А что сверх того лукавого. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов - о политической реформе Дмитрия Медведева, своих предложениях Владимиру Путину и отношениях Коммунистической партии с Церковью

Один из близких к вам депутатов рассказал, что вы тяжело переживали результаты президентских выборов. Неужели их итог стал для вас сюрпризом?

А что, этот якобы «близкий» ко мне депутат ожидал, что я буду лучиться радостью? Да и потом, политические проблемы и особенно вопросы, связанные с выборами, никогда не рассматриваются с точки зрения обычных эмоций. Это просто непрофессионально. Здесь необходима серьезная, спокойная, квалифицированная аналитика. Именно с таких позиций и я, и наша партия в целом и рассматриваем как президентские, так и думские, а также муниципальные выборы.

Все общество ожидало честного результата. А честный результат должен был быть абсолютно другой - второй тур между Путиным и мной, это было неизбежно. Но власть все повернула не так. В ход избирательной борьбы вмешались очень большие «странности». Каким образом, скажите, в стране, где численность населения постоянно убывала, вдруг за несколько лет прибавились дополнительные 5 млн избирателей? Откуда они взялись? Даже если взять численность избирателей на 1 декабря и 1 марта, то она будет отличаться на 1,250 млн. Что, за три месяца столько нарожали? Вне участков голосовало 6 млн человек. Например, в Тамбовской области на дому голосовало почти 20% избирателей. Что, чуть ли не весь регион парализовало?

Вот такие «чудеса» и в самом деле стали своего рода «сюрпризами», и не только для меня, а для всей страны. Оказалось, что у власти просто неистощимая фантазия по части изобретения всевозможных приемов фальсификации избирательного результата. И тут не переживать надо, а самым тщательным образом вырабатывать «противоядие», чем мы сегодня и занимаемся.

Если есть на руках такие данные, почему в суд не обращаетесь, не оспариваете результат?

И в суды обращаемся, и результаты оспариваем. Мы не признали легитимными итоги и думских, и президентских выборов. Перед вами сидит человек, которого судили 1,6 тыс. раз. И сейчас из судов не вылезаю. Однако в современном суде невозможно найти никакой правды. Его очень часто используют для шантажа. В свое время меня судили за то, что я с помощником завел пасеку на моей родине на Орловщине, где я помогал восстанавливать родовое имение Тургенева (оно сгорело в 1906 году). В другой стороне от усадьбы, на пустыре, взяли в аренду 40 соток и поставили там пасеку. За это нас судили 16 раз! Наверное, думали, что у нас слабые нервы и мы в конце концов сорвемся. Нет, не вышло.

Но в любом случае вам предстоит взаимодействовать с будущим президентом. Как будете это делать?

Политика предполагает рациональность и гибкость. И мы всегда учитываем это. Когда я выступал с критикой в его адрес, высказал, после выступления Путина (11 апреля премьер отчитывался перед Госдумой. - «Известия»), противоположную точку зрения. Казалось бы, эта точка зрения должна найти свое отражение в СМИ, ведь за нас голосовали 12–13 млн человек. Но «Первый канал» к вечеру все выкинул. Что тут сказать: это недостойно по отношению ко мне, но ведь это и неуважение к Путину. Так что взаимодействие оппозиции и власти - это не только проблема власти и оппозиции, но и серьезнейшая задача для тех же СМИ.

На инаугурацию Путина пойдете?

Вообще-то это чисто формальная церемония. Мне по рангу «положено» на ней быть. Вопрос не в этом. Взаимоотношения в политике нередко складываются самым неожиданным образом. Мы с Ельциным в одном подъезде жили, он этажом выше. После расстрела парламента в 1993 году я с ним не разговаривал шесть лет. Просто не мог. Столько людей угрохали, кровавую кашу в центре Москвы устроили. А когда дефолт случился, он мне звонит по «кремлевке», даже не поздоровавшись со мной, говорит: «Что будем делать?». Я отвечаю: «Если срочно не будет сформировано вменяемое правительство, а не правительство «кириенок» и всякой фигни, которую вы туда насовали, будет беда».

Собрал за три часа. Примакова я уговаривал пойти премьером, а он отнекивался: «Это же не путевка в Сочи, вы меня на эшафот посылаете». А ведь если бы мы не договорились, все бы развалилось, через два дня «гражданка» бы началась. Кстати, у Путина ситуация не проще, а может и сложнее. В данном случае нельзя из «жилищного кооператива» правительство формировать. Есть два способа решать проблемы - с винтовкой и булыжником или в ходе диалога. Я - за диалог.

Так что будете предлагать?

