Звание генриха альтшуллера. Как войти в теорию решения изобретательских задач

В менеджерской среде, к великому сожалению, принято считать в большинстве случаев, что инновационный потенциал нашей экономики остался в прошлом и имеет немного шансов к реанимации. Одной из причин называется низкий уровень изобретательства в российской действительности. Между тем, еще каких-нибудь 60-50 лет назад в СССР была разработана уникальная теория и технология ТРИЗ, которая сегодня получает все большое распространение в развитых странах, в крупных транснациональных компаниях. Предлагаю вместе поразмышлять над тем, как подойти к освоению теории решения изобретательских задач.

Автор теории Генрих Саулович Альтшуллер

В 1978 году я познакомился с творчеством Генриха Альтова (Генрих Альтшуллер носил такой писательский псевдоним), когда прочитал в очередном сборнике советской научной фантастики рассказ «Ослик и аксиома» (1966 г.и.). Поражала дерзновенность и дальнозоркость автора в лучших интеллектуальных традициях «оттепели 60-х». С того времени я стал увлекаться произведениями этого писателя, совершенно не подозревая, какой научной величины стоящий за псевдонимом человек – Генрих Альтшуллер, и каков его действительный вклад в прорывные решения инноватики современности. Герой рассказа «Ослик и аксиома» – ученый-самоучка по прозвищу Антенна, как гениальный разведчик дальних научных рубежей, сегодня представляется мне прообразом самого Генриха Сауловича.

В настоящей статье не ставлю цель открыть какую-либо истину о ТРИЗ – теории решения изобретательских задач, права на это я в принципе не имею. Во-первых, я не изобретатель, а экономист, хотя и пытался одно время честно решать тризовские задачи. Во-вторых, настоящая теория – наука молодая, знания о ней должны преподносить авторы или их последователи, достигшие признанных высот в изобретательстве и других областях, где методы ТРИЗ применимы. Тем не менее, занимаясь проектным управлением, в том числе и в инновационной сфере, каждый проект-менеджер обязан представлять основные элементы ТРИЗ. Благодаря им можно достигать необходимого изобретательского результата не за счет гениальности и особого искусства, а по некой выстроенной, четко определенной технологии. Поэтому хотя бы минимальное представление о данной технологии у PM должно быть.

Фото Г.С. Альтшуллера. Источник: www.altshuller.ru

Основы ТРИЗ разработаны Г. Альтшуллером еще в 1946-1948 годах в результате выявленных закономерностей при анализе огромного числа патентов на изобретения. Систему ТРИЗ удобно рассматривать по аналогии с теорией управленческих исследований. И в том, и в другом случае результат порой носит дерзкий характер (в авторстве курса «Управленческие исследования» С.Г. Гончаровой (МИРБИС)). Как и принципы ТРИЗ, элементы системы управления опираются на проблемный тип мышления. В обоих случаях ключевым моментом для реализации алгоритма решения служит поиск корневого противоречия. Интересно, что и изобретательская деятельность в классическом варианте, и методика управленческих исследований часто используют одни и те же приемы и методы структуризации проблемы:

Генрих Альтшуллер все эти методы обоснованно называет «методами перебора», «проб и ошибок» и т.п. При этом ученый уже в середине 20-го века четко понимал, что сегодня перебор вариантов решения – недопустимая роскошь. Его позиция состояла в том, что изобретательская задача принципиально не должна и не может решаться в зоне слабых, компромиссных решений, непозволительно использовать заведомо тупиковые ветви поиска, слепое блуждание невыгодно и безрассудно. Напротив, необходимо до крайности обострять выявленное противоречие, смело двигаясь к образу неразрешимой ситуации. Только в этом случае возникают сильные решения, считал автор теории.

Структура ТРИЗ сущностна и многогранна. Генрих Саулович, как я полагаю, не боялся называть вещи своими простыми именами, смело формулировать аксиомы и законы, и они со временем сложились в теорию. Этому способствовало то, что Г. Альтшуллер был великолепным системотехником и преподавателем. Могу сделать такой вывод хотя бы по его произведениям в научной фантастике, они пропитаны глубоким философским взглядом и настоящей образностью.

Теория оперирует не только закономерностями, в ней используется градация изобретений по уровням, сформулированы стандарты методики, которые разбиты на классы. В своей методологии теория использует специально созданный алгоритм, насыщенный множественными приемами, число которых велико и все же ограничено несколькими сотнями. Все эти элементы и составляют инструменты ТРИЗ.

Фундаментальные идеи теории

Как мы уже заметили выше, данная теория насыщена множеством инструментальных средств. Совершенно не вижу смысла в том, чтобы повторять понятия и определения этой достаточно сложной системы. В конце статьи я приведу источники, к которым читатель может легко обратиться и подчерпнуть необходимые ему сведения. Но есть в этом подходе корневые идеи, которые действительно определяют сущностный аспект методологии, наполняющей ее жизнью и прагматикой.

Базовым законом теории Генрих Альтшуллер вывел постулат, что технические системы развиваются в направлении увеличения степени идеальности. Тогда что представляет собой идеальное состояние объекта изобретения? Оно предполагает, что самого объекта нет, а его функция, тем не менее, выполняется. Помимо базового закона был сформулирован целый ряд позиций, не все из которых можно действительно счесть законами, но глубинными закономерностями развития технических систем (ТС) они действительно являются. Автор теории разбивает «законы» на классы по признакам статики, кинематики, динамики. Среди них выделяются идеи, исключающие потребность в слепом переборе решений:

  • полноты частей системы;
  • «энергетической проводимости» ТС;
  • согласования ритмики частей ТС;
  • неравномерностей развития частей ТС;
  • перехода в надсистему;
  • перехода с макроуровня на микроуровень и т.д.

