Какие проблемы поднимает блок в поэме 12. Вечные вопросы и их решение в поэме Блока «Двенадцать

Поэма А. Блока «Двенадцать» является одним из первых значительных поэтических откликов на события 1917 года. В ней Октябрьская революция осмыслена во всей ее сложности и противоречивости, предпринята попытка понять судьбу России, собственную судьбу. Глубина философской мысли, этическая чуткость органически свойственны данному произведению.

Главная философская проблема «Двенадцати»" - проблема стихии. О соотношении стихии и культуры А. Блок задумывается в целом ряде статей («Стихия и культура», «О назначении поэта») и прекрасно понимает непредсказуемость и разрушительность проявлений стихии, ее безразличие к человеку и к его миру. Естественно возникает вопрос: почему «всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию»? Ведь она тоже природная стихия, не зря в поэме она связана с образами ветра и вьюги.

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

А. Блок не отворачивается от разрушительности ее проявлений. Вот в первой главе эпизодические персонажи, которых «хлещет ветер» и которые, конечно, не очень привлекательны («барыня в каракуле», писатель - «вития», «долго-полый» поп), но видно по всему, что несчастны, растерянны и, в сущности, вполне безобидны. А потом следует убийство Катьки - причем целились не в нее. Стихия гибельна, ее проявления невозможно предотвратить, их бессмысленно бояться, и блоковское отношение, возможно, восходит к пушкинским строчкам из «Пира во время чумы»:

Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане...

А. Блок заворожен стихией, однако это не мешает ему чутко реагировать на те сдвиги, которые порождает она в сознании людей. Главная этическая проблема, которая со всей остротой поставлена в поэме, - проблема шаткости моральных устоев. Вот очень характерный момент. С одной стороны, новый мир - мир безбожный: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!» А с другой:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови -

Господи, благослови!

Тут уже неясно, что страшнее: свобода «без креста», то есть свобода как произвол, или же Господь, который может благословить смерть и разрушение.

Стихия завораживает А. Блока потому, что она - сила, преобразующая косный и пошлый земной порядок. «Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью». Таким может быть действие стихии - очистительным, обновляющим. Но сразу же возникает вопрос: приемлемо ли, очистительно ли такое обновление, если цена его - жизнь человека? В шестой главе поэмы этот вопрос поставлен очень четко:

Что, Катька, рада! - Ни гу-гу...

Лежи ты, падаль, на снегу!

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Красивая женщина теперь - падаль, и прямо по трупу - «революционный шаг»...

Но что же тогда стоит за образом Христа в конце поэмы? Неужели же А. Блок действительно благословляет насилие? Или все-таки надеется, что в разгуле стихии родится нечто новое?

Я думаю, что Христос находится рядом с двенадцатью по той же логике, по которой на кресте был распят рядом с разбойниками, да и при жизни обращался к мытарям и блудницам, к самым униженным и обойденным. Это чувство сопричастности и сострадания человеку и в грехе его, и в горе, во всем, что может случиться и с героями поэта, и со страной. Это единственное, что может спасти.

Урок- исследование по поэме А.Блока «Двенадцать» (11 класс)

Поэма «Двенадцать»: слава революции или сатира на революцию?

Слово учителя (презентация)

1 слайд

В январе 1918 года А. Блок написал поэму «Двенадцать». Поэма вызвала многочисленную и разноречивую критику. Ни одно произведение А. Блока не могло сравниться с ней по популярности в России и тем более за рубежом.

При жизни автора за три года она была переведена на несколько европейских языков. Эта поэма не походила ни на что созданное прежде и производила на современников двойст-венное впечатление. Блоку неслось вслед: «отдал себя силам сатанинским», «трепак по лужам крови», «сплав омерзения и обожания». Многие петроградские писатели отвернулись от Блока. Зинаида Гиппиус послала Блоку свой сборник «Последние стихи» с вложенным посвящением: «Я не прошу. Душа твоя невинна. Я не прощу ей – никогда». Это был вызов и объявление о разрыве.

И.А. Бунин закипал при одном упоминании «Двенадцати». Владимир Маяковский говорил: «Поэмой зачитывались «белые» и «красные». Те и другие считали, что Блок с ними. Кругом раздавались противоречивые оценки, попытки понять блоковское восприятие революции

2 слайд

Читаем высказывания и определяем цели урока:

1. «…поэма направлена против революции в целом»

2. «Поэма А.Блока «Двенадцать» - это Октябрьская революция, отлитая в бронзу»

А.В. Луначарский

3. «Блок написал глубоко реальную вещь. Этот Блок, уступивший свой голос большевикам-красногвардейцам, остается подлинным Блоком».

М. Волошин

3 слайд

Возникает вопрос: так чем же является поэма Блока «Двенадцать»: славой революции или сатирой на революцию? В ходе сегодняшнего урока мы постараемся ответить на этот вопрос.

Запись в тетрадь темы урока, высказываний, осмысление.

