Внутренний конфликт в психологии без соплей. Внутренний конфликт


Ссора, ругань, скандал, бойкот – первое, что зачастую проходит в голову при упоминании слова конфликт. Что-то неприятное, портящее отношения. Часто это слово употребляется в политическом контексте: вооруженный конфликт. И ассоциируется с чем-то опасным, тревожным.

Если рассматривать данное понятие беспристрастно, без негативной окраски, можно сказать, что конфликт – нарушение баланса. Эта некая ситуация, которая выбивается из привычной схемы существования. Если нарушается баланс, возникает потребность вернуть его, организовать жизнь в русле привычной схемы.

То есть, конфликт – ситуация, которая наступила в результате непредсказуемого события. Это описание можно применить ко всем конфликтам в принципе, будь то конфликт организм-среда, человек-человек, человек-общество, человек-стихия.

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Целый раздел психологии занимается изучением этого явления и носит название «конфликтология». В рамках данной статьи я предлагаю рассмотреть конфликты с точки зрения их протекания и разделить на внешние и внутренние.

Внешние конфликты – конфликты организм-среда. Они происходят на границе-контакт человека с внешним миром. Нарушается равновесие во взаимодействии человек-среда. В эту группу можно отнести все конфликты, возникающие между человеком и чем-то или кем-то внешним.

Внутренние конфликты (в психологии их часто называют внутриличностными) – не что иное, как столкновение наших внутренних феноменов.

Например, убеждения, что нужно быть всегда вежливым и желание ответить хамством на хамство. Оставаясь вежливым, человек подпитывает своё убеждение, что он поступил правильно. Но испытывает неудовлетворенность от того, что не высказал своё истинное отношение, не защитил себя. В таком случае он может долго вести внутренний диалог, чтобы успокоиться и доказать самому себе, что поступил правильно.

Проблема кроется в том, что многократное повторение подобных ситуаций приводит к стойкому чувству неудовлетворенности, а порой даже к депрессии.

Часто между собой сталкиваются правила, нормы и убеждения, усвоенные с детства, и желания, которые есть у человека в текущий период.

Правильные девочки и мальчики, воспитанные хорошими мамами и папами, зачастую весьма уязвимы во взрослом возрасте. Им привили хорошие манеры, но не научили слушать себя и свои желания, отстаивать границы и защищаться.

Взлелеянные заботливыми родителями, ограждавшими их от всей жестокости и некрасивости мира, во взрослом возрасте они становятся в лучшем случае чудаками в розовых очках. Доверчивыми и наивными.
Именно их легче всего обидеть и обмануть.

И именно в них больше всего внутренних конфликтов, так как воспитание диктует, что необходимо хорошо себя вести, а реальность показывает, что не всегда это нужно. И здесь часто можно видеть неконгруэнтность – несоответствие внешних проявлений внутренним потребностям. А это не что иное, как ложь.

Ложь самому себе: хочу одно, а делаю другое. Самообман влечёт за собой обман окружающих. Именно так внутренний конфликт перерастает во внешний. Собеседник на невербальном уровне чувствует обман, подвох, ложь. И не верит в ответ.

Часто внутренний конфликт не осознается. Человек испытывает дискомфорт, но не понимает, с чем он связан. Психика находится в напряжении, необходимо снизить тревогу, но "хозяин" имеет мощные психологические защиты, препятствующие осознаванию.

И тогда появляется телесный симптом. Это то, что называется психосоматикой. Все болезни от нервов – известная фраза. И она имеет теоретическое обоснование.

Неосознаваемые проблемы ищут выход. Не находя выход в сознание, проявляются на телесном уровне. Из-за проблем в психо реагирует сома (тело). Вот и наступает психосоматический недуг, к коим относят гастриты, псориаз, экзему, язву желудка и другие болячки.

Пример из практики:

Диана, 21 год. Замужем, ребёнок, 1,5 года. Живёт в одной квартире с мужем, свекровью и двумя сёстрами мужа. Страдает хронической заложенностью носа, из-за чего вынуждена постоянно пользоваться сосудосуживающими каплями. Испытывает сильный дискомфорт.

В процессе терапии выясняется, что впервые с этой проблемой столкнулась во время беременности, на которую и списывала возникновение симптома. После родов симптом не прошёл. Выясняется, что впервые симптом обнаружился после переезда Дианы в квартиру к мужу и его родственникам.

В процессе работы «всплывают» сильные чувства к родственникам мужа. Диана описывает своё состояние: я задыхаюсь в этом доме», мне не хватает места, у меня нет своего пространства, мне чуждо и дико всё, что там есть. Затем в ходе эксперимента формулируется фраза: я не хочу дышать с ними одним воздухом.

Осознав этот момент, Диана почувствовала сильное облегчение. Постепенно симптом прошёл, так как мы начали работать над осознаванием её границ, потребностей и способами сделать свою жизнь рядом с родственниками мужа более комфортной.

Примерно через полгода с Дианой произошёл показательный случай. Она поехала на дачу со своими родителями. Обстановка была напряжённой, так как отношения с матерью у Дианы достаточно непростые. На территории родителей она вынуждена постоянно следовать правилам и делать только то, что хочет от неё мать.

Пробыв на даче целый день, Диана возвращается домой на машине через рапсовые поля. Постепенно она начинает чувствовать себя всё хуже и хуже: слезятся глаза, из носа течёт, поднимается температура. Через час, оказавшись дома, Диана чувствует себя совершенно больной. Она уверена, что испытывает острый приступ аллергии на рапс.

Но что произошло на самом деле? Типичная ситуация «удушения», навязывания чужой воли, нарушение границ вызывает сильное сопротивление. Чувства по отношению к «нарушителям» запретны, так как могут привести к сильному аффекту и скандалу. Психика давит их осознавание и последующее проявление чувств. Неосознанные феномены всплывают по знакомому маршруту – через телесный симптом. Снова заложенность носа, сопли и т.д.

В дальнейшей терапии был разработан экологичный для Дианы способ отстаивания своих границ, и симптом покинул её навсегда.

Здесь мы видим внутриличностный конфликт между потребностью заявлять о своих желаниях, отстаивать собственные границы и невозможностью говорить об этом вследствие запрета на выражение негатива и несогласия с родственниками (как собственными, так и родственниками мужа).

Клиентка в детстве имела травматичный опыт в семье, где властная мать не считалась с потребностями и желаниями детей и постоянно наказывала за непослушание. Поэтому любое несогласие с мнением членов семьи отпечаталось в психике Дианы, как чреватое наказанием.

Опасность психосоматических симптомов в том, что в случае игнорирования, они переходят полностью в тело (сома) и хронифицируются, становясь реальной болезнью, требующей медицинского вмешательства.

Также необходимо упомянуть о том, что модель поведения, усвоенная в детстве, не всегда соответствует задачам современного мира. Наши родители жили в то время, когда мир вокруг был несколько другим.

Соответственно, нас воспитывали для жизни в том обществе, которого уже нет. Поэтому стоит иногда пересматривать свои установки, правила и принципы и проверять их на соответствие реальности.

Чёткие, ригидные (малоподвижные, устоявшиеся) установки и правила создают препятствия для творческого приспособления к взаимодействию с окружающим миром. Поэтому важно пробовать, тестировать новые способы поведения, выходящие за рамки привычного с тем, чтобы ощутить полноту жизни и вздохнуть полной грудью!

Внутриличностный конфликт представляет собой противоречивое состояние человека, которое характеризуется общей усталостью, подавленностью, психологическим дискомфортом и бессилием. Внутриличностный конфликт проявляется в том, что человек не может найти равновесие внутри себя самого, верные пути решения тревожащих проблем. Создается впечатление, что его изнутри разрывает дух противоречия: он постоянно мечется в поисках подходящего варианта, но так и не может найти выхода. Каковы причины этого конфликта? Чем он характеризуется, какие существуют пути его разрешения?

Причины внутриличностных конфликтов

Конфликт, вызванный внутренними противоречиями личности, имеет свои причины. Он никогда не может появиться на пустом месте. Причин для развития внутриличностного конфликта предостаточно.

