Позиционная мена согласных перед конечным э. Позиционные изменения и позиционная мена согласных звуков в современном русском языке

ПОНЯТИЕ ПОЗИЦИОННОЙ МЕНЫ. ТИПЫ ПОЗИЦИОННОЙ МЕНЫ

ИЗМЕНЕНИЯ ЗВУКОВ В РЕЧЕВОМ ПОТОКЕ

В потоке речи звуки любого языка, включая русского, оказываются в зависимой позиции по отношению друг другу, претерпевая при этом различные модификации, обусловленные позиционными и комбинаторными и изменениями.
Позиционными называются изменения в звучании, которые обусловлены местом (позицией) звука в слове. Позиционные изменения выступают в виде закономерных чередований при различных условиях реализации одной фонемы. Например, в ряду слов пар – пары – паровоз чередующийся ряд представлен следующими звуками: [а]////[ъ], появление которых объясняется качественной редукцией (изменением гласных звуков в безударной позиции). Позиционным процессом области гласных является редукция, в области согласных – оглушение звонкого парного согласного в позиции конца слова.
Комбинаторными изменениями называются изменения в звучании, которые обусловлены взаимодействием звуков друг с другом. В результате такого взаимодействия нередко происходит наслоение артикуляции одного звука на артикуляцию другого (коартикуляция). Различают несколько видов комбинаторных изменений – аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диереза, протеза, эпентеза, метатеза, гаплология, однако не все названные процессы характеризуют литературную форму русского языка. Так, например, метатеза (тубаретка, ралёк), протеза и эпентеза (какава, радиво) чаще встречаются в просторечии, диалектах народной речи.
Закономерные изменения в рамках фонетического слова, диктуемые характером фонетической позиции, называется позиционной меной (позиционным чередованием).
Звуки в потоке речи в зависимости от позиции изменяются качественно и количественно. Качественные изменения приводят к тому, что разные звуки совпадают: например, фонемы lt;аgt; и lt;оgt; в словах вода и пары реализуются в одном звуке [Л]; такой тип чередований называется перекрещивающимся. Изменения, которые не приводят к совпадению разных звуков, относятся к параллельному типы мены. Например, изменяясь в безударной позиции, фонемы lt;иgt; и lt;уgt; тем не менее не совпадут. Н.М. Шанский в своих трудах придерживается иного понимания типов мены и различает позиционную мену и позиционные изменения.

Позиционная мена гласных звуков наблюдается двух типов: (1) параллельного и (2) пересекающегося.

1. Параллельный тип позиционной мены гласных звуков обусловлен двумя процессами - аккомодацией и количественной редукцией. Аккомодация - это приспособление артикуляции гласного непереднего ряда в сильной позиции к артикуляции рядом стоящего мягкого согласного. В результате аккомодации гласный звук изменяет частично зону своего образования, но при этом существенных качественных изменений не происходит, поскольку процесс касается только ударных звуков. Изменения происходят в нескольких позициях: после мягкого (t’a), перед мягкими (at’) и между мягкими (t’at’) согласными. Различают прогрессивную аккомодацию и регрессивную.



Рассмотрим для примера ряды слов с фонемами lt;аgt;, lt;оgt;, lt;уgt;.
lt;аgt; - [спал], [сп’ат], [спат’], [п’ат’] - [а] // [ а ] // [а] // [ а];
lt;о gt; - [вол], [в’ол], [вол’ъ], [т’от’ъ] - [о] // [о] // [о] // [о];
lt;уgt; - [лук], [л’ук], [лук’ь], на [л’ук’ь] - [у] // [ у] // [у ] // [у].
В приведенных рядах совпадений в звучании не наблюдается.
Вторая причина, приводящая к параллельному типу - количественная редукция. Количественной редукции подвергаются гласные верхнего подъема.
При количественной редукции изменяется только сила и длительность безударного звука, качественные характеристики не меняются и в рядах чередований также не встретятся одинаковые звуки: [у]чит - на[у]чить - вы[у]чен; [и]гры - на[и]грать - вы[и]грать.

