют снабжение своих внутриконти-нентальных станций.

Палмер (64°46" ю.ш. 64°05" з.д., 8 м над уровнем моря). Станция расположена на острове Анверс у западного берега Антарктического полуострова. Основное здание - трехэтажный дом, а также служебные сооружения построены на свободном от льда участке берега в бухте Артур-Харбор. Около дома оборудован причал. Станция открыта в 1965 г. Ее персонал состоит из 9 человек. На станции ведутся метеорологические, гидрологические наблюдения, а также гидробиологические исследования.

Сайпл (75°55" ю.ш. 83°55" з.д., 1280 м над уровнем моря). Станция находится на Земле Элсуэрта вблизи гор Сентинел. Сооружения станции (три домика) расположены на поверхности ледникового покрова. На ней установлена новейшая аппаратура для радиофизических исследований и изучения физики верхней атмосферы. Для исследования плазмопаузы и верхних границ плазмосферы около станции построена дипольная антенна длиной 21 км. Станция Сайпл создана в 1969 г. и первые годы работала только в летнее время. Постоянно стала действовать с 1973 г. Зимовочный персонал - 4 человека. На ней ведутся в основном геофизические исследования.

Станции США, действовавшие ранее

Название Широта (южная) Долгота Высота над уровнем моря (м) Период работы Зимовочный персонал
База Ронне 68°11" 67°00" з. 1947-1948 23
Бэрд 80°01" 119°32" з. 1530 1957-1972
Восточная база 68°12" 67°03" з. 9 1940-1941 26
Литл-Америка I 78°40" 164°03" з. 9 1929-1930 42
Литл-Америка II - - - 1934-1935 56
Литл-Америка III 78°35" 163°52" з. - 1940-1941 33
Литл-Америка V 78°19" 162°22" з. 42 1956-1958 72-109
Плато 79°15" 40°30" в. 3624 1966-1968 8
Эйтс 75°14" 77°10" з. 458 1963-1966 11


Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...