Неудовлетворенность жизнью

Первой причиной для развития конфликта с самим собой является ощущение внутренней опустошенности. У человека появляется чувство некоторой душевной безысходности, которая основывается, чаще всего, на незначительных фактах. Как правило, какие-то внешние обстоятельства способствуют развитию неверия в себя и собственные возможности, препятствуют эффективному продвижению вперед. Неудовлетворенность жизнью – это причина, по которой часто человек и не пытается ничего изменить в своем существовании. У него существует целый ряд ограничивающих убеждений, как то: «Меня никто не любит», «Я никому не интересен», «У меня нет таланта, особенных дарований»

Отсюда проистекает нежелание действовать вообще. Внутриличностный конфликт, причиной которого стала неудовлетворенность жизнью, быстро решиться не может. Человеку потребуется много времени и терпения для того, чтобы осознать собственную неустроенность, отсутствие свободной позитивной энергии.

Невозможность самореализации

Другой распространенной причиной развития внутриличностного конфликта становится невозможность жить по собственным правилам. Не у всех изначально существуют равные возможности для того, чтобы полноценно реализовать заложенный потенциал. Одному человеку мешают внешние обстоятельства. Другой человек оказывается не в силах обойти значимые препятствия на пути к цели и потому постепенно теряет ориентир. Внутриличностный конфликт есть отражение разлада с собственной сущностью. Когда человек не может понять, что для него является главным в жизни, испытывает значительные трудности с выстраиванием приоритетов, он оказывается не в силах принять верное решение.

Невозможность самореализации – это серьезная причина, препятствующая личностному росту в целом и пониманию своих сильных сторон в частности. Если человек находится в глубоком конфликте с самим собой, то ему достаточно сложно определить свои истинные ценности. В таком случае оказываются потерянными все перспективы, упускается множество возможностей, которые могли бы привести к наиболее желаемому результату.

Низкая самооценка

Нередко развитию внутриличностного конфликта способствует неадекватно заниженная самооценка. Человек по каким-то причинам перестает верить в собственные перспективы и возможности, не замечает своих сильных сторон. Обычно заниженная самооценка является следствием неправильного воспитания, когда влияние родителей становится своеобразной директивой и не подразумевает никаких альтернатив. Конфликт развивается тогда, когда личность перестает отдавать себе отчет в том, что с ним происходит, задавливает свои естественные стремления и желания. Внутриличностный конфликт, как правило, протекает на протяжении нескольких месяцев или даже лет. За этот период человек должен осознать, что с ним происходит, нащупать пути выхода из кризиса, наметить себе несколько путей продвижения в дальнейшем. Если вовремя не произойдет разрешение конфликта, связанного с собственным «я» и самореализацией, человек рискует утратить лучшую часть себя, сделаться ко всему равнодушным.

Виды внутриличностных конфликтов

К наличию любого конфликта нужно подходить как к задаче, которую необходимо решить. Виды внутриличностного конфликта показывают, что изначально явилось причиной зарождения и последующего формирования у человека значимого противоречия. В отношениях с самим собой важны различные условия, с помощью которых личность и достигает состояния целостности. К сожалению, гармонию может нарушить даже незначительное препятствие на жизненном пути.

Эквивалентный тип

Конфликт выражается в стремлении сохранить для себя значимые условия душевного спокойствия и при этом не потерять важный ориентир. Чаще всего, подобное столкновение происходит в результате назревшей необходимости осуществлять осознанный выбор между прошлым и настоящим. Конфликт заставляет личность пересматривать собственное отношение к тем или иным условиям существования. Он усугубляется тем, что возникает необходимость выбирать между двумя равнозначными ценностями. Человек иногда может подолгу находиться в размышлениях, мучительно стараясь сделать правильный шаг. Как правило, такой конфликт подразумевает, что, отдавая предпочтение одному событию, мы окончательно отвергаем другое, представляющее не менее важную значимость.

Витальный тип

Конфликт проявляет себя через неприятные обязательства, которые человек в определенный момент жизни берет на свои плечи. Витальный тип характеризуется потерей интереса к собственной личности и тем занятиям, которые прежде составляли значимую основу существования. Он не решается привычными методами воздействия на проблему. Человек вынужден долгое время пребывать в изматывающих поисках, прежде чем отважится сделать конкретный шаг. Как правило, он бывает осознанным и взвешенным. Конфликт возникает из-за того, что человеку приходится делать выбор между двумя одинаково неудовлетворяющими объектами. В большинстве случаев люди склонны минимизировать свои потери, потому предпочитают остановить внимание на меньшем зле.

Амбивалентный тип

Данный человека с самим собой подразумевает, что выбор дается сделать особенно трудно. Личность понимает, насколько серьезными могут быть последствия неправильного шага и потому очень боится возможности совершения ошибки. Амбивалентная ситуация предполагает, что результат действий чем-то притягивает и, вместе с тем, отталкивает. В любом случае личности придется преодолевать конфликт. Противоречивое состояние отнюдь не способствует развитию гармонии внутри человека. Если конфликт не будет решен вовремя, значит, проявятся дополнительные страдания по поводу какой-то скрытой внутренней нереализованности.

Фрустрирующий тип

Конфликт появляется в результате неодобрения обществом конкретных действий индивида, направленных на получение того или иного результата. Конфликт проявляется посредством невозможности для личности делать то, что представляет для нее существенный интерес. Свободы выбора здесь практически не существует. Человек, находящийся в состоянии выраженной фрустрации, обязательно пребывает в борьбе с самим собой. Невозможность решить проблему в одиночку со временем приводит к конфликту с внешним миром.

Разрешение внутриличностного конфликта

Внутриличностный конфликт – вещь чрезвычайно опасная. Во многом он часто препятствует становлению индивидуальности, раскрытию талантов и способностей. Человек, находящийся в таком состояни, часто не замечает того, что с ним происходит. Страдание постепенно становится неотъемлемой частью его привычного существования. Разрешение внутриличностного конфликта ведет к раскрытию истинных возможностей человека, способствует налаживанию отношений с близкими людьми. Вдруг появляются значимые перспективы, которые ранее почему-то не замечались. Какие пути разрешения внутреннего конфликта можно выделить?

Компромисс

Достижение компромисса с самим собой подразумевает, что человек будет постоянно работать над недостатками, пытаться всячески их искоренять. Множество конфликтов решалось с помощью компромисса. Найдите в себе те черты, которые вам самому кажутся полезными. Эти качества характера и нужно будет в себе взрастить до уверенного состояния. Конфликт минимизируется и постепенно исчезнет совсем.

Осознание своих сильных сторон

Они, несомненно, есть у каждого из нас. В большинстве случаев человек склонен не замечать собственных побед и достижений. Такой подход к жизни позволяет ему постоянно жаловаться на недостаток возможностей. Между тем, возможности скрыты везде, нужно только уметь их вовремя увидеть. Внутриличностный конфликт всегда отражает несправедливое отношение человека к собственной персоне. Проверьте себя, не умаляете ли вы своих достижений? Распознавание своих сильных сторон поможет не только решить насущный конфликт, но и качественно улучшить жизнь, внести в нее множество ярких красок. Постарайтесь выйти на позицию «Я – ценность», тогда не придется постоянно доказывать окружающим свою значимость. Родственники, коллеги, друзья издалека будут узнавать вашу личность и не позволят себе больше обидных высказываний в ваш адрес. Поверьте, сильный человек – это тот, кто смог осознать свою истинную природу, добиться уважения к самому себе. Именно за это нас и уважают окружающие.

Понимание своего предназначения

Конфликт с самим собой всегда невероятно выматывает. Это похоже на битву, в которой нет победителей. Люди подчас готовы подстроиться под требования общества и переложить на чужие плечи ответственность за собственную судьбу. Только понимание своего истинного предназначения в большей степени разворачивает человека к самому себе. Такую личность становится трудно сбить с толку, навязать ей какое-то мнение. Если вы хотите быть счастливым, найдите любимое дело, которое будет вдохновлять на новые свершения, дарить множество положительных эмоций. Полученные в результате впечатления помогут справиться с любыми трудностями, разрешить внутриличностный конфликт.