2. Пересекающийся тип позиционной мены гласных связан с качественной редукцией фонем lt;аgt;, lt;оgt;, lt;э gt;. В безударном позиции все гласные произносятся без особого напряжения голосовых связок. При описании гласных неверхнего подъема следует учитывать две основные позиции: а) позиция первого предударного слога и абсолютного начала слова; б) позиция второго, третьего предударного и всех заударных слогов. При этом следует учитывать, что на качество гласного звука влияет твердость/мягкость предшествующего согласного звука.

Гласные фонемы lt;аgt;, lt;оgt; после твердых согласных в первой позиции не различаются и реализуются в звуке [Л]: вода - в [Л]да, сады - с[Л]ды, поток - п[Л]ток. Во второй позиции после твердых согласных фонемы lt;agt;, lt;ogt; реализуются в кратком редуцированном звуке [ъ], близком артикуляци- онно и акустически звуку [ы]: водовоз - в[ъ]довоз, садовод - с[ъ]довод.
После мягких согласных фонемы lt;аgt;, lt;оgt;, lt;эgt; реализуются в первом предударном слоге в звуке среднем между [и] и [э] - [иэ]: п[иэ]так, л[иэ]сок, б[иэ]да, м[иэ]сной. Во второй позиции на месте фонем lt;аgt;, lt;оgt;, lt;эgt; произносится звук краткий редуцированный [ь]: пятачок - п[ь]тачок, лесоруб - л[ь]соруб.


В потоке речи звуки любого языка, включая русского, оказываются в зависимой позиции по отношению друг другу, претерпевая при этом различные модификации, обусловленные позиционными и комбинаторными и изменениями.
Позиционными называются изменения в звучании, которые обусловлены местом (позицией) звука в слове. Позиционные изменения выступают в виде закономерных чередований при различных условиях реализации одной фонемы. Например, в ряду слов пар - пары - паровоз чередующийся ряд представлен следующими звуками: [а]////[ъ], появление которых объясняется качественной редукцией (изменением гласных звуков в безударной позиции). Позиционным процессом области гласных является редукция, в области согласных - оглушение звонкого парного согласного в позиции конца слова.
Комбинаторными изменениями называются изменения в звучании, которые обусловлены взаимодействием звуков друг с другом. В результате такого взаимодействия нередко происходит наслоение артикуляции одного звука на артикуляцию другого (коартикуляция). Различают несколько видов комбинаторных изменений - аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диереза, протеза, эпентеза, метатеза, гаплология, однако не все названные процессы характеризуют литературную форму русского языка. Так, например, метатеза (тубаретка, ралёк), протеза и эпентеза (какава, радиво) чаще встречаются в просторечии, диалектах народной речи.
Закономерные изменения в рамках фонетического слова, диктуемые характером фонетической позиции, называется позиционной меной (позиционным чередованием).
Звуки в потоке речи в зависимости от позиции изменяются качественно и количественно. Качественные изменения приводят к тому, что разные звуки совпадают: например, фонемы lt;аgt; и lt;оgt; в словах вода и пары реализуются в одном звуке [Л]; такой тип чередований называется перекрещивающимся. Изменения, которые не приводят к совпадению разных звуков, относятся к параллельному типы мены. Например, изменяясь в безударной позиции, фонемы lt;иgt; и lt;уgt; тем не менее не совпадут. Н.М. Шанский в своих трудах придерживается иного понимания типов мены и различает позиционную мену и позиционные изменения.

Еще по теме Понятие позиционной мены. Типы позиционной мены:

  1. 134. Подлежит ли договор мены государственной регистрации в случаях, когда объектом мены выступает недвижимость?

Позиционной меной согласных называется закономерные изменения звуков, обусловленных их позицией, то есть положением относительно других звуков и местом в слове.

