Суть губернской реформы 1775. Структура уездной власти

После событий крестьянской войны Екатерина не могла оставить на нижнем течении Днепра вольное полугосударство в виде Запорожской Сечи с его импульсивной и изменчивой политикой, заключавшей в себе постоянную опасность как международных осложнений и столкновений, так и внутренних волнений.

Потому в 1775 году русские войска взяли Запорожскую Сечь, чем положили конец ее существованию. Часть запорожцев ушла за Дунай, в Турцию. Другие были переселены на Кубань, где они образовали Черноморское, позже - Кубанское казачье войско.

Зимовейская станица, в которой родился Пугачев, была переименована в Потемкинскую, дом его сожжен, яицкое казачество было переименовано в уральское, а река Яик - в Урал.

Были упразднены казачьи полки на левобережной Украине, на Дону было полностью ликвидировано казачье самоуправление.

Губернская реформа 1775 года была проведена в целях укрепления власти на местах. С.Пушкарев подчеркивает, что преемники Петра упразднили большинство учрежденных им органов местного управления, передав их функции губернаторам и воеводам, в руках которых сосредотачивалась и административная, и судебная, и финансовая власть.

В сложившейся ситуации эти органы становились явно недостаточными. Само областное деление на губернии, провинции и уезды создавалось постепенно и носило случайный характер. Губернии и провинции чрезвычайно разнились одна от другой по количеству населения и по числу входиших в них уездов.

«Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», изданные 7 ноября 1775 года, имели целью создать упорядоченную систему областного управления, устранить недостатки прежнего устройства и вместе с тем усилить политические позиции дворянства, которому теперь обеспечивалась руководящая роль во всей системе местных учреждений. Новый закон вводил новое областное деление: вместо прежних 20 губерний в европейской России было учреждено 50 губерний.

Основанием для определения размеров отдельных губерний было взято количество живущего в них населения, именно 300 - 400 тыс. жителей в каждой губернии.

Потому, как отмечается в «Обзоре русской истории», губернии были различны по своим размерам: центральные, густо населенные губернии были невелики, тогда как редко населенные северные и северо-восточные - Архангельская, Вологодская, Вятская, Пермская - занимали обширные территории.

Каждая губерния делилась на уезды с числом жителей от 20 до 30 тыс. в каждом. Так как в некоторых губерниях не хватало городов для вновь образуемых уездов, то иногда большие села, слободы или подмонастырские посады были обращены в уездные города.

В организации губернского и уездного управления было проведено разделение властей и организованы три параллельных ряда учреждений. При губернских судебных учреждениях состояли прокуроры и стряпчие, в чьи обязанности входило наблюдение за законностью действий новых учреждений. В каждом уезде находился уездный стряпчий.

Для медицинской помощи в каждом уезде состояли доктор и лекарь. Правительство назначало должностных лиц общей и финансовой администрации, а также личный состав палат уголовного и гражданского суда. Состав нижнего земского суда, то есть земский исправник и заседатели, выбирался местным дворянством.

Правительство назначало председателя губернских сословных судов, а заседатели выбирались на три года соответствующими сословиями и утверждались губернатором («буде за ними нет явного порока»).

В уездных и городских судах как заседатели, так и председатели избирались соответствующими сословиями за исключением председателя нижней расправы, так называемого «расправного судьи», которого назначало губернское правление «из чиновных людей».

Итак, дворянство становилось фактическим хозяином уезда и губернии. Служба в бюрократическом аппарате укрепляла его политическую мощь, являясь одновременно дополнительным источником доходов.

Из дворянской среды избирались уездные власти и го­родничие. Дворянство получило особое судоустройство, особую корпоративную организацию в виде так называемых дворянских собраний во главе с выбранными предводителями дворянства.

Вот как описывал современник первые выборы в Тульской губернии: «Собрание было многочисленное. Никогда еще Тула не видела в стенах своих столь великого множества и знатного, и средственного, и мелкого дворянства».

Дворянство имело повод отметить торжество своего сословия.

В 1785 году, через 10 лет после губернской реформы, была издана жалованная грамота дворянству, которая предоставляла ему целый ряд личных прав, «вольностей» и преимуществ. Дворяне освобождались от обязательной службы и личных податей. Они владели своими имениями (включая живших там крестьян) на правах полной собственности и могли также заводить в своих деревнях фабрики и заводы. Дворянин не мог подвергаться телесным наказаниям и без суда не мог быть лишен дворянского достоинства, чести, жизни и имени. А судиться он мог только с равными себе.

Дворянство окончательно оформилось в привилегированное обособленное сословие, имевшее все права и освобожденное от всяких обязанностей.

