Виталий гинзбург нобелевская премия. Виталий Лазаревич Гинзбург

Из всех французских королей лишь один получил прозвище Святой. К тому же при жизни


Людовик IX – король из дома Капетингов – правил Францией с 1226 по 1270 год. Великий насмешник и критик монархии Вольтер написал о нем весьма лестные слова: «Его благочестие – благочестие анахорета – не лишило его ни единой королевской добродетели. Рачительно хозяйствуя, он не стал менее щедрым, он умело сочетал мудрую политику с непогрешимым правосудием. И, быть может, это единственный государь, который заслуживает и такой похвалы: он был трезво мыслящим и непреклонным в совете, несгибаемым, но не безрассудным в сражении и так умел сострадать, словно всю жизнь его преследовали несчастья. Больших добродетелей человеку не дано».

Высокую оценку давали ему и близкие современники. Например, хронист Матвей Парижский (сам он был англичанином) написал очень коротко и выразительно: «Король Франции является королем земных королей». Русский историк XIX века Тимофей Николаевич Грановский, можно сказать, произнес ему краткий и восторженный панегирик: «Король» и «правда» сделались в то время однозначащими словами для Франции».

Однако и список его хулителей не мал. Многие писавшие о Людовике IX называли его наивным, недалеким, ничтожным и т.п. Каким же он был?

На время его правления приходится расцвет французского Средневековья. Уже одно это выделяет Людовика из ряда многочисленных и весьма известных средневековых правителей. Общепризнанным считается то, что перемены в управлении страной, которые он осуществлял в течение своего долгого правления, были в целом успешными и полезными для государства. Такие оценки тоже даются в истории далеко не каждому человеку, стоявшему у власти.

Однако по-настоящему выделяет Людовика IX из череды правителей прошлого то, что еще при жизни он получил прозвище Святой. Затем, после его смерти, примерно через двадцать лет, его святость была официально признана Католической Церковью. Двадцать лет для канонизации – срок, который для средневековой Церкви можно признать ничтожно малым.

Вообще надо сказать, что прозвания правителей прошлого, сохранившиеся в веках, достаточно показательны и в каком-то смысле могут рассматриваться как исторический источник. Достаточно вспомнить эволюцию этих прозвищ во Франции – от древних слабых правителей времен Меровингов или поздних Каролингов (Ленивый, Простоватый, Заика и др.) до Великого, Благочестивого, Августа и Красивого. Но Святой среди них один – Людовик IX.

Во времена абсолютного господства в исторической науке прямолинейного материализма это прозвище связывали с крайней и непонятной людям XX века приверженностью Людовика идее крестовых походов, которую индустриальная эпоха непременно стремилась объяснить сугубо материальными мотивами. Это приводило к парадоксальным результатам: получался странно противоречивый образ монарха, который был прагматиком и реалистом в управлении Францией и мечтателем-идеалистом в своих крестоносных устремлениях.

Между тем более пристальное рассмотрение его жизни и личных качеств, на мой взгляд, избавляет от этого противоречия. Прежде всего надо отметить искреннюю веру в христианские ценности, которая была свойственна этому правителю Франции и сочеталась с его горячим желанием добра для своего королевства. Он видел высшее благо для жителей своей страны в том, что так понятно человеку любой эпохи – мире и справедливости. Под этим углом зрения меняется понимание того, что учебники истории называют «реформами Людовика IX» и приписывают исключительно стремлению короля укрепить центральную власть во Франции.

Стремясь прекратить бесконечные феодальные междоусобицы, Людовик сделал очень смелый и рискованный шаг: он запретил феодалам немедленно решать любой спорный вопрос, любую ссору привычным «иду на вы», как говорили по такому случаю на Руси. Между поводом к войне и ее началом должно было согласно королевскому постановлению пройти не меньше 40 дней, в течение которых король пытался уладить дело миром, что могло обернуться особенно удачно, если к нему обращалась за справедливостью более слабая сторона.

Тема справедливости была так значима для Людовика IX, что он стремился преподать личный пример жителям своего королевства. Современники и очевидцы поведали нам о том, что время от времени король принимался сам вершить правосудие, расположившись в окружении опытных правоведов под большим дубом в Венсенском лесу.

