Полезные ископаемые задания для детей. Занятие «Недра Земли» (познавательное развитие)

Название:
Номинация:

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ № 34
Месторасположение: г Курганинск, Курганинский район, Краснодарского края

Конспект НОД по краеведению в подготовительной группе «Полезные ископаемые»

Программное содержание. Формировать первоначальные представления о полезных ископаемых Кубани. Закреплять знания о труде взрослых в крае, профессиях посредством ознакомления с предприятиями края. Подчеркнуть вклад кубанцев в развитие всей страны.

Материал. картинки (мергель, песок, глина, нефть, газ, мрамор, минеральная вода); (карточки с изображением промышленных продуктов из ископаемых, например: бензин -керосин — кирпич); (полотно с изображением ископаемых и продуктов сделанных из них), карта Краснодарского края, символы для обозначения ископаемых на карте., видеопроектор, презентация «Полезные ископаемые»

Предварительная работа. Рассматривание карты Краснодарского края; дидактические игры «Третий лишний» , «Я без тебя не существую»

Организационный момент.

Педагог задаёт детям вопрос:

— Ребята знаете ли вы, что такое «полезные ископаемые?» (ответы детей).

— Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае.

Воспитатель предлагает детям отправиться в пещеру, где проходит тайное собрание полезных ископаемых, которые добываются в нашем крае.

— Послушаем, о чём они говорят? (да)

Показ презентации (слайд №1).

Песок: — Я Песок, и куда меня только не добавляют. Скажу честно: без меня не то, что дом построить, ремонта настоящего люди сделать не смогут. Скажите, куда меня добавляют? (в землю, цемент, известь).

Воспитатель предлагает узнать свойства песка и слепить куличики из мокрого и сухого песка и выложить их на поднос. Дети определяют, что мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которой он находился, а сухой нет..

В. Какой вывод вытекает из этого опыта? (Ответы детей.)

Вывод (помогает сформулировать воспитатель): когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с Воспитатель обращает внимание детей на карту. Сообщает, что песок добывают в районе г. Гулькевичи и г. Кропоткин. А возле станицы Варениковской добывают особый песок, из которого делают стекло.

— Что можно сделать из стекла? (окна, вазы, графины, стаканы и т.д.) Дети отмечают значками города, где добывается песок.

другом, поэтому мокрый песок сохраняет форму ёмкости.

Слайд №2

— Я, Мергель или цемент — самый главный, самый нужный и необходимый. Потому, что именно мне люди обязаны тем, что у них есть цемент. Когда вот этот серый порошок смешивают с водой, то получается масса, похожая на тесто. Без неё не обойтись в строительстве. А через некоторое время она становится твёрдой.

Воспитатель:

— А вот сейчас мы это и проверим. — педагог с детьми проводит опыт с цементом. В ёмкость наливает немного воды и добавляет цемент и песок. Затем смесь перекладывают в формочку и оставляют немного полежать.

Воспитатель объясняет детям, что куличик из песка при высыхании развалится, а куличик, в который добавили цемент, сохранит свою форму навечно. (Показывает для сравнения куличик из цемента, вылепленный накануне.)

Вывод: песок в смеси с цементом используют при строительстве домов для их высокой прочности.

— Что можно сделать с помощью цемента? (дома, мосты, платины и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на карту, сообщая города вблизи которых добывают мергель (Сочи, Новороссийск). Предлагает отметить значком.

Слайд № 3

Глина: — Что-то я не пойму, идёт разговор о строительстве, а меня никто не замечает, как будто без меня они, эти хвастуны, на что- то способны. Я — Глина, единственная дама, самая мягкая и покладистая. Я прочнее, чем гранит и железо.

— Кто знает, что из меня делают? (кирпичи, посуду, можно лепить статуэтки, фарфор).

Физминутка. Игра «Скульптор и глина»

Один из участников получает роль Глины, другой — Скульптора. Скульптор должен придумать и вылепить из Глины скульптуру, формируя ее из тела Глины. Его прикосновения должны быть мягкими, но уверенными. Глина при этом должна пытаться быть мягкой и максимально расслабленной, держать ту форму, которую ей задает Скульптор (не «помогать» Скульптору и не упираться).