4 слайд (фоном звучит музыка - Скрябин «Революционный этюд»)

Вопросы о революции, доныне больные и жгучие, задавались поэзией и прозой сразу после Октября 1917 года.

Так что же такое революция? «Праздник трудящихся и угнетенных» или «окаянные дни»? Была ли она прологом к всеобщему благу или осталась в памяти как начало мучительного эксперимента?

Давайте вспомним, какую оценку давали ей писатели и поэты, с чьим творчеством мы уже познакомились. (Учащимся было предложено предварительное домашнее задание)

Отвечают учащиеся, при необходимости учитель помогает.

«Мы живем по горло в крови и грязи, густые тучи отвратительной пошлости окружают нас…»;

«Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлении ем против личности»;

«Ленин «вождь» и «русский барин»…, он считает себя вправе проделать с русским народом жестокий опыт, заранее обреченный на неудачу»;

«Октябрьская революция – «безумная авантюра», «это взрыв зоологических инстинктов»;

«Революция – эксперимент, за который русский народ заплатит озерами крови».

М.Горький «Несвоевременные мысли»

Революция - «заблудившийся трамвай» - не знает, куда несет! (Н.Гумилев)

Революция – «окаянные дни». И.А. Бунин понял, что после революции России как великому государству конец.

Читаем цитаты, записываем в тетрадь.

Что же думал о революции А. Блок? Что он хотел сказать своей поэмой?

Чтобы понять произведение, нужно узнать, как автор относился к изображаемому событию. В этом нам помогут документы, свидетельства, письма, воспоминания. В анкете, предложенной писателям в 1918 году на вопрос: «Может ли интеллигенция сотрудничать с большевиками?» Блок ответил: «Может и обязана».

Сообщение ученика о статье «Интеллигенция и революция».( («Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию»).

Мы услышали, как воспринял революцию человек, человек, ждущий преображение России, а как почувствовал ее художник, мы поймем, обратившись к самой поэме.

– Какие вопросы возникли по содержанию поэмы и что вам не понятно?

Комментированное аналитическое чтение 1 главы.

Читаем 1 строфу.

Почему Блок предпочел для поэмы такое начало?

Контрастом 2-х цветов – «черный - белый» задан настрой на восприятие отраженных в поэме противоречий самой действительности, непримиримости противоборствующих сил. Свет и тьма, добро и зло, старое и новое.

На фоне цветового контраста в строфу врывается ее основное «действующее лицо»: «Ветер! Ветер!» Вспомните, какое значение у Блока имел этот постоянный символ. (стихия, перемена)

Четырежды повторенной в 1-й строфе, слово это поднимается поэтом до обобщения- символа:

Ветер, ветер –

На всем божьем свете!

Весь мир охвачен таким ветром, мятущимся и мятежным, все переворачивающим на своем пути или сметающим прочь. В записке о «Двенадцати» Блок пояснял: «…поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства…». Мы видим разгулявшуюся природную стихию – ветер хлесткий, вьюгу, метель. Закружившееся время. Все сместилось, «на ногах не стоит человек».

Так, в 1-й главе создается фон, где будет происходить действие. Ветер «рвет, мнет настоящее, «прохожих косит», старая жизнь уходит из-под ног – «всякий ходок скользит», и перед читателем и автором встает вопрос: «куда он загонит Россию?»

Почему действие происходит вечером? (Вечер – время дня, его угасание, переход от дня к ночи – символ уходящей в прошлое жизни).

Читая поэму, мы оказываемся в январском Петрограде 1918 года. Что мы видим и что слышим на улицах Петрограда?

Сообщение ученика. (Плакат «Вся власть Учредительному Собранию!», плачущая старушка, буржуй на перекрестке, писатель-вития, товарищ поп, бродяги. Чувствуется присутствие большого количества людей, слышатся их голоса. Лексический анализ поэмы подводит к выводу, что это – голос народа. Голоса Блока нет. Жена поэта Любовь Дмитриевна говорила, что Блок никогда не читал поэму со сцены.

Распределение учащихся на группы. Работа по группам. (20-25 мин.)

Каждой группе предлагаются карточки-задания, в которых указываются главы поэмы и вопросы, необходимые для дальнейшего обсуждения произведения.

Представление групповых исследовательских работ учащихся – сообщений по карточ-кам-заданиям.

По окончании выступления докладчика учащимися могут быть заданы вопросы действующей группе.

Карточка-задание (2- 3главы):

    Определите главных героев поэмы.

    Найдите портрет «двенадцати» в тексте: как он характеризует героев?

    Какие поступки они совершают?

    Кого из героев можно назвать «представителями старого мира»?

    Где сосредоточены эти герои и почему?

    Какое выражение повторяется в главе 3 раза?

    Как вы объясните слова: «Пальнем-ка пулей в Святую Русь – в кондовую, в избяную, в толстозадую!»

    Как вы объясните обращение красноармейцев к Богу?