Все же, без нескольких понятий обойтись в разговоре о теории Г.С. Альтшуллера не получится. Первое такое понятие связано с идеальным конечным результатом (ИКР), который изобретатель должен себе представить и сформулировать при поиске корневого противоречия. Ведь суть изобретательской задачи состоит в устранении выявленных технических противоречий. Для этого необходим образ ИКР, который позволяет творцу выходить в область сильных решений. Именно ИКР позволяет создать изобретательскую ситуацию, приводящую к выбору уровня задачи – максимального или минимального. Ниже приводится пример с обыкновенным кирпичом.

Две цитаты из книги Г.С. Альтшуллера.

(р.15-03-1930 г.)

Генрих Альтшуллер родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Когда Генриху исполнилось 5 лет, семья переехала в Баку. С ранних лет он «пропадал» в библиотеке, читал фантастику. Мечтал стать моряком. В восьмом классе поступил в военно-морскую спецшколу. К

Когда началась война, весь выпуск школы забрали на фронт. Генрих был на год моложе всех, поэтому его оставили. Пришлось вернуться в обычную школу. Первое авторское свидетельство будущий автор ТРИЗ получил в десятом классе на аппарат для аквалангистов, работающий на перекиси водорода. После школы его забрали в армию. Попал в запасной стрелковый полк, из которого его направили в летное училище. Окончание училища совпало с окончанием войны. Он попросил направить его в Баку, в военно-морскую флотилию. Начал работать в патентном отделе флотилии.

По роду работы нужно было изобретать самому и учить этому других. С удивлением обнаружил, что учить нечему — никаких методик изобретательства не было. Вот тогда и возникла поначалу достаточно скромная идея разработать какие-то рекомендации для изобретателей и рационализаторов. В отличие от психологов, которые изучали человека, делающего изобретения, Альтшуллер стал изучать сами изобретения.

Как отличить красивое, сильное изобретение от слабого? Такой критерий был найден: сильное изобретение получается в результате разрешения лежащего в основе решаемой проблемы противоречия. Был проанализирован огромный фонд авторских свидетельств и патентов и выявлены типовые приемы разрешения технических противоречий.

В 1948 году, когда были получены первые результаты, Альтшуллер вместе со своим другом Шапиро написал письмо Сталину о том, что в стране крайне плохое положение с изобретательством. В конце письма сообщалось, что создана методика, позволяющая решать изобретательские задачи. Этой методике необходимо обучать.

Письмо писали полгода. В нем было 30 страниц. В то время Альтшуллеру было 22 года. Последствия этого шага оказались для молодых ученых-изобретателей роковыми. В 1950 году их арестовали. Следствие велось в Москве. Пытали, не давая спать. Судили особым совещанием: 58 статья, 25 лет. Отправили в Воркуту. Тюрьма и ссылка окончательно убедили молодого интеллигентного Генриха, что изобретательность, умение решать задачи - единственная возможность выжить и остаться человеком в нечеловеческих условиях.

В 1953 году мать после очередного отказа в просьбе о помиловании сына закончила жизнь самоубийством. Отец умер раньше. В 1954 году Альтшуллер был реабилитирован.

В 1956 году в журнале «Вопросы психологии» появилась первая публикация, посвященная новой науке - ТРИЗ. Главная мысль - техника развивается по объективным законам, которые надо изучать. Объективные законы могут быть ориентиром и рабочим инструментом для изобретателя. После возвращения из ссылки Генрих Саулович устроился на завод стальных канатов, работал в редакции газеты «Бакинский рабочий», потом в Министерстве строительства Азербайджана.

С середины 60-х годов он ушел с работы и начал зарабатывать на жизнь писательским трудом. Любители фантастики знают его под псевдонимом Генрих Альтов. Его научно-фантастические сборники переведены за рубежом, имя Г. Альтова вошло в энциклопедии по фантастической литературе. Постепенно работа над ТРИЗ вытеснила фантастику и заняла всю его жизнь. Внедрение методики шло тяжело.

Десять лет с 1958 по 1967 год велась переписка с ЦС ВОИР. Альтшуллер просил выслушать его и десять лет получал отказы. В 1970 году ЦС ВОИР принял решение о создании Общественной лаборатории методики изобретательства, а в 1971 году был открыт Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества. Он вырос из первой в Советском Союзе молодежной изобретательской школы. Огромные усилия Альтшуллер приложил к организации исследовательской работы.

Сотрудники ОЛМИ работали по эстафетному принципу. Кто не выдерживал и уходил, передавал материалы другим разработчикам. Альтшуллеру удалось создать стабильно работающий коллектив разработчиков теории. По всей стране начали возникать инженерные школы, в которых обучали ТРИЗ. В 1974 году ЦС ВОИР закрыл ОЛМИ, т. к. Альтшуллер не подчинился требованию ВОИР прекратить создание школ ТРИЗ по всей стране. Процесс создания школ становился для ЦС ВОИР неуправляемым.

В 1990 г. Г. С. Альтшуллер переехал в Петрозаводск, где жил и работал до последних дней. С 90-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом в крупнейших странах мира. Наибольшее развитие ТРИЗ в последние годы получала в США. Этому, в частности, способствовало издание книг Г. С. Альтшуллера в США, Японии и в других странах. Литературное наследие Альтшуллера огромно. Книги его переведены и изданы практически во всех развитых странах мира.

В настоящее время началось внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности. В 1989 году создана Ассоциация ТРИЗ, которая положила начало оформлению ТРИЗ-движения. В 1997 на очередном съезде тризовцев в Петрозаводске было принято решение о создании Международной Ассоциации ТРИЗ.

Гражданство:

СССР

Род деятельности: Годы творчества: Направление: Жанр: Язык произведений: Дебют:

рассказ «Икар и Дедал»

Премии: Произведения на сайте Lib.ru

Ге́нрих Сау́лович Альтшу́ллер (псевдоним Генрих Альтов ; 15 октября , Ташкент , Узбекская ССР , СССР - 24 сентября , Петрозаводск , Республика Карелия , Россия) - автор ТРИЗ -ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель-фантаст.

Биография

Поступил в Азербайджанский индустриальный институт. С первого курса нефтемеханического факультета в феврале 1944 года добровольно пошёл в Советскую Армию.