Для многих критически настроенных потомков это стало свидетельством наивности или картинности, позирования в поведении короля. Но разве не так подчас выглядят даже малые крупицы того, что определяется таким труднообъяснимым и малораспространенным понятием, как святость? При этом современники Людовика IX не раз отмечали, что он немало сделал для сближения слов «король» и «справедливость».

Итак, Людовик IX очевидно боролся за мир и спокойствие во Франции, но при этом провел значительную часть времени своего правления за ее пределами, отправляясь в далекие крестовые походы. В 1248 году он возглавил седьмой крестовый поход в Египет, в 1270-м – восьмой в Тунис.

Длительные отлучки короля из Франции не приводили к тому, что его замыслы переставали воплощаться в жизнь. Ведь его замещала в качестве регента мать, королева Бланка Кастильская, очень мудрая женщина. Организация же крестовых походов по-своему содействовала внутреннему миру в стране, так как король уводил за собой наиболее воинственную часть французского рыцарства.

Интересно, что, отправляясь в крестовые походы, отдавая много сил и времени их подготовке, Людовик одновременно заботился о мире и порядке во Франции и на ее границах. Так, он вступил в сложные переговоры с английским королем Генрихом III по поводу давних острых территориальных разногласий между английским и французским домами. И хотя в Англии в это время было очень неспокойно, часть королевского окружения находилась в оппозиции к Генриху III, Людовик IX не воспользовался этим для оказания давления на соперника. Скорее наоборот: он привел дело к мирному договору, добровольно уступив английскому королю часть спорных владений во Франции. Кое-кто из окружения Людовика решился высказать сомнения в разумности такого решения. «Блаженны миротворцы», – отвечал им король.

Однако сам он абсолютным миротворцем не был. Вся воинственная энергия короля, присутствовавшая в его натуре, была направлена на борьбу против «неверных» на Востоке, во имя укрепления позиций христианства в мире.

Правда, сохранились любопытные данные о том, что и здесь Людовик IX, возможно, предпочел бы мирные средства воздействия на народы, не приобщенные к учению Христа. Его охватывали наивные мечтания о том, что было бы славно уговорить некоторые нехристианские народы добровольно принять истинную веру. Так, до него дошла какая-то неопределенная информация про монголов, пребывающих в плену ложных верований. Людовик IX отправил к ним, в немыслимую и туманную для средневекового европейца даль, большую депутацию во главе со священнослужителями. Они везли с собой священные книги, богослужебную утварь и королевское поручение попытаться убедить монголов принять христианство. Конечно, из этого ничего не получилось, осталась лишь почва для того, чтобы кто-то из потомков в очередной раз говорил о наивности французского короля.

Наверное, неизбежно выглядит наивным тот, чья вера даже в высоко религиозном средневековом обществе имела столь страстный и последовательный характер. Людовик IX возглавил седьмой крестовый поход 1248–1254 годов на том историческом этапе, когда крестоносная идея была по существу исчерпана и обесценена. Движение, начавшееся более полувека назад, в 1196 году, знало и такие взлеты, как захват Иерусалима в 1199-м, создание христианских государств и их временное существование на Ближнем Востоке и страшные поражения в сочетании с еще более страшным отступлением от сущности и духовного смысла движения, как это произошло при захвате христианского Константинополя в 1204 году. Иерусалим, который был главной целью крестоносцев, шедших на Восток под лозунгом освобождения его святынь от мусульман, несколько раз был отвоеван и снова потерян. С 1244 года он находился под властью египетского султана.

Именно против Египта и решил направить силы французского крестоносного войска Людовик IX. Он был к этому моменту зрелым, для средних веков даже не молодым мужчиной – ему был 31 год. Однако крестоносная идея охватила его не вдруг, он жил и дышал ею с самой юности.

Итак, оставив королевство на попечение своей матери королевы Бланки Кастильской, Людовик IX отплыл со своим войском на Восток. Именно там, в неудачном в целом предприятии, особенно ярко раскрылись черты натуры французского короля, давшие основания современникам и потомкам называть его Святым.