Мена глухих и звонких согласных

Оглушение – шумные звонкие согласные меняются на парные глухие:

  • на конце слова: гру[б]ый – гру[п], здоро[в]ый – здоро[ф], ми[г]ом – ми[к], са[д]ы – са[т], но[ж]и – но[ш];
  • перед шумными глухими: бече[в]а – бечё[ф]ка, ло[д]очка – ло[т]ка, кру[ж]ечка – кру[ш]ка, ска[з]очка – ска[с]ка.

Озвончение – шумные глухие согласные меняются на парные звонкие:

  • перед шумными звонкими (кроме [в]): про[с"]ить – про[з"]ба, [с]тыть – [з]дать, моло[т"]тить – моло[д"]ба, [к]_лесу – [г]_берегу.

Перед [в] мены не происходит: [с]видетель – [з]вон, [с]ват – [з]вать.

Мена твёрдых и мягких согласных

Смягчение - позиционная мена твёрдых согласных на мягкие в положении перед мягким согласным: бли[н] – бли[н"]чик, же[н]ский – же[н"]щина, о[д]на – о[д"]ни, рабо[т]а – рабо[т"]ник, ка[з]на – в ка[з"]не, сви[с]т – сви[с"]теть.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ № 3 (10-11)

Тема: Принципы транскрибирования. Порядок фонетического анализа слова.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: знаки транскрипции, основные принципы транскрибирования, порядок разбора слова, особенности фонетического разбора слова в начальной школе.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: транскрибировать отдельные слова и отрывки текста с учетом действия фонетических законов, производить фонетический разбор слов на уровне ВУЗа и начальной школы, уметь объянять отличия в порядке разбора и их причины, опираясь на программу начальной школы по русскому языку.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 2 часа

план

1. Принципы транскрибирования.

2. Порядок фонетического анализа слова.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Земский, А.М., Крючков, С. Е., Светлаев, М.В. Русский язык. В 2-х ч. [Текст]: учебник. – М.: Просвещение, 1986. – ч.1., С. 3- 12.

2. Валгина, Н.С. , Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык [Текст]: учебник / Под редакцией Валгиной Натальи Сергеевны. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Логос, 2002, 528 с.

3. Программа для общеобразовательных учебных заведений 1-4 классы. Русский язык/ сост. ЛапшинаИ.М. и др.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Электронное пособие по русскому языку. [Текст]: пособие/ сост. Чечилова Г.З. – тема № 1.

2. Щерба, Л.В. Современный русский литературный язык. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.ruthenia.ru/apr/textes/sherba/sherba5.htm.

3. Взаимосвязь языка и культуры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://zinki.ru/book/lingvokulturologiya/vzaimosvyaz-yazyka-i-kultury/

4. Воронцов, А.В. Русский язык в современном мире. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-yazyk-v-sovremennom-mire

1. Законспектировать и изучить материал об основных принципах транскрипции (карточка – приложение к практическому занятию №1 «Правила транскрибции».)

2. Законспектировать §§ 61 (Земский, А.М., Крючков, С. Е., Светлаев, М.В. Русский язык. В 2-х ч. [Текст]: учебник. – М.: Просвещение, 1986. – ч.1.).

3. Перенести в рабочую тетрадь схему фонетического разбора для ВУЗа и для начальной школы, подготовить сообщение об отличиях в схеме разбора и их причинах.

Вопросы для самопроверки

1. Основные знаки транскрипции

2. Основные правила транскрибирования

3. Порядок фонетического разбора слова.

Форма контроля

Устные ответы, выполнение тестовых заданий

Тест №1

2. В каком слове произносится звук [т]?

o простите

В каком слове букв больше, чем звуков?

o праздник

o котлета

В каком слове количество звуков и букв совпадает?