Таким образом, в конфликте всегда заключена возможность личностного роста. Чем больше усилий по преодолению противоречия мы прилагаем, тем заметнее будет конечный результат. Для человека крайне важно вовремя суметь разобраться со своими внутренними конфликтами затем, чтобы полноценно двигаться вперед и идти по жизни с высоко поднятой головой.


1. Противоречия в организме. Т.е. хронические болезни. В наше время вряд ли в мире найдется хоть один полностью здоровый индивид. Но, если у тебя нет генетических аномалий, и твой возраст не слишком почтенный – вполне реально добиться хотя бы того, чтобы твое тело не создавало постоянных неудобств самому себе. Здоровый образ жизни; сбалансированное питание (только натуральные продукты, никаких консервов и суррогатов); внимание к своему здоровью; знание особенностей своего тела и критическое отношение к общим рекомендациям типа физических упражнений и раздельного питания, которые полезны далеко не каждому; – и результат не заставит себя ждать.

2. Противоречия в личности. Это – самый многообразный вид противоречий. Личность не является монолитным целым; в ней можно выделить четыре составляющие:

Ид – подсознательная биологическая (животная) сущность: физиологические потребности, инстинкты и т.п.;

Эго – сознательная разумная сущность: осознание внешнего мира, мышление, воля;

Суперэго – заготовленные варианты действий в стандартных ситуациях;

Суперид – подсознательные установки, внушенные в детстве модели поведения, коллективное бессознательное.

Почти у каждого человека имеются конфликты между разными составляющими его личности, обычно между Эго и Суперид, а также между Ид и Суперэго. Эго хочет занять сидячее место в автобусе, но его тормозит Суперид с установкой, что надо уступать старикам – вот и приходится стоять. При этом Ид хочет потискать симпатичную девушку, стоящую рядом, но Суперэго говорит, что этого делать не следует…

Распределение характеристик индивида между четырьмя составляющими личности не является постоянным, заданным раз и навсегда. Так, часто повторяющиеся сознательные действия становятся подсознательными. Если Эго все время хочет выпить, то рано или поздно это желание переходит в Ид, и это называется алкоголизм. Если ребенку сто раз вдалбливают установку Суперэго о том, что надо уступать место старикам – она становится подсознательной и переходит из Суперэго в Суперид. В то же время, вполне возможен и обратный переход: осознание подсознательных побуждений и контроль над ними. Именно таким образом люди, например, бросают курить. И таким же образом индивид может достичь гармонии внутри своей личности.

Для начала нужно узнать и полюбить себя. Незнание себя и отвращение к каким-то сторонам своей личности – вот основная особенность человека социального. Ничего удивительного: если бы человек знал реальные причины всех своих поступков и любил себя во всех своих проявлениях – он бы перестал быть социальным, поскольку социум весьма далек от гармонии. Поэтому популярные книги по психологии не требуют, чтобы человек узнал себя; их рекомендации сводятся, фактически, к подгонке Эго под Суперэго и Ид под Суперид. Наша же задача – примирить конфликтующие стороны внутри нашей личности, а не подавить одну из них. Поэтому нужно получше узнать каждую из сторон, понять ее устремления и построить разумные отношения между ними.

Трудно сформулировать в двух словах какие-то конкретные рекомендации на этот счет: это тема для большой книги. Единственное, что хочется посоветовать: следуйте своей индивидуальности, а не каким-то схемам и шаблонам.

3. Противоречия в мировоззрении. Возникают они от некритичного восприятия идей из внешнего мира. Например, человек считает, что к каждому нужен индивидуальный подход, но при этом судит о других людях по цвету кожи или иным неиндивидуальным факторам. Просто где-то он услышал про индивидуальный подход, и ему понравилось. Еще он встречал шаблонные мнения о разных расах, и ему тоже понравилось. А мысль о том, что одно с другим слабо совместимо, в голову как-то не пришла.

Надо создать свою собственную философию вместо бесформенного набора идей. Это и интересно, и полезно для достижения гармоничности. А также для того, чтобы лучше познать себя: почему именно такие идеи вызывают у тебя симпатию. Между прочим, противоречия в мировоззрении могут также провоцировать конфликт внутри личности, так как они создают взаимоисключающие установки Суперэго.

Кроме того, мировоззрение индивида меняется со временем, и это вполне естественный процесс развития. Не следует пытаться быть "последовательным" и цепляться за старые идеи, которые противоречат новым. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.

4. Противоречия в образе жизни. Они возникают тогда, когда человеку хочется кем-то быть, но он еще не решил – кем. Поэтому в разных ситуациях он играет разные роли. Но поскольку каждая роль требует каких-то внешних особенностей, получается забавный гибрид вроде панка в пиджаке и галстуке…

Вывод очевиден: нужно быть самим собой. Для чего опять-таки нужно знать – кто ты.

Чтобы быть яркой личностью, совсем не обязательно носить ирокез или еще как-то выделяться внешне.

Конечно, жизнь среди общества иногда требует играть общественные роли. Но при этом всегда надо четко осознавать: где ты – "настоящий", а где – притворяешься другим для пользы дела (контролируемая глупость , по Кастанеде).

5. Противоречия между организмом и личностью. Т.е. неадекватная оценка личностью физических возможностей организма. Например, человек почему-то считает себя музыкантом или художником и упорно пытается реализовать себя в этом качестве, несмотря на то, что соответствующих способностей у него на самом деле нет.

Чтобы такое противоречие не возникало, нужно хорошо знать себя. В частности, знать: а) на что я способен сейчас, б) чего я потенциально могу достичь в будущем, в) чего я не смогу достичь, даже если потрачу на это всю жизнь.

Развитие – это движение от (а) к (б), а не бесполезная трата сил на попытки добиться целей, которые не оправдывают затраченные средства или средств для которых не имеется.

6. Противоречия между организмом и мировоззрением. Очень распространенная и чрезвычайно неприятная форма внутренних противоречий, когда из мировоззрения человека следует неприязнь к собственному телу и его потребностям либо непонимание их. Почти все массовые религии создают это противоречие. Впрочем, если ты не являешься приверженцем таких религий – это еще не значит, что это противоречие обошло тебя стороной. Идея о том, что "разумное существо" должно подавлять свои инстинкты (вместо того, чтобы просто контролировать их), также широко распространена. Вегетарианство и различные системы "правильного питания" также могут создать этот вид противоречий, поскольку подходят далеко не для каждого. А у гармоничного индивида любовь к своему телу и знание своих индивидуальных особенностей являются одними из базовых пунктов его личной философии.

Реальная жизнь гораздо сложнее грубых схем, которые на нее примеряет общество.

Кроме того, времена меняются, и современному человеку требуется для жизни совсем не то, что требовалось его предкам, жившим в первобытном обществе.

7. Противоречия между организмом и образом жизни. Тоже частое явление. Например, человек знает, что у него имеется генетическая предрасположенность к раку легких – и, тем не менее, курит. Причиной может быть недостаточная сила воли, но чаще всего – наплевательское отношение к своему телу, сформировавшееся под влиянием монотеистической морали. Про любовь гармоничного индивида к своему телу уже говорилось неоднократно. Смысл жизни не в том, чтобы пить, курить или поступать как все. Вполне реально избегать того, что тебе явно вредно, опять-таки, не перегибая палку (здоровому человеку и выпить можно).

8. Противоречия между личностью и мировоззрением. Они возникают, когда человек стремится сохранить в неизменности свое старое мировоззрение, в то время как его личность уже изменилась. К примеру: родители внушили ему в детстве идеи марксизма-ленинизма вкупе с мыслью, что, если он от этих идей отойдет – то тем самым предаст своих родителей и т.п.; вот он и продолжает все толковать под углом этих идей, хотя его внутренняя сущность протестует против этого…

Но все же чаще наблюдаются противоречия между личностью и декларируемым , а не реальным, мировоззрением. Например, человек хочет показаться сильным в глазах окружающих и поэтому проповедует идею "абсолютно свободного" общества, живущего по закону джунглей. Однако, при этом упускает тот факт, что сам он в таком обществе не выжил бы.