Совершив традиционную остановку на Кипре, который около полувека назад был завоеван английским королем Ричардом I Львиное Сердце и с тех пор стал базой крестоносцев, Людовик отправился на борьбу с египетским султаном.

Поначалу войску французского короля удалось достичь некоторого успеха: был захвачен город Дамьетта (1249 год) и одержана победа при Мансуре (1250 год). Последняя в описании очевидцев была блестящим примером рыцарской доблести французов. Заметим, что «золотой век» рыцарства был уже позади, и многие деяния Людовика IX во внутренней политике Франции свидетельствовали: он ощущал дыхание нового времени (усиление позиций правоведов, ограничение произвола феодальных сеньоров, шаги на пути введения единой денежной системы и т.п.). Однако на Востоке, в крестовом походе, Людовик IX превратился в рыцаря, персонажа древних баллад, бьющегося «без страха и упрека» за христианское дело.

Французские рыцари гордились тем, что в сражении при Мансуре почти не использовались лучники и арбалетчики, а решающая роль в битве была отведена традиционно отважной рыцарской коннице. Сам Людовик под громкие звуки труб и литавр, в сверкающем золотом шлеме, взмахом меча направил рыцарей в атаку. Его старший брат Роберт Артуа очертя голову бросился на мусульман, попал в западню и погиб под их ударами.

Таково было начало, но дальше для крестоносцев наступили суровые испытания. Незнание военной тактики войска египетского султана часто вело к поражению французов. Особенно страдали европейские рыцари от применения «греческого огня». К тому же в войске начались эпидемии, столь характерные для местного жаркого климата. Французское войско оказалось обессиленным и окруженным врагами. Советники короля настаивали на том, чтобы вернуться в неприступную для врагов Дамьетту. Однако Людовик, конечно же, не мог этого сделать. В результате он вместе с многими французами оказался в плену у султана.

Все источники отмечают его выдержку, спокойствие и мужество во время нелегкого пребывания в заточении в суровых условиях (это не был почетный европейский королевский плен). Как сказал известнейший французский историк Жак Ле Гофф, «нет большего несчастья для христианского короля, чем попасть в плен к неверным». Людовик, по свидетельствам очевидцев, поддерживал дух других пленников и дожидался выкупа, который собрала его жена королева Маргарита, сопровождавшая короля-крестоносца на Востоке.

Сохранились интересные детали в рассказах о поведении Людовика IX в этом злополучном крестовом походе. Говорили, что раны и эпидемии сделали тела погибших французских рыцарей столь устрашающими, что даже служители Церкви боялись участвовать в их погребении. Однако король заявил, что будет лично участвовать в процедуре похорон каждого, и все рыцари были преданы земле.

Очень любопытна подробно описанная очевидцами история о том, что некий приближенный Людовика IX попытался при передаче выкупа за короля обсчитать противников на 20 000 ливров. Это вызвало страшный гнев короля, так как он считал, что даже с «неверными» надо поступать честно и следовать данному слову.

Во время пребывания Людовика IX в плену при дворе султана произошел переворот. Мамелюки составили заговор и убили султана Египта. Один из убийц якобы показал пленному французскому королю вырванное из груди убитого египетского владыки сердце и спросил, что он даст за сердце своего врага. Рассказывают, что Людовик молча отвернулся от него с отвращением.

Одно из замечательных качеств Людовика IX, выделяющих его из ряда других правителей, – способность в самых разных обстоятельствах оставаться верным себе и своим идеям.

После возвращения во Францию из седьмого крестового похода в 1254 году Людовик посвятил немало лет (до 1270 года) продолжению устройства внутренних дел во Франции. Он продолжал реформы, усиливал контроль за соблюдением королевских указов, вершил правосудие, а также выступал по поручению Папы Римского миротворцем в международных делах.

Была в его характере черта, которая отталкивает наших современников: нетерпимость к ереси и еретикам. Но то, что видится неприемлемым сегодня, вполне вписывается в характеристику «святого короля» Средневековья.