В каком слове букв меньше, чем звуков?

o попугайчик

o приходишь

Тест №2

1. В каком слове произносится звук [о´]?

o колбаса

o под деревом

2. В каком слове произносится звук [с]?

o морозец

3. В каком слове произносится звук [п"]?

o наступить

o половина

o голубки

4. В каком слове произносится звук [з]?

o грузчик

o разжать

o сговориться

o мерзкий

5. В каком слове произносится звук [й"]?

o спрятаться

o дедушка

Тест №3

1. В каком слове произносится звук [а´]?

o тянучка

o счастливый

o телевизор

o удивиться

o течение

В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

o всмятку

В каком слове твёрдый глухой шипящий согласный?

В каком слове твёрдый звонкий шипящий согласный?

o междометие

Тест №4

В каком слове все согласные мягкие?

В каком слове все согласные твёрдые?

o деревья

o дровосек

o дровяной

В каком слове все согласные глухие?

В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?

o бабушка

В каком слове при произношении происходит озвончение согласного?

o экватор

o экзотика

o эстакада

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ

Приложение к практическому занятию №1

ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА

Начальная школа

1. Запишите слово.

2. Поставьте ударение.

3. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.

4. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.

5. Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.

6. Опишите звуки:

o Гласный, ударный или безударный.

o Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.

7. Сосчитайте и запишите количество звуков.

8. Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).

Примеры

Порядок разбора (для ВУЗов)

1. Запиши слово, обозначая деление на слоги, сосчитай количество слогов.

2. Определи ударный слог, поставь ударение.

3. Запиши слово в столбик буквами и транскрипцией. Обрати внимание на соотношение букв и звуков. Подсчитай количество букв и звуков. Запиши эти данные.

4. Дай характеристику звукам: гласным и согласным.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ № 4 (14)

тема: Особенности произношения гласных и согласных звуков в русском литературном языке.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: нормы орфоэпии по отношению к гласным и согласным звукам; влияние фонетических законов на их произношение.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: правильно произносить млова и связные тексты на русском языке; соблюдать орфоэпические нормы; пользоваться орфоэпическим словарем.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 1 час

план

1. Особенности произношения гласных звуков в русском литературном языке.

2. Особенности произношения согласных звуков в русском литературном языке.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Земский, А.М., Крючков, С. Е., Светлаев, М.В. Русский язык. В 2-х ч. [Текст]: учебник. – М.: Просвещение, 1986. – ч.1.

2. Электронное пособие по русскому языку. [Текст]: пособие/ сост. Чечилова Г.З. – тема № 1.

3. Орфоэпический словарь русского языка / под. ред Аванесова А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://dazor.info/lingvistika/avanesov-pdf-a.htm

4. Словарь трудностей русского языка / под ред. Розенталя Д. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://dazor.narod.ru/russkie/slovari/trudnostej/slovar-trudnostej_0001.htm

1. Сильные и слабые позиции согласных по звонкости-глухости.

Сильные и слабые позиции согласных звуков разнообразны. Различают сильные и слабые позиции согласных
по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
Сильной позицией согласных по звонкости-глухости является та позиция, которая не оглушает и не озвончает звуки – перед гласными и сонорными, и звуками [в], [в`], а также у звонких перед звонкими, а у глухих перед глухими: подбирать [пъдбират`], слон [слон].
Слабая позиция по звонкости-глухости - в абсолютном конце слова: дуб - [дуп], зуб - [зуп], лов - [лоф], а также у глухих перед звонкими (кроме сонорных и в) и у звонких перед глухими: снег [сн`эк].
Абсолютно сильная позиция бывает у согласных при совпадении сильных по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.
Абсолютно слабая позиция бывает у согласных при совпадении слабых по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.

Слабые позиции по глухости / звонкости:
1) на конце слова: ко[с] от коза и коса;
2) перед шумным глухим: ло[т]ка, но ло[д]очка;
3) перед шумным звонким: [з]дать, но [с]верить.

Сильные позиции по глухости / звонкости:
1) перед гласным: [г]од, [к]от;
2) перед сонорными согласными: [c]лой, [з]лой;
3) перед [в], [в]: [т]вой, [д]вое.

2. Позиционная мена и изменения звонких и глухих согласных.