Карточка-задание (4-6 главы):

    Что патрульные знают о ней? Что ставят в вину?

    Чем должен заниматься патруль? Что входит в его обязанности?

    Почему патрульные могут позволить себе стрелять в Ваньку, хотя его положение явно выше?

    Хотели ли они убить Катьку?

    Является ли Катька жертвой революции? Не слишком ли сурово наказание?

    Помогают ли образы Катьки, Ваньки узнать еще что-нибудь о красногвардейцах?

Карточка-задание (7-9 главы):

    Как красноармейцы воспринимают признание Петрухи в любви к Катьке?

    Какое влияние они оказали на Петруху? К чему призывали?

    Почему Петруха вновь «повеселел»?

    Как развлекаются патрульные, чтобы отвлечься от тяжелых мыслей?

    Почему им скучно? Неужели наступает пресыщение убийством, грабежом, насилием?

    Какие образы возникают в 9 главе? Почему возникает именно образ пса?

    Случайно ли дан буржуй на перекрестке? Что такое перекресток?

    Как вы понимаете образ – человек-вопрос?

Карточка-задание (10-12 главы):

    За что товарищи осуждают Петьку?

    От чего, по их мнению, его должен был спасти «золотой иконостас»?

    Обратите внимание на то, как изменилась погода. Как реагирует природа на происходящее? Найдите образы-символы и объясните их.

    Почему поступь патрульных становится «державным шагом»?

    Почему пес, символизирующий старый мир, «ковыляет позади» и не отстает?

    Какое значение, по-вашему, имеет образ Христа?

    Какое значение приобретает число «двенадцать» и название поэмы, когда появляется образ Христа? Что символизирует этот образ?

Возможные комментарии учителя к сообщениям учащихся.

Анализ 2 главы.

Патруль. Почему 12? (12 апостолов Христа, 12 разбойников атамана Кудеяра (Некрасов), из 12 человек состоял патруль-пикет первоначально) Случайно ли, что имена совпадают: Андрюха, Петруха – имена апостольские!

Какими вы увидели этих 12 человек? Как Блок характеризует их? («На спину б надо бубновый туз!» - цветная заплатка, которой отмечали уголовников. Герои поэмы – голытьба, потенциальные каторжники… Блок увидел стихийный разгул масс. (Вспомним лозунг «Грабь награбленное!» из «Собачьего сердца» М.А. Булгакова).

Какое выражение повторяется в главе 3 раза? Троекратный повтор – очень важная деталь! («Эх, без креста!», поговорка «Креста на тебе нет» - упрек в отсутствии совести. Отменены все старые заповеди, свобода без креста – неприятие религии. Они взяли на себя миссию апостолов, они верят, что несут миру царство справедливости).

Обращаем внимание на повтор стиха «Кругом – огни, огни, огни». Этим повтором как бы окольцована основная часть главы, и тут же слышим призыв: «Революционный держите шаг!»

Речь красногвардейцев неправильна, шутки грубы, темы разговора грубы, обращаем внимание на последние слова: «Пальнем в Русь!» Объяснить эти слова. Кондовая –

исконная, сохранившая старые обычаи.

Анализ 3 главы

Мировой пожар – разрушение, уничтожение

Почему к Богу обращаются? (Они из старого мира, в котором благословление Господне было обязательным для любого начинания)

Анализ глав 4-6

Каково прошлое Катьки, Ваньки?

Является ли Катька жертвой революции?

Не слишком ли сурово наказание? Обращаем внимание на глумление над трупом – «лежи, ты падаль на снегу».

Почему в этот момент торжества и произвола и жестокости снова появляются слова «революционный призыв»? Катька – «враг неугомонный»?

Анализ глав 7-8

Как красноармейцы относятся к признанию Петрухи? Они не переживают вовсе: в их системе ценностей то, что они совершили является поступком обыденным, не заслуживающим переживания.

Какое влияние оказали на Петруху?

Разрушение души, потеря раскаяния и милосердия.

Как развлекаются патрульные, чтобы отвлечься от тяжелых мыслей? Почему им скучно? Неужели наступает пресыщение убийством, грабежом, насилием?

Анализ глав 9

Случайно ли дан буржуй на перекрестке? Что такое перекресток? Определите свое отношение к буржуа. Как вы понимаете образ – человек-вопрос?

Анализ глав 11-12

Что значит «идут без имени святого?» Что значит вдаль?

Подведение итогов исследования.

Поэма вобрала и отобразила в поэтических образах впечатления, возникшие по горячим следам событий. Впечатления, еще не отстоявшиеся, не отодвинутые временем на расстояние, с которого можно окинуть их оценивающим взглядом. В поэму врывается вихрь на лету схваченных наблюдений, новостей, ощущений, сначала кажущихся кутерьмой- неразберихой. Они поражают своей свежестью и безусловной, почти документальной правдивостью. В революции Блок увидел стихию, согласился с ее закономерным характером, но при этом разглядел ее жестокое лицо, во многом предугадал ее гибельные последствия. Представлял ее силы более разумными, гуманными. «В своей знаменитой, переведенной на многие языки поэме «Двенадцать» Блок надорвался» В. Маяковский.