И все же все эти долгие годы Людовик IX жил мечтой о новом крестовом походе. Ко времени, которое он счел подходящим для нового похода на Восток, король был уже немолод. Ему было 53 года, в эпоху Средних веков – старик. Тем не менее он бросил все свои силы на сбор войска и организацию управления страной в свое отсутствие. Военная экспедиция вновь направлялась к берегам Северной Африки – против Туниса, представлявшего большую угрозу для христианских государств на Средиземном море.

Там, в Тунисе, по существу так и не начав военных действий, предводитель крестоносного войска Людовик IX, уже прозванный к тому времени Святым, скончался во время эпидемии, поразившей его войско. Существует соблазн с высокомерием потомков презрительно бросить: «Неудачник». Но Время, История да и современники уже вынесли свой вердикт: «Святой».


Наталия Ивановна Басовская - доктор исторических наук, медиевист, директор Центра визуальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета

ЛЮДОВИК IX Святой (Louis IX le Saint ) (25 апреля 1214, Пуасси, недалеко от Парижа - 25 августа 1270, Тунис), король Франции с 8 ноября 1226 г. Вместе со своим дедом, Филиппом II Августом, и внуком, Филиппом IV Красивым, Людовик - один из "трех великих Капетингов ". Помимо своей славы Святого короля-крестоносца, образцового христианского рыцаря, вошел в историю как правитель, который поднял престиж королевской власти, развил и преобразовал административную структуру государства.

В тени королевы-матери

Старший из детей Людовика VIII и Бланки Кастильской, под руководством матери получил разностороннее образование, особенно в области богословия. После ранней смерти отца власть перешла в руки королевы-матери, которая не только разумно и решительно управляла королевством в течение восьми лет своего регентства, но и в дальнейшем оказывала влияние на своего сына, уважавшего и любившего ее, и только от нее, единственной среди членов семьи, принимал советы. Несмотря на то, что Бланке удалось почти что сразу в ноябре 1226 короновать сына, вскоре против короля выступила коалиция феодалов с участием английского короля, во главе которой находился могущественный граф Раймунд VII Тулузский. В апреле 1229 графу Тулузскому был навязан парижский договор, положивший конец альбигойским войнам и вводивший новую организацию управления югом страны, Лангедоком; в числе статей этого договора было согласие графа на брак его единственной наследницы с одним из братьев Людовика, Альфонсом Пуатье.

Борьба с катарами

И хотя к 1235 была не только отражена агрессия английского короля, но и установлен мир и с англичанами, и с баронами королевства, все же внешнеполитическое спокойствие было очень быстро нарушено начавшимся в 1240 восстанием катаров в Лангедоке, которое спровоцировало новый конфликт с Генрихом III и графом Тулузским. Уже в 1243 последним было подписано соглашение в Лоррисе, которое, подтверждая условия договора 1229 года, означало завершение последнего серьезного феодального возмущения при Людовике Святом. Сопротивление юга было окончательно сломлено с падением в 1244 двух последних оплотов катаров - Монсегюра и Кериба.

Крестовый поход 1244

Решение об организации крестового похода, официально принятое Людовиком в декабре 1244, было давно обдумано. Уже в середине 1230-х гг. король помог византийскому императору в борьбе с мусульманами покупкой за очень значительную цену реликвий Страстей Христовых (для хранения этих святынь была построена Святая Капелла, Сент-Шапель, в королевском дворце). Весной 1248 он, поручив регентство своей матери, отправился в седьмой по счету Крестовый поход.

К середине 13 века пик крестоносного движения и связанного с ним энтузиазма был далеко позади, и в значительной мере некоторое воодушевление, с которым тронулась в путь эта экспедиция и славную, несмотря на поражения, память о ней следует отнести за счет личной "харизмы" Святого Людовика, влияния того образа идеального христианского рыцаря, который он воплощал. Военные неудачи, болезни, голод, захват мусульманами в плен короля заодно с тысячами его рыцарей, гибель многих из них, выкуп в 4 миллиона франков, заплаченный за освобождение королевского брата Альфонса, - все это не помешало французскому народу встретить возвратившегося в 1254 короля как триумфатора. Для самого же Людовика эти испытания, мысль о том, что из-за недостатка сил и средств он вернулся, не выкупив всех христианских пленников, обернулись решительным психологическим переломом: до Крестового похода король хотя отличался искренним благочестием и высокими моральными принципами, все же не был чужд мирских радостей, но с середины же 1250-х гг. стал настоящим аскетом.