Позиционная мена для согласных звуков находит отражение в следующих звуковых законах:
1. Фонетический закон конца слова : шумный звонкий на конце слова оглушается. Такое произношение приводит в образованию омофонов: порог [ п/\ро´к] – порок [п/\ро´к]; молот [мо´лът] – молод [мо´лът]. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласных оглушаются: груздь [гру´с´т´] – грусть [гру´с´т´], подъезд [п/\дjэ´ст] – подъест [п/\дjэ´ст].
2. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Ассимиляция - это уподобление одного звука другому. В современном русском литературном языке ассимиляция имеет регрессивный характер, то есть предыдущий звук уподобляется последующему: глухой перед звонким парным становится звонким: к деду [гд´э´ду], парный звонкий перед глухим становится глухим: ложка [ло´шкъ]. Заметим, что озвончение глухого перед звонким встречается реже, чем оглушение звонкого перед глухим. В результате ассимиляции создаются омофоны: дужка [ду´шкъ] - душка [д´шкъ], везти [в´ и э с´т´и´] – вести [ в´ и э с´т´и´].
Ассимиляция происходит:
1.На стыке морфем: сделал [з´д´э´лъл],
2.На стыке предлога со словом: с делом [з´д´э´лъм],
3.На стыке слова с частицей (постфиксом): год-то [го´ттъ],
4.На стыке знаменательных слов, произнесенных без паузы: раз пять [расп´ат´].

Все парные по мягкости смягчаются: перед гласными переднего ряда: [б´э´лый], [х´и´трый], [в´и э сна´].

Ассимиляция по месту образования

Ассимиляция зубных перед шипящими [ж], [ш], [ч´, [ш´] и заключается в полном уподоблении зубных [з] и [с]:
1. На стыке морфем: сшить [шы´т´], разжать [р/\ ЖА ´т´], счет [шо´т], с шаром [ ША ´ръм], без жара [б´ и э ЖА ´ръ];
2. Внутри корня: позже [по´ЖЪ ], езжу ,
3. Зубные [д], [т], находясь перед [ч], [ц], уподобляются последним: отчет .
4.Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога
или приставки со следующим словом, на стыке корня и суффикса сокращаются до двух: с ссылки [ссы´лк´и].

Ассимиляции согласных по мягкости-твердости. Перед мягкими согласными обычно смягчаются зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф] : [в´ и э з´д´э´], [с´н´э´ к], [гро´с´т´], [ус´п´э´х], [м´э´с´т´].
Однако ассимиляция по мягкости происходит непоследовательно. Так, зубные [з], [с], [н], [д], [т] перед мягкими зубными и [ч´], [ш´] смягчаются в корнях: [з´д´э´с´], [с´т´э´п´]; зубные перед мягкими губными могут смягчаться в корнях и на стыке приставки и корня: [с´в´э´т], [м´ и э д´в´э´т´], [из´м´а´т´]. Однако иногда в одной и той же позиции согласный может произноситься и мягко, и твердо: [в/\з´н´и´к] - [в/\зн´и´к]. Не смягчаются перед мягкими согласными заднеязычные и [л].
Поскольку ассимиляция по мягкости не имеет характера закона, можно говорить не о позиционной мене, а о позиционных изменениях согласных по мягкости.
Парные по твердости мягкие согласные могут подвергаться ассимиляции по твердости. Позиционные изменения по твердости наблюдаются на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: [с´л´э´сър´], но [с´л´ и э са´рный]. Перед губным [б] ассимиляция не происходит: [про´з´бъ].
Ассимиляции по твердости не подвергается [л´]: [н/\по´л´ный].

3. Позиционная мена согласных с нулем звука.

Другими словами - нейтрализация фонемы, представленной согласным нулем, и отсутствия фонемы. Здесь есть несколько случаев.

1.Сочетание фонем (стн) и (здн) реализуется звукосочетанием [сн], [зн]: честен - честный - че [сн] ый, звезда - звё [зн] ый.

