12 шагов для зависимых. Программа “Двенадцать шагов анонимных алкоголиков”: описание и отзывы зависимых

Как не пить Олег Викторович Стеценко

Глава 11. Программа 12 шагов «Анонимные Алкоголики»

Начиная описание программы «12 шагов», автор должен сразу определить, что не является представителем, руководителем или авторитетом содружества Анонимных алкоголиков в силу того, что таких не может быть согласно традициям этого сообщества. Тем не менее, было бы огромным упущением не описать это явление в книге, посвященной лечению зависимости.

К сожалению, в практике часто приходиться встречаться с тем, что больные располагают какими-то отрывочными, и, часто, ошибочными сведениями о программе. Чего только стоит упоминание о том, что, дескать, есть какие-то «Интимные алкоголики», «Тайные алкоголики» или даже «Автономные алкоголики». Как правило, больные располагают мнением о том, что это либо религиозная секта, либо клуб умеренно употребляющих людей, либо какая-то элитарная клиника для актеров и художников.

Одна из традиций АА гласит, что их деятельность базируется на привлекательности идей, а не на пропаганде. В этой главе будет описано то, как сам автор понимает эти идеи, без претензии на оценку.

С клинической точки зрения, эта программа дает результаты довольно значимые. Во всем мире именно «12 шагов» считаются наиболее цивилизованным способом решения проблемы. Складывается впечатление, что «эта лошадка» не одного вытянула, а правильно это или нет с научной точки зрения? Как практикующий доктор, я стараюсь не задаваться такими вопросами, тем более, что мнение ученых по поводу действенности таких программ самое разнообразное. Порой, диаметрально противоположное…

Главное, что необходимо понять, это то, что «12 шагов» - это программа духовного роста. Это не клиническая детоксикация, не трудоустройство, не тренинги общения, а именно место, где человек может разобраться в себе сам. Другие члены сообщества могут ему в этом помочь, но все, что он сделает, или что упустит - будет сделано им самим. Никто не будет им руководит, или брать на себя его ответственность. Ведь в этом и заключается понятие свободы: делай, что хочешь, никому не мешай и неси ответственность за то, что сделал.

В зависимости от перевода на русский язык, шаги в разных изданиях несколько отличаются, но главная мысль везде одна.

Первый шаг : признали свое бессилие перед алкоголем, пришли к убеждению, что не управляем своей жизнью.

Многие, услышав такое на собрании АА, сразу испытывали негативное отрицание: «я думал, что смогу набраться у них силы, а они бессильны!» Идея заключается в том, что, только признав бессилие, человек может отказаться от продолжения попыток делать то, что он делал всегда.

Бессилие не слабость. Слабость частична, она унижает человека, бессилие абсолютно, оно возвеличивает. Признание бессилия - взрослое решение, только зная, на что я способен, я смогу развиваться, иначе мне придется продолжать проверять мир на прочность, узнавая, чего я еще не могу. Бессилие великолепная вещь, поскольку лишает необходимости запрета. Человеку не нужно запрещать себе ложиться на рельсы перед поездом, поскольку он признает свое бессилие перед локомотивом. Если он будет рассматривать это как слабость, ему придется каждый раз запрещать себе такие действия, пока он не обманет сам себя и не попытается все-таки совершить безумный поступок. Признание бессилия - это победа над искушением, не борьба, втягивающая в азарт и гнев, а возможность пройти мимо. Фактически признание полного бессилия позволит человеку избежать проклятия Сизифа. Если бы этот античный герой признал свое бессилие перед камнем, он пошел бы на гору без него.

Третий шаг в программе многие рассматривают как краеугольный, «замковый камень». Заключается он в том, что мы препоручили свою волю высшей силе, как мы ее понимали .

Мне часто приходилось видеть людей, которые после этих слов буквально вскакивали и убегали с собрания, считая, что попали на какую-то сектантскую проповедь. Многие чинно поясняли, что я - атеист, агностик, и, вообще, если я захочу поговорить о Боге, пойду в церковь. Во-первых, это третий шаг, с него не все начинали, кроме того, некоторые, начав с богоискательства, сразу становились религиозными фанатиками. В сообществе есть положение: «Вначале приди на группу, потом приди в себя, а потом к Богу». В любом случае, 12 шагов - не секта, и все делается для того, чтобы сектой не стать. Никаких проповедей не будет, за этим действительно нужно идти в храм.

Алкоголик - душевно больной человек, и поэтому вполне естественно, что это программа духовного роста. Пытаясь спасти душу, и не задумываясь о Всевышнем человек рискует опять ее потерять.

Анонимные алкоголики не религиозная программа: на собрании не рекомендуют упоминать имя Бога - у каждого свои представления. Есть люди, для которых Высшая Сила вообще представляется не в виде того Бога, который принято упоминать в традиционных конфессиях. Люди верят во Вселенскую Справедливость, в Мудрость Природы, в Целесообразность существования. Это не важно. Важно то, что у этих людей появляется смысл жизни, не земной, сиюминутный, который можно по-разному рассматривать в зависимости от ситуации, или настроения, а всеобъемлющий , не зависящий от обстоятельств и мнения окружающих.

Многие рассказывали, что до третьего шага, было ощущение, что ты пытаешься выбраться из ледяной ямы, но стены скользкие, и как бы ты быстро не перебирал ногами, все равно съезжаешь вниз. И только после того, как удалось взяться за что-то незыблемое, ситуация начала меняться по настоящему.

8-й и 9-й шаг : составили список людей, которым причинили вред, и пытались его возместить в том случае, если это никому не мешало .

Долги раздать надо. Эти «хвосты» болезни не дадут человеку идти дальше, но это 8-й и 9-й шаг Не нужно с этого начинать. Долги должен раздать человек, способный больше не занимать. Только тогда, когда алкоголик уже приобрел навыки защиты от зависимости, он может начать делать что-то для других, осознавая, что может сделать. Долги раздать удается не всегда, Не все люди, которым ты чем-то обязан, готовы принять от тебя извинения. Не нужно требовать, главное - это твоя готовность, решимость.