Лучший способ проверить идеи на соответствие их личности автора – применить их к нему самому. Особенно часто не соответствуют личности те идеи, которые заимствованы из внешнего источника. В то время как реальное мировоззрение гармоничного индивида формулируется им самим.

9. Противоречия между личностью и образом жизни. Нельзя назвать гармоничным того, кто испытывает глубокое отвращение к работе, на которую ходит каждое утро. Наша жизнь далеко не всегда нравится нам, но обычно это обусловлено тем, что мы не прикладываем достаточно усилий для того, чтобы изменить ее в нужную нам сторону. Психологи советуют менять не жизнь, а отношение к жизни ("Наша жизнь – это то, что мы думаем о ней" © Д.Карнеги), но это приемлемо только в том случае, если отрицательное отношение к своей жизни вызвано каким-нибудь неврозом, т.е. конфликтом внутри личности. Если же личность уже гармонизирована, то логичнее изменить образ жизни, чем подстраивать гармоничную составляющую индивидуальности под негармоничную.

Другая разновидность противоречий между личностью и образом жизни – постоянное стремление что-то кому-то доказать или сделать ему назло. Оно возникает из-за подверженности влиянию окружающих. Для избавления от такой проблемы достаточно осознать этот факт и понять, что призрачная "борьба" с окружающими поглощает время и силы, которые можно было бы потратить на достижение своих личных целей.

10. Противоречия между мировоззрением и образом жизни ("сапожник без сапог") Сплошь и рядом мы видим, как сторонники определенной философии не спешат в своей жизни следовать ей. Пропагандист "духовных ценностей" тратит 99% своих усилий на зарабатывание денег; поющий оды свободе и независимости сам зависит от всех и вся; и т.д. Разгадка проста: их философия предназначена для других, а не для себя; свое же личное мировоззрение они так и не выработали.

Обратите внимание на закономерность: наиболее важным фактором является организм, далее в порядке убывания важности идут личность, мировоззрение и образ жизни.

Поэтому противоречия между ними разрешаются в пользу более важного фактора: конфликт организма и мировоззрения – в пользу организма, конфликт личности и образа жизни – в пользу личности, и т.д. Общество же придерживается прямо противоположного порядка ценностей: для него самое важное – чтобы человек вел определенный образ жизни, потом – чтобы его мировоззрение находилось в заданных обществом рамках, личностью человека общество почти не интересуется, а на его организм обществу вообще наплевать.

Сведем воедино идеи и конкретные рекомендации по достижению гармоничности: знать себя; любить свое тело; иметь в своей личности некую границу, за которую не пропускается влияние окружающих; выводить подсознательные стремления под контроль сознания; выработать собственную философию; любые свои философские идеи "испытывать на себе"; критически относиться к любым неиндивидуальным рекомендациям; быть самим собой, не играть роли без крайней необходимости; жить для себя, а не назло другим; развивать свои потенциальные способности; соизмерять цели и средства; избегать крайностей и экстремизма; жить так, чтобы быть в целом довольным своей жизнью.


Взаимодействие гармоничного индивида с внешней средой. Взаимодействия индивида с внешней средой суть взаимодействия двух систем разного порядка. Соответственно, каждая из этих систем может быть гармоничной либо негармоничной. Таким образом, возможны 4 типа взаимодействий.

Негармоничный индивид + негармоничная среда. Это либо битва не на жизнь, а на смерть, либо, как ни странно, конструктивное взаимодействие вплоть до гармонизации – в том случае, если этот индивид и эта среда, что называется, созданы друг для друга. Есть также вариант, что эти системы просто не пересекутся.

Гармоничный индивид + гармоничная среда. Либо они будут взаимодополнять и взаиморазвивать друг друга, и тогда индивид в среду впишется и будет членом гармоничной группы, – либо же они, как параллельные прямые, просто не пересекутся. Если гармоничный индивид наблюдает гармоничную среду, в которой не видит ниши для себя – повернется он к такой среде тылом и пойдет создавать себе иную среду, которая ему требуется.

Гармоничный индивид + негармоничная среда. Наиболее актуальный для нас случай. Здесь все будет зависеть от объема и от степени дисгармонии среды, с одной стороны, и от личной силы индивида, с другой. Если: а) среда невелика (например, рабочий коллектив численностью порядка 10 человек), б) конфликт внутри нее не серьезный, и в) индивид оценивает свои ресурсы как достаточные для гармонизации и результат такой гармонизации как целесообразный, – он ради своих личных целей может заняться гармонизацией. Иногда гармоничному индивиду достаточно войти в такую среду, чтобы она гармонизировалась просто от его присутствия. Но если между элементами среды возникает понятийный конфликт или конфликт целей, или если охват среды взаимодействия слишком широк, то самое разумное – свести взаимодействие со средой к минимуму, и пусть она грызет сама себя. Приспосабливаться к жизни в такой среде равнозначно самоотравлению.

Общество в целом нельзя рассматривать как единую среду, потому что оно весьма неоднородно, и разные группы людей сильно отличаются по параметру гармоничности.

Поэтому наиболее естественным для гармоничного индивида будет выбрать группу, с которой он максимально гармонирует сам и по возможности внутренне гармоничную.

При контактах с другими группами людей гармоничный индивид избирает такие способы взаимодействия, которые способствуют взаимной гармонизации и избегает того, что привело бы к обратному эффекту. То есть: 1) гармоничный индивид находит способ либо гармонизировать окружение, либо свести к минимуму дисгармонизирующее влияние окружения на себя; 2) гармоничному индивиду не свойственно конфликтовать с дисгармоничным по отношению к нему окружением, жаловаться на окружение, списывать на него свои проблемы и неудачи.


Мировоззрение гармоничного индивида. Мировоззрение – способ личности воспринимать окружающий мир. Именно личности: коллективных мировоззрений быть не может. Мировоззрения двух гармонирующих друг с другом людей могут быть очень сходными, но не могут быть идентичными по определению. И даже у разных последователей одной и той же тоталитарной идеологии взгляд на мир хоть немного, но различается.

Сама мысль об индивидуальном характере мировоззрения выглядит непривычной для среднего человека, поскольку мировоззрения большинства людей сформированы под сильным эгрегорным влиянием. Это влияние затрагивает: с одной стороны – саму личность, внося в ее сознание и подсознание запрограммированные схемы реакции на сигналы определенного рода; с другой стороны – восприятие личностью информации из внешнего мира. Сильно промодулированный эгрегором человек может "не видеть" фактов, ставящих под сомнение навязанные ему эгрегором идеи, и в типовых ситуациях выдавать одни и те же предсказуемые реакции.

Точно так же, как не могут быть тождественны мировоззрения разных личностей, не может быть абсолютного непротиворечия между индивидом и эгрегором. Поэтому любое одностороннее эгрегорное влияние вносит дисгармонию в личность, которая влечет за собой и противоречия в мировоззрении.

Таким образом, для достижения полной гармонизации личности человек должен уметь регулировать степень влияния эгрегоров на себя, создавая уравновешивающий фактор (взаимно компенсирующее влияние нескольких эгрегоров). Только при этом условии его мировоззрение будет гармоничным.

В мировоззрении можно выделить 4 составляющих, базирующихся на соответствующих элементах личности: 1) Эго-мировоззрение – то, что называется жизненной философией: картина мира, объяснение происходящих в нем процессов, мнение о собственном месте во внешней среде. 2) Ид-мировоззрение – подсознательная часть мировоззрения, проявляющаяся главным образом в экстремальных ситуациях: например, при встрече с фактами, ставящими под сомнение какие-то положения эго-мировоззрения. 3) Суперэго-мировоззрение – совокупность способов выражения мировоззрения в контактах с внешним миром: понятия чести, достоинства и т.п., или же отсутствие таковых понятий:-) 4) Суперид-мировоззрение – подсознательные симпатии и антипатии к людям определенного склада, фактам из определенных областей и идеям определенного толка.

