После реформ: Народ и реформы. Проверочная работа «Общественное движение в XIX веке

Оппозиционное движение в стране представляли либерально настроенные писатели, ученые, врачи, учителя, журналисты, земские деятели. Либеральная оппозиция выражала свое недовольство административным произволом, требовала "усовершенствования" государственного строя (введения гласности, представительного правления, даже конституции), но боялась социальных потрясений, выступая за разрешение насущных проблем сверху, мирным путем. Либерально-оппозиционные настроения и требования нашли свое выражение в периодических изданиях - газетах "Голос" и "Земство", журналах "Вестник Европы", "Юридический вестник" и "Русская мысль".

В либерально-оппозиционном движении 60-70-х годов существенное место занимали славянофилы. Позднейшие исследования опровергают сложившееся ранее представление о том, что после реформы 1861 г. наступил период заката и распада славянофильства, превращения его в исключительно реакционное направление. В действительности именно в пореформенное время активизировалась либерально-оппозиционная деятельность славянофилов, направленная на решение задач, поставленных социально-экономическим развитием России.

На арену общественно-политической жизни России в то время выдвинулись такие видные славянофилы, как В. А. Черкасский, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, которые принимали активное участие в подготовке и проведении крестьянской и других реформ 60-70-х годов XIX в. В пореформенный период широко развернулась деятельность публициста и журналиста-издателя И. С. Аксакова, редактора газет "День", "Москва", "Москвич", "Русь", которые неоднократно подвергались цензурным преследованиям.

Славянофилы не стояли в стороне от животрепещущих проблем политического и социального устройства пореформенной России. Они предлагали свою программу реформ местного и центрального управления, развития просвещения, строительства железных дорог в России, эксплуатации недр, учреждения банков и коммерческих предприятий.

В пореформенную эпоху дальнейшее развитие получила славянофильская идея созыва всесословного законосовещательного при царе Земского собора как выразителя "общественного мнения". Земский собор, не ограничивая самодержавной власти царя, должен был стать инструментом "единения царя с народом" и гарантом от революционных потрясений. Но защита славянофилами самодержавия как политического института вполне совмещалась у них с острой критикой российских монархов и их политических режимов. Славянофилы не отрицали возможности и желательности введения конституции в России, но указывали, что в данный момент Россия к ней еще не готова. "Народная конституция у нас пока быть не может, а конституция не народная, т.е. господство меньшинства, действующего без доверенности от имени большинства, - есть ложь и обман", - писал Ю. Ф. Самарин.

На рубеже 70-90-х годов XIX в. оживилось земское либерально-оппозиционное движение. Оно проявилось преимущественно в нелегальных собраниях земцев с целью выработки своих требований, которые в верноподданнической форме излагались в виде "адресов", "записок" и прочих ходатайств и петиций царю. В них говорилось о преданности престолу, но вместе с тем выражались просьбы разрешить проведение земских съездов по вопросам "местных польз и нужд", звучали заявления о необходимости "увенчания здания земского самоуправления" путем созыва общероссийского земского органа в виде "Общей земской думы" или "Земского собора", выдвигались требования пополнить Государственный совет выборными от земцев. Так, земцы Тверской губернии в записке, поданной в 1879 г. Александру II, просили даровать России самоуправление, "неприкосновенность прав личности, независимость суда, свободу печати".

1 апреля 1879 г. в Москве под председательством профессора Московского университета М. М. Ковалевского собрался нелегальный съезд представителей гласных Черниговского и Тверского земств, а также некоторых профессоров Московского и Киевского университетов. Он принял решение "организовать на местах распространение конституционных идей" и предъявить правительству конституционные требования. Однако в связи с невозможностью вести подобную пропаганду в подцензурной печати России брошюры с этими требованиями издавались за границей.

В своих адресах и записках либеральные земцы, требуя от царя уступок, указывали, что ограниченность реформ порождает усиление революционного движения, а средством погасить его является развитие дарованных ранее реформ. Вместе с тем некоторые либералы входили в контакты с народниками с целью "отговорить" их от террористической деятельности.

События 1 марта 1881 г. вызвали новую адресную кампанию либеральных земцев. В их обращениях к Александру III с негодованием говорилось о действиях революционеров, выражались полная лояльность к правительству и крайняя умеренность требований. Теперь земцы уже не выдвигали требований проведения дальнейших реформ, ограничиваясь ходатайствами о допущении их в правительственные комитеты и комиссии для решения административно-хозяйственных вопросов.


Проверочная работа «Общественное движение в XIX веке»

Вариант 1

Часть А

1. Общими во взглядах Хомякова и Грановского было

A) уверенность в существовании особого российского пути развития

Б) идеализация крестьянской общины

B) неприятие крепостнических порядков

2. Консервативное течение 30-40-х гг. было представлено

А) "Теорией общинного социализма" Б) "Теорией славянофилов" В) "Теорией официальной народности"

А) Хомяков Б) Соловьев В) Герцен

4. Славянофилами называли представителей общественного движения, взгляды которых включали, в частности, положение о

A) необходимости сохранения крепостного права

Б) негативных последствиях реформ Петра I

B) военном перевороте как главном средстве проведения реформ

5.Основными политическими требованиями «Земли и воли» было

A) установление конституционной монархии Б) созыв Земского собора

B) установление демократической республики

6. Руководителя «Земли и воли» считали, что массовые крестьянские выступления произойдут в 1863 году, так как в этом году

A) истекал срок подписания Уставных грамот между помещиками и крестьянами

Б) вводилось временнообязанное состояние крестьян

B) намечалось убийство Александра II

7. В 1866 г. Д. Каракозов совершил в Петербурге покушение на Александра II. К какой организации принадлежал Каракозов?