12 шаг : пытались донести смысл наших идей до других алкоголиков - заключительный. Многие начинали свою трезвость с «борьбы против алкоголя». Буквально набрасывались на пьяного соседа, тащили за руку родственника на группу, или к врачу, знакомились с наркоманкой, и затем все свое время и деньги тратили на ее лечение. Как правило, заканчивался этот «бой» срывом самого агитатора. Это было плохо для больного и ужасно для его подопечных. Представляете, какие мысли появлялись у людей, которые вроде начинали верить, и вдруг, увидели его пьяным.

Существует молитва Анонимных Алкоголиков. Сами члены программы не претендуют на ее авторство. Мне часто приходилось слышать «обиженных» людей, нашедших «историческую правду», и утверждавших, что автором этих слов был кто-то другой, а вы, дескать, их приписываете себе, или неправильно указываете автора. Я не удивлюсь, если узнаю, что эти слова были начертаны на стенах Вавилона, и с тех пор люди их повторяют.

Вот эти слова:

Боже дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого.

Из книги АНОНИМНЫЕ АЛКОГОЛИКИ автора Анонимные Алкоголики

ГЛАВА 5. ПРОГРАММА В ДЕЙСТВИИ Мы редко встречали человека, который бы строго следовал по нашему пути и потерпел неудачу. Не излечиваются те люди, которые не могут или не хотят целиком подчинить свою жизнь этой простой программе; обычно это мужчины и женщины, которые

Из книги Я и моё сердце. Оригинальная методика реабилитации после инфаркта автора Анатолий Иванович Бабушкин

Глава 3 Моя программа оздоровления Реабилитационный центр тогда еще Ленинграда. Я его пациент. Мне повезло с врачом. Попал к кардиологу-женщине, очень опытному специалисту и доброму человеку. Она стала моим умным собеседником и активным помощником. У нас установились

Из книги Я был бы счастлив, если бы не... Избавление от любого рода зависимостей автора Олег Фрейдман

Программа «12 шагов»

Из книги Неизлечимых болезней нет. 30-дневная программа по интенсивной очистке и детоксикации автора Ричард Шульце

Глава 1. Что эта программа сделает для вас ФИЗИЧЕСКИСовременная жизнь каждый день подвергает нас воздействию буквально тысяч различных ядов и токсинов. В одной только средней бакалейной тележке присутствует более ста ядовитых химикалий. Не секрет, что качество нашей

Из книги Пять шагов к бессмертию автора Борис Васильевич Болотов

Глава 3. 30-дневная соковая/сыроедная программа В течение 30 дней Вы будете потреблять только чистую воду, травяные отвары, свежие фруктовые и овощные соки, и сырые продукты, включая фрукты, овощи, семена, ростки, орехи, бобы и зерна. Чтобы увеличить эффективность программы, я

Из книги Рак – не приговор, а самый серьёзный повод измениться... автора Константин Владимирович Яцкевич

Глава 4. Программа детоксикации кишечника Первый шаг в любой медицинской программе, особенно в программе чистки или детоксикации, должен стимулировать кишечник и вычистить из толстой кишки старый, ядовитый материал. Когда Вы проводите любой вид голодания, промывания,

Из книги Мозг против лишнего веса автора Дэниел Амен

Глава 7. Программа циркуляции и движения A. МассажМассируйте все тело каждый день, особое внимание уделяя глубокой рефлексологии стоп и всем проблемным областям. Не бойтесь прикасаться к своим воспаленным или больным частям. Вложите в них опять жизнь. Глубокий,

Из книги 5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство автора Геннадий Михайлович Кибардин

Глава 1 Пять шагов к бессмертию Квинтэссенция эффективна всегда и везде. Она действует успешно всегда, как всегда действует закон всемирного тяготения Ньютона. Квинтэссенция позволяет человеку самому поддерживать свое здоровье на необходимом уровне.Каковы же эти пять

Из книги Здоровье позвоночника автора Виктория Карпухина

Тренинг 3. Я начинаю этот путь – программа 12 шагов

Из книги Победа разума над медициной. Революционная методика оздоровления без лекарств автора Лисса Рэнкин

Часть 2. Программа 12 шагов… или основные правила восстановления и балансирования биологической энергии и информацииНаправления работы по программе 12 шаговКак Вы помните, дорогие мои читатели, интегрированный или комплексный подход к лечению предполагает три основных

Из книги Не хочу быть толстой! автора Юлия Кувшинова

Глава 1 Знакомство с программой AMEN 10 первостепенных шагов Когда я читаю книгу о питании и снижении веса, на протяжении всего чтения я будто бы охочусь за квинтэссенцией программы, предлагаемой в ней. Это утомляет меня. Я думаю про себя: «Ну, дайте же мне краткую справку!

Из книги Я и мое сердце. Оригинальная методика реабилитации после инфаркта автора Анатолий Иванович Бабушкин

Глава 5 Индивидуальная программа улучшения зрения Зрительная система человека является неотъемлемой частью его организма. Следовательно, если вы хотите сохранить или улучшить остроту своего зрения, в первую очередь обратите внимание на условия функционирования своего

Из книги автора

Глава 8 Программа оздоровления Валентина Дикуля Имя Валентина Дикуля знают миллионы людей не только в России, но и за ее пределами. Ему посвящаются передачи на радио и телевидении, в аптеках представлены мази с его именем. Причем мази исключительно на натуральной основе.

Из книги автора

Глава 10 Шесть шагов к самоисцелению Считается, что это профессиональная тайна. Но я все равно вам скажу. Мы, врачи, не делаем ничего! Мы только помогаем врачу внутри вас и поощряем его. Альберт Швейцер, доктор медицины Прежде чем мы приступим к делу, я хотела бы кое-что

Из книги автора

Глава 2. Моя программа

Из книги автора

Глава 3 Моя программа оздоровления Реабилитационный Центр тогда еще Ленинграда. Я его пациент. Мне повезло с врачом. Попал к кардиологу-женщине, очень опытному специалисту и доброму человеку. Она стала моим умным собеседником и активным помощником. У нас установился

– реабилитация.

Можно «вытащить» больного из запоя, отправив его в стационар или вызвав врача домой. Тем самым спасти его здоровье от полного разрушения.