Когда скульптура будет вылеплена, Скульптор спрашивает у Глины, все ли ей нравится. Если нет, исправляет детали скульптуры или «переделывает» ее, пока оба участника не останутся довольными. Потом участники меняются ролями.

Педагог обращает, внимание на карту и сообщает, что глину добывают в разных местах и даже у нас в Курганинске. «В нашем городе есть кирпичный завод, где из глины делают кирпичи, а (завод) затем обжигают в специальных печах».

Слайд №4

Нефть: — Позор! Ужас! Единственная дама! А я, по вашему, кто? Ох, извините, забыла представиться. Я — Нефть, по прозвищу «каменное масло». Посмотрите какая я чёрная, блестящая и маслянистая. Я живу под землёй и образую там реки, озёра и даже моря нефти. А характер у меня очень вспыльчивый, чуть что сразу загораюсь. За это меня люди и оценили.

— Какую пользу я приношу людям?

После ответов детей, педагог предлагает рассмотреть материалы сделанные из нефти (ткань, мех, пластмассу, воск и т.п.).

Нефть: — Ах, извините, забыла представить моего спутника — это Газ . Он всегда со мною рядом, его так и прозвали «сопутствующий».

Газ: — Добрый день! Да, мы с Нефтью друзья. А ещё мы самые дешёвые ископаемые. Ведь детали многих машин, трикотаж, ткани и даже обувь, делается из нефти и газа. А скольких животных мы спасаем, подарив людям искусственный мех.

— Где ещё используется газ? (в домах для отопления и приготовления пищи, в автомашинах, при сварке труб и т. п.).

Воспитатель сообщает детям, что нефть и газ добывают в Краснодарском крае в районе таких городов как Абинск, Хадыженск, Славянск-на-Кубани (дети помогают найти города на карте и отмечают специальными значками).

Мрамор: — Я - старый благородный Мрамор — важнее всех, потому что я дарю людям красоту. Но если кто против, то пусть люди для красоты обмазывают свои дома глиной или нефтью, а памятники делают из песка.

Воспитатель: — не расстраивайтесь, дорогой Мрамор. Ребята, скажите пожалуйста, для чего людям необходим мрамор? (для отделки и украшения домов, изготовления памятников).

— Что это за вода в бутылках? (минеральная)

— Почему её так называют? (в ней содержатся минералы).

— Чем она полезна? (лечебная)

Воспитатель предлагает детям попробовать минеральную воду из разных источников и рассказать, чем она отличается.

Воспитатель сообщает, что минеральная вода тоже полезное ископаемое. По названию бутылки можно узнать, где эта вода добывается. Затем вместе с детьми находит на карте населённые пункты, где добывают минеральную воду и отмечают значками.

Итог занятия.

— С какими полезными ископаемыми вы познакомились?

— Давайте сейчас закроем глаза и представим, что этих полезных ископаемых нет. Что тогда будет? (дети высказывают свои предположения, затем воспитатель подводит итог). Да, ребята, не будь ископаемых, у нас сейчас не было бы автомобилей, ни самолетов, ни электричества, ни красивой одежды и многих других интересных вещей. Но и к ископаемым надо относится очень бережно, так как и они могут закончиться.

Заявка на конкурс

Название: Конспект НОД по краеведению в подготовительной группе «Полезные ископаемые»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, краеведение, Подготовительная к школе группа

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Искитимского района Новосибирской области
детский сад «Родничок» с. Лебедёвка

Конспект НОД для детей старшего возраста
« В мире полезных ископаемых»

Выполнила: воспитатель
первой классификационной категории
Вдовина С. Г.

Цель: Формирование краеведческой любознательности, познавательного интереса к окружающему миру и миру неживой природы родного края.

Задачи:

  • Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых (песок, глина, уголь, мел.), сравнить чем они отличаются.
  • Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи.
  • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
  • Продолжать знакомить с профессией геолога.
  • Закреплять навыки исследовательской деятельности; умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведения опытов.
  • Закреплять правила безопасности при проведении опытов.
  • Продолжать знакомить с богатством родного края.

Ход занятия:

Дети входят в группу и здороваются с гостями.

Воспитатель: (На столе лежит снаряжение для геологов: компас, молоток-кирка, карта, канат, карандаши, блокнот и контейнеры под образцы.) Посмотрите ребята, что за снаряжение лежит на столе

Дети: Снаряжение для геологов.

