Теоретические методы психологического исследования. Методы изучения психики

Каждый поступок или действие человека спровоцировано каким-либо мотивом. И совсем неважно – осознанно или на уровне подсознания это происходит. Для того чтобы понимать себя и других людей, необходимо научиться определять: какой мотив поведения в определенный момент руководит человеком. Рассмотрим некоторые понятия и примеры к ним.

Мотивы могут быть действующими или потенциальными

В каждый конкретный период жизни человека одни мотивы являются актуальными (действующими) и влияют на поведение и действия человека, другие – потенциальными (могут актуализироваться под воздействием каких-либо обстоятельств). Пример: начальник пообещал повышение в должности подчиненному за работу, выполненную досрочно. У сотрудника мотив престижности из потенциального перешел в актуальный. В данной ситуации изменение мотивации привело к увеличению производительности труда.

Общая типология мотивов

Идентификация себя с другим человеком

Суть этого мотива — в стремлении быть похожим на своего кумира. Кумиром может быть любая авторитетная личность: родственник, наставник, поп-идол и так далее. Этот мотив особенно актуален у подростков, вступающих в жизнь. Желание во всем подражать кумиру приводит к стремлению изменяться и развиваться. Мотив идентификации помогает вхождению молодого человека в социум. Но здесь кроется и отрицательный момент. «Не сотвори себе кумира» — беря в пример конкретного человека, подросток хочет перенять у него все качества, в том числе и отрицательные. Например: взяв за образец личность рок-певца, молодой человек стремиться копировать и негатив, связанный с внешним образом жизни данного человека – алкоголь, наркотики (возможно в реальной жизни являющихся лишь отрицательным имиджем).

Самоутверждение

Один из наиболее позитивных мотивов в жизни человека. Ведь именно благодаря желанию самоутвердиться мы стараемся стать лучше, достичь каких-то целей в жизни. Это, своего рода, двигатель развития: стремление человека к повышению своего формального и неформального статуса ведет к получению новых знаний, совершенствованию имеющихся навыков и приобретению новых. Пример: спортсмен стремится победить в соревнованиях с мыслью: «Я должен быть лучше всех!». Мотив самоутверждения в этом случае выходит на первый план.

Власть

Это движущая сила развития человечества. С первобытных времен у людей проявлялось стремление главенствовать над какой-то группой лиц: побуждать их к действиям, контролировать поступки и мысли. В иерархии мотивов человеческого поведения желание власти занимает одно из лидирующих мест. На пути к достижению власти человек может преодолеть множество препятствий. Если данный мотив является главенствующим в поведении человека, то социальные мотивы отходят на второй план. Такой лидер, добившись власти, может нанести урон делу, и стать тормозом развития. Например, рядовой сотрудник предприятия, движимый данным мотивом, получив руководящую должность, забывает о целях функционирования своей организации, он занят лишь удержанием приобретенной власти, в результате страдает доходность дела.

Процессуально-содержательный

Этот мотив основан на заинтересованности индивидуума в процессе деятельности и ее результате. Воздействие других побуждений (самоутверждение, власть и пр.) могут усилить мотивацию, но не быть решающими, поэтому они внешние по отношению к основному. Пример: человек занимается спортом, достигает положительных результатов – ему доставляет удовольствие процесс и содержание собственной деятельности – налицо актуализация процессуально-содержательного мотива. Прочие же мотивы (материальные стимулы, самоутверждение) являются внешними, но не решающими. Иначе говоря, смысл деятельности есть сама деятельность.

Взаимное влияние внешних и процессуальных мотивов

Если мотивационные факторы находятся вне сферы деятельности, то они являются внешними (экстринсивными). К таковым можно отнести:

  • — чувство долга, ответственность перед обществом или конкретным человеком;
  • — стремление к одобрению других людей;
  • — желание повышения своего социального статуса;
  • — самоусовершенствование и прочие.

Если в какой-либо ситуации отсутствуют процессуально-содержательные мотивы, то в дело вступает внешняя мотивация. Например, студент обучается в институте, но не заинтересован в процессе обучения (отсутствие содержательных мотивов), зато присутствует желание получить диплом, устроиться на престижную работу (внешняя мотивация). Но, стоит заметить, если внешние факторы не будут подкрепляться интересом к процессу деятельности, то максимального результата достичь не удастся. Студент сможет получить диплом и устроиться на работу, но топовую должность ему не занять.