Можно закодировать пациента, «запретив» ему принимать спиртное.

Можно пролечить его у терапевта и других специалистов. Они помогут восстановить функции органов, подвергшихся воздействию этилового спирта.

НО. Главная проблема по-прежнему остается. Пациент, как и раньше, имеет зависимость. Ему «как-то не комфортно», и кажется, что маленькая рюмочка могла бы решить эту проблему. Ну всего одна, чего тут страшного! В голове человека по-прежнему много проблем, и он попросту не умеет с ними справляться, не знает, что делать.

Программа «12 шагов анонимных алкоголиков» создана специально для решения этих проблем. Она помогает справиться с психологической зависимостью от этилового спирта и найти свое место в социуме.

Истоки 12 шаговой программы для алкоголиков

Программа 12 шагов анонимных алкоголиков была разработана в США в 1932 году.

А началось всё со знаменитого психоаналитика Карла Юнга. Однажды его посетил пациент по имени Роналд Х. с очень интересной историей. Роналд страдал алкоголизмом. Еще совсем недавно он считал, что идеально овладел техниками самоконтроля и избавился от болезни без чьей-либо помощи. Он чувствовал себя абсолютным хозяином своей судьбы…правда, недолго, потому что очень скоро сорвался и начал пить еще отчаяннее.

Юнг внушил Роналлду мысль о том, что сам зависимый бессилен. Он должен признать, что ему нужна посторонняя помощь.

Роналд меняет мировоззрение и вступает в знаменитую «Оксфордскую группу» - первое «общество анонимных алкоголиков». Он избавляется от зависимости, начинает помогать другим и вскоре знакомится с еще одним инициативным человеком - Эдвином Т. Вместе они разрабатывают новые принципы реабилитации больных. Так рождается схема лечения алкоголизма 12 шагов. Сегодня она признана одной из самых эффективных. И ее с большим успехом применяют в нашем центре.

12 шагов анонимных алкоголиков: программа

ШАГ 1

«Мы признаем, что мы бессильны перед алкогольной зависимостью. Мы не можем контролировать свою жизнь».

Это самое важное признание, которое должен сделать себе больной. В мысли о том, что «я могу сам бросить пить и могу всё держать под контролем», кроется большая опасность. Любой курильщик скажет вам, что может бросить, просто «пока хочет еще побаловаться». И все знают, что это большая неправда и самообман. 12 шагов при алкоголизме начинаются с честности по отношению к себе.

ШАГ 2

«Мы понимаем, что нам поможет вернуть здравомыслие только посторонняя Сила, которая превосходит нашу собственную».

Итак, человек готов изменить свою жизнь. Но понимает, что самостоятельно ему это сделать не под силу. Значит, нужно принять помощь со стороны и довериться ей.

ШАГ 3

«Мы твердо решили перепоручить нашу жизнь и волю Богу, тому, в которого мы верим».

У человека не получится довериться обезличенной Силе, которую он не понимает. Она нуждается в персонификации. У каждого это может быть что-то свое. Любое божество и любая могущественная сущность, в которую он верит. Таким образом, трансформация личности происходит через супер-эго.

ШАГ 4

«Мы бесстрашно и глубоко провели самоанализ с нравственной точки зрения».

Человек помещает сверхсущность внутрь себя. Он начинает смотреть на свое прошлое и на свое болезненное пристрастие более объективно, критически. Он видит свою вину. Но ее нельзя оставлять внутри человека, поэтому следующий шаг:

ШАГ 5

«Мы признаем перед собой, Богом и окружающими причины и истоки наших прошлых заблуждений».

Человек признал вину, и он должен оставить ее в прошлом. Теперь он понимает, почему же всё произошло именно так. Когда корень неправильных поступков обнаружен, можно начать избавляться от него.

ШАГ 6

«Мы абсолютно готовы к тому, чтобы Бог избавил нас от изъянов нашего характера».

Успешность любого начинания зависит от того, насколько человек готов к нему. Пациент уже знает, от чего, к чему и для чего он идет. Это важный момент в работе любого психотерапевта.

ШАГ 7

«Мы смиренно просим Бога, чтобы он избавил нас от наших пороков».

Теперь пациент и Бог отлично знают, что нужно исправить. Им нечего скрывать друг от друга. Нечего стесняться. Нет никаких недомолвок и никакой фальши. Только взаимное желание и доверие. Настало время начать «отбеливать своё я».

ШАГ 8

«Мы понимаем, что в прошлом совершали несправедливые действия по отношению к другим людям. Теперь мы хотим составить список этих людей и возместить им ущерб».

На этом этапе должно выработаться устойчивое желание исправить свою вину. Человек как бы «отдает долг» внешнему миру под руководством своего высшего я, тем самым уничтожая свою вину.

ШАГ 9

«Мы исправили те несправедливые, неправильные поступки, которые совершали по отношению к окружающим, там, где это было возможно, за исключением тех случаев, когда это могло принести человеку вред».

Чувство вины – одна из самых больших проблем больного алкоголизмом на стадии реабилитации. Оно может приводить к срыву и возобновлению зависимости, агрессии, направленной против себя и других людей.

ШАГ 10

«Теперь мы всегда занимаемся самоанализам. Мы стараемся сразу признавать и заглаживать свою вину».

На этом этапе человек учится преобразовывать чувство вины в агрессию, а агрессию – в помощь окружающим людям.

ШАГ 11

«Мы размышляем и молимся своему Богу, потому что хотим лучше узнать его волю, понять наше предназначение в этом мире».

Фактически человек начинает разбираться в себе и слушать свое сверх-эго. Очень важно, чтобы все положительные указания нового внутреннего голоса как можно быстрее трансформировались в действия.

ШАГ 12

«Выполняя эти шаги, мы стали лучше и пробудились к новой счастливой жизни. Это возможно для любого алкоголика! Нужно нести эту прекрасную новость всем, кто еще не избавился от зависимости, использовать эти принципы в любом деле».