Воспитатель: Ребята скажите кто такие геологи?

Дети: Геологи - это люди, занимающееся изучением и поиском полезных ископаемых.

Воспитатель: А полезные ископаемые что это такое?

Дети: Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сегодня будем геологами и отправимся в экспедицию на месторождение полезных ископаемых.

Собираем рюкзак и что необходимо в экспедиции.

Воспитатель: Готовы.

Воспитатель: Мы геологами станем?

Дети:

Будут все гордится нами.

Да! Да! Да!(Хлопок над головой)

Что ждёт нас впереди?

Высокая гора (показывают руками)

Бурная река (показывают руками)

Её не обойдёшь(топают ногами)

Её не проплывёшь(«плывут»)

Её не пролетишь(«крылья»)

Надо напрямик.

Всё мы сможем, всё сумеем

И своей достигнем цели.

Да! Да! Да!(Хлопок над головой)

Вот наше первое препятствие. Здесь бежит бурная река, нам надо аккуратно пройти по мосту и не упасть.(Дети проходят по мосту. И видят на мольберте плакат « Чернореченский карьер»)

Воспитатель: Ребята, кто скажет куда мы пришли?

Дети: К «Чернореченскому карьеру» (или к месторождению мела)

Дети: Добывают тут мел. Мел-это разновидность известняка.

Воспитатель: Отбираем образец и отправляемся дальше. Следующее наше препятствие « туннель».

.(Дети проходят по «туннелю». И видят на мольберте плакат « Елбашинского карьера»)

Воспитатель: Ребята, кто скажет куда мы теперь пришли?

Дети: К « Елбашинскому карьеру»

Воспитатель: А что на этом карьере добывают?

Дети: Песок и глину. Песок добывают на берегу реки Бердь.

Воспитатель: Отбираем образецы и отправляемся дальше.

Следующее наше препятствие «болото».(Прыжки на двух ногах по кочкам, через болото.)

И видят на мольберте плакат (« Горловского разрез») Воспитатель: Ребята, кто скажет куда мы теперь пришли?

Дети: К «Горловскому разрезу»

Воспитатель: А что на этом разрезе добывают?

Дети: Уголь.

Воспитатель: Отбираем образец и отправляемся в лабораторию.

А для чего мы туда пойдём?

Дети: Что бы исследовать и провести эксперименты с полезными ископаемыми и уточнить где их можно использовать.

Возвращаемся. И идём в лабораторию.

Воспитатель: Вот мы и в лаборатории. Снимайте рюкзаки. Доставайте образцы, ставьте их на стол. Одевайте фартуки а я раскладу образцы.

Ребята вспомните, какие правила надо соблюдать при проведении опытов.

1. Внимательно слушать взрослого.

2. Не брать не чего в рот и не пробовать.

3. Не кричать и не шуметь.

4. Специальные вещества может использовать только взрослый, а дети смотреть.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку и будем экспериментировать. (Воспитатель загадывает загадку про глину. Попросить любого ребёнка рассказать про глину. Рассказ про глину.) Скажите каким значком обозначается на карте глина.

Ребята послушайте следующую загадку.
(Воспитатель загадывает загадку про песок.)
Правильно. Это песок.(Рассказ ребёнка про песок)Скажите каким значком обозначается на карте песок.

Опыт с песком и глиной.

Оборудование: пластиковые бутылки по количеству детей, вода в графине, песок, глина.

Пластиковые бутылки обрезаем, верхнею часть бутылки переворачиваем и вставляем во вторую часть. Насыпаем песок в одну бутылку, а в другую глину. И наливаем воды одинаково.

Наблюдаем проходит ли вода через песок и глину.

Вывод: Песок хорошо пропускает воду, а глина плоха. Она раскисает и становиться липкая.

Следующую загадку слушайте.

(Воспитатель загадывает загадку про уголь.)

Правильно это уголь.(описательный рассказ детей про уголь.)

Воспитатель: Вы сказали что уголь твёрдый но если ударить по нему тяжёлым то что с ним произойдёт?.. Давайте посмотрим что с ним будет.(В салфетку кладём уголь и ударяем по нему молотком. Он рассыпался, значит уголь твёрдый но хрупкий.)Скажите каким значком обозначается на карте уголь.
И последняя загадка.(Воспитатель загадывает загадку про мел.) Описательный рассказ детей про мел. Скажите каким значком обозначается на карте мел.