Внутренняя политика

В своей внутренней политике Людовик Святой выступил продолжателем административных реформ своего деда и отца. Согласно предсмертной воле Людовика VIII значительная часть владений королевского домена отошла младшим братьям Людовика Святого: Альфонс получил Пуату, а Карл - Анжу, две крупнейших провинции. Соответственно упали и королевские доходы, поэтому от Людовика IX требовалась особо тщательная организация и контроль над злоупотреблениями в управленческих структурах. Подготовка управленческих кадров проводилась Филиппом Августом и была поддержана Людовиком VIII Ордонансом. В 1254 была усовершенствована система превоте: страна отныне подразделялась на двадцать четко обозначенных округов во главе с королевскими чиновниками. Эти функционеры, передавая свои должности по наследству, теперь образовывали настоящие династии. Был установлен строгий и централизованный контроль над их деятельностью.

В 1263 была упорядочена денежная система: отныне монеты королевской чеканки, в отличие от денежных единиц местного значения, имели хождение на территории всей Франции. Новации правления Людовика Святого и состояли в том, что королевская власть оказывалась не просто на верхушке пирамиды феодальной иерархии, но над ней, принципиально вне ее. В своей внутренней политике король стремился, поддерживая равновесие, блюсти интересы разных слоев населения.

В конце 1250-х гг. был уточнен ряд спорных вопросов внешней политики: во-первых, договором 1258 с арагонским королем Хайме граница между двумя государствами пролегла по линии Пиренеев, во-вторых, в 1259 был заключен окончательный мир с Генрихом III. Последний отказывался от притязаний на Нормандию, Турень, Анжу, Мэн и Пуату, а Людовик IX вернул ему часть его владений в Гиени и Гаскони, в юридическом праве на обладание которыми он не был уверен.

Последний поход

В 1267 Людовик Святой вновь принял крест и летом 1270, преодолев внутреннее сопротивление рыцарства и духовенства, начал новый Крестовый поход, крайне неудачный по своим последствиям и завершившийся в августе того же года в Тунисе эпидемией чумы, от которой 25 августа умер и сам король.

Спустя менее, чем тридцать лет после своей смерти 11 августа 1297 Людовик IX был канонизирован папой Бонифацием VIII, что отвечало стратегическим замыслам его внука, Филиппа IV Красивого. Людовик Святой стал своего рода символом духовных традиций французской монархии, воплощением образа "христианнейшего короля", титул которого его потомки носили много веков подряд.

При Людовике улучшилась система внутреннего управления. Хотя было заведено не так уж много новых учреждений, происходило развитие прежних, расширялись их полномочия. В частности, стремительно развивались королевское судопроизводство, налогообложение, совершенствовалась организация военного дела.