А) к кружку Ишутина Б) к организации «Земля и воля» В) к «Северному союзу русских рабочих»

8. Когда народники предприняли «хождение в народ»

А) 1861 Б) 1874 В) 1881

9. Кто являлся идеологом анархизма в России

А) А. Герцен Б) М. Бакунин В) Н. Чернышевский

10.Усиление революционного движения после реформы 1861 года было обусловлено

А)ослаблением политического режима в пореформенной России

Б) умеренностью реформ и непоследовательностью властей при их проведении

В)устранением сословных перегородок

11. К какому направлению общественной мысли относились Б. Чичерин, К. Кавелин, отстаивавшие введение конституции, демократических свобод и продолжения реформ

А) либеральное Б) консервативное В) радикальное

12. Какая организация занималась в России террористической деятельностью

А) «Черный передел» Б) «Народная воля» В) «Северный союз русских рабочих»

13. Первый печатный программный документ русского либерализма 50- начала 60-х гг. XIX века назывался

А) «Русская беседа» Б) «Отечественные записки» В) «Письмо к издателю»

14. Видным идеологом консерватизма при Александре II был

А) А. Герцен Б) М. Катков В)С. Муромцев

15. Убийство Александра II народовольцами произошло А) 5 марта 1880 Б) 1 марта 1881 В) 1 марта 1887

Часть В

1. Прочтите отрывок из "Записок" А.И. Кошелева и назовите течение общественного движения в России

XIX в., о котором идет речь

"Этот кружок, как и многие другие ему подобные, исчез бесследно с лица земли, если бы в числе его участников не было одного человека...А.С. Хомякова... Безусловная преданность православию...любовь к народу русскому, высокое о нем мнение и убеждение в том, что изучение его истории и настоящего быта одно может вести нас к самобытности в мышлении и жизни..."

2.Какие из приведенных ниже положений относятся 1) к теории "общинного социализма", а какие 2) к идеям славянофилов

A) община - основа самобытного развития России Б) община - основа социалистического общества

B) необходимо не допустить развития капитализма и появления пролетариата, и распространить крестьянское самоуправление на города и государства в целом

Г) Россия - самобытная страна, которая должна гордиться своим прошлым

Д) идеал - общество, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком; утверждаются социальное равенство и справедливость

Ж) необходимо отменить крепостное право

Проверочная работа «Общественное движение в XIX веке»

Вариант 2

Часть А

1.Российский либерализм 30-40 гг. был представлен

А) западничеством Б) русским социализмом В) консервативным течением

2.Состав участников кружков конца 20-30-х гг

А)представители высших слоев российского общества Б) военная молодежь

В)студенты

3.Оформление идеологии русского революционного движения связано с деятельностью

А)А. Герцена, В. Белинского, М. Петрашевского Б) Н. Устрялова, М. Погодина, Ф. Булгарина

В)М. Петрашевского, Н. Огарева, С. Уварова

4.Кто такие западники

А) представители католической веры

Б) представители западноевропейских стран, вложившие свои средства в развитие российской промышленности

В) сторонники западноевропейского пути развития России

5.Кто из нижеперечисленных был славянофилом

А) Н. Чернышевский Б) К. Аксаков В) А. Герцен

6.Назовите известного русского мыслителя-философа автора «Философских писем»

А) П. Чаадаев Б) К. Ушинский В) Т. Грановский

7.В 1862 году к Александру II с адресом об отказе от всех сословных привилегий обратилось дворянство города...

А) Москвы Б) Ярославля В) Твери

8.Какова была цель «хождения в народ»

А)обучить крестьян разным специальностям Б) вызвать революционный взрыв в дерене

В) объяснить крестьянам значение отмены крепостного права

9.Какой активный участник народнического движения высказывал идею замены революционным путем государства на свободные автономные общества

А) П. Ткачев Б) П. Лавров В) М. Бакунин

10.Как называлась первая народническая организация в России

А) «Земля и воля» Б) «Освобождение труда» В) «Народная воля»

11.Течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских и экономических свобод

А) социализм Б) либерализм В) консерватизм

12.Основными положениями революционного народничества являлось

А) немедленный социалистический переворот с опорой на крестьянскую общину

Б) поддержка реформ «сверху» В) стремление сохранить традиционные устои России

13. В каком году была образована 1-я «Земля и воля»

А) 1856 Б) 1860 В) 1861

14. На какие организации раскололась «Земля и воля» в 1879 году

A) «Черный передел» и «Народная воля» Б) «Народная воля» и «Народная расправа»

B) «Черный передел» и «Освобождение труда»

15. Какая организация подготовила и осуществила покушение на Александра II А) «Черный передел» Б) «Народная воля» В) «Освобождение труда»

Часть В

1.Какие из приведенных положений характерны для 1) западников, а какие-для 2)славянофилов

A) самобытность истории России Б) отмена крепостного права

B) буржуазные порядки являются идеалом Г) противопоставление России Западу

Д) отрицание революции, как метода переустройства общества Е) развитие России по законам мировой истории Ж) отрицательное отношение к реформам Петра1 3) положительное отношение к реформам Петра1 И) А. Хомяков, братья Аксаковы, Ю. Самарин К) И. Тургенев, К. Кавелин, Т. Грановский

2.Определите, какому общественно-политическому течению 20-30 годов XIX века (западники, славянофилы, социалисты, консерваторы) принадлежат следующие высказывания

А) "Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества... чтобы совершить движение в перед... главное уничтожить в русском раба".

Б)"Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение".

В) "Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго... Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресит, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь".

Г) "Община есть одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его - не останется ничего; из его же развития может развиться целый гражданский мир".