Мотив саморазвития

Каждому человеку свойственно стремление к саморазвитию в той или иной степени. Данный мотив актуализируется не всегда, часто он заглушается другими мотивами. Вокруг нас множество инертных людей, которые живут подобно растениям, удовлетворяя лишь функции своего жизнеобеспечения. Часто чтобы актуализировать стремление к саморазвитию, увеличить мотивацию к деятельности, необходим толчок. Об этом необходимо помнить людям-наставникам (тренерам, менеджерам, преподавателям), которые заинтересованы в успехах своих подопечных.

Человек устроен так, что при движении вперед у него возникают опасения различного плана, то есть срабатывает инстинкт самосохранения, который пытается уберечь человека от возможных неприятностей. Но без их преодоления не бывает и движения. «Через тернии – к звездам».

Мотив достижения

Достижение поставленных целей – сильный мотивирующий момент в любом виде деятельности. У человека может быть неодинаковый уровень мотивации достижения по отношению к разным целям. Например, начинающий спортсмен хочет выиграть областные соревнования и победить на олимпийских играх. Максимальный уровень мотива достижения в данном случае будет направлен на победу в соревнования местного масштаба, и лишь средний уровень – на победу более высокого уровня.

Ученые выявили несколько факторов, влияющих на уровень мотивации:

  • — значимость цели;
  • — субъективная оценка возможности достижения цели;
  • — надежда на успех.

Рассмотренный выше пример наглядно демонстрирует эти факторы: спортсмен реально оценивает свои возможности на успех в достижении обоих целей, выбирает более реальную и мотивирует себя на ее реализацию.

Общественно-значимые мотивы (просоциальные)

Человек живет в обществе, трудится в коллективе. При актуализации просоциальных мотивов у него особо развиты чувство долга, ответственности перед другими индивидуумами социума. Конечно, не у всех одинаково. Но в той или иной мере это присуще всем людям. «Жить в обществе и быть оторванным от него — нельзя». Личностей, у которых совсем не актуализирован данный мотив, называют асоциальными.

Для успешной деятельности в коллективе (на производстве, в спортивной команде и т.д.) необходимо акцентировать внимание на просоциальной мотивации. Это сплотит коллектив и даст положительные результаты.

Политик, у которого данный вид мотивации достаточно силен, будет не на словах, а на деле болеть за свою страну, и сделает все возможное для ее процветания. Было бы совсем неплохо, чтобы перед тем, как баллотироваться в высшие органы государственной власти, чиновники проходили бы обязательную проверку у психолога на выявление степени просоциальной мотивации. Данный вид проверки помог бы на корню задушить коррупцию в нашей стране.

Мотив аффилиации

В переводе с английского – присоединение. То есть смысл данного мотива – общение ради общения. Это подразумевает получение радости и удовлетворения от отношений с другими людьми. Поиск любви – это своего рода актуализация мотива аффилиации.

Негативная мотивация

Это побуждение к деятельности страхом наказания. Мотив сильный, но кратковременный: действует лишь под действием неотвратимости негативного воздействия. Например, обучение ребенка в школе под страхом наказания за плохие отметки со стороны родителей. Мотивация действует до тех пор, пока человек уверен в неизбежности наказания. Стоит ослабить контроль – и чадо вновь становится стабильным двоечником.

Формы возможного воздействия, которые способны актуализировать негативную мотивацию:

  • — наказание словом (осуждение, выговор);
  • — материальные санкции (штрафы и пр.);
  • — общественная изоляция (игнорирование, бойкот, пренебрежение и пр.);
  • — физическое воздействие;
  • — лишение свободы.

Поведенческие мотивы в жизни человека

В разные временные интервалы жизни человека на его поведение оказывают влияние разные мотивы. То есть одни актуализируются, другие становятся потенциальными и наоборот. Пример: допустим, в начальной школе ребенок обучается под воздействием негативной мотивации (наказание), с возрастом мотивация меняется – молодому человеку становится интересно получение новых знаний, задействуется мотивация саморазвития. Но все же основной набор мотивов, который заложен с детства и получает развитие в юности, остается на всю жизнь. Поэтому трудно переоценить роль родителей, педагогов, наставников в процессе формирования человеческой личности.