ЛЮДОВИК IX или Людовик Святой (Louis IX или Saint Louis) (1214–1270), король Франции, сын Людовика VIII и Бланки Кастильской, родился в Пуасси 25 апреля 1214. После того как в 1226 умер Людовик VIII, его искушенная в делах управления вдова стала регентом на время несовершеннолетия короля. С 1236 Людовик правил самостоятельно, но продолжал советоваться с матерью до самой ее смерти. Однако в 1244 он – вопреки желанию матери и министров – принял обет отправиться в крестовый поход. В 1248 Людовик с 35-тысячным войском отплыл из Франции и прибыл вначале на Кипр, откуда после колебаний направился в Египет, с тем чтобы разгромить мусульма и вынудить их ослабить давление на христианские области в Палестине. Вначале крестоносцам удалось овладеть Дамьеттой (совр. Думьят) в дельте Нила, но попытки продвинуться в глубь страны закончились в 1250 сокрушительным поражением при Эль-Мансуре, в результате которого король и его войско попали в плен. После долгих переговоров королю и его приближенным удалось выкупиться, и тогда Людовик отправился в Палестину, где провел еще четыре года, укрепляя города и пытась обеспечить позиции христиан дипломатическим путем. Лишь в 1254 Людовик вернулся в Париж; возвращение было отчасти ускорено смертью в 1252 его матери, остававшейся регентом на время отсутствия короля. В начале правления Людовика его мать подавила мятеж знати и распространила королевскую власть на владения крупных феодалов. Под прямую власть короны попало крупное графство Тулузское. При Людовике улучшилась система внутреннего управления. Хотя было заведено не так уж много новых учреждений, происходило развитие прежних, расширялись их полномочия. В частности, стремительно развивались королевское судопроизводство, налогообложение, совершенствовалась организация военного дела. Феодальный двор короля, или Curia Regis (собрание вассалов при дворе сеньора), разделялся на группы, каждая из которых выполняла свои функции. Развивалось местное самоуправление, на места рассылались королевские чиновники для проверки и рассмотрения жалоб. Хотя Людовик многое делал для укрепления королевской власти, ему все же не удалось воспользоваться слабостью английского короля Генриха III, чтобы завершить отвоевание т.н. Ангевинской державы (английских владений во Франции). Вместо этого он пошел на заключение Парижского мира (1259), по условиям которого Аквитания и Гасконь признавались ленами английского короля в обмен на его отказ от притязаний на Нормандию, Анжу, Пуату и другие владения на севере Франции. Благодаря общеевропейской славе в случае тех или иных разногласий Людовика нередко просили выступить в качестве арбитра. Впрочем, вынесенное им решение в пользу Генриха III, когда в 1262 между английским королем и баронами разгорелся конфликт, не принесло мира. В 1270 Людовик, уже будучи больным, настоял на том, чтобы встать во главе еще одного крестового похода против мусульман – на этот раз в Тунис. Но вскоре после прибытия в Африку, 25 августа 1270, Людовик умер от вспыхнувшей в лагере крестоносцев эпидемии чумы. Людовик был известен набожностью, милосердием, строгими нравами. 44 года правления Людовика оказались достаточно мирными для Франции. В 1297 он был канонизирован при папе Бонифации VIII.

Академик РАН, лауреат Нобелевской премии Виталий Гинзбург скончался в воскресенье вечером на 94-м году жизни , сообщила РИА Новости представитель Физического института РАН им. Лебедева, где ученый работал с 1942 года.

Виталий Лазаревич Гинзбург родился 4 октября (по старому стилю 21 сентября) 1916 года в Москве.

В 1938 году окончил физический факультет Московского университета, в 1940 году - аспирантуру физфака МГУ.

С 1940 года Виталий Гинзбург работал в Физическом институте РАН им. П.Н. Лебедева (ФИАН), много лет (с 1971 года), возглавляя теоретический отдел института.

В 1945-1968 годах он был профессором Горьковского университета, а с 1968 года - профессором Московского физико-технического института. В этом институте Гинзбург создал кафедру проблем физики и астрофизики.

Виталий Гинзбург был одним из создателей феноменологической теории сверхпроводимости (теория Гинзбурга-Ландау) и полуфеноменологической теории сверхтекучести (теория Гинзбурга-Питаевского). Его научные работы были посвящены квантовой электродинамике, физике элементарных частиц, теории излучения, оптике, теории конденсированных сред, физике плазмы, радиофизике, радиоастрономии, астрофизике.

Еще до войны Виталий Гинзбург решил ряд задач квантовой электродинамики. В 1940 году он разработал квантовую теорию эффекта Черенкова-Вавилова и теорию черенковского излучения в кристаллах. Совместно с Ландау Гинзбург создал феноменологическую теорию сверхпроводимости. В 1946 году совместно с Ильей Франком создал теорию переходного излучения, возникающего при пересечении частицей границы двух сред.

С 1958 года Гинзбург исследовал вопросы теории экситонов и кристаллооптики. Он разработал теорию магнитотормозного космического радиоизлучения и радиоастрономическую теорию происхождения космических лучей.

Виталий Гинзбург стал членом-корреспондентом АН СССР в 1953 году, позже, в 1966 году, - академиком АН.

В последние годы академик Гинзбург работал главным редактором журнала "Успехи физических наук".