Я в любом случае буду настаивать на смене курса в «левую» сторону. Подвижки может быть и есть. Но считать, что у нас запас прочности больше, чем у США или Европы... Россия производит инновационные продукции, которыми можно торговать по нормам ВТО, меньше, чем 1,5%. Но на Западе-то этот показатель в 20–30 раз выше. Зато у нас всех, как в песне: «Все хорошо, прекрасная маркиза». Вот вам и одна из тем того самого диалога.

Но ведь и не все плохо...

А я абсолютно позитивный, за мое дело пессимист бы не взялся. Для меня Россия остается самой главной партией в жизни. Я все сделаю, чтобы был мирный выход из нынешнего тупика. Надо честно оценивать происходящее. На пути той правой политики, которая проводится, нет никакого выхода. Рано или поздно это грохнется. Конечно, важно позитивно начать. Но куда важнее не кончить негативно.

То есть до сих пор в стране проводилась правая политика?

Абсолютно правая. И даже хуже того: настоящие «правые» нередко на свой манер, но делают все для развития собственной страны. У нас же власть для своей страны - самый страшный враг. Все распродали частному собственнику. Устроили из этой дележки свалку: если вас по дороге не растопчут, после «поделятся». Чем это закончилось? Путин-то все это прекрасно знает. У нас убили 75 тыс. производств. Советская страна на 15 заводах производила 1,5 тыс. летательных аппаратов. 10 заводов, которые остались при Путине, произвели за прошлый год 13 самолетов. Девять из них подняли в воздух, и за год ровно девять шлепнулись на землю. Мы занимаем первое место по авиационным авариям в мире.

На ракетно-космическую отрасль выделили 90 млрд в бюджете - это большая сумма. Путин сказал, что три ракеты у на за последнее время взорвались. Нет, не три. При каждом втором запуске ракета либо взрывается, либо летит не туда. 40 млрд рублей сгорело. Если бы эти деньги вложили в подготовку кадров, электронику, у нас бы они нормально летали. Кто будет проводить модернизацию в стране? Путин говорил о частном капитале. Но ведь кризис проверил наших частников - упырей и олигархов - на вшивость. Это их трудами Россия встроилась в хвост «дяде Сэму», мощной американской экономике. И стала их сырьевым придатком. Нынешний кризис капитализма начинался еще в 1980-е годы. Его оттянули на 15–18 лет убийством СССР. США захватили все наши рынки, высосали все ресурсы. Однако этот «допинг» сегодня иссяк.

Кризис возобновился. Взорвалось все на Уолл-стрит. А в эту яму глубже всех шлепнулись мы. И как же нынешняя власть спасала страну? В одну ночь четыре человека в Кремле принимают решение: собирают собственников-упырей, которые не выдержали удара кризиса, и дают им 200 млрд рублей государственных денег под разговоры «надо спасать счета». В стране более 1,2 тыс. банков, а дали четырем. Потом проверили, куда эти деньги делись. Оказалось, на производство ничего не пошло, на социалку тоже не попало. После этой операции за три года из страны вывели $330 млрд. Это наш годовой бюджет. Путину сейчас выпал шанс это исправить, если он этого не поймет, нас ждут большие проблемы.

Сегодня многие говорят о необходимости объединения «левых» сил? Вы в перспективу объединения на «левом» фланге верите?

Партия власти внесла закон, по которому для регистрации партии необходимо не 10 тыс., а всего 500 учредителей. В общем не партстроительством занимаются, а готовят партийный винегрет. «Единая Россия» даже отказалась принять всего одну поправку - разрешить создание блоков. И будут у нас теперь партии пива, табака, водки. Берешь список, в глазах рябит.

Видимо, авторам этой реформы неведомо, что в мире есть только три крупных политических течения - левые, правые и центристы. Все остальное от лукавого. Казалось бы, в Кремле что-то сделали, за 10 лет политическая система устоялась. Ан нет! Снова все стали ломать через колено. Если бы они пошли на дебаты, открыли молодежные конкурсы, завтра бы появилась новая плеяда политиков, но они близко никого не пускают. Партия власти постоянно меняет обличие. То ее выстраивали под Бурбулиса, то под Гайдара, то под Черномырдина. Вот и сейчас, когда «Единая Россия» пролетела на думских выборах, как картонка над Парижем, ее начинают подо что-то или под кого-то видоизменять.

К чему может привести нынешнее дробления на идеологические «левые» и «правые» платформы в «Единой России»?

Левые? Да еще на идеологической платформе? В «Единой России»? Все это очень фантастично звучит. Наша власть не желает заниматься стратегией, и в отчете Путина я о ней снова не услышал. Власть желает жульничать и манипулировать. «Единой России» нужно удержать кресла в Думе и в правительстве и присосаться к бюджету. У «Единой России» море средств, а идеологии нет. Ее идеология называется «питерский чекизм». Единороссы делятся на платформы, потому что им деваться некуда. Медведев внес в Думу закон, по которому создается аж 225 избирательных округов - иди и барахтайся. Это и называется «развалить оставшееся». А вообще говоря, «Единая Россия» обречена. Путин не зря «Фронт» создавал.