В 1785 году дворяне массами выходили в отставку и устремлялись в свои поместья. Одновременно с жалованной грамотой дворянству была издана «грамота на права и выгоды городам Российской Империи», содержавшая в себе новое «городовое положение». Все население городов разделялось на 6 разрядов: первый - «настоящие городские обыватели»; второй - купцы, разделившиеся на 3 гильдии (соответственно сумме «объявленного» капитала); третий - ремесленники, входившие в цехи; четвертый - иногородние и иностранные гости; пятый - «именитые граждане» (люди с высшим образованием и крупные капиталисты); шестой - «посадские», жившие промыслами или работою и не входившие в другие группы.

«Общество градское» составляло «общую городскую думу» и выбирало городского голову, а также бургомистров и ратманов для городового магистрата (городского суда). Общая дума выбирала так называемую «шести-гласную городскую думу» (по одному от каждой категории обывателей) для заведования делами городской админи­страции и хозяйства.

Цехи или «ремесленная управа» выбирали в каждом цехе управных старшин, а все ремесленные управы города выбирали ремесленного главу, который должен был представлять в городском управлении интересы городского ремесла.

С.Пушкарев подчеркивает, что, несмотря на заботы Екатерины о развитии и росте «среднего рода людей», городской класс, в России никогда не достигнет ни того благосостояния, ни того социального влияния, которых достигла буржуазия западноевропейских стран. И хотя в течение XVIII века городское население в России значительно возросло и к концу века превышало миллион человек, в общей массе населе­ния это составляло лишь около 4%.

Введение

На данный момент в России происходит реформа местного самоуправления. Это уже не первая реформа в России в этой области. Одной из важнейших реформ местного самоуправления в России произошла в 1775 году и называлась губернской реформой. Территориальное деление в соответствии с этой реформой просуществовало почти без изменений до 1917 года.

После восстания Пугачева назрела необходимость проводить реформы, существующая система управления не позволяла подчинять и управлять страной полностью. В тоже время была необходимость укрепить опору самодержавия, которую Екатерина II в лице дворянства.

Данная тема является актуальной, так как ее результат во многом повлиял на ход российской истории. В ходе губернской реформы были затронуты и другие стороны жизни, такие как организация судов и полиции, приказ общественного призрения - курирующий вопросы устройства школ, богаделен, приютов и т. п.

Целью данной работы является изучение губернской реформы 1775 года, для этого мной были поставлены следующие задачи:

Изучение предпосылок проводимой реформы;

Изучение губернской реформы;

Изучение судебной реформы;

Сделать анализ проведенных реформ.

В ходе работы мной были использованы следующие источники: законодательные акты, принятые в ходе реформ, Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский Россия в XVIII - первой половине XIX века”, Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права, Исаев И.А. История государства и права России.

Губернская и судебная реформа 1775 года.

Перед началом изложения основной темы хотелось бы подчеркнуть что, областное управление было для Екатерины удобной почвой, на которой она могла сеять политические идеи заимствованные ей из либеральных учений европейских публицистов. Притом особые соображения побуждали ее обратить преимущественное внимание на переустройство областного управления.

Восстание Пугачева, повергшее в ужас дворянскую Россию, имело важные последствия для определения дальнейшей внутренней политики Екатерины II. Прежде всего, императрица убедилась в глубоком консерватизме низших слоёв населения империи. Во-вторых, стало ясно, что при всех издержках лишь дворянство могло быть истинной опорой трона. Наконец, в-третьих, восстание наглядно продемонстрировало глубокий кризис общества и, следовательно, невозможность и далее откладывать реформы, которые следовало проводить постепенно, шаг за шагом, путем медленной каждодневной работы. Первым плодом реформы стал один из наиболее значительных законодательных актов екатерининского царствования - «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи».

Опубликование и введение Учреждений в действие ознаменовало начало губернской реформы, основное содержание которой было связано с реорганизацией системы местного управления. Необходимость подобной реформы диктовалась самой логикой развития самодержавного государства, требующей создания строго централизованной и унифицированной системы, при которой каждая клеточка обширной территории и каждый её обитатель находились бы под неусыпным контролем правительства. Эти требования нужно было увязать с сословными интересами, проявившимися в деятельности Уложенной комиссии, и прежде всего с интересами дворянства. При этом Екатерина не забывала и о своих планах образования в государстве третьего сословия.