Деятельность человека обычно зависит от нескольких мотивов. И чем больше актуализированных мотивов, тем выше мотивация человека на достижение результата. Пример: два физически одинаково подготовленных спортсмена, одна цель (завоевание призового места). У первого мотивация — достижение цели и получение материальной выгоды (призовой фонд). Мотивация же второго – кроме двух описанных мотивов есть еще и ответственность перед командой, самоутверждение, стремление быть похожим на кумира-чемпиона. В конкретном случае – это практически 100-процентная победа второго спортсмена. Вывод: задействовав дополнительные мотивы, можно повысить общий уровень мотивации.

Итак, общие закономерности повышения мотивации:

  • — умножение числа мотивов, побуждающих к деятельности;
  • — создание актуализирующих факторов для конкретной ситуации;
  • — увеличение побуждающей силы каждого из мотивов.

Вышеперечисленные закономерности имеют место быть как в ситуациях работы менеджера с подчиненными, тренера со спортсменами, педагога с учениками, так и в ситуации саморегулирования. Человек самостоятельно и сознательно может повысить свою мотивацию для достижения определенной цели. Научившись манипулировать мотивационными факторами, абсолютно каждый человек сможет добиться огромных успехов в любом виде деятельности.

Когда человек испытывает прилив сил, готовность действовать, сделать все, что потребуется для достижения своей цели, это называется мотивом поведения. У каждого человека есть своя система мотивов, которую он формирует сам, под влиянием социального окружения, а также воспитания. В процессе реализации своих мотивов совершается деятельность, которая направляется на то, чтобы эти мотивы реализовать.

Абсолютно любое действие читателя сайта психологической помощи сайт определяется его . Одно дело, когда человек понимает свои мотивы, поэтому может их менять, если он считает их неугодными, либо контролировать свое поведение, если реализацию мотивов лучше отложить. Другое дело, когда человек не то, что не контролирует своих мотивов, так еще и не замечает, как совершает действия, на которые они его побуждают. Тогда он обычно сначала действует, а потом сокрушается на счет неправильности своего поведения.

Абсолютно любое действие имеет мотив. Человек просто может его не осознавать или не признавать в себе, поскольку не все мотивы являются социально приемлемыми, однако желанными самим человеком. Нередко человек прибегает к такому способу, как мотивировка – когда он оправдывает собственное поведение, которое совершил неосознанно.

Что важно – поступок или мотив действия? Современный человек все больше обращает внимание на то, что происходит с ним во внешнем мире, полностью забывая о том, что существует еще внутренний. И некоторые специалисты по чтению жестов и мимике говорят, что одна и та же поза может нести разное значение, поскольку человек может скрестить руки на груди не только потому, что он закрывается от собеседника, но и просто из-за того, что ему холодно. Один и тот же поступок может нести разное значение, хотя внешне он трактуется однозначно.

Ответственность – значит нести ответ за собственные решения, действия и результаты, к которым пришел человек. Это не значит, что он ответственен за решения и поступки других людей. Это ответственность только за самого себя и свою жизнь.

Ценный подарок, который можно сделать другим людям, — это предоставить им право самим отвечать за собственные поступки. Даже родители не несут ответственности за поступки своих детей. Пока родитель пытается навязать свое мнение ребенку и несет за него ответственность за любые последствия, ребенок сопротивляется, все делает наперекор и попадает в опасные ситуации, играется с вредными привычками и т. д. Но как только родитель дает собственному ребенку право самому решать и отвечать за последствия, ребенок быстро учится, взрослеет и с благодарностью, уважением относится к своим родителям.

Дети сами ответственны за себя, как и все люди ответственны за то, что они делают и какие результаты получают. Позвольте окружающим самим отвечать за все, что у них происходит.

На Божьем суде человека судят по мотивам, из-за которых он что-либо делал, — от или от любви. Главное – не поступки, а мотивы, с которыми человек что-то делал. Поэтому важно не то, что вы делаете, а как вы это делаете, с какими целями и мотивами.

Что такое мотивы личности?

Трудно точно сказать, что такое мотив, поскольку личность движима множествами сил. Мотивом может стать:

  1. Цель или желание – чего человек хочет достичь?
  2. Убеждения и установки – готовые стереотипы, которые делают человека готовым к определенному действию или поведению.
  3. Страхи и комплексы – когда человек пытается от чего-то убежать, на что не жалеет сил.
  4. Интересы и влечения – когда человек к чему-то проявляет интерес, желает это попробовать.
  5. Идеи – когда человек пока еще не знает, к чему это приведет, но он видит в этом некий смысл удовлетворения своих желаний.
  6. Потребности – внутренние или инстинктивные желания, которые будут человека докучать до тех пор, пока не будут удовлетворены.