Судя по предварительным данным, многие министры действующего правительства могут продолжить свою работу в новом составе. Кого бы вы хотели видеть в новом кабинете министров, кто должен его покинуть?

Обновления в кабинете министров неизбежны. Его команда подобрана из двух подъездов в Питере Если он и дальше с ними продолжит работу, это ускорит крах. Кудрина выгнали, но мы продолжаем жить по его бюджету. Там все основные статьи урезаны на 800 млрд. Стриг бюджет, как только мог. Кудрин - бухгалтер, а не министр финансов России. Появились денежки - хоп, туда, хоп, сюда! Под 2–3%.

Есть ключевые направления, где должны быть абсолютно новые люди, например, по финансам. Вот Путин говорил о приросте населения до 143 млн. Да, прибавилось. Но ведь рожать сегодня начинают те, кто родился с 1991 и дальше. А ведь рождалось в эти годы все меньше и меньше. Поэтому в ближайшие 10 лет в России будет убывать каждый год по 1 млн трудоспособного населения. Сейчас на одно рабочее место 17 заявлений, негде работать. Назовите хоть один завод, который построил Путин со своими министрами. Он гордится, машин много выпускает. На самом же деле за 10 лет с иностранными фирмами наделали коробок, с отверткой собирая чужие узлы. Поэтому министры должны совершенно по-другому выстраивать политику. А сердюковы и фурсенко на это не способны. Это не министры, а кооператоры.

Вас приглашали принять участие в процессе формирования нового правительства? Кого от КПРФ могли бы порекомендовать?

На отчете он обмолвился, что будут представители разных партий. Но на эту тему с нами бесед не было. После того, как в Ярославле Медведев объявил, что кадровая скамейка узка, он создал запас кадровой сотни, мы дали список наших делегатов. Леонид Калашников, Вадим Кумин, строит энергообъекты во многих странах мира, председатель российско-китайского торгового центра Сергей Санакоев, Олег Денисенко. Мы бы могли их рекомендовать. Кадры надо формировать не из своих дружков и подружек, а из профессионалов, которые не забыли советский опыт и знают мировой. А у них подбор кадров: служили вместе, жили вместе, в огороде копались вместе. Это не подбор кадров, а недоразумение какое-то!

Сегодня КПРФ обвиняют в нечеткости идеологии. Коммунисты возлагают цветы Ленину и в то же время чтят церковные праздники.

Я считаю, что наши предшественники допустили одну из грубейших ошибок: перессорились с верующими. Кстати, Ленин через год после победы в октябре требовал предельно уважительно относиться к вере. Я настоял, чтобы из устава нашей партии убрали требования по атеистичности. Вера - личное дело каждого. И замечу: как правило, верующие люди не бегают из партии в партию. Я сам изучал Библию. Я взял Нагорную проповедь Христа и Кодекс строителя коммунизма и понял, что мы его весь списали из Нагорной проповеди. В Евангелии, в послании апостола Павла сформулирован наш главный лозунг: кто не работает, тот и не ешь. Мои предшественники изменили там только одно слово «не ест».

На съезде КПРФ вы говорили, что партии необходимы реформы. Есть сегодня молодые люди, политики, которые вы бы пригласили в КПРФ?

Очень много.

Например?

Тут я должен быть аккуратен. Для начала кадровая комиссия должна провести собеседования с претендентами. Поэтому пока не могу называть их имена. У нас есть такое понятие, как кандидаты в обком. Это молодые люди. Они будут на всех встречах впитывать опыт и знания. У каждого депутата есть молодые помощники, из них будут отбираться и кандидаты для местных выборов. Раньше, в мои времена, в нашей стране была хорошая социальная лестница для молодых. А сейчас для молодежи ничего нет.

Удальцова в КПРФ прочат?

Удальцов у нас был в штабе протестных действий, потом подружился с либеральной группой. Сколько раз его арестовывали, столько раз мы протягивали ему руку помощи и вытаскивали из застенков. Я бы очень не хотел, чтобы его пассионарность эксплуатировали в неблаговидных целях.

«Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:37)

Да будет ваше слово «да» – да или «нет» – нет, а остальное все – от лукавого. Так говорит Господь. А вот как Он рассматривает наши поступки, вот какое отношение у Него к тем, кто с легкостью дает обещания и через некоторое время с той же легкостью нарушает их: «Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: "это – ошибка!" Для чего тебе [делать], чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих? (Ек.5:4,5).