Ребята а мел ещё умеет злиться, хотите проверить? Возьмите пипетку, наберите в неё лимонный сок и капните на мел. Что произошло?

Ответ детей.

Вывод: (отвечают дети)

Ребята давайте подойдём к нашей карте. Вы сегодня были такие молодцы, поделитесь вашими впечатлениями о путешествии.(ответ детей) Это карта Новосибирской области. Мы сегодня отобрали образцы и провели с ними опыты. Вы много мне рассказали про полезные ископаемые. Назовите их.(уголь, мел, глина, песок.)Эти полезные ископаемые добывают в Искитимском районе. На карте они обозначаются значками.

Организация: МБДОУ ДС/КВ №134

Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск

Цель: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.

  • Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами (каменный уголь, нефть, соль)
  • Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
  • Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя модели;
  • Развивать любознательность, логическое мышление, речь, интерес к природным ресурсам.
  • Воспитывать бережное отношение к Земле, ее богатствам.

Материал: Глобус, карта, коллекция полезных ископаемых, модели использования полезных ископаемых (нефть, уголь), материалы для проведения опытов (сухое горючее, уголь, нефть, соль, лупы, пипетки, колбы)

Предварительная работа:

  • чтение сказок: "Полезные ископаемые", "Сказка об угольке", "Данило-мастер".
  • игры "Путешествие по глобусу", "Геологи".
  • моделирование, экспериментирование, сбор коллекции минералов.

Воспитатель приглашает детей пройти в группу и сесть на ковер (на середине ковра находится глобус),

Ребята, что это?(Глобус).

Что он изображает?(модель Земли)

Какого он цвета?(разноцветный)

Что отмечено на глобусе коричневым цветом?(горы)

Коричневый цвет везде одинаков?(нет). Почему?(где темнее, там горы высокие и т.д.)

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с полезными ископаемыми, которые человек добывает в горах и недрах земли. Горы образовались за многие миллионы лет, они образовались из остатков животных и растений, поэтому в горах и недрах земли встречаются полезные ископаемые. (Воспитатель убирает глобус, показывает карту). Что это?(карта). Да, верно. Карта тоже модель нашей земли. Вот тоже горы (показ). Посмотрите, на этой карте есть еще и разные черные значки. Эти значки показывают где, какие полезные ископаемые находятся.

Скажите, кто занимается поиском полезных ископаемых и расставляет эти значки? (геологи). Вот геологи подари ли нам коробочки с полезными ископаемыми. Давайте пройдем и рассмотрим их. (Дети подходят к столам и рассматривают, трогают полезные ископаемые. Воспитатель обращает внимание на каменный уголь. Берет в руки и предлагает детям рассмотреть его).

Какого цвета каменный уголь? (черный)

Какой он на ощупь?(твердый, шершавый)

Пахнет или нет?

Знаете, ребята, уголь хотя и твердый, но он легко может раскрошиться при ударе (воспитатель показывает как уголь крошится).

Уголь еще и какой?(хрупкий).

Скажите, а кто добывает каменный уголь?(шахтеры).

Где добывают его?(в шахтах)

А зачем нужен каменный уголь человеку?(ответы детей)

Давайте проверим, хорошо ли горит и выделяет тепло каменный уголь? (опыт: поджигаем уголь, дети наблюдают за его горением, затем воспитатель предлагает подержать руки над огнем).

Что ощутили? (тепло)

Мы знаем, как человек использует уголь. Давайте выложим модель, как и где человек использует каменный уголь. (дети подбирают картинки где используется каменный уголь и выкладывают модель)

Посмотрите, вот еще одно полезное ископаемое (показ нефти). Дети подходят к столу.

Как вы думаете, что это? (нефть). Да, верно это нефть. Ученые считают, что нефть образовалась глубоко в земле из остатков животных и растений, которые жили многие миллионы лет назад.

Нефть-это камень?(жидкость)

Какого цвета?(черная)

Давайте понюхаем ее. Есть ли запах? (есть). Нефть-это масляная жидкость черного цвета с резким запахом.

Скажите, где добывают нефть? (в недрах земли).

Как называют тех людей, что добывают нефть?(нефтяники).