алкоголизм реабилитация

Если у тебя есть желание обрести то, что мы предлагаем, и готовность приложить усилия, чтобы получить это, значит, ты готов предпринять определенные шаги. Вот принципы, которые сделали наше выздоровление возможным:

1. Мы признали, что мы бессильны перед нашей зависимостью, признали, что наши жизни стали неуправляемы.

2. Мы пришли к убеждению, что Сила, более могущественная, чем мы сами, может вернуть нас к здравомыслию.

3. Мы приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни заботе Бога, как каждый из нас понимал Его.

4. Мы провели глубокую и бесстрашную нравственную инвентаризацию самих себя.

5. Мы признались Богу, самим себе и другому человеку в истинной сущности наших ошибок.

6. Мы полностью подготовились к тому, чтобы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера.

7. Мы смиренно просили Его избавить нас от наших недостатков.

8. Мы составили список всех людей, которым мы навредили, и обрели готовность возместить им всем ущерб.

9. Мы напрямую возмещали причиненный этим людям ущерб, где это было возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо еще.

10. Мы продолжали проводить личную инвентаризацию и, когда совершали ошибки, без промедления признавали это.

11. Мы стремились с помощью молитвы и медитации улучшить свой осознанный контакт с Богом, как каждый из нас понимал Его, молясь только о знании Его воли для нас и о силах для ее исполнения.

12. Испытав духовное пробуждение в результате этих шагов, мы старались нести эту весть зависимым и применять эти принципы во всех наших делах. .

В нашем выздоровлении нас погубит прежде всего равнодушное или нетерпимое отношение к духовным принципам. Три из них являются для нас абсолютно необходимыми – это честность, открытость новому и готовность. С ними у нас многое получится.

Мы считаем наш подход к болезни зависимости абсолютно реалистичным, поскольку помощь одного зависимого другому обладает ни с чем не сравнимой терапевтической ценностью. Мы считаем наш путь практичным, потому что никто не способен понять и поддержать зависимого лучше, чем такой же зависимый. Мы верим, что чем скорее встретимся лицом к лицу со своими проблемами в обществе, в повседневной жизни, тем быстрее это общество примет нас, тем быстрее мы станем его ответственными и полезными членами.

Единственный способ уберечь себя от возвращения к активной зависимости – это не допустить первого употребления. Если ты такой же, как и мы, то знаешь, что один раз – это слишком много, а тысячи всегда недостаточно. Мы придаем этому огромное значение, так как знаем, что, когда мы употребляем наркотики в любой форме или заменяем один на другой, мы вновь выпускаем свою зависимость на свободу.

Мысли о том, что алкоголь отличается от других наркотиков, стали причиной срыва очень многих зависимых. До прихода в АН многие из нас рассматривали алкоголь отдельно, но мы не можем позволить себе заблуждаться на этот счет. Алкоголь – это наркотик. Мы люди с болезнью зависимости, которые должны воздерживаться от любых наркотиков для того, чтобы выздоравливать.

Эффективное лечение от алкоголизма существует и оно проходит по особой методике. Это 12 шаговая программа для алкоголиков. Ее применяют уже на протяжении длительного времени и она доказала свою эффективность в лечении зависимых людей. Данная методика заключается в прохождении 12 шагов терапии, и с каждым новым шагом человек обретает новые знания и наполняет свою духовную сферу.

История возникновения

Первая группа Анонимных Алкоголиков собралась еще в 1937 году в Нью-Йорке. Ее собрали бывшие алкоголики Билл Уилсон и Роберт Смит. От них отказалась на то время официальная медицина, так как предоставляемое лечение в больнице не давало никаких результатов. В 1937 году в группе было 40 человек. После года функционирования группы была разработана программа 12 шагов, основные ее принципы. Популярность данных собраний росла с каждым днем и уже в 1939 году группы Анонимных Алкоголиков уже начали собираться в психиатрических больницах США.

Уже в конце 1940-х начале 1950-х годов 12 шаговая программа анонимных алкоголиков доказала свою высокую эффективность, и о ней знали многие. Именно в этот период она начала расширятся и распространилась на международном уровне. Также в США начали открываться клиники, которые работали по принципу 12 шагов Анонимных Алкоголиков. Сначала эти клиники работали основываясь на принципах психотерапии и программы 12 шагов. Эту модель лечения назвали «Миннесота».

В России 12 шаговая программа появляется в 1987 году и начинает активно распространяться. Выпускается множество литературы, ведь прежде по такому принципу никто не лечил алко и наркозависимость. Православная церковь также начала активно использовать 12 шаговую программу, так как она основывается именно на восстановлении духовности человека и обращении его к Богу. Первые клиники, которые лечили зависимых по данной программе появились в 1990 году. На сегодняшний день в России есть более 180 групп Анонимных Алкоголиков. А реабилитационных центров работающих по 12 шаговой программе около 10 только в одной Москве.

К сведению:

В 1995 году сообщества Анонимных Алкоголиков насчитывали около 2 000 000 человек, и функционировали на территории 141 страны.

12 шагов АА

  1. Мы признали своё бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой.
  2. Пришли к убеждению, что Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.
  3. Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали.
  4. Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.
  5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
  6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков.
  7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны.
  8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.
  9. Лично возмещали причинённый этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.
  10. Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.
  11. Стремились путём молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.
  12. Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах.

Духовные принципы программы

Восстановление духовности человека – это одна из самых важных составляющих данной программы, на этом она основывается.

Есть 3 основных принципа духовности, которые необходимо восстановить:

  1. Честность;
  2. Готовность;
  3. Открытость к новой жизни, знаниям и умениям.

Зависимый человек должен восстановить связь с окружающим миром, а именно с Богом и людьми, которые его окружают. Также немаловажным принципом излечения является честность и уважение – это ключевые составляющие духовности любого человека. В первую очередь честным зависимый должен быть перед самим собой и перед окружающими.

Важной задачей лечения по 12 шаговой программе является создать новые ценности. А также вследствие переоценки своей жизни у алкоголика начинается процесс изменения повседневной жизни, взамен алкоголизма приходят здоровые принципы. Этот процесс, конечно, длительный, но ведь и зависимым человек стал не за один день.