Написание «Двенадцати» было трагичным для поэта. Он говорил, что после услышанной им музыки революции некоторое время слышал страшный шум и гул, а потом совсем перестал слушать музыку – оглох.

Выставление оценок.

Домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру «Поэма А.Блока «Двенадцать» - это…»

Ц е л и у р о к а: Проанализировать поэму А.А.Блока “Двенадцать”; раскрыть её художественные особенности, показать её полемический характер, психологизм художественного произведения; развивать умение учащихся анализировать, систематизировать прочитанное, делать выводы, обобщать, строить собственные высказывания; развивать наблюдательность, понимать роль художественной детали; содействовать формированию чувства гражданского долга перед страной, понимания общественных процессов, происходящих в наше неспокойное время; прививать интерес к настоящему будущему страны, родного края.

Т и п у р о к а: урок-исследование

М е т о д и ч е с к и е п р и ё м ы: аналитическое чтение поэмы, исследование отдельных её глав.

О б о р у д о в а н и е: портрет писателя, высказывания о поэме “Двенадцать”, план анализа художественного произведения, выставка книг поэта.

Х о д у р о к а

I. Вступительное слово учителя. (слайды 1-4)

Написав поэму “Двенадцать”, Блок воскликнул: “Сегодня я – гений!” “Двенадцать” – какие они бы ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью”, – утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, ставит много вопросов (сл. 5)

– Почему поэма названа “Двенадцать”?

– Каков смысл её названия?

– Кто герои произведения?

– Почему Христос? Что значит этот образ в поэме?

– Какие символы присутствуют в произведении?

На эти вопросы мы постараемся ответить, читая и анализируя поэму А.А. Блока, которая и в год создания, и сейчас, спустя 93 года со дня написания, вызвала и вызывает столько разных диаметрально противоположных мнений.

Вообще, “Двенадцать” – парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам. Через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику было очень сложно – “большое видится на расстоянье”. Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В.Маяковского, “одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей”.

“Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе – крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее”,– так отозвался о произведении Л.Д.Троцкий.

Сегодня мы, анализируя отдельные главы и строфы, побываем в роли исследователей, ознакомимся с трактованием двух критиков, с двумя взглядами на идейное содержание поэмы А.Блока, на изображение революции в ней. Для этого разделимся на две группы. Одна группа будет представлять взгляды исследователя А.В.Терновского, а другая – С.В.Ломтева. В полемическом споре мы, надеюсь, правильно поймём идейное содержание произведения, уловим суть вопросов, волнующих критиков столь долгое время.

Казалось бы, мы рассматриваем события давно минувших дней, но с тем далёким временем в нашем третьем тысячелетии есть много схожего, общего. Как и в 1917-18 годах, так и сегодня решается судьба великого государства, ведь четвёртого декабря ваши родители должны будут исполнить свой гражданский долг – принять участие в выборах, проголосовать за лучших представителей народа. Перед каждым гражданином в то далёкое время тоже стоял вопрос: с кем идти в будущее, остаться в России или покинуть Родину, сейчас мы также должны сделать правильный выбор, который повлияет на будущее страны и, безусловно, на ваше будущее.

А.А.Блок в 1918 году выполнил свой гражданский долг: он рассказал о том, что волновало, переполняло его, что звучало и жило в нём.

II. Работа над темой урока.

Анализ произведения мы будем проводить по плану, который лежит у вас на партах (сл.6)

1. Творческая история создания поэмы.

А начнём мы с творческой истории поэмы. Интересно узнать, как сам автор отметил этот период в своей записной книжке. (Сообщение ученика)(сл.7)

Из 56-ой записной книжки А.А. Блока

“3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов)”.
“8 января. Весь день “Двенадцать””.
“11 января… Нет уж, не то время, не та музыка.– Музыка какая (если жёлтое)?”
“15 января… – Мои “Двенадцать” не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в
Луначарском или, даже в Ленине? Это же – “конец исторического процесса”…”
“22 января… Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем “утре России” в Тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему: “изменники”. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья “искренняя”, но “нельзя” “простить”. Господа, вы никогда не знали России и никогда её не любили! Правда глаза колет”.
“25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешают приняться за что-либо прочно. А своё бы писать (Иисус)”.
“27 января… Пишу о “Праматери” в издательстве Сабашниковых. “Двенадцать””.
“28 января… “Двенадцать””.
“29 января… Сегодня я – гений!”
“18 февраля… Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том “достойны ли они Его”, а страшно то, что Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого – ? – Я как-то измучен”.

Вывод: (сл.8). Из творческой истории мы узнали о том, что для самого Блока в период её создания очень многое было неясным, во многом поэт не мог разобраться. Однако сомнения всё же не прервали работу над поэмой, более того, создаётся впечатление, что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, всё ли так понимает, как того требует время, Блок создал “Двенадцать”.