Также на переустройстве именно областного управления с особенной силой настаивали дворянские депутаты кодификационной комиссии 1767 г. Этими побуждениями и вызвано было обнародованное 7 ноября 1775 г. «Учреждение для управления губернии». Манифест 7 ноября 1775 г., которым сопровождалось обнародование «Учреждения», указывал следующие недостатки существующего областного управления: во-первых, губернии представляли слишком обширные административные округа; во-вторых, эти округа снабжены были слишком недостаточным количеством учреждений со скудным личным составом; в-третьих, в этом управлении смешивались различные ведомства: одно и то же место ведало и администрацию собственно, и финансы, и суд, уголовный и гражданский. На устранение этих недостатков и рассчитаны были новые губернские учреждения. Вместо прежних 20 губерний, существовавших в 1766 г., по "учреждениям о губерниях", к 1795 г. в России появилась уже пятьдесят одна губерния. Прежде губернии делились на провинции, а провинции - на уезды; теперь губернии делились прямо на уезды. Прежде областное деление производилось случайно, почему и выходило так, что, например, Московская губерния имела 2230000 жителей, а Архангельская - только 438000, а между тем численный штат администрации был приблизительно одинаков и в той, и в другой губернии. Границы прежних губерний и областей устанавливались частью по географическим, частью по историческим признакам, или условиям, в основание губернского деления Екатерины принято было исключительно количество населения.

При новом административном разделении, было принято за правило, чтобы в каждой губернии было от 300 до 400 тыс. жителей, а в уезде - от 20 до 30 тыс.. В основу нового деления было, таким образом, положены статистическое данные, при проведении которого в жизнь упускалось из виду, как отмечает Платонов, что управлять теми же 300 -- 400 тыс. душ гораздо труднее, если они разбросаны на больших пространствах. При большей дробности новых административных округов нужно было и более административных центров; поэтому возникло много новых городов, созданных совершенно искусственно.

Изменив областные границы, учреждение о губерниях изменило и устройство областного управления. До 1775 г. главным органом управления в губерниях, провинциях и уездах были губернаторы и воеводы со своими канцеляриями. Земский элемент, введенный в областное управление Петром I., удержался только в городском самоуправлении и исчез из губернского управления, почему местная администрация стала бюрократической. Суд, отделенный при Петре от администрации, вскоре снова слился с нею. Таким образом, бюрократизм и смешение ведомств стали отличительными признаками местного управления. При этом состав администрации был малочислен и администрация была слаба. Эта слабость ясно сказалась во время московского бунта 1771 г., происшедшего под впечатлением чумы. Московские сенаторы (в Москве было два департамента Сената) и прочие власти растерялись при первом же движении народа. Против мятежной толпы, убившей архиепископа Амвросия, не могли собрать и 500 солдат.

Еще сильнее сказалась слабость администрации во время известного пугачевского бунта 1773 - 1774 гг. По случаю турецкой войны у правительства было мало войск, а администрация не могла ни вовремя сдержать крестьянские волнения, ни принять должные меры, чтобы обезопасить не только общество, но и самих себя от всяких случайностей и опасностей. При таких условиях Пугачев под именем Петра III овладел громадными пространствами от Оренбурга до Казани, и борьба с ним обратилась в упорную войну. Только после ряда битв Пугачев был пойман и казнен в 1774 г. Шайки его рассеялись, но волнение утихало не сразу, и Екатерина выработала свои учреждения о губерниях, как уже и указывалось выше, под свежим впечатлением необыкновенного погрома. Она стремилась увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к участию в управлении земские элементы. В этом ее стремления напоминают стремления Петра Великого, но формы екатерининской администрации далеко разошлись с формами петровского времени, да и основания их были мало, в сущности, сходны. См: Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский. “Россия в XVIII - первой половине XIX века”. М. : Мирос, 1994 г стр. 231 Учреждения Екатерины, прежде всего, были гораздо сложнее учреждений Петра. В каждом губернском городе были установлены:

1) Губернское правление - главное губернское учреждение с губернатором во главе. Оно имело административный характер, являлось ревизором всего управления, представляло собой правительственную власть в губернии.

2) Палаты уголовная и гражданская - высшие органы суда в губернии.

3) Палата казенная - орган финансового управления. Все эти учреждения имели коллегиальный характер (губернское правление - лишь по форме, ибо вся власть принадлежала губернатору) и бюрократический состав и ведали все сословия губернии. Также в губернском городе были:

4) Верхний земский суд - судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами.

5) Губернский магистрат - судебное место для лиц городского сословия по искам и тяжбам на них.