Мотивом личности является некая внутренняя сила, которую он ощущает как прилив энергии, которая побуждает его совершить определенное действие и достичь конкретного результата. Человек не чувствует усталости и лени. Он готов действовать.

Мотивами можно управлять. Конечно, некоторые мотивы являются базовыми и основными, направленными на сохранение жизни человека, поэтому даже их невозможно полностью устранить. Их возможно лишь отсрочить. Однако есть социальные мотивы – наработанные в процессе жизни. Если их осознать, то можно легко поменять или скорректировать.

Почему ваши желания не всегда дают вам желаемой энергии, чтобы их достигать? Ответ здесь достаточно прост: внешние мотивы, которые сформированы человеком сознательно и даже под влиянием общества, намного слабее внутренних мотивов, которые человеку даны на физиологическом уровне или в процессе жизни, ушли в подсознание. Если человек, пытаясь достичь цели, своими внешними мотивами противоречит внутренним, тогда он прекратит достигать своего желания, поскольку внутренние мотивы будут его останавливать и действовать сильнее, нежели внешние.

Мотивы поведения личности

Во все времена люди пытались ответить на вопрос «Почему человек поступает тем или иным образом?». Даже современный человек всегда пытается понять мотивы другого индивида, когда его поведение волнует, не согласуется с личными интересами и желаниями.

В основе любого поведения личности лежат мотивы. Они нередко возникают в комплексе. Среди них есть ведущие мотивы и второстепенные. Ведущие мотивы будут говорить, как человеку действовать, а второстепенные вносить коррективы в поведение, видоизменяя его незначительно.

Чтобы понять поступки другого человека и даже повлиять на них, нужно понять, что индивидом движет, и изменить его мотивы, сделать их ведущими. Именно этим и занимается психология.

Мотивы деятельности личности

Деятельность личности всегда продиктована мотивами. В каждом действии есть мотив. Человек не действует просто так. Сначала нужно понять, какую цель человек перед собой видит, поскольку все его действия будут направлены именно на ее достижение, чтобы удовлетворить самого себя.

  • Мотивы могут быть функциональными – направленные на культурное развитие. Здесь человек будет определенным образом отдыхать, развиваться, совершенствоваться.
  • Биологические мотивы указывают на то, какие потребности у человека возникают на уровне тела: голод, жажда, секс и пр.
  • Материальные потребности – это то, чем человек желает себя окружить, чтобы чувствовать себя полноценным, успешным.
  • Потребность в уважении, признании, любви – также возникает у всех людей.
  • Духовные мотивы – стремление к самопознанию, самосовершенствованию и развитию своих внутренних качеств.

Мотивация побуждает человека к совершению определенных поступков с целью достижения конкретных целей. Именно мотив движет человеком, который хочет получить и стать обладателем некой категории ценностей. И зная, что является нужным и ценным для каждого отдельного человека, можно побудить его к совершению определенных действий или реализации определенной цели.

Мотивацию очень хорошо рассматривать на рабочих примерах, так как именно там открыто и глубоко изучают данную сферу психологии. Для чего человек работает? Для получения материальных ценностей. Именно благодаря деньгам, их обладатель может осуществить все свои потребности. А ими являются физиологические потребности (еда, одежда, дом) и безопасность (физическое здоровье, охрана), потребность в любви и общественном признании, а также потребность самореализации. Удовлетворяя все свои потребности, начиная от самой необходимой и заканчивая самореализацией, человека можно побуждать к конкретным действиям, связанным с каждым из них.

Итак, чем вы можете побудить своего работника? Конечно же, повышением зарплаты, продвижением по службе, процентами в зависимости от выполненной работы или достигнутых результатов. Для сотрудника всегда очень важно, чтобы его труды были не только замечены, но и хорошо оценены. И только такой работник готов трудиться на благо вашей фирмы, чтобы вы в очередной раз обозначили его заслуги.