Нарушать свое обещание – это все равно, что преступать совесть; «…и не говори перед ангелом Божиим: «это – ошибка!». Всякий раз, когда мы заключаем завет с Богом или же даем обет, мы делаем это перед лицом Бога, то есть Его Ангела, Который является свидетелем обещанного. Если мы делаем это с лукавством или с небрежением, то против нас свидетельствует тот Ангел Божий, Который был призван в свидетели при заключении нашего обета. Наш лукавый поступок, засвидетельствованный Ангелом, вызывает у Бога гнев. Лукавством, в данном случае, является попытка человека оправдать нарушение договора, отказаться от своих слов. Человек говорит и поступает против совести. Лукавый человек приходит к Господу не с покаянием, не с осознанием вины, глубокого падения и жаждой исправить свой поступок, а с многочисленными оправданиями: «Это – ошибка!», «Да, вот, я подумал: не обязательно, не важно, не страшно и т.д.». Все это уже от лукавого.

«Сеть для человека – поспешно давать обет, и после обета обдумывать» (Прит.20:25) . Человек, давший обет и только потом начавший обдумывать его, попадает в сети лукавого, потому что сатана посылает мысли, сомнения по поводу принятого решения, принятого обета и необходимости его исполнения. И человек, в чьем сердце и без того нечисто, и который, дав обет, уже сам внутри себя ищет выход из сложившегося положения, как обойти данное обещание, принимает наушничество лукавого и ловится в его сети. Потом человеку через тот же источник будут предложены и различные варианты оправдания. Хотя совесть человека будет подсказывать его духу, что это – лукавство, голос плоти, через который говорит сатана, заглушит голос совести, поэтому Екклесиаст предупреждает: «Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори перед Ангелом Божиим: "это – ошибка!" » (Ек.5:5) . Не позволяй лукавому пользоваться твоими устами, помни, что ничто не сокрыто от Ангела Божьего и твое лукавство также. Этим лукавством ты навлекаешь на свою голову суд Божий.

Лукавством не оправдается пред Богом ни один человек. Так пытался оправдаться Адам, нарушивший завет с Богом о послушании, когда вместо покаяния он пытался оправдать свое падение: «…жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12) . Смог ли Адам оправдаться лукавством пред Богом? Нет, конечно, он был изгнан из рая за свой грех. Другой пример – это лукавство Саула, нарушившего повеление Господа об Амалике. Все, чем владел Амалик, нужно было предать заклятию, но глаз Саула прельстился добычей. Пророк Самуил обличил Саула: «Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа?» (1Цар.15:19) . Но Саул оправдывал свое поведение так: «…привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу, Богу твоему…» (1Цар.15:15) .

Устоял ли Саул в своем лукавстве пред Божьим Ангелом в лице Самуила? Нет. Господь все равно отверг Саула. Еще один пример – притча Иисуса Христа о талантах (денежная единица во времена Иисуса Христа), розданных рабам. Иисус указал на раба, которому был дан один талант. Тот, получив талант, закопал его в землю. Когда пришел господин, чтобы получить отчет о розданных талантах, этот лукавый и неверный раб стал оправдывать свое бездействие, свою лень и безответственность, обвиняя при этом господина: «…господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (Мф.25:24,25) . Оправдало ли этого раба его лукавство? Нет, он был выброшен во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов. Ни один человек не оправдает себя пред Господом, даже самым изощренным лукавством.

Благородный человек – это не тот, который, украшая себя, пытается казаться благородным, но тот, кто поступает благородно: «Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими» (Втор.23:23) . Обещать легко – выполнить трудно; но не обещания записываются в книгу твоих дел, а их выполнение. То обещание, которое вышло из уст человека, должно быть исполнено, и тогда он будет носить имя праведника. И прежде, чем наши обеты принимаются Господом, они проверяются. Господь испытывает каждого: насколько искренне тот обещает. Наш Господь честен и прям, нет в Нем никакого лукавства, нет в Нем никакой неправды. На сказанное Им «да» можно положиться. Его «нет» также исполнится, поэтому и нас Он учит тому же; чтобы нашим «да» и «нет» можно было бы доверять.

Если мы хотим отображать Его образ на земле, свидетельствовать о Нем пред людьми, то мы должны быть праведными и поступать честно и благородно. Нам должны верить, а мы никогда не должны лукавить, даже в малом. Если на вышедшие из наших уст слова и обеты нельзя положиться, если в окружающих нас людях зарождается сомнение в наших «да» и «нет», то под сомнение подпадет и все учение, которое мы несем людям. В таком случае, мы не являем собой Христа, потому что все, что нечестно, лукаво ; все, что является обманом, преступлением совести, предательством – это от лукавого. Тот, кто не боится преступать обеты, данные Богу, кто не стыдится и не раскаивается в том, что, обещая Богу, на другой день передумывает и отменяет данное обещание, не заслуживает доверия. Такой человек, относящийся к Богу безответственно, тем более, обманет и преступит человеческие договоры и обеты с легкостью и без зазрения совести.