Изобретал с детства. Среди его первых изобретений - катер с ракетным двигателем, пистолет-огнемёт, скафандр. Первое авторское свидетельство на изобретение получил в возрасте 17 лет (приоритет заявки от 9 ноября 1943 г.). К 1950 г. число изобретений превысило десять. Наиболее значительное из них - газотеплозащитный скафандр (авторское свидетельство № 111144).

В 1946-1948 годах главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Основной постулат ТРИЗ-ТРТС: технические системы развиваются по определённым законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. Созданию и совершенствованию ТРИЗ-ТРТС посвятил свою жизнь.

С 1989 по 1998 гг. президент Ассоциации ТРИЗ. По инициативе Г. С. Альтшуллера в 1997 году на базе Ассоциации ТРИЗ была создана Международная ассоциация ТРИЗ (МА ТРИЗ).

С 1990-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших странах мира. Наибольшее развитие ТРИЗ в последние годы получила в США . Этому, в частности, способствовало издание книг Г. С. Альтшуллера в США, Японии и в других странах, создание интеллектуальной программы для персональных компьютеров «Изобретающая машина».

С 1990 по 1998 год Г. С. Альтшуллер жил в Петрозаводске.

15 октября 2003 года в Петрозаводске состоялось открытие мемориальной доски Генриху Сауловичу Альтшуллеру (ул. Чкалова, д. 49а).

Литературное наследие Альтшуллера огромно. Книги его переведены практически во всех странах мира. Сейчас началось массовое внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности.

ТРИЗ

  • 40 приёмов устранения противоречий (принципы изобретательства) 1946-1971 гг.,
  • Таблица основных приёмов для устранения типовых технических противоречий 1946-1985 гг.,
  • Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) 1959-1985 гг.,
  • Указатели физических, химических, биологических эффектов 1970-1980 гг.,
  • Вещественно-полевой анализ (вепольный анализ) 1973-1981 гг.,
  • Законы развития технических систем 1975-1980 гг.,
  • Стандарты на решение изобретательских задач 1977-1985 гг.,
  • Уровни изобретательских задач
  • Жизненная стратегия творческой личности
  • Теория развития творческой личности (ТРТЛ)
  • Фонд достойных целей
  • Регистр современных научно-фантастических идей (начат в 1964 году)

Библиография

ТРИЗ

  • Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. - 1956. - № 6.
  • Альтшуллер Г. С. Как научиться изобретать. - Тамбов: Тамбовское книжное издательство. - 1961.
  • Альтшуллер Г. С. Десять процентов приключений - Тамбов: Тамбовское книжное издательство. - 1963.
  • Альтшуллер Г. С. Основы изобретательства - Воронеж: Центрально-Черноземное издательство. - 1964.
  • Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий. - 1969 (1-е изд.); 1973 (2-е изд.).
  • Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979.
  • Альтшуллер Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара. - Петрозаводск: Карелия, 1980.
  • Альтов Г. И тут появился изобретатель. - М.: Дет. литература. - 1984 (1-е изд.); 1987 (2-е изд); 1989 (3-е изд., перераб. и доп.); 2000 (4-е изд.).
  • Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Профессия - поиск нового. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1985.
  • Альтшуллер Г. С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 1986 (1-е изд.), 1991 (2-е изд.).
  • Альтшуллер Г. С. Найти идею. 3-е изд., доп.. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003.
  • Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. , Зусман А. В. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
  • Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994.

Фантастика (книги)

Научно-фантастические произведения (под псевдонимом Генрих Альтов) начал публиковать в 1957 году. Дебютная публикация - рассказ «Зиночка» в соавторстве с Вячеславом Фелицыным. Один из ведущих отечественных писателей-фантастов первой половины 1960-х годов.