2. Жанр и стиль композиция поэмы “Двенадцать”.

Прежде чем приступить к анализу, разберёмся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции поэмы. (Сообщение ученика)

Вывод: (сл.9) “Двенадцать” – эпическая поэма, она как будто составлена из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро меняющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. Есть в поэме и лирические мотивы. Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы. Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. “Слушайте музыку революции”, – призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.

Учитель : Музыка у Блока – метафора, выражение “духа”, звучание жизни. Музыка эта выражена в ритмическом, лексическом, жанровом своеобразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованными стихами.

3. Почему поэма названа “Двенадцать”? Каков смысл названия поэмы?

Вполне закономерно возникает вопрос, каков смысл названия поэмы? (Сообщение ученика). (сл.10)

Символичным в поэме “Двенадцать” является её название. Это число подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстаёт перед читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”,– это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несёт вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” – это полночь, некая граница, рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с её названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:

… И идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.

Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое будущее “огнём и мечом”.

Аналитическое чтение глав поэмы.

– Кто же, кроме двенадцати красногвардейцев, герои поэмы? Давайте прочитаем, какую характеристику даёт им автор, обратим внимание при чтении, какие изобразительные средства помогают автору их ярче описать.

Герои обрисованы лаконично и выразительно.

1. Это образное сравнение:

Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.

(Вития – оратор, красноречивый человек)

2 глава

4. Двенадцать героев составляют один отряд:

В зубах – цигарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз!

Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет, ведь ромб нашивали на одежду каторжникам.

5. Среди них – Петька, “бедный убийца”, повеселевший при напоминании товарищей: “Над собой держи контроль!” (гл.7)

5. Особенности сюжета поэмы “Двенадцать”. (сл.12)

Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждение, обоснование поступков “двенадцати”. Один из центров поэмы – конец 6 – й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу!
Лежи ты, падаль на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:

(гл.1) Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
И как святотатство звучит в строках: (гл. 2)
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Второй кульминационный центр поэмы – 11 глава:

…Идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…

6. Образы-символы поэмы “Двенадцать”. (Коллективная работа) (сл.13)

Аналитическое чтение поэмы.

Передать всю зыбкость, напряженность душевного состояния героев, все переживания, описать сложившуюся ситуацию помогают образы-символы. Давайте вместе найдём их в тексте.

а) – Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы – 1 глава;

б) – Символы цвета:

в) – Число “двенадцать”

г) – Пёс безродный – символ старого, отжившего мира.

д) – “Христос в поэме – антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку” старого мира. Это самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости”, – так сказал об этом образе-символе критик Долгополов. А другой исследователь утверждал, что “Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного незамутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не “благословлял” революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!”

7. Как Блок передаёт “музыку революции”? (Работа в группах). (сл.14)

В статье “Интеллигенция и революция”, которую мы изучали, А.Блок призывал всех “слушать музыку революции”. Какие ритмы слышатся в поэме? Это мы должны исследовать прямо сейчас. Задание для трёх групп: определить, какие ритмы слышатся в определённых главах:

8. Полемика вокруг поэмы “Двенадцать”. (сл.15)

Полемика (из французского воинственный, враждебный) – спор, объяснение, разъяснение по какому-либо вопросу.

А теперь, имея представление о сюжете, идейном содержании, героях, символах поэмы, ознакомимся с двумя точками зрения на это действительно талантливое произведение.

1. Поэма “Двенадцать” как венец “трилогии вочеловечения” (сл. 16-17):

Выступление I группы учеников (выступления прилагаются):

2. Поэма “Двенадцать” как изображение гибельного пути России (сл. 18-19).

Выступление II группы учеников (выступления прилагаются).

9. Учитель (сл.20):

Объяснить такой ответ Александра Александровича можно словами К.И.Чуковского: “Он умер сейчас же после написания “Двенадцати” и “Скифов”, потому что именно тогда с ним случилось такое, что, в сущности, равносильно смерти. Он онемел и оглох, То есть он слышал и говорил, как обыкновенные люди, но тот изумительный слух, которым он умел вслушиваться в музыку эпох, как никто, покинул его навсегда. “Музыка ушла”, – написал он в своём дневнике уже в 1918 году. Всё для него стало беззвучно, как в могиле. “И поэт умирает, потому что дышать ему нечем”. Эти строки из воспоминаний дают нам возможность понять, как сложно, а порой трагично складывается жизнь творца – поэта, художника, писателя – так тонко чувствующего и понимающего окружающий его мир.

10. Поведение итога урока, выставление оценок.

Итак, на сегодняшнем уроке мы рассмотрели вопросы жанрового, стилевого своеобразия поэмы, анализировали отдельные эпизоды, полемизировали о содержании произведения, в результате которого каждый сделал какой-то выводу для себя, но согласимся, наверное, все с тем, что поэма “Двенадцать” помогает понять сложное положение в стране в первые недели после революции 1917 года.