6) Верхняя расправа - судебное место для однодворцев и государственных крестьян. Эти суды имели коллегиальный характер, состояли из председателей - коронных судей и заседателей - выборных того сословия, делами которого занималось учреждение. По кругу дел и по составу эти учреждения были, стало быть, сословными, но действовали под руководством коронных чиновников. Также, в губернском городе были:

7) Совестный суд - для полюбовного решения тяжб и для суда над невменяемыми преступниками и непреднамеренными преступлениями и

8) Приказ общественного призрения - для устройства школ, богаделен, приютов и т. п. В обоих этих местах председательствовали коронные чиновники, заседали представители всех сословий и ведались лица всех сословий. Так, не будучи сословными, эти учреждения не были и бюрократическими.

В каждом уездном городе находились:

1) Нижнийземский суд - ведавший уездную полицию и администрацию, состоявший из исправника (капитана-исправника) и заседателей; и тот, и другие избирались из дворян уезда. Исправник считался начальником уезда и был исполнительным органом губернского управления.

2) Уездный суд - для дворян, подчиненный Верхнему земскому суду.

3) Городской магистрат - судебное место для горожан, подчиненное губернскому магистрату (городская полиция была вверена коронному чиновнику - городничему).

4) Нижняя расправа - суд для государственных крестьян, подчиненный верхней расправе. Все эти учреждения по своему составу были коллегиальными и сословными местами (из лиц того сословия, дела которого ведали); только председатель нижней расправы был назначаем от правительства. Кроме перечисленных учреждений следует заметить еще два: для попечения о вдовах и детях дворян была установлена Дворянская Опека (при каждом Верхнем земском суде), а для призрения вдов и сирот горожан - сиротский суд (при каждом городовом магистрате). И в том, и в другом учреждении членами были сословные представители. В Дворянской Опеке председательствовал предводитель дворянства (они стали существовать со времени Екатерининской комиссии), а в сиротском суде - городской голова. Такова была система местных учреждений Екатерины II. Мы видим, что вместо довольно простых форм прежнего времени теперь раскинута в каждой губернии целая сеть учреждений с многочисленным составом, и эта многочисленная администрация сосредоточена в меньших административных округах. При обилии новых учреждений замечаем, что они стараются выдержать модный в XVIII в. принцип разделения ведомств и властей: администрация в них отделена от суда, суд - от финансового управления. Местные общества получили на сословном принципе широкое участие в делах местного управления: и дворянство, и горожане, и даже люди низших классов наполняли своими представителями большинство новых учреждений. Местная администрация приняла вид земского самоуправления, действовавшего, впрочем, в чувствительной зависимости и под контролем немногих правительственных лиц и бюрократических органов. Екатерина думала, что она достигла своих целей: усилила состав администрации, правильно распределила ведомства между органами управления и дала широкое участие земству в новых учреждениях. См: Исаев И.А. История государства и права России. М.: Юрист, 1999.

Местное управление вышло очень систематично и либерально. Оно отвечало до некоторой степени и отвлеченным теориям Екатерины, потому что отразило на себе либеральные учения европейских публицистов, и желаниям сословий, потому что имело несомненную связь с депутатскими желаниями. О самоуправлении говорили в комиссии 1767-1768. Однако, будучи очень систематичны сами по себе, местные учреждения 1775 г. не привели в систему всего государственного управления. Они не затронули форм центрального управления, но имели на него косвенное влияние. Центр тяжести всего управления был перенесен в области, и в центре оставалась лишь обязанность руководства и общего наблюдения. Екатерина сознавала это. Но она не тронула первоначально ничего в центральном управлении, а между тем перемены в нем должны были произойти, потому что Петр именно на петербургские коллегии возложил главную тяжесть управления. Перемены и произошли скоро: за неимением дел, коллегии мало-помалу стали уничтожаться. За водворением стройной системы в местном управлении следовало падение прежней системы в управлении центральном. Оно стало требовать реформы и, пережив окончательное расстройство при императоре Павле, получило ее уже при императоре Александре I (когда учреждены были министерства).

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и дна сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления -- нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя).

Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.

В городах была учреждена должность городничего.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там, в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.

Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система.

Попытки отделить суд от администрации (на губернском уровне) делались еще в работе уложенной комиссии (1769 г.), на одном из заседаний было заявлено: "Лучше будет отделить совсем суд и расправу от государственных дел".

Предполагалось создать четырехзвенную систему судов: уездные судные приказы -- провинциальные судные приказы -- губернские, апелляционные надворные суды или расправные палаты -- Сенат (апелляционная инстанция).