В личной жизни мотивами человека могут быть любовь, признание и секс. Конечно, не стоит явно играть данными потребностями, как это происходит в рабочей сфере, однако негласные побуждения позволительны. Например, чтобы заняться с вами любовью, ваш мужчина должен сделать вам массаж. Таким образом, он сделает вам приятное, расслабит и подготовит к физическому контакту.

Управлять мотивацией человека довольно-таки легко, если только хорошо знать психологию людей, быть осведомленными в целях конкретного человека и готовыми выстраивать определенные схемы побуждения индивида к действиям.

Потребности и мотивы личности

Потребность – это определенная нужда внутри человека, которая вызывает напряжение, толкающее индивида на его устранение, что возможно лишь при совершении определенных действий, направленных на ее удовлетворение. Потребности, как и мотивы личности, могут быть:

  • Органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.
  • Индивидуальными и групповыми.
  • Психологическими и интеллектуальными.
  • Суточными и годовыми.

В одной ситуации человек может быть ведом сразу несколькими потребностями. В зависимости от важности потребностей, человек сначала удовлетворяет самые важные, а затем второстепенные. Иногда человек отказывается от одних потребностей ради удовлетворения других.

Иерархию потребностей показал А. Маслоу в своей пирамиде:

  1. На первое место он поставил физиологические потребности.
  2. Затем идут потребности в защите.
  3. На третьем месте стоят потребности социальные – человек желает иметь с кем-то отношения и получать определенные чувства к себе.
  4. Затем идут потребности эстетические.
  5. На последнем месте стоят духовные потребности. К ним человек приходит лишь тогда, когда все предыдущие уровни удовлетворены так, как того надо человеку.

Человек живет в кругу других людей, поэтому социальные мотивы являются одними из главных. Человек не просто желает контактировать с другими людьми, но и стремится получать от них определенные чувства, отношение – уважение, любовь, признание.

Однако социальные потребности нелегко удовлетворить, поскольку в межличностных отношениях достаточно часто возникают конфликты, ссоры, проблемы. Желаемые отношения и чувства не получаются постоянно, поэтому человек периодически возвращается к необходимости их достигать.

Отдельное внимание следует уделить потребности человека иметь власть над другими людьми.

Система мотивов личности в итоге

Каждый человек ведом одновременно несколькими потребностями, что создает систему мотивов личности. В каждой ситуации могут прослеживаться сразу несколько мотивов, некоторые из которых подавляются или исключаются ради удовлетворения других.

Чтобы понять человека, нужно увидеть его систему мотивов, где есть главные и второстепенные потребности.

Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - это внутренний побудитель деятельности. Мотив принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым свойством, побуждающим к совершению определенных действий. Это причина, побуждающая человека ставить перед собой цель и организовать деятельность по ее достижению.

Мотив - это «опредмеченная» потребность.

Различают следующие виды мотивов:

1. По отношению мотивов к деятельности:

> внешние (мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней (например, стремление получить высокую зарплату));

> внутренние (мотивы, непосредственно связанные с самой деятельностью (например, интерес к рисованию)).

2. По направленности:

> идейные;

> патриотические;

> политические;

> нравственные;

> эстетические;

> профессиональные.

3. По степени воздействий на личность:

> сильные;

> умеренные;

> слабые.

4. По степени актуализации:

> реальные (побуждающие к действиям в данный момент);

> потенциальные (сформированные, но недостаточно проявляющиеся в данный момент).

5. По степени осознанности:

> осознаваемые;

> неосознаваемые.

В процессе образования мотива можно выделить несколько этапов:

> возникновение потребности в чем-либо, сопровождаемое эмоциональным беспокойством и неудовольствием;

> осознание мотива (сначала осознается, в чем причина эмоционального дискомфорта, затем формируется желание (осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить), потом осознается, каким образом можно достичь желаемого);

> реализация энергетического компонента мотива в реальных действиях.

Характеристики мотивов деятельности человека:

1. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые свойства личности.

2. Существует столько различных мотивов, сколько существует отношений «индивид - среда».

3. Люди различаются по характеру, силе и иерархии мотивов.

4. Поведение человека в определенный момент времени мотивируется самым высоким мотивом в иерархии (т. е. самым сильным).

5. Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения до тех пор, пока:

> не достигнута цель деятельности,

> достижение цели станет нереальным,

> не появится другой, более значимый мотив.

Любое из перечисленных условий блокирует действие мотива.