В течение урока хорошо работали все. Полученные знания, умение анализировать, сопоставлять – всё вам пригодится во время итоговой аттестации.

Поэма А.А. Блока "Двенадцать"

Время создания - 1918 год. Жанр - поэма.

Сюжет

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917-1918 года. Первая из две­надцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня боль­шевиков («невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи). По ноч­ному городу идет отряд из двенадцати человек. Они готовы на все, чтобы защитить новый мир от старого - «пальнем-ка пулей в Святую Русь». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой. Следующая глава - лихая песня, исполняе­мая, очевидно, отрядом из двенадцати. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи».

Ванька и Катька на лихаче несутся по Петрограду, сталкиваются с отрядом двенадцати. Во­оруженные люди нападают на сани. Лихач извозчик вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу. Отряд из двенадцати человек идет дальше, лишь убийца Петруха грустит по Катьке, которая была когда-то его любовницей. Товарищи осуж­дают его: «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Следующая глава - романс, посвя­щенный гибели старого мира. Двенадцать идут, Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кро­вью, поэтому от Бога помощи не будет. Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше. За отрядом увязывается шелудивый пес, символизирующий старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура, тем не менее, не исчезает.

Композиция

Поэма состоит из двенадцати глав и построена по принципу кольца (кольцевая композиция). В первых и последних главах - городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на ули­цах. В первой главе можно услышать многоголосие. В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати». Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой (противопоставлением): «Черный вечер. Белый снег...» и антитезой завершается: «Позади - голодный пес... Впереди - Исус Хрис­тос».

Кроме того, композиция поэмы построена на смене музыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовой разговор, и старинный романс, и частушка.

Конфликт

Традиционно конфликт поэмы «Двенадцать» трактуется как столкновение старого и нового мира, старой и новой России. При этом старую Россию символизирует буржуй и голодный пес, а новую - двенадцать. Однако сам Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение политических мотивов в поэме. Она имеет более широкий, философский смысл, в ней изображен разгул и столкновение стихий (народной, природной, космической), а действие произведения про­исходит не столько в Петрограде 1918 года, сколько, как пишет поэт, «на всем Божьем свете». Конфликт поэмы - столкновение добра и зла, хаоса и гармонии, света и тьмы будущего и про­шлого в самих людях, в каждом человеке.

Центральная тема поэмы «Двенадцать» - судьба России. С каждым годом окружающая дей­ствительность все очевиднее представлялась Блоку «страшным миром», который должен быть разрушен. Поэтому поэт принял революцию 1917 года как проявление живой стихии, разруша­ющей «страшный мир», современную мертвую цивилизацию, которая, начавшись в России, пре­образует все мироздание. Но при этом проблема революции, революционного стихийного начала решена в поэме далеко неоднозначно.

Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон. Никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отвечать. Не удерживает от убийства и нравственное чувство, посколь­ку нравственные понятия предельно обесценились. Недаром после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено. Не в состоянии удержать от темных, страшных проявлений челове­ческой души и вера в Бога, она тоже потеряна. Двенадцать, которые пошли «в красной гвардии служить», прекрасно это понимают:

Петька! Эй, не завирайся!

От чего тебя упас

Золотой иконостас?

...Али руки не в крови

Из-за Катькиной любви?

Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседоз­воленности - такой предстает Россия в поэме «Двенадцать». Каким же, в таком случае, поэт ви­дит будущее России (а шире - и всего мира) и как объяснить появление фигуры Христа в финале?

Возможно, в жестоком и кровавом разгуле народной, социальной стихии Блок увидел не только возмездие за «страшный мир», но и погружение в ад, в преисподнюю. Россия должна погрузиться на самое дно, пережить самое страшное, чтобы затем, через хаос и тьму, прийти к свету. И именно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме - образ Христа.

О нем написано очень много, существует множество трактовок финала произведения. Например, некоторые исследователи объясняли появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев. Другие говорили, что появление Христа в финале свидетельствует о восприятии поэтом революции как святой и спаси­тельной (Христос благословляет происходящее). Третьи полагали, что эпизод, в котором двенад­цать стреляют в Христа, доказывает осознание Блоком антигуманной сущности происходящего.

Сегодня уже нет необходимости доказывать закономерность и глубоко продуманный характер этого финала. Более того, образ Христа в произведении предугадывается с самого начала - с на­звания: для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы, - это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идет путем «надвьюжным»:

Так идут державным шагом - Позади голодный пес, Впереди - с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надъвьюжной Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос.

На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А. Блока в грядущее воскресение России и воскресение человеческого в человеке. Борьба миров в произведении - это прежде всего внутреняя борьба, преодоление человеком в себе темного и страшного.