Нефтяники строят буровые вышки(показ иллюстраций) и добывают нефть.

Как вы думаете, для чего человеку нужна нефть?(ответы детей).

Да, верно, нефть как и уголь хорошо горит, в воде она не растворяется. Давайте попробуем.(воспитатель наливает в воду нефть, дети наблюдают, что происходит с нефтью).

Если нефть попадает в море, океан, то она загрязняет воду и все живое при этом погибает. (Воспитатель наливает немного нефти в блюдце и поджигает. Дети наблюдают, что происходит. Ставят ладони над огнем.

Нефть хорошо горит и выделяет энергию. Ребята скажите зачем человеку нужна нефть? (делать из нее бензин, керосин, солярку, смазочные вещества и т.д.).

А как человек должен обращаться с нефтью?(аккуратно, чтобы не загрязнять атмосферу). Вот сейчас я посмотрю, что вы знаете о том, как человек использует нефть. Вот у меня схема - модель, попробуйте дополнить ее теми картинками, где изображено как человек использует нефть (дети выкладывают и дают пояснения, почему выбрали именно эту картинку).

У нас есть еще один минерал. (в колбе соль).

Как вы думаете, что это? (соль). Почему она оказалась среди полезных ископаемых (ее добывают из недр земли). Каким цветом соль? (белая). Как вы думаете, она твердая как уголь? (ответы детей). Давайте проверим. (воспитатель берет комок соли, слегка нажимает на него и он рассыпается).

Что произошло? (соль рассыпалась)

Какая соль? (сыпучая)

Возьмите свою чашечку с солью. Понюхайте соль. Запах есть? (да, но не сильный). Возьмите лупу и рассмотрите соль через нее. (дети рассматривают).

Из чего состоит соль? (из крупинок, кристалликов).

Как вы думаете, соль растворяется в воде? (да).

Воспитатель берет стакан с водой и добавляет в нее соль. Дети наблюдают, что происходит.

Что произошло с солью? (растворилась). Как вы думаете, вода какой стала? (соленой). Давайте попробуем. (воспитатель пипеткой капает по капельки на язык).

Вывод: соль белого цвета, с несильным запахом, сыпучая, состоит из кристалликов, хорошо растворяется в воде.

А человеку зачем соль? (ответы детей). Ребята я вас приглашаю пройти на ковер. (дети усаживаются). Сегодня мы с вами познакомились с полезными ископаемыми, назовите их? (ответы детей). Скажите, важны ли для человека полезные ископаемые? Я хочу прочитать вам сказку о том, как вели спор полезные ископаемые, а вы послушайте и определите, кто из них самый важный.(Воспитатель читает сказку из книги "Мир вокруг нас". Вопросы после чтения).

О чем спорили полезные ископаемые? (кто из них самый важный)

А как вы думаете, кто из них главный? (они каждый по своему главный).

Верно, все полезные ископаемые по своему важны для человека. Ведь без них невозможна деятельность человека. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались за многие миллионы лет, и поэтому люди должны бережно использовать подземные богатства.

Список используемой литературы

  1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001.
  2. «Юный эколог», С.Н. Николаева – М.: Мозаика - Синтез, 199
  3. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду, А.И. Иванова. Человек.-М, 2007
  4. Мир вокруг нас, Географический атлас для детей, 1991.

Программное содержание:

  • Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (камни — листовид, змеевик, кварц, каменный уголь, песок, глина).
  • Показать их применение в жизни человека.
  • Познакомить со свойствами песка и глины, сравнить их.
  • Вызвать у детей интерес к полезным ископаемым.

Ход занятия:

Беседа о полезных ископаемых.

В.: Дети, а что такое интересное, вы принесли на занятие? Расскажите нам, что вы принесли, где вы их нашли, что в них интересного и как их можно использовать. Вы сегодня у нас настоящие геологи. Это люди, которые находят полезные ископаемые. Которые залегают глубоко под землёй. А без них людям жилось бы трудно.

— Наша страна Россия богата. У нас есть нефть, золото, уголь, гранит и т.д. Посмотрите на карту, какую страну я сейчас показываю? На карте есть разные значки, они обозначают полезные ископаемые (рассматриваем). Некоторые полезные ископаемые это камни. Вот об одном из них я расскажу сказку (Сказка о каменном угле). Почему уголь называют главным камнем? — Ещё есть камни строительные для сооружения зданий, дорог. У нас в Катайске добывают щебень. Поделочные камни — для скульптур и отделки помещений. Драгоценные — для украшений. Я хочу вам показать несколько уральских самоцветов.