  • Альтшуллер Г. За чертой спидометра: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтшуллер, Р. Шапиро // Техника - молодежи. - 1958. - № 6. - С. 32-34.
  • Альтов Г. Икар и Дедал: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Знание - сила. - 1958. - № 9. - С. 14-15.
  • Альтов Г. Сверхновая Аретина (Легенда XXV века): Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Моск. комсомолец. - 1959. - 3 янв.
  • Альтов Г. Подводное озеро: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Техника - молодёжи. - 1959. - № 3. - С. 28-31.
  • Альтов Г. Богатырская симфония / Г. Альтов // Альфа Эридана: Сборник науч.-фантаст. рассказов. - М.: Молодая гвардия, 1960. - С. 180-198.
  • Альтов Г. Огненный цветок / Г. Альтов // Альфа Эридана: Сборник науч.-фантаст. рассказов. - М.: Молодая гвардия, 1960. - С. 199-207.
  • Альтов Г. Богатырская симфония: рассказ / Г. Альтов // Нева. - 1960. - № 3. - С. 101-111.
  • Альтов Г. В полночь: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Изобретатель и рационализатор. - 1960. - № 9. - С. 49-53.
  • Альтов Г. Огненный цветок / Г. Альтов // Звезда. - 1960. - № 1. - С. 78-82.
  • Альтов Г. Полигон «Звёздная река»: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Комсомол. правда. - 1960. - 11 дек.
  • Альтов Г. Сокровища погибшего корабля (Скучный капитан) / Г. Альтов // Изобретатель и рационализатор. - 1960. - № 1. - С. 43-50.
  • Альтов Г. «Баллада о звёздах»: Научно-фантастическая повесть / Г. Альтов, В. Журавлёва // Знание - сила. - 1960. - № 8-10.
  • Альтов Г. Легенды о звёздных капитанах: Рассказы / Г. Альтов. - М.: Детгиз, 1961. - 118 с.
  • Альтов Г. Легенды о звёздных капитанах: Рассказы. 2-е изд. - М.: Детгиз, 1961. - 118 с.
  • Альтов Г. Баллада о звёздах: Научно-фантастическая повесть / Г. Альтов, В. Журавлева // Золотой лотос. - М.: Молодая гвардия. - 1961.
  • Альтов Г. Генеральный конструктор / Г. Альтов // Знание - сила. - 1961. - № 10. - С. 51-53.
  • Альтов Г. Может ли машина мыслить? Науч.-фант. рассказы // Знание - сила. - 1961. - № 7. - С. 39-42.
  • Альтов Г. Полигон «Звездная река»: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Янтарная комната: Сборник науч.-фантаст. повестей и рассказов. - Л.: Детгиз, 1961. - С. 20-37.
  • Альтов Г. «Богатырская симфония»: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Культура и жизнь. - 1962. - № 1. - С. 40-43; № 2. - С. 28-31.
  • Альтов Г. Второй рейс «Стремительной черепахи» / Г. Альтов // Юный моделист-конструктор: Альманах. - М., 1963. - С. 58-63.
  • Альтов Г. Баллада о звёздах. Научно-фантастическая повесть / Г. Альтов, В. Журавлёва // В мире фантастики и приключений. - Л.: Лениздат, 1963.
  • Альтов Г. Девять минут: Рассказ / Г. Альтов // Баку. - 1964. - 28 нояб.
  • Альтов Г. Машина открытий / Г. Альтов // Формула невозможного: Фантаст. рассказы, повесть и пьеса. - Баку: Гос. изд-во, 1964. - С. 131-145.
  • Альтов Г. Машина открытий: Рассказ / Г. Альтов // Баку. - 1964. - 4 июля.
  • Альтов Г. Антенна. Рассказ / Г. Альтов // Молодёжь Азербайджана. - Баку. - 1965. - 27 янв.
  • Альтов Г. Богатырская симфония. Полигон «Звёздная река». Икар и Дедал. Сверхновая Аретина. Огненный цветок / Г. Альтов // Библиотека фантастики и путешествий. Прил. к журн. «Сельская молодёжь». Т. 1. - М.: Мол. гвардия, 1965. - С. 315-375.
  • Альтов Г. Клиника «Сапсан». Рассказ // Альманах научной фантастики. Вып. 6. - М: Знание, 1967.
  • Альтов Г. Ослик и аксиома. Рассказ // Антология советской фантастики. - М.: Молодая гвардия, 1968.
  • Альтов Г. Богатырская симфония. Рассказ // Антология советской фантастики. - М.: Молодая гвардия, 1968.
  • Альтов Г. Икар и Дедал. Рассказ // Антология советской фантастики. - М.: Молодая гвардия, 1968.
  • Альтов Г. Опаляющий разум: Науч.-фантаст. рассказы / Г. Альтов. - М.: Дет. лит., 1968. - 208 с.
  • Альтов Г. Создан для бури: Науч.-фантаст. рассказы / Г. Альтов. - М.: Дет. лит., 1970. - 288 с.
  • Альтов Г. Гадкие утята фантастики. Пятьдесят идей Александра Беляева. Эссе // Талисман. - Л.: Детская литература, 1973.
  • Альтов Г. Вектор фантазии. Статья // Фантастика 73-74. - М.: Молодая гвардия, 1975.
  • Альтов Г. Третье тысячелетие. Фрагмент романа // Нить в лабиринте. - Петрозаводск: Карелия, 1988.
  • Альтов Г. Летящие по Вселенной. Научно-фантастические рассказы / Г. Альтов, В. Журавлева. - М.: АСТ, 2002. - 841 с.

Ссылки

  • Генрих Альтов на сайте «Лаборатория фантастики»
  • Интервью, которого не было, и которое, в то же время, было

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 15 октября
  • Родившиеся в 1926 году
  • Родившиеся в Ташкенте
  • Родившиеся в Узбекистане
  • Умершие 24 сентября
  • Умершие в 1998 году
  • Умершие в Петрозаводске
  • Изобретатели по алфавиту
  • Изобретатели России
  • Русские писатели XX века
  • Писатели России XX века
  • Писатели СССР
  • Лауреаты премии имени Александра Беляева
  • Репрессированные в СССР
  • Русские писатели по алфавиту
  • Писатели-фантасты СССР
  • Писатели-фантасты России
  • Персоналии, известные под литературными псевдонимами

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Иларий Пиктавийский
  • Менструация

Смотреть что такое "Альтшуллер, Генрих Саулович" в других словарях:

    Альтшуллер Генрих Саулович - … Википедия

    Генрих Саулович Альтшуллер - … Википедия

    Альтов Генрих Саулович - (наст. фам. Альтшуллер; р.1926) – рус. писатель, инженер изобретатель. Один из ведущих авторов сов. науч. фантастики. В нач. 50 х гг. был репрессирован. В 1961 вышла в свет первая науч. – фантастич. книга А. «Легенды о звездных капитанах».… … Энциклопедический словарь псевдонимов

    Альтшуллер - Альтшуль, Альтшуллер, Альтшулер фамилия еврейского происхождения. Фамилия происходит от названия синагоги в пражском еврейском квартале Йозефов. Синагога называлась Altschul и первые носители этой фамилии, очевидно, были видными прихожанами … Википедия

    Альтов, Генрих - (псевдоним; наст. имя Альтшуллер, Генрих Саулович; 1926 1998) прозаик, инженер изобретатель, один из ведущих авторов советской НФ 1960 х гг. Родился в Ташкенте, окончил Азерб. индустриальный ин т, работал в закрытом НИИ, журналистом. С 1990 г.… … Большая биографическая энциклопедия

    Теория решения изобретательских задач - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    TRIZ - ТРИЗ теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество… … Википедия

Гражданство:

СССР

Род деятельности: Годы творчества: Направление: Жанр: Язык произведений: Дебют:

рассказ «Икар и Дедал»

Премии: Произведения на сайте Lib.ru

Ге́нрих Сау́лович Альтшу́ллер (псевдоним Генрих Альтов ; 15 октября , Ташкент , Узбекская ССР , СССР - 24 сентября , Петрозаводск , Республика Карелия , Россия) - автор ТРИЗ -ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель-фантаст.