Противоречия между разными составляющими мировоззрения являются, как правило, отражением соответствующих противоречий в личности. Например, если называющий себя атеистом любит общаться с попами и обсуждать с ними "Библию" – это говорит не только о противоречии между Эго- и Суперид-мировоззрением, но и о личностных противоречия между Эго и Суперид.

Но если личность в принципе может быть внутренне непротиворечивой, то мировоззрение всегда содержит в себе противоречия, т.к. из внешнего мира постоянно поступает новая информация, которая не была учтена при формировании нынешнего мировоззрения. Поэтому гармоничным мы назовем не абсолютно непротиворечивое мировоззрение (возможность существования которого противоречила бы теореме Геделя о неполноте), а способное к устранению внутренних противоречий в себе. Т.е. гармоничное мировоззрение – это по определению мировоззрение постоянно развивающееся. По той же причине у гармоничного мировоззрения не может быть конечной цели, после достижения которой его существование теряет смысл. Но оно эволюционирует по мере достижения текущих целей.

Подобно тому, как гармоничная личность не стремится к конфликту с окружающими, – гармоничное мировоззрение так же не является антагонистичным по отношению к другим мировоззрениям. Носитель гармоничного мировоззрения по собственной инициативе вступает в конфликт (в том числе – идейный) тогда и только тогда, когда целью является само по себе приобретение опыта конфликтного взаимодействия.

Все прочие цели достигаются им путем установления взаимовыгодных взаимодействий либо оптимизации существующих.

Декларируемые идеи не всегда являются отражением реального мировоззрения, и такое противоречие – не обязательно признак негармоничности мировоззрения. Можно десять минут подекларировать чуждые тебе ценности, если жизненная ситуация того требует. Разница между гармоничным и негармоничным индивидом (и, как следствие – гармоничным и негармоничным мировоззрением) в том, что гармоничная личность с гармоничным мировоззрением всегда четко осознает: что есть ее собственное мировоззрение, а что – приятные слова для окружающих. Благодаря этому гармоничное мировоззрение способно мирно сосуществовать с любыми другими мировоззрениями, в том числе даже враждебными по отношению к самой идее гармоничности. Столкновение с негармоничным мировоззрением окружающих неспособно разгармонизировать гармоничное мировоззрение.

В гармоничном мировоззрении диалектические противоположности (Материя – Дух, Порядок – Хаос и т.д.) равноправны, т.е. ни одна из них не считается первичной, более важной или той, которая в конце концов победит – противоположности находятся в состоянии динамического равновесия. Более того: каждая из них рассматривается не как дискретная пара, а как единая непрерывная координата информационного пространства.


Гармоничная группа индивидов. Гармоничной следует считать такую группу индивидов, в которой каждый из них находится на своем месте, где он уникален и не заменим никаким другим членом (но может быть заменен несколькими членами с помощью перераспределения обязанностей).

При этом деятельность каждого индивида не идет вразрез с задачами группы в целом.

И тут сразу встает вопрос об иерархии и управлении. Но встает только у людей, потому что в мире, в природе – все гораздо естественнее. Если живая клетка гармонична, то там каждый органоид выполняет свою функцию, которая определяется его параметрами, и не претендует на функцию другого органоида. А если вдруг такое происходит, то возникает заболевание – например, раковая опухоль. Люди же склонны заниматься не своим делом: ради повышения собственной значимости, упоения властью, проявления стадного инстинкта – в общем, из-за собственной негармоничности; соответственно, группу, состоящую из таких людей, также нельзя назвать гармоничной.

Рассмотрим ситуацию с лидерством в гармоничной группе. Почему-то принято считать, что лидер в группе всегда единственный, "герой должен быть один". Однако, такой подход биологически неверен. В организме за рост, развитие и поддержание гомеостаза отвечает не один только мозг, а несколько систем. Также и в группе существуют разные типы лидеров, берущие на себя управление в соответствующих ситуациях, поскольку лидерство требует применения совершенно различных психических функций, которые не могут быть одинаково сильно развиты у одного и того же индивида. Эти функции – следующие:

логика абстрактное мышление, построение систем и теорий, планирование, решение вопроса о целесообразности тех или иных действий;

этика – умение понимать чувства и настроение людей, регулировать психологический климат и взаимоотношения в группе, управлять настроением других;

сенсорика – сила воли, активность, целеустремленность, а также представление о красоте и совершенстве;

интуиция – изобретательность, смелость, способность оценивать потенциальные возможности и принимать правильные решения при нехватке информации.

Соответственно, в гармоничной группе присутствуют четыре лидера:

перманентный биологический лидер . Наиболее развитая функция – сенсорика. В природе (и в группе индивидов) всегда есть тот, кто органически предназначен вести за собой, управлять процессом достижения целей.

планирующий лидер . Наиболее развитая функция – логика. Этот никого никуда не ведет. Он определяет ориентиры и цели движения и находится, как правило, за кулисами. Он не управляет – он направляет.

лидер-модератор . Наиболее развитая функция – этика. Он дипломат, способен взять на себя ответственность по примирению (т.е. гармонизации отношений) как в самой группе, так и группы с внешним миром.

критический лидер . Наиболее развитая функция – интуиция. Он берет на себя ответственность в критической ситуации и выводит из нее группу, после чего снова уходит в тень перманентного лидера.

Естественно, в гармоничной группе каждый индивид также должен быть гармоничным: заниматься своим, а не чужим делом; не пытаться решить свои личные проблемы за счет группы; четко понимать – чем он может быть полезен группе и чем группа полезна ему. Можно сказать, что гармоничность группы не может быть выше, чем у наименее гармоничного индивида, входящего в ее состав.


Признаки недостаточной гармоничности 1. Явные проявления внутреннего конфликта


Бросание из крайности в крайность – представление, что в любой ситуации есть только два прямо противоположных варианта действий, и никакие промежуточные решения и компромиссы невозможны. Неприятие человеком одного из этих вариантов приводит к тому, что он автоматически и без раздумий избирает другой. Например, заметив у себя скрытые гомосексуальные насклонности и не приняв их, становится яростным противником гомосексуализма.

Зацикленность – стремление к повторению уже неоднократно совершенного действия несмотря на то, что оно не приносит удовлетворительного результата.

Человек многократно пытается добиться цели одним и тем же способом, который все время приносил неудачу; или в тысячный раз доказывает окружающим свое мнение по какому-то вопросу, хотя оно всем уже давно известно. Страсть к коллекционированию, превышающая всякие рациональные и эстетические пределы, тоже является зацикленностью.

"Пунктик" – неадекватная реакция на определенный вид внешнего воздействия. Человек неожиданно эмоционально реагирует на какое-то слово, промелькнувшее в разговоре, или на событие, не имеющее к нему никакого отношения.

Он начинает или что-то с жаром доказывать окружающим, или совершать какие-то действия, не связанные логически с ситуацией. Примером "пунктиков" являются также народные приметы типа черной кошки или пустого ведра.


2. Самообман


Предубежденность ("Я Пастернака не читал, но осуждаю!") – наличие заранее сформированного шаблонного мнения об определенной области знания или сфере жизни. Любое сообщение, относящееся к данной области, человек либо некритично принимает на веру, либо с порога отвергает, не утруждая себя тем, чтобы разобраться в сути вопроса. Такие люди часто вступают в движения сторонников или противников чего-то, удивляя своим невежеством в отношении того, за что или против чего они борются.

Рационализация – постоянное стремление человека доказывать себе и другим, что его действия были продиктованы разумом, а не внешними обстоятельствами, и что получившийся результат – это именно то, к чему он стремился. Классический пример – басня "Лиса и виноград". Другой вариант – представление случайно получившегося положительного результата как великой победы, к которой с самого начала целенаправленно стремились.

Проекция – приписывание своих проблем и слабостей другим, акцентирование их действительного наличия у окружающих, с подсознательным намерением скрыть их присутствие у себя. Например, старики, осуждая молодежь за "распущенность" и "аморальность", на самом деле проецируют свои собственные подсознательные желания, которые они не имеют сил реализовать.