Рассмотрение листовида, змеевика, кварца.

В.: Обращаю внимание, что камни разного цвета, твёрдые, тяжёлые. Как вы думайте, что можно сделать из таких красивых камней? Вот такие красивые сувениры привезены из Кунгурских пещер, а этот из Ильменского заповедника. Из мрамора – письменный набор (рассматриваем другие сувениры и ювелирные изделия). А сейчас я хочу загадать вам загадку:

Из меня куличок печь удобно,
Только есть его нельзя.
Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,
Догадались, что я? (песок)

— Внимательно рассмотрите песок и найдите как можно больше особенностей у песчинок (не одинаковы по размеру, по цвету, по степени блеска, встречаются прозрачные и непрозрачные) Песок какой? (сыпучий) Песчинки не скреплены между собой, рассыпаются. Поэтому песок быстро высыхает от солнца и ветра.

Сравнение песка и глины.

— Я сейчас всех вас превращаю в песчинки. Ветер подул, и они рассыпались в разные стороны.

— А это что, как вы думайте? Это глина. Рассмотрите, какая она. Она состоит из мелких частичек, которые слепились между собой.

— А сейчас вы превратитесь в мелкие частички глины. Они прижались к друг к другу, крепко держатся за руки, их не разорвать.

— В одном стакане у меня песок, в другом глина. Сейчас я налью в них воду. В каком стакане вода быстрее просочится до дна? Давайте проверим (песчинки расположены отдельно, а у глины частички склеились и не пропускают воду). Как вы думайте, что можно сделать из глины?

Рассмотрение выставки.

В.: Но все эти предметы очень хрупкие. Поэтому обращаться с ними надо осторожно.

Итог занятие.

В.: Дети, что вы запомнили с занятия? Что вам понравилось? Какие полезные ископаемые вы запомнили? Как их используют в промышленности?

Окружающий мир наполнен вещами и предметами, без которых невозможно существования человечества. Но в повседневной суете люди редко задумываются о том, что всем благам современной жизни мы обязаны природным ресурсам.

Захватывает дух от наших достижений правда? Человек- вершина эволюции, самое совершенное создание на Земле! А теперь на минуточку задумаемся, почему мы достигли всех этих благ, какие силы должны мы благодарить, чему и кому люди обязаны за все свои блага?

Внимательно присмотревшись, ко всем окружающим нас предметам, многие из нас впервые осознают простую истину, что человек это не царь природы, а лишь одна из ее составляющих частей.

Так как большинству современных благ люди обязаны природным ископаемым добываемых из недр Земли

Современная жизнь на нашей планете не возможна без использования природных ресурсов. Одни из них более ценные, другие менее, а без некоторых человечество на данном этапе своего развития существовать не может.

Мы используем их для того что бы обогреть и осветить свои дома, быстро добраться из одного континента на другой. От других зависит поддержание нашего здоровья (например, это могут быть минеральные воды).Перечень ценных для человека полезных ископаемых огромен, но можно попытаться выделить десять наиболее важных природных элементов, без которых трудно представить дальнейшее развитие нашей цивилизации.

1.Нефть — «черное золото» Земли


Не зря ее называют «черным золотом» ведь с развитием транспортной индустрии жизнь человеческого общества стала напрямую зависеть от ее добычи и распределения. Ученые считают, что нефть это продукт разложения органических остатков. Состоит она из углеводородов. Не многие люди догадываются о том, что нефть входит в состав самых обыкновенных и необходимых нам вещей.

Кроме того, что она является, основой топлива для большинства видов транспорта она широко используется в медицине, парфюмерии и химической промышленности. Например, нефть используют для производства полиэтилена и разных видов пластика. В медицине нефть применяется для производства вазелина и незаменимого во многих случаях аспирина. Самым неожиданным применением нефти для многих из нас будет то, что она участвует в производстве жевательной резинки. Незаменимые в космической промышленности солнечные батареи также производятся с добавлением нефти. Современную текстильную отрасль сложно представить без производства нейлона, который также изготавливают из нефти. Самые большие залежи нефти находятся в России, Мексике, Ливии, Алжире, США, Венесуэле.