Изменение жизненных принципов:

Сначала, программа 12 шагов была религиозной программой и создавалась в основном в протестантской среде. Но в современном мире понятие «духовность» можно понимать не только с этой точки зрения. Каждый может иметь свою высшую Силу, к которой следует стремиться. Для того, чтобы излечиться от алкоголизма не обязательно регулярно посещать церковь, достаточно желания развиваться духовно, поменять жизненные принципы.

Процесс выздоровления

Не смотря на то, что методика 12 шагов признана самой эффективной на сегодняшний день, быстрого выздоровления не будет. В данном случае важно, чтобы человек с каждым шагом открывал для себя что-то новое, и нетерпимое отношение к духовным принципам только погубит. Методику 12 шагов называют еще программой парадоксов. Главным парадоксом является то, что признав свою слабость и капитулируя, зависимый человек придет к победе над алкоголизмом. А второй парадокс – это то, что отдавая, можно получить вдвойне.

Двенадцать шагов анонимных алкоголиков – это алгоритм развития личности.

Этот алгоритм представлен 6 факторами:

  1. Вследствие работы над собой человек признал свою зависимость;
  2. Зависимый находится в поиске решения своей проблемы и в итоге принимает решение;
  3. Происходит самоанализ и для того, чтобы измениться человек приходит к исповеди;
  4. Работа над собой, а именно над своими недостатками;
  5. Человек работает над налаживанием своих социальных связей;
  6. На этом этапе развития зависимый уже может передавать личный опыт другим.

Особенный терапевтический эффект наступает именно от взаимопомощи зависимых. Так как только зависимый может понять в полной мере другого зависимого. Зависимые помогают друг другу не срываться. Так как первый раз употребить – это много, в всех остальных раз всегда недостаточно. Поэтому очень важно не сорваться, и не поддаться своей зависимости снова.

Группа Анонимных Алкоголиков

Проблемой большинства зависимых является одиночество и присутствие в группе людей, которые понимают тебя не только помогает, но и придает уверенности в себе. При этом у людей уходит чувство одиночества из-за того, что они входят в некое сообщество. Именно сообщества Анонимных Алкоголиков вносят очень большой вклад в процесс выздоровления. Так как те, кто находятся на тропе выздоровления являются достаточно уязвимыми и им требуется правильная поддержка, обмен опытом, надеждами и верой с другими выздоравливающими зависимыми.

Группы Анонимных Алкоголиков посещают как новички, так и те, кто вылечились от своего недуга. Человека, который только пришел на встречу не делают сразу активным участником группы. Он должен посетить собрание несколько раз, чтобы понять какая суть программы, познакомиться с людьми, послушать истории. И уже после этого он готов принимать участие.

Немаловажной составляющей является то, что он может выбрать спонсора. Так называют человека, который уже длительное время трезв (больше года). К такому человеку новичок может обратиться при надобности. Спонсор поможет зависимому в прохождении программы. Это нужно еще и для обретения новичком дополнительной мотивации.

Еще одним достоинством собраний Анонимных Алкоголиков является то, что они доступны для каждого и при этом не важно материальное положение. Так как нет никаких членских и вступительных взносов. Есть лишь пожертвования, которые вносятся по желанию.

Внимание!

Информация в статье, носит исключительно информационный характер и не является инструкцией к применению. Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.

"Мы признали свое бессилие перед наркоманией,

признали, что наша жизнь стала неуправляемой"

У всего есть свое начало. Так и с шагами: Первый Шаг - это начало процесса выздоровления. Выздоровление начинается здесь. Мы не можем идти дальше, пока не проработаем этот шаг.

Некоторые члены Анонимных Наркоманов интуитивно чувствуют, как сделать этот Первый Шаг, другим нужно проработать его системно. Наши мотивы над Первым Шагом изменяются в зависимости от конкретного члена Анонимных Наркоманов. Может, мы новички и только что побороли в себе искушение, разбив склянку с наркотиком. Может быть, уже прошло какое-то время с той поры, когда мы отказались от наркотиков, но мы обнаружили, что наша болезнь активизировалась в какой-то другой сфере нашей жизни и дает нам понять, что мы бессильны перед ней и опять не можем контролировать свою жизнь. Не каждый шаг нашего развития обусловлен болью - иногда просто приходит время снова вернуться к Шагам, и так начинается новая стадия нашего бесконечного движения к выздоровлению.

Некоторым из нас как-то проще объяснять свое положение именно болезнью, а не ошибками морального плана. Другим все равно, что послужило причиной - мы просто хотим покончить с этим!

Как бы там ни было, настало время что-то предпринять и сделать первый шаг: заняться конкретным делом, которое поможет нам избавиться от нашей зависимости, какую бы форму она ни принимала. Мы надеемся пропустить через себя принципы Первого Шага - глубже осознать свое поражение, капитально освоить принципы признания, готовности, честности, непредубежденности.

Сначала нам необходимо остановиться на моменте признания своего поражения. Есть много способов сделать это. Для некоторых из нас тот путь, который мы прошли, приближаясь к Первому Шагу, был более чем достаточен, чтобы убедиться, что капитуляция - единственно возможный для нас вариант. Другие же начинают этот процесс, не будучи совершенно убежденными в том, что мы - наркоманы, или что мы действительно исчерпали запас своих жизненных сил. И только работая над Первым Шагом мы приходим к осознанию того, что мы действительно наркоманы, что мы подорвали свое здоровье и что пора сдаться.

Прежде чем начать работать над Первым Шагом, мы должны прекратить принимать наркотики - чего бы это ни стоило. Если мы новички в Анонимных Наркоманах, а наш Первый Шаг - это элементарная возможность увидеть, как же наркотическая зависимость повлияла на нашу жизнь, то нам просто необходимо быть чистыми. Если мы уже какое-то время живем в чистоте, а наш Первый Шаг - признание собственного бессилия перед каким-то другим состоянием, которое сделало нашу жизнь неуправляемой, то мы должны найти способ справиться с этим состоянием, чтобы “мы сдались” не означало “мы продолжаем”.