Существует еще одна достаточно убедительная и не противоречащая предыдущей трактовка фи­нала. Анализируя это произведение, литературоведы Гаспаров и Петровский независимо друг от друга провели параллели между финальной частью блоковской поэмы и стихотворением Пушкина Бесы»: совпадение стихотворного размера, текстовые переклички, образы метели, вьюги, ветра. Это наводит на мысль о значимости мотива бесовства в поэме. Этот мотив, действительно очень значим: действие поэмы происходит на перекрестке («нечистое» место), снеговые столбы, которые появляются после убийства, в русской фольклорной символике - это разгул нечистой силы, образ пса также традиционно связан с нечистой силой. В таком контексте можно объяснить и появле­ние Христа. В «Бесах» Пушкина изображается мир, свернувший с колеи; к финалу пространство стихотворения беспредельно расширяется и оканчивается безысходным зрелищем неисчерпаемого зла. В финале поэмы «Двенадцать» происходит такое же беспредельное расширение пространства. Но бесовскому разгулу у Блока противопоставлена «надъвьюжная» фигура Христа. При таком прочтении Христос не благословляет происходящее, а изгоняет бесов. Это залог будущего нрав­ственного возрождения героев поэмы (не случайно Петруха раскаивается в совершенном убий­стве). Таким образом, разгул стихии способны преодолеть христианские ценности: сострадание, любовь и признание ценности каждой личности.

Цель урока : показать полемический характер поэмы, ее художественные особенности.

Оборудование урока : иллюстрации к поэме, различные издания «Двенадцати».

Методические приемы : аналитическое чтение поэмы.

Ход урока.

I. Слово учителя

Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я - гений!» «Двенадцать» - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», - утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, вызывает много вопросов.

- Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?

Во-первых, поэма содержит двенадцать глав . Во-вторых, героями поэмы являются двенадцать красноармейцев . В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы, вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами .

Возникает следующий вопрос:
Почему Христос? Что этот образ в поэме? На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока.

Вообще «Двенадцать» - парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно - «большое видится на расстоянье». Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению В.Маяковского , «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию другие - славу ей». Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования - погоня за «изменницей» Катькой (проституткой вообще-то) и ее убийство?

II. Аналитическая беседа.

Разберемся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции.

«Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

- Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.

- Как Блок передает «музыку революции»?

(Прежде всего, «музыка» у Блока - метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни . Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.)

- Какие ритмы вы услышали?

(В поэме звучат интонации марша :

В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот - проснется
Лютый враг.
(гл.11)

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше - пошел разгул:

Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового -
Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

Запирайте етажи
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

Вперед, вперед,
Рабочий народ!)

- Что, кроме музыки, мы слышим?

(Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!», доносятся обрывки разговоров :

И у нас было собрание...
...Вот в этом здании...

- Каков лексический строй поэмы?

(Лексика поэмы разнообразна. Это и язык лозунгов и прокламаций и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; и искажения слов : «етажи», «елекстрический»; и сниженная ругательная лексика : «холера», «жрала», «подлец» и высокий слог :

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.)

- Как рисует Блок образы героев поэмы?

(Герои обрисованы лаконично и выразительно . Это образное сравнение : «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб»; речевая характеристика : «Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель - / Вития…»; хлесткий эпитет и оксюморон : «А вон и долгополый -/ Сторонкой за сугроб... / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?»
Двенадцать героев составляют один отряд: В зубах - цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз! - коротко и ясно - тюрьма по ним плачет» (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди них - Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей: «Над собой держи контроль!»

Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого плеча...»).

- В чем особенности сюжета поэмы?

(Сюжет можно определить как двухслойный - внешний, житейский : зарисовки с петроградских улиц и внутренний : побуждения, обоснование поступков двенадцати. Один из центров поэмы - конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? - Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!)

- Проследите, где и как проявляется мотив ненависти?

(Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы . Ненависть проявляется и как святое чувство:

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...

И как святотатство:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!)

- Какие еще мотивы вы увидели в поэме?

(Несколько раз встречается мотив бдительности : «Неугомонный не дремлет враг! Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом , подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы - вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни , свобода «без креста». Второй центр поэмы - в 11-й главе:

И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

- Какие образы-символы заметили в поэме?

(Ветер, вьюга, снег - постоянные блоковские мотивы; символика цвета : «Черный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать» , «пес безродный», Христос.)

- Возвращаемся к первому вопросу - какое значение имеет образ Христа в поэме?

(Обсуждение.)

III. Заключительное слово учителя.

Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие - как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый - «в белом венчике из роз». «Двенадцать» стреляют в него, пусть «невидимого».

«Христос в поэме - антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов).

«Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, не замутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).

«Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» - писал сам Блок.

IV. Задания по поэме А. А. Блока «Двенадцать».

1. Как вы считаете, почему А. А. Блок так высоко оценил собственное сочинение - поэму «Двенадцать» («Сегодня я - гений!»)?