2.Природный газ- источник тепла на планете


Значимость данного полезного ископаемого сложно переоценить. Большинство месторождений природного газа тесно связаны, с залежами нефти. Газ применяют в качестве недорогого топлива для обогрева жилых домов и предприятий. Ценность природного газа заключается в том, что он является экологически чистым топливом. Химическая промышленность использует природный газ для производства пластмасс, спирта, каучука, кислоты. Залежи природного газа могут достигать объема в сотни миллиардов кубометров.

3.Каменный уголь- энергия света и тепла


Это горючая порода с высокой отдачей тепла при горении и содержанием углерода до 98%. Уголь используется в качестве топлива для электростанций и котельных, металлургии. Этот ископаемый минерал также применяют в химической индустрии как сырье для изготовления:

  • пластмасс;
  • лекарственных средств;
  • духов;
  • различных красителей.

4.Асфальт — универсальная ископаемая смола


Роль этой ископаемой смолы в развитии современной транспортной индустрии бесценна. Кроме того асфальт используют в производстве электротехники, изготовлении резины и разных лаков используемых для гидроизоляции. Широко применяется в строительной и химической промышленности. Добывается во Франции, Иордании, Израиле, России.

5.Алюминиевая руда (бокситы, нефелины, алуниты)

Бокситы - основной источник окиси алюминия. Добываются в России, Австралии.

Алуниты – используются не только для производства алюминия, а и при производстве серной кислоты и удобрений.

Нефелины – содержат большое количество алюминия. С помощью этого минерала создают надежные сплавы, используемые в машиностроении.

6.Железные руды — металлическое сердце Земли



Различаются по содержанию железа и химическому составу. Залежи железных руд находятся во многих странах мира. Железо играет значительную роль в развитии цивилизации. Железная руда основной компонент для производства чугуна. В производных из железной руды остро нуждаются такие отрасли промышленности как:
  • металлообработка и машиностроение;
  • космическая и военная промышленности;
  • автомобильная и кораблестроительная промышленность;
  • отрасли легкой и пищевой промышленности;

Лидерами по добычи железной руды являются Россия, Китай, США.


В природе встречается в основном в виде самородков (самый крупный был обнаружен в Австралии и весил около 70 кг.). Встречается так же и в виде россыпей. Главным потребителям золота (после ювелирной отрасли) является электронная отрасль (золото широко применяется в микросхемах и разных электронных компонентах для вычислительной техники). Золото широко применяется в стоматологии для изготовления зубных протезов и коронок. Поскольку золото практически не окисляется и не подвергается коррозии его применяют и в химической промышленности.Добывается в Южной Африке, Австралии, России, Канаде.

8.Алмаз – один из самых твердых материалов


Широко используется в ювелирном деле (ограненный алмаз называют бриллиантом), кроме того за счет его твердости алмаз используют для обработки металлов, стекла и камней. Алмазы широко используются в приборостроительной, электротехнической и электронной отраслях народного хозяйства. Алмазная крошка отличное абразивное сырье для производства шлифовальных паст и порошков. Добываются алмазы в Африке (98%), России.

9.Платина – ценнейший драгоценный металл


Широко применяется в сфере электротехники. Кроме того используется в ювелирной индустрии и космической промышленности. Платина используется для производства:

  • специальных зеркал для лазерной техники;
  • в автомобильной промышленности для очистки выхлопных газов;
  • для защиты от коррозии корпусов подводных лодок;
  • из платины и ее сплавов изготавливают хирургические инструменты;
  • высокоточных стеклянных приборов.

10.Урано-радиевые руды — опасная энергия


Имеют громадное значение в современном мире, так как используются в качестве топлива на атомных электростанциях. Добывают эти руды в ЮАР, России, Конго и в ряде других стран.

Страшно представить, что может случиться, если на данном этапе своего развития человечество лишится доступа к перечисленным природным ископаемым. К тому же не все страны имеют равный доступ к природным богатствам Земли. Залежи природных ископаемых расположены не равномерно. Часто именно из-за этого обстоятельства возникают конфликты между государствами. По сути, вся история современной цивилизации это постоянная борьба за обладание ценными ресурсами планеты.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...