Ответы

Вариант 1

Часть А

1.В

2.В

3.В

4.Б

5.В

6.А

7.А

8.Б

9.Б

10.Б

11.А

12.Б

13.В

14.Б

15.Б

Часть В

1) славянофилы

2) 1-Б,В,Д,Ж

2 - А,Г,Ж

Вариант 2

Часть А

1.А

2.В

3.А

4.В

5.Б

6.А

7.В

8.Б

9.В

10.А

11.Б

12.А

13.В

14.А

15.Б

Часть В

1) 1 - Б,В,Д,Е,З,К

2 - А,Б,Г,Д,Ж,И

2) А - западники

Б - консерваторы

В - славянофилы

Г - социалисты

1) образование Негласного (секретного) комитета

2) переименование Негласного комитета в Глав­ный комитет по крестьянскому делу

3) рескрипт В. И. Назимову

4) учреждение редакционных комиссий

5) учреждение «губернских комитетов об улучше­нии быта помещичьих крестьян»

3. Выберите верные утверждения:

а) законы, указы XIX в., подтачивающие устои крепостного права в России:

1) о «вольных хлебопашцах» 2) о трехдневной барщине

3) об «обязанных» крестьянах 4) о прикрепленных к фабрикам крестьянах

5) об инвентарных правилах

6) меры, предпринятые Александром II для смяг­чения политического режима в стране:

1) ослабление цензуры 2) ликвидация военных поселений

3) амнистия декабристам 4) списание недоимок

5) издание «Колокола»

в) Согласно документам об отмене крепостного права:

1) землю крестьяне должны были выкупить

2) крестьяне получали гражданские права

3) земля переходила в личную собственность крестьянина

4) крестьянская земля, превышающая законную норму, «отрезалась» помещиком

5) за реализацией реформы на местах следили судебные приставы

г) крестьянская реформа 1861 г. давала возможность:

1) личного освобождения крестьян

2) полной перестройки крестьянского хозяйства на капиталистической основе

3) сохранения помещичьего землевладения

4) утверждения капиталистического уклада в экономике

5) ликвидировать сословное деление в обществе

дворовые, крепостные рабочие мануфактур, крестьяне мелкопоместных владельцев

5. Кому принадлежат слова?

«Государь, дайте свободу русскому слову... Дайте нам вольную речь... Нам есть, что сказать миру и своим. Дайте землю крестьянам.... смойте с Рос­сии позорное пятно крепостного состояния...»


Тема «Либеральные реформы 60-70-х гг.»

Часть А

а) из либеральных реформ позже других проводи­лась:

1)земская 2)военная 3)городская 4)судебная

б) наиболее последовательной из буржуазных пре­образований являлась реформа:

1)городская 2) земская 3)судебная 4) крестьянская

в) гимназии как основной тип учебных средних за­ведений разделялись на:

1) государственные и церковно-приходские 2) семилетние и восьмилетние

3) земские и городские 4) реальные и классические

г) насильственные действия с целью устрашения, подавления, уничтожения политических про­тивников называются:

1) диктатурой 2) блокадой 3)террором 4) режимом

д) «диктатурой сердца» современники назвали......время деятельности:

1) Александра II 2) М. Т. Лорис-Меликова 3) П. А. Валуева 4) М. М. Сперанского

Часть Б

а) земства создавались:

1) в уездах 2) в волостях 3) в губерниях 4) в городах 5) в столичных центрах

б) в результате проведения реформ 60-70-х гг. в России:

1) изменились основы политического строя

2) ускорилось развитие рыночных отношений

3) ликвидировалась сословность в обществен­но-политической жизни страны

4) крестьяне получили гражданские права

5) уменьшалось экономическое значение зем­левладельческого дворянства

в) в основе судебной реформы лежат следующие принципы:

1) выборность некоторых судебных органов 2) демократия

3) всесословность 4) состязательность

5) разделение властей

3. Установите соответствие:

Реформы Год
а) крестьянская 1) 1861
б) военная 2) 1864
в) земская 3) 1870
г) судебная 4) 1874
д) городская 5)1878

4. Укажите принцип образования ряда:

Д. А. Милютин, Н. А. Милютин, Я. И. Ростовцев, А. В. Головнин

5. О чем идет речь?

б) «Это первое собрание, - пишет современник, - по­разило меня, во многих отношениях: гласные из крестьян, наши вчерашние крепостные люди, се­ли меж нами так просто и бесцеремонно, как будто век так сидели; они слушали нас с большим вни­манием, спрашивали объяснение насчет того, что не понимали, и соглашались с нами со смыслом».


Тема «Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права»

Часть А

1. Выберите правильный ответ:

а) промышленный переворот в основном завершился:

1) в 1930-1940-х гг. 2) в 1940-1960-х гг. 3) к 1960-м гг. 4) к 1980-м гг.