Биография

Поступил в Азербайджанский индустриальный институт. С первого курса нефтемеханического факультета в феврале 1944 года добровольно пошёл в Советскую Армию.

Изобретал с детства. Среди его первых изобретений - катер с ракетным двигателем, пистолет-огнемёт, скафандр. Первое авторское свидетельство на изобретение получил в возрасте 17 лет (приоритет заявки от 9 ноября 1943 г.). К 1950 г. число изобретений превысило десять. Наиболее значительное из них - газотеплозащитный скафандр (авторское свидетельство № 111144).

В 1946-1948 годах главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Основной постулат ТРИЗ-ТРТС: технические системы развиваются по определённым законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. Созданию и совершенствованию ТРИЗ-ТРТС посвятил свою жизнь.

С 1989 по 1998 гг. президент Ассоциации ТРИЗ. По инициативе Г. С. Альтшуллера в 1997 году на базе Ассоциации ТРИЗ была создана Международная ассоциация ТРИЗ (МА ТРИЗ).

С 1990-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших странах мира. Наибольшее развитие ТРИЗ в последние годы получила в США . Этому, в частности, способствовало издание книг Г. С. Альтшуллера в США, Японии и в других странах, создание интеллектуальной программы для персональных компьютеров «Изобретающая машина».

С 1990 по 1998 год Г. С. Альтшуллер жил в Петрозаводске.

15 октября 2003 года в Петрозаводске состоялось открытие мемориальной доски Генриху Сауловичу Альтшуллеру (ул. Чкалова, д. 49а).

Литературное наследие Альтшуллера огромно. Книги его переведены практически во всех странах мира. Сейчас началось массовое внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности.

ТРИЗ

  • 40 приёмов устранения противоречий (принципы изобретательства) 1946-1971 гг.,
  • Таблица основных приёмов для устранения типовых технических противоречий 1946-1985 гг.,
  • Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) 1959-1985 гг.,
  • Указатели физических, химических, биологических эффектов 1970-1980 гг.,
  • Вещественно-полевой анализ (вепольный анализ) 1973-1981 гг.,
  • Законы развития технических систем 1975-1980 гг.,
  • Стандарты на решение изобретательских задач 1977-1985 гг.,
  • Уровни изобретательских задач
  • Жизненная стратегия творческой личности
  • Теория развития творческой личности (ТРТЛ)
  • Фонд достойных целей
  • Регистр современных научно-фантастических идей (начат в 1964 году)

Библиография

ТРИЗ

  • Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. - 1956. - № 6.
  • Альтшуллер Г. С. Как научиться изобретать. - Тамбов: Тамбовское книжное издательство. - 1961.
  • Альтшуллер Г. С. Десять процентов приключений - Тамбов: Тамбовское книжное издательство. - 1963.
  • Альтшуллер Г. С. Основы изобретательства - Воронеж: Центрально-Черноземное издательство. - 1964.
  • Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий. - 1969 (1-е изд.); 1973 (2-е изд.).
  • Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979.
  • Альтшуллер Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара. - Петрозаводск: Карелия, 1980.
  • Альтов Г. И тут появился изобретатель. - М.: Дет. литература. - 1984 (1-е изд.); 1987 (2-е изд); 1989 (3-е изд., перераб. и доп.); 2000 (4-е изд.).
  • Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Профессия - поиск нового. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1985.
  • Альтшуллер Г. С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 1986 (1-е изд.), 1991 (2-е изд.).
  • Альтшуллер Г. С. Найти идею. 3-е изд., доп.. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003.
  • Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. , Зусман А. В. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
  • Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994.

Фантастика (книги)

Научно-фантастические произведения (под псевдонимом Генрих Альтов) начал публиковать в 1957 году. Дебютная публикация - рассказ «Зиночка» в соавторстве с Вячеславом Фелицыным. Один из ведущих отечественных писателей-фантастов первой половины 1960-х годов.