Наркомания - это болезнь

Наркоманами нас делает наша болезнь -зависимость - не наркотики, не наше поведение, а наша болезнь. Что-то внутри нас не дает нам удержать контроль над употреблением наркотиков. И это же “что-то” склоняет нас к одержимости и компульсивности при иных жизненных обстоятельствах. Как мы можем определить, когда болезнь активизируется? Когда мы становимся одержимыми навязчивой идеей, поведение становится компульсивным и эгоцентричным и мы начинаем без конца хитрить, то наступает физическое, психическое, духовное и эмоциональное расстройство.

Что для меня означает “болезнь наркомания”?

Проявлялась ли моя болезнь в последнее время? Как именно?

На что это похоже, когда я одержим какой-либо навязчивой идеей? Вписывается ли мое мышление в какой-либо шаблон? Как это можно описать?

Когда во мне зарождается какая-то мысль, то я начинаю немедленно действовать или сначала представляю себе возможные последствия? Как иначе проявляется мое компульсивное поведение?

Как эгоцентризм моего заболевания влияет на мою жизнь и на жизнь окружающих меня людей?

Как моя болезнь подействовала на меня в физическом плане? В психическом? В духовном? В эмоциональном?

Наша болезнь может заявить о себе по-разному. Когда мы первый раз придем к Анонимным Наркоманам, то, конечно, нашей проблемой будут наркотики. Позднее мы узнаем, что наша болезнь разрушает нашу жизнь во всех сферах.

Как именно проявлялась моя болезнь в последнее время?

Преследовала ли меня мысль о каком-то человеке, месте или предмете? Если да, то как это повлияло на мои отношения с другими людьми? Как еще эта навязчивая идея повлияла на меня психически, физически, духовно и эмоционально?

Отрицание

Отрицание - это часть нашей болезни, которая твердит нам, что мы не больны. Отрицание означает нашу неспособность увидеть реальность нашей болезни. Мы преуменьшаем ее влияние. Мы обвиняем других людей, ссылаясь на то, что наши семьи, наши друзья и работодатели слишком многого от нас ожидали. Мы сравниваем себя с другими наркоманами, чья зависимость кажется нам “хуже” нашей. Мы можем винить какой-то один конкретный наркотик. Если мы какое-то время воздерживались от наркотиков, то мы можем сравнивать теперешнее проявление нашей болезни с тем, какое у нас было, когда мы принимали наркотики, и уговаривать себя, что ничто из того, что мы делаем сегодня, не может быть так же плохо, как это было тогда! Правдоподобные, но в действительности ложные, объяснения нашего поведения - это самые простые доказательства нашего отрицания.

Давал ли я правдоподобные, но нечестные объяснения своим поступкам? Какие именно?

Поступал ли я компульсивно, одержимый какой-либо идеей, и не уговаривал ли я себя потом, что именно так я и планировал поступить? Когда это было?

Как именно я перекладывал вину за свои поступки на других людей?

Как я сравнивал свою наркоманию с наркоманией других людей? Достаточно ли “плоха” моя наркомания, если я не сравниваю ее ни с чьей больше?

Сравниваю ли я сегодняшнее проявление моей наркомании с той жизнью, какая у меня была еще до того, как я начал соблюдать чистоту? Не мучит ли меня мысль о том, что мне следовало бы в этом разобраться получше?

Перед тем, как мое поведение меняется в худшую сторону, не думаю ли я, что у меня достаточно информации о наркомании и о выздоровлении, чтобы контролировать мое поведение?

Я предотвращаю какие-то поступки, потому что боюсь, что мне будет стыдно, когда я увижу результаты моей наркомании? Я сдерживаюсь, потому что боюсь, а что скажут люди?

Самобичевание: отчаяние и изоляция

Наша наркомания в итоге приводит нас к такому моменту, когда мы не можем больше отрицать природу наших проблем. Вся ложь, все оправдания и иллюзии улетучиваются, когда мы перестаем бояться видеть то, во что превратилась наша жизнь. Мы видим, что жили без надежды. Мы обнаруживаем, что стали недружелюбными или совершенно замкнутыми, а наши отношения с семьей превратились в притворство, в пародию на любовь и близость. И хотя может показаться, что все потеряно, когда мы видим (находим) себя в таком состоянии, тем не менее, правда состоит в том, что мы должны пройти через это, прежде чем сможем взять курс на выздоровление.

Какой кризис подтолкнул меня к выздоровлению?

Какие ситуации подвели меня к проработке Первого Шага?

Когда я впервые осознал свою зависимость, как проблему? Я пытался что-то исправить? Если да, то как именно? Если нет, то почему?

Бессилие

Будучи наркоманами, мы по-разному реагируем на слово “бессилие”. Некоторые из нас считают, что более точного описания нашей ситуации просто невозможно подобрать, и мы признаем свое бессилие с чувством облегчения. Другие с отвращением отвергают это слово, отождествляя его со слабостью или другими недостатками характера. Понимание бессилия, а также того, насколько естественно для выздоровления признание нашего собственного бессилия, поможет нам преодолеть те негативные ощущения, которые могут у нас возникнуть в связи с принятием этой концепции.

Мы бессильны, когда наша движущая жизненная сила находится вне контроля. Наша зависимость, конечно же, квалифицируется как неподвластная контролю движущая сила. Мы не можем умерить или проконтролировать наше употребление наркотиков или другое компульсивное поведение, даже если в результате нам грозят невосполнимые потери. Мы не можем остановиться, даже если знаем наверняка, что в результате нас ждет невосстановимое физическое увечье. Мы сами видим, что делаем то, чего бы никогда не сделали, если бы не наша наркомания, то, что наполняет нас чувством стыда, когда мы задумываемся об этом. Мы даже можем решить, что мы не хотим употреблять, что мы не собираемся употреблять, но обнаруживаем, что мы просто не в состоянии остановиться, если подворачивается случай.

У нас даже могли быть попытки воздержаться от употребления наркотиков или других компульсивных поступков (возможно более или менее успешные) в течение какого-то времени и без программы, но они приводили лишь к тому, что наша зависимость при случае толкала нас обратно туда, где мы были раньше. Чтобы проработать Первый Шаг, мы должны крепко усвоить, что мы лично бессильны перед самими собой.

Перед чем конкретно я бессилен?