Маниловщина – чрезмерное увлечение фантазиями и составлением планов в ущерб их практической реализации. Часто можно наблюдать в Интернете: начинающий вебмастер подробно расписывает – какую кучу информации он собирается в будущем выложить на сайт. Но идут недели, месяцы, годы, а обещанное так и не появляется.

3. Неспособность гармонировать с окружением


Конфликтомания – склонность во всем видеть конфликт и создавать его самому, если такового не наблюдается. Человек рассматривает любую ситуацию как конфликт и четко становится в этом конфликте на чью-то сторону, стремясь уничтожить другую. Свои отношения с окружающими он рассматривает как борьбу, в которой надо победить. Любая дискуссия переходит в словесную войну, в которой представляется возможной только победа одной из сторон, но никак не нахождение точек соприкосновения взглядов.

Позерство – стремление выглядеть кем-то в глазах других вместо того, чтобы реально быть таковым. Человек стремится к тому, чтобы окружающие имели о нем более высокое мнение, чем его собственное мнение о себе. Он в любой ситуации старается продемонстрировать окружающим свою силу и "крутость", превосходство над ними. Также он приписывает себе обладание способностями, наличие которых окружающим проверить трудно; рассказывает небылицы о своих подвигах; презрительно относится к тем, кто не скрывает своих слабостей.

Подражание и конформизм – стремление человека придерживаться взглядов и вкусов, разделяемых большинство членов группы, в которую он входит, а также стремление повторять за ними те действия, которые вызвали одобрение у других членов группы. Происходит из-за неумения найти для себя естественное место в группе, а также из-за желания снять с себя ответственность за свои действия.


Как измерить гармоничность. Гармоничность – не абстрактное понятие, а вполне ощутимое свойство личности, которому можно дать количественную характеристику. Эта характеристика близка по смыслу к коэффициенту полезного действия, которым характеризуются машины и механизмы. Степень гармоничности тем выше, чем больше психической энергии индивид выделяет на свои собственные цели и потребности, а не на что-то постороннее.

Уровень психической энергии индивида можно определить по его обычному естественному настроению. Для измерения настроения существует количественная характеристика, так называемая шкала эмоциональных тонов Рона Хаббарда, которая приводится в таблице. (Изучавшие дианетику могут сказать, что приводимая шкала немного отличается от той, которую приводит Хаббард. Мы кое в чем не согласны с ним, и, полагая себя не глупее Хаббарда, считаем целесообразным отнестись к дианетике не как к законченной истине, а как к исходному пункту для самостоятельных размышлений.) Настроение Тон Сущность Мироощущение абсолютное спокойствие +6,0 Осознание собственного совершенства Ощущение достигнутого совершенства П



экстаз +5,5 Слияние с совершенством наслаждение +5,2 Возбуждение от соприкосновения с совершенством эстетическое удовлетворение +5,0 Созерцание совершенства Потребность в достижении совершенства воодушевление +4,8 Предчувствие приближения к совершенству вдохновение +4,5 Желание привнести совершенство в мир энтузиазм +4,0 Желание изменить к лучшему себя и окружающих Потребность в развитии интерес +3,5 Желание изменить себя к лучшему веселье +3,1 Удовлетворение от изменения жизни к лучшему консерватизм +3,0 Желание сохранить удовлетворительное состояние жизни Потребность в сохранении существующего порядка С

довольство +2,8 Заинтересованная удовлетворенность жизнью отсутствие интереса +2,6 Пассивная удовлетворенность жизнью скука +2,5 Однообразная удовлетворенность жизнью в целом грусть +2,2 Неполная удовлетворенность жизнью антагонизм +2,0 Рассмотрение окружающих как причины неудовлетворенности жизнью Потребность в конфликте с внешним миром боль +1,8 Постоянное неудовольствие из-за окружающих гнев +1,5 Явно выраженная неприязнь к окружающим ненависть +1,4 Скрываемая неприязнь к окружающим С

негодование +1,3 Признание факта опасности, исходящей от окружающих отсутствие сочувствия +1,2 Отношение к окружающим как к источнику опасности скрытая враждебность +1,1 Учет возможной опасности от окружающих страх +1,0 Ожидание опасности и нехватка сочувствия Потребность в эмоциональной поддержке от внешнего мира сочувствие +0,9 Стремление обменять сочувствие на сочувствие задабривание +0,8 Стремление обеспечить сочувствие себе в будущем горе +0,5 Стремление получить сочувствие заглаживание вины +0,3 Стремление выторговать сочувствие самоунижение +0,2 Настойчивое выклянчивание сочувствия жертва +0,1 Стремление получить сочувствие любой ценой апатия 0,0 Полное безволие Полное отсутствие потребностей жалость -0,1 Желание привлечь внимание своей беспомощностью Потребность быть объектом чужой воли Р

стыд -0,2 Явное выражение своей беспомощности повиновение -0,7 Желание быть орудием в чужих руках поклонение -1,0 Поиск смысла своего существования в подчинении чужой воле самообвинение -1,1 Сомнение в целесообразности своего существования Потребность в прекращении своего существования раскаяние -1,3 Признание нецелесообразности своего существования безрассудство -1,6 Поиск возможности прекратить свое существование аутоагрессия -1,8 Постепенное прекращение своего существования суицидальность -2,0 Желание мгновенно прекратить свое существование страх смерти -2,2 Сомнение в способности прекратить свое существование Бессилие прекратить свое существование ничтожество -2,5 Осознание нецелесообразности как своего существования, так и его прекращения полный провал -3,0 Осознание неспособности прекратить свое существование


Небольшие пояснения к таблице. Тоны не дискретны, а плавно переходят один в другой. Целочисленные значения соответствуют точкам, в которых изменяется мироощущение индивида. Особые точки шкалы: +3,0 – граница между прогрессом и стагнацией; +1,5 – точка баланса сил между индивидом и окружающими; 0,0 – граница между стагнацией и регрессом, а также между волей к жизни и волей к смерти;

Гармоничными следует признать значения эмоционального тона выше +3,0.

Почему выше +3,0, а не выше +2,0? В принципе, скука и консерватизм – это тоже в каком-то роде гармония. Но она остается таковой только до тех пор, пока сохраняются удовлетворяющие индивида внешние условия. То есть эмоциональные тоны +2,1…+3,0 являются неустойчивыми, т.к. мир все время меняется. Поэтому только тон выше +3,0 означает устойчивое гармоническое состояние.

Это не означает, что гармоничный индивид никогда ни с кем не конфликтует, если его эмоциональный тон равен, допустим, +3,5. Тон характеризует естественное состояние, т.е. состояние, в котором этот индивид просыпается утром, когда он здоров. Если необходимо, он может перейти в тон +2,0 или +1,5, но это

сознательный и временный переход для выполнения конкретной задачи. После того, как задача выполнена, гармоничный индивид возвращается в свой естественный тон +3,5, в то время как негармоничный постоянно находится в низком эмоциональном тоне. Т.е. для гармоничного индивида конфликт с окружением – досадное происшествие, отвлекающее его от основного дела, а для негармоничного этот конфликт как раз и является смыслом жизни. Соответственно, отличаются и жизненные установки: гармоничный индивид стремится реализовать себя в том, что ему интересно, а негармоничный – кому-то что-то доказать (чаще всего – свое воображаемое превосходство).

Отметим также особенность низкого эмоционального тона (до +3,0 включительно) – зависимость от внешнего мира. Недостаточно гармоничному человеку требуется определенное воздействие со стороны окружения, чтобы он не скатился еще ниже по шкале тонов.


*** Таким образом, гармоничность – состояние весьма полезное как для максимальной реализации способностей индивида, так и для эффективной работы группы индивидов.

Гармоничность характеризуется конкретными признаками и имеет численное выражение.