б) центрами крупного машиностроения стали:

1) Петербург, Баку 2) Москва, Кривой Рог 3) Петербург, Москва 4) Кривой Рог, Петербург

в) подушная подать - это:

1) налог на имущество 2) налог на прибыль

3) подворное обложение вне зависимости от до­ходов

4) обложение всех мужчин податных сословий

г) в помещичьих хозяйствах в 60- 70.-х гг. преоб­ладала система:

1) отработочная 3) смешанная

2) капиталистическая 4) крепостническая

д) в первые годы после реформ ведущую роль в про­мышленности играли:

1) металлургическая отрасль

2) текстильное производство

3) производство средств производства

4) машиностроительное производство

е) первое крупное выступление российских рабо­чих произошло:

1) на Коломенском заводе Московской губернии

2) на Путиловском заводе Петербурга

3) на Кренгольмской мануфактуре в Нарве

4) на заводах Донбасса

Часть В

2. Выберите верные утверждения:

а) в пореформенной России сохранялись крепост­нические пережитки:

1) основная часть угодий - в руках помещиков 2) круговая порука в общине

3) личная свобода крестьян 4) товарное производство

5) сохранение крестьянской общины

б) черты, характерные для развития пореформен­ной промышленности:

1) невысокий размер производства на душу на­селения

2) складывание новых промышленных районов

3) отставание от ряда передовых стран Европы

4) низкая производительность труда

5) начало промышленного переворота

в) в России замедление темпов экономического роста в начале 80-х гг. объяснялось:

1) снижением цен на российские товары за гра­ницей

2) размером повинностей, выкупных платежей и налогов с крестьянства

3) быстрым железнодорожным строительством

4) началом русско-турецкой войны

5) низкой покупательной способностью населения

3. Укажите принцип образования ряда:

Государственный, Петербургский, Московский ку­печеский, Волжско-Камский

4. Вставьте вместо пропусков:

Производство изделий, ориентированное на_______ специально для продажи, называется _____ производством.

5. О чем идет речь?

«Первое образовавшееся частное общество получи­ло концессию... Сначала, однако, дела его шли плохо. ... Но затем оно перешло в руки фон Дервиза, который дал ему совершенно другой оборот... нажил многие миллионы... за ним кинулись и дру­гие... Для людей, ищущих заработать деньгу, со­блазн был громадный...»


Тема: «Общественное движение».

Часть А

1. Выберите правильный ответ:

а) течение, объединяющее сторонников парла­ментского строя, гражданских и экономических свобод:

1) социализм 3) консерватизм

2) либерализм 4) реформизм

б) первый печатный программный документ рос­сийских либералов 50-60-х гг. - это:

2) «Философические письма»

3) «Отечественные записки»

4) «Письмо к издателю»

в) в первом печатном программном документе рос­сийских либералов 50-60-х гг. отсутствовало требование:

1) отмены крепостного права 5 2) свободы совести

3) введения конституции

4) гласности суда

г) социальной опорой либерализма в российском обществе являлись:

1) часть буржуазии и рабочих

2) дворянство и чиновники

3) разночинцы

4) интеллигенция и часть дворянства

д) рупором идеологии консерватизма в России в 60-70-х гг. стало издание:

1) «Московские ведомости»

2) «Отечественные записки»

3) «Современник»

4) «Полярная звезда»

Часть В

2. Выберите верные утверждения:

а) общие черты либерального и консервативного движений дореформенной России:

1) поддерживали отмену крепостного права

2) стремились не допустить ущемления при­вилегий дворянства при проведении ре­форм

3) выступали против революционного пути раз­вития страны

4) не имели широкой поддержки в обществе

5) призывали создавать основы гражданского об­щества

б) самый радикальный вариант либеральной про­граммы 50-60-х гг.:

1) был создан дворянами Тверской губернии

2) был направлен императору в 1855 г.

3) объявлял об отказе от всех сословных приви­легий дворянства

4) предлагал народное представительство

5) был предложен К. Д. Кавелиным и Б. Н. Чи­чериным

3. Установите соответствие:

а) либеральное движение 1) К. Д. Кавелин

б) консерватизм 2) П. А. Шувалов

3) А. М. Унковскйй

4) В. Н. Панин

5) Ю. Ф. Самарин

6) П. А. Валуев

4. Укажите принцип образования ряда:

а) «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения»

б) К. Д. Кавелин, А. Н. Пыпин, В. Д. Спасович, М. М. Стасюлевич, Б. И. У тин

5. О ком идет речь?

а) «Постоянно изменял свои мнения. На протяже­нии своей 30-летней публицистической деятель­ности он из умеренного либерала превратился в крайнего консерватора; но и тут последова­тельности у него не наблюдается... Если бы со­веты... были всегда принимаемы во внимание, невозможно было бы спокойное и правильное течение государственной жизни; постоянно при­ходилось бы заменять установленное новым, противоположным. Влияние его... объясняется в значительной степени стилистическим его та­лантом, а также свободой, с которой он, в проти­воположность представителям других мнений, мог иногда высказывать свои взгляды».

б) Российский общественный деятель, помещик, юрист. С1857по1859г. являлся предводителем дворянства Тверской губернии, участник ре­дакционных комиссий по подготовке проекта крестьянской реформы 1861 г. Критиковал пра­вительственный проект освобождения крестьян. За записку, поданную императору, снят со всех должностей и сослан в Вятку. В 1866 г. - при­сяжный поверенный.

Тема «Революционное народничество»

1. Выберите правильный ответ:

а) идеология и движение разночинной интелли­генции в России во второй половине XIX в. - это:

1) реформизм 2) марксизм 3) социализм 4) народничество

б) усиление революционного движения после ре­формы 1861 г. было обусловлено:

1) устранением сословных перегородок 2) ослабление политического режима в порефор­менной России 3) умеренностью реформ и непоследовательно­стью властей при их проведении 4) увеличением численности и влияния «разно­чинцев»

в) основы идеологии народничества были заложе­ны в 50-е гг.:

1) М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым 2) П. Н. Ткачевым, М. А. Бакуниным

3) А. И. Герценом, Н. Г. Чернышевским 4) Г. В. Плехановым, С. Л. Перовской

г) начало деятельности народников, названной «хождением в народ»:

1) 1861 г. 2) 1874 г 3) 1876 г. 4) 1881 г.