Депутаты предлагали сделать судебное разбирательство гласным и открытым, однако выступили за создание определенно сословных судов. Это стремление сохранить сословную систему и принципы судопроизводства, в конечном счете, препятствовало отделению судебной функции от административной: защитить особый статус и привилегии дворянского сословия можно, было только путем усиления административного вмешательства. Тем не менее, многие предложения сделанные в ходе работы уложенной комиссии, вошли в практику и послужили основанием для реформистских преобразований 1775 г. (в территориальном делении, судебной реформе) и 1784--1786 гг. (реформа коллегий).

Еще в 1769 г. был подготовлен законопроект « О судебных местах», в котором регламентировались начала судебного права "просвещенного абсолютизма".

Предполагалось установить несколько видов судов: духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый, (по купеческим и маклерским делам); военный, придворный (по уголовным делам придворных чинов); специальный (по таможенным делам).

Уголовные, гражданские и полицейские суды предполагалось создать по территориальному принципу -- земские и городские. В городах, кроме того, должны были создаваться цеховые суды.

Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности: уезд -- провинция -- губерния.

Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство гласным.

Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г.

В процессе этой реформы была сформулирована и упроченная судебная система.

1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.

Апелляционной инстанцией для уездных судов стал, верхний земский суд состоявший из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов.

Верхний земский суд состоял из назначенных императором, председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года.

Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города).

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники.

Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян -- по дворянским делам, горожан -- по делам горожан, крестьян -- по крестьянским делам.

Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда -- по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам).

В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе.

К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.

6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы. См: Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

Губернская реформа 1775 года соответствовала требованиям времени. Территориальное деление просуществовало практически без изменений до 1917 года, заметно укрепив управление на местах.

В 1775 г. Екатериной II была проведена реформа местного самоуправления. Её смысл заключался в том, чтобы укрепить государственную власть на местах и взять под строгий контроль всю Российскую империю .

Ранее Россия делилась на губернии, провинции и уезды. Теперь провинции ликвидировались. Количество губерний было увеличе-но с 23 до 50, а численность населения, проживавшего в них, сокра-тилась до 300-400 тыс. человек . Губернии, в свою очередь, делились на 10-15 уездов (до 30 тыс. жителей в каждом). Во главе губернии стоял, как и прежде, губернатор, назначавшийся сверху. Он должен был осуществлять общий надзор за деятельностью всех должност-ных лиц на вверенной ему территории. В его распоряжении нахо-дились войска. Во главе уезда стоял капитан-исправник, выбирав-шийся местным дворянством.

Формировалось губернское правление, контролирующее дея-тельность всех губернских учреждений. Финансами и хозяйствен-ными делами, в том числе сбором податей и налогов, занималась Казённая палата. Школами, больницами, приютами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения (от слова «призреть» — присмотреть, позаботиться) — первое в России государственное учреждение с социальными функциями.

При Екатерине II полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия — свой выборный суд.

Важнейшим новшеством екатерининской реформы было вос-становление выборного начала. Часть губернских учреждений и уездное управление избиралось раз в три года дворянами. Это по-ложение подтверждала «Жалованная грамота дворянству», обнаро-дованная в 1785 г. В городах также вводилось самоуправление. Со-гласно «Жалованной грамоте городам» (1785 г.) раз в три года горо-жане избирали «общую градскую думу», состоящую из городского главы и шести гласных (депутатов).

На этой странице материал по темам:

В связи с тем что в первой половине XVIII века в России резко возросла вероятность крестьянских бунтов, императрицей Екатериной II был предпринят ряд мер по их предотвращению, одним из которых стала губернская реформа 1775 года. Этим шагом она сумела осуществить более четкое деление государства на административные единицы, размер которых зависел от количества налогоплательщиков (податного населения). Среди них наиболее крупными стали губернии.

Предшествующая реформа

Административное преобразование подобного рода не явилось для России чем-то новым, поскольку еще в 1708 году ей предшествовала губернская реформа, проведенная Петром I. Именно она внесла радикальные изменения в жизнь общества. Преследуя ту же цель ‒ осуществление наиболее полного контроля за всем происходящим в стране, государь учредил 8 губерний: Московскую, Казанскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую, Архангелогородскую, Киевскую, а также Ингерманландскую, которая спустя два года была переименована в Санкт-Петербургскую.

Каждую из этих административных единиц возглавляли губернаторы, назначавшиеся царем. Чиновниками столь высокого ранга становились наиболее приближенные к нему лица, в руках которых сосредоточивалась вся военная, гражданская и судебная власть. Кроме того, они же получали право распоряжаться финансами вверенных им губерний. Предоставление столь обширных полномочий налагало на губернаторов и большую ответственность.