Под влиянием своей наркомании я совершал такие поступки, которых не было бы, если бы я вовремя решился на выздоровлении? Какие это были поступки?

Какие я совершил поступки, которые способствовали моей наркомании и полностью шли вразрез со всеми моими убеждениями и представлениями о ценностях?

Как меняется моя индивидуальность, когда я нахожусь во власти зависимости? (Например: Становлюсь ли я самонадеянным? Эгоцентричным? Подлым? Пассивным в плане самозащиты? Твердолобым?)

Манипулирую ли я другими людьми в угоду моей зависимости? Как именно?

Попытавшись прекратить употребление, я обнаружил, что не могу этого? Прекратив употребление самостоятельно, я обнаружил, что моя жизнь без наркотиков так мучительна, что мое воздержание длилось недолго? На что было похоже это время?

Как моя наркомания способствовала тому, что я мучился сам и мучил других?

Неуправляемость

Шаг Первый призывает нас признать две вещи: во-первых, что мы бессильны перед нашей наркоманией, а во-вторых, что наша жизнь стала неуправляемой. Вообще-то трудно признавать одно, отвергая другое. Наша неуправляемость - это внешнее проявление нашего бессилия. Есть два типа неуправляемости: внешняя (видимая) неуправляемость - она заметна другим людям, и внутренняя или личностная неуправляемость.
Внешняя неуправляемость отождествляется с арестами, потерей работы, семейными проблемами. Кое-кто из наших товарищей побывал в тюрьме. Некоторым никогда не удавалось удержаться на одном месте дольше, чем пару месяцев. А кого-то вышвыривали из семей и велели никогда больше не появляться.

Внутренняя или личностная неуправляемость часто отождествляется с нездоровой или ложной системой представлений о самом себе, о том мире, в котором мы живем, и о людях, которые окружают нас в нашей жизни. Мы можем думать, что мы никчемные и никудышные. Мы можем верить, что мир вертится вокруг нас, и что так не только должно быть, но так и есть. Мы можем быть уверены, что это не наше дело - заботиться о себе, кто-то другой должен этим заниматься. Мы можем считать, что ответственность, которую берет на себя обычный человек, конечно же, слишком велика для нас. Мы можем слишком бурно или вообще не реагировать на события в нашей жизни. Эмоциональное непостоянство - это наиболее характерный признак личностной неуправляемости.

Что для меня означает неуправляемость?

Арестовывали ли меня когда-либо? Были ли у меня проблемы с законом из-за моей наркомании? Когда-нибудь я совершал что-то такое, за что меня могли бы арестовать, если бы поймали? Что это были за дела?

Какие проблемы у меня были на работе или в школе из-за моей наркомании?

Какие проблемы у меня были с друзьями из-за моей наркомании?

Предпочитаю ли я все делать по-своему? Каким образом мое упрямство повлияло на мои отношения с родственниками?

Считаюсь ли я с потребностями других людей? Как отсутствие внимания с моей стороны повлияло на мои отношения с родственниками?

Принимаю ли я ответственность за свою жизнь и свои поступки? В состоянии ли я выполнять мои ежедневные обязанности, не сдавая своих позиций? Как это сказывается на моей жизни?

Опускаю ли я руки, если дела идут не так, как запланировано? Как это сказывается на моей жизни?

Является ли для меня любое возражение личным оскорблением? Как это сказывается на моей жизни?

У меня все еще отсутствует здравомыслие, я в любой ситуации впадаю в панику? Как это сказывается на моей жизни?

Игнорирую ли я сигналы, предупреждающие меня о том, что что-то серьезное может случиться с моим здоровьем или с моими детьми, думая, что все как-нибудь обойдется? Описать.

Находясь в опасности, был ли я когда-либо равнодушен к этой опасности или как-то неспособен к самозащите из-за моей наркомании? Описать.

Причинил ли я кому-нибудь зло из-за моей наркомании? Описать.

У меня вспыльчивый характер или я просто иначе реагирую на свои ощущения и у меня недоразвиты чувства самоуважения и собственного достоинства? Описать

Я принимал наркотики, чтобы изменить или подавить свои чувства? Что именно я пытался изменить или подавить?

Оговорки

Оговорки - это то место в нашей программе, которое мы приберегаем для рецидива. Они образуются вокруг идеи о том, что мы можем сохранять какой-то контроль, например, “Ну ладно, я согласен, что не могу контролировать употребление наркотиков, но продавать-то их я могу?” Или мы можем думать, что можем продолжать дружить с теми людьми, с кем вместе принимали или у кого покупали наркотики. Мы можем думать, что какие-то разделы программы к нам не относятся. Мы можем думать, что в каких-то случаях мы просто не сможем удержаться, например, заболеем серьезно или любимый человек умрет, и даже планируем принять наркотик тогда. Мы можем думать, что, достигнув какой-то цели, заработав определенное количество денег или прожив сколько-то лет чистыми, мы после этого сможем контролировать наше употребление наркотиков. Обычно эти оговорки прячутся на задворках нашего сознания и мы к ним не очень серьезно относимся. Это естественно, что мы предполагаем какие-то отступления, которые мы можем себе позволить или можем запретить, прямо здесь и сейчас.

Я в полной мере осознаю степень моей болезни?

Я думаю, что я все еще могу общаться с людьми, которые так или иначе связаны с моей наркоманией? Можно ли мне посещать те места, где я обычно принимал наркотики? Разумно ли хранить наркотики или их атрибуты, просто чтобы “напоминать себе” или чтобы испытать свое выздоровление? Если да, то почему?

Есть ли что-нибудь такое, что мне не пережить без наркотиков, например, произойдет что-нибудь в высшей степени неприятное и мне придется принять наркотик, чтобы загушить боль?

Не думаю ли я, что, оставаясь какое-то время чистым, или при каких-то особых жизненных обстоятельствах я смог бы контролировать свое употребление наркотиков?

Какие отступления я до сих пор держу для себя про запас?