д) организация «Земля и воля» раскололась на:

1) «Южнороссийский союз рабочих» и «Север­ный союз русских рабочих»

2) «Народную волю» и «Черный передел» 3) «Народную волю» и «Народную расправу» 4) «Черный передел» и «Освобождение труда»

е) убийство императора народовольцами произошло:

Вариант 1

Часть А

1. Временнообязанные крестьяне должны были

А) платить оброк или отбывать барщину в пользу своего бывшего владельца

Б) бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю

В) принимать участие в общественных работах в своем уезде

2. Что предписывал циркуляр о «кухаркиных детях»

А) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев

Б)открывать специальные школы для детей низкооплачиваемых рабочих

В) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с 6-летнего возраста

3. Что такое отрезки

4.Кто такой мировой посредник

А) представитель помещиков, участвующий в разработке крестьянской реформы

Б) представитель крестьянской общины, участвующий в разрешении споров

В) лицо, составлявшее уставную грамоту, разрешавший споры между помещиком и крестьянами

5.Земские учреждения создавались

А) в губерниях и уездах Б) только в уездах В) только в волостях

6. Земства должны были

А) осуществлять политическую власть на местах Б) контролировать деятельность государственных чиновников

В) заниматься вопросами местного самоуправления, благоустройства, медицины, образования

7.Как называлась одна из первых рабочих организаций, возникших в 1878 году в Петербурге

А) «Северный союз русских рабочих» Б) «Союз спасения»

В) «Освобождение труда»

8. В период проведения реформ «сверху» консерваторы считали своими главными задачами

А) сорвать любыми способами проведения реформ

Б) скорректировать реформы в интересах помещиков

В) сотрудничать с представителями радикального направления

9. Во время какого крестьян императора было отменено временнообязанное состояние помещичьих

А) Александра II Б) Александра III В) Николая II

10. Основными политическими требованиями «Земли и воли» было

А) установление конституционной монархии Б) созыв Земского собора

В) установление демократической республики

11.Руководителя «Земли и воли» считали, что массовые крестьянские выступления произойдут в 1863 году, так как в этом году

А) истекал срок подписания Уставных грамот между помещиками и крестьянами

Б) вводилось временнообязанное состояние крестьян

В) намечалось убийство Александра II

12. В 1866 г. Д. Каракозов совершил в Петербурге покушение на Александра II . К какой организации принадлежал Каракозов?

А) к кружку Ишутина Б) к организации «Земля и воля» В) к «Северному союзу русских рабочих»

13.Когда народники предприняли «хождение в народ»

А) 1861 Б) 1874 В) 1881

14. Какой активный участник народнического движения высказывал идею замены революционным путем государства на свободные автономные общества

15.Усиление революционного движения после реформы 1861 года было обусловлено

А) ослаблением политического режима в пореформенной России

Б) умеренностью реформ и непоследовательностью властей при их проведении

В) устранением сословных перегородок

16.К какому направлению общественной мысли относились Б. Чичерин, К. Кавелин, отстаивавшие введение конституции, демократических свобод и продолжения реформ

А) либеральное Б) консервативное В) радикальное

17.Какая организация занималась в России террористической деятельностью

А) «Черный передел» Б) «Народная воля» В) «Северный союз русских рабочих»

18. Договор помещика с крестьянином, в котором фиксировались размер выкупаемого надела и условия выкупа

А) «Дарственное письмо» Б) «Уставная грамота» В) «Земельный договор»

19.Видным идеологом консерватизма при Александре II был

А) А. Герцен Б) М. Катков В) С. Муромцев

20. Назовите имя русского художника, автора картины «Меншиков в Березове»

А) В. Серов Б) М. Врубель В) В. Суриков

Часть В

1. Прочитайте отрывки из стихотворений и дайте письменные ответы на вопросы

Готов ли? Ну! Теперь смотри! И вот теперь со всех сторон

Ступай по городам и селам Идут на бой борцы иные…

И о грядущем говори Идут в измученный народ,

Животрепещущим глаголом. Идут в голодные селенья;

(Н. Огарев) В бой за народное спасенье. (П. Лавров)

О каком периоде в истории русского народничества идет речь в стихотворениях? Назовите точную дату начала этого периода.

2. Соотнесите программные установки с именами народников: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев

А) «Идите же, идите «в народ», но не с вашей плюгавой пропагандой, а с прямой революционной агитацией и памятуйте слова великого учителя: «Страсть к разрушению есть в тоже время страсть творческая»… Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его в каком бы виде они перед ним на являлись»

Б) «Первым усилием подготовления социальной революции в России должна быть организация революционного меньшинства, понимающего задачи рабочего социализма…И под влиянием своих людей, давно им знакомых, давно близких, массы пойдут на бой, который будет иметь возможность совершится на началах рабочего социализма».

В) «Ближайшая, непосредственная цель революции должна заключаться не в чем ином, как только в том, чтобы овладеть правительственной властью и превратить данное, консервативное государство в государство революционное. Осуществить это легче и удобнее посредством государственного заговора…Но всякий признающий необходимость государственного заговора тем самым должен признать и необходимость дисциплинированной организации, основанной на централизации власти …»

3. Что из перечисленного входило в состав земской реформы?

А) выборный характер земств

Б) земства избирались на основе имущественного ценза

В) губернские чиновники могли назначаться только с согласия земств

Г) в ряде губерний решено было земства не создавать

Д) земства содержали больницы, школы, дороги

Е) во главе всех земств стояло центральное земство

Ж) крестьяне в земства не избирались

4. Прочтите отрывок из документа второй половины XIX века и укажите год его принятия

« 1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.2. Денежный выкуп от воинской повинности и замета охотником не допускается<...> 17. Общий срок службы в сухопутных войсках, для поступающих по жеребью, определяется в15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе».