Академик Виталий Гинзбург был не только всемирно известным ученым и общественным деятелем, но и блестящим публицистом, высказывающим свое мнение по самым актуальным проблемам современности. Он регулярно выступал в периодических изданиях со статьями аналитического характера.

Важной задачей для ученого стала борьба с лженаукой. Он считал, что следует занять четкую и однозначную позицию по отношению к любым антинаучным концепциям и откровенной подтасовке фактов.

Довольно резко он отзывался о диалоге науки и религии. По его мнению, насильственно культивируемый интерес к православию не имеет ничего общего с задачей духовного развития нации.

Виталий Гинзбург являлся членом девяти иностранных академий, в том числе Национальной академии наук США, Академии наук и искусств США, Лондонского Королевского астрономического общества, Европейской академии, Международной академии астронавтики, академий наук Дании, Индии и др.

Член комиссии по антинауке при Президиуме РАН (1999).

Виталий Лазаревич Гинзбург был лауреатом Нобелевской премии в области физики (2003), лауреатом Государственной премии СССР (1953), лауреат Ленинской премии (1966), лауреатом премии фонда Вольфа (премия присуждена совместно с профессором Чикагского университета Воиширо Намбу в 1994 году).

Лауреат премий Российской академии наук - им. Л.И.Мандельштама и им. М.В.Ломоносова.

Лауреат премии "Триумф" 2002 года - за фундаментальные работы по теории черенковского и переходного излучения зарядов в анизотропных средах и теории сверхпроводимости Гинзбурга-Ландау.

Награжден орденом Ленина, орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), Большой золотой медалью имени Ломоносова РАН, Золотой медалью имени С.И. Вавилова (1995), Золотой медалью Лондонского Королевского астрономического общества, Золотой медалью "ЮНЕСКО-Нильс Бор", медалями Никольсона Американского физического общества, имени Смолуховского Польского физического общества.

8 ноября 2009 года академик РАН, лауреат Нобелевской премии Виталий Лазаревич Гинзбург скончался после продолжительной болезни .

Материал подготовлен на онове информации РИА Новости и открытых источников

Виталий Гинзбург родился 4 октября 1916 года в городе Москва. Мальчик вырос в семье инженера. До одиннадцати лет получал домашнее образование под руководством отца, затем окончил семилетнюю школу в 1931 году и продолжил образование самостоятельно, работая лаборантом в рентгенологической лаборатории.

Будущий ученый в 1938 году окончил физический факультет Московского Государственного Университета. Научная карьера началась в аспирантуре того же университета на кафедре оптики. После блестящей защиты кандидатской диссертации в 1940 году, направлен на работу в теоретический отдел Физического института Академии наук.

После защиты докторской диссертации в 1942 году, назначен на должность заместителя заведующего теоретическим отделом ФИАН. Одновременно с 1945 года Гинзбург являлся профессором Нижегородского государственного университета. Позднее стал профессором Московского физико-технического института.

Научные работы ученого посвящены многим областям физики, радиоастрономии, оптике, астрофизике. Гинзбург разработал знаменитую квантовую теорию эффекта Вавилова - Черенкова и теорию черенковского сверхсветового излучения в кристаллах, а затем, совместно с И. Франком создал теорию переходного излучения.

Гинзбург с 1950-х годов активно занимался теорией сверхпроводимости и сверхтекучести. Созданная им совместно с Л. Ландау полуфеноменологическая теория сверхпроводимости, теория Гинзбурга - Ландау, позволила объяснить ряд свойств сверхпроводников.

В 1958 году ученый, с Л. Питаевским, создал полуфеноменологическую теорию сверхтекучести, теория Гинзбурга - Питаевского. Также имя академика связано с исследованиями радиоизлучения Солнца и общими проблемами радиоастрономии. Ему принадлежат разработки теории магнитотормозного космического радиоизлучения и теории происхождения космических лучей.

Ученый принимал участие во многих научных проектах. Работал в отечественном атомном проекте. Ему принадлежит одна из основных идей, лежащих в устройстве водородной бомбы, участвовал в экспедиции в Бразилию для проведения радионаблюдений солнечной короны, создал крупные научные школы по космофизике в Москве и по радиофизике в Нижнем Новгороде.