Это позволяет оценить степень собственной гармоничности/негармоничности и при желании – поработать над собой, чтобы достичь большего.


| |

Внутриличностный конфликт – это сложно разрешаемое противоречие, происходящее внутри личности. Внутриличностный психологический конфликт переживается индивидом как серьезная проблема психологического содержания, которая требует скорого разрешения. Данная разновидность конфронтаций способна одновременно ускорить процесс саморазвития, вынудив личность мобилизовать собственный потенциал, и нанести вред индивиду, затормозив процесс самопознания и загнав в тупик самоутверждение. Внутриличностный конфликт возникает в условиях, когда в человеческом разуме между собой сталкиваются равновеликие по значимости и противоположные по направленности интересы, влечения, потребности.

Понятие внутриличностного конфликта

Внутренним противоборством личности называется конфронтация, зарождающаяся внутри психики личности, которая являет собой столкновение разноречивых, нередко противоположно направленных мотивов.

Данной разновидности конфронтации свойственен ряд специфичных особенностей. Особенности внутриличностного конфликта:

  • необычная структура конфликта (внутриличностное противостояние не имеет субъектов взаимодействия, представленных отдельными личностями либо групп людей);
  • латентность, заключаемая в сложности выявления внутреннего противоречия, поскольку часто индивид не осознает, что пребывает в состоянии конфронтации, также он может прятать собственное состояние под маской или активной деятельности;
  • специфичность форм проявления и протекания, поскольку внутреннее противоборство протекает в виде сложных переживаний и сопро­вождается: , депрессивными состояниями, стрессом.

Наиболее активно проблема внутриличностного конфликта разрабатывалась в западной психологической науке. Его научное обоснование неразрывно связано с основоположником психоаналитической теории З. Фрейдом.

Все подходы и концепции внутриличностного конфликта обусловлены спецификой понимания содержания и сущности личности. Поэтому, отталкиваясь от пониманий личности, сложившихся в разных психологических школах, можно выделить несколько основных подходов к рассмотрению внутреннего противоборства.

Фрейд приводил доказательства биопсихологического и биосоциального содержимого внутриличностного противостояния. По сути своей человеческая психика противоречива. Ее работа связана с неизменным напряжением и преодолением конфликта, возникающего между биологическими желаниями и социокультурными устоями, между бессознательным содержимым и сознанием. Именно в противоречии и неизменном противоборстве заключается вся суть внутриличностной конфронтации, согласно концепции Фрейда.

Дальнейшее развитие описанная концепция получила в трудах его приверженцев: К. Юнга и К. Хорни.

Немецкий психолог К. Левин выдвинул собственную концепцию внутриличностного конфликта под названием «теория поля», согласно которой внутренний мир индивида попадает одновременно под воздействие полярно направленных сил. Человеку приходится выбирать из них. Обе такие силы могут быть положительными или отрицательными, также одна из них может быть отрицательной, а другая положительной. Главными условиями зарождения конфликта К. Левин считал паритетность и равную значимость таких сил для индивида.

К. Роджерса полагал, что зарождение внутреннего конфликта обусловлено несоответствием представлений о себе субъекта и его пониманием идеального «Я». Он был убежден, что такая рассогласованность может спровоцировать серьезные расстройства психической деятельности.

Большой популярностью пользуется концепция внутриличностной конфронтации, разработанная А. Маслоу. Он утверждал, что структура базируется на иерархии потребностей, высшей из которых потребность в . Отсюда основная причина зарождения внутриличностных конфликтов заключается в разрыве между стремлением к самореализации и достигнутым результатом.

Среди советских психологов, привнесших существенный вклад в разработку теорий конфронтаций можно выделить концепции внутриличностного конфликта А. Лурии, В. Мерлина, Ф. Василюка и А. Леонтьева.

Лурия рассматривал внутриличностное противостояние в качестве столкновения двух противоположно направленных, но равных по силе, тенденций. В. Мерлин – в качестве следствия неудовлетворения глубоких актуальных личностных мотивов и отношений. Ф. Василюк – как противостояние двух внутренних мотивов, отображающихся в сознании личности индивида в качестве самостоятельных противопоставленных ценностей.

Проблема внутриличностного конфликта рассматривалась Леонтьевым в качестве вполне нормального явления. Он считал, что внутреннее противостояние свойственно структуре личности. Всякая личность по своему устройству противоречива. Зачастую разрешение таких противоречий совершается в простейших вариациях и не ведет к появлению внутриличностного конфликта. Иногда разрешение конфликта выходит за границы простейших форм, становясь главным. Следствием этого и становится внутриличностное противостояние. Он считал, что внутренний конфликт – это результат борьбы ранжированных по иерархии мотивационных курсов личности.

А. Адлер считал базисом для зарождения внутренних конфликтов «комплекс неполноценности», который возникает в детском возрасте под давлением неблагоприятной социальной среды. Кроме того, Адлер также выделил основные методы разрешения внутреннего противостояния.

Э. Фромм, объясняя внутриличностную конфронтацию, предложил теорию «экзистенциальной дихотомии». Его концепция гласила, что причины внутренних конфликтов кроются в дихотомичной природе индивида, которая обнаруживается в проблемах бытия: проблеме ограниченности жизни человека, жизни и смерти и пр.

Э. Эриксон в собственной концепции стадий психосоциального формирования личности, выдвинув идею, что каждый возрастной этап знаменуется благоприятным преодолением кризисного события либо неблагоприятным.

При успешном выходе происходит позитивное личностное развитие, ее переход в следующий жизненный период с полезными предпосылками для его благоприятного преодоления. При неуспешном выходе из кризисной ситуации индивид переходит в новый период собственной жизни с комплексами предыдущего этапа. Эриксон считал, что пройти все этапы развития благополучно практически невозможно, поэтому у каждого индивида вырабатываются предпосылки для зарождения внутриличностного противостояния.

Причины внутриличностного конфликта

Внутриличностный психологический конфликт имеет три вида причин, провоцирующих его возникновение:

  • внутренние, то есть причины, таящиеся в противоречиях личности;
  • внешние факторы, обусловленные статусом индивида в социуме;
  • внешние факторы, обусловленные статусом личности в определенной социальной группе.

Все перечисленные виды причин взаимосвязаны, а их дифференциация считается довольно условной. Так, например, внутренние факторы, вызывающие конфронтацию, являются результатом взаимодействия индивида с группой и социумом, а не появляются ниоткуда.

Внутренние условия возникновения внутриличностной конфронтации коренятся в противостоянии разнообразных мотивов личности, в несогласованности ее внутреннего устройства. Личность более подвержена внутренним конфликтам, когда ее внутренний мир сложен, развиты чувства ценности и способность к самоанализу.

Внутриличностный конфликт возникает при наличии нижеприведенных противоречий:

  • между социальной нормой и потребностью;
  • рассогласование потребностей, мотивов, интересов;
  • противоборство социальных ролей (внутриличностный конфликт пример: необходимо выполнить срочный заказ на работе и одновременно с этим ребенка следует отвести на тренировку);
  • противоречие социокультурных ценностей и устоев, например, необходимо объединить долг защиты Родины во время войны и христианскую заповедь «не убий».

Для зарождения конфликта внутри личности указанные противоречия должны обладать глубоким смыслом для индивида, в противном случае он придавать им значения не будет. Кроме этого, разные аспекты противоречий по интенсивности собственного воздействия на индивида должны быть равными. Иначе, индивид из двух благ выберет большее и меньшее – из «двух зол». В этом случае внутренняя конфронтация не возникнет.

Внешние факторы, провоцирующие возникновение внутриличностной конфронтации, обусловлены: личностным статусом в группе, организации и социуме.

Причины, обусловленные положением индивида в определенной группе, довольно разнообразны, но их объединяет невозможность удовлетворения различных важных мотивов и потребностей, которые обладают значением и глубоким смыслом для личности в конкретной ситуации. Отсюда можно выделить четыре вариации ситуаций, провоцирующих возникновение внутриличностного конфликта:

  • физические препятствия, мешающие удовлетворению основных потребностей (внутриличностный конфликт пример: заключенный, которому его камера не дает возможности свободного передвижения);
  • отсутствие объекта, который нужен для удовлетворения ощущаемой потребности (например, человек мечтает в чужом городе о чашке кофе, но еще слишком рано и все кафетерии закрыты);
  • биологические преграды (индивиды с физическими изъянами или олигофренией, у которых помеха гнездится в самом человеческом организме);
  • социальные обстоятельства являются главной первопричиной большинства внутриличностных столкновений.