5. Какие изменения социальной структуры российского общества произошли во 2 половине XIX века

А) упрочение господствующего положения дворянства в жизни общества

Б) вовлечение крестьян в рыночные отношения

В) усиление расслоения крестьянства и дворянства

Г) утрата крестьянами политической роли в стране

Д) широкое участие дворянства в предпринимательстве

Е) появление новых классов: буржуазии и пролетариата

Контрольная работа по истории России вторая половина XIX века 8 класс

Вариант 2

Часть А

Какие два типа хозяйства развились в аграрном секторе России после реформы 1861 году

А) среднее и мелкое фермерское

Б) частные фермы и государственные сельскохозяйственные предприятия

В) крупное помещичье и мелкое крестьянское

2.Какие права сохраняла за помещиками реформа 1861 г.

А) право собственности за принадлежащие им земли

Б) право собственности на четвертую часть их прежних владений

В) право собственности на всех людей, работавших в усадьбе помещика

3.В каком году было издано Положение о земских учреждениях

А) 1864 Б) 1874 В) 1881

4. Какие изменения предполагала военная реформа

А) вводилась всеобщая воинская повинность

Б) сохранился 25-летний срок службы

В) объявлялись рекрутские наборы

5.Какой устанавливался порядок внесения выкупных платежей крестьянами согласно реформе 1861 г

А) сразу все 100% стоимости полученного надела

Б) сразу 20-25 % стоимости полученного надела, а 75-80 % платило государство

В) 100% стоимости полученного надела с рассрочкой на 50 лет

6.В чем заключалась функция земств

А) решение административных и культурных вопросов местного значения

Б) в выполнении полицейских функций на местах

В) в руководстве военными подразделениями на местах

7.Назовите дату подписания Манифеста об освобождении крестьян

8. Что получали крестьяне по согласно Манифесту

А) личную свободу Б) равные права с дворянством В) равные права со всеми сословиями

9.Кто следил за осуществлением крестьянской реформы на местах

А) мировые посредники Б) губернаторы В) дворяне

10. Что такое отрезки

А) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г.

Б) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян

В) часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой

11. Какова была цель «хождения в народ»

А) обучить крестьян разным специальностям Б) вызвать революционный взрыв в дерене

В) объяснить крестьянам значение отмены крепостного права

12.Какой активный участник народнического движения высказывал идею замены революционным путем государства на свободные автономные общества

А) П. Ткачев Б) П. Лавров В) М. Бакунин

13. Как называлась первая народническая организация в России

А) «Земля и воля» Б) «Освобождение труда» В) «Народная воля»

14. Течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских и экономических свобод

А) социализм Б) либерализм В) консерватизм

15.Основными положениями революционного народничества являлось

А) немедленный социалистический переворот с опорой на крестьянскую общину

Б) поддержка реформ «сверху»

16. В каком году была образована 1-я «Земля и воля»

А) 1856 Б) 1860 В) 1861

17. На какие организации раскололась «Земля и воля» в 1879 году

А) «Черный передел» и «Народная воля»

Б) «Народная воля» и «Народная расправа»

В) «Черный передел» и «Освобождение труда»

18.Какая организация подготовила и осуществила покушение на Александра II

А) «Черный передел» Б) «Народная воля» В) «Освобождение труда»

19. Что вводила реформа судебных учреждений

А) сословность суда Б) гласность судопроизводства

В) обязательное присутствие на всех заседаниях присяжных заседателей

20.Почему земства не были введены в Сибири и Архангельской губернии

А) дворянское землевладение здесь было незначительным

Б) в этих местах была невелика численность населения

В) это требовало дополнительных расходов

Часть В

1. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы

«Отношение к обвиняемой было двоякое. В высших сферах, где всегда гнушались Треповым, находили, что она – несомненная любовница Боголюбова и все-таки «мерзавка», но относились к ней с некоторым любопытством… Иначе относилось среднее сословие. В нем были восторженные люди, видевшие в Засулич новую русскую Шарлоту Корду; были многие, которые усматривали в ее выстреле протест за поруганное человеческое достоинство – грозный призрак общественного гнева…» (А.Ф. Кони)

Назовите имя и фамилию обвиняемой.

2. Экономическая программа С. Ю. Витте включала в себя

А) введение акцизных сборов на водку, табак

Б) введение госмонополии на производство и продажи водки

В) введение золотого рубля

Г) государственную поддержку сельского хозяйства

Д) защита русской промышленности от иностранной конкуренции

Е) широкое привлечение иностранного капитала

3.Что из перечисленного входило в состав судебной реформы

А) отделение полиции от следствия

Б) состязательность сторон в ходе судебного процесса

В) наказание розгами лиц, признанных виновными

Г) гласность суда

Д) периодическая сменяемость судей

Е) создание особого суда для дворян

Ж) введение суда присяжных

И) высшей судебной инстанцией стал Император

4. Прочтите отрывок из документа второй половины XIX века и назовите событие, о котором идет речь

«Весной 1874 года молодежь, принявшая программу движения, отправлялась по железным дорогам из центров в провинцию. У каждого молодого человека можно было найти за голенищем фальшивый паспорт на имя какого-нибудь крестьянина или мещанина, а в узелке крестьянскую одежду… пропагандист заводил знакомство среди ближайших крестьян или рабочих, сперва без определенной цели, затем мало-помалу начинал беседовать с ними на революционные темы и давать им для прочтения или в собственность разные революционные книги».

5. Прочтите отрывок из дневника современника и назовите реформу, о которой идет речь в отрывке.