Таким образом, порой, гораздо благороднее бывает не обещать, чем обещать и не выполнять: . За каждое данное и не исполненное слово дадите ответ. Не в твоей ли власти было это решение? Сделать выбор, сказать «да» или «нет», не в твоей ли власти? Например, вот лукавый поступок Анании и Сапфиры. Они хотели подражать окружающим их христианам, которые из большой любви к Богу, братьям и сестрам, продавали свои имения и все деньги приносили к ногам Апостолов для общего пользования. Христиане совершали такие жертвенные поступки в духе, а Анания и Сапфира хотели повторить их поступок по плоти, не имея той любви, что была у христиан, но, не желая отличаться от них внешне. Анания и Сапфира приняли такое же решение: продать свое имение и все деньги принести в общину. Но, дав обет и получив за имение деньги, они передумали и утаили часть суммы. Придя к Апостолам, Анания положил к их ногам только часть от всей суммы, и тут неожиданно для себя услышал от Петра такие слова: «…Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян5:3,4) . Обличенный Святым Духом, Анания тут же пал бездыханным; та же участь постигла и его жену, пытавшуюся поддержать его лукавство. Они пострадали не из-за того, что дали мало денег, а потому, что отважились солгать Духу Святому.

Друг, не твое ли это было? Не ты ли добровольно решил заключить с Богом договор, завет или обещать что-либо Богу? Не ты ли? Как же ты отважился лгать Духу Святому? Мысль солгать Духу Святому всегда вкладывает сатана, но в человеческой власти не принять ее и соблюдать все то, что вышло из уст, и исполнять все обеты, данные Богу. А, если ты не уверен в себе, подожди, не спеши давать обеты: «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом…» (Ек.5:1) . Но если произнес, будь честен и исполни сказанное, потому что за каждое произнесенное пред Богом слово ты будешь отвечать. Поэтому нужно заключать заветы и давать обеты обдуманно, относясь к этому с благоговением, и если сказал «да», да будет это «да», а если «нет», то «нет», а все сверх этого – от лукавого.