  • Альтшуллер Г. За чертой спидометра: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтшуллер, Р. Шапиро // Техника - молодежи. - 1958. - № 6. - С. 32-34.
  • Альтов Г. Икар и Дедал: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Знание - сила. - 1958. - № 9. - С. 14-15.
  • Альтов Г. Сверхновая Аретина (Легенда XXV века): Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Моск. комсомолец. - 1959. - 3 янв.
  • Альтов Г. Подводное озеро: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Техника - молодёжи. - 1959. - № 3. - С. 28-31.
  • Альтов Г. Богатырская симфония / Г. Альтов // Альфа Эридана: Сборник науч.-фантаст. рассказов. - М.: Молодая гвардия, 1960. - С. 180-198.
  • Альтов Г. Огненный цветок / Г. Альтов // Альфа Эридана: Сборник науч.-фантаст. рассказов. - М.: Молодая гвардия, 1960. - С. 199-207.
  • Альтов Г. Богатырская симфония: рассказ / Г. Альтов // Нева. - 1960. - № 3. - С. 101-111.
  • Альтов Г. В полночь: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Изобретатель и рационализатор. - 1960. - № 9. - С. 49-53.
  • Альтов Г. Огненный цветок / Г. Альтов // Звезда. - 1960. - № 1. - С. 78-82.
  • Альтов Г. Полигон «Звёздная река»: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Комсомол. правда. - 1960. - 11 дек.
  • Альтов Г. Сокровища погибшего корабля (Скучный капитан) / Г. Альтов // Изобретатель и рационализатор. - 1960. - № 1. - С. 43-50.
  • Альтов Г. «Баллада о звёздах»: Научно-фантастическая повесть / Г. Альтов, В. Журавлёва // Знание - сила. - 1960. - № 8-10.
  • Альтов Г. Легенды о звёздных капитанах: Рассказы / Г. Альтов. - М.: Детгиз, 1961. - 118 с.
  • Альтов Г. Легенды о звёздных капитанах: Рассказы. 2-е изд. - М.: Детгиз, 1961. - 118 с.
  • Альтов Г. Баллада о звёздах: Научно-фантастическая повесть / Г. Альтов, В. Журавлева // Золотой лотос. - М.: Молодая гвардия. - 1961.
  • Альтов Г. Генеральный конструктор / Г. Альтов // Знание - сила. - 1961. - № 10. - С. 51-53.
  • Альтов Г. Может ли машина мыслить? Науч.-фант. рассказы // Знание - сила. - 1961. - № 7. - С. 39-42.
  • Альтов Г. Полигон «Звездная река»: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Янтарная комната: Сборник науч.-фантаст. повестей и рассказов. - Л.: Детгиз, 1961. - С. 20-37.
  • Альтов Г. «Богатырская симфония»: Науч.-фантаст. рассказ / Г. Альтов // Культура и жизнь. - 1962. - № 1. - С. 40-43; № 2. - С. 28-31.
  • Альтов Г. Второй рейс «Стремительной черепахи» / Г. Альтов // Юный моделист-конструктор: Альманах. - М., 1963. - С. 58-63.
  • Альтов Г. Баллада о звёздах. Научно-фантастическая повесть / Г. Альтов, В. Журавлёва // В мире фантастики и приключений. - Л.: Лениздат, 1963.
  • Альтов Г. Девять минут: Рассказ / Г. Альтов // Баку. - 1964. - 28 нояб.
  • Альтов Г. Машина открытий / Г. Альтов // Формула невозможного: Фантаст. рассказы, повесть и пьеса. - Баку: Гос. изд-во, 1964. - С. 131-145.
  • Альтов Г. Машина открытий: Рассказ / Г. Альтов // Баку. - 1964. - 4 июля.
  • Альтов Г. Антенна. Рассказ / Г. Альтов // Молодёжь Азербайджана. - Баку. - 1965. - 27 янв.
  • Альтов Г. Богатырская симфония. Полигон «Звёздная река». Икар и Дедал. Сверхновая Аретина. Огненный цветок / Г. Альтов // Библиотека фантастики и путешествий. Прил. к журн. «Сельская молодёжь». Т. 1. - М.: Мол. гвардия, 1965. - С. 315-375.
  • Альтов Г. Клиника «Сапсан». Рассказ // Альманах научной фантастики. Вып. 6. - М: Знание, 1967.
  • Альтов Г. Ослик и аксиома. Рассказ // Антология советской фантастики. - М.: Молодая гвардия, 1968.
  • Альтов Г. Богатырская симфония. Рассказ // Антология советской фантастики. - М.: Молодая гвардия, 1968.
  • Альтов Г. Икар и Дедал. Рассказ // Антология советской фантастики. - М.: Молодая гвардия, 1968.
  • Альтов Г. Опаляющий разум: Науч.-фантаст. рассказы / Г. Альтов. - М.: Дет. лит., 1968. - 208 с.
  • Альтов Г. Создан для бури: Науч.-фантаст. рассказы / Г. Альтов. - М.: Дет. лит., 1970. - 288 с.
  • Альтов Г. Гадкие утята фантастики. Пятьдесят идей Александра Беляева. Эссе // Талисман. - Л.: Детская литература, 1973.
  • Альтов Г. Вектор фантазии. Статья // Фантастика 73-74. - М.: Молодая гвардия, 1975.
  • Альтов Г. Третье тысячелетие. Фрагмент романа // Нить в лабиринте. - Петрозаводск: Карелия, 1988.
  • Альтов Г. Летящие по Вселенной. Научно-фантастические рассказы / Г. Альтов, В. Журавлева. - М.: АСТ, 2002. - 841 с.

Ссылки

  • Генрих Альтов на сайте «Лаборатория фантастики»
  • Интервью, которого не было, и которое, в то же время, было

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 15 октября
  • Родившиеся в 1926 году
  • Родившиеся в Ташкенте
  • Родившиеся в Узбекистане
  • Умершие 24 сентября
  • Умершие в 1998 году
  • Умершие в Петрозаводске
  • Изобретатели по алфавиту
  • Изобретатели России
  • Русские писатели XX века
  • Писатели России XX века
  • Писатели СССР
  • Лауреаты премии имени Александра Беляева
  • Репрессированные в СССР
  • Русские писатели по алфавиту
  • Писатели-фантасты СССР
  • Писатели-фантасты России
  • Персоналии, известные под литературными псевдонимами

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Альтшуллер, Генрих Саулович" в других словарях:

    - … Википедия

    - … Википедия

    - (наст. фам. Альтшуллер; р.1926) – рус. писатель, инженер изобретатель. Один из ведущих авторов сов. науч. фантастики. В нач. 50 х гг. был репрессирован. В 1961 вышла в свет первая науч. – фантастич. книга А. «Легенды о звездных капитанах».… … Энциклопедический словарь псевдонимов

    Альтшуль, Альтшуллер, Альтшулер фамилия еврейского происхождения. Фамилия происходит от названия синагоги в пражском еврейском квартале Йозефов. Синагога называлась Altschul и первые носители этой фамилии, очевидно, были видными прихожанами … Википедия

    - (псевдоним; наст. имя Альтшуллер, Генрих Саулович; 1926 1998) прозаик, инженер изобретатель, один из ведущих авторов советской НФ 1960 х гг. Родился в Ташкенте, окончил Азерб. индустриальный ин т, работал в закрытом НИИ, журналистом. С 1990 г.… … Большая биографическая энциклопедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    ТРИЗ теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество… … Википедия

Генрих Саулович Альтшуллер, создатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Родители были родом из Баку. Отец работал в редакции газеты “Заря востока”. Когда мальчику исполнилось 5 лет, родители вернулись в Баку. В этом городе он прожил практически всю жизнь.

Он очень рано попал в библиотеку, запоем читал научную фантастику. Повезло с учителями. Мечтал стать моряком. В 8-ом классе поступил в военно-морскую спецшколу. Когда началась война, весь выпуск школы забрали на фронт. Он был на год моложе всех, поэтому его оставили. Пришлось вернуться в обычную школу.