Сравним: че[сн]ый и те[сн]ый; слышим в обоих случаях [сн], но в сильной позиции (не между [с...н]) есть различие: честен, но тесен. Значит, в словах че(стн)ый и те(сн)ый фонемосочетания (стн) и (сн) совпали по звучанию; фонема (т), реализованная в позиции между [с...н] нулем, совпала с отсутствием фонемы!
Эти чередования хорошо отражают рифмы (из стихотворений Н. А. Некрасова; рифма у поэта точная): известных - чудесных, бесстрастна - прекрасна, честный - тесный, несчастной - безгласной, самовластно- прекрасна, прелестней - песней, ненастный - ясный.
Замечания требует слово бездна. Это, собственно, не одно, а два слова. 1) Бездна - много. Слово бытовой речи: У меня бездна всяких дел. Произносится: [б’эзнъ]. Вряд ли можно говорить, что здесь фонема (д) представлена нулем согласного, так как связь с сочетанием без дна в настоящее время у этого слова бездна отсутствует.

Другое подобное же чередование: сочетание (нтк) реализуется звуком [нк]: студе[нк]а, лабора[нк]а. Такое чередование является позиционным (т. е. представлено во всех словах с фонемосочетанием (нтк)) лишь у некоторых лиц, владеющих литературным языком, преимущественно старшего поколения.

Такие слова, как стройка, строю, строй, строящийся или трамвай, трамваю, трамвайный; или свой, своя, свое... явно имеют корни, оканчивающиеся фонемой (j); она реализуется неслоговым гласным [и]. Но в словах строить, строитель, строишь; трамваи; свои никакого йота не слышно. Это потому, что фонема (j) в позиции после гласного перед [и] представлена нулем: свои - [свай] = (cBojft).

В словах могут быть сочетания двух одинаковых фонем, например(нн): ванна - [ван:ъ] = (ванна);

Такие сочетания реализуются долгими, «двойными» согласными (они не обязательно в два раза длиннее кратких, обычных [н]). Но долгие согласные возможны только между гласными, один из которых (предшествующий или последующий) является ударным. Когда же такое сочетание двух одинаковых фонем, например (нн), попадает в соседство с согласным, то вместо долгого звучит краткий: финны (с [н:]) - финский (с [н]); манная крупа - манка, тонна - двухтонка и т. д. Здесь даны примеры, где чередование
отражено в орфографии, но оно существует и там, где орфография не отмечает этого чередования: ветер в два ба[л:]а - двухбалльный (с обычным кратким [л’]). ;
Следовательно, в позиции «рядом с согласным» \ сочетание фонем типа (нн), (лл) и т.д. представлено кратким согласным; одна из фонем реализована нулем.
Нередко, говоря о позиционных чередованиях, употребляют глаголы подчеркнуто процессуальные: «ударный гласный [о] без ударения переходит в [а]», «звук [з] на конце слова превращается в [с]» и т. д. На самом деле налицо синхронные отношения, а не процессы. Правильные формулировки такие: [о] ударный в безударных позициях меняется на гласный [а]; звонкий согласный [з] чередуется с глухим согласным [с].

1. Сильные и слабые позиции гласных фонем.
Если звук произносится и слышится отчетливо, может явиться смыслоразличительным, то он находится в
сильной позиции. Сильной позицией для гласных фонем является положение их под ударением.
Гласные под ударением подвергаются воздействию предшествующих и последующих согласных, и потому
сильные гласные фонемы выступают в разных своих аллофонах. Такое воздействие выражается в различного
рода передвижках гласных по зоне образования или в приобретении гласным напряженности, закрытого
характера
Сильная позиция та , в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в
своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в
ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.
Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения.
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под
ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией
. Благодаря редукции в слабой
позиции различается меньше гласных, чем в сильной.
Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат
одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении
после твёрдых согласных.
под ударением: [дом] – [дам] - [о] ≠ [а].
без ударения: [дама´] -дома´- [дала´] -дала´ – [а] = [а].
Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат
одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении
после мягких согласных.
под ударением: [м’эч’] - [м’ач’] – [э] ≠[a].
без ударения: [м’ич’о´м]- мечо´м - [м’ич’о´м]- мячо´м - [и] = [и].
А как же гласные [и], [ы], [у]? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только
количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для
всех гласных, безударное положение для них - это слабая позиция.