Начну с того, что я отравилась. Этот бытовой факт не стоило бы упоминать, если бы он не оказался символическим. Приехали мы в Киев утром. Делегацию, как обычно, встретили и привезли на автобусе в помещение Союза писателей Украины. Регистрация и поселение в гостинице не заняло много времени. Полдня было свободным, и я употребила его на деловую встречу, чтобы с завтрашнего дня ни на что не отвлекаться, кроме съезда. И вдруг заболела. А всего-то, испытывая жажду, выпила стакан воды из автомата. На съезд я пришла, села недалеко от выхода, чтобы проще было выйти, если станет совсем плохо. И скоро мне действительно стало плохо, но не от моей болезни. Октябрьский дворец, где проходил съезд, некогда принадлежал НКВД. Невольно, после чьей-то реплики по этому поводу, думалось о репрессиях, о нетерпимости, о погибших людях, души которых - кто знает? - может быть, витали между нами. Но не меньшую печаль вызывали люди живые, их яростные речи, обвинительный пафос. Ни малейшего сомнения в собственной непогрешимости. Во всем, что было плохого в нашей жизни, виноват кто-то, только не мы сами. Да, это был тот, уже подмеченный публицистами, феномен поиска врага.
Но в данном случае и поиска не было. Враг был заранее известен. Этот враг была я, русский человек, сидящий в зале. Все обвинения, прямые и непрямые, были обращены ко мне. Все они слились, приняли образ стрелы, нацеленной в мое сердце. Виновницей всех бед Украины была я, потому что в жилах моих течет русская кровь. И я отравилась вторично. Отравлена была моя душа. На языке, который я так любила, кстати, родном языке моего деда, говорилось нечто невообразимое. Забыв о законах жанра, выступающие были многословны, нарушали регламент, повторялись, и все это ради ругани. Я ждала, что кто-нибудь выйдет и скажет: «Опомнитесь! О чем мы говорим?» Но никто не вышел. О том, чтобы обсудить наше положение, положение писателей в опасно меняющейся действительности, не могло быть и речи. О том, как нам дальше жить, ни слова. От вечного вопроса: «Кто виноват?» мы никак не могли перейти к другому вопросу: «Что делать?» Один раз прозвучала просьба начать обсуждение проекта нового Статута Союза писателей Украины, но она утонула в криках негодования. В шесть вечера я ушла в жесточайшем разочаровании, не в силах выносить далее крик, с ощущением пропащего дня, чтобы рухнуть в постель. Однако испытания мои на этом не кончились.
По чистой, но счастливой случайности моей соседкой в номере оказалась украинская поэтесса, моя давняя знакомая, Людмила Овдиенко. Ее стихи я в свое время переводила на русский язык. Была мечта создать для русского читателя что-то вроде антологии современной украинской женской поэзии. С Людой мы очень давно не виделись, так что не сразу и узнали друг друга. Почудилось мне, что отдалило нас не только время. Впрочем, этому ощущению я не придала в тот момент значения. Но позже другая встреча, с еще одной знакомой, и холодок приветствия заставили меня призадуматься. Больше я уже не подходила к моим украинским знакомым сама.
И вот, когда я в номере переживала события бездарного дня, вернулась Люда. И с нею пришел незнакомый мне писатель. Не в силах переварить все, что услышала, я вдруг, как будто вынимая торчащий, не укладывающийся в сознании факт, спросила: «Я все-таки не понимаю, за что должны платить московские литературные издания налог украинским писателям? Что русская литература должна украинской литературе? Может, я не расслышала чего-то?» Слышимость в том месте, где я сидела, была действительно не очень хороша. Холодно глянув на меня, гость ответил, что платить налог следует за рынок сбыта, то есть за то, что русские книги продаются на Украине. Тут он сослался на американцев. Бизнес не моя стихия. Но разве книги – просто товар? Влияние литературы и влияние капитала не одно и то же. Да и как быть с правом человека читать, что ему хочется? Как быть с русскими читателями на Украине, которых, как известно, здесь большинство? Слово за слово, и тут мой собеседник мне сказал, что незачем было русским расползаться по всем республикам, ехали бы к себе в Нечерноземье. Он не знал, что я из Сибири, а то бы выразился еще остроумней. Не знал и того, что и в России есть черноземы, равно как есть и сало. Я что-то пробормотала о родных могилах на украинской земле и ушла плакать в туалетную комнату. Покинутый мной на поле боя, мой собеседник удалился. Господи, что сталось с «гарными украинскими хлопцами»? Раньше они говорили комплименты женщинам, и независимо от их национальности.
На следующий день вопрос о дани с русских издательств немного прояснился. Прозвучало суждение с трибуны, что русские книги не только извлекают деньги из карманов читателей Украины, но и русифицируют их. Отчего же меня украинские книги, а я их читаю, не украинизировали, то есть не заставили забыть родной язык? И уж как я жалею, что не знаю английского языка! Все приходится читать в переводах. А я английскую литературу очень люблю. Как досадно, что я в детстве не была англизирована! Еще я узнала на второй день творения, то есть, съезда, что принадлежу к народу, которым овладел дьявол в лице татар и монголов. К народу, который проникся идеей мессианства, тоже дьявольской, взятой у проклятого Богом еврейского народа. К народу бездарному, который только тем и занимается, что крадет чужие таланты, главным образом украинские таланты, и себе их присваивает, от Гоголя до Чехова. Я догадалась, что претензии националистов распространяются и на Таганрог. Я услышала, что Украина – свет, а Россия – тьма, и что Россия отнимает у Украины слово, потому что слово – это Бог. Много чего еще говорила Катерина Мотрич и другие не менее пылкие ораторы. Даже украинцы не все выдерживали. Кто-то неподалеку от меня ворчал по поводу Мотрич и ее растянувшегося до безобразия выступления: «Это она уже по радио читала. Для чего же повторять на съезде?» Значит, было для чего.
Одна из выступавших все же оговорилась, что, проклиная империю, она ни в коей мере не имеет в виду русский народ. За нею выступил с более взвешенной речью Юрий Щербак. Но с ним тут же стал ругаться один из группы быстрого реагирования, так я ее назвала. Я обратила внимание, что эта группа внимательно следила за тем, чтобы тон выступлений не смещался к центристской позиции. Всякий намек на это немедленно пресекался: кто-нибудь тут же выскакивал к микрофону с грубой репликой, просто бранью. Удачно или не удачно, но последнее слово было за ними. Что же русские писатели? Они как в рот воды набрали. Впрочем, их можно понять. Шел такой адский артобстрел русских позиций, что солдаты, если таковые были, оказались прижатыми к земле, не имели возможности подняться. Позднее я слышала, что кое-кто писал записки в президиум, просил слова, но не получал ответа. Русских было человек семьдесят на семьсот остальных. Так что оскорбительные выпады оставались без ответа. Мои нервы не выдержали, я сбежала в конце дня, уехала к моей юной родственнице, дочери двоюродной сестры, которую увидела впервые. Этот русско-украинский росток в нашем роду был студенткой Киевской консерватории. Она мне играла Шопена и Рахманинова. Музыка как будто вымыла из меня все горькое, отравное. А когда я вернулась в гостиницу, то узнала, что съезд заседал до девяти вечера, и что Союз писателей Украины вышел из Союза писателей СССР. Как я встретила это сообщение? Впечатление было такое, словно тебя разрывают пополам. К этому примешивался стыд за молчание, за то, что мы, русские, не попытались защитить свое достоинство. Я мысленно сочиняла ответ, но дальше вопроса: зачем вы нас отталкиваете? – не шло. У меня не было слов.
На третий день я поняла, что все это - есть толчея у корыта. За русскую честь вступился писатель из Одессы, осетин. Его украинский язык был безукоризненным, по-моему. Уж точно чище, чем у некоторых ораторов, срочно перешедших на «ридну мову». За моей спиной во время выступления осетина кто-то раздраженно шептал: «Интернационалист!» И тогда мы с Натальей Хаткиной поднялись и спустились к первому ряду, где стоял микрофон. Наталья решила, как она выразилась иронично, «гавкнуть». Я глянула на ее побелевшее лицо, мне стало дурно, и вышла, а когда вернулась, она уже испрашивала, подойдя к микрофону у сцены, разрешения на три минуты для реплики. Павло Мовчан глядел с интересом на молодую женщину и вскоре слово ей предоставил. Своим тоненьким голоском она говорила, что если с народом беда – в этом есть вина интеллигенции, в первую очередь, писателей. Вы, говорила она, мыслите лозунгами. Просто поменяли знаки, плюс на минус, а сами не изменились. Раньше обличали врагов социализма, теперь врагов украинской нации. Писателя могут не печатать, но писать панегирики в честь власти он заставляет себя сам. Хотела бы я знать, продолжала она, где мне уготовлено гетто? Тут зал зашумел. Председатель, однако, призвал своих единомышленников быть толерантными. Повернувшись, чтобы видеть большой портрет Шевченко над сценой, Наталья процитировала свои строки:

Скажи, что делать мне, Тарас,
Коль в жилах у меня слилась
Давида кровь, и кровь Богдана,
И кровь хромого Тамерлана?

Надо сказать, что где-то перед нею выступал представитель бастующих шахтеров, и он начал свое выступление словами: «Извините, что говорю на русском языке. У нас отняли все, даже язык!» Вот такие перлы мы слышали. Как можно отнять язык? Разве только вместе с головой. И потому Наталья закончила свое выступление словами: «И я не извиняюсь, что говорила на русском языке!» Едва она опустилась на сиденье, рядом со мной, едва спросила: «Ну, как?», а я ответила: «Очень хорошо!», подошел Борис Чичибабин, молча пожал ей руку и отошел. «Ну, значит, все правильно», - проговорила она. Ее выступление многие украинцы комментировали с возмущением, но нашлись и такие, что с нею соглашались.
Я даже не хочу судить, хорошо это или плохо, что мы вышли из Союза. Не говорю о том, что не видать теперь писателям-пенсионерам добавок к нищенским пенсиям. Я просто спрашиваю: неужели съездовское большинство не могло достичь своих «замечательных» целей, не оскорбляя нас? Неужели собственное достоинство достигается попранием достоинства другого? Было ли это большинство мудрым? Понимают ли они, к чему приведут эти страсти?
А Киев живет неплохо. Я глядела с изумлением на круги сыров, на масло, колбасы, на все то, что донецкий покупатель видит в мечтах. И - решила купить флакон шампуни. Тут случился маленький эпизод, заставивший взглянуть на наши съездовские, пламенные речи с неожиданной стороны. Я протянула продавщице пятерку, она достала с полки флакон и, прежде чем мне подать, спросила: «А купоны?» Их у меня не оказалось. «Тогда возьмите свои деньги назад». Я взяла и уже намеревалась отойти с сожалением, но пожилая украинка остановила меня и протянула свои купоны. Я говорила на русском языке, она говорила на украинском языке. Как обычно мы говорим, прекрасно понимая друг друга. Я дважды была для нее чужой, должна была быть. Но не стала. Могла выручить человека, и выручила. Я горячо ее поблагодарила. Она ответила ласково. И опять из меня словно вымыло всю горечь, весь яд этих дней. Есть искусство, и есть народ. Все остальное – от лукавого.

Я это, наконец, увидел… То, над чем ломал голову последние годы. Что мне не давало спокойно жить, что мучило, заставляло возвращаться всё снова и снова… А именно - с чем связана наша (русских) невероятная пассивность и всевозможная апатия, столь явно выразившаяся, проявившаяся за «годы либеральных реформ». Она связана с нашим проигрышем в «холодной войне». Наше Отечество победили, расчленили на части, унизили. За прошедшие два с лишним десятилетия Россия прошла через унижение невиданное в истории последних 500 лет. Мы утратили практически все завоевания наших предков, все геополитическое влияние, всю военную мощь, всю промышленность, культуру и науку, остатки служилой этики, христианской нравственности и аскезы, а также все, с таким трудом построенное и выпестованное при СССР. Мы отброшены на полтысячелетия назад. Что сравнится с этим поражением?…

Нам же при этом внушают, что победили мы - мол, наша общая победа над «тоталитаризмом».

Вот отечественное сознание и впало в ступор. Внутри чувствуем одно, а нам говорят другое.