Деление территории государства по статистическому принципу

Проведение губернской реформы, начатой Петром I, осуществлялось в несколько этапов и растянулось на длительный срок. Так, по истечении трех лет после ее начала к названным выше губерниям прибавились еще три: Астраханская, Нижегородская и Рижская. Кроме того, в 1715 году были внесены существенные изменения в сам порядок организации местного самоуправления. В частности, было осуществлено деление губерний на более мелкие административные единицы ‒ провинции. Они формировались по статистическому принципу, то есть исходя из количества дворов.

Стараясь еще более упростить механизм управления государством, в 1719 году Петр I разделил провинции на уезды, общее количество которых по стране достигло двух с половиной сотен. Управлять ими он поставил местных воевод. По тем временам этот комплекс мер выглядел новаторским и далеко не всеми членами общества был встречен с одобрением, но перечить государю никто не посмел.

Основная задача екатерининской реформы

Возвращаясь к губернской реформе 1775 года, отметим, что Екатерине II пришлось осуществлять ее на значительно большей территории, чем в свое время Петру I, поскольку за истекшие десятилетия границы России были существенно раздвинуты присоединением к ней новых земель. В результате начатые ею административные преобразования должны были коснуться 23 губерний, разделенных на 66 провинций, состоявших, в свою очередь, из 180 уездов. Суть губернской реформы, начатой в 1775 году, состояла в повышении эффективности управления государством за счет увеличения числа административных центров. Забегая вперед, отметим, что в результате проведенной реформы их стало почти вдвое больше.

В основу проводимых мероприятий был положен документ, разработанный в личной канцелярии императрицы и получивший название «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Им предусматривалось дальнейшее деление государства на отдельные административные единицы, управление которыми осуществлялось в соответствии с общей вертикалью власти.

Предполагавшаяся численность губернских и уездных жителей

Однако формирование губерний и уездов (провинции этой реформой упразднялись) предполагалось производить без учета географических, экономических, национальных или еще каких-любо иных особенностей. В основу был положен лишь сугубо административный принцип, предполагавший максимальную адаптацию бюрократического аппарата к исполнению полицейских и фискальных функций.

При формировании административных единиц учитывалось лишь количество населения, проживавшего на данной территории. Так, согласно принятым нормам в каждой губернии должно было насчитываться 400 тыс. жителей, а в уезде ‒ порядка 30 тыс. Кроме того, предполагалось реформирование прежних органов местного самоуправления, крайне ослабленных мероприятиями, проводившимися во времена царствования Петра II (1728), а также императрицы Елизаветы Петровны (1760).

Управление губерниями

В соответствии с нормами, положенными в основу губернской реформы Екатерины II, самые крупные административные единицы управлялись губернаторами, которые назначались на должность и отстранялись от нее лишь непосредственно императором. Их ближайшими помощниками являлись члены губернского правления ‒ прокурор и два сотника.

Предполагалось также создание казенных палат ‒ структур, в ведении которых находился широкий круг вопросов, связанных с финансами и налогообложением. Кроме них в каждой губернии должны были быть приказы общественного призрения, в ведении которых находились учреждения народного образования и здравоохранения. Контроль же над соблюдением законности на всей подведомственной территории осуществлялся прокурором с двумя предоставленными в его распоряжение стряпчими.

Структура уездной власти

Реформа, предпринятая императрицей Екатериной II, затронула также и административную сторону жизни уездов, для управления которыми местные дворянские собрания должны были избирать земских исправников, в помощь которым придавались два заседателя. Кроме того, в каждом уезде создавались земские суды, являвшиеся коллегиальными органами управления.

В их обязанности, кроме общего наблюдения за порядком в уезде, входило обеспечение контроля над деятельностью полиции. Им же предписывалось осуществление мер по проведению в жизнь решений, принятых вышестоящими органами. Губернской реформой 1775 года предусматривалось также учреждение должности городничего, возглавлявшего административно-полицейскую власть уездных городов.

Кто такие генерал-губернаторы?

Кроме всех перечисленных выше властных структур, указом Екатерины II была введена должность генерал-губернатора. Занимавшие ее чиновники осуществляли управление крупными регионами, включавшими в себя сразу несколько губерний. При отсутствии императора на подконтрольной им территории они получали самые широкие полномочия, вплоть до введения там чрезвычайного положения. Кроме того, во всех необходимых случаях им предоставлялось право напрямую обращаться к нему для получения дополнительных указаний.

Задуманная, но не осуществленная часть губернской реформы

Как явствует из ряда архивных документов, первоначальный замысел Екатерины II несколько отличался от того, что удалось претворить в жизнь. Так, еще в 1769 году членами комиссии, разрабатывавшей основные ее положения, предпринимались попытки вывести суды из подчинения губернских властей. Однако сложности, связанные с необходимостью создания в этом случае громоздкой многоступенчатой структуры, завершавшейся Сенатом как апелляционной инстанцией, заставили их отказаться от задуманного.