Признать поражение

Это большая разница - покориться и признать поражение. Покорность - это то, что мы чувствуем, когда осознаем, что мы наркоманы, но еще не признаем выздоровление как решение нашей проблемы. Многие из нас ловили себя на этом еще задолго до того, как заглянули к Анонимным Наркоманам. Мы могли думать, что нам судьбой предназначено быть наркоманами, жить и умереть с нашей наркоманией. А вот признание поражения - это именно то, что происходит с нами, когда мы воспринимаем Первый Шаг, как нечто необходимое для нас, и настраиваемся на выздоровление. Мы не хотим жить так, как жили раньше. Мы не хотим больше испытывать те же чувства, что и раньше.

Чего я боюсь в идее (концепции) поражения, если чего-то действительно боюсь?

Что убеждает меня, что я больше не могу по-прежнему принимать наркотики?

Понимаю ли я, что никогда не смогу восстановить контроль, даже после длительного воздержания?

Могу ли я начать выздоравливать, не признав полностью свое поражение?

На что будет похожа моя жизнь, если я полностью признаю свое поражение?

Могу ли я продолжать идти по пути выздоровления, не признав полного поражения?

Духовные принципы

В Первом Шаге мы (с) концентрируемся на честности, непредубежденности, готовности, смирении и признании.

Обращение к принципу честности в Первом Шаге начинается в тот момент, когда мы соглашаемся с правдой о нашей зависимости, и продолжается в наших честных поступках ежедневно. Когда мы произносим на собрании “я наркоман”, то это может быть первым честным высказыванием за долгое время. Мы учимся быть честными сами с собой и, следовательно, с другими людьми.

Если бы я задумал снова принимать наркотики, то рассказал бы об этом своему спонсору или кому-нибудь еще?

Сталкивался ли я с моей болезнью, как с чем-то реальным, вне зависимости от того, как долго я к тому времени воздерживаля от наркотиков?

Заметил ли я, что теперь, когда мне не надо скрывать мою наркоманию, мне больше нет нужды лгать, как раньше? Нравится ли мне та свобода, которую я при этом получаю? С чего я начал поступать честно, идя по пути выздоровления?

Принцип непредубежденности в Первом Шаге прежде всего предполагает готовность поверить в то, что можно жить по-другому, и захотеть это осуществить. Неважно, что мы не можем видеть все детали того, как это могло бы осуществиться, что это может быть абсолютно не похоже на то, о чем мы слышали раньше; давайте не будем ограничивать себя и свое воображение. Иногда от членов Анонимных Наркоманов мы слышим высказывания, которые звучат для нас абсолютно невероятно, например, “сдаться, чтобы победить”, или призыв молиться за того, на кого мы в обиде. Мы демонстрируем непредубежденность (восприимчивость), если не отвергаем того, что еще не попробовали сами.

Что на своем пути к выздоровлению я слышал такого, во что мне было трудно поверить? Просил ли я своего спонсора или того, кто рассказывал, разъяснить мне это?

Каким образом я демонстрирую свою непредубежденность?

Принцип готовности, заложенный в Первом Шаге, можно объяснять по-разному. Когда мы впервые задумываемся о выздоровлении, многие из нас или совсем не верят, что это возможно для нас, или просто не понимают, как это будет происходить, но мы все равно приступаем к Первому Шагу - и это наш первый опыт проявления готовности. Любое действие с нашей стороны, которое поможет нашему выздоровлению, являет собой готовность: прийти на собрание пораньше и подольше там задержаться, помочь организовать собрание, найти телефоны других членов Анонимных Наркоманов и позвонить им.

Готов ли я следовать инструкциям своего спонсора?

Готов ли я посещать собрания регулярно?

Готов ли я вложить все силы в свое выздоровление? Каким образом?

Принцип смирения, такой важный для Первого Шага, почти целиком выражается в нашем признании поражения. Смирение проще определить, как принятие себя такими, какие мы есть на самом деле - не лучше и не хуже тех, какими мы были, употребляя наркотики, - просто люди .

Верно ли, что я - чудовище, погубившее весь мир своей наркоманией? Верно ли, что моя наркомания совершенно несущественнадля окружающего меня общества? Или что-то среднее между этим?

Есть ли у меня чувство относительной значимости (важности) в кругу семьи или друзей? В обществе в целом? Что это за чувство?

Как я объясняю принцип смирения в свете проработки Первого Шага?

Чтобы претворить в жизнь принцип признания, нам придется сделать гораздо больше, чем просто объявить себя наркоманами. Когда мы признаем свою зависимость, мы чувствуем глубокое внутреннее изменение, обусловленное все возрастающим осознанием надежды. И еще мы начинаем ощущать умиротворение. Мы примиряемся с нашей наркоманией, с нашим выздоровлением и с тем, что обе эти реальности будут с нами всю жизнь. Мы не испытываем благоговейного страха перед будущими собраниями, контактами со спонсором и работой по шагам; более того, мы начинаем относиться к выздоровлению, как к драгоценному дару, а работа, связанная с этим, для нас уже трудна не более, чем вся наша обычная жизнь.

Примирился ли я с тем, что я наркоман?

Примирился ли я с тем, что именно мне придется что-то предпринимать, чтобы оставаться чистым?

Почему признание моей болезни необходимо для моего выздоровления?

Когда мы будем готовы перейти ко Второму Шагу, мы, наверное, спросим себя, достаточно ли хорошо мы проработали Шаг Первый? Уверены ли мы, что пора двигаться дальше? Мы на этот шаг затратили столько же времени, сколько и другие? Достигли ли мы истинного понимания этого шага? Многие из нас сочли полезным письменно изложить свое понимание каждого шага - это своеобразная подготовка к продвижению дальше.

Как я понимаю Первый Шаг в целом?

Как мои прежние знания и опыт повлияли на мою работу над этим шагом?

Сейчас мы подошли к тому месту, откуда нам видны результаты нашего старого образа жизни; мы провозгласили курс на новую жизнь, но мы, видимо, еще не подозреваем, насколько богата своими возможностями жизнь в выздоровлении. Может быть, на данный момент достаточно просто прекратить принимать наркотики, но скоро мы поймем, что нужно чем-то заполнить то пространство, откуда мы изъяли наркотики или другое наваждение. Работа над другими шагами заполнит эту пустоту. Следующий пункт назначения на нашем пути к выздоровлению - это Второй Шаг.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...