В ступоре находится до сих пор каждый из нас. Это была самая грамотная «лапша на уши» за всю нашу тысячелетнюю историю. Дело не в обмане западничеством или либеральными ценностями. Дело исключительно в нашем поражении, и именно в нем. Все остальное суть детали. Фундамент же нашей апатии - вот он.

Существенно то, что в общественном сознании наш проигрыш до сих пор не связывался с апатией. По отдельности о том и о другом многие думали, писали и говорили, а вместе - нет. Между тем, эта связка весьма существенна.

Ибо проснемся мы не раньше, чем значительная часть общества всё это поймет. В смысле - некая критически важная часть общества, какой-то там существенный процент.

И сколько их ещё - умников, доныне ругающих «совков»! Как песок морской…

Вы всё это и так знаете, а я только сейчас понял. Увидел внутренним зрением. Но всё равно делюсь - с теми, кто, возможно, не увидел ещё…

Следующей ступенью, надстройкою над этим основным базисом является сознание того, что наше правительство - не с нами, а с победителями, с врагами. Русский народ по природе добр, и в глубине души прощает повальное чиновничье воровство. На месте чиновников большинство из нас брало бы взятки. А вот предательство русский народ мгновенно чувствует и никогда не простит. Для нас важно верить в Государство, осознавать, что оно с нами. Государь и его приближённые всегда олицетворяли для русских идею верности и справедливости. Пусть они что-то кладут в карман - у нас у самих рыльце в пушку - но пусть будут верны своей земле и своему народу. Пусть сами верят в те идеалы, которые провозглашают - хотя бы той самой верности родной земле. Для русского вера абстрактна и пуста, если нет начальника, который её олицетворяет.

Нынешняя политическая элита не дистанцировалась от горбачевско-ельцынских компрадоров, не противопоставила себя им. А следовательно - является моральным и материальным их правоприемником. И русскому народу теперь не во что верить.

Именно эти два аспекта - противоречие между фактом поражения и победными реляциями окружающих, а также тотальное неверие в начальство - наложившись друг на друга, и породили невероятную апатию русского народа.

Вывод 1. Те, кто разглагольствуют о «проклятом совке», «жестоком тоталитарном прошлом» - безусловно относятся к нашим врагам. Победили не «тоталитарный режим», не КПСС, не «утопическую идеологию» - победили всех нас… Сюда же следует отнести тех, кто печатно заявляет о «лени русского народа», «повальном алкоголизме русских», «необходимости инноваций», «низкой энергоэффективности и производительности труда большинства наших предприятий», «зле отечественной коррупции», «вековой экономической отсталости», «патерналистских настроениях в обществе», «необходимости повышения качества жизни» (полагаю, догадываетесь, о чьей «фундаментальной статье» идет речь). Эти люди - не с нами, а с нашими врагами. Наш - тот, кто начнет с того, что признает правду.

Вывод 2. Пора начать говорить по делу: проиграли мы, или нет? Самый лозунг «Россия - вперед!» по сути своей является предательским. Куда вперед? Дальше в пропасть? И с кем вперед? В объятия врагов? Фразы «не сырьевые биржи должны вершить судьбу России, а наше собственное представление о себе…», «необходимость модернизации», «открывающиеся перед нами возможности» - демагогический бред. Нужно начать с того, чтобы сказать прямо: выиграли мы, или проиграли? Все остальное - от лукавого.

Вывод 3. Любое развитие России, подлинное движение вперед, наше духовное и нравственное восстановление, улучшение климата общества, избавление от той странной апатии - должно начаться с прямого утверждения: да, мы проиграли. Это основная, базовая истина. Именно от нее должны мы все плясать. Именно отсюда пойдет решительное размежевание.

Вывод 4. Здесь вот что важно. Мы, русские, не любим быть выскочками. Каждый смотрит на всеобщую апатию, и думает: «Мне что, больше всех нужно?» В результате, сам факт непонимания сути общенародной апатии, её происхождения, оказывается динамическим (то есть сдерживающим) фактором. Одно дело, когда человеку действительно пофиг. А другое дело, когда он «тормозит» из-за своего непонимания, из-за лапши, которую ему навешали на уши.

Мы, вся наша нация, тормозим именно из-за такой лапши. Сказав «а» (связав апатию и проигрыш) мы можем теперь сказать «б» - мы сами по себе не апатичны. Нам вовсе не всё пофиг. Уже пошла логическая цепочка, из которой рождается новая мотивация, иное представление о нашей нации, о самих себе.

Но первый шаг - связь апатии с проигрышем - должен быть сделан. И сделан не только нами, простыми людьми. Он должен быть сделан сверху, правительством.

Вывод 5. Что следует делать с этим знанием? Распространять дальше. Истина нетрудная, все должны прозреть…



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...