Виталий Гинзбург являлся автором около 400 научных статей и целого ряда книг по различным проблемам современной физики и астрофизики. Оказал огромное влияние на развитие современной физики и внес неоценимый вклад в мировую науку. На его работах выросло не одно поколение российских физиков.

В 2003 году Гинзбург, вместе с А. Абрикосовым и Э. Леггеттом, удостоен Нобелевской премии за вклад в развитие теории сверхпроводимости. Помимо науки активно занимался общественной деятельностью. Основал Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН в 1998 году.

Скончался великий физик и ученый Виталий Лазаревич Гинзбург 8 ноября 2009 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Причиной смерти стала сердечная недостаточность.

Награды Виталия Гинзбурга

орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (4 октября 2006) - за выдающийся вклад в развитие отечественной науки и многолетнюю плодотворную деятельность

орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (3 октября 1996) - за выдающиеся научные достижения и подготовку высококвалифицированных кадров

орден Ленина (04.01.1954)

2 ордена Трудового Красного Знамени (11.09.1956; 03.10.1986)

2 ордена «Знак Почета» (27.03.1954; 17.09.1975)

медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)

медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)

медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)

Ленинская премия (1966)

Сталинская премия (1953)

Нобелевская премия (2003, вместе с А. А. Абрикосовым и Э. Леггетом) - за вклад в развитие теории сверхпроводимости и сверхтекучести

Золотая медаль Королевского астрономического общества (1991)

Премия Джона Бардина (1991)

Премия Вольфа (1994/1995).

Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова (1995) - за выдающиеся достижения в области теоретической физики и астрофизики

Золотая медаль имени С. И. Вавилова (1995)

Медаль Нильса Бора ЮНЕСКО (1998)

Премия Гумбольдта (2001)

Почетный доктор Московского университета (2004).

Лауреат национальной премии «Россиянин года» (2006)

Научные работы Виталия Гинзбурга

Статьи и книги

Виталий Лазаревич Гинзбург в журнале «Успехи физических наук»
Статьи Виталия Лазаревича Гинзбурга (и о нем) в проекте Math-Net.Ru

В. Л. Гинзбург. О сверхпроводимости и сверхтекучести (что мне удалось сделать, а что не удалось), а также о «физическом минимуме» на начало XXI века // УФН. - 2004. - Т. 174. - С. 1240-1255.

В. Л. Гинзбург. Об отце и нашей семье // УФН. - 2010. - Т. 180. - С. 1217-1230.

Гинзбург В. Л. Письма к любимой. Сост. и комм. Г. Е. Горелика. - М.: Время, 2016. - 384 с.

Научная библиография

Гинзбург В. Л. О науке, о себе и о других. - 3-е изд., доп. - М.: Физматлит, 2003. - 544 с.

Гинзбург В. Л. О физике и астрофизике: статьи и выступления. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 1992. - 528 с.

Гинзбург В. Л. Теоретическая физика и астрофизика. Дополнительные главы. - 2-е изд., перераб. - М.: Наука, 1980. - 505 с.

Гинзбург В. Л. Теория распространения радиоволн в ионосфере. - М., Гостехиздат, 1949. - 358 с.

Альперт Я. Л., Гинзбург В. Л., Фейнберг Е. Л. Распространение радиоволн. М., Гостехиздат, 1953. - 884 с.

Агранович В. М., Гинзбург В. Л. Кристаллооптика с учетом пространственной дисперсии и теория экситонов. - М.: Наука, 1960. - 376 с.

Гинзбург В. Л., Сыроватский С. И. Происхождение космических лучей. - М.: Издательство АН СССР, 1963. - 385 с.

Гинзбург В. Л. Распространение электромагнитных волн в плазме. - 2-е изд., перераб. - М.: Наука, 1967. - 685 с.

Гинзбург В. Л., Рухадзе А. А. Волны в магнитоактивной плазме. - 2-е изд., перераб. - М.: Наука, 1975. - 254 с.

Гинзбург В. Л., Цытович В. Н. Переходное излучение и переходное рассеяние. - М.: Наука, 1984. - 360 с.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...