2. Позиционная мена и изменения гласных

Позиционная мена - мена звуковых единиц, определяемая синтагматическими законами
сочетаемости звуков. Позиционная мена касается качества звуков.

Для гласных [а], [о], [э] позиционная мена зависит прежде всего от позиции гласного по отношению к
ударению (значком t обозначен любой твердый согласный, t´ - любой мягкий согласный):
- [а´]: мал [ма´л] - : малыш [м /\лы´ш] – [ъ]: малышок [мълышо´к];
– [´a´]: пять [п´a´т´] – [и
э]: пяти [п´ иэ т´и] - [ь]: пятачок [п´ьт/\ч´о´к];
- [о´]: поле [по´ль] - : поля [п/\ла´] – [ъ]: полевой [пъли
эво´й];
- [´о´]: тёплый [т´о´плый] - [и
э]: тепло [т´иэ пло
´] –[ь]: теплота [т´ ь пл/\та´];
- [тэ´]: жесть [жэ´с´т´] – [ыэ]: жестянщик [ж ыэ с´т´а
´н´ ш ´ик] - ъ]: жестяной [жъс´т´ и
эно´й];
- [´э´]: тема [т´э´мъ] – [и
э]: тематика [т´иэма
´т´икъ] – [ь]: тематический [т´ьма´т´и´ч´ьск´ий].Позиционная мена обусловлена не акустической или артикуляционной природой звука, а только законами данного языка: приведенные выше примеры показывают, что различные по артикуляции и
акустическим свойствам звуки [а], [о], [э] являются чередующимися.
Гласные [и], [ы], [у] в зависимости от положения к ударению не меняют своего качества, а изменяются только количественно, то есть позиционной мены не происходит, наблюдаются позиционные изменения.

Позиционные изменения не носят характера закона, они имеют характер процесса. Позиционные изменения могут осуществляться, или не осуществляться, или осуществляться по-разному у разных носителей языка. Они могут быть относительно устойчивыми и последовательными, но это только изменения, но не мена.

Позиционные изменения гласных звуков в русском литературном языке связаны с воздействием на них
соседних - предшествующих и последующих – согласных, прежде всего – твердых и мягких. Особенно
отчетливо видно воздействие в ударном слоге. Различают 8 позиций:
1. В абсолютном начале слова перед твердым согласным: алый [а´лый], ива [и´въ];
2. В абсолютном начале слова перед мягким согласным: аленький [а´л´ьн´к´ий], иве [и´в´ь];
3. После твердых согласных перед твердыми согласными: бал [ба´л], дуб [ду´п];
4. После мягких согласных перед мягкими: бил [б´и´л], люк [л´у´к];
5. После твердых согласных перед мягкими: быль [бы´л´], суть [су´т´];
6. После мягких согласных перед мягкими: били [б´и´л´и], лютик [л´у´т´ик];
7. В абсолютном конце после твердого: рабы [рабы´], к лесу [кл´э´су];
8. В абсолютном конце после мягкого: вели [в´и
эл´и´], горю [г/\р´у´].
В позициях после мягких согласных гласные передвигаются вперед в начале своего образования. Это нетрудно заметить, сравнив слова мал и мял. В транскрипции место продвижения гласного вперед обозначается значком ·, который ставится в месте продвижения звука: [ма´л] – [м´·а´л]; перед мягкими происходит продвижение вперед в конце образования гласного (сравни: [да´л] – [да·´л´]; между мягкими
согласными гласный передвигается вперед на всем своем протяжении (сравни: [па´т] – [п´·а·´т´]).



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...