«Когда прочли манифест в Стубленской церкви, то народ начал негодовать на нашего священника, что он неправильно читал манифест, они говорили, что земля должна оставаться в их собственности, а не собственностью помещика и что барщины никакой не должно быть».

Ответы

Вариант 1

Часть А

1.А

2.А

3.В

4.В

5.А

6.В

7.А

8.Б

9.Б

10.В

11.А

12.А

13.Б

14.В

15.Б

16.А

17.Б

18.Б

19.Б

20.В

Часть В

1) "Хождение в народ" 1874 г.

2) А) Бакунин

Б) Лавров

В) Ткачёв

3)А,Б,Г,Д,Ж

4) 1874 г.

5) Б,В,Е

Вариант 2

Часть А

1.В

2.А

3.А

4.А

5.Б

6.А

7.В

8.А

9.А

10.В

11.Б Часть В

12.В 1) Вера Засулич

13.В

14.Б 2) Б,В,Д,Е

15.А

16.В 3) А,Б,Г,Д,Ж

17.А

18.Б 4) "Хождение в народ"

19.Б

20.А 5) Отмена крепостного права/ Крестьянская реформа

Русско-турецкая война вызвала подъем патриотических настроений в обществе. На этой волне оживилось либеральное движение. Ссылаясь на конституцию, разработанную для Болгарии, либералы задавали вопросы: почему правительство отказывается ввести конституцию в России? Неужели оно считает, что русский народ менее готов к конституции, чем болгарский?

Правительство запрещало земским деятелям съезжаться на всероссийские совещания и даже собираться по отдельным регионам. Поэтому земцы начали проводить негласные съезды. Конспирировались они не хуже революционеров, и о некоторых съездах полиция так и не узнала. В конце 70-х годов возник нелегальный «Земский союз» .

В 1878 г. правительство, обеспокоенное усилением революционного движения, выпустило обращение к обществу с призывом помочь в борьбе с «шайкой злодеев» . Но в обращении не содержалось обещаний изменить политику и возобновить реформы, а потому оно не нашло общественной поддержки.

Земские деятели, собравшись на съезд в Киеве, попытались договориться с революционерами о совместных действиях. Непременным условием они ставили отказ от террористических актов. Переговоры успеха не имели, и земцы разработали свой собственный план действий. Первым выступило Харьковское земство, заявившее, что без перемены внутренней политики правительства никакое ему содействие со стороны общества невозможно. Министр внутренних дел тотчас же распорядился о запрещении обсуждать и принимать на земских собраниях подобные заявления.

Поэтому гласный Черниговского земства И. И. Петрункевич, начавший читать проект адреса на имя царя, был грубо перебит председателем. Петрункевич не подчинился и, поддержанный собранием и публикой на хорах, продолжил чтение. Тогда председатель вызвал полицию и с ее помощью закрыл собрание. Это было одно из первых политических выступлений Ивана Ильича Петрункевича (1844— 1928) . Впоследствии он вошел в число самых видных и наиболее уважаемых деятелей либерального движения. После инцидента в земском собрании Петрункевич был выслан в г. Варнавин Костромской губернии.

С требованием конституции выступили также Тверское, Полтавское и Самарское губернские земские собрания. Тверское земство заявило, что русский народ должен пользоваться теми же благами конституционных свобод, какие получил болгарский народ.

В 1879 г. в Москве состоялся нелегальный земский съезд, на котором присутствовало около 30 представителей от 16 земств. Было решено начать широкую пропаганду в земствах и выпуск литературы за границей. Вскоре после этого в Австро-Венгрии была напечатана программа Земского союза, включавшая три основных пункта: свобода слова и печати, гарантии неприкосновенности личности и созыв Учредительного собрания.

Летом 1877 г. петербургский градоначальник Ф. Ф. Трепов во время посещения тюрьмы заметил, что один из арестантов при его появлении не снял кепку. Это был Боголюбов, участник демонстрации перед Казанским собором, осужденный на каторгу. Разгневанный Трепов велел его высечь. Заключенные подняли шум, но их быстро усмирили, а приказание Трепова было исполнено. По закону он не мог требовать, чтобы перед ним снимали шапку. Телесное наказание в этом случае тоже было незаконно. Но градоначальник был уверен в своей безнаказанности.

24 января 1878 г. молодая народница Вера Засулич явилась к Трепову на прием и выстрелила в него из револьвера. Трепов был тяжело ранен, но остался жив. В момент покушения Засулич не состояла ни в какой революционной организации. Общественность не знала о связи между покушением и боголюбовским инцидентом. Консервативные газеты изображали Трепова как жертву служебного долга. Правительство, надеясь на такой же успех, как в нечаевской истории, направило дело Засулич на суд присяжных заседателей.

Дело разбиралось 31 марта 1878 г. В зале было много лиц из высшего общества во главе с А. М. Горчаковым, министром иностранных дел. Сначала настроение публики было не в пользу подсудимой, но по ходу разбирательства оно резко изменилось. Присяжные заседатели признали Засулич невиновной, и суд под председательством А. Ф. Кони прекратил дело. Публика устроила овацию. По выходе из зала полиция попыталась арестовать Засулич, чтобы отправить в ссылку в административном порядке. Но молодежь ее отбила, и в тот же вечер она бежала за границу.

Вера Ивановна Засулич (1849—1919) в конце жизни стала принципиальной противницей смертной казни и политических убийств. Свое мнение она отстаивала, не боясь гнева пришедших к власти большевиков. Но тогда, в 1878 г., ее выстрел имел двойственные последствия. С одной стороны, он в самой драматической форме заострил внимание общества на том, что власти на каждом шагу совершают беззакония. Но с другой стороны, он поколебал отрицательное отношение общества к террору. Крайние же революционеры, давно настаивавшие на терроре, решили, что общественность ему сочувствует.