2. В. В. Маяковский написал: «Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие - славу ей». Что в поэме А. А. Блока «Двенадцать» прочитали современники? Найдите в тексте поэмы аргументы в пользу «сатиры» и в пользу «славы».

3. Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока Л. Долгополова: «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати» в совершенно новой поэтической системе, которая нашла выражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике».

4. Выскажите свою точку зрения по поводу мнения исследователя творчества А. А. Блока Л. Горелова: «В разбеге поэмы, через сшибку двух миров, через порожденную исторической коллизией драму красногвардейца Петрухи, забубенные головушки, коим подошел бы на спину бубновый туз, превратились в «рабочий народ», в революционное звено народа».

5. О какой «спаянности» говорит исследователь творчества А. А. Блока Л. Горелов? («Поэма Блока состоит из массы мелких деталей-зарисовок, картин быта, реплик, разговоров, частушек, угроз, восклицаний, жалоб. Но все они слиты воедино, прочно спаяны единым ритмом, тем мощным и грозным смысловым подтекстом, который и есть главное в «Двенадцати».)

6. Как вы интерпретировали бы образ Христа в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?

Дополнительный материал к уроку.

Анализ поэмы «Двенадцать»

Смысл поэмы - метафизический. Незадолго до Октября поэт определил происходящее в России как «вихрь атомов космической революции». Но в «Двенадцати», уже после Октября, Блок, все еще оправдывавший революцию, написал и об угрожающей силе стихии. Еще летом веривший в мудрость и спокойствие революционного народа Блок в поэме рассказал и о стихиях, разыгравшихся «на всем Божьем свете», и о стихиях мятежных страстей, о людях, для которых абсолютом свободы являлась, как для пушкинского Алеко, воля для себя.

Стихия - символический образ поэмы. Она олицетворяет вселенские катаклизмы; двенадцать апостолов революционной идеи обещают раздуть «мировой пожар», разыгрывается вьюга, «снег воронкой завился», в переулочках «пылит пурга». Разрастается и стихия страстей. Городское бытие также обретает характер стихийности: лихач «несется вскачь», он «летит, вопит, орет», на лихаче «Ванька с Катькою летит» и т. д.

Однако октябрьские события 1917 года уже не воспринимались только как воплощение вихрей, стихий. Параллельно с этим, анархическим по сути, мотивом в «Двенадцати развивается и мотив воплощенной в образе Христа вселенской целесообразности, разумности, высшего начала. В 1904-1905 гг. Блок, увлеченный борьбой со старым миром, желая «быть жестче», «много ненавидеть», уверял, что не пойдет «врачеваться к Христу», никогда не примет Его. В поэме он обозначил для героев иную перспективу - грядущую веру в Христовы заповеди. 27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что все про исходящее - от падения религии...»

К Божьему началу обращаются и созерцатели революции, и ее апостолы - двенадцать бойцов. Так, старушка не понимает, в чем целесообразность плаката «Вся власть Учредительному собранию!», она не понимает и большевиков («Ох, большевики загонят в гроб!»), но она верит в Богородицу («Ох, Матушка-Заступница!»). Бойцы же проходят путь от свободы «без креста» к свободе с Христом, и эта метаморфоза происходит помимо их воли, без их веры в Христа, как проявление высшего, метафизического порядка.

Свобода нарушать Христовы заповеди, а именно - убивать и блудить, трансформируется в стихию вседозволенности. В крови двенадцати дозорных - «мировой пожар», безбожники готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй.

Любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови в период исторических возмездий, темы неприятия насилия. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Дозорные воспринимают любовное вероломство Ваньки, его гулянье «с девочкой чужой» как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них: «Мою, попробуй, поцелуй!» Убийство Катьки рассматривается ими как революционное возмездие.

Эпизод с убийством «дуры» и «холеры» Катьки идейно и «композиционно напрямую связан с появлением в финале поэмы образа Христа как воплощения идеи прощения грешных то есть и убийц. Дозорные и Христос в поэме являются и антиподами, и теми, кому суждено обрести друг друга. Иисус, «от пули невредим», - не с двенадцатью бойцами. Он - впереди них. Он, с кровавым, красным флагом, олицетворяет не только веру Блока в святость задач революции, не только оправдание им «святой злобы» революционного народа, но и идею искупления Христом очередного кровавого греха людей, и идею прощения, и надежду на то, что переступившие через кровь все-таки придут к Его заветам, к идеалам любви, наконец, к вечным ценностям, в которые поверили революционная Россия и сам поэт, - братства равенства и т. д. Дозорным словно предстоит пройти путь апостола Павла.

Христос и не со старым миром, который в поэме ассоциируется с безродным, голодным псом, что бредет позади двенадцати. Блок воспринимал старую власть как безнравственную, не несущую ответственности перед народом.

Идея объединить в поэме Христа и красногвардейцев как попутчиков в гармонический мир не была случайной, она была Блоком выстрадана. Он верил в сродство революционных и христианских истин. Он полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно пришло бы к этой же мысли.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...