Мотивация - совокупность причин, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Она включает такие понятия, как потребности, мотивы, цели, намерения, стремления. Термин «мотивация» используется в современной психологии и в более узком смысле - как характеристика процесса, который обеспечивает и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Этот процесс называется мотивированием.

Мотивационную сферу личности образует совокупность потребностей, целей и видов мотивов, которая формируется в онтогенезе человека.

Потребность - это испытываемая человеком нужда в чем-либо.

Цель - значимый для человека продукт его деятельности, к обладанию которым он стремится. Это то, ради чего действует человек. Мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, а цель - к предмету, на который деятельность направлена.

Мотивационную сферу человека характеризуют следующие параметры: широта, гибкость, иерархизированность.

Широта мотивационной сферы - качественное разнообразие мотивов, потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных потребностей, целей и мотивов, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы определяется способностью человека использовать разнообразные средства для удовлетворения одного и того же мотива. Чем разнообразнее средства, тем более гибкая мотивационная сфера личности.

Иерархизированность выявляет строение уровней организации мотивационной сферы; соподчинение мотивов, потребностей, целей.

Многие мотивационные факторы, характеризующие человека, обеспечивают формирование соответствующих черт его личности. К ним относятся: мотивация достижения, или мотивация избегания неудачи; мотив аффилиации (стремление к общению с людьми), или мотив отвержения; просоциальные мотивы (альтруизм), мотив власти, агрессивные мотивы и др.

Концепцию мотивации достижения успехов в различных видах деятельности разработали американские ученые Д. Макклелланд, Д. Аткинсон и немецкий исследователь X. Хекхаузен. Согласно их теории, у человека есть два разных мотива, связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это - мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности положительную цель, достижение которой может быть расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление добиться успехов в своей деятельности, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. Индивиды, мотивированные на избегание неудачи, стремятся не добиться успеха, а избежать неудачи.

Цель - это то, к чему стремится человек, для чего он работает, за что борется, чего хочет достичь в своей деятельности. Без цели сознательная деятельность невозможна.

Цели человеческой деятельности возникли и развивались исторически, в процессе труда. Они порождаются общественной жизнью, условиями, в которых живет человек. Они зависят от исполняемых человеком ролей, общественных поручений, от его развития и индивидуальных особенностей. Цели бывают близкими и отдаленными. Отдаленная цель реализуется через достижение ряда ближайших, частичных целей, которые шаг за шагом ведут к ее осуществлению в перспективе.

Общественно важная, содержательная цель становится источником активности личности. Только большая цель рождает большую энергию. Такая цель вызывает единство умственной, эмоциональной и волевой деятельности, целенаправленной сосредоточенности сознания на поставленных целях. "Рефлекс цели", как писал И.П. Павлов, имеет огромное жизненное значение, он является основной формой жизненной энергии человека.

Жизнь красива и сильна у тех, кто все время стремится к определенной цели. Как только исчезает цель, жизнь становится бесцветной и скучной.

Мотив - это внутренняя движущая сила, которая понуждает человека к деятельности. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связанны с его органическими и культурными потребностями. Потребности порождают интересы, направленность личности на определенные объекты с целью познания и овладения ими.

Побуждениями к деятельности могут быть материальные потребности (потребности в пище, одежде, жилье) и духовные, культурные потребности (познавательные, общественно-политические, эстетические). Мотивация деятельности бывает близкой (осуществить желательное в ближайшем времени) и отдаленной (когда осуществление желательного планируется на длительное время).

Различают мотивы и по уровнем осознания. Бывают ярко и четко осознанные мотивы - обязанности перед коллективом, ответственность, дисциплинированность и др. Но во многих случаях действуют неосознаваемые побуждения, например, привычки, предубежденное отношение к определенным фактам жизни, людям и т.п. Однако, независимо от меры осознания мотива деятельности, он является решающим фактором в достижении поставленной цели.

Цели и мотивы деятельности человека определяются условиями жизни, производственными, учебными, игровыми отношениями. Между целями и мотивами деятельности существует определенная связь. С одной стороны, цель и мотивы понуждают человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, а с другой - они и формируются в процессе деятельности, под влиянием условий, в которых она происходит. В процессе деятельности возникают и развиваются новые потребности и интересы, идеалы и убеждения - производственные, умственные, эстетические, спортивные.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...