В те годы, совсем еще мальчишкой, Г.С. Альтшуллер сконструировал катер с химическим двигателем. Он занимался в двух кружках: в военно-морском и химическом. И в обоих нужно было в конце года сделать выпускную работу. В результате объединения работ появился катер с химическим двигателем. Идея двигателя была проста: если налить в карбид воды, начнется бурная реакция с выделением газа. Если газ поджечь, получится реактивный двигатель. Свою идею он реализовал: построил катер, который мог выдержать человека. И вот испытания. Залили воду в двигатель, несколько секунд ничего не происходило, вдруг резкий толчок выбросил испытателя за борт, как оказалось, к счастью, потому что еще через несколько секунд катер пролетел весь пруд, выскочил на берег и взорвался...(Подробности см. ).

Еще он хотел построить Наутилус или просто какой-то аппарат, позволяющий плавать под водой. Акваланг тогда еще не был изобретен, да и откуда взять компрессор для сжатия воздуха? Подошел бы и жидкий воздух, но, конечно, холодильной машины у мальчишки тоже быть не могло. А нельзя ли получить жидкий воздух без ожижения? Теоретически невозможно... И все-таки ему удалось обойти запрет. Он решил использовать жидкость, в которой много кислорода, - перекись водорода Н 2 О 2 . Для выделения кислорода ее достаточно подогреть. И достать перекись водорода оказалось несложно - в аптеках продается. Аппарат был построен. Так еще в школе Г.С. Альтшуллер получил авторское свидетельство на свое первое изобретение.

После школы его забрали в армию. Попал в запасной стрелковый полк, из которого его направили в летное училище. Окончание училища совпало с окончанием войны, и Г.С. Альтшуллер попросил направить его в Баку, в военно-морскую флотилию.

В военно-морской флотилии он попал работать в патентный отдел. Много пришлось изобретать самому и учить этому других. Странное у него было положение: обращались за помощью в изобретательстве люди вдвое, а иногда и втрое старше его. Как им помочь? Он бросился в библиотеки, перерыл огромное количество книг в поисках советов, правил, как изобретать, и ничего не обнаружил. Оказалось, что учить было нечему. Возникла необходимость изучить или создать самому приемы изобретательства. Не сразу он понял, что вышел на большую, исключительно важную для всего человечества цель - создать метод, позволяющий каждому научиться изобретать, решать творческие задачи в разных областях человеческой деятельности. И всю дальнейшую жизнь Г. С. Альтшуллер подчинил достижению этой цели. В отличие от психологов, которые изучали человека, делающего изобретения, Альтшуллер начал изучать сами изобретения, т.е. технические системы, созданные человеком. Он начал искать отличия сильных изобретений от слабых. В качестве критерия использовал противоречие . Был проанализирован весь фонд авторских свидетельств и патентов и выявлены типовые приемы разрешения технических противоречий .

В 1948 году, когда были получены первые результаты, Г.С. Альтшуллер вместе с товарищем, которого он привлек к работе над целью, написали письмо Сталину. Оно было объемистым - несколько десятков страниц и содержало анализ весьма плачевного состояния изобретательского дела в стране. Писали его полгода. В письме предлагались меры по улучшению изобретательства, в первую очередь путем обучения изобретателей новым приемам изобретательства. Письмо было деловое, сухое, без обязательных для того времени уверений в личной любви и преданности, оно выглядело укором Председателю Совета Министров, плохо, по мнению авторов, выполнявшему свои обязанности. В конце письма сообщалось, что создана методика, позволяющая решать изобретательские задачи. Этой методике необходимо было обучать.

Многие расспрашивали потом Генриха Сауловича об этом письме - неужели тот не понимал, чем оно грозило? Понимал. Но не мог остаться равнодушным к страшной разрухе, в которой оказалась наша страна в послевоенные годы, к угрозе атомной войны. Он был уверен в том, что в его руках возможность помочь восстановлению страны, и не мог не попытаться это сделать. Но ответом на письмо был арест, вздорные обвинения, пытки, приговор - 25 лет лагерей.

Работа над ТРИЗ не прекращалась и в лагере, несмотря на голодное существование, нечеловеческие условия жизни и вдобавок одно из самых издевательских лишений-запрещение вести записи - все нужно было держать в голове. И тем не менее Альтшуллер считает, что именно ТРИЗ помогла ему выжить: первыми гибли те, кто сломался, смирился с безысходностью и потерял цель, смысл жизни. Например, Генрих Саулович рассказывал такой эпизод. В период так называемого “следствия” тюремщики имели обыкновение изощренно издеваться над подследственными. Одним из таких издевательств были такие их действия. Заключенный вызывался на допрос в ночное время. В ярко освещенной камере, где должен был проводиться допрос, заключенного усаживали на единственный находящийся в камере стул, лицом к железной двери, в которой имелось смотровое окошко. Его оставляли одного. Заключенный должен был сидеть на этом стуле много часов подряд, и ему запрещалось спать. Находящийся снаружи надзиратель регулярно заглядывал в смотровое окошко и, если видел, что заключенный закрыл глаза, тут же врывался в камеру и начинал избивать его резиновой палкой. Лишение человека сна - это очень страшная пытка.

Находясь в этой ситуации, Генрих Саулович сформулировал для себя противоречие: он должен закрывать глаза, чтобы спать, и не должен закрывать глаза, чтобы не давать повода надзирателям избивать себя. Это противоречие он разрешил следующим образом: вырезал из бумаги небольшие продолговатые кусочки и нарисовал на них угольком темные зрачки глаз. Когда его в очередной раз вызвали на допрос, он взял эти кусочки бумаги с собой. Оставшись один на стуле в камере пыток и выждав момент, когда за ним не наблюдали, он закрыл глаза и наклеил кусочки бумаги слюной себе на веки. Надзиратель заглядывал в камеру - у заключенного глаза открыты. А на самом деле он спал.