Раскол в «Земле и воле» . В конце 70-х годов в России сложилось напряженное внутриполитическое положение. Волновалось студенчество. Все громче становился голос сторонников конституции. После выстрела Засулич по стране прокатилась волна террористических актов. Казни террористов усиливали общее напряжение и вызывали новые покушения. Налицо были признаки революционной ситуации.

Но деревня оставалась спокойной. И это приводило в отчаяние пропагандистов из «Земли и воли». Среди них росло разочарование в своей работе. Один из них, Александр Соловьев, весной 1879 г. явился в «основной кружок» и заявил, что хочет убить царя. После жарких споров руководство «Земли и воли» большинством голосов высказалось против покушения. Но 2 апреля Соловьев все же выследил царя во время прогулки на Дворцовой площади и бросился на него с револьвером. Александр не растерялся и побежал, делая зигзаги. Соловьев стрелял пять раз, но ранил только подоспевшего полицейского. Схваченный террорист разделил судьбу Каракозова (в 1866 г. стрелял в Александра II и затем был повешен).

Иллюстрация. Покушение Соловьева на Дворцовой площади.

«Земля и воля» превращалась в террористическую организацию. Некоторые ее члены протестовали, ссылаясь на программу. Тогда сторонники террора потребовали ее пересмотра. Решили собраться на съезд в Воронеже, чтобы поискать компромисс. Но к этому времени «дезорганизаторская группа» настолько обособилась, что собралась на свой собственный съезд — тайный не только от полиции, но и от остальной части «Земли и воли» .

А.И. Желябов

Сторонники террора съехались в Липецк в июне 1879 г. Самой яркой фигурой среди них был А. И. Желябов . Он говорил, что социалисты в принципе не должны требовать политических преобразований и гражданских свобод. Это дело либералов, но в России они дряблы и бессильны. Между тем отсутствие свобод мешает развернуть агитацию среди крестьян. Значит, революционеры должны взять на себя и эту задачу — сломить деспотизм, чтобы затем заняться подготовкой социальной революции. Участники липецкого съезда решили не порывать с «Землей и волей» , а завоевать ее изнутри.

Но на воронежском съезде Желябову не удалось одержать верх, и был достигнут компромисс. Не пересматривая программу, решили усилить борьбу с правительством, отвечая террором на казни революционеров. Только Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) решительно протестовал против террора.

Сын мелкопоместного дворянина, он когда-то здесь же, в Воронеже, окончил военную гимназию, но затем отказался от военной службы, учился в Горном институте, участвовал в демонстрации у Казанского собора. Когда компромиссная резолюция была принята, Плеханов встал и со словами: «В таком случае, господа, мне здесь больше делать нечего» — покинул съезд.

Компромисс не укрепил организацию. Каждая сторона толковала его по-своему. В августе того же года на петербургском съезде фракции окончательно раскололись. «Деревенщики» во главе с Плехановым создали организацию «Черный передел» . Она пыталась наладить пропаганду среди крестьян и рабочих, но в обстановке войны, развернувшейся между правительством и террористами, из этого ничего не вышло. В 1880 г. Плеханов вынужден был уехать за границу.

Плеханов на собрании организации.

«Народная воля» и ее программа. Сторонники Желябова объединились в организацию «Народная воля». Народовольцы испытывали справедливое недовольство существовавшими в стране порядками, но были неразборчивы в средствах для достижения своих целей. Организацией руководили Андрей Иванович Желябов (1851—1881) , выходец из крепостных крестьян, и Софья Львовна Перовская (1853— 1881), дочь важного чиновника, бывшего петербургского губернатора. Это были смелые, решительные люди. Под их руководством «Народная воля» стала хорошо законспирированной, разветвленной и дисциплинированной организацией. Возглавлял ее Исполнительный комитет, имевший почти неограниченные полномочия. Ему подчинялись местные кружки и группы.

Главной своей задачей она считала политический переворот и захват власти. Вслед за этим должна была прийти социалистическая революция. Предполагалось созвать Учредительное собрание и предложить ему программу мер по передаче земли крестьянам, а фабрик и заводов — рабочим.

Тактика захвата власти, избранная народовольцами, заключалась в запугивании и дезорганизации власти путем индивидуального террора. Исподволь готовилось и восстание. Не надеясь более на крестьян, народовольцы пытались организовать студентов, рабочих, проникнуть в армию. В некоторых военных академиях и училищах, а затем и в расквартированных в провинции войсках появились офицерские народовольческие кружки. Помимо идейной стороны «Народная воля» привлекала молодых офицеров привычными для них дисциплиной и единоначалием.

С осени 1879 г. народовольцы развернули настоящую охоту на царя. Их не смущало число возможных жертв, даже случайных. Дважды они подкладывали мины под рельсы, подкарауливая царский поезд. Один раз взрывной механизм не сработал, в другой раз по ошибке был пущен под откос не тот поезд.

Во время одного из обысков полиция нашла план Зимнего дворца. Крестиком на нем была помечена царская столовая. Однако жандармы не догадались осмотреть дворец и проверить всех работающих в нем людей. 5 февраля 1880 г. в этой столовой должен был состояться парадный обед в честь болгарского князя. К торжественному выходу собралась вся царская семья, и только один человек где-то замешкался. Александр, любивший пунктуальность, начинал сердиться, когда вдруг страшной силы взрыв потряс здание. Народоволец Степан Халтурин, работавший во дворце краснодеревщиком, заложил в подвале под столовой огромный заряд динамита и заблаговременно покинул дворец. Погибло восемь солдат.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...