Кроме того, изначально суть губернской реформы состояла в учреждении так называемых сословных судов, отдельно формировавшихся для дворян и для всех тех, кто принадлежал к низшим социальным слоям общества. Но в процессе обсуждения среди членов рабочей комиссии нашлись сторонники всеобщего открытого и гласного судопроизводства.

В итоге непреодолимые противоречия между их требованиями помешали выводу судов из-под контроля органов местного самоуправления. Причина заключалась в том, что дворянам для защиты в суде их интересов было необходимо вмешательство администрации, и это прекрасно понимали члены рабочей комиссии. Тем не менее большинство положений разработанной ими губернской реформы было проведено в жизнь и послужило упрочению централизованной власти и государственной стабильности в целом. Особенно это коснулось судопроизводства.

Значение губернской реформы для российской Фемиды

Споры, возникшие между сторонниками демократических судов и хранителями дворянских привилегий, закончились в пользу последних. На основе четкого разделения граждан по социальному признаку в городах империи стали создаваться закрытые дворянские суды. Рассмотрение дел и принятие решений осуществлялись судьей и двумя заседателями, которые избирались местным дворянским собранием сроком на три года.

Кроме того, губернской реформой 1775 года вводились Верхние земские суды, состоявшие из двух департаментов ‒ гражданского и уголовного. На них возлагались функции апелляционных инстанций. Во главе каждого из этих департаментов стоял председатель и его заместитель ‒ два человека, назначенные лично императором. Им предоставлялось право проведения ревизий с целью контроля над деятельностью губернских и уездных судов.

В городах Российской империи были учреждены магистраты, являвшиеся низшими судебными инстанциями. Их состав, включавший в себя двух председателей и двух заседателей, также избирался сроком на три года. Все апелляции по вынесенным ими решениям подлежали рассмотрению в губернских магистратах.

Что же касается крестьян, то их судили в так называемых уездных расправах, состоявших из чиновников, назначенных местными властями. Вынесенные ими решения как по гражданским, так и по уголовным делам в случае необходимости поступали на апелляцию в верхние (губернские) расправы. Высшим же судебным органом России тогда и в последующие годы являлся Сенат.

Итоги реформы 1775 года

Основная цель губернской реформы, заключавшаяся, по мнению исследователей, в упрочении централизованной государственной власти за счет создания более эффективных органов местного самоуправления, а также разделении судебных и исполнительных органов власти, была достигнута. Благодаря ней все сословия граждан Российской империи, за исключением крепостных крестьян, получили возможность принимать более активное участие в управлении на местах.

Кроме того, благодаря реформе, осуществленной Екатериной II, удалось в значительной степени сократить аппарат высшей государственной власти, упразднив почти все коллегии, созданные еще во времена Петра I. Исключение было сделано лишь для трех из них, наиболее важных ‒ Военной, Адмиралтейской и Иностранной. Функции же всех остальных были переданы органам местного самоуправления.

Заключение

Трудно переоценить значение екатерининской губернской реформы. Год ее проведения в жизнь стал переломным моментом в централизации российской государственной власти. По мнению исследователей, разделив территорию страны на отдельные административные единицы, она в значительной степени расширила возможности управления ее многочисленными регионами. Немаловажную роль сыграла в те годы и реорганизация судебной системы, а также создание целого ряда органов, призванных осуществлять полицейские, а при необходимости и карательные функции.

Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали Учреждения для управления губерний Всероссийской империи (1775 г.).

Накануне реформы территория России разделялась на двадцать три губернии, шестьдесят шесть провинций и около ста восьмидесяти уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти.

Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальнымI и полицейским делам.

В основу деления был положен чисто количественный критерий численность населения. На территории губернии проживало около четырехсот тысяч душ, на территории уезда - около тридцати тысяч душ.

Старые территориальные органы после ряда преобразований (изменения в статусе воевод проводились в 1728, 1730 и 1760 гг.) ликвидировались. Упразднялись провинции, как территориальные единицы.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление , в которое входили губернский прокурор и дна сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий . Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник , избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя).

Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.

В городах была учреждена должность городничего.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал- губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там, в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.

Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система.

Попытки отделить суд от администрации (на губернском уровне) делались еще в работе уложенной комиссии (1769 г.), на одном из заседаний было заявлено: "Лучше будет отделить совсем суд и расправу от государственных дел".