Попав в лагерь, Г.С. Альтшуллер быстро сориентировался, что, если работать так, как требовали от заключенных надзиратели, долго не протянешь. Несмотря на то, что выходящим на работы полагался значительно больший паек, чем тем, кто на работы выйти уже был не в состоянии, - условия и нагрузка были таковы, что этого пайка никак не могло хватить для восстановления сил. “Губит большая пайка”, - понял Генрих Саулович и добровольно отказался от нее, перестав выходить на работы и перейдя в разряд “доходяг” - умирающих людей, на которых все махнули рукой.

Таковых в бараке было много. Каждый день умирали люди. В числе “доходяг” оказалось много представителей технической интеллигенции: специалисты по разным отраслям техники, профессора и доценты технических вузов. Все это были люди пожилого возраста, очень ослабленные и находящиеся в стадии медленного умирания.

И тогда Генрих Саулович открыл в бараке “университет одного студента”. Каждый день, по определенному расписанию, он слушал лекции кого-либо из своих товарищей по несчастью. Люди ожили. У них появилась цель: передать свои знания молодому человеку. И люди в бараке перестали умирать!

В 1953 году, после очередного отказа о помиловании сына, мать Альтшуллера покончила с собой. Отец умер еще раньше. А в 1954 году Г.С. Альтшуллер был полностью реабилитирован.

В 1956 году в журнале “Вопросы психологии” с изложением основ ТРИЗ . Главная мысль – техника развивается по объективным законам, которые надо изучать. Любая изобретательская задача – это выявление и разрешение противоречия.

Два года бились специалисты над проблемой создания газотеплозащитного скафандра для горноспасателей. Проблема была в том, что вес скафандра, включающего аппарат для дыхания и систему охлаждения, не должен был превышать 20 килограммов, в то время как только дыхательный аппарат весил 16 килограммов и система охлаждения немногим меньше. Был объявлен всесоюзный конкурс. И три первых места в нем заняли три варианта скафандра, разработанные Г.С. Альтшуллером вместе с товарищем. Они нашли красивое решение проблемы: совместить системы охлаждения и дыхания. Сначала жидкий кислород используется для охлаждения, а испарившийся кислород - для дыхания; Конечно, путь от идеи до конструкции был не близок, попутно друзьям пришлось сделать еще несколько изобретений, прежде чем проекты были готовы.

После возвращения с каторги Альтшуллер устроился на завод стальных канатов, работал в редакции газеты “Бакинский рабочий”, потом в Министерстве строительства Азербайджана. Закончил институт.

Но отношение к бывшим “зекам” в нашей стране было достаточно негативным. На работу старались не брать, а если брали – при первой возможности стремились избавиться. Однако надо было зарабатывать на жизнь. Альтшуллер опять сформулировал для себя противоречие: работать надо, чтобы зарабатывать деньги, и работать нельзя, потому что не берут. Разрешение этого противоречия он нашел в занятии литературной работой.

С конца 50-х годов Альтшуллер – писатель-фантаст. Он писал фантастику под псевдонимом Генрих Альтов (подробнее см. ).

Однако постепенно работа над Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) вытеснила фантастику и заняла всю жизнь.

Внедрение методики шло тяжело. Десять лет с 1958 по 1967 год велась переписка с ЦС ВОИР. Альтшуллер просил выслушать его и десять лет получал отказы.

В 1970 году ЦС ВОИР принял решение о создании Общественной Лаборатории методики Изобретательства (ОЛМИ) , а в 1971 году был открыт Азербайджанский Общественный Институт Изобретательского Творчества (АзОИИТ) . Он вырос из первой в стране молодежной изобретательской школы.

Огромные усилия Г.С. Альтшуллер приложил к организации исследовательской работы. Сотрудники ОЛМИ работали по эстафетному принципу. Кто не выдерживал и уходил, передавал материалы другим разработчикам. Альтшуллеру удалось создать хороший творческий коллектив разработчиков теории.

По всей стране начали возникать школы, в которых обучали ТРИЗ .

В 1974 году ЦС ВОИР закрыл ОЛМИ , так как Г.С. Альтшуллер не прекратил по требованию ЦС ВОИР создавать школы по всей стране. Процесс создания школ становился для ЦС ВОИР неуправляемым. После закрытия ОЛМИ Г.С. Альтшуллер ушел из АзОИИТ . Вместе с ним ушли и другие преподаватели. ОЛМИ существовала еще 10 лет на общественных началах.

С 90-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших странах мира. Этому способствовало создание интеллектуальной программы для персональных компьютеров “Изобретающая машина”.

Литературное наследие Альтшуллера огромно: десятки книг, сотни статей. Многие из них переведены на иностранные языки и изданы за рубежом. Сейчас началось массовое внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности.

Очень много Г.С. Альтшуллер сделал для организации ТРИЗ-движения , объединяющего всех, кто использует ТРИЗ. В 1989 году была создана Всесоюзная Ассоциация ТРИЗ . Президентом Ассоциации был избран Г.С. Альтшуллер .

В 1998 году создана Международная Ассоциация ТРИЗ со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. ТРИЗ-движение развивается вглубь и вширь. В сотнях городов нашей страны и за рубежом работают школы, народные университеты, центры по обучению изобретательству взрослых и детей, в которых ведут занятия подготовленные Г. С. Альтшуллером ученики и ученики его учеников.

Слушатели начинают решать свои производственные проблемы еще в процессе обучения. Группы по изучению ТРИЗ работают на заводах, в НИИ, Дворцах культуры и техники, Домах научно-технической пропаганды, центрах научно-технического творчества, вузах, в институтах повышения квалификации инженеров, кооперативах и коммерческих фирмах.

ТРИЗ изучают не только инженеры, но и врачи, учителя, социологи, биологи, журналисты, предприниматели - все, кому приходится в своей работе решать творческие задачи. Множество людей благодарны Г.С. Альтшуллеру за то, что он привлек их к работе над наукой, может быть, самой важной из созданных в наше время - наукой о развитии творческой личности.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...