На уровне организации причины, провоцирующие проявление внутриличностного конфликта, можно представить следующими видами противоречий:

  • между чрезмерной ответственностью и ограниченными правами для ее осуществления (человека перевели на руководящую должность, расширили функции, но права остались старыми);
  • между плохими условиями труда и жесткими требованиями к выполнению работы;
  • между двумя несовместимыми задачами или заданиями;
  • между жестко установленными рамками задания и расплывчато прописанным механизмом его реализации;
  • между требованиями профессии, традициями, нормами, установленными в компании и индивидуальными потребностями или ценностями;
  • между стремлением к творческой самореализации, самоутверждению, карьере и потенциальными возможностями осуществления этого в пределах организации;
  • противоборство, вызванное противоречивостью социальных ролей;
  • между устремленностью на прибыль и нравственными ценностями.

Внешние факторы, обусловленные личностным статусом в социуме, связаны с расхождениями, которые зарождаются на уровне общественной макросистемы и заключаются в характере социального строя, устройства общества, политико-экономической жизни.

Типы внутриличностных конфликтов

Классификацию внутреннего противоборства по типам предложил К. Левин. Он выделил 4 типа, а именно эквивалентный (первый тип), витальный (второй), амбивалентный (третий) и фрустрирующий (четвертый).

Эквивалентный тип – конфронтация зарождается, когда субъекту необходимо выполнить две или более значимые для него функции. Здесь обычной моделью разрешения противоречия будет компромисс, то есть частичное замещение.

Витальный тип конфликта наблюдается тогда, когда субъекту приходится принимать одинаково непривлекательные для него решения.

Амбивалентный тип – столкновение появляется, когда аналогичные действия и результат в равной степени прельщают и отталкивают.

Фрустрирующий тип. Особенности внутриличностного конфликта фрустрирующего типа заключаются в неодобрении социумом, расхождении с принятыми нормами и устоями, нужного результата и соответственно действий, необходимых для достижения вожделенного.

Кроме вышеприведенной систематизации существует классификация, базисом которой является ценностно-мотивационная сфера личности.

Мотивационный конфликт наступает, когда в противоречие вступают две одинаково положительные тенденции, бессознательные стремления. Примером данного вида конфронтации служит «буриданов осел».

Нравственное противоречие или нормативный конфликт зарождается при расхождениях между стремлениями и долгом, личными привязанностями и моральными установками.

Столкновение желаний индивида с действительностью, блокирующей их удовлетворение, провоцирует возникновение конфликта нереализованных желаний. Например, он появляется, когда субъект вследствие физического несовершенства не может осуществить свое стремление.

Ролевой внутриличностный конфликт является треволнениями, вызванными невозможностью одновременно «играть» несколько ролей. Также он наступает вследствие расхождений в понимании требований, предъявляемых личностью к реализации одной роли.

Адаптационный конфликт характеризуется наличием двух смыслов: в широком понимании он представляет собой противоречие, обусловленное нарушением баланса между личностью и окружающей действительностью, в узком – столкновение, обусловленное нарушением социального или профессионального адаптационного процесса.

Конфликт неадекватной самооценки зарождается вследствие расхождения между личностными притязаниями и оценкой собственного потенциала.

Разрешение внутриличностного конфликта

Согласно убеждениям А. Адлера, вырабатывание характера индивида происходит до пятилетнего возраста. На этом этапе кроха ощущает воздействие множества неблагоприятных факторов, порождающих возникновение комплекса неполноценности. В дальнейшей жизни этот комплекс обнаруживает существенное влияние на личность и внутриличностный конфликт.

Адлер описал не только механизмы, объясняющие зарождение и проявление внутриличностного конфликта, но и раскрыл способы преодоления таких внутренних противоречий (компенсация комплекса неполноценности). Он выделил два таких способа. Первый – заключается в вырабатывании социального чувства и интереса. Поскольку в конечном итоге развитое социальное чувство проявляется в профессиональной сфере, адекватных межличностных взаимоотношениях. Также у индивида может выработаться и «неразвитое» социальное чувство, имеющее разнообразные негативные формы внутриличностного конфликта: алкоголизм, преступность, . Второй – состоит в стимуляции собственного потенциала, достижении превосходства над окружением. Он может иметь следующие формы проявления: адекватная компенсация (совпадение содержания социальных интересов с превосходством), сверхкомпенсация (гипертрофированное развитие одной какой-то способности) и мнимая компенсация (болезнь, сложившиеся обстоятельства либо иные факторы, не зависящие от индивида, компенсируют комплекс неполноценности).

М. Дойча, основатель мотивационного подхода к межличностному конфликту, выделил пути преодоления внутриличностной конфронтации, отталкиваясь от специфики их «сфер реальности», к которым он относил:

  • объективную ситуацию конфронтации, которая является фундаментом противоречия;
  • конфликтное поведение, являющее собой способ взаимодействия субъектов конфликтного противостояния, возникающего при осознании конфликтной ситуации.

Способы преодоления внутренней конфронтации бывают открытыми и латентными.

Открытые пути предполагают:

  • принятие индивидом решения;
  • прекращение сомнений;
  • фиксация на решении возникшей проблемы.

Латентные формы внутриличностного конфликта включают:

  • симуляцию, мучение, ;
  • сублимацию (переход психической энергии в иные области функционирования);
  • компенсацию (восполнение утраченного посредством обретения иных целей и соответственно результатов);
  • уход от реальности (фантазирование, предание мечтам);
  • номадизм (смена профессиональной сферы, места жительства);
  • рационализацию (самооправдание при помощи логических умозаключений, целенаправленного отбора аргументов);
  • идеализацию (отрыв от реальности, абстрагирование);
  • регрессию (подавление желаний, обращение к примитивным поведенческим формам, избегание ответственности);
  • эйфорию (напускное веселье, радостное состояние);
  • дифференциацию (мысленное отделение размышлений от автора);
  • проекцию (желание освободиться от отрицательных качеств при помощи приписывания их другому).

Анализировать личность и внутриличностный конфликт, понимать психологические проблемы зарождения и преодоления конфликтов необходимо для дальнейшего успешного освоения коммуникативных навыков, грамотного разрешения ситуаций противостояния в межличностном взаимодействии и групповом общении.

Последствия внутриличностных конфликтов

Считается, что внутриличностный конфликт является неотделимым элементом формирования психики индивида. Поэтому последствия внутренних конфронтаций могут нести положительный аспект (то есть быть продуктивными) для личности равно как и отрицательный (то есть разрушать личностные структуры).

Положительным считается противостояние, которое имеет максимальное развитие противоборствующих структур и характеризуется минимальными личностными издержками на его разрешение. Одним из инструментов гармонизации личностного развития является конструктивно преодолеваемая внутриличностная конфронтация. Субъект способен распознать свою личностью лишь при помощи разрешения внутреннего противостояния и внутриличностных конфликтов.

Внутриличностное противоборство может помогать выработке адекватной , которая, в свой черед, способствует личностной самореализации и самопознанию.

Деструктивными или негативными считаются внутренние конфликты, которые обостряют расщепление личности, переходят в кризисы либо способствуют формированию реакций невротического характера.

Острые внутренние конфронтации зачастую ведут к разрушению имеющегося межличностного взаимодействия на работе или отношений в семейном кругу. Как правило, они становятся причинами повышения , беспокойности, тревоги, при коммуникативном взаимодействии общении. Длительное внутриличностное противостояние в себе скрывает угрозу эффективности деятельности.

Кроме того, внутриличностные конфронтации характеризуются тенденцией перерастания в невротические конфликты. Свойственные конфликтам треволнения могут трансформироваться в источник заболевания, если станут занимать в системе личностных взаимоотношений центральное место.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...