Предполагалось создать четырехзвенную систему судов: уездные судные приказы - провинциальные судные приказы - губернские, апелляционные надворные суды или расправные палаты - Сенат (апелляционная инстанция).

Депутаты предлагали сделать судебное разбирательство гласным и открытым, однако выступили за создание определенно сословных судов. Это стремление сохранить сословную систему и принципы судопроизводства, в конечном счете, препятствовало отделению судебной функции от административной: защитить особый статус и привилегии дворянского сословия можно, было только путем усиления административного вмешательства. Тем не менее, многие предложения сделанные в ходе работы уложенной комиссии, вошли в практику и послужили основанием для реформистских преобразований 1775 г. (в территориальном делении, судебной реформе) и 1784-1786 гг. (реформа коллегий).

Еще в 1769 г. был подготовлен законопроект "О судебных местах" , в котором регламентировались начала судебного права "просвещенного абсолютизма".

Предполагалось установить несколько видов судов: духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый , (по купеческим и маклерским делам); военный: придворный (по уголовным делам придворных чинов); специальный (по таможенным делам).

Уголовные, гражданские и полицейские суды предполагалось создать по территориальному принципу - земские и городские. В городах, кроме того, должны были создаваться цеховые суды.

Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности: уезд - провинция - губерния.

Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство гласным.

Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г.

В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.

1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.

Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов.

Верхний земский суд состоял из назначенных императором, председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года.

Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты , состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города).

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе , в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники.

Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян - по дворянским делам, горожан - по делам горожан, крестьян - по крестьянским делам.

Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда - по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам).

В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе.

К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.

6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администра­ции. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанав­ливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором.

Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей).

Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами. Продолжала существовать и действовать вотчинная юстиция.

Система полицейского управления также обсуждалась в процессе работы уложенной комиссии и проект был закончен к 1771 г. Предполагалось создать полицейские органы в городах, как аппарат для охраны "благочиния, покоя и добронравия".

Сфера полицейского воздействия охватывала различные недозволенные поступки и формы городской жизни: нарушение порядка при богослужении, крестном ходе, проявление излишней роскоши, распутство, скорую езду, кулачные бои.

Полиция подвергала цензуре книги и контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, воды, съестных продуктов, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и пр.

В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами.

Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, для соблюдения правил торговли на рынках, соблюдения мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг.

Наконец на полицию возлагались обязанности по контролю за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением.

Материалы, разрабатываемые в комиссии легли в основу "Устава благочиния" 1782 г. По "Учреждению о губернии" 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления: нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками.

С 1779 г. начинается работа над проектом Устава о благочинии , которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на четырнадцать глав, двести семьдесят четыре статьи.

Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень, наказуемых полицией деяний.

Главными источниками Устава стали: "Учреждение о губернии", материалы уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы, и правовые трактаты.

Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния, коллегиальный орган в который входили: полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан ратманы- советники.

Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему "Табели о рангах".

Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении полицейских должностей. Сенат контролировал полицейское управление в столицах.

Главная задача полиции определялась как сохранение порядка, благочиния и добронравия. Полиция наблюдала за исполнением законов и решением местных органов власти, контролировала соблюдение церковных порядков, сохранение общественного спо­койствия. Она наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению "народного здравия", городского хозяйства, торговли и "народного продовольствия".

Полиция пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним собственные решения, осуществляла предварительное следствие и розыск преступников.

Устав вводил должность частного маклера, который контро­лировал наем рабочей силы, условия найма, регистрировал наем. Аналогичная должность учреждалась для контроля за обращением недвижимостей.

По мелким уголовным делам полиция осуществляла суд. В отдельных частях города создавались словесные суды для решения устных жалоб по гражданским делам и для примирительных решений.

"Устав благочиния" перечислял ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полицейских органов.

К этим правонарушениям относились:

1) действия, связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей;

2) действия, направленные против православной веры и богослужения;

3) действия, нарушающие общественный порядок, охраняемый полицией;

4) действия, нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка, недозволенные представления);

5) действия, нарушающие порядок управления или суда (взяточничество);

6) преступления против личности, имущества, порядка и др.

Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передви­жение без паспорта, нарушение правил маклерского посредни­чества, неразрешенное ношение оружия, нарушение таможенных правил и некоторые имущественные преступления.

В большинстве других случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции. По политическим преступлениям полиция следствия не проводила, это была компетенция других органов.

Наказания, применяемые полицией были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом.

"Устав благочиния" фактически сформировал новую отрасль права - полицейское право.

Глава 27


Похожая информация.




Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...